Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Русакова, Наталия Александровна

  • Русакова, Наталия Александровна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 181
Русакова, Наталия Александровна. Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Саратов. 2006. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Русакова, Наталия Александровна

Введение.

Глава I. Духовная безопасность в системе национальной безопасности

России.

§ 1. Национальные интересы России в условиях глобализации и становления новой геополитической модели мира.

§ 2. Концепция национальной самобытности в историко-политическом развитии России.

Глава II. Политические аспекты современных социо-культурных процессов в России: кризисные ситуации и тенденции.

§ 1. Духовный кризис как фактор угрозы национальной безопасности России.

§ 2. Тенденции положительной динамики стабилизирующих процессов и перспективы защиты духовной среды.

§ 3. Молодёжная политика в системе явлений духовной безопасности и социально-политической стабилизации общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России»

Актуальность исследования. За последние два десятилетия в условиях становления и укрепления новой Российской государственности тема политических аспектов защиты духовной среды в геополитическом пространстве России приобрела особенную актуальность. Во многих исследованиях затрагиваются проблемы возрождения России, её аутентичности и цивилизационной сущности. Данная тема может быть рассмотрена в контексте формирования национального самосознания, выявления его роли в историческом творчестве народа как стержневой основы национального возрождения России.

Россия переживает глубокий духовный кризис. Современная ситуация в идейно-политической сфере характеризуется ослаблением в обществе духовно - нравственного сознания: изменением нравственных норм и традиций, утратой влияния национальной культуры на формирование моральных и эстетических ориентиров общества, потерей русским языком своей суверенности, терминологической экспансией (захватом лингвистических зон влияния).

Назрела необходимость анализа культурно-политических процессов, происходящих в последнее десятилетие в России, исследования проблем развития и защиты духовной среды как фактора национального самосознания и безопасности и её роли в процессе становления и укрепления российской государственности.

Одной из ключевых задач, стоящих перед современным обществом и способствующих созданию благоприятного духовного климата в социуме и государстве, является возвращение к национальным истокам, национальной самобытности и самосознанию русского народа, исконной русской культуре, которые и составляют идейно-нравственную основу возрождения национальной культуры и самой России как цивилизации. Национальная самобытность - основа духовной самобытности и самосознания русского народа.

Необходимо исследовать и обобщить политику государства, отраженную в нормативных актах, документах, программах, постановлениях и указах, обосновать возможные политические решения по вопросам обеспечения безопасности России в области духовной культуры, предусматривающие защиту духовной среды как фактора национального самосознания и государственной безопасности России. Характерно, что в новой редакции Концепции национальной безопасности России духовная сфера включается в сферу национальных интересов страны.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000г.) подчеркивается, «что национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны». Концепция национальной безопасности, кроме экономических, военных, политических и других аспектов также включает «.защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров»1.

Защита духовной среды как фактора национальной безопасности интегрируется в общую систему государственной безопасности с учетом изменившегося глобального мира, а также внешней и внутренней политики государства. Эта проблема политизирована, многоаспектна, затрагивает национальные интересы российского общества в целом, потому и является фактором национальной политической безопасности. Она тесно связана с внутренними процессами в стране, с ролью духовной сферы в жизнедеятельности государства и общества, со стабильностью общественной ситуации, с предотвращением очагов социальной напряженности и предупреждением этнических конфликтов на почве национального своеобразия культур народов России. Проблема духовной безопасности может быть рассмотрена в общей концепции национальной безопасности страны и коррелироваться с процессом политической трансформации современной России.

Степень научной разработанности темы. Проблема духовной безопасности в политической науке мало разработана, однако её историография может быть рассмотрена в контексте тех проблем, которые привлекают в настоящий момент политологов, философов, историков. Существуют и научные труды, перекликающиеся по отдельным вопросам с тематикой данной диссертации.

Все научные публикации можно разделить на несколько групп. К первой группе следует отнести общетеоретические работы смежных дисциплин, отражающие особенности современного этапа политического развития государства и общества, процессы реформирования России, политической трансформации в современном государстве. В исследованиях отражаются проблемы вхождения России в многополярный мир, национальная специфика государства, русская идея, проблемы глобализации и геополитики, а также радикальные реформы России на пути к возрождению, социально-политическая ситуация в стране.

Изучая материалы, посвященные осмыслению путей возрождения России, совершенствования общественно-политических процессов в ней, можно констатировать, что большинство исследователей (Н.Н.Моисеев, А.С.Панарин, Л.В.Лесков, В.В.Мамонов, Л.И.Семенникова, А.В.Возжеников, Н.Г.Козин и др.) обращают особое внимание на пути возрождения России, её идентичность, самобытность национального самосознания, пути развития современной России в новых условиях геополитического мира, национальные интересы России, её роль в процессе становления и укрепления российской государственности, аутентичность её цивилизационной сущности, роль информационных средств в развитии общества и др. Так, Н.Н.Моисеев в книге «Размышления о современной политологии» пишет: «Если мы говорим о национальных целях, то, по существу, говорим о будущем страны. Главный вопрос, есть ли у неё, у России, достойное будущее? Есть ли у нас вообще возможность выбора собственного будущего и путь к нему?» . Учёный говорит не о «возрождении России», а о формировании «новой России» как достойного члена планетарного сообщества. Выбор пути России в XXI веке, утверждает он, -важнейшая задача политики.

Исследование России как локально-цивилизационного феномена, ценностей идентичности России-цивилизации и в ней русской нации, логики их эволюции и трансформации в отечественной истории XX столетия предпринимается в книге Н.Г.Козина «Постижение России (национальный интерес)», в которой автор утверждает, что «у нас одна миссия: быть самим собой в истории России»4. Исследователь осмысливает уроки российской истории, особую роль русского народа в судьбе отечества.

Вопросы возрождения России связываются с формированием нового национального самосознания общества, обретением нашей страной своей национальной идеи, не только как объединяющей и мобилизующей силы, но объясняющей цели и смысл её бытия в истории.

С целью ориентации в объективной достоверности предложенных в диссертации выводов и рекомендаций изучалась научная литература, отражающая особенности современного этапа политического развития государства и общества и процессов реформирования политической системы и строительства гражданского общества. Прежде всего, это труды ведущих политологов (А.Г.Арбатов, А.А.Галкин, М.В.Ильин, Р.Г.Яновский, Я.А.Пляйс, А.Н.Загородников, Т.А.Алексеева, М.Г.Анохин, Б.Г.Капустин, А.С.Панарин, А.Н.Смирнов, К.Г.Холодковский, Н.Г.Биндюков, О.В.Гаман-Голутвина и др.), разрабатывающих проблемы политических процессов и формы их взаимодействия с экономикой, социально-духовными и психологическими факторами общественной жизни. В данных работах осмысливается политика как способ жизнедеятельности общества. В связи с проблемами возрождения России исследуются вопросы теории и политические инструменты реконструкции государства, политические традиции, институты и процессы, рассматривается политика как сфера деятельности, инициирующая преобразования в обществе, обосновывающая их необходимость и реализацию. Рассматриваются также политические аспекты общественно-социальных явлений: глобализация и политические потрясения, историческая роль России в новом мире глобальной безопасности, соотношение политики и морали, этнический и культурный плюрализм в контексте государственной политики, динамика современных политических процессов в России и др5.

Рассмотренные работы являются теоретическим обоснованием данного исследования, его методологическими опорами. Они в разной степени касаются исследуемых нами проблем, таких как: национальная самобытность России и русского народа, духовность как элемент национальной культуры, специфика России как симбиоз народов, наций, культур, национальная культурологическая политика государства, специфика русской ментальности и др. и вводят в контекст проблем возрождения России.

Вторая значительная группа работ - это исследования, посвященные концептуальным подходам к проблемам обеспечения национальной безопасности России. В разработку этих проблем включаются политологи, историки, экономисты, экологи, политические деятели, обеспокоенные защитой национальной безопасности страны в разных её проявлениях и на разных уровнях. Это обширный блок проблем, включающий проблемы глобализации, геополитической безопасности, теоретические аспекты, выработку предложений по защите национальной безопасности конституционного строя России, отдельных сторон жизнедеятельности государства. Исследование проблем национальной безопасности предпринимались Н.В.Михалкиным, А.Г.Арбатовым, А.Яновым, а также Г.В.Платоновым, А.Н.Косичевым, С.Г.Кара-Мурзой, М.В.Ильиным, А.П.Кочетковым, Н.Мехедом и др. 6.

Исследователями выясняется состояние национальной безопасности России, изучаются в разных аспектах вопросы внешней, внутренней, военной, демографической, экологической, энергетической, продовольственной и др. безопасности. В работах исследуются теоретические аспекты, выясняется современное понимание безопасности как явления социальной защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства 1.

Глобализация по глубинной своей сущности характеризует новый этап геополитической модели мира. XXI век представляет большие возможности для прогрессивного развития и, вместе с тем, способствует возникновению новых «угроз» и «выпадов». Анализ данной ситуации предпринимают в своих работах Э.Г.Кочетов, В.В.Мамонов, А.П.Кочетков, А.И.Уткин, А.В.Возжеников и др. В работе А.И.Уткина «Глобализация: процесс и осмысление» рассматривается вопрос о влиянии глобализации на национальную безопасность. Автор отмечает, что чувство беззащитности, ощущение себя жертвой громадных неподконтрольных процессов, озлобление слепой несправедливостью жизни - всё это делает глобализао цию объектом ожесточённой борьбы .

Во многих научных исследованиях проводится мысль, что государство в этих условиях призвано решать задачи по созданию эффективной системы обеспечения национальной безопасности страны, защиты интересов граждан и социальных институтов как важнейшего условия демократического развития9.

Заслуживает внимание коллективный труд «Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России». Проблема национальной безопасности соотносится авторами со становлением гражданского общества в государстве. Учёные полагают, что их взаимосвязь неизбежно ведёт к серьёзной переоценке не только приоритетов общественно-экономического развития страны, но и всего комплекса национальных интересов, определяющих уровень национальной безопас-ю ности .

В монографии А.В.Возженикова «Парадигма национальной безопасности реформирующейся России» отмечается, что «всё большее число россиян, сознавая опасности и угрозы для своей страны, начинает задумываться над судьбой Отечества и путями спасения. Мы обречены преодолеть угрозу будущего России, её полного подчинения, закабаления и порабощения со стороны дальних и ближних соседей, потери образа (места) в мире; угрозу гибели своеобразной национальной цивилизации России, гибели её народа как суперэтноса. Речь идёт о сохранении России, о сохранении русского народа и общечеловеческих ценностей»11.

Анализу современных «выпадов», конфликтов и угроз в мировом процессе посвятил свою работу английский философ Питер Валенстин «Понимание решения конфликтов», где определяет характер «выпадов» и угроз» и средства их предотвращения в деятельности правительств, дого

12 воров, всемирных организаций (ООН) .

Можно назвать третий блок работ, довольно малочисленный, затрагивающий духовное возрождение страны, духовную сферу государства, явления социо-культурологической жизни общества, модернизацию образования, роль религиозных конфессий как духовной сферы в многонациональном государстве. Проблемы духовного возрождения страны находят отражение в работах А.В.Меня, Б.Дедюхина, Г.В.Платонова и

1 ^

А.Д.Косичева, С.Г.Кара-Мурзы и др. . К сожалению, в исследованиях третьего блока, рассматривающих социальные, социологические сферы в современном обществе, авторы не касаются вопросов духовной безопасности.

Таким образом, в приведённых работах рассматриваются пути возрождения России, её идентичность и в то же время интеграция в мировую систему в качестве самобытного суверенного государства, выясняется целый комплекс общественно-политических и исторических вопросов. Особенно выделяются среди них проблемы глобализации, геополитического положения России в новых условиях существования государства и его национальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что, среди обилия исследуемых вопросов национальной безопасности, политические аспекты защиты духовной среды практически не разработаны: не затрагивается влияние процессов духовной безопасности на общественно-политическую ситуацию в государстве, не определяется понятие «духовной безопасности» как нравственно-социальной категории, не рассматривается «духовный кризис» как фактор угрозы национальной безопасности, не разработаны сдерживающие механизмы. В настоящее время нет Концепции национальной духовной безопасности, не выработаны соответствующие доктрины, государственные документы, рекомендации и положения, программы (не считая программы по русскому языку), определяющие государственную политику в отношении духовной сферы. На стыке этих проблем и строится данное диссертационное исследование.

Изложенное выше позволяет констатировать, что проблема духовной безопасности как существенный элемент национальной безопасности РФ требует тщательного исследования. Недостаточная степень разработки её общественно-политических аспектов обусловили выбор темы исследования, её актуальность и новизну.

Объектом исследования является духовная сфера, в которой происходят политические процессы в современной России.

Предмет исследования - обеспечение духовной безопасности России в условиях современной геополитической ситуации.

Цели диссертационного исследования: провести анализ кризисных ситуаций духовной культуры на современном этапе развития общества, выявить роль и содержание государственной политики в области культуры как фактора стабильности государственной безопасности.

В соответствии с целями исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Изучить роль и место духовной безопасности в демократическом правовом государстве;

2. Обосновать объективную необходимость включения духовной сферы в систему национальной безопасности России, охарактеризовать её как политическое понятие, сформировать её предметное содержание и уточнить её определение.

3. Определить степень «угроз» в сфере духовной безопасности со стороны внутренних и внешних влияний.

4. Выявить признаки стабилизации социо-культурных процессов и значение конкретных мер в области развития духовной культуры для дальнейшей демократизации российского общества.

5. Рассмотреть исторические корни идеи национальной самобытности России, формирования национального самосознания, национальной идеи как фактора национальной самобытности и формирования русской нации в национальном государственном устройстве.

6. Проанализировать государственные акты, федеральные законы, концепции и указы в области культуры как явления стабильности и государственной безопасности.

7. Определить факторы стабилизации духовно-нравственных процессов в обществе и государстве, направленные на оптимизацию политических аспектов развития системы духовной безопасности России.

Основными методами исследования парадигмы национальной безопасности как социально-политического явления выступают политико-культурный анализ, позволяющий выявить особенности социально-культурных процессов; конкретно-исторический, системно-обобщающий методы, необходимые для изучения культурологических процессов. Использовался и сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить процесс исторического развития российского государства в его самобытной национальной специфике, проявляемой в исторических формах русской государственности и культуры, выявляющей общие тенденции развития. Нормативный подход способствовал изучению правовой базы государственных документов по безопасности российского общества. Статистический метод позволил привлечь при анализе политических ситуаций и отдельных явлений фактический материал, характеризующий общественно-политические процессы.

Источниками исследования являются следующие нормативно-правовые документы: Конституция РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Доктрина информационной безопасности РФ (2000), международно-правовые акты: Международный акт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, законы РФ «О безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации», «О средствах массовой информации», Федеральная целевая программа «Русский язык», Указ Президента РФ (декабрь 1995), Концепция Федеральной целевой программы «Русский язык» (2006-2010), утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2005 года № 1355-р.; периодическая печать, газеты и журналы («Известия», «Советская Россия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Российская газета», «Аргументы и факты»), а также материалы электронных СМИ (в частности, политические передачи «Подробности» Д.Киселёва, «Взгляд» Н.Сванидзе, выступления деятелей культуры на канале «Культура»). Использовался анализ показа художественных фильмов на канале «Россия» зарубежных киностудий, электронные ресурсы. Материалом исследования также явились критические статьи, рецензии, публикации исторического плана и современные по проблеме исследования в области культуры, философии, политики, отдельные труды по литературоведению, русскому языку, а также труды по истории Отечества и историософские работы. В качестве источников использовались также теоретические концепции национальной безопасности, разработанные в политической науке. Использовались в диссертации данные социологических опросов, проведённых фондом Общественного мнения, ВЦИОМ и др. социально-политическими институтами, позволяющими подтвердить результаты исследования, степень объективности социально-политических процессов в обществе.

Научная новизна диссертации определяется выбранной для изучения проблемой, не получившей освещения в современной науке, постановкой целей и задач исследования. Представленная диссертация является одним из первых исследований, посвящённых изучению проблемы защиты духовной среды в геополитическом пространстве России.

Элементами новизны в настоящей работе являются: 1. Выявление в законодательстве РФ - в политических и программных документах - обеспечения духовной безопасности как элемента национальной безопасности страны в системе государственных институтов. 2. Определение роли различных государственных и общественных структур в решении проблем защиты духовной среды в общем процессе формирования новой российской государственности. 3. Выявление специфических особенностей и характера взаимосвязи процессов демократизации российского общества и обеспечения духовной безопасности. 4. Анализ уровня угроз в сфере духовной безопасности в социально-политических процессах современного общества. 5. Разработка рабочего определения духовной сферы и характеристики национальной духовной безопасности.

Практическая значимость работы заключается в том, что объективный анализ духовно-нравственной ситуации в современных условиях жизни общества может быть использован в практической деятельности государственных органов, а также в научных целях как средство прогнозирования развития в обществе социальных и культурных тенденций, форм массового сознания и общественных настроений.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении вузовских курсов по политологии, политической философии, отечественной истории, а также в спецкурсах по проблемам национальной безопасности.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Осмысление современного социально-политического процесса позволяет судить о характерных для развития отечественной культуры явлениях: ослаблении духовно-нравственного сознания общества, нравственных норм и традиций, культурной переориентации общества, об утрате влияния национальной литературы и языка на формирование моральных и эстетических ориентаций, утрате русским языком своей суверенности, а также позволяет выявить истоки и исторические корни культурного процесса в их конкретно-исторической самобытности, ментальности русского народа, национальной идее.

2. Можно констатировать, что негативные процессы, вызывающие духовный кризис, весьма глубинны, уходят корнями в определённый период общественно-политической жизни государства, характеризуются потерей почвеннической, народной культуры. Современное состояние социо-культурологических процессов представляет опасность для демократизации и успешного развития российского общества, укрепления его духовной культуры.

3. Духовная безопасность является одной из сторон системы национальной государственной безопасности и в условиях развития демократического общества оказывает существенное влияние на общественно-политические, экономические и социальные процессы. Только через призму духовности могут быть решены экономические и идеологические проблемы в государстве. Духовная безопасность в условиях демократического общества носит политический характер.

4. Если формы регулирования механизмов национальной безопасности различных аспектов выработаны, известны и регулируются путём юридических актов через законодательные механизмы, то духовная сфера безопасности, не включённая в систему государственной безопасности, лишена в основном государственной и правовой поддержки. Очевидно, что в современных условиях падения духовной культуры значительная роль должна быть отведена высшим органам власти, политическим партиям, парламентской деятельности, направленной на разработку и реализацию социокультурных процессов в России. Не менее важны для поддержания стабильной общественно-политической ситуации процессы коммуникативного взаимодействия государственных органов на общество через средства массовой информации.

5. Рассмотрение духовного кризиса как фактора угрозы национальной безопасности России позволяет' определить «удары» и «вызовы» как внутреннего, так и внешнего характера, выделить стабилизирующие условия защиты безопасности духовной среды, констатировать наметившиеся отдельные положительные тенденции преодоления духовного кризиса в формировании духовно-нравственного сознания общества.

Апробация диссертации. Материалы диссертации освещались в статьях и докладах на научно-практических конференциях в Педагогическом институте СГУ, Саратовском социально-экономическом университете и в Современной Гуманитарной Академии (Саратов), на Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение культурного наследия в системе национальной безопасности России» (март 2006).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения. Завершает работу список использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Русакова, Наталия Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы политических аспектов защиты духовной среды в геополитическом пространстве России позволяет сделать общие выводы, обозначить национальные интересы России в условиях новой геополитической модели мира, а также роль государства в защите духовной среды, рассмотреть культуру и духовную сферу в плане государственной культурной политики, выявить исторические корни концепции национальной безопасности России, её идентичности как фактора самобытности в геополитическом пространстве.

Анализируя исторический процесс, можно констатировать, что национальная самобытность - неотъемлемое качество национальной жизни, характеризующее саму сущность национального сознания народа, в соответствии с чем может быть выстроена концепция национальной самобытности русского народа в культурологическом процессе России. Осмысление культурно-исторических традиций, идеи национальной самобытности, русского национального самосознания в условиях современного государства соотносится с идеей защищённости духовной среды как одной из сфер в системе национальной безопасности. Рассмотрение исследуемой проблемы на широком историко-культурном фоне политических процессов времени даёт основание для объективных выводов: наличии в стране духовного кризиса, а также наметившихся в последние годы элементов определённой эволюции духовной жизни, положительных перспектив и тенденций стабилизации.

Среди стабилизирующих факторов духовной государственной безопасности могут быть выделены общественно-политические: государственная целостность России, геополитическое единство как необходимое условие развития общества; государственная политика как воплощение национального единства, демократии и свободы; интернациональная политика государства, направленная на развитие и взаимное обогащение культур народов, сохранение культур малых народов; обеспечение лингво-культурологической безопасности как важнейшей составляющей политики государства. Важным условием духовного развития является адаптация к новым историческим реалиям с сохранением национальных корней в области культурного сотрудничества. Защита своих национальных интересов - один из приоритетов геополитики.

В качестве культурологических факторов следует назвать: единое экономическое и культурологическое пространство, единое образовательное пространство содружества стран СНГ, сохранение России как со-цио-культурного феномена; сохранение культурного потенциала страны; формирование нравственного климата; повышение статуса русского языка и отечественной литературы как факторов национального развития России. Представляет огромную важность влияние русской православной церкви на нравственное оздоровление России и её роль в формировании нравственного измерения; сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиции патриотизма и гуманизма; политическая, экономическая и социальная стабилизация в государстве.

В современных условиях функционирования российского государства, политической напряженности, идеологических разногласий внутри общества, замены прежних геополитических ориентиров, ослабления нравственно-духовных основ - защита духовных интересов общества приобретает характер государственной национальной безопасности.

Духовный кризис проявляется в ослаблении влияния русской культуры, в забвении национальных корней и истоков в духовной жизни народа и государства. Смена культурных ценностей и стереотипов, ориентация в литературно-художественных вкусах на так называемую «суррогатную» культуру, снижение и падение эстетического, идейно-нравственного и этического уровней развития общества - всё это признаки деградации культурного процесса. Следует выделить субъективные и объективные явления общественно-политической жизни государства, такие как миграция, способствующая утрате единства национальной и интернациональной культуры, а также потеря русским языком своей суверенности, терминологическую экспансию (распространение границ влияния, захват терминологических зон иностранной лексикой) в жизнедеятельности государства.

Рассматриваемая проблема должна найти более подробное, чем имеет сейчас, отражение в законах о безопасности и в Концепции национальной безопасности РФ. В России, в её современном состоянии игнорирование сферы духовной безопасности ведёт к углублению социальных противоречий, негативных политических процессов. Возрождение и последующее динамическое развитие России как государства, интегрирующегося в мировое сообщество и органически встроенного в мировые циви-лизационные процессы возможно только при кардинальной переориентации в системе приоритетов как государственных, так и культурных, сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей, защите национальных интересов, в том числе и духовных.

Таким образом, отрицательными факторами, ослабляющими культуро-политические процессы в обществе, можно считать национальную нестабильность, недостаточную политическую активность и недостаточно развитое правовое и нравственное сознание общества. Сегодня актуально оценить, насколько проблема духовной безопасности вписывается в общую Концепцию национальной безопасности страны и коррелируется с процессом политической трансформации в современной России.

Исторический обзор дал основание для выводов о роли духовных факторов в возрождении Росси, в её модернизации и идентичности как национального государства.

При изучении российских законодательных и нормативных актов диссертантом замечено, что наличие нормативно-правового регулирования органами власти, общественности и представителями СМИ духовной среды, не определено. Также не определено понятие духовной безопасности, не учтена её роль в условиях построения гражданского демократического общества в России.

Подводя итоги данного исследования можно констатировать, что духовная сфера должна занять определённое место в системе национальной безопасности России. Проблему духовной безопасности следует рассматривать в связи с общественно-политической ситуацией, а также со спецификой современного этапа развития российского государства и общества. Однако отношение к духовной сфере не исходит из чётких ориентиров, определяющих национальную духовную модель развития России, не полно учитывается общественно-политическая и социально-экономическая специфика страны, недооценены политические аспекты духовной безопасности как элементы национальной безопасности, её интегрирование в единую концептуальную систему. Духовная безопасность тесно связана с внутриполитическими процессами в стране и с её интеграцией во всемирное мировое пространство. В Концепции национальной безопасности признаются возможные угрозы государственной безопасности в духовной сфере, особенно в отношении к русскому языку. Однако не разработанность конкретных законодательных основ и защитных мер духовной сферы приводит к разрушению культуры. В связи с этим могут быть высказаны некоторые рекомендации по оптимизации социально-политических аспектов духовной безопасности:

1. Необходима совместная целенаправленная деятельность государства и общества, а также участие в этом процессе широкой общественности по формированию и укреплению духовно-нравственных основ государства.

2. Приоритетом государства и его политики является преодоление духовного кризиса.

3. Культурная политика должна базироваться на чёткой гуманистической и государственной аксиологии.

4. Огромный интеграционный потенциал культуры должен быть использован через кардинальное повышение социального и образовательного уровня, целенаправленную пропаганду государством и обществом подлинного искусства.

5. Государственной Думе необходимо внести более подробную разработку положений о духовной безопасности в Закон о безопасности РФ и в Концепцию национальной безопасности РФ.

6. Необходимо укрепление социально-политической стабильности общества как важнейшего фактора достижения эффективности принимаемых государственных мер по обеспечению духовной безопасности в кризисных ситуациях, своевременное обнаружение угроз в данной сфере в контексте их влияния на национальную безопасность РФ.

7. Политическими институтами может быть поддержана новая парадигма образования, в основе которой лежат гуманитарно-социальные знания, а также идея создания гуманитарной идеологии в современном обществе.

8. Для поддержания стабильности общественно-политической ситуации необходимо Правительству РФ упорядочить процессы коммуникативного взаимодействия государственных органов на общество через средства массовой информации, исключая возможность использовать деструктивные элементы в электронных или печатных СМИ для провоцирования социальной напряжённости и дестабилизации общественно-политической ситуаци i г.

Проведённое исследование даёт основание для рассмотрения духовной безопасности и средств её защиты как фактора национальной безопасности, включение понятия «духовная безопасность» в общую концептуальную систему национальной безопасности страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Русакова, Наталия Александровна, 2006 год

1. ЛИТЕРАТУРЫ1 .Законодательные и нормативно-правовые акты:

2. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

3. Закон Российской Федерации «О безопасности». Указ Президента РФ от 24.12.1993. №2288. -М., 1993.

4. Конституция Российской Федерации (Основной закон). -М., 1993.

5. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1999.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Независимое военное образование. 2000. № 25.

7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.

8. Концепция Федеральной программы «Русский язык (2006-2010)».

9. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2005 №1355-р.

10. Положение о Совете Безопасности РФ, утверждённое Указом Президента РФ от 10.07.1996.№ 1024. // Российская газета. 1996. 16 июля.

11. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). // Российская газета. 2003. 2 сентября.

12. Ю.Послание Президента РФ Федеральному Собранию. //Парламентская газета. 2005. № 76.

13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. // Комсомольская правда. 12 мая. 2006 г.

14. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации

15. Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514 (Российская газета от 7.04.1998)2.Монографии и статьи:

16. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. -280с. Н.Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М., 2001. - 343с.

17. Алексеева Т.А. Нужна ли философия политике. М., 2000. - 125с.

18. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. // Общественные науки и современность. 1996.№1.

19. Андреев Э.М., Миронов А.В. Социально-гуманитарное знание и образование, новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. М., 2001. - 285с.

20. Анохин М.Г. Политические системы, адаптация, динамика, устойчивость.-М., 1996.-325с.

21. Арбатов А. Г. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание направления для дальнейших исследований // Политические исследования. 1995. №3.

22. Арбатов А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы. // МЭиМО, 1994. № 7.

23. АрсеньевА.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.-592 с.

24. Балтанова Г.Р. Мусульманка. М., 2005. - 376 с.

25. Балыхнн Г.А. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006-2010 гг.// Высшее образование сегодня. 2005. №12. С. 5.

26. Барзилов С.И., Чернышов А.Г. Безумство власти: Провинциальная Россия: XX лет реформ. М., 2005. - 298 с.

27. Баталов А.С., Зеркальцев В.И., Подберезкин А.И., Стреляев С.П. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России. М., 2005. - 374 с.

28. Безопасность: информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. М., 1998.

29. Бек У. Что такое глобализация. М., 2001. - 326 с.

30. Бердяев Н. Судьба России. М, 1990. - 205 с.

31. Биндюков Н.Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект, стратегия левых сил. -М., 2004. 312 с.

32. Борзенко И.М. Основы современного гуманизма. М., 2002. 389 с.

33. Брянский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеоло-гия. Теория самоорганизации индивидуума и социума. Спб., 2002. -203 с.

34. Вахрамеев А.В. Национальная безопасность России (декларация и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2002. №3.

35. Вахрамеев А.В., Кулешов С.Г. Национальная безопасность России.

36. Декларации и реальность. М., 2003. 260 с.

37. Возжеников А.В. Национальная безопасность России. М., 2002. -420 с.

38. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности в реформирующейся России. М., 2000. - 360 с.

39. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. М., 2000. - 162 с.

40. Волков Ю.Г. Основополагающие идеи и принципы гуманистической идеологии. // Социально-гуманитарные знания. 2001. №3. С. 47.

41. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М., 1995. - 142 с.

42. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М., 1995.- 158 с.

43. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи. Ростов на Дону, 2001.- 576 с.

44. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.-301 с.

45. Волков Ю.Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов- на Дону, 1994.-283 с.

46. Воронов Ю.С. Динамика статуса русского языка в международном коммуникационном пространстве. // Материалы XV Страховских чтений. Саратов, 2006.

47. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998.- 414 с.

48. Гаджиев К.С. Политология. -М., 2005. 460 с.

49. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. - 379 с.

50. Галкин А.А Глобализация и политические потрясения XXI в. // Полис.-2005.- №4.С. 53 70.

51. Галкин А.А. Старые и новые лики национальной проблемы. Причины устойчивости нации. // Полития . 2005.- № 1. С. 64-85.

52. Гаман-Голутвина О.В. Соотношение политики и морали : российская версия// Вестн. Москов. Ун-та.Сер. 12. Политические науки .-2005.-№4.- С. 15-27.

53. Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации: наброски и теории.// Россия. Политические вызовы XXI века. М., 2002.51 .Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998. -605 с.

54. Глобализация : человеческое измерение. М., 2003.-110 с.

55. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.- 196 с.

56. Глобализация: проблемы международного сотрудничества и решение общечеловеческих задач. Саратов, 2005. - 248 с.

57. Горюнов В.К. Философия общества. Спб., 2005. - 315 с.

58. Граждан В. Гражданское общество как система негосударственного учреждения. // Власть. 2004. №3.

59. Гумилёв JI.H. От Руси до России. М„, 1992. - 268 с.

60. Гуськов А.Я., Колбая Г.К. Составляющие национальной безопасности России. // Журнал Российского права. 2003. №3.

61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.: В 4Т. -М., 1955. Т.4. С. 132; Т2. - С. 493.

62. Дедюхин Б. Сердца сокрушённые. Саратов, 1990. - 415с.

63. Динес В.А., Николаев А.Н. От «Единства» к «Единой России»: Эволюция идеологических установок.// Власть. 2002. №5.

64. Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды).- М., 2003.-350 с.

65. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2002. 231 с.

66. Доклад аналитической группы при Президенте РФ по вопросам состояния криминальной ситуации в России и борьбы с оргпресту!: i ю-стью. -М., 1994.

67. Драгунский Д.В. Либеральные реформы и культура. М., 2003. - 213 с.

68. Духовный кризис: статьи и исследования. М., 1995. - 254 с.

69. Дучин А.Г. Основы геополитики. М., 1997. - 203 с.

70. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России в середине XIX века. -Л., 1982.-280 с.

71. Ельцин Б.Н. Записки Президента. М., 1992.

72. Ельчанинов М.С. Россия в контексте глобализации: синергетический ракурс. // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

73. Жидков B.C., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности : Картина мира и власть. СПб ., 2001.- 633с.

74. Зайцев В.А. Русский человек на рубеже эпох. Кострома, 2000. -178 с.

75. Иванов В.И. О русской идее. // Русская идея. М., 1992. - С. 228.

76. Иванов Л. Историческая роль России в новом мире глобальной безопасности. //Власть. 1996. №4; Власть. 1997. №5.

77. Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2002 году: В 2 Т. М., 2003.-364 с.

78. Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. - 286 с.

79. Ильин В.В. Россия: Опыт национально-государственной идеологии. -М., 1994.-230 с.

80. Ильин М.В. Российский выбор: сделан, отсрочен, отменён. // Полис. 2003. №2.

81. Ионов И.Н. Российская цивилизация и ислам. Истоки её кризиса. -М., 1995.-350 с.

82. Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. // Материалы Международного симпозиума. 3-4 июля 2003 г. Нижний Новгород.

83. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. -М., 1998.-312 с.

84. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать её наука. М., 2002. - 254 с.

85. Кара-Мурза С.Г. Манипулирование сознанием. М., 2000. - 243 с.

86. Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм эдипов комплекс интеллигенции. -М., 2002.-254 с.

87. Кара-Мурза С.Г. Концепция «золотого миллиарда» и новый миропорядок. Западное и советское общество как порождение двух разных типов цивилизации. Саратов, 2002. - 57 с.

88. Карапетянц И.В. Тенденции развития образования в контексте реформ. // Высшее образование сегодня. 2005. №10. С. 22.

89. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. 110 с.

90. Карташёв А.В. Очерки истории русской церкви: В2Т. М., 1992.

91. Кефели И.Ф. К вопросу о формировании концепции геополитической безопасности России. // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

92. Клубов А.В., Халиков М.С., Клубова О.А. Глобализация социально-экономической жизни : история и современность// Вестн. Москов. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология ,-2005.-№ 1 .- С. 135-144.

93. Ключевский В.О. Год Сергия. // Древнерусская литература. М., 1999.-С. 509.

94. Козин Н.Г. Постижение России (национальные интересы). М., 2002.- 656 с.

95. Козлова О.Н. Социальные изменения в духовной жизни. // Социально-гуманитарные знания. 2001. №3.

96. Колосов В.А., Туровский Р.Г. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы. // Политические исследования. 2000.№3. С. 40.

97. Кольев А.Н. Нация государство: Теория консервативной реконструкции. -М., 2005. 382.

98. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1999.

99. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия. -М., 2003. -337с.

100. Коптеев JI.H. Готовность к сопротивлению как составляющая национальной идеи. // Россия в глобальном мире. Спб., 2005. - С. 242.

101. Кочетков А., Мехед Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности. // Власть. 2002. №10.

102. Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобального процесса и правовое измерение мира. // Журнал Российского права. 2003.№3. -С. 88-91.

103. Кравченко А. И. Культурология : Учебник. -М., 2004.-285с.

104. Кравченко А. И. Политология : Учебник. М., 2006. - 444 с.

105. Кузнецов В. Интегрированные политические коммуникации формирующегося социального государства в России. // Государственная служба. 2002. №2.

106. Куц В.А. Самозащита культуры. М., 2005.- 326 с.

107. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М., 1989.-67с.

108. Лебедева М.М. Россия в меняющейся политической структуре. -М, 2002.-380 с.

109. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека. // Общественные науки и современность. 1999. №5. С. 33.

110. Лесков Л.В. Войдёт ли Россия в царство постиндустриальной утопии? // Россия в актуальном временном пространстве. ~ М., 2000.

111. Лесков Л.В. Глобальный кризис: апокалипсис или новый виток эволюции? // Экономическая теория на пороге XXI века. М., 2000.- С. 347-362.

112. Лесков Л.В. Нелинейная вселенная: новый дом для человечества. М., 2003. - 446 с.

113. Лесников Г. Политические механизмы регулирования социально-экономических процессов в России. // Власть. 2000. №3.

114. Либеральные реформы и культура . -М., 2003. 157 с.

115. Литвинович М.А. Политические стереотипы в сознании россиян. // Вестник Московского университета. 2002. №2.

116. Лондаренко О.В. Ценностный мир России. Ростов - на-Дону, 1998.-216с.

117. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. - 235 с.

118. Лотман Ю.М. Семиосфера. Спб., 2000. - 703 с.

119. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973. -95 с.

120. Лунев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2001. 325 с.

121. Лутовинов В. Безопасность России и современный мир. // Власть. 2002. №10.

122. Лутовинов В., Некрасов П. О роли средств массовой информации в духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан России. // Власть. 2002. №6.

123. Маевский Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции. // Вестник Московского университета. Серия 12. 2002. №2.-С. 77.

124. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России. // Журнал Российского права. 2003. №6.-С. 24.

125. Маршак A.JI. Общая социология. Ростов на Дону, 2004. 381 с.

126. Матвеев Р. Ф. Теория политических процессов : Учебное пособие. Саратов, 1996. -31с.

127. Мелюхин И.С. Проблемы развития информативной политики. // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1996. №8 С. 27.

128. Мень А.В. Культура и духовное восхождение. М., 1992. - 490 с.

129. Миголатьев А.А. Философия культуры.// Социально-гуманитарные знания. 2003. №2.

130. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы. // Социально-гуманитарные знания. 2001. №3. С. 29.

131. Михайленко О. Религиозный фактор в системе безопасности России. //Власть. 2002. №11.-С. 38.

132. Михалкин Н.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. - 312 с.

133. Михалкин Н.В. Национальные интересы и национальная безопасность России.// Власть. 2000. №3.

134. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.

135. Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М., 2000.-210 с.

136. Морозова И.Н. Основания патриотизма и национальной идеи в контексте православной культуры: история и современность. // Россия в глобальном мире. Спб., 2005. - С. 246.

137. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 1997. 592 с.

138. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризис в развитии мировой культуры. М., 1996. - 289 с.

139. Научные доклады МИОН. Межрегиональные исследования в общественных науках. Саратов, 2005. - 186 с.

140. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.-215 с.

141. О программе курса «Православная культура». // Образование. 2005. №6.

142. Орлов А.В. Социально-экономическая и нравственная составляющая национальной идеи.// Россия в глобальном мире. Спб, 2005.-С. 252.

143. Павленко С. Концепция безопасности России: новые подходы. //Власть. 1997. №2.

144. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003. 416 с.

145. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. -М., 2000. 349с.

146. Панарин А.С. Политология, западные и восточные трансформации.-М., 2000.-320с.

147. Панарин А.С. Стратегическая несостоятельность в XXI веке. -М., 2004. -637с.

148. Пантин В.И. Гуманитарная парадигма в меняющемся мире, тупик или обновление. // Безопасность Евразии. 2001. №2. С. 27.

149. Пелипенко А.А., Яковенко Г.Г. Культура как система. М.,1998.-321 с.

150. Пешкова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004. 214 с.

151. Писатели России рабочим столицы. // 1992. №2.

152. Платонов Г.В., Косичев А.Н. Духовность и наша жизнь. М.,1999.-207 с.

153. Пляйс Я. Политическая власть в России в поисках новой идентичности. // Власть. 2001. '№10. С. 11.

154. Пляйс Я.А. Политология и актуальные проблемы политической жизни современной России. М., 2002.- 191 с.

155. Поздняков Э.А. Политика и нравственность. М., 1995.-112 с.

156. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994.-276 с.

157. Политическая мифология. Реализация социального опыта .- М., 2003.-382 с.

158. Политическая наука: Сб. науч. тр. М., 2004.- 190с .

159. Политическая наука: Сб. науч. тр. № 1.-М., 2003. 188 с.

160. Политическая наука: Сб. науч. тр. № 2 . М., 2004.- 293 с.

161. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1926,- 183 с.

162. Православие в контексте истории культуры и общества. Саратов, 2005. - 252 с.

163. Преступность и правонарушения (1999-2003). Статистический сборник. М., 2004.

164. Проблемы политологии и политической истории. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Саратов, 1994. - 80 с.

165. Прохожев А.А. Национальная безопасность России: проблема теории. -М. 1997.-287 с.

166. Пуляев В.Т. Поиск и утверждение новой парадигмы социально-гуманитарного знания и образования. // Социально-гуманитарные знания. 2001. №3,-С. 7.

167. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993. -416 с.

168. Пыпин А.Н. Характеристика литературных мнений от 20 до 50-х годов. Исторический очерк. Спб., 1906. - С. 344.

169. Редель А.И. Духовность основа российской ментальности. -М, 2000.-345 с.

170. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Достоевского. // Литературные очерки. М., 1963. - С. 180.

171. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. - 487с.

172. Россия в глобальном мире. Спб., 2005. -320 с.

173. Россия, которую мы обретаем. Новосибирск, 2003. - 728 с.

174. Россия на пороге XXI века (Современные проблемы национально- государственного строительства РФ). М., 1996. - 334 с.

175. Россия на пути к культуре мира: Доклад о реализации проекта культуры мира в России год 2000. - М., 2001. - 47 с.

176. Россия: в поисках стратегии безопасности. Проблемы безопасности, органических вооружений и миротворчества. М., 1996. - 336 с.

177. Россия на новом рубеже. М., 1995. - 286 с.

178. Россия реформирующаяся. М., 2002. - 365 с.

179. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.-396 с.

180. Русская идея в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2Т. -М., 1994. 684 с.

181. Саетгалиева Ф.Ф. Национальная идея как идеологический стержень государственной целостности России.// Россия в глобальном мире. Спб., 2005. - С. 253.

182. Самсонов В.Б., Семенов С.Н., Устьянцев В.Б. и др. Российская цивилизация: Пространственно-временные характеристики .- Саратов, 2001.

183. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -Брянск, 1999. 604 с.

184. Семенова Р.У. Соотношение политики и морали в русле дискуссионного поля современной политической науки // Вестн. Мос-ков. Ун-та.Сер. Социология и политология.-2005.-№ 3.- С. 87-100.

185. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность и безопасность. // Социально-политический журнал. 1996. №3.

186. Семченков А.С. Геополитическая стратегия России: выбор оптимального варианта // Вестн. Москов. Ун-та.Сер. 12. Политические науки .-2005.-№ 3 .- С. 48-68.

187. Семченков А.С. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности. // Вестник Московского университета. Сер. 12. 2002. №2.

188. Сенкевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996. - 317 с.

189. Сергунин А.А. Международная безопасность : новые подходы и концепты // Полис. -2005.- № 6 .С. 126 138.

190. Синергетика, философия, культура. М., 2001. - 363 с.

191. Синергетика: человек, общество. М., 2000. - 342 с.

192. Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. 2005.- № 4 .С. 30 - 53.

193. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. -М., 2006. -336 с.

194. Современное русское общество: анализ новых тенденций. -Саратов, 1996.

195. Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1998. - 48 с.

196. Соловьёв B.C. Русская идея. // Русская идея. М., 1992.

197. Социальные трансформации в России: теория, практика, сравнительный анализ. -М., 2005. 584 с.

198. Социология молодёжи. М., 2005. - 325 с.

199. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX- начала XX вв. М., 2000. - 254 с.

200. Судьба российской интеллигенции. Спб., 1999. - 384 с.

201. Сытин С.В. Морально-политическая проблематика в отечественной философско-политической литературе. // Социально-гуманитарные знания. 2004. №5.

202. Тихомиров Ю.А. Правовой режим информационных процессов. Национальное законодательство и международное сотрудничество. // Научно-техническая информация. Сер 1. 1993. №7. С. 3.

203. Троицкий В.Ю. Условия и научные основы филологического образования и свойства учебной литературы.// Образование. 2005. №6.

204. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. -254 с.

205. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002. - 273 с.

206. Федотов А. Трансформация современной России: возможности и пределы. // Власть. 2002-. №12.

207. Федотов А.П. Глобалистика: начала науки о современном мире.-М., 2002.-224 с.

208. Федотова В.Г. Государство и гражданское общество как подлинная цель российских реформ. // Философские науки. 2002. №4.

209. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1988. - 315 с.

210. Чекалин В. Динамика современного политического процесса в России. //Власть. 1997. №8.

211. Шаваев А. Национальная безопасность и национальные интересы. //Власть. 2004. №3.

212. Шафаревич И.Р. Сочинения.: В ЗТ. М. 1994.

213. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований. Пенза, 2001.-205 с.

214. Щукин В.Г. Семейная разладица или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе. // Вопросы философии. 2003. №5.

215. Экономическая безопасность России. // Социальнополитический журнал. 1997. №5.

216. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. -М, 2001.-321 с.

217. Янов А. Россия: альтернативы развития// Власть. 1996. № 1.

218. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.-254 с.3.Периодическая печать:

219. Аргументы и факты.( 2000-2005)225. Известия (2000-2005)

220. Российская газета (2000-2005)

221. Независимая газета (2000-2005)

222. Советская Россия (2000-2005)

223. Комсомольская правда (2000-2005)

224. Московский комсомолец (2000-2005)

225. Саратовские вести (2000-2005)4. Интернет-сайты:

226. Официальное Интернет-представительство Президента РФ. -press.offt PRESIDENT.KREMLIN.RU

227. Http://www.medialaw.ru/public-cations society.html

228. Сайт WWW/ /VESTI-PODROBNOSTI. 23 5. Сайт WWW//ZERKALO

229. САЙТ Культура: www.mmcult.ru

230. Официальный сайт движения "Наши"

231. Официальное Интернет представительство Президента РФ. 20/05/2005. press, offt PRESIDENT. KREMLIN. RU.239. www. info, csr.ru.

232. Информационное общество и государство. Http://www.medialaw. ru/public-cations society .html от 10 ноября 1998 г.241. www.iamik.ru.242. Lenta.ru/19.07.2005.243. www.optim.ru

233. Диссертации и авторефераты:

234. Беляков А.П. Энергетическая безопасность региона в системе национальной безопасности России. Дисс. на соииск. уч. степ. канд. полит, наук. Саратов, 2005.

235. Березин Г.В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентации: россиян. Автореф. дисс. канд философ, наук. М., 2002.

236. Бубнов А:В. Информационная безопасность России в условиях глобализации. Автореф. канд. полит, наук. М., 2004.

237. Булавин В.И. Национальная безопасность в современной России. Автореф. канд. юр. наук. Нижний Новгород, 1999.

238. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации ( 80-е- первая половина 90-х годов XX столетия). Автореф. дис. доктора ист. наук. М., 2000.

239. Мешкова Т.А. Безопасность в условиях глобальной информатизации, новые вызовы и новые возможности. Автореф. канд. полит, наук. -М., 2003.

240. Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема. Дисс. на соиск уч. степ, доктора полит, наук. -М., 1998.

241. Петров В.П. Система обеспечения национальной безопасности: проблема формирования и совершенствования. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. -М., 1997.

242. Панин А.Н. Вызовы и угрозы политической системе России в условиях глобальной информатизации. Дисс. на соикс. уч. степ, канд. полит, наук. Саратов, 2005.

243. Пантелеев В.В. Иммиграционная безопасность региона в системе национальной безопасности России. Дисс. на соиск. уч. степ, канд. полит, наук. - Саратов, 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.