Обучение игре на фортепиано в России: этапы и стадии: XIX - XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Курганская, Ольга Александровна

  • Курганская, Ольга Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 189
Курганская, Ольга Александровна. Обучение игре на фортепиано в России: этапы и стадии: XIX - XXI вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2008. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Курганская, Ольга Александровна

Введение . Стр.

Глава I Принципы стадиальности и музыкально — педагогический процесс. Стр.

§ 1 Принципы стадиальности и музыкально педагогический процесс. Стр.

§2 Начальный этап обучения игре на фортепиано в России. Стр.

§3 Зарождение профессионального музыкального образования в России (А.Г. и Н.Г.Рубинштены, Т.Лешетицкий, А.Есипова, В.Сафонов и др.). Стр.

§4 Утверждение систем художественно -эстетических и педагогических принципов в деятельности выдающихся отечественных музыкантов. Третья стадия (К.Игумнов, А.Гольденвейзер, Г.Нейгауз, С.Фейнберг,

Л.Николаев). Стр.

§5 Продолжение традиций российской фортепианно-педагогической школы в шестидесятые - восьмидесятые годы XX века.

Четвёртая стадия. Стр.

§6 Фортепианная педагогика и исполнительство на рубеже веков, в контексте фундаментальных общественных и социальных перемен. Стр.

§7 Проблемы адаптации музыкальной педагогики к требованиям времени. Цели и задачи. Стр.

Глава II Задачи, организация и содержание опытно экспериментальной работы. Стр.

§1 Педагогические наблюдения. Стр.

§2 Беседа, педагогические интервью и анкетирование. Стр.

§3 Обучающий эксперимент. Стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение игре на фортепиано в России: этапы и стадии: XIX - XXI вв.»

Теория и методика обучения игре на фортепиано, наряду с дисциплинами музыкально-исторического цикла - важная составляющая в комплексной подготовке учащегося-пианиста. Названные дисциплины фигурируют в учебном обиходе большинства специальных музыкальных учебных заведений. Эффективность освоения учащимися этих дисциплин во многом зависит от методологического принципа, используемого преподавателем. Поскольку термин «методология» интерпретируется в ряде случаев по-разному, подчас неадекватно его смысловому наполнению, заметим, что в данном случае взято за основу определение, согласно которому методологию трактуют как «учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности» [54; 10-11].

Автор настоящего исследования придерживается точки зрения, согласно которой при изучении теории, методики и истории фортепианной педагогики в России приоритетная роль должна принадлежать принципу стадиальности - принципу, в соответствии в которым учащиеся рассматривают прошлое и настоящее отечественной педагогики поэтапно, переходя от одной стадии (этапа, периода) историко-педагогической дистанции к другой, выявляя детерминанты и причинно-следственные связи между ними.

Такой метод, как свидетельствует опыт, используется нечасто. И в России, и за рубежом практикуется обычно метод подачи материала, который можно охарактеризовать как персонально-ориентированный (подробнее об этом - ниже). Между тем, именно метод, ставящий во главу угла принцип стадиальности, а) позволяет выявить закономерности, которыми определяется логика историко-педагогического процесса; б) дает возможность рассмотреть музыкально-педагогическую ретроспективу в единстве ее филиационных (преемственных) связей и взаимозависимостей.

Итак, недостаточно глубокое освоение учащимися курсов, связанных с теорией, методикой и историей фортепианной педагогики, нередко объясняется тем, что, имея представление о «персоналиях», о выдающихся мастерах исполнительского искусства и педагогики, учащиеся подчас недостаточно осведомлены о глубинных детерминантах и движущих силах историко-педагогического процесса («за деревьями не видят леса»). Отсюда - противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетенции выпускников профессиональных музыкальных учебных заведений (пианистов и др.), и их реальными знаниями.

Сказанным определяется цель настоящего исследования - обоснование принципа стадиальности как приоритетного, принципиально важного в процессе изучения дисциплин музыкально-педагогического профиля (связанных, в частности, с историко-теоретическими и методическими аспектами фортепианной педагогики).

Объект исследования — русская фортепианная педагогика в ее теоретико-методическом и историческом измерении.

Предмет исследования — основные стадии (этапы) в ходе становления и развития отечественной фортепианной педагогики от начала XIX в. и до настоящего времени.

Задачи исследования:

Утвердить принцип стадиальности как приоритетный в ходе освоения учащимися-музыкантами явлений, феноменов, закономерностей и т.д., характеризующих историческое прошлое и настоящее отечественной фортепианной педагогики;

Выявить основные этапы и стадии в процессе становления и развития фортепианной педагогики, её теории и практики; очертить парадигмальные особенности каждого из этих этапов; указать на их специфику, характерные особенности и свойства, на причинно-следственные связи, существовавшие между ними и цементировавшие их в единое целое.

- Показать преемственность между принципами, взглядами, отношениями, установками российских педагогов-музыкантов, принадлежавших к различным историческим эпохам и поколениям; проанализировать одновременно явления трансформации и определённого отхода от традиционных педагогических подходов и диспозиций - явления, которые имели место в прошлом и наблюдаются сегодня; дать объяснение этим явлениям и фактам.

Предложить практические рекомендации молодым музыкантам, изучающим фортепианную педагогику в её историко-теоретическом и методическом аспектах.

Гипотеза исследования:

1. Российская фортепианная педагогика, рассматриваемая в историко-теоретическом и методическом аспектах, складывается из определённых стадий (этапов), составляющих в совокупности путь развития протяженностью почти в два столетия. Представляется правомерным выделить пять подобных стадий, первая из которых относится к началу XIX в., а последняя датирована концом XX — началом XXI вв. (Подробнее об объёмах и хронологических рамках каждой из стадий — на последующих страницах).

2. Стадии в любой отрасли педагогики, не исключая и фортепианной, являют собой совокупность определённых принципов, установок, диспозиций, отношений и т.д., детерминированных обстоятельствами места и времени; каждая из них, иными словами, имеет свою особую парадигму, отличающую её от других. Анализ этих парадигм, их сущностных основ, качеств и свойств позволяет выявить специфику и характерные особенности той или иной стадии в процессе эволюции педагогической теории и практики.

3. Анализ этапов и стадий в истории педагогики обнаруживает тесные внутренние связи и взаимопереходы между ними, рассмотрение которых не только вносит ясность в ретроспективные процессы, помогая понять логику того, что происходило прежде, но и позволяет в определённой мере проецировать будущее, намечать педагогические перспективы, делая зримой зону ближайшего развития.

4. Современное состояние российской музыкальной педагогики характеризуется серьёзными противоречиями, обусловленными общими кризисными явлениями в социокультурной жизни страны. Заметным становится определённый отход от концептуальных основ, от привычных, устоявшихся методов обучения и воспитания, складывавшихся десятилетиями в практике ведущих отечественных педагогов-музыкантов. Появился такой фактор как рынок труда, диктующий свои правила как системе российского образования в целом, так и отдельным её отраслям. В этих условиях, с учётом новых реалий, становится необходимым внесение определённых корректив в подготовку специалистов в области музыки. Сегодня представляется нецелесообразной ориентация учащегося-музыканта на один вид профессиональной деятельности. (Исключения могут быть, но именно исключения, подтверждающие правило, о котором сказано выше). Ввиду неопределённости трудоустройства по окончании профессионального музыкального учебного заведения (училища, колледжа, вуза), любые локализации и самоограничения в узкой сфере деятельности, в жёстких рамках традиционных специализаций способны обернуться серьёзными проблемами для молодого специалиста. Отсюда - необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс таких видов и форм (методов) работы, которые могли бы обеспечить в дальнейшем успешное самодвижение и саморазвитие человека в различных направлениях, по различным индивидуальным траекториям, обусловленным теми или иными конкретными жизненными обстоятельствами и условиями трудовой деятельности.

Методологической основой исследования послужили принципы историзма и системности, использованные в соответствующем музыкально-педагогическом ракурсе. Автор опирался на соответствующие методологические подходы, выработанные в практике отечественных музыковедов и педагогов исследователей (А. Д. Алексеев, Э. Б. Абдуллин, JI. А. Баренбойм, Г. М. Коган, Т. Г. Мариупольская, А. И. Николаева, Е. В. Николаева, М. Г. Плохова,

Д. А. Рабинович, А. П. Юдин и др.).

Методы исследования включали в себя: а) Теоретический анализ научной литературы (педагогика, музыкознание, теория и методика обучения игре на фортепиано, культурология и др.); б) Изучение архивных материалов, воспоминаний и мемуаров, содержащих информацию по проблемам, рассматриваемым в настоящем исследовании; в) Ретроспективный анализ преподавательской деятельности выдающихся российских музыкантов прошлых лет; обобщение передового педагогического опыта современных мастеров; г) Различные виды и формы эмпирической работы (наблюдения, педагогические собеседования, обучающий эксперимент).

На защиту выносятся следующие положения:

- Российская фортепианная педагогика становилась в предыдущие годы объектом специальных исследований (А. Д. Алексеев, А. А. Николаев, Т. Г. Мариупольская и др.). Однако рассматривалась, как правило, деятельность крупных, авторитетных педагогов-музыкантов, основателей школ и направлений. Значительно меньше внимания уделялось отдельным периодам и стадиям, которые имели место в прошлом и, сливаясь, переходя из одной в другую, образовали в совокупности целостную панораму отечественной фортепианной педагогики.

Каждая стадия в истории педагогики (соответственно и музыкальной педагогики) имеет свои истоки, предысторию, свои генетические корни; каждая, в то же время, содержит в себе детерминанты, определяющие её дальнейшую эволюцию, её постепенный и плавный переход на следующую ступень. Каждая стадия, тем самым, являет собой одновременно и предпосылку, и результат.

Преемственность в процессах эволюции педагогических идей и практических действий реализуется тогда, когда методологические подходы и установки, успешно апробированные и утвердившиеся на одной стадии историко-педагогического процесса, органично сливаются с инновационными подходами и установками, обусловленными целями и задачами, которые возникают на другой стадии. Только в этом случае вектор движения педагогической мысли и действия обретает должную целенаправленность и точность ориентировки. Препятствуют этому во многих случаях ригидность педагогического сознания, сила привычки, консерватизм воззрений, отношений, установок и т.п.

Информационный «бум» конца XX - начала XXI вв., многократно расширивший познавательные возможности молодёжи; активизировавшиеся контакты российских музыкантов с Западом; стремительное развитие аудио и видеотехнологий; наконец, существенные изменения в психологии современного юношества, его ментальности, его отношения к миру; заметно обострившиеся противоречия между поколениями «отцов и детей», - всё это, вместе взятое, не может не накладывать определённого отпечатка на педагогические процессы, в том числе и в стенах музыкальных учебных заведений. В свете вышесказанного представляются необходимыми существенные «подвижки» и коррективы во взглядах, отношениях и учебно-воспитательных действиях учителей, приведение этих взглядов, отношений и действий в соответствие с требованиями времени.

Новизна исследования:

Дан ретроспективный, историко-теоретический и методический анализ преподавательской деятельности выдающихся российских музыкантов; очерчены взаимосвязи между их взглядами, позициями, отношениями, установками и т.д., способствовавшими формированию идейно-эстетической платформы, профессиональных основ и структурной организации отечественной фортепианной педагогики.

- Очерчены этапы и стадии, которые прошла в своём историческом самодвижении российская фортепианная педагогика; выявлена специфика каждого из этих этапов и стадий, даны их характеристики, уточнены парадигмальные особенности и свойства.

- Показана эволюция отечественной музыкально-педагогической мысли от начала XIX в. до настоящего времени; проанализированы трансформации, происходившие на этой исторической дистанции, выявлены причины и следствия указанных трансформаций. Особое внимание уделено при этом изменениям, имевшим место в российской музыкальной педагогике на рубеже XX-XXI вв. и означавшим определённый отход от идейно-творческих позиций, выработанных в прошлом.

- Рассмотрено содержание и общая направленность педагогических инноваций, адекватных требованиям времени и направленным на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в современных музыкальных учебных заведениях.

Теоретическая значимость исследования. Изучены историко-теоретические и методологические закономерности, обеспечившие устойчивые и необходимые связи между явлениями, феноменами и фактами в процессе эволюции российской фортепианной педагогики на её протяжённой исторической дистанции. Разработаны положения, создающие теоретико-методологическую базу, опора на которую создаёт необходимые условия для эффективной музыкально-педагогической деятельности в современных условиях. Изучена и проанализирована с современных позиций совокупность музыкально-педагогических идей, взглядов и представлений, позволяющих адекватно истолковать ретроспективу отечественной фортепианной педагогики, а также наметить перспективные пути её дальнейшего развития.

Практическая значимость исследования. Пополнен и расширен потенциал знаний российских преподавателей-музыкантов о приёмах и способах работы, успешно зарекомендовавших себя в прошлом и способных давать эффективные результаты в современных условиях. Определён и проверен комплекс теоретико-методических положений и рекомендаций, внедрённый в практику учебно-воспитательной работы в фортепианных классах современных музыкальных учебных заведений. Материалы исследования могут фигурировать в качестве важных «составляющих» в курсах истории, теории и методики обучения игре на музыкальных инструментах (фортепиано и др.).

Научная достоверность исследования обеспечена всесторонним анализом ряда архивных материалов, освещающих прошлое российской фортепианной педагогики. Применялся комплекс методов исследования, адекватных его объекту и предмету; работа осуществлялась на основе системного подхода, что позволило рассмотреть изучаемые явления в их реальных и многосторонних связях и зависимостях.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе докладов на научно-практических конференциях, посвященных проблемам музыкального образования в Курске (2001 г.), Белгороде (2005, 2007, 2008 гг.), Краснодаре (2007 г.), а также в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкального образования Белгородского государственного института культуры и искусств.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования; формулируется его гипотеза и положения на защиту; раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, выявляется её новизна; излагаются данные, относящиеся к достоверности исследования и его апробации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Курганская, Ольга Александровна

Заключение

Изучение отечественной фортепианной педагогики в её теоретико-методических аспектах должно основываться на принципе стадиальности. Это позволяет выявить объективные закономерности, которыми детерминируется логика историко-педагогического процесса в единстве его филиационных (преемственных) связей и зависимостей. Отход от указанного принципа либо недостаточно глубокая и последовательная его трактовка, существенно снижают эффективность освоения таких учебных курсов как «Методика игры на инструменте», «История исполнительства» и др. Разрабатывая подобные курсы, педагоги, как правило, делают акцент в них на изучение отдельных проблем, на роль и значение исполнительской деятельности выдающихся музыкантов, на знакомство с их педагогическими принципами. Однако такой подход к изучению предмета не даёт учащимся возможности познания глубоких закономерностей, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих между отдельными явлениями, составляющими определённую логику развития педагогического процесса, его движущие силы и перспективу развития.

Ретроспективный анализ российской фортепианной педагогики позволяет выделить пять основных стадий (этапов), которые складываются в совокупности в историческую дистанцию протяжённостью в два столетия. Каждую из этих стадий отмечают определённые теоретико-методические принципы, установки, педагогические диспозиции, приёмы и способы обучения; каждая имела особую педагогическую парадигму, в той или иной мере отличавшую её от остальных. Если первая стадия, начальный этап обучения игре на фортепиано в России характеризуется стремительным распространением фортепиано в просвещённых кругах российского общества, но в роли учителей, закладывающих традиции русского пианизма выступают в основном западно-европейские музыканты, то уже на второй стадии развития отечественной фортепианной педагогики речь идёт о переходе музыкального обучения в России на профессиональные рельсы, и в этом заслуга великих отечественных мастеров.

Следующую, третью стадию, занимающую центральное место в развитии российской фортепианной педагогики, характеризует значительное многообразие профессиональных почерков, манер, принципов. Различны профессиональные и личностные облики корифеев русского пианизма того периода, но обобщённые результаты их деятельности свидетельствуют о системном единстве российской школы XX столетия.

Тесно связана с этим периодом и четвёртая стадия в развитии российской фортепианной педагогики. В настоящем исследовании подробно описаны факторы, обусловившие её отличие от предыдущих стадий. Детально рассмотрены явления, которыми характеризуется нынешняя, пятая стадия в развитии фортепианной педагогики. Эти изменения закономерны, ибо они происходят на фоне фундаментальных общественных и социокультурных перемен.

Рассмотрение содержательных компонентов (слагаемых) каждой из стадий на историческом пути музыкальной педагогики позволяет выявить, наряду с отличиями, и четко выраженную преемственность между ними, -преемственность в художественно-эстетических подходах, аксиологических приоритетах, психолого-педагогических воззрениях, методах работы и т.д. Выступая в качестве фактора стабилизации музыкально-педагогической деятельности, эти причинно-следственные связи и зависимости подчеркивают важную роль традиции в отечественной теории и практике преподавания музыки.

Так, в педагогической работе и в исполнительстве отечественные музыканты и XIX, и XX века во главу угла ставили работу над художественным образом сочинения, осмыслением его содержательного начала. Техника служила лишь средством для достижения этих целей. На всех стадиях развития фортепианной педагогики основное внимание отечественные музыканты уделяли точному прочтению авторского текста, как основного ключа к раскрытию авторского замысла и тесно связанной с этим проблемы развития творческого начала и художественного воображения молодого музыканта. На всех стадиях развития фортепианной педагогики в России традиционен был и подход к выбору репертуара.

Говоря о преемственности между стадиями в развитии музыкальной педагогики, надо подчеркнуть, что красной нитью через них проходит стремление к певучему звучанию инструмента, к кантиленой манере игры. Сложившаяся в творческой практике музыкантов второй половины XIX века, эта традиция была упрощена выдающимися мастерами последующих десятилетий.

Все перечисленные черты и особенности отечественной фортепианной педагогики действительно имеют чрезвычайно устойчивый характер и активно поддерживаются новыми поколениями музыкантов на каждой стадии развития. Причина тому отчасти и в определенной локализации, замкнутости российской музыкальной элиты, в недостаточном количестве творческих контактов с зарубежными коллегами в середине XX века, минимуме взаимопроникновения и взаимовлияния с другими музыкальными культурами. Изменения в этом плане возникли лишь на пятой стадии развития отечественного пианизма. Но преемственность в педагогике, включая и музыкальную педагогику, выступает в наиболее продуктивных формах тогда, когда методологические подходы и установки, успешно зарекомендовавшие себя на той или иной стадии обучения, в тот или иной период, органично сплавляются (интегрируются) с последующими инновациями и нововведениями в практике обучения; когда педагогическая традиция выступает в ■ качестве живой и динамично развивающейся субстанции. Только при таком условии вектор движения педагогической мысли и действия обретает необходимую целенаправленность и точность ориентировки. В качестве иллюстрации к сказанному можно привести пример трансформации отношения музыкантов-педагогов к фортепианному звуку. Расширившийся репертуарный диапазон, активное включение в него, скажем, произведений Дебюсси и Равеля, заставил музыкантов относиться к звуку как к категории диалектической, непосредственно связанной со стилистикой и характером произведения. Недостаточно добиваться просто хорошего - певучего, кантиленного звучания инструмента. Оно должно быть разным в сонатных циклах Бетховена, в произведения импрессионистов, тем более, в сочинениях современных авторов. Соединение нововведений с уже имеющимися установками - необходимое условие прогрессивного развития, движения вперед.

Современное состояние российской фортепианной педагогики отмечено рядом кризисных явлений. Последние во многом представляют собой результат серьезных общественных и социокультурных катаклизмов в России ХХ-начала XXI столетий. Изменилась ситуация в сфере отечественной культуры, изменились условия жизнедеятельности выпускников музыкальных учебных заведений; изменились приоритеты, аксиологические установки, мотивационные стимулы молодых специалистов. Все это (и многое другое) обусловливает необходимость внесения существенных корректив в учебно-воспитательный процесс. В учебные планы, в частности, музыкальных училищ введены такие предметы как «Синтезатор», «Информатика», «Музыкальная информатика». Вместе с тем, остается незыблемым принцип всестороннего, гармоничного развития учащегося, его профессиональной и психологической готовности осуществлять различные виды деятельности, выходить за рамки узкой специализации, продолжать самодвижение в тех направлениях, которые будут продиктованы жизнью. Последнее требование обретает сегодня особую актуальность и значимость.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Курганская, Ольга Александровна, 2008 год

1. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования : учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. М. Целковников. 2-е изд., исправ. и доп. - М. : Академия, 2006. - 272 с.

2. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : учеб. для муз. вузов. В 3 ч. Ч. 1-2 / А. Д. Алексеев. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - 414 с.

3. Алексеев, А. Д. Русские пианисты : очерки и материалы по истории пианизма. Вып. II. / А. Д. Алексеев ; под ред. А. Николаева. М. : Музгиз, 1948.-314 с.

4. Алыпванг, А. Советские школы пианизма / А. Алыпванг // Советская музыка. 1938. - № 10-11. - С. 91-103.

5. Асафьев, Б. В. Антон Григорьевич Рубинштейн / Б. В. Асафьев // Советская музыка. М., 1946. - Сб. 6. - С. 3-11.

6. Асафьев, Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев ; под ред. С. М. Орлова. 2-е изд. - М., 1973. -С. 48-49.

7. Базиков, А. О некоторых противоречиях в системе музыкального воспитания / А. Базиков // Искусство в школе. 2003. - № 1. - С. 9-13.

8. Барбан Е. Кисин Евгений / Е. Барбан // Контакты : собрание интервью / Е. Барбан. — СПб., 2006. С. 385.

9. Баренбойм JI. А. Антон Григорьевич Рубинштейн : жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. В 2 т. Т.2 / JI. А. Баренбойм. JI. : Музгиз, 1962. - 492 с.

10. Баренбойм, JI. А. Музыкальная педагогика и исполнительство : ст. и очерки / JI. А. Баренбойм. JI. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. - 336 с.

11. Баренбойм, JI. А. Николай Григорьевич Рубинштейн : история жизни и деятельности. — М. : Музыка, 1982. 277 с.

12. Баренбойм, Л. А. Эмиль Гилельс : творч. портр. артиста / Л. А. Баренбойм. М. : Сов. композитор, 1990. - 261 с. : ил.

13. Березняк, А. В. Коммуникативная компетентность как компонент подготовки учителя музыки : на материале работы в классе фортепиано : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Березняк Алина Валентиновна ; Моск. пед. гос. ун-т. М., 2007. - 20 с.

14. Беркман, Т. А. Н. Есипова. Жизнь, деятельность и педагогические принципы / Т. Беркман ; под ред. Г. М. Когана. М. : Музгиз, 1948. -144 с.

15. Бертенсон, Н. Есипова Анна Николаевна : очерк жизни и деятельности / Н. Бертенсон ; Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского- Корсакова. М. : Музгиз, 1960. - 150 с.

16. Беседы о педагогике и исполнительстве : (к обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории). Вып. 1 / ред.-сост. В. Г. Цыпин. М. : Изд-во Моск. консерватории, 1992. -60 с.

17. Бетховен, Л. Сонаты для фортепиано. В 4 т. Т. I. № 1-8 / Л. Бетховен ; ред. А. Б. Гольденвейзер. М. : Музгиз, 1957. - 265 с.

18. Блох, О. А. Проблемы музыкального образования / О. А. Блох // XX век : проблемы культуры : сб. науч. ст. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; науч. ред. Т. Г. Киселева. М., 2002. - С. 138-145.

19. В классе А. Б. Гольденвейзера : сб. ст. / сост. Д. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М. : Музыка, 1986. - 214 с.

20. Вебер, К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884-1885 / К. Э. Вебер. М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885.- 124 с.

21. Воскресенский, М. Оборин артист и учитель / М. Воскресенский // Л. Н. Оборин : статьи, воспоминания : к семидесятилетию со дня рождения. — М., 1977.-С. 147-162.

22. Вульфов, Б. 3. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании / Б. 3. Вульфов // Гуманизация образования. 1994. - № 2. -С. 43-50.

23. Гаккель, JI. Е. Для музыки и для людей / JI. Е. Гаккель // Рассказы о музыке и музыкантах. JI. ; М., 1973. - С. 124-150.

24. Гаккель, JI. Е. Я не боюсь, я музыкант / JI. Е. Гаккель. СПб. : Северный олень, 1993. - 176 с.

25. Гольденвейзер А. Б. : статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Д. Благой. — М. : Совет, композитор, 1969. 448 с.

26. Горбунова, И. Б. Музыкально-компьютерные технологии — новая образовательная творческая среда // И. Б. Горбунова // Вестн. Герцен, ун-та. — 2007. -№ 1 (39).-С. 47-51.

27. Гордон, Г. Б. Эмиль Гилельс : за гранью мифа / Г. Б. Гордон. М. : Классика-ХХ1, 2007. - 349 с.

28. Горлинский, В. О педагогическом консерватизме, узкой специализации и некоторых других проблемах современной музыкальной педагогики / В. Горлинский // Искусство и образование. 2003. - № 2 (24). -С. 43-52.

29. Горностаева, В. Станешь ли ты артистом? / В. Горностаева // Советская культура. — 1969. 29 апр.

30. Гофман, И. Фортепианная игра : ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. М. : Музгиз, 1961. - 224 с.

31. Григорий Гинзбург : статьи, воспоминания, материалы / сост. М. Яковлев. — М. : Сов. композитор, 1984. 288 е., 17 л. ил.

32. Григорьев, В. Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением / В. Ю. Григорьев // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики / сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик и др.. Новосибирск, 1987. - С. 25-37.

33. Григорьев, JI. Яков Флиер / JI. Григорьев, Я. Платек // Музыкальная жизнь. — 1969. № 8. - С. 8-11. - (Беседы с мастерами).

34. Давидович, В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов н/Д : Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 263 с.

35. Дельсон, В. Татьяна Николаева / В. Дельсон // Советская музыка. -1961.-№7.-С. 88.

36. Дядченко, М. С. Инновационные компьютерные технологии в музыкальном образовании / М. С. Дядченко // Инновационные проблемы педагогического образования : сб. науч. тр. / Таганрог, гос. пед. ин-т ; отв. ред.

37. Л. А. Дурьянова. Таганрог, 2005. - С. 147-152.

38. Дядченко, М. С. Инновационные технологии в музыкальном обучении : тестирование слуховых навыков : автореф. дис. . канд. искусствоведения / М. С. Дядченко ; Рос. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д, 2006. - 26 с.

39. Ершова, Н. А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации : дис. . канд. психол. наук / Н. А. Ершова ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. -М., 1987. 204 с.

40. Зак, Я. Исполнители просят слово / Я. Зак // Советская музыка. — 1957.-№3,-С. 57-61.

41. Зак, Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов / Я. Зак // Вопросы фортепианного исполнительства : очерки, статьи, воспоминания. М., 1968. - Вып. 2. - С. 81-99.

42. Зауэр Э. Кто меня сделал музыкантом : (глава из книги «Мой мир») / Э. Зауэр // Вопросы фортепианного исполнительства / сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. М., 1976. - Вып. IV. - С. 11-27.

43. Землянский, Б. Я. О музыкальной педагогике / Б. Я. Землянский ; сост. и науч.-текстолог. подгот. О. Дворниченко. М. : Музыка, 1987. - 142 с.

44. Зинченко, В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В. П. Зинченко. — М. : Новая школа, 1997. — 334 с.

45. Игумнов, К. Н. Мои исполнительские и педагогические принципы / К. Н. Игумнов // Советская музыка. 1948. - № 4. - С. 71-78.

46. Игумнов, К. Н. Яков Флиер / К. Н. Игумнов // Советская музыка. -1937. -№ Ю-11.-С. 104.

47. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособие / Е. П. Ильин. -СПб. : Питер, 2000. 508 с. - (Мастера психологии).

48. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления : избр. ст. и докл. / Д. Б. Кабалевский. — М. : Педагогика, 1986. 188 с.

49. Казанский, С. П. Антон Рубинштейн и его исторические концерты / С. П. Казанский // Русская мысль : ежемесяч. лит.-полит. изд. — М., 1886. — Кн. III.-С. 156.

50. Кашкин, Н. Д. С. И. Танеев и Московская консерватория / Н. Д. Кашкин // Музыкальный современник. — 1916. № 8. - С. 5-25.

51. Киселев, JI. JI. От редукционизма к интегратизму / JI. JI. Киселев // Человек. 2003. - № 4. - С. 5-11.

52. Коган, Г. М. Вопросы пианизма / Г. М. Коган. М. : Сов. композитор, 1968.— 461 с.

53. Краевский, В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исполнителей / В. В. Краевский. Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 244 с.

54. Красил ьников, И. М. Музыкальное образование XXI века : каким ему быть? / И. М. Красильников // Музыкальная академия. 2002. — № 2. -С. 49-51.

55. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / В. М. Кроль. М. : Высш. шк, 2001. - 319 с.

56. Курбатов, М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано / М. Курбатов. М. : Тип. Вильде, 1899. - 83 с.

57. Куренкова, Р. А. Феноменологическая педагогика и музыка / Р. А. Куренкова // Пед. образование и наука. 2002. - № 2. - С. 18-26.

58. Кушнер, Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования : учеб.-метод. пособие / Ю. 3. Кушнер. Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.

59. Левина, И. Р. Развитие профессионально педагогической компетентности учителя музыки в контексте современного образования / И. Р. Левина // Вест. Бирской гос. соц.-пед. акад. — 2006. - Вып. 10. - С. 49 -51.

60. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 3-е изд. М. : Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.

61. Майкапар, С. М. Из музыкально-педагогического наследия. Годы учения. О Бетховене. О фортепианной педагогике / С. М. Майкапар. М. : Композитор, 2003 - 322, 4. с.

62. Малакуцкая, С. М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования : дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / С. М. Малакуцкая М., 2004. - 175 с.

63. Мариупольская, Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки: теоретический и методический аспекты : автореф.дис. . док. пед. наук : 13.00.02 / Мариупольская Татьяна Геннадьевна ; Моск. пед. гос. ун-т. -М., 2002. 53 с.

64. Мару шина, В. Н. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности Электронный ресурс. / В. Н Марушина ; МГТУ. М., 2000. - Режим доступа : http://www.mstu.edu.ru/publish. html

65. Мастера советской пианистической школы : очерки / под ред. А. Николаева. М. : Музгиз, 1961. - 238 с.

66. Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики : материалы Всерос. науч. конф. Краснодар : Краснодар, гос. акад. культуры, 1997. - 131 с.

67. Милыптейн, Я. И. Генрих Нейгауз / Я. И. Милынтейн // Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. М., 1988.-С. 207-239.

68. Милынтейн, Я. Жизнь как яркое озарение : к 60-летию со дня рождения Розы Тамаркиной / Я. Милынтейн // Музыкальная жизнь. — 1980. — №6.-С. 15-16.

69. Милынтейн, Я. И. Константин Николаевич Игумнов / Я. И. Милынтейн. М.: Музыка, 1975. - 471с.

70. Милыптейн, Я. «Самый животрепещущий вопрос для исполнителей» / Я. Милынтейн // Советская музыка. 1981. - № 7. - С. 5052.

71. Монсенжон, Б. Рихтер : диалоги, дневники / Бруно Монсенжон ; пер. с фр. О. Пичугин. М. : Классика-ХХ1, 2003. - 480 с.

72. Музалевский, В. И. Русское фортепианное искусство : XVIII -первая половина XIX века / В. И. Музалевский. JI. : Музгиз, 1961. - 319 с.

73. Музыкальная педагогика. Исполнительство. : сб. ст. Вып. 1-2. / Моск. гос. ун-т культуры. —.М. : Изд-во МГУК, 1998. 229 с.

74. Музыкальная педагогика. Исполнительство. : сб. ст. Вып. 3. / Моск. гос. ун-т культуры. М. : Изд-во МГУК, 1998. - 103 с.

75. Музыкальная педагогика. Исполнительство : сб. ст. Вып. 4. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М. : Изд-во МГУКИ, 1999. - 126 с.

76. Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы : материалы науч.- практ. конф., 4-5 марта 2003 г. / науч. ред. Е. И. Максимов. М. : Изд-во МГУКИ , 2003. - 156 с.

77. Музыкальное исполнительское искусство и педагогика : афоризмы, цитаты, изречения : учеб. пособие / сост. Г. М. Цыпин. Белгород : Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.

78. Музыкальное исполнительство и педагогика : история и современность : сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М. : Музыка, 1991. -238 с.

79. Натансон, В. А. Прошлое русского пианизма (XVIII начало ХЕХ) : очерки и рассказы / В. А. Натансон. - М. : Музгиз, 1960. — 290 с.

80. Натансон, В. А. С. Е. Фейнберг (1890-1962) / В. А. Натансон // Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг, В. А. Натансон. -М., 1969.-С. 3-29.

81. Наумов, JI. Н. Композиторское и исполнительское для меня неразделимы / JI. Н. Наумов // Советская музыка. 1987. - № 9. - С. 47-57.

82. Наумов, JI. А. Под знаком Нейгауза : беседы с Катериной Замоториной / JI. А. Наумов. — М. : Антиква, 2002. — 336 с.

83. Нейгауз, Г. Г. Дневник последних лет / Г. Г. Нейгауз // Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. М., 1975. - С. 67-83.

84. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. -М. : Музгиз, 1958.-301 с.

85. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз ; послесл. Я. И. Милынтейна. 4-е изд. - М. : Музыка, 1982. -300 с.

86. Нейгауз, Г. Г. Святослав Рихтер / Г. Г. Нейгауз // Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. -М., 1975. С. 236-240.

87. Нейгауз, Г. Г. Яков Зак (11 февраля, Большой зал консерватории) / Г. Г. Нейгауз // Советская музыка. 1959. - № 4. - С. 140-142.

88. Нестьев, И. Жизнь Сергея Прокофьева / И. Нестьев. 2-е изд. - М. : Сов. композитор, 1973. - 662 с.

89. Николаев, А. А. Б. Гольденвейзер — педагог / А. Николаев // А. Б. Гольденвейзер : статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Д. Благой. — М., 1969.-С. 52-76.

90. Николаев, А. А. Джон Фильд : монография / А. А. Николаев. — 2-е изд. М. : Музыка, 1979. - 159 с.

91. Оборин, JL Композитор-исполнитель / JI. Оборин // Вопросы фортепианного исполнительства : очерки, статьи / сост. и общ. ред. М. Г. Соколова.-М., 1973. Вып. 3.-С. 138-141.

92. Оборин, JI. Н. педагог : сб. ст. / сост. Е. К. Кулова: - М. : Музыка, 1989.- 188 с.

93. Педагогика музыкального образования : проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. оч.-заоч. науч.-практ. конф., 29 марта 2006 г., Нижневартовск / Нижневарт. гос. гуманит. ун-т ; отв. ред. Э. Б. Абдуллин. -Нижневартовск, 2007. — 211 с.

94. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : для студентов сред, и высш. муз. учеб. заведений / В. И Петрушин. 2-е изд., испр. и доп. - М. : ВЛАДОС, 1997.-383 с.

95. Позняковская, Н. Н. О некоторых исполнительских и педагогических принципах школы А. Н. Есиповой / Н. Н. Позняковская // Науч. метод, записки Урал. гос. консерватории. — Свердловск, 1957. — Вып. 1. С. 85-92.

96. Проблемы научного творчества в современной психологии / ред. М. Г. Ярошевский. М. : Наука, 1971. - 334 с.

97. Проблемы социалистической культуры : науч.-аналит. обзор / С. Я. Левит. М. : ИНИОН, 1981. - 75 с.

98. Рабинович, Д. А. Портреты пианистов / Д. А. Рабинович. 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1970. - 280 с.

99. Равичер, Я. Василий Ильич Сафонов : монография / Я. Равичер. -М. : Музыка, 1959. 366 с.

100. Реан, Л. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / Л. А. Реан, Л. А. Баранов // Вопр. психологии. 1997. - № 1. - С. 45-54.

101. Русская старина : ежемесяч. истор. изд. Т. XLIV / под ред. М. В. Семевского. СПб. : Тип. В. С. Балашова, 1889. - 630 с.

102. Русская старина : ежемесяч. истор. изд. Т. LXV / под ред. М. В. Семевского СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1890. - 940 с.

103. Савшинский, С. Леонид Николаев : пианист, композитор, педагог / С. Савшинский. М. : Музгиз, 1950. - 189 с.

104. Серый, А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимых качеств психологов-практиков / А. В. Серый // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2005. - № 2 (22).-С. 45.

105. Советские лауреаты международных музыкальных конкурсов. -М., 1937.-205 с.

106. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапоцевич. -Минск : Современное слово, 2001. 928 с.

107. Станислав Нейгауз : воспоминания, письма, материалы / сост. и общ. ред. Н. Зимяниной. М. : Сов. композитор, 1988. - 207 с.

108. Стасов, В. В. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Музыка и театр. Литература. Императорская Публичная библиотека. Автобиография /

109. B. В. Стасов СПб. : тип. М. М. Стасюлевича, 1894. - 1792 стб.

110. Тараева, Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Кн. 2. Технология презентации / Г. Тараева М. : Классика-ХХ1, 2007. - 120 с.

111. Тараева, Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Кн. 3. Интерактивное тестирование / Г. Тараева М.: Классика-ХХ1,2007. - 128 с.

112. Теория музыки и музыкальная педагогика : сб. ст. / Владимир, гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского ; редкол. : С. М. Зарухова и др.. -Владимир : ВГПИ, 1981. 93 с.

113. Уроки Зака / сост. А. Меркулов. М. : Классика-ХХ1, 2006. - 212 с.

114. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. : в 11 т. / К. Д. Ушинский. М., 1948. - Т. 3. - С. 87-252.

115. Фадеева, С. А. Преемственность в процессе музыкального воспитания и образования : детский сад школа — колледж - ВУЗ : автореф. дис. . докт. пед. наук : 13. 00. 02, 13.00. 08 / С. А. Фадеева ; Моск. пед. гос. ун-т.-М, 2007.-55 с.

116. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг ; вступ. ст. В. Натансона. 2-е изд., доп. - М. : Музыка, 1969. - 598 с.

117. Хачатурян, А. И. Статьи и воспоминания / А. И. Хачатурян. М. : Сов. композитор, 1980. - 422 с.

118. Цыпин, Г. М. Вера Горностаева / Г. М. Цыпин // Музыкальная жизнь.- 1980.-№8.-С. 15-16.

119. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство : теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб. : Алетейя, 2001. - 320 с.

120. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа : проблемы психологии творчества. Кн. 1 / Г. М. Цыпин М. : Сов. композитор, 1988 - 382 с.

121. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов : музыкально-критические ст. / Г. М. Цыпин. М. : Сов. композитор, 1982. - 239 е., 8 л. ил.

122. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов : музыкально-критические ст. / Г. М. Цыпин. 2-е изд., доп. - М. : Сов. композитор, 1990. — 336 с. : ил.

123. Цыпин, Г. М. Я. В. Флиер / Г. М. Цыпин. М. : Музыка, 1972. -128 е., 8 л. ил.

124. Юдин, А. П. Глинка основатель национальной традиции в отечественной музыкальной педагогике / А. П. Юдин // Музыка в школе. -2004. - № 2. - С. 27-32.

125. Юдин, А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века / А. П. Юдин ; Моск. гос. пед. ун-т. М. : Прометей, 2004.-247 с.

126. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. для вузов / В. А. Ядов ; Ин-т социологии РАН. М. : Добросвет : Кн. дом "Университет", 1998. - 595 с.

127. Яков Флиер : статьи, воспоминания, интервью / сост. Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев. -М. : Сов. композитор, 1983. 272 с.

128. Яковлева, Е. JI. Психология развития творческого потенциала / Е. JI. Яковлева. М. : Моск. псих.- соц. ин-тут : Флинта, 1997. - 222 с.

129. Byman, Isabelle. The Piano Teachers Art: Guidelines for Successful Teaching /1. Byman ; ed. Albert de Vito. Westbury, New Jork : Kenyon, 1979. -994 p.

130. Choksy, Lois. Teaching music in the twentieth century / L. Choksy. -New York : Englewood Cliffs : Prentice-Hall Cop., 1986. 343 p.

131. Cooke, James Francis. Great Pianists on Piano Playing / J. F. Cooke. -Philadelphia : Theo Presser Co., 1913. P. 218-219.

132. Friskin, James. Music for the piano: a hand of concert: a teaching material from 1580 to 1952 / J. Friskin, I. Freundlich. New York : Dover cop., 1973.- 128 p.

133. Gerig, Reginald R. Great Pianists and Their Techniques / R. R. Gerig. -Newton: Abbot, David & Charles, 1976. 291 p.

134. Gordon, Stewart. Performance Practices in Late 20th Century Piano Music / S. Gordon. Van Nuys, CA : Alfred, 1995.-658 p.

135. Hewlett, Jonson. The Soviet Power; the Socialist Sixth of the World / J. Hewlett. New York : International Publishers, 1940. - 351 p.

136. Hinson, Maurice. The Pianist's Dictionary / M. Hinson. -Bloomington, IN : Indiana UP, 2004. 221 p.

137. Khlybova, S. Die heutige Zukunft russischer Musik : zur Atmosphare des Komponistenlebens / S. Khlybova // Osterreichische Musikzeitschrift. 2002. - № 8-9. - S. 33-45.

138. Mach, Elyse. Great Contemporary Pianists Speak for Themselves /Е. Mach. New York : Dover Publications, 1991. - 258 p.

139. Methuen-Campbell, J. Chopin Playing from the Composer to the Present Day / J. Methuen-Campbell. London : Gollancz, 1981. - 289 p.

140. National Conference on Piano Pedagogy / Ed. M. J. Baker. Princeton, New Jork National Conference on Piano Pedagogy, 1983. - 213 p.

141. Palmieri, Robert. Piano Information Guide : An Aid to Research / R. Palmieri. New York : Garland, 1989. - 185 p.

142. R6bke, P. Konzertleben, Schule und Musikschule als Orte der Begegnung mit Musik / P. Robke // Osterreichische Musikzeitschrift. 2000. - № 1-2. - S. 32-40.

143. Russians on Russian music, 1880-1917: an antology / Ed. and transl. S. Campbel. Cambridge : Cambridge univ. press, 2003. - 267 p.

144. Sachs, Harvey. Virtuoso / H. Sachs. New York : TKames and Hudson, 1982.-P. 64-65.

145. Schonberg, Harold C. The Great Pianists / H. C. Schonberg. New York : Simon & Schuster, 1987. - 269 p.

146. Schubert, E. Modeling perceived emotion with continuous musical features / E. Schubert // Music Perception. 2004. - Vol. 21 (№ 4). - P. 561-585.

147. U.S.S.R. Speaks for Itself: democracy in Practice. Vol. 3. London : Lawrence & Wishart, 1941. - 146 p.

148. Zetlin, Mikhail. The Five. / M. Zetlin ; trans, and ed. G. Panin // The Evolution of the Russian School of Music. Westpost, Connecticut : Greenwood Press, 1975.-P. 126-127.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.