Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Белобрагин, Виталий Викторович

  • Белобрагин, Виталий Викторович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 249
Белобрагин, Виталий Викторович. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Москва. 2005. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Белобрагин, Виталий Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ИМИДЖА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА.

1.1. Категория «имидж»: опыт системного подхода.

1.2. Основные подходы и направления исследования имиджа в современной науке.

1.3. Психология имиджа в системе имиджелогического знания.

ГЛАВА П. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНЫХ КУМИРОВ ПОДРОСТКОВ.

2.1. Музыкальные кумиры в подростковой субкультуре

2.2. Разработка технологии исследования имиджа музыкальных кумиров современных подростков

2.3. Половозрастные различия и динамика музыкальных ценностных ориентаций подростков.

ГЛАВА Ш. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУМИРОВ В ВОСПРИЯТИИ ПОДРОСТКОВ

3.1. Половозрастные различия и динамика представлений подростков о музыкальных кумирах.

3.2. Особенности представлений подростков о кумирах различных музыкальных направлений

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров»

Актуальность темы исследования. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они - основные потребители музыкальной продукции.

Как показывают психологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении многие направления масскультуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская и др.).

Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и различных молодежных групп (Б.С.Волков, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И.Шульга, Н.М.Шкурко, Д.И.Фельдштейн и др.).

Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных подростков. По мнению Е.А.Петровой, смещенными являются и тендерные имиджи, и представления о семейных и любовных отношениях, а также широкий круг многих исконно почитавшихся в менталитете российского народа качеств: честности, порядочности, вежливости и т.д.

Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении (В.С.Мухина,

Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин). Совместное пребывание на концертах музыкальных кумиров, бурные танцы, ажиотированные движения и восклицания помогают подросткам реализовать потребности в сильных переживаниях.

Следовательно, изучение особенностей сложившейся субкультуры подростков, молодежных музыкальных ценностных ориентации, изучение влияния современной музыки, имиджа музыкальных кумиров на подрастающее поколение — является актуальной проблемой социальной психологии и смежных наук: педагогической психологии, имиджелогии, психологической эстетики и др.

Объектами исследования являются подростки от 10-11 до 15-16 лет.

Предмет исследования - социально-психологические особенности представлений подростков об имидже музыкальных кумиров.

Автор поставил цель исследовать наиболее распространенное явление — феномен музыкального кумира у молодежи подросткового возраста и выявить половозрастные особенности его восприятия.

Поставленная в диссертации цель — предопределила состав задач прикладной части исследования:

• в теоретическом плане: провести анализ литературы по проблеме исследования, выявить состояние научной разработки изучения проблемы, обосновать и разработать программу эмпирического исследования;

• в методическом плане: осуществить подбор и разработку методик с целью изучения музыкальных ценностных ориентаций и выявлению музыкальных кумиров подростков, а также изучению представлений подростков об имидже их музыкальных кумиров;

• в эмпирическом плане: выявить половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров.

Гипотеза исследования: половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров проявляются в дифференцированном представлении о визуальном облике артистов, внутренних характеристиках личности, в их взаимосвязи с профессиональным мастерством и стилистикой исполняемой музыки; все это оказывают влияние на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков.

Методологической основой исследования являются теоретические положения, представленные в работах по: социальной психологии развития личности (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Е.П.Белинская, Д.А.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.Р.Разина, О.А.Тихомандрицкая, Д.И.Фельдштейн, С.Г.Шуман и др.); социальной психологии представлений (Ж.Абрик, К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, В.Дуаз, Д.Жоделе, А.Клеменс, Ж-П.Кодол, С.Московичи и др.); социально-перцептивном подходе о включенности внешнего облика в процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус, В.А.Лабунская, В.Н.Панферов и др.); визуальной психосемиотике общения (Р.Э.Варданян, Е.В.Гоготова, Е.В.Емельянова, М.Н.Котлярова, Е.А.Петрова, И.И.Петрова, А.В.Романова, А.А.Родионова, И.П.Чертыкова и др.); психологии искусства (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская, Г.М.Цыпин, Е.Л.Яковлева и др.); психологии имиджа (В.Г.Зазыкин, Г.И.Лаптев, Е.А.Петрова, Е.Б.Перелыгина, А.Ю.Панасюк, Г.Г.Почепцов, С.К.Сергиенко и др.).

Сложный характер объекта исследования предопределил необходимость использования следующих методов: теоретического анализа литературы, экспертных оценок, включенного наблюдения подростков в условиях неформального общения и на концертах современных музыкальных групп и исполнителей, системного анализа, контент-анализа публикаций, разработанных и апробированных автором опросников.

Для решения задач исследования нами разработан следующий инструментарий:

1) Первичный опросник для подростков по выявлению музыкальных ценностных ориентаций и музыкальных кумиров: «Музыкальные ценностные ориентации и музыкальные кумиры подростков» (В.В.Белобрагин, 1994— 2004);

2) Опросник для изучения представлений подростков об имидже музыкальных кумиров — «Имидж моего музыкального кумира» (Е.А.Петрова, В.В.Белобрагин, 2004);

3) Рефлексивные отчеты по теме: «Музыка в моей жизни» и «Психологический портрет моего музыкального кумира» (В.В.Белобрагин, 2002—2004);

4) Метод фокус-группы по выявлению представлений подростков об имидже музыкальных кумиров.

Достоверность и надежность полученных результатов достигнута теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы, адекватностью методов исследования его целям и задачам, использованием собственных оригинальных взаимодополняющих методик; репрезентативностью выборки испытуемых и статистически значимых различий между изучаемыми параметрами.

Для обработки результатов эмпирического исследования использовались методы математической статистики: частотный и групповой анализы.

Достоверность различий средних значений в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента. При обработке данных применялся статистический пакет Statistica (5,0).

Общий объем выборки: 812 подростков-учащихся общеобразовательных школ г. Москвы (10—16 лет), 50 подростков-слушателей молодежных радиостанций из разных регионов СНГ (10—16 лет) и 30 членов клуба поклонников Аллы Пугачевой. Всего: 892 респондента. Временной промежуток проведения исследования — с 2002 по 2004 гг.

Этапы исследования: 1 этап исследования (2003-2004) включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.

На 2 этапе исследования (2003-2004) анализировались проблемы формирования имиджелогии как науки, ее источники, составляющие, понятийный аппарат, а также анализировалась разработанность проблемы в отечественной и зарубежной социальной психологии развития личности, социальной психологии представлений, социально-перцептивном подходе, визуальной психосемиотике общения, психологии искусства, психологии имиджа.

3 этап исследования (2003-2004) характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.

4 этап исследования (2004) представлял собой сбор эмпирических данных.

На 5 этапе исследования (2005) были произведены: математико-статистическая обработка, анализ, описание полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление проделанной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Имидж музыкальных кумиров играет существенную роль в социализации подростков. Выступая образцом для подражания (заимствование ценностей и норм поведения), затрагивая аффективные, когнитивные и поведенческие сферы их личности, оказывая эмоционально-чувственное воздействие, помогая наладить коммуникацию, способствуя самопознанию и познанию окружающего социального мира, кумиры в значительной мере определяют формы социального поведения подростков.

2. Имидж музыкальных кумиров в восприятии подростков интегрирует характеристики их внешнего облика («красив», «крутой», «симпатичен», «стильный», «привлекательный» и др.); личности («добрый», «честный», «отзывчивый», «целеустремленный», «умный», «веселый» и «общительный», но и «самовлюбленный», «вспыльчивый»); профессионального мастерства (голосовые качества, репертуар, актерское мастерство, умение общаться со зрителями); принадлежности артистов к определенному музыкальному направлению. Имидж музыкальных кумиров имеет ярко выраженный аффективный характер, то есть отражает общую положительную оценку личности кумира, отношение к нему как к субъективно значимому человеку.

3. Существуют различия в восприятии имиджа кумиров у подростков разного пола. В целом, девочки по сравнению с мальчиками более дифференцированно и эмоционально воспринимают и оценивают внешний облик своих музыкальных кумиров. Наиболее значимые различия в представлении о качествах личности музыкальных кумиров наблюдаются в 12-13 лет. Девочки чаще, чем мальчики приписывают им такие положительные качества, как: «добрый», «ласковый», «доброжелательный», «порядочный», «искренний», «умный», «веселый», «общительный», а также отрицательное качество: «тяжелый характер», реже - «глупый». Значительных половозрастных различий в восприятии качеств профессионального мастерства и принадлежности к музыкальному направлению не обнаружено.

4. Возрастная динамика восприятия мальчиками и девочками имиджа музыкальных кумиров проявляется в содержании выделяемых характеристик, в отношении к ним, а также в мере подражания. У старших подростков (14-16 лет) в сравнении с младшими и средними (10-13 лет) менее значимыми мотивами выбора кумира становятся: «мода» и «подражание». У мальчиков к 14-16 годам возрастает важность собственных взглядов на кумира («нравятся песни, тексты»), снижается роль собственного настроения.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в социальной психологии:

• предложена классификация имиджей, основанная на объектах, становящихся предметом социального познания [человек (персона), группа людей, корпорация, сфера общественной практики (образование), материальные предметы (товар, природный объект), идеальные структуры (бренд, торговые марки)];

• в ходе эмпирического исследования установлено, что 80% опрошенных подростков имеют одного или нескольких музыкальных кумиров. В то же время подражание музыкальному кумиру присутствует у 30%—53% подростков. Оно заключается в том, что подростки стараются вести себя так же, как ведет себя их кумир на сцене. Они стараются развивать в себе личностные качества, свойственные кумиру, жить по его личностным принципам, копировать его увлечения и привычки;

• выявлено, что имиджи кумиров различных музыкальных направлений носят у подростков стереотипный характер, включая восприятие внешности, оценку уровня профессионального мастерства и качеств личности кумира.

• установлено, что существует половая специфика восприятия имиджа музыкальных кумиров. Так, музыкальными кумирами мальчиков чаще становятся артисты мужского пола, а кумирами девочек — женщинского, а также исполнители-мужчины или солисты мужских коллективов. Таким образом, девочки, выбирая кумира, формируют в себе стереотипы, эталоны идеального современного мужчины;

• выявлено, что существует половая специфика в мотивации выбора музыкальных кумиров. Для девочек более характерно при выборе музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя, на его модность, а для мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются мотивы: «слушают мои ровесники», «музыка помогает в общении со сверстниками»;

• в ходе исследования нами установлено, что существует возрастная динамика представлений подростков о визуальном имидже музыкальных кумиров. Для 10-11 летних подростков важно, чтобы у кумира был эстетически привлекательный, модный и здоровый внешний облик, стильная одежда и прическа. К 14-15 годам снижается значимость характеристик: «стильный», «модно одет», и более характерной для кумира становится характеристика: «в одежде преобладают темные цвета»',

• выявлено, что существует возрастная динамика отношений к музыкальным кумирам, особенностей мотивации выбора кумира, особенностей социального поведения подростков, побуждаемого имиджем музыкального кумира. С возрастом менее значимым мотивом выбора музыкальных кумиров становится мотив модности. У старших подростков наблюдается тенденция уменьшения потребности подражать кумирам в разных формах проявления этого социального поведения.

Теоретическая значимость исследования:

1) определяется вкладом в теорию социальной психологии развития, социальной психологии подростковой социализации, социально-перцептивного подхода, психосемиотики общения;

2) определяется вкладом в разработку психологии имиджа, заключающимся в изучении особенностей имиджа музыкальных кумиров и половозрастных различий их восприятия подростками;

3) заключена в углубленном понимании влияния имиджа музыкальных кумиров на социализацию подростков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Белобрагин, Виталий Викторович

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

1. Эмпирическое исследование по выявлению представлений об имидже музыкальных кумиров дало право утверждать, что 80% подростков имеют одного или нескольких музыкальных кумиров. Типичная мотивация выбора музыкальных кумиров в подростковом возрасте: «нравятся песни» (от 58%) до 80%), «нравится голос исполнителя» (от 56% до 63%)), «нравятся тексты в песнях» (от 43%) до 68%), «повышается настроение» (от 43% до 65%), «музыка помогает расслабиться» (от 29%> до 43%), «нравится манера поведения исполнителя на сцене» (от 29% до 41%>). Социальное поведение подражания музыкальному кумиру присутствует у 30%-55% подростков. Оно заключается в том, что подростки стараются вести себя так же, как ведет их кумир на сцене, развивать в себе личностные качества, свойственные кумиру, жить по его личностным принципам, копировать увлечения и привычки артиста (от 16% до 34%> подростков).

2. Имидж музыкального кумира, существующий в сознании его «почитателей»-подростков, содержит дифференцированные представления о визуальном облике артиста и его внутренних характеристиках, во взаимосвязи с представлениями о его профессиональном мастерстве, выбором стилистики исполняемой музыки. Имидж музыкального кумира включает выраженный аффективный компонент, то есть общую положительную оценку личности кумира, отношение к кумиру, как к субъективно значимому человеку, что побуждает у подростков потребность идентификации с кумиром, желание подражать ему, заимствовать нормы поведения и ценности своего кумира. Подростки высоко оценивают профессиональные качества своих музыкальных кумиров (голосовые качества, репертуар, актерское мастерство, умение общаться со зрителями). По мнению подростков, круг слушателей музыкальных кумиров - молодежь (от 43%о до 61%) и «смешанная» аудитория (от 20%) до 43%). У подростков сформированы стереотипные представления о положительных личностных качествах, присущих музыкальным кумирам: «добрый», «отзывчивый», «честный», «целеустремленный», «умный», «веселый» и «общительный», а также об их отрицательных чертах: «самовлюбленный» и «вспыльчивый».

3. Существует половая специфика представлений об имидже музыкальных кумиров. В целом, музыкальными кумирами мальчиков чаще становятся мужчины-артисты (от 71% до 94%), а кумирами девочек -женщины-артисты (54,7%), а также исполнители мужского пола или солисты мужских коллективов. Таким образом, девочки выбирают кумира, способного олицетворять идеального мужчину. Девочки формируют в себе стереотипы, эталоны идеального современного мужчины. Стереотипный визуальный образ музыкального кумира в представлении девочек и мальчиков в зависимости от возраста схож на 70% - 86%. В целом девочки, по сравнению с мальчиками, более дифференцированно воспринимают и оценивают внешний облик своих музыкальных кумиров. Внешность артиста вызывает у девочек более выраженное по сравнению с мальчиками позитивное эмоциональное отношение к имиджу музыкального кумира, что выражается в числе данных имиджу кумира общих эмоциональных оценок: «красивый», «симпатичный», «стильный», «обаятельный», привлекательный». Наиболее яркие половые различия в представлении о внешнем облике кумиров наблюдаются в 12-13 лет. Девочки 12 лет чаще, чем мальчики выделяют в визуальном облике своего музыка кумира следующие качества: «глаза блестят», «улыбчивый», «запоминающиеся жесты», «стройный», «в костюме преобладают яркие краски», «модно одет». Мальчики 12-13 лет чаще, чем девочки выделяют в визуальном облике своего музыкального кумира качество: «в одежде преобладают темные цвета» и дают общую эмоциональную оценку имиджу кумира: «крутой». Стереотипный образ личности музыкального кумира в представлении девочек и мальчиков схож на 83-95%. Наиболее яркие половые различия в представлении о личности музыкальных кумиров наблюдаются в 12-13 лет. Девочки 12-13 лет чаще, чем мальчики стереотипному образу музыкального кумира приписывают такие положительные качества, как «добрый», «ласковый», «доброжелательный», «порядочный», «искренний», «умный», «веселый», «общительный», более часто выделяют отрицательное качество: «тяжелый характер». Мальчики 12-13 лет чаще, чем девочки приписывают кумирам негативное качество «глупый».

4. Существует половая специфика в мотивации выбора музыкальных кумиров. Для девочек более характерно, чем для мальчиков при выборе музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя, на его модность. Для мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются мотивы: «слушают мои ровесники», «музыка помогает в общении со сверстниками». Половые различия в стремлении подражать кумиру и реализации этого стремления найдены нами у подростков в возрасте 12-13 лет. Так, мальчики 12-13 лет чаще, по сравнению с девочками стремятся подражать манере одеваться, свойственной любимому артисту. Девочки 12-13 лет чаще, по сравнению с мальчиками, стремятся вести себя так же, как ведет артист на сцене.

5. Существует возрастная динамика представлений подростков о визуальном облике музыкальных кумиров. Для 10-11 летних подростков важно, чтобы у музыкального кумира был эстетически привлекательный, модный и здоровый внешний облик, «стильные» одежда и прическа. Выразительные движения музыкального кумира несут в себе положительную смысловую нагрузку. К 14-15 годам снижается значимость характеристик: «стильный», «модно одетый», и более характерной для кумира становится характеристика «в одежде преобладают темные цвета». Наиболее ярко возрастные различия в представлениях о визуальном имидже музыкальных кумиров проявляются у мальчиков. Для 14-16 летних мальчиков становится неважно, чтобы у музыкального кумира был эстетически привлекательный в традиционном понимании, «модный» внешний облик. Подростки начинают выбирать кумиров с «лохматой» прической», в «прикольной», а не модной одежде, желательно темного черного) цвета. При этом выразительные движения музыкального кумира несут в себе положительную смысловую нагрузку.

6. Возрастная динамика представлений мальчиков-подростков о личностных качествах, как составляющих имиджа музыкальных кумиров, заключается в том, что от 10-11 лет к 12-13 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «добрый», «честный», «доброжелательный», «порядочный», «умный», а также реже указывается такое негативное качество личности музыкального кумира, как «эгоистичный», но более часто указывается качество «нетерпимый». От 1213 лет к 14-16 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «остроумный», «с мягким характером», реже указывается такое качество личности музыкального кумира, как «нетерпимый». Возрастная динамика представлений девочек-подростков о личностных качеств составляющих имиджа музыкальных кумиров заключается в том, что от 10-11 лет к 12-13 годам более значимым в личности музыкальных кумиров становится качество «остроумный» и менее значимыми становятся характеристики: «отзывчивый», «ласковый», «с мягким характером». В целом девочки с возрастом чаще начинают указывать негативные качества личности музыкальных кумиров, при этом реже указывают характеристики: «грубый» и «неискренний». От 12-13 лет к 14-16 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «порядочный», «веселый», «общительный». В целом от 10-11 лет к 14-16 годам наблюдается тенденция снижения значимости личностных характеристик музыкального кумира: «добрый», «честный», при этом реже указываются характеристики: «злой», «эгоистичный», «нетерпимый».

7. Существует возрастная динамика отношения к музыкальным кумирам, особенностей мотивации выбора кумира, особенностей социального поведения подростков (модное поведение, подражание, побуждаемые имиджем музыкального кумира). Динамика мотивации выбора подростками кумиров заключается в том, что с возрастом менее значимым мотивом выбора музыкальных кумиров становится мотив: «исполнитель или группа модны сегодня». Наблюдается тенденция уменьшения потребности подражать музыкальным кумирам в разных формах проявления этого социального поведения. У мальчиков от 10-11 лет к 14-16 годам наблюдается тенденция повышения важности таких мотивов выбора музыкальных кумиров, как «нравятся песни», «нравятся тексты в песнях», при этом снижается значимость мотива «повышается настроение от прослушивания музыки».

8. Имиджи музыкальных кумиров различных музыкальных направлений носят стереотипный характер. Стереотипный имидж поп-кумиров (группа «Дискотека Авария», Глюкоза, группа «Виа Гра», Никита Малинин, группа «Любэ», Дмитрий Маликов, Андрей Губин, Валерия, группа «Корни», Катя Лель, группа «Тату», группа «Фабрика» и др.) включает представления о внешности: «модный», «красивый», «симпатичный», «стильный», «глаза блестят», «улыбчивый», «стройный», «с уверенной походкой», «обаятельный», «прикольно» и «модно одетый», «привлекательный»; представления о личности кумира: «добрый, отзывчивый», «честный», «ласковый», «с мягким характером», «доброжелательный», «порядочный», «умный», «веселый», «общительный». Типичная мотивация выбора поп-кумира подростками — «нравится внешность кумира».

Стереотипный имидж рок-кумиров (группа «Звери», группа «Ария», группа «Кино», группа «Кипелов», группа «Би-2», группа «Агата Кристи» и др.) включает представления о внешности: «стройный», «длинные волосы»; представления о личности кумира: «отзывчивый».

Стереотипный имидж рэп, хип-хоп-кумиров (Дельфин, Михаил Гребенщиков, группа «Пятница», группа «Каста», группа «Многоточие» и др.) включает представления о составляющих профессионального мастерства артистов: «невысокие голосовые качества»; представления о личности кумира: «бесцеремонный», «развязный».

Стереотипный имидж панк-кумиров (группа «Ленинград», группа «Король и шут», группа «Отпетые мошенники», группа «Сектор газа», группа «Наив», группа «Гражданская оборона» и др.) включает представления о внешности: «чумовой», «с запоминающимися жестами»; представления о качествах личности кумира: «развязный», «непорядочный», «бесцеремонный», «вспыльчивый», «веселый»; представления о профессиональном мастерстве: «невысокие голосовые качества», «невысокое актерское мастерство». Типичная мотивация выбора кумира — «помогает в общении со сверстниками».

Стереотипный имидж кумира — мэтра эстрады (А.Пугачева, Л.Долина, С.Ротару, Л.Лещенко, Л.Вайкуле, В.Леонтьев и др.) включает представления о внешности: «обаятельный», «красивый», «с длинными волосами», «использует яркий грим»; представления о личности кумира: «целеустремленный», «порядочный», «искренний», «с «тяжелым» характером», «вспыльчивый»; представления о профессиональном мастерстве: «высокие голосовые качества», «высокое актерское мастерство». Типичная мотивация выбора подростками кумира - мэтра эстрады: «любят мои родители».

Практические рекомендации

1) Психологам-практикам, работающим в школьных психологических службах и иных психологических центрах, консультирующих подростков, рекомендовать использование разработанных нами методик психодиагностики.

2) Преподавателям психологии рекомендовать включить результаты исследования в чтение курсов психологии искусства, психологии имиджа, социальной психологии, а также ввести новую учебную дисциплину - «Психология имиджа современного шоу-бизнеса».

3) Имиджмейкерам рекомендовать использовать полученные данные для имиджконсультирования и имиджкоррекции представителей музыкальной культуры.

4) Средствам массовой информации (телевидение, радио и др.), а также творческим объединениям, структурам отечественного шоу-бизнеса рекомендовать опираться на наши исследования для формирования музыкальной политики, создания музыкально-развлекательных программ для подростков и молодежи и др.

5) Педагогам-организаторам - для работы в подростковых клубах по интересам.

184

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Белобрагин, Виталий Викторович, 2005 год

1. Абрамова И.Т. Целостность и управление. — М.: Наука, 1974.

2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. В сб. социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.

3. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии, 1985, № 3.

4. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал т. 10, 1989, №2.

5. Адамьянц Т.З. Семиосоциопсихологический подход к изучению имиджа. В сб. 69.

6. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. —М.: Флинта, 1998.

7. Ананьев Б.Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого. — Владикавказ, 1928

8. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект-пресс, 2000.

9. Антонова Н.В. Лингностные истоки имиджа. В сб. 69.

10. Апраксина М.В. Теоретические аспекты самопрезентации. В сб. 68.

11. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Гослитиздат, 1957.

12. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. В сб. 71.

13. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // PR в образовании. 2004, № 2.

14. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. Доклад на открытом заседании президиума АИМ март 2004 г.

15. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Понятийный аппарат имиджелогии как науки // Известия Академии имиджелогии, 2005, № 1.

16. Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. — М.: Издательство стандартов, 1994.

17. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы качества. — М.: АСМС, 2001.

18. Белобрагин В.В. Влияние феномена «молодежной» музыки на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков. Тезисы четвертой научно-практической конференции молодых ученых. — М.: Институт развития личности РАО, 1996.

19. Белобрагин В.В. Особенности влияния феномена «молодежной» музыки на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков. — М.: Прометей, 1996.

20. Белобрагин В.В. Имидж музыкальных кумиров и музыкальный фанатизм в подростковой субкультуре. «Имиджелогия — 2004»: состояние, направления, проблемы. —М.: РИЦ АИМ, 2004.

21. Белобрагин В.В. Проблемы имиджа в сфере художественного (музыкального) творчества // Арт маркетинг, 2005, № 1.

22. Белобрагин В.В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров // Известия Академии имиджелогии, 2005, № 1.

23. Белов Г.А. Политология. — М., 1996.

24. Берне Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание. — М.: Прогресс 1986.

25. Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

26. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: МГУ, 1991.

27. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

28. Бодалев А.А., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? — М.: Ин-т психотерапии, 2003.

29. Болотская И.М. Социально-психологические функции имиджа. В сб. 70.

30. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. — М.: Русское слово, Астрель, ACT, 2002.

31. Большая советская энциклопедия, 3-е изд., — М.: Советская энциклопедия, 1976.

32. Большой толковый словарь русского языка. — СПб, 1998

33. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики, 1997.

34. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988.

35. Варданян Р.Э. Исследования визуальной самоотдачи образа «Я» у подростков и старшеклассников. В сб. 69.

36. Величко Н.В. Формирование имиджа как фактора влияния. В сб. 71.

37. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада. Лтд», 1996.

38. Винер Н. Кибернетика, — М. Советское радио, 1968.

39. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. — М., 1998.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986.

41. Галкин А. Скованные одной цепью // Огонек, 1996, № 8.

42. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Орлова J1.M. Возрастная и педагогическая психологии. Учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

43. Гегель В.Ф. Собр. соч. т. 1. — М.: Политиздат, 1963.

44. Голубева Т.Л. Что мы подразумеваем под «молодежной» культурой? // Диалог с молодежью, Вып. 2. — Минск, 1988.

45. Голубева Т.Л., Полуэхтова И.А. Кто каким роком увлекается? // Диалог о рок-музыке. — М.: Институт молодежи ЦК ВЛКСМ, 1990.

46. Горбаткин Д.А. Имидж организации: структура, механизмы функционирования, подходы к формированию Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: ГУУ, 2002.

47. Горбушкина О.П. Имидж и имиджелогия: политический аспект. В сб. 69.

48. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. — М.: 1995

49. Гришунина Е.В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: 1995.

50. Гуревич П.С. Приключения имиджа. — М.: 1999.

51. Давыдов Д.Г. Имидж в контексте психологической теории. В сб. 70.

52. Дизренс Ч. Влияние музыки на поведение / машинописная выписка из «Американского психологического журнала»/, 1918.

53. Домашняя дискотека // Хит-парад, 2002, июнь.

54. Досуг и развлечение, № 3, 2004.

55. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1995.

56. Емельянова Е.В. Основные закономерности возникновения функционирования персонального имиджа. В сб. 69.

57. Емельянова Е.В. Психосемиотика предметной среды как фактор формулирования персонального имиджа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: МГСУ, 2004

58. Ершов П.П. Технология актерского искусства. — М.: 1992.

59. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. — М. 1995.

60. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием. В сб. 71.

61. Журавлев Д.В. Имидж как интегральная характеристика стилевых особенностей. В сб. 69.

62. Захарова С.Е. Психологические особенности имиджа ведущих политических партий Российской Федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: 2002.

63. Зверинцев А.В. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга PR. — СПб, 1997.

64. Иванникова О.В. Восприятие имиджа кандидата в избирательной кампании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: МГУ, 2002.

65. Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

66. Имидж дилера: психологическое пособие для политиков / Под ред. Егорова-Гатман Е.В. — М.: Мысль, 1994.

67. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М.: Народное образование, 2002.

68. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия — 2003». — М.: Ред. изд. Центр «Альфа».

69. Имиджелогия. Тенденции и перспективы развития. — М.: Кириллица 2003.71.74,75,76

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.