Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: Творчество В. Астафьева и В. Распутина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Бедрикова, Майя Леонидовна

  • Бедрикова, Майя Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 202
Бедрикова, Майя Леонидовна. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: Творчество В. Астафьева и В. Распутина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1995. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бедрикова, Майя Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Эволюция художественного психологизма в творчестве В.Астафьева и В.Распутина

50-80-е гг.).

81. Зарождение и развитие психологизма в творчестве В.Астафьева и В.Распутина

50-х - 70-х гг.

§2. "Обновление" психологизма в произведениях В.Астафьева и В.Распутина как отражение стремительного бега времени" (80-е гг.)

ГЛАВА II. Идейно-художественное своеобразие психологизма в русской прозе второй половины 80-х гг. (На материале произведений В.Аотафьева "Печальный детектив", "Людочка". и В.Распутина "Пожар").

81. Роман В.Астафьева "Печальный детектив" и повесть В.Распутина "Пожар" как новый этап развития психологизма в русской прозе второй половины 80-х гг.

52. Психологизм как средство решения проблемы "человек и общество" (Повесть В.Распутина "Пожар", роман В.Астафьева "Печальный детектив" и рассказ "Людочка")

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: Творчество В. Астафьева и В. Распутина»

Творческий путь Виктора Петровича Астафьева (р. 1924 г.) и Валентина Григорьевича Распутина (р. 1937 г.) - это путь развития лучших традиций русской классической литературы. Потребность в постижении правды, напряженные раздумья о судьбах Отечества, набатность и просветительство, глубокий психологизм в изображении человека - вот черты, составляющие пафос произведений этих писателей.

Тема данного исследования "Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х гг. (Творчество В.Астафьева и В.Распутина)" вызвана потребностью выявить и осмыслить художественные тенденции развития современной литературы, проследить эволюцию психологизма в творчестве мастеров прозы.

80-е гг. для В.Астафьева и В.Распутина - период важных художественных поисков и открытий. От публицистики ("Посох памяти" (1980), "Всему свой час" (1985)) В.Астафьев переходит к художественной прозе и работает особенно интенсивно после 1985 г. Во второй половине 80-х гг. появляются рассказы "Жизнь прожить", "Слепой рыбак", "Улыбка волчицы", новые "Затеей", новые главы повествования "Последний поклон", произведения "Ельчик-бельчик", "Людочка", "0 хитроумном Идальго", новая глава "Царь-рыбы" "Не хватает сердца" и др. В новых произведениях писателя углубляется психологизм: происходит подчинение психологизму всех компонентов художественного целого. Тщательно индивидуализированное воспроизведение переживаний персонажей сложно соотносится с публицистичностью, с различными формами выражения авторской иронии.

В.Астафьев - психолог в основном опирается на классические традиции. В "Печальном детективе" и "Лодочке" наблюдается мощное влияние идей и поэтики Ф.Достоевского, в рассказе "Не хватает сердца", в ряде "Затесей" - психологической манеры Н.Лескова. Художественные достижения В.Астафьева в прозе после 1985 г. несомненно повлияли на творчество писателя в начале 90-х гг. Явлением в литературе последнего десятилетия XX века стал роман В.Астафьева "Прокляты и убиты" (1992).

Творчество писателя второй половины 1980-х гг. и начала 1990-х гг. отличает необыкновенная лирическая открытость, испо-ведальность. В стремлении к правде, к осмыслению негативных явлений российской действительности В.Астафьев нередко горько расплачивается за ошибки, за "размашистое простодушие". Определяя место писателя в современной литературе, Л.Аннинский утверждает: "Никто не видит этой правды с такой резкостью, никто не болеет ею так мучительно, никто не говорит о ней с такой прямотой, как Виктор Астафьев. Идет по центру. Каким-то краем - лагерной темой - с Солженицыным перекликается, с Шаламовым. Другим краем - с фронтовиками: Симоновым, Быковым. Еще - с "деревенщиками": Беловым, Распутиным. Еще - с интеллигенцией. "/Ч2>2ьЛ

Из писателей - современников В.Астафьеву наиболее близок В.Распутин. Авторов объединяет общая направленность творчества, пристальное внимание к психологии героя. В.Астафьева волнует

1 Здесь и далее в косых скобках первая цифра указывает порядковый номер издания в списке использованной литературы, вторая -номер страницы издания. натурсоциологическая тема "деревенской" прозы, которую разрабатывает В.Распутин.

В 70-е гг. повесть "Прощание с Матерой" (1976) надшила художественные каноны, выработанные в пределах "деревенской" повести. Произведение "Пожар" (1985), с его разноплановостью, отчетливо обозначило поиски В.Распутиным новых путей в творчестве. Погружение в тайное тайных человеческой души в повести "Пожар" и в романе "В.Астафьева "Печальный детектив" сочетается с философскими, публицистическими отступлениями. В обновленной художественной системе приемы и средства психологизма отбираются авторами особым образом.

Произведения В.Распутина и В.Астафьева второй половины 1980-х гг. нельзя рассматривать вне временного контекста, вне логики творческого пути писателей. Написанная в 1985 г., повесть "Пожар" стала одним из первых произведений советской литературы, отразивших ломку психологии человека в канун революционных преобразований в жизни общества. Главный герой повести Иван Петрович Егоров явился средоточием идейно-художественных поисков В.Распутина, современника "перестройки".

Разочарование некоторой части читателей и критиков "Пожара", чаявших встретить привычного Распутина, преемника психологических традиций Л.Толстого, можно объяснить ломкой стереотипов представлений об авторе замечательных повестей 70-х гг. Обновление художественной системы В.Распутина - следствие идейно-художественных исканий писателя во второй половине 1980-х гг., общее направление которых невозможно понять без учета таких его книг, как "Что в слове, что за словом?"(1987), "Сибирь,Сибирь."(1991). В книгах очерков развиваются мысли о нравственном, социальном, государственном возрождении России, об общинном мироустройстве как идеале возможного "порядка", которые были заявлены в программной повести "Пожар" в 1985 г., а в 1994 г. послужили идейной основой новых рассказов ("Сеня едет", "Россия молодая", "В одном сибирском городе") /62/. В публицистических произведениях и выступлениях В.Астафьева также своеобразно развиваются идеи его художественной прозы данного периода ("Наше спасение в боге и в крестьянине" (1991) /17,8-9/ и др.)

Обновление художественной системы русских писателей (В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина) и, в частности, обновление психологизма связано с изменением характера отношений этих писателей к современности. В новых произведениях авторов, условно относящихся к "деревенщикам" , не осталось и следа какой-либо идеализации народа.

Не менее тщательно, чем "деревенщики", исследуют изменившуюся действительность авторы "другой" прозы. В произведениях Л.Петрушевской, Т.Толстой и др. психологизм выступает как важнейший способ изображения. Исследовать особенности психологизма в прозе второй половины 1980-х гг. традиционного направления невозможно без осмысления специфики изображения психологии современного человека в "другой" прозе.

Актуальность работы. Стремление В.Распутина и В.Астафьева отразить психологию человека в переломное для Отечества время, воссоздать процесс падения прежних ложных идеалов и поисков новых нравственных ориентиров изменило стиль новых произведений (то же наблюдается в творчестве В.Белова, Ч.Айтматова). Художественные обретения русских писателей второй половины 1980-х гг., особенности психологизма в прозе данного периода нуждаются в тщательном исследовании и осмыслении. Таким образом, проблема психологизма как одного из критериев художественности литературного произведения является актуальнейшей проблемой литературоведения.

Цель исследования: выявить основные особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х гг. на основе творчества В.Астафьева и В.Распутина. В связи с этим ставятся следующие задачи:

- проследить эволюцию художественного психологизма в произведениях В.Распутина и В.Астафьева (50-80-х гг.), определить предпосылки "обновления" психологизма в 80-е гг.;

- исследовать идейно-художественное своеобразие психологизма прозы второй половины 80-х гг. на материале произведений "Печальный детектив", "Людочка" В.Астафьева и "Пожар" В.Распутина как этапных в литературе указанного периода.

Методологическая основа диссертации. В исследовании применен преимущественно сравнительно-исторический подход к анализу. В основе диссертации лежат труды представителей новейшего периода развития русской философии (Н.Бердяева, С.Булгакова, И.Ильина, Н.Лосского, Н.Федорова и др.), труды классиков литературоведения (М.Бахтина, М.Храпченко и др.), лингвистов (В.Виноградова) и психологов (Л.Выготского, Л.Рубинштейна и др.), литературных критиков (Н.Воронского, В.Полонского).

Огромен массив исследований творчества В.Астафьева и В.Распутина. В настоящее время относительно полную информацию о писателях можно получить в библиографических указателях 1987 г. и 1989 г. /99;195/. К началу 90-х гг. список исследований по творчеству В.Распутина пополнился серьезными монографиями, каждая из которых достойна внимания: Семенова С. В.Распутин. М.,1987; Тен-дитник Н.С. Валентин Распутин. Очерк творчества.М.,1988; Курбатов В. Валентин Распутин. Личность и творчество.М.,1992. Глубокий и тонкий анализ творчества писателя дан в монографии С.Семеновой. Наиболее интересны для исследователя психологизма главы, посвященные повестям В.Распутина 70-х гг. и рассказы начала 80-х гг. Автор выявляет изменения в творчестве писателя, которые произошли в 80-е гг., определяет концепцию нового героя В.Распутина. Особой обстоятельностью отличается монография Н.С.Тендит-ник. Это опыт целостного исследования от ранних произведений до публикаций второй половины 80-х гг. Автору удалось найти единый принцип анализа, рассмотреть ооновополагающие нравственно-философские идеи писателя. Творчество В.Распутина исследуется в контексте русской прозы последнего двадцатилетия, критических дискуссий о "деревенской" прозе. Монография Н.Котенко привлекает тонкостью проникновения в психологический мир распутинских героев. Интересны размышления о проблеме традиций в творчестве В.Распутина, в частности, традиций Ф.Достоевского.

С точки зрения автора данной работы, наиболее полно показано творчество В.Распутина в монографии В.Курбатова 1992 г. Выявлена концепция творчества писателя. Весь путь В-Распутина до начала 90-х гг. представлен критиком как "путь редкостно прямого возрастания художника - от естественной со-бытности с миром. к постепенно ожесточающейся публицистике. и, наконец, - к объединительной мысли через историко-нравственное самопознание." /148,169/. Впервые анализируется книга очерков "Сибирь, Сибирь." В.Курбатов опирается на суждения русских философов в обосновании взглядов писателя на русский национальный характер, на пути развития России. Увлеченный выстраиванием концепции творчества В.Распутина, критик уделяет недостаточно внимания вопросу о психологическом мастерстве писателя, порой недооценивает отдельных произведений в плане роста художественного мастерства.

Удачной можно считать попытку осмысления прозы В.Астафьева 50-80-хх гг. в сборнике "Проза В.Астафьева. К проблеме мастерства" (Красноярск, 1990) /193/. Исследуются мастерство писателя в создании характеров. В 1992г. вышла в свет монография А.П.Ланщи-кова "Виктор Астафьев" (прежняя книга этого критика об Астафьева была издана еще в 1975 г. - "Виктор Астафьев. Право на искренность" /157/. Ланщиков исследует прозу В.Астафьева во взаимосвязи с публицистикой, указывает на традиции Ф.Достоевского, Л.Толстого, И.Бунина в его творчестве. Анализируя автобиографические произведения, в которых В.Астафьев воспроизводит эпоху 30-х гг., критик проводит сравнение с "возвращенной" литературой. Обобщающий характер работы А.П.Ланщикова ограничивает возможность тщательного исследования исследования психологической манеры В.Астафьева. Монография предназначена широкому кругу читателей. На взгляд автора данной диссертации, наиболее ценным исследованием творчества писателя остается монография Н.Яновского "Виктор Астафьев: Очерк творчества". М.,1982. Произведения В.Астафьева 80-х гг. в этой книге не рассматриваются. Тем не менее воссоздается процесс формирования личности и творчества писателя, его основные произведения исследуются в контексте литературного процесса 50-70-х гг. Отдельные критики видят недостаток монографии Н.Яновского в "недостаточно целостной концепции астафьевского творчества" /89/. Как представляется автору диссертации, само творчество В.Астафьева настолько противоречиво (особенно в 1980-е гг.), что исследователям подчас нелегко свести наблюдения к определенной художественной концепции. С точки зрения Н.Яновского, поэтику и концепцию личности В.Астафьева характеризует присущий писателю исторический оптимизм.

Не потеряла актуальности талантливая работа первого критика В.Астафьева А.Макарова - "Во глубине России" (1969) /172/. В любой период творчества можно наблюдать черты творческой индивидуальности, отмеченные в В.Астафьеве А.Макаровым еще в 60-е годы. Это интерес к "тайне человеческих характеров", внимание к теме семейной, постижение русского характера и др. Повести "Перевал", "Где-то гремит война" критик условно выделил в цикл "История моего современника". Посвятив повесть "Зрячий посох" (1978-1982) Александру Николаевичу Макарову, своему первому критику и наставнику, В.Астафьев таким образом отдал дань этому исследователю, рано ушедшему из жизни, и подчеркнул ценность деятельности А.Макарова по формированию личности и творческой индивидуальности его как писателя.

Указанные работы по творчеству В.Астафьева в основном посвящены прозе 50-70-х гг. В работах неизменно подчеркивается маетерство В.Астафьева-психолога в создании характеров героев рассказов и повестей. Таким образом, названные выше монографии интересны исследователям психологизма, ибо проблема характера в ас-тафъевской прозе соотносится с проблемой психологизма как общее с частным.

Определенный пробел в изучении прозы 80-х гг. ликвидируют диссертации по творчеству В.Астафьева, появившиеся к середине 80-х гг. Наиболее близка данному диссертационному исследованию фундаментальная диссертация А.Е.Ануфриева "Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х гг. (Творчество В.Астафьева и В.Распутина)" (М.,1983). Автор определяет сущность проблемы психологизма, устанавливает общность и различие психологических манер В.Астафьева и В.Распутина /75/.

Во второй половине 80-х гг. появляется серьезное диссертационное исследование А.В.Урманова "Поэтика прозы Валентина Распутина (Психологический анализ. Традиции и новаторство)" (М.,1986). Приемы и средства психологического анализа прослеживаются в связи с эволюцией творчества В.Распутина. При этом А.В.Урманов выделяет три периода в эволюции: первый - 1959-1969 гг., второй - 1970-1974 гг., третий - 1976-1980 гг. /218,17/ Соглашаясь в целом с предложенной периодизацией, автор данной работы считает правомерным выделение особого этапа - с 1985 г. по настоящее время. Основанием для его выделения служат резкие перемены в стиле В.Распутина, даже в сравнении с новаторской для 70-х гг. повестью "Прощание с Матерой". "Обновление" психологизма происходит и в творчестве В.Астафьева. Художественный психологизм сочетается с публицистичностью новых произведений. Эта особенность прозы второй половины 80-х гг. становится предметом специальных исследований. Так, в 1991 г. появилась работа О.Ю.Алейникова "Публицистическое начало в прозе Валентина Распутин (Авторская позиция - характеры - стиль) /70/. Существенным для изучения психологизма современной прозы можно считать глубоко аргументированный вывод 0.Алейникова: "Публицистическое начало в произведениях писателя СВ.Распутина - М.Б.З не отделяется от образной системы, но являет собой необходимый и значимый компонент стилевой разработки характеров" /70,9/.

Творчество В.Распутина рассматривается монографически в диссертациях А.А.Дырдина, В.К.Сигова; в работах А.Е.Ануфриева, Ю.А.Дворяшина, А.Ф.Лапченкс, И.И.Плехановой и др. - в "обойме" с другими прозаиками /см. список использованной литературы/.

Из исследований начала 90-х гг. следует выделить диссертацию А.Ю.Большаковой "Художественное претворение нравственной проблематики в прозе Виктора Астафьева" (М. ,1990), А.Н.Мешалкина "Традиции Ф.М.Достоевского в творчестве В.Астафьева" (М.,1993), Л.В.Соколовой "Соотношение публицистического и художественно-повествовательного начал в советской прозе второй половины 80-х гг." (М.,1990) /89,175/.

За последние двадцать лет появилось немало исследований о психологизме /см. список использованной литературы: 188-191; 81; 93; 108 и многие другие/. Определенной вехой в изучении психологизма стал 17-й Общепольский симпозиум русистов "Формы психологизма в русской, украинской, и белорусской литературах", состоявшийся в 1990 г. в Зеленой Гуре (ПР). Отчет о симпозиуме /204/ обозначил широкий диапазон тем изучения психологизма. Способы существования его форм рассматривались на разнообразном материале: на примере древних жанров восточно-славянской письменности (легенды, апокрифа, жития), песенного эпоса; на основе произведений великих русских писателей XIX века (Н.Гоголя, Н.Некрасова, Ф.Достоевского, А.Чехова), авторов рубежа Х1Х-ХХ вв. (Л.Андреева, А.Ремизова, Е.Замятина). Интересен сам перечень авторов XX века, произведения которых представляют возможность говорить о достижениях культуры в освоении внутреннего мира человека: Б.Пильняк, Б.Пастернак, А,Платонов, Ю.Трифонов,Н.Матвеева, Н.Рубцов, А. и Б. Стругацкие, В.Высоцкий, В.Распутин. Симпозиум продемонстрировал огромный интерес литературоведов к проблеме психологизма /204,227-228/.

Несмотря на устойчивый интерес к проблеме, психологизм современной прозы остается недостаточно изученным. Существует единственная монография по этому вопросу: Хмель ницкая Т.В. В глубь характера. 0 психологизме современной советской прозы. -Л. ,1988. Хмельницкая исследует своеобразие психологического метода Д.Гранина, Ф.Абрамова, Ю.Трифонова, В.Быкова, Ч.Айтматова. Автор не претендует на "исчерпывающий анализ путей психологизации сюжетов, ситуаций и характеров в нашей прозе", оставляя за собой право ограничиться показом разных методов "проникновения во внутренний мир героя нашего времени". Работу А.Исенова "Психологизм современной прозы. На материале творчества Ч.Айтматова" (Алма-Ата, 1985) можно рассматривать лишь как попытку анализа. Материал недостаточно систематизирован. В книге есть интересные наблюдения, наиболее ценные из них касаются сюжетно-ком-позиционных средств психологизма в повестях Ч.Айтматова.

Тщательного теоретического обоснования требует вопрос о терминологии. Исследователи по-разному трактуют понятия "психологизм" и "психологический анализ". Лишь отчасти справедливо суждение А.Урманова, что разграничение терминов "психологизм" и "психологический анализ" на практике "мало что дало" /218,8/. То, что эти термины употребляют как синонимы, свидетельствует о непроясненности понятий. Исследователи А.Гришин, А.Ануфриев опираются на положения статьи А.Иезуитова "Проблема психологизма в эстетике и литературе" /189/. Психологизм рассматривается как родовой признак художественной литературы, а психологический анализ как "сознательная установка писателя на изображение специфических внутренних психологических качеств человека" /75,20/. При этом психологизм как широкое родовое понятие включает отражение психологии самого писателя.

Глубиной и обстоятельностью отмечены статьи В.Компанейца и А.Есина по данной проблеме /141,122/. В книге "Психологизм русской классической литературы" (1988) А.Есин предлагает стройную систему терминов по психологизму, дает рабочее определение психологизма, рассматривает историю его развития. Определение психологизма, сформулированное этим исследователем, автор данной диссертации принимает ка рабочее: "Психологизм - это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы" /121,18/. Исследователь указывает проблемы, которые возникли в литературоведении конца 50-х - начала 60-х гг., когда изучаемая категория t только еще начинала осваиваться. Наличие психологизма объявлялось чуть ли не единственным критерием художественности. Подобная ошибка могла возникнуть лишь вследствие смешения понятий "психологизм" и "психологический анализ". Подмена значения и смысла произошла, например, в ценной своими наблюдениями работе Т.Карловой "Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н.Толстого" 136,37/. Более развитый и богатый психологизм Л.Толстого, Ф.Достоевского, Г.Флобера, с точки зрения отдельных критиков 50-х гг., сосуществует в литературе с психологизмом "похуже" (например, в творчестве Рабле или Гоголя). А.Есин утверждает: "Просто в литературе существует психологический и непсихологический способы художественного освоения реальности, и они равноценны с эстетической точки зрения. Иными словами, нельзя спрашивать, какой писатель лучше - психолог или непсихолог; они просто разные, обладающие несхожими творческими манерами, каждая из которых интересна и ценна сама по себе" /121,5/. Ссылаясь на Чернышевского, А.Есин указывает "более надежный и универсальный критерий" оценки эстетических достоинств произведения, нежели собственно психологизм, - критерии соответствия формы и содержания. Выводы исследователя представляются справедливыми. Автор работы "Психологизм русской классической литературы" предлагает еще один рабочий термин - Психологическая достоверность /121,10/. С точки зрения автора диссертации, термин теоретически обоснован и очень удобен. Это свойство литературы связано с психологическим анализом, который всегда обусловлен идейно-художественным замыслом. ".Психологичес-^ кая достоверность (как и психологизм в собственном смысле) может возникать в художественном произведении (если этого требует содержание и общая система стиля), а может и отсутствовать и даже сознательно нарушаться". В качестве основных форм психологического изображения А.Б.Есиным выделяются три: "прямая", "косвенная" и "суммарно-обозначающая".

История развития психологизма - это эволюционный процесс. Гипотезы о его возникновении и развитии выдвигают такие теоретики литературы, как М.М.Бахтин, М.Б.Храпчевко. К этому вопросу в разное время обращались Г.Н.Поспелов ("Проблемы исторического развития литературы".-М.,1972), Л.Я.Гинзбург ("О психологической прозе".-Л. ,1977; "О литературном герое".-Л.,1979).

В 20-50-х гг. наблюдались волнообразные спады и подъемы интереса к проблеме - от острых дискуссий 20-х гг. до уравновешенных выступлений исследователей в 50-х гг. В литературоведении 60-80-х гг. история развития психологизма освещена очень обстоятельно. Цели и задачи данной диссертации не предполагают специального рассмотрения истории изучения проблемы психологизма в советской литературе. Исчерпывающий материал о психологизме в советской литературе содержится в трудах С.И.Шешукова, В.В.Ксм-панейца, В.В.Бузник и др. /См. список использованной литературы: 232; 142; 95; 73; 234;/.

Интереснейшие наблюдения в связи с проблемой художественности и психологии творчества можно обнаружить в критике 20-30-х гг. А.Воронский в "Заметках о художественном творчестве" , статье "Об исскустве" призывает отказаться от упрощенных представлений о психологии художественного творчества /101/. Не ^ менее актуальны суждения теоретика литературы В.Полонского. В начале 30-х гг. он занимается проблемой индивидуальной психологии и ее сложных связей с психологией общественной. "Социальное и эмоциональное", "сознательное и бессознательное" - еот круг вопросов, волнующих исследователя и не потерявших актуальности в настоящий момент /187/.

Огромный интерес для изучающих психологизм представляют труды психологов: Л.Выготского /102/, И.Страхова /212-214/. Так, И.Страхов выделил две основные формы психологического анализа: 1) "изнутри", путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; 2) психологический анализ "извне", выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики" /212,4/. А.Б.Есин дополнил систему форм психологического анализа И.Страхова третьей "суммарно-обозначающей" формой: называние, предельно краткое обозначение тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Исследователь ссылается на А.П.Скафтымова, который отмечал этот способ психологического изображения у Стендаля /205,175/.

С точки зрения автора диссертации, недостатком современных исследований по проблеме Психологизма является некоторая бессистемность выделения средств психологизации. Необходим комплексный подход к анализу. В литературоведении нет единого мнения относительно использования терминов "формы" и "средства" психологизма. Тем не менее исследователю необходимо четко представлять систему художественных средств психологизации, видеть взаимодействие от-^ дельных приемов обрисовки персонажей, осознавать возможности проявления психологизма на разных уровнях.

В данной диссертации анализируемые произведения будут рассматриваться с учетом разных уровней психологизма. Автор выделяет условные уровни для удобства исследования психологической манеры писателя. Уровни психологизма включают:

1) приемы психологизации текста (психологическую деталь, психологическую подробность, психологический жест персонажа, психологизированное описание);

2) приемы обрисовки героев (психологический портрет, психологическую характеристику, психологический конфликт, психологизированный сюжет, "диалектику души";

3) соотношение характеров и обстоятельств ("душевное" освоение героем хронотопа, самопознание героя, психологическое изменение героя под воздействием обстоятельств).

Художественные средства психологизации охватывают:

1) лексику, грамматику как отражение психологических особенностей персонажей.

Так, логичность речи, богатство лексикова, выразительность и гибкость синтаксических конструкций свидетельствуют о неутомимом интеллектуальном, душевном труде героя;

2) автологические и металогические виды словоупотреблений в характере персонажей.

Например, в современной прозе усиливается ирония "чувство неадекватного", которое реализуется в самоиронии персонажа;

3) способы повествования как художественные средства психологизации (объективированное повествование} повествование от первого лица, дневниковое повествование, "поток сознания", несобственно - прямую речь);

4) сюжетно-композиционные средства (контраст, психологический параллелизм и др.

Предлагая комлексный подход к изучению психологизма, автор диссертации не претендует на универсальность, исчерпанность системы уровней психологизма и средств психологизации. Подобная систематизация преследует практические цели: тщательно исследовать особенности психологизма современной прозы.

Научная новизна исследования обусловлена самим предметом -изучением психологизма новейшей русской прозы на примере творчества В.Астафьева и В.Распутина второй половины 1980-х гг.

Апробация и публикации.

Данная работа прошла апробацию на межвузовских научных конференциях в Томске, Тюмени, Грозном, Орске, Череповце, Уфе, Челябинске, Магнитогорске. В Магнитогорском пединституте студентам был прочитан спецкурс по проблеме психологизма в русской прозе второй половины 1980-х гг. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской литературы XX в. МПГУ им.В.И.Ленина.

Основное содержание работы нашло отражение в четырнадцати публикациях, три ив которых методического характера.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории современной русской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству В.Астафьева и В.Распутина, проблемам современной прозы. Работа может стать основой для пособия теоретического и историко-литературного характера для студентов и учителей средней школы.

Структура диооертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и описка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, цели и задачи диссертации,методологические принципы исследования, излагается история вопроса, уточняется терминология, намечается методика анализа психологизма в творчестве В.Астафьева и В.Распутина второй половины 1980-х гг.

В первой главе "Эволюция художественного психологизма в творчестве В.Астафьева и В.Распутина (50-80-х гг.)и, содержащей два параграфа, исследуется ранне творчество писателей, наиболее характерные для психологической манеры авторов повести 70-х гг., определяется направление "обновления" психологизма в 80-х гг.

Во второй главе "Идейно-художественное своеобразие психологизма в русской прозе второй половины 80-х годов" анализируются особенности психологизма в произведениях В.Распутина "Пожар", В.Астафьева "Печальный детектив", " Люд очка". Психологизм рассматривается как средство решения проблемы "человек и общество".

Текст диссертации изложен на 182-х страницах. Список использованной литературы содержит 243 наименования.

- si

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Бедрикова, Майя Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая наблюдения над развитием психологизма в русской прозе второй половины 1980-х гг. на примере творчества Б.Астафьева и В.Распутина, следует отметить обновление психологизма, которое, с одной стороны, явилось следствием эволюции психологической манеры писателей в 50-80-е гг., ас другой стороны, результатом сложного воздействия на прозаиков изменившихся реалий действительности (после 1985г.) и тенденций, явлений литературного процесса.

В произведениях Б.Астафьева и В.Распутина второй половины 80-х годов, как и в творчестве Ч.Айтматова, В.Белова, В.Тендрякова и др., отразились такие общие для русской литературы 80-х гг. художественные тенденции, как "возросшая связь психологизма и этики", усиление философского, публицистического начала. В условиях обновленного литературного процесса происходит сложное взаимодействие творчества писателей с различными пластами современной литературы. Так, В.Астафьев в произведениях, затрагивающих тему сталинизма, судьбы интеллигенции, соприкасается с творчеством А. Солженицына, В.Шаламова. В рассказах второй половины 80-х гг. и романе "Прокляты и убиты" (1992) развивает идеи и поэтику "военной" прозы на современном ее этапе, в частности, прозы В.Быкова 80-х гг., с ее вниманием к проблемам гуманизма, психологии человека на войне и др. Наиболее тесной остается связь с "деревенской " прозой. В.Астафьев очень близок Е.Распутину и В.Белову. О Б.Распутиным писателя объединяет общая направленность творчества (нравственно-философский поиск) и особенности поэтики (углубленный психологизм). В.Астафьева, как и В.Распутина, волнуют проблемы экологии и натурсоциологии. Как и З.Белов, автор "Печального детектива" и "Людочки" пытается исследовать "болезненные процессы внутри русской деревни". И В.Астафьев, и В.Распутин, подобно Ф.Абрамову, в произведениях второй половины 80-х гг. стремяться к "социально-психологическому анализу" судеб поколений крестьян. Аналогичные явления наблюдаются в произведениях русских писателей-"деревенщиков" ("Пастушья звезда" Б.Екимова) и писателей ближнего зарубежья ("Жизнь под кленом" Р.Гранаускаса), написанных явно под влиянием повести Б.Распутина "Пожар".

Данное диссертационное исследование не предполагает собственно изучения взаимодействия произведений В.Астафьева и В,Распутина с основными потоками литературного процесса и явлений трансформации "деревенской" прозы в их творчестве, однако анализ особенностей психологизма в произведениях второй половины 80-х гг. дает материал для специальных исследований указанных проблем. Автор диссертации выявляет в творчестве выдающихся современных писателей художественные тенденции развития литературы исследуемого периода и стремится осмыслить их.

Тщательно индивидуализированное воспроизведение переживаний персонажей" в произведениях русской прозы второй половины 80-х гг. сложно соотносится с публицистичностью, с философскими исканиями авторов, с различными формами выражения авторской иронии. Ирония пронизывает психологическую прозу 80-х гг. в различных ее направлениях; традиционном, которое представляют В.Астафьев и В.Распутин, и "постмодернистском" (Л.Петрушевская, Т.Толстая, В.Пъедух). Автор диссертации лишь намечает точки соприкосновения психологизма традиционного направления и психологизма "другой" прозы (на примере рассказов Б.Астафьева и Л.Пет-рушевской). Проблема психологизма в традиционной и "новой" прозе требует тщательного рассмотрения, что может составить основу будущих научных исследований.

Произведения В.Астафьева и В.Распутина второй половины 80-х гг. нельзя рассматривать вне временного контекста, вне логики творческого пути писателей. Обновление психологизма в русской прозе данного периода - следствие эволюции психологической прозы в 50-60-е гг.

Если ь ранних произведениях В.Астафьева (50-60-е гг.) использовалась ''суммарно-обоа начающэя'' форма психологизма (называние психологических процессов во внутреннем мире персонажа), то в последующие десятилетия наблюдается рост психологического мастерства: введение психологического жеста, психологизированного описания, психологической характеристики, подтекста. Значительно обогащаются средства сюжетостроения. Автор выделяет два плана сюжета, отдавая предпочтение внутреннему (психологическому) и подчиняя, таким образом, психологизму все -'внешние и внутренние движения в образном мире произведения". Это наблюдается уже в рассказах конца 60-х гг., в "Затесях", в автобиографическом повествовании "Последний поклон". В ранних "житийных" рассказах вырабатывается особая трехчастная структура, с обязательным выделением авторского повествования, передающего динамику психологических состояний во внутреннем мире героя.

В 70-е гг. в творчестве В.Астафьева утверждается сложная система психологического изображения, представляющая собой сочетание преимущественно "суммарно-обозначающей" формы о элементами прямой (использование внутренних монологов в ситуациях самоанализа) и косвенной формой психологизма (фиксирование внешних, пантомимических, речевых проявлений внутреннего состояния). Усложнение психологизма в творчестве В.Астафьева - следствие влияния воэобладающего в русской литературе 70-х гг. аналитического психологизма, представленного прежде всего вершинными произведениями В.Распутина ("Последний срок", "Живи и помни"), тяготеющего к "диалектике души" Л.Толстого. Автор "Царь-рыбы" работает над передачей в художественном произведении динамики психологического состояния.

В отличие от В.Астафьева, В.Распутин в повестях 60-70-х гг. использует прямую форму психологизма в сочетании с элементами косвенной. Развивая в своих произведениях традиции русской психологической прозы 19-го века (Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Че-ховаО, писатель обогащает арсенал средств аналитического психологизма: "текучесть" психологических состояний ("диалектика души") сочетается с психологическим подтекстом, внутренний монолог реализуется в форме "несобственно-прямой внутренней речи", сопровождающейся авторским комментарием, выделяется основной эмоциональный тон повествования, выявляются оригинальные психологические и композиционные возможности абзаца.

В начале 80-х гг. В.Астафьев уделяет много внимания публицистике, новые художественные произведения появляются только в середине десятилетия. Поэтому говорить о психологизме в русской прозе данного времени можно в связи с творчеством других авторов. В конце 70-х - начале 80-х гг. интересно развивается жанр нравственно-психологической повести (в творчестве Г.Бакланова, Н.Евдокимова, А.Лиханова, В.Тендрякова и др.). Произведения этого жанра отличаются глубинным исследованием внутреннего мира героев, активным использованием времени как психологического фактора, разнообразием форм повествования (притча, воспоминания). Наблюдается переплетение стилевых элементов: эпичности и лиризма, конкретности в изображении действительности, публицистичноети, фантастики и реальности. Для такой жанровой модификации характерны оригинальные композиционные приемы ("зеркальность"), особый характер использования грамматических форм. Главный объект художественного исследования в психологической повести -состояние характера. "Психологическое" постигается через индивидуальное, через самоанализ героев, для которых естествен труд "души". В нравственно-психологической повести жанрообразующим фактором является психологизм, создающий определенный тип сюжета, композиции, структуры литературного героя, доминирующий признак стиля, становящийся регулятором художественных компонентов повести. С точки зрения автора данного диссертационного исследования, в цикле рассказов В.Распутина 198£г, сказалось влияние нравственно-психологической повести начала десятилетия.

В рассказах В.Распутина 198£г. глубокая философичность соединяется с психологизмом, исповедально-личной интонацией. Подтверждается, таким образом, тяготение литературы десятилетия к разностильности, усилению публицистичности (что проявится затем в повести "Пожар" В.Распутина, "Печальный детектив" В.Астафьева, "Плахе" Ч.Айтматова и др.). Утрата стабильности общественного бытия влечет изменение концепции героя. Оформляется новый герой произведений В.Распутина,, способный на рефлексию, страдающий от несовершенства окружающего мира и собственного несовершенства. Герой утрачивает душевную целостность, но всем существом стремится к гармонии. Интерес автора рассказов к сфере подсознательного, испытание героя необычными обстоятельствами, выявление скрытых возможностей личности - результат восприятия В.Распутиным опыта современной ему психологической прозы. Разнообразие приемов и средств психологизма (умение задать основной психологический настрой повествования, скрытый психологизм, выразившийся в использовании подтекста, психологической детали, и, напротив, демонстративный психологизм (в прямой форме), с "потоком сознания", подчинением всех художественных средств психологизма авторской идее), свидетельствует о сложном поиске В.Распутина- психолога, о влиянии на писателя художественных систем А.Чехова и Ф.Достоевского.

В творчестве В.Астафьва второй половины 80-х гг. усиливается ирония (психологическая реакция писателя на негативные явления социальной жизни), что приводит к появлению произведений с мощно выраженным сатирическим началом. Автор развивает традиции "сатирического психологизма" М.Салтыкова-Щедрина, психологизм становится инструментом исследования психологии социальных типов, социальных групп. Подобно классику русской сатиры, В.Астафьев воссоздает психологическую атмосферу жизни российского общества конца 80-х гг. Среди художественных средств преобладает сарказм, гротеск, которыми пронизаны и авторские комментарии, и групповые речевые характеристики, раскрывающие психологию социальных групп. Автологические и металогические словоупотребления, лексика и грамматика в таких произведениях несут психологическую нагрузку, служат сатирическому осмеянию духовного рабства граждан.

В творчестве В.Астафьева 80-х гг. развиваются традиции Н.Гоголя и Н.Лескова. В обрисовке характеров автор прибегает к гоголевским лейтмотивным характеристикам - сказывается прямое влияние автора "Мертвых душ" и восприятие гоголевских приемов через психологическую манеру Н.Лескова, который в свое время обращался к лейтмитивным характеристикам Н.Гоголя. У В.Астафьева внутренний мир героев раскрывается через внешний, предметный.

С Н.Лесковым Б.Астафьева объединяет общее стремление исследовать национальный характер, его психологию. Писателей интересуют не "промежуточные психологические состояния" персонажей, но эалечатление результатов психологических процессов, "нравственный смысл эмоций". Н.Лесков и В.Астафьев используют прием заострения ведущих черт характера. В русском крестьянском характере писатели исследуют особую психологию, склад мышления, на которые накладывает отпечаток жизнь в ладу с деревенским миром. Психологические черты крестьянского характера отражаются в речи автора-повествователя и речи героев. Общей стилевой особенность прозы двух авторов является введение в повествование элементов публицистики. Таким образом, проблема традиций психологизма Н.Гоголя и Н.Лескова может послужить основой специального научного исследования.

В лучших произведениях второй половины 80-х гг. В.Астафьеву удается подчинить психологизму компоненты художественного целого. Б жанре современного "житийного" рассказа используется трех-частная структура, найденная в ранних произведениях данной модификации эпического жанра. Художественное время в таких "житийных" рассказах играет роль психологического фактора.

Примечательно, что во второй половине 80-х гг. психологические манеры В.Астафьева и В.Распутина в определенной мере сближаются. Авторов объединяет стремление отразить психологию современного человека а переломное для Отечества время, воссоздать процесс падения прежних ложных идеалов и поиски новых нравственных ориентиров. Изменяется характер отношения писателей к действительности: лелание помочь духовному обновлению общества перерастает в конкретное действие. Отсюда напряженный нравственно- философский поиск и страстная публицистичность в творчестве В.Астафьева и В.Распутина, Закономерно в данной период влияние на авторов русской прозы философских идей и поэтики Ф.Достоевского. Влияние великого классика проявилось в интеллектуальном поиске героев (размышления о природе добра и зла), в характере психологизма, тяготеющего к демонстративному. Обновление концепции и обновление психологизма выразилось в программной повести В.Распутина "Пожар" (1985) и произведениях В.Астафьева "Печальный детектив", "Людочка". После 1985г. в русской прозе утвердился новый тип героя, обладающего особой психологической структурой. В психологической структуре Ивана Петровича Егорова и Леонида Сошнина сфера связей характера со средой доминирует настолько, что граница между внешней и внутренней сторонами становится зыбкой. События социальной жизни воспринимаются героями как координаты внутренней жизни. При такой структуре характера фрагменты о социальном, нравственном устройстве жизни вполне естественны во внутренних монологах главных героев. Во второй половине 80-х гг. обновление психологизма в творчестве Б.Распутина выражается в "возросшей связи психологизма и этики", психологизма и публицистичности, при этом автор обращается к прежним формам психологизма - сочетанию прямой и косвенной. В психологической манере В.Астафьева происходят еще более значительные изменения. Новый характер психологизма в его произведениях обусловливает определенный тип сюжета (концентрический), композиции (свободное, ассоциативное развертывание "сцен"), зависящий от психологических состояний главного героя ("Печальный детектив"). Психологизм определяет структуру литературного героя, становится важным признаком стиля, регулятором всех художественных компонентов. Чрезвычайно активно В.Астафьев использует внутренний монолог .

Идейно-художественные обретения автора "Печального детектива" получили продолжение в рассказе "Людочка". Б Люд очке" оформилась гуманистическая концепция писателя, возросло психологическое мастерство. Психологизм в рассказе - средство раскрытия психологии главной героини и ее связей с обществом. Комплекс художественных приемов и средств психологизма пополняется в рассказе не только внутренними монологами в форме несобственно-прямой речи, но приемами из арсенала Ф. Достоевского-психолога; "психологический анализ выразительных движений в их коллективно-групповом проявлении", "метафора сужающегося пространства" и др. В.Астафьев достигает высокого мастерства в передаче динамики психологических состояний. В отличие от авторов "другой" прозы, В.Астафьев и В.Распутин не замыкаются на изображении подсознательного в психологии человека, подвергают социально-психологическому анализу все связи героя с обществом, с действительностью.

Таким образом, учитывая эволюцию психологизма в прозе 50-30-х годов, данное диссертационное исследование определяет особенности психологизма в русской прозе второй половины 1980-х гг. (на примере творчества В.Астафьева и Б.Распутина). Материалы диссертации могут служить основой для изучения психологизма в прозе 90-х гг. и, в частности, в творчестве Б.Астафьева и В.Распутина последнего десятилетия двадцатого столетья. Проблема психологизма (как одного из критериев художественности литературного произведения) в 90-е гг., как и в прежние периоды, является актуальной проблемой современного литературоведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бедрикова, Майя Леонидовна, 1995 год

1. Астафьев В.П. Васюткино оверо.- Молотов. 1956.- 47 с.

2. Астафьев В.П. Вечно живи речка Виви //Наш современник.- 1989,- N 5.- С.З.

3. Астафьев В.П. Виктор Астафьев: да, можем! /К итогам Всемирного конгресса деятелей науки и культуры/ Варшава //Литературная газета.- 1986.- 29 января.- С.15.

4. Астафьев В.П. Виктор Астафьев: не лишний багаж благородное сердце /Беседу о писателем записала И.Ришина //Литературная газета.- 1986.- 5 февраля.- С.4.

5. Астафьев В.П. Во что верил Гоголь. К 180-летию со дня рождения //Москва.- 1989.- N 4.- С.3-5.

6. Астафьев В.П. Всему свой час.- М., 1985,- £54 с.

7. Астафьев В.П. Две подружки в хлебах заблудились. Из цикла "Затеей" //Огонек.- 1993.- Июнь.- N 25-26.- С.24-25.

8. Астафьев В.П. До будущей весны.- Молотов, 1953.- 152 о.

9. Астафь ев В.П. Ельчик-бельчик //Новый мир.- 1988. N 9.-С.3.

10. Астафьев В.П. Жизнь прожить //Новый мир.- 1985.- N 9.

11. Астафьев Б.П. Заберега. Из повести "Последний поклон" //Новый мир.- 1987.- N4.- С.122.

12. Астафьев В.П. Затеей: Рассказы.- Красноярск, 1982.- 325 о.

13. Астафьев В.П. Затеей //Наш современник.- 1987.- N 10.- С.49.

14. Астафьев В.П. Затеей //Литературная газета.- 1991.- 13 марта.- С.12-13

15. Астафьев В.П. Зрячий посох //Советская классика: Золотой фонд. Печальный детектив. Зрячий посох: Роман и повесть.- М., 1991.- 415 с.- С.144-413.

16. Астафьев В.П. Людочка //Новый мир.- 1989.- N 9.- С.З.

17. Астафьев В.П. Наше спасение в боге и крестьянине //Литературная Сибирь. Газета Сибирской писательской ассоциации.- 1991.- Октября.- N 2.- С.8-9.

18. Астафьев В.П. Не хватает сердца //Наш современник.- 1990.- N 8.- С.5.

19. Астафьев В.П. О хитроумной идальго. Рассказ //Москва.- 1989.- N 8.- С.3-14.

20. Астафьев В.П. Огоньки. Рассказы.- Молотов, 1955.

21. Астафьев В.П. Печальный детектив //Советская классика: Золотой фонд. Печальный детектив. Зрячий посох: роман и повесть.- М., 1991.- С.23-142.

22. Астафьев В.П. Поросли окопы травой. Рассказы.- М., 1965.

23. Астафьев В.П. Последний поклон. Главы из повести //Наш современник.- 1988.- N 6.- С.З.

24. Астафьев В.П. Посох памяти.- М., 1980.- 367 с.

25. Астафьев В.П. Прокляты и убиты. Роман. Книга первая //Новый мир.- 1992.- N 10.- С.60-106.

26. Астафьев В.П, Собрание сочинений. В 4-х томах /Вступительная статья В.Курбатова.- М., 1979-1981.

27. Астафьев В.П. С карабином против прогресса //Сибирские егки.- 1991.- N 10.- С.3-21.

28. Астафьев В.П. Слепой рыбак //Наш современник.- 1986.-N5 £9.Астафьев В.П. Сопричастный всему живому /0 себе и о овоей работе //Литература в школе.- 1989,- N 2.- С.30-38.

29. Астафьев В.П. Сострадание /К 50-летию В.Распутина //Литературная Россия.- 1987.- 13 марта.- С.7.

30. Астафьев В.П.} народный депутат СССР. Спасет только чудо //Родина.- 1990.- N 2.- С.84.

31. Астафьев В.П. Стержневой корень //Слово.- 1991.- С.62-66.

32. Астафьев В.П. Тают снега. Роман.- Пермь, 1958.- 307 с.

33. Астафьев В.П. Хочу, чтобы Россия называлась Россией /Рассказ писателя //Книжное обозрение.- 1990.- 30 ноября /N 48/.

34. Бакланов Г.Я. Меньший среди братьев //Дружба народов.- 1981.- N 6.

35. Бакланов Г.Я. Навеки девятнадцатилетние: Повесть.- М., 1985.- 192 с.

36. Белов В. Привычное дело. Повесть,- М., 1986.- 158 с.

37. Гранаускас Р. Жизнь под кленом //Дружба народов,- 1987.- N 12.- С.З.

38. Дискуссионный клуб. Чтобы связь не оборвалась. Беседа писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева /Собеседник. Литературно-критический ежегодник.- Вып.З,- М., 1962.- с.147-155.'

39. Евдокимов Н. Происшествие из жизни Владимира Васильевича Махонина //Новый мир.- 1981.- N 5.

40. Екимов Б. Пастушья звезда. Рассказ //Новый мир,- 1989,- N 2.- С.5-33.

41. Лесков Н.С. Житие одной бабы //Собр.соч. е 11 т.- Т.1.- Л,, 1956.- С.266.

42. Петрушевская Л. Новые Робинзоны /Хроника конца XX века

43. Новый мир.- 1989.- N 8.- С.166.

44. Пришвин М.М. Времена года //Моя страна,- М., 1973,- С,273-344.

45. Распутин В.Г. Байкал //Наш современник.- "1989.- N 7.- С.12-44.

46. Распутин В.Г. Воль наша и вера. Выступление на Восьмом /Чрезвычайном/ съезде СП РСФСР //Литературная Россия.- 1991.- Н 38.- С.2.

47. Распутин В.Г. Ближний свет издалека //Литературный Иркутск." 1990.- Апрель,- 0.1-3.

48. Распутин В.Г. Быть самим собой //Вопросы литературы.- 1976.- N 9.- С.147.

49. Распутин В.Г. Распутин В.Г. Выступление на съезде народных депутатов СССР //Наш современник.- 1989,- N 6.- С.133-136.

50. Распутин В.Г. Земля судьбы. Интервью //Огонек.- 1986.- N 8.- С.24-25.

51. Распутин В.Г. Знать себя патриотом.- Иркутск, 1989,- 40 с.

52. Распутин В.Г. Избранные произведения в 2-х т. Т.1. Деньги для Марии. Последний срок. Рассказы /Предисл. А.И.Ов-чиренко; Худож. Б.Маркевич.- М., 1984.- 398 с.

53. Распутин В.Г. Избранные произведения в 2-х т. Т.2. Живии помни. Прощание о Матерой. Рассказы.- М., 1984.- 446 с.

54. Распутин В.Г. "Из проклятий ничего не добыть." /Беседа с В.Г.Распутиным. Записал И.Толстой //Диалог,- 1990.- N 4. С.106-112.

55. Распутин В.Г. Интеллигенция и патриотизм //Москва,- 1991.- U 2.- С.6-19.

56. Распутин В.Г. К международной встрече писателей в Софии //Иностранная литература.- 1977.- N 6.- 239.

57. Распутин В.Г. Костровые новых городов. Очерки.- Красноярск, 1966.- 100 с.

58. Распутин В.Г. Край возле самого неба. Очерки и рассказы.- Иркутск, 1966,- 65 с.

59. Распутин В.Г. 0 Достоевском. /Собеседник: Литературно-критический ежегодник/.- М., 1982.- с.267-268.

60. Распутин В.Г. 0 чем ввонят колокола. //Литературный Иркутск.- 1990.- Март.- С.2.

61. Распутин В.Г. Пожар //Наш современник.- 1985.- N 7.- С.3-37.

62. Распутин В.Г. Сеня едет.- Россия молодая.- В одном сибирском городе. Рассказы //Москва.- 1994.- N 7.- С.3-20.

63. Распутин В.Г. Русское Устье /Из книги "Сибирь, Сибирь." //Наш современник.- 1988.- N 5.- С.3-40.

64. Распутин В.Г. Сибирь, Сибирь.- М., 1991.- 284 с.

65. Распутин В.Г. Человек с этого света.- Красноярск, 1967.- 119 с.

66. Распутин В,Г. Что в слове, что за словом?- Иркутск, 1987.- 336 с.

67. Толстой Л.Н. Три смерти //Поли. собр. слч. Произведения 1856-1859 гг.- Т.5.- М., 1935.- С.53-65.

68. Чехов А.П. Сочинения: В 2-х т.- М., 1982.- Т.1.- С.129, '130.ПбУ.Агеносов В.В. Советский философский роман.- М., 1989.- 300 с.

69. Алейников О.Ю. Публицистическое начало в прозе Валентина Распутина /Авторская позиция характеры - стиль/: Авто-реф. дисс. .канд. филол. наук - М., 1991.- 16 с.

70. Аникин,а Г.А. Особенности психологического анализа в повести В.Астафьева "Последний поклон" //Литература Дальнего Востока и проблемы реализма.- Хабаровск, 1976.- 0.68-76.

71. Аннинский Л. Его первое место //Огонек.- 1993.- Июнь.- N 25-26.- С.26.

72. Анисимов Н.А. Особенности психологизма русской советской прозы 1930-х годов /"Производственный роман" и проза

73. A.Платонова/: Автореф. дисс. . канд. филол. наук -Одесса, 1989,- 18 с.

74. Антошин М.К. Характер в русской советской прозе 60-80-х гг. /Историко-литературные предпосылки и эволюция/: Автореф. дисс.канд. филол. наук- М., 1991.- С.23-24.

75. Ануфриев А.Е. Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х годов /Творчество В.Астафьева и В.Распутина/: Дисс. . канд. филол. наук.- М., 1983.

76. Апухтина В.А. Современная советская проза /60-е начало 70-х годов/.- М., 19?7.- 76-92.

77. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М., 1979.- 318 С.

78. Бахтин М.М. Эпос и роман //Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975.- С.476-477.

79. Бахнов Л. "Нет, и н§ под чужим небосводом" . Из писем

80. B.М.Довбни В.П.Астафьеву //Литературное обозрение.- 1989.- N 3.- С.74-80.

81. Белая Г.А. Затонувшая Атлантида //Библиотека "Огонек".-М., 1991.- 48 с.

82. Белая Г.А. "Связь чувств с действиями" /К проблеме психологизма в современной военной прозе //Литература великого подвига. Великая Отечественная война в литературе.-Выпуск 2. М., 1975.- С.67-88.

83. Белая Г.А. Философско-этическая проблематика современной прозы //Советская литература и мировой литературный процесс . Гуманистический пафос советской литературы.-Вып.З.- М. , 1982,- С.37-58.

84. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы.- М., 1983.- 191 с.

85. Бердяев H.A. Самопознание /Опыт философской автобиографии/.- U., 1991.- 446 с.

86. Березина С.Н. "Добреньким уже быть не могу." /Сатира и юмор в рассказе В.П.Астафьева "Жизнь прожить" //Русская речь.- 1988.- N 1.- С.23-30

87. Божко Г. Формы психологического анализа в современной советской прозе: Автореф. дисс. .канд. филол. наук.-М., 1977.- 21 с.

88. Бойко М, Внутренний монолог в произведениях Толстого и Достоевского //Л.Н.Толстой: Сборник статей о творчестве.- М., 1959.

89. Большакова Ю.А. Художественное претворение нравственной проблематики в прозе Виктора Астафьева: Дисс. .канд.филол. наук.- М., 1990.- С.26-111.

90. Большакова А. Увидеть лицо человеческое. Над страницами произведений В.Астафьева //Литература в школе.- 1984.1. N 2.- С.13-21.

91. Большев А.0. Проблема неродного характера в творчестве В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина: Автореф. дисс. .канд. филол. наук.- Горький, 1986.- С.7-12.

92. Большев А. "Российская жалость". По страницам произведений В.Астафьева //Север.- 1987.- N 7.- С.100-105.

93. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характеров в русской классической литературе и творчество Горького //Социалистический реализм и классическое наследие. М., i960.- С.89-210.

94. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства //Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х т.- Т.1.- М., 1962.- 0.428.

95. Бузник В.В. Русская советская проза 20-х гг.- Л., 1975.

96. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований.-"Л., 1969,- 227 с.9?.Вахитова Т.М. Повествование в рассказах "Царь-рыба".-М., 1988.- 71 с.

97. Введение в литературоведение /Под ред. Г.Н.Поспелова. -М., 1976.- 422 с.

98. Виктор Петрович Астафьев. Библиографический указатель.-Красноярск, 1989.- 89 с.

99. Владимиров В. О поэтике В.Распутина //Енисей.- 1979.-N 6.- С.67-73.

100. Воронский А. Избранные статьи о литературе.- М., 1982.-527 с.

101. Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1987.- 344 с.

102. Галанов Б.Е. Души изменчивой приметы.Литературно-кри-тические очерки.- М., 1982.- 248 с.

103. Юб.Герчиньска Д. /ПНР/ Современная советская "деревенская" проза и традиции фольклора /В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин/: Автореф. дисс. . канд. филол. наук.- М., 1986.-С.10-13.

104. Гинзбург Л.Я. 0 литературном герое.- Л., 1979.- 224 с.

105. Гинзбург Л.Я. 0 психологической прозе.- М., 1977.

106. Гончаров П.А. Стилевые искания современной социально-этической прозы /В.Астафьев, С.Залыгин, В.Шукшин/; Автореф- дисс. . канд. филол. наук.- М., 1987.

107. ИО.Грифцов Б.А. Психология писателя.- М,, 1988.- 462 с.

108. Ш.Гришин A.C. Традиции и новаторство в решении проблемы психологизма советской прозой второй половины 20-х гг.: Автореф. дисс. . канд. филол. наук.- М., 1977.

109. Громов П.П. Герой и время,- Л., 1961,- С.281-288.

110. Громов П.П. 0 стиле Льва Толстого. Становление "диалектики души".- Л., 1971,- С.71-82,

111. Громов II. Эйхенбаум Б. Н.С.Лесков. Очерк творчества. Вступительная статья.- Собр. соч. в 11 т.- Т.1.- Л.,1956.- С.3-60.

112. Дискуссионная трибуна: "Печальный детектив" В.Астафьева. Мнение читателя, отклики критиков //Вопросы литературы.-1986.- N 11.- С.74.

113. Дискуссионная трибуна. Современная проза: пути развития //Литературное обозрение.- 1986.- N 12.- С.35-39.

114. Дискуссионный клуб. Современная проза: пути развития // Литературное обозрение.- 1987.- NN 1, 4, 8.

115. Дорофеева Л.Г. Проблема психологизма в советской прозе 60-70-х годов и повести В.Распутина: Автореф. дисс. . канд. филол. наук.- М., 1989.

116. Ершов Л. Три портрета. Очерки творчества Виктора Астафьева, Ю.Бондарева, Василия Белова.- М., 1985.- Библиотека "Огонек".- N 21.

117. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы.-U., 1988.- 176 с.'

118. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология.- 1982.- N 1,- С.17-24.

119. Жуков И. Рождение героя.- М., 1984.- С.202-213. 1£4.Журенко М.Н. Проблема антигероя в прозе 70-80-х годов.

120. Дисс. . канд. филол. наук,- Харьков, 1992. 125.Залыгин С. В предел,ах искусства.- М., 1988.- С.120-127.

121. Залыгин С. Литература и природа //Новый мир.- 1991.-N 1.- С.14-15.

122. Залыгин С. Повести Валентина Распутина //В пределах искусства." M. } 1988.- С.107-120.

123. Зимин A.A. Взаимосвязь символики и публицистичности в повести В.Распутина "Пожар" //Советская литература второй половины восьмидесятых годов и ее осмысление в критике." Омск, 1990.- С.24-25.

124. Золотусский И.П. Исповедь Зоила.- М., 1989.- С.52-69.

125. Ильин A.A. Эпический цикл в современной русской прозе /На материале творчества В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина, Ю.Бондарева/: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. С.-Петербург, 1992.- 16 с.

126. Ильин И. За национальную Россию //Слово.- 1991.- N 4.-С.51-55.

127. Ильин И. За национальную Россию. Отжившие предрассудки русской интеллигенции //Слово.- 1991.- N 6.- С.80-81.

128. Ильин И. 0 тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шелев.- М., 1991,- 209 с.

129. Исенов А. Психологизм современной прозы. На материалах творчества Чингиза Айтматова.- Алма-Ата, 1985.- С.22-83.

130. Коваленко А.Г. Новеллистический цикл 60-70-х гг. и индивидуально-стилевые особенности писателя: /"Царь-рыба" В.Астафьева/ /Взаимодействие стиля и жанра в литературе.- Свердловск, 1984.- С.63-71.

131. Карлова Т.С. Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н.Толстого.- Казань, 1959,- С.37.

132. Паролев С. Вопросы психологической характеристики //Эстетика и литература /Статьи болгарских писателей/.- М.,1966.- С.91-119.

133. Киселева Л. Об особенностях психологизма в прзе //Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма.- М., 1980.- 0.160-194.

134. Кожинов В.В. Затеей метят тропу //Литературное обозрение." 1973.- N 1.- С.60-75.

135. Комина Р.В. Современная советская литература. Художественные тенденции и стелевое многообразие.- 2-е изд. пе-рераб. и дор.- М., 1984.- 232 с,

136. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования //Русская литература.- 1974.- N 1.- С.46-60

137. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе /1920-е годы/.- Л., 1980.- 113 с.

138. Котенко H.H. Валентин Распутин. Очерк творчества.- М., 1988.- 188 с.

139. Котенко H.H. Все начинается с нравственностти. В.Распутин "Бацкал" //Литературная газета.- 1989.- 13 сент. /N37/.- С.4.

140. Кузичева А. Бедная . кроткая. Тихая Людочка. Связь времени и произведений //Книжное обозрение.- 1989.- 3 ноября.- N 44.- С.6.

141. Кузьменко Р.П. "Царь-рыба" В.Астафьева в контексте лирической прозы 50-70-х годов: Автореф. дисс. . канд. фи-лол. наук.- Одесса, 1989.

142. Кузьмин М.П. Социально-гуманистические проблемы художественной публицистики 80-х годов: концепция человека: Агтореф. дисс. . канд. филол. наук.- М., 1991.

143. Курбатов В. Валентин Распутин. Личность и творчество.-М., 1992.- 176 с.

144. Курбатов В. Виктор Астафьев.- Новосибирск, 1977.

145. Курбатов В. Даль свободного романа //Литературное обозрение.- 1978.- N 3.- 0.23.

146. Курбатов В. Книга одной жизни. Вступит, статья к собр. соч. В.П.Астафьева в 4-х т.- И.1.- С.5-36.

147. Курбатов В. Миг и вечность. Размышления о творчестве

148. B.Астафьева,- Красноярск, 1983.

149. Путь к правде Виктора Астафьева //Литературная газета,-1990.- N 18.- 2 мая.-С.4-5.

150. Курбатов В. Хлеб насущный: Заметки о прозе и публицистике В.Распутина //Литературная учеба.- 1990.- N 3.1. C.61-64.

151. Курносенко В. История одной поездки. Из воспоминаний о встрече с В.П.Астафьевым //Литературная учеба.- 1988. -N 2.- С.11-18.

152. Лавлинский Л. Закон милосердия. По страницам новых произведений В.Астафьева //Литературное обозрение.- 1986,-N 8.- С.14-20.

153. Ланщиков А. Виктор Астафьев. Право на искренность.- М., 1975.

154. Ланщиков А. Виктор Астафьев,- М., 1992.- 159 с.

155. Ланщиков А. Ищу собеседника. 0 прозе 70-80-х годов.- М., 1988.- 368 с.

156. Лейдерман Н. Потенциал жанра //Север.- 1978.- N 3.-С.108.

157. Лейдерман Н. Почему не смолкает колокол? //Урал.- 1988.-П 2.- С.158-167.16£.Лейтео Н. Личность и мир /0 художественном психологизме в прозе социалистических стран Европы //Вопросы литературы.- 1987.- N 4.- С.132-154.

158. Леонова Т.Г. Психологическое изображение в русской литературной сказке второй половины 19-го века /Сатирический психологизм/. Томск, 1980.- С.104,

159. Летов B.C. Астафьевым в Овсянке и не только там //Огонек.- 1993. Июнь. - N 25-26. - С.20-24.

160. Лзлченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х гг. В.Распутин, В.Астафьев, С.Залыгин.- Л., 1985. С.45-88.

161. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. М., 1982.16?.Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы. 1968. - N 8. - С.76-77.

162. Лихачев Д.С. Движение русской литературы 11-17 вв. к реалистическому изображению действительности. М., 1956.

163. Логинов В.М. Традиции гуманистической поэтики В.Г.Короленко в творчестве В.П.Астафьева и В.Распутина /Сибирские страницы жизни и творчества В.Г.Короленко. Новосибирск, 1987. - С.64-84.

164. Локтев Н.Ф. Особенности художественного времени в "житийном" рассказе В.Астафьева //Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. Межвуз. тематический сб.- Калинин, 1982. С.99-115.

165. Лосский Н.О. История русской философии. М. , 1991. -559 с»

166. Макаров А. Во глубине России /Критико-биографический очерк //Пермь, 1969.

167. Максимова Н.В. Проблема авторского гуманизма в повести В.Астафьева "Пастух и пастушка" //Вопросы русской литературы. Республиканский медведомственный научный сборник.- Львов, 1975. С.50-56.

168. Медведев Ф. Человек на земле не случаен: В.Распутину -50 лет /Книжное обозрение. 1987. - N 11. - 13 марта. -С* 3<

169. Мешалкин А.Н. Традиции Ф.М.Достоевского в творчестве

170. B.Астафьева. Дисс. . канд. филол. наук. М., 1993. 175.Митин Г. Слово, необходимое России //Литература в школе.- 1990. N 5. - С.59-71.

171. Михайлов А. Живет в Смбири писатель /0 В.П.Астафьеве //Советская литература. 1990. - 13 октября /N 41/.1. C.1, 5.

172. Монахов H.H. Из истории формирования русского реализма. Беллетристика П.Н.Кудрявцева //Русская литература. -1971. N 1. - С.79.

173. Панкеев И.А. Валентин Распутин. По страницам произведений. М., 1990. - 144 с.

174. Пискунова С., Пискунов В. В пространствах новых . Миры и антимиры натурфилософской прозы //Литературное обозрение. 1987, - N 12. - С.10-16.

175. Плеханова И.И. "Философия чувств" в прозе В.Распутина //Поэтика писателя и литературный процесс. Тюмень, 1988. - С.134-140.

176. Полонский В.П. О литературе. Избранные работы. М., 1988. - 493 с.

177. Попхадзе М. Проблема выбора и своеобразие психологизма в прозе о Великой Отечественной войне //Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М., 1977.

178. Проблема психологизма в советской литературе. Л., 1970.

179. Проблемы психологизма в художественной литературе. -Томск, 1980.

180. Прблемы психологического анализа в литературе. Межвуз. сборник научных трудов. Л., 1983. - 156 с.

181. Проблема характера в современной советской литературе. -М. Л., 1962.

182. Проза В.Астафьева. К проблеме мастерства. Красноярск, 1990. - 136 с.

183. Пути художественной правды /Проза В.Шукшина, В.Астафьева //Русская советская литература 50-70-х гг. /Под ред. проф. В.А.Ковалева. М., 1981. - C.107-12S.

184. Распутин В.Г. Реком, указатель литературы. М.; 1987.30 с.

185. Ремизов В. Б. Проблема единства человека и мира в рассказе мТри смерти" //Методы и приемы научного анализа в филологических исследованиях. Воронеж, 1978. - С.136.

186. Рецевичуте К.Э. Принципы изображения человека в советской прозе 20-х гг. /Психологическая структура характера7 : Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1984. -С.1-17.

187. Решетова Л.И. 0 своеобразии психологизма в прозе Лермонтова //Проблемы психологического анализа в литературе. -Л., 1983. С.18.

188. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлении материального мира. -М., 1957. 328 с.

189. Саяынский 0. Дом у дороги //Вопросы литературы. 1977. - N 2. - С.30.

190. Сафронова З.П. Повесть Валентина Распутина "Живи и помни". Методологическая разработка к проблемному изучению современной "деревенской" прозы. Вильнюс, 1980. - 88 с.

191. Семенова С. Валентин Распутин. М., 1987. - С.19-168.

192. Сигов В.К. Проза В.Распутина /Проблематика и поэтика/: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1984.

193. Симпозиум русистов в Зеленой Гуре /ПР/. Формы психологизма в русской, украинской и белорусской литературах. 7-8 июня 1990г. Отчет //Русская литература. 1991. - N 1. - С.227-228.

194. Скафтымов А.П. 0 психологизме в творчестве Стендаля и Толстого //нравственные искания русских писателей. М.,1972. С.175.

195. Солоухин В. Боль его и надежда. 0 творчестве писателя В.Распутина //Огонек. 1987. - N 13. - С.2-3.

196. Слабковская Е., Клейменова Г. Человек и природа в современной советской проэе. Учебное пособие к спецкурсу. -Иркутск, 1990. 66 с.

197. Станоевич Д. /СФРЮ/ Художественный анализ психологии личности и массы в русской советской прозе 20-х годов: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1990.

198. Старикова Е. Заметки при чтении повести В.Распутина "Пожар" //Новый мир. 1985. - N 12. - С.129.

199. Старикова Е. Искания современной деревенской прозы 1980-х годов //Поэтика писателя и литературный процесс. Тюмень, 1988. - С.128-133.

200. Стеценко В. Воспоминания об Овсянке //Слово. 1991. - N 11. - С.66-67.

201. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1973. - 4.1.

202. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1974. - 4.2.

203. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1975. - Ч.З.

204. Тендитник Н. Валентин Распутин. Очерк жизни и творчества. Иркутск, 19S7. - 232 с.

205. Тендитник Н. Новые рассказы В.Распутина //Сибирь. Иркутск, 1983. - Н 1. - С.107-117.

206. Тендитник Н. Судьба Сибири личная сцдьба. 0 творчестве В.Распутина. - Красноярск, 1985. - Вып.1. - 45 с.

207. Урманов A.B. Поэтика прозы Валентина Распутина /Психологический анализ. Традиции и новаторство/: Дисс. канд. филол. наук. М., 1986. - С.3-156.

208. Урнов Д.М. Внутренний монолог //Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. - Т.9. - Ст.194-195.

209. Фащенко В.В. Герой и слово. Прблемы, характеры и поэтика советской прозы 80-х годов. Киев, 1986 /На украинском языке/. - £11 с.

210. Фащенко В.В. Социальность реалистического психологизма //Избранные статьи. Киев, 1988. - С.56. На украинском языке.

211. Фащенко В.В. Характеры и ситуации. Статьи. М., 1982. -£64 с.

212. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

213. Хмельницкая Т. В. В глубь характера. О психологизме в современной советской прозе. -Л., 1988. £56 с.

214. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л.Н.Толстого. Военные рассказы Л.Н.Толстого. Полн. собр. соч. - М., 1947. - т.З. - С.4£5.

215. Чубукова Н.В. Психологический мир повести В.Астафьева "Последний поклон" //Проблема психологического .анализа в литературе. Л., 1983.

216. Чубукова Н.В. Творчество В.П.Астафьева и стилевые искания советской прозы 50-70-х гг.: Автореф. дисс . канд.филол. наук. Л., 1984. - С.9-11.

217. Шапошников В. Валентин Распутин. Новосибирск, 1978. -68 с.

218. Швех Л.Г. Творчество В.Астафьева и идейно-художественные искания в прозе 60-70-х гг.: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1981. - С.5.

219. Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годое. Издание второе. М., 1984. - 351 о.

220. Шик Э.Г. Особенности психологизма повестей В.Астафьева //Проблемы психологизма в художественной литературе. -Томск, 1980.

221. Шишкина А. 0 психологическом анализе в послевоенной прозе //Звезда. М. - Л. - 1955. - N 2. - С.160-173.

222. Шкловский Е. Душа и мир: Тема детства в творчестве В.Астафьева //Детская литература. 1985. - N 7. - С.19-23.

223. Щербатов К. Прямой взгляд //Дружба народов. 1986. - N 6. - С.255-258.

224. Юдалевич В.М. "Диалектика души" в ранних произведениях В.Распутина //Очерки литературы и критики Сибири 18-20 вв. Новосибирск, 1976. - С.257-273.

225. Юдалевич В.М. Идейно-художественное своеобразие повести и рассказа 60-х годов /В.Астафьев, В.Шукшин, В.Распутин/: Дисс, . канд. филол. наук. Новосибирск, 1975.

226. Юдалевич Б.М. Проблематика и жанрово-стилевые особенности повести В.Астафьева "Отародуб" //Тенденции развития русской литературы Сибири в 18-20 вв. Новосибирск, 1985. - С.124-139.

227. Юдалевич Б.М. Традиции и мастерство //Проза В.Астафьева.

228. К проблеме мастерства, Красноярск, 1990. - С.3-40.

229. Якименко Л. Возможности и свершения советского романа //Вопросы литературы. 1979. - N 5. - 0.102.

230. Яновский Н. Начало: 0 раннем периоде жизни и творчества В.Астафьева //Сибирские огни. 1979. - N 3.- С.157-167.

231. Яновский И. Виктор Астафьев. Очерк творчества. М.} 1982. - 272 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.