Опыт сравнительного анализа экзистенциальной и аналитической парадигм философии языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Куликова, Ирина Владимировна

  • Куликова, Ирина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Иваново
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 139
Куликова, Ирина Владимировна. Опыт сравнительного анализа экзистенциальной и аналитической парадигм философии языка: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Иваново. 2009. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Куликова, Ирина Владимировна

Введение.

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА: ОТ КОНЦА

XIX ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА.

§ 1. «Постклассический» образ языка: основные черты и истоки формирования.

§ 2. «Философия языка» как разновидность лингвистики.

§ 3. Возникновение и основные этапы позитивистской и постпозитивистской философии языка.

Глава 2. ЯЗЫК И КОММУНИКАЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ЕВРОПЕЙСКОГО

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И ПЕРСОНАЛИЗМА.

§ 1. Язык как самораскрытие сущности.

§ 2. «Бытие-в-коммуникации» и язык.

§ 3. Язык как обычай и творчество.

§ 4. Язык и «бытие-для-другого».

§ 5. Другой как проблема и таинство.

§ 6. Язык как пространство экзистенциальной этики.

§ 7. Личность, коммуникация, коллективизм.

§ 8. От языка сущности к сущности языка.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Опыт сравнительного анализа экзистенциальной и аналитической парадигм философии языка»

В течение многих десятилетий философия языка была в нашей стране «запретной зоной» философского исследования. Можно утверждать, что до начала 90-х годов для большей части философского сообщества в нашей стране было неясно отличие лингвистической философии от философии языка как таковой. Даже в лучших работах, посвященных разбору и критике англо-саксонской лингвистической философии, опубликованных в 1970 — 1980-х гг. в нашей стране1, мы видим, что критика - по большей части справедливая - англоязычной лингвистической философии 30 - 50-х годов является фактически самоцелью и не ведет даже к постановке вопроса о создании философии языка на другой методологической базе. Даже там, где наблюдается поиск собственных решений, он ведется в основном в русле тех тенденций, которые сформировались в рамках аналитической философии2. Весьма примечательно следующее обстоятельство. В зарубежной философии, и не только англо-американской, философия языка давно рассматривается как самостоятельная область философского знания. Выходят многие десятки монографий по ее основным разделам. Издаются учебники, вводные курсы и справочные пособия . В нашей стране она до сих пор

1 См., напр., Козлова, М.С. Философия и язык: Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века. - М.: Мысль, 1972.; Козлова, М.С. Размышления о феноменах сознания в работах позднего Л. Витгенштейна // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. - М.: Наука, 1989 - 256 с. - С. 190-213; Юлина, Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века: Критический очерк эмпирико-позитивистских течений. - М.: Наука, 1978.

2 ILitumeHl(C,JLM^ Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. - М.: Мысль, 1983.; Петров, В.В. Истина и значение // Проблемы логики и методологии науки. - Новосибирск: Наука, 1982, с. 218-229; Петров, В.В. Проблема указания в языке науки,- Новосибирск: Наука, 1977; Петров, В.В. Структуры значения: Логический анализ. Новосибирск: Наука, 1979; Поляков, И.В., Пазельский, В.В. Интерпретация как область определения и формы функционирования // Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема.- Новосибирск: Наука, 1986. - С. 3-33; Лебедев, М.В., Черняк, А.З. Онтологические проблемы референции. - М.: Праксис, 2001.

3 См., напр., Chomsky, N. Some empirical assumptions in modern philosophy of language // Philosophy, 1976; Science and Method. Essays in Honor of E.Nagel. / Ed. Morgenbesser S. et al. - New York:St. Martin's Press, 1969, p. 260-285; Katz, J., Fodor, J. What's wrong with the philosophy of language? // Inquiry, 1962, Vol. V.; Issues in the philosophy of language / Ed. McKay А/F/, Merrill D.D. - New Haven; London: Yale Univ.Ppress.; Davidson, D. Philosophy of Language. - Oxford: Blackwell Publ., 1989; Nye, A. Philosophy of Language: The Big Questions. - Oxford: Blackwell Publ., 1998; Taylor, K. Truth and Meaning: An Introduction to the Philosophy of Language. - Oxford: Blackwell Publ., 1998; Hale, В., Wright, C. A Companion to the Philosophy of Language. - Oxford: Blackwell Publ., 1999; Devitt, M„ Sterelny, K. Language and Reality: An Introduction to the Philosophy of Language. - Oxford: Blackwell Publ., 2. Ed., 1999; Hornsby, J., Longsworth, G. Reading Philosophy of Language: Selected Texts with Interactive Commentary - Oxford: Blackwell Publ., 2005; The Blackwell Guide to the Philosophy of Language / ed. M. Devitt, R. Hanley. - Oxford, Blackwell Publ., 2006. не приобрела соответствующего статуса. Даже в фундаментальных справочных изданиях, появившихся в последние годы, нет соответствующих статей4.

Между тем в 20-е годы XX века в русской философии появились глубокие работы, закладывающие фундамент отечественной ФЯ. Мы имеем в виду книги Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, С.Н.Булгакова, А.Ф.Лосева, М.М. Бахтина. У каждого из этих авторов мы находим вполне самостоятельный вариант философии языка. Нужно признать, что все эти авторы (кроме Бахтина) оказались практически вне дискурса мировой философии языка. Бахтин очень популярен на Западе, но преимущественно в кругах, далеких от философии языка аналитического направления.

Степень изученности проблемы. Всеобъемлющих работ, подробно освещающих данную тему, нам неизвестно. Однако существует немало исследований по отдельным вопросам, близким к нашей проблематике. Нам представляется возможным несколько условно разделить их на 3 группы:

I. Корпус классических текстов - труды философов и лингвистов, полностью посвященные разработке языковой проблематики или затрагивающие данную тему в связи с общими проблемами бытия и познания, культуры, общественной жизни.

II. Работы современных исследователей, освещающие те или иные аспекты учения экзистенциалистов и философов аналитической ориентации.

III. Группа работ, затрагивающих вопросы эпистемологии и парадигматических различий внутри постклассической философии.

I. Нам представляется необходимым вкратце проследить философскую эволюцию понятия «язык» и рассмотреть те подходы к его интерпретации в истории философии, которые послужили теоретической основой для фор

4 Новейший философский словарь,- Минск: 2001; История философии: Энциклопедия. - Минск: 2002. мирования постклассического образа языка в рамках экзистенциальной философии и позитивизма.

Философия языка - область философии, объектом исследования которой является язык, его природа, взаимосвязь с мышлением, а также конституирующая роль языка, слова в различных формах дискурса, в познании и структурах сознания. Языковая проблематика выделяется в отдельную область философской рефлексии в рамках классической философии, начиная с греческих стоиков. Что такое язык? Каково его происхождение? В чем состоят его главные функции? Насколько существенна роль языка и коммуникации в становлении и функционировании сознания? Эти вопросы, занимавшие мыслителей на протяжении всей истории развития философской мысли, имеют множество ответов, каждый из которых нельзя считать всеобъемлющим, хотя бы в силу их исторической и мировоззренческой обусловленности и учитывая неисчерпаемую глубину и сложность , самого исследуемого явления.

Уже во времена античности проблемы природы мышления и принципов его функционирования, соотношения разума и чувств вызывали у философов глубокий интерес. Указанные вопросы не могли быть разрешены без изучения самого инструмента человеческого мышления - языка. В античной философии он рассматривался главным образом как реализация человеческого ума; участие чувственного опыта в процессе формирования-высказываний и расшифровки их смысла отрицалось. Большой вклад в обособление рассуждений о языке в философии внесли софисты, которые пытались «порождать» истины путем манипулирования материалом языка, подробно разрабатывали такие логические ходы, как доказательство, аргументирование, противоречие. Платону мы обязаны открытием диалогической природы языка и указанием на то, что язык может убеждать в неистинном, вести человека по ложному пути в процессе познания. Аристотель пытался исследовать смыслы слов средствами самого языка, разработал метод дефиниции, определил логические ходы в рассуждениях. Совершенный дискурс в его понимании - такой, в котором заключение необходимо вытекает из предпосылок - иначе говоря, Аристотель поднял вопрос о системе смыслов, зафиксированных в языке.

Новое Время отмечено вниманием мыслителей к роли человеческого языка в развитии науки, сам язык признавался экспериментальным средством в поисках научной истинности. Ф. Бэкон5, рассуждая о «искусстве сообщения», в своей теории «идолов» — ложных понятий в языке — предлагает корректировать взаимосвязь языка и реальности посредством опыта и эксперимента. Эту проблему достаточно подробно разработают позитивисты в XX веке.

Т. Гоббс говорит о тесной связи мышления с языком и их взаимном влиянии, а также рассуждает о положительных и отрицательных смыслах слов с точки зрения философской этики, поскольку слова сохраняют в себе то, что мы о них думаем. Начало познания нужно искать в чувственном опыте: слова отражают не сущность вещи, а то, как человек ее воспринимает6. Рассуждения Гоббса о роли чувственного опыта в формировании языка продолжает Беркли, связавший две сферы языка - интеллектуальную и эмоциональную. Ощущения первичны по отношению к языку: идеи, оформленные в слова, есть либо ощущения, либо воздействия разума на ощущения.

7 о

В работах Дж. Беркли и Г.-В. Лейбница обнаруживаются истоки классической постановки проблемы коммуникации. Лейбниц утверждает: каждая индивидуальность есть монада, особый мир, независимый от всего другого, кроме Бога, которая «никогда не действует на другую отдельную

5 Бэкон, Ф. Великое восстановление наук // Бэкон, Ф: Сочинения: в 2 т. - 2-е изд. — Т. 1. — М.: Мысль, 1977.-С. 55-524.

6 Гоббс, Т. Основ философии часть вторая. О человеке // Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. В.В. Соколов. -Т. 1. -М.: Мысль, 1979.-622 с. -С. 235; Гоббс, Т. Человеческая природа//Там же. С. 507-573.

7 См. Беркли, Дж. Философские заметки // Беркли, Дж. Соч. / сост., общ. ред. и вступ. ст.

И.С. Нарского. - М.: Мысль, 1978. - С. 41 - 47; Беркли, Дж. Опыт новой теории зрения // Там же. -С. 51-125.

8 См. Лейбниц, Г.-В. О способе отличения явлений реальных от воображаемых // Лейбниц, Г.-В. Соч.: в 4 т. / под ред. В.В. Смолова. - Т. 3 - М.: Мысль, 1984. - 734 е.; Лейбниц, Г.-В. Рассуждение о метафизике // Там же. - Т. 1. — М.: Мысль, 1982. - 636 с. субстанцию и не испытывает от нее страдания»9. Их общение возможно только при посредстве Бога - Абсолюта. Находясь в постоянной связи между собой согласно божественной воле, монады взаимно ограничивают друг друга и вынуждены постоянно приспосабливаться друг к другу. То, что при этом возможно согласие и взаимопонимание, объясняется общностью внешних обстоятельств и вытекающей из нее общностью идей. Передача смыслов посредством языка возможна в силу того, что выражающее аналогично по своим свойствам выражаемому (объектам внешней реальности).

В объективно-идеалистической диалектике Гегеля мы находим оригинальное решение проблемы другого сознания. «Самосознание - это лишенная движения тавтология «Я есть Я». Самосознание равно самому себе», — утверждает философ в «Феноменологии духа»10. Индивид, понятый как самосознание, представляет собой единственную действительную реальность, безусловное бытие. В акте сознания дух становится для себя предметом, чем-то иным, и таким образом выходит вовне себя. Самосознание* же, напротив, представляет собой «возвращение» из инобытия; оно достигает своего удовлетворения только в некотором другом самосознании, когда «оно не видит другого как сущность, а самого себя видит в другом»11. В единстве Я и другого самосознание удваивается, поскольку другой воспринимается не как остальные предметы, но всегда рассматривается в качестве другого самого себя. Узнавая себя в другом, самосознание достигает единства с самим собой; таким образом происходит удвоение самосознания в его единстве.

Однако это единство сразу разрушается, обнаруживается неравенство двух самосознаний, из которых одно есть признаваемое, а другое - признающее. Каждое стремится проявить себя, свое самостоятельное «для-себя»; в итоге самосознания с неизбежностью вступают в борьбу. В связи с

9 Лейбниц, Г.-В. Свидетельство природы против атеистов // Там же. — Т. 1. - М.: Мысль, 1982. -636 с.- С. 80-83.

10 Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб.: Наука, 1999. - 443 с. - С. 94.

11 Там же.-С. 98. этим, Гегель предлагает классификацию ступеней сознания от непосредственного бытия через другое самосознание к абсолютному духу:

1. Самосознание в его непосредственной форме, как сознание субъекта о самом себе и в-себе.

2. Самосознание делает своим предметом другое Я, и возникает стремление обоих к признанию собственной личности. Таким образом, самосознание перестает быть единичным и осознает всеобщую связь между субъектами.

3. Противоположные субъекты, сохраняя свою самость, сознают в то же время свое тождество. Самосознание становится всеобщим.

К концу Нового Времени оформляются две отдельные науки о языке — лингвистика и философия языка. Общими для них были исследования в анализе логической структуры смысла, зафиксированного в языке, с целью уточнения понятий об окружающем мире. Б. Паскаль выделил элементы языка, мешающие правильно строить логические умозаключения - термины, смысл которых не прояснен или за которыми не стоят уже доказанные истины; с этими выводами непосредственно соотносятся более поздние рассуждения позитивистов о необходимости «прояснения» языка науки.

Позже, в эпоху романтизма, Шлейермахер заложил фундамент современной философской герменевтики («исторической эстетики»), которая вскоре приобрела статус философской дисциплины. Его продолжатель Г.Г. Гадамер считал себя учеником Хайдеггера и разделял интерес экзистенциальных философов к поэтическому языку и подчеркивал особую роль поэтической речи в познании сущности бытия. В трактовке текстов Гадамер стремился устранить наслоение додумываемого, присоединившегося в процессе исторической жизни произведения культуры. Понятие «текст культуры» для философа шире, чем просто словесный текст: это еще и панорама смысла, созданного и другими языками культуры. Герменевтическая трактовка призвана углубить понимание текста и его соприкосновение с контекстом, а в итоге - повысить информационную ценность произведения.

Именно с возникновением герменевтического учения начинается углубленное философское исследование обратного влияния языка на человека. Герменевтика трактуется самими ее представителями как основа всякой мыслительной деятельности; причина этого в том, что ученый рассматривает понимание как проблему. Лишь позже в философии созреет понимание того факта, что проблему составляет не столько понимание, сколько существование другого субъекта как таковое. Данная проблема получила решение лишь в начале XX века; это решение состояло в концепции интерсубъективности, предложенной Э. Гуссерлем. Философ сделал попытку преодолеть замкнутость субъекта и обосновать бытие Другого, исходя из идеи интенциональности сознания. Интерсубъективный мир трактуется как система смыслов, общая для всех людей; этот мир ни в коей мере не является объективным, он именно межсубъектный12.

Обособление в философии двух подходов к изучению языка - логического и феноменологического — становится заметным к середине XIX в. Данные подходы кардинально различаются между собой как методологией исследования, так и постановкой проблематики. В рамках этих двух направлений в XX в. возникнут аналитическая и экзистенциальная концепции языка. Логический подход предполагет философские рассуждения на тему отношения смысла к языку: анализ оттенков смысла слова, их наложение на окружающую реальность, изучение взаимосвязи смыслов и, в конечном итоге, исследование логических структур в чистом идеальном виде, без их наложения на язык. Данный подход к языку присутствует в работах Г. Риккерта, , Ч. Пирса (учение которого представляет собой, скорее, логический 1 прагматизм), У. Джемса . В философии Б. Кроче язык анализируется как эстетическое явление; но экспрессивная функция языка рассматривается и с точки зрения логики - науки о чистом понятии.

12 Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления и др. - Минск.: Харвест; М.: ACT, 2000. - 752 с. - С. 289 - 542.

13 Джемс, У. Личность // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. -672 с.-С. 7-44.

Феноменология стремится приблизиться к бессознательному, выраженному в языке, но освобожденному от лингвистического материала. С этой целью делается попытка устранить мыслящего субъекта как посредника в интерпретации реальности и, таким образом, выявить универсальные сущности - смысловое содержание мира, которое универсально является человеческому сознанию, причем различия, проявляющиеся в отдельных языках, устраняются. Все логически структурируемые сущности, утверждает Гуссерль, зарождаются в мире бессознательных влечений, воспоминаний, надежд; иначе говоря, философ включает психологические данные в логическую структуру истины. Вклад феноменологии в философию языка трудно переоценить. Во-первых, она подтолкнула человеческое сознание к поиску ментальных универсалий, смысловой сущности мира, устранив споры о несоответствии смыслов, возникающих в процессе словесных рассуждений. Во-вторых, она расширила само1 понятие «язык» за пределы словесного языка. В-третьих, подчинила смысл всех фактов и вещей смыслу человеческой жизни. Данное направление оказало существенное влияние на экзистенциальную трактовку языка и коммуникации.

Антон Марти пишет на рубеже XIX и XX вв. в книге озаглавленной «Исследования оснований общей грамматики и философии языка», что «философия языка» должна рассматриваться как родовое понятие по отношению к языкознанию. В языке, полагает Марти, мы везде имеем дело со значащими формами. Даже и в истории языка, которая наиболее далека от философии, речь идет не просто о звуковой или физической стороне, но именно о значениях14. Даже и исследование звуковых законов может быть предметом философии языка, поскольку и здесь мы видим моменты всеобщего15. Стремясь отделить философское изучение значения от «чисто лингвистического», Марти постулирует два уровня философско-лингвистического исследования: теоретический и практический. Последний

14 Marty, А. Untersuchungen zur Grundlegung der allgemeinen Grammatik und Sprachphilosophie. -Halle: Max Niemeyer, 1908. - S.4-5, 20 он предлагает называть глоссономией или глоссотехникой16. Не вдаваясь более глубоко в рассуждения Марти, отметим, что фундамент философии языка, исследования значения он видит в психологии. Именно она должна, по его мнению, образовывать центр вообще всякой философии. Мы видим, что у Марти, как и у его предшественника Г. Пауля, понимание философии языка еще весьма далеко от того, что сложилось в 20 — 50-е гг. прошлого века.

С первой половины XX века язык начинает рассматриваться как специфический вид бытия, во многом определяющий и формирующий бытие сознания. Исследуемая в данной работе экзистенциалистская модель - одна из наиболее заметных языковых концепций, делающих акцент именно на онтологических моментах и выводящих основные характеристики языка и сознания из Бытия как первичной реальности.

II. Что касается отечественной философии, до 90-х гг. нашего века в ней наблюдалось достаточно недоверчивое отношение к языковой проблематике в целом, в повышенном внимании к которой часто усматривалось разлагающее влияние «деградирующей» буржуазной философии. Поэтому, несмотря на наличие достаточно богатой и оригинальной отечественной лингвистической традиции, собственно философский анализ языка и накопленных знаний о нем в литературе конца XX века занимает весьма скромное место. До последнего времени в отечественной литературе практически отсутствовали работы, в которых освещалась бы интересующая нас тема, а именно трактовка языка и коммуникации в рамках экзистенциальной концепции. И это при том, что достаточно широкое исследование философских идей экзистенциалистов развернулось в отечественной философской критике уже с конца 60-х гг. В работах Л.Г. Андреева, И.С. Вдовиной, P.M. Габи-товой, K.M. Долгова, В.Н. Кузнецова, Т.А. Кузьминой, В.И. Молчанова, В.А. Подороги, Т.А. Сахаровой, Г.Я. Стрельцовой, Л.И. Филиппова и др.

15 Ibid.-S. 20.

16 Ibid. - S. 22. подробно освещаются самые различные аспекты экзистенциального учения, однако языковая проблематика фактически игнорируется. В этом плане хотелось бы отметить работы П.П. Гайденко, дающей вполне оригинальную и интересную интерпретацию концепций Кьеркегора, Хайдеггера и Яс-перса17 с точки зрения их трактовки языка и коммуникации.

Отечественный опыт интерпретации аналитических концепций языка

1 Я несколько богаче. В трудах Ю.Д. Апресяна, В.Н. Волошилова , Г.П. Григо

10 о 1 рян, А.Ф. Грязнова , A.B. Ерахтина" , Е.В. Зоновой , М.С. Козловой, Е. Пановой22, Д.И. Руденко, З.А. Сокулер, Ю.С. Степанова, Е.С. Кубряковой, В.И. Постоваловой содержится исчерпывающий анализ основных принципов позитивизма и постпозитивизма, специфики их подхода к языку, предлагаемых методов работы с ним и аналитического стиля философствования.

III. Идея разделения человеческого знания на эпистемы — исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок научного и гуманитарного познания — принадлежит М. Фуко, одному из представителей французского структурализма. Фуко выделяет три эпистемы, скачкообразно сменявшие друг друга на протяжении истории человечества: возрожденческую, классический рационализм и современную. Их специфика определяется господствующим в культуре того или иного периода типом семиотического отношения, или отношения «слов и вещей»23. Главным предметом анализа становятся дискурсивные практики, сосуществующие в V

17 Гайденко, П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991 - 527 е.; Гайденко, П.П., Богомолов, A.C. Экзистенциализм Хайдеггера// Современная буржуазная философия. - М., 1978.; Гайденко, П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Кьеркегора. -М.: Наука, 1970.

18 Волошинов, В.Н. Марксизм и философия языка. - JI., 1980.

19 Грязное, А. Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. — М.: Изд-во МГУ, 1991.- 139 с.

20 Ерахтин, A.B. Современная западная философия. Ч. 1: От позитивизма к постпозитивизму. -Иваново: ИвГУ, 1994.-51 с.

21 Зонова, Е.В. Семиотика в контексте философии языка. - М.: Прогресс, 1988.

22 Панова,Е. Людвиг Витгенштейн и позитивное управление философии // Философские науки.-1978.-№ 5.

23 Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб.: A-cad, 1994. - 407 с. рамках одной эпистемы; специфика их взаимодействия определяется как средствами культуры - «словами», так и ее объектами - «вещами». Важность этих идей для нашего исследования состоит в том, что они открывают возможность более глубокой рефлексии над исторически сложившимися подходами к осмыслению природы языка, его роли в познании и коммуникации, позволяют рассматривать разнообразные философские концепции языка и методы работы с ним как составные части единого целого, взаимно дополняющие и развивающие друг друга.

Понятие «парадигма», под которым понимается способ постановки проблем, принятый в качестве образца решения исследовательских задач, приобрело широкое распространение после работ Т. Куна. Ученый определяет парадигму как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу»24. Трактовка Куном этого понятия вызвала дискуссию, в ходе которой отмечалась его неоднозначность (К. Поппер, И. Лакатос, М. Мастерман); в настоящее время этот термин широко используется как для характеристики формирования научной дисциплины, описания этапов развития научного знания, так и при методологическом анализе различных дисциплин25.

В отечественной философии предпринимались попытки рассмотрения философских школ и направлений XX века с точки зрения их эпистемологического и парадигматического статуса; данной теме уделяется' внимание, например, в работах Д.И. Руденко и В.В. Прокопенко , Е.И. Чубуковой, А.П. Огурцов рассматривает постклассическую философию с точки зрения характерных для нее подходов к анализу сознания, выделяя два таких подхода - рефлексивный и понимающий. После проведенного исследования мы.

24 Кун, Т. Структура научных революций. - М., 1975. - С. 11.

25 Грязное, Б.С. Философские «парадигмы» Т. Куна // «Природа». - 1976. - № 10.

26 Руденко, Д.И., Прокопенко, В.В. Философия языка: путь к новой эпистеме // Язык и наука конца XX века: сб. статей. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 432 с. - С. 118 - 143.

27 Огурцов, А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. - Новосибирск, 1987. можем утверждать, что в философии языка XX века рефлексивная тенденция реализовалась в аналитической концепции, а экзистенциально-феноменологическое учение соответствует основным принципам «понимающего» подхода.

Необходимо отметить, что различение двух указанных подходов основано прежде всего на разнице философских методов. Содержательная же сторона аналитической и экзистенциальной концепций языка и коммуникации во многом соприкасается: достаточно вспомнить, что логическим завершением эволюции позитивистского крыла аналитической парадигмы стало творчество позднего Витгенштейна, отличавшееся трансцендентальным мистицизмом и подчеркнутым вниманием к морально-этической стороне употребления языка.

Углубление знаний о человеке, повышение интереса к антропологической проблематике в XX веке привели к существенным1 трансформациям, в области философии языка. Расширилась ее исследовательская область; язык стал рассматриваться не просто как активность и «материализация» мысли, но как основной посредник в коммуникативном процессе; различные формы его использования были увидены в другом ракурсе, как способы действия, отличающиеся неповторимой индивидуальностью и не сводимые к объективным значениям. Именно этот подход (не последнюю роль в формировании которого сыграл экзистенциализм) нам представляется наиболее перспективным в плане понимания природы языка, приближения к его сущности.

Фиксируя и делая возможными контакты человека с миром и себе подобными, обеспечивая передачу информации, память о прошлом и прогнозирование будущего, язык является необходимым условием познания, правильной организации человеческой жизни и придания ей осмысленности. Его значимость как объекта философского исследования трудно переоценить: язык - уникальный феномен человеческой реальности и представляет собой, пожалуй, единственно возможный путь проникновения в ее сущность. По нашему мнению, анализ языковой способности именно с этой точки зрения представляет наибольшую ценность - в отличие от ее рассмотрения с формально-логических или «инструменталистских» позиций.

Можно констатировать, что в наше время языковая проблематика в полной мере сохраняет свою актуальность - более того, приобретает статус одного из центральных объектов философского осмысления. Поиски возможностей взаимопонимания между людьми, путей более глубокого проникновения в человеческую реальность заставляют по-новому взглянуть на роль языка в жизни сознания, в познании мира. Очевидна оригинальность и эвристичность трактовки данных проблем в рамках экзистенциально-персоналистической парадигмы, сделавшей акцент на интерсубъективном, духовно-сущностном аспектах языковой реальности.

В дополнение к сказанному хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:

1) Коммуникативный процесс предполагает наличие «посредников»; язык - главный носитель этой функции, он обеспечивает взаимопонимание как в обыденной жизни, так и в сфере науки. С другой стороны, в силу самой своей природы он способен затруднять процесс познания и делать подлинное взаимопонимание проблематичным, затемняя «чистое» содержание сознания. Поэтому любой философ, создавая свою онтологическую или гносеологическую концепцию, неизбежно приходит к необходимости осознания роли языка в познании и коммуникации.

2) Язык является сущностной характеристикой человека; без осмысления его природы, особенностей и масштабов его влияния на мышление невозможно сколько-нибудь глубокое понимание других аспектов человеческой реальности.

3) В настоящее время исследование сознания вышло на качественно новый уровень; рассмотрение этого феномена во всей его сложности и противоречивости, во всем многообразии его детерминант (включая культурно-исторические) невозможно без создания новой теоретической и мировоззренческой базы. В этих условиях языковая проблематика приобретает особую значимость, поскольку язык участвует практически во всех формах сознательной деятельности человека. Язык, речь - основная внешняя материальная манифестация деятельности сознания; поэтому путь к постижению природы сознания лежит через понимание природы языка.

4) Разумеется, тезис о зависимости сознания и мышления от языка-спорен; однако язык остается единственно возможным «явлением» мысли и первичной репрезентацией мира, а значит, может рассматриваться как фундамент его разумной организации. Все эти обстоятельства обусловили актуальность данного исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования' является теоретическая реконструкция образа языка, сложившегося в экзистенциальной философии, а также выявление эпистемологического статуса экзистенциальной и аналитической философских парадигм как противоположных и взаимодополняющих тенденций в постклассической философии языка.

Реализация данной цели осуществляется через постановку следующих задач:

1. Определение места и роли языковой проблематики в философии экзистенциализма и персонализма, обоснование взаимосвязи- концептов, «язык» и «коммуникация» с основными темами экзистенциальной философии.

2. Выявление сущностного содержания и специфических характеристик экзистенциального образа языка.

3. Раскрытие категориального статуса понятий «язык» и «коммуникация» в экзистенциальной философии.

4. Установление глубинной связи и взаимовлияния теоретической концепции языка, предлагаемой экзистенциалистами, и специфически экзистенциального стиля философствования.

5. Сопоставление экзистенциально-персоналистской и аналитической парадигм философии языка с целью определения их эпистемологического статуса.

6. Установление родственных моментов в аналитической и экзистенциальной трактовках языковой реальности и выявление тенденций к взаимному сближению внутри указанных концепций.

Реализация поставленных задач невозможна без учета многообразия форм и модификаций самой философии языка. Она может быть онтологически, эпистемологически, праксеологически, антропологически, аксиологи-чески ориентированной - иначе говоря, исследовать язык как особый род бытия, в его соотнесенности с другими видами,бытия - материальным, мышлением и сознанием; ее объектом может быть язык как деятельность, язык как ценность sui generis. Данные ориентации обычно не строго дизъюнктивны: антропологическая может предполагать онтологию, познание -аксеологию и деятельность; эпистемология — онтологию, деятельность (праксис) и т.п. Поэтому при построении типологии и анализе каждой из форм философии языка важно выделить системообразующий момент, обеспечивающий ее концептуальное единство.

Методология исследования.

При подготовке настоящей диссертации был использован сравнительно-исторический метод, а также системный метод, включающий анализ и синтез основного содержания • рассматриваемых философских концепций и критических исследований, посвященных изучаемой проблеме. Метод компаративного анализа позволил сопоставить экзистенциальную и аналитическую тенденции в философии языка и проследить парадигматические трансформации понятий «язык» и «коммуникация». В целом автор ориентирован на методологическую базу диалектики, принципы эпистемологии и традиции философского осмысления мира и человека.

Научная новизна.

1. Осуществлен системный анализ понятий «язык» и «коммуникация» в контексте основополагающих принципов и положений экзистенциальной философии; определено место, роль и основные содержательные характеристики данных терминов в «философии существования».

2. В ходе компаративного анализа выявлена противоположность и, одновременно, взаимодополняемость аналитического и экзистенциального подходов к языку.

3. Выявлены и раскрыты на конкретных примерах точки соприкосновения экзистенциальной и аналитической концепций, что позволяет рассматривать данные парадигмы философии языка как элементы единой «дискурсивной формации».

4. Установлена тенденция к сближению современной аналитической философии с экзистенциальной традицией, что выразилось в обращении первой к индивидуально-психологической составляющей языковой способности, признании важности интерсубъективного начала, появлении в лингвистическом анализе феноменологических, герменевтических, прагматических мотивов. Данная тенденция, наиболее четко проявившаяся в период «угасания» экзистенциальной философии, может служить свидетельством осознания позитивистами недостаточности аналитического подхода к языку в чистом виде.

5. Раскрыта взаимосвязь стиля философствования и языка текстов экзистенциалистов с их концепцией языка, проведено сопоставление аналитического и экзистенциального методов философствования.

Практическая значимость работы вытекает из указанной выше актуальности, научной новизны и возможности использовать выводы автора при подготовке соответствующих тем вузовской программы по философии и истории философии, при разработке курсов по эстетике, культурологии, спецкурсов по проблемам философии языка. Возможно, положения диссертации могут быть применены в исследовательской работе по проблемам конкретных наук, так или иначе связанных с вопросами общественной жизни и коммуникации.

Структура работы. В структурном плане диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка источников. Каждая глава включает несколько параграфов и заключающее резюме.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Куликова, Ирина Владимировна

Заключение

В заключение представляется необходимым отметить следующие моменты:

1. Язык - сложная, многоуровневая система; серьезное исследование данного феномена требует разнообразия в подходах, методах и исходных теоретических установках. Одностороннее рассмотрение формальнологической стороны языкового выражения, так же как и поиски его глубинной бытийной сути, с почти полным игнорированием формы и рационального аспекта, оказываются недостаточны для достижения подлинно глубокого понимания изучаемого явления. Можно утверждать, что две основные парадигмы философии языка, развивавшиеся на протяжении XX века - экзистен циально-персоналистская (или феноменологическая) и аналитическая -являются противоположными и взаимодополняющими исследовательскими программами в общем системном поле неклассической философской эписте-мы. у

В то же время, каждая из рассматриваемых концепций представляет со- $ бой самостоятельную цельную систему. Нами установлено, что системообразующим моментом в них являются категориальные триады «бытие-язык-экзистенциальный (жизненный) опыт» и «познание-язык-опыт (практика)», исходя из которых интерпретируются природа, свойства языка, его роль в человеческом существовании, правила его употребления. Как видим, основное различие между экзистенциальной и аналитической трактовками, определяющее все частные расхождения, заключается в том, что экзистенциализм в рассмотрении языка исходит из категории бытия, тогда как в аналитическом подходе доминирует гносеологическая установка.

2. Одно из основных свойств языка - наличие неразрывно связанной с ним картины мира, которая определяет систему его значений и в то же время сама подвергается влиянию со стороны происходящих в нем процессов. Сформированная таким образом картина универсума задает общее направление философской рефлексии, специфику восприятия анализируемой реальности - в частности, реальности языковой, — а также определяет особенности стиля философствования.

Согласно учению М. Бубера, мир в восприятии человека двойственен, и человек может принимать отношение к нему (строить картину мира) рационалистически-сциентистского (функционального) или же «личностного», «диалогического» типа. В первом случае мир воспринимается как скопление безличных предметов и орудий, в той или иной степени «полезных», служащих нашим интересам. Отношение к миру строится по схеме «субъект — объект» и подчиняется установке «Я — Оно». Познаваемые вещи, явления и люди 1 не откликаются познающему, не «встречаются» с ним ~ . Подобное мировосприятие привело к возникновению позитивистской философии в ее наиболее жесткой форме. Сциентистское понимание истины, доминирующее в позитивизме, породило специфическую языковую концепцию. Язык, с которым имеют дело позитивисты, - мертвый, в.каком-то смысле «искусственный» -как и тот универсум, в котором они предпочитают жить. Картина мира, задаваемая таким языком, предельно простая и ясная - и, значит, ограниченная. Считая смысл Бытия пустой абстракцией, философской иллюзией, философы логико-аналитической ориентации снимают вопрос о языковом «воплощении» этого смысла; поиски сущности языка как воплощения сущности Бытия теряют познавательную значимость. Остается язык, предназначенный для общения с миром-Оно, миром как объектом — общения всегда одностороннего, т.к. объект (будь то весь мир или другая личность) не соучаствует, не отвечает познающему.,Отсюда - повышенное внимание к формальной стороне языкового выражения в ущерб его живому, сущностному содержанию, приоритет безлично-всеобщего над личностным, индивидуальным, игнорирование коммуникативной подосновы языкотворчества.

Экзистенциальное мироотношение, напротив, является «актуализирующим», «встречающим», «личностным», «диалогическим». Такое отношение предполагает общение между равноправными субъектами, единение сознаний на метафизическом уровне. Познание как диалог — это возможность обращаться к собеседнику (Бытию, Богу, другому человеку) как к Ты -равноправному партнеру, неповторимой личности, другу, это встреча с самим собой через узнавание Другого и признание его инаковости. Соответственно, подход к языку принципиально меняется. Он становится «Домом Бытия», изначальной и неизбежной характеристикой пребывания человека в мире; акт коммуникации превращается в «онтологический диалог» и начинает рассматриваться как источник смыслообразования и главное условие «просветления» экзистенции.

3. Экзистенциальное мышление, как и аналитическое, развивалось в противостоянии постулатам метафизики и неприятии свойственного ей философского дискурса. Однако «преодоление метафизики» осуществлялось различными, порой противоположными методами, что связано прежде всего с онтологизированностью экзистенциального мировосприятия и логико-гносеологическим (эпистемологическим) характером аналитического философствования. Если позитивисты видели в метафизике прежде всего ошибочный способ мышления и - как следствие - выражения, для философов экзистенциальной ориентации она представляла особый стиль бытия, выражающийся в «забвении самого бытия», специфику существования не только отдельного человека, но и современного общества в целом. Сама природа человека метафизична: самосознание находится в «плену» между чувственным и рациональным, «привязано», по выражению Хайдеггера, к различию между сущим и бытием. Поэтому «преодоление метафизики» к которому призывает экзистенциализм, означает не ее отрицание, но выявление ее положительного мыслительного потенциала и обогащение им экзистенциального способа мышления и экзистенциального дискурса.

4. Отличительными чертами отношения к миру и людям, свойственного метафизике как «событию внутри бытия» (по выражению Хайдеггера) являются: во-первых, такое видение другого Я, при котором этот другой, воспринимаемый как сущее, выступает в форме предмета либо объекта предметно-вещных отношений; во-вторых, противопоставление Другого как внешнего объекта познания познающему субъекту - Я и последующее отражение или спекулятивное конструирование его образа в сознании, в результате чего возникает непреодолимый разрыв между двумя самосознаниями. При таком восприятии бытия другого человека не может быть и речи о взаимопонимании и подлинной коммуникации. Экзистенциализм утверждает: внешний мир - в том числе мир бытия Другого - является «моим миром», в силу коммуникативной соотнесенности Я с Не-Я. Между ними не существует разрыва, субъект и объект едины настолько, что само понятие обьекта устраняется. Экзистенция - это и есть то, что никогда не становится объектом, она может относиться лишь «к самой себе» и, тем самым, к своей трансценденции. Это «внутреннее ядро» человека, которое всегда остается нетронутым, оно раскрывается не в умозрительном рассмотрении «извне» и не в понятийных дефинициях, а в духовных и эмоциональных переживаниях подлинной интерсубъективности; она есть переход от «чистого бытия», явленного как нечто обезличенное, к «самобытию», свободному от настоящего и способному возвыситься к трансценденции, в шифрах которой и приоткрывается понятийно-невыразимая суть человеческого существования. Понятие бытия другого, как и бытия в целом, представляет собой некое «предпонимание», которое постигается феноменологически; постигаемость бытия других изначальна и заложена в самом со-бытии: «В бытийной понятливости Dasein уже лежит, поскольку его бытие есть со-бытие, понятность других. Это понимание, подобно пониманию вообще, есть не выросшее из познания знание, а

1 ТП исходно экзистенциальный способ быть» . Таким образом, коммуникация,

130 Хайдеггер, М Пролегомены к истории понятия времени -Томск: Изд-во «Водолей», 1998. -384 с - С. 150. как и язык, в экзистенциальной философии рассматривается в ее бытийной отнесенности и предстает в качестве неотъемлемого атрибута человеческого существования; являясь манифестацией «бытия-для-другого», она лежит в основе языковой способности и индивидуального сознания в целом.

Позитивистское решение проблемы интерсубъективности в основном лежит в плоскости разработки логических и языковых средств познания Другого. Любая трансцендентальная проблематика, связанная с другим Я, из позитивистских и аналитических представлений о коммуникации и интерсубъективности исключается. Неопозитивизм само существование Другого ставит под сомнение: для его утверждения отсутствуют достаточные рациональные и опытные основания, поскольку «другие люди известны мне только благодаря моим определенным чувственным данным, таким как индивидуальный образ или звук их голоса»1'1.

5. В экзистенциальной трактовке сущности языка ясно прослеживаются следующие феноменологические мотивы: рассмотрение слова как «явленно-сти» (бытия); разработка языковой проблематики в контексте понятия интер-1 субъективности; понимание человеческого бытия как мира, наполненного смыслами и значениями, интерсубъективными по своей природе и преддан-ными каждой субъективности (в терминологии Гуссерля - «жизненный мир»). Другими векторами интерпретации языковой реальности в экзистенциальной философии можно считать: прагматистское истолкование знака (значения) и понимание языка как «подручного» отношения к слову; рассмотрение феномена понимания и языка как его средства с герменевтических позиций, как непосредственно слитых с Бытием и коммуникацией; элементы психоанализа в утверждении бессознательной подосновы языковой способности; собственно экзистенциальную критику «неподлинного» языка повседневного общения.

6. В экзистенциальной философии язык сохраняет статус одного из базовых концептов и предстает в качестве основополагающего онтологического элемента (экзистенциала) человеческого существования как особого вида бытия, конституирующего человека и выявляющего смысл экзистенции. Специфика основных свойств языка определяется общей онтологизирован-ностью экзистенциальной концепции:

- онтологичность, принадлежность слова бытию (или человеческому бытию - экзистенции): именно «через» и «сквозь» язык бытие открывает и проясняет свой смысл;

- неразделимость подлинного "языка бытия" на субъект и объект;

- интерсубъективность, диалогичность;

- первичность по отношению к индивидуальному сознанию.

7. Наиболее существенное отличие экзистенциально-персоналистской трактовки языка и коммуникации от аналитической лежит в плоскости методологии и стиля философского мышления. Позитивистский подход основан на методах естественных и точных наук, формальной логики. Аналитический стиль философствования в целом отличается точностью анализа, осторожным отношением к любым философским обобщениям, строгостью в построении аргументации и подборе терминологии, логичностью выводов. Процесс изложения своих взглядов и доказательства для философов аналитической ориентации не менее важен, чем полученный с его помощью результат. Экзистенциальный дискурс вполне соответствует специфике рассматриваемой проблематики и позволяет глубже проникнуть в сущность человеческого бытия, которое не укладывается в прокрустово ложе категориальных построений и формальной логики. Для него характерны понятийные дефиниции, стилевая манера и методологические приемы, свободные от гносеологической догматики, метафизической доктринарности и объективизма. Это стиль «свободного вопрошания», эмоциональный, метафоричный, позитивно двусмысленный. Введение в философский обиход «экзистенциалов» имеет целью компенсировать принципиальную недостаточность логикодискурсивного мышления и опирающихся на него форм общения; экзистен-циалы рассматриваются как элементы «подлинного» языка, имеющие своим источником само Бытие и позволяющие интерпретировать его в его истинной сути.

8. Можно констатировать процесс перехода аналитической философии от позитивистской трактовки языка как инструмента кодирования и сообщения мыслительных представлений к новой интерпретации языкового взаимопонимания и опосредованному практикой диалогу. На первый план выходит коммуникативно-прагматическая и социально-интерактивная функция языка. Утративший свои монопольные позиции формализованный язык математики и естественных наук уступает место разнообразию «языковых игр» (имеющих герменевтические импликации), которые открывают дорогу в различные «жизненные миры». Рассмотрение феномена понимания с герменевтических позиций, присутствие прагматической линии в истолковании значения и отношений между словом и миром, появление психоаналитических мотивов в приемах лингвистического анализа «позднего» Витгенштейна, Дж. Остина, Д. Уиздома - эти тенденции можно считать манифестацией интегративных процессов в западной философии, фактором, знаменующим прогрессирующее сближение аналитической философии с противоположной, экзистенциально-феноменологической традицией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куликова, Ирина Владимировна, 2009 год

1. Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология / ИвГУ; под ред. А.Н. Портнова. Иваново: ИвГУ, 1997. - 156 с.

2. Аналитическая философия: избранные тексты / сост., вступ ст. и коммент. А.Ф. Грязнова. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 181 с.

3. Аналитическая философия: становление и развитие: антология / под ред. А.Ф. Грязнова. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998.-528 с.

4. Апелъ, К-О. Трансформация философии. (Феноменология. Герменевтика. Язык) / К.-О. Апель. М.: ACT, 2001. - 213 с.

5. Беркли, Дж. Сочинения / сост., общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского. М.: Мысль, 1978.

6. Бибихин, В. Язык философии / В. Бибихин. — М.: Прогресс, 1993. 403 с.

7. Бубер, М Я и Ты / М. Бубер; пер. с нем. Ю.С. Терентьева. — М.: Высш. школа, 1993. -175 с.

8. Бубер М. Изреченное слово / М. Бубер; пер с нем. А.Н.Портнова // Философия языка и семиотика. — Иваново: ИвГУ, 1995. — 122 с.

9. Буржуазная философская антропология XX века. — М.: Прогресс, 1986. -320 с.

10. Ю.Бэкон, Ф. Великое восстановление наук / Ф. Бэкон // Бэкон, Ф. Соч.: в 2 т. -2-е изд. Т. 1. - М.: Мысль, 1977. - С. 55-524.11."Бытие и время" М. Хайдеггера'в философии XX века. // Вопросы философии.-1998.-№ Ъ

11. И.Вдовина, КС. Эстетика французского персонализма / И.С. Вдовина. М.: Прогресс, 1981.-187 с.

12. Ъ.Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. — М: «Гнозис», 1994. — 612 с.

13. Второй конгресс российских философов: некоторые итоги // Вопросы философии. 2000. -№ 5. - С. 148-156.

14. Габитова, P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме / P.M. Га-битова. М.: Наука, 1972. - 162 с.

15. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики /Г.-Г. Га-дамер. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

16. Гайденко, П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Кьеркегора / П.П. Гайденко. М.: Наука, 1970. - 205 с.

17. Гайденко, П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Яс-перса / П.П. Гайденко // Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

18. Гайденко, П.П., Богомолов, A.C. Экзистенциализм Хайдеггера / П.П. Гайденко, A.C. Богомолов // Современная буржуазная философия. М.: Наука, 1978.-489 с.

19. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1999. -443 с.21 .Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс; сост., ред. В.В. Соколов. Т. 1. - М.: Мысль, 1979. - 622 с.

20. Григорян, Г.П. JI. Витгенштейн и П. Стросон о проблеме чужих сознаний / Г.П. Григорян // Историко-философский ежедневник '86 / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Наука, 1986. - 302 с. - С. 191-207.

21. Грязное, Б.С. Философские «парадигмы» Т. Куна / Б.С. Грязнов // «Природа».-1976.-№ 10.

22. Грязное, А.Ф. Язык и деятельность: критический анализ витгенштейнианст-ва / А.Ф. Грязнов. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 139 с.

23. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. М*: Мысль, 1984. - 436 с.

24. Гусев, С.С., Тулъчинский, Г.Л. Проблема понимания в философии: философ-ско-гносеологический анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тулъчинский. М.: Политиздат, 1985. - 192 с.

25. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления и др. / Э. Гуссерль. Минск.: Харвест; М.: ACT, 2000. - 752 с.

26. Деррида, Ж. Насилие и метафизика. Эссе о мысли Эммануэля Левинаса / Ж. Деррида // Деррида, Ж. Письмо и различие / пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого, С. Фокина; сост. и общ. ред. В. Лапицкого. СПб: Академический проект, 2000. - 432 с. - С. 99-196.

27. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М.: Ad Marginem, 2000 - 512 с.

28. Джемс, У. Личность / У. Джемс // Психология самосознания: хрестоматия. — Самара: БАХРАХ М, 2000. - 672 с.

29. Ъ\.Дэвидсон, Д. Истина и интерпретация / Д. Дэвидсон. М.: Праксис, 2003. -448 с.

30. Доказательство и понимание / Ин-т философии АН УССР. Киев: «Наукова думка», 1986. - 312 с.

31. ЪЪ.Евтушенко, A.B. Проблема смысла в современной аналитической философии: автореф. .канд. филос. наук: (09.00.01) / A.B. Евтушенко. М.: б.и., 2004. - 20 с.

32. Ерахтин A.B. Современная западная философия. Ч. 1: От позитивизма к постпозитивизму / A.B. Ерахтин. Иваново: ИИСИ, 1994. - 51 с.35.3вегинцев, В.А. История языкознания XIX XX вв: в 2 ч. / В.А. Звегинцев. -М.: Мысль, 1964.

33. Зонова, Е.В. Семиотика в контексте философии языка: автореф. . канд. филос. наук: (09.00.01) /Е.В. Зонова. М., 2003. - 17 с.

34. Зотов А.Ф., Мелъвилъ Ю.К. Западная философия XX века: в 2 т. М.: Интерфакс, 1994. - Т. 1. - 432 с.

35. ЗЯ.Зубкова, Л.Г. Язык как форма / Л.Г. Зубкова. М.: Мысль, 1999. - 198 с.

36. Интенциональность и текстуальность: сб. / под ред. Е. Наймана, В. Суровцева. Томск, 1998. - 240 с.

37. Кайдаков, C.B. Человек: тайны онтологии субъективности / C.B. Кайдаков. -М.: МГАПБ, 1995. 142 с.

38. АХ.Карнап, Р. Значение и необходимость. Исследования по семантике и модальной логике / Р. Карнап. М.: Иностранная литература, 1959. - 382 с.

39. Козлова, М. С. Философия и язык. Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века / М.С. Козлова. М.: Мысль, 1972. - 254 с.

40. АА.Корчак, A.C. Философия другого Я: история и современность / A.C. Корчак. М.: ЛЕНАНД, 2006. - 152 с.

41. Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и науке / Е. Коссак. М.: Наука, 1980.-220 с.

42. Кузнецов, В.Н. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Н. Кузнецов. М., 1991.

43. AI.Кузнецов, В.Н. Французская буржуазная философия XX века / В.Н. Кузнецов. -М.: Мысль, 1970.-318 с.

44. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993. — 383 с.

45. Лебедев, М.В., Черняк, А.З. Онтологические проблемы референции / М.В. Лебедев, А.З. Черняк. М.: Праксис, 2001.

46. Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М.; СПб: Университетская книга, 2000. - 416 с.51.,Лейбниц, Г.-В. Сочинения: в 4 т. / Г.-В. Лейбниц; под ред. В.В. Смолова. -Т. 1. М.: Мысль, 1982. - 636 с; Т. 3. -М.: Мысль, 1984. - 734 с.

47. Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. — М.: Мысль, 1969. 146 с.

48. Левит, К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор / К. Левит. СПб., 2002.

49. Лейбниц, Г.-В. Соч.: в 4 т. / под ред. В.В. Смолова. Т. 1. — М.: Мысль, 1982. - 636 с; Т. 3 - М.: Мысль, 1984. - 734 с.

50. Лифинцева, Т.П. Философия диалога М. Бубера / Т.П. Лифинцева; РАН, Ин-т философии. -М.: Наука, 1999. 133с.

51. Логический анализ языка: истина и истинность в культуре и языке: сб. ст. / под ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. М.: Наука, 1995. - 224 с.

52. Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии / К.Н. Любутин, Ю.К. Саранчин. М.: Академический проект, 2002. - 240 с.

53. ЪЪ.Марсель, Г. Трагическая мудрость философии: избранные работы / Г. Марсель; сост., пер. с франц. Г.М. Тавризян. М.: Изд-во гуманит. литературы,, 1995.-216 с.

54. Марсель, Г. Быть и иметь / Г. Марсель; пер. с франц. И.Н. Полонской. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. — 160 с.

55. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. с франц., ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Ювента; Наука, 1999. -608 с.61 .Менде Г. Очерки о философии экзистенциализма / Г. Менде. М., 1958.

56. Мотрошилова, Н.В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова / Н.В. Мот-рошилова // Вопросы философии. 1989. - № 1. - С. 131-138.6Ъ.Мотрошилова, Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии / Н.В. Мотрошилова. М.: Мысль, 1968. — 139 с.

57. Мунье, Э. Что такое персонализм? / Э. Мунье. М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 1994. - 128 с.

58. Ницше, Ф. Избранные сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Сирин, 1990. - Т. 1. -448 е.; Т. 2.-416 с.

59. Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. Вып. 16. Лингвистическая прагматика / сост., ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1985. - 354 с.

60. Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. Вып. 18. Логический анализ естественного языка / сост., ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1986. — 392 с.

61. Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка / сост., ред. В.В. Петрова, В.И. Герасимова. М.: Прогресс, 1988. - 320 с.

62. Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987.-248 с.

63. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет; пер., сост. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. - М.: Изд-во «Весь мир», 2000. - 704 с.

64. Остин, Дж. Избранное / Дж. Остин; пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс, 1999. - 332 с.72 .Павилёнис, Р.И. Проблема- смысла: современный логико-философский, анализ языка. М.: Мысль, 1983. - 136 с.

65. Панова, Е. Людвиг Витгенштейн и позитивное управление философии / Е. Панова // Философские науки. 1978. 5.

66. Патнем, X. Разум, истина и история / X. Патнем; пер. с англ. Т.А. Дмитриева, М.В. Лебедева. М.: Праксис, 2002. - 296 с.

67. Подорога, В. А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв. (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер) / В.В. Подорога. - М.: Наука, 1993. - 317 с.

68. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Поппер. М.: Феникс. Культурная инициатива, 1992. — Т. 1 - 448 е.; Т. 2. — 528 с.

69. ЪЪ.Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX вв. / А.Н. Портнов. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 1994.-371 с.

70. Постовалова, В.И. Язык как деятельность. Опыт, интерпретации концепции В. фон Гумбольдта / В.И. Постовалова. М.: Наука; 1982. - 223 с.

71. Проблема сознания в современной западной философии: сб. ст. / под ред. Т.А. Кузьминой. М.: Наука, 1989. - 256 с.

72. Проблема человека в западной- философии: переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ, ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

73. Рассел, Б. Исследование значения и истины / Б. Рассел; пер. с англ. Е.Е. Ледникова, А.Л. Никифорова, М.: Идея - Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 400 с.

74. Рассел, Б. Проблемы философии / Б. Рассел.; общ. ред., послесл. А.Ф. Гряз-нова. М.: Республика, 2000. - 315 с.

75. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел. К.: Ника -Центр, 2001.-560 с.

76. Реали, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т./ Дж. Реали, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1994-1997.134

77. Руткевич, A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа/ A.M. Руткевич. -М.: Политиздат, 1995. 175 с.

78. Сартр, Ж.-П. Стена: избранные произведения / Ж.-П. Сартр. — М.: Издательство политической литературы, 1999. —480 с.

79. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов: сб. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 398 с. - С. 319-344.

80. Современная западная философия: словарь / сост. B.C. Малахов, Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

81. Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1996. — 567 с.

82. Стрельцова, Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. Анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра / Г.Я. Стрельцова. М.: «Высшая школа», 1974. — 127 с.

83. Уемов, А.И. Вещи, свойства, отношения / А.И. Уемов. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. 184 с.

84. Фейербах, Л. К критике позитивной философии / JI. Фейербах // Фейербах, JI. Соч.: в 2 т. / Ин-т философии. М.: Наука, 1995. - Т. 1. - 502 с. - С. 522.

85. Филиппов, Л.И. Грамматология Ж. Деррида // Вопросы философии. — 1978. -№ 1.

86. Фидченко, Е.В. Коммуникативное действие в гуманитарном познании (фи-лософско-методологический анализ): автореф. . канд. филос. наук: (09.00.01) /Е.В. Фидченко. М., 2003. - 17 с.

87. Филиппов, Л. И. Эстетические воззрения и литературная концепция Ж.-П. Сартра / Л.И. Филиппов. М.: Прогресс, 1981. - 254 с.

88. Философия сознания в XX веке: проблемы и решения: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.Н. Портнова, И.В. Дмитревской и др. Иваново: ИвГУ, 1994.-236 с.

89. Философия языка: сб. ст. / под ред. Дж. Р. Сёрла. М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 208 с.

90. Философия языка и семиотика: сб. Иваново: ИвГУ, 1995. — 231 с.

91. Философский энциклопедический словарь / сост. Е.Ф; Губский и.др.: — М:: ИНФРА М, 2000. 576 с.

92. Французская философия и эстетика XX века: сб. М.: Политиздат, 1995. -467 с.

93. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд; под ред. М.Г. Ярошев-ского. СПб: Питер, 2002. - 400 с.

94. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб.: A-cad, 1994.-407 с.

95. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Ха-бермас; пер. с нем., ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. - 380 с.

96. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы фщго-- софии. 1989. - № 2. - С. 35-40.

97. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: AD MARGINEM, 1997. -452 с.

98. Хайдеггер, M. Время и бытие: .статьи и выступления / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1993. 447 с.

99. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. -Томск: Изд-во «Водолей», 1998. 384 с.

100. Человек и его бытие как проблема современной философии: сб. / под ред. Т.А. Кузьминой. М.: Наука, 1978. - 278 с.

101. Шестов, Л. Киркегард и экзистенциальная философия. (Глас вопиющего в пустыне) / JL Шестов. М.: Республика, 1992.

102. Юдина, Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века: критический очерк эмпирико-позитивистских течений / Н.С. Юлина. — М.: Наука, 1978.

103. Язык и наука конца XX века: сб. ст. / под ред. Ю.С. Степанова. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 432 с.121 .Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

104. Ясперс, К. Язык / К. Ясперс; пер с нем. А.Н. Портнова // Философия языка и семиотика. Иваново: ИвГУ, 1995. - 122 с.

105. Boisdeffre, P. Littérature d'aujourd'hui / P. Boisdeffre. T.l. - Paris, 1958. -246 p.

106. Chomsky N. Reflections on language / N. Chomsky. New York: Pantheon, 1975.-269 p.

107. Chomsky, N. Some empirical assumptions in modern philosophy of language / N. Chomsky // Philosophy. New York: Pantheon, 1976. - 303 p.

108. Davidson, D. Philosophy of Language / D. Davidson. Oxford: Blackwell Publ., 1989.-396 p.

109. Devitt, M., Sterelny, K. Language and Reality: an Introduction to the Philosophy of Language / M. Devitt, K. Sterelny. 2 Ed. - Oxford: Blackwell Publ., 1999.

110. Hale, B., Wright, C. A Companion to the Philosophy of Language / B. Hale, C. Wright. Oxford: Blackwell Publ., 1999. - 299 p.

111. Hornsby, J., Longsworth, G. Reading the Philosophy of Language: Selected Texts with Interactive Commentary / J. Hornsby, G. Longsworth. Oxford: Blackwell Publ., 2005.

112. Houbart, J. Un peu dénaturé. Essai critique sur la philosophie de J.-P. Sartre / J. Houbart. P., 1964. - 125 p. •

113. Jaspers, K. Psychologie der Weltanschauungen./ K. Jaspers. Berlin, 1922. -486 s.

114. Jaspers, K. Philosophie / K. Jaspers. 2. Aufl.- Berlin - Göttingen - Heidelberg, Springer, 1947. - 920 s.

115. Jaspers, K. Philosophische Logik. Bd. 1. Von der Wahrheit / K. Jaspers.- Ber-- lin, Göttingen, Springer. XXI11, 1102 s.

116. Jaspers K. Vernunft und Existenz: Fünf Vorlesungen / K. Jaspers. München; 1960.

117. Jaspers K Existenzphilosophie: Drei Vorlesungen gehalten am Freien Deutschen Hochstift in Frankfurt am Main im September 1937. 4. Unveränd. Aufl. / K. Jaspers. Berlin; New York, 1974. -319 p.

118. Katz, J., Fodor, J. What's wrong with the philosophy of language? / J. Katz, " J. Fodor // Inquiry, 1962. Vol. V.

119. Krewani W. N. Es ist nicht alles unerbittlich: Grundzüge der Philosophie E. Lé-vinas' / Krewani W. N. München, 2006. - 371 s.

120. Lévinas, E. Le temps et l'autre // Wahl J./ Ed. Le choix le monde - l'existence / E. Lévinas. - Grenoble ; Paris, 1947.

121. Lévinas, E. La trace de l'autre // Tijdeschrift voor Filosofie. 1963. - V. 25. - P. 605-623.

122. Lévinas, E. Autrement que être et au-delà de l'essence / E. Lévinas Den Hàag, Martinus Nijhoff, 1974.

123. Lévinas, E. Le Dit et le Dire / Lévinas, E. // Le nouveau commerce. 1971. — № 18-19.-P. 19-48.

124. Lévinas, E. Difficile liberté / E. Lévinas.-P.: J. Vrin, 1976. 186 p.

125. Marcel, G. L'existence et la liberté humaine chez J.-P. Sartre / G. Marcel. P.: Librairie philosophique J. Vrin, 1981. - 95 p.

126. Marty, A. Untersuchungen zur Grundlegung der allgemeinen Grammatik und Sprachphilosophie / A. Marty. Halle: Max Niemeyer, 1908.

127. Mounter, E. Le personnalisme / E. Mounier. Paris, 1969. - 243 p.

128. Nye, A. Philosophy of Language: The Big Questions / A. Nye. Oxford: Blackwell Publ., 1998.-421 p.

129. Sartre, J.-P. L'être et le néant. Essai d'ontologie phénoménologique /J.-P. Sartre. P.: Editions Gallimard, 1943. - 726 p.

130. Science and Method. Essays in Honor of E.Nagel / Ed. Morgenbesser S. et al. — New York: St. Martin's Press, 1969. 295 p. - P. 260-285.

131. Strasser St. Jenseits von Sein und Zeit: Eine Einführung in Emmanuel Levinas' Philosophie / St. Srasser. Den Haag; Martinus Nijhoff, 1976. -415 s.

132. Taylor, K. Truth and Meaning: An Introduction to the Philosophy of Language / K. Taylor. Oxford: Blackwell Publ., 1998. - 175 p.

133. The Blackwell Guide to the Philosophy of Language / Ed. Devitt M., Hanley R. Oxford: Blackwell Publ., 2006. - 355 p.

134. Wolzogen Ch. von Emmanuel Levinas Denken bis zum Äußersten / Ch. von Wolzogen. - München, 2005. - 231 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.