Повесть А. И. Солженицына "Раковый корпус" как этап формирования художественного метода писателя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Кудинова Иветта Юрьевна

  • Кудинова Иветта Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 173
Кудинова Иветта Юрьевна. Повесть А. И. Солженицына "Раковый корпус" как этап формирования художественного метода писателя: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». 2018. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кудинова Иветта Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Прорыв к реальности - современной и вечной

1.1. Фактуальность, автобиографизм и художественный мир повести

1.2. «Конечная устремленность ищущего творческого духа»: телеологичность художественного метода Солженицына

1.3. «Сохранить изображение вечности...». Символические образы

и мотивы в повести

ГЛАВА 2. Художественные стратегии, формирующие метод

2.1. На пути к полифонии: нарративная организация текста

2.2. В изуальные коды и художественное видение Солженицына

2.3. Язык жизни в повести о смерти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повесть А. И. Солженицына "Раковый корпус" как этап формирования художественного метода писателя»

ВВЕДЕНИЕ

Творческий феномен Александра Исаевича Солженицына созидался на пересечении самых острых идей, социально-исторических проблем, художественных мирочувствий - в контексте духовного опыта XX века и памяти литературной традиции. Устремленность к торжеству истины, красоты и добра в условиях все усложняющейся реальности воплощалась в непрерывном поиске новых художественных форм. одном из выступлений А.И. Солженицын подчеркнул: «Есть много загадок и противоречий в человеческой натуре, их сложность и вызывает к жизни искусство, то есть поиск не линейных формулировок, не плоских решений, не однозначных объяснений»1. Ясно осознавая свое призвание и великую меру ответственности как художника, свидетеля, страдателя, Солженицын следовал по пути формирования собственного художественного метода, который является принципиально значимым для судьбы русской литературы II половины XX -начала XXI века.

За годы рецепции творчества А.И. Солженицына в отечественной и зарубежной критике исследователи, избирая разные пути анализа, пробовали постичь полноту художественного мира автора. Системный подход к изучению творчества писателя предложен в монографиях Л. Герасимовой, Ж. Нива, Р. Плетнева, Л. Сараскиной, П. Спиваковского, А. Урманова, С. Шешуновой,

1 Солженицын А.И. В ыступление по английскому радио. Лондон, 26 февраля 1976 г. // Солженицын А.И. Публицистика: в 3 т. Т. 1. Ярославль, 1995. С. 285.

М. Шнеерсон, Н. Щедриной и др. Дискуссионное поле вокруг текстов писателя сегодня по-прежнему напряжено, поляризуются личностные и научные попытки постижения, оценки.

Художественную модель мира Солженицына, его мировоззренческие координаты включают в самые разные контексты и парадигмы -противоречивые, а порой взаимоисключающие. Генезис авторской эстетики связывают как с самыми древними слоями культурной памяти, так и с современными литературными направлениями. печатляет спектр точек зрения на данную проблему.

По мысли А. В анюкова, В. Котельникова, М. Шнеерсон, возможно говорить о жанрово-типологической и тематической связи произведений Солженицына с традицией древнерусского искусства. Э. В ахтель рассматривает «Красное Колесо» как возрождение жанра летописи: «Только архаическая позиция летописца, отвергающего формальные ограничения и эстетические ожидания <...> даёт возможность Солженицыну избрать адекватную форму повествования»2.

Характерно внимание исследователей к влиянию традиции русского классического реализма XIX века на творчество автора. В. Котельников писал: «Уместно определить положение Солженицына относительно двух главных классиков эпических жанров - Достоевского и Льва Толстого. Несомненно, обнаруживаются тяготения, сознательные или бессознательные, к тому и другому. Однако при известной <...> близости к сильной толстовской традиции, преимущественно морально-эпической, Солженицыну ближе <...> антропологический эпос Достоевского»3. По замечанию . Краснова, кроме «Толстого и Достоевского, среди образцов-предшественников Солженицына называют Лескова и Тургенева, Салтыкова-Щедрина и Чехова, Мельникова-

2

В ахтель Э.Б. Назад к летописям: Солженицынское «Красное Колесо» // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. М., 2010. С. 646.

Котельников В.А. Человек эпический - Александр Солженицын // Путь Солженицына в контексте Большого В ремени. Сборник памяти: 1918-2008. М., 2009. С.118.

Печерского и Бунина, Ремизова и Клычкова. <...> он показал себя писателем, способным воспринимать различные художественные школы и соединять их в новом синтезе»4. П. В айль, Г. Гачев, А. Генис, В. Захаров, И. Золотусский, Т. Клеофастова, Т. Лопухина-Родзянко, Л. Ржевский солидаризуются в поиске генетических связей метода Солженицына и духовно-художественного наследия XIX века.

В работах Л. Копелева, М. Липовецкого, Л. Лосева, Д. Лукача творчество Солженицына соотнесено с контекстом соцреалистического метода. Наиболее решительна позиция Б. Хазанова: «Мы знаем очень многих писателей, живущих в эмиграции, <...> которые вовсе не были советскими писателями, но были, тем не менее, очень яркими представителями социалистического реализма. <...> Самый яркий пример - это Солженицын, такие его произведения, как роман "В круге первом" и повесть "Раковый корпус"»5. Последовательный анализ данной концепции и ее убедительная критика даны М. Николсоном в работе «Солженицын как "социалистический реалист"». Ученый приходит к выводу: «На самом деле попытки сопоставить типичные черты прозы Солженицына с моей более ранней эскизной схемой соцреалистического романа сразу же встречаются с осложнениями, поскольку лучшие произведения этого писателя отмечены энергетикой совсем иного порядка»6.

Существуют прецедентные попытки изучения текстов Солженицына в связи с эстетикой модернизма. Рассматривая развитие монтажа в литературе XX века, И. Кукулин приходит к выводу: «.есть основания скорректировать существующие представления о генезисе эстетики Солженицына. Нет

4 Краснов В.Г. Солженицын и Достоевский: искусство полифонического романа М., 2012. С. 188.

5 Сарнов Б., Хазанов Б. Есть ли будущее у русской литературы? Продолжение диалога, начатого 14 лет назад // В опросы литературы. 1995. № 3. С. 108.

6 Николсон М. Солженицын как «социалистический реалист» // Солженицын: Мыслитель,

историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. М., 2010. С. 487.

сомнений в том, что эта эстетика имеет модернистское происхождение» . Подобное направление анализа встречаем в работах Р. Темпеста: «Но если Солженицын модернист - другими словами, стилист Современного, - то он модернист, преодолевающий хаос, последовательно восстанавливающий и реставрирующий поверженные, искаженные, раздробленные смыслы, авторитетный, даже авторитарный проповедник абсолютной системы нравственных и эстетических ценностей. Тут он напоминает Т.С. Элиота или

о

тех же Замятина и Набокова» .

Некоторые авторы в ходе внимательного анализа выявляют в творчестве Солженицына частные и общие приемы постмодернистского письма. Л. Токер полагает, что «Один день Ивана Денисовича» «может быть прочитан как постмодернистская трансформация жанрового романа»9. По мнению В. Живова, «Красное Колесо» - это «постмодернистский роман - странный, трудный для восприятия, обманывающий читателя ложными сходствами, как и вся продукция постмодернизма»10. Осознавая глубокое различие мировоззрения Солженицына и постмодернистов, П. Спиваковский указывает на функциональное несовпадение приемов, общих для Солженицына и постмодернистов: «Средства сценарной драматургии ("экран"), монтажи газетных материалов, <...> смелое языковое новаторство <...> и многие другие черты модернистской (а иногда и постмодернистской) художественной структуры сочетаются в "Красном Колесе" <...> со стремлением к правдивому изображению действительности»11.

Диапазон художественного поиска писателя стимулировал мифотворчество вокруг его фигуры. В статье 1971 г. «Загадка Солженицына»

Кукулин И.В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М., 2015. С. 330.

Темпест Р. Солженицын - писатель XXI века // Путь Солженицына в контексте Большого Времени. Сборник памяти: 1918-2008. М., 2009. С. 282.

9 Токер Л. Некоторые особенности повествовательного метода в «Одном дне Ивана Денисовича» // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. М., 2010. С. 542.

10 Живов В.М. Как вращается «Красное Колесо» // Новый мир. 1992. № 3. С. 248.

11 Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., 1998. С. 44.

Н. Ульянов предположил, что единства метода в 1960-х гг. быть не может, так как один автор не способен совместить столько слоев реальности: «Произведения Солженицына не написаны одним пером. Они носят на себе следы трудов многих лиц разного писательского вкуса и склада, разных интеллектуальных уровней и разных специальностей»12.

Таким образом, художественный метод А.И. Солженицына является самобытным и настолько многогранным, что литературно-критическая мысль пробует включить его в самые разнородные типологические ниши. «Солженицына называют то "мистическим", то "политизированным" писателем, то слишком - до невозможного - реалистическим, то, наоборот,

13

утопистом», - пишет К. Марион . Исследователи стремятся обозначить метод Солженицына одним термином или метафорическим определением: реализм «идеальный», «онтологический», «универсальный», «знаменательный»,

14 15

«символический», «христианский» , «лихорадочный реализм» .

Целый комплекс остро-полемичных подходов возникает в связи тем, что выводы о творчестве автора во многом формулируются суммарно, ретроспективно проецируются на более ранние произведения без учета развития основных свойств индивидуального метода.

По справедливому замечанию Н.А. Струве, Солженицын «принадлежит к тем прозаикам, которые не повторяют раз найденную форму выражения, а переходят от одного замысла к другому, развиваясь скачками»16. Это позволяет поставить вопрос о возможности и необходимости исследовать сам процесс постепенного формирования художественного метода Солженицына. Для полноты качественного и системного анализа следует отдельно изучить специфику творческой эволюции писателя на разных этапах его становления.

12

Ульянов Н.И. Загадка Солженицына // Новое русское слово. 1971. №22328. С. 2.

13 Марион К. Кто боится Солженицына? // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. М., 2010. С. 170.

14 Урманов А.В. Художественное мироздание Александра Солженицына М., 2014. С. 555.

15 Нива Ж. Александр Солженицын. Борец и писатель. СПб., 2014.С. 99.

16 Струве Н.А. Православие и культура. М., 2000. С. 498.

Предпосылки к избранному вектору исследования даны в работах отечественных и зарубежных авторов, которые сосредоточились на изучении отдельных периодов творчества Солженицына в контексте динамики его развития.

М. Николсон в статье «Дом и "дороженька" у Солженицына» обращается к анализу жанровых поисков писателя в 40-50-е гг. и рассматривает поэтику ранних опытов как этап становления авторской индивидуальности. Речь идет не только о жанре, но и о методе. Линейные по своему замыслу повествования постепенно уступают место усложняющимся структурам и приемам под воздействием обстоятельств личной биографии писателя. Целый комплекс основополагающих черт прозаических произведений Солженицына начинает формироваться именно тогда: «С середины 1950-х годов данная модель проявляется в солженицынской прозе всё чаще. <...> некоего рода сгущение вокруг замкнутого пространства, возвышение над обыденным, отрешение, жажда откровения, промельк истины»17, «Ещё и ещё раз на пороге появления

самых известных солженицынских произведений мы видели, как сильно

18

петляет его дорога, как осложняется всё стремительное и однозначное» . Развивая концепцию в работе «Да где ж ты была, Дороженька?», М. Николсон указывает на особое значение поэмы в составе произведений писателя: «Посредством воспоминаний и созерцательных исканий в главах "Дороженьки" возникает ощущение насыщенности момента, выразительной драматичности. <.> Солженицын в начале 1950-х пишет не только эпизодами, но и использует сцены и действия, отказывается от первого лица, соединяет автобиографического героя с другими действующими лицами, варьируя эти соединения посредством различной фокусировки повествования. Это уже другая история, но среди основополагающих черт прозаических произведений зрелого Солженицына такие приемы и решения занимают немаловажное место.

17

Николсон М. Дом и «дороженька» у Солженицына // Между двумя юбилеями (1998-2003.): Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. М., 2005. С. 276-277.

18 Там же. С. 281.

Значит, "Дороженька" не в самую последнюю очередь является этапом на пути

19

к зрелости» .

Л.И. Сараскина в работе «Театр Александра Солженицына» подчеркивает: «...подавляющее большинство сюжетов, конфликтов, тем и

проблем, которые впоследствии составили основу многих томов прозы

20

Солженицына, уже содержались в его пьесах» . Среди характерных

особенностей выделяются выразительные повествовательные ремарки,

«конспектирование» увиденного и прожитого, попытка сконцентрировать

впечатления и переживания в одном узле-тексте. Формальное несовершенство

драматургических опытов способствует поиску новых жанров.

В объемном труде «Солженицын» серии «Жизнь замечательных людей»

Л.И. Сараскина подробно представляет биографию писателя, внимательно

отмечает изменения, возникающие на разных этапах творческого пути.

Динамика становления таланта дана в развитии диалога личности автора и

острых исторических процессов: «Солженицын мог ответить на это только

работой, верностью теме, конспирацией и качеством письма <курсив мой -21

И.К.>» , «.ему <Солженицыну - И.К> первому, в одиночку, достанется

прорезывать щель и двигать свою подпольную литературу в пролом свободы,

22

первому выходить из бездны тёмных вод» . Следует подчеркнуть, что Солженицын лично принимал участие в правке текста монографии и имел возможность внести коррективы.

Исследование Ж. Нива содержит ценные замечания о траектории художественного развития писателя в различные периоды творчества: «Сеть образов и символов, а также особенно жесткая организация времени позволяют прийти к <.> центральной точке, где все собирается воедино. По мере того как

19 Николсон М. «Да где ж ты была, Дороженька?» Жанровые поиски Солженицына в 40-50-е годы // Путь Солженицына в контексте Большого Времени. Сборник памяти: 1918-2008. М.,

2009. С. 263.

20

Сараскина Л.И. Театр Александра Солженицына // Ракурсы. В ып. 9. М., 2012. С. 11.

21

Сараскина Л.И. Александр Солженицын. М., 2008. С. 432.

22 Там же. С. 425.

творчество Солженицына развивалось и становилось известным читателю, эта

23

архитектоника вырисовывалась все лучше» , «По этим первым опытам и поздним плодам видно, с каким постоянством он развивал важнейшие для себя темы, как совершалась его творческая эволюция на пути, отмеченном испытаниями, упорным трудом, нравственной и политической вовлеченностью.

24

Мы видим Солженицына раннего и позднего, начинающего и зрелого» . Ж. Нива обращается к анализу поэтики произведений автора через призму его «титанического творческого замысла»25.

Об «ослепительно-ярком» и «даже дерзком» новаторстве Солженицына в сочетании с «глубочайшей укорененностью в национальной "почве"»26 размышляет П.Е. Спиваковский. На примере анализа мотива руки, «типологического для эпических произведений Солженицына 1950-1980-х годов», выявляется «важная особенность творческой манеры писателя -сочетание тенденции к достоверному художественному воссозданию жизненной реальности с выявлением в ней скрытых религиозно-

27

онтологических смыслов»27.

Изучение языковых особенностей повести «Один день Ивана Денисовича» стимулирует Е. Михайлик уделить внимание формирующейся индивидуальности автора: «Солженицын в шестидесятых годах XX века пытался занять экологическую нишу писателя века XIX - на момент написания "Одного дня." еще не властителя дум, но уже человека, ответственного за саму постановку проблем. И обогатить эту нишу - включив в представление о постановке проблем идею о необходимости создания надлежащих, незараженных средств для их обсуждения»28.

23

Нива Ж. Александр Солженицын. Борец и писатель. С. 110.

24 Там же. С. 267.

25 Там же. С. 7.

26 Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. С.8.

27 Там же. С. 34.

28

Михайлик Е.Ю. Один? День? Ивана Денисовича? или Реформа языка // Новое литературное обозрение. 2014. № 126. С. 304.

Произведения Солженицына, «созданные в период с 1955 по 1967 год, как и ранние его опыты в стихах и прозе, - ещё во многом находятся в русле традиции. Это сказывается в самом подходе к материалу, в выборе формы и

29

жанра» , - полагает П. Фокин. Затем типизация в творчестве писателя сменяется типологизацией, поэтому «общая тенденция развития творчества Солженицына» - по мысли исследователя - «от автобиографической прозы к документалистике, от правдоподобия к подлинной правде живой жизни во всей

30

её полноте»30.

А. . Урманов в монографии «Художественное мироздание Александра Солженицына» неоднократно подчеркивает: чтобы сформировать представление о творчестве писателя, принципиально важно учитывать причины и логику его идейной и художественной эволюции. «Если рассматривать творчество Солженицына хронологически, то нельзя не зафиксировать определенного видоизменения принципов художественного воплощения действительности - видоизменения, находящего выражение в постепенном уменьшении роли автора-идеолога, дающего "завершающие"

31

оценки тому, что попадает в фокус изображения» . Анализ отдельных эстетических граней творчества дополняется объемным взглядом на постепенное оформление литературного таланта автора: « разные периоды творчества писателя и в различных его произведениях соотношение <...> двух взаимно сопряженных составляющих не остается постоянной величиной. <...> Строгое следование правде жизни, фактографизм, точность в описании предметно-вещного мира и одновременно стремление к идеальному, вечному -в зоне пересечения этих плоскостей и нужно искать формулу художественного

32

метода писателя»32.

29

Фокин П.Е. Александр Солженицын. Искусство вне игры // Между двумя юбилеями (19982003.): Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. М., 2005. С. 519.

30 Там же. С. 524-525.

31

31 Урманов А. . Художественное мироздание Александра Солженицына. С. 168.

32 Там же С. 409.

Итак, к моменту создания повести «Раковый корпус» исследователи выделяют комплекс художественных принципов, сложившихся в более ранних произведениях Солженицына. Использование потенциала замкнутого пространства, уплотнение времени, совмещение образа и символа, мощное автобиографическое начало, столкновение точек зрения в выразительных диалогах, стремление к онтологизации прозы, языковое расширение, сочетание различных модусов повествования и др. Творческий поиск художественной формы был продолжен автором на новом материале, в духовно -телеологических координатах, обретенных в переломный момент жизни писателя.

нимание к центральным проблемам и мотивам повести «Раковый корпус», созданной в 1963-1966 гг., возникло сразу после ее первых зарубежных публикаций. С движением текста сквозь время в литературно-критических трудах сложились основные аспекты его анализа.

• К проблемам автобиографизма и документализма обращались И. Куклина, Р. Плетнёв, Г. Резниковский, Р. Соколовский, И. Хроль, Э. Шафранская.

• Локальные задачи анализа поэтики произведения решали Л. Колобаева, П. Лавренов, И. Мелентьева, Х. Мучник, Ж. Нива, Л. Оляндер, А. Урманов,

. Франк, Е. Шкловский.

• В контексте русской и зарубежной классики повесть рассматривали А. Баранович-Поливанова, Т. Киносита, Л. Ржевский, Р. Темпест.

• Исследованием религиозно-художественного дискурса занимались Н. В олкова, О. Гаркавенко, Л. Герасимова, М. Дунаев, О. Клеман, Т. Лопухина-Родзянко, Н. Струве, В. Чалмаев, протопресвитер А. Шмеман.

• На изучении медицинского дискурса сосредоточились Л. Дурнов, А. Трубецков, Е. Трубецкова.

• Биографический фон работы над «Раковым корпусом» отражен в монографии Л. Сараскиной.

Изучение отдельных тем и проблем велось в рамках диссертационных исследований. П.П. Лавренов уделил внимание средствам и формам выражения

33

национального характера в повести33. Е. . Прокопова рассмотрела повесть «Раковый корпус» и роман «В круге первом» во взаимосвязи как «итог раннего периода творчества А.И. Солженицына, в котором происходит формирование его писательского опыта»34 и пришла к довольно общим замечаниям: «Хотя они различны в построении и содержании, все же имеют много общего: автобиографический характер, присутствие лагерной темы, многообразие действующих лиц, художественную "плотность" места и времени, панорамность изображения, противопоставление героев по их нравственному облику, проблемы выбора в экстремальных условиях, добра и зла, споры о

35

смысле жизни, размышления о судьбе страны и многое другое» . На материале произведений выявляется своеобразие сюжета и характера в прозе автора: «А.И. Солженицын использует прием "хронотопа", который служит для создания сюжета произведений. <...> Слово связывает сюжет и характер: посредством "полифонии повествовательной речи" писатель показывает различные стороны жизни в России»36. Г.А. Чурикова интересовал герой как объект насильственного воздействия и как субъект ценностного «самостоянья»

37

в повести и произведениях 1960-х гг. О.В. Гаркавенко исследовала систему христианских мотивов в творчестве Солженицына и мотив «памяти смертной»

38

в «Раковом корпусе» .

33

Лавренов П.П. Проблемы русского национального характера в творчестве А.И. Солженицына: нравственно-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1992.

34 Прокопова Е.В. Сюжет и характер в художественной прозе А.И. Солженицына: На материале романа «В круге первом» и повести «Раковый корпус»: дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. С. 17.

35 Там же. С.190.

36 Там же. С.188.

37 „ и

Чуриков Г.А. Герой как объект насильственного воздействия и как субъект ценностного «самостоянья» в творчестве А.И. Солженицына 1960-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. В оронеж, 2007.

38

Гаркавенко О.В. Христианские мотивы в творчестве А.И Солженицына: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2007.

Следует подчеркнуть, что в некоторых исследовательских работах, предметно не посвященных изучению художественного метода «Ракового корпуса», встречаются важные замечания о формировании эстетики Солженицына в этом произведении.

В 1968 г. в парижской студии радио «Свобода» состоялось одно из первых обсуждений повести среди известных представителей литературной эмиграции. Г. Адамович отметил, что в «Раковом корпусе» «много формальных недостатков, однако духовный уровень этого произведения действительно

39

заставляет вспомнить о Толстом и Достоевском» . Н. Струве уточнил: «дело не только в духовном уровне <...> мы видим действительно большое, очень большое мастерство, напоминающее мастерство <...> Чехова: не кажется ли вам, например, что замысел "Ракового корпуса" вышел из "Палаты №6"?»40.

. Ризер предположил, что «Солженицын применил в своем романе какой-то писательский "трюк", чтобы показать именно всю Россию»41. Г. Газданов высказался по поводу «мастерства Солженицына, умения характеризовать

42

эпоху и разных людей», также упомянул «случаи чистого лиризма»42 в повествовании. Участники круглого стола говорили о жизненно-нравственной силе произведения и о том, что «в романе разлита <...> мягкость подхода к

43

человеческой душе, и эта мягкость освещает страницы книги» .

В статье О. Клемана содержится анализ ключевой для композиционной формы повести интенции: «В озрождение совести раскрывает и обнаруживает неподавляемость личности. <...> Человек, делает вывод Солженицын, "сложен", и эта сложность - не путаница, которую можно распутать, но

39

39 О романе «Раковый корпус» А.И. Солженицына: Беседа за «круглым столом» в парижской студии радио «Свобода» // В естник РХД. 1988. № 154. С. 115.

40 Там же. С. 116.

41 Там же. С. 118.

42 Там же. С. 123-125.

43 Там же. С. 126.

"бездонность" личности»44. Тема смерти-воскресения, по мысли Клемана, композиционно выстраивает «Раковый корпус»45.

Х. Мучник в своем исследовании отмечает все более усложняющееся взаимодействие этики и нарративной организации текста: « се произведения Солженицына - это драмы зла и осуждения вины. Но в "Раковом корпусе", самом неоднозначном из них, построенном как симфония с темами, повторяющимися, отражающимися одна в другой и видоизменяющими одна другую на различных уровнях смысла и эмоциональной глубины, природа зла -менее очевидна, ответственность - менее ясна, и все этические проблемы поставлены более сложно, чем в других книгах»46.

О характерной особенности формирования художественной реальности произведения пишет Б. Перселл. «Раковый корпус» - «осевая точка» или «узел», в котором «представлены косвенно связанные между собой персонажи и обстоятельства, отражающие устройство и неустройство советского общества соответственно в центре и в провинции. <...> подобные Узлы способствуют припоминанию самого "сущностного" и тем самым решают задачу избавления от забвения и восстановления истинной природы человеческого сообщества»47.

С точки зрения М. Николсона, движущие силы повествования и авторское стремление к преодолению дидактической риторики организуют художественное своеобразие повести, существенно отличающееся от соцреалистического штампа: « солженицынском "Раковом корпусе" телеологическая структура достаточно прозрачна. Цель её - не больше и не меньше как поиски смысла жизни. <...> Образ отражённой в спокойном пруду луны, которую увидел старый доктор, - это не видение блестящего будущего, к

44 Клеман О. Солженицын, или В озрождение совести // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. М., 2010. С. 155-156.

45 Там же. С. 158.

46 Мучник Х. «Раковый корпус»: Судьба и вина // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. М., 2010. С. 573.

47 Перселл Б. Преодоление Солженицыным экзистенциального беспамятства с помощью личного, общественного и исторического припоминания // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. М., 2010. С. 462-463.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кудинова Иветта Юрьевна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ*

I

1. Солженицын, А. И. Собрание сочинений : в 30 т. Т. 1 : Рассказы и Крохотки / А. И. Солженицын. - М. : Время, 2006. - 672 с.

2. Солженицын, А. И. Собрание сочинений : в 30 т. Т. 2 : В круге первом / А. И. Солженицын. - М. : В ремя, 2011. - 880 с.

3. Солженицын, А. И. Собрание сочинений : в 30 т. Т. 3 : Раковый корпус / А. И. Солженицын. - М. : В ремя, 2012. - 552 с.

4. Солженицын, А. И. Собрание сочинений : в 30 т. Т. 18 : Раннее / А. И. Солженицын. - М. : В ремя, 2016. - 544 с.

5. Солженицын, А. И. Пьесы и киносценарии / А. И. Солженицын. - Paris : YMCA-PRESS, 1981. - 592 с.

6. Солженицын, А. И. Бодался теленок с дубом : Очерки литературной жизни / А. И. Солженицын. - М. : Согласие, 1996. - 688 с.

7. Солженицын, А. И. Публицистика : в 3 т. / А. И. Солженицын. -Ярославль : В ерх.-В олж. кн. изд-во, 1995-1997. - Т. 1-3.

8. Солженицын, А. И. Из «Литературной коллекции» : «Петербург» Андрея Белого / А. И. Солженицын // Новый мир. - 1997. - № 7. - С. 191-196.

* Список литературы состоит из IV разделов: I - Собрания сочинений А.И. Солженицына, избранные произведения, мемуарные книги, документальные материалы, публицистика; I а -Произведения других писателей; II - Исследовательская и критическая литература, посвященная творчеству А.И. Солженицына; III - Работы по теории и истории литературы; IV - Справочная литература и энциклопедические издания.

9. Солженицын, А. И. Из «Литературной коллекции» : «Смерть азир-Мухтара» Юрия Тынянова / А. И. Солженицын // Новый мир. - 1997. - № 4. -С. 191-199.

10. Солженицын, А. И. Из «Литературной коллекции» : Из Евгения Замятина / А. И. Солженицын // Новый мир. - 1998. - № 10. - С. 186-201.

11. Солженицын, А. И. Из «Литературной коллекции» : Окунаясь в Чехова / А. И. Солженицын // Новый мир. - 1998. - № 10. - С. 161-182.

12. Солженицын, А. И. Из «Литературной коллекции» : Евгений Носов / А. И. Солженицын // Новый мир. - 2000. - № 7. - С. 195-199.

13. Солженицын, А. И. Из «Литературной коллекции» : В асилий Белов / А. И. Солженицын // Новый мир. - 2003. - № 12. - С. 154-169.

14. Стенограмма расширенного заседания бюро творческого объединения прозы московской писательской организации СП РСФСР // Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А. И. Солженицыне. 1962-1974. -М. : Русский путь, 1998. - С. 243-299.

15. Солженицын, А. И. Переписка с Секретариатом СП и изложение заседания Секретариата СП СССР 22.IX.67 // Слово пробивает себе дорогу : сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М. : Русский путь,1998. - С. 314-340.

16. Русский словарь языкового расширения / сост. А. И. Солженицын. - М. : Русский путь, 2000. - 280 с.

17. Солженицын, А. И. Угодило зернышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания / А.И. Солженицын // Новый мир. - 1998. - № 9, 11 ; 1999. - № 2 ; 2000. - № 9, 12 ; 2001. - № 4; 2003. - № 11.

18. Солженицын, А. И. Три отрывка из «Дневника Р-17» / А. И. Солженицын // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. -С. 9-29.

19. Солженицын, А. И. Интервью с Петером Холенштейном / А. И. Солженицын // Между двумя юбилеями (1998-2003): Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. -С. 48-59.

20. Солженицын, А. И. «Прямая линия»: надо думать об общей беде / А. И. Солженицын. - М. : Изд-во АСТ, 2016. - 224 с.

I а

21. Бродский, И. А. Катастрофы в воздухе / И. А. Бродский // Бродский, И. А. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5 / И. А. Бродский. - СПб. : Пушкинский фонд, 2001. - С. 188-215.

22. Кожевников, А. В. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. Брат океана. Живая вода / А. В. Кожевников. - М. : Художественная литература, 1978. - 862 с.

23. Палея Толковая / под ред. Ю. Камчатнова. - М. : Согласие, 2002. -648 с.

24. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений : в 20 т. Т. 10. Повести и рассказы: 1872-1886. Народные рассказы / Л. Н. Толстой. - М. :ГИХЛ, 1963. - 574 с.

25. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 12. Повести и рассказы: 1885-1902. М. : ГИХЛ, 1964. - 512 с.

II

26. Айдинян, С. Тот самый Сергей Никитич : О С. Масленикове -одном из героев романа «Раковый корпус» / С. Айдинян // Культура. - 1996. - № 4. - С. 5.

27. Алтынбаева, Г. М. Образ советской литературы в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» и двучастных рассказах / Г. М. Алтынбаева // Русская культура в современном культурном

пространстве. Литература о литературе: проблемы литературной саморефлексии: материалы V В серос. науч. конф. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. - С. 263-277.

28. Алтынбаева, Г. М. Эстетика и поэтика русской литературы XX века в теоретическом и художественном осмыслении А.И. Солженицына / Г. М. Алтынбаева. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - 160 с.

29. Амжад, Х. Ф. Субъектные и внесубъектные способы выражения авторской позиции в прозе А.И. Солженицына 1960 - первой половины 1970 -х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Х.Ф. Амжад. - В оронеж, 2013. - 18 с.

30. Архангельский, А. Н. О символе бедном замолвите слово : «Малая» проза Солженицына : поэзия и правда / А. Н. Архангельский // Литературное обозрение. - 1990. - № 9. - С. 20-24.

31. Бай, Ян. Поэтика русского характера в творчестве А.И. Солженицына 1950-1960-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ян Бай. - В оронеж, 2017. - 24 с.

32. Баранович-Поливанова, А. А. «Мелко плавает Хемингуэй» / А. А. Баранович-Поливанова // Солженицынские тетради: материалы и исследования. - В ып. 2. - М. : Русский путь, 2013. - С. 167-178.

33. Белинков, А. . Солженицын и больные ракового корпуса / А. В . Белинков // Новый журнал. - 1968. - № 93. - С. 209-219.

34. Белопольская, Е. В. Проблема смысла жизни в русской философии конца XIX - начала XX вв. и в творчестве А. И. Солженицына («В круге первом» и «Раковый корпус») / Е. . Белопольская // Личность и творчество А.И. Солженицына в контексте мировой культуры : К 80-летию со дня рождения писателя : материалы Междунар. науч. конф. : тез. докл. -Ростов н/Д, 1998. - С. 12-16.

35. Бердникова, О. А. Сомневаться и учить (А.И. Солженицын) / О. А. Бердникова // Русская литература XX века / под общей редакцией

Е. Г. Мущенко и Т. А. Никоновой. - В оронеж : Издательство ВГУ, 1999. -С. 612-636.

36. Бердникова, О. А. Духовные проблемы русской литературы : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 2 / О. А. Бердникова. - Воронеж : Наука-Юнипресс, 2017. - 159 с.

37. В айль, П., Генис, А. Поиски жанра : Александр Солженицын / П. В айль, А. Генис // Октябрь. - 1990. - №.6. - С. 197-202.

38. В анюков, А. И. «Адлиг Швенкиттен» А. Солженицына. Концепция памяти и поэтика жанра / А. И. В анюков // Между двумя юбилеями (1998 -2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - С. 498-514.

39. В ахтель, Э. Б. Назад к летописям : Солженицынское «Красное Колесо» / Э. Б. В ахтель // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 627-648.

40. В ейдле, В. Два слова о «Раковом корпусе» А. Солженицына / В . В ейдле // В естник РХД. - 1968. - № 89 (90). - С. 94.

41. инокур, Т. Г. С новым годом, шестьдесят вторым / Т. Г. инокур // В опросы литературы. - 1991. - № 11/12. - С. 48-69.

42. В олкова, Н. Человек на пороге смерти в повести А. Солженицына «Раковый корпус» / Н. В олкова // А.И. Солженицын и русская культура : сб. науч. тр. Вып. 3. - Саратов : Наука, 2009. - С. 172-181.

43. «В рачу моему, помешавшей мне умереть.» : В оспоминания героини «Ракового корпуса» // Кифа. - 2003. - № 8. - С. 9.

44. Гаврилов, В. А. Своеобразие творческого метода в прозе А. Солженицына и В. Шаламова / В. А. Гаврилов // Актуальные проблемы современного литературоведения : сб. материалов науч. межвуз. конф. - М. : МГО ПУ, 1997. - С. 24-26.

45. Гаврилов, В. А. Своеобразие художественного детерминизма в повести А. Солженицына «Раковый корпус» / . А. Гаврилов // Русское литературоведение в новом тысячелетии. - Т. 2. - М. : Таганка, 2003. - С. 32-35.

46. Гальцева, Р. Солженицын: пророческое величие / Р. Гальцева // Путь Солженицына в контексте Большого В ремени. Сборник памяти : 1918 -2008. - М. : Русский путь, 2009. - С. 359-379.

47. Гаркавенко, О. . Христианские мотивы в романе А.И. Солженицына «Раковый корпус» / О. . Гаркавенко // Русский роман XX века : Духовный мир и поэтика жанра. - Саратов : Изд-во Сарат ун-та, 2001. - С. 224-229.

48. Гаркавенко, О. . Христианские мотивы в творчестве А.И Солженицына : дис. ... канд. филол. наук / О.В. Гаркавенко. - Саратов, 2007. 223 с.

49. Гачев, Г. Солженицын - человек судьбы, рган и орг н истории / Г. Гачев // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 529-533.

50. Герасимова, Л. Е. Этюды о Солженицыне / Л.Е. Герасимова. -Саратов : Новый ветер, 2007. - 130 с.

51. Герасимова, Л. Е. «Зрение, углубленное и омытое любовью» / Л. Е. Герасимова // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI веков : сб. науч. тр. - В ып. 2. -Саратов : Изд. центр «Наука», 2008. - С. 264-270.

52. Герасимова, Л. Е. Духовный опыт русского XX века в творчестве А.И. Солженицына / Л. Е. Герасимова // Труды Саратовской православной духовной семинарии: сб. В ып. 4. - Саратов : Изд-во Сарат. епархии, 2010. -С. 277-294.

53. Герасимова, Л. Е. Пневматология как свойство реализма А.И. Солженицына в «Красном Колесе» / Л. Е. Герасимова // Жизнь и творчество Александра Солженицына: На пути к «Красному Колесу» : сб. ст.

- М. : Русский путь, 2013. - С. 132-140.

54. Герасимова, Л. Е. Духовная основа современных споров о Солженицыне / Л. Е. Герасимова // Труды Саратовской православной духовной семинарии : сб. Вып. 9. - Саратов : Изд-во Сарат. митрополии, 2015. - С. 376-389.

55. Герасимова, Л. Е. Пунктирная линия жизни : сб. ст. / Л. Е. Герасимова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2018. - С. 5-57.

56. Голубков, М. М. Александр Солженицын: помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. - М. : Изд-во МГУ, 1999. - 112 с.

57. Голубков, М. М. На изломах : Русский национальный характер в творчестве А. И. Солженицына / М. М. Голубков // История России XIX-XX веков: Новые источники понимания. - М. : Изд-во МГУ, 2001. - С. 180-189.

58. Голубков, М. М. Творчество А.И. Солженицына как итог литературного столетия / М. М. Голубков // А.И. Солженицын и русская культура : науч. докл. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - С. 13-23.

59. Горская, А. Жив или умер Костоглотов? / А. Горская // Русская мысль. - 1969. - 24 июля. - С. 8.

60. Даниленко, Л. Урок Александра Солженицына. Размышление о его повести «Раковый корпус» / Л. Даниленко // Литературная учеба. - 2008. -№ 6. - С. 195-197.

61. Демина, Н. Латынь в романе А. Солженицына «Раковый корпус» / Н. Демина // Античный мир и мы : Материалы и тезисы конференции. Саратов, 22-23 апреля 1999. - В ып. 6. - Саратов : Гос. учеб.-науч. центр «Колледж», 2000. - С. 79-81.

62. Дунаев, М. М. Солженицын / М. М. Дунаев // Дунаев М. М. Православие и русская литература : в 6 ч. Ч. 6. - М. : Христианская литература, 2000. - С. 279-348.

63. Дурнов, Л. А. «Раковый корпус», прочитанный врачом / Л. А. Дурнов // В месте против рака [Электронный ресурс] : [сайт] URL : http://www.vmpr.ru (дата обращения 01.03.2018). Загл. с экрана. Яз. рус.

64. Дюжев, Ю. «Для этой страны, где живешь» / Ю. Дюжев // Север. -1992. - № 3. - С. 145-155.

65. Живов, В. М. Как вращается «Красное колесо» / В. М. Живов // Новый мир. - 1992. - № 3. - С. 246-249.

66. Захаров, В. О глубинных совпадениях Солженицына и Достоевского / В. Захаров // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - с 409-414.

67. Золотусский, И. Александр Солженицын и «В ыбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя / И. Золотусский // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - С 332-339.

68. Иванова, Е. В. Реальность и вымысел в творчестве Солженицына / Е. . Иванова // Солженицынские тетради : материалы и исследования. -В ып. 2. - М. : Русский путь, 2013. - С. 98-115.

69. Келер, Л. «Раковый корпус» Солженицына : Высокое мастерство и предельная искренность / Л. Келер // В озрождение. - 1969. - № 205. - С. 5769.

70. Киносита, Т. Повествовательный стиль А.И. Солженицына и поэтика Достоевского / Т. Киносита // Путь Солженицына в контексте Большого Времени. Сборник памяти : 1918-2008. - М. : Русский путь, 2009. -С. 121-130.

71. Клейман, Л. Заметки о «Раковом корпусе» А. Солженицына / Л. Клейман // Грани. - 1972. - № 83. - С. 79-112.

72. Клеман, О. Солженицын, или В озрождение совести / О. Клеман // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974 -2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 146-168.

73. Клеофастова, Т. Творчество А. Солженицына в контексте XX века / Т. Клеофастова // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 302-315.

74. Климов, А. Тема нравственного пробуждения у Солженицына / А. Климов // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 315-322.

75. Клинг, О. А. «...K лучшему в себе, к лучшему в себе...» : Попытка портрета Е.Б. Тагера с приложением его отзыва о «Раковом корпусе» и ответа А.И. Солженицына / О. А. Клинг // В опросы литературы. - 1991. - № 11/12. - С. 70-91.

76. Колобаева, Л. А. Крохотки / Л. А. Колобаева // Литературное обозрение. - 1999. - № 1. - С. 39-44.

77. Колобаева, Л. А. «Река, впадающая в пески»? : Художественные прогнозы Александра Солженицына («Раковый корпус») / Л. А. Колобаева // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - В ып. 1. - М. : Русский путь, 2012. - С. 147-166.

78. Котельников, В. А. Человек эпический - Александр Солженицын / . А. Котельников // Путь Солженицына в контексте Большого ремени.

Сборник памяти : 1918-2008. - М. : Русский путь, 2009. - С.107-121.

79. Краснов, В. Г. Солженицын и Достоевский : искусство полифонического романа / авториз. пер. с англ. В. Г. Краснов. - Athens : University of Georgia Press, 2012. - 230 с.

80. Кублановский, Ю. Проза зримая, слышимая, обоняемая. (Опыт прочтения военных рассказов Александра Солженицына) / Ю. Кублановский

// Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 514-519.

81. Куклина, И. В. «Глядя на одну и ту же звезду.» / И. В. Куклина // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - Вып. 2. - М. : Русский путь, 2013. - С. 208-213.

82. Кукулин, И. В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры / И. В. Кукулин. - М. : Новое литературное обозрение, 2015. - 536 с.

83. Куликова, Г. В. Основные средства выражения побудительной интенции в повести А. Солженицына «Раковый корпус» / Г. . Куликова // Тверской Солженицынский сборник (К 80-летию А.И. Солженицына). -Тверь : ТвГУ, 1998. - С. 110-113.

84. Куценко, Е. В. Особенности сюжета произведений А.И. Солженицына (На материале романа « круге первом» и повести «Раковый корпус») / Е. . Куценко // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века : Материалы межвуз. науч. конф. - В ып. 2. - М. : МПГУ, 1995. - С. 118-120.

85. Лавренов, П. Образ В ремени в творчестве А.И. Солженицына / П. Лавренов // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 195-205.

86. Лавренов, П. П. Проблемы русского национального характера в творчестве А.И. Солженицына: нравственно-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / П. П. Лавренов. - М., 1992. - 19 с.

87. Липовецкий, М. Н. Приветная песнь совка : О Солженицыне по канонам соцреализма / М.Н. Липовецкий // Литературная газета. - 1994. - № 40. - С. 4.

88. Личко, П. «Один день у Александра Исаевича Солженицына» / П. Личко // Посев. - 1967. - № 25. - С. 3-4.

89. Лопухина-Родзянко, Т. Духовные основы творчества Солженицына / Т. Лопухина-Родзянко. - Frankfurt a. Main : Possev-verlag, 1974. - 178 с.

90. Лосев, Л. В. В еликолепное будущее России. Заметки при чтении «Августа Четырнадцатого» А. Солженицына / Л. В. Лосев // Континент. -1984. - № 42. - С. 289-320.

91. Лосев, Л. В. Солженицын и Бродский как соседи / Л. В. Лосев. -СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 608 с.

92. Лукач, Д. Социалистический реализм сегодня. А.И. Солженицын в зеркале марксистской критики / Д. Лукач // В опросы литературы. - 1991. -№ 4. - С. 70-92.

93. Марион, К. Кто боится Солженицына? / К. Марион // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974 -2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 169-186.

94. Медников, А. В 1966-м обсуждали «Раковый корпус» / А. Медников // Московская правда. - 1998. - 11 дек. - С. 2.

95. Мейке, И. Е. В оспоминания об А.И. Солженицыне / И. Е. Мейке // Записки русской академической группы в США. - Т. XXXVI. - Нью-Йорк, 2010. - С. 9-19.

96. Мелентьева, И. Е. Жизнь животных в «Раковом корпусе» / И. Е. Мелентьева // Солженицынские тетради : материалы и исследования. -В ып. 5. - М. : Русский путь, 2016. - С. 121-134.

97. Мелентьева, И. Е. Солженицын читает Лескова / И. Е. Мелентьева // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - В ып. 1. - М. : Русский путь, 2012. - С. 118-135.

98. Мешков, Ю. А. Александр Солженицын : Личность. Творчество. В ремя / Ю. А. Мешков. - Екатеринбург : Диамант, 1993. - 98 с.

99. Михайлик, Е. Ю. Один? День? Ивана Денисовича? или Реформа языка / Е. Ю. Михайлик // Новое литературное обозрение. - 2014. - № 126. -С. 289-305.

100. Можайская, О. Мысли английской писательницы о «Раковом корпусе» Солженицына : О ст. М. Харари в журн. «Survey» (№ 69) / О. Можайская // В озрождение. - 1970. - № 222. - С.136-138.

101. Мучник, Х. «Раковый корпус» : Судьба и вина / Х. Мучник // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974 -2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 558-574.

102. Немзер, А. Душа и колючая проволока / А. Немзер // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - С. 237-240.

103. Немзер, А. Художник под небом Бога / А. Немзер // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - С. 121-124.

104. Немзер, А. Колесо в Круге / А. Немзер // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - В ып. 2. - М. : Русский путь, 2013. - С. 150-167.

105. Нива, Ж. Слово и взгляд у Солженицына / Ж. Нива // Континент. -1978. - № 18. - С. 309-338.

106. Нива, Ж. Сны в межузельях поэтики Солженицына / Ж. Нива // Путь Солженицына в контексте Большого В ремени. Сборник памяти : 1918 -2008. -М. : Русский путь, 2009. - С. 249-256.

107. Нива, Ж. «Круги» Александра Солженицына / Ж. Нива // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974 -2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 597-615.

108. Нива, Ж. Александр Солженицын. Борец и писатель / Ж. Нива. -СПб. : В ита Нова, 2014. - 336 с.

109. Николсон, М. Дом и «дороженька» у Солженицына / М. Николсон // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - С.274-287.

110. Николсон, М. «Да где ж ты была, Дороженька?». Жанровые поиски Солженицына в 40-50-е годы // Путь Солженицына в контексте Большого Времени. Сборник памяти : 1918-2008. - М. : Русский путь, 2009. - С. 256265.

111. Николсон, М. Солженицын как «социалистический реалист» / М. Николсон // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 476-499.

112. Новикова, П. А. «Пространство смерти» в европейской литературе XX века : И. Шмелев, Б. Виан, В. Шаламов, А. Солженицын, Ф. Ксенакис : автореф. дис. ... канд. филол. наук / П.А. Новикова. - Самара, 2005. - 18 с.

113. О романе «Раковый корпус» А.И. Солженицына : Беседа за «круглым столом» в парижской студии радио «Свобода» / Г. Адамович, Г. Газданов, В. Ризер, Н. Струве // В естник РХД. - 1988. - № 154. - С.113-128.

114. Оляндэр, Л. К. Нарративный дискурс в романе А. Солженицына «Раковый корпус» / Л. К. Оляндэр // А.И. Солженицын и русская культура : сб. науч. тр. - Саратов : Наука, 2009. - С. 120-129.

115. Перселл, Б. Преодоление Солженицыным экзистенциального беспамятства с помощью личного, общественного и исторического припоминания / Б. Перселл // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 452-476.

116. Плетнев, Р. А. И. Солженицын / Р. Плетнев. - Paris : YMCA-PRESS, 1973. - 173 с.

117. Понтузо, Дж. Ф. В озрождение духа / Дж. Ф. Понтузо // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 118-146.

118. Прокопова, Е. В. Сюжет и характер в художественной прозе А.И. Солженицына : На материале романа «В круге первом» и повести «Раковый корпус» : дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Прокопова. - М., 1998. -203 с.

119. Радзишевский, В. Исторический контекст в романе «В круге первом»: наблюдения комментатора / В. Радзишевский // Путь Солженицына в контексте Большого В ремени. Сборник памяти : 1918 -2008. - М. : Русский путь, 2009. - С. 243-249.

120. Резниковский, Г. «Раковый узел» А.И. Солженицына / Г. Резниковский // Звезда В остока. -1991. - № 2. - С. 94-108.

121. Ржевский, Л. Д. Творец и подвиг: Очерки по творчеству Александра Солженицына / Л. Д. Ржевский. - Frankfurt a. Main : Possev-verlag, 1972. -168 с.

122. Сараскина, Л. И. Александр Солженицын / Л. И. Сараскина. М. : Молодая гвардия, 2008. - 935 с.

123. Сараскина, Л. И. Код Солженицына / Л. И. Сараскина // Россия. -1996. - № 1. - С. 56-57.

124. Сараскина, Л. И. Театр Александра Солженицына / Л. И. Сараскина // Ракурсы. - Вып. 9. - М. : ГИИ, 2012. - С. 5-23.

125. Сарнов, Б., Хазанов, Б. Есть ли будущее у русской литературы? Продолжение диалога, начатого 14 лет назад / Б. Сарнов, Б. Хазанов // В опросы литературы. - 1995. - № 3. - С. 102-137.

126. Сердобинцева, Г. М. «Раковый корпус» А.И. Солженицына / Г. М. Сердобинцева // Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию со дня рождения А.И. Солженицына : тез. докл., 16 октября 1998 г. - Рязань : Ряз. обл. ин-т развития образования, 1998. - С. 20-22.

127. Сердобинцева, Г. М. А.И. Солженицын : «.И всегда меня поправляло нечто» / Г. М. Сердобинцева. - Рязань : РИФ СТИЛЬ, 1998. - 98 с.

128. Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974 / сост. В. Глоцер, Е. Чуковская. - М. : Русский путь, 1998. - 496 с.

129. Соколовский, Р. Солженицын в Казахстане / Р. Соколовский // Литературная учеба. - 2008. - № 6. - С. 186-194.

130. «Солженицын : Мыслитель, историк, художник» : круглый стол // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - В ып. 1. - М. : Русский путь, 2012. - С. 198-251.

131. Спиваковский, П. Е. Феномен А.И. Солженицына : новый взгляд (К 80-летию со дня рождения) / П. Е. Спиваковский. - М. : ИНИОН РАН, 1998.

- 135 с.

132. Спиваковский, П. Е. Полифоническая картина мира у Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына / П. Е. Спиваковский // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - С. 414-424.

133. Спиваковский, П. Е. Полифония у Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына / П. Е. Спиваковский // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - В ып. 3. - М. : Русский путь, 2014. - С. 51-64.

134. Струве, Н. А. Явление Солженицына. Попытка синтеза / Н. А. Струве // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 262-266.

135. Струве, Н. А. Религиозное значение творчества Солженицына / Н. А. Струве // Путь Солженицына в контексте Большого Времени. Сборник памяти : 1918-2008. - М. : Русский путь, 2009. - С. 131-137.

136. Твардовский, А. Т. Из рабочих тетрадей : янв.-фев. 1968 г. / публ. В . А. и О. А. Твардовских // Библиография. - 1997. - № 1. - С. 127-142.

137. Темпест, Р. Солженицын - писатель XXI века / Р. Темпест // Путь Солженицына в контексте Большого В ремени. Сборник памяти : 1918 -2008. -М. : Русский путь, 2009. - С.277-292.

138. Темпест, Р. Грязь и золото: Заметки о трансформативных художественных приёмах Солженицына / Р. Темпест // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974 -2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 499-517.

139. Терешкина, Д. Б. Человек перед лицом смерти : минейный код повести А. Солженицына «Раковый корпус» / Д.Б. Терешкина // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3. - С. 316-319.

140. Токер, Л. Некоторые особенности повествовательного метода в «Одном дне Ивана Денисовича» / Л. Токер // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974-2008: сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 537-547.

141. Трубецков, А. Д., Трубецкова, Е. Г. Роман А. И. Солженицына «Раковый корпус» в контексте биоэтики / А. Д. Трубецков, Е. Г. Трубецкова // А. И. Солженицын и русская культура : сб. науч. тр. - Саратов : Наука, 2009. - С. 63-71.

142. Тыщук, О. А. Эстетические функции пейзажа в художественной прозе А. И. Солженицына : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. А. Тыщук. - Армавир, 2006. - 18 с.

143. Тюрина, Г. А. «Язык сам знает, чего он хочет» : Сорок лет работы Солженицына над «Русским словарем языкового расширения» / Г. А. Тюрина // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - Вып. 5. - М. : Русский путь, 2016. - С. 134-149.

144. Ульянов, Н. И. Загадка Солженицына / Н. И. Ульянов // Новое русское слово. - 1971. - № 22328. - С. 2.

145. Урманов, А. В. Концепция Эроса в творчестве А. Солженицына / А. В . Урманов // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и

литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 371-385.

146. Урманов, А. В. Художественное мироздание Александра Солженицына / А. В. Урманов. - М. : Русский путь, 2014. - 624 с.

147. Фокин, П. Е. Александр Солженицын. Искусство вне игры / П. Е. Фокин // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005.

- С. 519-529.

148. Франк, В. «Раковый корпус» / В. Франк // Франк, В. По сути дела / В . Франк. - Лондон, 1977. - С. 154-157.

149. Хроль, И. А. [«Он старался быть полезным людям.»] / И. А. Хроль // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - Вып. 2. - М. : Русский путь, 2013. - С. 213-217.

150. Худякова, И. Поэтика замкнутых пространств в произведениях Е. Замятина и А. Солженицына («Мы», «Раковый корпус») / И. Худякова // Литература русского зарубежья. Е.И. Замятин. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2004.

- С. 176-191.

151. Чалмаев, В. А. Александр Солженицын. Судьба и творчество / В . А. Чалмаев. - М. : Просвещение, 2010. - 256 с.

152. Чуковская, Л. Ответственность писателя и безответственность «Литературной газеты» / Л. Чуковская // В естник РХД. - 1968. - № 89 (90). -С. 95-104.

153. Чуриков, Г. А. Герой как объект насильственного воздействия и как субъект ценностного «самостоянья» в творчестве А. И. Солженицына 1960-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. А. Чуриков. - В оронеж, 2007. -18 с.

154. Шафранская, Э. Ф. На солнечной стороне улицы Солженицына / Э. Ф. Шафранская // Шафранская, Э. Ф. Ташкентский текст в русской культуре / Э. Ф. Шафранская. - М. : Арт Хаус медиа, 2010. - С. 77-83.

155. Шешунова, С. В. Колесо и крест / С. В. Шешунова // Посев. - 2003. - № 12. - С. 3-6.

156. Шешунова, С. В. Национальный образ мира в эпопее А. И. Солженицына «Красное Колесо» / С. . Шешунова. - Дубна : Международн. ун-т природы, общ-ва и человека «Дубна», 2005. - 111 с.

157. Шкловский, Е. А. Чем жив человек. О повести «Раковый корпус» / Е. А. Шкловский // Литературное обозрение. - 1990. - № 7. - С.10-14.

158. Шмелев, А. Д. Скобки у Солженицына / А. Д. Шмелев // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - В ып. 1. - М. : Русский путь, 2012. - С. 167-184.

159. Шмелев, А. Д. Историческая память слова в прозе Александра Солженицына: мир и воля // Солженицынские тетради : материалы и исследования. - В ып. 2. - М. : Русский путь, 2013. - С. 115-136.

160. Шмеман, А., прот. Беседы на Радио «Свобода» : в 2 т. Т. 2 / прот. А. Шмеман. - М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. - 544 с.

161. Шмеман, А., прот. О Солженицыне / прот. А. Шмеман // Шмеман А., прот. Собрание статей. 1947-1983 / прот. А. Шмеман. - М. : Русский путь, 2009. - С. 759-823.

162. Шнеерсон, М. А. Александр Солженицын. Очерки творчества / М. А. Шнеерсон. - Frankfurt a. Main : Possev-verlag, 1984. - 298 с.

163. Щедрина, Н. М. Природа художественности в «Красном Колесе» А. Солженицына / Н. М. Щедрина // Между двумя юбилеями (1998-2003) : Писатели, критики и литературоведы о творчестве А. И. Солженицына. - М. : Русский путь, 2005. - С. 478-498.

164. Щедрина, Н. М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века / Н. М. Щедрина. - М. : Памятники ист. мысли, 2010. - 336 с.

165. Эриксон, Э., мл. Мировоззрение Солженицына / Э. Эриксон, мл. // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974 -2008 : сб. ст. - М. : Русский путь, 2010. - С. 48-76.

III

166. Бахтин, М. М. В опросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1975. - 504 с.

167. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М. : Советский писатель, 1963. - 361 с.

168. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

169. ведение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины : Учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. - М. : В ысшая школа; Изд. центр «Академия», 1999. - 556 с.

170. иноградов, . . О теории художественной речи / . . иноградов. - М. : Изд-во «В ысшая школа», 1971. - 240 с.

171. инокур, Г. О. Об изучении языка литературных произведений / Г. О. инокур // инокур, Г. О. Избранные труды по русскому языку / Г. О. В инокур. - М. : Учпедгиз, 1959. - С. 226-256.

172. В олков, И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. В олков. - М. : Просвещение; Владос, 1995. - 256 с.

173. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы : Очерки по русской литературе XX века / Б. М. Гаспаров. - М. : Наука, 1994. - 304 с.

174. Гинзбург, Л. Я. Литература в поисках реальности / Л. Я. Гинзбург. -Л. : Советский писатель, 1987. - 400 с.

175. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Советский писатель, 1979. - 224 с.

176. Лиманская, Л. Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства / Л. Ю. Лиманская. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т., 2008. - 350 с.

177. Лотман, Ю. М. Избр. статьи : в 3 т. Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. - Таллинн : Александра, 1992. - 247 с.

178. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 1998. - 704 с.

179. Михайльченко, Б. С. Проблемы литературоведения: теория литературы / Б. С. Михальченко. - Самарканд : СамГУ, 2009. - 182 с.

180. Прозоров, В. В. Другая реальность : Очерки о жизни в литературе / . . Прозоров. - Саратов : Лицей, 2005. - 208 с.

181. Рыклин, М. К. Террорологики / М. К. Рыклин. - Тарту ; М. : Эйдос, 1992. - 224 с.

182. Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей / А. П. Скафтымов. - М. : Художественная литература, 1972. - 545 с.

183. Скафтымов, А. П. Собрание сочинений : в 3 т. / А. П. Скафтымов / сост. : Ю. Н. Борисов, А. В. Зюзин. - Самара : Изд-во «В ек # 21», 2008. - Т. 1-3.

184. Струве, Н. А. Православие и культура. - 2-е изд., испр. и доп. / Н. А. Струве. - М. : Русский путь, 2000. - 632 с.

185. Теория литературы. Т. 1. Литература. - М. : ИМЛИ им. А М. Горького РАН, 2005. - 336 с.

186. Терц, А. Что такое социалистический реализм / А. Терц. - Париж : Синтаксис, 1988. - 64 с.

187. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. - М. : Искусство, 1970. - 256 с.

188. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 2004. - 405 с.

189. Чуковский, К. И. Живой как жизнь. Рассказы о русском языке / К. И. Чуковский. - М. : Молодая гвардия, 1962. - 176 с.

190. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

IV

191. Александр Исаевич Солженицын : материалы к биобиблиографии / сост. Д. Б. Азиатцев. - СПб. : Росс. нац. б-ка, 2007. - 800 с.

192. Каган-Пономарев, М. Я. Литераторы-врачи : очерки и подходы с приложением биобиблиографического словаря / М. Я. Каган-Пономарев. - М. : Дашков и К°, 2007. - 438 с.

193. Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. / под ред. А.А. Суркова. Т. 4. - М. : Советская энциклопедия, 1967. - 1024 с.

194. Литературная энциклопедия терминов и поднятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М. : Интелвак, 2001. - 1600 с.

195. Мокиенко, В. М., Никитина, Т. Г. Толковый словарь языка Совдепии / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 505 с.

196. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / под. ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной, 2008. - 358 с.

197. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева, С. . Тураева. - М. : Просвещение, 1974. - 509 с.

198. Словарь литературоведческих терминов / под ред. С. П. Белокуровой. - СПб. : Паритет , 2006. - 314 с.

199. Эстетика : Словарь / под ред. А. А. Беляева. - М. : Политиздат, 1989. -447 с.

200. Эстетика. Теория литературы : энциклопедический словарь терминов /под ред. Ю. Б. Борева. - М. : Наука, 2003. - 574 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.