Педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лукашевич, Тамара Михайловна

  • Лукашевич, Тамара Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 217
Лукашевич, Тамара Михайловна. Педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2005. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лукашевич, Тамара Михайловна

Глава I. Историко-педагогические аспекты развития коллективного народного инструментального музицирования в чувашском крае (с древнейших времен до 1917 года)

Введение.

1.1. Чувашские народные традиции инструментального музицирования как историко-культурный и этнопедагогический феномен с древнейших времен до конца XIX в.).

1.2. Традиции народного инструментального музицирования в педагогических учебных заведениях чувашского края с конца XIX в. до 1917 года).

1.3. Педагогические принципы В.В. Андреева как основа деятельности оркестра народных инструментов педагогического учебного заведения.

Глава II. Опыт использования педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования в оркестрах народных инструментов в педагогических учебных заведениях Чувашии

2.1. Оркестр народных инструментов в педагогических учебных заведениях Чувашии (с 1917 года по настоящее время).

2.2. Опыт организации и функционирования оркестра народных инструментов музыкально-педагогического факультета на основе педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии»

Важнейшей задачей образования является формирование нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения на основе использования духовных ценностей и воспитательного потенциала культуры народов. Через культуру своего народа к общечеловеческой культуре - таков путь восхождения личности к своей индивидуальности в условиях многообразия мира.

Культурную миссию в образовании выполняет учитель, в чьем профессионально-педагогическом багаже искусство занимает значимое место. Учителю музыки как проводнику искусства, обладающему новым мышлением и передовыми технологиями преподавания музыкальных дисциплин, важно вводить народные музыкальные традиции в комплекс его профессионально-педагогической и исполнительской подготовки - игру в оркестре народных инструментов. Это связано с необходимостью формирования у учащихся музыкальной и эстетической культуры, развития творческого потенциала и способностей в музыкально-творческой деятельности, чему наиболее способствует инструментальное музицирование.

В современной социокультурной ситуации, характеризующейся размыванием духовных ориентиров, неустойчивостью у молодежи художественных вкусов, агрессивностью масскультуры и псевдоискусства, являющихся «гарниром к жизни» (Д. Б. Кабалевский), в качестве иммунитета выступают вечные ценности: народное искусство, художественные шедевры разных эпох — все то, что формирует вкус, общую культуру личности. Знание и приобщенность к истокам культуры, ее главным ценностям, в первую очередь национальным, обогащающим общечеловеческие, помогают выстраивать перспективные пути развития мировой культуры.

Педагогические традиции народов основываются на использовании устного народного творчества, музыкального фольклора, народных обрядов и праздников. Так, у чувашей музыка играла во все времена главнейшую роль в установлении дружеских отношений между людьми разных национальностей — «Кто спел бы со мной, тому бы я весь мир подарил», - поется в чувашской народной песне. Зафиксированным педагогическим капиталом было содержание народных песен, в них передавались жизненные правила, следование которым обеспечивалось участием каждого в коллективном пении на праздниках, в будни. Потребность народа в пении ярко выражена в пословицах и поговорках чувашей: «Юрасар пурна? 9ук, савана9 ?ук» (Без песни и жизнь не в радость), «Юрасар мен тавас: пурна9 9ук, савана? 9ук» (Как без песни быть: жизни нет, радости нет), «Юра - 9ЫН У99И» (Песня — душа человека).

Неисчерпаемый воспитательный потенциал музыкального искусства является сильным средством воздействия на подрастающее поколение в формировании нравственных идеалов, общечеловеческих ценностей, что помогает понять историю народа и оценить его педагогические традиции.

Музыка чувашей попала в поле зрения учёных ещё в XVIII в., но так как до 1917 года на территории Чуваши не было научных учреждений и высших учебных заведений, исследованием проблем её истории и культуры занимались, главным образом, учёные-одиночки, среди которых в первую очередь следует назвать имена русских исследователей — Н. И. Ашмарина, Н. И. Золотницкого, В. К. Магницкого, В. А. Мошкова, А. Ф. Риттиха, В. А. Сбоева, В. Н. Татищева, А. А. Фукс и других, которые внесли значительный вклад в научную разработку вопросов истории, этнографии, языка и народного творчества чувашей, где можно найти и краткие описания о музыкальном быте чувашского народа.

Важной составной частью музыкальной культуры народа являются народные традиции музыкального музицирования. Народные музыкальные инструменты, происхождение которых относится большей частью к глубокой древности, представляют особый интерес как прототипы современных оркестров и ансамблей. В настоящее время исполнительство на народных инструментах (баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гуслях, гитаре) в сольных, ансамблевых и оркестровых формах охватывает все звенья культурно-просветительного и общепедагогического обучения (институты и колледжи культуры, педагогические университеты и училища, педагогические колледжи и т.п.), специального музыкального образования (от школ до вузов). Народные инструменты заняли прочное место в быту и на концертной эстраде. Они получили широкое распространение в профессиональной музыкальной культуре и художественной самодеятельности. Сегодня оркестр народных инструментов обладает всеми выразительными возможностями вплоть до изысканных тембров, к которым так стремится современное искусство.

Периодизация описываемых явлений и процессов — одна из первых проблем, решаемых при написании всякой истории. Свои варианты периодизации истории чувашского музыкального искусства предлагали: Ф. П. Павлов, И. В. Люблин, М. Г. Кондратьев. В ходе исследования процесс становления и развития оркестра народных инструментов в учебных заведениях Чувашии нами рассматривается в историко-культурном контексте по этапам: 1-е древнейших времен до конца XIX века; II - конец XIX - 1917 г.); III - 1917 г. - по настоящее время.

Первые исторические сведения о чувашских музыкальных инструментах содержатся в трудах И. Г. Георги, Г. Ф. Миллера, К. С. Мильковича, П. С. Пал-ласа, М. Д. Чулкова. Ими упоминались музыкальные инструменты, которые употребляли чуваши: сарнай (волынка), шапар (пузырь), ,кёсле, (гусли), сёрме купас (гудок), вархан (губной орган).

Особое место в истории изучения традиционных музыкальных инструментов народов Поволжья принадлежит работам первого чувашского писателя-этнографа С. М. Михайлова (1821 — 1866), публиковавшимся с 1852 — 53 гг. в «Казанских губернских ведомостях», в которых уже содержится не просто информация о музыкальных инструментах, но и дается их описание. Описывая быт чувашских музыкантов, С. М. Михайлов впервые отмечает коллективную форму инструментального музицирования.

На традиции коллективного музицирования у чувашей обратил внимание Н. В. Никольский. По его наблюдениям, чуваши любили собираться вместе и составлять «нечто вроде оркестра» из волынки, гуслей, гармоники, балалайки, скрипки и барабана [112, 51]. Заслуга Никольского тем более значительна, что его труд охватывает музыкальное творчество не только чувашей, но и других народов Поволжья, представляя, таким образом, сравнительный музыкально-этнографический материал. Излагая историю музыки народов Поволжья, он указал пути проникновения русской музыкальной культуры в народную среду. Один из них - через школу и церковь.

К концу XIX и началу XX в. относится расцвет Симбирской чувашской учительской школы, основанной И. Я. Яковлевым. Делом его жизни было просвещение народа, а главной педагогической идеей, лежащей в основе деятельности этой школы - через родное, близкое (материнский язык) постигать отечественную и мировую культуру. Школа выпустила целое поколение учителей, которые организовывали свою деятельность по просвещению народа на почве их родного языка и культуры, поэтому в своей практической деятельности они не могли пройти мимо вопросов, связанных с задачами изучения народного быта и культуры. С конца XIX в. ежегодно появляются книги, в которых помещены или отдельные заметки, относящиеся к чувашскому фольклору, или куплеты песен; иногда в них встречается краткое описание чувашского музыкального быта. Краткие описания музыкального быта чувашей содержатся в работах: Н. М. Охотникова «Записки чувашина о своем воспитании» (1888), Г. Т. Тимофеева «Тахар ял. Севе таврашёнчи чавашсем (Девять деревень. Чуваши, живущие в бассейне реки Свияги)» (1900), В. Н. Майнова «Инородцы Среднего Поволжья» (1901), Ф. Н. Никифорова «Стюхинские чуваши» (1904), Г. И. Комиссарова «Чуваши Казанского Заволжья» (1901), Н. А. Спасского «Очерки по родинове-дению» (1913), Н. В. Никольского «Краткий конспект по этнографии чуваш» (1911).

Ф. П. Павлов, рассматривая песни и мелодии народа как основу будущей чувашской музыки, считал использование фольклора в школе основой становления профессиональных национальных музыкантов, певцов, композиторов, музыковедов. В трудах, посвященных исследованию чувашской народной музыки, он описывает способы, манеру исполнения, место и роль распространенных среди чувашей музыкальных инструментов. Так, в работе «Чувашская музыка» (1923) им впервые даётся информация о типологическом составе музыкального инструментария, на котором играли чуваши. Развитие музыкальной культуры народа Ф. П. Павлов видел в обучении детей пению и инструментальной музыке, также отмечал, что среди чувашского народа заметно увлечение русской музыкой, которую они усваивают, прежде всего, путем введения в обиход русских музыкальных инструментов.

Традиции народного инструментального музицирования, тесно связанные с различными сторонами быта, хозяйственной и общественной деятельностью, материальной и духовной культурой, историей народа, постоянно привлекают внимание чувашских ученых и деятелей культуры: педагогов (Г. Н. Волков, Ю. Д. Кулаков, JI. В. Кузнецова, Т. Н. Петрова, М. Г. Харитонов, В. А. Телепов и др.), фольклористов и этнографов (С. М. Михайлов, Н. В. Никольский, П. В. Пазухин, Ф. П. Павлов, Д. П. Петров, И. Н. Юркин и др.), искусствоведов (Ю. А. Илюхин, М. Г. Кондратьев, В. И. Яковлев и др.).

Интерес для музыкантов-педагогов представляют труды В. И. Яковлева. Так, в работе «Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья» (2001) он дает анализ и описание этнических особенностей традиционных музыкальных инструментов народов Волго-Уральского региона, где чувашским отводится большое место. В работе получили отражение педагогические традиции инструментального музицирования.

Таким образом, очевидна потребность в координации достижений различных научных дисциплин для познания традиций народного инструментального музицирования, в том числе педагогических, для использования в современной системе образования. В этой связи особое внимание необходимо уделить становлению различных исполнительских форм деятельности оркестров народных инструментов в педагогических учебных заведениях, где инструментальное музицирование естественным образом входило в учебный процесс, являясь средством эстетического воспитания. Проблема эстетического воспитания получила освещение в трудах Б. В. Асафьева, А. В. Луначарского, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.

История становления коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции в Чувашии была неразрывно связана с Россией. Изучению проблем развития народно-инструментального музицирования в России посвящены труды ряда известных исследователей письменной традиции: К. А. Верткова, А. С. Илюхина, М. И. Имханицкого, Е .И. Максимова, А. М. Мирека, А. Д. Полыыину, А. С. Чагадаева и др. В последнее время также стали появляться публикации, посвященные изучению развития этой сферы в отдельных регионах России, в центральных губернских городах, таких как Самара, Саратов, Ростов-на-Дону, Воронеж, Екатеринбург. Однако в Чувашии подобного исследования еще не проводилось, хотя оно сделало бы картину истории развития исполнительства на народных инструментах в России гораздо более объемной и глубокой, так как народно-инструментальное исполнительское искусство академического направления является сегодня неотъемлемой частью музыкальной жизни не только Чувашии, но и всей России.

Для изучения коллективного народного исполнительства письменной традиции — оркестра народных инструментов - научные изыскания этнографического характера имеют непреходящее значение в виду того, что первые исследователи сами наблюдали и описывали первичный пласт музыкального искусства чувашей — аутентичный фольклор, в котором народный музыкальный инструментарий был подлинно народным.

Исследование проблемы коллективного народного инструментального музицирования потребовало привлечения широкого круга источников, их комплексного использования. Изучение данной темы значительно затрудняется отсутствием специальной исследовательской литературы. В трудах В. М. Криво-носова, В. А. Мошкова, Н. В. Никольского, Ф. П. Павлова дается описание отдельных народных инструментов чувашей, работы современных чувашских музыковедов Ю. А. Илюхина, М. Г. Кондратьева также в некоторой степени затрагивают этот вопрос. Те немногие публикации и статьи, появившиеся после проведенных смотров художественной самодеятельности (К. И Ванюшкин, И. В. Люблин, В. Ржанов) и в которых имеются упоминания об оркестрах народных инструментов, дают лишь информацию на уровне функционирования. Первая классификация чувашских народных инструментов была осуществлена Ф. П. Павловым, в наши дни она расширена В. С Черновым.

На основании анализа разнообразной литературы можно сделать следующие выводы:

- работ, посвященных коллективному народно-инструментальному музицированию письменной традиции, возникшему в конце XIX столетия в России и представленному ныне действующими оркестрами народных инструментов в учебных заведениях республики, практически нет;

- об оркестрах народных инструментов в Чувашии, функционировавших на определенном историческом этапе, имеются лишь мимоходом высказанные замечания, и то это касается нескольких сборников о художественной самодеятельности;

- также не проводились исследования, касающиеся педагогических традиций коллективного народно-инструментального музицирования, хотя, справедливости ради, надо сказать, что в работах Ф. П. Павлова, С. М. Михайлова, Н. В. Никольского, Ю. А. Илюхина имеются отдельные высказывания на этот счет.

На этом основании можно констатировать, что в Чувашии данная проблема до сих пор не была предметом специального исследования: в этнографической литературе исследования о чувашской музыке сводятся, в основном, к песенному творчеству, фольклору; нет исследований, рассматривающих традиции коллективного народного инструментального музицирования в педагогических учебных заведениях; не претендующие на постановку и решение принципиальных вопросов юбилейные статьи и рецензии - таков, в общем, характер литературы об оркестрах народных инструментов в Чувашии. Вместе с тем эти оркестры призваны нести музыкальную культуру в массы как наиболее близкие и понятные народу, чем симфонические (инструменты таких оркестров доступнее для изучения как в учебном процессе, так и в самодеятельности).

Необходимо рассмотрение проблемы с точки зрения ее решения в педагогическом плане - введения традиций в современный учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. Нет сомнений в том, что наряду с изучением наследия народной инструментальной музыки необходимо вести глубокое и всестороннее изучение современных оркестров народных инструментов, функционирующих в педагогических учебных заведениях.

Таким образом, назрела необходимость разрешения противоречия между пониманием значимости имеющегося историко-педагогического опыта коллективного народного инструментального музицирования в Чувашии для современной практики его использования в учебных заведениях и научно-методической неразработанностью этого вопроса. Выявленное противоречие определило проблему настоящего исследования: каковы сущностные характеристики педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии и возможности их использования в современном образовательном процессе?

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии для внедрения их в учебный процесс педвуза.

Объект исследования - традиции коллективного народного инструментального музицирования в Чувашии.

Предмет исследования — педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение традиций и педагогического потенциала коллективного народного инструментального музицирования в Чувашии, выявление педагогических принципов В. В. Андреева и их реализация в деятельности оркестра народных инструментов педагогического вуза будут способствовать совершенствованию музыкально-педагогического образования.

Определение проблемы, цели и предмета исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Охарактеризовать чувашские народные традиции инструментального музицирования как историко-культурный и этнопедагогический феномен.

2. Проанализировать традиции народного инструментального музицирования в педагогических учебных заведениях чувашского края (с конца XIX в. до 1917 года).

3. Выявить педагогические принципы В. В. Андреева как основу деятельности оркестра народных инструментов педагогического учебного заведения.

4. Изучить деятельность оркестров народных инструментов в системе художественной самодеятельности и современной системе среднего профессионального педагогического образования в Чувашии (с 1917 года по настоящее время).

5. Представить опыт педагогической организации оркестра народных инструментов на музыкально-педагогическом факультете.

Методологическую основу исследования составили: принцип объективности, требующий глубокого анализа всех факторов, определяющих проблему; диалектический метод познания, предполагающий целостное и всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; идеи диалектического единства общего, особенного и единичного; учение о движущих силах развития; идеи гуманизации и демократизации образования; принцип историзма, предполагающий изучение явлений в процессе их развития; историко-культурологический подход, позволяющий рассматривать педагогические явления с точки зрения взаимодействия культур.

Теоретическую основу исследования составили: положения о формировании профессиональной духовно-нравственной культуры музыканта (В. Г. Раж-ников, JI. В. Школяр, Г. М. Цыпин и др.), музыкального интереса (О. А. Апраксина, А. Н. Сохор, В. А. Цуккерман и др.), теория развивающего обучения (JL С. Выготский, JI. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.); теории музыкального обучения и воспитания (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и др.) и музыкально-педагогического образования (Э. Б. Абдуллин, JL Г. Арчаж-никова, Т. В. Челышева и др.), положения о роли народного искусства в музыкально-эстетическом воспитании (JI .М. Кашапова, JI. В. Кузнецова, К. Н. Куприянова, Г. П. Сергеева и др.); дореволюционная монографическая литература историко-этнографического характера; дореволюционная центральная и местная периодическая печать, циркуляры и распоряжения министерства народного просвещения России и, в частности, Казанского учебного округа в изучаемый период; декреты и постановления ВЦИК и СНК СССР, РСФСР, ЧАССР; публицистические статьи и воспоминания, отражающие отдельные аспекты темы исследования; неопубликованные архивные материалы.

Решающее значение для нашего исследования имело обращение к фондовым материалам, хранящимся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ЦГА ЧР), Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ), научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН), фонде архива и музея И. Я. Яковлева Чувашского педагогического университета.

По теме исследования наибольшее число фондов сосредоточено в Центральном государственном архиве Чувашской Республики. Много ценного материала имеется в фондах дореволюционных образовательных и других учреждений (Ф. 163, 164, 207, 208, 220, 508, 509). Для нашего исследования большое значение имели отчеты Республиканского дома народного творчества (Ф. 1615) и министерства культуры (Ф. 1898), где сосредоточены сведения о функционировании оркестров народных инструментов в сфере художественной самодеятельности по всей республике, а также в учебных заведениях (Ф. Р - 51, 108, 123,328,360, 499, 509, 1335, 1387, 1513, 1545, 1546, 1597, 1642).

Методами исследования стали: выявление, сбор, классификация, изучение и анализ источников; историко-культурологический анализ этнической культуры в исторической динамике, в зависимости от объективных и субъективных условий, в их связи с социально-этнической средой; историко-педагогический анализ фактического материала; сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ и систематизация народного инструментального исполнительства в Чувашии; теоретические методы анализа, аналогии, сравнения, синтеза и обобщения архивных материалов. Использовался функциональный подход, позволяющий выявить сущностные связи между музыкальными инструментами и этнической культурой (включение инструментальной музыки в ряды определенных действий и ситуаций, связанных с повседневностью трудового процесса, обрядовостью, развлечениями, игрой, танцем и другими сферами народной жизни).

Настоящее исследование было осуществлено в 2001 — 2005 гг. В нем выделены три этапа.

На первом, организационно-поисковом, этапе (2001 — 2003 гг.) был проведен анализ имеющейся литературы по данной теме, анкетирование учителей музыки и студентов педвуза - участников оркестра народных инструментов. На основе анализа и потребностей практики в области коллективного народного музицирования была сформулирована проблема исследования, определены цель, объект, предмет и методы исследования. На этом этапе исследования применялись следующие методы: изучение и анализ научных источников и нормативных документов, интервьюирование и т.п.

На втором этапе (2003 — 2004гг.) исследования был проведен сбор эмпирического материала как фактологической базы исследования. Сбор материала сочетался с его разносторонним анализом и обобщением, который обогащался в процессе анализа новых архивных, литературных и иных материалов, полученных диссертантом. Это позволило уже на втором этапе исследования приступить к литературному оформлению некоторых разделов диссертации. Был осуществлен анализ, в том числе ретроспективный, собственного опыта организации оркестра народных инструментов на музыкально-педагогическом факультете вуза.

На третьем этапе проводились систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались научные выводы, оформлялся текст диссертации.

На протяжении всех этапов исследования велась апробация его результатов, корректировка выводов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- доказана историко-культурная и этнопедагогическая обусловленность традиций коллективного народного инструментального музицирования;

- впервые на основе архивных источников осуществлен анализ становления и развития коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции в Чувашии;

- в научный оборот введены ранее не обнародованные архивные материалы, относящиеся к становлению коллективных форм народного инструментального музицирования письменной традиции в учебных заведениях Чувашии;

- выявлены и сформулированы педагогические принципы В. В. Андреева, родоначальника народного оркестрового исполнительства письменной традиции, и проведена их корреляция с исходными положениями организации учебно-воспитательного процесса в современном оркестре народных инструментов педуниверситета.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет историко-педагогическую науку новыми фактами и сведениями из истории музыкального просвещения чувашского народа; в нем определены педагогические принципы организации и функционирования оркестра народных инструментов на основе традиций народного инструментального музицирования, обогащающие историю музыкальной педагогики. Результаты и выводы исследования пополняют научно-теоретический потенциал знаний о духовной культуре чувашского народа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно открывает возможности для использования имеющихся материалов при написании обобщающих работ по истории общего музыкального образования в Чувашии, учебных пособий и монографий по данной проблематике, а также методических разработок, представляющих ценные элементы наследия музыкально-образовательной практики коллективного народного инструментального музицирования прошлого для применения в современном образовательном процессе. Материалы исследования могут послужить основой лекционнопрактических курсов и спецкурсов в системе подготовки и повышения квалификации учителей музыки и преподавателей учебных заведений соответствующего профиля, руководителей оркестров народных инструментов, культурологов, искусствоведов; могут быть использованы в курсах лекций по инстру-ментоведению, истории исполнительства на народных инструментах. Разработанные программы способствуют совершенствованию учебного процесса как в среднем специальном учебном заведении (музыкальное училище), так и в вузе (музыкально-педагогический факультет).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены: целостным подходом к исследованию проблемы; применением совокупности разнообразных методов изучения проблемы, адекватных исследовательским задачам; широтой охвата и разносторонностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы, в большинстве архивной; результативностью многолетней творческой деятельности оркестра народных инструментов в педагогическом вузе (является дипломантом VII конкурса музыкально-педагогических факультетов педвузов России в г. Костроме, 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиции коллективного народного инструментального музицирования рассматриваются как этнопедагогические. Так, воспитание детей происходило на образцах народной музыки, выражающей эстетические представления и идеалы своего народа; приобщение к игре на музыкальных инструментах и элементарным основам музыкальной культуры и грамотности, распространение музыкальных знаний начиналось с раннего возраста на примерах старших в непосредственной жизнедеятельности (в быту, на праздниках); семейное инструментальное музицирование было естественной частью общего воспитания; развитие музыкальных навыков связывалось со свободным вариационно-творческим музицированием; музицирование происходило в соответствии с традиционными нормами национального этикета. При этом основными методами обучения игре на инструменте были: поощрение (возможность участия в праздниках наравне со взрослыми), похвала, одобрение, личный пример.

2. Процесс становления и развития оркестра народных инструментов в педагогических учебных заведениях Чувашии рассматривается в историко-культурном контексте по этапам, обусловленным как социокультурными процессами в российском обществе, так и историко-культурными традициями чувашского народа: I - народное инструментальное музицирование бесписьменной традиции (с древнейших времен до конца XIX века); II — коллективное народное инструментальное музицирование письменной традиции (конец XIX -1917 г.); III — традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии и в сфере художественной самодеятельности (1917 г. - по настоящее время). Все этапы характеризуются взаимопроникновением и тесными взаимосвязями народов и культур России.

3. Аналитическое представление о взаимосвязи Великорусского оркестра народных инструментов с традициями народного инструментального музицирования коррелируется с исходными положениями организации учебно-воспитательного процесса в современном оркестре народных инструментов пе-дуниверситета и основывается на выявленных педагогических принципах В. В. Андреева:

- народности и демократичности как непременного условия максимального раскрытия у музыкантов-исполнителей природных сил и способностей, как следование народным музыкальным традициям;

- доступности (овладение навыками игры на несложных по техническим параметрам инструментах), в общепедагогическом плане показывающем связь с демократичностью и народностью;

- профессиональной направленности, что предполагает овладение обучающимися музыкально-исполнительскими навыками игры на инструменте на таком уровне, который мог бы позволить им в дальнейшем высокопрофессионально проводить занятия самостоятельно, в этом суть практической направленности обучения с учетом специфики и характерных особенностей будущей профессиональной деятельности обучающихся;

- индивидуального подхода и сотворчества на основе сотрудничества, где обучающиеся — не объекты педагогического воздействия, а полноправные субъекты при совпадении их стратегических целей;

- связи теории с практикой на основе сочетания педагогической (процесс обучения) и концертно-исполнительской деятельности;

- нравственной и эстетической направленности процесса обучения, раскрывающий его неисчерпаемую культурообразующую и гуманистическую сущность.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- через выступления с докладами и сообщениями на заседаниях кафедры педагогики, теории и методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, на Всероссийской конференции «Проблемы музыкальной педагогики» (2003 г. Чебоксары), межрегиональных научно-практических конференциях «Этнопедагогизация процесса обучения и воспитания в современном образовательном учреждении» (2005, Чебоксары), «Музыкальное искусство: вопросы теории, истории, практики: к 10-летию высшего профессионального музыкального образования в Чувашии» в Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова (2005 г.);

- путем внедрения разработанных учебно-методических материалов (программы, учебного пособия) в деятельность оркестра народных инструментов учебных заведений Чувашии.

Результаты исследования нашли отражение в 11 публикациях: 1 монография, 7 научных статей, 2 учебные программы, 1 учебно-методическое пособие.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лукашевич, Тамара Михайловна

Заключение

Результаты проведенного на основе изучения и анализа архивных материалов, разнообразных источников (историко-этнографических, педагогических) по проблеме исследования позволяют сделать выводы по всему материалу и подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач, а также новизну исследования и практическую значимость работы.

1. Ярким примером народной культуры, отражающей различные стороны жизни народа, являются музыкальные инструментальные традиции чувашского народа как историко-культурный и педагогический феномен, воспитывающий и обучающий потенциал которых, востребован в современном педагогическом процессе, в частности, в оркестре народных инструментов Чувашского педуниверситета. Песенная практика и музицирование на народных инструментах у чувашей отражали потребность в применении художественных способностей для самовыражения в эстетической форме. Без исполнения специальных наигрышей и песен были немыслимы такие семейные события, как родильные, свадебные, похоронные, поминальные обряды, праздники взрослых, забавы детей, развлечения молодежи, являясь действенным средством воспитания, формирования нравственного облика человека.

2. Жизнестойкость фольклорно-музыкальных традиций обеспечивалась бытованием традиций коллективного инструментального музицирования, которые в народе рассматривались как воспитательные. Здесь все налицо: обучение музыке и демонстрация результатов достижений, индивидуальные и коллективные стимулы (одобрение, уважение и всенародное признание), индивидуальная импровизация и коллективное творчество. Передача ценностей народной музыки, опыта исполнительства осуществлялась в результате непосредственного взаимодействия старших и подрастающих поколений.

3. Традиции народного инструментального музицирования, введенные в учебно-воспитательный процесс и в общественный быт будущих учителей в Симбирской чувашской учительской школе И. Я. Яковлева, рассматриваются как начало становления оркестра народных инструментов. Здесь наиболее наглядно была представлена этническая специфика, в основе которой был репертуар, «привязанный» к естественному звучанию народный инструментов.

4. Народные инструменты и коллективные формы музицирования на них в начале XX столетия (до 1917 г.) с включением в учебный процесс (Алатырского двухклассного и реального училищ, Шихранской учительской семинарии, Яд-ринского реального училища) стали обретать все более важную роль в духовно-нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. В соответствии с идеей общечеловеческого воспитания в этих учебных заведениях обеспечивалось приобщение учащихся к мировой культуре, к духовным ценностям. Эти учебные заведения явились проводниками нового жанра — коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции.

5. Исторически закономерное зарождение и развитие академического направления в народно-инструментальном исполнительском искусстве Чувашии происходило под влиянием идей В. В. Андреева - основоположника жанра оркестрового исполнительства письменной традиции на русских народных инструментах. Великорусский оркестр, созданный Андреевым и его соратниками выступал как музыкально-просветительская организация: привлечение в самых широких размерах трудящихся масс рабочих, солдат и крестьян к активному участию в искусстве посредством организации народных оркестров. Способами осуществления этой идеи были: пример исполнения музыкальных произведений образцовым оркестром, вызывающий подражание; выделение опытных специалистов-инструкторов и организаторов народных оркестров и хоров («Курсы для сельских учителей и учительниц», «Курсы игры на народных инструментах и хорового пения», «Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения»). Все это служило могущественным средством для достижения главной цели - приобщения народа к художественной культуре через коллективное занятие музыкой (оркестра народных инструментов).

Обучение велось по специально разработанной программе и расписанию, т.е. на курсах шел настоящий педагогический процесс. Это позволило нам, на основе тщательно проведенного исследования и последующего обобщения педагогической деятельности В. В. Андреева, вывести следующие принципы: народности и демократичности, профессиональной направленности, индивидуального подхода и педагогики сотрудничества, связи теории с практикой, нравственной и эстетической направленности процесса обучения, которые не потеряли актуальности и в наши дни.

6. Процесс становления народной оркестровой культуры письменной традиции в дореволюционный период предопределил специфику дальнейшего развития оркестров народных инструментов в Чувашии. В 1920 — 1930 гг. был заложен фундамент существующей сегодня системы музыкального образования, включающей обучение игре на народных инструментах в качестве непременного компонента. Все звенья общепедагогического, музыкально-педагогического и культурно-просветительского образования в Чувашии взяли на себя функцию эстетического воспитания молодежи республики и одним из основных средств для этого служили коллективные формы инструментального музицирования и обучение на народных инструментах.

7. Основой поступательного развития народно-оркестрового музицирования в педагогических и музыкально-педагогических учебных заведениях в Чувашии явились конструктивные элементы историко-педагогического опыта. Во-первых, обязательное включение музыки в разнообразные формы учебной работы во всех типах учебных заведений. Во-вторых, ориентация содержания музыкально-педагогического образования на национальные культурные ценности (народная песня). В-третьих, создание условий в учебных заведениях для активной музыкально-инструментальной деятельности.

8. 30-е годы XX столетия стали временем наивысшего подъема в деятельности народных оркестров в Чувашии как в системе среднего специального образования, так и в сфере художественного народного творчества (129 оркестров народных инструментов). Составы оркестров представляли собой (в большинстве случаев) синтез собственно национального (купас, кёсле, параппан) и русского усовершенствованного (домра, балалайка) музыкального инструментария. Кроме того, в учебных заведениях велось индивидуальное обучение игре на народных инструментах (мандолине, домре, балалайке, гармонике, позже -баяне, аккордеоне). Это обеспечивало культурно-историческую преемственность в передаче музыкально-исторического опыта по следующим направлениям: музыкально-педагогическому, музыкально-просветительскому, музыкально-методическому.

9. Народное оркестровое исполнительство (учебные оркестры) в современной Чувашии достигло высокого уровня благодаря практическому опыту музыкального просвещения чувашского и русского народов, достижениям, интегрируемым в современный учебно-воспитательный процесс и расширяющим его возможности. В современном музыкально-педагогическом образовании становится все более важным использование этнопедагогических традиций.

10. Практика работы с оркестром народных инструментов педуниверситета показывает, что изучение и внедрение педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования чувашского народа и педагогических принципов В. В. Андреева в современный учебный процесс позволяют значительно повысить эффективность современного музыкально-педагогического образования, его профессионально-педагогическую направленность.

11. Анализ опыта педагогической работы в оркестре народных инструментов педуниверситета позволяет заключить, что успешность инструментального обучения в оркестре зависит от многих факторов, а именно: профессионального мастерства руководителя; соответствия качества репертуара педагогическим задачам и потребностям участников; групповых форм занятий, позволяющих строить учебную работу по специальному плану с учетом психических, физических и музыкальных способностей каждого. В работе концентрируются основные педагогические принципы: индивидуальный подход к каждому студенту, последовательность обучения от простого к сложному, систематичность, наглядность. При этом основным требованием выступает — дать студенту в процессе занятий всю сумму игровых умений и навыков, необходимых для его последующей практической деятельности.

Изучение педагогических традиций народного инструментального музицирования, его коллективных форм, результаты исследования, полученные впервые в известной мере обогащают историю музыкально-педагогического образования и могут быть применены на курсах повышения квалификации руководителей оркестров народных инструментов, введены разделами в учебные предметы «Культурология», «Инструментоведение», «История исполнительства».

Данное исследование, не претендуя на исчерпывающее изучение проблемы, создает научную базу для дальнейшей разработки, которая может осуществляться на теоретическом и методическом уровнях (создание учебных и методических пособий, библиографических указателей, справочников).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лукашевич, Тамара Михайловна, 2005 год

1. Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты / А. Агажанов. — М.: Гос. муз. изд-во, 1949. - 56 е., ил.

2. Андреев В. В. О Великорусском оркестре: материалы и документы / В. В. Андреев / Сост., примеч. Б. Б. Грановского. М.: Музыка, 1986. - С. 52 - 57.

3. Андреев В. В. Русская балалайка в Америке: материалы и документы / В. В. Андреев / Сост., примеч. Б. Б. Грановского. М.: Музыка, 1986. — С. 65 — 66.

4. Андреев В. В. Как мне пришла мысль заняться усовершенствованием балалайки: материалы и документы / В. В. Андреев / Сост., примеч. Б. Б. Грановского. М.: Музыка, 1986. - С. 74 - 79.

5. Андреев В. В. Предрассудок: материалы и документы / В. В. Андреев / Сост., примеч. Б. Б. Грановского. М.: Музыка, 1986. - С. 128- 137.

6. Андреев В. В. Великорусский оркестр и его значение для народа: материалы и документы / В. В. Андреев / Сост., примеч. Б. Б. Грановского. — М.: Музыка, 1986.-С. 137-144.

7. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1998. - 309 с.

8. Арчажникова JI. Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя / JI. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. — 111 с.

9. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении / Асафьев Б. В. M.-JL: Музыка, 1965. — 151 с.

10. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе / Б. В. Асафьев — Л.: Музыка, 1926. — 56 с.

11. И. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. Вертков и др.. -М.: Музгиз, 1963.-275 с.

12. Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка / Н. И. Ашмарин. — Вып. 12. — Чебоксары: Руссика, 1937.-318 с.

13. Барсова И. А. Оркестр // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. - М: Советская энциклопедия, 1978. - С. 83 — 98.

14. Благодатов Г. И. Оркестры народных инструментов // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. - М: Советская энциклопедия, 1978. - С. 99-101.

15. Ванюшкин К. И. Художественная самодеятельность в Чувашии в первые десятилетия Советской власти // Труды ЧНИИ. Чувашское искусство. -Вып. 57 / К. И. Ванюшкин. Чебоксары: Изд-во ЧНИИ, 1975. - С. 140 - 159.

16. Ванюшкин К. И. Народные таланты / К. И. Ванюшкин. — Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат, 1966. — 60 с.

17. Ванюшкин К. И. Содружество талантов / К. И. Ванюшкин. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1977. - 64 с.

18. Вестник образования и воспитания: научно-пед. журнал при Каз. уч. округе.- 1914.-Март.-372 с.

19. Вишневский В. П. Начертание правил чувашского языка и словарь, составленные для духовных училищ Казанской епархии / В. П. Вишневский. — Казань: Татарское книжное изд-во, 1836. — 248 с.

20. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. П. Покровской. М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

21. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965. - 60 с.

22. Волков Г. Н. Пансофия К. Д. Ушинского и национальное образование / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1994. - 44 с.

23. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика: очерки / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. — 264 е., ил.

24. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. — М.: Пресс-сервис,1997.-441 с.26.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.