Представления о творческой личности и профессионале в юношеском возрасте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Казарян, Мария Юрьевна

  • Казарян, Мария Юрьевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 272
Казарян, Мария Юрьевна. Представления о творческой личности и профессионале в юношеском возрасте: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Москва. 2009. 272 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Казарян, Мария Юрьевна

Введение

Глава I Научные и обыденные представления о профессионале и творческой личности •

1.1 Творческая личность: вопросы креативности, способностей и одарённости '

1.1.1 Соотношение понятий «творчество» и «креативность»

1.1.2 Структура одарённости и креативности

1.1.3 Общая характеристика творческих способностей 30 1.1А Проблема творческой личности

1.2 Проблема профессионализма и качеств профессионала в психологии и акмеологии >

1.2.1 Вопросы изучения профессионализма в психологической науке

1.2.2 Акмеологические инварианты профессионализма

1.2.3 Процесс становления профессионала

1.2.4 Творческий компонент профессионализма и его формирование в процессе обучения в ВУЗе

1.2.5 Профессиональная компетентность

1.3 Изучение обыденных представлений в психологии

1.4 Выводы теоретической части

Глава II Программа, методы и результаты исследования представлений о творческой личности и профессионале

2.1 Общая характеристика плана и методов исследования

2.1.1. Описание программы исследования и характеристика испытуемых

2.1.2. Исследование осмысленности жизни при помощи теста смысложизненных ориентаций

2.1.3. Исследование креативности по методике Д.Джонсона 117 2.2. Результаты исследования представлений о творческой личности 122 2.2.1 Результаты многофакторного дисперсионного анализа представлений о творческой личности

2.2.2. Результаты сравнения представлений о творческой личности по признаку пола респондентов

2.2.3. Результаты сравнения представлений по признаку пола творческой личности

2.2.4. Результаты сравнения представлений респондентов художественных и технических специальностей

2.2.5. Результаты сравнения представлений респондентов с высоким и низким уровнем СЖО.

2.2.6. Результаты факторного анализа и многомерного шкалирования представлений о творческой личности

2.2.7. Обсуждение результатов и выводы 159 2.3. Результаты исследования представлений о профессионале 171 2.3.1 Результаты многофакторного дисперсионного анализа представлений о профессионале

2.3.2. Результаты сравнения представлений о профессионале по признаку пола респондентов

2.3.3. Результаты сравнения представлений о профессионале по признаку пола профессионала

2.3.4. Результаты выявления связи представлений о профессионале и специальности обучения

2.3.5. Результаты сравнения представлений респондентов с высоким и низким уровнем СЖО о профессионале.

2.3.6. Результаты факторного анализа и многомерного шкалирования представлений о профессионале

2.3.7. Обсуждение результатов и выводы

2.4 Результаты многофакторпого дисперсионного анализа пересекающихся дескрипторов представлений о творческой личности и профессионале

2.5 Выводы исследования представлений о творческой личности и профессионализме в юношеском возрасте

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Представления о творческой личности и профессионале в юношеском возрасте»

Актуальность темы исследования. Изменение социальных ценностей и требований современного общества влечёт за собой постепенное осознание ценности человека. В центре внимания оказывается индивидуальность, неповторимость, инициативность, самостоятельность каждого гражданина. Общество выдвигает новые требования к личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость, высокий уровень профессиональной компетентности. Самоценность личности, ее уникальность и неповторимость начинают культивироваться в системе высшего профессионального образования. Процесс подготовки кадров должен быть ориентирован не только на профессиональное, но и на всестороннее личностное и творческое развитие будущих специалистов.

Однако в самой системе образования на современном этапе проявляются существенные противоречия. Это, прежде всего, противоречие между творческой компонентой и технологичностью. Требования времени таковы, что необходимо не только получить довольно большой объем знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к переменам, готовности к творчеству. Воспитание способности к творчеству должно стать одной из главных задач современного образования.

Для того чтобы воспитать творчески активную личность, настоящего профессионала своего дела, необходимо изменить устоявшиеся парадигмы образования, связанные в основном с накоплением уже готовых знаний, и создавать условия для самореализации, саморазвития творческого потенциала каждой личности в процессе продуктивной деятельности. Для будущих специалистов это является значимым, потому что именно творческий подход к делу, нестандартность мышления, независимость суждений помогают ориентироваться в условиях нестабильного общества. Наличие «творческих» качеств зачастую определяет результативность работы, влияет на профессионализм исполнения дела, является существенным при подборе молодых кадров. Вот почему в настоящее время возник вопрос о формировании специалистов «новой формации» в процессе обучения в ВУЗе. В соответствии с этой целью была произведена попытка разработать новые учебные курсы, но эффективность этих предметов пока не была подтверждена на практике.

Это противоречие также пытаются преодолевать путем гуманизации образования. Гуманизация образования проявляется в смене приоритетов, в акценте не только на ценности знаний, но главным образом па ценности человека, которая заключается, прежде всего, в его уникальности, неповторимости, что в свою очередь тесно связано с проблемой творчества и профессионализма. Творчество предполагает новое видение, новое решение, готовность к отказу от стереотипов и схем поведения и мышления. Профессионализм обеспечивает нестереотипные действия в ситуации любой трудности с исполнением на высоком уровне. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности — это проявление чего-то нового. Привнесение индивидуальности в профессиональную деятельность при сохранности хорошего результата неизбежно способствует личностному росту каждого человека.

Степень научной разработанности проблемы. Целостный подход к анализу личностно-профессионального становления и развития, впервые был сформулирован В.М.Бехтеревым, появился в психологии благодаряБ.Г. Ананьеву, а обоснован и развит в рамках акмеологической науки в 90-е годы (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский и др.). Совокупность выдвинутых этими учёными идей базируется на обобщении достижений общественных, естественных и технических наук, которые вместе с акмеологической парадигмой могут исследовать и преобразовывать практику с учетом всех реальных ее изменений.

Акмеология рассматривает субъекта с точки зрения достижения им наивысшей ступени реализации своих сил и возможностей — «акме». Это расцвет профессионального мастерства в сочетании с актуализацией творческого потенциала. Важными факторами достижения вершины в своём развитии, как показали' исследования А.А. Деркача, А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, И.Ы. Семёнова, А.А. Бодалёва, А.П. Ситникова, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, а также стремление к самореализации (А. Маслоу, X. Мюррей, Э. Роу).

Психологические исследования профессионализма ведутся уже более 100 лет и насчитывают значительное количество работ. Основные темы, прорабатываемые в исследованиях различных авторов, касаются проблем, среди которых можно выделить следующие: вопросы»профессионализации и этапов достижения оптимального уровня профессионализма- (Т.В. Кудрявцев, T.JI: Ядрышникова, Д. Сьюпер, Э.Ф. Зеер, JT.A. Ясюкова); проблема достижения^ компетентности и высокого уровня профессионального мастерства^ (Р. Стернберг, Н.В'. Кузьмина, А.А. Деркач, Дж. Андерсон, Г. Десслер); изучение личностных и когнитивных качеств профессионала (В.А. Бодров, С.А. Дружилов, Е.П. Ермолаева, Д.Н. Завалишина, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Г.С. Никифоров, Ю.П. Поваренков, Л.Г. Дикая,. А.Н. Занковский, В.Д. Шадриков).

Тем не менее, в рамках указанных работ рассматриваются различные проблемы психологии труда или особенности каких-то определённых профессий. Существует немалое количество работ о профессионалах в каких-либо областях (педагогический-, психологический, технический, инженерный, управленческий и др. труд). Но о профессионале вообще, о профессионале без конкретного определения области работ немного.

Исследования творчества, творческого процесса и способностей имеют богатую традицию как в нашей стране (C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, B.C. Юркевич,

Д.Б. Богоявленская, М.А. Холодная и др.), так и за рубежом (Д. МакКиннон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, К. Тейлор, А. Олах, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Н. Роджерс и др.). Были проведены многочисленные исследования творческих способностей студентов различных, в основном, артистических специальностей (B.C. Собкин, Н.В. Рождественская, A.JT. Гройсман, B.JT. Слободов и др.).

Исследования личностных характеристик творческой личности опираются на анализ специфики разных видов творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Р. Кратчфилд, Я.А. Пономарёв, К. Роджерс, Э.П. Торренс, и др.). Также важны и вопросы разработки эффективных средств и методов развития творческих качеств личности (К. Бейттел, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Лоунфельд, A.M. Матюшкин и др.). Значительное количество исследований посвящено творческой одарённости (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, B.C. Юркевич, Д.В. Ушаков, А.И. Савенков, Ю.Д. Бабаева, Дж. Рензулли).

Другим популярным современным направлением исследований является изучение имплицитных концепций личности и обыденных представлений людей о тех или иных явлениях и свойствах. В этой области наблюдается очевидный недостаток исследований. В основном изучение имплицитных концепций опирается на работы Дж. Брунера и Р. Тагиури, которые ввели это понятие. Существенный вклад внёс Дж. Келли и его теория личностных конструктов. В социальной психологии основная масса работ представлена в рамках теории социальных репрезентаций С. Московичи. Современные исследователи представлений за основу берут исследования Р. Стернберга, который изучал имплицитные концепции интеллекта и креативности. В пашей стране уже были выполнены некоторые исследования представлений: изучение обыденных представлений об умном человеке (Н.Л. Смирнова, 1995, 2002), представлений о механизмах эмоциональной неустойчивости личности и эмоционально зрелой личности (Е.А. Чудина 1998, 2005), представлений о порядочном человеке (М.И.

Воловикова, JT.JI. Гренкова, 1997, Л.Л. Гренкова 1998), представлений о русском человеке (М.И. Воловикова, 1998), социальных представлений о женщине - научном работнике (Т.П. Емельянова, М.А. Щавелева, 2003), особенности имплицитных теорий личности в школьном возрасте (О.Б. Литаврина, В.В. Панкина, И.М. Кондаков, 2003). Проводятся кросскультурные исследования (Н.Л. Смирнова, 1995, М.И. Воловикова, Л.М. Соснина, 2001, Н.Д. Елисеева, 2005). Рассматривались и общие проблемы обыденного сознания (Е.В. Улыбина, 2001). Однако в нашей стране не проводилось исследований представлений о творческой личности и профессионале.

В силу особенностей выбранной тематики объектом исследования являются мнения студентов относительно характеристик творческой личности и настоящего профессионала в своём деле.

В качестве предмета исследования были выбраны особенности представлений студентов художественных и технических специальностей о творческой личности и профессионале.

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить связь содержания представлений о творческой личности и профессионале со специальностью, полом и уровнем осмысленности жизни.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Провести анализ проблем творчества, профессионализма, творческих и профессиональных качеств личности; рассмотреть основные вопросы, связанные с изучением представлений в зарубежной и отечественной психологической науке.

2. Изучить представления студентов художественных и технических специальностей о творческом1 человеке и профессионале.

3. Выявить особенности мужских и женских представлений, а также особенности представлений о мужчинах и женщинах в области творчества и профессионализма.

4. Определить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и уровня развития творческого мышления студентов с их представлениями о творчестве и профессионализме.

5. Выявить общие закономерности в структуре представлений о качествах творческой личности и профессионала.

В связи с этим были сформулированы гипотезы исследования.

1. Взаимосвязь представлений о творческой личности и профессионале может быть выражена в общности представлений об основных параметрах личности (ум, целеустремлённость, эмоциональность, общительность, талант).

2. Творческие и мотивациоппые параметры, характерные для творческой личности и профессионала, будут оцениваться респондентами художественных специальностей и студентами с высоким уровнем осмысленности жизни выше, чем респондентами технических специальностей и теми, кто обладает низким уровнем осмысленности жизни.

3. Выделение эмоциональных и коммуникативных характеристик в представлениях о творческой личности и профессионале будет характерным для девушек, для юношей более значимыми окажутся характеристики мыслительной деятельности.

Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы и методики исследования: изучение творческого мышления и креативности по методике креативности Джонсона; изучение смысложизненных ориентаций личности по методике

СЖО; анализ ответов по методике свободного описания творческого человека и профессионала с целью выявления наиболее часто встречаемых характеристик творческой личности и профессионала; изучение представлений о творческом человеке и профессионале при помощи оценки характеристик, выявленных в ходе анализа ответов по методике свободного описания;

- ' анализ результатов исследования при помощи методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Различия в содержании представлений о творческой личности и профессионале связаны с направлением профессионализации, задаваемым специальностью обучения.

2. Пол человека проявляется в различиях представлений о творческой личности и профессионале двояким образом: различаются представления девушек и юношей, а также представления о творческих людях и профессионалах обоих полов.

3. Содержание представлений о творчестве и профессионализме взаимосвязано с уровнем осмысленности жизни носителей этих концепций.

4. В структуре представлений можно выявить общие характеристики, описывающие особенности мотивационной, интеллектуальной и креативной-сфер личности, в соответствии с которыми респонденты оценивают творческих людей и профессионалов.

Методологическую основу исследования составили субъектно-деятельиостный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалёв, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, P.JT. Кричевский и др.), акмеологическая концепция целостного развития личности (В.Г. Асеев, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, И.Н. Семёнов и др.). Существенную роль в определении схемы исследования сыграли принципы психологического анализа представлений, разработанные С. Московичи и Р. Стернбергом.

Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования определяется тем, что впервые было проведено изучение представлений о творческой личности и профессионале, что позволяет по-новому взглянуть на значимые характеристики профессиональной подготовки современного специалиста. В работе не только проанализированы мнения студентов художественных и технических специальностей о творческом человеке и настоящем профессионале в своём деле, но и установлена взаимосвязь качеств творческой личности и профессионала, выявлены дескрипторы, являющиеся общими для представлений как о творческой личности, так и о профессионале (талант, ум, целеустремлённость). Результаты диссертационного исследования вносят значительный вклад в психологию развития и психологию творчества. Они существенно расширяют научные представления о творческих компонентах профессионализма, а также открывают дальнейшие пути изучения представлений о процессе профессиональной и творческой реализации.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования показывают структуру представлений о профессионале и творческой личности в сознании студентов, будущих специалистов, что позволяет выработать ориентиры в профессиональном образовании в высшей школе. Исследование даёт возможность иначе взглянуть на те характеристики, которые необходимо развивать в процессе обучения и воспитания, расставить акцепты в процессе развития личности и указать пути профессионального и творческого самосовершенствования. Результаты исследования могут быть использованы психологами и в ходе консультирования, и в сфере профориентации, и с целью сопровождения педагогического процесса. Также они могут быть применены и педагогами на всех ступенях образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием адекватного методологического подхода к изучению предмета и решению задач исследования, репрезентативностью выборки, а также анализом и проверкой данных с помощью адекватных статистических процедур.

Апробация результатов исследования. По теме исследования опубликованы 25 работ общим объёмом 5,8 п.л., из которых 2 статьи - в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на VII Конференции по проблемам университетского образования «Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность» (Москва, 20 — 21 мая, 2004), Международной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 25 - 27 ноября, 2005), VIII Всероссийской конференции-семинаре молодых учёных «Науки о культуре - шаг в XXI век (Москва, 5-6 декабря, 2006), в рамках Всероссийской школы молодых учёных Института психологии РАН (Москва, 5-8 декабря, 2005). Апробация идей также осуществлялась в ходе ведения авторского курса по теме «Творческое развитие студентов» в Российском Государственном Медицинском Университете.

Структура работы. Диссертационная рабо та состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 278 источников, и приложения. Текст иллюстрирован рисунками, схемами, таблицами и диаграммами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Казарян, Мария Юрьевна

2.5 Выводы исследования представлений о творческой личности и профессионале в юношеском возрасте

1. Содержание представлений о творческой личности и профессионале связано с полом, специальностью обучения в ВУЗе, а также с уровнем, осмысленности жизни респондентов. Значимых корреляций между уровнем развития творческого мышления и представлениями респондентов обнаружено не было.

2. В структуре представлений о творческой личности и профессионале можно выделить как общие, так и специфичные характеристики представлений. К общим параметрам относятся выявленные в обоих исследованиях готовность к решению задач, эмоциональность, талант. К специфичным — параметры нестандартности, индивидуальности, коммуникативности, альтруизма и включённость в творческую деятельность в представлениях о творческой личности и особый упор на совершенствование знаний; ответственность, волевую готовность и гражданственность в представлениях о профессионале.

3. Творческая личность и профессионал в представлениях характеризуются наличием внутреннего противоречия между спонтанными проявлениями нестандартного мышления и тщательной целенаправленной работой, которое творческий человек стремится преодолеть в сторону нестандартных проявлений, а профессионал — в сторону чёткости и основательности.

4. Схожие представления о таких характеристиках, как «ум», «талант», «целеустремлённость» и «собственная точка зрения» сближают понимание творческой личности и профессионала в обыденном сознании, что позволяет говорить об общности обыденных представлений о различных сторонах целостного процесса самореализации и достижения акме.

5. Представления студентов о творческих людях и профессионалах обоих полов отражают тендерные стереотипы, а также вскрывают проблему профессиональной сегрегации, что отражено в предпочтении мужчин в качестве лучших профессионалов и более творческих людей, приписывании женщинам развитых коммуникативных и эмоциональных способностей, а мужчинам - особенностей мыслительной сферы, обеспечивающих успешность деятельности.

6. Респонденты художественных специальностей, девушки, а также лица с высоким уровнем осмысленности жизни оценивают «творческую личность» и «профессионала» содержательно, в соответствии с существенными и необходимыми для творческого процесса и процесса труда характеристиками. В представлениях респондентов технических специальностей, юношей и тех, кто обладает низким уровнем осмысленности жизни, личность профессионала и творческого человека рассматривается инструментально, то есть более весомыми оказываются сопутствующие черты, желательные для каждого человека, но как таковые не обеспечивающие достижения высоких результатов в творческой и профессиональной деятельности.

233

Заключение

Совершенствование материального производства, духовной сферы, уникальные достижения в области науки, культуры, прогресс цивилизации в целом имеют прямое отношение к творческой и профессиональной деятельности человека. Уровень развития творческих способностей и профессионализма, качество и количество продуктов деятельности личности во всех сферах жизни влияет на психическое здоровье и степень самореализации каждой индивидуальности, что лежит в основе нормального функционирования как личностного, так и общественного развития. Согласно «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для этого необходимы активные люди, высокие профессионалы, обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

Таким образом, стратегия формирования и реализации творческой индивидуальности, а также высокого уровня профессионализма современных студентов опирается на развитие таланта и креативности каждой личности, мотивации к достижению своих целей и успеха вне зависимости от профессии и социального статуса. Например, документ ЮНЕСКО 1974 г. «Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод», содержащий основные позиции и взгляды по проблемам воспитания и развития личности в современном мире, провозглашает главной целью воспитания развитие таланта ребенка, формирование творческих способностей личности, освоение системы знаний, умений, навыков, развитие стремления к совершенствованию, что позволит осуществлять позитивные изменения как в индивидуально-личностной сфере, так и в социальной жизни.

Несмотря на то, что в научных концепциях существуют обоснования необходимости обращения к приоритетам творческого, личностного и профессионального развития в процессе образования, мнение студентов, к которым эти процессы имеют непосредственное отношение, при разработке новых образовательных технологий не учитывается. Вследствие этого назрела необходимость исследования обыденных представлений о творчестве и профессионализме, которое состояло из теоретического и эмпирического этапов.

В ходе изучения теоретических работ по проблемам творческой личности, профессионализма представлений были рассмотрены основные позиции отечественных и зарубежных исследователей по данным вопросам. Анализ основных индивидуально-психологических характеристик и отношений творческой личности и профессионала обнаружил основные компоненты процессов творчества и труда. Среди них выделяются индивидуальные особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), эмоциональные, волевые, моторные, и коммуникативные особенности, а также специфические творческие составляющие (талант, креативность, нестандартность мышления и оригинальность). Отношения личности включают в себя отношение человека к себе, другим, к профессии и творческому процессу вообще, к объекту, предмету, средствам и условиям труда и творческого процесса.

Кроме этих особенностей важной областью исследований стали и черты личности, способствующие профессиональному и творческому становлению. Например, среди важных личностных качеств часто упоминается ответственность как одно из свойств, характеризующих направленность личности и влияющих на процесс и результаты профессиональной и творческой деятельности через отношение к своим обязанностям, качествам и целям. Особое место занимают характеристики Я-концепции творческой личности и профессионала, обеспечивающие идентификацию со своей профессией, вхождение в творческий процесс и постоянное стремление к улучшению своих результатов, к поиску нового в деятельности, к личностному росту и самосовершенствованию.

Высокий уровень профессионализма и творческих способностей, с одной стороны, невозможен без развития у человека способностей, соответствующих знаний, умений и навыков, но, с другой стороны, условием его достижения обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность личности. Яркое развитие способностей, нестандартное выполнение деятельности, мотивационно-эмоциональный заряд на достижение уникального, неординарного результата, встречаясь с духовными ценностями и гражданской позицией человека, образуют мощное стремление к реализации своего творческого или профессионального потенциала.

Но не только индивидуальные особенности личности, её эмоциональной, мотивационной и познавательной сфер определяют отношение человека к творчеству и профессионализму. Каждый человек характеризует различные процессы посредством своих представлений о них. Представления могут быть весьма далеки от выявленных в науке фактов и закономерностей, но они оказывают очень большое влияние на реальное поведение человека, стратегию жизненного пути, формирование субъектности и потому важны для понимания природы личности. На основании этих представлений человек делает выводы о связях определённых черт характера, о наиболее вероятных причинах поведения людей. Представления, во-первых, имеют индивидуальный характер и строятся на основе уникального опыта субъекта, а, во-вторых, в какой-то мере отражают накопленный культурно-исторический опыт и закреплены в структуре языка, в дискурсе. Это позволяет выявить общие для различных групп испытуемых представления о различных сторонах личности и психологических феноменах, например, о творческой личности и профессионале.

В эмпирической части исследования были выявлены особенности представлений о творческой личности и профессионале студентов художественных и технических специальностей, юношей и девушек. Сначала были определены характеристики творческого человека и профессионала, наиболее часто встречаемые в обыденных представлениях студентов различных специальностей. В результате анализа свободных описаний творческой личности и профессионала было выбрано 30 качеств, которые были предложены- для оценки на следующем этапе. На этом же этапе использовались тест смысложизнснных ориентаций и опросник креативности Джонсона. Далее полученные результаты были рассмотрены по следующим направлениям: сопоставление представлений о творческой личности и профессионале по половым и профессиональным критериям, по уровню смысложизненных ориентаций, а также выявление факторной структуры и многомерное шкалирование представлений.

В ходе анализа представлений о творческой личности и профессионале была обнаружена зависимость представлений от параметров пола (как от пола респондентов, так и от половой принадлежности творческого человека и профессионала), направления специальности (художественной или технической), уровня развития осмысленности жизни — СЖО (высокого или низкого).

Было выяснено, что девушки, студенты художественных специальностей и респонденты с высоким уровнем СЖО имеют более чёткие представления о качествах, необходимых для становления профессионала и творческой личности. Их представления отличает подчёркивание значения креативных, интеллектуальных, мотивационных и некоторых личностных особенностей для профессионального и творческого процесса. Юноши, студенты технических специальностей и респонденты с низким уровнем СЖО отмечают наличие у творческой личности и профессионала характеристик, помогающих в творческой или профессиональной деятельности, но не имеющих непосредственного отношения к высокому уровню её осуществления.

Представления о профессионалах и творческих людях обоих полов имеют общие точки соприкосновения. Так, женщины в обыденном сознании наделены эмоциональными и коммуникативными характеристиками, а мужчины преобладают по некоторым особенностям мышления, например, по нестандартности. Мужчины упомянуты в качестве лучших профессионалов и более творческих людей почти в два раза чаще, чем женщины в представлениях юношей, а девушки считают, что мужчины и женщины обладают творческими и профессиональными способностями в равной степени. Следовательно, представления о профессионалах и творческих людях обоих полов отражают существующие в обществе стереотипы о женщинах и мужчинах, но не затрагивают собственно творческие, мотивационные, познавательные параметры.

Факторный анализ и многомерное шкалирование показали, что представления студентов о субъекте творчества и профессионализма имеет схожее содержание. В качестве основных компонентов творческого процесса и профессионализма были выделены готовность к деятельности, эмоциональность, талант. Также были подчёркнуты особенности креативной, интеллектуальной, волевой и коммуникативных сфер, что, несомненно, сближает обыденные представления с научными. Также схожая структура представлений о творческой личности и профессионале показывает, что реализация творческих способностей и профессионального потенциала в сознании современных студентов представляет собой две стороны единого процесса достижения акме и самоактуализации.

Результаты диссертационного исследования частично подтверждают выдвинутые гипотезы и показывают приоритетные направления творческого и профессионального развития студентов во время обучения в ВУЗе. По мнению современных студентов, в процессе образования необходимо не только уделять внимание предоставлению необходимых знаний и развитию соответствующих умений у будущих специалистов, но и воспитанию их личности в целом, а также различных компонентов личности. В качестве эффективного фактора продвижения конкретного человека к вершинам своего акме рассматривается способность развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Таким образом, креативность как универсальная способность к творчеству и профессионализм являются существенным резервом современной цивилизации, важной движущей силой поступательного развития человеческого общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Казарян, Мария Юрьевна, 2009 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1994. Т. 15. - №4. - С. 39-55.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.- 301 с.

3. Аверина, И.С. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова. М.: Соборъ, 1996. - 60 с.

4. Акмеология: методология, методы и технологии / под общ. ред. А.А. Деркача. -М.: РАГС, 1998. 232 с.

5. Александров, Ю.И. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика / Ю.И.Александров, H.JI. Александрова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. - Т.4 - №1. - С. 3-46.

6. Алексеев, Н.Г. О психологических методах изучения творчества / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин // Проблемы научного творчества и современной психологии. М., 1970. - С. 179-203.

7. Алексеев, Н.Г. Проблема системности исследования в психологии / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин // Вопросы психологии. 1977. -№ 3. - С. 174-177.

8. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977. 380 с.

9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. 288 с.

10. Андреева, И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности (эмоциональный интеллект) / И.Н. Андреева // ПЫхалопя. — 2003. №1. — С. 51-60.

11. Анисимов, О.С. Основы общей и управленческой акмеологии / О.С. Анисимов. М.: РАГС, 1995. - 272 с.

12. Анисимов, С.А. Методы акмеологических исследований / С.А. Анисимов, А.А.Деркач, Н.И. Конюхов, Б.С. Павлов. М., РАГС, 2000. - 101 с.

13. Анцыферова, Л.И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Л.И. Анцыферова // Психология личности: новые исследования / под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского и М.И.Воловиковой. М.: ИП РАН, 1998.

14. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. — М.: Искусство, 1994 Т. 1.-С. 37-343.

15. Библер, B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

16. Богданов, Е.Н. Введение в акмеологию / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. Калуга: КГПУ, 2000. - 96 с.

17. Богданова, Р.У. Психогимнастика развития творческой индивидуальности / Р.У. Богданова. СПб.: Издательство СпбГУ, 2000.-69 с.

18. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. - 320с.

19. Бодалёв, А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина / А.А. Бодалёв. -М.: Луч, 1993. 320с.

20. Бодалёв, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалёв. — М.: Флинта, Наука, 1998.- 168 с.

21. Бодалёв, А.А. Изучение взрослого человека — важная задача акмеологической науки / А.А. Бодалёв. — М.: Флинта-Наука, 1996. 167 с.

22. Бодалёв, А.А. Как становятся великим или выдающимся / А.А. Бодалёв, Л.А. Рудкевич. М.: РАГС, 1997. - 106 с.

23. Бодалёв, А.А. О предмете акмеологии / А.А. Бодалёв // Психологический журнал. 1993 - Т. 14 - №5. — С.73-79.

24. Бодалёв, А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития / А.А. Бодалёв // Мир психологии М., 1995. - №3. -С. 113-119.

25. Бодров, В.А. Проблемы профессионального психологического отбора / В.А. Бодров // Психологический журнал. 1985. - № 2. - С.85-94.

26. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

27. Брушлинский, А.В. Проблема психологии субъекта / А.В. Брушлинский. М.: ИП РАН, МГУ, 1994. - 109 с.

28. Буякас, Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) / Т.М. Буякас // Вестник Московского Университета, сер. 14. Психология. — 1995. № 2. — С.69-77.

29. Венгеренко Н.А. Структура творческого процесса / Н.А. Венгеренко // Структура и закономерности творческого процесса / отв. ред. Н.А. Венгеренко. М.: МГПИ, 1983. - С.33-84.

30. Вербицкая, Л.А. Некоторые проблемы современного высшего образования в России / Л.А. Вербицкая, В.Т. Лисовский // Высшее образование в России. 2002. - №2. - С. 8-11.

31. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск: РИВШ при БГУ, 1996. - 239с.

32. Воловикова М.И., Соснина JI.M. Этнокультурное исследование представлений о справедливости (на примере молдаван и живущих в Молдове цыган) / М.И. Воловикова, Л.М. Соснина // Вопросы психологии. — 2001.-№2.-С. 85-93.

33. Воловикова, М.И. Представления о русском человеке / М.И. Воловикова. // Психология личности: новые исследования / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ИП РАН, 1998.

34. Воловикова, М.И. Современные представления о порядочном человеке / М.И. Воловикова, Л.Л. Гренкова // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики М., 1997 - С. 93-111.

35. Вопросы психологии творчества / под ред. И.В. Страхова. Саратов: Сарат.гос.пед.ин-т им.К.А.Федина, 1982. - 81 с.

36. Воронкова, В.Г. Гуманитарный дискурс инженерного образования в XXI веке / В.Г. Воронкова // Высшее образование в России. 2001. - №3. — С. 32-39.

37. Галин, А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А.Л. Галин. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1989. 126 с.

38. Гаранина, Ж.Г. Исследование психологической компетентности будущих специалистов / Ж.Г. Гаранина // Психология и практика. Саранск, 1999.- С. 127-131.

39. Гастев, АК. Трудовые установки/ АК.Гастев.-М.: Экономика, 1973.-343 с.

40. Геодакян, В.А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация следствие асинхронной эволюции) / В.А. Геодакян // Журнал высшей нервной деятельности, - 1993 — т. 43. - вып. 3. -С. 543-561.

41. Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / С.Г. Глухова. -М., 1997.

42. Головей, JI.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения / JI.A. Головей // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - Вып.'3. -С. 76-83.

43. Гренкова, Л.Л. Представления подростков о порядочном человеке / Л.Л. Гренкова // Психология личности: новые исследования / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ИП РАН, 1998.- С. 239-249.

44. Гройсман, А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии / А.Л. Гройсман.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 436 с.

45. Грузенберг, С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. — Минск: Белтрестпечать, 1923. — 167 с.

46. Деркач А.А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях/ А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин.-М.: РАГС, 1998.-178с.

47. Деркач, А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. / А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнёва-Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000 330с.

48. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности / А.А. Деркач. М.: РАГС, 2000. - 534 с.

49. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. М.: Луч, 1993. - 49 с.

50. Деркач, А.А. Мето до лого-прикладные основы акмеологических исследований / А.А. Деркач. М.: Наука, 1999. - 392 с

51. Деркач, А.А. Профессиограмма государственного служащего / А.А. Деркач, А.К. Маркова. М.: РАГС, 1999. - 95 с.

52. Деркач, А.А. Психология развития профессионала / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова. М.: РАГС, 2000. - 124 с.

53. Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих / А.А. Деркач, С.Ю. Степанов, И.Н. Семёнов. М.: РАГС, 1998. - 250 с.

54. Деркач, А.А. Теоретические проблемы акмеологии / А.А. Деркач // Психология личности: новые исследования / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ИП РАН, 1998.

55. Деркач, А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А.А. Деркач, Л.Э. Орбан. М.: РАУ, 1995.-208 с.

56. Десслер Г. Управление персоналом / Г. Десслер. — М.: Бином, 1997. — 342 с.

57. Диалектика творческой деятельности / под ред. А.С. Кравца, П.С.Дышлявого. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1989.

58. Дорфман, Л.Я. Исследование креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалёва//Вопросы психологии 1999. -№2.-С. 101-106.

59. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества / В.Л. Дранков. -Л.: Ленингр. гос. институт культуры им. Н. К. Крупской, 1991.-75 с.

60. Дружилов, С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности / С.А. Дружилов // Объединенный научный журнал. -М.: ТЕЗАРУС, 2001. -№ 22. -С.44-45.

61. Дружилов, С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста / С.А. Дружилов. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 127 с.

62. Дружилов, С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход / С.А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. — 2003.-№4-5.-С. 35-42.

63. Дружилов, С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности / С.А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. 2004. - №6. - С.40—45.

64. Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 242 с.

65. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.— СПб.: Питер, 2000. 368 с.

66. Дэйвисон, М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных / М. Дэйвисон; пер. с англ. B.C. Каменского. — М.: Финансы и статистика, 1988. 254 с.

67. Ермолаева, Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 4. - С.80-87.

68. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

69. Жидкова, Е.М. Безработный, «не подходящий по возрасту» / Е.М. Жидкова//Рубеж,-2001.-№ 16-17.-С. 66-86.

70. Завалишина, Д.Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление / Д.Н. Завалишина // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб.: Изд-во БПА, 1998. - Вып. 18. - С.71-75.

71. Завалишина, Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления / Д.Н. Завалишина. — М.: Наука, 1985.-221 с.

72. Зазыкин, В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма / В.Г. Зазыкип, АЛ. Чернышёв. М.: НИИ ВО, 1993.-48 с.

73. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336с.

74. Зеленкова, Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников / Т.В. Зеленкова // Начальная школа. 1995. — № 10. - С. 4-7.

75. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. М.: МГУ, 1987. - 208 с.

76. Иванченко, Г.В. Профессиональное самоопределение в творческих профессиях: проблемы, возможности, стратегии / Г.В. Иванченко, М.А. Козлова. М.: Изд-во Сообщества профессиональных социологов, 2006.

77. Иванченко, Г.В. Стратегии профессионального самоопределения и репрезентации профессионализма / Г.В. Иванченко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. - Т.2. - № 2. - С.24-51.

78. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. СПб: Питер, 2006. - 544 с.

79. Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я.А.Пономарёва. -М.: Наука, 1983. 336 с.

80. Калабихина, И.Е. Социальный пол и проблемы населения / И.Е. Казабихина. — М.: Менеджер, 1995. 150с.

81. Кириллова, Н.Н. Творчество. Личность. Образование / Н.Н. Кириллова. М: Изд-во Российской экол. академии, 1995, - 103с.

82. Климов, Е.А. Введение в психологию груда / Е.А. Климов. — М.: МГУ, 1988.- 199 с.

83. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. — М.: МГУ, 1995.—222 с.

84. Климов, Е.А. Психология профессий и акмеология / Е.А. Климов // Психология сегодня. Т. 2. - Вып. 2. - М.: РПО, 1996.

85. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов // Избранные психологические труды. М—Воронеж: Ин-т практической психологии, МОДЕК, 1996.-400с.

86. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-па-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.

87. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) / Е.А. Климов. М.: МПСИ; Флинта, 2003. - 320 с.

88. Климов, Е.А. Становление профессионала / Е.А. Климов. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 400 с.

89. Климов, Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов / Е.А. Климов // Акмеология. 1994. — № 1. — С.4—12.

90. Козина, И.М. Профессиональная сегрегация: тендерные стереотипы на рынке труда / И.М. Козина // Социологический журнал. 2002. — №3. — С. 126-136.

91. Колесов Д.В. О психологии творчества / Д.В. Колесов // Психологический журнал. 1995. -№ 6.

92. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И.С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.

93. Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. 1989. - № 5. - С. 158-165.

94. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: Распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-Р // Бюл. Минобразования России. 2002. - № 2.

95. Корякина, Н.А. От духовной культуры предков к духовной культуре учителя / Н.А. Корякина. Якутск: Изд-во ДН и СПО МО PC (Я), 2001. - 112 с.

96. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. — 240 с.

97. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 113-120.

98. Кудрявцев, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. — №1. - С. 86-93.

99. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. - № 2. - С. 51-59.

100. Кузьмин, Е.С. Вопросы социальной психологии руководства / Е.С. Кузьмин // Психология производству и воспитанию / под ред. Е.С. Кузьмина. -Л.: ЛГУ, 1977.

101. Кузьмина, Н.В. Акмеология сегодня и завтра / Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач // Акмеология. 1994. - № 1. - с.4-11.

102. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. Шуя: ШГПИ, 1995.-23 с.

103. Кузьмина, Н.В. Творческий потенциал специалиста: Акмеологические проблемы развития / Н.В. Кузьмина // Гуманизация образования. Психологопедагогический международный журнал. — 1995. — № 1.- С. 41-53.

104. Ш.Кузьмина, Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан // Н.-иссл. центр развития творческой молодежи. СПб. — Рыбинск, 1993. - 54 с.

105. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. - 487 с.

106. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспективапостсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.ИДур. М.: Смысл, 1997.-С. 156-176.

107. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1992. 16 с.

108. Леонтьев, Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников, О.Э. Калашникова // Психологический журнал 1993.-Т.14. - № 1.-С. 150-155.

109. Литаврина, О.Б. Исследование особенностей «имплицитных теорий личности» в школьном возрасте / О.Б. Литаврина, В.В. Панкина, И.М. Кондаков // Психологическая наука и образование. 2003. - № 3. - С .34-42

110. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. - 444с.

111. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. М.: Наука, 1978. - 125с.

112. Майерс, Д. Социальная психология / Майерс Д. СПб.: Питер, 2005. -793с.

113. Майзлер, И.Г. Типологический анализ управленческого . профессионализма: теоретические подходы и практические результаты исследования / И.Г. Майзлер, М.М. Щербинин, И.А. Вайс // Управленческое консультирование. 1999. — №2.

114. Малахова, И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одарённость, талант: В 2 ч. Ч. 1 / И.А. Малахова Минск: Беларуская навука, 2002.- 158 с.

115. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.

116. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. М.: Наука, 1998. -478 с.

117. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одарённости / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии 1989. - № 6. - С. 29-33.

118. Мейлах, Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С. Мейлах // Психология процессов художественного творчества / отв. ред. Б.С. Мейлах, Н.А. Хренов. JL: Наука, 1980. - 288 с.

119. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 271 с.

120. Мелик-Пашаев, А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. -1998. -№ 1.-С. 76-82.

121. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992. 702 с.

122. Митина, О.В. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. -М.: Учебно-методический коллектив «Психология», 2001. -169 с.

123. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности / В.А. Моляко. — Киев: Знание, 1978. 47 с.

124. Моргунов, Е.Б. Организационное поведение / Е.Б. Моргунов. М.: Юнити, 2004.-355с.

125. Москаленко, О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности / О.В. Москаленко. Астрахань. 1996. - 250 с.

126. Московичи, С. Методологические и теоретические проблемы психологии / С. Московичи // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. — №2. - С. 3-14.

127. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. - №1. - С. 3-17.

128. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. — Л.: Наука, 1983.-240с.

129. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Р. Мэй. -Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001.- 128 с.

130. Непомнящая, Н.И. Игра и творчество как форма жизни личности / Н.И. Непомнящая // Развитие личности. 2001. - № 1. - С. 6-25.

131. Непомнящая, Н.И. Эмпирические исследования личностной обусловленности творчества / Н.И. Непомнящая // Развитие личности. — 2001. -№3-4.-С. 30-54.

132. Никифоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 176 с.

133. Одарённые дети / под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-376 с.

134. Олах, А. Творческий потенциал и личностные перемены / А. Олах // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение. 1988.-№4.-С. 88-92.

135. Основы общей и прикладной акмеологии / под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой и др. -М.: РАГС, ВАД, 1995. 386 с.

136. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. М.: МГУ, 1988.-208 с.

137. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.

138. Плиик, Ю. Системный подход и педагогика / Ю. Плинк // Проблемы высшей школы. Тарту, 1977. - С. 10-19.

139. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.

140. Полонский, В.П. Сознание и творчество / В.П. Полонский. Л.: Изд-во писателей, 1934. - 215 с.

141. Пономарёв, Я.А. Проблемы психологии творчества: автореф. дис. . д. психол. наук / Я.А. Пономарёв. М., 1972.

142. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976. - 274 с.

143. Пономарёв, Я.А. Психология творения: Избранные психологические труды / Я.А. Пономарёв. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 1999.-480 с.

144. Пономарёв, Я.А. Развитие современных исследований творчества / Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов // Хрестоматия по психологии художественного творчества / ред-сост. A.JI. Гройсман. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - С. 72-77.

145. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. СПб: Речь, 2002. - 298 с.

146. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

147. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н.Дружинина. -М.:ИПРАН, 2000. -320 с.

148. Проблемы развития акмеологических наук / под ред. Н.В. Кузьминой, A.M. Зимичева. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской акмеологической академии, 1996.

149. Профессиональное самоопределение молодежи: концепции / отв. ред. А.В.Поляков, С.Н. Чистякова // Педагогика. 1993. - №5. - С.33-37.

150. Психологические исследования: Проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. М.: ИП АН СССР, 1989. - 124 с.

151. Психологические проблемы профессиональной деятельности / под ред. Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: Наука, 1991. - 166 с.

152. Психологические проблемы творческой деятельности / под ред. В.А. Моляко. Киев: Радянска Школа, 1990.

153. Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. - 863 с.

154. Психология одарённости: от теории к практике / отв. ред. Д.В. Ушаков. М.: ПЕР СЭ, 2000. - 80 с.

155. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я.А. Пономарёва. М.: Наука, 1990. - 223 с.

156. Рабочая концепция одарённости / сост. Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В. Д. Шадриков и др. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 68 с.

157. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. — СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.

158. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1901.-350 с.

159. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. -№ 1. - С. 164-168.

160. Ружгис, П. Культура и интеллект: изучение имплицитных теорий интеллекта / П. Ружгис // Вопросы психологии. 1994. - № 1. - С. 142-146.

161. Савельев, А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А.Я. Савельев // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования: Обзорная информация / НИИВО. 2005. - № 3. - С. 1-72.

162. Савенков, А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение / А.И. Савенков. Ярославль: Академия образования, 2002.-352 с.

163. Семёнов, И.Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека / И.Н. Семёнов // Общественные науки и современность. - 1998. - № 3. - С. 134 - 148.

164. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.- 183 с.

165. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / А.П. Ситников. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.-428 с.

166. Смирнова, H.JI. Имплицитные концепции интеллекта: представления об умном человеке в обыденном сознании: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 /Н.Л. Смирнова.-М., 1995.

167. Собкин, B.C. Опыт исследования личностных характеристик студента-актера / B.C. Собкин // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов / отв. ред. А.Л. Гройсман. — М.: Прогресс, 1984. С. 22-37.

168. Софьина, В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственнной интеграции: автореф. дис. . д. психол. наук / В.Н. Софьина.- СПб., 2007.

169. Степанов, С.С. Продуктивный ум: загадки и причуды / С.С. Степанов // Школьный психолог. — 1994. № 4.

170. Степанова, Е.И. Психология взрослых основа акмеологии / Е.И. Степанова. — СПб.: СПб. акмеолог. акад, 1995. — 166 с.

171. Стернберг, Р. Инвестиционная теория креативности / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 2. - С. 144-160.

172. Суходольский, Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 167с.

173. Творчество в искусстве — искусство творчества / под ред. JI. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

174. Творчество и личность / отв. ред. П.Ф. Кравчук. Курск, 1995.

175. Творчество и личность: Межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Е.А. Лехнер. — М.: МОПИ, 1985.

176. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. — № 4.- С. 123-132.

177. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

178. Туник, Е.Е. Опросник креативности Джонсона / Е.Е. Туник // Школьный психолог. 2000. - № 47. - С. 8.

179. Туник, Е.Е. Опросник креативности Джонсона / Е.Е. Туник. СПб.: СПбУПМ, 1997.- 10 с.

180. Туник, Е.Е. Опросник креативности Рензулли / Е.Е. Туник // Школьный психолог. 2004. - № 4. - С. 14-17.

181. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. СПб.: СПбУПМ, 1997. - 34 с.

182. Укке, Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США / Ю.В. Укке // Вопросы психологии. 1971. - № 1 - С. 170-179.

183. Улыбина, Е.В. Психология обыденного сознания / Е.В. Улыбина. -М.: Смысл, 2001.-263 с.

184. Ушаков, Д.В. Психология одарённости и проблема субъекта / Д.В. Ушаков // Проблема субъекта в психологической науке / ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: «Академический проект», 2000. - С. 212-226.

185. Ушаков, Д.В. Современные исследования творчества / Д.В. Ушаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. —2005.—Т. 2.-№4.-С. 53-56.

186. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность / отв. ред. С.З. Гончаров. — Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. — 153 с.

187. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл; под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. 368 с.

188. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1991.-456с.

189. Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации / С. Фукуяма. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 108 с.

190. Хайкин, Р.Б. Художественное творчество глазами врача / Р.Б. Хайкин. СПб.: Наука, 1992. - 232 с.

191. Холодная, М.А. О природе творческих способностей / М.А. Холодная // Психологический журнал. 2002. - Т. 23. - № 5. - С. 126-127.

192. Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения / А.В. Хуторской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320 с.

193. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.-608 с.

194. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс / В.А. Цвык // Вестник РУДН, серия Социология. 2003. - №4-5. - С. 258-269.

195. Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального опыта / М. Чиксентмихайи. -М.: Смысл, 2006.

196. Чудина, Е.А. Представления об эмоционально зрелой личности: структура, содержание, критерии / Е.А. Чудина // Психологические исследования личности: Сборник работ молодых учёных / отв. ред. Е.А. Чудина. М.: ИП РАН, 2005. - С.99-118.

197. Шадриков, В. Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. — №5.-С. 28-46.

198. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза процесса деятельности / В.Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982. 185 с.

199. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. - 320с.

200. Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся / B.C. Шубинский. -М.: Знание, 1988.-80 с.

201. Юркевич, B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность / B.C. Юркевич. -М.: Просвещение, 1996. 136 с.

202. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. 227 с.

203. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1996. - № 3. - С. 28-34.

204. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / М.Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1985. - №6. - С. 14-26.

205. Ясюкова, Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей / Л.А. Ясюкова // Вопросы психологии. 1990. - №5. - С. 72-81.

206. Amabile, Т.М. The Social Psychology of Creativity / Т.М. Amabile. -NY.: Springer-Verlag, 1983.

207. Amabile, T.M., The conditions of creativity / T.M. Amabile, B.A. Hennessey // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives / ed. R.J. Sternberg. -Cambridge University Press, 1988. P. 11-43.

208. Anderson, H.H. Creativity and Its Cultivation / H.H. Anderson.-NY., 1959.

209. Anderson, J.R. Rules of the Mind / J.R. Anderson. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1993.

210. Anderson, J.R. Skill Acquisition: Compilation of Weak-method Problem Solutions / J.R. Anderson // Psychological Review. 1987. -N 94. - P. 192-210.

211. Arnheim, R. The creative process / R. Arnheim // Psychologies Beitrage. — 1962. -Vol. 6. N 3-4. - P. 376-382.

212. Barron, F. Creative Person and Creative Process / F. Barron. NY., 1969.

213. Browerman, I.K. Sex-role stereotypes: A current appraisal / I.K. Browerman, S.R. Vogel, D.M. Browerman, F.E. Clarkson, P.S. Rosenkranz // Journal of Social Issues. 1972. - Vol. 28. - P. 59-78.

214. Bruner, J.S. The perception of people / J.S. Bruner, R. Tagiuri // Handbook of Social Psychology / Lindzey G. (ed.). Vol. 2. Reading. Mass., 1954. - P. 9-41.

215. Cattell, R.B. Personality and Learning Theory / R.B. Cattell NY., 1979.

216. Chase, W.G. The mind's eye in chess / W.G. Chase, H.A. Simon // Visual information processing /ed. W.G. Chase.-NY.: Academic Press, 1973.-P. 215-281.

217. Creativity / ed. John D. Roslansky. -NY., 1970.

218. Creativity in Childhood and Adolescence / ed. Harold H. Anderson. LA., 1965.

219. Creativity: Progress and Potential / ed. Calvin W. Taylor. NY., 1964.

220. Creativity: Selected Readings / ed. P.E. Vernon. Harmondsworth, 1978.

221. Cropley, A.J. Creativity / A.J. Cropley. London - Harlow, 1969.

222. Crumbaugh, J.C. An Experimental Study in Existentialism: The Psychometric Approach to Frankl's Concept of Noogenic Neurosis / J.C. Crumbaugh, L.T. Maholick // Journal of Clinical Psychology. 1964. - 20(2). -P. 200-207.

223. Crutchfield, R.S. Conformity and creative thinking / R.S. Crutchfield // Contemporary approaches to creative thinking. NY., 1960. - P. 25-39.

224. Csikszentmihalyi, M. Beyond Boredom and Anxiety: Experiencing Flow in Work and Play / M. Csikszentmihalyi. San Francisco, 2000.

225. Csikszentmihalyi, M. Creativity: Flow and the Psychology of Discoveiy and Invention / M. Csikszentmihalyi. NY., 1996.

226. Csikszentmihalyi, M. Flow: The Psychology of Optimal Experience / M. Csikszentmihalyi. -NY., 1990.

227. Csikszentmihalyi, M. Society, culture and person: A system view of creativity / M. Csikszentmihalyi // The nature of creativity. Cambridge, 1988. - P. 325-339.

228. Davis, G.A. Creativity is Forever: 4th ed. / G.A. Davis Kendall, 1999.

229. De Groot, A. Thought and Choice in Chess / A. De Groot. Mouton de Gruyter, 1978.

230. Feldman, D.N. Changing the world: A framework for the study of creativity / D.N. Feldman, M. Csikszentmihalyi, H. Gardner. — Yale, 1994.

231. Flanagan, J.C. The Critical Incident Technique / J.C. Flanagan // Psychological Bulletin. 1954. Vol. 51. - P. 327-358.

232. Guilford, J.P. Contemporary Approaches to Psychology / J.P. Guilford. — Princeton, NY., 1967.

233. Guilford, J.P. Intellectual factors in productive thinking / J.P. Guilford // Exploration in creativity. NY., 1967. - P. 21-33.

234. Guilford, J.P. Some theoretical views on creativity / J.P. Guilford II Contemporary approaches to psychology. NY., 1967. - P. 421—428.

235. Hammer, E.F. Creativity /E.F. Hammer.-NY., 1961.

236. Heider, F. The Psychology of Interpersonal Relation /F. Heider.-NY., 1958.

237. Jones, E.E. From Acts to Disposition / E.E. Jones, K.E. Davis // Advances in Experimental Socisl Psychology. NY., 1965. - Vol. 2. - P. 219-266.

238. Kelley, H.H. Attribution in Social Interaction / H.H. Kelley // Attribution: Perceiving the Causes of Behavior. NY., 1971. - P. 1 - 26.

239. Lowenfeld, V. Creativity and Art Education / V. Lowenfeld // School Art. 1959.-Vol. 5.-N2.-P. 5-15.

240. MacKinnon, D.W. Creativity: a multifaceted phenomenon / D.W. MacKinnon // Creativity / ed. John D. Roslansky. NY., 1970.

241. Marcus, H. Self-schemata and Processing Information about the Self / H. Marcus // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. -N 35. - P. 63-78.

242. Margerison, C. Team Competencies / C. Margerison // Team Perfomance Management. -2001. Vol. 7. - N 7. P. 117-122.

243. Maslow, А.Н. Toward a Psychology of Being: 2nd ed. / A.H. Maslow -Princeton, 1968.

244. Moneta, G. A model of scientist's creative potential / G. Moneta // Phylosof. Psyhol. 1993. - Vol. 6(1). - P. 23-37.

245. Moskovici, S. On social representation / S. Moskovici // Social cognition / Forgas J.P. (Ed).-NY., 1981.

246. Neisser, U. The Concept of Intelligence / U. Neisser // Human Intelligence: Perspectives on its Theory and Measurement / R.J. Sternberg & D.K. Detterman (Eds.). Norwood, NJ: Albex, 1979. - P. 179-189.

247. Olah, A. Creativity and personality variables / A. Olah // Studies in creativity. Budapest, 1987. - P. 87-108.

248. Polanyi, M. Genius in science / M. Polanyi // Encounter. L., 1972. - Vol. 38.-N l.-P. 43-50.

249. Raty, H. On the Social Fabric of Intelligence / H. Raty, L. Snellman // Papers on Social Representations. 1995. - Vol. 4 (2). - P. 1-9.

250. Roe, A. Early differentiation of interests / A. Roe // The second research conference on the identifying of creative scientific talent. — Salt Lake City, 1958. — P. 98-108.

251. Roe, A. The Psychology of occupations / A. Roe. NY., 1956.

252. Rose, G. The Creativity of Everyday Life / G. Rose // Between Reality and Fantasy / S. Grolnik, L. Bazkin, W. Muensterberger (Eds.). NY: Jason Aronson, 1978.

253. Rosner, S. The Creative Experience / S. Rosner, L.E. Abt. NY., 1970.

254. Smith, S. Setting Conditions for Creative Teaching in Elementary School / S. Smith. Boston, 1966.

255. Stein, M.I. Creativity and the Individual / M.I. Stein, S.J. Heinze. -Glencoe, 1960,

256. Sternberg, R. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity / R. Sternberg, T. Lubart. NY., 1995.

257. Sternberg, R.J. Implicit Theories of Intelligence, Creativity, and Wisdom / R.J. Sternberg // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. - Vol. 49. -N3.-P. 607-627

258. Sternberg, R.J. The concept of "giftedness": a pentagonal implicit theory / R.J. Sternberg // The origins and development of high ability. Wiley, Chichester, 1993.-P. 5-21

259. Super, D.E. Occupational psychology / D.E. Super, M.Y. Bahn. L.: Tavistock, 1971.

260. Tardif, T. What we know about creativity? / T. Tardif, R. Sternberg // The nature of creativity. Cambridge, 1988. - P. 429-446.

261. Taylor, C.W. Various Approaches to and definitions of creativity / C.W. Taylor // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives / ed. R.J. Sternberg. — Cambridge University Press, 1988.

262. Taylor, C.W. Climate for Creativity / C.W. Taylor, R.L. Ellison. NY., 1972.

263. Taylor, C.W. Thinking and creativity / C.W. Taylor // Annals of the New York Academy of Sciences.-NY., 1960. Vol. 91. - P. 108-119.

264. The Creativity Question / ed. Albert Rothenberg, Carl R. Hausman. -Durham, 1967.

265. Torrance, E.P. Education and creativity / E.P. Torrance // Creativity: progress and potential. NY.; San-Francisco; Toronto; L., 1964. - P. 214-218.

266. Wallach, M. Creativity and intelligence in children / M. Wallach, N. Kogan // The creativity questions. Durham, 1976. - P. 208—217.

267. Wallach, M.A. Creativity Celebrated / M.A. Wallach // Contemporary Psychology. 1965. Vol. 10.-N 11.-P. 518-525.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.