Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Иброгимов, Зафаршо Сафоевич

  • Иброгимов, Зафаршо Сафоевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 151
Иброгимов, Зафаршо Сафоевич. Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2011. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иброгимов, Зафаршо Сафоевич

Введение.3

Глава 1. Эволюция традиционно-теоретических подходов к пониманию особенностей нравственных и социально-политических учений таджикских мыслителей XIX - начала ХХвв.17

1.1. Философские аспекты нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей ХУ1-ХУП1 вв.17

1.2. Возникновение просветительско-реформаторского движения в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока.40

1.3. Роль Ахмада Дониша и восточных просветителей в развитии и пробуждении национального самосознания мусульманских народов.46

Глава 2. Проблемы нравственных и социально - политических идей таджикских мыслителей второй половины XIX - начала ХХвв.92

2.1. Ахмад Дониш и его общественно-политическая школа.92

2.2. Влияние просветительских и социально-политических идей Ахмада Дониша на формирование воззрений Садриддина Айни.101

2.3. Джадидизм - новый этап в развитии нравственных и социальнополитических идей таджикских мыслителей.111

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.»

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития Республики Таджикистан в свете происходящих изменений в жизни общества весьма обострился интерес к богатому духовному, религиозному и социально-политическому наследию таджикских мыслителей прошлого. При этом во главу угла поставлена задача объективной научной оценки этого наследия, всего того, что было выработано нашими великими предками. Сегодня, когда много говорят о столкновении цивилизаций, изучение данной проблемы становится очень актуальным. Проанализировав толерантные и гуманистические идеи, которые мыслители прошлого проповедовали в своих работах, автор пришел к выводу, что многие из них вполне возможно использовать в рамках конструктивного диалога с современными немусульманскими цивилизациями. При этом особенно важен тот факт, что мировое сообщество вновь убедится в том, что и таджикские мыслители во все времена призывали человека к самопознанию, осознанию реальности, обогащению своего духовного опыта, самосовершенствованию, справедливости и т.д. При этом они не ограничивались исследованием только внутренней духовной жизни человека, а обращались и к самым насущным вопросам своего времени, предлагая свои пути их решения.

Изучение духовного наследия восточных, в том числе таджикских мыслителей явно свидетельствует о том, что их идеи имели ярко выраженный гуманистический характер. Мыслители XIX - начала ХХвв. при исследовании духовных, нравственных и социально-политических проблем предпочтение отдавали разуму, что было присуще взглядам и их предшественников, особенно мыслителей ХУ1-ХУШвв. В связи с этим, исследование нравственных и социально-политических учений Камалиддина Бинаи, Сайидо Насафи, Ходжи Самандара Тирмизи, Мирзо Содика Мунши, как идейных истоков формирования просветительских и реформаторских идей Ахмада Дониша и его последователей, весьма актуально и необходимо в силу многих причин, которые выявляются в процессе изучения диссертантом проблемы. Именно поэтому автор в своем исследовании использовал нравственные учения мыслителей этого периода, изложенные в литературно-художественной форме.

Нравственное и социально-философское наследие восточных мыслителей по форме изложения и идейной направленности достаточно разнообразно. По форме изложения - это религиозно-нравственные и политические трактаты, трактаты назидательно-дидактические и светско-философские.

Исторически же- важнейшими источниками высокой духовности были уходящие корнями в далекое прошлое нравственно-философские учения таджикских мыслителей. Важным аспектом исследуемой темы является также то, что многие идеи таджикских мыслителей эпохи просвещения - Ахмада Дониша (1827-1897), Шамсиддина Шохина (18541894), Тошхуджи Асири (1864-1915), Сайд Ахмада Сидики (1864-1927), Абдулвохида Мунзима (1875-1934) Садриддина Айни (1878-1954) и других могут способствовать развитию национального самосознания современного таджикского общества, осознанию необходимости соблюдения справедливости и нравственности в деятельности каждого человека, тем более в деятельности руководителей разных рангов, политических партий и движений, занимающихся решением социально-политических и экономических проблем и т. п.

Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что актуальность проведенного автором исследования не вызывает каких-либо сомнений, потому что идеалы справедливости, добра, познания никогда не теряют своей ценности и должны служить ориентиром развития для каждого общества и человека.

Степень изученности проблемы. Восточные страны, в том числе Средняя Азия и Бухарское ханство стали предметом научного исследования специалистов-востоковедов с конца XVIII - начала XIX вв. Так, английский путешественник и учёный Александр Борис в Х1Хв. написал интереснейшую работу «Путешествие по Средней Азии», в которой собраны ценные материалы, имеющие большое значение для изучения Бухарского эмирата. В этом исследовании в основном рассматриваются такие проблемы, как взаимоотношения внутри правящей элиты эмирата и с населением страны.1 Среди многих опубликованных работ о Бухарском эмирате особо выделяется монография Н.Ханыкова «Описание Бухарского ханства» - это наиболее полное и значимое исследование об этом государственном образовании. По сравнению с А. Борисом, этот автор даёт более точные и достоверные сведения о племенах и народонаселении города, топографии и промышленности, административном делении Бухарского эмирата.

Огромный вклад в изучение Бухары внесли В.В.Бартольд и Е.Э.Бертельс. На основе исследования первоисточников,, личных наблюдений они смогли глубоко и полно описать жизнь народа в Бухаре, городскую культуру, ремесла, торговлю и др.

Среди русских учёных особо следует выделить также О.А.Сухареву, внесшую большой вклад в изучение Бухарского эмирата.4 Достоверность собранного ею материала и приводимых сведений основывается на том, что она, в отличие от других исследователей, при изложении своего мнения опирается на источники и произведения просветителей таджикского народа, в том числе Ахмада Дониша и Садриддина Айни.

Вклад С.Айни в исследование разносторонней просветительско-реформаторской деятельности таджикских классиков XIX - начала ХХвв. особенно значим.5 Специфика его исследовательских работ заключается в том, что писатель весьма подробно и с высоким художественным мастерством описывает жизнь городского и сельского населения

1 Борис А. Путешествие по Средней Азии. М., 1848.

2 Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СП6Д843.С.53

3См.: Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана, Л., 1936; Бертельс Е. Э. Рукописи произведений Ахмеда Каллэ // Тр. Тадж. базы АН СССР. 1936. Т.З. Лингвистика. С. 9 - 28.

4 Сухарева O.A. Бухара. XIX - начало XX в. М., 1956.

5 См.: Айни С. История мангитских эмиров Бухары // Куллиёт. Душанбе, 1966. Т. 10; Его же. История

Бухарской революции. Душанбе, 1987,; Его же. Воспоминания. Сталинабад. 1950. Т. 3, 5

Бухарского эмирата, пути и методы получения в нем государственных должностей и высоких чинов, старые и непригодные методы обучения в мактабах и медресе, раскрывает причины экономической и культурной отсталости ханства, поднимает проблему работорговли и т.п.

В книге иранского исследователя Саидходи Хусравшахи 1 впервые проанализированы все статьи, посвященные различным аспектам политической и религиозной деятельности знаменитого мыслителя Востока Сайда Джамалиддина Афгани (1838 - 1897). Автор считает просветителя самым выдающимся реформатором ислама, основателем различных религиозных сект в странах мусульманского Востока.

Таджикский исследователь X. Назаров также посвятил одно из своих исследований Сайду Джамалиддину Афгани - известному общественно-политическому деятелю и мыслителю Х1Хв., оказавшему ^огромное влияние на национальное возрождение и развитие общественно-политической мысли* народов и стран Среднего и Ближнего Востока. По л мнению ученого, Афгани последовательно1 боролся против феодальной и колониальной системы под лозунгом истинного ислама, являлся предвестником буржуазных революций и* конституционных движений- в этом регионе. Многие мыслители мусульманского Востока конца XIX -начала XX вв. так или иначе испытали на себе влияние его общественно-политической школы.2

Свой вклад в- изучение религиозно-нравственных и социально-политических взглядов восточных просветителей внесли Сайд Гулом Саиди3 и Н.П.Аникеев.4 В трудах этих ученых глубоко проанализированы общественно-политические воззрения известнейшего мыслителя-реформатора мусульманства М. Икбала о сущности и происхождении

1 Саидходии Хусравшахи. Сайд Джамалиддин Асадободи и пробуждение народа мусульманского Востока. Тегеран, 1370 х.- На перс. яз.

2 Назаров X. Сайд Джамалиддин Афгани и его общественно-политическая школа. Душанбе, 1993.

3 См.: Сайд Гуломризо Саиди. Андешах,ои Икболи Лохурй. Техрон,1213 х.

4 Аникеев Н. П. Выдающийся мыслитель и поэт Икбал. М., 1959. государства, роли религии в сплочении мусульманских народов, о воспитании молодого поколения в духе уважения науки и т.д.

Таджикский исследователь Зиёзода Идибеки Гози в своей монографии «Муаммои инсон дар фалсафаи Мухдммад Идболи Лохурй» («Проблема человека в философии Мухаммада Икбала Лахори») исследует проблемы антропологии в философии Икбала, а также анализирует его взгляды на роль человека в обществе, взаимосвязь религии и человека, суть и роль человека в жизни общества, цель и задачи человека. Икбал считал,что самопознание человека-это главное условие в его воспитании, он также высоко оценивал роль религии в эволюции и нравственном духовном совершенствовании человека.1

Таджикский философ А. Гаффоров в своей монографии «Мухаммад Икбол» также анализирует нравственно-философские и социально-политические взгляды известного мыслителя Востока.2

Таджикский исследователь С. Мирзоев посвятил свою работу изучению литературного наследия просветителя М. Тарзи и пришел к выводу, что именно этот мыслитель впервые наравне с проблемами общественной жизни в Афганистане XIX - начала ХХвв. поднял вопрос о равенстве женщин и их участии в управлении и развитии общества, о о необходимости образования женщин.

Из числа исследований, посвященных различным аспектам нравственных и социально-политических воззрений мыслителей конца XIX - начала ХХвв., особо можно выделить работу таджикского ученого М. Гаибова, в которой ученый анализирует проблемы истории духовной культуры Востока - проблемы просветительства Таджикистана и Афганистана.4

Зиёзода Идибеки Гозії. Муаммои инсон дар фалсафаи Мухаммад Икболи Лохурй. Душанбе, 1998.

2 Гаффоров А. Мухаммад Икбол. Душанбе, 1977.

3 См.: Мирзоев С. Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета « Сирадж-ул-ахбар». Душанбе, 1973.

4 ГаибовМ. Из истории просветительства Таджикистана и Афганистана. Душанбе, 1989.-На перс. яз.

Значительный вклад в исследование философских и социально-политических взглядов таджикских просветителей внес таджикский ученый A.M. Богоутдинов.1 Анализируя жизнь и творчество просветителей, он особо выделял Ахмада Дониша, которого считал крупнейшим мыслителем и выдающимся деятелем таджикского народа второй половины XIX -начала XX вв.

В исследовании разностороннего творчества таджикских просветителей большую роль сыграл З.Ш.Раджабов. Им он посвятил несколько специальных глубоко научных работ, имеющих большое^ значение в области изучения прогрессивных идей второй половины XIX -начала ХХвв.2

Исследованием социально-политической мысли таджикского народа второй половины. XIX - начала XX вв. активно занимался известный о таджикский философ И.Ш.Шарипов. В ряде его научных монографий и статей раскрываются проблемы развития национального самосознания таджиков, пишется о трагичности судьбы таджиков и таджикской государственности.

В аспекте исследуемой диссертантом темы большой* интерес представляет статья «О просветительской социальной философии Ахмада Дониша» Г. Ашурова и М. Диноршоева, в которой авторы отмечают, что в решении и трактовке социальных вопросов Дониш не пошел дальше своих классических предшественников и не дал чего-либо нового, но, тем не

1 Богоутдинов A.M. Избранные произведения. Душанбе, 1980; Его же. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа// Вопросы философии. 1961. № 3. С. 126-132; Его же. Очерки по истории таджикской философии.Сталинабад, 1961. С. 264 - 308.

2 См.: Раджабов З.Ш. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш. Сталинабад, 1961; Его же. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и начале XX в. - Сталинабад, 1957; Его же. О «Политическом трактате» Ахмада Дониша. Душанбе, 1976; Его же. Поэт-просветитель таджикского народа - Асири. Душанбе, 1974.

3 См.: Шарипов И. LLI. Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития. Душанбе, 1973. Т. 1; Его же. Сабакхои таърихи ва масъалахои инкишофи худшиносии миллии тоникон дар айеми хозира //Ч,унбиш,1988. №1 (11), январь; Его же. Ахамияти омузиши идеяхои умумимиллии халки точик дар мархшти хозира //Ч^унбиш. 1988. №3 (13), февраль; Его же. Эпохальное событие на путях укрепления национального государства // Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. Душанбе. 2004. № 3 - 4. С. 2 - 12; Его же. Санаи нодири таърихи дар рохи тахкиму пойдории давлати миллй //Чумхурият. 2002. №14 (20548). 14 сент.; Его же. Загадочная трагичность судьбы таджиков и таджикской государственности // Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. Душанбе. 2005. № 1 - 4 . С. 172 - 182 и др. менее, в истории таджикской философии мыслитель стал основателем нового направления — просветительской социальной философии.1

Об Ахмаде Донише, как смелом критике Бухарского эмирата, пишет Б.С.Сафаралиев.2 Просветитель долгое время работал в придворных кругах эмира Музаффара и бесстрашно критиковал порядки двора, поведение мангитских эмиров и разных должностных лиц государственного аппарата.

О духовной связи Ахмада Дониша и Камолиддина Бинои писал академик А.Мирзоев.3

Работа Ш.Абдуллаева «Маорифпарвари ва озодфикри» («Просветительство и свободомыслие») также посвящена творчеству и мировоззрению Ахмада Дониша.4 По мнению автора, Ахмад Дониш является родоначальником просветительско-реформаторского направления и поборником,обновления ислама в Средней Азии.

В исследование наследия представителей просветительства большой вклад внес Сохиб Табаров. Он написал ряд объемных ценных исследовательских работ и много статей, посвященных этой проблеме.5 По мнению ученого, вторым этапом просветительства стал джадидизм. С.Табаров подчеркивает, что социально-философские воззрения представителей джадидизма, в первую очередь С.Айни и А.Мунзима, формировались под влиянием взглядов просветителей таджикского народа, в том числе Ахмада Дониша. В освещении джадидизма плодотворно трудился таджикский ученый М. Раджаби. Он освещает проблему в русле общественно-литературных процессов. Кроме того, исследователь в монографии «Ислом: чддидия ва инкдлоб» («Ислам: джадидизм и

1 Ашуров Г. А., Диноршоев М. Д. О просветительской и социальной философии Ахмада Дониша //Изв. АН. Тадж. ССР. Отдел.обществ. наук. 1978. №3. С. 48-59.

2 Сафаралиев Б.С.Из истории духовной культуры таджикского народа.Челябинск, 2011. С. 97 - 104.

3 Ёдномаи академик Абдулгани Мирзоев. Душанбе, 2008. С. 62 - бб.

4 Абдуллаев Ш. Маорифпарвари ва озодфикри: (Афкори динию фалсафи ва ислохотии Ахмад Дониш). Душанбе, 1994.

5 См.: Табаров С. Маълумоти тоза дар бораи Мирзо Сироч // Омузгор. 1990. №3; Его же. Барге чанд аз шачараи Мунзим // Садои Шарк. 1982. №3. С. 12 - 18; Его же. «Баёноти саёхи хинд» - Фитрат: Эссен тадкикоти. Душанбе, 1990; Его же. Мунзим-рохбари чамъиятии чавонон. Душанбе, 2004; Его же. Мунзим:

Догхои сиёхи таърихи Точикистон. Душанбе, 1991; Его же. «Рохбари начот» - и А. Фитрат: Эссеи тадкикоти. Душанбе, 2002; Его же. «Мавлуди шариф ё худ хайр-ул башар» - и Фитрат. Душанбе, 2003 и др. 9 революция») в новом ракурсе анализирует взгляды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся причин появления этого движения, а также их мнения относительно социального происхождения джадидов.1

Таджикский исследователь Н.Б.Хотамов в монографии «Свержение эмирского режима в Бухаре» пишет об основных источниках формирования бухарского джадидизма. Некоторые теоретические и методологические пинципы джадидизма нашли освещение в статьях л философа Г. А. Ашурова. В монографии таджикского историка Н.Гафарова исследуются предпосылки и идейные истоки бухарского джадидизма, а также просветительская деятельность бухарских джадидов.3

Проблема джадидизма привлекала внимание и западных исследователей, таких, как С. А. Зенковский, Э. Оллуорт, Р. Раковски-Хармстоун , С. Беккер, Л. Тиллет, Дж. Уиллер.4 Они рассматривали джадидизм, как прогрессивное движение, борющееся за человеческий разум, способствовавшее прогрессу общества.

Своеобразный интерес для более полного понимания джадидизма представляют труды татарских учёных Я. Г. Абдуллина, Д. М. Исхакова, Р. Мухаметшина.5

1 Рацабй М.Ч^адидия ва инкилоб // Фархднг, 1991.№ 5. С.37-42; Его же. Ислом: цадидия ва шщилоб (мачмуаи маколахо).Душанбе,1997;Егоже.Андаке дар бораи «душманони халк»//Ч,авононн Точикистон.1990. 19 дек.

2 Ашуров Г. А. Актуальные вопросы просветительства (О некоторых теоретических и методологических вопросах) (29-30)//Известия АН Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. 1995. № 2 (С. 49-60); Его же. Новый взгляд на старую проблему (О необходимости новых исследований проблемы просветительства)//Известия АН Республики Таджикистан. Серия: востоковедение, история, филология. 1993. № 1-2. С. 22-29.

3 Гафаров Н. История культурно-просветительской деятельности джадидов в Бухарском эмирате. Худжанд, 2000. 160с.

4 См.: Zenkosky S.A. Pan-Turcism and islam Russia-Cambriqe, Massachusetts: Harward University Press. 1967. 348p.; Allworth E. Central Asia. A Centuru of Russian rule.-Newyork-London: Columbia Universtay Preess. 1967.; Rakowsky-Harmstone T. Russia and "Nationalism in Central Asia. The Case of Tadzikistan. London: Tne johns Horking Press, 1970. 326p.; Becker S. Russia's Protectorates in Centrall Asia: Bukhara and Khiva, 1865-1924. Cambrige, 1968. 416p.; Tillet L. The Great Friendship ( Soviet Historians on the Non-Russian Nationalities). Chapell Hill,1969., Wheeler G. The modern Historu of Soviet Central Asia.London, 1965.272р.

5 См.: Абдуллин Я. Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция // Из истории татарской общественной мысли. Казань, 1979. С. 91-117; Его же. Буржуазно- демократическое движение рубежа XIX-XX веков и его идеологическое выражение-джадидизм// Общественная и философская мысль в Татарии начала XX в. М., 1990. С. 16-29., Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань,1997. 80с.; Мухаметшин Р. Джадидизм: время поиска новых подходов//Татарстан. 1995. №9-10. С. 87-89.

Турецкий исследователь А. Канлидер в своей работе "Реформа в исламе. Таждидское и джадидское движение среди казанских татар (18091917). Согласие или конфликт?" анализирует такие аспекты джадидского движения, как распространение реформаторских идей через джадидскую литературу, борьба за женское равноправие, реформа системы образования, роль религии в национальном сплочении.1

Американский ученый Адиб Халид в своем труде "Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной (Средней) Азии" исследует истоки и этапы становления джадидизма и утверждения джадидов в качестве новой лидирующей культурной элиты в Средней Азии.2

Исследованием социально-политической мысли таджикского народа второй половины XIX - начала XX вв. занимался также таджикский исследователь Б. Самиев. В его научных монографиях и статьях раскрываются проблемы взаимосвязи и многообразия социальных слоев в Бухарском эмирате, отношения между ними во второй половине XIX -начале XX вв., вопросы развития национального самосознания таджиков и др.3

Автор диссертации несколько расширил рамки своей работы и попытался исследовать нравственные и социально-политические учения таджикских мыслителей XVI-XVIII вв., так как их идеи стали предпосылкой формирования воззрений мыслителей конца XIX - начала XX вв. В некоторых исследованиях, посвященных этой теме, ученые охватывают период с древних времен (с периода • зороастризма) до XIV-XVbb., а затем продолжают свои исследования уже с конца XIX в. В итоге, между XVI и XIX вв. образовался некоторый вакуум, хотя и в этот

1 Kanlidere Ahmet, Reform within Islam. The tajdid and jadid movement among the Kazan Tatars (1809-1917). Concilation or conflict? Istanbul, 1997.-198 p.

2 Khalid Adeeb, The politics of Muslim cultural reform: jadidism in Central Asia. Berkelye&Los Angeles: University of California Press, 1998.-335 p.

3 Самиев Б.Д. Социально-реформаторские взгляды Ахмада Дониша. Душанбе, 2000; Его же. Социально-философский анализ взглядов таджикских просветителей о структуре социальных отношений конца XIX -начала ХХв. Душанбе, 2007 и др. период таджикские мыслители продолжали разрабатывать очень интересные идеи о значении добрых нравов, о сути и происхождении государства. Между тем, во всех работах, указанных выше, анализируются в основном просветительские идеи социально-политического характера, да и те освещаются в общих чертах. По мнению диссертанта, в отечественной научной философской литературе нет ни одной исследовательской работы, в которой бы полно и аргументированно освещались те аспекты учений просветителей, в которых они касались проблем развития и изменения нравственно-религиозной и социально-политической структуры феодального общества восточных государств. Анализ литературы по теме исследования показывает, что здесь всё ещё остается много нерешенных проблем и дискуссионных вопросов, которые требуют глубокого и всестороннего изучения с позиций современной науки. Например, проблемы равноправия женщин и мужчин, изучения иностранных языков, подготовки достойных специалистов, сплоченности народа ради защиты национальных интересов. Эти проблемы в последнее время особенно обострились. Между тем, уже в ХУ1-Х1Хвв. они занимали важное место в творчестве таких мыслителей Востока, как Камалиддин Бинаи, Ахмад Дониш, Махмуд Тарзи, М. Икбал. Конечно, полное рассмотрение сложного комплекса вопросов, связанных с данной темой, в рамках одной работы не представляется возможным. Понимая все сложности исследуемой проблемы, автор не претендует на исчерпывающее ее раскрытие. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых коллективов ученых.

Целью исследования является изучение нравственного и социально-политического характера учений таджикских мыслителями конца XIX -начала ХХвв.

Для раскрытия основной цели автором были поставлены следующие задачи:

- определить истоки формирования нравственных и социально-политических учений таджикских мыслителей;

- дать сравнительный историко-философский анализ нравственных и социально-политических взглядов таджикских мыслителей ХУ1-Х1Х вв., обосновать влияние их идей на формирование воззрений таджикских просветителей конца XIX - начала ХХвв.;

- определить роль Ахмада Дониша и его последователей в пробуждении национального самосознания населения, сравнить и исследовать взаимосвязь и взаимовлияние религии, этики и политики в их учении и учении восточных просветителей;

- проанализировать сущность и особенности просветительского течения обосновать возможность использования положительного опыта просветителей в практике социокультурных учреждений по комплексному воспитанию молодого поколения.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- глубоко проанализирована суть нравственных и социально-политических концепций таджикских мыслителей XVI - XIX вв., которые стали важнейшей предпосылкой формирования воззрений просветителей конца XIX - начала XX вв.;

- раскрыты особенности воззрений таджикских мыслителей ХУ1-Х1Х вв., заключающиеся в том, что они имели гуманистический характер. Через нравственные наставления они хотели воспитать как представителей элиты, так и простых людей;

- проведен сравнительный анализ прогрессивных взглядов Ахмада Дониша с религиозно-реформаторскими идеями других восточных мыслителей, в том числе с идеями Сайда Джамалиддина Афгани, Махмуда Тарзи (Афганистан), Мухаммада Икбала (Индия), относительно взаимосвязи религии, этики и политики.

- показаны особенности воззрений таджикских и других восточных мыслителей, касающиеся прав женщин, воспитания подрастающего поколения;

- определена роль восточных мыслителей в пробуждении самосознания и сплоченности народов Востока в борьбе против колонизаторов (Индия, Афганистан);

- показано влияние прогрессивно- просветительских идей Ахмада Дониша на формирование воззрений его последователей - Шамсиддина Шохина, Тошхуджи Асири, Сайда Ахмада Сидики, Садриддина Айни;

- проанализирована суть джадидизма как социально-политического движения против экономической, политической и социальной отсталости эмирата.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В своих социально-политических и нравственных учениях мыслители ХУ1-ХУ1П вв. - Камалиддин Бинаи, Сайидо Насафи, Ходжа Самандари Тирмизи, Мирзо Содики Мунши, осуждали деспотичных правителей и пропагандировали идеи гуманизма и народолюбия. Анализ их творчества свидетельствует о том, что они рассматривали нравственные отношения как фактор стабильности общества. С этой точки зрения, деятельность этих реформаторов носила культурно-просветительский характер.

2. Основными предпосылками возникновения просветительского движения в странах мусульманского Востока являются довольно отсталое нравственное и социально-политическое развитие общества их времени. Огромную роль в создании этого движения сыграли Ахмад Дониш, Джамалиддин Афгани, Мухаммад Икбол, Шамсиддин Шохин, Рахматулло Возех, Тошхуджа Асири, Сайд Ахмад Сидики, Садриддин Айни и их последователи. Произведения таджикских просветителей свидетельствуют о том, что они пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ через разоблачение общественно-политических и культурных устоев восточного общества, через пробуждение самопознания народов края.

3. Просветительские взгляды Ахмада Дониша весьма сильно повлияли на формирование воззрений Садриддина Айни, Хамза Хакимзоды Ниёзи и ряда других последователей этой школы.

4. Джадидизм представляет собой национально-просветительское движение, возникшее в Центральной Азии и России в конце XIX -начале XX вв. Один из способов преодоления отсталости общества, джадиды видели в совмещении религиозного и светского образования. Помимо проведения реформ в культурно-образовательной сфере, они требовали также реформы всего политического строя ханства.Болыпое значение они придавали развитию общественно-политической, демократической мысли, пробуждению национального самосознания всего населения эмирата.

5. Социально-политические и нравственно-религиозные идеи таджикских мыслителей конца XIX - начала ХХвв. не утратили своего значения в условиях построения и развития независимого национального таджикского государства, их идеи о нравственном воспитании молодого поколения в духе уважения науки,' об обязательном изучении иностранных языков, о необходимости обучения и получения знаний и ряд других весьма созвучны целям современного Таджикистана

Теоретической и практической основой диссертационного исследования являются принцип конкретно-исторического подхода к анализу нравственно-религиозных и социально-политических явлений и новейшие работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития просветительско-реформаторских идей в Средней Азии и вопросам, касающимся соотношения политики, религии и этики в государственном управлении Бухарского эмирата во второй половине XIX -начале XX вв.

Объектом исследования является социально-политическая жизнь общества Бухарского эмирата во второй половине XIX - начале XX вв.

Предмет исследования - нравственно-религиозные и социально-политические воззрения таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении нравственно-религиозной и социально-философской мысли таджикского народа XVI — XVIII и XIX - начала XX вв., а также при разработке учебных курсов в средне - специальных и высших учебных заведениях, в деятельности социокультурных учреждений республики

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в статьях автора, а также в его выступлениях на республиканских конференциях.

Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по философии и социологии в Таджикском национальном университете.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Иброгимов, Зафаршо Сафоевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научное исследование богатого духовного, социально-политического наследия таджикских мыслителей, живших в различные исторические периоды, проводилось современными учеными с различных позиций, но с учетом реалий времени, в которое творили эти известнейшие философы таджикского народа. Сегодня, когда много говорят о столкновении цивилизаций, изучение данной проблемы становится особенно актуальным. Глубоко проанализировав толерантные и гуманистические идеи, которые мыслители прошлого проповедовали в своих работах, мы пришли к выводу, что их вполне можно использовать в рамках конструктивного диалога с современными немусульманскими цивилизациями.

Изучение данной темы показывало, что взгляды таджикских мыслителей имели гуманистический характер. Они считали, что если с помощью чувственных органов человек определяет внешний вид предметов или явлений, познает их качества, то путем разума он определяет их сущность, которая органами чувств никак не поддается познанию. Мыслители XIX - начала XX вв. все духовные, нравственные и социально-политические проблемы исследовали с позиций разума. Примичателен и тот факт, что их взгляды формировались под влиянием духовных, нравственных и политических идей предшественников, социокультурных обстоятельств эпохи и впечатлений от путешествий.

Анализ творчества таджикских мыслителей ХУ1-ХУ1Пвв.как Камалиддин Бинаи, Сайидо Насафи, Ходжа Самандари Тирмизи, Мирзо Содики Мунши сведетельствует, что они рассматривали нравственные отношения и просвещенного народа как фактор стабилности общества. Именно поэтому вышеуказанные философы в своих учениях пропагандировали идею гуманизма и народолюбия.

Обстоятельное, внимательное исследование идейного наследия Ахмада Дониша и его единомышленников, активных участников и идейных вдохновителей просветительского движения в Бухарском эмирате, началось I к , после победы Октябрской революции 1917г. в России. Анализу различных аспектов их социально-политического, экономического, просветительско-реформаторского и культурного наследия было посвящено огромное количество трудов отечественных и зарубежных исследователей. Однако до сих пор в отечественной философской литературе не было ни одной исследовательской работы, в которой бы анализировались те аспекты учений просветителей, в которых они пытались решить проблемы развития и изменения нравственной и социально-политической структуры феодального общества Бухарского эмирата. По нашему мнению, на формирование и развитие.воззрений Ахмада Дониша и его последователей большое влияние оказали нравственные и социально-политические учения мыслителей XVI - ХУШвв.- Камалиддина Бинаи, Сайидо Насафи, Ходжа Самандари Тирмизи, Мирзо Содики Мунши и др.

Идеи Ахмада Дониша о защите достоинства человека труда, его месте в обществе, о необходимости изменения социального строя в Бухарском эмирате, его предложения о создании совещательного органа при эмирском дворе, реформе учебной программы в учебных заведениях, правильной расстановке государственных чиновников, приобщении населения эмирата к достижениям развитых стран, особенно России и т.д. были весьма прогрессивными в общественной мысли народов Востока вообще и таджикского народа в частности.

Хотя прогрессивные идеи Ахмада Дониша и не были восприняты эмиром и придворной элитой Бухарского эмирата, но они оказали значительное влияние на формирование социальных и философских воззрений последующих мыслителей, особенно представителей джадидского течения (просветителей второго этапа).

Социально-философские и нравственные воззрения Ахмада Дониша и его единомышленников, прежде всего их просветительско-реформаторские идеи, были напрямую связаны с судьбой и жизнью населения ханства, с общественно значимыми проблемами своего времени. В социальнофилософских и социально-политических взглядах просветителей нашли своё отражение феодально-патриархальные отношения, особенности реальных исторических условий Бухарского эмирата во второй половине XIX - начале XX вв.

Как и предшествующие мыслители, при решении многих проблем Ахмад Дониш выступает против ущемления человеческого достоинства, за реализацию принципов социальной справедливости, равномерное распределение материальных благ между членами существующих в обществе слоев, защиту государственного имущества, честное и справедливое исполнение чиновниками бухарского государственного аппарата возложенных на них обязанностей.

Характерен тот факт, что нравственные и социально-философские взгляды мыслителей XVI - XVIII вв. чаще всего выражались в стихах и, поэмах, имеющих нравственно-эстетическую направленность.

Ахмад Дониш, опираясь на прогрессивные идеи классиков персидской культуры, развил их, исходя из социально-политической обстановки второй" половины ХГХв. Он сделал огромный шаг вперед в истории общественной мысли таджикского народа: основал новое направление — просветительскую -социальную, философию. С другой стороны, Ахмад Дониш, в отличие от своих духовных предшественников, не старается создать еще одну новую модель идеального • государства, а непосредственно стремится реформировать социально-политическую, экономическую и культурную систему феодального общества Бухарского эмирата в духе требований времени.

Просветители призывали к осознанию человеком самого себя путем разума; с помощью знаний, науки и просвещения. По их мнению, только посредством осознания самого себя человек может осуществлять и решать проблемы, которые возникают в различных сферах общественной жизни. Именно эти просветительские идеалы стали источником формирования гуманистических, просвещенческих . и социально-политических воззрений последующих мыслителей таджикского народа, особенно представителей джадидизма.

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что формирование просветительской социальной философии Ахмада Дониша проходило в два этапа: на первом этапе в наиболее яркой форме проявился либерально-реформистский характер просветительской философии мыслителя, а на втором большее предпочтение он отдавал более радикальным методам изменения общественной жизни в Бухарском эмирате.

Говоря об основных предпосылках возникновения просветительского движения в странах мусульманского Востока и роли Ахмада Дониша и Джамолиддина Афгани в создании этого движения, следует также подчеркнуть, что их можно назвать и первыми реформаторами ислама.

Джамалиддин Афгани, как и Ахмад Дониш, нравственное очищение и • духовное совершенствование человека не представлял без веры в Бога, так как полагал, что с помощью только одних законов и власти искоренить произвол, насилие и жестокость в жизни общества невозможно, даже если создают эти законы законодатели и правители, призванные претворять эти законы в жизнь и осуществлять справедливость в обществе.

Исследование просветительско-реформаторских и политических воззрений Джамалиддина Афгани показывает, что борьба против феодального деспотизма и решение проблем установления конституционно-республиканского строя были центральными в его учении.

Призывы просветителя имели революционный характер. Его деятельность была направлена на свержение феодально-монархического режима в мусульманских странах, на установление равенства, социальной справедливости и конституционного строя. Он считал, что избранники народа должны непосредственно участвовать в решении важнейших социально-экономических вопросов и управлении страной.

Мы считаем, что хотя просветительство в странах исламского Востока возникло ещё в начале XIX в. однако в Средней Азии оно начало развиваться во второй половине XIX в. - с полной колонизацией этого региона царской Россией. Период колонизации, с одной стороны, был для народов Ближнего и Среднего Востока тяжёлым и сложным периодом, а с другой стороны — сыграл огромную роль в пробуждении самосознания народа.

По нашему мнению, на формирование общественно-политических и культурно-просветительских воззрений просветителей Ахмада Дониша, Джамолиддина Афгани и их последователей значительное влияние оказали принцип подражания предшествующих классиков, а также впечатления от их путешествий в европейские страны.

Что касается М. Икбала, то он видел свою задачу в том, чтобы пробудить мусульман Индии к борьбе против английской колониальной политики. Этой задаче он посвятил и свои первые философские произведения поэмы «Рамуз-и бехуди» («Тайны самоотречения») и «Асрар-и худи» («Таинство личности») в которых поэт, обращался не только к своим* соотечественникам, но и к мусульманам всех угнетенных стран Азии, поэтому он писал свои философские поэмы не на урду, а на фарси. Икбал гневно выступал против всех форм угнетения человека - духовного, политического, экономического. Он был сторонником антиколониальной> борьбы, но считал, что для широких политических действий человек должен быть внутренне подготовлен, поэтому призывал к революции в самом человеке.

При рассмотрении причин отсталости мусульманских стран от Европы восточный просветитель М. Тарзи неоднократно касался тезиса о негативной роли ислама в истории стран Востока, высказываемого многими философами, учеными, богословами. Главными причинами отсталости Афганистана и других мусульманских стран М. Тарзи и его соратники считали утерю мусульманами чувства единства, рост предрассудков, длительные войны, борьбу за власть, слабость механизмов центральной государственной власти. .

Тарзи призывал соотечественников овладевать знаниями и ремеслами, наукой и техникой, именно он первым в истории Афганистана поднял вопрос об образовании женщин. Характерная черта философских и эстетических взглядов Тарзи состоит в том, что наряду с признанием бога как творца - силы сверхъестественной он подчеркивал существование творческого начала в самой жизни, в человеке.

Проанализировав влияние прогрессивных идей Ахмада Дониша на формирование и развитие социально-философских идей последующих мыслителей - Возеха (1818-1894), Абдулкадыра Савдо (1823-1873), Шамсидина Шохина (1859-1894), Тошхуджа Асири (1864-1915), Сайд Ахмада Сиддики (Аджзи) (1864-1927), мы пришли к выводу, что, поставив культурно-образовательные цели, просветители смогли пробудить в народных массах стремление к знаниям. С этой точки зрения, их деятельность носила четко выраженный культурно-просветительный характер. Ахмад Дониш и его ученики, критикуя схоластическое обучение и воспитание учеников в религиозных училищах, открыто писали, что повседневное многолетнее изучение арабской азбуки и грамматики и нескольких религиозных книг не дает ученикам полезных и необходимых знаний.* Так, формирование социально-политических и просветительских воззрений писателя Садриддина Айни происходило под большим влиянием просветительско-реформаторских взглядов Ахмада Дониша.

По нашему мнению, прогрессивные идеи Ахмада Дониша, особенно идея о необходимости приобщения Бухарского ханства и его народов к просвещению, пропаганда светских знаний, стремление реформировать эмират, а также основные принципы и нормы построения справедливого государства, обеспечивающие защиту прав населения, оказали огромное влияние на формирование джадидского течения.

Джадидизм стремился изменить содержание и методы обучения в медресе. Джадиды считали необходимым наряду с преподаванием на родном языке ввести в программу обучения в медресе и мактабах ряд светских дисциплин и русский язык, но с условием сохранения религиозных предметов. Для этих «новометодных» школ они издали несколько учебных пособий.

Джадидизм в первую очередь был интеллектуально-культурным движением. Джадиды, как и их предшественники, прекрасно понимали, какую роль играет образование в развитии, общественной жизни, решении проблем демократизации общества, и поэтому они требовали реформы системы образования в феодальной Бухаре. В начале ХХв. им удалось открыть в Бухаре новометодные школы и тем самым повлиять на изменение учебных планов в религиозных учреждениях. До 1910 г. джадидизм имел культурно-образовательный характер, но после того как была закрыта новометодная школа Айни и Мунзима, их платформа изменилась. Помимо проведения реформ в культурно-образовательной структуре эмирата, они стали требовать и реформы всего политического строя ханства. Таким образом, джадидизм сыграл важную роль в формировании и развитии общественно-политической, демократической мысли, культурном пробуждении народа, развитии национального самосознания таджиков, ликвидации безграмотности, устранении феодально-клерикальных отношений, пропаганде прогрессивных идей и научно-технических достижений развитых стран среди населения Бухарского ханства и т.д.

Следует отметить, что хотя своей политической платформой джадидское направление отличалось от просветительства, но по своим целям и пониманием необходимости переустройства структуры общества феодальной Бухары они были схожи друг с другом. Джадиды не отрицали религию ислам, именно на основе ислама они хотели обосновать пути изменения, реформирования существующих отсталых отношений в феодальном обществе, изменить ментальную позицию мусульманского народа и народов Центральной - Азии. Всесторонне проанализировав социально-политическую ситуация начала XX в., еще раз отметим, что джадидизм возник как социально-политическое движение, направленное против экономической, политической и социальной отсталости населения эмирата. Джадиды боролись за ликвидацию феодально-религиозных пережитков, колониальных устоев и ликвидацию безграмотности.

По нашему мнению, основным источником формирования этого течения, прежде всего, являлись панисламистское и пантюркистское движения, а также революция 1905 - 1907гг. в России.

Джадиды и их движение - джадидизм сыграли большую роль в росте национального самосознания, духовного пробуждения и развитии общественно-политической мысли таджиков и народов Средней Азии в конце XIX — начало XX вв.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иброгимов, Зафаршо Сафоевич, 2011 год

1. Аджзи, С. Миръоти ибрат Текст. / С. Аджзи // Садои Шарк.- 1989. №5. -С. 38-53.

2. Аджзи, С. Анчумани арвох, Текст. / С. Аджзи // Гулшани адаб. — Душанбе, 1980. Ч. 5. - С. 424 - 436.

3. Аллома, М. Идбол. Куллиёти форси Текст. / М. Аллома. Исломобод, 1997.-470 с.

4. Айнй, С. Ашъори мунтахаб Текст. / С. Айнй. Сталинобод, 1958.- 170 с.

5. Айнй, С. История революции в Бухаре Текст. / С. Айнй // Памир. 1986.-№4.- С.122-133; №5.- С.80-93; №6.- С.74-84.

6. Айнй, С. Коротко о моей жизни Текст. / С. Айнй. Сталинабад, 1958.- 127ч

7. Айнй, С. Куллиёт. Ч,.Ю Текст. / С. Айнй. Душанбе, 1966. - 343 с.

8. Айнй, С. Куллиёт 4^.15 : Таърихи инкилоби фикри дар Бухоро Текст. / С. Айнй. Душанбе. 2007. - 400 с.

9. Айнй, С. Тартил-ул-Куръон Текст. / С. Айнй. Душанбе: Сино,1996.-45с. .

10. Айнй, С. Та^зиб-ус-сибён Текст. / С. Айнй. Душанбе: Маориф, 1994. — 46 с.

11. Айнй, С. Таърихи инкилоби Бухоро Текст. / С. Айнй. Душанбе: Адиб, 1987.-240 с.

12. Асирй, Т. Гулчин Текст. / Т. Асирй. Ленинобод, 1964. - 49 с.

13. Биной, К . Бе^рузу Барром Нусха./ К. Биной // Фонди дастхатх,ои шарции АФ Точ;икистон. № 1402.

14. Биной, К. Футух,оти хонй Нусха. / К. Биной // Фонди дастхатх,ои шаркди АФ Тоцикистон. № 1425.

15. Гулшани адаб. Намунахои назм: Иборат аз 5 ч;илд. 5. Душанбе, 1980.--464 с.

16. Дониш, А. Наводир-ул-вакоеъ Текст. / Ахмад Дониш. Кит. 1. — Душанбе,1988.-287 с.

17. Дониш, А. Наводир-ул-вакоеъ Текст. / Ахмад Дониш. Кит. 2. Душанбе,1989. —344 с.

18. Дониш, А. Путешествие из Бухары в Петербург Текст. / Ахмад Дониш. -Душанбе, 1976.-280 с.

19. Дониш, А. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития Текст. / Ахмад Дониш. Душанбе, 1992. — 98 с.

20. Кант, И. Сочинения Текст. / Иммануил Кант : В 6 т. Т. 6 . — М., 1976. — 743 с.

21. Мирзо Азими Соми. Тух,фаи шохд Нусха. И Фонди дастхатхои шаркди АФ Точ,икистон. № 927.

22. Мирзо Сирочд Хаким- Тухдфи ахди Бухоро Текст. / Мирзо Сироч;и Х,аким. Техрон, 1329. - 384 с.

23. Мунзим, А.. Мач,муаи осор [Текст] / А.Мунзим. Душанбе : Ирфон,1967. - 92 с.

24. Тарзй, М. Адаб дар Фан : (Девончаи газалиёт) Текст. / М. Тарзй. -Кобул, 1915.-142 с.

25. Тарзй, М. Илм ва исломият Текст. / М. Тарзй. Кобул, 1912. - 100 с.

26. Тарзй, М. Равзаи хикам Текст. / М. Тарзй. Кобул, 1331 [1920].- 150 с.

27. Фитрат А. Баёноти саёх,и х,индй Текст. / Абдурауф Фитрат // Садои Шарк;.- 1988.- № 6. С. 12 - 57.

28. Фитрат А. Давраи хукмронии амир Олимхон Текст. / Абдурауф Фитрат. -Душанбе, 1991.-63 с.

29. Фитрат А. Рох,бари Нач,от Текст. / Абдурауф Фитрат // Садои Шарк,. -1992.-№7-8.-С. 16-59.

30. Шохдн Ш. Куллиёт Текст. / Шамсиддин Шох,ин. Душанбе,2006. - 684с.

31. П. Монографии, статьи из сборников и периодических изданий

32. Абдуллоев, Ш. Маорифпарварй ва озодфикрй: (Афкори динию фалсафй ва ислохртии Ах,мади Дониш) Текст. / Ш. Абдуллоев. Душанбе, 1994. -150 с.

33. Абдуллин, Я.Г. Джадизм, его социальная природа и эволюция // Изистории татарской общественной мысли Текст. / Я.Г. Абдуллин. — Казань, t1979.-С. 91-117.

34. Абдуллин, Я. Г. Буржуазно- демократическое движение рубежа XIX-XX веков и его идеологическое выражение джадидизм Текст. / Я.Г. Абдуллин // Общественная и философская мысль в Татарии начала XX в. - М. : Наука, 1990. - С. 16-29.

35. Абдуллох, М. Адабиёти цадидия ва худшиносии миллй Текст. / М. Абдуллох, // Гули мурод: Фаслномаи илмй, адабй, фархднгй. — 1997. №1-3. -С.59-62.

36. Авезбаева, Р. Воззрения Ахмада Дониша на государство Текст. / Р. Авезбаева // Изв. АН ТаджССР. Отд-ние обществ, наук.- 1962. Вып.З. — С . 12-17.

37. Антология таджикской поэзии Текст. М., 1957. - 854 с.

38. Аникеев, Н.П. Выдающийся мыслитель и поэт М. Икбал Текст. / Н.П. Аникеев. М.: Знание, 1959. — 3 6 с.

39. Аникеев, Н.П. Общественно-политические взгляды М. Икбала Текст. / Н.П. Аникеев // Звезда Востока. 1958. - №3. - С. 97.

40. Ахмад Дониш : (Краткая справка) Текст. // История народов Узбекистана.- Ташкент, 1947. Т.4.- С. 201, 411 - 412.

41. Ашуров, Г. Просветительство как новое мировоззрение Текст. / Г. Ашуров // Чдшнномаи Айнй.Ч^илди X.- Душанбе, 2003. С.10-36.

42. Ашуров, Г.А. Актуальные проблемы просветительства. О некоторых теоретических и методологических вопросах. (Статья третья) Текст. / Г. А. Ашуров // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер: Философия и правоведение.- 1955. № 2,- С. 49-60.

43. Ашуров, Г.А. О просветительской и социальной философии Ахмада Дониша Текст. / Г. А. Ашуров, М.Д Диноршоев // Изв. АН ТаджССР. Отдние обществ, наук. 1978. - № 3.- С. 48-59.

44. Баррасих,о аз таърихи фалсафаи тоцику форс Текст. /Мух,, масъул. А. Мухаммадхоцаев, А. Шарифов Душанбе : Матбуот,2002.- 618 с.

45. Бертельс, Е.Э. Рукописи произведений Ахмада Каллэ Текст. / Е.Э. Бертельс // Тр. Тадж. базы АН СССР 1936. Т. 3: Лингвистика. - С. 9-28.

46. Богоутдинов, A.M. Очерки по истории таджикской философии Текст. / A.M. Богоутдинов. Душанбе: ТаджикГосиздат, 1961. - С. 264-308.

47. Богоутдинов, A.M. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа Текст. / A.M. Богоутдинов // Вопр. философии. — 1951. -№3.- С. 126 132.

48. Борис, А. Путешествие в Бухару лейтенанта остиндской компанейской службы Александра Бориса Текст. / А. Борне. М., 1848. -Ч. 1 - 3.-512 с.

49. Брагинский, И.С. К изучению таджикской литературы XIX и XX вв. Текст. / И.С. Брагинский // Очерки истории таджикской литературы. -Сталинабад, 1956. С. 376 - 391,

50. Вамбери, А. Путешествие по Средней Азии Текст. / А. Вамбери. М., 1874.-383 с.

51. Валиханова, B.C. Джадидизм: возникновение и сущность Текст. / B.C. Валиханова // История национальных политических партий России. — М., 1997. С. 21.

52. Вахидов, Х.П. Особенности просветительства в Средней Азии и свободомыслие Текст. / Х.П. Вахидов // Из истории общественно-философской мысли и вольнодумия в Средней Азии. — Ташкент : Фан, 1991. С.90-102.

53. Вебер, М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. — М. : Прогресс, ■ 1990.-808 с.

54. Волобуев, О.В. Проблемы Бухарской и Хивинской народных революций Текст. / О.В. Волобуев, C.B. Кулешов // Народы Азии и Африки. 1977. -№5. - С. 4 - 12.

55. Гаибов, М. Из истории просветительства Таджикистана и Афганистана Текст. / М. Гаибов. Душанбе : Ирфон, 1989. - 208 с.

56. Гафаров, Н. История культурно-просветительской деятельности джадидов в Бухарском эмирате Текст. / Н. Гафаров. Худжанд, 2000.- 160 с.

57. Гафаров, Н.У. Некоторые аспекты политических воззрений джадидов (младобухарцев) Текст. / Н.У .Гафаров // Вестник Тадж. гос. ун-та. -Душанбе,1994. №2.- С.71-75.

58. Гафуров, Б.Г. Избранные труды Текст. / Б.Г. Гафуров. -М.: Наука, 1985. 542 с.

59. Гафуров, Б.Г. История таджикского народа Текст. / Б.Г. Гафуров. М;, 1949.-476 с.

60. Гафуров, Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история Текст. / Б.Г. Гафуров. Кн. 1. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 381 с.

61. Гафуров, Б.Г. Таджики Текст. / Б.Г. Гафуров. Кн. 2. — Душанбе: Ирфон, 1989.-280 с.

62. Гиеев, К. Национальные интересы: теоретические и прикладные аспекты на примере Республики Таджикистан Текст. / К. Гиеев / Отв. ред. С.Сафаров. — Душанбе : Санадвора, 1999. 50 с.

63. Гордон-Полонская, Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана Текст. / JI. Р. Гордон-Полонская. — М., 1963. 325 с.

64. Гросс, Джо-Анн. Мусульманская Центральная Азия: религиозность и общество : Избранные статьи Текст. / Джо-Анн Гросс; пер. с англ., ред. и предисл. Л.Додхудоевой -. Душанбе, 2004.- 175 с.

65. Зиёзода Идибеки Гозй. Муаммои инсон дар фалсафаи Мухдммад Икболи Лохурй Текст. / Зиёзода Идибеки Гозй. Душанбе, 1998.-162 с.

66. Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии Текст. Душанбе: Ирфон, 2006. - 240 с.

67. Джадидизм и перспектива истории Текст. : Материалы круглого стола, 15 февр. 1990 г. // Садои Шарк.- 1990.-№ 3.- С.129-139.

68. Икбол, М. Паёми Машрик;. Текст. /. М. Ик,бол.- Душанбе: Ирфон,1966.-227с.

69. Икбол, Mi Эдёи фикри динй дар ислом Текст. / М. Идбол. Душанбе, 1997.-182 с.

70. Исмоилов, И. Баъзе авддах,ои фалсафй ва тарбиявии дини ислом Текст. / И.Исмоилов. Душанбе: Санадвора,2006. — 182 с.

71. Исхаков, Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению Текст. /Д.М. Исхаков. Казань: Иман,1997.-80 с.

72. Касымов, Ф.Х. Некоторые вопросы новейшей историографии народных революций в Хорезме и Бухаре Текст. / Ф.Х. Касымов //Обществ, науки в Узбекистане. 1990. - №1. - С. 44 -48.

73. Комилов, P.C. Назарияи чрмеаи ормонй дар таърихи фархднги форсу тоцик Текст. / P.C. Комилов. Душанбе: Маориф, 1997. — 288 с.

74. Кабиров, М.Т. Политические партии и общественные движения Таджикистана в условиях государственной независимости Текст. / М.Т. Кабиров. Душанбе: Мир путешествий, 2002. -20 с.

75. Логофет, Д.Н. Бухарское ханство под русским протекторатом Текст. / Д.Н. Логофет.-Т. 1.-СП6., 1911.-340 с.

76. Лутфулло, М. Шарх,и х,ол ва осори Сайд Ч.амолиддини Афгонй Текст. /

77. М. Лутфулло. К^ум, 1949. - 201с.

78. Маъруфи, Р. Ислам: Джадидия и Революция Текст. / Раджаби Маъруфи. Душанбе, 1997. - 442с.

79. Малашенко, А. Исламская альтернатива и исламский проект Текст. / А. Малашенко. — М.: Весь мир, 2006.- 221 с.

80. Мах,мадаминов, А. Адабиётшиносй ва худогохди миллй Текст. / А. Ма^мадаминов. Душанбе : Сино, 1998.- 212 с.

81. Мирза-Ахмедова, П. К изучению джадидского движения (конец XIX — начало XX в.) Текст. / П. Мирза-Ахмедова, Д.А. Рашидова // Обществ, науки в Узбекистане. 1990. - №7. - С. 30-40.

82. Мирзоев, А.М. Первая редакция «Наводир-ул-вакоеъ» и время его составления Текст. / A.M. Мирзоев // Сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения А.А.Семёнова. Сталинабад, 1953. — С. 151.

83. Мирзоев, A.M. Камолиддин Биной Текст. /A.M. Мирзоев. Сталинобод : Нашриёти Давлатии Тоцикистон, 1957.- 580 с.

84. Мирзоев, A.M. Камал ад-Дин Бинаи Текст. / A.M. Мирзоев.- М. :Наука, 1976.- 479 с.

85. Мирзоев, A.M. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературы Текст. / A.M. Мирзоев.- Сталинабад : Таджикгосиздат, 1954. — 220 с.

86. Мирзоев, А. Общественно-политическая и философская мысль в Таджикистане Текст. / А. Мирзоев, И.Занд // Очерки истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. — М., 1958. Т. 2 - С. SOSSOS.

87. Мирзоев, С. Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета «Сирадж-ул-ахбар» Текст. /С. Мирзоев.- Душанбе : Ирфон, 1973. 165 с.

88. Мирзазаде, X. Два противоречивых суждения и их последствия Текст. / X. Мирзазаде // Таджикистан. 1991.- №1.- С.22-23.

89. Мирзо-заде, X. Абдурауфи Фитрати Бухорои Текст. / X. Мирзо-заде // Чанд мулохизаи адаби — Душанбе, 1974. С. 39-47.

90. Мирзо-заде, X. Адабиёти цадиди демократа Текст. / X. Мирзо-заде // Садои Шарк. 1976. - № 9. - С. 101.

91. Мирзо-заде, X. С.Айни ва муносибати у бо маорифпарварони ибтидои асри XX Текст. / X. Мирзо-заде // Образ ва махорат. Душанбе, 1979. - С. 3-31.

92. Мирзо-заде, X. Ахмади Дониш ва маорифпарварони ибтидои асри XX Текст. / X. Мирзо-заде // Маориф ва маданият. 1976.- 11 дек.

93. Мирзо-заде, X. «Миръоти ибрат» ва эцодиёти Ачзй Текст. / X. Мирзо-заде // Барои адабиёти сотсиалистй (БАС). Сталинобод,1936. - №2. - С. 16.

94. Мирзо-заде, X. Муносибати баъзе акидахои- Ахмади Дониш ва маорифпарварони асри XX Текст. / X. Мирзо-заде // Афкори рангин. — Душанбе,1982. С. 199-205.

95. Мирзо-заде, X. Прогрессивное значение для таджикской литературы присоединения Средней Азии к России Текст. / X. Мирзо-заде // Коммунист Таджикистана. 1959.- 10 июля.

96. Мирзо-заде, X. Революцияи якуми рус ва масъалахои мактаб, маориф ва таълими адабиёти точик дар ибтидои асри XX Текст. / X. Мирзо-заде // Мактаби совета. 1976. - № 7. - С. 39-47.

97. Мирзо-заде, X. Эч;одиёти адабии Ацзй Текст. / X. Мирзо-заде // Газетаи муаллимон. 1953. — 20 янв.

98. Мирзоахмедова, П. Джадиды: кто они? Текст. / П. Мирзоахмедова, ДРашидова // Звезда Востока.- 1990.- №9.- С. 137-141.

99. Мион Мухаммад Шариф. Таърихи фалсафа дар ислом Текст. / Мион Мухаммад Шариф. Техрон, 1365. - Ч. 2. - 534 с.

100. Муминов, И. Из истории общественной и философской мысли Узбекистана конца XIX и начала XX вв. Текст. / И. Муминов // Тр. Узб. гос. пед. ин-та им Навои. Нов. сер. 1949. - № 40. - С. 1-71.

101. Муминов, И. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв. Текст. / И. Муминов Ташкент: Госиздат УзССР, 1957. - 214 с.

102. Муртазо Муттахари. Мукадцима дар чахонбинии ислом Текст. / Муртазо Муттахари. — Техрон, 1365. 86 с.

103. Муртазо Мударриси Чах,ордех,и, Ороъ ва муътакидоти Сайд Ч,амолиддини Афгонй Текст. / Техрон, 1337. - 131с.

104. Мухаммад Таки Чаъфари. Шинохт аз дидгохи илми ва аз дидгохи куръони Текст. / Мухаммад Таки Чаъфари. Техрон: Фарханги исломи, 1360.-С. 176-182.

105. Мухаметшин, Р. Джадидизм: время поиска новых подходов Текст. / Р. Мухаметшин // Татарстан. 1995. - №9-10. - С. 87-89.

106. Мухдддинов, А. Введение Текст. / А. Мухдддинов // Фитрат. Эпоха правления эмира Алимхона. Душанбе, 1991.-С.15-21.

107. Муцадиди аср. Дар шинохти шахсият ва осори Сайид Абдуллохд Нурй Текст. : Мацмуаи мак,олах,о /Мух,. М. Кабирй. Душанбе, 2007.- 363 с.

108. Назаров, X. Сайд Джамолиддини Афгонй и его общественно-политическая школа Текст. / X. Назаров. Душанбе: Дониш, 1993. -194 с.

109. Назиров, Д.Н. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии (Социально-философской анализ) Текст. / Д.Н. Назиров. Душанбе: Ирфон,2003. - 90 с.

110. Неру, Дж. Открытие Индии Текст. / Дж. Неру. М. : Изд-во иностр. лит., 1955.-378 с.

111. Пайванди Гулмурод. Фоджиаи Фитрат Текст. / Пайванди Гулмурод // Чавонони Точикистон. 1989. - 2 авг.

112. Пигулевская, Т.В. Идея равенства в учении маздакидов Текст. / Т.В. Пигулевская // Из истории социально-политических идей. М., 1955. - С.752. .

113. Пригарина, Н.И. Поэзия М. Икбала Текст. / Н.И. Пригарина. М., 1972. - 70с.

114. Пб.Пылёв, А.И. Политическое положение Бухарского эмирата и Хивинского ханства в 1917-1929 гг. Выбор путей развития Текст. / А.И. Пылёв. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2005. — 192 с.

115. Раджабов, З.Ш. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш Текст. / З.Ш. Раджабов. — Сталинабад, 1961. 220 с.

116. Раджабов, З.Ш. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX в. Текст. / З.Ш: Раджабов Сталинабад, 1957.- 459 с.

117. Раджабов, З.Ш. Маорифпарвар Ахмад Дониш Текст. / З.Ш. Раджабов. — Душанбе, 1964. 307 с.

118. Раджабов,, З.Ш. Развитие общественной мысли таджикского народа во? второй половине XIX и В' начале XX в. (Краткий очерк) Текст. / 3:Ш. Раджабов. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1951. - 42 с.

119. Раджабов, З.Ш. О « Политическом трактате» Ахмада Дониша Текст. / З.Ш. Раджабов: Душанбе; 1976.- 126 с.

120. Раджабов, З.Ш. Поэт-просветитель таджикского народа — Асири. Текст. / З.Ш. Раджабов. Душанбе, 1974. - 65 с.

121. Раджабов,' С.А. Исламский' фактор в СНГ Текст."/ С.А. Раджабов; М-во. образования и науки. РФ. М-во образования РТ. Рос.-Тадж. (слав.)- ун-т. -Душанбе,2006.- 188 с.

122. Рахмонов, Э.,Точикон дар' оинаи таърих Текст. = Таджики в-зеркале истории = Tajik people in the reflection of the history [Текст] / Э. Рахмонов ; мух. А. Даврон. Душанбе : Ирфон, 1999. - 132 с.

123. Рахмонов, Э.Политика мира и созидания: выступления и речи Текст. / Э. Рахмонов. Душанбе: Ирфон, 2001. - 215с.

124. Рахмонов, Э. Дар- бораи дин Текст. / Э. Рахмонов. Душанбе, 2006.250 с.

125. Рашид Сайд Косим. Сайд Джамалиддин Афгани и Афганистан Текст. / Рашид Сайд Косим. Кабул, 1355. - 180с.

126. Религия и конфликт Текст. /Под редакцией А.Малашенко и С. Филатоваю М.: РОССПЭН, 2007.- 287 с.

127. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе Текст. : Межвуз. сб. СПб. : Изд-во С-Петербург. ун-та, 1991. - 183 с.

128. Рейснер, И.М. Независимый Афганистан Текст. / И.Мі Рейснер. — М,. 1929.-180 с.

129. Сайидои Насафй. Асархои мунтахаб Текст. / Сайидои Насафй. -Душанбе : Ирфон, 1977. 794 с.

130. Сайд Гуломризо Саидй. Андешах,ои Идболи Ло^урй Текст. / Сайд Еуломризо Саидй. Техрон,1213.-200'с.

131. Самиев, Б.Д. Социально-реформаторские взгляды Ахмада Дониша Текст. / Б.Д. Самиев; Душанбе : Санадвора, 2000.- 154 с.

132. Самиев, Б.Д. Социально-философский анализ взглядов таджикских просветителей о структуре социальных отношений конца XIX и' начала ХХв. Текст. / Б.Д. Самиев: Душанбе : Ирфон, 2007. -258 с.

133. Саидхоч;аи Хусравшохи. Сайд Джамалиддин Асадободи и пробуждение народа мусульманского Востока Текст. / Саидхочаи Хусравшохи. -Тегеран, 1370. 220 с. — На персид.-яз.

134. Сайфуллоев, А. Чадидизм: мохияти таърихии он Текст. / А. Сайфуллоев // Адабиёт ва санъат. 1988. 8 дек.

135. Светскость и<религия в мусульманских странах: поиск рационального соотнешения Текст. / Под ред. З.И. Мунавварова и Р.И. Крумю. Ташкент :• Картография, 2005. 254 с.

136. Сухарева, O.A. Бухара. XIX начало XX в. Текст. / O.A. Сухарева. -М., 1956.-324 с.

137. Табаров, С. Баёноти «Саёх,и хдндй» -и Фитрат Текст. / С. Табаров : Эссеи тадкдаотй. Душанбе, 1999. — 63 с.

138. Табаров, С. Барге чанд аз шачдраи Мунзим Текст. / С. Табаров // Садои Шарц.-1982.- № з. с. 6-12.

139. Табаров, С. «Мавлуди Шариф ё худ хайр-ул-башар »-и Фитрат Текст. / С. Табаров. -Душанбе, 2003. 80 с.

140. Табаров, С. Маълумоти тоза дар бораи Мирзо Сироч Текст. / С. Табаров // Омузгор. 1990. - 14 авг.

141. Табаров, С. Мунзим, Бех,будй Текст. / С. Табаров : Маводи таълимй. — Душанбе : Диловар, 2002. 89 с.

142. Табаров, С. Мунзим-ро^бари чамъиятии цавонон Текст. / С. Табаров. — Душанбе : Деваштич, 2004. — 168 с.

143. Табаров, С. «Рох,бари начот» и А. Фитрат Текст. / С. Табаров. -Душанбе : Матбуот, 20021- 424'с.

144. Табаттабой, С. Дар омади фалсафа бар таърихи андешахои сиёси дар Эрон Текст. / С. Табаттабой. Техрон, 1372. - 250 с.

145. Таджикистан-Россия: проблемы безопасности в Центральной Азии Текст. /Материалы международной конференции. Душанбе, 2001. - 155 с.

146. Тарзй, М. Илми хукук, чист ва аз чй бах,с мекунад? Текст. М. Тарзй II Сироч-ул -ахбор. -1913.-20 нояб.- С.7-8.1491 Тарзй, М. Матбаадо ва матбуот Текст. / М. Тарзй // Сироч-ул ахбор.-1912. 8 фев. - С.4.

147. Тарзй, М. Умри инсонй хдёти човидонй Текст. / М. Тарзй // Сироч-ул-ахбор. -1916.-30сент-.С. 6.

148. Толбаш, О. Н. Ислам, вера, поклонение Текст. / О. Н. Толбаш. М. : Сад, 2006. - 304 с.

149. Тощенко, Ж.Т. Теократия : фантом или реальность? Текст. / Ж.Т. Тощенко. М.: Академия, 2007.- 320 с.

150. Термизи, Ходжа Самандар. Дастур-ал -мулук Текст. / Ходжа Самандар Термизи. -М. : Наука, 1971. 100с.

151. Тирмизи, Ходжа Самандари. Дастур-ул -мулук Текст. / Ходжа Самандари Тирмизи. Душанбе, 1990. - 92 с.

152. Философский энциклопедический словарь Текст. М., 1983. 839с.

153. Фитрат, А. Мунозира Текст. / А. Фитрат. Душанбе, 1982. - 56 с.

154. Хади-заде, Р. Ахмад Дониш Текст. / Р. Хади-заде. Душанбе: Маориф, 1967. - 156 с.

155. Хади-заде, Р. Ахмади Дониш Текст. / Р. Хади-заде. Душанбе: Ирфон, 1976.-468 с.

156. Хади-заде, Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX века Текст. / Р. Хади-заде. — Сталинабад, 1956. 139 с.

157. Хади-заде, Р. «Чддид гуем ё маорифпарвар?» Текст. / Р. Хади-заде // Адабиёт ва санъат.- 1990. 5 июл.

158. Ходизода, Р. Адабиёти точ;ик. Асрх,ои XVI-XIX ва ибтидои асри XX Текст. / Р. Ходизода, У.Каримов, С.Саъдиев. — Душанбе, 1988. 416 с.

159. Ханыков, Н. Описание Бухарского ханства Текст. / Н. Ханыков. СПб., 1843.-279 с.

160. Химматзода, М. Дар чустучуи хдкдкдт Текст. / М. Химматзода. -Душанбе, 2001.-146 с.

161. Химматзода М. Дидгох, ва масоил Текст. / М. Химматзода. Душанбе, 2006.-271 с.

162. Хукиёнй, М. Х,аёти Сайд Чдмолидцини Афгонй Текст. / М. Хукиёнй. -Кобул, 1318.- 56 с.

163. Хусайн Воизи Кошифй. Футувватномаи султонй. Ахлокд Мух,синй Рисолаи «Хртамия» Текст. / Хусайн Воизи Кошифй. Душанбе 1991- 320с.

164. Ч^амолиддини Афгонй. Урват-ул-вуско Текст. / Ч,амолиддини Афгонй; Тарч;. Абдулло Усмон. — Кобул, 1*308.'— 221 с.

165. Шакурй, М. Хуросон аст ин ч;о: маънавиёт, забон ва эх,ёи миллии точ;икон Текст. / М. Шакурй. Душанбе: Оли Сомон, 1997. - 292 с.

166. Шамолов, A.A. Национальная идея или идеология национальной независимости Таджикистана Текст. / A.A. Шамолов // Проблемы формирования национальной идеи в Республике Таджикистан.- Душанбе: Ирфон,2007.-С. 11.

167. Шарипов, И.Ш. Адмияти омузиши идеях,ои умумиллии халкд тоцик дар мархдпаи х,озира Текст. / И.Ш. Шарипов // Чунбиш. 1988. - №3 (13) февр.

168. Шарипов, И.Ш. Загадочная трагичность судьбы таджиков и таджикскойгосударственности Текст. /И.Ш. Шарипов // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. № 1—4. — Душанбе, 2005. -С. 172-182.

169. Шарипов, И.Ш. Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития Текст. / И.Ш. Шарипов. Душанбе, 1973.- Т. 1. — 166 с.

170. Шарипов, И.Ш. Преобразование идеологических отношений в Таджикистане Текст. / И.Ш. Шарипов. Душанбе, 1986.- 104 с.

171. Шарипов, И.Ш. Сабакдои таърихи ва масъалахри инкишофи худшиносии миллии точдкон дар айёми х,озира Текст. / И.Ш. Шарипов // Чунбиш. 1988. - № 1 (11) янв. ■

172. Шарипов, И.Ш. Санаи нодири таърихи дар рохд тахкиму пойдории давлати миллй Текст. / И.Ш. Шарипов // Чумдурият. 2002. - 15 сент.

173. Шарипов, И.Ш. Эпохальное событие на путях укрепления национального государства Текст. / И.Ш. Шарипов // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение.— Душанбе, 2004. -№ 3-4.- С. 2-12.

174. Шозимов, П. Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане Текст. / П.Д. Шозимов. Душанбе: Ирфон, 2003.-205 с.

175. Шохуморов, С. Терроризми байналмилалй ва ифротгарии исломй Текст. / С. Шохуморов. Душанбе, 2002. - 68 с.

176. Шукуров, М. Нигох,е ба адабиёти точ;икии садаи XX Текст. / М. Шукуров. Душанбе, 2006. - 455 с.

177. Шукуров, М. Садри Бухоро Текст. / М. Шукуров. Душанбе, 2005. -330 с.

178. Эрач; Афшор. Мацмуаи устод ва мадорики чопнашуда дар бораи Сайд Чдмолиддин Афгонй Текст. / Эрач; Афшор. Техрон, 1362.- 70 с.

179. Энциклопедияи советии точик Текст. /Мух.масъ. М. С. Осимй. Ч^. 4. -Душанбе, 1983. — 640 с.

180. Khalid, Adeeb. The politics of Muslim cultural reform: jadidism in Central Asia Text. /Khalid Adeeb. Berkelye; Los Angeles: Univ. of California Press,1998.-335 p.

181. Kanlidere, Ahmet. Reform within Islam. The tajdid and jadid, movement among the Kazan Tatars (1809-1917). Concilation or conflict? Text. / Ahmet Kanlidere. Istanbul, 1997.- 198 p.

182. Zenkosky, S.A. Pan-Turcism and islam Text. / S.A. Zenkosky. -Massachusetts: Harward Univ. Press, 1967. — 348 p.

183. Allworth, E. Central Asia. A Centuru of Russian rule Text. / E. Allworth.-New York; London: Columbia Univ. Preess, 1967. 120 p.

184. Rakowsky-Harmstone, T. Russia and Nationalism in Central Asia. The Case of Tadzikistan Text. / T. Rakowsky-Harmstone.- London: The Johns Horking Press,1970. 326 p.

185. Becker, S. Russia's Protectorates in Central Asia: Bukhara and Khiva, 18651924 Text. / S. Becker. Cambrige,1968. - 416 p.

186. Wheeler, G. The modern History of Soviet Central Asia Text. / G. Wheeler.-London, 1965. 272 p.1.I. Диссертации

187. Бароти, Шамсо. Государственные должности и титулы периода правления мангитов в Бухарском эмирате Текст. : Дис. . канд. филос. наук / Бароти, Шамсо. — Душанбе, 2006. 112 с.

188. Буторов, С.А. Советский тоталитаризм в социально-политической мысли США (историко-философский анализ) Текст. : Дис. . д-ра, филос. наук / С.А. Буторов. Душанбе, 2006. - 336 с.1.. Авторефераты диссертаций

189. Арифджанова, Н.Р. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа Текст. : Автореф. дис. . канд. филос. наук / Н.Р. Арифджанова. Душанбе, 2004. - 24 с.

190. Авезбаева, Р.Г. Общественно-политические и философские взгляды Ахмада Дониша Текст. : Автореф. дис. канд. филос. наук / Р.Г. Авезбаева. -М., 1964.-18 с.

191. Давлиерова, С.Т. Национальное самосознание (социально-философский анализ) Текст.: Автореф. дис. . канд. филос. наук / С.Т. Давлиерова. — Душанбе, 2007. 25 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.