Политическая культура калмыцкого общества: основные направления формирования и развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат наук Мучкаев, Евгений Валерьевич

  • Мучкаев, Евгений Валерьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 179
Мучкаев, Евгений Валерьевич. Политическая культура калмыцкого общества: основные направления формирования и развития: дис. кандидат наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Москва. 2014. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мучкаев, Евгений Валерьевич

Содержание

Введение

Раздел 1. Исторические и этно-конфессиональные истоки модели политической культуры Калмыкии

Раздел 2. Социально-политические особенности Калмыкии в свете цивилизационных координат Запада

Раздел 3. Взаимосвязи гуманитарных и политических технологий в повседневной и праздничной жизни Калмыкии

Раздел 4. Экологические движения Республики Калмыкия и их роль в развитии политической культуры общества

Заключение

Список использованных источников и литературы Приложение

144

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая культура калмыцкого общества: основные направления формирования и развития»

Введение

Актуальность темы исследования. Политическая культура любого общества отражает определенный уровень его развития. Она охватывает сферу сознания и политического поведения, которые являются результатом взаимного влияния духовного производства, включающего философию, право, этику, эстетику, науку, литературу, искусство, и на социально-экономическую и политическую жизнь того или иного социума. Состояние политической культуры является одним из самых ярких и точных индикаторов социально-политической действительности. Поэтому основные принципы политической культуры основаны на краеугольных положениях развития политических систем, действий политических институтов, развертывания политических процессов на фоне масштабных общественно-экономических трансформаций, из которых складывается история человеческого общества.

Каждый народ, каждое государство имеет свой собственный путь в формировании политической культуры. Важность обращения к такому опыту народов Российской Федерации подчеркивается тем, что 2014 г. в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире объявлен в России Годом культуры1.

В начале XVII века калмыки как монголоидный народ вошли в состав Русского государства. Оказавшись втянутой в процесс развития российского общества, Калмыкия одновременно вышла и на тот уровень формирования общественного сознания, который характеризуется напряженными поисками собственной идентичности и стремлением заимствовать лучшее во всех областях жизнедеятельности. Безусловно, калмыки с момента вхождения в состав Русского государства

1 Указ Президента РФ от 22.04.2013 N 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» // http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?!;3565945.

испытывали благотворное влияние русской материальной и духовной культуры.

В то же время факты свидетельствуют о том, что калмыцкий народ принес с собой в Россию сложившуюся духовную и материальную культуру. Калмыкам, по свидетельству известного советского востоковеда Б.Я. Владимирцова, пришлось в своих обширных перекочевках видеть много земель, сталкиваться с разными народами: китайцами, казахами, татарами, башкирами и кавказскими горцами. Калмыки так же, как и другие монголы, в свое время, подверглись влиянию буддийской, тибетско-индийской культуры, они сумели вместе с кочевым бытом соединить известные культурные приобретения. Еще задолго до вхождения в состав России имели свой героический эпос «Джангар», сказки, легенды, сложившиеся традиции народного, декоративного искусства1. В этом духовном творчестве калмыков, уходящем своими корнями вглубь истории, содержатся специфические черты политической культуры калмыцкого общества.

Изучение политической культуры Калмыкии выдвигает ряд сложных проблем, обусловленных особенностями историко-этнографического ландшафта анализируемой тематики. Оно не может быть проведено вне рамок кросс-культурного анализа, поскольку исторический путь калмыцкого народа тесно пересекался с родственными народами, представлявшими цивилизационно-культурную группу, не совпадающую с теми цивилизационными смыслами, которые лежали в основе Русского государства, а затем и Российской империи. Однако последовательное раскрытие истории позволяет выявлять факты появления на каждом этапе политической, социально - экономической и культурной жизни калмыцкого народа, которые указывают на совпадение главных, государственно обозначенных ценностей. В частности, это хорошо фиксировалось в духовной культуре калмыцкого народа,

1 Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьский период). М.: Наука, 1967. С. 53.

отразившей существенные изменения в социальной, хозяйственной и культурной жизни калмыков.

При этом следует иметь в виду, что в отличие от названных выше изменений, трансформации политического сознания, политического поведения и степени активности в заимствованных формах политического участия, остались практически не изученными, что и предопределило актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Вопросы развития политической культуры калмыцкого общества, ее эволюции, начиная с XVII столетия, как комплексная проблема не рассматривались. Вместе с тем имеется достаточно широкая историографическая база по проблемам социальной истории калмыцкого народа. Ей свойственен проблемный характер, а также следование хронологическому принципу изучения материала. Можно выделить три основные этапа изучения социально-экономической проблематики истории Калмыкии.

Первый этап охватывает период второй половины XVIII - начала XX веков, когда многие работы были написаны по свежим следам событий. Их авторы являлись крупными исследователями -калмыковедами1. Однако в их работах политическая тематика практически отсутствует, что отражало и позиции самих специалистов, не определившихся с собственными политическим взглядами, и убеждения в том, что политика является уделом профессионалов, а не масс.

Второй этап приходится на время существования СССР. Во временном промежутке 1920 - 1991 гг. основная масса научных работ базировалась на марксистско-ленинской методологии, отрицались те

1 Ученые-исследователи Калмыкии (XVII - начало XX вв.). Биобиблиографический указатель / Сост.: П.Э. Алексеева, Л.Ю. Ланцанова; науч. ред. канд. полит, наук. Н.Г. Очирова. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2006.

историографические течения, которые вводили в исследования материалы религиозного характера, отражали особое внимание авторов к повседневной истории. А это приводило к одностороннему взгляду на проблему формирования специфических черт политической культуры.

Третий этап, начавшийся с 1991 г., связан с отказом от прежней идеологизированной модели исследований политической культуры. Снятие идеологических и политических запретов привело к созданию необходимых условий для постепенного преодоления отечественными авторами влияния прежних политологических концепций, расширения источниковой базы и тематического разнообразия исследований.

Историография по вопросам истории калмыцкого народа первого этапа представляет собой довольно обширную литературу. Характерно, что почти каждое исследование напоминает обобщенную сводку различных сведений о калмыках с акцентом на те моменты, которые были ближе научным интересам авторов. В 1852 г. была опубликована работа П.И. Небольсина, которую автор полностью посвятил духовной культуре калмыков, в частности состоянию народного образования в Калмыцкой степи, религиозных верованиях калмыков1. Находившийся в 1880-е гг. в Астраханской губернии И.А. Житецкий, написал две работы

0 жизни калмыков. Эти труды не потеряли своего значения для изучения духовной истории калмыцкого народа и в наши дни2.

В конце XIX века вышла в свет этнографическая работа православного миссионера Якова Павловича Дубровы. Автор этнографических заметок о хозяйственном быте калмыцкого народа

1 Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Типография Карла Крайа, 1852.

2 Житецкий И.А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки). Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения). М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1893.

3 Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 г. Казань: Известия Общества археологии, истории и этнографии, 1892; Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии / Предисловие М.М. Батмаева. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998.

рассмотрел состояние улусных школ у калмыков Ставропольской губернии, песни и танца народа, его юридическое право. Этот православный миссионер, этнограф, работал в течение пяти лет среди калмыков. Но в его работе позже обнаружилось много неточностей и ошибок, которые можно считать и результатом небрежности анализа источникового массива.

Религиозным верованиям калмыков посвящена работа историка И.И. Ульянова1, основную задачу которой автор видел в освещении религиозных верований калмыков. В книге рассмотрена история распространения и дальнейшего развития буддизма, быт и деятельность калмыцкого ламаистского духовенства. Работа посвящена калмыцкому духовенству. Автор доказывает, что оно является лучшим представителем культурных сил народа, его языка, права, религии и т.д.

В конце XIX - начале XX веков был опубликован ряд работ о состоянии просвещения в Калмыцкой степи, в которых подробно и объективно рассматривалось состояние школьного дела в отдельных районах Калмыкии, без попытки проанализировать причины, тормозившие рост просвещения калмыцкого народа2.

Большой вклад внес в изучение духовной и материальной культуры калмыцкого народа профессор Николай Николаевич Пальмов. Он подчеркивал, что культура калмыков представляет собой не начатое поле для исследования, или лишь только в слабой степени затронутое исследованием поле. В 1920-е гг. он опубликовал ряд своих работ по

1 Ульянов И.И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. СПб.: Б.и., 1910.

2 Позднеев A.M. Исторический очерк развития русских школ у калмыков СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1905; Позднеев A.M. Новые учебники калмыцких школ. СПб., 1912; Амосов K.M. Состояние улусных школ. Астрахань, 1893; Сильницкий А.Д. Краткий очерк состояния народного образования в Калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бытом калмыков // Журнал Министерства народного просвещения. 1907. № 7; Фарфоровский C.B. Народное образование у калмыков Ставропольской губернии. Ставрополь, 1908 и др.

истории духовной культуры калмыков1. Следует подчеркнуть, что рукописное наследство Пальмова, хранящееся в Национальном архиве Республики Калмыкия, служит замечательным источником для изучения калмыцкой культуры. Многолетний опыт ученого по исследованию культуры и искусства калмыцкого народа сам может служить предметом исследования процесса становления политической культуры, нацеленной на глубокое национальное самопознание.

Актуальный вопрос соотношения этого самосознания с евразийской цивилизацией и евразийской культурой был рассмотрен в трудах калмыцкого медика, историка, политического публициста и общественного деятеля Эренджена Хара-Давана, который исследовал влияние монгольского завоевания на русскую историю2. В 1929 г. в Белграде вышла его главная работа «Чингисхан как полководец и его наследие»3. Он считал, что программа евразийцев позволяет не стричь все народы этого пространства под общую российскую гребенку и тем обезличивать их. Ею дается право и возможность каждой из наций Евразии внести свою индивидуальную национальную культуру как частицу общей наднациональной евразийской культуры.

Большое значение для раскрытия проблемы политической культуры Калмыкии имеет крупное исследование У.Э. Эрдниева «Калмыки»4. В нем представлена общая картина развития культуры калмыцкого народа. В книге содержатся ценные сведения о развитии народного образования, формировании демократически настроенной

1 Пальмов H.H. Несколько вопросов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжение своей исторической жизни // К открытию Областного калмыцкого историко-этнографического музея. Астрахань: издание ЦИК Автономной Калмыцкой области, 1921; Пальмов H.H. О некоторых памятниках калмыцкой старины и искусства // Там же; Пальмов H.H. Калмыки. Этнографический очерк. Астрахань, 1928 и др.

2 Алексеева П.Э. Эренджен Хара-Даван и его наследие: сборник статей и материалов. Элиста: Издательский Дом Герел, 2012.

3 Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. М.: «Аграф», 2002.

4 Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1974.

калмыцкой интеллигенции, об устном народном творчестве, отразившем огромный жизненный опыт и мудрость народа, о религиозных верованиях и народных знаниях.

Труд Н.Ш. Ташнинова «Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР», в котором рассматривается история формирования системы просвещения Калмыцкой АССР от ее истоков до 1960-х гг.1, актуален с точки зрения анализа роли традиций в области воспитания и просвещения, на развитие самобытной культуры калмыцкого народа. Ташнинов останавливается на уважении к старшим, к имеющимся общественным институтам. Автор проделал существенную работу по сбору источников, их критическому осмыслению, широко использовал статистические данные архивов, исследования многих специалистов и систематизировал имеющиеся сведения о состоянии просвещения калмыцкого народа в XVIII - XX столетий.

Для изучения культуры калмыцкого народа немаловажное значение имеет работа Д.Ц.-Д. Номинханова. Автор анализирует коренные изменения в культурной жизни калмыков в первой половине XX века2. Этот исследователь подробно рассматривает этапы культурного строительства в Калмыкии, подчеркивает историческое значение опыта в ликвидации экономической и культурной отсталости ранее угнетенных народов и приобщения их к новой жизни. Также заметный вклад в изучение духовной культуры калмыцкого народа во второй половине XIX века внесли труды калмыцких исследователей, рассматривающих отдельные части духовного творчества народа3.

1 Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста Калмыцкое книжное издательство, 1969.

2 Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста Калмыцкое книжное издательство, 1969.

3 Бадмаев A.B. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984; Бадмаева Т.Б. Танцевальная культура калмыцкого народа. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989; Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе / Сост., вступ. ст., ред. A.B. Бадмаева. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1969; Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М.:

Следует отметить, что в 1980-е гг. работы об истории калмыков начинают издаваться за рубежом, прежде всего, в США. Их авторами являются представители калмыцкой диаспоры.

В России за третий период развития, приходящийся на постсоветское время, калмыковедение постоянно обогащалось большим количеством книг и статей, прежде всего, о духовном творчестве народа. Исследования затрагивали круг вопросов по восходящей линии. Отталкиваясь от стремления глубже познавать прошлое, их авторы отражали в то же время желание придать работам прогностический характер1. С исторической точки зрения интерес представляют труды специалистов Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, Института калмыцкой филологии и востоковедения при Калмыцком государственном университете, а также кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Поскольку в диссертационной работе политическая культура Калмыкии рассматривается в широком контексте не только политических проблем, но исторических, культурологических, экологических вопросов, то расширение предметного поля потребовало дополнительного изучения их влияния на политическую культуру калмыков. В связи с этим использовались диссертационные исследования, в которых с большей или меньшей полнотой затрагивается данная проблематика2.

Стройиздат, 1975; Трошин И.И. Изобразительное искусство Советской Калмыкии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1965 и др.

1 Колесник В. И. «Русская» политика как фактор возникновения калмыцкой государственности в В XVII в. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 1 (15). С. 32-42; Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998; Четырова JI. Калмыцкая одиссея в XX веке // http ://www. sakhaopenworld.org/sd/kalmyk. shtml.

1. Антонова Е.А. Интеллигенция Калмыкии на рубеже XIX начала XX вв. (1892 -1917 гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1996; Волгин B.JI. Политический эксперимент как фактор современной политической жизни: Проблемы и тенденции на опыте Республики Калмыкия. Автореф. дисс. ... канд. полит, наук, 1999; Джалаева A.M. Культурное строительство в Калмыкии в период борьбы за победу социализма.

В изучении вопросов политической культуры в отечественной науке можно обозначить роль ряда крупных научных школ. Одна из таких школ сформировалась на основе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, на кафедре национальных и федеративных отношений, объединив ученых других научных и высших учебных заведений. В работах представителей этой школы (В .А. Михайлов, К.В. Калинина, Л.Ф. Болтенкова, Н.П. Медведев, К.Г. Ланда, В.В. Гайдук, В.Ю. Зорин, И.Ю. Глинская, Е.Л. Рябова, В.В.Савельев, Л.О. Терновая, Г.А. Туник), а также в журналах «Вопросы национальных и федеративных отношений», «Вопросы политологии», «Евразийский союз: вопросы международных отношений», «Этносоциум и межнациональная культура» раскрываются важнейшие теоретические и методологические проблемы изучения национальных, федеративных и международных отношений в аспекте формирования и развития политической культуры, а также с учетом того, как эти процессы влияют на минимизацию политических рисков1.

Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1988; Куканова Л.В. Республика Калмыкия в контурах нового миропорядка: Политико-экономический анализ. Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 1998; Мункожаргалов Д.А. Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект. Автореф. дисс....канд. полит, наук. М., 2005; Мучаева И.И. Развитие духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Астрахань, 2009; Номинханов Д. Ц.-Д. Культурное строительство в современной Калмыкии (1917-1964 гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1967; Очирова Н.Г. Этнополитическое развитие Калмыкии в Российской Федерации: Историко-политологический анализ. Автореф. дисс....канд. полит, наук. М., 1998.

1 Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства. Кн. 1-4. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011 -2013; Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова. М.: Издательство РАГС, 2007; Гайдук В.В. Институт федерализма: вопросы теории. M.: NOTA BENE, 2008; Глинская И.Ю. Формирование имиджа России в контексте глобальных процессов. М.: РАГС, 2009; Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2002; Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М.: РАГС, 2006; Калинина К.В. Россия - евразийская цивилизационная система // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2012. № 3. С. 5-14; Ланда К.Г. Каспийская модель регионального сотрудничества: Монография. М.: Издательство РАГС, 2008; Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М.: Гардарики, 2002; Медведев Н.П. Политическая

Несмотря на обилие публикаций, проблема формирования политической культуры калмыцкого общества ни в целом, ни в аспекте снижения политических рисков практически не рассматривалась. Этот недостаток научных исследований предопределил объект, предмет, цель и задачи диссертации, а также позволил организовать поиск научных материалов, способствующих кристаллизации рабочей гипотезы.

Объектом диссертации стала политическая культура калмыцкого народа, формируемая на стыке традиционного общественного уклада и современных политических веяний.

Предметом работы являются политические и гуманитарные технологии, реализуемые в русле политической культуры и направленные на предупреждение возникновения политических рисков или минимизацию их деструктивного влияния на общественную жизнь Республики Калмыкия.

Гипотеза диссертации сформулирована на базе широкого круга источников и литературы, которые дали возможность обнаружить некоторые лакуны в проблематике, связывающей развитие политических

регионалистика. М.: Альфа-М., 2005; Михайлов В.А. Международные аспекты политики России в кавказском регионе / Россия в мировой политике. Ч. 1. М.: РАГС, 2003; Правовое государство и государственное устройство: поиск оптимума совместное исследование германских, российских и монгольских ученых / Под общ. ред. А. Мацнева, Г. Шоллера. М.: РАГС, 2011; Рябова E.JL Культура конфликтного взаимодействия как фактор политической стабилизации: Монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2009; Рябова Е.Л., Терновая JI.O. Межкультурное взаимодействие в современном мире. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011; Савельев В.В. Цивилизационные типы культурного пространства и идентичности России: к постановке проблемы / Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы Третьей Всероссийской научной конференции (Казань, 13-14 ноября 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2009; Терновая JI.O. Геопоэтика: Международные отношения и искусство. М.: Альма-М, 2013; Терновая JI.O. Парагеополитика. М.: Альфа-М, 2012; Туник Г.А. Правовые основы современной российской геральдики. Монография. M.: Nota Вепе, 2008; Туник Г.А. Современная российская геральдика в условиях политической модернизации. Монография / Научн. ред. К.В. Калининой. M.: Nota Вепе, 2008; Туник Г.А. Современная российская геральдика как фактор отражения социально-политической специфики Российского государства: историко-политологический анализ. Монография / Научн. ред. К.В. Калининой и А.Ф. Дашдамирова. M.: Nota Вепе, 2007.

механизмов и технологий, направленных на формирование политической культуры и появление условий для возникновения политических рисков. Изучение политической культуры Республики Калмыкия позволило предположить, что ее проявление в большей степени отражает исторические, конфессиональные и культурно-цивилизационные особенности калмыцкого народа, чем социально-экономическую специфику развития данного субъекта Российской Федерации. Поэтому существует прямая зависимость между тем, насколько активно и полноценно в процессе выработки форм и методов совершенствования политической культуры задействован культурно-конфессиональный контекст, и тем, какова эффективность основных функций политической культуры, от которых, в частности, зависит защищенность общества от политических рисков.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проследить основные этапы развития составляющих политической культуры калмыцкого народа в хронологических рамках, начинаемых от вхождения Калмыкии в состав Русского государства до настоящего времени.

Цель исследования определяет следующие научные задачи:

- раскрыть специфику народного образования у калмыков, выделив направления его влияния, а также пути воздействия религиозных верований на политическую культуру;

- выявить основания для выдвижения в общей и политической культуре Калмыкии особой роли просветителей;

- дать оценку политического значения обращения в современной практике к истории возникновения калмыцкой письменности;

- в ракурсе цивилизационного подхода показать специфику ориенталистского понимания взаимодействия Востока и Запада применительно к формам и функциям политической культуры Калмыкии;

- дать оценку роли праздничного ритуала в сохранении народных традиций и возникновении новых направлений политической активности;

показать специфику функционирования экологических организаций и движений Республики Калмыкия;

- раскрыть возможности использования форм и методов политической культуры для предупреждения политических рисков, которые указывают на узкие места политической активности общества.

Источниковую базу диссертации составили документы и материалы, отражающие процесс развития политической культуры калмыцкого народа. Имеющиеся источники можно характеризовать по некоторым основным блокам.

Первый блок составляют опубликованные документы и материалы по истории развития духовной и политической культуры калмыцкого народа, которые позволяют представить, как сложились и развивались основные формы культуры калмыков, какими были ее главные критерии.

Во второй блок вошли материалы народного творчества, в том числе записи героического народного эпоса «Джангар» (калмыцкие, монгольские, синьцзянские (КНР), сарт-калмыцкие (киргизские), сделанные в XIX веке калмыцкими, русскими и зарубежными исследователями.

В третий блок входит центральная республиканская и ведомственная периодическая печать: журналы «Теегин герл» и «Вестник Калмыцкого обкома РКП(б)»; газеты «Хальмг Унн», «Известия Калмыкии», «Советская Калмыкия», «Калмыцкий университет» и другие издания.

Четвертый блок составляют экспонаты и архивы Национального музея Республики Калмыкия им. H.H. Пальмова и архивы Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и Калмыцкого государственного университета, содержащие богатый фактический материал о духовной и политической культуре калмыцкого народа в

XVIII - XIX веках, сведения о состоянии народного образования, медицинского обслуживания населения, а также материалы о положении калмыцкого духовенства.

Пятый блок источников представлен находящимися в открытом доступе документами Республики Калмыкия, начиная со Степного уложения, документами других субъектов Российской Федерации, имеющих близкие к Калмыкии цивилизационно-конфессиональные основы, а также государственными актами РФ и международными документами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мучкаев, Евгений Валерьевич, 2014 год

Список использованных источников и литературы

1. Документы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

2. Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (документ ООН A/CONF.151/26/Rev.l (Vol. I). Нью-Йорк: издание Организации Объединенных Наций, 1972.

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 1989 года № 44/23 О рекомендательном законодательном акте «Об экологическом образовании населения». Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 17.02.1996 N 7-19.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.) Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

6. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г.) Принят Государственной Думой 22 марта 1995 года.

7. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1996. №23. Ст. 2756.

8. Указ Президента Российской Федерации от 22.04.2013 N 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» // http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?l;3565945.

9. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г. // Известия Калмыкии. 1994, № 60. 7 апреля // constitution.garant.ru> Конституции и Уставы субъектов) cons_kalmik.

10. Конституция Республики Тыва // Газета «Тувинская Правда». Кызыл, 2001. № 55. 15 мая.

11. Закон Республики Калмыкия от 8 июля 2003 г. №334-11-3 «О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия», «Хальмг Унн».

12. Положение о республиканском общественном движении «Торскн келндэн тусан кургтн» («Поддержи родной язык») и акции «Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье» // artezianlschool.ru/upload/iblock/7c5/7c5418963d96aa3273bef7b094a22.

13. Закон Республики Калмыкия о государственных символах Республики Калмыкия (от 11 июня 1996 г. N 44-1-3, в ред. Закона от 03.01.99 N 7-И-З, Закона от 12.03.99 N 14-II-3) http://geraldika.ru/symbols/226.

14. Указ Президента Республики Калмыкия от 27.04.1998 № 83 «О 350-летии национальной письменности «Тодо бичиг» («Ясное письмо») и 400-летии со дня рождения выдающегося ученого, политического и религиозного деятеля, создателя ойрато - калмыцкой письменности Зая — Пандиты».

15. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/! 0200365.

16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // http ://www.patriarchia.ru/db/text/141422.

2. Монографии, сборники статей, аналитические материалы

17. Абаева JI.JI. История распространения буддизма в Бурятии / Буряты. М.: Наука, 2004.

18. Алексеева П.Э. Эренджен Хара-Даван и его наследие: сборник статей и материалов. Элиста: Издательский Дом Герел, 2012.

19. Амосов K.M. Состояние улусных школ. Астрахань: Б.и., 1893.

20. Бадмаев A.B. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984.

21. Бадмаев A.B. Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2003.

22. Бадмаев A.B. Зая-Пандита. Списки калмыцкой рукописи «Биография Зая-Пандиты». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1968.

23. Бадмаева Т.Б. Танцевальная культура калмыцкого народа. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989.

24. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994.

25. Балакаев Г. А. Тринадцать дней, тринадцать лет. Элиста: Издательство «Санан», 1995.

26. Бжезинский 36. Великая шахматная доска: Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2010.

27. Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства. Кн. 1-4. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011 - 2013.

28. Бугай Н.Ф. Операция «Улусы». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991.

29. Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста: АПП «Джангар», 2004.

30. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФРАН, 2008.

31. Взаимодействие культур Востока и Запада. М.: Наука, 1991.

32. II Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация» (М., 22-24 мая 1996 г.). Вып.1. М.: ИДВ РАН, 2007.

33.Вэймин Д. Вызов Сингапура. Теория нового конфуцианства и дух предпринимательства. Пекин: Изд. Саньлянь шуцзянь, 1969.

34. Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова. М.: Издательство РАГС, 2007.

35. Гайдук В.В. Институт федерализма: вопросы теории. M.: NOTA BENE, 2008.

36. Глинская И.Ю. Формирование имиджа России в контексте глобальных процессов. М.: РАГС, 2009.

37. Голстунский К.Ф. Монголо-Ойратские законы 1640 года, дополнительные указы Галдан-Хун-Тайджия и законы, составленные для Волжских Калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. СПб., 1880.

38. Джагаева O.A. Сотрудничество между Россией и Монголией в области образования, науки и культуры в конце 20 - начале 21 веков. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.

39. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 г. Казань: Известия Общества археологии, истории и этнографии, 1892.

40. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии / Предисловие М.М. Батмаева. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998.

41. Дугин А.Г. Логос и мифос. Глубинное регионоведение. М.: Академический проект, 2010.

42. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.: Политиздат, 1988.

43. Дякиева Р.Б. Журналистика Калмыкии: история и современность. Элиста: Издательство Жангар, 2001.

44. Житецкий И.А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки). Очерки быта астраханских калмыков (этнографические наблюдения). М.: Типограф1я М.Г. Волчанинова, 1893.

45. Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2002.

46. Илюмжинов К.Н., Максимов К.Н. Калмыкия на рубеже веков. Исследование истории калмыцкого народа. М.: ЗелО, 1997.

47. Илюмжинов К.Н. Калмыкия курсом радикальных реформ. Элиста: АПП «Джангар», 1997.

48. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011.

49. История калмыцкой литературы. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1980.

50. Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М.: РАГС, 2006.

51. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе / Сост., вступ. ст., ред. А. В. Бадмаева. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1969.

52. Кара Д. Книги монгольских кочевников: Семь веков монгольской письменности. М.: Наука, 1972.

53. Китайская философия и современная цивилизация. Сб. статей. М., 1997.

54. Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993.

55. Кугультинов Д. Глазами сердца. М.: Советский писатель, 1958.

56. Ланда К.Г. Каспийская модель регионального сотрудничества: Монография. М.: Издательство РАГС, 2008.

57. Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М.: Восточная литература, 2006.

58. Максимов К.Н. Трагедия народа. Репрессии в Калмыкии в 19181940-е годы / РАН. Калм. ин-т гуманит. исслед. М.: Наука, 2004.

59. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России / Николай Николаевич Пальмов; сост., вступит, ст. и примеч. A.M. Джалаевой. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2007.

60. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М.: Гардарики, 2002.

61. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М.: Альфа-М., 2005.

62. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005.

63. Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998.

64. Моисеев H.H. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям М.: Издательство: ИздАТ., 1993.

65. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика(Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988.

66. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

67. Моисеев H.H. Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа. М.: Экопресс - «Зм», 1996.

68. Наднеева К.А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы. Элиста: Изд-во Калмыцкого университета, 1995.

69. Наднеева К.А. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия: учебное пособие. Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2002.

70. Наднеева К.А. Буддийская и светская этика: формирование мировоззрения. Элиста: Издательство Калмыцкого университета, 2013.

71. Наднеева К.А. Буддизм в контексте культуры России. М.: Хронограф, 2005.

72. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Типография Карла Крайа, 1852.

73. Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста Калмыцкое книжное издательство, 1969.

74. Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьский период). М.: Наука, 1967.

75. Пальмов H.H. Калмыки. Этнографический очерк. Астрахань, 1928.

76. Панина Н.В. Аномия в посткоммунистическом обществе. Куда идет Россия? М.: Аспект Пресс, 1996.

77. Переломов J1.C. Раннее конфуцианство и легизм в политической культуре современного Китая / Китайская философия и современная цивилизация. М., 2007.

78. Позднеев A.M. Исторический очерк развития русских школ у калмыков СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1905.

79. Позднеев A.M. Новые учебники калмыцких школ. СПб., 1912.

80. Позднеев A.M. Очерки быта буддшскихъ монастырей и буддшскаго духовенства въ Монголии въ связи съ отношешями сего послЪдняго къ народу. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1887.

81. Правовое государство и государственное устройство: поиск оптимума совместное исследование германских, российских и монгольских ученых / Под общ. ред. А. Мацнева, Г. Шоллера. М.: РАГС, 2011.

82. Пребыш П. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? / Сокр. пер. с исп. под ред. и с предисл. В.В. Вольского, И.К. Шереметьева. М.: ИЛА, 2008.

83. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.

84. Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993.

85. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М.: Стройиздат, 1975.

86. Рябова E.JI. Культура конфликтного взаимодействия как фактор политической стабилизации: Монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2009.

87. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Межкультурное взаимодействие в современном мире. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011.

88. Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. Пер. с англ. A.B. Говорунова. СПб.: Русский Mipb, 2006.

89. Селищев A.C., Селищев H.A. Китайская экономика в XXI веке. СПб.: Издательский дом «Питер», 2004.

90. Сильницкий А.Д. Краткий очерк начального образования в Калмыцкой степи. СПб., 1907.

91. Ссылка калмыков: как это было. Книга памяти ссылки калмыцкого народа. Т. 1. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993.

92. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста Калмыцкое книжное издательство, 1969.

93. Терновая Л.О. Геопоэтика: международные отношения и искусство. М.: Альфа-М, 2013.

94. Терновая Л.О. Парагеополитика. М.: Альфа-М, 2012.

95. Траилин Ф.К. Торжество на Дону: Год 1887-й. Новочеркасск: Тип. Ф.К. Траилина, 1887.

96. Трошин И.И. Изобразительное искусство Советской Калмыкии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1965.

97. Туник Г.А. Правовые основы современной российской геральдики. Монография. M.: Nota Bene, 2008.

98. Туник Г.А. Современная российская геральдика в условиях политической модернизации. Монография / Научн. ред. К.В. Калининой. M.: Nota Bene, 2008.

99. Туник Г.А. Современная российская геральдика как фактор отражения социально-политической специфики Российского государства:

историко-политологический анализ. Монография / Научн. ред. К.В. Калининой и А.Ф. Дашдамирова. M.: Nota Bene, 2007.

100. Убушаев В.Б. Калмыки: выселение и возвращение. Элиста: Общественно-политическое издание - Издательство «Санан», 1991.

101. Ульянов И.И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. СПб.: Б.и., 1910.

102. Фарфоровский C.B. Народное образование у калмыков Ставропольской губернии. Ставрополь, 1908.

103. Филиппов A.B. Новейшая история России. 1945-2006 гг.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2007.

104. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО Hl 111 «Ермак», 2004.

105. Усов В.Н. Дэн Сяопин и его время. М.: «Стилсервис». 2009.

106. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

107. Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. М.: «Аграф», 2002.

108. Хлебников В. Автобиографическая заметка - Творения. М.: Советский писатель, 1986.

109. Шан Ян. Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 2003.

110. Шу цзин (Книга истории). М.: Мысль, 1995

111. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1974.

112. Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2002.

113. Bormanshinov A. The Kalmyks in the United States 35 Years After. Howell, NJ: Kalmyk Society in the United States, 1987.

114. Dorst J. Before nature dies. Boston: Penguin Books, 1971.

115. Hendry J. Understanding Japanese Society. N.Y.: Taylor&Francis, 2012.

116. Hsing Yun. Protecting Our Environment. Buddhism in Every Step. Glenmark: Buddha's Light Publishing, 2011.

117. Meadows P.L. The Limits lo Growth N.Y.: Universe Books, 1972.

118. Mesarovich M. Mankind at the Turning Point. N.Y.: Dutton & Co., 1974.

119. Wright M. The Last Stand of Chinese Conservatism: the T'ung-chih restoration, 1862-1874. Stanford: Stanford University Press. 1957.

3. Статьи в научных, периодических изданиях и в Интернете

120. Абаева JI.JI. История распространения буддизма в Бурятии / Буряты. М.: Наука, 2004.

121. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4.

122. Андрющенко Е.Г. Экология общественного сознания сквозь призму эталонов культуры // Поиск (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). 2004. № 4.

123. Байханов И.Б. «День тишины» в контексте социального времени // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. № 4.

124. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 5.

125. Байханов И.Б. Социальное время и его праздничное измерение в период выборов // Власть. 2012. № 3.

126. Борисенко О.А. Межцивилизационный диалог. Диалог культур // http://www.econf.rae.ru/pdf/2009/ll/6c29793al4.pdf

127. Брам JI. Всемирный банк, ВТО и МВФ устарели // РБК daily. 2012. 1 июня.

128. В Калмыкии стартует проект строительства ветровых энергоустановок // http://battime.ru/sobutiya/V Kalmikii startuet proekt.

129. Вайнштейн О.Б. Философские игры постмодернизма // Апокриф. 1991. №2.

130. Василенко И.А. Корни «тихоокеанского чуда» // Российская Федерация. 2006. № 15. С. 44-47.

131. Вэймин Д. Глобальное сообщество как реальность / II Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация» (М., 22-24 мая 1996 г.). Вып.1. М.: ИДВ РАН, 2007.

132. Востряков JI.E. Культурная политика: концепции, понятия, модели //http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html.

133. Горяшко А. Бёрдвотчинг: наука страсти нежной // Мир птиц. 2007. Вып. 35.

134. Гросжан Э. Культурная демократия: способы и средства // http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2002-2/05.pdf.

135. Гуляихин В.Н. Архетипы политической культуры российских граждан // NB: Проблемы общества и политики. 2013. № 1. С. 153-170.

136. Добаев И. П., Дугин А. Г. Геополитические трансформации в Кавказско-Каспийском регионе // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 5. С. 90-99.

137. Дробижева JI.M. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (Что может и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 16-28.

138. Европейский суд отклонил жалобу калмыков на политические репрессии // http://kalmvk.info/index.php/ru/home/item/254.

139. Запад - не-Запад и Россия в мировом контексте. Круглый стол // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 12.

140. История конкурса «Экология России» // mediasoyuz.ru>docs/konkurs_history.doc.

141. Каграманов Ю. Демократия и культура // Новый Мир. 1997. № 1.

142. Калинина К.В. Россия - евразийская цивилизационная система // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2012. № 3. С. 5-14.

143. Кануков Х.Б. Ламаизм в Калмыцкой области // Атеист. 1928. № 24.

144. Колесник В.И. «Русская» политика как фактор возникновения калмыцкой государственности в В XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. №1 (15). С. 32-42.

145. Мариничева Е.В. Этика и личность: особенности буддийской этики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 22. № 53. С. 158-164.

146. Михайлов В.А. Международные аспекты политики России в кавказском регионе / Россия в мировой политике. Ч. 1. М.: РАГС, 2003.

147. Моисеев H.H. Экологический фон современной политики // Общественные науки и современность. 1993. № 4.

148. Монгольские семьи будут разводить в Калмыкии верблюдов и лошадей по национальным традициям // http://kalmykia-online.ru/news/4663.

149. Наднеева К.А. Этносное воспитание человека в условиях обновляющегося духовного пространства России // Кавказ - наш общий дом: материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 17-19 сент. 2009 г. Ростов-на-Дону, 2009.

150. Новый год у калмыков // АЕВ (Астраханские епархиальные ведомости). 1883. № 22. С. 389-392.

151. Огнева Е.Д. Тибетцы / Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М.: Наука, 1985.

152. Пальмов H. Н. О калмыцких ремеслах // Калмыцкая степь, № 4-6. Элиста, 1928.

153. Пальмов H.H. Несколько вопросов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжение своей исторической жизни // К открытию Областного калмыцкого историко-этнографического музея. Астрахань: издание ЦИК Автономной Калмыцкой области, 1921.

154. Пальмов H.H. О некоторых памятниках калмыцкой старины и искусства // Там же.

155. Переломов JI.C. Раннее конфуцианство и легизм в политической культуре современного Китая / II Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация» (М., 22-24 мая 1996 г.). Вып.1. М.: ИДВ РАН, 2007.

156. Посадский А. Концепция культурной демократии // http://res-publica.ru/kontseptsiya-kulturnoy-demokratii.

157. Прокофьев А. Либерализм, демократия и политика культурного признания // http://iph.ras.rU/uplfile/ethics/RC/ed/f/5.html.

158. Рерих Ю.Н. Расцвет ориентализма // La vie des peoples. Paris. 1923. № 42 // http://www.roerich.spb.ru/article/yun-rerih-rascvet-orientalizma.

159. Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы Третьей Всероссийской научной конференции (Казань, 1314 ноября 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2009.

160. Самая быстрорастущая экономика в мире - это не Китай // InoCMH.Ru. 2012. 21 июля.

161. Саркисов К.О. Культурно-психологический генотип японцев на рубеже веков / Япония: конец века Япония конец XX века. Последние тенденции и трансформации. М.: Восточная литература, 2001.

162. Серенко А.Н. Горбатая война в Степной республике // Независимая газета. 2013. 9 сентября.

163. Серенко А.Н. Калмыцкие правые запустили телевидение наказов // Независимая газета. 2013. 5 сентября.

164. Сильницкий А.Д. Краткий очерк состояния народного образования в Калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бытом калмыков // Журнал Министерства народного просвещения. 1907. №7.

165. Тертычная Л.А. Экоэтический потенциал буддийских идей в формировании глобальной этики // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. 2010. №22. С. 305-313.

166. Хойт C.K. Обзор ойратской истории. Глава IV. XX век // http.7/www.kyrgyz.ru/?page=222.

167. Хошеутовский хурул в Речном // http://tadahii.ru/?p=l 328.

168. Четырова JI. Калмыцкая одиссея в XX веке // http ://www. sakhaopenworld.org/ sd/kalmyk. shtml.

169. Яницкий O.H. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7.

170. Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Политические исследования. 2002. № 2.

171. Яо JIM. Опыт создания модели экологического сознания российского общества // Социологические исследования. 2004. № 9.

172. Яо JI.M. Экологическое сознание: понятие, сущность, структура // Поиск (Политика. Обществоведение. Искусство. Социологи я. Культура). 2004. № 3.

173. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики / Развитие региональных систем экологического образования: Материалы Всероссийской конференции. Пермь: ПГПУ, 2000.

174. Bormanshinov A. Kalmyks / Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980.

4. Авторефераты диссертаций

175. Антонова E.A. Интеллигенция Калмыкии на рубеже XIX начала XX вв. (1892 - 1917 гг.). Автореф. дисс.... канд. ист. наук. М., 1996.

176. Волгин B.JI. Политический эксперимент как фактор современной политической жизни: Проблемы и тенденции на опыте Республики Калмыкия. Автореф. дисс. ... канд. полит, наук, 1999.

177. Джалаева A.M. Культурное строительство в Калмыкии в период борьбы за победу социализма. Автореф. дисс.... канд. ист. наук. М., 1988.

178. Кремлев Н.Т. Эко-социология «зеленых». Автореф. дисс. ... канд. филос. наук / Ин-т социально-политических исследований РАН. М., 1995.

179. Куканова JI.B. Республика Калмыкия в контурах нового миропорядка: Политико-экономический анализ. Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 1998.

180. Мункожаргалов Д.А. Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект. Автореф. дисс....канд. полит, наук. М., 2005.

181. Мучаева И.И. Развитие духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Астрахань, 2009.

182. Номинханов Д. Ц.-Д. Культурное строительство в современной Калмыкии (1917-1964 гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1967.

183. Орлов A.B. Правовое положение общественных объединений в Российской Федерации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: Моск. гос. соц. ун-т. М., 2004.

184. Очирова Н.Г. Этнополитическое развитие Калмыкии в Российской Федерации: Историко-политологический анализ. Автореф. дисс....канд. полит, наук. М., 1998.

185. Хлыщева И.В. Динамика культурных моделей в глобализирующемся мире. Автореф. дисс.... д-ра философ, наук, Астрахань, 2011.

5. Справочные издания

186. Донские калмыки // http://geno.ru/news/4454.

187. Калмыцкий бактриан // http://www.kirovsky.rk08.ru/index.php/deyatelnost/verblyudy.

188. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003.

189. Ученые-исследователи Калмыкии (XVII - начало XX вв.). Биобиблиографический указатель / Сост.: П.Э. Алексеева, Л.Ю. Ланцанова; науч. ред. канд. полит, наук. Н.Г. Очирова. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2006.

6. Периодические издания

190. Ведомости.

191. Вопросы национальных и федеративных отношений.

192. Вопросы политологии.

193. Известия.

194. Коммерсантъ.

195. Независимая газета

196. Ойратские известия.

197. Российская газета.

198. Теегин герл (калм. Свет в степи).

199. Этносоциум и межнациональная культура.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.