История как концепт художественного нарратива: на примере романов К.П. Масальского "Стрельцы", И.И. Лажечникова "Последний Новик", Д.С. Мережковского "Антихрист (Петр и Алексей)" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Малхасян, Армине Андраниковна

  • Малхасян, Армине Андраниковна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 239
Малхасян, Армине Андраниковна. История как концепт художественного нарратива: на примере романов К.П. Масальского "Стрельцы", И.И. Лажечникова "Последний Новик", Д.С. Мережковского "Антихрист (Петр и Алексей)": дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Краснодар. 2017. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Малхасян, Армине Андраниковна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ ПРОШЛОГО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

1.1. Историческая концепция Н.М. Карамзина.

Полемика с Н.А. Полевым о сути исторического процесса

1.2. Особенности литературного процесса конца XVIII-нач. XIX вв. Понятие философии литературы. Истоки романтизма

1.3. Русская эпическая проза. Типология исторического романа

1.4. Нарративность исторического романа как

повествовательная и текстовая категория

2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИИ В НАРРАТИВАХ К.П. МАСАЛЬСКОГО И И.И. ЛАЖЕЧНИКОВА.

ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОЙ ЭСТЕТИКИ

2.1. Место исторических романов К.П. Масальского и

И.И. Лажечникова в литературе 30-х гг. XIX в

2.2. В.Г. Белинский и К.П. Масальский: контроверза двух критиков

2.3. Отечественная история и художественная каузация

в романе К.П. Масальского «Стрельцы»

2.4. Репрезентация исторических коллизий

в романе И.И. Лажечникова «Последний Новик»

2.4.1. Отражение литературно-философских позиций

в произведениях И.И. Лажечникова. Оценка творчества писателя в литературоведческих трудах

2.4.2. Художественные картины истории в нарративе И.И. Лажечникова

3. НАРРАТИВНЫЙ ДИСКУРС Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

КАК МЕТАИСТОРИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ

3.1. Религиозно-нравственные критерии понимания истории

3.2. Мифологические и символические коды Д.С. Мережковского:

художественное изображение истории

3.2.1. Ингерентно-адгерентная изобразительность

знаковой системы Д.С. Мережковского

3.2.2. Авторская метафоризация контроверзы отца и сына

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История как концепт художественного нарратива: на примере романов К.П. Масальского "Стрельцы", И.И. Лажечникова "Последний Новик", Д.С. Мережковского "Антихрист (Петр и Алексей)"»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей работе рассматриваются разноплановые и разновременные произведения трех русских писателей: «Стрельцы» К.П. Масальского, «Последний Новик» И.И. Лажечникова и «Антихрист (Петр и Алексей)» Д.С. Мережковского, составившие прецедент в культурном наследии России. Нарративные конструкты в романах писателей отражают ценностно-ориентированные метаисторические модели, которые могут являться объектом теоретических описаний. Исследованию нарративов предшествует рассмотрение родо-видовых отношений эпической прозы и проблемы становления исторического романа.

Исторический жанр в этом аспекте приобретает особую значимость, поскольку его материал показывает тенденции русского философско-художественного мышления и закономерности трансформации исторических событий, особое значение при этом приобретают те или иные историософские концепции, формирующие ткань повествования [197; 97; 225, с. 47-53]. Работа представляет собой анализ эстетических текстовых категорий, которые репрезентированы хронотопическими образцами, тропологическими средствами, мифо-символическими кодами, отражающими авторские художественные модели истории.

Выбор произведений «Стрельцы» К.П. Масальского и «Последний Новик» И.И. Лажечникова определяется необходимостью их оценки с позиций методологии XXI века, новых достижений теории литературы.

Многие писатели, развивавшие жанр исторического романа, показавшие последующим поколениям уникальность русской культуры и силу патриотизма, незаслуженно оказались забытыми. Наиболее яркие труды, посвященные творческой деятельности авторов, вышли в середине прошлого столетия. Во многом их оценки устарели, ряд фактов нуждается в серьезной проверке. В особенности это сказалось на наследии К.П. Масальского, в меньшей мере процесс забвения коснулся романов И.И. Лажечникова,

между тем произведения названных писателей важны для понимания эволюции жанров и литературного процесса в целом. Исключение составляет беллетристическое и публицистическое наследие Д.С. Мережковского: научные исследования творчества писателя превышают 800 источников, что в свое время способствовало возникновению отдельной отрасли теории литературы - «мережковсковедения» [227, с. 107-167].

Пазиграфическую основу (characteristica universalis) романов «Стрельцы» К.П. Масальского, «Последний Новик» И.И. Лажечникова и «Христос и Антихрист» Д.С. Мережковского представляют художественные картины прошлого с учетом категории историзма. Негация бунта стрельцов, процесса, замкнутого в себе самом и обреченного на трагический для участников исход, составляет глубинную семиотическую корреляцию с идеей защиты Отечества, выраженной в романе «Последний Новик». Здесь тема войны за целостность границ Отечества выражает ценностную гуманистическую идею. Коллизии долга, рессентимента, контроверза отца и сына, метафизическое противостояние Христа и Антихриста, символическая тема Зверя, воплощенного в правителе и народе, а также неразрешимый психологический конфликт личности составляют идею романа Д.С. Мережковского.

Рассмотрение художественной репрезентации истории, системы кон-традикций и аксиологической символики, актуализированных в указанных произведениях, теоретически важно для русской литературы, а синтезированная характеристика индивидуального мировидения писателей, концептуализация образов весьма значимы в плане расширения литературоведческого и интердисциплинарного знания.

Продуктивный прием нарративных исследований в аспекте тропологи-ческого познания [210] способствовал пониманию сути исторического дискурса, непосредственно участвующего в создании и поддержании эффекта реальности. Нарративные дискурсии писателей и публицистов как совокупности коммуникативных практик [221] представляют собой эпистемологические сущности, или вид знания, о социуме определенной эпохи, свиде-

тельствуют об информационных технологиях, которые отражают коммуникативное поведение говорящих и картину мира в тот или иной исторический период [76].

Особую роль в плане преобразования России сыграла личность Петра I. Художественное изображение эпохи Петра, интерпретация его образа разными авторами реализуется в анализируемых исторических произведениях. Литературный процесс нашей страны, в котором активно участвовали названные писатели, значительно обогатился за счет художественного повествования о переломных исторических событиях, в связи с изображением культовых личностей, осмыслением культурологических, теософских, эстетических и прочих концепций, а также за счет современной оценки их роли в истории народа [197].

Методологические основы исследования составляют положения теории русской литературы, касающиеся способов освоения реальности и понимания истории. Анализ произведений осуществляется с опорой на концепции художественного конструирования истории Н.Е. Копосова [115], П. Рикёра [189], М.М. Бахтина о хронотопах [17, с. 291], Х. Уайта о тропологическом принципе освещения исторических событий [210], равным образом, принимается в расчет учение, разработанное В.В. Виноградовым и М.М. Бахтиным о композиционно-речевых формах и жанрах нарратива [17; 52].

Мы использовали комплексный подход, сочетающий общетеоретический и историко-литературный методы, которые актуализируют представления о цельности литературного процесса и конкретизируют отношения литературы и истории. Методологический инструментарий позволяет обнаружить закономерности развития жанрообразования, эволюцию способов художественного изображения и философско-исторических воззрений писателей.

Сопоставляя на линии эволюции роман как эпическую форму и исторический жанр на примере произведений трех разных писателей, обращаем внимание на эпистему литературы в аспекте теории Р. Уэллека и О. Уоррена,

которая отражает систему национальных коннотаций, формы экспрессии и прагматические установки [212, с. 39]. Жанрологическая специфика создается тематическими, лингвостилистическими и прагматическими рамками. Жанр является развивающейся исторической категорией. При этом возникает проблема нарратива, выбора стилистических средств и совмещения языков в исторических произведениях.

Актуальность диссертации обусловлена необходимостью показать на примере произведений о Петре Первом индивидуально-авторские особенности художественного представления прошлого, а также проследить развитие романа как рода эпики и жанра русского исторического романа внутри литературно-коммуникативного процесса, осуществляющегося в пространстве наивно-реалистического представления прошлого («Стрельцы» К.П. Масальского), романтического изображения исторических событий («Последний Новик» И.И. Лажечникова), религиозного символизма [«Христос и Антихрист (Петр и Алексей)» Д.С. Мережковского].

Теоретические аспекты жанрологии, или генристики, представляются в работе в связи с теорией романа как произведения эпического вида, как литературоведческой категории и эстетической формы внутри национального литературного процесса [108, с. 137-139; 107, с. 39-49].

Актуальная необходимость теоретических уточнений эпических и жанровых форм поддерживается важностью исследования авторского нарратива, создающего художественные модели прошлого. В современной науке исторические романы изучаются с применением традиционных операторов и терминологических единиц, с позиций соцреализма XX века или с точки зрения так называемого наивного реализма [216, с 277] - материалистического миропонимания, свойственного каждому человеку убеждения в том, что все предметы существуют независимо от его сознания.

Между тем понятия исторический роман, как и история, представляют собой повествования о прошлом, или типы нарративов, которые репрезентируют не реальность, а иллюзию реальности. История, понимаемая как

текст, является повествованием о каких-то событиях, которое следует изучать с помощью дескриптивных механизмов, лингвостилистических или литературоведческих, и внелингвистического пространственного воображения в мышлении читателей [115; 210; 9, с. 86-99].

Подобно миру, история существует лишь в нашем воображении и не обладает свойствами объективности. Это значит, что происходившее в действительности становится историей лишь в той мере, в какой попадает в область разума и преобразуется в ней [115]. История, как и время, - понятия абстрактные, интеллектуальные. То же и художественный исторический текст, который, попадая в область разума, осознается последним благодаря ментальным операциям, соотносимым с лингвистическими дескрипторами.

Учитывая названный подход, мы описываем нарративные структуры писателей, создающих художественные модели истории.

Степень разработанности темы определяется следующим образом. Несмотря на многие работы, посвященные историческому роману, ряд вопросов теории остается нерешенным, в частности, эволюционные аспекты романной формы и формирование жанра, что требует дальнейшего исследования преемственности жанровых систем. В аспекте художественной репрезентации истории XXI века не нашли представления эстетические воззрения и общественно-политические идеалы К.П. Масальского и И.И. Лажечникова. Также требует исторической коррекции идеологическая оценка творчества К.П. Масальского, унаследованная от советской поры. Особенного внимания заслуживает выявление особенностей нарратива писателей в плане представления отечественной истории.

Что касается других аспектов исследования исторических произведений, то следует обратить внимание на работы А.Н. Шохиной, И.Н. Хатковой, изучающих генетические основы исторического романа [242; 224, с. 40-46], Л.П. Александровой о необходимости домысла и вымысла в исторической романистике [3], И.П. Варфоломеева о типологии жанров исторической романистики и её связях с типологией личности главного героя и с различ-

ными типами художественного вымысла [43] и Е.А. Ивановой [89].

Особенности индивидуальных стилей писателей в исторических произведениях исследовались в диссертациях О.Н. Егоровой [75], Н.В. Егоршиной [76], в статьях С.М. Исуповой [97], Р.И. Мальцевой [144, с. с. 12-18].

Вопросы исторической личности, формы репрезентации истории в прозе отражены в диссертационных исследованиях И.А. Билибиной [36], А.Ю. Сорочана [197]. Несмотря на разнообразие научных источников по историческому роману, отмечается недостаток исследований в области художественных моделей истории. Также отсутствуют целостные концепции нарративных структур русских исторических романов как в хронотопическом аспекте, так и в плане способов представления истории и исторических личностей с точки зрения новых научных направлений.

Необходимо также теоретическое переосмысление творческого наследия К.П. Масальского и И.И. Лажечникова с позиций теории русской литературы нового времени и художественно-философского отражения истории.

В настоящей работе особое внимание уделено нарратологии и способам художественной презентации исторического дискурса в произведениях трех писателей. Анализ дискурсий произведен с учетом сравнения индивидуально-авторских особенностей. В романе Д.С. Мережковского освещены авторская ингерентно-адгерентная изобразительность знаковой системы, охарактеризована метафоризация контроверзы Петра и Алексея, рассмотрен ряд семантико-стилистических категорий и семиотических групп.

Объект исследования - художественные особенности и индивидуально-философские основы представления истории в романах К.П. Масальского, И.И. Лажечникова, Д.С. Мережковского.

Предмет исследования - исторические нарративы К.П. Масальского, И.И. Лажечникова, Д.С. Мережковского и реализованные в их текстах художественные модели истории.

Понимание исследователями нарративной природы истории привело к тому, что объективность или субъективность автора очень часто нивелируется, когда, как пишет немецкий исследователь У. Киттштейн [250, цит. по: 89], объективной признаётся та историческая модель, которая, хотя и не лишена субъективных предпосылок, но подчиняется методическому самоконтролю.

Добавим, со своей стороны, что она должна корректироваться методологическим, или науковедческим, контролем, а также историческими свидетельствами и документами, на важность использования которых указывал еще Н.М. Карамзин [255]. Кроме того, художественное повествование об историческом деятеле всегда опирается на образ, сложившийся в сознании современников, однако его внутренняя сущность остается ареной воображаемого.

Следует также напомнить, что Ю.М. Лотман в статье «Литературная биография в историко-литературном контексте» [133, с. 106-107] выявил инвариантную для разных исторических эпох антитезу «людей с биографией» и людей без неё. Российский император Петр Первый был персоной с величайшей биографией, но в памяти остался фигурой противоречивой -величественной, прогрессивной, великодушной, но и жестокой.

Цель работы: на примере романов о Петре Первом представить разные эстетико-нравственные категории исторической личности, показать способы художественного представления истории.

Целью исследования обусловлен ряд задач:

1. Выявить основные концепции понимания истории в русском литературном процессе на период начала XIX в.

2. Изучить художественно-философское мировоззрение писателей К.П. Масальского, И.И. Лажечникова и Д.С. Мережковского.

3. Осуществить исследование нарративов в романах указанных писателей в сопоставительном плане.

4. Проанализировать специфику исторического вымысла в русской прозе XIX века и его различные варианты.

5. Проанализировать эстетические системы описания исторического прошлого в аспекте выбора авторами средств поэтики и стилистики романа (портрет, символику образов), представить целостное описание тех форм, которые принимает исторический опыт в пространстве художественного текста.

6. Охарактеризовать мифологические основы и символические коды исторических нарративов К.П. Масальского, И.И. Лажечникова, Д.С. Мережковского.

Теоретическая база исследования основана на принципе историзма и единства литературного процесса, который обеспечивает возможность целостного анализа исторического содержания произведений о Петре I. При этом подразумевается дифференциация художественных, научных, мемуарных, беллетристических, биографических текстов об истории, в которых соблюдается логическая или идейная последовательность в освещении событий, предусмотренных замыслом нарратора. Такой подход позволяет различать нар-ративы хроник, художественных и научных сочинений, отражающих историю. Данное направление исследований способствует пониманию того, как постепенно менялись представления об истории в литературе.

В этой связи выделяем основные теоретические направления.

На философском уровне:

- философия истории [175; 30; 145; 35; 115];

- философия литературы [15; 129; 113].

На общенаучном уровне:

- семиотика [132; 12, с. 196-238];

- нарратология [79; 126; 187, с. 66-78].

На конкретно-научном уровне:

- литературоведение [145; 116; 87; 64 и др.].

Положения, выносимые на защиту:

1. Роман как род эпической прозы и жанр как ее вид эволюционируют в рамках реального литературного процесса, проходя ряд стадий. Жанры

изменчивы в истории, но на каждом временном срезе жанровая парадигма всегда синхронна. С этой точки зрения, жанр представляет собой классификационную единицу с традиционным и переменным набором признаков. Жанр исторического романа не следует рассматривать вне жанровой системы, напротив, изоляция его неправомерна, поскольку эволюция его осуществляется внутри поля эпики. Природа жанра дуалистична: как категория, он панхроничен, но формально изменчив; как структура, тип произведения -устойчив в рамках синхронного среза.

2. Исторический нарратив К.П. Масальского оригинален для литературного процесса тридцатых годов XIX века: временной и пространственный хронотопы линейны, совокупности мотивов ведут к триумфу Петра и положительных действующих лиц, восставших против военно-политических сил, олицетворявших зло и порок. Национальная принадлежность героев для автора второстепенна: если герои поддерживают идею русской государственности, следуют заветам монарха, они являются лучшими представителями народа. К.П. Масальский не подчеркивает языковых особенностей речи иностранцев. Для него важна не форма, а содержание речи, поэтому, например, Франц Яковлевич Лефорт - уже не швейцарец, а гражданин своей новой родины, сподвижник Петра и патриот России. Эвристическую ценность повествованию придает синтез романтико-героических и романтико-трагических типов построения сюжета. Решение исторических судеб осуществляется в отрезке вневременного зияния, образовавшегося между двумя моментами реального темпорального ряда: последней встречей Василия Бурмистрова с Петром и сообщением генерала о победе царя в Полтавской битве в эпилоге.

Метафорические основы репрезентации истории сочетаются с элементами символики: кремль - терем. Автор объединил благополучие и взаимозависимость двух домов - государственного и семейного, двух укладов в единое целое как символ устойчивости государства. Два символических образа русского терема - в начальной фазе повествования и в конечной - связа-

ны единством фольклорного времени, которое практически не сказалось на внешности героев. Развивая нарратив, писатель соблюдает эпическое единство места, имеющее символическое значение родины.

Идеологический подтекст отвечает консервативным политическим воззрениям писателя, система доказательств правдивости истории сводится к суммированию частных случаев в стрелецких бунтах, возникших противоречий внутри боярской верхушки, к биографическим подробностям участников дворцовых событий. Нарратор не стремится к занимательности сюжета, его задача - создать правдивую иллюзию прошлого.

3. Репрезентируя историю, И.И. Лажечников избирает тип нравственно-исторической тенденциозности повествования. Нарративное поле романа «Последний Новик» насыщено сюжетными линиями объемных хронотопов, заимствованных из разных типов античного и европейского романов: греческого, авантюрного, рыцарского, готического и др. Система мотивов организована в форме эклектики романтической прозы: путешествие, воспитание, испытание, тайна, интрига, любовь, препятствия. Повествование писатель доверяет условному недиегетическому нарратору, обозначенному местоимением мы. Подобный прагматический прием усиливает объективность и воздействующую силу сказания. Мастерство нарратора сообщает хронотопиче-ские свойства разным типам персонажей. Среди них исторические личности: Петр, Софья, Август, Карл XII; полуисторические личности, имена и род деятельности которых И.И. Лажечников заимствовал, изучая фактические документы: Адольф и Густав Траутфеттеры, Вульф и др., полулегендарные: Паткуль, Екатерина, Меншиков, Шереметев. В центре повествования, по правилам авантюрного романа, оказывается таинственный персонаж Новик, одинаково чуждый обеим сторонам - русской и шведской, меняющий свою сущность и переживающий последующие метаморфозы.

Исторический нарратив И.И. Лажечникова крайне сложен, его стилистика изящна и насыщена множеством тропов и фигур, репрезентация прошлого метафорична. Временной хронотоп не прямолинеен, часто обра-

щен назад, иногда цикличен. Легитимный идеологический подтекст отвечает консервативно-либеральным политическим воззрениям автора, не являющегося сторонником крупномасштабных изменений. Системой доказательств служит суммирование частных жизненных случаев, возникших прецедентов героизма и самопожертвования, биографических подробностей участников сражений и гражданского сопротивления, которые были зафиксированы в исторических источниках. Особенностью формальной системы доказательств И.И. Лажечникова является тяга к выявлению уникального.

4. В качестве формы организации исторического нарратива Д.С. Мережковский избирает миф, собственный символический код, отсылаемый к инобытийности, метафизической философии. В вымышленный дискурс писатель включает множественные ряды тропов. Временной хронотоп, обращенный к России, историческому времени Петра I и организованный как миф, относится к онтологии метаистории.

Для Д.С. Мережковского прошлое перестает быть посредником между его отвлеченной философско-художественной доктриной и метаисториче-ским дискурсом. Он реализует новую нарративную схему, в которой художественный дискурс посредством ряда эпизодов, исторических персонажей, квазиисторических построений опирается на опыт настоящего и приобретает новую ценность в связи с прошлым. Писатель репрезентирует вневременной опыт Данте Алигьери по созданию темпоральной вертикали.

Трагический тип сюжета обращен к метаморфозам, происходящим не во внешних локусах, а в душах всех тех героев, мотивы, сюжетные линии или хронотопы которых так или иначе связаны с отцом и сыном. Локальный хронотоп новой столицы Петербурга представлен символическим противоборством стихий: огня, воды, космических сил, человеческого духа и телесности. Это город-замок - вместилище гениальной мысли и воли Петра, город наук, отторженный от тела народа. Город трагичен, как град Китеж.

Выраженная в нарративе Д.С. Мережковского идея народного рессен-тимента воплощается в символах «царь-Антихрист», «Зверь-народ». Мифо-

логическое представление истории опирается на комплекс художественных средств: звуковая, цветовая, орнитологическая символика, семантико-сти-листические категории и семиотические группы. Идеологический подтекст повествования Д.С. Мережковского христианско-либеральный.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней впервые осуществлен комплексный литературоведческий и нарратологиче-ский анализ разновременных художественных текстов, интегративно представлены результаты наблюдений способов художественного изображения прошлого тремя разными писателями, показана эволюции жанра и отражены парадигматические свойства русского исторического романа о Петре Первом, включающие национально-исторические, жанровые, лингвистические и художественно-эстетические особенности.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования можно использовать в разработке спецкурсов, лекций и учебных программ по теории жанров, по истории русской литературы XIX века. Работа будет полезна для написания обобщающих трудов по истории русского исторического романа, художественному мастерству писателей, а также по темам, связанным с изучением русской культуры конца XIX - начала XX веков.

Научная новизна исследования заключается в том, что на примере романов о Петре Первом осуществлено интегративное исследование индивидуально-авторской интерпретации истории, представлены эстетические, этические, литературно-философские воззрения К.П. Масальского, И.И. Лажечникова, Д.С. Мережковского, отмечены особенности их художественного представления прошлого. В кратком виде изложена эволюция жанра исторического романа как родо-видового феномена: на двух временных уровнях -30-е годы XIX в. - начало XX в. - проанализирована специфика авторских нарративов.

Личный вклад соискателя. Все материалы публикаций представляют собой самостоятельный труд автора.

Апробация основных положений работы. Основные положения диссертации были представлены на конференциях различного ранга, в форме публикаций статей, выступлений на заседаниях кафедры электронных СМИ и новых медиа Кубанского госуниверситета.

Структурно работа представлена Введением, тремя главами, Заключением и Библиографическим списком. Основные положения диссертации отражены в публикациях общим количеством - 23,8 п.л.

1. ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ ПРОШЛОГО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

1.1. Историческая концепция Н.М. Карамзина.

Полемика с Н.А. Полевым о сути исторического процесса

Научное понимание истории начало формироваться в России к XVIII веку. В ее основу легли сочинения русских авторов: исторические опусы В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, многотомный труд Н.И. Новикова «Древняя Российская вивлиофика», включавший различные исторические документы. Безусловно, труд Н.И. Новикова оказался крайне важным культурологическим памятником. Благодаря ему, будущие исследователи получили в свое распоряжение документальную базу разножанровых источников: ярлыки ордынских ханов, адресованные русским митрополитам, Новгородские договорные грамоты XШ-XVI вв., княжеские духовные грамоты, правовые акты, статейные списки, описания посольских миссий в разные страны, родословные боярских родов, записки об истории Сибири XV -начала XVIII вв., и мн. др. документов, составивших богатейший факторо-графический материал, который способствовал научному, а не художественному, представлению прошлого. Художественное же изображение русской истории в литературных произведениях опиралось на фольклор, и мифологию восточных славян.

Историческая наука России XVIII столетия отличалась аморфностью и бессистемностью, а в немногочисленных трудах прослеживался авторский индивидуализм. Но конец XVIII века показал уже новый этап русского исторического знания. Получили распространение исследования археологических и этнографических памятников, появились лингвистические труды по языку летописей, уложений, грамот разного типа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Малхасян, Армине Андраниковна, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айзикова, И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е годы) / И.А. Айзикова. - Новосибирск, 2001.

2. Айхенвальд, Ю.И. Силуэты русских писателей / Ю.И. Айхенвальд. - М., 1906. - Вып. I.

3. Александрова, Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма / Л.П. Александрова. - Киев, 1971.

4. Алексеев, М.П. Русская культура и романский мир / М.П. Алексеев. - Л., 1985.

5. Андрущенко, Е.А. Мережковский неизвестный: Книга о Мережковском -драматурге / Е.А. Андрущенко. - Харьков: Крок, 1997.

6. Анненкова, Н.В. Философские взгляды Д.С. Мережковского: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н.В. Анненкова. - Нижневартовск, 2001.

7. Апресян, Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали / Р.Г. Апресян // Этическая мысль. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 27-40.

8. Ауэрбах, Э. Мимесис / Э. Ауэобах; пер. Ал.В. Михайлова. - М., 1976.

9. Ашкеров, А.Ю. Метаистория метаистории, или Декодирование Хейдена Уайта / А.Ю. Ашкеров // Социологическое обозрение. - 2002. - Т. 2, № 1. - С. 86-99.

10.Барахов, В.С. Литературный портрет: (Истоки, поэтика, жанр) / В.С. Бара-хов. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1985. - 312 с.

11.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт; под ред. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1994. - 616 с.

12.Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: ИГ Прогресс, 2000. - С. 196-238.

13.Бахтин, М.М. К методологии литературоведения. Литературно-критические исследования / М.М. Бахтин. - М., 1975.

14.Бахтин, М.М. Собрание сочинений / М.М. Бахтин. - М.: Языки славянских культур, 2012. - Т. 3: Теория романа (1930-1961 гг.). - 880 с.

15.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М., 1975.

16.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

17.Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - C. 291.

18.Белая, С.Н. Идея человека в философии Д.С. Мережковского: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.Н. Белая. - Краснодар, 2000.

19.Белецкий, А.И. Очередные вопросы изучения русского романтизма / А.И. Белецкий // Русский романтизм: сб. ст. / под ред. А.И. Белецкого. -Л., 1927.

20.Белинский, В.Г. Статьи О Пушкине // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Статья 4. - М.: АН СССР, 1955. - Т. 7. - С. 266-301.

21.Белинский, В.Г. Сочинения Константина Масальского / В.Г. Белинский. -Собрание сочинений: в 9-ти т. - Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 - август 1845.

22.Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. / В.Г. Белинский. - М., Изд-во АН СССР, 1953. - Т. I.

23.Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. / В.Г. Белинский. - М., Изд-во АН СССР, 1953. - Т. II.

24.Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. / В.Г. Белинский. - М., Изд-во АН СССР, 1953. - Т. III.

25.Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. / В.Г. Белинский. - М., Изд-во АН СССР, 1953. - Т. IV.

26.Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. / В.Г. Белинский. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - Т. V.

27.Бельчевичен, С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского: учебное пособие / С.П. Бельчевичен. -

Тверь, 1999.

28.Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. -448 с.

29.Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. -С. 43-271.

30.Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х тт. / Н.А. Бердяев. - Т. 2. - М.: Искусство, 2003.

31.Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев // Русское зарубежье. Власть и право. - Л., 1991. - С. 91

32.Бессонов, Б.Н. «Русская идея» в литературе и философии XIX в. (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Вл. Соловьёв) / Б.Н. Бессонов // Философия и литература: линии взаимодействия: сборник научных статей. - М., 2009. -Вып. 1. - С. 115-129.

33.Бессонов, Б.Н. Философия и литература: общее и особенное / Б.Н. Бессонов // Философия и литература: линии взаимодействия: сборник научных статей / отв. ред.: И.А. Бирич. - М.: Изд-во МГПУ, 2009. - Вып. 1.- С. 510.

34.Бешукова, Ф.Б., Жачемукова, Б.М. Художественная специфика жанра исторического романа / Ф.Б. Бешукова, Б.М. Жачемукова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. - Сер.: Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2011. - Вып. 1 (70). - С. 13-19.

35.Библер, B.C. Цивилизация и культура / В.С. Библер. - М.: Изд-во РГГУ, 1993.

36.Билибина, И.А. Историческая личность в интерпретации Д.С. Мережковского-художника: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.А. Билибина. -Орел, 2010.

37.Бобкова, Ю.З. Субъектно-речевая структура художественной биографии (на материале современной немецкоязычной биографической прозы):

дис. ... канд. филол. наук / Ю.З. Бобкова. - Калининград, 2008. - 188 с.

38.Бойчук, А.Г. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. Библиографический указатель / А.Г. Бойчук. - Т. I (А-М). - М., 2010.

39.Бочаров, С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого / С.Г. Бочаров // Три шедевра русской классики. - М., 1971.

40.Буланов, В.В. Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры: автореф. дис. ... канд. философ. наук / В.В. Буланов. - Тверь, 2004.

41.Буланов, В.В. Экзистенциальная философия культуры / В.В. Буланов. -М., 2006.

42.Бычков, В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2-х т. / В.В. Бычков. - СПб.; М., 1999.

43.Варфоломеев, И.П. Советская историческая романистика (Проблемы типологии и поэтики): автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И.П. Варфоломеев. - М., 1988.

44.Венгеров, С.А. Источники словаря русских писателей / С.А. Венгеров. -П., 1917. - Т. 4.

45.Венгеров, С.А. Этапы неоромантического движения: Статья первая / С.А. Венгеров // Русская литература XX века. 1890-1910. - М.: Мир, 1914. - Кн. 1. - С. 1-54.

46.Венгеров, С.А. Этапы романтического движения: Статья вторая / С.А. Венгеров // Русская литература XX века. 1890-1910. - М.: Мир, 1914. - Кн. 6. - С. 209-240.

47.Веселовский, А. Западное влияние в новой русской литературе / А. Весе-ловский. - М., 1916.

48.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940.

49.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М., 1989.

50.Виноградов, В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития / В.В. Виноградов. - М., 1967 - 134 с.

51.Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. - М., 1959.

52.Виноградов, В.В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М., 1963 - 255 с.

53.Виноградов, В.В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина до Гоголя / В.В. Виноградов. - М., 1990 - 386 с.

54.Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей / В.В. Виноградов. М., 1961.

55.Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. - М., 1967. - 320 с.

56.Виноградов, В.В. Пародия на «Мертвые души» К. Масальского / В.В. Виноградов // Этюды о стиле Гоголя. - Л., 1926. - С. 101-177.

57.Вольтер. История Карла XII» // Собрание сочинений: в 3-х т. / под общ. ред. Б.Т. Грибанова. - М., 1998. - Т. II. - С. 62-71.

58.Галанов, М.М. Политическая борьба в России в 1682 году: автореф. дис. ... канд. ист. наук / М.М. Галанов. - СПб., 2000.

59.Гаспаров, М.Л. Историческая проза / М.Л. Гаспаров, А.Д. Михайлов // Литературная энциклопедия терминов и понятий, гл. ред. и сост. А.Н. Нико-люкин. - М., 2003.

60.Глинский, Б.Б. Борьба за конституцию / Б.Б. Глинский. 1612-1861. - СПб., 1908.

61.Грифцов, Б.А. Теория романа / Б.А. Грифцов. - М., 1927.

62.Гуковский, Г. О русском классицизме / Г. Гуковский // Поэтика. - М., 1929. -Вып. V. - С. 54.

63.Демин, В.И. Исторический миф и миф об истории в современном постмодернистском романе: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.И. Демин. -М., 2012.

64.Дефье, О.В. Д. Мережковский: преодоление декаданса: Раздумья над романом о Леонардо да Винчи / О.В. Дефье. - М.: Мегатрон, 1999.

65.Диденко, В.Д. Художественно-философская модель мира: истоки, природа, структура / В.Д. Диденко // Философия и литература: линии взаимодействия: сборник научных статей / отв. ред.: И.А. Бирич. - М.: Изд-во

МГПУ, 2009. - Вып. 1. - С. 26-40.

66.Дмитриева, Е.Е. История русской литературы XIX века [Электронный ресурс] / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин [и др.]. - Часть 2. -http ://www.thelib.ru/books/avtorov_kollektiv/ istoriya_russkoy_literatury_xix_ veka_chast_2_1840_1860_gody-read.html

67.Долгов, С.Ф. Типология конфликта в советском историческом романе 60-70-х годов: дис. канд.филол. наук / С.Ф. Долгов. - М., 1983.

68.Долинин, А. Дмитрий Мережковский / А. Долинин // Русская литература XX века (1890-1910): в 2-х кн. / под ред. проф. С.А. Венгерова. - М.: ИД «XXI век - Согласие», 2000. - Кн. 1. - С. 104.

69.Долинин, А.С. Достоевский, Статьи и материалы / А.С. Долинин. - П., 1922; М.; Л., 1925.

70.Достоевский, Ф.М. Дневник писателя. - Спб., 1877 // Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения / В.Д. Диденко. -М.: Беловодье, 2005.

71.Достоевский, Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. - 1877. - Ноябрь.

72.Дронова, Т.И. Трилогия Д.С. Мережковского «Царство Зверя»: откровение о судьбе России / Т.И. Дронова // Творчество В.Я. Шишкова: материалы научной конференции. - Тверь, 1999.

73.Дудников, М.А. Литературоведение о становление русского исторического романа (к ХХ ст.) [Электронный ресурс] / М.А. Дудников. -Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/967-literaturo znavstvo-pro-stanovlennja-rosijskogo-istorichnogo-romanu-do-hh-st.html

74.Духнич [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.olga. psycom.info/182/Diskurs-i-narrativ-vvodnaya-lektsiya.html

75.Егорова, О.Н. Лингвотенденции русской художественно-исторической литературы первой половины XIX века и стиль романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.Н. Егорова. - Ставрополь, 2008.

76.Егоршина, Н.В. Нарративный дискурс: семиологический и лингвокульту-рологический аспекты интепретации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. -Краснодар, 2002.

77.Ефимова, Т.В. Лингвистический анализ и формальное представление содержания нарративного текста [Электронный ресурс] / Т.В. Ефимова // Филологические науки: международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - Октябрь. - Режим доступа: http://www.research-journal. org/featured/lingvisticheskij-analiz-i-formalnoe-predstavlenie-soderzhaniya-narrativnogo-teksta/

78.Жачемукова, Б.М. Художественная специфика жанра исторического романа [Электронный ресурс] / Б.М. Жачемукова. - 2011. - Режим доступа: http://www.psibook.com/Hteratura/hudozhestvennaya-spetsifika-zhanra-istoricheskogo-romana.html

79.Женетт, Ж. Фигуры: в 2-х т. / Ж. Женетт. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - Т. 1-2.

80.Живов, В.М. Очерки исторической морфологии русского языка XVII-XVIII веков / В.М. Живов. - М., 2004.

81.Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение: курс лекций / В.М. Жирмунский. - М., 1996.

82.Жирмунский, В.М. Гете и русская литература / В.М. Жирмунский. - Л., 1932.

83.Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение / В.М. Жирмунский. - Л., 1979.

84.Жуков, Д.А. Биография биографии: Размышления о жанре / Д.А. Жуков. -М.: Советская Россия, 1980.

85.Жуковский, В.А. ПСС: в 12-ти тт. / В.А. Жуковский. - СПб., 1902. - Т. Х.

86.Замотин, И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе / И.И. Замотин. - Варшава, 1903.

87.Замотин, И.И. Романтический идеализм в русском обществе и литературе 20-30-х годов XIX столетия / И.И. Замотин. - СПб., 1907.

88.Зенкин, С. К критике нарративного разума / С. Зенкин // Новое литературное обозрение. - 2003. - № 59. - С. 524-534.

89.Иванова, Е.А. Жанр «новой биографии» в творчестве Эмиля Людвига: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Иванова. - Саратов, 2014.

90.Иезуитова, Р.В. Литература второй половины 1820-1830-х годов и фольклор / Р.В. Иезуитова // Русская литература и фольклор: (первая половина XIX в.) / АН СССР, Ин-трус. лит.; отв. ред. Ф.Я. Прийма. - Л.: Наука, 1976. - С. 96.

91.Известия Академии наук СССР, Отделение литературы и языка» («ИАН ОЛЯ»). - 1960. - Т. XIX, вып. 3.

92.Ильинская, Н.Г. Творчество И.И. Лажечникова и проблема русского исторического романа 1830-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Ильинская. - Л., 1968.

93.Ильченко, Н.М. Русско-немецкие литературные связи в отечественной романтической прозе 30-х гг. XIX в.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н.М. Ильченко. - Нижний Новгород, 2002.

94.История русского романа [Электронный ресурс]. - М., 1962. - Т. 1. - Режим доступа: http://www.coollib.net/b/250416

95.История русской литературы XIX в.: в 3-х ч. / под ред. В.И. Коровина. -М.: 2005; Ч. 1. - 480 с., Ч. 2. - 528 с.; Ч. 3. - 543 с.

96.Исупов, К.Г. Культурология. XX век. Энциклопедия [Электронный ресурс] / К.Г. Исупов. - 1998. - Режим доступа. http://www.dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_culture/475/ (Дата обращения- 17.05.15).

97.Исупова, С.М. Модификации романтического исторического романа И.И. Лажечникова «Последний Новик» / С.М. Исупова // Вестник Астраханского гос. технического ун-та. - 2012. - Вып. № 2 (54).

98.Каган, М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. - Л, 1972.

99.Кадырова, Р.Г. Теория нарратива и нарративный анализ в психологии / Р.Г. Кадырова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 2(9). - С. 126-127.

100. Калачева, С. Жанр / С. Калачева, П. Рощин // Словарь литературоведческих терминов, ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М., 1974.

101. Канунова, Ф.З. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.) / Ф.З. Канунова, И.А. Айзикова. - Новосибирск, 2001.

102. Карим, Б.М. Противостояние человека и власти в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и его архетипические черты: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Б.М. Карим. - М., 2013.

103. Кеттл, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл. - М., 1966.

104. Киселев-Сергенин, В.С. К.П. Масальский. Биографическая справка / В.С. Киселев-Сергенин // Библиотека поэта. Поэты 1820-1830-х годов. -Л.: Советский писатель, 1972. - Т. 2.

105. Ковыршин, М.А. Языческая символика в художественном мире трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист»: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.А. Ковыршин. - Елец, 2008.

106. Кожинов, В.В. Жанр литературный / В.В. Кожинов // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1964. - Т. 2.

107. Кожинов, В.В. К проблеме литературных родов и жанров / В.В. Кожинов // Теория литературы. - М., 1964. - Т. 2. - С. 39-49.

108. Кожинов, В.В. Роман - эпос нового времени / В.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М., 1964. - С. 137-139.

109. Колесов, В.В. Критические заметки о «древнерусской диглоссии» / В.В. Колесов // Литературный язык Древней Руси (Проблемы исторического языкознания). - Л., 1986.

110. Колобаева, Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

111. Колодинская, Е.В. Историческое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и постмодернистская историография (Г. Свифт, Дж. Барнс): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Коло-динская. - М., 2004.

112. Кондаков, И.В. К феноменологии «грядущего хамства» / И.В. Кондаков // Д.С. Мережковский. Мысль и слово. - М.: Наследие, 1999. - С. 150163.

113. Кондорсэ, Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Ж.А. Кондорсэ. - М.: Социально-экономическое изд-во, 1936. -265 с.

114. Константинова, Л.В. Общество любомудрия (1820-е-начало 1830-х гг.): автореф. дис. ... канд. истор. наук / Л.В. Константинова. - М., 1995.

115. Копосов, Н.Е. Как думают историки / Н.Е. Копосов. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 326 с.

116. Корецкая, И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века / И.В. Корецкая. - М.: Радикс, 1995.

117. Корецкая, И.В. Символизм / И.В. Корецкая // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х гг.). - М., 2000. - Кн. 1. - С. 688-720.

118. Красникова, М.Н. Роль фольклорной традиции в становлении типа исторического повествования: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.Н. Красникова. - Астрахань, 2011.

119. Кузнецова, Н.В. Восток в художественном мире произведений Д.С. Мережковского 1920-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Кузнецова. - М., 2005.

120. Кулешов, В.И. История русской критики / В.И. Кулешов. - М., 1984.

121. Лажечников, И.И. Собр. соч. / И.И. Лажечников. - СПб., 1858. - Т. VII.

122. Лейдерман, Н.Л. Жанровые системы литературных направлений и течений / Н.Л. Лейдерман // Взаимодействие метода, стиля и жанра в советской литературе: сборник научных трудов. - Свердловск, 1988.

123. Лейтес, Н.С. Роман как художественная система / Н.С. Лейтес. - Пермь, 1985.

124. Лекомцев, Ю.К. Введение в формальный язык лингвистики / Ю.К. Ле-комцев. - М.: Наука, 1983.

125. Лермонтов, М.Ю. Полн. собр. соч. / М.Ю. Лермонтов. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - Т. VI.

126. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной психологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

127. Липич, Т.И. Русский литературно-философский романтизм в диалоге культур России и Германии первой половины XIX века: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Т.И. Липич. - Белгород, 2011.

128. Литвинова, Г.С. Творческий путь И.И. Лажечникова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.С. Литвинова. - М., 1960.

129. Лихачев, Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре / Д.С. Лихачев. - М.: Российский Фонд культуры, 2006.

130. Лихачев, Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение / Д.С. Лихачев. - М.; Л., 1947.

131. Лобин, А.М. Концепция личности Петра I в русской литературе XX века и социокультурный контекст времени: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.М. Лобин. - 2006.

132. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. -СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

133. Лотман, Ю.М. Литературная биография в историко-литературном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) / Ю.М. Лотман // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. - 1986. - Вып. 683. С. 106-107.

134. Лотман, Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство,

2005.

135. Лукач, Г. Исторический роман [Электронный ресурс] / Г. Лукач. - Режим доступа: http://www.mesotes.narod.ru/lukacs/hist-roman/histroman-sod.htm

136. Луков, Вл.А. Жанры и жанровые генерализации / Вл.А. Луков // Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Проблемы филологии и культурологии.

2006. - № 1. - С. 141-148.

137. Лунберг, Е. Мережковский и его новое христианство / Е. Лунберг. -1914.

138. Любимова, Е. Трилогия «Христос и Антихрист» / Е. Любимова // Мережковский Д.С. Собр. соч.: в 4-х т. - М., 1990. - Т. 2. - С. 760-764.

139. Ляпина, С.М. Роман В.С. Соловьева «Царь-девица» в контексте авторского и национального мирообраза: дис. ... канд. филол. наук / С.М. Ляпина. - Елец, 2014.

140. Маймин, Е.А. О русском романтизме / Е.А. Маймин. - М., 1975.

141. Макаровская, Г.В. Типы исторического повествования / Г.В. Макаров-ская. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 235 с.

142. Малкина, В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра: на материале русской литературы XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.Я. Малкина. - М., 2001.

143. Мальцева, Р.И. Русские памфлеты XVI-XVШ вв. / Р.И. Мальцева // Новые медиа. Дискурсивные парадигмы / под ред. Р.И. Мальцевой. -Краснодар, 2012. - С. 128-149.

144. Мальцева, Р.И. Стилистические особенности языка публицистики XVII вв.: Г. Котошихин, Ф. Прокопович / Р.И. Мальцева // Вестник Московского гос. открытого ун-та. Социально-гуманитарные науки. - М., 2011. - Вып. 35. - С. 12-18.

145. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма / Ю.В. Манн. - М., 1995.

146. Маслов, Е.С. Понятие «метанарратив» Ж.-Ф. Лиотара в контексте нарра-тологии / Е.С. Маслов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 2 (52): в 2-х ч., ч. II. - С. 150152.

147. Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя / С.И. Машинский. - М., 1979.

148. Медведев, П.Н. Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику / П.Н. Медведев // Бахтин, М.М. Тетралогия. - М., 1998. - С. 110-296.

149. Мезин, С.А. Петр I в русской литературе и общественной мысли XVIII века: автореф. дис. ... канд. ист. наук / С.А. Мезин. - Саратов, 1984.

150. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе / Е.М. Мелетинский. - М.: Изд-во РГГУ, 2000.

151. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - 3-е изд, репринтное. - М.: Наука, 2000. - 407 с.

152. Мережковский, Д.С. Петр и Алексей / Д.С. Мережковский.- М.: Прометей, 2004. - 496 с.

153. Мережковский, Д.С. Автобиографическая заметка / Д.С. Мережковский // Полное собрание сочинений Д.С. Мережковского». - М., 1914. -Т. XXIV. - С. 109-116.

154. Мережковский, Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет / Д.С. Мережковский. - М.: Советский писатель, 1991. - 496 с.

155. Меркушов, С.Ф. Серия романов Д.М. Балашова «Государи московские» как цикл: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.Ф. Меркушов. - Тверь, 2008.

156. Милютина, М.Г. Семантика конативности и потенциальная модальность: комплекс «Попытка-результат» и его выражение в современном русском языке: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / М.Г. Милютина. - Екатеринбург, 2006.

157. Минц, З.Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. - СПб., 2004. - С. 223-241.

158. Минц, С.С. Об особенности эволюции источников мемуарного характера / С. С. Минц // История СССР. - 1979. - № 6. - С. 55-70.

159. Михайлов, О.Н. От Мережковского до Бродского: Литература русского зарубежья: кн. для учителя / О.Н. Михайлов. - М.: Просвещение, 2001.

160. Михайлова, И.М. Мифологизация русской истории в художественном творчестве Д.С. Мережковского: роман «Антихрист (Петр и Алексей)»: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.М. Михайлова. - СПб., 2009.

161. Михайловский, Н.К. Еще о декадентах, символистах и магах // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. - СПб.: Изд. Н.К. Михайловского, 1909. - Т. 7. - Стб. 546-589.

162. Михайловский, Н.К. Декаденты, символисты, маги и проч. // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. - СПб.: Изд. Н.К. Михайловского, 1909. - Т. 7. - Стб. 512-520.

163. Михайловский, Н.К. Русское отражение французского символизма // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. - СПб.: Изд. Н.К. Михайловского, 1909. - Т. 7. - Стб. 519-547.

164. Михайловский, Н.К. Макс Нордау о вырождении // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. - СПб.: Изд-е Н.К.Михайловского, 1909. -Т. 7. - Стб. 494-513.

165. Михин, А.Н. Роман Д.С. Мережковского «Александр I»: художественная картина мира: дис. ... канд. филол. наук / А.Н. Михин. - Магнитогорск, 2004.

166. Модзалевский, Б.Л. Пушкин и его современники. Избранные труды (1898-1928) / Б.Л. Модзалевский. - СПб.: Искусство-СПБ, 1925.

167. Нагорная, Н.А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм: дис. ... д-ра филол. наук / Н.А. Нагорная. - М., 2005.

168. Неведомский, М.П. История русской литературы XIX в. / М.П. Неведом-ский; под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. - 1910 .

169. Непомнящая, Т.Ф. Книги о замечательных людях как тип издания (Серия «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия»): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук / Т.Ф. Непомнящая. - М., 1969. - 24 с.

170. Нечаева, В.С. И.И. Лажечников / В.С. Нечаева. - Пенза, 1945.

171. Нечкина, М.В. «Ледяной дом» И.И. Лажечникова. Вступительная статья / М.В. Нечкина. - Минск, 1966. - С. 3-39.

172. Никитин, О.В. «Урядник сокольничьего пути» - памятник деловой письменности XVII века / О.В. Никитин // Русская речь. - 2007. - № 1. -С. 80-86.

173. Ницше, Ф. Генеалогия морали / Ф. Ницше // Сочинения: в 2-х т. - М.: Мысль, 1990.

174. Опульский, А.И. И жизнь и перо на благо отечества / А.И. Опульский. -М.: Моск. рабочий, 1968. - 192 с.

175. Панарин, А. Философия истории [Электронный ресурс] / А. Панарин. -М., 1999. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ Panarin/intro.php (Дата обращения: 12.05.2015).

176. Переписка Николая Владимировича Станкевича. 1830-1840 гг. - М.: Типография А.И. Мамонтова, 1914. - 796 с.

177. Петров, С.М. Русский исторический роман XIX века / С.М. Петров. - М.: Художественная литература, 1964. - Т. 2.

178. Петрунина, Н.Н. Романы И.И. Лажечникова / Н.Н. Петрунина. - М., 1987.

179. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Лекции по русской истории [Электронный ресурс] / С.Ф. Платонов. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_p/chart3-2.php

180. Полонский, В.В. Мифопоэтика и динамика жанра в русской литературе конца XIX - начала ХХ века / В.В. Полонский. - М.: Наука, 2008.

181. Понырко, Н.В. Андрей Денисов Вторушин / Н.В. Понырко // Труды отделения древнерусской литературы. - Л., Изд-во АН СССР, 1985. -Т. 40.

182. Попова, И.М. Проблемы современной литературы / И.М. Попова, Л.Е. Хворова. - Тамбов, 2004.

183. Поспелов, Д.А. Моделирование рассуждений / Д.А. Поспелов. - М.: Наука, 1989. - 215 с.

184. Прокопович, Ф. Сочинения / Ф. Прокопович; под ред. И.П. Еремина. -М.; Л., 1961.

185. Пушкин, А.С. Письма // Пушкин, А.С. Собр. соч.: в 10-ти тт. / А.С. Пушкин. - Л.: Наука, 1978. - Т. 10.

186. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч. / А.С. Пушкин. - М., 1949. - Т. XI.

187. Ревзина, О.Г. Дискурс и дискурсивные формации / О.Г. Ревзина // Критика и семиотика. - Новосибирск, 2005. - Вып. 8. - С. 66-78.

188. Резанов, В.И. Из разысканий о сочинениях В.А. Жуковского / В.И. Резанов // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1906. - Апрель. С. 239.

189. Рикёр, П. Время и рассказ / П. Рикёр. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 1: Интрига и исторический рассказ. - 313 с.

190. Розанов, В.В. Мысли о литературе / В.В. Розанов. - М.: Современник, 1989.

191. Рудич, В. Дмитрий Мережковский (1866-1941) / В. Рудич // История русской литературы XX век Серебряный век. - М, 1995. - С. 214.

192. Русские мемуары в историко-типологическом освещении: к постановке проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruthenia. гаМоситеП/422973.Мт1 с. 97, 194.

193. Сарычев, Я.В. Религия Дмитрия Мережковского: «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение / Я.В. Сарычев. - Липецк: «ГУП «ИГ ИНФОЛ», 2001.

194. Сиповский, В.В. Н.М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника» / В.В. Сиповский. - СПб. 1899.

195. Скабичевский, А.М. Сочинения: в 2-х т. / А.М. Скабичевский // Наш исторический роман. - СПб., 1903. - С. 127.

196. Соловьёв, В.С. Соч.: в 2-х тт. / В.С. Соловьёв. - М.: Мысль, 1990.

197. Сорочан, А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А.Ю. Сорочан. - Тверь, 2008.

198. Стеблин-Каменский, М.Г. Мир саги. Становление литературы / М.Г. Стеблин-Каменский. - М., 1984.

199. Степанов, В.Г. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи / В.Г. Степанов. - М., 1976.

200. Строганов, М.В. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории / М.В. Строганов // Литература. - 2004. - № 32. - С. 34-44.

201. Тамарченко, Н.Д. «Свое» и «чужое» в эпическом тексте [Электронный ресурс] / Н.Д. Тамарченко // Литературный текст: проблемы и методы исследования. - Тверь, 1999. - Режим доступа: http://www.reftrend.ru/ 801003.html

202. Тарле, Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию / Е.В. Тарле // Соч. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - Т. X. - С. 403.

203. Тартаковский, А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: опыт источниковедческого изучения / А.Г. Тартаковский. - М., 1980. - С. 16-17.

204. Тодоров, Цв. Поэтика // Структурализм: «за» и «против» / Цв. Тодоров. -М.: Прогресс, 1975. - С. 37-113.

205. Токарева Э.И. Дискурсивные формации публицистики и журналистики XVI-XVIII вв.: стиль и интертекстуальность: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук / Э.И. Токарева. - Краснодар, 2011.

206. Томашевский, Б.В. Теория литературы / Б.В. Томашевский. - М., 2006.

207. Троцук, И.В. Нарративный анализ в социологии: Возможности практического применения: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И.В. Троцук. -М., 2005.

208. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. -М., 1977.

209. Тюпа, В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова) [Электронный ресурс] / В.И. Тюпа. - Тверь, 2001. - Режим доступа: http://www.te.zavantag.com/docs/335/index-30292. html?page=2

210. Уайт, Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе Х!Х в. / Х. Уайт. - Екатеринбург, 2002. - 528 с.

211. Усов, П. Помор-философ / П. Усов // Исторический вестник. - 1886. -№ 4.

212. Уэллек, Р. Теория литературы / Р. Уэллек, О. Уоррен. - М., 1978.

213. Филатова, В.А. К вопросу об эволюции мемуарного жанра в России [Электронный ресурс] / В.А. Филатова. - Режим доступа: http://www.

rusnauka.com/3_ANRR_2009/Philologia/ 40070.

214. Философия и литература: линии взаимодействия: Сборник научных статей / отв. ред.: И.А. Бирич. - М.: Изд-во МГПУ, 2009. - Вып. 1. - 232 с.

215. Философия истории [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. проф. А.С. Панарина. - М.: Гардарики, 1999. - 432 с. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Panarin/

216. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.

217. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра, 1997.

218. Флорова, Л.Н. Трилогия Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист»: история изучения и вопросы поэтики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.Н. Флорова. - М., 1997.

219. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М., 1997.

220. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - Киев, 1996.

221. Фуко, М. Порядок дискурса / М. Фуко // Воля к истине. - М., 1996.

222. Хазагеров, Т.Г., Ширина, Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур / Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина. - Ростов-на-Д., 1994.

223. Хаткова, И.Н. Возникновение и развитие русского исторического романа 30-х годов XIX века: учебно-методическое пособие по спецкурсу / И.Н. Хаткова. - Майкоп, 2002.

224. Хаткова, И.Н. На пути к русскому историческому роману: историческая повесть / И.Н. Хаткова // Филологический вестник. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - № 3. - С. 40-46.

225. Хаткова, И.Н. Художественный историзм и романтическая поэтика романа И.И. Лажечникова «Последний Новик» / И.Н. Хаткова // Вестник АГУ. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. - № 3 (105). - С. 47-53.

226. Холиков, А.А. Мережковсковедение: становление, развитие и современное состояние / А.А. Холиков // Библиография. - 2011. - № 3.

227. Холиков, А.А. Основные научные работы о Д.С. Мережковском: материалы к библиографии / А.А. Холиков; сост.: А.А. Холиков // Вестник

ПСТГУ III: Филология. - 2011. - Вып. 2 (24). - С. 107-167.

228. Холиков, А.А. Прижизненное полное собрание сочинений как структурно-семантическое единство в творчестве русских писателей (Д.С. Мережковский): автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А.А. Холиков. - М., 2014.

229. Храповицкая, Г.Н., Солодуб, Ю.П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Храповицкая, Ю.П. Солодуб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 384 с.

230. Хромова, И.А. Роман Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» (Мир художественных образов и символов): дис. ... канд. филол. наук / И.А. Хромова. - Смоленск, 2006.

231. Чепкасов, А.В. Неомифологизм в творчестве Д.С. Мережковского 18901910-х годов: автореф. дис. ... канд филол. наук / А.В. Чепкасов. - Кемерово, 1999.

232. Чернец, Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики / Л.В. Чернец. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

233. Черников, И.Н. Синтетический бинаризм символистской исторической прозы Д.С. Мережковского [Электронный ресурс] / И.Н. Черников. -режим доступа: http://www.science.kpnu.edu.ua/wp-content/uploads/sites/7Z 2014/pdf/fil/18/2_13_Chernikoff.pdf, 2014 (Дата обращения 12.09.16).

234. Черников, И.Н. Тема Петербурга в историософской трилогии Д.С. Мережковского «Царство зверя» [Электронный ресурс] / И.Н. Черников. -Режим доступа: http://www.litmisto.org.ua/?p=25957 (Дата обращения 16.11.2016).

235. Чехов, А.П. ПСС в 23 тт. / А.П. Чехов. - Т. 8. - СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1903-1916.

236. Чиркова, А.В. Романы И.И. Лажечникова в историко-культурном контексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.В. Чиркова. - Коломна, 2006.

237. Чичерин, А.В. Возникновение романа-эпопеи / А.В. Чичерин. - М., 1975.

238. Шафиров, П.П. Рассуждение какие законные причины его царское величество Петр I к начатию войны против короля Карла XII, Шведского 1700 году имел ... 1717 г. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I / П.П. Шафиров. - М., 2005.

239. Широких, И.А. Опыт эвокационного анализа бытийной семантики в тексте (на материале романа J. Galsworthy «A Modern Comedy» и его перевода): дис. ... канд. филол. наук / И.А. Широких. - Барнаул, 2004.

240. Шламотова, С.А. Эстетическая категория телесности в романистике Бориса Виана / С.А. Шламотова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 3. - С. 326-328.

241. Шмид, B. Нарратология / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с. - (Studia philologica).

242. Шохина, А.Н. Художественное воплощение исторического процесса в романах В. Скотта и М.Н. Загоскина: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.Н. Шохина. - Нижний Новгород, 2010.

243. Шунков, А.В. Литературное творчество царя Алексея Михайловича: Эпистолярное наследие, «Урядник сокольничья пути»: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.В. Шунков. - Новосибирск, 2000.

244. Энциклопедический словарь. - М., 2009.

245. Эсалнек, А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты) / А.Я. Эсалнек. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

246. Янушкевич, А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского / А.С. Янушкевич. - Томск, 1985.

247. Carroll, N. Narrative Closure / N. Carroll // Philosophical Studies. - 2007. -Vol. 135. - P. 1-15.

248. Herman, D. Basic Elements of Narrative / D. Herman. - Chichester - Malden: Wiley-Blackwell, 2009. - 249 p.

249. Kayser, W. Das schprachlige Kunstwerk / W. Kayser // Ein Einführung in die Literaturwissenschaft. - Bern, 1948.

250. Kittstein, U. «Mit Geschichte will man etwas»: historisches Erzählen in der Weimarer Republik und im Exil (1918-1945) / U. Kittstein. - Königshausen & Neumann, 2006. - 376 S.

251. Lämmert, E. Bauformen des Erzählens / E. Lämmert. - Stuttgart, 1991.

252. Lyotard, J.-F. The Differend: Phrases in Dispute / J.-F. Lyotard. -Manchester: Manchester University Press, 1988.

253. Stanzel, F.K. Typische Formen des Romans / F.K. Stanzel. - Göttingen, 1993.

254. Weber, F.C. Das veranderte Russland / F.C. Weber. - Leipzig, 1740. - B. III.

Список источников эмпирического материала

255. Карамзин, Н.М. О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств / Н.М. Карамзин // Вестник Европы. -1802.

256. Лажечников, И.И. Последний Новик / И.И. Лажечников. - Горький: Вол-го-Вят. кн. изд-во, 1990. - 446 с.

257. Масальский, К.П. Стрельцы. Осада Углича. Регентство Бирона / К.П. Масальский. - Смоленск: Русич, 1994. - 605 с.

258. Мережковский, Д.С. Собрание сочинений: в 4-х т. / Д.С. Мережковский. - М.: Правда; Огонек, 1990. - Т. 2: Христос и Антихрист. Трилогия. -764 с.

259. «Московский телеграф». - 1833. - № 10, май.

260. «Русский Архив». - 1880.

261. «Русский вестник». - 1842. - № 6.

262. «Русский вестник». - 1842. - № 6.

263. «Северная пчела». - 1833. - № 14.

264. «Северная пчела». - 1833. - № 15. - 19 января.

265. «Сын отечества». - 1842. - № 3.

266. «Сын отечества». - 1843. - № 4.

267. «Телескоп». - 1831. - Ч. IV, № 16.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.