Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Воробьева, Мария Николаевна

  • Воробьева, Мария Николаевна
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 151
Воробьева, Мария Николаевна. Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий: дис. кандидат экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Москва. 1997. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Воробьева, Мария Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ]. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КИНЕМАТОГРАФИИ В ПЕРЕХОДНЫХ УСЛОВИЯХ.

1.1. Система экономических отношений и основные экономические тенденции в кинематографиях России и стран СНГ.

L2. Государственные и нетрадиционные источники поддержки кинематографии.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КИНЕМАТОГРАФИИ В ЗАПАДНОЙ

ЕВРОПЕ.

2. 1. Трансевропейские программы поддержки и развития кино.

2.2. Принципы и особенности системы поддержки национальных кинематографий в ведущих странах Западной Европы.

2.3. Скандинавская модель кинематографии.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ

КИНЕМАТОГРАФИЙ В ЮССИИ И СНГ.

3.1. Механизм государственного регулирования и экономической поддержки отечественной кинематографии.

3.2. Модель негосударственной поддержки проката национальных фильмов в СНГ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий»

Актуальность темы исследования . Радикальные социально-политические изменения, произошедшие в России, переструктурирование сферы досуга в целом и насыщенность рынка зрелищ не могли не сказаться на состоянии всего комплекса, представляющего кино как вид культурного обслуживания населения.

Динамика инвестиционных процессов в кинематографе в последние три года свидетельствует о том, что подавляющее большинство независимых источников вложения капиталов по разным причинам иссякает. Вложенные в создание фильмов средства оборачиваются крайне медленно, чрезвычайно велики стартовые вложения в прокат фильма, гарантии коммерческого успеха предприятия минимальны. Сегодня, пережив эйфорию свободного предпринимательства, российский кинематограф переориентируется, в основном, на поддержку государства.

В условиях рынка самофинансирование кинематографа означает не что иное, как зрительское финансирование. Причем зритель не только оплачивает производство и прокат фильмов, но и во многом определяет критерии и условия финансирования. На протяжении последних лет в отечественном кинематографе, с одной стороны, создавался рыночный механизм, а, с другой, - разрушался внутренний рынок, в результате чего девальвировались усилия по созданию рыночных отношений, а фильмопроизводство лишалось своей изначальной цели. Российские фильмы оказались вытесненными на край реального общения публики с киноискусством, на периферию ее ценностных ориентаций.

В этой ситуации поддержка национального кино приобретает принципиальное значение. Она должна быть направлена на сбережение в российском кинематографе традиций отечественного киноискусства, сохранение российского фильма как феномена национальной культуры и в перспективе рассчитана на комплексное восстановление отрасли кино, включая мероприятия по развитию кинопроизводства, воссоздание всероссийской системы проката и показа фильмов, интегрирование прокатного пространства СНГ.

Однако, несмотря на большую значимость данных проблем и принятия закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", многие вопросы, особенно касающиеся сферы реализации отечественных фильмов, остаются неразрешенными как в теоретическом, так и в практическом плане.

Все вышеизложенные обстоятельства обусловливают актуальность избранной темы, определяют общую цель и основные задачи диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка рекомендаций по использованию организационно- экономических методов поддержки национальной кинематографии в России, и в первую очередь в сфере фильмопро движения.

В соответствии с указанной целью в работе представлены следующие основные задачи, определившие логику и внутреннюю структуру исследования:

- проанализировать современное состояние организационно-экономической системы кинематографии в России и в ряде стран СНГ;

• исследовать тенденции развития отечественного кинорынка, выявить факторы, определяющие его инвестиционную привлекательность;

- на основе анализа форм и методов поддержки кинематографии в странах Западной Европы выявить возможности для построения модели экономической поддержки производства и проката фильмов в России и СНГ;

- выявить и систематизировать формы и методы государственного регулирования кинематографии.

Объектом исследования является система организаций кинематографии ^ Российской Федерации и ряда зарубежных стран. Основное внимание сосредоточено на исследовании деятельности предприятий фильмореализующего комплекса по продвижению национальной кинопродукции.

Теоретической и методической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области экономики рыночных отношений, теории управления, социологии, а также работы по проблемам экономики и организации современного кинопроцесса.

При написании диссертационной работы были использованы Законы, Указы, Постановления и другие нормативные документы, а также монографии, статьи и иные литературные источники, относящиеся к изучаемым проблемам. В диссертации также использованы методические, инструктивные и отчетные материалы российских и зарубежных кинопредприятий и организаций, материалы творческих конференций и семинаров, статистические данные. Применяются методы статистического анализа, логического и сравнительного анализа, группировок, структурных сопоставлений.

Научная новизна работы определяется выбором самого предмета исследования. Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий не являлись до сих пор предметом исследования как в целом, так и в части фильмопродвижения.

В процессе исследования автором получены результаты, содержащие элементы научной новизны:

- определены основные экономические тенденции и процессы в современной кинематографии России и ряда стран СНГ;

- разработана классификация системы государственного регулирования кинематографии и дана характеристика ее элементов;

- выявлены основные элементы механизма поддержки кинематографа ряда европейских стран; предложена организационно-экономическая модель проката национальных фильмов в странах СНГ при использовании негосударственных источников поддержки.

Практическая значимость работы определяется характером поставленных задач и заключается в разработке конкретных предложений, направленных на создание действенного организационно-экономического механизма поддержки национальной кинопродукции в фильмореализующей сфере.

Предложенные автором рекомендации могут быть использованы в процессах государственного регулирования кинематографий как в Российской Федерации, так и в странах СНГ в практике работы предприятий фильмореализующего комплекса, а также в исследовательских целях для системного изучения организациями кинообслуживания зрителей.

Содержащиеся в диссертации материалы используются в учебном процессе во ВГИКе, во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии, в кинолицее, в Московском государственном университете культуры при проведении занятий по дисциплинам: "Экономика кинематографии", "Организация и управление в системе кинопроката", "Статистика кинематографии", "Кино и зритель", "Киновидеоменеджмент".

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены и обсуждены на научно-практических конференциях аспирантов ВГИКа в 1992-1994 гг. Основное содержание и результаты проведенного исследования были изложены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры экономики и организации производства и проката фильмов ВГИК.

Разработанным методикам даны положительные отзывы от фильмореализующих организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Костормы, Тюмени, Праги, Берлина, которые в своей практической работе используют формы и методы продвижения фильмов, предложенные диссертантом.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 3 научных работах, общим объемом 1,3 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Воробьева, Мария Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский кинематограф переживает в настоящее время сложный период. Падает количество фильмов, производимых отечественными киностудиями, резко сокращается зрительская аудитория. Кинематограф превратился в нерентабельную отрасль и существует, в основном, за счет государственных субсидий. Фактически он все еще находится в стадии решения основной задачи - переход к рынку и радикальное изменение с его помощью роли зрительской аудитории. Становление рыночных отношений в значительной степени оказалось блокированным. Рыночный механизм, пришедший на смену планово-распределительному без должного патроната со стороны государства, вместо усиления роли зрителей как инвесторов кинопроцесса сделал отечественный кинематограф еще более закрытой системой.

Перемены в киноотрасли обернулись во многом отрицательным эффектом. Реформа углубила кризис кино, который, в свою очередь осложняет проведение реформы. Вместе с тем есть основания считать, что коммерческий потенциал кинотеатрального рынка России и стран СНГ достаточен, чтобы при правильной постановке дела обеспечить финансирование отрасли в значительных объемах. Со временем, когда в кинематографе сложится реальный рынок, производство и прокат фильмов окажутся в естественной зависимости от аудитории и зритель будет восприниматься как равноправный субъект кинопроцесса.

Своеобразие кинематографии, специфичность производства и функционирования в современной социокультурной и экономической ситуации произведений игрового и других видов кино требуют дифференцированного подхода со стороны государства, проведения комплекса протекционистских мер, способствующих сохранению и развитию киноискусства. Вопросам использования организационно-экономических методов поддержки национальной кинематографии и было посвящено настоящее исследование. Оно позволило сделать следующие выводы и предложения:

1. Динамика инвестиционных процессов в российском кинематографе в течение последних нескольких лет свидетельствует о падении деловой активности. Большинство независимых источников капиталовложений иссякает: невозможность получения прибыли от реализации кинопродукции на кинорынке, неокупаемость отечественного фильма сдерживает приток инвестиций в кинематографию.

2. Стратегия выживания отечественного кинематографа, как ближайшая задача, может быть реализована с расчетом на государственную поддержку. Государственный канал финансирования создания фильмов становится практически единственным. Однако средства, выделяемые из государственного бюджета на нужды кинематографии, не покрывают существующие потребности. Усиливается тенденция несвоевременного и не в полном объеме выделения соответствующих ассигнований из федерального бюджета.

3. Сохранение в российском кинематографе традиций отечественного киноискусства, кадрового потенциала и производственно-технической инфраструктуры стало возможным благодаря государственной поддержке. Наряду с этим необходам обеспеченный переход к комплексному восстановлению отрасли кино, включающему мероприятия по развитию фильмопроизводства, воссоздание всероссийской системы проката и показа фильмов. Для этого потребуются, с одной стороны прямые финансовые вложения за счет средств федерального бюджета, а, с другой, - продолжение работы по созданию современных правовых и экономических условий для нормального функционирования отрасли, включая нетрадиционные источники и формы поддержки кинематографии.

4. В странах Западной Европы сложилась и успешно функционирует многоуровневая система поддержки аудиовизуальной сферы и, в частности, кинематографии. Она включает государственные, частные, а также - на фоне усиления интеграционных процессов в рамках ЕЭС — трансевропейкие модели.

5. Принципиально важными элементами системы государственной поддержки кинематографии в западноевропейских странах являются: детерминация фильмов в качестве национального произведения киноискусства, селективная или автоматическая формы финансовой помощи в производстве и прокате фильма, протекционистские меры по защите отечественного кинорынка, финансовые и другие экономические льготы в отношении субъектов кинопроцесса.

6. Интеграция стран Западной Европы в аудиовизуальной области, разработка и реализация трансевропейских экономических программ по поддержке национальных кинематографий дают положительные результаты. Они выражаются в стабилизации объемов производства фильмов, расширении прокатного пространства, особенно для малых стран с ограниченным лингвистическим ареалом, увеличение кассовой выручки по фильмам, которым оказывается поддержка.

7. Отечественная кинематография нуждается в реализации двух скоординированных стратегий - выживания и возрождения. Целью первой является сохранение кадров и инфраструктуры кинохозяйства. Вторая должна быть направлена на стабилизацию и развитие потребности населения в киноуслугах.

8. Использование на практике предполагаемого в данном исследовании комплекса мер организационно-экономического характера позволит обеспечить действенный механизм поддержки национальной кинопродукции в фильмореализующей сфере в России и в странах СНГ, будет способствовать положительному решению проблемы посещаемости кино.

В число предлагаемых мер входит:

- создание негосударственной Ассоциации по поддержке кинопроката внутри стран бывшего СССР, важнейшей функцией которой должно стать аккумулирование и распределение средств на поддержку проектов проката фильмов;

- ограничение лицензирования кинопрокатной деятельности, установление жесткого контроля за правом владения фильмами;

- введение квотирования кинопродукции с целью защиты национального кинорынка и обеспечения гарантированного минимума отечественных фильмов зрительской аудитории;

- установление прокатной платы до 20% от валового сбора при прокате фильмов, созданных на бюджетные средства, что позволило бы снизить цены на кинобилеты при демонстрации данной категории фильмов; использование нетрадиционных источников для привлечения дополнительных средств на производство и прокат отечественных фильмов; пересмотр практики предоставления дотаций кинопрокатным организациям из средств местного бюджета; условием их выдачи должно стать получение не менее 15-20% валового сбора за счет показа российских фильмов;

- продажа неперспективных муниципальных кинотеатров и использование полученных от этого средств на строительство современных кинозалов и модернизацию действующих киноустановок;

- создание кинотеатров разного вида - традиционных, программных, муниципальных, киноцентров, отражающих систематизацию интересов зрителей;

- введение новой формы обслуживания зрителей - продажи абонементов на 5-10 посещений кинотеатра в течение 6-12 месяцев со дня приобретения абонемента по льготной стоимости;

- создание киноустановкам преимущественных экономических условий дня наиболее выгодной эксплуатации кинофильма до его распространения на видеоносителях и показа по телевидению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Воробьева, Мария Николаевна, 1997 год

1. Абалкин Л. Если в России крепчает беда, значит, реформы вдут не туда: Новая щадящая концепция реформирования экономики// Рабочая трибуна. 1994. 8 февраля.

2. Агаев С. Мы обречены на вмешательство государства: О "моделях" рыночной экономики Швеции и США// Деловой мир. 1993. 23 января.

3. Антонов Д. Вторичные кинорынки России. // Киномеханик. 1994. № 4.

4. Балковой С.А. Кинопроизводство и кинопрокат в России: По данным Государственного регистра кино- и видеофильмов за 1995 год// Информационный бюллетень Роскомкино. М., 1996.

5. Балковой С.А. Кинопроизводство и кинопрокат в России: По данным Государственного регистра кино- и видеофильмов за 1996 годИ Информационный бюллетень Госкино РФ. М,, 1997.

6. Белостоцкий Г. И, Серость правит бал: Размышления после XVI Межгосударственного кинорынка// Красная звезда. 1993.15 апреля.

7. Венжер НДондурей Д.П., Дубицкая В.Л. Партнеры-93. М,: МАН, 1993.

8. Венжер Н. Городские кинотеатры. Исследование экономического положения// Киномеханик. 1995 № 2.

9. Горшкова И, О лицезировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов(Коментарии к постановлению Правительства РФ)// Киномеханик. 1996 № 1.

10. Горюнов Г.Н., Чернов В.Г. Экономика кинематографии. М.: Искусство, 1975.

11. Дондурей Д.П. Кинодело на пути к рынку: Российское кино: парадоксы обновления.М.: Материк. 1995.

12. Дондурей Д.П. Рынок вместо собеса//Искусство кино. 1996. № 10.

13. Дондурей Д.П. Погубила ли коммерция искусство? Полемический взгляд на проблему рынка в кинематографии//Известия. 1990.-1 июля,

14. Жабский М.И. Киноаудитория на этапе перехода к рынку. М.; Глабарт, 1994.

15. Жабский М.И. Социологическая подготовка// Киномеханик. 1992. №3.

16. Жабский М.И. Обратная связь в рекламе кино// Кино: прокат, реклама, методики, практика. М,, 1985.

17. Жабский М.И. Социология о проблемах информационно-рекламной работы // Кино: прокат, реклама, методики, практика. Вып. 1, М., 1985.

18. Жабский М. Российское кино и его аудитория// Киномеханик. 1994, №1.19.3ахарова О. И вновь открываются Центры российского кино// Киномеханик.19% №2.

19. Каленов И. Народ хочет смотреть такое кино, которое помогает житъ//Искусство кино. 1996, №2.

20. Коваленко Ю. Кино больше нет. Оно умерло: По материалам беседы с кинорежиссером О.Иоселиани// Известия, 1993,4 апреля.

21. Кокарев И.Е. Кино как бизнес, Минск: Вадекум, 1991.

22. Коноплев Б.Н. Основы фильмопроизводства. М,: Искусство, 1988.

23. Коптяева М. Искусство или коммерция?//Киномеханик, 1991, №6.

24. Малышев B.C. Госфильмофонд должен стать генератором собственных идей,// Искуссство кино. 1996. >&12.

25. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции "Хозяйственный механизм кинематографии в условиях радикальной экономической реформы", М., 1989., 12-17 декабря.

26. Медведев А.Н. Кино и закон: В чем драма самого массового из искусств// Известия, 1993.9 апреля.

27. Мухин П.А., Орлова В,Я, Статистика кинематографии. М.: ВГИК, 1984.

28. Мухин П.А., Орлова В .Я. Кино и зритель; статистика общественного мнения. М.: ВГИК, 1987.

29. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры/ Пер. с чешек. М,: Прогресс, 1987. 31.0 государственной поддержке кинематографии Российской Федерации.

30. Павлова Т. Вы уже в курсе?// Киномеханик, 1996 № 1.

31. Положение о лицензировании деятельности, связаной с публичным показом кино- и видеофильмов Л Информационный бюллетень Роскомкино. М., 1995.

32. Правила по киновидеообслуживанию населения// Информационный бюллетень Роскомкино, М., 1994.

33. Рондели J1. Отношение к самобытности отечественного кино// Киномеханик. 1996 №8.

34. Рудник Б. Управление культурой; проблемы и направления перестройки / Социально-экономические проблемы развития культуры. М.: Гипротеатр, 1989.

35. Рыков И. Где приобрести кинорекламу?// Киномеханик. 1996 № 10.

36. Стойник А. Бизнес-план // Киномеханик. 1993. №№ 8,9.

37. Сэндидж,, Фрейбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

38. Тарасов К. Менеджмент крупным планом// Киномеханик. 1993. № 5-7.

39. Тихменева Н.А. Системный подход к организации технологических структур по производству фильмов // Техника кино и ТВ. 1991. №2.

40. Туровская М. 30-40-е: частный сектор в эпоху диктатуры// Искусство кино. 1996. №9.

41. Умикова А.И. Французское кино борется с кризисом// Техника кино и ТВ. 1991. №9.

42. Фокин Ю. Цена кино: свобода или регулирование? // Киномеханик. 1993. № 5-7

43. Фрейлих С.И. Кризис кинематографа// Независимая газета, 1993.23 марта.

44. Фрейлих С.И. Блеск и нищета киносоюза// Культура, 1994.23 апреля.

45. Фуриков J1. Наш кинопаровоз летит// Киномеханик. 1995. № 2.

46. Хейтер В. Как делать бизнес в Европе/ пер. с нем. М; Прогресс, 1992.

47. Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. М: Прогресс. 1992.

48. Шаушиев X. Как привлечь зрителей // Киномеханик, 1990. № 6. 53.1Нпагин А. Новое народное кино// Искусство кино. 1996. № 11

49. Astoux Andre. Ce manolit cinema. CNC, Paris, 1987.

50. Danish Feature Films, Danish Film Institute, Copengagen, 1995.

51. Dassier. Spesial audio visuel, CNC, Paris, 1994.

52. European cinema yearbook. A statistical analysis 1989-1991, Media salles, November 1992.6LEuropean aspects & collection of studies relationing to European integration, European Audiovisual Observatory, Strasbourg, 1989.

53. European Cultural Convention, ETS No. 18,1982. ISBN 92-871-0074-8.

54. European convention on Cinematographic Co-productions, ETS No. 147, 1992, ISBN 92-871-2185-0

55. European cultural itineraries, 1991.

56. Eurimages Guide EURflNF^S 8994, EUR/INF 95 PS Rev.2.

57. Euroguide 1994, Screen International, London, 1995.

58. European Co-production and the role of Eurimages, Screen digest, London, 1995.

59. Field Andrey, Picture palace. A social history of the cinema, London, Scientry books, 1974.

60. Focal point for information on the audiovisual sector, European Audiovisual Observatory, Strasbourg, 1996.

61. Guide of cultural centres in Europe, 1990. ISBN 92-871-1880-9

62. Handbook of European heritage classes, 1993, ISBN 92-87I-227-X.

63. June 1,1988 to December 31, 1989. Pilot phase of the European Film Distribution Office, Europaisches Filmburo e.V., Hamburg, 1991

64. L'art et Targent. Les condition edon de la production culturelleV/ материалы конференции, Льеж, 1985.

65. La financement du cinema, CNC, Paris, 1977.

66. Media Trends 1995 in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden, Nordicom, Goteborg University, Goteborg, 1995.

67. Norwegian Films(1991-1996), Norwegian Filminstitute, Oslo, 1991-1996.

68. Nordiskt MedieNotiser, NORDICOM-Sverige, Goteborg universitet, n. 1. Goteborg, 1994.

69. Schein Harry. I sjalve verket. Sjuars filmpoiitik, Stockholm, Norstedt, 1970.

70. Statistical yearbook. Cinema, television, video and new media in Europe, edition1996, European Audiovisaul Observatory, Strasbourg, 1995, ISBN 92-871-2904-5 80.Swedish Films 1995, Svenska Filminstitutet, Stockholm, 1995.

71. The British Film Industry, House of Commons, HMSO, 1995.

72. The key to the negotiations of audiovisaul co-production contracts, 1994. ISBN 92-871-2545-7.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.