Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гунькин, Игорь Валентинович

  • Гунькин, Игорь Валентинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 188
Гунькин, Игорь Валентинович. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Уссурийск. 2006. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гунькин, Игорь Валентинович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ИСТОКИ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕИЗМА.

1. Предметная детерминация: от теологии к религиозно-философскому умозрению.

2. Социоисторическая и социокультурная детерминация.

3. Детерминация по традиции.

1.3.1. Православная философская онтология и античная философская традиция.

1.3.2. Православная философская онтология и философия средневековья, Возрождения и Нового времени.

1.3.3. Православная философская онтология и немецкая классическая философия.

ГЛАВА И ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ В РУССКОМ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕИЗМЕ XIX В. КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН.

1. Категория бытия, её анализ в русской духовно-академической философии XIX в.

2. Личностное и Абсолютное бытие как важнейший предмет православной философской онтологии.

3. Материя как философская категория в православном теизме.

4. Вопрос о материальном единстве мира в трактовке русских теистов: общий скептицизм и поиск трансцендентных оснований.

5. Категории пространства и времени в интерпретации православных философов.

6. Движение как философская категория в православной теистической философии.

ГЛАВА III РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ОНТОЛОГИИ В РАМКАХ

ФИЛОСОФСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЯХ РОССИИ В XIX В.

1. Онтологические построения представителей философской школы в Московской духовной академии.

2. Онтологические построения представителей философской школы в Киевской духовной академии.

3. Онтологические построения представителей философской школы в Казанской духовной академии.

4. Онтологическая концепция В.Н. Карпова как представителя философской школы Санкт-Петербургской духовной академии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века»

Актуальность исследования. Последние годы отмечены выходом значительного числа научных работ по истории отечественной философской мысли. Наиболее интенсивный поток публикаций связан с русской религиозной философией. Нам представляется, что самым перспективным в данном контексте является исследование истории русского духовно-академического теизма. Сейчас происходит восстановление прежде прерванной традиции религиозной философии, и проводимая в диссертации реконструкция прошлых теистических систем, (в основе которых положена метафизика и онтология) должна помочь связать прерванную и восстанавливающуюся традиции. Кроме того, актуальность диссертации обусловлена общим интересом к истории отечественной духовной культуры. Философия является важнейшей её составляющей и изучение философского наследия России всегда было и останется актуальным по определению.

По истории русской духовно-академической философии имеется богатый архивный материал, который специалистами практически не используется, а, между тем, он позволит более адекватно определить реальное положение теистической философии среди других школ и направлений в русской философской среде XIX в.

В работе развенчивается ряд заблуждений относительно уровня развития философии в России в XIX в. В университетах этот уровень постоянно колебался, часто происходило его резкое снижение, в силу настороженного и подчас враждебного отношения царских властей к философии как таковой, в то же время в духовных академиях и духовных семинариях философия на протяжении всего XIX в. являлась одним из главнейших предметов. В силу этого философия, находящаяся на серьёзном теоретическом уровне, развивалась в основном в православных образовательных центрах и потому была неизбежно связана с религией. Одновременно следует указать на то, что в духовных академиях не было какой-то «официальной философии», существовало в рамках теистической версии «любомудрия» множество различных интерпретаций, толкований самого предмета философии, назначения и задач её отдельных отраслей. Это касается и онтологии: православные мыслители с разных позиций объясняли характер и смысл категорий бытия, материи, пространства, времени, движения и т.д. Говорить о каком-то «монолите» в данной связи не приходится, сказывалось то, что разные православные философы находились под идейным воздействием разных европейских философских школ и их отдельных представителей. Попадая на русскую культурную почву, эти идеи получали порой весьма своеобразную интерпретацию; так, в русских духовных академиях были свои «кантианцы» и «гегельянцы», даже «фихтеанцы» и др. Но всё же в фундаментальных онтологических вопросах между православными теистами имелось единство взглядов.

Мы полагаем, что смысловым ядром русского философского теизма, несмотря на его исходную синтетическую установку, являлась именно онтологическая проблематика. Бытие, его уровни, смысл, выражающий базовую, сущностную целостность мира - вот что по-настоящему глубоко интересовало русского человека во все времена. Не являлись в данном отношении исключением и отечественные мыслители-теисты XIX в. Представители отечественной духовно-академической философии попытались выработать свой оригинальный взгляд на эту проблему, опираясь, как мы уже отмечали, на своих единомышленников среди европейских мыслителей, таких как Г.Ульрици, Г.Лотце, И.Фихте-младший, П.Жанэ, А.Ревилль, А.Тренделенбург и др. Но при этом православные мыслители воспринимали идеи европейских философов-теистов творчески, заимствовали их для формирования такой философско-мировоззренческой доктрины, которая была бы приемлема для православного сознания. Эта философская позиция, соединявшая святоотеческую и западноевропейскую традиции, подкреплялась тем фактом, что в своё время сами отцы церкви считали возможным воспринимать античную философскую традицию и при этом не изменяли христианству.

Степень научной разработанности проблемы. Традиция изучения онтологических воззрений русских православных теистов существовала уже в то время, когда духовно-академическая философия только складывалась. В основном авторство работам по истории философского творчества в духовных академиях принадлежало самим православным исследователям. Эти публикации являлись отзывами на выходившие книги и статьи философов из духовных академий. Следует отметить в данной связи появившиеся с сер. XIX в. до нач. XX в. работы иером. Макария (Булгакова) [119], И .Я. Морошкина [177], Д.К. Вишневского [58], В.П. Вишневского [57], С.Т. Голубева [80-85], Ф.И. Титова [256], П.В. Знаменского [116, 117], М.В. Мидовского [172], А. Благовещенского [30], С. Терновского [254], И.С. Бердникова [57], Н.И. Петрова [203], С. Суходольского [251, 252], В.В. Розанова [221-223], арх. Николая (Зиорова) [22], Г. Рыбакова [225, 226], Е. Дылевского [104, 105], С.К. Смирнова [238, 239], А.И. Введенского [51-56], С.С. Глаголева [71-73], Я.Н. Колубовского [132-133], А.Л. Крылова [140-142], Е. Зефирова [115], B.C. Соловьёва [244], И.Н. Корсунского [135, 136], Н.Я. Беляева [26], Н.Ф. Красносельцева [139], А. Зеленецкого [113], И. Невзорова [179, 180], А. Воронова [61], И. Косаткина [137], А. Образцова [194], А. Борисова [38], Н.П. Рождественского [219, 220], М.И. Владиславлева [59] и многих других.

После Октябрьской революции внимание исследователей к духовно-академической философии почти сошло на нет, и долгие годы это направление в русском «любомудрии» отечественной историко-философской наукой почти не изучалось. Исключение составляют работы философов Русского Зарубежья, в частности, В.В.Зеньковского [114], а также диссертационные работы, выходившие в духовных академиях в 60-е гг. XX в. В данной связи можно отметить обстоятельную диссертацию православного исследователя из Московской духовной академии М.А. Старокадомского [245].

Интерес к духовно-академической философии существенно возрос в нашей стране начиная с 90-х гг. XX в. Появляются работы, претендующие на фундаментальность, стремящиеся дать целостный анализ феномена духовно-академического философствования в тех или иных аспектах его существования. В этой связи можно отметить творчество А.И. Абрамова [3-8], который показал характер и степень влияния представителей немецкой классической философии на русскую духовно-академическую философию, Б.В. Емельянова [108], обращавшегося к теме человеческого бытия и её интерпретации русскими православными теистами XIX в., С.В. Пишуна [206-213], исследовавшего совершенно оригинальный феномен «православной персонологии», заключавшийся в соединении метафизической психологии, моральной метафизики и трансцендентальной аксиологии в одно цельное учение, С.А. Нижникова [184] анализировавшего феномен веры и её философского осмысления в работах православных теистов, И.В. Цвык [268], давшую собственную интерпретацию целостного феномена духовно-академической философии, Д.В. Леонидова [150], представившего системную реконструкцию и собственную интерпретацию духовно-академической философской гносеологии, В.Ю. Пинчук [204, 205], проводившую аналогичное исследование о метафизической психологии духовно-академического теизма. Ряд современных историков философии из духовных академий также продолжают исследовать наследие своих предшественников. В данной связи можно указать на прот. В.Мустафина из Санкт-Петербургской духовной академии [178].

Чаще стали выходить работы, посвящённые отдельным представителям православного философского теизма XIX в. В частности, следует отметить публикации С.Г. Борисовой о философском наследии арх. Никанора (Бровковича) [39-41], Б.В. Емельянова, С.В. Пишуна, А.В.

Васильева [50], В.Н. Замилова [112], А.В. Добина [100] и др. о творчестве В.И. Несмелова, М.А. Кабановой о философии «трансцендентального монизма» В.Д. Кудрявцева-Платонова и др.

Вместе с тем, в представленной историко-философской литературе * ещё нет системного и стройного взгляда на духовно-академическую философскую онтологию. В ряде работ затрагивались отдельные аспекты метафизического учения о бытии православных теистов, но в целом говорить о серьёзных исследованиях русской теистической онтологии не приходится. Наша работа представляет собой попытку именно системного рассмотрения онтологического учения духовно-академического теизма, а также анализ онтологического содержания учений отдельных православных авторов. Следует отметить, что в содержательном у отношении работы русских теистов, посвященные онтологической проблематике, весьма интересны для историко-философской науки.

Специфика данного исследования состоит в системной реконструкции и интерпретации духовно-академической философской онтологии.

Объектом диссертационного исследования является философское ц наследие представителей русского духовно-академического теизма XIX в.

Предмет данного исследования - теистическая модель философского учения о бытии, разработанная православными преподавателями духовных академий.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы диссертации, степени разработанности онтологических вопросов в духовно-академической философии, можно сформулировать цель данного диссертационного исследования: системный анализ теистической онтологии русской духовно-академической философии с выявлением её специфики и наиболее характерных черт.

Достижение данной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

- определение философского содержания постановки и решения проблемы бытия русскими теистами XIX в.;

- репрезентация контекста, т.е. общая характеристика тех социокультурных и социоисторических условий, наличие которых способствовало постановке и решению онтологических проблем в духовно-академическом теизме;

- выявление непосредственных источников православной философской онтологии и, в данной связи, рассмотрение наиболее существенных черт онтологических учений Платона, Аристотеля, неоплатоников, отцов церкви, средневековых схоластов и византийских религиозных мыслителей, философов Возрождения и Нового Времени, представителей немецкой классической философии и европейского f теизма XIX в., с указанием на их концептуальную связь с духовноакадемической онтологией;

- анализ православной академической философской онтологии как целостного феномена в отечественной духовной культуре XIX в.;

- выявление важнейших элементов духовно-академической онтологии с указанием на их связь и взаимозависимость;

- реконструкция учения о бытии в духовно-академическом теизме;

- раскрытие содержания философской интерпретации категории материи православными теистами XIX в.

- анализ философской рецепции отечественными профессорами из духовных академий таких важнейших онтологических категорий, как пространство и время, а также движение;

- репрезентация онтологических взглядов ряда наиболее выдающихся русских профессоров-теистов из всех четырёх православных духовных академий;

- введение в исследовательский оборот значительного количества ранее невостребованных источников по истории отечественной духовно-академической философии, в т.ч. хранящихся в архивах.

Методологическая основа исследования.

Расширение проблемного поля исследования русской философии неизбежно порождает проблему «идентичности метода», приводит к осознанию необходимости инноваций в историко-философской методологии. В данной связи необходимо постоянное усложнение подходов к решению тех философских проблем, которые связаны с отечественным духовно-академическим теизмом XIX в. Успешность историко-философских исследований часто зависит от наличия необходимого в данном случае круга источников, а также от способности автора давать необходимые теоретико-концептуальные обобщения.

Общими основаниями исследования являются методы историко-философской реконструкции и содержательно-смысловой интерпретации онтологической тематики русской духовно-академической философии. Метод историко-философской реконструкции позволяет выявить основания идентификации духовно-академической философии как историко-философского явления, его синтетичность позволяет связать единство онтологических теорий представителей русской духовно-академической философии и европейские философские школы, выявить в них общие и различные черты. Аналитические и синтетические операции над историко-философским материалом (редукция, реконструкция и интерпретация) способствуют в диссертации выявлению общего содержания онтологических теорий у теистов из православных духовных академий. Метод историко-философской реконструкции, включающий в себя методики первичного (при изучении источников) и вторичного (при использовании историко-философских исследований) анализа позволил установить преемственность онтологических концепций внутри различных философских школ русской духовно-академической философии. Всё это в целом дает возможность представить единство, дивергентность и кумулятивность историко-философского процесса как составную часть бытования отечественной культуры. и

Использование сравнительно-исторического метода позволило при анализе различных онтологических концепций европейской философской традиции выявить преемственность в развитии онтологической модели, представленной в сочинениях православных теистов. Кроме того, используемый компаративистский метод исследования позволил выявить черты сходства между онтологическими подходами европейских философов и учением о бытии отечественных мыслителей-теистов.

Перечисленные методы позволили сформировать собственный концептуальный взгляд на существо духовно-академической онтологии как уникального феномена российской философской мысли.

Научная новизна исследования определяется тем, что в данной диссертации впервые в отечественной историко-философской науке предпринята попытка анализа феномена православной философской онтологии, и при этом были получены следующие результаты:

- реконструировано православное философско-онтологическое учение, показан его теистический характер;

- определены концептуальные истоки православной онтологии, коренящиеся в европейской классической философской традиции, с которой самым непосредственным образом связан русский духовно-академический теизм XIX в.;

- представлена структура духовно-академической философской онтологии как системы;

- сформулированы базовые принципы постановки и решения православными философами-теистами проблемы бытия, показаны важнейшие аспекты этой проблемы;

- выявлены наиболее существенные достижения русских профессоров-теистов в осмыслении онтологической проблематики.

Положения, выносимые на защиту: 1) в философских исследованиях русских теистов XIX в. онтологическая модель была представлена в классической европейской схеме, воспроизводя традиционную для европейской метафизики линию по анализу сущности категорий бытия, материи, пространства, времени, движения и др., которая, в конечном итоге, оправдывала идею о трансцендентальных основах мира;

2) исходным пунктом духовно-академической онтологии является философское учение об Абсолютном бытии, в основном принимавшее форму доказательств бытия Сверхсущего. Эти доказательства, учитывавшие критику Кантом старых схоластических моделей обоснования бытия Сверхсущего, дополнялись со стороны православных теистов идеей обоснования личностной природы Абсолюта, а также формулированием тезиса об имманентно-трансцендентной природе Абсолюта;

3) введение категории Абсолютного бытия (имеющего личностную природу) в религиозно-философский дискурс позволяло православным теистам укоренить в Безусловном ограниченные познавательные способности человека, уходя тем самым от одностороннего субъективизма и фидеизма;

4) русская духовно-академическая философия исходила из идеи о том, что оснований для бесконечности физического пространства не существует, признавая тем самым ограниченность физического пространства. Вместе с тем, ряд православных теистов настаивали на существовании иного пространства, имеющего бесконечную метафизическую глубину (предваряя тем самым идею П.А. Флоренского об «обратном пространстве», высказанную в работе «Мнимости в геометрии»).

5) русские теисты пошли по пути радикальной инверсии атомистической теории, преобразования вещественной концепции материи в духе объективного идеализма. Атом, по их мнению, представляет собой деонтологизированную по сути форму деятельности Абсолюта. Вместе с тем, русские теисты не отрицали существования атомов как таковых, сводя их существование к субстанции, которая не связывалась с субстратом как неким материалом, а провозглашалась модификацией Абсолюта;

6) православные теисты отказывались признавать движение неотъемлемым атрибутом материи, но выдвигали при этом собственную концепцию динамизма, основанную на признании идеи трансцендентальной Первосилы как Разумной первопричины.

7) онтологическая проблематика рассматривалась православными теистами в тесной связи с критикой соответствующих материалистических, деистических и пантеистических концепций;

8) тезис о преимущественном онтологизме, равно как и положения о преобладании гносеологической или антропологической составляющих в русской теистической философии XIX в. выглядят не вполне корректными. В комплексе философских наук духовно-академическая онтология была тесно связана с гносеологией, антропологией, психологией и логикой и тем самым реализовывалась синтетическая установка православных теистов, писавших о необходимости создания единой «духовной философии». Это особенно ярко проявилось в модели православной персонологии, выдвинутой представителями петербургской (В.Н. Карпов), киевской (арх. Иннокентий (Борисов) и особенно казанской (В.А. Снегирёв и В.И. Несмелое) школами духовно-академического теизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она будет способствовать расширению круга понимания проблем, связанных с историей русского идеализма и философского теизма. Представленная работа должна помочь прояснить ряд моментов по истории европейской теоретической мысли XIX в., касающихся соединения философской и религиозной онтологии в единое учение. Нам представляется, что возрождающийся отечественный философский теизм должен исходить из той богатейшей традиции русского идеализма XIX-начала XX вв., который был связан с наличием в православных духовных академиях сильных философских школ. И в данном смысле эта диссертация может помочь восстановлению преемственности, концептуальной самоидентификации русской религиозно-философской традиции.

Представленное диссертационное исследование будет способствовать раскрытию концептуальных особенностей и существа духовно-академической философии в России XIX века. Историческая традиция существования православного философско-теистического умозрения имеет глубокие социокультурные корни. Реконструкция теоретических основ духовно-академического теизма XIX в. позволит современным философам соединить концептуальные идеи, связанные с выдающимися именами в истории отечественной метафизической традиции, и современные реалии, способствуя, тем самым, восстановлению традиции философского онтологизма в современной российской науке. Следует иметь в виду, что и западная мысль постепенно возвращается к той проблематике, которая была поставлена в классических метафизических доктринах. Кроме того, не прервалась и прошлая линия религиозно-философского онтологизма, в частности, в работах католиков-неотомистов и неоавгустинистов, Э.Корета и др. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории онтологии, спецкурсов по истории отечественной, религиозной философии, в ходе проведения семинаров по изучению русской духовной культуры XIX века.

Источниковую базу исследования следует разделить на несколько групп текстов.

Во-первых, это оригинальные произведения православных профессоров-теистов XIX в.

Вторым, существенным источником послужили публикации о творчестве духовно-академических философов в православных философско-богословских журналах XIX в.

В-третьих, ряд ценных сведений содержатся в публикациях русских философов-эмигрантов В.В. Зеньковского и Г.В. Флоровского.

Четвертым, важным источником информации послужили ряд кандидатских сочинений выпускников духовных академий XIX - начала XX вв., хранящихся в фонде № 172 Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (г. Москва), фонде № 10 Национального архива Республики Татарстан (г. Казань) и фонде «Казанская духовная академия» в Отделе рукописей Казанского государственного университета, фонде № 574 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург).

Пятой группой источников послужили философские сочинения предшественников русских православно-религиозных мыслителей -античных философов-идеалистов, представителей средневековой схоластики, философов Возрождения и Нового времени, представителей немецкой классической философии, европейских теистов XIX века, русских философов-славянофилов.

И, наконец, шестой группой литературных источников послужил ряд работ современных исследователей духовно-академической философии (Б.В. Емельянова, С.В. Пишуна, А.И. Абрамова, С.А. Нижникова, И.В. Цвык, А.Г. Сахатского, Д.В. Леонидова, В.Ю. Пинчук, С.Г. Борисовой и др.)

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в четырех статьях. Результаты исследования изложены в выступлениях на двух Всероссийских научно-практических конференциях - «Актуальные проблемы истории русской философской и политической мысли» (Уссурийск, 2004 и 2005 гг.).

Результаты работы были обсуждены на заседании кафедры социологии, экономики и философии Уссурийского государственного педагогического института.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 273 источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Гунькин, Игорь Валентинович

XIX век для русской религиозно-философской мысли стал временем

напряжённых исканий при определении сущностных оснований бытия и

познания, В первой трети столетия в православных духовных академиях

складывались собственные философские школы, формировались традиции

отвлечённого метафизического умозрения. Среди философских тем,

поднимавшихся отечественными теистами, исследование проблем

сущности бытия занимало одно из важнейших мест. Можно сказать, что

русская теистическая мысль, будучи преемницей традиции платоновского

объективного идеализма, именно бытие признавала основополагающей

философской категорией. Подобное направление отечественной

философской мысли вполне шло в русле европейского постгегелевского

теизма. Вместе с тем, православный теизм при решении онтологической

проблематики проявлял определённую оригинальность, в частности, при

решении проблематики, связанной с определением сущности бытия

человека. Специфика духовно-академической философской онтологии

заключалась в следующем:

1. В философских исследованиях русских теистов XIX в. онтологическая

модель была представлена в классической европейской схеме,

воспроизводя традиционную для европейской метафизики линию по

анализу сущности категорий бытия, материи, пространства, времени,

движения и др., которая, в конечном итоге, оправдывала идею о

трансцендентальных основах мира. 2. Исходным пунктом духовно-академической онтологии является

философское учение об Абсолютном бытии, в основном принимавшее

форму доказательств бытия Сверхсущего. Эти доказательства,

учитывавшие критику Кантом старых схоластических моделей

обоснования бытия Сверхсущего, дополнялись со стороны

православных теистов идеей обоснования личностной природы

Абсолюта, а также формулированием тезиса об имманентно трансцендентной природе Абсолюта. 3. Введение категории Абсолютного бытия (имеющего личностную

природу) в религиозно-философский дискурс позволяло православным

теистам укоренить в Безусловном ограниченные познавательные

способности человека, уходя тем самым от одностороннего

субъективизма и фидеизма. 4. Русская духовно-академическая философия исходила из идеи о том, что

оснований для бесконечности физического пространства не существует,

признавая тем самым ограниченность физического пространства. Вместе с тем, ряд православных теистов настаивали на существовании

иного пространства, имеющего бесконечную метафизическую глубину

(предваряя тем самым идею П.А. Флоренского об «обратном пространстве», высказанную в работе «Мнимости в геометрии»). 5. Русские теисты XIX в. утверждали ограниченность времени, тем самым

характеризуя его неизмеряемостью, необратимостью, единством с

бытием, подразумевая, что такая характеристика времени связана с его

качественной характеристикой, предполагающей его начало, т.е. возникновение вместе с миром (предваряя тем самым идеи М.С.

Аксёнова, А. Эйнштейна, Н.А Козырева). 6. Русские теисты пошли по пути радикальной инверсии атомистической

теории, преобразования вещественной концепции материи в духе

объективного идеализма. Атом, по их мнению, представляет собой

деонтологизированную по сути форму деятельности Абсолюта. Вместе с

тем, русские теисты не отрицали существования атомов как таковых,

сводя их существование к субстанции, которая не связывалась с

субстратом как неким материалом, а провозглашалась модификацией

Абсолюта. 7. Православные теисты отказывались признавать движение

неотъемлемым атрибутом материи, но выдвигали при этом собственную

концепцию динамизма, основанную на признании идеи

трансцендентальной Первосилы как Разумной первопричины. 8. Онтологическая проблематика рассматривалась православными

теистами в тесной связи с критикой соответствующих

материалистических, деистических и пантеистических концепций. 9. Тезис о преимущественном онтологизме, равно как и положения о

преобладании гносеологической или антропологической составляющих

в русской теистической философии XIX в. выглядят не вполне

корректными. В комплексе философских наук духовно-академическая

онтология была тесно связана с гносеологией, антропологией,

психологией и логикой и тем самым реализовывалась синтетическая

установка православных теистов, писавших о необходимости создания

единой «духовной философии». Это особенно ярко проявилось в модели

православной персонологии, выдвинутой представителями

петербургской (В.Н. Карпов), киевской (арх. Иннокентий (Борисов) и

особенно казанской (В.А. Снегирёв и В.И. Несмелов) школами духовно академического теизма. Ю.Несмотря на следование традициям европейской метафизики, русская

духовно-академическая философия XIX в. в своих онтологических

концепциях (арх. Иннокентий (Борисов)) попыталась философски

обосновать некоторые аспекты собственно православного учения

Григория Паламы о присутствии в мире божественных энергий, тем

самым вводя в философский оборот совершенно новые онтологические

характеристики соотношения Абсолютного начала мира и

материального и человеческого бытия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гунькин, Игорь Валентинович, 2006 год

1. А.О. Заметка об упадке философского образования в духовных семинариях // Церковный вестник. — 1883. - № 43.

2. А.С. Признаки противоматериалистического движения в современной философии // Христианские чтения. - 1884. - № 5-6. — 596- 638.

3. Абрамов, А.И. Духовно-академическая философия в её сущностном отношении к философскому учению Фихте / А.И. Абрамов //Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000. 212-237.

4. Абрамов, А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России / А.И. Абрамов //Методологические проблемы изучения истории общественной мысли.Казань, 1990.

5. Абрамов, А.И. Кант в русской духовно-академической философии / А.И. Абрамов // Кант и философия в России. М., 1994. 81 -113.

6. Абрамов, А.И. Отношение к философии И.Г. Фихте в русской духовно-академической философии (первая половина XIX века) / А.И.Абрамов // Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000. 79-90.

7. Абрамов, А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии / А.И. Абрамов // Платон и его эпоха. М., 1979. 212-237.

8. Абрамов, А.И. Фихте и духовно-академическая философии / А.И. Абрамов // Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000. 146-157.

9. Азиатский, А. В чем особенность логики самообоснования христианства в отличие от логики самообоснования систем такназываемого научного и философского мировоззрения / А. Азиатский.СПб., 1891.

10. Аквилонов, Е.П. Научно-философское самооправдание христианства / Е.П. Аквилонов // Странник. 1893. Т.З.

11. Аквинский, Фома. Онтология и теория познания (фрагменты сочинений) / Фома Аквинский. — М., 2001. — 206 с.166

12. Алешковский, В. Реальные основания веры в неностижимое. Казань, 1901 (канд.дисс.) / В. Алешковский // Национальный архив РеспубликиТатарстан. Ф.10/2. .№ 719. - 290 с.

13. Антоний, Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности / Антоний (Храповицкий). — С П б . , 1888.-161 с.

14. Арехов, В. Значение индукции и индуктивного метода в выработке религиозно-нравственных убеждений и в научном решении вопросоврелигии и морали / В. Арехов (канд.дисс.) // Государственный архивреспублики Татарстан. Ф. 10/2 ex. 971. — 154 с.

15. Аристотель, Метафизика. Перев. и объяснения П. П е р в о в а и В. Розанова// Журнал министерства народного нросвеш,ения. 1890. № 2-3;1891.^21; 1893 №7-8; 1895. №1-2.

16. Арх. Борис, Задачи метафизики / арх. Борис (Плотников) // Вера и разум. 1888. Отдел философский. - № 2. - 51-73; № 3 . - 95-111;№19-С.273-283.

17. Арх. Борис, Задачи метафизики. Введение в курс метафизики. Апологетическое исследование / арх. Борис (Плотников). — Харьков.1889.-189 с.

18. Арх. Борис, О Движении / арх. Борис (Плотников) //Вера и разум: Отдел философский. 1889.-№ 11.-С. 431-450; № 1 3 . - С . 1-16.

19. Арх. Борис, О материи и силе / арх. Борис (Плотников) //Вера и разум: Отдел философский. 1889- №9. - 347-368.

20. Арх. Борис, Онтология или метафизическое учение о б ы т и и вообще / арх. Борис (Плотников) // Вера и разум: Отдел философский. 1888 №6.- 263-278; №8. - 380-400; №12. - 585-605; .№17. - 177-202;№19. - 273-283; №22. - 446-471.

21. Арх. Борис, Онтология или метафизическое учение о б ы т и и вообще / арх. Борис (Плотников) // Вера и разум: Отдел философский. 1889. К»3.-С.71-86;№5.-С.155-185.167

22. Арх. Николай, Мои воспоминания о Московской духовной академии (к столетнему юбилею) / Арх. Николай (Зиоров). - Варшава. 1914.

23. Асмус, В.Ф. Маркс и буржуазный историзм. / В.Ф. Асмус. - М., 1933.

24. Барсов, Н. Материалы для биографии Иннокентия архиепископа Херсонского / Н. Барсов // Тверские епархиальные ведомости. 1884;Исторический вестник. 1882. Т.7. 330-345.

25. Бельский, А. Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX века. Казань, 1912 (канд.дисс.) / А. Бельский // ОРКазанского гос.ун-та им. Н.И.Лобачевского. Ф. Казанская духовнаяакадемия. Е.х. 3576.

26. Беляев, Н.Я. Памяти высокопреосвящ. Никанора, архиепископа херсонского и одесского / Н.Я. Беляев // Православный собеседник.1891.Т.1.-С.81-155.

27. Бердников, И.С. Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии / И.С. Бердников // Православный собеседник. 1892. №10-11.- С . 1-207.

28. Бердяев, Н.А. Духовный кризис интеллигенции /Н.А. Бердяев // Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб. 293-297.

29. Бердяев, Н.А. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения / Н.А. Бердяев. - СПб.: РХГИ, 1996. - 383 с.

30. Благовещенский, А. История старой Казанской духовной академии / А. Благовещенский. - Казань. 1876.

31. Бобров, Е.А. Философия в России; материалы, исследования и заметки /Е.А. Бобров. Вып. 5. Казань, 1901.

32. Бобровницкий, И. Summa totius theologiae Фомы Аквинского /И. Бобровницкий. - Киев, 1884.

33. Богдашевский, Д.И. О взаимном отношении философии и естествознания / Д.И. Богдашевский. - Киев, 1894. - 42 с.168

34. Боголюбов, Н. Теизм и пантеизм (Критическая оценка и отличительные черты этих мировоззрений) / Н. Боголюбов // Вера иразум. 1901.№1.-С.29-56.

35. Боголюбов, Н. Теизм и пантеизм / Н. Боголюбов // Вера и разум: отдел философский. 1888. № 7. - 29-56.

36. Боде, М. Воспоминания о преосвещ. Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом / М. Боде // Странник. 1861. К»7. - 8-22.

37. Борзов, В.Н. Духовно-практический аспект историко-философского знания / В.Н. Борзов // Историко-философские исследования.Проблемы методологии. Свердловск, 1988.

38. Борисов, А. Нравственное мировоззрение архиепископа Никанора (Бровковича) / А. Борисов (канд. дисс). - СПб. 1901.

39. Борисова, Г. Математическая метафизика арх. Пиканора / Г. Борисова // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Вып. 1.Уссурийск. УГНИ, 1999. 38-41.

40. Борисова, Г. Философско-религиозное учение арх. Пиканора (А.И. Бровковича) (Опыт системной реконструкции) / Г. Борисова, дисс.к.ф.н. М.2002.-156С.

41. Борисова, Г. Эйдосная метафизика арх. Пиканора / Г. Борисова // Поиск молодых. Сборник научных статей аспирантов. Вып. 2.Уссурийск. УГПИ, 1999. - 3-6.

42. Бронзов, А.А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении их учения о нравственности перед лицом Евангелия /А.А. Бронзов. — СПб., 1884. -591 с.

43. Буткевич, Т.И. Иннокентий Борисов, бывший архиепископ Херсонский /Т.И. Буткевич. - СПб., 1887. - 422 с.

44. Буткевич, Т.И. Спиритизм, его историческое развитие, религиозно- философские воззрения и отношение к христианству / Т.И. Буткевич. -Харьков, 1887.-129 с.169

45. Буткевич, Т.И. Учение теистов о религии и её сущности / Т.И. Буткевич // Вера и разум: отдел философский. 1903. JSfe 21.

46. Буткевич, Т.И. Учение Якоби о религии и её сущности / Т.И. Буткевич // Вера и разум: отдел философский. 1901. № 20.

47. В защиту наших академий // Православный собеседник. 1896. №9.

48. В.В.В. Христианство и нрогресс//Христианское чтение. 1878. № 1-2. - 117-135.

49. Василий Иванович Кариов (некролог) // Христианское чтение. 1868. .№1.-С.233.

50. Васильев, А.В. К вопросу о судьбах антропологизма Л.Фейербаха в России / А.В. Васильев // Отечественная философия: опыт, проблемы,ориентиры исследования. Вьш. 7. М., 1992.

51. Введенский, А. Реальность внешнего мира / А.И. Введенский // Вера и разум: Отдел философский. 1901. № 1. - 1-28; №4. - 153-180; №7.- 271-303; №11. - 415-435; №12. - 455-469.

52. Введенский, А.И. Вера в Бога, её происхождение и основания. Опыт положительного решения вопроса в связи с историко-критическимизучением его в текущем столетии / А.И. Введенский. - М., 1891.

53. Введенский, А.И. О современных задачах воспитанников Духовных академий в области философии / А.И. Введенский // Богословскийвестник. 1895.№ 10.

54. Введенский, А.И. Очерк современной французской философии / А.И. Введенский // Вера и разум. 1893. № 19. - 318-328; № 20. - 329-350.170

55. Введенский, А.И. Протоиерей Ф.А. Голубинский как профессор философии / А.И. Введенский. — Сергиев Посад, 1897.

56. Вишневский, В.П. История Казанской академии / В.П. Вишневский. — Казань. 1869.

57. Вишневский, Д.К. Киевская академия в 1-й половине XVIII столетия / Д.К. Вишневский //Труды киевской духовной академии. 1903. №№8-9.-С.49-100.

58. Владиславлев, М.И. Протоиерей Фёдор Фёдорович Сидонский / М.И. Владиславлев // Журнал министерства народного просвещения. 1874.№1.Отд.4.-С.50-55.

59. Вознесенский, А. Познаваем-ли Бог как абсолютное бесконечное? / А. Вознесенский //Вера и разум: Отдел философский. 1895. №11. - 505-529.

60. Воронов, А. Метафизика высокопреосвящ. Никанора, арх. Херсонского / А. Воронцов // Сборник сочинений студентов Казанскойдуховной академии. Вып. 1. Казань, 1900.

61. Востоков, И. Иннокентий архиепископ Херсонский и Таврической. Историко-библиографический очерк /Н. Востоков // Русская старина.1878. №2. 193-204; №4. 651-708.

62. Высокоостровский, А.П. О праве Духовных академий присуждать ученые степени по философским наукам / А.П. Высокоостровский //Христианское чтение. 1906. № 5.

63. Высокоостровский, А.П. Покойный Карпов, как почитатель сократо- платоновской философии/ А.П. Высокоостровский // Христианскоечтение. 1893. Х" 3-4. 389-395.

64. Высокоостровский, А.П. Характер философских воззрений проф. В.Н.Карпова (по поводу 25-летия со дня его кончины) / А.П.Высокоостровский // Церковный вестник. 1892. № 49. 772-774.

65. Вышеславцев, М. Ансельм Кентерберийский - его значение в истории развития западной науки /М. Вышеславцев. - СПб. 1885.171

66. Гаврюшин, Н.К. Русская философия и религиозное сознание / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1994. JSb 1.

67. Гальковская, И.В. Православная академическая антропология: Авт. дисс. на соиск. канд. филос. наук / И.В. Гальковская. - Екатеринбург,1995. 21.

68. Геффдинг, Г. Философия религии / Г. Геффдинг. - СПб., 1913.

69. Гиляревский, А. Запросы жизни и русская философская мысль / А. Гиряревский // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения.1891. № 5-6. 234-250.

70. Глаголев, Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский / С. Глаголев // Богословский вестник. 1897. № 12. - 437-482.

71. Глаголев, Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский, как православно-христианский философ / С. Глаголев // Богословскийвестник. 1898. № 3.

72. Глаголев, С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной церкви / С. Глаголев // Вера и разум:Отдел философский. 1899. № 10.

73. Глубоковский, Н. Свобода и необходимость (против детерминистов) / П. Глубоковский //Вера и разум: Отдел философский. 1888. №. 14. -C.80-104;JVbl5.-C.103-128.

74. Гогоцкий, С. Диалектическая система Гегеля, ее достоинства и недостатки / С. Гогоцкий. - Киев, 1860.

75. Гогоцкий, С. Философский лексикон. T.I—IV. / С. Гогоцкий. - Киев, 1857-1873.

76. Головаха, И.П. Проблема взаимосвязей в историко-философском исследовании / И.П. Головаха, B.C. Горский // Идейный связипрогрессивных мыслителей братских народов (XVII-XVIII вв.). Киев,1978.-С. 21-25.

77. Голостенов, И. Философские воззрения пр. Пиканора, архиепископа Херсонского / И. Голостенов. - СПб., 1916.172

78. Голубев, СТ. Древние и новые сказания о начале Киевской академии / Т. Голубев // Киевская старина. 1885. №1.

79. Голубев, Т. История Киевской духовной академии / Т. Голубев. - Киев. 1886.

80. Голубев, Т. Киево-Могилянская коллегия при жизни своего фундатора, киевского митрополита Петра Могилы / Т. Голубев //Труды киевской духовной академии. 1890. №12. - 535-557.

81. Голубев, Т. Киевская академия в конце XVII и в начале XVIII в. / Т. Голубев // Труды киевской духовной академии. 1901. №2.

82. Голубев, Т. Киевский митрополит Пёрт Могила и его сподвижники / Т. Голубев.-Киев. 1883. Т. 1.

83. Голубев, Т. Киевский митрополит Пёрт Могила и его сподвижники / Т. Голубев. - Киев. 1886. Т.2.

84. Голубинский, В. Историко-критический очерк философских направлений, возникших по поводу решения вопроса о познаниичеловеческом / В. Голубинский // Православный собеседник. 1871. Т. 1.

85. Голубинский, Ф.А. Лекции по умозрительной психологии / Ф.А. Голубинский. - М., 1897.

86. Голубинский, Ф.А. Лекции по умозрительному богословию. / Ф.А. Голубинский. - М., 1868.-233 с.

87. Голубинский, Ф.А. Лекции философии. / Ф.А. Голубинский. - М., 1884.

88. Горский, B.C. Историко-философское истолкование текста / B.C. Горский. — Киев. 1981.173

89. Горский, B.C. Методологический анализ историко-философского знания / B.C. Горский. - Киев, 1984.

90. Грибановский, Религиозный элемент в философии Гераклита / Грибановский. - СПб. 18

91. Гусев, А.Ф. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т.З. Критика на критику чистого разума Канта //

92. Гусев, А.Ф. Потребность и возможность научного оправдания христианства / А.Ф. Гусев // Православный собеседник. 1887. N» 3.

93. Гусев, А.Ф. Христианство в его отношении к философии и науке / А.Ф. Гусев//Православное обозрение. 1885.jsr2№ 1-4.

94. Давыденко, Н. Святоотеческое учение о душе / Н. Давыденко. -СПб., 1909.

95. Данилевский, А. История нренодавания философских наук в духовно- учебных заведениях России / А. Данилевский. — М., 1912. // ОР РГБ.Ф.172.Карт.232.Х«10. 96. Дебольский, П.Г. Лекции по метафизике / П.Г. Дебольский. - СПб., 1884.

97. Дебольский, Н.Г. Философия феноменального формализма. I. Метафизика / Н.Г. Дебольский. - СПб., 1892. Вып. 1.

98. Добин, А.В. Проблема человека в философии В.И. Песмелова. Дисс. к.ф.н. / А.В. Добин. - СПб., 1996. 161 с.

99. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. - М., 1986.

100. Дремлюгин, Д.М. Религиозно-философские воззрения В.И. Несмелова. Дисс. ... канд. филос. наук/Д.М. Дремлюгин. - М . , 2000. 145 с.

101. Дроздов, А. Идея Бога в методологии Декарта / А. Дроздов // Государственный архив республики Татарстан. Ф. 10/2 ex. 346. 199.

102. Дылевский, Е. «Лекции по умозрительному богословию» прот. Ф.А. Голубинского / Е. Дылевский // Странник. 1869. №\.174

103. Дылевский, Е. «Лекции по умозрительному богословию» прот. Ф.А.Голубинского / Е. Дылевский // Странник. 1869. К» 1.

104. Дьяков, Г. Задачи русской философии; историческая справка с ее прошлым; преобладание нравственного и религиозного элемента видеале её / Г. Дьяков. - СПб., 1896.

105. Дьячков, И. Возможность богопознания. Опыт научно-философского обоснования теизма из природы человеческого сознания. Казань. 1901./ И. Дьячков // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10/2. N»

106. Емельянов, Б.В. Методологические проблемы источниковедения истории философии / Б.В. Емельянов // Проблемы методологииисторико-философского исследования. Вып.2. М., 1974.

107. Замилов, В.П. Метафизика человека в творчестве В.И.Несмелова / В.Н. Замилов. Авт. дисс. ... соиск. канд. филос. наук. М., 2003.ПЗ.Зеленецкий, А. К биографии преосв. Никанора херсонского / А.Зеленецкий // Исторический вестник. 1905. }i»S.

108. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - Л.:«ЭГО», 1991. Т.2. 4.1.

109. Зефиров, Е. Мои воспоминания о преосвящ. Никаноре / Е. Земфиров // Странник. 1893. №8. - 450-467; .№9. - 112-138; №10. - 304-320;Я«11.-С.507-524.175 110. Знаменский, П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования (1842-1870) / П.В.Знаменский. - Казань. 1892. Т.2.

111. Иеромонах Макарий, История Киевской академии / Иером. Макарий (Булгаков). - СПб., 1843.

112. Иннокентий, О бытии Божием / Иннокентий (Борисов)// Христианское чтение. 1824.430.

113. Иннокентий, Сочинения / Иннокентий (Борисов). - Киев, 1845.

114. Иннокентий, Сочинения / Иннокентий (Борисов). - СПб., 1907.

115. Каменский, З.А. Вопросы методологии историко-философского исследования / З.А. Каменский // Философские науки. 1970. N^2 1.

116. Каменский, З.А. Методология историко-философского исследования / З.А. Каменский // Методологические проблемы историко-философскойнауки. Воронеж, 1986.

117. Каменский, З.А. О некоторых специальных способах исследования философской школы / З.А. Каменский // Проблемы методологииисторико-философского исследования. Вып.1. М., 1974.

118. Каринский, М.И. Критический обзор последнего периода германской философии / М.И. Каринский // Христианское чтение. 1873. №Х» 1-2.

119. Карпов, В.Н. Введение в философию / В.Н. Карпов. - СПб., 1840.

120. Карпов, В.Н. Вступительные лекции по психологии / В.Н. Карпов. - СПб., 1868.176

121. Карпов, В.Н. Философский рационализм новейшего времени / В.Н. Карпов // Христианское чтение. 1860. Т.1.

122. Кедров, Н. Иван Сергеевич Аксаков в его служении Церкви и Отечеству / Н. Кедров // Государственный архив республикиТатарстан. Ф. 10/2. ex. 1536. 214.

123. Кимелев, Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм / Ю.А. Кимелев.-М.: Наука, 1993.

124. Колубовский, Я.Н. Материалы по истории философии в России / Я.Н. Колубовский // Вопросы философии и психологии. - 1891. Кн.8.

125. Колубовский, Я.Н. Нолный список трудов наиболее выдающихся представителей духовно-академической философии XIX века / Я.Н.Колубовский //Вопросы философии и психологии. - 1890-1893.

126. Копылов, А. Основание метафизики по Л.М. Лопатину / А. Копылов / А. Копылов // Государственный архив республики Татарстан. Ф. 10/2ex. 627.

127. Корсунский, И.Н. Высокопреосв. Никанор, архиепископ херсонский / И.Н. Корсунский. - М. 1891.

128. Корсунский, И.Н. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно- философского миросозерцания древней Греции / И.Н. Корсунский //Вера и разум: отдел философский. 1884. К^9. — 474-501; JSTsilO. - 543-558.

129. Косаткин, И. Основоположения философии архиепископа Никанора. Сущность метафизических его воззрений и религиозно-философскаяценность его гносеологических принципов / И. Косаткин. - СНб., 1898.

130. Коялович, М.О. Что такое схоластика с религиозной точки зрения, и откуда она перешла к нам? / М.О. Коялович // Странник. 1861. №11.

131. Красносельцев, Н.Ф. Никанор, архиепископ одесский и его учёно- литературная деятельность. Одесса. 1893.

132. Крылов, А.Л. Архиепископ Никанор, как педагог / А.Л. Крылов. - Кишинёв. 1900.177

133. Крылов А.Л. Воспоминания о преосв. Никаноре / А.Л. Крылов // Донские областные ведомости. 1877. № 12.

134. Крылов, А.Л. О сочинении преосвящ. Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» / А.Л. Крылов // Донскиеепархиальные ведомости. 1876. № 86.

135. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Собрание сочинений / В.Д. Кудрявцев- Платонов. — Сергиев Посад. 1893. Т.1. Вып.1.

136. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Сочинения / В.Д. Кудрявцев-Платонов. - М., 1892. Т.2. Вып.1.

137. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Сочинения/ В.Д. Кудрявцев-Платонов. - М., 1894. Т.З. Вып.1.

138. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Начальные основания философии / В.Д. Кудрявцев-Платонов. - М., Вып.2. 1890.

139. Кудрявцев-Платонов, В.Д. Теологическая идея и материализм / В.Д. Кудрявцев-Платонов // Православное обозрение. 1877. январь - П-52, март - 496-529, апрель - 52-85.

140. Кутневич, В.И. Вступительная философская лекция / В.И. Кутневич // Прибавления к творениям святых отцов. 1864.Кн.23.

141. Л.К. Взгляд современных материалистов на душу и её свободу//Православное обозрение. 1877. № 4. - 277-304; JV^ IO. - 8-31.

142. Леонидов, Д.В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма / Д.В. Леонидов // Проблемы славянской культуры ицивилизации. Вып.З. Уссурийск: УГПИ, 2001.

143. Леонтьев, А. Пётр Абеляр. Очерк его жизни в связи с историею его времени и значение его в истории / А. Леонтьев. - СПб., 1885.

144. Линицкий, П. Основные черты учения об абсолютном / П.И. Линицкий //Вера и разум: отдел философский. 1889. № 17. - 197-217; ^^18.-С.234-246.178

145. Линицкий, П. Абсолютное само в себе и в отношении к конечному / П.И. Линицкий //Вера и разум: Отдел философский. 1889. JSro21. -С.375-406.

146. Линицкий, П. Критика начал новой философии/ П.И. Линицкий //Вера и разум: отдел философский. 1890. JN» 1. - 1-27.

147. Линицкий, П. Мышление и познание / П.И. Линицкий // Вера и разум: Отдел философский. 1896. №14. - 35-60; №17. - 211-228; №21. -С.259-486.

148. Линицкий, П. О духе как необходимом принципе философии / П.И. Линицкий // Вера и разум: отдел философский. 1890. №13. — 1-20.

149. Линицкий, П. О необходимости метафизики / П.И. Линицкий //Вера и разум: Отдел философский. 1897. №1. - 1-24; №2. - 49-76; №5. -С. 183-200; №6. - 231 -244.

150. Линицкий, П. Об образе существования абсолютного или отношение между безусловным и условным / П.И. Линицкий // Вера и разум:отдел философский. 1890. №4. - 151 -170.

151. Линицкий, П. Об отношении конечного духа к бесконечному / П.И. Линицкий //Вера и разум: отдел философский. 1890. № 15. - 91-109.

152. Лопухин, А.П. Санкт-Петербургская духовная академия / А.П. Лопухин // Христианское чтение. 1881. № 3-4. 476-484.

153. Лосский, Н. Персоналистический идеал-реализм / Н. Лосский // Путь. 1995. №8.

154. Лукьянов, А.В. Идея духовного в философии И.Г. Фихте. Автореф. докт. дисс. / А.В. Лукьянов. - Уфа, 1994.

155. Лукьянов, СМ. О Вл.С.Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии (репринт) / СМ. Лукьянов. - М.: «Книга», 1990. Т.1.

156. Любутин, К.Н. Философия и история философии / К.Н. Любутин // Историко-философские исследования. Проблемы методологии.Свердловск, 1988.179

157. М.М. Личность и абсолютность//Православное обозрение. 1866. JN«8. — 687-719. 158. Марута, М. Учение о взаимодействии в «Метафизике» Лотце / М. Марута // Государственный архив республики Татарстан. Ф,10/2 ex.1827. 35.

159. Марухняк, И. Религиозно-философское мировоззрение В.Д. Кудрявцева (канд.дисс.) / И. Марухняк // Отд. рукоп. РНБ. Ф.574. Он.2.Е.Х.129.С. 201.

160. Матвеев, А. Христианское учение о человеческой личности и его философско-психологическое обоснование в современномфранцузском материализме / А. Матвеев. - Казань, 1905 (канд.дисс.) //Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. К» 378. 162.

161. Матвеевский, П. Пантеизм, или отвержение личного бытия Божия, и критика его / П. Матвеевский //Труды киевской духовной академии.1898..№9.-С.97-107.

162. Мацеевич, Л. Заметки и материалы для истории Киевской духовной академии / Л. Мацеевич // Труды киевской духовной академии. 1893.№1.С.77-92.

163. Метод и план христианской апологетики // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М., 1876. JNTe 11.

164. Миловский, М.В. Воспоминания о московской духовной академии (1838-1842) / М.В. Миловский // Русский архив. 1893.

165. Милославский, П. Закон сохранения силы и дущевные явления / П. Милославский //Православное обозрение. 1866. № 8. 275-318.

166. Милославский, П.А. Позднее слово о преждевременном деле. Страница из истории русской философской мысли (об арх. Пиканоре) /П.А. Милославский // Православный собеседник. 1879. Т.1.

167. Михневич, И.Г. Об успехах греческих философов в теоретическом и практическом отношениях / И.Г. Михневич // Журнал министерстванародного посвящения. 1839. N212.180

168. Михаил, Религиозный элемент в философии Гераклита Эфесского / ен. Михаил (Грибановский) канд. дисс. - СНб. 1883.

169. Морошкин, И.Я. Старые академии / И.Я. Морошкин // Церковный обш;ественный вестник. 1882. JVb 22.

170. Мустафин, Вл. Философские дисциплины в Санкт-Петербургской Духовной академии/ Вл. Мустафин // Богословские труды. Юбилейныйсборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии.М. 1986.С.186-191.

171. Невзоров, И. Вера и неверие в отношении к просвещению и жизни (но сочинениям Никанора, архиепископа херсонского) / И. Невзоров //Странник. 1892.^212.

172. Невзоров, И. Вера и неверие в отношении к нросвещению и жизни (по сочинениям Никанора, архиенискона херсонского) / И. Невзоров //Странник. 1893.^Ь2.-С. 191-203; .№3.-С.336-376.

173. Несмелов, В.И. Догматическая система св. Григория Нисского / В.И. Несмелов. — Казань. 1887.

174. Несмелов, В.И. Наука о человеке/ В.И. Несмелов. - Казань, 1898. Тт. 1- 2.

175. Нечаев, П. К снекулятивному обоснованию религиозной веры / П. Нечаев // Вера и разум. 1913. №№. 7-9.

176. Нижников, А. Метафизика веры в русской философии. М.: РУДН. 2001.С.301.

177. Никанор, Беседы и поучения / Никанор (Бровкович). - Одесса, 1885. Т.4.

178. Никанор, Можно-ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного - Бога, духовной бессмертнойдуши и т.п. / Никанор (Бровкович) // Православный собеседник. 1871.№5.

179. Никанор, Позитивная философия и сверхчувственное бытие / Никанор (Бровкович). - СПб., 1875. Т. 1.181

180. Никанор, Позитивная философия и сверхчувственное бытие / Никанор (Бровкович). - СПб., 1876. Т.2.

181. Никанор, Позитивная философия и сверхчувственное бытие /Никанор (Бровкович). - СПб., 1888. Т.З.

182. Николаев, Д. Мировоззрение и жизнеописание Вл. Соловьева / Д.Николаев // Государственный архив республики Татарстан. Ф.10/2ex. 1660. 266.

183. Никольский, А. Русская духовно-академическая философия, как предшественница славянофильства и университетской философии вРоссии / А. Никольский // Вера и разум. 1907. JNbJSTo 2-20.

184. Новиков, А.И. Методологические проблемы источниковедения истории философии /А.И. Новиков // Проблемы методологиисоциального исследования. М., 1970.193.0. Михаил (М.И. Казачинский), Философия Аристотелева.

185. Орлов, А.П. Сотериология Петра Абеляра в связи с антропологическими его воззрениями. / А.П. Орлов // Богословскийвестник. 1916. JSr» 3-4.182

186. Остроумов, М.А. Обзор философских учений / М.А. Остроумов. - М., 1880. 4.2.

187. Палимпсестов, И.У. Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом / И.У. Палимпсестов // Странник. 1887.№№4-5,10-12.

188. Первов, П.Д. Философ в провинции /П.Д. Первов // РГАЛИ, ф.341, 0П.1, е.х.64.

189. Петров, П.И. Значение Киевской академии в развитии духовных школ в России с учреждения Св. Синода в 1721 г. и до пол. XVIII века / П.И.Петров. - Киев. 1904.

190. Пинчук, В.Ю. Специфика душевной жизни человека согласно духовно-академической и метафизической психологии XIX в. / В.Ю.Пинчук // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Уссурийск:УГПИ.2003.С.13-17.

191. Пинчук, В.Ю. Теоретические доказательства бессмертия души человека в православной духовно-академической философии XIX в. /В.Ю. Пинчук // Проблемы славянской культуры и цивилизации.Уссурийск: УГПИ. 2004. 14-16.

192. Пишун, В.К. Религия жизни В.В. Розанова / В.К. Пишун, С В . Пишун. -Владивосток: ДВГУ, 1994. 208 с.

193. Пишун, С В . «Синтетический реализм» арх. Иннокентия (Борисова) в онтологическом и космологическом измерениях / СВ. Пишун //Гуманитарные исследования. Вып.5 Уссурийск. УГПИ, 2001.

194. Пишун, СВ. Пемецкие профессора у истоков преподавания философии в Санкт-Петербургской духовной академии/ СВ. Пишун //Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2004. №1.

195. Пишун, СВ. Обоснование бытия Сверхсуш,его как предмет западноевропейской и русской религиозной метафизики XVIII-XIXвеков / СВ. Пишун// Гуманитарные исследования. Вып. 2. Уссурийск:УГПИ, 1998. б 1-69.183

196. Пишун, СВ. Православная персонология XIX века в России / СВ. Пишун. - Уссурийск, 1996. С431.

197. Пишун, СВ. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века (докт.дисс.) / СВ. Пишун. — М., 1996.

198. Пишун, СВ. Умеренно-критический реализм как важнейшее направление православной гносеологии / СВ. Пишун // Гуманитарныеисследования. Вып.1. Уссурийск: УГПИ, 1997.

199. Пишун, СВ. Эйдосная типологизация бытия арх. Никанором (опыт реконструкции) / СВ. Пишун // Христианство на Дальнем Востоке.Владивосток: ДВГУ, 2000. 4.2.

200. П-ов, М. Позднее слово о преждевременном деле. Страница в истории русской философской мысли (об арх. Никаноре) / П. Милославский //Православное обозрение. 1879. JVfe2.

201. Подокшин, С А. Франциск Скорина / СА. Подокшин. - М., 1981.

202. Попов, В. Космологическое доказательство бытия Божия / В. Попов // Государственный архив республики Татарстан. Ф.10/2 ex. 94. С90.

203. Преображенский, Н. Главнейшие формы онтологического доказательства бытия Божия и их оценка / Н. Преображенский. — СПб.1883.

204. П-СКИЙ И. Саморазложение материализма // Чтения в обществе любителей духовного посвящения. 1880. Т.1.-С157-181.

205. Рождественский, П.П. По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций Ф.Ф. Сидонского / П.П.Рождественский // Христианское чтение. 1876. №3.

206. Рождественский, Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия / Н.П. Рождественский. - СПб., 1884. Т.1.

207. Розанов, В.В. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли, в связи с нашей переводной литературой по философии / В.В.Розанов // Вопросы философии и психологии. 1890. кн.З.184

208. Розанов, В.В. К столетию московской духовной академии / В.В. Розанов//Новое время. 1914. №13851 (3 октября).

209. Розанов, В.В. Литературные изгнанники / В.В. Розанов. - СПб. 1913. Т.1.

210. Рубцов, А. Учение римско-католической церкви о сверхдолжных заслугах в период схоластики / А. Рубцов. - СПб. 1882.

211. Рыбаков, Г. Воспоминания о Санкт-Петербургской духовной академии (1855-1859) / Г. Рыбаков // Христианское чтение. 1911. №2. - 262-271.

212. Рыбаков, Г. Московская духовная академия. 300 лет (1685-1985) / Г. Рыбаков // Богословские труды: Юбилейный сборник. М. 1986.

213. Сахатский, А.Г. Ценностные аспекты соборного сознания. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук /А.Г. Сахатский.- Владивосток, 2001.С. 17.

214. Сборник статей в память столетия Императорской Московской Духовной Академии. 4.1. Сергиев Посад, 1915.

215. Светилин, А. Умеренный материализм / А. Светилин //Христианское чтение. 1878. №3-4.

216. Серебреников, B.C. Лейбниц и его учение о душе человека / B.C. Серебренников. - СПб., 1908.

217. Серебренников, B.C. В.П. Карпов - как психолог / B.C. Серебренников // Христианское чтение. 1898. №5.

218. Сильвестр, (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) / Сильвестр. -Киев, 1878. Т. 1.185

219. Сильвестр, А. Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существенных для человечества вопросов / А. Сильвестр //

220. Скабаланович, Н. Византийская наука и школы в XI веке / Н. Скабалович //Христианское чтение. 1884. JST» 3-4. - 344-369; Jsr«5-6. -С.730-770. 221. Смирнов, А. Вера и богословское знание / А. Смирнов // Православный собеседник. 1893. JST» 11.

222. Смирнов, К. Религиозно-философское учение Г.С. Сковороды / К. Смирнов // Государственный архив республики Татарстан. Ф.10/2 ex.1654. 499.

223. Смирнов, К. История Московской духовной академии до её преобразования (1814-1870) / К. Смирнов. -М., 1879.

224. Смирнов, К. Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский. Биографический очерк / К. Смирнов. - М. 1855.

225. Снегирёв, В. Метафизика и философия / В. Снегирёв //Вера и разум: Отдел философский. 1890. .Nbl. - 28-55; №5. - 124-150; №12. -С.491-504; .№17.-С.135-145.

226. Снегирёв, В.А, Психология и логика как философские науки // Православное обозрение / В.А. Снегирёв. - М., 1876. Т.2.

227. Соколинский, В. Вопрос о возможности богопознания в отеческой философии / В. Соколинский // Государственный архив республикиТатарстан. Ф.10/2. ex. 784. 219.

228. Соколов, Н. Сорбонна и её значение в развитии средневековой западной схоластики / П. Соколов. - СПб., 1883.

229. Соловьев, B.C. Опыт синтетической философии (несколько слов о книге епископа Никанора «Позитивная философия и сверхчувственноебытие» /B.C. Соловьев // Православное обозрение. 1877. № 5.

230. Старокадомский, М.А. Опыты умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров Московской духовной академии / М.А.Старокадомский. - Загорск. 1969.311 с.186

231. Сташкевич, П. Иннокентьевский нериод в Киевской духовной академии / П. Сташкевич. Киев, 1884.

232. Степанова, Г. Категории «понятие» и «идея» в гносеологической концепции арх. Никанора (А.И.Бровковича) / Г. Степанова //Философское образование на Дальнем Востоке: история, теория,практика. Владивосток, 2000.

233. Степанова, Г. Чувства в гносеологической концепции арх. Никанора (Бровковича) / Г. Степанова // Проблемы славянской культуры ицивилизации. Вып.2. Уссурийск: УГПИ, 2000.

234. Страхов, Н.Н. Заслуга греческих философов архаического периода/ Н.Н. Страхов // Вера и разум: отдел философский. 1884. N22. - 113-127.

235. Страхов, Н. О сущности мира физического / Н.Н. Страхов //Вера и разум: Отдел философский. 1889. №10. -С.412-430.

236. Суходольский, Историческое рассуждение о догматическом богословии / Суходольский // Труды киевской духовной академии.1898.№5.-С.12-53.

237. Суходольский, Киевская академия во 2-й половине XVII века / Суходольский // Труды киевской духовной академии. 1895. № 8. -С.586-622; №10. - 201-256; №12. - 574-632.

238. Тарелкин, А. Новейшие опыты научного обоснования теизма. М., 1892 (канд.дисс.) / А. Тарелкин // ОР РГБ. Ф.172. Карт.409. № 1 1 .

239. Терновский, Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после её преобразования (1870-1892) / Терновский. -Казань. 1876.

240. Титов, Ф.И. Воспоминания о преосвященном Иннокентии, как ректоре Киевской духовной академии / Ф.И. Титов // Труды киевской духовнойакадемии. 1895. № 4. 627-648.

241. Титов, Ф.И. Очерки из киевской духовной академии / Ф.И. Титов // Труды киевской духовной академии. 1897. № 10. - 574-632.187

242. Тихвинский, И. Монотеистическая идея в философских учениях досократического периода. Киев. 1889.

243. Тихомиров, П.В. Православная догматика и религиозно-философское умозрение / П.В. Тихомиров // Вера и разум: Отдел философский.1897. №.№16-17.

244. Тихомиров, П.В. Философия В.Д. Кудрявцева (этюд к характеристике) / П.В. Тихомиров // Чтения в Обществе любителей духовногопросвещения. 1894. Т. 1.

245. Троицкий, Н. Данте, как богослов, в его отношениях к философии Фомы Аквинского / И. Троицкий. - СПб., 1905.

246. Успенский, И. Философские воззрения Иннокентия, архиепископа Херсонского / И. Успенский. - М., 1912.

247. Фалькенберг, История Новой философии от Пиколая Кузанского до настоящего времени / Фалькенбург. - СПб., 1894.

248. Феофан, (Прокопович) Сочинения. Под ред. И.П. Ерёмина. - М.-Л., 1961.-502 с.

249. Феофилакт, (Лопатинский) Избранные философские произведения / Феофилакт (Лопатинский). - М.: Институт философии РАН, 1997. -217с.

250. Филарет (Московский), Пространный Христианский Катехизис православные кафолические восточные церкви / Филарет(Московский). - М., 1842.

251. Философский энциклопедический словарь. - М. 1960. Т.1.

252. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. - Киев, 1991.

253. Цвык, И.В. Духовно-академическая философия в России./ И.В. Цвык. - М. 2002. 375.

254. Чиннов, Г. Разбор богословских воззрений архимандрита Федора (Бухарева) / Г. Чинов // Государственный архив республики Татарстан.Ф. 10/2. ex. 1641. 196.188

255. Шапошников, Л.Е. Православие и философский идеализм: Несостоятельность философской анологетики православия / Л.Е.Шапошников. - Горький, 1996.

256. Шульгин, А.Н. О влиянии средневековой схоластики на учение римской католической церкви / А.Н. Шульгин. - СПб., 1861.

257. Юркевич, П.Д. Сочинения / П.Д. Юркевич. - М., 1990.

258. Янышев, И.Л. Православно-христианское учение о нравственности / И.Л. Янышев. - СПб., 1906.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.