Педагогические идеи Мирзо Хасана Рушдия в современной иранской педагогической науке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Араб Мостафа Эсмаил

  • Араб Мостафа Эсмаил
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, ДушанбеДушанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 136
Араб Мостафа Эсмаил. Педагогические идеи Мирзо Хасана Рушдия в современной иранской педагогической науке: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2009. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Араб Мостафа Эсмаил

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ИРАНЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ XX ВЕКОВ

1.1. Состояние просвещения в Иране в конце

XIX- начале 30-х годов XX веков.14

1.2. Основные источники формирования просветительства в Иране и его влияние на педагогические взгляды МирзоХасана Рушдия .31

1.3. Жизнь и педагогичекая деятельность

Мирзо Хасана Рушдия . 49

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МИРЗО ХАСАНА РУШДИЯ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ

2.1. Мирзо Хасан Рушдия об организации светской школы.61

2.2. Мирзо Хасан Рушдия о воспитании подрастающего поколения. 71

1 2.3. Взгляды МирзоХасана Рушдия на модернизацию содержания школьного образования .83

2.4. Проблемы использования новых методов обучения в светской школ.100

2.5. Проблемы составления и внедрения в учебный процесс светских учебников. 105

Выводы по второй главе.110

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические идеи Мирзо Хасана Рушдия в современной иранской педагогической науке»

Иран - страна с древней историей и великой культурой, который еще три тысячи лет тому назад считался одним из важнейших центром человеческой цивилизации, внес большой вклад в развитие научной мысли и мировой культуры. Многочисленные следы древней культуры Ирана сохранились как в письменных источниках, так и в шедеврах архитектуры и произведениях прикладного искусства. С возникновением ислама иранцы восприняли это учение, проявили преданность исламу и сыграли решающую роль в распространении этой религии. Несомненно, значимость науки для иранцев и наличие устойчивых, глубоких научных традиций в стране способствовали тому, что учение ислама, попав на благоприятную почву, вступило в период своего интенсивного развития, и в целом, иранцы внесли огромный вклад как в развитие, так и в распространение ислама. После принятие иранцами ислама весь ход исторического развития страны, происходил под воздействием двух определяющих факторов — ислама и иранской культуры. Впоследствии эти два фактора стали находиться в тесной взаимосвязи, дополняя' друг друга.

В современных условиях понимания своеобразия национальной культуры, целостное понимание богатства духовных ценностей ирано -мусульманского педагогического наследия невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли прошлого, в особенности, просветителей. Происходящее в настоящее время в Исламской Республике Иран социально - культурные, политико — экономические перемены направлены на совершенствование качества учебно - воспитательной работы среди подрастающего поколения и определение наиболее эффективных путей решения данного процесса.

Возрастающий интерес к педагогическому наследию прошлого в Иране обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном научном исследовании, имеющиеся особые пласты национальной культуры, концептуальном осмыслении того, что было внесено выдающимися иранскими просветителями в развитие истории, теории и практики педагогической науки. Необходимо отметить, что в исламском Иране с целью изучения наследия мыслителей прошлых столетий, в том числе просветителей конца XIX - начало XX веков создано «Общество по изучению наследия и культуры Ирана». При помощи членов этого общества в Иране сейчас издано более 90 книг о жизни и творчестве выдающихся мыслителей Ирана с конца XIX века по настоящее время. Вместе с тем на наш взгляд, выполнение таких исследований способствует формированию ценностного и объективного представления о характере и направленности педагогических поисков в интеллектуальной среде просветителей прошлых лет, что может оказаться полезным в решении современных проблем сохранения и развития национальных традиций иранской школы в условиях глобализации современного общества.

В этом плане особое значение приобретает изучение педагогической наследия «отца» иранской светской школы конца XIX -первой четверти XX веков Мирзо Хасана Рушдия. Педагогические мысли о воспитании и обучении, в основном, вытекали непосредственно из его педагогической деятельности в городах Еревана, Тебриза, Тегерана, Мешхеда, Рашта. М.Х Рушдия в Иране и на Кавказе считали творческим педагогом, новатором, реформатором системы обучения и воспитания. Он был одним из передовых мыслителей - просветителем мусульманского мира того периода. Просветитель оставил после себя неоценимые учебники, учебные пособия по проблемам воспитания и обучения, 4 которые оказали значительное влияние на возрождение национальной иранской педагогики и воспитании подрастающего поколения. Его творения в области воспитания и обучения оказали сильное воздействия на ход развития, обновления и демократизации страны.

Кроме педагогической деятельности он занимался журналистикой, издавал политико — педагогические газеты, организовал тайные демократические общества, был их вдохновителем и членом нескольких обществ. Однако, несмотря на величие просветителя, его педагогические идеи в исламском Иране до настоящего времени не подвергались тщательному анализу и исследованию, хотя жизнь и педагогические идеи просветителя в определенной степени отражены в ряде работ иранских авторов, посвященных изучению литературы, общественно политической мысли Ирана, в конце XIX первой четверти XX веков. Наибольший интерес для рассматриваемого вопроса представляют работы Ахмада Касрави, Назем оль - Ислам Кермани, Забихулла Сафа, Яхья Аринпура, Мехди Малекзаде, Ахмад Хашимиён и другие (106; 108;162;121;123).

В этих работах рассматривается и анализируется широкий круг вопросов, связанных с социально - экономическим, общественно — политическим, культурным развитием Ирана в новое и новейшее время. В большинстве из этих работ подробно освещены процессы возникновения просветительства в Иране; развитие новой демократической персидской литературы, экономической и культурной жизни страны; роль прогрессивных мыслителей в деле преобразования Ирана и т.д.

Важное значение для оценки педагого- просветительских идей М.Х.Рушдия систем школ и педагогической мысли в Иране в конце XIX - первой четверти XX вв. имели труды И. Сиддика, М. Машаихи, Ш. Расеха, Х.Амида, А.Кани, Х.Р. Арастеха, сыновей просветителя Ф. Рушдия и Ш. Рушдия, а также работы самого Рушдия (100; 103-104;114-115;127;138; 150;151;153 186;).

Проблемы социально- экономического, политико — культурного развития Ирана в данный период проанализированы в ряд работ, написанных на английском языке. К ним относятся труды Н.Кедци, А. Ламбтон, Э. Брауна и другие (193-194-195). В них даются общие сведения о развитии литературы, просветительства и периодической печати в Иране.

Исследования общих вопросов школьного образования и педагогической мысли иранских просветителей, в том числе Рушдия, нашли свое отражение в трудах ученых: Е.А. Дорошенко, Д.С. Комиссарова Д.С. Х.С. Авзалова, М. С.Иванова и др (1; 30; 39; 60-61). Среди этих исследований наибольший интерес по> нашей теме имеет монографическое исследование Авзалова Х.С., в котором впервые в советской педагогической науке наряду с другими иранскими просветителями рассматриваются педагогические идеи Рушдия.

Безусловно, все вышеперечисленные труды представляют собой интерес, ибо в них дана характеристика жизненного и творческого пути М.Х. Рушдия, описаны отдельные страницы его биографии, частично обозначены основные проблемы его научных изысканий, освещены отдельные аспекты его политических и педагогических воззрений.

Но несмотря на это, анализ историко - педагогической литературы, периодических педагогических изданий, диссертационных исследований в Иране, Таджикистане и России дает основание утверждать, что до настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего просветительско - педагогические идеи отца иранской светской школы и просвещения Мирзо Хасана Рушдия.

Противоречие между значительностью данной проблемы для современной педагогической теории и практики и недостаточной её разработанностью в научной, историко - педагогической литературе в условиях глобализации культуры, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические идеи Мирзо Хасана Рушдия в современной иранской педагогической науке».

Объектом исследовании явились педагогические идеи М.Х. Рушдия, его социальные, религиозные и идейные истоки, научно -педагогические труды, посвященные его жизни и педагогическим взглядом, а, также особенности формирования, становления и развития педагогических мысли просветителя.

Предмет исследования обусловлен необходимостью совершенствования учебно — воспитательного процесса в современной иранской, школе путем творческого использования педагогических идей М.Х. Рушдия.

Цель исследования^ заключается в выявление общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития педагогических идей М. X. Рушдия. И определить его место в, современной иранской педагогической науке.

Определение цели позволило нам выделить следующих задач:

- выявить исторические, социально- экономические, культурно -педагогические истоки формирования и развития педагогических идей М. X. Рушдия;

- проанализировать систему научно - педагогических идей М. X. Рушдия и определить его места в современной иранской педагогической науки;

- выявить пути эффективного использования педагогических идей М. X. Рушдия в школе, показать его вклад в развитие и совершенствование светской системы образования Ирана;

- разработать методические рекомендации, подготовить научно-аналитические материалы по использованию педагогических идей MI X Рушдия в процессе обучения и воспитания молодого поколения;

Цель исследования определила и рабочую гипотезу: объективная оценка просветительско - педагогических идеи М. X . Рушдия в деле обогащения и совершенствования учебно — воспитательной работы, и на её основе построить педагогическую концепцию обучения и воспитания,, что позволит восполнить имеющиеся проблемы в национальном и демократическом восприятии подрастающего поколения «Ирана в процессе глобализации мировой культуры.

Теоретической и методологической; основой исследования5 явились философо - педагогические концепции образования' и культуры, опирающиеся* на принципы историзма, научности, объективности^ идеи , взаимосвязи и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов образования: Наиболее продуктивным явился культуро — логический подход к проблемам развития* школы, образования; и педагогической мысли, так как педагогика, Ирана развивалась на стыке нескольких мусульманских культур; в то же время питалась достижениями русской и зарубежной педагогической;мысли.

Источником исследования послужили труды самого просветителя; исторические, философические, педагогические труды посвященные общественно - педагогической и просветительской деятельности; М; X. Рушдия, материалы периодической печати, а также работы определяющие развитие школьного образования и педагогической мысли Ирана в конце XIX - первой четверти XX веков.

В процессе разработки данной темы автор опирался также на труды таджикских ученых — Кадирова К. Б., Лутфуллоева M.JL, Пахлавонова А., Сулаймони С., М. Арипова (Орифи) и др (61;78;84;190; 191;).

С учетом цели, задачи и специфики исследования были использованы следующие методы:

• анализ философской, историко-педагогической, востоковедческой литературы, посвященные творчеству и педагогической деятельности М. X. Рушдия;

• отбор, систематизация и обобщение педагогичесю1Х идей Рушдия;

• сопоставительный анализ оценки просветительско-педагогических взглядов Рушдия, раскрывающих становление и развитие системы светского образования с педагогическими мыслями Ирана в новое время;

• беседы, интервью с ближайшими родственниками просветителя, учеными и общественными деятелями Ирана:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в истории иранской педагогики определены социально- педагогические, историко — литературные предпосылки, способствующие формированию просветительско-педагогической концепции Рушдия;

• даётся целостный; анализ просветительско - педагогическим взглядам одного из величайших представителей иранской педагогики; «отцом» новой иранской школы Рушдия;

• выявлены принципы и методы обучения и воспитания в педагогических трудах Рушдия;

• определены роль и место педагогического учения Рушдия в современный истории педагогической мысли Ирана.

Практическая ценность исследования заключается в том, что оно даёт возможность обогатить теорию и практику современной педагогической науки;

- изучение просветительско - педагогических идей М.Х. Рушдия позволяют восполнить пробелы, существующие в изучении просветительско - педагогической мысли в наследии иранских просветителей в конце XIX - первой четверти XX веков;

- освещены многие важные проблемы обучения» и воспитания в период просветительства, которые до настоящего времени в достаточной мере не изучены и не проанализированы;

- преподаватели педагогических вузов, работники системы просвещения в целом, а также родители и другие слои общества могут использовать выводы исследования;

- выводы и рекомендации помогут в будущем в исследовании . педагогических мыслей просветителей, в том числе в изучении творчества отдельных личностей.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке соответствующих тем лекционных курсов по общей педагогике, истории педагогики, методики воспитательной работы, спецкурсов, спецсеминаров, тематики курсовых и дипломных работ, при создании учебников и учебных пособий по истории школ и педагогики, в преодавании историко- литературных предметов в школе, а также в воспитательной работе со студентами и школьниками в Исламской Республике Иран и Содружестве независимых государств.

Апробация результатов и выводы исследования нашли свое отражение в монографии и научных статьях автора, доложены на научно - практических конференциях Тегеранского университета, Тегеранского педагогического университета им. А. Табатабаи в 2005 — 2009 годах, а также радио и телевидении Исламской Республики Иран.

Основные выводы и положения диссертации в настоящее время используются при чтении спецкурсов и спецсеминаров по истории просветительско — педагогической мысли иранского народа в педагогических вузах Ирана.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:

Первый этап (2004 - 2005гг.) - имеет поисково — познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования просветительско — педагогической мысли М. X. Рушдия.

На втором этапе (2006-2007 гг.) выявлены идейные истоки формирования и развития просветительско - педагогических идей М. X. Рушдия на основе изучения его наследии; изучена педагогические, психологические, философские и политические взгляды и мысли отечественных и зарубежных ученых, посвященные наследию М.Х. Рушдия.

На третьем этапе (2008-2009гг.) — обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по исследованию.

На защиту выносятся следующие положения:

-научное обоснование необходимости исследования просветительско - педагогического наследия просветителей Ирана в конце XIX - первой четверти XX веков, в том числе М.Х. Рушдия о воспитании и обучении;

- специфика социально - экономические, культурно- политические и психолого - педагогические факторы развития Ирана в конце XIX -первой четверти XX веков определяли особенности становления и развития просветительства, что способствовало развитию просветительской печати и литературы, оказавшей существенное влияние на организацию светского образования, совершенствование учебно — воспитательной работы школ и т.д.;

- процесс взаимовлияния и взаимосвязи Ирана — мусульманской, европейской и русской' педагогической мысли дали возможность иранским, просветителям, в том числе Рушдие осуществить разработку новой концепции образования, повышающую её эффективность в условиях Ирана, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитие иранской системы образования;

- просветительско - педагогические идеи* Мирзо Хасана Рушдия, коренным образом отличались от официальной педагогики по всем ключевым вопросам обучения и воспитания;

- общепедагогические и общедидактические идеи просветителя Рушдия способствовали решению проблем системы просвещения в условиях Ирана: организация государственной системы просвещения на светских принципах; совершенствование содержания образования; внедрение в учебный процесс светских учебников, учебных предметов и программ, использование новых методов обучения и т.д.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (196 - наименования). Всего 141 страниц компьютерного набора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Араб Мостафа Эсмаил

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В исследуемы период в педагогической мысли и реформы школ в Иране проявились первые шаги стремления общества к обнавлению. Официальная государственная педагогика утрачивает господствующую-позиции. Резко активизируется- общественная» педагогическая мысль. Сторонники реформ воспитания и образования были родикально настроенные за обновлению систему образованию и воспитанию.

Мирза Хасан Рушдия в своих статьях, книгах настаивал реформирование образованию. Недостатки образования просветитель видел в низком уровне научности и системности обучения, схоластических методах преподавания, неравенстве женского образования по сравнению с мужскими, казарменном духе воспитания и образования.

Один из ведещих свойств человека Мирза1 Хасан Рушдия4- считал активность, важным источником которой рассматривались ее потребность и осознание. Размышляя'над педагогической сутью указанного человеческого свойства, Мирза Хасан Рушдия видел ее в воспитание разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. В развитии потребностей усматривалось, следовательно, важнейшее условие становления личности (ташаккули шахсият).

Излагая свое педагогическое кредо, Мирза Хасан Рушдия заявил, что существующая система воспитания и обучения несоответствует современной требований развития общества. По мнению просветителя школа должна базироваться на несколько" принципах: во-первых, устранение в учебно-воспитательном процессе всякого насилия в виде наград,наказаний,извне кстановленной дисциплины и опора на интерес к

110 занятиям, добрую волю учеников; во-вторых широкое применение наглядности; в третьих дети должены любить учителя и учитель, должен уважать учеников.

Попоуляризатор педагогических идей Мирза Хасана Рушдии стоял за превращение народной школы в общедоступный центр воспитания и образования.Учебники, которые написал Мирзо Хасан Рушдия оказали значительное влияние на его современников, в том числе просветителей Абдурахима Талибова, Хусейна, Казим- заде, Ираншахра, Сейда Мехди Эътемода, Али Фитрата, Мухаммада Али Сифвата и других. Например, под влиянием учебников Рушдия А. Талибов написал первую детскую> книгу для чтения под названием «Книга Ахмада»:

Таким образом, составление и издание светских учебников. Рушдия; считал важнейшим средством развития; и процветания- экономики, и культуры Ирана. Рушдия с чувством иранского патриотизма: всегда ратовал за то, что отсутствие светских учебников. тормозит распространению просвещения, науки и- знаний? в- Иране и ^наносит непоправимый, вред иранскому народу в деле воспитания и, обучения истинных граждан страны.

Просветитель в процессе своей жизни всегда призывал иранских шахов, правительство и интеллигенцию оказывать помощь и поддержку авторам учебников и способствовать составлению и изданию светских учебников в Иране. Он был уверен в том, что успех Ирана по пути современного развития зависит от книжного издания.

Необходимо отметить, что в 20-30 годы XX века впервые в.Иране приступили к составлению светских учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ. В современном Иране ежегодно издаются десятки тысяч школьных учебников. и в этом вопросе страна занимает одно из ведущих мест в мире. Это подтверждает ежегодная, проводимая правительством Ирана Международная выставка книг в городе Тегеране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы воспитания будущих поколений актуальны для любого общества в различные эпохи. В связи с тем, что ситуация в современной Иран характеризуется экономической и социальной нестабильностью, общество находится в поисках новых ценностей, смыслов и идеалов. Именно в такой период осмысление ценностей общественной и научной мысли прошлого является особо востребованным и необходимым. Обращение к лучшим традициям и гуманистическим идеалам Х1Х-го и XX-го веков имеет прогностическую значимость для развития современной общественной и научной мысли.

Отечественными учеными середины Х1Х-го - начала ХХ-го веков наряду с разработкой проблем школьного обучения и воспитания были продуцированы теоретические концепции образования.

Синтез идей отечественных исследователей середины XIX-го - начала ХХ-го вв., касающихся воспитанию и образованию позволяет' в своей» совокупности обозначить закономерности, факторы и 1 модели педагогической мысли.

В концепциях воспитания и образования исследуемого г периода (середина Х1Х-го - начало ХХ-го вв.) содержатся продуктивные подходы к воспитанию личности ребенка, которые можно рассматривать как предпосылки идей личностноразвивающего образования, психологической поддержки, содействия развитию субъектности ребенка, являющихся инновационными в современной педагогической психологии.

Поэтому сохранение исторической преемственности в развитии Ирана, населяющих ее народов и реальное усовершенствование общественных отношений возможно при обращении к общественно-политической мысли конца XIX- начала XX в. Обозначенная тема диссертационного исследования, таким образом, обретает не только научную, но и практически-политическую значимость.

Трансформационные процессы в Иране позволяют провести определенную аналогию с процессами конца Х1Х-начала XX в., что делает необходимым изучение взглядов просветителей и ученых по всей проблематике вопросов образованию.

Это позволит выявить закономерности, тенденции, противоречия при выработке идей; идеалов, ценностей и ценностных ориентации в современных условиях социально-экономического развития Ирана.

Стремительный взлет педагогической мысли на рубеже XIX-XX в. представляет большой научный интерес, так как важно знать,,какимшиделш будущее образованию Ирана, представители разных. Слоев ученых и просветители. Вопрос о том; насколько адекватным было восприятие объективной реальности, а значит, проникновение в суть исторических процессов и явлений тех или, иных просветителей, также'составляет одну из научных задач. <

Исследование взглядов различных сегментов педагогической мысли на проблему переустройства школы Ирана, в. конце Х1Х-начале,ХХ в. имеет и.

Просветители, в том; числе Мирза Хасан Рушдия1 напрямую' указывал с использованием необходимых элементов опыта других стран и народов обзательным учетом национальных традиций и элементарной целесообразности . Последнее особенно важно в условиях разрушительного хаоса, наступающего на мировое сообщество, обращения? государств к новой идентичности, базирующейся на возврате к своим традициям и устоям. Просветитель и реформатор образованияО Мирза Хасан Рушдия' творчески развивая^лучшие традиции: отечественной научной, мысли, также сформулировал методологию образованиюсовременной- в основе своей

114 национальной, сублимирующей в себе исторические, социокультурные и ментальные особенности страны

В этот период заметным влиянием продолжала пользоваться религиозная педагогика. Мирза Хасан Рушдия также ставил во главу угла религию и религиозное воспитание. Он опасался, что забвение религии в воспитании породит духовный вакуум, патерию гуманных ориентиров у подрастающего поколения и просветительнастаивал на том, чтобы религия выполняла базисную роль в нравственном воспитании.

Изучение просветительско - педагогических идей иранских мыслителей периода просветительства, а также становление, и развитие светской системы образования свидетельствует о сложности и противоречивости этого процесса. Наметившиеся во второй половины

XIX века тенденция формирования просветительско - педагогических идей и развития светского образования положили начало созданию национальной научно - педагогической мысли и системы просвещения.

Однако в течение последующих десятилетий эти педагогические культурные аспекты из - за резкого сопротивления- традиционалистов и политической неустойчивости в. Иране не получили широкого развития.

Тем не менее в ходе исторического развития Иран не смог удержать процесс развития, просветительско - педагогических идей и модернизацию школьного образования в начале XX века. Создание системы просвещения определило ход дальнейшего развития просветительско - педагогических идей в стране. Просветители Ирана, в том числе Мирзо Хасан Рушдия. ознакомившись с проветительско - педагогическими мыслями Запада и

России верил в силу воспитания и образования. Просвещение иранского народа. рассматривал не только как один из основных источников. коренного изменения экономики и культуры-страны, но и как средство пробуждения демократического сознания народа. Рушдия. в течении

115 своей жизни постоянно стремился решать важнейшие научно — педагогические проблемы, последовательно боролься< за распространение научных знаний, науки и техники среди мусульманских народов.

В просветительско - педагогических наследиях и общественно -политический деятельности Мирзо Хасана Рушдия содержатся ценные идеи по вопросам воспитания и обучения. В них мы находим яркое выражение основных тенденций, научных поисков просветителя, стремление освободить человеческий разум и мышление от предрассудков, дать рациональное обоснование целей и средств умственного, нравственного, трудового, физического воспитания подрастающего поколения, что в.значительной степени расходилось с традиционной мусульманской педагогикой.

Просветиельско - педагогические идеи Рушдия сыграли, важную роль в. развитии прогрессивных взглядов на цели, задачи и методы воспитания и обучения в Иране, на Кавказе и. других стран мусульманского Востока. Идеи просветителя о воспитании ребенка проникнуты духом гуманизма и демократии. Он выступил сторонником развития у детей самостоятельного мышления, осуждал и решительно выступал против схоластики и догматизма в. области образования. Наряду с этим в своей педагогической деятельности он выдвинул требование активизации процесса обучения и воспитания, на практике осуществил связ школы с жизнью, с личным опытом детей, настаивал на продуманном и рациональном преподавании учебных предметов в школе. Выступая с решительной критикой старой традиционной системы школьного образования в Иране, подавляющей личность ребенка, он создал систему умственного, нравственного, трудового и физического воспитания детей, которая в нелегких условиях Ирана конца XIX- начала XX веков доказал свою жизнеспособность.

Научно - педагогические идеи, разработанные Рушдием отражали, стремление иранского народа к прогрессу, цивилизованному развитию и носили антифеодальный характер. Это подтверждает тот факт, что народ и молодежь Исламской Республики Иран, и сейчас проявляет большой интерес к просветительско - педагогическому и общественно - политическому наследию Мирзо Хасана Рушдия.

В настоящее время в исламском Иране в начальной школе при изучении азбуки и борьбе с неграмотностью широко используется метод звукового обучения, разработанный Рушдием. При воспитании подрастающего поколения учителя, родители, воспитатели и другие обращаются к педагогическому наследию просветителя. В процессе организации учебного процесса учителя начальных школ используют рекомендации просветителя по составлению учебного плана и программы, в особенности по домашним заданиям. Эти и другие заслуги М.Х. Рушдия дали возможности, что ему по праву иранцы называют отцом иранской светской школы и научно - педагогической * мысли. Вместе с тем в современном исламском Иране студенты педагогических университетов, институтов и училищ изучают его просветительско педагогические идеи. Они пишут контрольные, курсовые работы о жизни и деятельности. Общество по изучению культурного наследия мыслителей прошлого Исламской Республики Иран ежегодно в честь дня рождения просветителя организуют встречи, конференции, семинары по просветительско - педагогическому наследию Рушдия. Все это еще раз говорит о величии знаменитого иранского просветителя и педагога.

Таким образом, изучение и обобщение просветительско -педагогических мыслей Мирзо-Хасана Рушдия показывают, что он по сравнению с другими просветителями нового Ирана внес много оригинального в трактовку проблем воспитания и образования. Особое

117 внимание заслуживает тот факт, что просветитель в течение своей жизни стремился сделать школу социальным институтом, научным инструментом в борьбе за торжество разума. В этом смысле мы можем его назвать истинно великим человеком, ибо он не страшась преследованием шахского режима трудился не для себя, не для того чтобы быть знаменитым, а для того, чтобы помочь своему народу в борьбе с тиранией и тьмой, в тоже время отстаивал человеческое достоинство и защищал авторитет научных знаний:

Все это еще раз говорит о необходимости мысль об изучения и обобщении истории культуры и просветительско — педагогической мысли народов Востока, в том числе Ирана.

До середине XIX в. господствовала религиозная система образования, представленная мектебами и медресе. Светское уч. заведение европ. типа - Дарольфонун (Дом науки) был открыт в Тегеране в 1852,. готовил воен. специалистов, преподавателей и чиновников. В'1872-73 в Тегеране осн. светская школа иностр: языков "Моршиде", в 1875 в Тебризе -пед. школа. В 1898 возникло об-во просвещения, к-рое создавало школы во мн. городах И. .

В период антифеодальной революции 1905- 1911 приняты законы о создании, светской системы образования и обязат. нач. обучении; однако они не были реализованы. Образование по-прежнему подчинялось, нормам мусульм. вероучения. В 1928 издан закон о всеобщем начальном обучении продолжительностью 4 года); согласно закону стала формироваться подведомственная гос. органам объединённая сеть общеобразовательных школ - основа развивающегося государственного сектора системы, учебных заведений Ирана. На всех ступенях обучения религия была обязательный учебный предметом. Закон 1943 предусматривал осуществление в течение

10 лет всеобщего нач. образования, но в кон. 50-х гг. 67% мужчин и 88%

118 женщин оставались неграмотными. В 1963 был образован "корпус просвещения" из мобилизованных в армию юношей со ср. образованием, к-рые обучали население в деревнях, где нет школ, грамоте, основам мусульм. религии. В 1963-75 в корпусе работало ок. 90 тыс. чел., в т. ч. св. 5 тыс. девушек (с 1968); было обучено грамоте св. 3,7 млн. чел. В 1965 создан Национальны комитет по борьбе с неграмотностью.

В 1968 проведена реформа просвещения (срок обучения в нач. школе увеличен до 4 лет, в ср. школе введён 3-летний ориентационный цикл), в 1974 принят закон о бесплатном обучении во всех нач. и неполных средных школах, в 1975 - в средных школах.

После провозглашения Исламской республики (1979) было объявлено всеобщее бесплатное образование на всех ступенях. Декретом 1980 в стране создан Совет культурной революции, который возглавил реорганизацию и исламизацию системы просвещения, высш. образования и культурных учреждений. Введено раздельное обучение в дневных и вечерних школах. Женщинам запрещено преподавать в муж. школах. В учебных программах начачальных, неполных средных и средных школ, профессиональных-технических учебных заведений особое внимание уделяется изучению ислама, трудовому обучению, военной подготовке.

Современная система образования* включает: дошкольные учреждения для детей 3-5 лет; 12-летнюю школу, которая состоит из 3 ступеней: начальной, неполной средней (ориентационной), полной средней; профессиональные учебные заведения, вузы.

Управление системой учебной заведений возложено на министерства: образования и подготовки (школы, профессиональные технические училища) и высшего образования и культуры (вузы). В 80-х гг. на нужды образования выделялось ежегодно ок. 7% ВНП. В 1987 св. 60% иранцев (св. 70% мужчин и св. 51% женщин) считались грамотными.

Дошкольное воспитание детей 3-5 лет осуществляется в детских садах. В 1985 в детских садах было около 107 тыс. детей, около. 5,8 тыс. воспитателей.

Общее образование. Начальная школа 5-летняя. Минимальная возраст для поступления в неё 6 лет, максимальный - 10. Программа начальные школы включает персидский язык и литературу, исламскую культуру, математику, гигиену, естественные науки, географию, историю ислама и исламской революции. После 5 лет обучения учащихся держат экзамен по 20-балльной системе. Набравшие 12-13 баллов могут продолжать обучение в неполной средней (общеобразовательных)' школе. В 1990 в начальных школах было св. 7356,2 тыс. учащихся, св. 282,2 тыс. учителей. Неполная средняя школа 3-летняя. Обучение проводится на физико-математикически, естественно-научные, культуры и литературы, социально-экономические отделениях, ставится задача выявления, склонностей и способностей учащихся.

Полная средняя1 школа 4-летняя: 9-12-й класс (последний является подготовительным для поступления в вуз). Обучение в полной средной, школе проводится на естественно-научном и гуманитарном отделениях. В учебном плане естественно-математическом отделения 80% предметов* обязательные и 20% - факультативные. Учебный план гуманитарного отделения даёт ученикам общие знания по филологии, истории, географии, экономике, социологии, основам искусства. На 1-м году обучения 80% уч. предметов обязательны, на 2-м и 3-м годах - 60% . Общими предметами во всех классах на обоих отделениях являются, персидский язык и литетатура, иностранный язык и религия. В 1990 в средных школах обучалось около 3376,2 тыс. уч-ся. Около 30% детей в возрасте 6-13 лет не было охвачено школой.

Система профессионально-технической подготовки включает 1-2-летние начальной профессиональной школы, в которые можно поступать после окончания общеобразовательной начальной, 2- и 4-годичные средние профессионально-технические и специализированные училища для окончивших неполную средную школу и успешно сдавших вступиттельных экзамены. Право на поступление в технические институты даёт диплом об окончании 4-годичных средной профессиональной технические училищ. Профессиональные -технические училища и средние специальные учебные заведения готовят рабочих и квалифицир. специалистов, для промышлености, сельского хозяйства, учителей для профессиональных школ и училищ. В 1990/91 уч. г. в профессиональных -технических заведениях обучалось св. 253,5 тыс. учащихся. Имеются школы для детей религиозной меньшинств, официально признанных конституцией ИРИ. (христиане, зороастрийцы, иудаисты). Наряду с дневной -формой существуют также вечерняя и заочная формы обучения. Во всех крупных городах имеются профессиональные технические школы и средние -.•> специальные учебные . заведения.

В» Тегеране функционирует (с 1982) спец. школа ."Корпус стражей исламской революции" по подготовке кадровых офицеров, в которую принимаются лица до 15 лет, окончившие неполную ср. школу. Учебная программа (3 года) включает изучение ислама, персидской лит-ры, арабский языу физики, химии, математики, военную и физическую подготовку (изучение оружия, спорт, альпинизм, стрельба из ручного оружия и воен.-тренировочные сборы).

Высшее образование дают университеты (состоят из высш. школ и ин-тов, срок обучения от 4 до 6 лет), самостоят, институты и высшей школы. Крупнейшие вузы (1987): Тегеранский государственный университет (основан в 1934; по другим источникам, 1932; 12 факультетов,

121 свыше 28,1 тыс. студентов), Технологический и инжинерный университет в Тегеране (1928; 8 факультетов, 6 тыс. студентов), Тегеранский университет (1959; 7 факультетов, св. 11,3 тыс. студентов), Исфаханский университет (1950; 6 факультетов, ок. 7,3 тыс. студентов, институт, 3 высш. школы), Технологический институт в Абадане (1939; 550 студентов), Сельскохозяйственный, университет в Кередже, Высшая коммерческая школа в Ширазе и др. В 1990 в вузах Ирана обучалось около 168 тыс. студентов.

Педагогическое образование. Подготовка учителей и воспитателей для начальных школ и детских садов осуществляется в педагогические уч-щах и на курсах с 1-3-годичным сроком обучения на базе первого цикла средней школы. Преподавателей для средных школ готовят педагогические институты и университеты.

Многие представители педагогической мысли, сегодня думая о будущем образовании Ирана отмечают, что должны изучать историю, взгляды тех, кто на рубеже XIX-XX столетия задумывался об Иране и должны использовать богатство идей, концепций, которые не были востребованы на протяжении всего XX в. Потребность обращения к • ^ прошлому обусловлена и необходимостью воссоздания более полной и цельной картины динамики развития образовательного процесса на рубеже XIX-XX вв.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Араб Мостафа Эсмаил, 2009 год

1.Авзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX начале XX веков. Душанбе: Ирфон, 1992.-213 с.

2. Агахи, A.M. Из истории общественной и философской мысли в Иране.-Баку, 1972.-221 с.

3. Агаев C.JI. Иран: рождение республики. М., 1984. - 335 с.

4. Алиев С.М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX в.М., 1985.-234 с.

5. Анаркулова Д.М. Общественно политическая борьба в Иране с середины XIX века. — М., 1983.- 265 с.

6. Анаркулова Д.М. Общественно — политическая деятельность Мальком хана. - Душанбе, 1984.- 238 с.

7. Анаркулова, Д.М. Социально политическая борьба в Иране в середине XIX в. М.,1986.-121 с.

8. Анаркулова Д.М. Реформы Мирзы Таги-хана (1848-1851) их социальное и политическое значение: автореф. Дис. .канд.ист. наук.-М.,1978.-17 с.

9. Антология педагогической мысли таджикского народа/ Сост.:М.Лутфуллоев, С. Сулаймони, Х.Афзалов.-Душанбе: Матубот,2009.-448 с.

10. Арабаджян А.З. Иран: власть, реформы, революции (Х1Х-ХХ в.) М.,-1991.-231 с.

11. Асади Я. Доктор Таги Ирани о воспитании и образовании: автореф. дис. . канд. пед.наук. — Баку, 1960. — 23 с.

12. Ахундов М.Ф. Избранные философские произведения. — Баку, 1953.- 365 с.

13. Бади, Ш.М. Городские срендние слои Ирана.-М., 1977.-134 с.

14. Багров Е. Персия и персы. М., 1903.- 175 с.

15. Багров Н.К., Никитина В.Б. Иран// Зарождение идеологии национально освободительного движения (XIX начало XX в.). - М., 1973.- 320с.

16. Бартольд В.В. Иран: исторический обзор.- Ташкент, 1926;- 128 с.

17. Бертельс А.Е. Очерки истории персидской литературы. -JI., 1928. 203 с. •

18. Брагинский И.С., Комиссаров Д.С. Персидская литература. М., 1962.-231 с. .т,

19. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т.М.: АН РФ, 2006.

20. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988

21. Вульфсон Э.С. Персы в их прошлом и настоящем.- М., 1909.- 157с.

22. Гамидов Г. Жизнь и творчество Зейн аль — Абедина Марагаи. автореф. Дис. .канд. филол. наук. Ташкент, 1968.- 23 с.

23. Гусейни, А. Жизнь и творчество Мирза Ага Табризи: автореф. Дис. . канд. ист.наук.-Баку,1968.-16 с.

24. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII- XII вв. М, I960.- 330 с.

25. Х1Х начало XX века: Анализ внешнеполитических концепций: М., 1990.

26. Демин А.И. Современная иранская деревня.- М.,1977.- 285 с.

27. Джамаль ад-Дина Афгани и его последователи в Иране в конце XIX начале XX вв:: автореф. дисс. канд. ист. наук: publish.bsu.az/images/.

28. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране.-М:Д 997.-231 с.

29. Дорошенко Е.А. Система просвещения в Иране.- М., 1959.- 98 с.

30. Дорри Дж. Персидская сатирическая проза.-М:, 1977. 30 с.

31. Ерасов, Б.С. Социально- культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.-М., 1982.-145 с.

32. ЗЗ.Зарбахт Н.М. Роль шиитское духовенство в общественно-политической жизни Ирана, в последней четверти XIX в.:автореф. дис. .канд.ист.наук.-Ташкент, 1975:-17 с.34.3арин В.А. Запад и Восток в мировой истории ХУ1-ХХ в. М., 1991

33. Мбрагимов Т.А. (Шахин). Политические партии, организации и общества Ирана (1858-1917). Баку, 1972. - 225 с.

34. Иванов М.С.- Очерки истории Ирана.- М., 1952.- 468 с.40МвановгМ^С. Иранская революция 1905 - 1911 годы.- М., 1952.248 с.

35. Иванов М.С. — Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в.-М., 1982.-385 с.

36. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991

37. Иран (Х1Х-нач.ХХ в.) Иран в системе международных отношений:

38. Кризис и упадок государства Каджаров. —М.,1976.-124 с. 45.Ислам в истории народов Востока: сб. стат.-М.-1984.156 с.

39. Иран: проблемы экономического и социального развития в 60-7-е годы.-М.:Наука,1980.-302 с.

40. Иран. Очерки новейшей истории. М., 1976.- 468 с.

41. Ирандуст. Персия вчера и сегодня.- М,- JL, 1928.- 189 с.

42. Историография Ирана: нового и новейшего времени/ Сб статей.-М.:Наука, 1989.-268 с.

43. Историография стран Востока. Проблемы нового времени. М. 1978.51 .История Востока. Т.З. Восток на рубеже средневековья и нового времени. ХУ1-ХУШвв. -М., 1999.

44. История Востока. Т.4.Книга 1-2. Восток в новое время (конец ХУШ- начало XX в.). М., 2004.

45. История Ирана. М: МГУ, 1977.- 488 с.

46. История Ирана.- Киев Москва: Альтернатива-Евролинц,2003.-359с

47. История Геродота.- М., 1976.- 420 с.

48. История отечественного востоковедения до середины XIX века. М, 1991.-126 с.

49. Кулагина JI. Экспансия английской империи в Иране в еонце XIX-началеХХв. М, 1981.

50. Кляшторина В.Б. Из истории персидской сатиры периода революции 1905 1911 годы: автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1935.21 с.

51. Комиссаров Д.С. Пути развития новой и новейшей персидской литературы.- М., 1982.- 220 с.

52. Комиссаров Д. С. Очерки современной персидской прозы.- М., I960.- 189 с.

53. Кодиров К.Б. История воспитания, школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама.-Душанбе, 2000.- 168 с.

54. Краткая история литератур Ирана, Афганистана и Турции.-Л:ЛГУ, 1971.-350 с.

55. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX в.М.,1983 121 с.

56. Крымский А. Мусульманство и его будущность. — М., 1899.-97 с.65 .Крымский А. История персидской литературы. — М., 1909,- 161 с.

57. Ломницкий С. Персия и персы.- СПб., 1902.- 185 с.

58. Массэ, А. Ислам.-М., 1961.-231 с.

59. Манафи М.М. Жизнь и творчество М.А. Талибова: автореф.дис. л. канд. пед наук. — Баку, 1966.- 23 с.

60. Мисль Рустем. Персия при Насреддин — шахе. СПб. 1897.-235 с.

61. Мубориз, Ализлда.Пути развития демократических идей в персидской литературе XIX и XX вв.: автореф. дис. .д-ра филол. наук.-Баку, 1969.-17 с.

62. Новая история стран Азии и Африки. В 3-х частях. М. 200472.0сманова 3. Г. Горький и литература Ирана.- М., 1961.- 220 с.

63. Очерки новой истории Ирана. М., 1999.-231 с.74.0черки новой истории Ирана (XIX начало XX в.).- М., 1978,203 с.75.0рифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа Ч.2.-Душанбе,1965-190 с.

64. Павлович, М. Экономические развитие и аграрный вопрос в Персии XX в.М.,1921.-121 с.

65. Павлович М. Очерки политической борьбы в Персии М., 1925.178 с.

66. Пахлавонов А. Из истории развития педагогической мысли таджикского народа (1920-1930). автореф. дисс. канд.пед.наук.- Душанбе, 1980-23 с.

67. Прсветительство в литературах Востока.-М., 1973.195 с.

68. Резников А.Б. Иран: падение шахского режима.- М., 1983.- 160с.

69. Саади А. Педагогические мысли ВостокаКазань, 1927.-31 с.

70. Сеидов Р.А Иранская буржуазия в конце Х1Х-начале XX в.М.,1974.-156 с.

71. Степанянц, М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике Х1Х-ХХ вв.-М., 1982 134 с.

72. Сулейманов, С.И Библиотечное дело в Иране: история и современное состояние.-Душанбе: Дониш, 1995.-312 с.

73. Тагиева Ш.А. Аграрные отношения в Иране в конце Х1Х-начале XX в.-дис. док. ист.наук.-Баку, 1967.-359 с.

74. Талибов Н.А. Общественная мысль в Иране в XIX — начале XX в. -М., 1988.- 247 с.

75. Талашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученых энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья.-Ташкент, 1985.- 144 с.

76. Хасаев А.И. Мировоззрение Зейн аль Абедина Марагаи: дис. . канд. ист. наук. -М., 1967.- 188 с.

77. Хатеми Г.Р. Зарубежная иранская пресса в борьбе против империализма и колониализма накануне иранской революции 1905 — 1911 гг. Баку, 1964.- 257 с.

78. Хоссан, Хусейн Хамид. Свобода научных исследований в исламе.-Пакистан: Академия Дауа: всемирный исламский университет, 1994.-41 с.

79. Хрестоматия по новой истории. 1640-1815. Т.1-2. М.,1963-1965 94.Чайкин К. Краткий очерк новейшей персидскойдемократической литературы.- М., 1928.- 325 с.95.1Иитов Г.В. Персия под властью последних каджаров.- JL, 1928 —280 с.

80. Шойтов A.M. Роль Ахундова в развитии персидской прогрессивной литературы (проза конца XIX в.): автореф. дисс.пед.наук -М., 1951.- 23 с.

81. Эминов P.M. Ахундов и развитие прогрессивной общественно — политической и философской мысли в Иране в конце XIX начале XX в.: автореф. дисс.канд. пед.наук - Баку, 1971.- 25 с. Персидский язык:

82. Аббас Экбаль. Мирза Таги хан Амире Кабир.- Техран, 1958.- 334с.

83. Адамийат Ф.Фекре азади ва мокаддамейе нехзате машрутийат. -Техран, 1961.- 460 с.

84. ЮОАдамийат Ф. Амире Кабир ва Иран.- Техран, 1955.- 431 с. Адамийат Ф. Идеуложийе нехзате машрутийате Иран. — Техран, 1976.- 467 с.

85. Али Асгар Шамим. Иран дар доурейе салтанате Каджар.- Техран, 1963.- 387 с.

86. Алихан Джухар оль Эслам. Зенде равад. — Техран, 1933.- 215 с.

87. Али Кани. Сазмане фарханге Иран.- Техран, 1953.- 218 с.

88. Амид X. Тарихе фарханге Азербайджан. Т.1. Табриз, 1953.- 482с.

89. Араб Мустафо. Накш ва тосири Мирзохасан Рушдия дар амузеш ва парвареше Иран: бо таъкед бар дедгаххае тарбеяте ва амузешее он//Фарханг ва амузеш дар тамаддуне мардомане Иране.-Душанбе::Ирфон, 2009.-С.108-118.

90. Юб.Аринпур Я. Аз Саба то Нима. Т.1.- Техран. 1973.- 328 с.

91. Асадуллох Бежан. Масири тамаддун ва тарбийат дар Иран.-Техран, 1316.-231 с.

92. Ахмад Касрави. Тарихе машрутийе Иран. Т1. -Техран, 1941-1957.-828с.

93. Джон Олдир. Тарихе миссиюне Амрико дар Иран.- Техран, 1954.380с.

94. Ю.Зендегинома ва хадамате илмию фархангие Мирзо Хасан Рушдия. Анджомане асар ва мафахире фархангие Иран.- Техран, 1386.-252 с.

95. Ш.Зайн аль Абедин Марагаи. Сайахатнамейе Ибрахим -бек йа балайе таассобе у.- Техран, 1965.- 420 с.112.3вобити, Махди. Пажухише дар низаме талабаге.-Техрон,1350.256 с.

96. ПЗ.Ибрахим С. Аснаде сиайасийе доуране каджарийе. Техран,1969.-375 с.

97. М.Ибрахим С. Нехзате адабийате Иран дар асре Каджар.- Техран,1961.- 405 с.

98. Иса Сиддик. Тарихе фарханге Иран.- Техран, 1970,- 460 с. Пб.Иса Сиддик. Равеше навин дар амузеш ва парварш,- Техран,1970.- 560 с.

99. Иса Сиддик. Доурейе мохтасаре тарихе фарханге Иран. — Техран, 1972.- 187 с.

100. Икбол Касимии Пуё. Мадориси джадид дар доурейе Кеджарие.-Техран, 1382.- 125 с.

101. Исфахани Хусайн. Тарихе данешгаххайе бузурге ислами.-Техран, 1382.-241с.

102. Исфахани Хусайн. Тарихе амузешу парвареш дар ислам.-Техран, 1356.- 189 с.

103. Катиран М. Фармасонери дар Иран аз агаз та ташаккуле луже бидарийе Иран.- Техран, 1968.- 420 с.

104. Кермани Н.И. Тарихе бедарийе иранийан.- Техран, 1953.- 231с.

105. Киянфар М. Сийасате Америка дар Иран.- Техран, 1949.- 367с.

106. Мазохере, Хосайн. Тарбеят фарзанд аз назари эслам.-Техран,1369.-331 с.

107. Малек — заде М. Тарихе энгелабе машрутийате Иран.- Техран,1962.- 421 с.

108. Макки X. Зиндеганийе Мирза Таги-хан Амире Кабир.- Техран, 1962.- 330 с.

109. Мальком хан. Маджмоайе асаре Мирза Мальком - хан.Т.1.-Техран, 1946.- 330 с.

110. Машаихи М. Амузеш ва парварше татбиги.- Техран, 1970.- 623 с.

111. Махдикули Хедайат. Мухбирул- салтане: хатират ва хатарат.-Техран, 1375.-234 с.

112. Махбуби Ардакани. Тарихи муассисате тамаддуне Иран,- Техран, 1348.150 с.

113. Махмуд Махмуд. Тарихе равабите сийасийе Иран ва Енглис дар карне XIX милади. — Техран, 1952.- 412с.

114. Моджтахеди М. Реджале Азербайджан дар асре машрутийат. — Техран, 1946.- 430 с.

115. Мотахари, Мортазо. Таълим ва тарбият дар ислам.-Бехрон,1384.448 с.

116. Мохаммад Реза Пахлави Мамурийит барайе ватанам. - Техран, 1350.- 452 с.

117. Мохаммад С.Х. Тарихе джараэд ва маджаллате Иран. Т.1. -Исфахан, 1948.- 330 с.

118. Муайири Мухамадтахир. Масаиле амузешу парвареш дар Иран.-Техран, 1385.- 285 с.

119. Муставфи Абдуллах. Шархе зиндагоние ман. -Техран, 1371-127с. 138.0казаде Ахмад. Омузешу парвареше татбики. Техран, 1373.- 198 с.139.0казаде Ахмад. Тарихе амузешу парварше Иран.- Техран, 1382. -196 с.

120. Расех Ш. Таалем ва тарбийат дар джахане эмруз. Техран, 1973.- 489 с.

121. Раванд Муртаза. Сейре фарханге Иран.- Техран, 1362.- 280 с.

122. РушдияМирзо Хасан. Сад даре.- Техрон. 1337.- 103 с.

123. Рушдия Мирзо Хасан Ватан дили.- Ереван, 1883.- 60 с.

124. Рушдия М.Х. Бадоит- ул таълим,- Техран, 1895.- 85 с.

125. Рушдия М.Х. Амсал Лукман.- Техран, 1379.- 32 с.

126. Рушдия Фахриддин. Рушдия бониадгозаре фарханге навин дар Иран.- Техран, 1362.- 324 с.

127. Рушдия Ф. Зендегинамейе пире маориф. -Техран, 1362.-324 с.

128. Рушдия Шамисддин. Саванехи омр.- Техран, 1362.- 89 с.

129. Садри Афшаре Голамхусейн. Саргозаште сазманха ва нехадхайе элми дар Иран.- Техран, 1354.- 280 с.

130. Садри А.Т. Амире Кабир дар Иран.- Техран, 1372.- 375 с.

131. Сайид Нафиси. Асаре барджастаейе насре фарси.- Техран, 19511953 .-270с.

132. Сардари Самад. Машахире Азербайджан. Табриз, 1377.- 235с.

133. Сайре фалсафа дар Иран.- Техран, 1356.- 375 с.

134. Сасани М.А. Сийсатгаране доурейе Каджар.Т.1.- Техран, 1959.420с.

135. Сафави М.А. Дастане дустан йа тазкирейе шоарайе Азербайджан.- Кум, 1939.- 531с.

136. Сафа, Забеоллах Тарихе олум ва адабийате Иран.- Техран, 1954.720 с.

137. Сафо, Заебеоллах. Омузишгоххо ва омузишхо дар Ирон аз ахди кадем то то дуврони муосер.-Техрон, 13 82.-112 с.

138. Сафо, Забеоллах. Омузешгоххои иронии эсломе.-1386.-134 с.

139. Сафо, Забеоллах. Омузеш ва донеш дар Ирон.-Техрон,1363.-129 с.

140. Сазмане аснаде миллии Иран. Хатерате чапнашудейе Рушдия.-Техран, 1333.

141. Сазмане аснаде миллии Иран. Намейе Рушдия ба Вазири маариф.-Техран, 1307.-№2020.

142. Солтонзоде, Хосайн. Торихе мадорисе Ирон аз ахде бостон то дорулфунун.-Техрон,1364.-515 с.

143. Сонъи, Сейид. Пажохиш дар таълим ва тарбеяти эсломи.-Машхад, 1375.245 с.

144. Талибов А. Кетабе Ахмад.- Техран, 1967.-231 с.

145. Талибов А. Масалек ал- Мохсенин.- Техран, 1968.-221с.

146. Таълем ва тарбеят дар эслом ва усуле ахлокее эслам.-Техрон, 1349.-231 с.

147. Теймури И. Асре бихабари йа тарихе эмтийазат дар Иран.-Техран, 1953.-332с.

148. Туси Хаджа Насриддин. Ахлаке Насири.- Техран, 1320.- 243с.

149. Торехе омузеш ва парвареше эслом ва Ирон.-Техрон, 1373.-207 с.

150. Торехе омузеш ва парвареше Ирон кабл ве баъд аз эслом.- 1376.207 с.

151. Торехе донешгоххойе бозорге эсламе.-Техрон, 1372.-457 с.

152. Хатирате чапнашудае Рушдия. Сазмане аснаде миллии Иран. -Техран, 1333

153. Хекамат Амиреза. Амузешу парвареш дар Иран.- Техран, 1350.211с.

154. Хашемийан Ахмад. Тахаввулате фархангие Иран дар доурейе Каджарие ва мадрасаейе Даральфанун.- Техран, 1379.- 234 с.

155. Хосайни, Али Акбар. Баррасии иджмоли дар торихи таълиму тарбеяти эсломи.-Техран, 1372.- 194 с.

156. Ходжате Мохаммад Бокер. Перомуни кутуби дарсии махсуси тарбияте эсламе.-Ком, 1378.-113 с.

157. Хума Натек. Карнамейе фарханги дар Иран.- Техран, 1375.-234с.

158. Шамими А.А. Иран дар доурейе салтанате Каджар.- Техран, 1378.-226 с.

159. Шахиди Сони, Зайнолобуддин ибни Али. Одоби таълим ва тааллум дар ислом.-Техрон, 1386.-771 с.

160. Шахим Алиасгар. Иран дар доурейе Каджар.- Техран, 1378.- 226с.

161. Шахракипур, Хосайн. Зохори педагожихаи джадид.-Техрон,1382.-341 с.1. Тадж.яз:

162. Афзалов X. Расулиён К. Низоми маориф дар Л>умн>урии исломии Ирон.-Душанбе: Ирфон, 2008.-123 с.

163. Сулаймони С. Педагогикаи ислом: люйгох дар низоми омузишу парвариши Ирон.- Душанбе: Ирфон, 2008.- 250 с.

164. Лутфуллоев М. Эн>ёи педагогикаи Ашам.- Душанбе: Дониш, 1977.- 148 с.

165. Фарханг ва омузиш дар тамаддуни мардумони иронк мальмуаи маколоти илмии устодон ва унвошьуёни Тол»икистон, Ирон ва Афгонистон135

166. Зери назари С.Сулаймон!'; Пажун>ишгон>и илмнюи педагогии Тольикистон; ДДОТ ба номи С.Айш.-Душанбе: Ирфон, 2009.-760 с. Англ. яз:

167. Arasteh R.A. Education and social Awaking in Iran. 1850-1968. Leiden, ВШИ, 1969.-510 с.

168. Brown E.G. The Press and Poetry of modern Persia. Cambridge, 1914.- 780 c.

169. Keddic N.R. The Poets of Islam's Powers in modern Iran.- Stadia Islamica. L., 969.-544 c.

170. Lambton A.K.S. The Impact of the West in Persia.- International Affairs.Vol.33, ff (January ,1957).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.