Образ семьи в европейской и российской культурной традиции: философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Дмитрийчук Ангелина Юрьевна

  • Дмитрийчук Ангелина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 150
Дмитрийчук Ангелина Юрьевна. Образ семьи в европейской и российской культурной традиции: философско-антропологический анализ: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2018. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дмитрийчук Ангелина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Философско-методологические основания исследования

образа семьи

1.1. Семья: философское понятие, сущность, генезис

1.2. Образы семьи в контексте философии культуры и философской антропологии

Глава II. Трансформация традиционных образов семьи в

современной европейской и отечественной культуре

2.1. Образы семьи в отечественной философии и культуре Х1Х-ХХ веков

2.2. Традиционная семья как альтернатива либеральным формам семейно-брачных отношений общества позднего модерна

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ семьи в европейской и российской культурной традиции: философско-антропологический анализ»

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования. Семья -носитель духовной традиции, нашедшей отражение во всем спектре бытия общества и личности. В России семья формировалась на традиционной религиозной основе, принадлежащей к духовной реальности, к духовному бытию.

Для современной социокультурной ситуации как в Европе, так и в России характерна смена ценностных ориентаций. Если ещё в середине XX века была установка на крепкую семью, то в современном обществе размываются не только образы, но и основания семьи. Средства массовой информации пропагандируют свободные отношения между мужчиной и женщиной. Вслед за развитыми странами Запада и в России в последние десятилетия стали наблюдаться такие явления, как увеличение количества незарегистрированных союзов, тенденция к поздним бракам, уменьшение численности семьи, преобладание семей с одним ребенком, увеличение числа внебрачных детей, добровольная бездетность, а также смещение акцента на расширение возможностей личного материального благополучия, чем на образование семьи.

Негативное воздействие на семью и семейные отношения оказывают общественно-идеологические, социально-экономические и политические процессы, происходящие в современном российском обществе, а также общеевропейские изменения семейно-брачных отношений. Молодое поколение перестает воспринимать семью как основной способ включения в культурную традицию. Трансформации семьи включают в себя проблемы трансформации функций, форм семьи, а также вопросы изменения института родительства, супружества и других семейных ценностей.

Проблемы семьи, выразившиеся в изменении функций, типов семьи,

обострились в последние десятилетия. Семья обретает в современной

российской действительности особую значимость, так как с конца 1990-х

годов в связи с переоценкой ценностей, проблемы семьи становятся особенно

3

актуальными. На основе комплексного подхода необходимо выявить важнейшие явления современности, повлиявшие на процессы трансформации семьи.

Состояние современного института семьи интересует философов, антропологов, социологов, психологов, педагогов и ученых других направлений. И прежде всего философия способна из многообразия подходов извлечь универсальное, всеобщее в понимании семьи. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление основных закономерностей и тенденций взаимодействия семьи и государства в контексте анализа трансформаций образа семьи в европейской и русской культуре Х1Х-ХХ веков.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема семьи является важнейшим звеном философских размышлений со времен античности. Философский подход к исследованию семьи предпринят Платоном и Аристотелем, считающими семью ступенькой на пути достижения божественной полноты. Философы не признавали за семьей самостоятельной ценности, полагая, что для полноты абсолютного блага человек должен быть включен в жизнь государства.

С позиций теории естественного права, гуманистической теории семью рассматривали Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант. Семья как общественная и индивидуальная необходимость, как воплощение нравственности отражена в системе гегелевской философии. С точки зрения экономических отношений семья представлена в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Феминистский подход к изучению семьи в XIX веке представлен

работами С. Де Бовуар, Б. Фридан, Ж. Санд. С середины XIX века

появляются антропологические и этнографические исследования в изучении

проблем семьи в научных трудах таких ученых, как И.Я. Бахофен,

Дж. Ф. Мак-Леннан, Э. Вестермарк, М.М. Ковалевский и др. Исследования

данных авторов содержат конкретно-исторический материал, раскрывающий

4

основные закономерности исторического развития семьи и брака. Эволюционистский подход к исследованию семьи осуществлен в трудах Л.Г. Моргана, изучающего семью как историческую категорию.

С конца XIX и в начале XX века в парадигматике философских и социальных знаний о семье доминантой выступают теоретические концепции, получившие широкое распространение, прежде всего, в Западной Европе и Америке. В этих концепциях рассматриваются проблемы изменений института семьи и брака в контексте процесса модернизации современного общества: это работы У. Огборна, К. Циммермана, Б. Хеллингера, П. Сорокина, Э. Берджесса, Р. Зидера, Э. Берна, У. Томаса, Ч. Кули, У. Джеймса, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Уилсона, К. Макдональда, Н. Лумана и др. Исследованиям семьи и ее социальной значимости посвящены работы выдающихся ученых таких, как О. Конт, Ф. Ле Пле, Э. Гидденс, считавших семью базовой ячейкой общества.

Структурно-функциональный подход отражен, прежде всего, в исследованиях Т. Парсонса, Р. Бейлза и других функционалистов, считающих, что для эффективного функционирования семьи все роли должны быть распределены. Мужчины функционируют как кормильцы -выполняют инструментальную роль, женщины - как хранительницы очага -выполняют экспрессивную роль.

О ценности семьи в контексте движения к Богочеловеку размышляли русские философы H.A. Бердяев, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский. Семья с позиций аксиологии и анализа духовных оснований изучена в трудах русских философов и писателей С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Г.И. Шиманского, С.В. Троицкого, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.П. Победоносцева, Ф.М. Достоевского и др.

С середины 80-х - 90-х годов XX в. в России проблема

взаимоотношения полов, семьи и общества особую значимость приобретает в

связи с гласностью. В настоящее время в России проблема семьи и брака

определяется общемировыми тенденциями, характерными для развитых

5

стран, с одной стороны. С другой стороны, спецификой переживаемого современной Россией исторического периода развития, для которого характерна системная трансформация всех сфер жизнедеятельности общества.

Среди отечественных работ можно выделить исследования А.И. Антонова, А.Г. Вишневского, С.И. Голода, Т.А. Гурко, В.Б. Голофаста, А.А. Клецина, О.Д. Комаровой, И.С. Кона, В.М. Медкова, М.С. Мацковского, Л.В. Карцевой, А.Г. Харчева и др., посвященные актуальным проблемам семьи в кризисном обществе, а также изменениям, происходящим в семейно-брачной сфере в последние десятилетия. Катализатором изменений называется, прежде всего, профессиональная занятость современной женщины, ставшая нормой жизненной стратегии женщины, способствующая изменению как типа семьи, так и соответственно семьи в целом. Современные авторы Ю.А. Гаспарян, Р.А. Лопин, К.А. Рейтер, И.Ю. Соловьева, А.Б. Федулова анализируют отдельные аспекты семейной проблематики в истории русской философии и культуры.

С конца 90-х годов прошлого столетия большинство исследователей приходят к выводу, что для современной российской семьи характерен процесс трансформации. Семья в условиях трансформирующегося российского общества представлена в работах современных авторов: А.В. Верещагиной, А.В. Меренкова, А.Р. Михеевой, Ф.А. Мустаевой, Т.Н. Каменевой и других авторов.

Философско-антропологический анализ гендерной проблематики в отечественной литературе представлен в исследованиях таких авторов, как Б.Т. Григорьян, П.С. Гуревич, М.С. Каган, О.В. Рябов, В.М. Розин, Т.И. Липич, С.М. Климова, А.М. Страхов, К.А. Страхова и других. Трансформация отцовства и материнства анализируется в работах Т.А. Гурко, Н.А. Орловой, Н.И. Богачевой, О.Н. Безруковой, Р.Р. Мухамадиева. Трансформация образов женщины в российской культуре отражена в кандидатском исследовании Е.А. Марьясовой.

Таким образом, в работах современных исследователей отражены отдельные аспекты проблемы семьи в философии и культуре, рассмотрены взгляды на семью некоторых представителей европейской и русской философско-культурологической мысли. Вместе с тем, в философской мысли недостаточно разработанным является сравнительный философско-антропологический анализ семьи в европейской и русской культуре.

Объект исследования: семья в контексте европейской и российской культурной традиции.

Предмет исследования: философско-антропологические образы семьи и брака в представлении европейских и русских мыслителей Х1Х-ХХ веков.

Цель диссертационного исследования: выявить философско-антропологические особенности и современные трансформации развития образа семьи в европейской и русской культурной традиции.

Для достижения данной цели предложено решение следующих исследовательских задач:

- осуществить философско-антропологический анализ сущности и генезиса семьи в европейской и русской философии и культуре;

- установить особенности формирования и развития взглядов на семью в контексте отечественной культуры и философии;

- исследовать трансформацию образов семьи в отечественной культуре и философии XIX и начала XX веков;

- выявить основные тенденции и факторы трансформации традиционной семьи в европейской и русской культуре XIX-XX веков.

Общетеоретическую и философско-методологическую основу диссертационного исследования составляют: сравнительно-философский подход, способствующий анализу сущности и генезиса семьи в европейской и русской философии и культуре; философско-культурологический и философско-антропологический подходы, имеющие собственную специфику, позволяющие выявить и установить особенности и современные трансформации образа семьи в контексте как европейской, так и

7

отечественной культурной традиции; конкретно-исторический, на основании которого стало возможным исследование и сравнение аксиологии семейно-брачных отношений на Западе и в России с учетом общественно-политических, экономических, правовых закономерностей; а также компаративный, способствующий выявлению основных тенденций и факторов трансформаций традиционной семьи в европейской и русской культуре Х1Х-ХХ веков.

Методология диссертационной работы опирается на общенаучные принципы познания: сравнительный, системный, исторический.

Эмпирическая база исследования обеспечена работами русских и европейских философов-мыслителей, филологов, этнографов, социологов по проблемам семьи и брака.

Научная новизна исследования:

- осуществлен философско-антропологический анализ сущности и генезиса семьи, который позволил выявить особенности осмысления семьи в европейской и русской культурной традиции, связанные с реалистической и идеалистической теориями происхождения брака; представить семью как единую систему с биологическими, психологическими и социальными характеристиками;

- установлены особенности формирования и развития системы взглядов на семью в контексте отечественной культуры и философии, что позволило вычленить и классифицировать семейные ценности, характерные для традиционной (патриархальной) русской семьи;

- проанализирован процесс трансформации традиционного образа семьи в отечественной культуре Х1Х-ХХ столетий, что определило основные трансформационные признаки для условной типологизации семьи указанного периода;

- выявлены основные тенденции и факторы трансформационных

процессов в европейской и российской семье позднего модерна, которые

8

ведут к изменению структуры семьи и основных семейных функций и ценностей, что приводит к кризису и деформации семьи в целом, появлению её различных либеральных форм и типов, альтернативой которым до сих пор выступает традиционная аксиология семьи.

Положения, выносимые на защиту:

1. В европейской культурной традиции брак - это, прежде всего, юридический договор двух сторон, правовая сделка. В рамках европейской договорной культурной парадигмы создаются концепции равенства людей, одинаковых норм; рождается система прав и свобод; утверждается идея активной творческой личности, стремящейся в браке к самореализации и индивидуации. Философско-культурологическая мысль Запада ищет решение проблем семьи, брака, пола преимущественно в тесной связи с биологическими, психологическими, социально-правовыми установками на характер семейно-брачных отношений. Отечественные представления о семье и браке в философии и культуре тесно связаны с религиозно-философскими традициями и духовно-нравственной культурой человека. Брак в отечественной традиции - это таинство; христианство способствовало появлению нового понимания любви и семейно-брачных отношений.

2. Установление, закрепление, передача обычаев, норм, ценностей, составляющих неотъемлемую часть национального самосознания, происходит благодаря механизму трансляций традиций. Осуществление данной функции возможно именно в полной, гармоничной семье, какой является традиционная семья. Религиозно-философский аспект проблематики включает духовные ценности: веру, целомудрие, верность, единобрачие, жертвенность, супружескую любовь и чадолюбие. Философско-культурологическое осмысление образа семьи определяет ценности: мужественность, женственность, взаимное уважение, терпение, родительство (отцовство, материнство). Процессы эмансипации в XIX веке связаны с развитием либерализма как системы взглядов, основанных на идее свободы личности. Традиционное подчиненное положение женщины,

9

закрепленное традициями и законами, вступило в противоречие с принципами свободы и защиты прав индивида на самореализацию.

3. Исторические, социальные, идеологические и культурные модернизации сопровождались трансформациями мировоззрения и способствовали появлению нового образа семьи. В XIX веке в России происходит формирование национального образа семьи, ставшего впоследствии основой трансформаций представлений о семье в отечественной культурной традиции. В русской философско-культурологической мысли данного периода выделяются две тенденции представлений о семье: западнические (отождествляющие культуру семьи с рациональностью, властью, контролем) и самобытные. В начале XX века ключевое влияние на формирование и развитие семьи оказали коммунистические практики советского государства, что способствовало достаточно прогрессивному перераспределению гендерных ролей в семейно-брачных отношениях, привело к трансформации традиционных и привычных форм семьи. Динамика семейно-брачных отношений напрямую стала зависеть от степени и уровня прав и свобод женщин как в социальной, так и в семейно-бытовой сферах.

4. Эволюция семейной организации привела к значительным

трансформациям гендерных ролей и функций супругов, либерализации

семейно-брачных отношений. Феминизм способствовал формированию

нового женского типа, проявляющего общественно-политическую

активность, экономическую независимость, стремление к участию в научной,

общественной, культурной сферах. Феминизм, критикуя традиционное

разделение полов, способствует либерализации любовно-брачных

отношений, высвобождению сексуальных установок, трансформации

традиционных стереотипов «феминности», «маскулинности», неприятию

гетеросексуальности. Основные тенденции трансформационных процессов в

европейской (в большей степени) и русской семье (в меньшей степени)

общества позднего модерна связаны с утратой мужчиной и женщиной

10

традиционных принципов половой идентичности, что ведёт к изменению структуры семьи, её основных функций и ценностей. Преодоление негативных трансформаций семьи в современной России видится в определённом восстановлении (на новой основе) традиционной модели и аксиологии семейно-брачных отношений.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследовательской работы позволяют глубже рассмотреть структуру семейно-брачных отношений и эволюцию их структурных изменений, непреходящую значимость семьи как родовой, общечеловеческой ценности на протяжении столетий. Теоретическая значимость работы связана с тем, что исследование философско-антропологических представлений о семье восполняет определенный пробел в отечественной и зарубежной литературе по данной проблеме.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при чтении курсов по семьеведению, спецкурсов по работе с семьей, в разработке образовательных программ для специалистов по работе с семьей, а также в научно-педагогической практике (составление учебников и пособий, проведение занятий по философии, религиоведению, культурологии).

Личный вклад автора диссертационной работы состоит в проведении

философско-антропологического анализа образа семьи, позволившего

выявить особенности осмысления семьи в европейской и русской культурной

традиции, связанные с реалистической и идеалистической теориями

происхождения брака, представить оригинальную типологизацию семьи как

единой системы с биологическими, психологическими и социальными

характеристиками. Авторский вклад заключается в представлении

классификации семейных ценностей, характерных для традиционной

(патриархальной) русской семьи; в выявлении основных тенденций и

факторов трансформационных процессов в европейской и русской семье

общества позднего модерна, а также - в обосновании пунктов новизны,

11

положений, выносимых на защиту. Личный вклад диссертанта состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов; в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения исследования.

Апробация диссертации. Результаты исследования освещены в докладах Международных научных конференций: «Гуманизм и духовность -основа социально-педагогических трансформаций в обществе» (Белгород, 2012), «Психолого-педагогическое содержание образовательного процесса в вузе» (Белгород, 2013), «Социология и социальная работа в системе профессионального образования» (Белгород, 2015), «Евангелие в контексте современной культуры» (Белгород, 2015), «Психологические знания в современном мире» (Белгород, 2016), «Педагогика в современной системе высшей школы» (Белгород, 2018), «Инновационные подходы в методике образовательного процесса» (Белгород, 2018), «Война и мир, насилие и ненасилие в русской литературе и философии. К 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого» (г. Белгород, 27-30 июня 2018 года), Межвузовского круглого стола «Актуальные проблемы философии, политики и права» (Ростов-на-Дону, 2018).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены в 11 публикациях автора общим объемом 4,56 п. л., в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы: научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав (4 параграфов), заключения, библиографического списка.

ГЛАВА I. Философско-методологические основания исследования

образа семьи

В первой главе диссертационного исследования представлены методологические подходы к изучению семьи в европейской и русской философии, науке и культуре; рассмотрены этапы становления и развития взглядов мыслителей на проблему семьи, брака в истории европейской и русской философии и культуры.

В настоящей главе проведена реконструкция эволюции взглядов на семью, как в европейской, так и в отечественной философско-культурологической мысли.

1.1. Семья: философское понятие, сущность, генезис

Семья в силу универсальности и многоаспектности является объектом изучения таких наук, как философия, история, культурология, социология, психология и других. На сегодняшний день термин «семья» не имеет однозначной дефиниции.

Философский подход к определению семьи осуществлен в трудах Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра и др. С точки зрения социологии предложены определения семьи М.М. Ковалевского, С.И. Голода, А.А. Клецина, П.А. Сорокина, А.Г. Харчева, А.И. Антонова, В.М. Медкова; с точки зрения культурологии проблемой семьи занимались К.М. Хоруженко, А.А. Радугин и др.

Величайшие мыслители античности Платон и Аристотель предприняли философский подход к исследованию семьи. Семья вызывает интерес философов, прежде всего, в рамках ее отношения к общественному порядку, к государству, так как семью можно представить как государство в миниатюре.

Платона можно назвать первым, заговорившим о равенстве мужчины и женщины в рамках государства. В своих работах он поднимает вопрос не о различии полов, а о разных природных задатках: «Одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины. ...А кто одинаков по своей природе, тем надо предоставить возможность заниматься одинаковым делом».1 По мнению Платона, женщина может быть и правителем, и воином, как мужчина. Можно утверждать, что Платон, говоря в своих трудах о равенстве женщин и мужчин, использовал, выражаясь современным языком, гендерный подход.

В труде «Законы» Платон освещает истоки правильного, справедливого государственного устройства, которые находятся в семье. По его мнению, воспитание детей должно осуществлять именно государство. Платон считает,

Л

что «каждый брак должен быть полезен для государства». Далее находим: для организации полового общения граждан необходимы философы -правители. По мнению Платона, все население идеального государства необходимо разделить на 4 сословия: философы, правители, воины-стражи и работники (ремесленники-земледельцы, воины и правители (философы-мудрецы)). Значимость человека находится в прямой зависимости от служения государству. Индивид должен подчиняться интересам государства, так как общественные (государственные) интересы преобладают над интересами отдельного человека.

В платоновском идеальном государстве упразднена семья, частная собственность, так как в функционировании традиционного института семьи видел Платон угрозу существования государства. Философ считал вступление в брак необходимостью: соединение мужчины и женщины возможно только для рождения детей. Но в браке нужны радикальные

1 Платон. Государство // Сочинения в З т. М., 1971. Т.З. С.105.

2 Платон. Законы // Сочинения в 4 т. М., 1973. Т.3. Ч.2 С.112.

преобразования: женщины могут быть общими для всех мужчин. Например, он считал, что для продолжения рода, рождения здоровых членов общества лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами. В работе Платона «Государство» находим следующее: «Все жены этих мужей (стражей) должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок - кто его отец... лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими. потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших - нет. Определять количество браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т.д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось. .Все рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение особо для этого поставленных должностных лиц, все равно мужчин или женщин, или тех и других, - ведь занятие должностей одинаково и для женщин, и для мужчин. .Потомство должны производить родители цветущего возраста. .Женщина пусть рожает государству, начиная с двадцати лет и до сорока, а мужчина - после того, как у него пройдет наилучшее время для бега: начиная, с этих пор пусть

3

производит он государству потомство вплоть до пятидесяти пяти лет.» . Позже в «Законах» Платон вносит уточнение о границе возраста вступления в брак: для мужчины - двадцать пять - тридцать лет, для женщины -восемнадцать - двадцать лет. Каждый член семьи призван был выполнять возложенные на него обязанности.

Таким образом распределяя роли между супругами, семья утрачивала свое основное предназначение, живя интересами государства. При таком подходе государство определяло возраст деторождения, количество браков, приносящих пользу государству и т. д.

Главным постулатом в учении Платона о государстве является постулат общности жен и детей. Реализация данного постулата означает для

3 Платон. Государство. // Сочинения в 3 т. М., 1971. Т. З. С. 107-110.

Платона достижение высшей формы сплоченности и единства общества. Однако сплоченность государства достигается ограничением и обеднением личной жизни людей, так как интересы личности подчинены интересам государства.

Вторым важным положением, разработанным Платоном в «Законах», можно назвать развитие теории патриархальной семьи. Автор рассматривает вопросы выбора партнера, рождения и воспитания детей; указывает на божественную природу зачатия и рождения детей в браке, семье. Следовательно, по Платону, семья - это преодоление смерти, обретение бессмертия рода человеческого. В основе семьи - духовное начало.

Именно Платоном положено начало трактовки таких категорий, как любовь и брак; любовь - это побудительная сила духовного восхождения в браке. Любовь, по Платону, - это гармония как проявление единого начала: «Гармония есть созвучие, а созвучие из начал разногласящих, пока они разногласят, невозможно... Согласие внушает любовь и взаимное единение, и потому музыка есть знание любви в деле гармонии и ритма»4. В любви, в попытках человека найти свою половину проявляется стремление личности к изначальной целостности: стремление, присущее любящему существу, восполнить себя тем, чего ему недостает. «Каждый из нас есть половинка человека. Мы двоица из одного, и поэтому каждый из нас ищет другую свою половину», - пишет Платон в «Диалогах»5. В последствие учение Платона об андрогинах получило новое толкование у В.С. Соловьева и Н.Л. Бердяева.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дмитрийчук Ангелина Юрьевна, 2018 год

Библиография

1. Аврелий, Августин. Исповедь / Августин Аврелий. - М.: Республика, 1992. - 324 с.

2. Аврелий, Августин. О супружестве и похоти / Августин Аврелий // Философия любви: сб.: в 2-х ч. / сост. А.А. Ивин; предисл. и общ. ред. Д.П. Горского, А.А. Ивина. - Ч. 2. - М.: Политиздат, 1990.- 605 с.

3. Александров, В.А. Черты семейного строя у русского населения Енисейского края ХУП-ХУШ в. / В.А. Александров // Сибирский этнографический сборник. - 1961. - № 3. - С. 3-26.

4. Андреева, И.С. Гулыга, А.В. Брак и семья сегодня. Семья: Книга для чтения / И.С. Андреева, А.В. Гулыга. - Кн. 2. - М.: Политиздат, 1991.527 с.

5. Андреева, И.С., Гулыга, А.В. Брак и семья сегодня. Семья: Книга для чтения. Кн. 2. / И.С. Андреева, А.В. Гулыга. - М.: Политиздат. 1990. -502 с.

6. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Брак и семья / митрополит Сурожский Антоний (Блум). - Киев: Пролог, 2004. - 272 с.

7. Антоний Сурожский (митр.) Таинство любви/ митр. Антоний Сурожский - Клин: Христианская жизнь, 2004. -128 с.

8. Антонов, А.И. Медков, В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»),1996. - 304 с.

9. Анурин, В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. - 2000. - № 9. - С. 88-95.

10. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Аристотель; Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватурова. -Т. 4. - М.: Мысль, 1984.- 830 с.

11. Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека (опыт персоналистической философии) / Н.А. Бердяев. - Париж: УМСА-РгеББ, Б.ё.,1939. - 224 с.

12. Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека. Философия любви. Т. 2. / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1990. - 375 с.

13. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // Общественные науки и современность. - 1990. - № 3. - С. 2.

14. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. - Т.1 -М.: Искусство, 1994.- 436 с.

15. Бердяев, Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви) / Н.А. Бердяев. - M.: Прометей, 1989. - С. 17-51.

16. Берн Э. Секс в человеческой любви / Э. Берн. - М., 1990. - 224 с.

17. Бессмертный, Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демогр. истории Франции / Ю.Л. Бессмертный. - М.: Наука, 1991. - 240 с.

18. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М.: Моск. Патриархия, 2001. - 1371 с.

19. Бовуар, де С. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц. / С. де Бовуар. -М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.

20. Бовуар, де С. Очень легкая смерть. Повести / С. де Бовуар. - М.: Республика, 1992. - 412 с.

21. Болотнов Г.В. Основные тенденции современного воспитания в образовательной среде: проблемы. и последствия для безопасности нации / Г.В. Болотнов // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия: материалы XXVIII Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2007. - С. 122.

22. Булгаков, С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=314997&p=89

23. Бунин, И.А. Суходол / И.А. Бунин. // Несрочная весна: Стихотворения. Избранная проза - М.: Школа-пресс,1994. - 544 с.

24. Бунин, И.А. Темные аллеи / И.А. Бунин. - М.: Художественная литература, 1991. - 251 с.

25. Бэкон, Ф. Опыты и наставления нравственные и политические Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. - Т. 2. - М.: Мысль, 1972.- 464 с.

26. Введение в демографию / под ред. В.А. Ионцева и А.А. Саградова. - М.: Теис, 2002. - 636 с.

27. Вейнингер, О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики / О. Вейнингер - М.: Форум XIX-XX-XXI, 1991. - С. 7-10

28. Вишневский, А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики/ А.Г. Вишневский // Семья и семейная политика. -Вып.1. - М.: Наука, 1991.- 140 с.

29. Вольфсон, С.Я. Социология брака и семьи: опыт введения в марксистскую генеономию / С.Я. Вольфсон. - Мн.: БГУ, 1929. - 375 с.

30. Гегель, Г. Иенская реальная философия / Г. Гегель // Работы разных лет. - Т.1.- М.: Мысль, 1972. - 668 с.

31. Гегель, Г. Феноменология духа / Г. Гегель. - М.: Мысль,1996. -

495 с.

32. Гегель. Пропедевтика / Г. Гегель // Работы разных лет / Сост., общ. ред. А.В. Гулыги. - Т.2. - М.: Мысль, 1973.- 668 с.

33. Гегель. Философия права / Ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц / Г. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

34. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

35. Гоббс, Т. Левиафан. / Т. Гоббс // Избранные произведения: в 2 т. - Т.2. - М.: Мысль, 1964. - 748 с.

36. Гоббс, Т. Основы философии / Т. Гоббс // Избранные произведения: в 2 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1964.- 442 с.

37. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод - СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.

38. Голод, С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? / С.И. Голод // Социально-политический журнал: - 1995. - № 6. - С. 74-87.

39. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод. - URL: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/viewFile/291/285.

40. Голод, С.И., Клецин, А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ / С.И. Голод, А.А. Клецин. - Спб.: Санкт-Петербургский филиал Ин-та социологии РАН, 1994. - 42 с.

41. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина / И.А. Голосенко // История буржуазной социологии первой половины XX века. -М.: Наука, 1979. - 306 с.

42. Гончаров, И.А. Обломов / И. А. Гончаров. - СПб.: Худож. лит.; СПб. отделение, 1993. - 490 с.

43. Гусев, А.Ф. О браке и безбрачии. Против Крейцеровой сонаты и послесловия к ней графа Л.Н. Толстого / А.Ф. Гусев. - Казань: Типография Императорского университета, 1891. - 160 с.

44. Джеймс У. Научные основы психологии /У. Джеймс. - СПб., 1902 - 307 с.

45. Дмитрийчук, А.Ю. Представление о семье в русской философско-культурологической мысли / А.Ю. Дмитрийчук // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - №1. - Тула, 2018. - С. 85-100.

46. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; Подготовка текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой; Худож. А. Г. Тюрин. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304 с.

47. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М.: КСП, 1996. -167 с.

48. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.

49. Жирмунский, В.М. Религиозное откровение в истории романтизма / В.М. Жирмунский. - М.: Издание С.И. Сахарова, 1919. - 287 с.

50. Зеньковский, В.В. О религиозном воспитании в семье / В.В. Зеньковский. - Париж: Религиозно-педагогический кабинет,1928. - 106 с.

51. Зидер, Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе / Р. Зидер. - М.: Владос, 1997. - 301 с.

52. Илларион (епископ). О браке и монашестве / епископ Илларион (Алфеев) // Семья в постатеистических обществах: [сб.] / сост. К. Сигов -Киев, 2003. - С. 240-350.

53. Ильин, И.А. О семье и воспитании / И.А. Ильин. - URL: http://www.paraklit.org/spisok-tem/vospitanie_detej/iljin-o-semjye.

54. Кант, И. Метафизика нравов / И. Кант. // Собрание сочинений в 8 т.- Т.6.- М.: Чоро, 1994. -431 с.

55. Карсавин, Л. О любви и браке / Л. Карсавин // Ежемесячный журнал.- 1918. - № 1. - С. 122.

56. Ковалевский, М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / М.М. Ковалевский. - СПб.: Ф. Павленков, 1895. - 152 с.

57. Ковалевский, М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / М.М. Ковалевский. - М.: Либроком, 2011. - 152 с.

58. Козырев, А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели / А.П. Козырев // Вопросы философии: - 1995. - № 7. - С. 59-78.

59. Козырев, Ф.Н. Брак и семья в православной традиции. Как на самом деле относится Церковь к плотской любви / Ф.Н. Козырев. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.

60. Коллонтай, А.М. Общество и материнство / А.М. Коллонтай. -М.: Госиздат, 1921. - 265 с.

61. Комарова О.Д. Об этнодемографическом подходе к изучению семьи / О.Д. Комарова // Семья. Традиции и современность. - М., 1990. - 240 с.

62. Кон, И.С. Введение в сексологию: моногр. / 2-е изд., доп. / И.С. Кон. - М.: Медицина, 1989. - 336 с.

63. Кон, И.С. Сексуальная культура России: клубничка на березе / И.С. Кон. - М.: ОГИ,1997. - 464 с.

64. Кули Ч. Первичные группы / Ч. Кули // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496с.

65. Куприн, А.И. Повести и рассказы/А.И. Куприн. - М.: Художественная литература., 1986. - 351 с.

66. Лазарев, В.В. Этическая мысль в Германии и России: Кант -Гегель - Соловьев / В.В. Лазарев. - М.: ЦОП, Институт философии РАН, 1997. - 306 с.

67. Легенина, Т.Б. Трансформация роли мужчины в современной российской семье / Т.Б. Легенина // Материалы Международной научной конференции «Ломоносов». - Вып. 10. - М.: 2003. - 108 с.

68. Липич, Т.И., Дмитрийчук, А.Ю. Семья в философско-культурологическом осмыслении / Т.И. Липич, А.Ю. Дмитрийчук // Научные ведомости Белгородского государственного университета, Серия Философия. Социология. Право. - №10 (259). - Вып.40. - Белгород: НИУ «БелГУ» Издательский дом «Белгород», 2017. - С. 146-150.

69. Лопин, Р.А. Традиционная культура семьи России: учебное пособие / под общ. ред. В.В. Овчинникова / Р.А. Лопин. - Белгород: КОНСТАНТА, 2012. - 240 с.

70. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века) / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство СПБ, 1994. - 558 с.

71. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. - М.: Логос, 2004. - 232 с.

72. Магомедов, А.А. Семья на Северном Кавказе / А.А. Магомедов. -Ставрополь: Издательство: СГУ, 1999. - 247 с.

73. Марьясова, Е.А., Липич, Т.И. Философско-антропологический анализ трансформации образов женщины в российской культуре / Е.А. Марьясова, Т.И. Липич. - Белгород: ООО Эпицентр, 2017. - 268 с.

74. Морган, Л.Г. Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л.Г. Морган. - Л.: Издательство народов севера,1934. - 350 с.

75. Морозова, Е.А. Гармония в семье и браке. Семья глазами православного психолога / Е.А.Морозова. - М.: Даниловский благовестник, 2009. - С.41.

76. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А.М. Нечаева. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 280 с.

77. Носкова, А.В. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси / А.В. Носкова // Вестник МГУ. - Сер. 18. Социология и политология. - 2002. - № 1. - С.75-84.

78. Огарев, Н.П. Избранное / Н.П. Огарев. - М.: Правда, 1983. - 448

с.

79. Оридорога, М.Т. Брак и его форма / М.Т. Оридорога // Правовые вопросы семьи и воспитания детей / отв. ред. В.С. Тадевосян. - М.: Юрид. лит., 1968. -184 с.

80. Парсонс, Т. Американская семья: ее отношения с личностью и социальной структурой // Человек. Сообщество. Управление. - 2006. - № 2. -С. 95-103.

81. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.

82. Пастернак, Б.Л. Доктор Живаго: Роман / Б.Л. Пастернак. - М.: Книжная палата, 1989. - 327 с.

83. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. - М.: Даниловский благовестник, 2009. - С. 187-188.

84. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология /Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

85. Пинт, А.А. Люблю - ненавижу: [прорыв в четвертое измерение] / А.А. Пинт. - М.: Ангел Принт, 2002. - 240 с.

86. Пишун, В.К. «Религия жизни» В. Розанова / В.К. Пишун, СВ. Пишун. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. - 202 с.

87. Платон. Государство / Платон // Сочинения в 3 т. - Т.З.- М.: Мысль, 1971. - 687 с.

88. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. В.Н. Карпова / Платон. -СПб.: Азбука, 2000. - 445 с.

89. Платон. Законы / Платон // Сочинения в 4 т. -Т.3. -Ч.2.- М.: Мысль, 1973. -284 с.

90. Победоносцев, К.П. Государство и церковь. / К.П. Победоносцев. - Т. 1. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2011.- 704 с.

91. Победоносцев, К.П. Избранное / сост., автор вступ. ст. А. В. Репников / К.П. Победоносцев. - М.: РОССПЭН, 2010. - 728 с.

92. Победоносцев, К.П. Письма к Е.М. Феоктистову / К.П. Победоносцев // Литературное наследство. - 1935. - № 22 - 24. - С. 499.

93. Протоиерей Александр Шмеман. За жизнь мира. RBR, Inc, 1990. -

272 с.

94. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. - М.: Миф, 1993. - 512 с.

95. Ревякина, Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. / Н.В. Ревякина. - М.: Наука, 1977. - 271 с.

96. Рейтер, К.А. Современная российская семья как транслятор культурных ценностей: Автореф. дис. канд. филос. н. / К.А. Рейтер. -Волгоград, 2005. - 30 с.

97. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. В 2 т. / В.В. Розанов. -Т.1. - СПб., 1903. - 312 с.

98. Розанов, В.В. В мире неясного и нерешенного / В.В. Розанов. -М.: Республика, 1995. - 462 с.

99. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / В.В. Розанов. - М.: Республика, 1992. - 400 с.

100. Розанов, В.В. Семья как религия / В.В. Розанов // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В.П. Шестаков. - М.: Прогресс, 1991. - 448 с.

101. Розанов, В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов / Под общ. ред. А. Н. Николюкина / В.В. Розанов. - М.: Республика, 1995. - 462 с.

102. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. - М.: Педагогика, 1990. - 620 с.

103. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание / В.М. Розин. - М.: Логос, Высшая школа, 1999. - 208 с.

104. Розин, В.М. Беседы о любви и семейных взаимоотношениях / В.М. Розин // Социально-политический журнал. - 1994. - № 9-10. - С. 118125.

105. Романов, П.С. Без черемухи. Избранные произведения / П.С. Романов. - М.: Художественная литература, 1988. - 400 с.

106. Рубанцова, Т.А. Философия феминизма и культа / Т.А. Рубанцова // Вестник Омского университета. - 1998. - Вып. 4. - С. 35-38. - URL: http://imit. omsu. ru/vestnik/articles/y1998-i4/a03 5/article.html.

107. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В.П. Шестаков. - М.: Прогресс, 1991. - 448 с.

108. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль. / Ж.-Ж. Руссо // Педагогические сочинения в 2 т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с.

109. Рюриков, Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее / Ю.Б. Рюриков // Философия любви: сб.: в 2 ч. / сост. А.А. Ивин. - Ч. 1. - М.: Полит. лит., 1990. - 510 с.

110. Санд, Ж. Собрание сочинений. В 9 томах / Ж Санд. - СПб.: Славия, 1992. - 544 с.

111. Санников, А.Л., Шубина, Т.Ф., Беляева, П.М. Руководство по семьеведению / А.Л. Санников, Т.Ф. Шубина, П.М. Беляева. - Архангельск: СГМУ, 2002. - 124 с.

112. Святитель Иоанн Златоуст. О браке, семье и воспитании детей / Свт. Иоанн Златоуст. - М.: Артос Медиа, 2010. - 64 с.

113. Святитель Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. / Свят. Иоанн Златоуст. - URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/_Ioann-Zlatoust/pyat-slov-ob-Anne2.html.

114. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на послание к Ефесянам. Глава 20. / Свят. Иоанн Златоуст. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/20.

115. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на послание к Колоссянам. Глава 12. / Свят. Иоанн Златоуст. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_69/.

116. Сексология: энцикл. справ. по сексологии и смеж. областям / Белорусск. энцикл. им. П. Бровки; [редкол.: Б.М. Ворник и др.] - 2-е изд. -Минск: БелЭн, 1994. - 351 с.: ил.

117. Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 237 с.

118. Смородин, Б. Дивертисмент феминизма / Б. Смородин // Теологический листок. - 1999. - №8. - URL: http://baznica.info/article/divertisment-feminizma.

119. Соловьев, B.C. Оправдание добра / В.С. Соловьев. - М.: Республика, 1996. - 479 с.

120. Соловьев, B.C. Сочинения в 2 т., 2-е изд. / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. / B.C. Соловьев.- Т.2 - М.: Мысль, 1990. - 892 с.

121. Соловьев, Вл. Смысл любви: Изб. Произведения / Вл. Соловьев. -М.: Современник, 1991. - 296 с.

122. Соловьева, И.Ю. Стабильность семьи как социально-философская проблема. Автореф. дис. канд. филос. н. / И.Ю. Соловьева. -Воронеж, 2004. - 169 с.

123. Сорокин П.А. Современное состояние России / П.А. Сорокин. -Прага, 1922. - 112 с.

124. Сорокин, П.А. Кризис современной семьи / П.А. Сорокин // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -

1997. - № 3. - С. 65-79.

125. Сорокин, П.А. Система социологии / П.А. Сорокин. - М.: Наука,

1998. - 64 с.

126. Социально-демографический портрет России: по итогам Всерос. переписи населения 2010 г. / Федер. служба гос. статистики. - М.: НИЦ Статистика России, 2012. - 29 с.

127. Страхов, Н.Н. Бедность нашей литературы: крит. и ист. очерк. / Н.Н. Страхов. - СПб., 1868. - 121 с.

128. Толстой, Л.Н. Анна Каренина: Роман. / Вступ. статья Н. Крутиковой / Л.Н. Толстой. - К.: Дншро, 1981. - 738 с.

129. Толстой, Л.Н. Избранное: В 2 т. / Послесл. и коммент. М. Латышева / Л.Н. Толстой. - Т. 2. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 274 с.

130. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Юбилейное издание / Л.Н. Толстой. - Т. 61. - М.: 1927-1964. - 233 с.

131. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. / Л.Н. Толстой. - Т. 4.

- М.: Художественная литература, 1983.- 432 с.

132. Троицкий, С.В. Христианская философия брака / С.В. Троицкий.

- Клин: Христианская жизнь, 2001. - 224 с.

133. Уэллс, Г. Россия во мгле. Сборник / Г. Уэллс. - М.: Прогресс, 1970. - 86 с.

134. Федулова, А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: Автореф. канд. филос. н. / А.Б. Федулова. -Архангельск, 2003. - 24 с.

135. Феминизм: проза, мемуары, письма. - М.: Прогресс, 1992. - 480 с.

136. Феофан (Говоров) еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла / еп. Феофан (Говоров). - 364 с.

137. Философия любви: В 2-х Ч. / Сост. А.А. Ивин. - Ч.1. - М.: Политиздат, 1990. - 603 с.

138. Философия социальной работы. Монография / Под ред. В.И. Митрохина. - М.: МГСУ Союз, 1998. - 173 с.

139. Фихте, И.Г. Основоположения естественного права / И.Г. Фихте // Философские науки. - 1972. - №5. - С. 120-125.

140. Флоренская, Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем / Т.А. Флоренская. - М.: Русский Хроногграфъ, 2004. -480 с.

141. Флоренский, П. Столп и утверждение истины: Опыт православной Феодицеи в 12-и письмах / П. Флоренский // Собрание сочинений. - Т.4 - Париж, 1989. - 470 с.

142. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. - М.: ACT, 2005. - 640 с.

143. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет / 3. Фрейд - Тбилиси: Мерани, 1991. - 432 с.

144. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд // Додельцев Р.Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. - М.: Знание, 1989. - 64 с.

145. Фридан, Б. Загадка женственности. / Б. Фридан. - М.: Прогресс, Литера. 1994. - 494 с.

146. Фридман, Р.А. «Кодекс» и «законы» куртуазного служения даме в любовной лирике трубадуров // Ученые записки Рязанского пед. ин-та. -Т.34. - М.: 1966. - С. 45.

147. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Э. Фукс - М.: Республика, 1993. - 510 с.

148. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев. - М.: Мысль, 1979. - 367 с.

149. Хвостов, В.М. Участие женщины в умственной культуре человечества / В.М. Хвостов. - М.: тип. Вильде, 1914. - 24 с.

150. Хеллингер, Б. Порядки любви: разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий / Б. Хеллингер. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 400 с.

151. Чернышевский, Н.Г. Что делать?: Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский. - М.: Госполитиздат, 1954. - 150 с.

152. Чехов, А.П. Пьесы: Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад / А.П. Чехов. - М.: 1994. - 175 с.

153. Шестаков, В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство / В.П. Шестаков. - М.: Республика, ТЕРРА -Книжный клуб, 1999. - 464 с.

154. Шиманский, Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви / Г.И. Шиманский. - М.: Даниловский благовестник, 1997. -480 с.

155. Шопенгауэр, А. Метафизика половой любви. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: 1992. -392 с.

156. Шопенгауэр, А. Мир и как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Т.2 - М.: Наука, 1901. - 578 с.

157. Щербатов, М.М. О повреждении нравов в России / М.М. Щербатов. - URL: https://hojja-nusreddin.livejournal.com/4077407.html.

158. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Ф. Энгельс. -М.: Политиздат, 1974. - 111 с.

159. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997. - 477 с.

160. Burgess Е., Locke Н. The Family / E. Burgess, H. Locke. - New York, 1953. - 367 p.

161. Himmelfarb G. The de-moralization of society: from Victorian virtues to modern values / G. Himmelfarb. - New York: A.A. Knopf: Distributed by Random House, 1995. - 314 p.

162. Mac Donald, K.B. Socialization in the context of the family: A sociobiological perpective // Sociobiological perpective on human development. -New York, 1988. - P. 320-340.

163. Parsons, T. The family, Its Function and Destiny / Ed. by T. Parsons. - London, 1959. - 538 p.

164. The family and the biological base of human sociality // Biozocial perpective on the family / P.L. Van den Berghe. - New York, 1988. - P. 39-61.

165. Trost, J. LAT relationships now and in future / J. Trost // The Family: Contemporary perspectives and challenges / K. Matthijs (ed). - Leuven University Press, 1998. - 210 p.

166. Wilson, E. Sociobiology: The new syntesis. Cambridge (Mass.) ets., 1975. - 697 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.