Педагогические условия развития этнического самосознания подростков: На материале якутской школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Иванов, Афанасий Валерьевич

  • Иванов, Афанасий Валерьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 155
Иванов, Афанасий Валерьевич. Педагогические условия развития этнического самосознания подростков: На материале якутской школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 2001. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванов, Афанасий Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы этнического самосознания личности

1.1 Философский аспект проблемы этнического самосознания личности.

1.2 Психолого-педагогические аспекты этнического самосознания личности.

Выводы.

ГЛАВА II. Пути и условия развития этнического самосознания подростков

2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы.

2.2. Концептуальные основы развития этнического самосознания в процессе обучения в школе.

2.3. Развитие этнического самосознания подростков в процессе приобщения к национальной культуре.

2.4. Развитие самосознания подростков в процессе игровой деятельности.

2.5.Результаты опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития этнического самосознания подростков: На материале якутской школы»

Актуальность исследования. В условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности жизни, когда старая система ценностей рушится, а новая еще не сформировалась, значительно возрастает роль этнической культуры, ценностей, правил поведения, выработанных за многие столетия адаптации к природной и социальной среде. Любые изменения, происходящие в нашей стране, в первую очередь сказываются на этническом самосознании подростков, которые являются наиболее сенситивными к проявлениям общественной и политической жизни, а также к межэтническим отношениям. Именно в подростковом возрасте закладываются основы личностных отношений к своей собственной и к другим этническим группам, актуализируется проблематика своего жизненного самоопределения. Поэтому изучение закономерностей становления этнического самосознания подростков, знание его психологических закономерностей и методов педагогического воздействия является необходимым условием организации процесса межэтнического контакта.

Воспитание этнического самосознания у подрастающего поколения выступает неразрывной частью всего многомерного и противоречивого процесса этнизации. Известно, что этнизация содействует приобщению личности к общечеловеческим ценностям без отчуждения от собственных этнических ценностей. К сожалению, некоторая часть якутских подростков, как показывают результаты исследования, в этническом смысле маргинализована, не имеет знаний и представлений об историческом прошлом, об этнокультурных особенностях своего народа. Следовательно, культурное богатство народа, его духовные ориентиры и нравственные ценности утрачивают свою воспитательную силу, столь необходимую для растущего человека. Преодоление подобного состояния является одной из важнейших педагогических задач.

В этом плане актуальность нашего исследования заключается в том, что возникает необходимость разработки эффективных путей и средств воспитания в подростках здорового этнического самосознания, чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения истории, культуры своего и других народов. Это возможно только в условиях внедрения в систему образования народных традиций, этнической культуры, духовно-нравственных ценностей своего народа. Мы исходим из тезиса о том, что только человек, знающий культуру, ценности своего народа, уважающий свой народ, сможет понимать и уважать другие народы.

Педагогический опыт свидетельствует, что лишь при особой организации учебно-воспитательного процесса создаются благоприятные условия для развития не только личностных, но и этнических качеств. Поэтому педагогический аспект решения этой проблемы состоит в выявлении оптимальных социально-педагогических условий формирования и развития этнического самосознания подростков. В результате у учащихся складываются целостные представления об этнических особенностях народов, формируются умения и навыки межнационального общения. Воспитание в человеке высокой культуры этнического самоопределения и межнационального общения невозможно без создания и реализации планомерной, постоянно корректируемой образовательной программы, методики воспитания, посвященных изучению эгнонациональных процессов.

Несмотря на то, что в отечественной науке проблеме национального, межнационального воспитания посвящено огромное количество работ, формирование педагогики этнического и межэтнического воспитания на современном этапе наталкивается на целый ряд методологических трудностей. Во-первых, в связи с пересмотром сложившихся ранее в отечественном обществознании научных догм и стереотипов произошел заметный «слом» традиционных концепций и логических схем этнонационального развития. И сегодня основные термины и определения, относящиеся к теории национального вопроса, находятся в отечественной науке только на этапе становления.

Во-вторых, дискуссии, как среди теоретиков, так и политологов-практиков, развернувшиеся в последние годы, не завершились пока формированием общепринятой концепции национального развития и регулирования межнациональных отношений в России. Отсутствие основных ориентиров и моделей национального развития в стране ведет, таким образом, к возможной путанице и в педагогическом осмыслении данной проблемы.

Вместе с тем проблема этнического самосознания рассматривается в самом широком аспекте и выступает предметом целого ряда научных дисциплин: философии, этносоциологии, этнопсихологии, этнополитологии и т.д. Здесь необходимо отметить, прежде всего, таких авторов, как А.Г. Агеев, Э.Г. Алек-сандренкова, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, П.И. Кушнер, Д.С. Лихачев, В.В. Мавродин, В.Н. Павленко, И.И. Потехин, В.А. Тишков, С.А. Токарев, Г.Н. Шелепов, С.М. Широкогоров, Н.Н. Чебоксаров, и др. В их работах на материале новейших исследований с использованием передовых методологических подходов разрабатываются важнейшие теоретические проблемы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания, этноязыковых тенденций общественного развития. Однако как показывает анализ трудов, исследователи, занимающиеся проблемами этничности, довольно часто не уделяют должного внимания роли и значению педагогического воспитания личности в становлении и развитии этнического самосознания. Все проблемы теории этнического самосознания рассматриваются в ракурсе философских, исторических, социологических, этнографических и психологических концепций.

Этнопсихологические аспекты формирования и развития этнического самосознания, феномены национального характера и этнических стереотипов, этнические особенности народов отражены в работах А.О. Боронева, З.Г. Гасано-ва, Л.М. Дробижевой, И.С. Кона, B.C. Мухиной, Э.А. Саракуева, Г.В. Старовойтовой, В.Ю. Хотинца и др. Ими проведен глубокий анализ развития исторического сознания народов, рассмотрены особенности его функционирования на разных этапах развития общества, изучены особенности самосознания представителей различных этнических групп, характеристики межэтнического взаимодействия, возникновение этнических стереотипов и т.д. Однако вопрос о возрастных изменениях в осознании своей этнической принадлежности, о социальных и педагогических условиях его формирования и развития остается в то же время малоизученным.

Собственно педагогические работы относительно проблем национального и межнационального воспитания мы находим в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, В.И. Ханбикова и др.

Региональные аспекты проблемы национального воспитания в нашей республике исследуются такими авторами, как Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, А.А. Григорьева, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова и др. Работы указанных авторов отличаются новаторским подходом, многосторонним анализом проблемы национального воспитания. Тем не менее вопрос о собственно педагогических условиях развития этнического самосознания у подростков остается все еще открытым и требует специального изучения. В педагогической литературе практически отсутствуют исследования методов и способов воспитания этнического самосознания в процессе образовательной деятельности. В теоретическом аспекте этническое самосознание как фактор и условие развития личности и гармонизации межэтнических отношений еще не ставилось объектом специального исследования. До конца еще не выяснены содержание этнического самосознания, структура, механизмы формирования, не выделены факторы, способствующие его развитию.

Таким образом, в современной отечественной педагогике наблюдаются противоречия между необходимостью разработки рациональных педагогических условий развития этнического самосознания учащихся и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы. Все вышесказанное с достаточной необходимостью аргументирует выбор темы нашего исследования: ((Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (на материале якутской школы)».

Объект исследования - процесс развития этнического самосознания школьников.

Предмет исследования: педагогические факторы развития этнического самосознания подростков.

Цель исследования - научное обоснование рациональных условий, способов и средств развития этнического самосознания подростков.

Гипотеза исследования. Успешное развитие этнического самосознания подростков возможно, если:

- приобщить подростков к культуре своего народа, учитывая возрастные особенности, желания и интересы;

- актуализировать в сознании подростков все структурные компоненты этнического самосознания (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого);

- повысить общий уровень самосознания подростков посредством познания своих индивидуально-психологических особенностей, формирования адекватной самооценки и самоотношения;

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основания для решения проблемы развития этнического самосознания подростков.

2. Выявить наиболее значимые этноинтегрирующие факторы, способствующие этнической идентификации, и разработать модель педагогического обеспечения этнического самосознания подростков.

3. Обосновать опытно-экспериментальным путем педагогическую модель развития этнического самосознания подростков.

4. Научно обосновать систему педагогических условий развития этнического самосознания.

Методологической основой исследования являются теоретические положения психологов и педагогов о целесообразности приобщения учащихся к этнической культуре с тем, чтобы развивать этническое самосознание и культуру межнационального общения; положения гуманистической теории развития личности. С этой точки зрения, теоретической базой исследования явились работы, рассматривающие проблемы формирования личности и ее самосознания (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А,Н. Леонтьев, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.); изучавшие проблемы теории этноса (В.П. Алексеев, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, В.Ф. Дашдамиров, Л.М. Дробижева,

H.Н. Чебоксаров, С.М. Широкогоров и др.); исследовавшие теоретико-методологические проблемы этнического самосознания (Л.А. Альшевская, Д.С. Лихачев, П.И. Кушнер, В.В. Мавродин, О.М. Петерич, В.Ю. Хотинец, ГЦ. Шелепов и др.); разрабатывавшие идею народного воспитания (Г.И. Батурина, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашишова, С.Д. Намсараев и др.); национально-региональный компонент обучения и воспитания (В.М. Анисимов, В.Ф. Афанасьев, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие общепедагогические и психологические методы: а) теоретический анализ решений проблемы развития этнического самосознания личности; б) социологические методы; в) метод педагогического эксперимента; г) методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев); д) проективный метод депри-вации структурных звеньев самосознания личности (B.C. Мухина, К.А. Хвостов).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

I. Уточнены сущность, понятие и структурные компоненты этнического самосознания.

2. Разработана теоретическая модель развития этнического самосознания подростков, включающая целевой, содержательный и оценочно-результативный компоненты.

3. Выявлена взаимосвязь этнического самосознания с развитием личности и с адаптацией к межэтническим взаимодействиям (высокий уровень развития этнического самосознания ведет к всестороннему развитию личности, адекватно-лояльному отношению к представителям другого этноса, стремлении к сотрудничеству, отсутствии агрессии и межэтнической конфликтности). * 4. Определены критерии и уровни развития этнического самосознания подростков, включающие в себя: этнические знания, этническую самоидентификацию, осознание себя в качестве активного субъекта этнической общности, адаптированность к межэтническим взаимодействиям. 5. Определены психолого-педагогические условия, способствующие успешному развитию этнического самосознания (приобщение учащихся к национальной культуре; создание условий, когда учащиеся являются активными участниками педагогического процесса, проявляя отношение к элементам этно-9 культуры; комплексное воздействие на все структурные компоненты этнического самосознания; повышение общего уровня развития самосознания личности подростков.

Практическая значимость исследования. Результаты и рекомендации исследования используются для практического построения системы национального воспитания, в организации учебно-воспитательной работы средних школ. Предложенные пути и условия, способы развития этнического самосознания учащихся, разработанный диагностический материал, игровой практикум ж и учебная программа по приобщению учащихся к национальной культуре могут быть использованы психологами и педагогами в учебно-воспитательном процессе.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена: опорой на современные данные фундаментальных психолого-педагогических и эт-нопедагогических исследований; использованием комплекса методов исследования, адекватных целям, задачам исследования; результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры управления образованием, кафедры возрастной и педагогической психологии педагогического института

Якутского госуниверситета. С докладами и выступлениями по проблеме исследования автор участвовал на республиканских научно-практических конференциях: «Шаг в будущее - Интеграция» (1998 год), «Высшее образование в первой четверти 21-го века» (1999 год), «Преемственность дошкольного и начального образования» (2000 год), «Этнопедагогические аспекты воспитания детей» (2000 год), «Интеллект молодых ученых в 21 веке» (2000 год), «Социально-психологические аспекты формирования личности» (2000 год), «Социально-психологические инновации образовательных учреждений сельского социума» (2001 год).

База исследования. Базой научного исследования стали школы №31, №2 г. Якутска, а также школы Сунтарского улуса.

Исследование проводилось поэтапно с 1997 по 2001 год. Первый этап (1997-1999). Изучение психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования. Создание опытной программы по развитию этнического самосознания.

Второй этап (1999-2001). Экспериментальная работа по проверке положений гипотезы исследования, выявление эффективности содержания, форм и методов работы.

Третий этап (2001). Обобщение результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального исследования, уточнение и коррекция теоретических положений и научно-методических рекомендаций, оформление диссертации. На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническое самосознание является необходимым условием личностного саморазвития подростков, овладения ими культурой межнационального общения и адаптации к межэтническим взаимодействиям.

2. Этническое самосознание подростков - интегративное образование, включающее когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие. Базовой основой развития этнического самосознания является этническая самоидентификация.

3. Основными условиями развития этнического самосознания являются: приобщение учащихся к культуре своего народа с учетом их возрастных особенностей, желаний и интересов; повышение общего уровня самосознания, посредством самопознания, адекватной самооценки и самоотношения; ознакомление с культурами других народов, с целью формирования культуры межнационального общения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Иванов, Афанасий Валерьевич

ВЫВОДЫ

На основе изучения психолого-педагогических аспектов развития этнического самосознания можно выделить следующие принципиальные позиции, которые составляют теоретико-методологическую основу нашего исследования:

- личность не отделима от конкретной социокультурной среды, где этническое начало является ведущим фактором и условием всестороннего и гармонического развития личности;

- развитие самосознания личности и всех ее форм происходит посредством познания своих индивидуально-психологических, социальных особенностей, через адекватную самооценку, принятие себя в процессе осознания своей принадлежности к конкретной этнической группе, что обусловливает целе-собразность и необходимость усвоения этнокультурных ценностей с целью успешной адаптации к этносоциальной среде;

- этническое самосознание понимается как осознание человеком самого себя в качестве представителя определенной этнической группы. Уровень развития этнического самосознания определяется общим уровнем развития самосознания;

- адекватное развитие этнического самосознания является одним из условий полноценного развития личности ребенка, построения позитивных межэтнических взаимодействий;

- в качестве доминирующих факторов формирования этнического самосознания является этнокультурная специфика, родной язык, уровень развития самосознания, самооценки, эмоциональное отношение к элементам этнокультуры.

Педагогическими условиями развития этнического самосознания являются: во-первых, приобщение учащихся к национальной культуре с учетом их возрастных особенностей и мотивационно-потребностной сферы; во-вторых, создание особых педагогических условий, где учащиеся не просто пассивно приобретают знания, а являются активными участниками педагогического процесса, проявляют отношение к элементам этнокультуры; в третьих, комплексное воздействие на все структурные компоненты этнического самосознания (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого); в четвертых, повышение общего уровня развития самосознания личности подростков.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы выявил, что в нашем исследовании наиболее важным являются положения о всестороннем и гармоническом развитии личности каждого ребенка как в индивидуальном, так и в этническом плане.

В контексте данного положения формирование и развитие этнического самосознания является одним из наиболее важных условий развития личности человека. Для реализации данного условия нами выделено несколько направлений работы:

Во-первых, организационно-педагогическое обеспечение развития этнического самосознания ребенка достигается путем внедрения в учебно-воспитательный процесс изучения этнокультурных особенностей своего народа. При этом целесообразно, чтобы познание этнокультурной специфики осуществлялось с учетом возрастных особенностей и погребностно-мотивационной сферы личности детей.

Во-вторых, необходимым условием развития этнического самосознания является повышение общего уровня самосознания детей. С этой целью необходимо разработать и использовать различные формы игровой деятельности. Игровой метод является оптимальным и эффективным методом, обеспечивающим развитие самосознания самооценки и самоотношения.

В третьих, с целью адекватного развития этнического самосознания, исключающего всякую агрессию в отношении представителей других этносов, целесообразно вести в учебный процесс изучение общечеловеческих, гуманистических ценностей, что дает возможность к уважению личности каждого человека, признанию его уникальности, своеобразия, стремлению к соучастию и сотрудничеству.

Глава 2. Пути и условия развития этнического самосознания подростков

2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы

Цель опытно-экспериментальной работы вытекала из общей цели исследования и заключалась в разработке педагогических условий развития этнического самосознания у подростков.

Для достижения общей цели исследования нами разработана организационно-функциональная модель развития этнического самосознания, которая включает в себя цели, содержание, формы и методы педагогического воздействия. Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений и модели развития этнического самосознания подростков осуществлялась в три этапа: констатирующем, формирующем и заключительном.

Констатирующий этап предусматривал изучение начального состояния предмета для дальнейшего его преобразования и создания исходных условий проводимого педагогического эксперимента. На данном этапе изучены особенности этнического самосознания подростков якутской национальности, факторы и условия их развития, анализировалась литература по данной проблеме. В результате проведенного исследования определены педагогические условия, обеспечивающие развитие этнического самосознания, выбраны методы и средства педагогического воздействия, отобран состав участников педагогического взаимодействия, выявлено начальное состояние объектов, подлежащих преобразованию (экспериментальных), и объектов, не подвергаемых специальному вмешательству (контрольных).

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы включал создание оптимальных условий для развития этнического самосознания подростков. В процессе преобразующей педагогической деятельности осуществлялась опытно-экспериментальная проверка теоретической модели развития этнического самосознания подростков якутской национальности и педагогических условий, способствующих данному процессу:

- гуманизация педагогического процесса;

- использование духовно-нравственных и культурно-исторических традиций народа в воспитании подрастающего поколения;

- использование средств и методов, направленных на повышение уровня самосознания личности и на оптимизацию межнационального общения.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы проведена проверка полученных результатов, обработка экспериментальных данных, уточнены условия реализации теоретической модели развития этнического самосознания подростков, определена их результативность, осуществлено обобщение материалов исследования, сформулированы выводы и рекомендации по формированию этнического самосознания.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Тюбяй-Жарханской средней школе Сунтарского улуса, а также в школах № 31 и № 2 г. Якутска. В констатирующем эксперименте приняли участие 389 учащихся 7 - 8 - 9 - 10 классов. А на формирующем этапе исследования - 93 учащихся (46 учащихся -Тюбяй-Жарханская школа, 47 учащихся - школа №2 г. Якутска). опытно-экспериментальной работе помогали учителя А.В. Степанова (Тюбяй-Жарханская школа) и А.А. Ильина (Школа №2 г. Якутска).

В ходе констатирующего этапа эксперимента выбраны следующие направления исследования:

1. Исследование особенностей этнического самосознания подростков, условий и факторов его формирования, а также этапов и уровней развития;

2. Изучение влияния уровня развития этнического самосознания на самоотношение личности:

3. Влияние роста этнического самосознания на адаптированность подростков к с и ту а ци я м межэтн и ч ее ко й фрустрации.

С целью выявления уровня знаний учащихся по национальной культуре и уровня развития этнического самосознания нами была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были разработаны таким образом, чтобы в них отражались все проявления и компоненты этнического самосознания. В частности, мы считали необходимым оценить следующие показатели этнического самосознания:

1. Когнитйеный компонент, включающий этнические знания, знания по культуре, быту, истории своего народа;

2. Эмоционально-ценностный компонент, показывающий отношение индивида к культуре, истории своего народа, ценностные ориентиры и потребностно-мотивационную сферу;

3- Поведенческий компонент, включающий в себя готовность индивида строить свое поведение исходя из особенностей культуры, возможность руководствоваться народными обычаями, традициями, правилами поведения;

4- //дейтификационный компонент, показывающий уровень самоидентификации индивида со своим этносом, включенность индивида в жизнедеятельность своего народа;

-4даптационный аспект, отражающий характер межэтнических взаимодействий.

Для выявления уровня развития самосознания подростков и адаптированное™ к межэтническим взаимодействиям нами была использованы методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеевой); и проективный метод де-привации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов).

Для проведения констатирующего исследования нами были созданы две группы: 1 - подростки школ №31, 2 г. Якутска (325 человек) и 2 - подростки Тюбяй-Жарханской средней школы Сунтарского улуса (64 человека).

Первый этап констатирующего эксперимента проводился с помощью разработанной нами анкеты.

С целью исследования когнитивного компонента этнического самосознания анкетные вопросы составлялись с тем, чтобы выявить наиболее фундаментальные и элементарные знания учащихся по культурным ценностям своего народа. Поэтому содержание вопросов имеет наиболее общий характер. Например, вопрос «На основе каких признаков объединяются люди Вашей национальности?» требует привлечения всех знаний учащихся по кулЕ>туре народа.

На данный вопрос 26,8 % опрошенных из общего числа не смогли указать ни одного признака, на основе которых объединяются представители своего народа. По одному признаку смогли назвать 23,1 % и по два признака сумели назвать 28,75 % опрошенных. Лишь 21,35% учащихся указали по несколько признаков, тем самым показали удовлетворительные знания по культуре своего народа.

При изучении и обобщении ответов выяснилось, что школьники, в основном, выделяют в качестве отличительного признака внешний вид (цвет глаз, волос, форма лица), язык и элементы национальной культуры. При этом понятие «культура народа саха» для большинства опрошенных ассоциируется с наиболее значимыми и яркими событиями и моментами, такими, как «ысыах», «олонхо», «осуокай» и т. д. Данный факт свидетельствует о поверхностном представлении культуры своего народа. Учащиеся ориентированы в основном на внешние признаки своего народа.

В соответствии с утверждением о том, что знание исторического прошлого нации имеет немаловажное значение в развитии этнического самосознания (В.И. Козлов), был задан вопрос «Много ли знаете традиций, обычаев и обрядов своего народа, которые в настоящее время не используются или утрачены'? Напишите какие. ». При этом 55,6 % опрошенных не смогли назвать ни одной традиции и обычая. Тем самым больше половины учащихся не имеют представления об историческом прошлом своего народа.

48,1 % опрошенных из общего числа не смогли указать ни одного человека из числа известных дея телей национальной культуры. Это связано с недостаточной разработанностью внеклассной работы, краеведческих занятий, отсутствием специальных кружков по национальной культуре. Между тем, внеклассные мероприятия имеют исключительную роль в расширении кругозора, интересов и обогащению знаний учащихся.

В целях устранения этих недостатков в рамках нашей опытно-эксприментальной работы было внедрено краеведческое занятие, где учащиеся занимались изучением истории своего села, улуса, составлением генеалогического древа своих родственников, собиранием древних экспонатов и т.д. Внедрение в систему образования подобных занятий и мероприятий дает стимул для развития познавательных способностей учащихся.

Одни лишь знания культуры своего народа недостаточны и мало эффективны, если они не применяются в практической деятельности и в повседневной жизни. Поэтому нам было интересно выяснить, считают ли учащиеся необходимым придерживаться в личной жизни народных традиций, обычаев своего народа. Данный процесс обязательным считают 23, 4% учащихся, не обязательным - 26,6%, в зависимости от обстоятельств и ситуаций - 22,4% и затруднились ответить 27,6% опрошенных.

Таким образом, доля тех, кто считает необходимым придерживаться народных традиций и обычаев является довольно низкой. Это вероятно связано с тем, что учащиеся воспринимают национальную культуру своего народа как абстрактный и отстраненный от реальной жизни феномен. Данный пробел мы постарались компенсировать в ходе проведения опытно-экспериментальной работы. В разработанной нами учебной программе по приобщению учащихся к национальной культуре предусмотрены специальные темы, нацеленные на привитие учащимся практических навыков использования народных обычаев и традиций.

Таким образом, результаты опроса показали, что когнитивный аспект этническою самосознания якутских подростков характеризуется недостаточным развитием и несформированностью. Знания учащихся по культуре своего народа поверхностны, не глубоки и несистематичны (см. табл. №2). Поэтому требуется специальная работа по устранению пробелов в знаниях учащихся по культуре своего народа.

Для того чтобы выявить эмоционально-ценностный компонент этнического самосознания, были разработаны вопросы, типа «Довольны ли Вы своей национальной принадлежностью?», «Испытывал ли ты когда-нибудь пренебрежительное (или отрицательное) отношение к себе из-за своей национальности?», «Если бы у тебя была возможность свободно выбирать национальность самому, то какую бы ты выбрал?». Ответы на них показывают эмоциональную удовлетворенность учащихся своей национальной принад

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования получены следующие результаты исследования, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы:

1. Изучение психолого-педагогических основ развития этнического самосознания позволило выделить следующие позиции, которые составили теоретико-методологические положения нашего исследования:

- личность является составной частью конкретной социокультурной среде, где этническое начало является ведущим фактором и условием всестороннего и гармонического развития личности;

- развитие самосознания личности и всех ее форм происходит посредством познания своих индивидуально-психологических, социальных особенностей, через адекватную самооценку, принятие себя в процессе осознания своей принадлежности к конкретной этнической группе, что обусловливает целесообразность и необходимость усвоения этнокультурных ценностей с целью успешной адаптации к этносоциальной среде;

- этническое самосознание понимается как осознание человеком самого себя в качестве представителя определенной этнической группы. Уровень развития этнического самосознания определяется общим уровнем развития самосознания. Этническое самосознание представляет собой сложный многоуровневый феномен, состоящий из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого. При этом высокий уровень развития этнического самосознания обеспечивает высокую культуру межнационального общения и толерантное отношение к представителям других этносов;

- адекватное развитие этнического самосознания является условием полноценного развития личности ребенка, построения позитивных межэтнических взаимодействий.

2. Выявлены наиболее значимые факторы, способствующие этнической идентификации и развитии этнического самосознания: этнокультурная специфика, родной язык, развитие самосознания, адекватная самооценка, эмоциональное отношение к элементам этнокультуры.

3. На констатирующем этапе исследования была выявлена следующая закономерность:

- подростки с низким уровнем развития этнического самосознания проявляют негативное отношение к сверстникам другой национальности;

- несформированность всех компонентов этнического самосознания ведет к образованию низкой самооценки, самоуважения, аутосимпатии и детерминирует неадаптированность подростков к межэтническим взаимодействиям;

- подростки с высоким уровнем знаний и представлений о культуре своего народа и народа совместного проживания не испытывают избирательности по национальному признаку в общении со сверстниками, проявляют уважение к культуре других народов.

4. Определены принципиальные положения, составляющие методологическую основу организации развития этнического самосознания подростков: гуманизация педагогического процесса, которая предполагает признание человека в качестве наивысшей ценности как в личностном, так и в этносоциальном плане, гармоничное развитие личности в общекультурном и социально-нравственном аспектах; применение этнопедагогического подхода, использующего духовно-нравственный, этнокультурный потенциал народа в воспитании детей, формировании этнопсихологических особенностей личности как представителя определенного этноса; становление и развитие самосознания личности, предполагающее создание оптимальных условий для самопознания, адекватной самооценки, самоотношения и саморегуляции; овладение культурой межнационального общения, предполагающее терпимое отношение к представителям других наций умение сопереживать и соучаствовать, строить позитивное межнациональное отношение.

5. Разработана и обоснована теоретическая модель развития этнического самосознания подростков, состоящая из следующих компонентов: целевого принципы, цели и задачи); содержательного (основные направления деятельности, этапы, формы, методы, пути и условия); оценочно-результативного (анализ результатов опытно-экспериментальной работы).

6. Проведенная нами исследовательская работа послужила основанием для определения следующих рациональных педагогических условий развития этнического самосознания подростков:

- приобщение учащихся к национальной культуре с учетом их возрастных особенностей и мотивационно-потребностной сферы;

- создание особых педагогических условий, где учащиеся не просто пассивно приобретают знания, а являются активными участниками педагогического процесса, проявляют отношение к элементам этнокультуры;

- комплексное воздействие на все структурные компоненты этнического самосознания (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого);

- повышение общего уровня развития самосознания личности подростков.

7. Проведенное исследование позволяет высказать следующие практические рекомендации: во-первых, организационно-педагогическое обеспечение развития этнического самосознания ребенка достигается путем внедрения в учебно-воспитательный процесс изучения этнокультурных особенностей своего народа. При этом целесообразно, чтобы познание этнокультурной специфики осуществлялось с учетом возрастных особенностей и потребно-сгно-мотивационной сферы личности детей; во-вторых, необходимым условием развития этнического самосознания является повышение общего уровня самосознания детей. В этом аспекте позитивно зарекомендовали себя игровые методы. Игровой метод является наиболее оптимальным и эффективным методом, обеспечивающим развитие самосознания, самопознания, адекватной самооценки и самоотношения; в третьих, с целью адекватного развития этнического самосознания, исключающего всякую агрессию в отношении представителей других этносов, целесообразно вести в учебный процесс изучение общечеловеческих, гуманистических ценностей, что дает возможность уважения личности каждого человека, признания его уникальности, своеобразия, стремления к соучастию и сотрудничеству.

Проведенное исследование не решает всех проблем, связанных с развитием этнического самосознания подрастающего поколения, т.к. этническое самосознание постоянно модифицируется вместе с изменениями социально-политических и экономических преобразований в обществе. В связи с этим в дальнейшем требуется исследование динамики и особенностей развития этнического самосознания разных возрастных групп. В этом направлении перспективным представляется проведение сравнительного анализа этнического самосознания представителей разных национальностей, проживающих в одном геоисторическом пространстве, а также разработка педагогических условий развития этнического самосознания для детей разных возрастов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванов, Афанасий Валерьевич, 2001 год

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М., 1991. - 224 с.

2. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль 1991. - 300 с.

3. Абульханова Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 1944.

4. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. - №3. -- С. 13-23.

5. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986. 132 с.

6. Альшевская Л.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Дисс . канд. пед. наук. -Минск, 1993.- 150 с.

7. Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования // Советская этнография. 1968. - № 4. - С.3-13.

8. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.Н. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. 271 с.

9. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. -Якутск, 1966.

10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 1 82 с.

11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

12. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. - 316 с.

13. Березовская Т.В. Игра как средство самопознания старших подростков. Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 158 с.

14. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад. 1995. -209 с.

15. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика упражнения игры. Спб. Социально-психол центр, 1996. 376 с.

16. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. Спб., 1991. - 214 с.

17. Бравина Р.И., Петрова Т.Н., Баишев И.Г. Саха терут культурата (5-11 кы-лаастарга программа). Якутск. 1993. 25 с.

18. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 283 с.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

20. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. -М.: Наука, 1988.-207 с.

21. Бромлей Ю.В. Этнология. Учебник для Вузов. М., 1994.

22. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ.: Бэлич. 1993,

23. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / Пер. с нем. М., 1924.

24. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре в детских садах. Республики Коми (4-6 лег). Дисс. канд. пед. наук. Спб., 1993. 217 с.

25. Винокурова У.А. Региональные школы. //Дорогой поиска: Материалы респ. научно-практ. конф. «Опытно-экспер. работа: поиски, решения, находки» -Якутск, 1997. -С.60-64.

26. ЕЗолков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.-376 с.

27. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. - 334с.

28. Волков Г.Н. Программа по народной педагогике: Для педагогических и эт-нопедагогических училищ, лицеев, колледжей. Якутск.: МО PC (Я), 1995. -24 с.

29. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. 1997. - №2.-С. 9-14.

30. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: ценности культуры и морали. М., 1992. 117 с.

31. Выготский Jl.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1 Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.-487 с.

32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479 с.

33. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика. 1983. - 367 с.

34. Вырост И.С. Национальное самосознание: проблемы определения и анализа // Философская и социологическая мысль. 1989. - №7. - С.26-30

35. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов- на - Дону. - 1982. - 1 84 с.

36. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально смешанных семей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993. - 21с.

37. Галлямов P.P. Многонациональный город: эгносоциологические очерки. -Уфа. 1996. -200с.

38. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в Западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987. 214 с.

39. Гарунов Э.Г, Школа со смешанным национальным составом // Народное образование. -1993. №5. - С. 62-64.

40. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения.// Педагогика. 1996. - №3. -- С. 52-56.

41. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Спб., 1993. 454 с.

42. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества / Пер. А.В. Михайлова. -М.: Наука, 1977.

43. Гермогенова М.Д. Березовская Т.В. Ролевые игры в тренинге / Наслежно-улусное социальное воспитание. Часть 1-2. М.: 1997. С. 115-1 18.

44. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Сост. Н.В. Гумилева. М.: Та-наис ДИ-ДИК, 1994. - 544 с.

45. Гумилев Л.Н. Этнос: мифы и реальность // Дружба народов. 1988. - №10. -С. 218-223.

46. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск, 1991.

47. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. - №2. - С.62-74

48. Джандильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии Советского народа. Алма-Ата, 1989. - 216 с.

49. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. Ашхабад, 1988. - 3 18с.

50. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1956. -374 с.

51. Дробижева JI.M. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия 20-го века (в конце 80-х начале 90-х гг.) // Духовная культура и этническое самосознание. - Вып. 2. - М., 1991 ~ С.26-38

52. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994.-С. 16-37.

53. Емельянов Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной группе // Психологический журнал. 1997. -№2.-С. 17-19.

54. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М., 1992. - 239 с.

55. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. / Под ред. В.В. Давыдова, В П. Зинченко -М.: Педагогика, 1986. 316 с.

56. Заринов И.Ю. Исторические рамки феномена этничности // Этнографическое обозрение. 1997. - №3. - С. 21 -31.

57. Зимняя И.А., Боденко Б.Н. Воспитание проблема современного образования в России. М.: Логос, 1998. - 82 с.

58. Иванова Л.Л. Особенности этнического самосознания подростков казаков в контексте межнационального общения. Дисс. канд. псих. наук. М., 1995.

59. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.-208 с.

60. Кабо В.Р. Значение первобытной общины в генезисе этнической структуры // Расы и народы. Вып. 18. М., 1988.

61. Каптерев Г1.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Спб., 1915.

62. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. -1967,-№2. -С. 26-31.

63. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания в теории этноса // Сов. Этнография. 1974. - №2. - С. 12-17.

64. Козлов В.И. Этническое самосознание // Краткий этнологический словарь. -М„ 1993.- 103 с.

65. Коложвари И., Сеченикова Л. Цивилизация и человек: диалог во времени // Народное образование. 1996. - №9. - С. 86-88.

66. Комаров В.П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе: Монография. Казань, 1995. - 142 с.

67. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.- 651 с.

68. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. / Сост. В.М. Кларин, A.M. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 412 с.

69. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М„ 1971.-270 с.

70. Кон И.С. Национальные особенности психологии людей. // Социальная психология. 1975. - №6. - С. 141-153.

71. Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991-1996): Спецвыпуск. Якутск: Полиграфист, 1996. 50 с.

72. Коротеева В.В. Воображение, изобретенные и конструированные нации: Метафора и проблемы объяснения // Этнограф. Обозрение. 1993. - №3. -с. 23-27.

73. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии АН. Т.8. М., 1949.

74. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы М., Изд-во Акад. Наук СССР, 1951. 280 с.

75. Ларионов В.Р. Вероучение Айыы: Книга для молодежи, учащихся техникумов, средних школ, учителей. Якутск.: Кудук, 1998. - 212 с.

76. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие. -М., «Ключ-С», 1999. 223 с.

77. Левкович В.П. Панкова Н.Р. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общая практика. М., 1985.-С. 138-153.

78. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.

79. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси М. Л., Изд-во акад. Наук СССР, 1945. - 120 с.

80. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.-С. 108-117.

81. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства Л., 1945. 176с.

82. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопеда-гогики народа саха). М.: Academia, 2000. 176 с.

83. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

84. Мухина B.C. Проблема генезиса личности. -М.: Просвещение, 1985. 149с.

85. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1993, т. 1 5, №3. С. 42-49.

86. Мухина B.C. Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Часть 1.- М., 1996. 32 с.

87. Намсараев С.Д. Некоторые проблемы формирования национально-региональной системы образования Республики Бурятия РФ. // Психологическая наука и образование. 1997. - №4.

88. Национальные культуры в школе // Педагогика. 1992. - №5. - С. 14-22.

89. Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск» 16-21 марта 1993 г./Сост. А.Д. Николаева и др.: / Под ред. Е.П. Жиркова. М., Просвещение, 1993. 318 с.

90. Немов Р.С. Психология. Ei 3 кн. Кн. 2 Психология образования. М.: Вла-дос, 1997.-546 с.

91. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. Пособие по спецкурсу для подготовки учителей коренных народов Севера. Якутск, 1999.

92. Новиков А.Г. О менталитете народа Саха. Якутск: Аналит. центр, 1995. -146 с.

93. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. 147 с.

94. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Мысль, 1993.- 30 с.

95. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.В. Пидкасистого. М., 1995. -637 с.

96. Петерич О.М. Развитие национального самосознания в советском обществе. Дисс. . канд. филос. наук. Харьков, 1991. - 175 с.

97. Петрова С.М. Национальные культуры в системе школьного образования в Республике Саха (Якутия). Сб. материалов конференции. М., 1993. С. 194196.

98. Петровский А.В. Деятельность. Личность. Коллектив. М.: Политиздат,

99. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социалыше функции, понятийный аппарат// Этнология. М., 1994.

100. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т. Т. 5. М.: Соцэкгиз, 1958.-903 с.

101. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. М.: Academia, 1998. - 184 с.

102. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение-айыы. Школа кут-сюр: Учеб. пособие. Якутск, 1994.

103. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. М., 1973. 89 с.

104. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979.-232 с.

105. Потехин И.И. Формирование национальной общности южноафриканских банту. М„ 1955.- 142 с.

106. Правила хорошего гона. Тула, 1993.-205 с.

107. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., МГУ, 1992. - 211 с.

108. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М.: Новая школа, 1993. - 49 с.

109. Рогачев П.М., Свердлин М.А. О понятии нация //Вопросы истории. -1966. № 1. - С. 9-13.1 12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.

110. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Избран, труды.: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1989. 323 с.

111. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнограф. Обозрение. 1998. - №6. - С. 7-12.

112. Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике. Якутск.: Изд-во ЯГУ, 1997. -79 с.1 1 8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303с.1 19. Сгефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998.

113. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М: МГУ, 1993. - 79 с.

114. Столиц В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

115. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.

116. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1998. 143 с.

117. Тайчинов М.Г., Амиров Р.К. Полиэтническая школа и возрождение национальной культуры этносов России. Основные организационно-педагогические принципы //Вестник БГПИ. Серия гуманитарных наук. -Уфа, 1996.-С. 86-90.

118. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной поли гики России // Исследование по прикладной и неотложной этнологии. М., 1996. - № 10.

119. Тишков В.А. О феномене этичности // Этнографическое обозрение. -1997. №3. - С. 19-23.

120. Тишков В.Л. Очерки истории и политики этничности в России. М., 1997.-360 с.

121. Токарев С.Л. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. 1964. - №11. - С. 45 -51.

122. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. Т. 1. - С. 55-136.

123. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Просвещение, 1991. -318с.

124. Хабибуллин К.П. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. Пермь, 1974. -136 с.

125. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. Л., 1989. - 36 с.

126. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Дисс. . канд. пед. наук. -Казань, 1994.- 180с.

127. Хотинец В.Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания // Психол. журнал. 1999. - №1. -С. 1 14-1 19.

128. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии. 1998. - №2. - С. 23-27.

129. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. Учебное пособие для спецкурса. Ижевск.: Изд-во Удм. унив-та, 1996. -74 с.

130. Хотинец Ю.В. Формирование этнического самосознания студентов-удмуртов//Вопросы психологии. 1998. - №4. -С. 14-19.

131. Чебоксаров Н.Н., Народы, расы и культура. М.: Наука, 1986. - 271 с.

132. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинения: В 5-ти т. М.: Правда, 1974. -528 с.

133. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания личности в психологии. М., 1977.- 144 с.

134. Четко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1997. -№6. - С. 8-12.

135. Шадрина А.А. Якутские народные игры. Учебное пособие. Якутск. ЯГУ 1990.-94 с.

136. Шелепов Г.Н. Общность происхождения признак этнической общности // Сов. Этнография. - 1967. - №2. - С. 17-20.

137. Шемшурина А.И. Этика: курс занятий в 9-м классе. М.: Просвещение, 1999.-64 с.

138. Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923.

139. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

140. Штейнер Р. Социальное будущее. Калуга, 1993. - 240 с.

141. Цзен Н.В. Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

142. Эльконин Д.Б. Избранные психологические груды / Под ред. В.Е?. Давыдова, В.Г1. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

143. Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. -М.: Владос, 1999 360 с.

144. Ядрихинская J1.C. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде. Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1998.

145. Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью. Л.: ЛГУ, 1986. - 43 с.

146. Banks J.A. Teaching Strategies for Ethnic Studies. Boston, 1987.

147. Berry J.W. & Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societies. N.V., 1984.

148. Van den Berghe P.L. The Etnic Phenomenon. N.Y., 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.