Педагогические идеи Муртаза Мутаххари в современной теории и практике обучения и воспитания Ирана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Атаи Фариба

  • Атаи Фариба
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 139
Атаи Фариба. Педагогические идеи Муртаза Мутаххари в современной теории и практике обучения и воспитания Ирана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2011. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Атаи Фариба

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУРТАЗЫ МУТАХХАРИ

§1.1. Состояние образования и педагогической мысли в период жизни и деятельности

Муртаза Мутаххари.11

§ 1.2. Научно - педагогическая деятельность

Муртаза Мутаххари.29

Выводы по главе

ГЛАВА II. ИДЕИ МУТАХХАРИ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ

§2.1. Мутаххари о философии образования.44

§ 2.2. Проблемы воспитания в педагогических идеях Мутаххари.61

§ 2.3. Метод обучения и воспитания в дидактических идеях Мутаххари.83

§ 2. 4.Факторы обучения и воспитания сточки зрения Мутаххари.101

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические идеи Муртаза Мутаххари в современной теории и практике обучения и воспитания Ирана»

Актуальность темы исследования

Активный процесс гуманизации образования в современных условиях развивается в двух направлениях: первое - использование всего нового, прогрессивного, чем располагают сегодня педагогическая теория и практика, второе - обращение к лучшим достижениям прошлого, к трудами представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека. Прогрессивный опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям. Для видных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию, что отвечает тенденциям социального развития общества и в наши дни. Исходя из этого, мы считаем, что изучение лучших педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесут не меньшую пользу в развитии современной системы образования, нежели те или иные нововведения. Данный тезис мы доказали в ходе исследования педагогического наследия известного иранского педагога, учёного и активного политического деятеля Муртаза Мутаххари.

Муртаза Мутаххари (3 февраля 1919 (71920) - 1 мая 1979) (перс. fjMj^cS f^aj) Ayatullah Murtada Mutahhari - один из самых выдающихся ученых в области исламской философии, педагогики, мистицизма («ирфан»), схоластики, юриспруденции; автор большого количества трудов. Его книги и по настоящее время числятся в Иране среди самых популярных по исламской тематике. Он принадлежит к славной когорте великих мыслителей современного Ирана. Современное состояние педагогической науки определяется обращением ученых к исследованию и разработке таких проблем, как особенности формирования творческой личности, специфика становления индивидуальности учащихся, пути и способы самореализации, формирование собственных способностей воспитанников, личность как реальный субъект собственных форм жизнедеятельности, истоки- и механизмы «проблемного» как состояния мышления и духовного мира воспитуемого. Не только теория, но и педагогическая практика нуждается в реализации идей милосердия, равноправия, уважения к личности ребенка и его достоинству. Это та мысль, которая не стареет и проходит красной нитью через творчество иранского реформатора.

В условиях конструктивного диалога культур народы духовно обогащаются, постигая культурные достижения друг друга. В результате происходит умножение существующих и появление новых ценностей. Ретроспективная реконструкция прошлых, по содержанию и - значению современных идей воспитания с привлечением многогранной педагогической, научной, государственной и врачебной деятельности Локка, аккумулировавшего всё многообразие западноевропейской цивилизации, может быть полезной в процессе единения Европы и в области воспитания.

Указанные обстоятельства подсказали нам необходимость остановить свой выбор на трудах и педагогической деятельности Муртаза Мутаххари, внесшего значительный вклад в педагогическую науку: его ценные идеи и практические советы не только сохранили свое значение, но и приобрели особую актуальность в условиях глобализации, диалога культур в мировом сообществе.

В этом плане для нашего исследования актуальнейшее значение имеет вывод об укреплении взаимопонимания между народами через диалог педагогических культур, через широкий культурно-творческий обмен, способствующий обогащению общечеловеческих ценностей и развитию культурных коммуникаций народов как неотъемлемой части жизни человечества.

Степень разработанности проблемы

Как в Иране, так и в зарубежной, научной литературе содержится достаточно материалов о Муртазе Мутаххари. Следует отметить, что философские, политические, экономические взгляды иранского просветителя глубоко изучены и проанализированы учеными Ирана (Алмоси Али Мухаммад, Атои Фарибо, Ахмади Сайид Ахмад, Бихишти Ахмад, Бокири Хусрав, Малики Хасан, Накиби Расул, Сайид Исмоили Али, Сурупг Абдулкарим). Особый интерес имеют монографии, посвященные учительскому качеству Мутаххари. В Таджикистане были изданы монографии и книги, где частично затронуты педагогические идеи мыслителя (Афзалов X., Сулаймони С. Джавод Тахири, Хасанали Мирзабеки, Бахман Хурризод, Мостафо Араб и др.), хотя недостаточно отражена педагогическая теория, о чем свидетельствует наш анализ, проведенный в ходе исследования.

В то же время всесторонний анализ имеющихся публикаций свидетельствует о том, что педагогические идеи Муртаза Мутаххари не подвергались целостному, систематическому, последовательному и относительно завершенному анализу. С учетом вышеизложенного и анализа литературы о педагогическом наследии Муртаза Мутаххари и целей, стоящих перед педагогической теорией и практикой современности; сформулирована проблема исследования: каково педагогическое содержание просветительной деятельности Муртаза Мутаххари и возможности её интеграции в современное социально-нравственное воспитание? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Безусловно, все вышеперечисленные труды представляют собой интерес, ибо в них дана характеристика жизненного и творческого пути Муртаза Мутаххари, описаны отдельные страницы его биографии, частично обозначены основные проблемы его научных изысканий, освещены отдельные аспекты его политических и педагогических воззрений.

Но, несмотря на это, анализ историко - педагогической литературы, периодических педагогических изданий, диссертационных исследований в Иране, Таджикистане и России дает основание утверждать, что до настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего педагогические идеи Муртаза Мутаххари.

Противоречие между значительностью данной проблемы для современной педагогической теории и практики и недостаточной её разработанностью в научной, историко - педагогической литературе в условиях глобализации культуры, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические идеи Муртаза Мутаххари в современной теории и практике обучения и воспитания Ирана».

Объектом исследования является педагогическое наследие Муртаза Мутаххари, его жизнь и педагогическая деятельность.

Предметом исследования являются педагогические идеи Муртазы Мутаххари в современной теории и практике обучения и воспитания Ирана.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что философско-педагогическое наследие Муртаза Мутаххари содержит положения, позволяющие создать целостную педагогическую систему формирования высоконравственной личности, дифференцированного влияния на свойства воспитуемых, подтверждающие возможности творческого использования воспитательного потенциала личности и учения иранского педагога в гуманистическом воспитании, социализации личности с ориентацией на общечеловеческие ценности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Подвергнуть целостному, системному анализу педагогическое наследие иранского педагога и доказать традиционность, современность его педагогической мысли.

2.Раскрыть теоретико-методологические основы педагогической концепции Муртаза Мутаххари.

3.Разработать научно-методические рекомендации по изучению воспитательного потенциала личности реформатора образовании.

5. Определить возможности применения педагогической концепции Муртазы Мутаххари в реформировании современной педагогической системы.

Методологическая основа исследования базируется на положениях науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о целесообразной, творческой, деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; о соотношении частного, особенного и всеобщего; системном и комплексном подходе к изучению явлений; рассмотрении педагогических проблем через призму социокультурного пространства; антропологическом подходе в воспитании и образовании, целостности этого явления в процессе формирования личности; приоритете общечеловеческих ценностей.

Этапы исследования.

Первый этап (2004 - 2005гг.) - имеет поисково — познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования педагогической мысли Муртаза Мутаххари.

На втором этапе (2006-2007 гг.) выявлены идейные истоки формирования и развития просветительско - педагогических идей на основе изучения его наследия; изучены педагогические, психологические, философские и политические взгляды и мысли отечественных и зарубежных ученых, посвященные наследию Муртаза Мутаххари.

На третьем этапе (2008-2010гг.) - обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по исследованию.

Методы исследования: применялся« диалектический метод познания, предполагающий теоретический, сравнительно-исторический и системно-структурный анализ; раскрытие сущности педагогических явлений с учетом обусловленности образования материальной жизнью общества, уровнем его духовного и культурного развития; историческое ретроспективное изучение источников и документов; обобщение и систематизация, сравнение, сопоставление, в том числе и собственного более чем двадцатилетнего опыта в сочетании с естественным педагогическим экспериментом.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в процессе проведения: систематизированы педагогические взгляды Муттахари, проанализирована его многолетняя> педагогическая деятельность и на этой основе сформировано новое представление о Мутаххари как педагоге-гуманисте, который во многом опередил свою эпоху;

- выявлены и научно обоснованы факторы, оказавшие решающее влияние на формирование педагогических воззрений Мутаххари, связанных с общей педагогической атмосферой рассматриваемой эпохи, философией просветительства;

- определены система педагогических ценностей и взгляды иранского педагога и просветителя как педагога-новатора своего времени, сумевшего успешно адаптировать эту систему для образования и воспитания;

- раскрыты основные приемы, методы воспитания и обучения подрастающего поколения, применявшиеся Муртазой Мутаххари.

- намечены возможности использования педагогического наследия Муртаза Мутаххари в сфере воспитания и образования на современном этапе развития мирового сообщества на основе диалога разных культур.

Теоретическими основами исследования являются: социально-историческая детерминация педагогических явлений и процессов; культурологический, аксиологический и цивилизационный подход, позволяющий рассматривать образование как одну из основных составляющих культуры.

Источники исследования: труды Муртаза Мутаххари, его эпистолярное наследие, работы и воспоминания о нем в оригинальном изложении, историко-педагогические труды по исследуемому периоду, работы современных авторов по проблемам философии образования, педагогики ислама, истории педагогики, методологическим проблемам историко-педагогических исследований.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования обобщенных научных данных и фактологического материала диссертации при обновлении содержания учебных курсов по теории и истории педагогики, при разработке системы социально-нравственного воспитания подрастающих поколений.

На защиту выносятся следующие положение: 1 .Концептуальная идея проектирования образовательной модели -заключающаяся в создании единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему воспитательной образовательной деятельности, основанную на развитии педагогических идей Мутаххари и обеспечивающую эффективные условия для воспитания полноценного! человека в самом широком смысле.

2. Мутаххари старался вывести обучение и воспитание из узкого круга традиций и предпринял попытку создать новое направление. Этими идеями он нанёс серьёзный удар по старым традициям, их ограниченности. Он был против традиционного обучения и воспитания, и хотя и не смог полностью ликвидировать традиционную форму организации обучения и воспитания, по крайней мере, значительно ослабил её.

3 .Педагогические идеи Мутаххари способствовали решению проблем системы современного образования в условиях Ирана: организация государственной системы образования на светских и исламских принципах; совершенствование содержания образования; внедрение в учебный процесс светских и исламских учебников, учебных предметов и программ, использование новых методов обучения и т.д.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением методов, адекватных целям и задачам работы, историческим подходом к анализу концептуальных положений великого иранского педагога, сравнением его творческого наследия с современными тенденциями в развитии педагогической мысли и воспитательной практики в школе и семье, репрезентативной базой источников, в состав которой входит литература на языке оригинала.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения лекций по философии и истории образования в Тегеранском университете и Тегеранском исламском университете Азад, в его филиалах в Академии образования Таджикистана

Некоторые положения диссертационного исследования были изложены автором на международных и республиканских научно-практических конференциях, проводившихся в городах Тегерана, Исфагана, Душанбе и нашли отражение в публикациях автора.

Объем и структура работы определяется ее задачами и логикой развития исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Атаи Фариба

Выводы по главе

Изучено педагогическое наследие профессора Мутаххари, проанализирована возможность его использования и развития в современной иранской школе, выявлены основные педагогические идеи, которые могут быть положены в основу личностно-ориентированной образовательной модели: идеи о том, что основная цель воспитания юношества - это воспитание образованного человека, патриота с высокими нравственными качествами; идеи о развитии таланта, заложенного в каждом ребенке; идеи о фундаментальности образования, включающем в себя классическое, естественнонаучное и реальное; идеи о том, что разнообразие применяемых методов обучения должно быть направлено на воспитание творчества, самостоятельности мышления, исследовательского подхода.

Разработаны организационно-педагогические основы проектирования модели: цель, содержание образования, структура и др. Выявлены особенности контингента учащихся, сформулированы критерии профессиональных и личностных качеств учителя, разработаны концептуальные аспекты подготовки школьников в жизнь.

Таким образом, образовательная и воспитательная концепция в основу которой положены педагогические идеи Муртазо Мутаххари, действительно обеспечивает эффективные условия реализации личностного потенциала учащихся и тем самым подтверждается вдвинутая нами гипотеза исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным вопросом нового времени является противоречие с традиционными формами обучения и воспитания.

В прежние годы обучение и воспитание было направлено исключительно на воспитание морально устойчивых индивидов' и на формирование в них религиозного духа.

Примитивность социальной жизни древнего общества, ограниченность желаний и потребностей первобытных людей не требовали разработки специальной системы образования и воспитания. Но были и отдельные звёзды, которые признавали необходимость организации обучения и воспитания людей. Однако правители того времени думали иначе.

Тема была простая: пока человек не ощущает чувство голода, он не поднимется за поиском пищи; пока он не заболеет, о лечении и докторе не вспоминает.

В тысячелетней истории исламской цивилизации Ирана насчитывается не более ста философов или крупных учёных, что же касается области обучения и воспитания, то здесь можно перечислить не более десяти фигур.

Разве правители времени препятствовали развитию обучения и воспитания? В чём были трудности? Ответ, конечно, будет отрицательным. Никто из правителей не был против. Наоборот, при дворе царей и правителей жили и творили философы и учёные -мыслители. Но их было единицы. Они, как правило, подвергались постоянному притеснению и преследованию. К таким учёным следует отнести Абу али ибн Сину, Ходжу Насир Туси, Носира Хисрава и др.

Аналогичную картину можно наблюдать и в культуре и цивилизации прошлого и XX веков.

На Западе с начала Ренессанса произошла революция в искусстве, усиленными темпами развивалось градостроительство и городская культура, социальная жизнь приобрела жизненный характер, и всё это, в свою очередь, содействовало развитию обучения и воспитания. В результате сегодня Запад достиг того, чего хотел - обучение и воспитание стало привилегированной отраслью хозяйства.

Сегодня подготовка членов общества к нормальной и обеспеченной жизни составляет основу философии образования и воспитания Запада.

Что касается Ирана, то здесь ничего подобного не наблюдаешь. У нас в прошлом не было периода Ренессанса, просветительства и революции в искусстве. Сегодня мы не знаем ни своих традиций, ни современной западной цивилизации. У нас отсутствуют общее положение об учебно-воспитательном процессе, конкретные программы по учебным дисциплинам, не разработаны методики преподавания предметов, не определены конкретные цели и задачи образования в свете требований нового времени.

В Иране ныне действуют по отношению к обучению и воспитанию три точки зрения:

1) Некоторые учёные - улемы, будучи сторонниками традиционного обучения и воспитания ищут пути выхода из него. Особенности их учения выражаются во внедрении религиозного воспитания и обучения. В последние годы традиционное - религиозное воспитание расширяет свои горизонты и находит поддержку и в новых современных школах;

2) На протяжении последнего столетия в стране действовали силы, которые выступали за использование западного подхода к организации обучения и воспитания подрастающего поколения. Но в последнее время среди представителей этого направления стали проявляться элементы колебания и сомнения;

3) Существует и третья группа учёных - специалистов, которые выступают за приведение в соответствии обоих направлений.

Мутаххари хотя мысленно и согласен с третьей точкой зрения, но остаётся непреклонным в своём убеждении о необходимости праведного воспитания.

Мутаххари , выступая за праведное воспитание, подобно Канту конкретно не показывает пути достижения поставленной цели.

На основе разрозненных точек зрения Мутаххари можно сделать вывод о том, что он в обучении и воспитании он не признаёт подражания прагматизму, что было свойственно Джону Дьюи.

По его мнению, обучение и воспитание должно направить человека на признание Бога как создателя всего сущего. Это точка зрения Мутаххари находится в коренном противоречии с современным подходом к обучению и воспитанию. Современное образование и воспитание называется секулярным, т.е. земным, целью которого является не религиозное обучение и воспитание, а формирование самостоятельной всесторонне развитой личности, способной раскрыть тайны природы и благоустраивать жизнь.

Подводя итог сказанному, следует заметить, что Мутаххари очень старался вывести обучение и воспитание из узкого круга традиций и предложить что-то новое - современное, но не смог. Единственное, чего он достиг - нанёс серьёзный удар по старым традициям, их ограниченности. Он был против традиционного мышления, хотя и не сумев полностью ликвидировать традиционную форму организации обучения и воспитания, но значительно ослабил её.

Мутаххари, в конечном счёте, остался верен принципу праведности обучения и воспитания.

Обучение и воспитание с точки зрения Мутаххари состоит из следующих частей:

1. Забота о воспитании мышления людей.

Ислам подчёркивает необходимость изучения наук и призывает людей заниматься ими постоянно. В преданиях Пророка Мухаммеда по этому поводу сказано: «С рождения до могилы занимайся изучением наук».

Обучение отличается от изучения наук. Обучение - это процесс передачи знаний от учителя к ученику. В обучении учитель выступает как склад, в котором собрана информация, и он не вмешивается* в их преимущество и историю. Однако поиск науки основан на научном уровне учителя, и от его инициативы зависит, насколько он в состоянии собрать различную информацию из разных источников и, обобщив её, придёт к новым умозаключениям. Усиление научной энергетики учителя преобразует его в муджтахида - законоведа, который при возникновении новой проблемы может найти правильный ход её решения.

В религии рекомендуются оба вида приобретения знании, т.е. и обучение и научный поиск. Установлено, что обучение без науки ничего не стоит, так же, как и наука без обучения не развивается. Ибо основу мышления составляет информация, а задача обучения' и науки заключается в изучении информации. Обязательным является изучение науки об Аллахе, ангелах, священных книгах, Пророках и потустороннем мире, которые называются праведными. Но есть и другие науки, например шариат, изучение которого обязательно. Ни одна из наук не должна игнорировать эти предписания и порядки.

Научный поиск, с точки зрения ислама, является своего рода введением к точному изложению проблем религии.

Ум (разум) человека эта та энергетика, которая отделяет добро от зла (правду ото лжи), которые находятся в голове человека. В этой связи Имам Садык говорил: человек с его умом похож на судью, который устанавливает виновного; ум тогда может стать умом, когда работает как сито, отделяя зёрна от плевел.

Исламское обучение и воспитание с первых шагов направлено на укрепление основ знаний и разума в людях. После достижения уровня религиозных требований - воспитание совершенного человека, начинается следующий этап обучения и воспитания - раскрытие внутренних способностей учеников.

В исламоведении говорится, что человек небезгрешен. Бог ещё до появления человека на свет определил его поведение и точки зрения. Но отсюда не следует делать вывод о том, что задача обучения и воспитания должна быть ограничена только изучением предопределённых качеств человека. Человек может и должен изучать и другие проблемы, исходящие из других источников с тем, чтобы обогатить свою память новой информацией, и, смешивая её со своими природными данными, стать более совершенным. Такая точка зрения поддерживается и учёными Запада. В частности Эммануэль Кант - немецкий философ -убеждён в том, что человек информирован по многим аспектам обучения и воспитания, он знает, что делать и как делать, и во всём этом ему помогает его высокая нравственность.

Мутаххари убеждён в том, что исламское воспитание теоретически тогда может быть сформировано, когда внутренняя нравственная энергетика человека будет созвучна с его разумом, в противном случае, даже в принудительном порядке желаемых результатов нельзя будет достигнуть.

Третья особенность исламского обучения и воспитания - это привыкание человека к своим моральным и плотским потребностям. Большинство западных учёных считают, что привычка абсолютно нежелательное явление. Например, Руссо в своей книге «Эмиль» говорит: «Я должен приучить Эмиля к тому, чтобы он ни к чему не привыкал»; Кант также пишет: «Независимость и свобода людей во многом зависит от количества их привычек»; Мутаххари пишет: «Эти думают о том, что привычка ослабляет убеждение, и человек не может бороться против своих духовных и физических слабостей». Согласно их мнению выходит, что «воспитание - является средством ликвидации привычек».

По убеждению Мутаххари мнения западных учёных о привычке как о нежелательном явлении в жизни человека является неверным.

Привычка согласно учению Мутаххари делится на две части:

1. Природная привычка (фоъли)

2. Привнесённая привычка (инфиоли)

Природная привычка - это такая привычка человека, которая не находится под влиянием внешних сил. Человек в этом случае выполняет ту или иную работу путём повтора и эксперимента. Например, нельзя сразу научиться письму. Навыки письма складываются постепенно путём упражнений. Много из личных качеств человека: смелость, отвага и-душевное благородство - также являются природными особенностями.

В части природных качеств человека Мутаххари выступает против утверждения Канта и Руссо. По его мнению, человек, пока не привыкнет к определённому способу действия и лично не убедится в нерациональности избранного метода, к другим способам организации работы относится отрицательно. Особенность привычки в том, что она значительно облегчает решение сложных задач.

При привнесенной привычке человек работает под влиянием внешних факторов и может стать пленником плотских желаний.

Четвёртая часть. Роль обучения в воспитании. Согласно учению ислама воспитание без обучения не бывает. Поэтому обучение и воспитание в исламе считаются одними из важных факторов формирования праведного человека.

Согласно Мутаххари мораль состоит из молитвы и почитания. Он говорит, человек вначале несознательно почитает Бога, но когда формируется его сознание, тогда вся его деятельность приобретает моральное значение. Пророки тоже были присланы Богом ради этой цели - формирования сознания человека.

Исламское обучение и воспитание - целевая система. Она направлена на формирование в человеке конкретных моральных качеств. Если мораль будет связана с религиозной нравственностью, то человек достигнет наивысшего уровня совершенства.

Пятая часть: исламское обучение и воспитание основано на молитвах. В исламском воспитании идея человечности формируется тогда, когда человек достигнет уровня благочестия и набожности. В исламе существуют различные веры молитвы и набожности. Человек при исполнении каждого вида молитвы представляет перед собой конкретную цель и таким образом совершенствует свою программу и добивается её исполнения.

Согласно Мутаххари исламское благочестие предопределено и имеет свои особенности. Праведный человек не имеет права их нарушать. Одной из особенностей благочестия является постоянная тренировка, превращающаяся потом в привычку. Кроме того, большинство исламских молитв имеют своё время, исполнение их в другое время не допускается.

Молитва представляет собой последнее звено в цепи обучения и воспитания.

Всё то, что было изложено выше, на данном этапе носит теоретический характер. Для того чтобы осуществить это на практике необходимо провести научные исследования, разработать все аспекты исламского обучения и воспитания, и тогда можно будет надеяться на осуществление главной цели - строительство религиозного общества.

Вся теория Мутаххари об исламском обучении и воспитании изложена в его книгах «Обучение и воспитание в исламе» и «Философия морали».

Вся теория Мутаххари об исламском воспитании и обучении основана на учениях Корана о необходимости обучения и воспитания в духе научного познания мира и духовного совершенства. Всё это свидетельствует о том, что Коран есть книга воспитания, которая охватывает все аспекты жизни человека. Все воспитательные мысли в исламе в действительности имеют земное значение и связаны с человеком и Богом. Благодаря этому человек воспитывается в религиозном духе. Религиозное воспитание является главным средством, инструментом, с помощью которого можно будет сохранить национальную культуру от влияния чужих культур, воспитать истинных борцов за дело Бога и религии ислама.

1.В педагогической концепции Муртазы Мутаххари большое место занимают проблемы воспитания и обучения в условиях нового социально-политического и культурного развития Ирана XX в., которое он рассматривал как одно из важнейших средств изменения системы образования Ирана.

2.Мутаххари считал, что нужно не только давать детям знания; но- и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в* школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению.

3.В книге «Исламское мировоззрение» известный ученый мыслитель Муртаза Мутаххари рассказывает о том, что такое мировоззрение и каким оно бывает, он дает характеристику научного, философского, религиозного мировоззрений. Разбирает взгляды и подходы к познанию мира л монотеистического мировоззрения, в частности, подробно описывая особенности и отличия исламского мировоззрения от всех остальных, и с этих позиций дает ответы на многие жизненные вопросы.

В своей книге «Божественное откровение и пророческая миссия» профессор Муртаза Мутаххари рассматривает особые качества Пророков как носителей Божественного Откровения, таких как отличие их от гениев, непорочность, чистота помыслов и созидательная деятельность, их историческую роль и цель ниспослания пророчеств, причины повторения пророческих миссий. Книга «Совершенный человек в Исламе» включает i тринадцать лекций известного мусульманского мыслителя и ученого

Муртазы Мутаххари, прочитанных в Иране в 1974 году. В лекциях рассматривается вопрос о «совершенном человеке» каким его видит ислам, с целью показать универсальность этого вероучения, а также раскрыть многосторонние возможности для духовного развития верующего, стремящегося к осуществлению предписаний ислама.

4.Мутаххари создал школы нового типа, в которых образование, построенное на изучении достоверных фактов, сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов.

5.Мутаххари отмечает, что сегодня мы не знаем ни своих традиций, ни современную западную цивилизацию. У нас отсутствуют общее положение об учебно-воспитательном процессе, конкретные программы по учебным дисциплинам, не разработаны методики преподавания предметов, не определены конкретные цели, и задачи образования в свете требований нового времени.

6.Он считал, что в Иране ныне действуют по отношению к обучению и воспитанию три точки зрения:

1) Некоторые учёные — улемы, будучи сторонниками традиционного обучения и воспитания ищут пути выхода из него. Особенности их учения выражаются во внедрении религиозного воспитания и обучения. В последние годы традиционное — религиозное воспитание расширяет свои горизонты и находит поддержку и в новых современных школах;

2) На протяжении последнего столетия в стране действовали силы, которые выступали за использование западного подхода к организации обучения и воспитания подрастающего поколения. Но в последнее время среди представителей этого направления стали проявляться элементы колебания и сомнения;

3) Существует и третья группа учёных - специалистов, которые выступают за приведение в соответствии обоих направлений.

7.Мутаххари хотя мысленно согласен с третьей точкой зрения, но остаётся непреклонным в своём убеждении о необходимости праведного воспитания.

Мутаххари, выступая за праведное воспитание, подобно Канту не показывает конкретные пути достижения поставленной цели.

8.На основе разрозненных точек зрения Мутаххари можно сделать вывод о том, что он в обучении и воспитании он не признаёт подражания, прагматизму, что было свойственно Джону Дьюи.

По его мнению, обучение и воспитание должно направить человека на признание Бога как создателя всего сущего. Это точка зрения Мутаххари находится в коренном противоречии с современным подходом к обучению и воспитанию. Современное образование и- воспитание называется-секулярным, т.е. земным, целью которого является не религиозное обучение и воспитание, а формирование самостоятельной всесторонне развитой личности, способной раскрыть тайны природы и благоустраивать жизнь.

9.Мутаххари очень старался вывести обучение и воспитание из узкого круга традиций и предложить что-то новое — современное, но не смог. Единственное, чего он достиг - нанёс серьёзный удар по старым традициям, их ограниченности. Он был против традиционного мышления, не, сумев полностью ликвидировать традиционную форму организации обучения и воспитания, значительно ослабил её.

10.Характерной чертой системы педагогических взглядов этих мыслителей было особое внимание к гармоническому развитию личности, изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, которые рассматривали педагогическую проблемы не как абстрактную теорию, а как часть живого процесса развития человечества.

Мутаххари в конечном счёте остался верен принципу праведности обучения и воспитания.

Изучено педагогическое наследие Мортаза Мутаххари, проанализирована возможность его использования и развития в современной иранской школе, выявлены основные педагогические идеи, которые могут быть положены в основу современного образования Ирана.

Во всем учении Мутаххари звучит мотив утверждения всемогущества воспитания, и этот гуманистический пафос его педагогики делает ее близкой и созвучной задачам, стоящим перед цивилизацией в области воспитания и образования.

Мутаххари был одним из таких ученых, философов и мыслителей, воспитанных в духе модернизма и его традиций, но недовольный его результатами (достижениями) пришел к выводу о необходимости принятия мер. Первое, что он обнародовал, было то, что модернизм наряду с достижениями, также как и традиция не является неизменным и безупречным. Он тоже имеет свои изъяны и серьезные недостатки.

Второе, на базе религиозных традиций своего народа попытался открыть дорогу к электронной технологии. Он был учредителем школы, которая базировалась на: «Икраъ», «Язкияхум», «Мавджизаулхасана», «Яъламахумулкитоб ва-л-хикма» и др.

Опираясь на эти требования, Мутаххари сам также написал ряд книг и статей, занимался педагогической деятельностью и на своих занятиях с учениками постоянно подчеркивал значении вышеназванных требований. Иначе говоря, он разработал новый подход к познанию человека в науке.

В развитии и совершенствовании обучения и воспитания нашего века огромное значение имеют труды великих мыслителей и воспитателей прошлого и настоящего времени.

Мусульманские идеологи в воспитании человека большое внимание уделяют его росту и счастье в достижении поставленных целей. Ими разработаны нормы мыслительной деятельности, способы ответа на поставленные вопросы и устранение страха и тревог, связанных с человеком, его обучением и воспитанием.

Мутаххари является одним из таких идеологов, который среди улемов и мыслителей ислама занимают особое место.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Атаи Фариба, 2011 год

1.Абдулх,усайн, Х,оирии Шерози. Тарбияти исломи.-Тех,рон: Дафтари та^кими вахдат, 1360.-261 с.

2. Алавй, Алй ибни Алхусайн. Тарбият аз назари К^уръон ва суннат.-К^ум: Китобхонаи Имом Алй ибни Алхусейн, бето, 1359.-279 с.

3. Алмосй, Алй Мухдммад. Таърихи омузишу парвариш дар Ирон/Виростор Жолаи Саршор.-Техрон: Нашри дониши имруз, 1370.-Ц.2.-С. 197-447.

4. Алмосй, Алй Мухдммад. Таърихи омузишу парвариши Ислом ва Ирон.-Тех,рон: Муассисаи интишороти Амири Кабир, 1381.-446 с.

5. Аминзода, Мухдммадризо. Фархднги таълиму тарбияти исломй.-Кум: Муассисаи «Дар рох,и 1376.-Ч,. 1.-354 с.

6. Аминй, Иброх,им. Ислом ва таълиму тарбият.-Техрон: Интишороти Анчумани авлиё ва мураббиёни Ч,умхурии Исломии Ирон, 1373.-280 с.

7. Атторон, Мухдммад. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак: Ибни Сино, Газолй ва Хочд Насриддини Тусй.-Техрон, 1366.-147 с.

8. Ахтарй, Аббосалй. Тарбияти исломй.- Симнон: Донишго^и Симнон, 1373.-178 с.

9. Ахдмият ва зарурати таълиму тарбият /Хдйъати тахрираи муассисаи «Дар рох,и хдк;», Техрон, 1376.-24 с.

10. Ах,мадй, Сайид Ах,мад. Усулу равишх,ои тарбият дар ислом.-Техрон: Муассисаи интишороти ч,их,оди донишгохд, 1372.-335 с.11 .Ариай А.Усули омузишу парвариш.-ТехронМетоды обучения и воспитания.-тегеран, 1969.

11. Аскарй, Карим Исломпур. Эътидол ва миёнаравй дар ислом.-Техрон, 1376.-121 с.

12. З.Алмосй, Алй Мухдммад. Таърихи омузишу парвариши Ислом ва Ирон. Техрон: Муассисаи интишороти Амири Кабир, 1381. - 446с.

13. Атторон, Му^аммад. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак: Ибни Сино, Газолй ва Хоча Насриддини Тусй.-Тех,рон, 1366. 147с.

14. Ах,мадй, Сайид Ах,мад. Усулу равишх,ои тарбият дар ислом. -Техрон: Муассисаи интишороти чих,оди донишгох,й, 1372

15. Бих,ишти, Ах,мад. Ислом ва тарбияти кудак. Тех,рон: Созмони таблиготи исломй, 1372. - Ч.1.2. - 351с.

16. Бих,иштй, Ах,мад. Тарбият аз дидгох,и ислом. К^ум: Паём, 1360. -216с.

17. Бих,иштй, Сайд. Фалсафаи таълиму тарбият дар чах,они имруз// www.bpanesh.ir

18. Бок,ирй, Хусрав. Нигох,е дубора ба тарбияти исломй.-Тех,рон: Муассисаи фархднгии мадрасаи Бурбон, 1358.-С.51- 59.

19. Бокирй Хусрав. Нигох,е дубора ба тарбияти исломй.-Техрон: Интишороти Мадраса, 1386.-С.17.

20. Бокирй Хусрав. Мох,ият ва каламрави таълиму тарибяти исломйМакола //www.hawzah.net

21. Гутек Макотиби фалсафй ва орои тарбияти/ Тарч. доктор Поксиришт Мухдммадчаъфар.-Техрон: интишороти Самт, 1386.-С. 65.

22. Де^худо, Алиакбар. Донишномаи бузурги исломй.-Интишороти Лугатномаи Дехдудо, 1377.

23. Дижком, Алй. Озодй ва диндорй.-Техрон: Интишороти Товил.-1379/1981.-167 с.

24. Доиратулмаорифи бузурги исломй.-Техрон, 1385.-С. 535.27.3ебокалом, Фотима. Сайри андешаи фалсафи дар Fap6.-Tex.poH: Интишороти Донишгохи Техрон, 1378.-С.43.

25. Ибни Сино. Китаб-ал ишорат ва танбехат / Тарчума ва нигориши Мухдммад Начафии Зинчонй. Тех,рон: Ибни Сино, 1319. -100с.

26. Илм, таълим ва тарбият// Кант Э / Тарч. Еуломхусайн ШукухД.-Те^рон: Интишороти Донишгох,и Техрон, 1363.- С.2.

27. Конел, В.Ф. Таърихи омузиш ва парвариш дар карни бистум/ Тарч. Х,асани Афшор.-Тех,рон:Нашри марказ, 1980.-960 с.

28. Мабонии тарбияти исломй /Гирдоваранда: Чарогчашм, Аббос.-К^ум: Интишороти Осори донишманд, 1375.-C.il.

29. Маликй, Х,асан. Усули таълиму тарбияти исломй аз дидгох,и ша^ид Мутахдррй //Мисбох,.-1386.-№2.

30. Мах,намаи омузеш ва парвариш.-1971.- №7.-С.32-37.

31. Муин, Мухдммад. Фархднги форсии Муин.-Техрон: Муассисаи Интишорои амири Кабир,.-Ч,. 1.-1381.

32. Мутта*арй, Муртазо. Фалсафаи ахлок,. Техрон: Интишороти Садро, 1366/1987.-197 с.

33. Муттахдрй, Муртазо. Бист гуфтор.-Техрон: Интишороти Садро,1384.

34. Муттахдрй, Муртазо. Инсони комил.-Техрон: интишороти САМТ.1376.

35. Муттахарй, Муртазо. Мачмуаи осор.-Техрон: интишороти К,алам, 1375.

36. Мутта^арй, Муртазо. Дах, гуфтор.-Техрон, 1384.

37. Муттахдрй, Муртазо. Хадамоти мутакобили ислом ва Ирон.-Те?фон, 1382.

38. Муттахдрй, Муртазо. Таълиму тарбият дар ислом.-Техрон: Интишороти Садро, 1378.-448 с.

39. Myттахдрй Муртазо. Шаш мак,ола.-Техрон, 1382.

40. Мустафо, Азиз. Маколаи илми таълиму тарбият// affab.ir.

41. Муч,табо, Мухдммад Бокир. Ислом ва тарбият. -Тех,рон: Дафтари нашр, 1377/1998.-132 с .Ислам и воспитание.

42. Нах,чулбалога /Тарч. Саййд Чдъфари Шах.идй. Техрон, 1378/1999.-574 с.

43. Накибзода Абдулх,усайн. Нигох,е ба фалсафаи омузишу парвариш.-Техрон:Интишороти Тахурй, 1377.-С. 20.

44. На^ибзода Ч,алолй, Мирабадулхусайн. Нигох,е ба" фалсафаи омузишу парвариш.-Техрон: Интишороти Тах,урй, 1377.-С.16.

45. Нак;ибй, Расул. Авомили тарбият аз дидгох,и устоди шах,ид Муртазо Мутахдррй // Нау^аИпе!:.

46. Накд1и мухдббат ва ме^рварзй дар фароянди тарбият // гики1 19. persianblig.ir

47. Некзод (Мах,муд). Куллиёти фалсафаи таълиму тарбият.-Техрон: Интишороти Кайх,он, 1361.-204 с.

48. Руссо, Жан Жак. Эмил: рисола дар боби омузиш ва парвариш /Тарч. Руломхусайни Зиракзода.-Техрон: интишороти Нохдд, 1385.-407 с.

49. Садик И. Усули навини дар низоми омузиш ва парвариш. Техрон,Нашри 18.

50. Сайид Исмоили Алй, Му^аммад Ч,авод Ризо. Мактабх,о ва гироишх,ои тарбиятй дар тамаддуни исломй/ Тарч. Бехрузи Рафей.-Техрон: 1384.-384 с.

51. Сайид, Х,усайн Наср. Маколаи таълиму тарбияти исломй: муруре бар чолишх,ои мавчуд байни фалсафа ва дониши муосир бо исломи суннатй/ Мутарчим Гуломризо Мутакдифар.-Техрон, 1385.-124 с.

52. Сиёсати Арасту/ Тарч. доктор Хдмид Ройт.-Тех,рон: Интишороти Омузиши инк;илоби исломй, 1371.

53. Сулаймонй, Марзия// Мох,номаи иттилоотии « Х,икмат ва маърифат.-1387. -Ч,. 3.-№ 6.

54. Суруш, Абдулкарим. Дарсх,ое дар фалсафаи илми ичтимоъ.-Техрон, 1376.

55. Суруш, Абдулкарим К^иссаи арбоби маърифат.-Техрон: нашри нав, 1378.

56. Суруш, Абдулкарим. Мадоро ва мудирият.-Техрон:интишороти донишгох.й, 1379.

57. Таълиму тарбият аз дидгох,и Имом Хумейнй: ахдмият, чойго^ ва авомили муассир бар таълиму тарбият / Тадвини Мучтабо Фарох,онй.-Техрон: муассисаи танзим ва нашри осори Имом Хумейнй, 1387.-442 с.

58. Тусй, Хоча Насируддин. Ойини донишандузй / Бо кушиш ва э^тимоми Мачид Ма^муди Музаффар; му^аррири масъул С.Сулаймонй; Академияи илмх,ои педагогии Точикистон;Пажух,ишгох,и илм^ои педагоги.-Душанбе: Ирфон, 2008.-110 с.

59. Халил Алчаббор. Таърихи фалсафа дар ча^они ислом;/Тарч. Абдулму^аммад Оятй.-Техрон: Интишороти Илмй ва фархднгй, 1373.-С. 273.бб.Чарогчашм, Аббос. Мабнои тарбияти исломй.-Интишороти Донишманд, 1385.-С.21.

60. Чдгсва*ои муаллимии устоди шах,ид Мутахдррй/гирдоварда аз дафтари кумаки омузишй.-Техрон: Интишороит фар^анги Бурх,он, 1375.

61. Шариатмадорй, Алй. Тарбият аз дидгохд ислом//ш\¥\у.газакооп.пе1

62. Эх,сонй.,Мухдммад. Вахдат ва низоми тарбияти набавй.-Техрон, 1376.-132 с.

63. На русском языке 70.Авзалов X. Школа Ирана в 60-70-х годах XX в.-Душанбе: Матбуот,2002.

64. Авзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце

65. XIX начале XX веков: дисс. в форме научного доклада на соиск. д-ра пед.наук.-М., 1992.- 48 с.

66. Агахи, A.M. Из истории общественной и философской мысли в Иране.-Баку, 1972.-221 с.

67. Агаев C.J1. Иран: рождение республики. М., 1984. - 335 с.

68. Алиев С.М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в1. XX в.М., 1985.-234 с.

69. Алинежад Масуме Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана: дис. .канд пед.наук.-Душанбе, 2010.-156 с.

70. Анаркулова Д.М. Общественно — политическая борьба в Иране в середины XIX века. М., 1983.- 265 с.

71. Анаркулова Д.М. Общественно политическая деятельность Мальком - хана. - Душанбе, 1984.- 238 с.

72. Анаркулова, Д.М. Социально политическая борьба в Иране в середине XIX в. М., 1986.-121 с.

73. Анаркулова Д.М. Реформы Мирзы Таги-хана (1848-1851) их социальное и политическое значение: автореф. Дис. .канд.ист. наук.-М.,1978.-17 с.

74. Антология педагогической мысли таджикского народа/ Сост.:М.Лутфуллоев, С. Сулаймони, Х.Афзалов.-Душанбе: Матубот,2009.-448 с.

75. Арабаджян А.З. Иран: власть, реформы, революции (Х1Х-ХХ в.) М.,-1991.-231 с.

76. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.-М., 1981-1983.

77. Асади Я. Доктор Таги Ирани о воспитании и образовании: автореф. дис. . канд. пед.наук. Баку, 1960.-23 с.

78. Атаи Фариба. Взгляд Мутаххари о воспитании и обучении//Вестник таджикского национального университета: серия гуманитарных наук; 4:2.-Душанбе: Сино.-С.334-336.

79. Атаи Фариба. Дидактика в педагогических идеях Мутаххари// Вопросы психологии и педагогики.-Кургантюбе.-2011.-№4.-С.56-60.

80. Атаи Фариба. Педагогические идеи Мортаза Мутаххари: Монография/ Под общ.ред Х.Афзалова; НИИ развития образования АОТ; Ассоциация таджикских иранистов.-Душанбе: Ирфон, 2010.- 132 с.

81. Атаи, Фариба. Педагогические идеи Мутаххари//Культура и образование в цивилизации иранских народов: научный сборник статей ученых и аспирантов Таджикистана, Ирана и Афганистана; сост.С.Сулаймони; АПН РТ.-Душанбе:Ирфон, 2009.-С. 165-169.

82. Атаи, Фариба. Подход к воспитанию и её осуществление в педагогических идеях Мутаххари //Вестник НИИ развития образования.-2010.-№3.-С.98-115.

83. Ахундов М.Ф. Избранные философские произведения. Баку, 1953.-365 с.

84. Бади, Ш.М. Городские срендние слои Ирана.-М., 1977.-134 с.

85. Багров Е. Персия и персы. М., 1903.- 175 с.

86. Багров Н.К., Никитина В.Б. Иран// Зарождение идеологии национально освободительного движения (XIX начало XX в.). - М., 1973.-320с.

87. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.-М.,2001.

88. ХIX — начало XX века: Анализ внешнеполитических концепций. М.,1990.

89. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли.-М.:Владос-Пресс.-2003.-399 с.

90. Демин А.И. Современная иранская деревня,- М., 1977.- 285 с.

91. Джамаль ад-Дина Афгани и его последователи в Иране в конце XIX — начале XX вв.: автореф. дисс. канд. ист. наук, publish.bsu.az/images/.

92. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране.-М.,1997.-231 с.

93. Дорошенко Е.А. Система просвещения в Иране.- М., 1959.- 98 с.

94. Дорри Дж. Персидская сатирическая проза.-М., 1977. -30 с.

95. ЮЗ.Зарбахт Н.М. Роль шиитское духовенство в общественно-политической жизни Ирана в последней четверти XIX в.:автореф. дис. .канд.ист.наук.-Ташкент,1975.-17 с.104.3арин В.А. Запад и Восток в мировой истории ХУ1-ХХ в. М., 1991.

96. Еганян Г.М. Общественно-политические течения в конце XIX-начале XX века в Иране.-Ереван, 1966.-139 с.

97. Иванов М.С. — Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в.- М., 1982.- 385 с.

98. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991

99. Ю.Иран (Х1Х-нач.ХХ в.) Иран в системе международных отношений: Кризис и упадок государства Каджаров. -М., 1976,-124 с.

100. Коран: перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой; гл. ред. д-р Мухаммед Санд Аль Рошд.-Тегеран: Сипехр, 1995.-813 с.

101. Ислам в истории народов Востока: сб. стат.-М.-1984.156 с.

102. З.Иран: проблемы экономического и социального развития в 60-7-е годы.-М.:Наука, 1980.-302 с.

103. Н.Иран. Очерки новейшей истории. М., 1976.- 468 с.

104. Ирандуст. Персия вчера и сегодня,- М.- Л., 1928.- 189 с.

105. Историография Ирана: нового и новейшего времени/ Сб статей.-М.:Наука, 1989.-268 с.

106. Историография стран Востока. Проблемы нового времени. М. 1978.

107. История Востока. Т.4.Книга 1-2. Восток в новое время (конец ХУШ- начало XX в.). М., 2004.

108. История Ирана. М: МГУ, 1977.- 488 с.

109. История Ирана.- Киев Москва: Альтернатива-Евролинц,003.-359 с

110. Кулагина Л. Экспансия английской империи в Иране в еонце XIX-началеХХв. М, 1981.

111. Комиссаров Д. С. Очерки современной персидской прозы.- М., 1960.- 189 с.

112. Кодиров К.Б. История воспитания, школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама.-Душанбе, 2000.- 168 с.

113. Массэ, А. Ислам.-М., 1961.-231 с.

114. Манафи М.М. Жизнь и творчество М.А. Талибова: автореф.дис. . канд. пед наук. Баку, 1966.- 23 с.

115. Мельник В.В. Современная общеобразовательная школа АРЕ. В об. «Проблемы обучения и воспитания в зарубежных странах». Ротапринт НИИ ОП АПН СССР. М., 1972, с.91-113.

116. Мирсепаси Зохре «Психолого-педагогические основы повышения активности учителей- женщин в учреждениях дополнительного образования Ирана: дисс. канд.пед.наук.- Душанбе, 2010.- 153 с.

117. Мутаххари М. Совершенный человек в исламе: Лекция 3.4 (лекции 1, 2 в 4 (8) за 2008 г.)// Иран-намеэ; научный востоковедческий журнал.-Алма-Ата.-2009.-№1 (9).-С.5-34.

118. Мутаххари М. Совершенный человек в исламе: Лекция 5 (лекции 1, 2 в 4 (8) за 2008 г.)//Иран-намеэ; научный востоковедческий журнал.-Алма-Ата.-2009.-№1 (9).-С.5-32.

119. Педагогика: учебник /Л.П.Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432 с.

120. Прсветительство в литературах Востока.-М., 1973.195 с.

121. Резников А.Б. Иран: падение шахского режима.- М., 1983.- 160с.

122. Саади А. Педагогические мысли Востока .- Казань, 1927.- 31 с.

123. Сеидов Р.А Иранская буржуазия в конце Х1Х-начале. XX в. М., 1974.-156 с.

124. Степанянц, М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике X1Х-ХХ вв.-М., 1982 134 с.

125. Сулейманов С.И. Библиотечное дело в Иране: история и современное состояние.-Душанбе: Дониш, 1995.-312 с.

126. Сулейманов, С.И. Сложность и противоречивость в библиотековедение Ирана//Материалы республиканской научной конференции. -Душанбе, 1983.-С. 41-45.

127. Тагиева Ш.А. Аграрные отношения в Иране в конце Х1Х-начале XX в.-дис. док. ист.наук.-Баку, 1967.-359 с.

128. Талибов H.A. Общественная мысль в Иране в XIX начале XX в. -М., 1988.- 247 с.

129. Тахери Джавад Мохтар. Педагогические идеи Джалаладдина Румив системе современных общеобразовательных школ Ирана: дис. .канд.пед.наук.Душанбе, 2010.-167 с.

130. МЗ.Талашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученыхэнциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья.-Ташкент, 1985.- 144 с.

131. Фатхи Надер Джебраил. Педагогико- психологическая подготовка родителей по исправлению поведении детей в системе начального образования Ирана: дисс. . канд.пед.наук.-Душанбе, 2009.- 157 с.

132. Хасаев А.И. Мировоззрение Зейн аль Абедина Марагаи: дисс. . канд. ист. наук. М., 1967.- 188 с.

133. Хасанали Мирзабеки Шабанали. Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи: дисс. .канд.пед.наук.-Душанбе, 2010.-167 с.

134. Хатеми Г.Р. Зарубежная иранская пресса в борьбе против империализма и колониализма накануне иранской революции 1905 1911 гг.-Баку, 1964.- 257 с.

135. Холикназаров X. Борьба Мирзы Малькомхана и Джамаль ад-Дина Афгани против шахского режима в Иране в конце XIX в.//Известия АН Таджикской ССР. www.petaref.com/?

136. Хоссан, Хусейн Хамид. Свобода научных исследований в исламе.-Пакистан: Академия Дауа: всемирный исламский университет, 1994.-41 с.

137. Эминов P.M. Ахундов и развитие прогрессивной общественно — политической и философской мысли в Иране в конце XIX — начале XX в.: автореф. дисс.канд. пед.наук Баку, 1971.- 25 с.1. На таджикском языке

138. Араб, Мустафо. Афкори педагогии Мирзохдсани Рушдия/Зери назари Х.Афзалов; Пажух,ишго*и илмх,ои педагогии Академияи, илмх,ои педагогии Тоцикистон.-Душанбе: Ирфон, 2008.-103 с.

139. Атахонов Т., Лутфуллоев М., Шарифов Ф. Очеркх,ои афкори педагоги: воситаи таълим; Академияи илмх,ои педагогии Точикистон.-Душанбе, 2005.-225 с.

140. Афзал X. Расулиён К. Низоми маориф дар Ч,умх,урии Исломии Ирон.-Душанбе, 2007.-93 с.

141. Сулаймонй, С. Педагогикаи ислом / Зери назари Х.Афзалов; Академиям илмх,ом педагогии Точикистон; Пажух,ишгох,и илмх,ои педагогии Точикистон. Душанбе: Ирфон, 2009. - 250с.

142. Сулаймонй С. Китобшиносии Ирон ва' ислом.-Душанбе: Ирфон, 2009.-489 с.

143. Тох,ирй, Чдвод. Афкори педагогии Чдлолиддини Румй.-Душанбе: Ирфон, 2007.-176 с.

144. Тусй, Хоча Насируддин. Ойини донишандузй/ Бо кушиш ва эхтимоми Мачид Мах,муди.Музаффар; Пажух,ишгох,и илмх,ои педагогии Академияи илмх,ои педагогии Точикистон.-Душанбе: Ирфон, 2008.-108 с.

145. Хдсаналй, Мирзобекй. Суннатх,ои омузишу парвариш дар хонаводаи иронй/ Зери назари С.Сулаймонй; ДДОТ ба номи С.Айнй.-Душанбе: Ирфон, 2007.-128 с.

146. Расулиён, Кдхдор. Нигох,е ба осори эроншиносии устод Муртазо Муттахдрй //Чакидаи маколоти хдмоишии чах,онии «Х,икмати Мутахдар». Те^рон: Садо ва симои Ч,умхурии. Исломии Ирон, 2004. - С. 209-210.

147. Мутахдарй, Муртазо. Вах,й ва нубувват.-Душанбе: Ройзании фархднгии Ч,умх;урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.-131 с.

148. Мутавдарй, Муртазо. Достони ростон / Дар 2 ч- Ч^. 2. -Душанбе: Ройзании фархднгии Ч|умх,урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1998.-160 с.

149. Мутахдарй„ М. Инсон дар Куръон.-Душанбе: Ройзании фархднгии Ч^умхурии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999:-63 с.

150. Мутах,хдрй„ М. Инсон ва сарнавишт.- Душанбе: Ройзании фархднгии Ч|умх,урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1998.-108 с.

151. Мутахдарй, Муртазо. Инсон ва имон.-Душанбе: Ройзании фархднгии Ч,умх,урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1998.-144 с:

152. Мутаадарй, Муртазо. Хадамоти мутак,обили Ислом ва Ирон.-Душанбе: Ройзании фар^ангии Ч,умх,урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.-550 с.

153. Мутахдари, Муртазо. Ошнои бо улуми исломи. Душанбе: Ройзании фар^ангии Чумхурии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.- Ч,.

154. Мутахдари, Муртазо. Ошнои бо улуми исломи.- Душанбе: Ройзании фархднгии Ч^ум^урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.4,1 .-204с.

155. Мутаадарй, Муртазо. Ирфони Хрфиз. -Душанбе: Ройзании фархднгии Ч,умх,урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1998.-128с.

156. Муттахдрй, Муртазо. Чдхонбинии тавхддй.-Душанбе: Ройзании фархднгии Ч,умхурии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.-63 с.

157. Мутахдарй, Муртазо. Чрмеа ва таърих.-Душанбе: Ройзании фархднгии Ч,ум*урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.-54 с.

158. Мутахдари, Муртазо. Хдёти ухравй.- Душанбе: Ройзании фархднгии Ч,умх,урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1998.-61 с.

159. Мутахдарй, Муртазо. Х,ичоб. -Душанбе: Ройзании фар^ангии Ч,умдурии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.-41 с.

160. Фарханг ва омузиш дар тамаддуни мардумони иронй: мачмуаи ма^олоти илмии устодон ва унвончуёни Точикистон, Ирон ва Афгонистон / Зери назари С.Сулаймонй; Пажухишгох,и илмх,ои педагогии Точикистон; ДДОТ ба номи С.Айнй.-Душанбе: Ирфон; 2009,

161. Маънавиёт ва мушкилоти омузишу парвариш.-Душанбе: Ирфон, 2008.-378 с.

162. Arasteh R.A. Education and social Awaking in Iran. 1850-1968. Leiden, BRill, 1969.-510 c.

163. Brown E.G. The Press and Poetry of modem Persia. Cambridge, 1914.

164. Keddic N.R. The Poets of Islam's Powers in modern Iran.- Stadia Islamica. L., 969.-544 c.

165. Lambton A.K.S. The Impact of the West in Persia.- International Affairs.Vol.33, ff (January ,1997).2. -204 c.760 c.1. Англ. яз:780 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.