Особенности нарративной организации романного творчества Лены Элтанг тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Мозжерина Марина Сергеевна

  • Мозжерина Марина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 169
Мозжерина Марина Сергеевна. Особенности нарративной организации романного творчества Лены Элтанг: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». 2022. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мозжерина Марина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

1. ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА НАРРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В РОМАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. ЭЛТАНГ

1.1. Вводные замечания

1.2. Жанровая разнородность романа «Побег куманики»

1.3. Трансформация детективного жанра в романе «Каменные клены»

1.4. Игровая природа детективного жанра в романе «Другие барабаны»

1.5. Метапрозаическая природа романа «Картахена»

1.6. Специфика жанровой организации романа «Царь велел тебя повесить»

1.7. Выводы по главе

2. НАРРАТОР КАК ОРГАНИЗУЮЩАЯ НАРРАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ В РОМАНАХ Л. ЭЛТАНГ

2.1. Водные замечания

2.2. Особенности «нездорового» сознания нарратора в романе «Побег куманики»

2.3. Категория «точка зрения» в романе «Каменные клены»

2.4. Философское понимание нарративных категорий «точка зрения» и нарратор в романе «Другие барабаны»

2.5. Саморефлексивная авторская природа нарратора в романе «Картахена»

2.6. Мультисознание нарратора в романе «Царь велел тебя повесить»

2.7. Выводы по главе

3. ХРОНОТОП КАК НАРРАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ЭЛТАНГ

3.1. Вводные замечания

3.2. Хронотоп романа «Побег куманики» как субъективно формируемая категория

3.3. Особенности пространственно -временных форм романа «Каменные клены»

3.4. Организация хронотопа романа «Другие барабаны»

3.5. Хронотоп субъективной реальности в романе «Картахена»

3.6. Особенности организации хронотопа романа «Царь велел тебя повесить»

3.7. Выводы по главе

4. ИНТЕРТЕКСТ В НАРРАТИВНОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНОВ Л. ЭЛТАНГ

4.1. Вводные замечания

4.2. Интертекстуальная природа романа «Побег куманики»

4.3. Интертекстуальность как ведущая стилевая особенность романа «Каменные клены»

4.4. Интертекст как способ организации нарратива в романе «Другие барабаны»

4.5. Специфика и функции интертекста в романе «Картахена»

4.6. «Сверхтекст» как специфическая особенность романа «Царь велел тебя повесить»

4.7. Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности нарративной организации романного творчества Лены Элтанг»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационное исследование посвящено нарративной организации пяти романов Лены Элтанг: «Побег куманики», «Каменные клены», «Другие барабаны», «Картахена» и «Царь велел тебя повесить» и включает в себя анализ ключевых нарративных категорий — «точка зрения» и нарратор, а также изучение тех особенностей жанровой и хронотопической организации, которые участвуют в создании нарратива. Отдельное внимание уделяется феномену интертекстуальности, насыщенность и функционирование которого в романах анализируемого автора расширяет нарративные уровни. Таким образом, понятие «нарратив» в исследовании раскрывается многоаспектно, благодаря чему формируется более глубокое представление о поэтике произведения.

Нарратология начала активно развиваться в конце XX века в трудах К. Бремона, А. Греймаса, Ж. Женнета, Ц. Тодорова и других ученых. В настоящем исследовании активно привлекаются исследования И. П. Ильина, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, В. Шмида. Суммируя наиболее разработанные концепции, мы трактуем нарратив как сюжетно -повествовательное высказывание, определяемое двумя характеристиками: наличием истории и рассказчика. Следуя за концепцией авторитетного отечественного нарратолога В.И. Тюпы, мы учитываем двоякособытийную сущность нарратива, где первый уровень событийности — совокупность событий, о которых рассказывается, а второй — акт рассказывания, который тоже можно рассматривать как событие. Нарратив — это текст, в котором некто рассказывает историю с помощью определенных опосредующих средств.

С начала ХХ века в литературе значительный корпус текстов составляют произведения, в которых центр внимания сместился с

изображения события в сторону его переживания, осмысления, оценки, осуществляемых персонажем, нарратором.

В творчестве современной российской писательницы Лены Элтанг нашли отражение особенности новой литературной эпохи, в которой нарратив — является способом организации в сознании данных опыта, то есть, иными словами, когнитивным инструментом. Лена Элтанг родилась в Ленинграде в 1964 году, окончила факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета. Жила в Париже, Лондоне и Копенгагене; в 1991 году переехала в Вильнюс, столицу Литвы, где и живет в настоящее время.

Творчество Лены Элтанг — многогранно и необычно, непривычно для массового читателя. И проза, и стихи Элтанг были тепло встречены в литературной среде: критики называют романы Лены Элтанг лучшими за последние несколько лет, а саму писательницу — одним «из самых интересных, тонких, ассоциативно-точных писателей современности» [96], «из самых значительных авторов, работающих сегодня не столько даже с русским языком, сколько с самим, выраженным в этом языке, мировосприятием» [2].

В «большой» литературе Лена Элтанг дебютировала в 2003 году не

как прозаик, а как поэт; ее стихи пришлись по вкусу и критикам, и

читателям, поэтический талант Элтанг был встречен лестными отзывами:

«Стихи Лены Элтанг — тонкая ручная работа невиданной красоты» [35], «В

книге есть еще около десяти или пятнадцати стихотворений-эскизов,

которые стоит отметить. Секрет их красоты — в целостности создаваемого

образа, в полном раскрытии темы» [62]. Исследователи отмечают в ее

лирике не только «петербургские литературные интонации» [3 5], влияние

Ахматовой и Хармса, но и специфику именно женского поэтического

творчества (на уровне образов, мотивов и проблематики): «Стихотворение

построено на ассоциативном превращении машинки то в бедную

5

"сестричку", то в одинокую "буренку", то в уставшую "машу зингер" — и появляются образы встревоженной девушки, матери, грустящей по молодому сыну-солдатику, и женщины с механическим сердцем-челноком, привыкшим никого не ждать» [62], «Элтанг открывает женский секрет творчества: нужно писать, чтоб обновить тело и душу» [62]. Критиками подчеркивается высокий художественный уровень стихотворных произведений Элтанг, что дает ей право заявить о себе в высоких литературных кругах: «Если давать определения о кровеносных, мускулинных свойствах поэзии Элтанг, то она, конечно, не поэтесса, она — поэт. (...) Это Лена Элтанг. Запомните это имя» [35].

В 2006 году выходит дебютный роман писательницы «Побег куманики», который сразу был принят и высоко оценен: он вошел в лонг -лист Национальной литературной премии «Большая книга» сезона 2006—2007 года, шорт-лист премии «Национальный бестселлер» и шорт-лист премии Андрея Белого. Критики подчеркивают сложность романа, его нелинейность, называя его «криптодетективом» или «остросюжетной трагикомедией нравов» [77]. Литературный критик В. Топоров называет «Побег куманики» шедевром: «Перед нами лучший, на мой взгляд, русский роман за последние несколько лет» [62]. Структурная сложность, но при этом необычность и словесное очарование романа объясняются в том числе и связью прозаического и поэтического творчества автора: «Дебютный роман Л. Элтанг "Побег куманики" кажется очень органичным продолжением ее творчества в том смысле, что это не только "проза поэта" чистой воды, стилистически пустившая побеги на древе ее поэзии, но и в том, что она имеет скорее западный, нежели российский генезис» [94].

«Западный генезис» прозы Элтанг не раз отмечался критиками:

«.русскоязычный писатель, живущий в городе, когда-то располагавшемся

на западной окраине советской империи, а сейчас занимающем место на

окраине восточной, но уже Евросоюза, очевидно, и должен писать

6

воздушным, полупрозрачным языком, (...) языком почти дистиллированным» [85]. Место жительства писательницы отражается не только на характере ее прозы, но и на выборе сюжетов для произведений. После выхода романа «Побег куманики» других произведений, по словам автора, могло и не быть; но сюжет «Каменных кленов» неизбежно «затянул» Лену Элтанг: «Некоторое время спустя мне пришел в голову сюжет о русской девушке, пытающейся выжить на берегу Ирландского моря. Я увидела снег, садящийся на черную морскую воду, мертвых собак на траве и железную вывеску с названием уэльского пансиона» [2]. Роман «Каменные клены» выходит в 2008 году, а в 2009 становится победителем премии «Новая словесность». Как и «Побег куманики», второй роман Элтанг называют литературой интеллектуальной, сложной, «идеальным чтением "не для всех", а для публики "продвинутой"» [85], также требующей «немалой работы души» [77]. Роман встречают множеством отзывов, критических статей, вариантов интерпретаций. «Каменные клены» ждало неизбежное сравнение с первым романом Элтанг: критики отмечают их пересечение, схожие глубину и сложность: «вильнюсский поэт и романист Лена Элтанг написала второй роман, роман о романе, он же — несколько романов в романе. Впрочем, и первая ее прозаическая книга была таким же романом в романах и о романах. » [96].

Критики отмечают полифонию романов Элтанг, их

художественность, мастерство написания: «Тут есть настоящая музыка

фразы, тонкость образа, объемность культурной атмосферы (...). А главное:

здесь есть настоящее, симфоническое многоголосие, которое поначалу

кажется какофонией, но постепенно выстраивается в достаточно стройный

психологический сюжет» [44]; «.псевдодетективный костяк, окутанный

густым мифологическим и интертекстуальным облаком, позволяет

включить расплывающийся, лишенный четких границ текст Элтанг в один

ряд как с романами Джойса и Вирджинии Вулф, так и с сочинениями

7

постмодернистов, играющих цитатами и массовыми жанрами» [85]. В настоящее время на счету Лены Элтанг пять романов: в 2011 году выходит роман «Другие барабаны» («Русская премия» 2011 года), спустя четыре года — «Картахена», и в 2017 году — последнее на данный момент крупное произведение автора — роман «Царь велел тебя повесить».

Помимо большого количества журнальных статей и отзывов,

посвященных поэзии и прозе Элтанг, можно выделить несколько научных

работ, более глубоко исследующих ее творчество. В статье

«Художественная картина мира в романе Лены Элтанг "Каменные клены"»

(2013 г.), авторы которой — ученые Вильнюсского университета

Г. Михайлова и А. Самойленко [49], исследуется поэтика романа

«Каменные клены», анализируется образная структура и хронотоп,

выделены основные локальные образы, глубоко рассматривается сюжет и

структура произведения. Г. Михайлова и А. Самойленко уделяют внимание

нарраторам произведения, особенностям характера персонажей, а также

интертекстуальности романа «Каменные клены». В научных статьях

«Элементы растительного и животного мира как ключ к пониманию

герметичного текста (роман Л. Элтанг "Картахена")» Самойленко А. Г. [66],

«Сказочный интертекст в романе Лены Элтанг "Каменные клены" (часть

первая)» Полевой Е. А. и Величко О. П. [56], «Семантика образа дома в

романе Лены Элтанг "Другие барабаны"» [59], «Семантика писательства и

чтения в романе Лены Элтанг "Каменные клены"» [60], «Мотивный

комплекс "тишина - молчание - речь" в романе Лены Элтанг "Каменные

клены"» [57] Полевой Е. А. рассматриваются отдельные образы и стилевые

категории романов Л. Элтанг. В диссертационных работах Т. Фроловой

«Эволюция метафорического стиля на рубеже XX—XXI вв.» (2012 г.) [89],

Ф. Катаева «Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике»

(2012 г.) [30] и М. Хлебус «Язык как предмет художественного восприятия

в прозе М. Шишкина и современный литературный контекст» (2019 г.) [91]

8

произведения Л. Элтанг приводятся в качестве примера, в контексте, отдельно не рассматриваясь.

Данное исследование посвящено нарративной организации романных текстов Лены Элтанг и рассматривает разные аспекты формирования наррации в исследуемых романах: интертекстуальность, организацию хронотопа, категорию нарратора, жанровую специфику. Понятие «нарратив» в работе раскрывается многоаспектно, формируя более глубокое представление о поэтике произведения.

Нарратив как способ организации художественного текста стал особенно активно изучаться исследователями в конце XX—начале XXI вв., причем в настоящее время предмет нарратологии выходит далеко за пределы исключительно текстовой информации: «Все нарратологические проблемы, обсуждающиеся преимущественно на материале художественного творчества (литература, кино), актуальны и за его пределами — везде, где имеет место излагание событий» [78, с. 9]. В. И. Тюпа называет объектом нарратологии «обширное культурное пространство» [78, с. 11], расширяя таким образом и границы данной области литературоведения: нарратология изучает текст в широком смысле этого слова, семиотический комплекс, дискурс, излагаемую и воспринимаемую реципиентом знаковую информацию. Расширяется таким образом и сам литературный объект изучения: нарративная организация произведения представляет комплекс литературоведческих нарратологических категорий, определяющих не только структуру и форму произведения, но и его содержательно-концептуальную наполненность. Нарративная организация современных произведений структурно сложна, порой синтетически выстроена, что объясняет актуализацию самих терминов «нарратив», «наррация», которые в современной литературоведческой науке не аналогичны в целом синонимичному понятию «повествование».

Научная новизна исследования нарративной организации романного творчества Лены Элтанг определяется следующими обстоятельствами.

1. Данная работа представляет собой первое многоаспектное исследование романов современной малоизученной писательницы, чье творчество отражает актуальные тенденции в литературном процессе (интертекстуальность, нелинейный нарратив). Многостороннее изучение сложных, глубоких текстов романов Лены Элтанг позволяет осмыслить не только специфические черты стиля и поэтики конкретного автора, но и направления развития современной русской литературы.

2. Анализ нарративной организации романов Лены Элтанг позволил уточнить основные положения теории нарратива, в частности особенности функционирования ключевых нарративных категорий (точка зрения и нарратор) и литературных категорий, влияющих на специфику нарративной организации (жанровые характеристики, хронотоп, интертекст), в текстах современных произведений, характеризующихся сложной, синкретичной поэтикой.

3. Исследование позволяет проследить, как различные категории нарратива и общие категории поэтики (как предполагаемые продуктивные нарративные категории), в том числе, жанр, хронотоп, интертекстуальность, формируют общую структуру нарратива романов Лены Элтанг

Выбор предмета данного исследования был обусловлен степенью научной разработанности проблемы нарративной организации романного творчества Лены Элтанг. Большинство критических статей о стихах и романах Лены Элтанг посвящены тем впечатлениям, которые ее произведения вызывают у читателей. В них рассматриваются сюжеты произведений, отмечается сложность композиционной структуры и, как следствие, сложность восприятия романов. Авторы, отмечая

интертекстуальность произведений, не затрагивают глубину образного строя, особенности хронотопа и нарративную сложность романов. Проза Л. Элтанг вызывает интерес критиков и исследователей-филологов, однако на настоящий момент нет научных трудов, посвященных целостному анализу ее романного творчества в аспекте нарративной структуры, что подтверждает актуальность нашей работы.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы по теории нарратива (А. В. Жданова, Г. А. Жиличева, И. П. Ильин, Л. Е. Муравьева, В. И. Тюпа, В. Шмид), теории жанра, в частности, жанра романа (М. М. Бахтин, Н. Л. Лейдерман, Н. Д. Тамарченко, И. Г. Суслова), теории хронотопа как нарративной категории (М. М. Бахтин, И. Б. Роднянская, Н. Д. Тамарченко, В. Е. Хализев) и теории интертекстуальности (Ю. Кристева, Н. А. Фатеева, Н. В. Худолей).

Методы исследования. В диссертационном исследовании были использованы следующие методы: 1) структурно-описательный; 2) описательно-функциональный; 3) аналитический; 4) метод структурализма; 5) формальный; 6) сравнительно-сопоставительный и др.

Степень достоверности результатов обеспечивается опорой на классические и фундаментальные труды, посвященные как теоретической поэтике, так и современным подходам к теории литературы; а также — опорой на работы по теории нарратива и отдельных категорий, рассматриваемых в контексте нарратологии (жанр, интертекст, хронотоп).

Материалом исследования стали написанные на настоящий момент романы Лены Элтанг: «Побег куманики», «Каменные клены», «Другие барабаны», «Картахена», «Царь велел тебя повесить».

Объект исследования: поэтика романного творчества Лены Элтанг.

Предмет исследования: нарративная организация указанных романов.

Целью данной работы является анализ особенностей нарративной организации романного творчества Лены Элтанг. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) охарактеризовать жанровую природу нарративной организации романов Элтанг;

2) проанализировать особенности нарративных категорий «нарратор» и «точка зрения» в романах «Побег куманики», «Каменные клены», «Другие барабаны», «Картахена», «Царь велел тебя повесить»;

3) исследовать особенности хронотопа указанных романов в контексте нарративной структуры произведений;

4) изучить интертекстуальность романного творчества Лены Элтанг как потенциально нарративную категорию.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке методологических подходов и системы приемов целостного анализа нарративной организации литературного произведения, а также в апробации алгоритма анализа нарративной структуры современной модификации романного жанра.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в изучении и преподавании современного литературного процесса, в курсах теории литературы, практикумах по жанровому анализу произведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности нарративной организации определяются сложной, синкретичной жанровой природой романов Лены Элтанг: в ее романах нарушаются базовые принципы построения детективного произведения, трансформируется мемуарная основа, дневниковые записи и письма теряют характеристики доверительных и искренних текстов личной переписки.

2. В создании нарратива романных текстов Элтанг важную роль играет хронотоп как продуктивная литературная и нарративная категория. Особенности пространственно-временных отношений в романах Лены Элтанг формируют хронотоп субъективной реальности как ведущий. Хронотоп в романах Л. Элтанг, смоделированный сознанием отдельно взятого нарратора, формирует условный и субъективный нарратив. Структура нарратива в романах Элтанг, следуя за изменениями пространственно-временных условий повествования, преломляется и искажается, создавая вариативность трактовки художественных событий.

3. Нарративная организация прозы Лены Элтанг обладает качеством метапрозаичности. Романы писательницы представляют собой рефлексию над созданием литературных произведений, в которых формируется образ как автора текстов, так и образ самого текста, по словам Элтанг, «книжное тело» писателя, существующее наравне с другими персонажами произведения.

4. Ведущая черта романного творчества Лены Элтанг — наличие нескольких нарраторов, пересечение множества точек зрения, что формирует недостоверный, сложный, калейдоскопический нарратив. При этом активизируется категория «ненадежного нарратора» и роль читателя как дополнительного нарратора произведения.

5. Интертекстуальность и автоинтертекстуальность являются яркой стилевой чертой текстов Лены Элтанг, создающей специфику организации нарративного полотна как каждого из романов, так и всей прозы исследуемого автора. Нарративную ткань романного творчества писательницы составляют тесно связанные художественные линии, наполненные различными межтекстовыми связями, помещающими их пространство мировой культуры. В романах Элтанг интертекст является организующим началом нарратива, создает глубокий литературный,

культурный и исторический подтекст.

13

6. Художественно значимые категории романов Лены Элтанг, органически соединяясь, формируют специфику нарративной организации: создается сложный, недостоверный, калейдоскопический нарратив, в котором расшатываются классические жанровые и повествовательные схемы, порождая вариативность трактовки и восприятия произведений Лены Элтанг.

Апробация работы состоялась в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации» (г. Санкт-Петербург, 2017 г.), XI Межвузовской студенческой научной конференции «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИЧНОСТЬ» (г. Самара, 2017 г.), Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (г. Екатеринбург, 2018 г.), международной студенческой конференции «Абсурд в литературе, искусстве и кино» (совместная конференция кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, Университета Лозанны (Швейцария), Университета Констанса (Германия), Университета Загреба (Хорватия), Университета Белграда (Сербия) и Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, 2018 г.), Международной научно-практической конференции молодых ученых «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. КОММУНИКАЦИЯ» (г. Челябинск, 2017—2021 гг.), II Международной научной студенческой конференции «РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, КУЛЬТУРА: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ», посвященная 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского (г. Эскишехир, Турция, 2021 г.), XIV Всероссийской научной конференции с международным участием «ДЕРГАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2021: Типы художественного сознания и авторские стратегии письма» (г. Екатеринбург, 2021 г.), Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (в рамках Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия-

14

2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации», г. Челябинск, 2022 г.). По теме исследования опубликовано 8 статей, из них 3 — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (113 поз.). Общий объем диссертации составляет 169 страниц.

1. ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА НАРРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В РОМАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. ЭЛТАНГ

1.1. Вводные замечания

Изучая нарративную организацию литературного текста, мы рассматриваем произведение комплексно; уровень формы и уровень содержания здесь находятся в тесной взаимосвязи, поскольку выбор средств и способов, формирующих нарратив, зависит от комплекса стилевых и поэтико-теоретических категорий текста, определяемых, в свою очередь, жанром произведения.

Жанр — базовое, классическое литературоведческое понятие, однако именно этот аспект художественного текста очень часто подвергается различного рода опытам и экспериментам. Жанровые трансформации, объединения и циклизация, авторское определение и др. приводят к тому, что в последнее время понятие жанра становится эфемерным, а особенности той или иной формы и вида текста становятся скорее следствием созданного текста, а не требованием к нему.

Тем не менее, первый вопрос, с которым подходят к любому произведению — это вопрос жанра. От определения того, какого жанрового рода произведение представлено, зависит его дальнейшая интерпретация; также именно выбранная внешняя и внутренняя форма текста определяет его формирование и создание. Нарративная структура произведения в том числе напрямую зависит от жанра, т. к. является следствием формы и рода литературного текста. По мнению В. И. Тюпы, нарративные стратегии имеют жанровую природу: так, общность эпических жанров состоит как раз в «нарративности», «предполагающей некоторую событийность, нуждающуюся в повествовательном изложении. Понятие нарративности не только относительно новое, но и более глубокое, объемное, многоаспектное. В частности, фундамент той или иной нарративной стратегии —

нарративная картина мира, определяющая природу событийности в повествуемом мире» [79, с. 22].

Вопрос жанра в современном литературоведении, с одной стороны, изучен и проработан, а с другой — открыт, т. к., по мнению многих ученых, подвести окончательный итог в данном аспекте изучения литературного произведения невозможно. В своей монографии «Теория жанра» Н. Л. Лейдерман дает глубочайший теоретико-практический анализ данного вопроса, одновременно приходя к выводу, что «литературоведение до сих пор не располагает достаточно убедительными представлениями о сущности жанра как об одном из фундаментальных законов художественного творчества, о той функции, которую он выполняет в творческом акте» [43, с. 12].

Жанр — это форма, база, канон, «внутренний скелет», по которому

строится произведение. Жанр отражает не только род литературы, которому

принадлежит и не только определенную систему жанров; жанр — это и

процесс, и результат развития эпической, лирической или драматической

литературы. Анализируя, например, повесть, исследователь автоматически

рассматривает не одно отдельно взятое произведение, а все повести,

которые сформировали настоящую, т. к. один из основных моментов,

требующих внимания при жанровом анализе — это память жанра, т. е.

«система сигналов, посредством которых в сознании читателя оживает

представление о модели мира, окаменевшая в жанровом каноне (архетипе,

первообразе)» [43, с. 87]. В своей монографии «Теория жанра»

Н. Л. Лейдерман также отмечает, что память жанра непосредственно влияет

и на создание, и на восприятие произведения: «Без памяти жанра никакое

художественное произведение не может быть создано. И без памяти жанра

не может возникнуть адекватное читательское восприятие художественного

текста, не вспыхнет озарение эстетическим катарзисом или этот катарзис

будет неполноценен» [43, с. 87]. Таким образом, именно архаика жанра —

17

базис, основа, на которую «настраивается» содержание произведения; жанр способен создавать и моделировать содержательный план, наполнять и определять его: «...жанром, то есть системой способов построения произведения как завершенного художественного целого, реализуется моделирующая сторона искусства» [43, с. 40]. Жанром определяются элементы художественной системы всего произведения; от жанра зависит система образов, хронотоп, и даже стиль текста может опираться на жанр. Любой жанр создает определенную «модель мира» — изображенную автором картину действительности, которая условно подобна реальному миру. Данная картина, создаваясь писателем, складывается из множества элементов художественного текста, большинство которых — прерогатива определенного жанра. Время и пространство будут разными в рассказе и романе, речь персонажа будет значительно разниться в лирическом и эпическом произведении, художественная деталь в пьесе и новелле — не одна и та же художественная деталь. И даже на уровне восприятия и трактовки текста, читательского впечатления жанр также будет играть существенную роль: «В структуре любого жанра заложены сигналы, которые "принудительно", направленно ориентируют читателя на определенную модель мира» [43, с. 85].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мозжерина Марина Сергеевна, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александрова-Зорина, Е. Лена Элтанг: «На самом деле нет никакого самого дела...» / Е. Александрова-Зорина. — 2012. — Режим доступа: http://blog.thankyou.ru/lena-eltang/ (дата обращения: 17.04.2020).

2. Балла-Гертман, О. Лена Элтанг: «Все будет, только гений запаздывает» / О. Балла-Гертман. — URL: http://literratura.org/issue_publicism/

2063-lena-eltang-vse-budet-prosto-geniy-zapazdyvaet.html (дата обращения: 20.03.2020).

3. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт ; пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М. : Прогресс, 1989. — 616 с.

4. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского / М. Бахтин. — Изд. 3-е. — М. : Худож. лит., 1972. — С. 178—179.

5. Бахтин, М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / М. М. Бахтин. — Режим доступа: https://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/ epospom.pdf (дата обращения: 24.08.2019).

6. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — М. : Худож. лит., 1975. — С. 234—407.

7. Баширова, Н. Типология интертекстов в прессе / Н. Баширова // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». — Казань : Изд-во КФУ, 2011. — С. 191—203.

8. Бредун, Е. В. Типологические особенности субъективного восприятия времени: хронотопический контекст : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Бредун — 2018. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/tipologicheskie-osobennosti-subektivnogo-vospriyatiya-vremeni-khronotopicheskii-kontekst (дата обращения: 26.08.2021)

9. Буренина, О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина / О. Буренина // Абсурд и вокруг : сб. статей ; отв. ред. О. Буренина. — М., 2004. — С. 7—72.

10. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. — М. : Гослитиздат, 1959. — 400 с.

11. Волчек, Д. Лена Элтанг: «Лиссабонские дома убивают медленно...» / Д. Волчек. — 2012. — Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/ transcript/24537891.html/ (дата обращения: 23.11.2019).

12. Воробьева, А. Ю. Некоторые особенности жанра метапрозы / А. Ю. Воробьева // МНКО. — 2019. — №4 (77). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-zhanra-metaprozy (дата обращения: 06.10.2021).

13. Глазкова, А. В. Шрифтовое варьирование как инструмент продуцирования наррации в романе Бернара Вербера «Les fourmis» : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. В. Глазкова. — Астрахань, 2013. — Режим доступа: http://cheloveknauka.com/shriftovoe-varirovanie-kak-instrument-produ

tsirovaniya-narratsii-v-romane-bernara-verbera-les-fourmis#ixzz6wHptDpIt (дата обращения: 1.09.2020).

14. Гордович, К. Д. История отечественной литературы XX века / К. Д. Гордович. — СПб. : Петербургский институт печати, 2005. — 352 с.

15. Грифцов, Б. А. Теория романа / Б. А. Грифцов. — 1926. — Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/grifcov-ba-teoriya-romana_5ff507050f7. html (дата обращения: 30.09.2019).

16. Гулин, И. Лена Элтанг. Другие барабаны / И. Гулин. — 2011. — Режим доступа: http://os.colta.ru/literature/events/details/31845.html/ (дата обращения: 23.03.2020).

17. Ермошина, Г. Письмо самому себе / Г. Ермошина // Знамя. — 2012. — № 10. — С. 2. — Рец. на кн. : Другие барабаны / Л. Элтанг. — М. : Эксмо, 2011. — 640 с.

18. Жданова, А. В. К истории возникновения литературного феномена ненадежной наррации / А. В. Жданова // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. — 2009. — № 2. — С. 151—164.

19. Жданова, А. В. Структура повествования в условиях ненадежного нарратора (роман В. В. Набокова «Лолита») : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. В. Жданова. — Самара, 2007. — 20 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/struktura-povestvovaniya-v-usloviyakh-nenade zhnogo-narratora-roman-w-nabokova-loHta (дата обращения: 23.09.2019).

20. Жиличева, Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа: на материале русской прозы 1920—1950-х гг. : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. А. Жиличева. — 2015. — Режим доступа: https://www.disser

cat.com/content/narrativnye-strategii-v-zhanrovoi-strukture-romana-na-materiale-russkoi-prozy-1920-1950-kh (дата обращения: 21.01.2020).

21. Жиличева, Г. А. Функции «Ненадежного» нарратора в русском романе 1920—1930-х годов / Г. А. Жиличева // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2013. — № 11 (139). — С. 32—38.

22. Жирмунский, В. М. Введение в литературоведение : курс лекций / В. М. Жирмунский. — СПб. : СПбГУ, 1996. — 438 с.

23. Зализняк, А. Дневник: К определению жанра / А. Зализняк // Новое литературное обозрение. — 2010. — № 106. — С. 27—29.

24. Зусева, В. Б. Поэтика метаромана: «Дар» В. Набокова и «Фальшивомонетчики» А. Жида в котнексте литературной традиции : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. Б. Зусева. — 2008. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/poetika-metaromana-dar-v-nabokova-i-

falshivomonetchiki-zhida-v-kontekste-literaturnoi-tradit (дата обращения: 08.09.2021).

25. Ильин, И. П. Интертекстуальность / И. П. Ильин // Литературная энциклопедия терминов и понятий ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — М. : Интелвак, 2001. — Стлб. 307—309.

26. Ильин, И. П. Нарратив. Нарративная типология / И. П. Ильин // Западное литературоведение XX века : энциклопедия ; под ред. Е. А. Цурганова. — М. : Intrada. — 2004. — С. 275—280.

27. Ильин, И. П. Нарротология / И. П. Ильин // Литературная энциклопедия терминов и понятий ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — М. : Интелвак, 2001. — Стлб. 608—610.

28. Ипполитова, А. Б. Русские рукописные травники XVIII века как феномен культуры : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. Б. Ипполитова. — М. : Изд-во РГГУ, 2004. — 30 с. — Режим доступа: http://cheloveknauka.com/russkie-rukopisnye-travniki-xviii-veka-kak-fenomen-kultury#ixzz3aVmsGsWp (дата обращения: 22.04.2020).

29. Караваев, Н. Лена Элтанг: Мы — те, кем мы притворяемся / Н. Караваев. — 2011. — Режим доступа: http://ras.postimees.ee/383616/lena-jeltang-my-te-kem-my-pritvorjaemsja (дата обращения: 17.02.2019).

30. Катаев, Ф. А. Русская проза в эпоху Интернета: Трансформации в поэтике : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ф. А. Катаев. — Пермь, 2012. — 19 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rasskaya-proza-v-epokhu-mtemeta-transformatsи-v-poetike (дата обращения: 17.12.2019).

31. Кельтская мифология : энциклопедия / пер. С. Голова, А. Голов. — М. : Эксмо, 2005. — 640 с.

32. Кобрин, К. Похвала дневнику / К. Кобрин // Новое литературное обозрение. — 2003. — № 61. — С. 154—159.

33. Кожанова, Д. Книга отражений: «Другие барабаны» Л. Элтанг через «Письмовник» М. Шишкина / Д. Кожанова // Контрабанда. — 2013. — С. 5.

34. Корман, Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. — М. : Просвещение, 1972. — 110 с.

35. Коровин, А. Всеволод Емелин. «Спам : Стихи», Лена Элтанг. «О чем пировать : Стихотворения» / А. Коровин // Дети Ра. — 2008. — № 4. — С. 27—30.

36. Кристева, Ю. Семиотика: исследования по семанализу / Ю. Кристева ; пер. с фр. Э. А. Орловой. — М. : Академический Проект, 2013. — 285 с

37. Кулле, Р. К. Мемуарная литература / Р. К. Кулле, Н. Бельчиков, В. Дынник // Литературная энциклопедия. — М. : Сов. энцикл., 1934. — С. 131—149.

38. Кучерская, М. Притча и жизнь / М. Кучерская // Ведомости. — 2007. — С. 15.

39. Лавренова, О. А. Культура и пространство: ноосфера, пневматосфера и семиосфера как базисные концепты / О. А. Лавренова // Вестник НГУ. — 2010. — Т. 8, вып. 1. — С. 90—95.

40. Ласточкина, А. С. О семантике ненадежной наррации / А. С. Ласточкина // Вестник СПбГУ. Язык и литература. — 2017. — Т. 14, вып. 3. — С. 317—324.

41. Лебедев, С. Ю. Повествователь как «субъект развертывания» художественной модели мира / С. Ю. Лебедев // Вестник БГУ. Серия «Филология. Журналистика. Педагогика». — 2002. — № 2. — С. 21—26.

42. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература : 1950—1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. — М., 2003. — 688 с.

43. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра: Исследования и разборы / Н. Л. Лейдерман. — Екатеринбург : УрГПУ, 2010. — 904 с.

44. Липовецкий, М. Три карты побега / М. Липовецкий. — 2010. — Режим доступа: http://os.colta.ru/literature/projects/13073/details/15612/ (дата обращения: 19.11.2019).

45. Лицевой травник конца XVIII в. / отв. ред. А. Топорков, А. Турилов // Отреченное чтение в России XVII—XVIII веков. — М. : Индрик, 2002. — С. 441—464.

46. Лотман, М. Ю. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. — СПб. : Искусство, 2000. — 704 с.

47. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / Л. М. Макаров. — М. : Гнозис, 2003. — 280 с.

48. Маслов, Е. С. Что такое нарратив? / Е. С. Маслов. — Казань : Издательство Казанского университета, 2020. — 116 с.

49. Михайлова Г. Художественная картина мира в романе Лены Элтанг «Каменные клены» / Г. Михайлова, А. Самойленко // LiteraШra. — Вильнюс : Вильнюсский университет, 2013. — С. 91—105.

50. Моисеева, Е. Ю. Ненадежный нарратор в диахроническом аспекте / Е. Ю. Моисеева — Narratorium. — 2020. — Вып. 14. — Режим доступа: http://narratorium.ru/2020/11/29/456/ (дата обращения: 10.06.2020).

51. Муравьева, Л. Е. Нарративная редупликация как фигура авторефлексии литературного дискурса : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Е. Муравьева. — 2017. — Режим доступа: https://www.disser cat.com/content/narrativnaya-reduplikatsiya-kak-figura-avtorefleksii-literatumogo-diskursa (дата обращения: 12.12.2020).

52. Никитин, Е. Пространство условности. О Лене Элтанг и Михаиле Квадратове / Е. Никитин // Сетевая словесность. — 2005. — Режим доступа: http://www.netslova.ru/nikitin_e/prostranstvo.html/ (дата обращения: 12.11.2017).

53. Ортега-и-Гассет, Х. О точке зрения в искусстве / Х. Ортега-и-Гассет. — Режим доступа: http://lib.ru/FIL0S0F/0RTEGA/0rtega10.txt (дата обращения: 08.09.2017).

54. Открытая нарратология : авторский междисциплинарный проект по теории нарратива. — Режим доступа: https://www.opennar.com (дата обращения: 27.01.2018).

55. Пискунова, С. И. Плутовской роман / С. И. Пискунова. — Режим доступа: https://megabook.ru/article/Плутовской%20роман (дата обращения: 5.11.2019).

56. Полева, Е. А., Величко, О. П. Сказочный интертекст в романе Лены Элтанг «Каменные клены» (часть первая) / Е. А. Полева, О. П. Величко // Вестник ТГПУ. — 2020. — №3 (209). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/skazochnyy-intertekst-v-romane-leny-eltang-катеппуе-к1епу-сЬа81:-ре^ауа (дата обращения: 03.09.2021).

57. Полева, Е. А. Мотивный комплекс «тишина - молчание - речь» в романе Л. Элтанг «Каменные клены» / Е. А. Полева // Вестник ТГПУ. — 2019. — №9 (206). — Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/motivnyy-komp1eks-tishina-mo1chanie-rech-v-romane-1eny-e1tang-kamennye-kleny (дата обращения: 05.10.2021).

58. Полева, Е. А. Самоидентификация героя в модернистском романе Лены Элтанг «Побег куманики» / Е. А. Полева // Семиотические исследования. — 221. — Т. 1, № 1. — С. 70—77. — Режим доступа: https ://journa1s.ssau.ru/semiotic/artic1e/view/8622 (дата обращения: 11.04.2021).

59. Полева, Е. А. Семантика образа дома в романе Лены Элтанг «Другие барабаны» / Е. А. Полева // Сибирский филологический журнал. — 2018. — №3. Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/semantika-obraza-doma-v-romane-1eny-e1tang-drugie-barabany (дата обращения: 08.09.2021).

60. Полева, Е. А. Семантика писательства и чтения дневника в романе Лены Элтанг "Каменные клены" / Е. А. Полева // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. — 2019. — №62. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-pisatelstva-i-chteniya-dnevnika-v-romane-leny-eltang-kamennye-klyony (дата обращения: 08.09.2021).

61. Постмодернизм : энциклопедия / сост. и науч. ред. А. А. Грицанов. — Минск : Книжный Дом, 2001. — 1040 с.

62. Пустовая, В. Л. Лена Элтанг. Стихи / В. Л. Пустовая // Знамя. — 2004. — № 3. — С. 20—22.

63. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности / Н. Пьеге-Гро ; пер. с фр. Г. К. Косикова, В. Ю. Лукасик, Б. П. Нарумова ; под общ. ред. Г. К. Косикова. — М. : Изд-во ЛКИ, 2008. — 240 с.

64. Роднянская, И. Б. Художественное время и художественное пространство / И. Б. Роднянская ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М. : Интелвак, 2001. — Стлб. 1174—1177.

65. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. — М. : Аграф, 1997. — 384 с.

66. Самойленко, А. Е. Элементы животного и растительного мира как ключ к пониманию герметичного текста (роман Лены Элтанг «Картахена») / А. Е. Самойленко // Парадигма. — 2016. — №24. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7elementy-zhivotnogo-i-rastitelnogo-mira-kak-klyuch-k-ponimaniyu-germetichnogo-teksta-roman-leny-eltang-kartahena (дата обращения: 10.09.2021).

67. Семьян, Т. Ф. Поэтика романа Лены Элтанг «Каменные клены» / Т. Ф. Семьян // Проблемы поэтики и стиховедения : материалы VII Международной научн.-теоретич. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения выдающегося

ученого, Героя Советского Союза Малика Габдуллина (4—6 мая 2015). — Алматы : КазНПУ им. Абая, 2015. — С. 195—197.

68. Славина, В. А. Современная литература в поисках идеала / В. Славина // Преподаватель. — 2005. — № 2. — С. 38—41.

69. Солодуб, Ю. П. Интертекстуальность как лингвистическая проблема // Филологические науки. — 2000. — № 2. — С. 51—57.

70. Спиридонов, Д. В. Рецептивные стратегии детективного повествования: типологический аспект / Д. В. Спиридонов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». — 2012. — Вып. 67. — № 20. — С. 118—124.

71. Строганова, А. Фасетчатый взгляд Лены Элтанг / А. Строганова // Литературный перекресток. — 2013. — С. 40—41.

72. Суслова, И. Г. Типология «романа о романе» в русской и французской литературах 20-х годов ХХ века : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. Г. Суслова. — 2006. — Режим доступа: https://www.dissercat. com/content/tipo1ogiya-romana-o-romane-v-russkoi-i-frantsuzskoi-1iteraturakh-20-kh-godov-xx-veka (дата обращения: 21.07.2019).

73. Тамарченко, Н. Д. Русский классический роман XIX века: проблемы поэтики и типологии жанра / Н. Д. Тамарченко. — М. : Изд-во РГГУ, 1977. — 203 с.

74. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы : в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса / под ред. Н. Д. Тамарченко. — М. : Академия, 2007. — 346 с.

75. Тамарченко, Н. Д. Хронотоп / Н. Д. Тамарченко ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М. : Интелвак, 2001. — Стлб. 1173.

76. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский — М. : Аспект Прес, 1999. — 334 с.

77. Топоров, В. Сколько стоит шедевр / В. Топоров // Взгляд. — СПб. : Амфора, 2006. — С. 20.

78. Тюпа, В. И. Горизонты исторической нарраталогии / В. И. Тюпа.

— СПб. : Алетейя, 2021. — 270 с.

79. Тюпа, В. И. Жанровая природа нарративных стратегий / В. И. Тюпа // Филологический класс. — 2018. — №2(52). — С. 19—24.

80. Тюпа, В. И. Кто такой нарратор? / В. И. Тюпа — 2015. — Режим доступа: https://www.opennar.com/single-post/2015/11/20/Кто-такой-нарратор (дата обращения: 19.09.2019).

81. Тюпа, В. И. Нарративная стратегия романа / В. И. Тюпа // Новый филологический вестник. — 2011. — № 18. — С. 8—24.

82. Тюпа, В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А. П. Чехова) / В. И. Тюпа. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001. — 58 с.

83. Тюпа, В. И. Что такое «нарративная модальность»? / В. И. Тюпа.

— 2016. — Режим доступа: https://www.opennar.com/single-post/2016/03/27/Что-такое-нарративная-модальность (дата обращения: 20.09.2010).

84. Уланов, А. Лена Элтанг. Каменные клены / А. Уланов // Знамя. — 2008. — № 8. — С. 5—6.

85. Урицкий, А. Переводные картинки, или Борьба с небытием / А. Урицкий // Новое литературное обозрение. — 2010. — № 104. — С. 27.

86. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. — СПб. : Азбука, 2000. — 348 с.

87. Фатеева, Н. А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе / Н. А. Фатеева // Известия РАН. Серия «Литература и язык». —1997. — Вып. 56. — № 5. — С. 12—21.

88. Фатеева, Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст

в мире текстов / Н. А. Фатеева. — М. : КомКнига, 2007. — 280 с.

166

89. Фролова, Т. Г. Эволюция метафорического стиля на рубеже XX—XXI вв. : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. Г. Фролова. — СПб., 2012. — 21 с. — Режим доступа: http://cheloveknauka.com/evolyutsiya-metaforicheskogo-sti1ya-na-rubezhe-xx-xxi-vv (дата обращения: 19.12.2019).

90. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 2005. — 405 с.

91. Хлебус, М. А. Язык как предмет художественного восприятия в прозе М. Шишкина и современный литературный контекст : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. А. Хлебус. — 2019. — Режим доступа: https://www.dis

sercat.com/content/yazyk-kak-predmet-khudozhestvennogo-vospriyatiya-v-proze-m-shishkina-i-sovremennyi-literatur (дата обращения: 19.11.2019).

92. Худолей, Н. В. Интертекстуальность и интертекст как феномены художественной коммуникации: Теоретический аспект / Н. В. Худолей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 11 (61). — С. 195—198.

93. Чанцев, А. Алхимия изнанки памяти / А. Чанцев // Новый мир. — 2007. — № 7. — С. 13—15.

94. Чанцев, А. Евророман: Лена Элтанг опять занялась изысканными убийствами / А. Чанцев // Частный корреспондент. — 2008. — С. 18.

95. Чемодурова, З. М. Рефлексивная авторская игра в метапрозе / З. М. Чемодурова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2013. — №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7refleksivnaya-avtorskaya-igra-v-metaproze (дата обращения: 06.10.2021).

96. Чернявская, Ю. «Словопомешательство» Лены Элтанг / Ю. Чернявская. — 2010. — № 55. — С. 17—19. — Режим доступа: http://etc.by/wp-content/data/etc-055.pdf (дата обращения: 09.04.2015).

97. Черняк, М. А. Современная русская литература : учебное пособие / М. А. Черняк. — М. : СПб. : Сага-Форум, 2004. — 336 с.

98. Шмид, B. Нарратология / В. Шмид. — М. : Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.

99. Элтанг, Л. Другие барабаны / Л. Элтанг // Открытие. Современная российская литература — М. : Эксмо, 2011. — 640 с.

100. Элтанг, Л. Каменные клены / Л. Элтанг. — М. : АСТ, 2008. —

413 с.

101. Элтанг, Л. Картахена / Л. Элтанг. — М.: РИПОЛ классик, 2018. —544 с.

102. Элтанг, Л. О чем пировать / Л. Элтанг. — СПб. : Пушкинский фонд, 2007. — 48 с.

103. Элтанг, Л. Побег куманики / Л. Элтанг. — Режим доступа: https://knijky.ru/books/pobeg-kumaniki (дата обращения: 12.03.2021).

104. Элтанг, Л. Слишком слабый огонь / Л. Элтанг. — Режим доступа: http://romanbook.ru/book/9594656/?page=1 (дата обращения: 18.05.2018).

105. Элтанг, Л. Царь велел тебя повесить / Л. Элтанг. — М. : Издательство АСТ : CORPUS. — 2018. — 544 с.

106. Энциклопедия древних мифов и культур / под ред. Д. Путнема. — М. : Белый город, 2007. — 848 с.

107. Эсалнек, А. Я. Литературные жанры / А. Я. Эсалнек // Теория литературы : учеб. пособие. — М. : Флинта : Наука, 2010. — С. 139—161.

108. Block, R., Zakay, D. Models of psychological time revisited Time and mind //Time and mind. - 1996. - № 33. - P. 171-195.

109. Fludernik, M. An Introduction to Narratology / M. Fludernik. -Routledge, 2009. — 190 p.

110. Grondin, S. Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions. // Attention, Perception, & Psychophysics, 2010. - №72 (3). - P. 561-582.

111. Herman, D., Jahn M., Ryan M. Routledge encyclopedia of narrative theory / D. Herman, M. Jahn, M. Ryan. — Routledge, 2005. — 2230 p.

112. Valtteri, A., Dan L. Subjective Time // The Philosophy, Psychology, and Neuroscience of Temporality — The MIT Press Cambridge, Massachusetts London, England. — 2014 — 668 p.

113. Waugh, P. Metafiction : The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction / P. Waugh. — London ; New York : Methuen. — 1984. — 176 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.