Особенности русско-немецкого культурного взаимодействия в культурном пространстве России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Первушина, Ольга Васильевна

  • Первушина, Ольга Васильевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 165
Первушина, Ольга Васильевна. Особенности русско-немецкого культурного взаимодействия в культурном пространстве России: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Барнаул. 2004. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Первушина, Ольга Васильевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования меж культурного взаимодействия.

1.1. Аккультурация в системе кульутрологического знания.

1.2. Проблемы этно- и культурогенеза в зарубежной и отечественной науке.

1.3. Парадигмы национальной идентичности славянина и германца в зеркале мифопоэтики.

Глава 2. Совокупный образ немца в русской художественной литературе и философии.

2.1. Русский и немец в философии и художественной литературе золотого века русской культуры.

2.2. Образ «своего» и «чужого» в экзистенциальной

• культурологии Г.Гачева.

2.3. Образ «своего» и «чужого» в философской концепции Г.Гюнтера.

Глава 3. Историческая динамика аккультурации в локальном культурном пространстве России и Западной Сибири.

3.1. Историческая динамика аккультурации немцев в

России.

3.2. Этнокультурная специфика русских немцев Западной

Сибири в контексте доминантной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности русско-немецкого культурного взаимодействия в культурном пространстве России»

Актуальность исследования. Одной из наиболее существенных проблем современности в отечественной и зарубежной культурологи является определение генерального пути развития планетарной культуры. Изыскания в области культурной антропологии особенно отчетливо представляют две теоретически поляризованные, но практически взаимодополняющие друг друга тенденции: глобализация и унификация социо- и этнокультурных феноменов (что должно привести к оформлению планетарной цивилизации), и дифференциация этнических сообществ (элементов метакультуры, тяготеющих к сохранению признаков этнокультурной идентичности).

Привлекательность футурологического прогноза о постепенном и органичном исчезновении территориальных границ, о естественном для единого биологического вида, - отсутствие непримиримого и отрицательного отношения к инокультурным ценностям и традициям не только понятна с общегуманистических позиций, но и имеет тенденцию к реализации: эмиграционные и иммиграционные потоки, экономическое и социокультурное содружество стран и континентов, комплексные программы «Мир без границ» и прочее являются серьезным аргументом в пользу ее перспективной вероятности.

В то же время феномен этнокультурной дифференциации и идентификации является не менее реальным фактом современности не только не утрачивающим своих качественных признаков, но и все более обнаруживающим их в разных формах проявления: в настойчивых усилиях сохранить территориальные границы; в борьбе за обретение политической и культурной автономии; в акцентировании права выбора места проживания на исторической родине; в утверждении приоритета конфессиональной принадлежности.

В ряду двух полярных вариантов развития культуры человечества выделяется и промежуточный, альтернативный и на сегодняшний день гораздо более реальный вариант формирования культуры согласия, как признания за каждой этнической культурой права на самостоятельность, самобытность и самодостаточность.

Теоретические, прогностические модели не всегда учитывают объективные реалии исторического пути тех элементов этноса, которые в силу сложившихся обстоятельств оказались в составе иноэтнической среды, ино-этнической культуры на протяжении нескольких столетий. Если концепции этно- и культурогенеза человечества разрабатывались и разрабатываются масштабно, на огромном фактографическом материале, то судьбы добровольно или насильственно локализованных на чужой территории этнических сообществ не стали объектом пристального внимания культурологии. Между тем, подобные образования существуют на территории всей планеты, веками сохраняя основные доминанты материнской культуры в инокультурном окружении.

В этом смысле территория Западной Сибири является одной из уникальных, так как здесь существуют украинская, польская, немецкая и другие диаспоры при количественной доминанте и этнокультурном приоритете русского населения. Вторым по численности после русского этноса является немецкий. Трехсотлетнее проживание немецких поселенцев на территории России, драматические перипетии взаимодействия русской и немецкой культур не только в ситуации аккультурации, но и в ситуации культурной коммуникации двух самостоятельных государств позволяют сформировать проблему, актуальную не только в научном, но и в социальном, культурно-бытовом отношении: каковы реальные варианты аккультурации суб- и доминантного этносов на территории доминирующей культуры и какую роль играют в характере взаимоотношений двух культур национальных характер, этнические стереотипы и аксиологические системы этносов.

Диссертационное исследование является попыткой культурологического анализа проблемы аккультурации суб- и доминантного этносов на примере немцев Западной Сибири.

Степень разработанности проблемы. Исследования, так или иначе имеющие отношение к теме, можно систематизировать по нескольким направлениям.

Первую группу источников составили труды известных философов и историков, собравших и обобщивших обширный материал по проблемам этногенеза и культурогенеза. Это работы О. Шпенглера, А. Тойнби, Т. де Шар-дена, В.В. Вернадского, JI.H. Гумилева и др.

Вторую группу исследований составили источники по специфике национального характера представителей германского и славянского этносов: Г. Гюнтера, Ф. Кумлера, А. Хейслера, представивших в системе философского анализа этнический «портрет» нордического характера и балто-славянского типа; Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского и других русских философов, анализировавших тип славянина и исторический путь славянской культуры. Особое внимание обращалось на цикл работ Г. Гачева, представившего в русле экзистенциальной культурологи сравнительные характеристики русского и германского национальных характеров.

Третья группа представлена источниками по определению специфики мифопоэтики и фольклора германского и славянского мира. Мы опирались на фундаментальные исследования А.Я. Гуревича, Б.А. Рыбакова, В.В. Иванова и В.Н. Топорова, С.А. Фаминицына, И. Хейзинги, М. Элиаде и других.

Четвертую группу составляют произведения русской классической литературы и философии, где обнаруживаются основные характеристики представителей германской нации в восприятии русских. Это произведения Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.Я. Чаадаева и других.

Пятая группа исследований посвящена изысканиям в области этноло

Ф гии и этнопсихологии, а также отдельным аспектам проблемы аккультурации. Это работы А.А. Велика, Дж. Де-Воса, Дж. Деверо, Ф.Л.К. Хсю, Дж. Уайтинга, Ю.И. Бромлея, С.В. Лурье, Э.С. Маркаряна, А.П. Садохина, А. Гусейнова и других.

Шестая группа исследований рассматривает проблему аккультурации в контексте игровой теории культуры и типов культурной инсценировки. Взаимодействие и взаимовлияние культур осмысляется Й. Хейзингой, X. Ортегой-и-Гассетом, Р. Лахман как вариант игры, где принципиальное значение имеют три условия ее состоятельности: игровое время, игровое пространство и условия игры. К этой же группе источников относятся концепции типов культуры (полистилистической и моностилистической), разработанные Ю.М. Лотманом и Б.А. Успенским, интерпретированные Л.Г. Иони-ным и другими.

Седьмая группа источников включает в себя работы, исследующие фе

• номен аккультурации немцев в России, Западной Сибири, в частности на Алтае. Это исторический анализ процесса переселения и характера адаптации немцев в иноэтнической и инокультурной среде, осуществленный П.П. Вибе, Л.В. Малиновским, В.И. Брулем, В.И. Матисом, Н.В. Черновой и другими.

Объемная и разноплановая литература по изучаемой теме обнаружила, тем не менее, что проблема аккультурации суб- и доминантного этносов в ее современном динамическом, сложном и противоречивом процессе на уровне конкретных явлений остается вне поля зрения культурологического анализа. Изучение проблемы этнокультурного взаимодействия либо представляется на уровне научных абстракций, либо обобщаются материалы американских этнографов, впервые включивших в научный оборот понятие «аккультурация». Современная культурология тяготеет к целостному анализу процесса взаимодействия и взаимовлияния культур, учитывая как специфику нацио

• нальных характеров, так и особенности национальной картины мира. Попытка рассмотреть процесс аккультурации как двуединый - событийный предполагающий анализ исторических событий и фактов) и со-бытийный (исходящий из убеждения в том, что культурное взаимодействие, это прежде всего, взаимодействие людей как создателей и носителей культуры, в данном случае этнической) - представляется особенно перспективной, так как открывает обширное поле для дальнейших исследований в этой области.

Объектом исследования является межкультурное взаимодействие.

Предметом исследования выступает процесс аккультурации немцев в условиях локального культурного пространства России и Западной Сибири.

Цель заключается в исследовании механизма аккультурации в русско-немецком культурном взаимодействии.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• анализ содержательных подходов к определению понятия и процесса аккультурации в отечественной и зарубежной литературе;

• исследование подходов к проблеме этно- и культурогенеза в зарубежной и отечественной науке;

• моделирование типа представителя германского этноса на основании исследования произведений русской классической художественной литературы и философии;

• анализ проблемы национального характера и национальной картины мира как воплощения и выражения ментальности представителей русского и германского этносов;

• вычленение специфики этапов аккультурации немцев в России;

• выявление условий и причин сохранности принципиальных для немецкого субэтноса элементов духовно-художественной культуры как фактора сохранения этнической целостности в Западной Сибири.

Методологическая основа исследования представлена системно-философской и культурологической методологией. В диссертации применены такие методы как метод взаимосвязи исторического и логического; методы индукции и дедукции; проблемно-логический метод; сравнительно-исторический метод.

В диссертации использованы методологически значимые идеи J1.H. Гумилева, Ю.И. Бромлея, С.В. Лурье, Ю.М. Лотмана, Й. Хейзинги, Л.В. Малиновского, В.И. Бруля, В.И. Матиса, А. Шадта о многообразии форм межкультурного взаимодействия, детерминированных политическими, территориальными, социально-экономическими и другими факторами.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Посредством анализа мифопоэтики выявлен комплекс диаметрально противоположных психологических и культурных черт у представителей данных этносов обусловивших динамическую напряженность межкультурного диалога немецкого субэтноса с доминантной культурой.

2. С культурологических позиций на материале русской классической художественной литературы и философии смоделирован обобщенный образ немца в восприятии русского.

3. Аккультурация немцев России рассматривается как процесс, детерминированный историческими событиями доминантной (русской) культуры на протяжении XVIII-XX вв. Аккультурация анализируется в контексте игровой теории культуры и интерпретируется в качестве различных типов культурной инсценировки.

4. Теоретическая концепция аккультурации апробирована на историко-культурном материале немцев России и Западной Сибири, что позволяет утверждать, что некоторые ее варианты способствуют сохранению в кон-сервантном состоянии доминантных ценностей этнической культуры немецкого субэтноса.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Аккультурация является одним из универсальных процессов этно- и культурогенеза. Аккультурация как одна из форм межкультурного взаимодействия представляет собой не только процесс заимствования системы ино-культурных ценностей, но и способствует оформлению некоего «третьего пласта культуры», несводимого ни к одному из «участников этнокультурного диалога». Феномен «третьего пласта культуры» оказывается результатом синтеза вариативных и инвариантных образований ино- и интеркультурного характера. Известные в культурной антропологии, этнологии, этнографии варианты аккультурации (ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция) не являются константными, представляют собой процессуальное явление, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования.

2. Сравнительно-исторический анализ особенностей русско-немецкого культурного взаимодействия в пространстве отечественной культуры на основе изучения мифопоэтики как воплощения стереотипов национальной идентичности, анализа русских философских текстов и текстов русской художественной литературы золотого века, обнаруживает явления, принципиальные для культуры двух исторически поляризованных, но находящихся в состоянии притяжения - отталкивания этносов: германского и русского. При этом этническая самоидентификация того и другого этносов осуществляется по принципу противопоставления: «я» - «другой». Процессы культурного взаимодействия России и Германии отличает качество амбивалентности, историческая судьба этносов складывалась в сложной динамике конструктивного и деструктивного начал.

3. Рассмотрение феномена аккультурации как объективного и универсального процесса межэтнического взаимодействия предпринято с позиции концепции «культурных инсценировок», где процесс аккультурации интерпретируется как «проигрывание ролей» представителями разных этносов (прежде всего суб- и доминантного этносов), характер роли задается доминирующей культурой. Аккультурация может быть представлена четырьмя основными вариантами бытования, каждому из которых соответствует определенный тип культурной инсценировки (инсценизация, адаптация, освоение культурных ценностей, усвоение культурного ядра доминирующей культуры).

4. Анализ результатов аккультурации немецких поселенцев в культурном пространстве России и Западной Сибири показал следующее:

- в процессе длительного сосуществования представителей различных этносов (немецкого и русского) происходит трансформация отдельных элементов традиционной культуры субэтноса (в данном случае немцев), но при сохранении ее этнического ядра;

- принципиальные для субэтноса (немцев) элементы этнической культуры в ситуации маргинального и сепаративного сосуществования с культурой доминантного этноса (русские) приобретают качество консервантной формы и осуществляют морфогенез культурных элементов по принципу римейка.

5. Аккультурация в реальном социально-культурном пространстве, как специфический процесс, проявляется на двух уровнях событийности: как совокупность исторических факторов, обуславливающих специфику взаимодействия и взаимовлияния этнических групп, и как со-бытие - реальные жизненные процессы межкультурного взаимодействия представителей суб- и доминантного этносов.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и уточнении актуальных для современного культурологического знания понятий - этнос, этническая культура, национальная культура, национальная картина мира, менталитет. Это способствует обогащению понятийного аппарата культурологии. Концепция «культурной инсценировки» позволяет расширить угол зрения на междисциплинарные связи между философией, этнологией, этнопсихологией, культурологией, что отражает интегративные тенденции в современном развитии научного знания.

Практическая значимость исследования определяется возможностью создания по его результатам социально-культурных программ поддержки и развития этнических немцев Западной Сибири. Материалы диссертации использовались при разработке и чтении курсов по культурологии и социально-культурной деятельности в учебном процессе Алтайского государственного института искусств и культуры.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования получили апробацию на международной научно-практической конференции «Сохранение и воспроизводство культурного наследия народов Сибири» (г. Барнаул, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Философия, методология и история знаний - 2002 г.» (Барнаул, 2002 г.), международном форуме «Россия - Германия: диалог культур — взаимопонимание наций» (Барнаул, 2004 г.).

Объем и структура работы. Структура диссертационного исследования обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Первушина, Ольга Васильевна

Выводы:

В результате проделанного анализа мы пришли к следующим выводам:

1. Аккультурация как взаимодействие этнических культур носит исторически динамичный характер. Ее этапы или варианты не всегда и не обязательно представляют собой эволюционный процесс. Историческая динамика этапов или вариантов аккультурации обусловлена объективным ходом исторического процесса. Среди вариантов аккультурации немцев в России, прежде всего, в компактных поселениях на территории Сибири, доминантными являются сепарация и маргинализация, несмотря на то, что доминантным импульсом первого этапа культурного сотрудничества этносов явилось стремление к интеграции. Негативные с точки зрения идеального типа аккультурации варианты сепарации и маргинализации бытования субэтнической культуры (культуры немецких поселенцев) явились фактором, объективно сдерживающим ассимиляционные процессы, и условием сохранения традиций народной культуры на уровне семьи и конфессиональных единств. Настоящий этап межкультурного взаимодействия характеризуется тенденцией к интеграции как форме сотрудничества и конструктивного этнокультурного диалога.

2. Анализ специфики существования культуры немецких поселенцев в регионах Западной Сибири показал следующее:

- В процессе длительного сосуществования представителей различных этносов происходит трансформация отдельных элементов традиционной национальной культуры при сохранении ее мировоззренческого ядра, что является условием преодоления энтропийных тенденций в этнокультуре субэтноса.

- Принципиальные для субэтноса элементы этнической культуры в ситуации маргинального и сепаративного сосуществования с доминантной культурой приобретают качество консервантной формы и осуществляют морфогенез культурных элементов по принципу римейка.

3. Аккультурация в конкретике ее проявления осуществляется на двух уровнях событийности: как совокупности исторических фактов, обусловливающих специфику взаимодействия и взаимовлияния этнических групп и как со- бытие' - реальные жизненные процессы этнофоров трансформирующие национальную картину мира, но сохраняющие ее ядерные элементы.

Этнокультурогенез на микроуровне (250-300 лет) в миниатюре воспроизводит картину глобального процесса генезиса мировой культуры, представленных в наиболее фундаментальных исследованиях данной проблемы.

Заключение

В процессе анализа концепций, так или иначе имеющих отношение к проблеме нашего исследования, обнаружились закономерности, позволившие сделать ряд обобщений. Так, аккультурация как исторически динамичный процесс взаимодействия и взаимовлияния этнических культур находящихся в ситуации территориальной локализации на протяжении двух-трех столетий, есть один из механизмов универсального для планетарной цивилизации феномена этно- и культурогенеза. Аккультурация, рассматриваемая в качестве относительно автономного явления в контексте глобальных транскультурных и трансэтнокультурных перипетий, представляется и полистадиальным вариантом адаптации этнокультуры субэтноса к доминантной суперэтнической культуре. При этом аккультурация в рамках метасистемы: планетарной цивилизации видится в качестве макросистемы (культуры доминантного этноса и культуры, имеющей в качестве исходных элементов формоге-неза элементы материнской культуры субэтноса) сохраняет и воспроизводит те факторы, которые фиксируются авторами фундаментальных исследований в области этно- и кульурогенеза: налицо фиксируемая отправная точка культурной динамики («наличие интеллектуального меньшинства», обеспечивающего начало нового витка в развитии этнических культур (О. Шпенглер); наличие факта Вызова истории, предполагающего Ответ культуры (А. Тойнби); акцентация «точки икс», приводящей к напряжению пассионарного поля (J1. Гумилев). На уровне микросистемы - динамики этнической культуры субэтноса - в исторически обозримый период просматриваются специфические процессы, которые не принимаются во внимание при анализе этно- и культурогенеза на сверхвысоком уровне абстракции. Конкретика историко-культурных и социокультурных особенностей взаимодействия и взаимовлияния двух этнических культур Германии и России - позволяет определить основной принцип их отношений: притяжение - отталкивание. Этот принцип, фиксируемый на уровнях мировоззренческих систем, духовнохудожественном и бытовом вариантах их воплощения, противоречит идее О. Шпенглера о «замкнутости» цивилизаций и требует коррекции наблюдения А. Тойнби о мимесизе культур. Следует оговориться, что данные наблюдения касаются только хронологически локализованных этнокультурных процессов и относятся к конкретным, анализируемым в диссертационном исследовании типам национальных культур.

Специфика аккультурации, рассматриваемая в данной работе, обусловлена рядом факторов: особенностью типа ментальное™ этнофоров; характером исторических условий существования этнических культур; степенью стабильности исходных и константных для культуры суб- и доминантного этносов элементов.

Рассматривая аккультурацию как двуединый процесс: событийности (исторической совокупности фактов, определяющей последовательности этапов - типов аккультурации) и со-бытийности (сосуществования разных типов бытия и быта на уровне индивидуально-личностном и социальном), мы отмечаем несовпадение, несоответствие реального воплощения семантических уровней по-разному читаемого (воспринимаемого) понятия.

Действительно, все составляющие феномена ментальности русского и германца поляризованы по отношению к исходному пункту: принадлежности к единому биологическому виду. Нами выделяются особо такие свойства оппозиции, как нормативность / анормативность поведения; стабильность / им-провизацинность в ролевых ситуациях; приоритет дела / приоритет рефлексии и т.д. соответственно представителей германского и русского типа, определяющего особенности этнической культуры и определяемого ею. Зафиксированные в мифопоэтических текстах оппозиционные характеристики национальных особенностей подтверждаются фактами философской и литературной рефлексии изучаемых этносов. Анализ текстов немецкой «биологической» философии (прежде всего Г. Гюнтера) и трудов русских философов XIX - XX вв. (П.Ф. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, Н.О. Лосского, Г.Гачева и др.) позволяют отметить, что немецкая философия это философия «чистого умствования и высоких абстракций», а русская философия (строго применительно к проблеме исследования) представляется не только интеллектуальным напряжением, но в такой же мере эмоциональным с элементом ревнивого соперничества ментальностей и даже персоналий. Подобное же наблюдение вытекает из анализа русской классической художественной литературы, где сопряжение иронии по отношению к немцу и немецкому типу бытования и самоиронии все же обнаруживает в последней оттенок собственного превосходства, основанный на убеждении в том, что русский тип поведения: бравада, пренебрежение к общепринятым ценностям маскирует некую трансцендентную субстанцию, которая именуется загадочной славянской душой. Объединение философских констатаций и художественных образов приводит к выводу, ставшему уже в XIX в. общим местом русского рефлексивного процесса - к выводу об отсутствии у русских «среднего слоя культуры», понимаемого в самом широком смысле. Существование между двух абсолютов: плюса и минуса, неприятие и не способность принять закон золотой середины как естественной формы бытия определяет доминанты национальной русской культуры во всех вариантах ее проявления.

Очевидная и акцентированная полярность национальных характеров -естественное, давно констатированное и бесспорное наблюдение этнологов, этнопсихологов и этнографов - в ситуации сосуществования обнаружила интересные с точки зрения исторической культурологии результаты. С позиций игровой теории культуры и в контексте концепции культурных инсценировок аккультурация немецкого субэтноса и русского этноса не имела характера эволюционного процесса с естественным для него результатом - ассимиляцией культуры субэтноса к культуре доминантного этноса. Если учесть, что игровая теория культуры (И. Хейзинга) предполагает для успеха и результативности игры наличия трех основных элементов: времени игры, игрового пространства и соблюдения имеющихся условий игры, то историческая ситуация сосуществования двух этнических культур: русской и немецкой определяла тип аккультурации, постоянно изменяя два последних элемента как следствие варьирования первого элемента игрового времени в зависимости от «организатора» игры или обстоятельств, не имеющих к нему непосредственного отношения. Соответствующие таблицы № 1 и № 2 фиксируют зависимость - детерминированность результата «игры вне правил» как естественные для нее и единственно возможные в подобных условиях типы аккультурации: маргинализацию и сепарацию. Следует отметить, далее, что вторым (кроме ассимиляции) позитивным результатом аккультурации считается интеграция культур. Подобный тип аккультурации, как показало исследование, возможен и продуктивен в условиях полистилистической культуры (Ю. Лотман, Б. Успеский). Культура России на протяжении XVIII - конца XX вв. развивалась по моностилистическому типу, что тоже сказалось на характере аккультурации и ее результатах в конкретные хронологические периоды.

Специфика игровой ситуации, задающей параметры процесса и типов аккультурации, позволила экстраполировать в исследовании адаптированную концепцию культурной инсценировки (Р. Лахман, Л. Ионин). Этапы и варианты аккультурации либо режиссировались властными структурами доминантной культуры, либо допускали элементы импровизации бытования этно-культуры субэтноса. Культурная инсценировка как метафора этапа (варианта, типа) аккультурации в качестве обязательного условия требовала либо разыгрывания двух параллельных спектаклей на двух параллельных сценах (екатериниский период, проживание немцев в автономии), где предполагался монолингвизм, репродуцирование этнических культурных стереотипов, конфессиональная толерантность, отсутствие смешанных браков, компактность поселений носителей иноэтничной культуры, либо совмещения спектаклей в культурном пространстве России.

Второй тип инсценировки связан с переселением колонистов Сибирь в конце XIX - нач. XX вв. Компактные поселения не исключали дисперсного размещения русских немцев, что приводит к необходимости колонистам изучать русский язык, усваивать особенности бытования доминантной культуры, воспроизводить ее непременные для коммуникации стереотипы. При этом ролевые варианты аккультурации воспринимались как официально необходимые (время и пространство игры определяют результат), а собственно этнические стереотипы и элементы становились фактором комфортности коммуникации в моноэтничной среде и условием консервации константных форм материнской культуры, что определяло феномен идентификации и самоидентификации этноса. Аккультурация субэтноса протекала по двум направлениям: 1) инкультурация как освоение «своей» культуры и культуры доминантного этноса; 2) интериоризация и социализация как «вживание» в социум диаспоры и, параллельно, в социум доминантного этноса. Результатами подобной культурной инсценировки становятся: билингвизм; увеличение числа смешанных браков; частичная трансформация этнокультурных элементов в области народной национальной культуры. Органичная для этноса, осознаваемая на генном уровне принадлежность к «своей» культуре в ситуации репрессий со стороны культуры доминантного этноса приводит к формированию феномена культурного римейка, который понимается и интерпретируется в исследовании как оформление ядерных основ национальной культуры элементами культурной инноватики, соотносимой с соответствующими элементами культуры доминантного этноса. Феномен этнокультурного римейка сохраняет консервантные константы этнической культуры и препятствует процессу ассимиляции.

147

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Первушина, Ольга Васильевна, 2004 год

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / Агеев Владимир Сергеевич. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -239 с.

2. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.-С. 13-14.

3. Айсфельд, А. Российские немцы в послевоенных советско-германских отношениях / А. Айсфельд // Отеч. ист. 1996. - №3. - С. 115-128.

4. Алексеева, С.А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. / С.А. Алексеева. М.: Б.и., 1996.-26 с.

5. Алиев, М.Г. Культура согласия как эффективный фактор глобализации / М.Г. Алиев // Социол. исслед. 2003. - № 6. - С.21 - 28.

6. Аникеева, Е.Н. Диалог цивилизаций: Восток Запад / Е.Н. Аникеева, А.В. Семушкин // Вопр. философии. - 1998. - № 2,- С. 173- 177.

7. Аникин, В.П. Русский богатырский эпос / Аникин Владимир Прокопьевич. М.: Мысль, 1964. - 191 с.

8. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Арутюнян Юрик Вартанович, Дробижева Леокадия Михайловна, Сусоколов Александр Александрович. М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с. - (Открытая книга - открытое сознание - открытое общество).

9. Ю.Бароноев А.О. Этническая психология / А.О. Бароноев. Киев, 2000. -210 с.

10. Барт, Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты культурной и социальной антропологии / Ф. Барт // Этногр. обозрение. 1995. - № 3. — С.45-59.

11. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса / Бахтин Михаил Михайлович. М.: Лабиринт, 1995. - 541 с.

12. Белик, А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития / А. Белик // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. -М.: Наука, 1991. С.20-38.

13. Белинский, В.Г. Письмо к Боткину от 1 марта 1841 г. // Избранные произведения / Белинский Виссарион Григорьевич. М.: Гослитиздат, 1949.-С. 1000- 1002.

14. Белковец Л.П. Эмиграционное движение в немецкой деревне Сибири / Л.П. Белковец // Немцы Сибири: История и культура / Ом. гос. ист.-краевед. музей, Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии. Омск: Изд-во Ом. гос. ист.-краевед. музея, 1993. - СЛ 8-23.

15. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Бердяев Николай Александрович. -М.: Республика, 1993. 383 с. - (Библиотека этической мысли).

16. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. — нач. XX века / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. -М., 1990.-С. 5-271.

17. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Бердяев Николай Александрович. М.: Республика, 1990. - 423 с.

18. Бернал, Л. Шаги к миру / Л. Бернал // Вопр. философии. 1998. - № 1. — С. 18-25

19. Бернштейн, Б. Художественная критика в системе художественной культуры / Б. Бернштейн // Вопр. искусствознания. 1979. - № 1. - С.59-60.

20. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев. М.: Медгиз, 1921.-286 с.

21. Борисова, О.В. Категория этничности как эпистемологический феномен / О.В. Борисова // Социол. исслед. 2003. - № 3. - С.122-127.

22. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983. -375 с.

23. Бруль, В.И. Немцы в Западной Сибири: в 2 ч. / Бруль Виктор Ивановч. -Топчиха: Б.и., 1995.-Ч. 1.-192 е.; 4.2. 224 с.

24. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / Ф.И. Буслаев. М., 1971. - 325 с.

25. Вебер, М. Протестантские секты в духе капитализма / М. Вебер // Атеист. -1928. -№26. -С.22-27.

26. Веблен, Т. Теория праздного класса: пер. с англ. / Т. Веблен: вступ. ст. С.Г. Сорокиной; общ. ред. В.В. Мотылева. М.: Прогресс, 1984. - 367с.

27. Велицин А. Немцы в России. Очерки исторического развития и настоящего положения немецких колонистов на Юге и Востоке России / А. Велицин. СПб.: Академия, 1995. - 321 с.

28. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / Вернадский Владимир Иванович; вступ. ст. Р. Баландина. М.: Айрис-пресс : Рольф, 2002. - 575 с. - (Библиотека истории и культуры).

29. Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский: предисл. К.П. Флоренского. М.: Наука, 1978. - 358 с.

30. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / Веселовский Александр Николаевич. М.: Гослитиздат, 1948. - 316 с.

31. Вибе, П. Вклад предпринимателей в становление крупных культурных хозяйств в Сибири / П. Вибе // Немцы в России: Рос.-нем. диалог: сб. ст. / Рос. акад. наук и др.; отв. ред.Г.И. Смагина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. -.-С. 400-410.

32. Всемирная галерея: в 15 т. / под ред. Л.А. Мясникова. СПб.: Терция и др., 1994. -Т.1: Древний Восток. - 587 с.

33. Гавров, С.Н. Национальная культура и культурное взаимодействие (теоретические аспекты): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук /Гавров С.Н. -М.: Б.и., 2001. 19 с.

34. ГАНО.ф.11 2, Оп.2, д.50, л. 63.

35. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций / Гачев Георгий Дмитриевич. М.: Изд. центр "Академия", 1998. - 430 е.: ил. - (Открытая книга - открытое сознание - открытое общество).

36. Гачев, Г.Д. Чаадаев // Гачев Г.Д. Русская дума: портреты русских мыслителей / Гачев Георгий Дмитриевич. М.: Новости, 1991. - С. 120139.

37. Геллнер, Э. Нации и национализм / Геллнер Эрнест; пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной; ред. и послесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991. - 320 с.

38. Герберштейн, С. Записки о Московии / Герберштейн Сигизмунд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 430 е.: ил.

39. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / Гердер Иоганн Готфрид; пер. и примеч. А.В. Михайлова; АН СССР. М.: Наука, 1977. -703 с.

40. Герман, А.А. Немецкая автономия на Волге / А.А. Герман. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. - 239 с.

41. Герцен, А.И. Собрание сочинений: в 30 т. / Герцен А. И.; АН СССР, Инт мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Изд-во АН СССР - 1956. - Т. 10: Былое и думы, 1852-1868, ч. 5. - 533 е.: портр.

42. Гесейнов, А. Кто мы такие / А. Гесейнов // Человек. 2001. - № 1. - С. 59.

43. Гефтер, М.Я. Из тех и этих лет: сб. / Гефтер Михаил Яковлевич; Фонд им. Н. Н. Бухарина. М.: Прогресс, 1991.-484 с.

44. Гибаддулин, А.А. Культурная деятельность татарской общины в Санкт-Петербурге в XVIII нач. XX вв.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. культурол. наук / А. Гибаддулин. - СПб., 2000. - 19 с.

45. Горький, М. Мои университеты: повести и рассказы. Казань: Б.и., 1975. - 224 с.

46. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Грушевицкая Т. Г.; Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ, 2002. - 352 с.

47. Гребнер, Ф. Метод этнологии. М.: Наука, 1999. - 320 с.

48. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера земли / Лев Николаевич Гумилев. -М.: ТОО "Мишель и К", 1993. 503 с.

49. Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Гумилев Лев Николаевич. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

50. Гуревич, А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры / Гуревич Арон Яковлевич: АН СССР, Ин-т всеобщ, ист. М.: Наука, 1977. - 337 с.

51. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / Гуревич Арон Яковлевич. М.: Искусство, 1990. - 395 с.

52. Гюнтер, Г.Ф.К. Избранные работы по расологии / Ганс Фридрих Карл Гюнтер; пер. с нем. A.M. Иванова. М.: Белые альвы, 2002. - 384 е.: ил. -(Библиотека расовой мысли).

53. Дидендорф, В.И. Пояснительная записка / В.И. Дидендорф // Становление и развитие сообщества немцев Российской Федерации: сб. материалов. -М.: Наука, 1996. С.5-24.

54. Добрыня и Змей // Былины / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1988. - С. 178-190.

55. Домрачева, Л.Г. Теоретические основы регулирования межнациональных отношений средствами культурно-досуговой деятельности (на примере российских немцев): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / Л.Г. Домрачева. -М.: Б.и., 1995.-23 с.

56. Достоевский, Ф.М. Искания и размышления / Достоевский Федор Михайлович. М.: Худож. лит, 1983. - 256 с.

57. Дьяконов, И.М. Мифология Древнего мира / И.М. Дьяконов; АН СССР. -М.: Наука, 1977.-246 с.

58. Емельянов, Ю.Н. Основы культурной антропологии / Ю.Н. Емельянов. -СПб.: Наука. СПб. отд-ние, 1994. 263 с.

59. Заринов, И.Ю. Время искать общий язык (проблемы интеграции этнических теорий и концепций) / И.Ю. Заринов // Этногр. обозрение. -2002.-№2.-С.З-18.

60. Заринов, И.Ю. Социум этнос - этничность - нация - национализм / И.Ю. Заринов // Этногр. обозрение. - 2002. - № 1. - С.3-29.

61. Земсков, В.Н. Спецпереселенцы / В.Н. Земсков // Социол. исслед. 1990. - № 11.-С.З-17.

62. Зиммель, Г. Избранное: в 2 т. / Георг Зиммель. М.: Наука, 1996. - Т. 2. -321 с.

63. Иванов, В.В. Иван дурак // Мифологический словарь / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. -М.: Наука, 1991. С. 228.

64. Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. -М.: Наука, 1974.-236 с.

65. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Ионин Леонид Григорьевич. 2-е изд. - М.: Логос, 1998. - 278 с.

66. Иосибадзе, Т.Т. Проблема бессознательного и теория установки школы Д. Узнадзе / Т.Т. Иосибадзе, Ш.Т. Иосибадзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мерани, 1985. - Т. 4. - С. 3747.

67. Ипатов, А.Н. Меннониты / А.Н. Ипатов. М.: Прогресс, 1978. - 270 с.

68. История российских немцев в документах (1763 1992). - М.: Прогресс, 1993.-447 с.

69. Кавелин, К.Д. Собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Алетейя, 1990. - Т. 4.-С. 165 с.

70. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея / Л.П. Карсавин. М.: Б.и., 1922.-184 с.

71. Кессиди, Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность / Ф.Х. Кессиди // Вопр. философии. 2003. - № 1. - С. 76-79.

72. Кичихин, А. Советские немцы / А. Кичихин // Нойес лебен. 1990. - 5 сент. - С. 2.

73. Клибанов А.И. Меннониты / А.И. Клибанов. М.: Б.и., 1931,- 150 с.

74. Ключевский, В.О. Сочинения: в 9 т. / В.О. Ключевский. М: Правда, 1989.-Т. 4.-398 с.

75. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России: пособие для студентов вузов/ Ковалев Евгений Михайлович. М.: ЛА "Варяг", 1995. - 447 е.: ил., карт.

76. Копперс В. Настольная книга по методам культурно-исторической этнологии. Спб.: 1998. - 186 с.

77. Коул, М. Мышление и культура / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Знание, 1977.-264 с.

78. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий / Кочетков Владимир Викторович. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 415 с. - (Современное образование).

79. Кравченко, А.И. Культурология: словарь / Кравченко Альберт Иванович. М.: Акад. проект, 2000. -671 с. - ( GAUDEAMUS).

80. Кукушкин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушкин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 268 с.

81. Куммер, Ф. Гибель Мидгарта // Избр. работы.СПб. 2001, 224 с.

82. Лебедева, Н. Введение в этническую кросс-культурную психологию / Н. Лебедева. М.: Прогресс, 1999. - 249 с.

83. Леви-Строс, К. Структурная антропология / Леви-Строс Клод; пер. с фр. под ред. и с примеч. В. В. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 511 е.: ил. - (Психология без границ).

84. Леонтьев, И.Н. Византизм и славянство / И.Н. Леонтьев // Россия глазами русского. СПб.: Наука, 1981. - С. 183-184.

85. Липец, Р.С. Эпос и древняя Русь / Р.С. Липец. М.: Знание, 1969. - 302 с.

86. Лихачев, Д.С. «Единичный исторический факт» и художественное обобщение в русских былинах / Д.С. Лихачев // Славяне и Русь. — М.: Наука, 1968.- 126-135.

87. Лоббок, Дж. Происхождение цивилизаций / Дж. Лоббок. М., 1970. - 210 с.

88. Лобок, A.M. Антропология мифа / A.M. Лобок. Екатеринбург: Б.и., 1997.-320 с.

89. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / Лосев Алексей Федорович // Миф. Число. Сущность. М.: Мир, 1994. - 919 с.

90. Лосский Н.О. Свобода воли. М.: Наука, 1990. - 150 с.

91. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Лосский Николай Онуфриевич; сост. А. П. Поляков и др.; примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1994. - 432 с. - (Библиотека этической мысли).

92. Лотман, Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XIX в.) / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Ученые записки Тарстусского гос. ун-та. Тарту: Б.и., 1977. - Вып. 414. - С.124-151.

93. Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / Лурье Светлана Владимировна. М.: Аспект Пресс, 1998. - 446 с.

94. Лях, В.И. Культурогенез как проблема теории культуры: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук. / В.И. Лях. М.: Б.и., 1999. - 24 с.

95. Мак-Леннон, Дж. Теория патриархата / Дж. Мак-Леннон. М.: Прогресс, 1971.-235 с.

96. Малиновский Л.В. История немцев в России / Малиновский Лев Викторович. Барнаул: Позиция, 1996. - 186 е.: ил.

97. Малиновский Л.В. Массовая коллективизация в немецкой деревне / Л.В. Малиновский // Немцы в России и на Алтае: попул.-ист. очерки / Малиновский Л.В.; Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул: ГИПП "Алтай", 1995. -С.11 - 16.

98. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский // Этнография и смежные дисциплины. М.: Наука, 1999. - С. 129-136.

99. Малиновский, Л.В. Мать-и-мачеха: История и судьбы немцев в России / Л.В. Малиновский // Лит. Кузбасс. 1990. - № 4. - С. 71-82.

100. Малиновский, Л.В. Немцы в России / Малиновский Лев Викторович. -Барнаул: Алтай, 1999. 195 с.

101. Малиновский, Л.В. Немцы в России и на Алтае: попул.-ист. очерки / Малиновский Л.В.; Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул: ГИПП "Алтай", 1995. - 182 с.

102. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. М.: Мир, 1983.-284 с.

103. Маркс, К. Сочинения: / Маркс Карл, Энгельс Фридрих; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 2-е изд. - М.: Госполитиздат. - Т.4. -689 с.

104. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие / Маслова Валентина Авраамовна. М.: ACADEMIA, 2001. - 204 с. - (Высшее образование).

105. Маслова, В.А. Связь мифа и языка / В.А. Маслова // Фразеология в контексте культуры: сб. ст. -М.: Наука, 1999. С. 25-27.

106. Матис В.И. Немцы Алтая: науч-попул. очерки / Матис Владимир Иванович; Акад. наук Рос. немцев, Ком. по образованию Адм. Алт. края, Барнаул, гос. пед. ун-т, Благотвор. фонд "Бильдунг". Барнаул: РИО Барн. высш. пед. уч-ща-колледжа, 1996. - 107 с.

107. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский; АН СССР, Ин-т мировой литературы. М.: Наука, 1977. -406 с.

108. Мелетинский, Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса / Е.М. Мелетинский.- М.: Высш. шк., 1968. 368 с.

109. Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки: происхождение образа / Е.М. Мелетинский. М.: Изд. вост. лит, 1958. - 264 с.

110. Мелетинский, Е.М. Миф. Сказка. Эпос // Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский; АН СССР, Ин-т мировой литературы. М.: Наука, 1977. - С. 126-142.

111. Миллер, О.Ф. Сравнительно-исторические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское / О.Ф. Миллер. СПб., 1870. - 230 с.

112. Мирзоев В.Г. Былины и летописи памятники русской исторической мысли / В.Г. Мирзоев. - М.: Мысль, 1978. - 254 с.

113. Мифы народов мира: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев М.: Сов. энциклопедия. - Т.1. - 1980. - 672 е.; Т.2. - 1982. - 720 с.

114. Мойков, JI.H. О былинах Владимирова цикла / JI.H. Мойков. -СПб.,1863. 182 с.

115. Москаленко, В.В. Социализация личности (философский аспект) / В.В. Москаленко. Киев: Наук, думка, 1986.- 198 с.

116. Народы Западной и Средней Сибири: культура и этнические процессы / отв. ред. И.В. Локин, Н.А. Томилов. Новосибирск: Наука, 2002. - 325 с.- (Культура народов России).

117. Невмержицкая Е.В. Сохранение и развитие традиций народной художественной культуры в современной федеративной республике

118. Германии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Е.В. Невмержицкая. М., 2001. - 19 с.

119. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока / Немировский Александр Иосифович. М.: Просвещение, 1994. - 368 с.

120. Немцы в России как этническая общность // Малиновский JI.B. История немцев в России / Малиновский Лев Викторович. Барнаул: Позиция, 1996. - С.16.

121. Немцы. Россия. Сибирь / сост.: П.Вибе; Ом. Гос. ист.-краевед. музей; Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии. Омск: Изд-во Ом. гос. ист.-краевед. музея, 1997. - 241 с.

122. Нодирашвили, Ш.А. Понятие установки в общественной и социальной психологии / Ш.А. Нодирашвили. Тбилиси: Мерани, 1974. - 126 с.

123. Обещанный рай // История немцев в России / Малиновский Лев Викторович. Барнаул: Позиция, 1996. - С. 36-37.

124. Ортега и Гассет, X. Избранные труды: пер. с исп. / Ортега-и-Гассет Хосе; сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. - 2-е изд. - М.: Весь Мир: ИНФРА-М, 2000. - 701 с. - (Тема).

125. Осипов, В.И. Петербургская академия и русско-немецкие связи в последней трети XVIII в.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / В.И. Осипов. Л.: Б.и., 1991,- 22 с.

126. Паульсон, М.С. Исторический очерк развития образования в Германии /Паульсон. -М.,1908. С. 140-145.

127. Платонов Ю.П. Этническая психология / Платонов Юрий Петрович; Ю. П. Платонов. СПб.: Речь, 2001. - 319 с. - (Классики и современники психологии).

128. Плисецкий, М.М. История русских былин / М.М. Плисецкий. М.: Наука, 1962 .-326 с.

129. Померанц, Г. Выход из транса /Померанц Григорий. М.: Юрист, 1995. - 575 с. - (JTK: Лики культуры).

130. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Пропп Владимир Яковлевич; В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2000. - 333 с.

131. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2001. -143 с.

132. Пропп, В.Я. Русский героический эпос: собр. тр. / Пропп Владимир Яковлевич; коммент. Н. А. Криничной. М.: Лабиринт, 1999. - 636 с.

133. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М.: Знание, 1976.-324 с.

134. Репрессии тридцатых годов // Немцы в России и на Алтае: попул.-ист. очерки / Малиновский Л.В.; Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул: ГИПП "Алтай", 1995.-С. 119-121.

135. Рублевская. С.А. Календарная обрядность немцев Западной Сибири конца XIX XX вв.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/

136. Рублевская Светлана Александровна; Рос. АН, Сиб. отд-ние, Ин-т археологии и этнографии. Новосибирск: Б.и., 1997. - 21 стб.

137. Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Обществ, науки и современность. 2003.- № 3. - С. 147-151.

138. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества / Б.А. Рыбаков. М.: Прогресс, 1993.-592 с.

139. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. М.: Прогресс, 1987.-784 с.

140. Рыбаков, С.Е. Этничность и этнос. / С.Е. Рыбаков // Этногр. обозрение. 2003.-№3,-С. 3-23.

141. Садохин, А.П. Этнология: учеб. словарь / А.П. Садохин. М.: Гардарики, 2002. - 207 с.

142. Сикевич, З.А. Социология и психология национальных отношений // Сикевич Зинаида Васильевна. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 203 с.

143. Смагина, Г.И. Вклад немецких ученых в развитие российской школы в XVIII в. / Г.И. Смагина // Немцы и развитие образования в России. СПб., 1998.-С. 29-41.

144. Смирнова, Т.В. Современные этнические процессы у немцев Западной Сибири: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Т.В. Смирнова. Новосибирск: Б.и., 1995.- 22 с.

145. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. А.А. Мелик-Пашаев. М.: ACT: Олимп, 2000. - 563 с.

146. Созокович И. Очерк средневековой эпической поэзии и литературная судьба «Песни о Нибелунгах» / И. Созокович. Варшава, 1889. - 156 с.

147. Соколов, Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. М.: Искусство, 1938.-560с.

148. Соколовский, С.В. Меннониты Алтая: История, демография, ономастика/ Соколовский С. В.; Рос. АН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Б.и., 1996. - 256 с. - (Народы России).

149. Солонина, Т.И. Этнокультурная панорама жизни обских угров: культурологический аспект: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурол. наук. / Т.И. Солонина. Краснодар: Б.и., 2000. - 27 с.

150. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Наука, 1965. - 684 с.

151. Сперанский, М.Н. Русская устная словесность / М.Н. Сперанский. М.: Б.и., 1917.-298 с.

152. Стеблин-Каменский, М.И. Мир Саги / М.И. Стеблин-Каменский. JL: Прогресс, 1971.- 139 с.

153. Стеблин-Каменский, М.И. Старшая Эдда / М.И. Стеблин-Каменский. -М-Л.:Б.и„ 1963.- 154 с.

154. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. М.: Наука, 1989. - 573 с.

155. Темиров С.С. Социальные функции культуры малых этносов в постсоветский период (на примере Карачаево-Черкесии): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурол. наук / С.С. Темиров. Краснодар: Б.и., 2000. - 23 с.

156. Тимофеев-Рисовский, Н.В. Микроэволюция. Элементарные явления. Материалы и факторы микроэволюционного процесса / Н.В. Тимофеев-рисовский // Ботан. журн. 1958. - Т. 43, № 53. - С.14-17.

157. Титов, В.Н. Межкультурная коммуникация как фактор адаптации иммигрантов в городской среде / В.Н. Титов II Обществ, науки и современность. 2003. - № 6. - С. 128 -139.

158. Ткалич, С.К. Этнопедагогические основы сохранении и развития традиционного декоративного прикладного творчества народов Крайнего Севера: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / С.К. Ткалич. -М., 1997.-24с.

159. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: сборник: пер. с англ. / Тойнби А. Дж.; сост. А. П. Огурцов; вступ. ст. В. И. Уколовой; заключит, ст. Е. Б. Рашковского. М.: Прогресс, 1991. - 731 с.

160. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Символ. Исследования в области мифопонимания / В.Н. Топоров. М., 1995. - 624с.

161. Трельч Э. Историзм и его проблема: Логическая проблема философии истории: пер. с нем. / Трельч Эрнст; отв. ред. и послесл. Л. Т. Мильской. -М.: Юрист, 1994. 719 с. - (Лики культуры: ЛК).

162. Философия истории: антология: учеб. пособие для гуманитар, вузов / сост., ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.

163. Флиер, А.Я. Культурогенез / А.Я. Флиер. М.: Аспект Пресс, 1995. -216 с.

164. Фот, А.А. Национализация немецких крупных частновладельческих и арендаторских хозяйств 1919 1921 гг. / А.А. Фот // Музей и общество на пороге XXI.-Омск: Б.и., 1998.-С. 123-139.

165. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь : исслед. магии и религии / Фрэзер Джеймс Джордж; пер. с англ. М. К. Рыклина. М.: ACT, 1998. - 782 с. -(Классическая философская мысль).

166. Фробениус JI. Естественнонаучное учение о культуре. М.: Прогресс,1988. 142 с.

167. Фромм. Э. Иметь или быть? / Фромм Эрих. М.: Прогресс, 1986. -216с.

168. Фурсова, Е.Ф. Меннониты юга Западной Сибири в XX в. / Е.Ф. Фурсова // Немецкий этнос в Сибири: альм.х гуманитар, исслед. -Новосибирск: Гуманитар, технологии, 2002. Вып. 2. - С.130-133.

169. Хазагеров, Г.Г. Персоносфера русской культуры / Г.Г. Хазагеров // Новый мир. 2002. -№ 1. - С.133-145.

170. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис. -1994. -№ 1. С.33-48.

171. Хейзинга Й. HOMO LUDENS. В тени завтрашнего дня / Хейзинга Йохан; пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса; общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Изд. группа "Прогресс" : Прогресс-Академия, 1992. - 459 с.

172. Циммерман, Э. По великой сибирской железной дороге / Э. Циммерман //Вестник Европы. СПб., 1903. - Т.1. - С. 120-137.

173. Чаадаев, П.Я. Отрывки и афоризмы / П.Я. Чаадаев. М.: Прогресс,1989.- 163 с.

174. Чаадаев, П.Я. Философские письма // Чаадаев П.Я. Собр. соч. М.: Прогрусс, 1991. - Т. 1. - С.320-440.

175. Шадт, А.А. Этническое самосознание российских немцев (1940 1950 гг.) / А.А. Шадт // Проблемы археологии, этнографии, антропологии

176. Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2002. - С. 648-654.

177. Шарден де, П.Т. Феномен человека / П.Т. де Шарден. М.: Прогресс, 1987.-240с.

178. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М.: Высш. шк., 1969.-535 с.

179. Шлейхер, И.И. Пособие по истории российских немцев : Вторая половина XYI1I начало XX веков / Шлейхер Иосиф Иосифович. -Барнаул: АКИПКРО, 1992. - 99 с.

180. Шпенглер, О. Закат Европы / Освальд Шпенглер. М.: Мысль, 2000. -591 с.

181. Шпет, Г.Г. Сочинения / Шлет Густав Густавович. М.: Нака, 1989. -601 с.

182. Штах, Я. Немцы в Сибири, Центральной Азии, Дальнем Востоке / Я. Штах. Штутгарт, 1938. - 120 с.

183. Шульгин, Н.Н. Альтернативная герменевтика в диалоге культур / Н.Н. Шульгин // Вопр. илософии. 2002. - № 12. - С.22-49.

184. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социол. исслед. 1998. - № 12. - С. 27-32.

185. Элиаде, М. Аспекты мифа: пер. с фр. / Мирча Элиаде; предисл. В. Большакова; коммент. Е. Строгановой. М.: Инвест-ППП, 1995. - 239 с.

186. Элиаде, М. Мефистофель и андрогин / М. Элиаде. СПб.: Речь, 1998. -178 с.

187. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / Карл Ясперс. М.: Республика, 1991. - 527с.

188. Berger, P.L. van den. The Ethnic Phenomena / P.L. van den Berger. New York, 1987. -312 p.

189. Clifford, J. The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethography, Literature and Art / Clifford, J. Camridge,1988.- P. 274-350.

190. Coser, L. The Function of Social Conflict / Coser L.- New-York; London, 1964,- P. 48-151.

191. Dnijker A.C. J. Nation Caracter and Nacional stereotypes:Conference.-Amsterdam: 1960.- P.31

192. Dolby, L.C. Geisha / Dolby L.C.-Berkley,1983.-P.27-49.

193. Francis, E. Interethnic Relation. Essays in Sociological Theory / Francis E. -Amsterdam; New York, 1976. 86 p.

194. Geertz C1&& Ethos. Word View and the Analisis of Sacred Simlols // Hamme E.A., Simmons W.S. Man Mares Sense.-Boston,1970.- P.329-335.

195. Hayano, D. Poker Faces / Hayano D.- Berkley, 1982.- 225 p.

196. Hsu, F.L.K. Psyhological Anthropology Yamewood/ll&& Dorsey Press, 1961.-P.2-10.

197. Kluckhonn, F. Vakues and Orientations in the Theiry of Actions / Kluckhonn F. // Parsons T.,Shils E. Toward General Theory of Actions.-Cambridge,1951.- P.395.

198. Kluckhonn F. Variation in Value Orientations / Kluckhonn F. Strodtbeck F.L.- Evenston,New York, 1961,- P. 10.

199. Lachman. R/ Sinkretismus als Provocation des stils//Stil. Geschichter und Funktiones eines. / Main, 1986.

200. Redfild, R. The Zittle Community:Viepoint for the study jf a Yuman Whole / Redfild R.-Uppsala and Stockholm, 1955.-P.87-99.

201. Smith, P.B. Social Psychology:Across Cultures: Analisis and Perspektives / Smith P.B., Bond M.N. Cambridge, 1989.- P. 263-267.

202. Tenbruck F.H. Representative Kultur // Sozialstruktur und Kultur / H.Haterell Company, 1969.

203. Whinting, J.W.M. Culture Anol Humanum Development:Selected Papers / Whinting J.W.M. -1994.-P.17-183.

204. White, G.M. Ethnopsychology // Schwartz Т., White G.M. New Direction in Psychological Antropology.- 1991.- P.90-101.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.