Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Бадамжавын Батжаргал

  • Бадамжавын Батжаргал
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 192
Бадамжавын Батжаргал. Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Москва. 2000. 192 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии»

Проблема:

Современное состояние культуры Монгольской Республики характеризуется рядом новых процессов в области культуры. Эти процессы могут быть описаны следующим образом: Культура становится коммерциализованной. В области музыкальной культуры коммерциализация проявляется в том, что развиваются развлекательные аспекты, создается и прослушивается большое количество музыкальных произведений, которые имеют чисто развлекательное назначение. Такие произведения не претендуют на то, чтобы вечно сохраняться в памяти народа. Развлекательные произведения не отличаются слушателями, особенно массовыми, от серьезных произведений.

2. Имеется сильное влияние музыки соседних народов на монгольскую музыку. Это влияние проявляется большим количеством звукозаписей, приходящих из-за границы. Эти звукозаписи широко распространяются через торговую сеть. Нередко такие музыкальные произведения являются пропагандой низких вкусов. Рынок звукозаписи дополняется коммерческой музыкой, особенно музыкой зарубежных и отечественных вокально-инструментальных ансамблей, которые ориентированы на стиль рока и на стиль так называемой поп музыки во всех разновидностях ее стилей.

3. Эта музыка как тенденция, адресованная главным образом молодёжной аудитории, противопоставляется серьезной национальной музыке, в центре которой находятся оперные и симфонические жанры.

4. Развивается индустрия звукозаписи.

5. Многие монгольские выдающиеся исполнители национальной музыки получают ангажементы за границей, выступают там с успехом, имеют хорошую прессу и большие гонорары. Эти гонорары не сравнимы с теми, которые эти исполнители могут получать на родине.

6. Общая тенденция стиля жизни современной Монголии характеризуется интересом к национальным ценностям, 4 национальной истории, желанием отстаивать национальное достоинство монголов.

В этой ситуации чрезвычайно существенно обратиться к истории монгольской музыки и представить историю монгольской музыки, как определенное единство, составляющее существенную часть духовной культуры монголов.

Тема:

Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии" была подвергнута исследованию в данной работе со следующими целями.

Цель:

Цель исследования состояла в том, чтобы представить монгольскую музыку как определенное единство. Понятие единства монгольской музыки необходимо продемонстрировать, так как в сознании ряда музыковедов монгольская музыка воспринимается не как автономное единство, а как конгломерат, смесь, состоящая из заимствований то китайских, то тибетских, то русских. Эта точка зрения обычно опирается, частично или в большой мере, на музыковедческие исследования. Действительно, с музыковедческой точки зрения, рассмотрение материала музыкальных произведений, их мелодики, ритмических и тембральных характеристик показывает в ряде случаях родство с китайской, тибетской и европейской музыкой. Из этого нередко делают вывод, что собственно монгольская музыка ограничена музыкальным фольклором и особенными местными жанрами - такими, например, как "уртын-дуу".

Такой взгляд несправедлив, так как он исключает представление о музыкальной культуре как социальном институте. У всякого народа музыка может быть рассмотрена с двух точек зрения: музыковедческой, когда рассматривается музыкальный материал произведений, и культурологической, когда музыка рассматривается как социальный институт внутри общей культуры народа. При культурологическом подходе важным становятся другие аспекты музыки, а именно, характер аудитории и ее исторические изменения, искусство создания музыкальных инструментов, формирование 5 музыкального образования и социальная значимость музыкальных деятелей.

С культурологической точки зрения хорошо объясняются явления заимствований в области музыкальной культуры. Заимствование как культурологическое понятие не есть использование музыкального материала, а есть привлечение в музыку как социального института определенного народа, так и тех или иных частей музыкальной культуры: аудитории, музыкальных инструментов, музыкального образования и музыкальных деятелей. Вне заимствований никакая серьезная музыкальная культура жить не может. Так, во многих произведениях Н. А. Римского-Корсакова встречаются так называемый "восточный музыкальный материал", но музыка остается русской. И. Брамс написал цикл "Венгерских танцев", но музыка остается немецкой.

Распределение музыки по национальной принадлежности часто основано на музыкальных инструментах того или иного народа. Н. А. Римский-Корсаков писал русскую музыку для инструментов симфонического оркестра. Изобретение этих инструментов западноевропейское, не русское. Русский характер музыки Н. Римского-Корсакова объясняется тем, что он писал для русской оперы и для русской симфонической аудитории, а также являлся профессором Санкт-Петербургской консерватории, т. е. был членом русских музыкальных институтов.

С другой стороны, замечательный хореограф и музыкант Мариус Петипа, создатель русской балетной школы и соавтор целого ряда балетов П. Чайковского и М. Глазунова, прожил всю творческую жизнь в России, не говоря ни слова на русском языке. Подобным примером в истории монгольской музыки была деятельность русского композитора, музыкального фольклориста Б. Ф. Смирнова (1912-1971). Он считается создателем первой монгольской национальной оперы и первым учителем европейской музыкальной композиции.

Из изложенного видно, что культурологический подход означает изучение не музыкального материала, а музыкальных институций, внутри которых может применяться различный музыкальный материал. Отсюда, цель данной работы состоит в культурологическом изучении музыкальных институций монголов, в их истории. 6

Метод:

Метод музыкальной культурологии был предложен известным композитором, музыкальным деятелем и музыкальным критиком Дживани Константиновичем Михайловым. Метод Дж. Михайлова состоял в сопоставление музыкальных культур народов Европы, Азии, Африки и Америки. Благодаря этому методу удалось построить сравнительное изучение музыкальных культур. По Дж. Михайлову, музыкальная культура начинается от форм и способов организации музыкальной аудитории. Характер аудитории определяет состав инструментов. Конструктивные особенности инструментов дают ту или иную громкость звучания и тембральные характеристики, которые в состоянии увлечь аудиторию.

Музыкальные инструменты и способ использования певческого голоса предполагают взаимозависимость между запросами аудитории, характером инструментов, способом и стилями исполнения. В соответствии с этим музыканты проходят определенное образование, которое имеет разные формы: домашнее образование, цеховое обучение, регулярную государственную школу, например, консерваторию или другое музыкально-образовательное учреждение. Соответственно этому складывается стиль музыкального сочинительства, музыкального исполнительства и системы музыкальных жанров.

Сравнивая музыкальные культуры разных народов, Дж. Михайлов установил, что существует историческая закономерность развития музыкальной культуры: от фольклорной музыки через музыку цехово-традиционной к музыке авторской-композиторской. Эти этапы развития определяются способами записи и фиксаций музыкальных произведений.

Поскольку в данной работе речь идет о монгольской музыке и о развитии музыкальной культуры монголов, основная задача данной работы заключается в установлении истории монгольской музыкальной культуры, ее периодизации, ее единстве.

Материал работы: 7

Материал работы избирался с учетом принципов культурологического исследования. Принципы культурологического исследования разработаны в книге Ю. В. Рождественского "Введение в культуроведение". Ю. В. Рождественский предлагает начинать культурологическое исследование в избранной области культуры с изучения состава слов-имен. Полное описание слов-имен и их систематизация дают цельную картину избранной области культуры.

В данной работе использованы словари монгольского языка. Особенно большую роль сыграл толковый словарь "Сокровенные четки, созданные для удобства разыскания монгольских слов". Этот словарь составлен известным знатоком культуры Монголии, ученым-филологом, бывшим ламой-гэвши Содовыном Шагжом (1886-1938) в 1929 году. Словарь составлялся в течение трех лет днями и ночами, с учетом всей традиции монгольских словарей. Сам почтенный С. Шагж был знатоком не только монгольского, но и тибетского, видимо, китайского и маньчжурского языков.

При сопоставлении этого словаря с новыми словарями монгольского языка обнаруживается, что данный словарь хорошо учитывает все факты истории монгольской культуры и дает им толково-энциклопедическое объяснение. Данный словарь стал основным источником для первоначального этапа изучения истории монгольской музыкальной культуры. Полнота сведений в этом словаре проверялась обращением к другим словарям монгольского языка. Выделенный таким образом свод - имен послужил основанием для привлечения материалов книг и статей разных авторов, которые так или иначе затрагивали историю монгольской музыкальной культуры.

Для уточнения и сравнения музыкальных инструментов и облика музыкальной жизни, их наиболее полного представления в эпоху завоевания монголами китайских земель в ХШ-Х1\/ веках незаменимым источником стала книга монгольского историка Г. Бадраха "Из истории монгольской музыки", написанная в 1937 году. Опираясь главным образом на хроники Юаньского государства ("Юань ши") и другие китайские трактаты средневекового Китая, автор книги дает уникально-подробные сведения о музыкальных инструментах Юаньской Монголии, включая при этом их изображения. 8

Кроме этого, в работе использовались личные наблюдения автора, уже много лет являющегося одним из работников музыкальной культуры Монголии, в частности, личный опыт работы в качестве секретаря Союза монгольских композиторов.

Эти материалы позволили составить представление о периодизации монгольской музыкальной культуры и обосновать эту периодизацию, описав характерные признаки музыкальной жизни монголов в каждом периоде.

Структура работы:

Итоги исследования представляются читателю в виде трех глав:

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Бадамжавын Батжаргал

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования монгольской музыкальной культуры позволяют сделать некоторые выводы:

1. Изучение музыкальной культуры любого народа предполагает прежде всего выяснение характера связи музыки с другими семиотическими системами: изобразительным искусством, танцем, архитектурой, прикладным искусством и костюмом. Кроме этого, описание музыкальной культуры требует рассмотрения связи музыкальной культуры с духовной и материальной культурой. Эти связи в их конкретном выражении направлены на то, чтобы сформировать особенности музыкальной культуры народа.

2. Связи музыкальной культуры с семиотическими системами, с материальной и духовной культурой позволяют рассматривать музыкальную культуру как целое. Конкретно, изучение монгольской материальной культуры показало, что монгольская материальная культура определяет уровень техники изготовления музыкальных инструментов и возможность овладения ими. Духовная культура предполагает развитие жанровой системы музыки, так как различие в идеалах в истории народа требует развитие музыкального содержания, которое вмещается в определенные жанры.

3. В догосударственный период жизни монгольского народа система музыкальных жанров определялась характером взаимоотношения людей в условиях семейно-родового быта и идеалов, которые предполагают установление единства соседства и родства в сфере духовной жизни. Этим идеалам соответствуют виды музыки, применяемые в семье, на народных праздниках и на поминовении предков и родственников.

4. С появлением идеалов, государственного строительства, потребовались новые музыкальные жанры, дополняющие фольклорные жанры - церемониальная придворная музыка и военная музыка. Идеалы государственного строительства потребовали новых музыкальных инструментов. Эти новые музыкальные инструменты были заимствованы у китайцев. Монгольское государство для создания церемониальной и военной музыки организовало соответствующее ведомство, которое должно было заняться разработкой новых музыкальных жанров, новой

170 систематизацией музыкальных инструментов и музыкальных церемониалов. Эта государственная музыка существовала до той поры, пока идеи монгольской государственности сохраняли своё значение. Нам удалось обследовать только монгольскую государственность в Китае. Музыкальные институции, развившиеся в других частях монгольской империй не были исследованы из-за отсутствия соответствующих материалов. Эту работу еще предстоит сделать в будущем.

5. Религиозная идеология буддизма привела к становлению системы музыкальных жанров литургической ламаистской музыки. Жанры ламаистской литургической музыки представлены в Монголии сегодня и активно развиваются. Ламаистская музыка также потребовала дополнения системы музыкальных инструментов монголов новыми музыкальными инструментами и создания новых модификаций музыкальных инструментов для нужд церковной музыки.

6. Воссоздание монгольского государства в XX веке и идеология этого государства образовала еще одну систему музыкальных жанров и музыкальных институции. Сложились общемировые музыкальные жанры на основе европейской системы музыкальных инструментов и приемов пения bel canto. Развилась система авторской музыки, включая сюда и музыку массовой информации.

7. Все эти перемены в области материальной и духовной культуры оказались связанными с другими семиотическими системами. Архитектура и строительство на основе архитектуры, как оказалось, влияет на характер и состав аудитории. От семейного жилища в юрте монгольская архитектура переходит к фортификационному и дворцовому строительству, которое формирует новые акустические возможности и новые качества прослушивания музыки и, соответственно - новое качество музыкального звучания, выраженного в жанровой системе государственной музыки. Строительство дацанов, их вмещенность в природную среду, по новому организовало жанровую систему и тип звучания литургической монгольской музыки. Создание современных театрально-концертных помещений соответствует жанровой системе авторской музыки

8. Музыкальная культура в Монголии соединяется с хореографией. Оказалось, что в ряде случаев монгольская фольклорная система не предполагает обязательности народного танца, в частности, у халхас

171 цев. Отсюда - жанровая система народной музыки не содержала музыкальных пьес, ориентированных на пляску. Однако, монгольская империя ввела в состав государственного ритуала пляску, имеющую характер ритуального танца, для чего потребовалась танцевальная музыка. Литургическая музыка, благодаря характеру ламаистской литургии, ввела литургическую пляску на Цаме. Это потребовало изменить и дополнить музыку Цама с расчетом на телодвижения литургической пляски. Монгольская авторская музыка привлекла на сцену балет и сформировала танцевальную музыку сценических ансамблей народного танца, а также бытовой танец.

9. Каждый новый этап развития монгольской музыки сопряжён с формами изобразительного искусства и прикладного искусства, так как тот и другой вид искусства предполагает окрашенность музыки и, соответственно, влияет на впечатление, создаваемое исполнением музыки.

10. Этапы развития музыкальной культуры монголов демонстрируют ее цельность. Ни один из соседствующих с монголами народов не располагает такой системой музыкальной культуры. Поэтому монгольская музыкальная культура, заимствовавшая из других музыкальных культур многие элементы, сохраняет свою идентичность и представляет собой единую систему культуры. Проблема заимствования оказалась сложной. Были рассмотрены элементы заимствования и вхождения этих заимствованных элементов в состав музыкальной культуры монголов при сохранении единства и идентичности монгольской музыкальной культуры.

11. Были рассмотрены перспективы развития монгольской музыкальной культуры. Эти перспективы рассматривались на фоне контрастов и противоречий во вкусах современной монгольской музыкальной аудитории. Решение этих противоречий, по-видимому, зависит от развития современной техники звукозаписи, делающей возможным конкуренцию в авторской массовой музыке и - отсюда - относительную независимость аудитории музыки от мнения критики и коммерческих интересов фирм звукозаписей. Прогноз состоит в том, что единство монгольской музыкальной культуры будет сохранено в будущем, несмотря на сильное давление со стороны немонгольской массовой музыки.

12. Исследование истории монгольской музыкальной культуры по

173

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Бадамжавын Батжаргал, 2000 год

1. Абзаев В. М. Мистериальный театр Цам (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения). М., 1990, 22 стр.

2. Арапов Д. Ю. Государства Чингисхана и Чингизидов\ лекция читанная в ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998-1999 уч. год, рукопись.

3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1 и 2.-Л.: Музыка, 1971.-376 с.

4. Асафьев Б. В. О народной музыке.-Л.: Музыка, 1987.-248 с.

5. Асафьев Б. В. О балете\ статьи, рецензии, воспоминания\ Составление, вступительная статья и комментарии доктора искусствоведения А. Н. Дмитриева.-М.: Музыка, 1974, 296 с.

6. Асафьев Б. В. Об опере.: Избранные статьи\ Сост. Л. Павлова-Арбенина.-2-е изд.-Л.: Музыка, 1985, 334 стр.

7. Бадмаева Г. Ю. Музыкальный инструмент в калмыцкой культуре\ статья-рукопись, 1999, 10 стр.

8. Бадмаева Т. Б. Калмыцкие танцы и их терминология.-Элиста: Калм. кн. Изд-во, 1992, 96 с. ил.

9. Ю.Бакаева Э. П. К этнической характеристике ламаизма: о культе Цаган авга. В кн.: История и культура монголоязычных народов: Источники и традиции.-Улан-Удэ, 1989, 108 стр.

10. Н.Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи\ под ред. Г. Н. Потанина. Спб., 1891, 128 стр.

11. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. т. 1, М., 1963, 760 стр.

12. Бартольд В. В. Улугбек и его время. Пг., 1918, 160 с.

13. Батжаргал Б. Словарно-лингвистический подход к изучению истории музыкальной культуры монголов \\ История и культура монгольских народов: источники и традиции.-Элиста, 1999.-ч. 2, с.17424.26.

14. Батсурэн Д. От истоков до расцвета (Краткий очерк истории монгольского музыкального искусства).-Справочник (Союз композиторов Монгольской Народной Республики).-«Советский композитор», М., 1989, с. 5-24.

15. Белов Е. А. Россия и Монголия (1911-1919).-М.: Институт Востоковедения РАН, 1999.-239 с.

16. Берлинский П. М. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-Хурчи. Опыт анализа монгольского устного музыкально-поэтического творчества.-М.: Музгиз, 1933.-128 с.

17. Бира Ш. Монгольская историография (ХШ-ХУШ). М., 1978, 320 стр.

18. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Записки о Монголии.-СПб.: тип. К. Крайя, 1828.-т. I.: ч. 1-2, ХИ.-231 стр., т. 2.: ч. 3-4., VI.-341 стр.

19. Бичурин Н. Я. (Иакинф). История первых четырех ханов из дома Чингисова. Спб., 1829, 440 стр.

20. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Китай, его жители, нравы, обычай, просвещение. СПб., 1840, 442 стр.

21. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Статистическое описание Китайской Империи. Пекин., 1910, 312 стр.

22. Буддизм: Словарь \ Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э.П. и др.; Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др.-М.: «Республика», 1992.- 287 стр.

23. Бялик М. Г. Золотая осень.-«Советская музыка», 1984, №3, с. 90-93.

24. Васильев Л. С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов.-3-е изд., перераб. и доп. -М.: «Книжный дом Университет», 1998.- 432 стр.

25. Васильченко Е. В. Культура звука в традиционных Восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальный Восток, Юго-Восточная Азия)\ Автореферат дисс. на соис. уч-й ст-и доктора культурологии.-М., 1997, -500 стр.

26. Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии. Пб., 1919, 52 стр.

27. Владимирцов Б. Я. Общественный строй Монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934, 224 стр.

28. Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский геройческий эпос. Пб., М.,1923, 254 стр.175

29. Войтов В. Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М.: 1996. Изд-во ГМВ-152 е.: ил.

30. Герасимович Л. К. Литература Монгольской Народной Республики (1921-1964).-Л., 1965, 310 стр.

31. Гольман М. И. Изучение истории Монголии на Западе: XIII сер. XX в\ АН СССР. Ин-т Востоковедения.-М.: Наука, 1988.-223 стр.

32. Горохова Г. С. Очерки по истории Монголии в эпоху Маньчжурского господства (конец XVII-начало XX в.).-М.: Наука, 1980, 132 с.

33. Грайворонский В. В. Монголия: изменения в структуре семейных бюджетов сельского населения при переходе от социалистической модели развития к рыночной. М., 1996, 64 стр.

34. ЗБ.Грайворонский В. В. Современное аратство Монголии: социальные проблемы переходного периода (1980-1995).-М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997,184 стр.

35. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение.-М.-Л.: изд. АН СССР, 1950, 479 стр.

36. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край.-Т. П. Л., 1926, 896 стр.

37. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки\ часть первая, издание 2-е, исправленное и дополненное.-М.: Государственное музыкальное издательство, 1960, 448 стр.

38. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд. Стереотип ное.-Л.: Гидрометеоиздат, 1990, 528 стр.

39. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994, 317 стр.

40. Гюк Э. Р., Габе Ж. Путешествие через Монголию и Тибет к столице Талеламы \Пер. с франц.-М.: К. С. Генрих, 1866, 324 стр.

41. Далай Ч. Монголия в XIII-XIV веках. М., 1983, 232 стр.

42. Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо). Буддизм Тибета.-Нартанг-Угунс, 1991, 104 стр.

43. Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.-240 стр.: ил.

44. Дамдинсурэн Ц. Лувсандэндэв А. Русско-Монгольский словарь. УБ., 1983, 840 стр.

45. Жанцанноров Н. Некоторые особенности пентатоники в монгольской музыке\ Сов. Музыка.-1983.-№6.-с. 103-106.176

46. Жуковская H. Л. Ламаизм и.ранние формы религии.-М.: Наука, 1977, 199 стр.48.3латкин И. Я. История Джунгарского ханства (1635-1758).-М., 1983, 330 стр.

47. Исследования по истории и культуре Монголии: Сб. Науч. Тр.\ АН СССР Сиб. Отделение. Бурят, ин-т обществ, наук; Отв. ред. д-р ист наук Ш. Б. Чимитдоржиев.-Новосибирск.: Наука, Сиб. отд-ние, 1989, 157 стр.

48. История МНР. 3-е изд. М., 1983, 660 стр.

49. Кара Д. Книги Монгольских кочевников. М., 1972, 194 стр.

50. Каратыгина М., Оюунцэцэг Д. О смысловой многозначности монгольских музыкальных терминов\ Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. М., 1990, с. 112139.

51. Каратыгина М. И. Звук и Космос: мир глазами кочевника и его отражение в звуках монгольской музыки. В сб.: История и культура монголоязычных народов: Источники и традиции. Улан-Удэ, 1989, с. 94-96.

52. Каратыгина М. И. Особенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах южной и центральной Азии и Северной Америки. Диссерт. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения. Тбилиси, 1990, 409 стр.

53. Каратыгина М. И. Отражение мировозрения монголов в традиции игры на морин хуре/ Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. Научных трудов Московской консерватории.-М., 1986.-е. 61-82.

54. Каратыгина М. И. Монголии музыка.-Музыкальный энциклопедический словарь.-М., Советская энциклопедия, 1990, с. 352-353.

55. Козин С. А. Сокровенное сказание\Монгольская хроника 1240 г. под названием mongol-un niguca tobciyan\ Юань-Чао-Би-Ши\ Монгольский обыденный изборник.-М., Лгрд., 1941, Т. 1, 620 стр.

56. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972, 496 стр.

57. Кондратьев С. А. Музыка монгольского эпоса и песен.-М.: Советский композитор, 1970, 248 стр.

58. Кулешева Г. Композиция оперы\ Науч. Ред. М. Загайкевич.-Мн.: Наука и техника, 1983.-175 стр., нот. ил.177

59. Кульганек И. В. Протяжная песня в монгольском музыкальном фолькпоре\ в кн.: Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Часть И.-М.: Наука, 1983, с. 3-13.

60. Куницын О. И. Бурятская опера.-Улан-Удэ, 1984, 198 стр.

61. Кычанов Е. И. Повествование об ойратском Галдане Бошокту-хане.-2-е изд., испр. и доп.-Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999.-208 стр.

62. Лубсан Данзан. Аптан тобчи\ «Золотое сказание»\ Пер. с монг. введ., коммент. И примеч. Н. П. Шастиной.-М.: Наука, 1973, 439 стр.

63. Мэн-да бэй-лу\Чжао-Хун\Полное описание монголо-татар\ Факсимиле ксилографа перевод с китайского, введение комментарий и приложения Н. Ц. Мункуева.-М., Наука, 1975, 286 стр.

64. Митиров А. Г. Ойраты-калмыки: века и поколения.-Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.-384 стр.: ил.

65. Михайлов Г. Очерки истории современной Монгольской литературы. М., 1955, 216 стр.

66. Михайлов Дж. К. Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии и Африки. Диссерт. На соиск. Уч. степ. Канд. Искусствоведения. М., 1981, 254 стр.

67. Музыкальный энциклопедический словарь\ Гл. ред. Г. В. Келдыш.-М.: Советская энциклопедия, 1990.-672 стр.: ил.

68. Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монголии (очерки по истории).-М., 1971, 242 стр.178

69. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М., Мысль, 1981, 174 стр.

70. Майжаргал И. (С). Становление и развитие современного монгольского драматического театра\ Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.-М., 1990, 230 стр.

71. Мартынов И. Монголия, Корея, Вьетнаму в кн.: Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века\ издание второе, переработанное и дополненное.-М.: Музыка, 1970, с. 369-381.

72. Первая Монгольская скрипка\соб. инф.-«Советская культура», №58, 18 мая 1968.

73. Першин Д. П. Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак.-Самара: Агни, 1999.-280 стр.: ил.

74. Позднеев А. Города Северной Монголии.-СПб.: тип. В. С. Балашева, 1880.-116 стр.

75. Позднеев А. Монгольско-китайско-маньчжурский словарь в русско-французском переводе. Владивосток, 1901, с. 44 ?

76. Позднеев А. Образцы народной литературы монгольских племен\ вып. 1\ Народные песни монголов.-СПб., 1880, 346 стр.

77. Позднеев А. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии.-СПб., 1887, 494 стр.

78. Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков.-Элиста: Калм. кн. изд-во, 1996.-176 стр.: ил.

79. Рашид ад-дин. Сборник летописей, т. I., кн. 1Д Пер. с персидского Л. А. Хетагурова, ред. И примеч. А. А. Семенова.-М.-Л.: Изд. АН СССР,1791952.-222 стр.

80. Рашид ад-дин. Сборник летописей, т. I., кн. 2\ Пер. с персидского О. И. Смирновой.-М.-Л.: 1952.-315 стр.

81. Рашид ад-дин. Сборник летописей, т. II. Пер. с персидского Ю. П. Верховского и Б. И. Панкратова.-М.-Л.: 1960.-248 стр.

82. Рерих Е. И. Основы Буддизма.-Улан-Удэ. .'Бурятское книжное издательство, 1991, 80 стр.

83. Ринчен Б. Из нашего культурного наследия.-УБ., 1958, 72 стр.

84. Ринчен Б. Жанр bengsen-u uliger в Монгольском фольклоре.-ЭШХ., УБ., 1959, 16 стр.

85. Ринчен Б. Этнолингвистический атлас МНР. Улан-Батор, 1979, 242 стр.

86. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение.-М.: ЧеРо, 1996.288 стр.

87. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение\ Издание 2-е, исправленное.-М.: ЧеРо, Добросвет, 1999.-288 стр.

88. Рождественский Ю. В. Общая филология.-М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.-326 стр.

89. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики.-М.: Фонд «Новое тысячелетеие», 1999.-136 стр.

90. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М.: «Добросвет», 1997, 600 с.

91. Рождественский Ю. В. Риторика (или как избежать ошибок при общении).-Грозный: Издательско-полиграфическое объединение «Книга», 1992, 48 с.

92. Руднев А. Д. Мелодии монгольских племен.-СПб.: Записки ИРГО по отделению этнографии, 1909.-т. XXXIV.-с. 395-430.

93. Ю2.Ряузов С. Н. Монгольская музыка\ Музыкальная энциклопедия\ Гл. ред. Ю. В. Келдыш, т. 3-М., 1976, с. 643-645.

94. Сергеева Т. В. Искусство Монголии.-М.: Рекламное агентство «Сорек», 1992.-48 стр.

95. Ю4.Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство\ Внешняя Монголия\ XVI- начало XX века.-Новосибирск, Наука, Сиб. Отд-ние, 1988, 104 с.

96. Ю5.Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана.-М.: Изд-я фирма «Восточная литература» РАН, 1997.-216 стр. ил.180

97. Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка.-М.: Музыка, 1971.365 стр.

98. Смирнов Б. Ф. Музыкальная культура Монголии.-М.: Музгиз, 1963, -120 стр.

99. Смирнов Б. Ф. Музыка Народной Монголии\ Послесл. Л. Н. Лебединского.-М.: Музыка, 1975, 158 стр.

100. Смирнов Б. Ф. Народная музыка\ в кн.: Очерки истории культуры МНР.-Улан-Удэ, 1971, с. 124-151.

101. Советское Монголоведение (1917-1987). М., 1987.

102. Ш.Сорокин В. Ф. Китайская классическая драма (XIII-XIV вв.). М.,1979, 334 стр.

103. Тетерина Н. И. Становление и развитие национальной оперы в Монголии\ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.-М., 1992, 24 стр.

104. Уварова Г. Современный Монгольский театр.-М., Л., 1947, 215 стр.

105. Уварова Г. Театры Улан-Батора\ к 25-ти летию МНР.-«Советское искусство», №29, 12 июля 1946г.

106. Февральский А. Из Монгольских степей\ рецензия о спектакле Монгольского театра «Темная власть», показанная на международной Олимпиаде революционных театров.-«Советское искусство», №25 (132), 2 июня 1933г.

107. Пб.Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке.-М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.251 стр.

108. Хабаева А. О танцевальных традициях монголов.-Театр, 1969, №3, с. 149-155.

109. Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия (Исследование и материалы).-Элиста.: Калмыцкое книжное издательство, 1998, 224 стр.

110. Хорлоо П. Народная песенная поэзия монголов: Проблема жанрового состава.-М.: Наука, 1989.-143 стр.

111. Цукер А. И рок, и симфония.-М.: Композитор, 1993, 304 стр.

112. Ш.Цултэм Н. Архитектура Монголии. У-Б., 1988, 201 стр.

113. Цултэм Н. Искусство Монголии (с древнейших времен до начала XX века).-М, Изобразительное искусство, 1986, 232 стр.

114. Цыбиковъ Г. Ц. Буддисть паломникъ у святынь Тибета\ По181дневникамъ, веденнымъ въ 1899-1902 гг.-Петроградъ, 1918, 472 стр.

115. Яскина Г. С. Аграрный сектор экономики Монголии на подступах к рынку.-М.: Институт востоковедения РАН, 1998, 230 стр.

116. Яцковская К. Н. Народные песни монголов\ АН СССР. Ин-т востоковедения.-М.: Наука, 1988.-254 стр.

117. Яцковская К. Н. Элементы архаики в бытующих ныне монгольских уртын дуу.-«МопдоПса», vol. 6 (27), 1995, стр. 595-605.

118. Арьяасурэн Ч., Нямбуу X. Монгол ёс заншлын бага тайлбар толь.-УБ., УХК, 1990, 128 х.

119. Бадрах Г. Монголын хогжмийн туухээс (худам-монгол бичгээр).-ШУДБХЭШХ, Studia ethnoqrapica, Tomus I, Fasciculus 3, Улаанбаатар, 1960, 106 x.

120. Батжаргал Б. Дорнын цагаан саран.-Улаанбаатар, Номин, 1993, 108 х.

121. Батжаргал Б. М. Дугаржав Монгол дууны тууврийг анх удаа хэвлуулсэн нь.-«Цагаан дун», №1 (3), 1993, х. 14-15.

122. Батжаргал Б. Хогжмийн увдис (Монголын хогжмийн сэтгуул зуй гэж юу вэ?).-УБ., 1997, 206 х. (гар бичмэл).

123. Батсурэн Д. Смирновын Монгол дахь ов.-«Соёл», 1982, №3, х. 4952.

124. Батсурэн Д. Монгол дуурь дахь уламжлалын зарим зуйл.-Монголын хогжим судлал, №1, Улаанбаатар, Улсын хэвлэлийн газар, х. 47-55.

125. Батсурэн Д., Энэбиш Ж. Дуунаас дуурь хурсэн зам.-Улаанбаатар, 1971, 148 х.

126. Батсурэн Д. «Учиртай гурван толгой» ба Монгол дуурь\ гар бичмэл.-Улаанбаатар, 1980, 8 х.

127. Бугд Найрамдах Монгол Ард Улсын Туух\ ер. ред. Б. Ширэндэв, 111. Нацагдорж ба бусад (дэд боть, 1604-1917).-УБ., УХХЭХ, 1968, 622 х.

128. Бурдуков А. В. Хуучин ба шинэ Монголд\ дуртгалууд (орч. Э. Базаржав).-Улаанбаатар, Улсын хэвлэлийн газар, 1987, 262 х.182

129. Гаадамба Ш. Монгол ардын баатарлагийн тууль.-Аман зохиол судлал, боть XVIII, 1-6 дэвтэр.-Улаанбаатар, ШУАХ, 1988, х. 27-63.

130. Гаадамба Ш., Сампилдэндэв X. Монгол ардын аман зохиол.-Улаанбаатар, 1988, 366 х.

131. Далай Ц. Хувьсгалын дууч\ Магсар Хурцын Дугаржав (ред. Л. Галсандорж, Г. Бирваа).-Улаанбаатар, Улсын хэвлэлийн газар, 1982, 80 х.

132. Далай Ч. Огодэй хаан ба Хархорум хот.-«МопдоПса», vol. 5 (26), 1994, х. 18-23.

133. Дашдондог С. Монголын дуурь, бужгэн жужгийн хогжил.-«Утга зохиол, урлаг», 1965-VIII-20, №34 (451).

134. Дамдинсурэн Б. Багшийн ач.-«Утга зохиол, урлаг», 1981-XI-23, Баасан, №4 (1271).

135. Дамдинсурэн Ц. Монгол уран зохиолын судлалын зарим асуудал.-ОУМХБЭА Их Хурал, 13-р дэвтэр, Улаанбаатар, 1962, х. 46-56.

136. Дамдинсурэн Ц. Мянган жилийн харьцуулсан хуснэгт (1000-2000).-УБ., ШУТМК-ний хэвлэх, 1995, 84 х.

137. Дамдинсурэн Ц., Лувсандэндэв А. Орос-Монгол толь\ Русско-Монгольский словарь.-УБ., УХГ, 1983, 840 х.

138. Дин Шу-Пу. Монгол ундэстний «богтлох» тухай дуунуудын соёлын шинж чанар.-«МопдоНса», vol. 6 (27), 1995, х. 556-558.

139. Дулам С. Дархад боогийн уламжлал дахь бэлгэдэл зуй.-«Mongolica», vol. 6 (27), 1995, х. 499-508.

140. Жамц То. Туульс «Жангар»-ийн учир (тод-монгол бичгээр).-Урумчи, 1997, 516 х.

141. Жанцанноров Н. М. Дугаржавын дууны уламжлал шинэчлэлийн асуудал.-«Цагаан дун», 1993, № 1 (3), х. 12-13.

142. Жанцанноров Н. Хогжмийн онолын нэр томьёоны хураангуй тайлбар толь (орос-монгол, монгол-орос).-Улаанбаатар, 140 х.

143. Жанцанноров Н. Монголын хогжмийн арван хоёр хорог (сонатын аллегро).-Улаанбаатар, 1996, 159 х.

144. Ишжамц Н. Их сэтгэгч Данзанравжаагийн нэр алдар, мэндэлсэн жил, нэрэмжит хийд, туурвил бутээлийн тодруулга.-Монгол судлалын огууллууд\ Essays on Mongol studies, ОУМСХ, МУ-ын ШУА, Туухийн хурээлэн.-УБ., 1997, х. 21-29.

145. Капишовска Ника. «Гур дууны бичиг» дэх ятга хогжмийн тухай.-«Mongolica», vol. 6 (27), 1995, х. 522-526.

146. Кимура Аяако. Японы «Гигакугийн бужиг» ба Монголын «Хурээ цам»\ урлаг судлалын ухааны дэд докторын зэрэг горилж бичсэн ганц сэдэвт зохиол\ Удирдагч д-р Л. Хурэлбаатар\ МУУИС-ийн Монгол Судлалын Хурээлэн.-УБ., 1994, х. 140.

147. Лувсанвандан С. Монголын хувьсгалт хогжмийн урлаг\ Монголын урлагийн уламжилал шинэчлэл (ред. Д. Сандагдорж).-УХГ, Улаанбаатар, 1982, х. 117-149.

148. Лувсанвандан С. Орчин уеийн хогжмийн урлагийн зарим асуудал\ мон номын, х. 150-155.

149. Лувсанвандан С. Монголын хогжмийн урлагийн нэрт толоологч\ мон номын, х. 155-158.

150. Лхагвасурэн Г. Ноён хутагт Данзанравжаа.-ЗГХУ, УБ., 1993, 168 х.

151. Лю Жин Су. Монголчуудын гэр бул.-Монгол судлалын огууллууд\ Essays on Mongol studies/.-УБ., 1997, x. 29-48.

152. Монгол Орос толь\ ер. ред. А. Лувсандэндэв.-Москва, 1957, 716 х.

153. Намдаг Д. Шинэ Монголын шинэ театр.-УХГ., УБ., 1988, 190 х.

154. Пурэв О. Монгол боогийн шашин\ хоёрдахь удаагийн хэвлэл\ МУ-ын ШУА-ын Туухийн Хурээлэн.-Улаанбаатар, 1999, 392 х.

155. Санждорж М. Монгол торийн туухээс (XIII-XIX зуун).-Улаанбаатар, Цоморлиг тов ХХК, 1998, 168 х. 1856)\ Д. Равжаа-яруу найргийн184цоморлиг.-УБ.: Соёмбо, 1992, х. 5-40.

156. Цэвэл Я. Монгол хэлний товч тайлбар толь.-УБ., УХХЭХ., 1966, 912 х.

157. Цэнд Д. 1920-30 оны уеийн жужгийн зохиолын тойм.-«Цог», 1964, №2 (74), х. 101-107.

158. Цэндорж Г. БНМАУ-ын мэргэжлийн хогжмийн хамтлагууд уусэж хогжсон нь.-УБ., УХГ, 1983, 72 х.

159. Цэрэнсодном Д. Монголын бурхан шашны уран зохиол (Тэргуун дэвтэр).-Улаанбаатар, ШУА-ийн Хэл Зохиолын Хурээлэн, «Т & U printing» компанийн хэвлэх уйлдвэр, 1997, 403 х.

160. Чин сузэгт номун хан хийдийн Гур дууны бичиг\ Соёл Урлагийн Судлалын Хурээлэн, Эрдэм шинжилгээний цуврал № 1\ удиртгал тайлбар бичиж хэвлэлд бэлтгэсэн Л. Эрдэнэчимэг.-Улаанбаатар, 1995, 94 х.

161. Шагж С. Монгол угийн тайлбар толь (худам-монгол бичгээр).-Монгол Улсын Соёлын сан, Дундат Улсын Ундэсний Хэвлэлийн Хороо.-Бээжин, 1994, 934 х.

162. Энхбазар Р. Монгол дуурийн тухай тэмдэглэл.-УБ., УХГ., 1983, 80 х.

163. Энэбиш Ж. Орчин уеийн Монголын хогжмийн урлаг (1921-1941)\ Урлаг судлалын ухааны дэд эрдэмтний зэрэг горилсон бутээл\ удирдагч, урлаг судлалын ухааны д\э, доцент Г. Ренчинсамбуу, БНМАУ-ын ШУА-ийн Хэл Зохиолын Хурээлэн.-УБ., 1991, 179 х.

164. Энэбиш Ж. Б. Смирнов, Монголын хогжим.-«Соёл», 1982, №3, х. 46-49.

165. Энэбиш Ж. Хурай, уухайн учир.-«Мопдойса», vol. 6 (27), 1995, х. 552-556.

166. Ш.Энэбиш Ж. Ундэсний хогжмийг хопжуулэх талаар М. Дугаржавын дэвшуулсэн узэл баримтлал, тууний орчин уеийн ач холбогдол.-«Цагаан дун», 1993, № 1 (3), х. 9-11.

167. Liu Donghseng. Music of the Song and Yuan Dynasties\ China & World, Cultural Exchange journal.-1994,-No. 6.- P. 24-26.

168. Winston Wu. The Three Sorrowing Hills, Mongolia's First Opera: An Examination of Literary and Musical Genre. North American Conference on Mongolian Studies, 1st, Bellingham, Wash ., 1978.-P. 41-53.

169. Central Asian shamanism (past and present)\ Shamanic cosmologi