Нравственный и эстетический идеал Н.В. Гоголя в повестях миргородского цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Гаджиева, Тензиля Бедретдиновна

  • Гаджиева, Тензиля Бедретдиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 139
Гаджиева, Тензиля Бедретдиновна. Нравственный и эстетический идеал Н.В. Гоголя в повестях миргородского цикла: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Махачкала. 2008. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гаджиева, Тензиля Бедретдиновна

Введение.

Глава I. «Миргород» в эстетической системе писателя.

1.1. Мир Гоголя в критике и научных исследованиях.9

1.2. Идейные и художественные истоки повестей Гоголя.22

Глава П. Проблематика повестей миргородского цикла и ее отражение в композиции сборника.

2.1. Идейно-композиционный стержень повестей «Старосветские помещики», «Вий» и «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».43

2.2. Нравственный и эстетический идеал Гоголя в повести «Тарас Бульба».75

Глава III. Особенности поэтики повестей миргородского цикла.:.

3.1. Синтез романтических и реалистических элементов в художественной ткани повестей.i.96

3.2. Смех и лирическое одушевление как главные черты прозы Гоголя 30-х годов.101

3.3. Религиозные мотивы в «Тарасе Бульбе» и других повестях сборника.114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственный и эстетический идеал Н.В. Гоголя в повестях миргородского цикла»

Настоящая работа посвящена исследованию многостороннего содержания нравственного идеала Н.В. Гоголя в его взаимосвязи с идеалом эстетическим.

Актуальность темы исследования обусловлена назревшей со временем необходимостью пересмотреть традиционные оценки отдельных сторон идейно-художественного содержания повестей миргородского цикла, с учетом, как сложности художественного мира этих повестей, так и утвердившегося в последнее время в литературоведении взгляда на Гоголя как православного писателя.

Кроме того, Гоголь - это такая страница нашей культурной и духовной жизни, где всегда есть, над чем задуматься, чему удивиться, на,что посмотреть новым, свежим взглядом, тем более в канун 200-летнего юбилея Гоголя. По утверждению современных !учёных-гоголеведов, произведения Гоголя требуют нового, свежего прочтения [20; 26].

Несмотря на всестороннюю изученность проблематики гоголевских произведений, отдельные аспекты её ещё не нашли исчерпывающего освещения в литературной науке. Кроме того, феномен «Гоголь как художник» настолько неисчерпаем, что исследователи пользуются термином «загадочный» Гоголь.

Проблема нравственности, вечно живая и вечно новая, особенно актуальна в наше : время, когда вопреки гуманизации культуры и просвещения, бесчинствует жесточайший терроризм и отмечается ужасающее падение нравов.

Остро стоит перед нами и проблема взаимоотношения русского и украинского народа. В «Тарасе Бульбе» Гоголь касается вопроса об исторических корнях^ их духовного родства. Писатель показывает, что это родство ведет свое начало из глубины веков, оно рождено в процессе осознания жизненной необходимости единения.

Гоголь называет Киев «древней матерью городов русских», пишет на русском языке, но Украина для него «наимилейшая, наикрасивейшая».

По своей биографии Гоголь был человеком Мира, а не просто Украины или России: значительную часть своей жизни он провёл за границей, Италию считал своей второй родиной.

В своих статьях и лекциях Гоголь развивал мысли о вечных общечеловеческих истинах и видел общий путь всех народов, населяющих Европу и Азию, к цивилизации.

В повести «Тарас Бульба» Гоголь показал также взаимоотношения Украины с Турцией и Польшей. Объективно оценивая трагизм этих отношений и возвеличивая героический подвиг запорожских казаков в отстаивании независимости отчизны, писатель тем не менее стоял выше националистических амбиций и предрассудков.

В статье «Взгляд на составление Малороссии» Гоголь рисует картину появления казачества: «И вот составился народ, по вере и по месту жительства принадлежащий Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, - народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света, две разнохарактерные стихии.» [31, с. 67].1>

Остро встали перед нашим обществом также вопросы религии. На рубеже двухтысячилетия христианства представляется знаменательным открытие в Гоголе глубоко христианского писателя.

Главным предметом его размышлений была не столько проблема отличия западной и восточной христианской конфессий, сколько определение той основы, на которой могло бы произойти присоединение католицизма к православию.

Нравственные' же оценки своих героев писатель делает с ориентиром на то, как выполняются ими христианские заповеди.

1 Здесь и далее в тексте сноски даются с указанием источника и страницы.

Мы в своем диссертационном исследовании обращаемся ко всем этим аспектам творчества Гоголя, выделяя, прежде всего проблему добра и зла в гоголевском представлении о Человеке.

Объектом исследования является сборник повестей Гоголя «Миргород», в качестве основного материала используются повести «Старосветские помещики», «Вий», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и главным образом - «Тарас Бульба».

Предмет исследования - нравственные проблемы, определяемые эстетическим идеалом писателя.

Гоголь, пришедший в литературу, когда уже в зените славы был Пушкин, сумел обЬгатить русскую литературу совершенно особым, небывалым содержанием и небывалыми формами.

Идейное богатство произведений Гоголя неисчерпаемо. Об* этом хорошо сказано в одном из последних литературоведческих исследований: влияние : истинно художественного произведения почти беспредельно: кажется, что оно рассмотрено со всех сторон, со всех точек зрения; кажется, что о нем уже сказано последнее слово, - но рождается новое поколение с новыми взглядами, новым мировоззрением - и для него оно опять новый факт, дающий новое впечатление и другие заключения» [26, с. 17]. с .

Мы придерживаемся точки зрения тех исследователей, кто видит в Гоголе не столько сатирика, сколько проповедника, не столько комика, сколько поэта. (В. Белинский, И. Золотусский и др.)

Не снижая героико-патриотического пафоса повести «Тарас Бульба», мы подчеркиваем двойственное отношение писателя к воинским деяниям своих героев, объективно-гуманистическую оценку батальных сцен.

Научная новизна диссертации обусловлена критическим отношением к некоторым традиционным взглядам на повести миргородского цикла, а также расширением понятия «нравственный идеал Гоголя».

В отличие от. имеющихся научных точек зрения на проблематику повести «Тарас Бульба», в данном диссертационном исследовании дается новая интерпретация гоголевского нравственного идеала, неразрывно связанного с его религиозными взглядами и действенным гуманизмом.

Диссертационное исследование представляет также новую трактовку композиционной целесообразности всего цикла повестей, входящих в «Миргород».

Цель работы — освободить гоголеведение от имеющих место устаревших, предвзятых и односторонних трактовок проблематики миргородского цикла повестей, что предполагает решение следующих задач:

1. выявить проповедническую роль творчества писателя;

2. раскрыть идейное содержание повести «Тарас Бульба» в свете гуманистических и религиозных представлений писателя;

3. по-новому оценить композиционное своеобразие сборника;

4. определить i соотношение юмора и лиризма как основных составляющих поэтики Гоголя в данном цикле повестей.

Степень изученности темы. Проблема нравственного и эстетического идеалов находит то или иное отражение во всех трудах исследователей творчества Гоголя, особенно в капитальных монографиях Н. Степанова, Б. Храпченко, В. Ермилова, Г. Гуковского, С. Машинского и Ю. Манна.

Признавая ценность и значимость работ вышеназванных исследователей, мы попытались по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой проблемы.

Обзору литературы по творчеству Гоголя посвящен раздел диссертации (1.1.).

Методы исследования. Основные методы исследования -аналитический и сравнительный. '

Теоретическая значимость данной работы обусловлена углублением вопроса о нравственном идеале Гоголя, новизной оценки писателя как пророка, и философа, (а не только и не столько как сатирика), внесением в понятие «эстетический идеал» автора миргородского цикла повестей религиозного аспекта и определением метода Гоголя в этот период его творчества как синтеза романтизма и реализма.

Практическая ценность диссертационного исследования — в возможности использования его результатов в гоголеведении и в вузовских и школьных курсах «Русская литература XIX в.», в рекомендациях для введения в школьную программу сложного по проблематике произведения «Тарас Бульба», приблизив его к задачам современности без традиционной идеализации и с учетом гоголевского действенного гуманизма.

Односторонний подход к оценке идейного содержания повести «Тарас Бульба» в гоголеведении, перенесенный в практику общеобразовательной школы, отрицательно сказывается на воспитании культурного читателя;

Сокращения в хрестоматиях делаются в основном на том материале текста, который оттеняет негативную сторону деятельности казачества. Эти сокращения педагогически оправданы, тем более для национальной школы. Перед каким «героическим пафосом» преклоняться школьникам, когда кара главного героя падает на турков и поляков, татар и евреев, на женщин, стариков и детей? Между тем, формирование культурного читателя предполагает чтение текстов произведений классики в полном варианте. Тогда и оценки идейного содержания «Тараса Бульбы» должны быть объективными.

Теоретической ' и методологической основой исследования являются труды известных отечественных критиков и литературоведов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Бердяева, И.А. Виноградова, И.И. Гарина, Ап. Григорьева, Г.А. Гуковского, В.В. Ермилова, И. Золотусского,

Ю.М. Лотмана, Г .П. Макогоненко, Ю.Манна, Б. Соколова, С. Машинского, Н.Л. Степанова, М.Б. Храпченко. Методологическая основа диссертации определена принципами научности и историзма.

Апробации диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета.

Основные ее положения отражены в пяти статьях, опубликованных в сборниках ДГПУ «Актуальные проблемы языка и литературы», «Межкультурный диалог на философском пространстве» и в журнале «Научная мысль Кавказа» (Ростов-на-Дону).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Гаджиева, Тензиля Бедретдиновна

Общие выводы по содержанию диссертационного исследования сводятся к следующим положениям:

1. Цикл миргородских повестей, обозначенный самим писателем как продолжение «Вечеров на хуторе.», верен традициям романтической эстетики. Первый сборник повестей Гоголя учил читателя любви к жизни, к природе, к доброму смеху. В новом цикле повестей автор преподносит нравственные уроки через освещение в основном негативных сторон жизни: пошлости, жестокости, забвения христианских заповедей.

Писатель призывает к исполнению обычаев старины и обрядов, он выступает против привязанности к богатству и против корыстолюбия, его сокровенная мысль - о республике свободных и равных людей, его заветная мечта — о единстве, братстве, товариществе как высших нравственных добродетелях.

На пророческую роль великого писателя указывал Н.А. Некрасов в стихотворении, посвященном Гоголю: И веря, и не веря вновь 1 Мечте высокого призванья, i

Он проповедует любовь 1 Враждебным словом отрицанья.

Блажен незлобивый поэт»/ По мнению исследователей, «.творчество Гоголя выходит далеко за пределы искусства 1 и в расширенном смысле его можно назвать «нравственным богословием» [44, с. 13].

1 127 ; i 2. Негативные стороны жизни казачества, не нашедшие до позднего времени должной оценки в литературоведении, следует рассматривать в свете общего мировоззрения писателя и с учетом его религиозных позиций. И.В. Виноградов объясняет все, главные движения запорожского войска исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям [22, с. 128]. ; •

Мы утверждаем, напротив, что Гоголь в своей героической эпопее i продемонстрировал отступление запорожцев от христианских заповедей.

I Религиозные мотивы в повестях Гоголя вызвали довольно противоречивые толкования в критике, что объясняется нами как отражение некоторой неопределенности в религиозной позиции писателя в начале 30-хх годов. Тем не менее,: бесспорно, нравственный и эстетический идеал великого писателя предполагает духовность, богопочитание и выполнение евангельских заповедей.

Религиозная идея развивается в «Миргороде» от повести к повести. В первой («Старосветские помещики») даны образы людей «с Богом в душе». В повести «Вий» образ жизни богословов и других учеников бурсы -пьянство, воровство, богохульство - прямой вызов тому, чему они должны были учиться. В повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» засвидетельствовано ханжество и лицемерие в исполнении религиозных обрядов и посещения храмов. В «Тарасе Бульбе» - жестокость и кровопролитие являются отступлением от божеских заповедей.

3. Через анализ каждой из повестей миргородского цикла мы выявляем критерии писателя в определении нравственной красоты человека, их очень много, но на первом месте, по нашему мнению, стоят доброта и чувство Родины. Повесть «Тарас Бульба» - это не только героическая эпопея, это еще и углубление авторского понимания сущности Человека, его красоты, которая невозможна без добра и человечности. Поэтому первая часть

128 j i s ■ i сборника «Миргорода», раскрывая характеры, близкие к природе, не только дает: образцы хороших людей в повести «Старосветские помещики», красивых, отважных патриотов в «Тарасе Бульбе», но заставляет задумываться над негативными чертами их характеров, над такими сторонами их жизни и деяниями, которые снижают позитивное освещение этих гоголевских характеров.

Старосветские помещики слишком приземлены и ограниченны, запорожские казаки убивают и бесчинствуют даже тогда, когда это не оправдано обстоятельствами.

4. Композиция сборника строится с такой установкой, чтобы сначала вскрыть положительное и ощутить недостатки в людях, близких к природе, не испытавших на себе вредного влияния' цивилизации. Это касается поместного дворянства, в «Старосветских помещиках» и запорожского казачества в «Тарасе Бульбе». •

Вторая часть сборника посвящена изображению представителей «образованной» части общества: воспитанников бурсы в повести. «Вий» и дворян - провинциальных обывателей в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Следовательно, повести этого сборника расположены в плане углубления содержания понятия «человек», его суть, его нравственная ценность. i

1 ! 5. Создание Гоголем повестей о помещиках знаменовало утверждение в творчестве писателя реалистических тенденций. Белинский в своей статье «О русской-повести и повестях Гоголя» говорит, что создатель поэзии реальной «воспроизводит» жизнь «во всей её наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам её действительности» и применяя это общее к Гоголю, считает его писателем,

129 : i . • показавшим; «совершенную истину жизни», «поэтом жизни действительной»

13].! ; В период создания повестей, вошедших в сборник «Миргород»,

1 : эстетический идеал Гоголя сочетает в себе элементы романтизма начала 30-х годов и становления нового направления в русской литературе, реалистического, знаменательно, что : Гоголь стоит у истоков этого

I ' направления.

Нам представляется наглядным факт перехода Гоголя от романтического мироощущения и романтического стиля к реалистическому. Это своеобразный рубеж, отделяющий Гоголя-романтика от Гоголя-реалиста. Это начало его творческого пути, середина 30-х годов. ; ; i 6. Героический' пафос и лирическое одушевление, которыми проникнута повесть «Тарас Бульба», выявляют в авторе черты проповедника - поэта. И сам Гоголь, и Белинский называли его поэтом. Поэтический дар этого обличителя людских пороков находит выражение в его ритмической прозе, в ее эмоциональной наполненности и в музыкальности. Лиризм как составная часть поэтики Гоголя носит широкий характер. Это выражение многогранной натуры писателя, умеющего восхищаться и грустить, разделять чувства матери и влюбленного сына, пораженного горем отца и идущего на смерть воина.

Неслучайно гоголевская проза нашла отклик в различных музыкальных жанрах. |

I 1 J 7. Определяющей стороной поэтики миргородского цикла повестей является также смех, в широком смысле 1этого слова, чаще всего юмор. Это характеризует и его старосветских помещиков и подчас отношение писателя к казакам «Тараса Бульбы». Ирония окрашивает героев «Вия» и ирония, переходящая в сатиру, — героев повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Но в. основном, смех Гоголя не носит уничижительный характер, это беззлобный смех, окрашенный горечью за человеческое несовершенство. I

Комйческая патетика писателя — эстетическая оценка заурядности, пошлости, серости, ничтожества.

Другой ряд нравственных символов у писателя в анализируемом нами сборнике - это доброта, искренность, простота, чистосердечие, дружба, любовь, готовность на подвиг самопожертвования, патриотизм, духовность.

1 : 8. Ведущие тенденции общественной жизни своего времени Гоголь раскрыл в характеристике русской действительности 30-40-х годов 19 века: «Все:изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место,' блеснуть и затмить, во что бы то1 ни стало, другого, отмстить за пренебрежения, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чины, денежный капитал, выгодное положение, чем любовь?»

Тип «существователей» - порождение определенной общественной системы. Подобные персонажи в произведениях Гоголя выступают так же, как социально-психологические типы, связанные с общечеловеческой проблемой предназначения человека. Более того, мы разделяем точку зрения тех критиков, кто считает, что Гоголь явил нам в «Миргороде» не социально-крепостнический тип помещика, а нравственно-этический тип деградации человека. Поэтому в своей отрицательной сущности этот тип перерастает границы породившей его эпохи, сохраняет свою актуальность и для многих последующих поколений людей. I

9. Многими своими сторонами повесть «Тарас Бульба» обращена к современности. i ■

1 Один из актуальных вопросов, поднимаемый Гоголем и перекликающийся с нашей действительностью, — вопрос об исторических корнях общности судеб, духовного родства русского и украинского народов. Гоголь объединил в своем творчестве гений двух братских народов — русского и украинского, навсегда прочно связанных общностью происхождения, культуры и исторической судьбы.

В «Тарасе Бульбе» перед нами Украина, её судьба, её история, запорожское казачество. Но мы читаем эту повесть как произведение о нашей родине, о России, потому что пишет её Гоголь, писатель, для которого русское и украинское — одно и то же.

• Гоголя отличала особо страстная и нежная любовь к русскому языку, о которой он говорил с восхищением,: с высоким лиризмом: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.». Писал он на русском языке и поставил на многие годы перед гоголеведами вопрос: русский или украинский писатель Гоголь?

Русские и украинские националисты проповедуют идею замкнутого развития народов, несовместимость их культур и традиций, 'поэтому выступают против единения. Гоголь же показывает, что между Украиной и Россией историческое родство, ведущее начало из глубины веков по мере осознания жизненной необходимости единения. Несколько лет (1833-1842), в пору полной зрелости своего дарования, Гоголь работал над второй редакцией «Тараса Бульбы». Во второй редакции устранены . многие : мелодраматические моменты, укреплена ее реалистическая основа. 1 f

Основное направление доработки - более отчетливое выделение общерусского пафоса борьбы украинского народа с польской шляхтой. Борьба эта перерастает границы местного значения и предстает как борьба за общую русскую землю; скрепляющая воедино исторические судьбы двух родственных народов. i i i

10. Определяя значение Гоголя для нашего времени, мы испытываем величайшую радость от его возвышенной веры в человека.

По высказыванию В.П. Астафьева, «.нет такого истинно русского i человека, да и русского ли только, таких талантов, кои не испытывали бы на себе благотворного влияния гоголевской, мысли, не омылись бы волшебной животворящей музыкой его слова, не поражались бы непостижимой фантазии» [3, с. 3].

Гоголь жив не только в искусстве слова, но и в других видах нашего искусства, что показано нами на примере музыкальных жанров.

Всем своим творчеством, жизнью и нравственным обликом великий писатель, чье 200-летие готовится отметить весь культурный мир, засвидетельствовал глубокое уважение к человеку, к различным национальностям и религиям.

В наше время творчество Гоголя стало важнейшим духовным фактором в борьбе человечества за1 торжество гуманизма, высокой духовности. Это важнейшая страница мировой культуры.

Слив глубоко патриотическое воодушевление со страстным социальным негодованием, Гоголь надолго определил пути дальнейшего развития русской литературы. » Гоголь пророчествовал о пробуждении нравственного чувства у своих современников, имея в виду недостойных- потомков Тараса. Но нравственный идеал писателя был выше даже положительных героев его героической эпопеи, т.к. он питался его гуманизмом, добротой, чувством справедливости и сострадания к человеку. Гоголь обращал свою мечту к нам: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно Русская земля»!

133

Заключение

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гаджиева, Тензиля Бедретдиновна, 2008 год

1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. — М.: Художественнаялитература». 1983. 694 с.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 класс. Практическая методика. Книга для учителя. 2-ое изд. М.: Просвещение, 2001. - 254 с.

3. Астафьев В. Во что верил Гоголь // Литература в школе. 1989, № 5. — 3-7 с.

4. Афанасьев Э.С. Гоголь, Чехов: эстетика «малых величин» // Литература в школе. 2006, № 10. 2-8 с. j

5. Барабаш Ю.А. Почва и судьба. Гоголь и украинская литература: у истоков. -М. 1995.

6. Барабаш Ю. «Наш» или «не наш»? Гоголь в литературном сознании украинского зарубежья // Вопросы литературы. 2004, № 1. 144-181 с.

7. Барабаш Ю. «Тайная любовь» Гоголя // Вопросы литературы. 1987, № 1.- 74-100 с.

8. Барабаш Ю. Гоголь: страхи, ужасы и надежды России. Над страницами «Выбранных мест из переписки с друзьями» // Литература в школе. 1990, №4-6.-2-16 с.

9. Барабаш Ю. От берега к горизонту. Гоголь в литературном сознании украинского зарубежья // Вопросы литературы. 2005, № 1. — 135-166 с.

10. Ю.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Художественнаялитература 1975. — 504 с.

11. П.Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература. 1986. - 300 с.

12. Белый А. Мастерство Гоголя. М. 1996.

13. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3-х томах, Т. I. М.: Гослитиздат. 1948. -797 с.

14. Бердяев Н.А. О русских классиках. М. 1993.

15. Берестовицкий С.Э. О взаимодействии нравственного и эстетического впреподавании литературы // Литература в школе. 2004, № 2.

16. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: в 2 томах. Т. 2. — М.: Гослитиздат. 1958. 742 с.

17. П.Большакова С.А. Как мы открывали Гоголя // Литература в школе. 2005,i4.-40-42 с.

18. Брюсов В. Испепеленный. К характеристике Гоголя. М. 1909.

19. Бурсов В.И. Родник русского реализма // Гоголь: история и современность. — М.: Советская Россия. 1985. — 79-85 с.

20. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М.: Российский государственный гуманитарный университет. 2002. - 686 с.

21. Вересаев В.В. Гоголь в жизни. СПб: Моск. рабочий. 1995. - 423 с.

22. Виноградов И.А. Гоголь — художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М.: Наследие. 2000. - 448 с.

23. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. М. 1999.

24. Воропаев В.А. • Полтора века спустя (Гоголь в современном литературоведении) // Н.В. Гоголь и мировая культура. 'Вторые Гоголевские чтения. М. 2003.

25. Врубель В.А., Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Гоголь: материалы и исследования. М. 1996.

26. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М.: Книжный клуб. 2002. - 640 с.

27. Гетман Л.И. Рыцари веры или филистерские мещане? (о полиэмоциональности образов старосветских помещиков) // Н.В. Гоголь й мировая культура, вторые гоголевские чтения. М., 2003 — 162-166 с.

28. Гиппиус В.В. Гоголь. Л.: Мысль. 1924.

29. Гоголь Н.В. Собрание'сочинений в 7 томах. Т. 6. М.: Художественная литература. 1952. - 600 с.

30. Гоголь Н.В. Собрание соч. в 6 томах. Т. 2. -М.: ГИХЛ. 1952. 401с.

31. Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Русская книга. 1992. - 480 с.

32. Гоголь Н.В. Переписка в 2 томах. Т. 2. М.: ХудожественнаяIлитература. 1988. 501 с.

33. Гоголь Н.В. В русской критике и воспоминаниях современников. М-Л.,1951.-367 с.

34. Гоголь Н.В. и мировая культура. Вторые гоголевские чтения под общей редакцией В.П. Винуловой. М., 2003. - 248 с.

35. Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. Послесловие Александра Кырлежева «Преодоление душевной черноты» // Наше наследие. 1990, № 5. 37-57 с.

36. Головенченко Ф.М1 «Миргород» в'кн.: Головенченко Ф.М. Реализм Гоголя.;- М.: изд. МГПИ им. Ленина. 1953. 115-151 с.

37. Гончаров С.А. Творчество Н.В. Гоголя и традиции учительной литературы. СПб. 1992.

38. Гончаров, С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. -^СПб. 1997.

39. Горелов П.Г. О повести «Старосветские помещики» // Гоголь: история и современность. — М.: Советская Россия. 1985. 348-360 с.

40. Григорьев А.П. Литературная критика. -М. 1967.

41. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М-Л.: Гослитиздат. 1959. - 531 с.

42. Гуминский В.М. «Тарас Бульба» в «Миргороде» и «Арабесках» // Гоголь история и современность. М. 1985 - 240-259 с.

43. Гуминский В.М. Гоголь и «Миргород» // В мире книг. 1983, № 4. 48-50 с. : 1

44. Егоров Н.В. «Размышления о Божественной Литургии» Н.В. Гоголя // Литература в школе. 2006, № 10 13-14 с.

45. Елистарова А.А. Гоголь и проблемы «западноевропейского романа. М.: Наука. 1972.-301 с.

46. Ермилов В.В. Гений Гоголя. М-Л.: Советский писатель. 1959. - 392 с.1.136

47. Жаравина JI.В. Смех Гоголя как выражение идейно-нравственных исканий писателя // Русская литература. 1976, № 2 109-119 с.

48. Жаботинский В. Избранное. М. 1978.49.3верс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучение. —1.

49. Лининград: Просвещение. 1980. 105 с.I50.3еньковский В. Н.В. Гоголь. М.: Слово. 1997.51.3инченко, В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросыфилософии. 2002, № 2. 52.3инченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. —

50. Карташова И.В. Гоголь и романтизм.- Калинин, 1975. 123 с.

51. Качурин М.Т., Мотольская Д.К. Методика факультатива по литературе в 8 классе. М.: Просвещение, 1980.-128 с.

52. Канунова Ф.З. Некоторые особенности реализма Н.В. Гоголя. Томск, 1962. - |

53. Казинцева Н., Казинцев А. Автор двух поэм. О поэтическом начале в художественном мышлении Гоголя // Литература в школе. 1984, № 1. — 20-27 с. < I

54. Камедина Л.В. Духовные смыслы в творчестве Н.В. Гоголя // Литература в школе. 2006, № 10. 14-17 с.

55. Киселев B.C. Творческая судьба сборника Н.В. Гоголя «Арабески» // Литература в школе. 2006, № 10. 8-13 с.

56. Коровина Г.И. «Исчезающее в суете дней наших.» // Литература вшколе. 2004, №4.

57. Кырлежев, А. Преодоление душевной черноты // Наше наследие. 1990,5.-37-57 с.

58. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. -М.: Просвещение, 1988.

59. Лотман Ю.М. Проблемы художественного пространства в прозе ГоголяI

60. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. — Таллин, 1992.

61. Луцький Ю. Меж Гоголем и Шевченком. Минск, 1978. - 213 с.

62. Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л.: Советский писатель, 1985.

63. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1998. -388 с. |

64. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. -J-M., 1975.

65. Манн Ю.В.Смех Гоголя // Н.В. Гоголь. Повести, пьесы, "Мертвые душу". Вступительная статья. М. ГИХЛ. — 1975.

66. Машинский С. Художественный >мир Гоголя. Изд. 2-ое." М.: Просвещение, 1979. - 512 с.

67. Мережковский Д. Гоголь и черт // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Совет, писатель, 1991. 489 с.

68. Михалков С.В. Слово о Гоголе // Гоголь: история и современность. М.: Советская Россия, 1985. - 75-79 с. <

69. Могульский К.В. Духовный путь Гоголя. М., 1933.

70. Набоков В.В. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. — СПб: Симпозиум, 1999.-832 с.

71. Набоков В.В. Николай Гоголь // Владимир Набоков. Приглашение на казнь. Романы, рассказы, критические эссе, воспоминания. — Кишинев, «Литер артистикэ», 1989.1.II

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.