Проблема трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Пудикова, Анна Александровна

  • Пудикова, Анна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Томск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 122
Пудикова, Анна Александровна. Проблема трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Томск. 2009. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пудикова, Анна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО И ИНТЕРНЕТ—СРЕДА: СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

1.1. Сетевое общество: понятие, социальные характеристики.

1.2. Структурные изменения пространства и времени под воздействием Интернет— среды.

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ.

2.1. Философские подходы к определению понятия «индивидуальность».

2.2. Стадии трансформации индивидуальности: динамический подход.

ГЛАВА 3. КОНСТИТУИРОВАНИЕ НОВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ.

3.1. Механизмы воздействия коммуникативного пространства сетевого общества на трансформацию индивидуальности.

3.2. Структура и сущностные черты новой индивидуальности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества»

Актуальность исследования

Ученые и теоретики дают различные оценки распространению Интернета: от глубоко пессимистичных, прогнозирующих полное растворение человека в контексте многочисленных \veb-pecypcoB, до крайне оптимистичных, трактующих Интернет как средство глобальной свободы. С внедрением Интернета в повседневную жизнь, несомненно, происходят изменения не только в обществе и его структуре, но и в индивидуальности. В социальной философии недостаточно внимания уделяется изменениям, являющимся следствием взаимодействия человек - Интернет.

На сегодняшний день в социальной философии актуальна проблема определения сущности социальной реальности, последовавшей за индустриальным обществом. Актуальность и многоаспектность проблематики привела к возникновению множества разнообразных теорий информационного общества, вступающих в противоречие друг с другом. По мнению Ф. Уэбстера, высказанному в «Теории информационного общества», с которым нельзя не согласиться, в настоящее время среди ученых, занимающихся проблемами современного общества, имеются фундаментальные противоречия: одна группа исследователей исходит из позиций, что современное общество представляет собой принципиально новый тип общества, другая группа ученых отталкивается от идеи социальной преемственности и отрицает появление новой структуры общества. Актуальность исследования заключается в том, что бы через призму трансформации индивидуальности выйти на уточнение понимания современной социальной реальности, определение которой многозначно.

В настоящем исследовании понятия «информационное», «современное» и «сетевое общество» используются как равнозначные, поскольку, имея различную методологическую и исследовательскую базу, указанные категории исходят из анализа одного и того же социального феномена — формирования и развития общества нового типа, отличного от индустриального, постиндустриального обществ. Ведущей характеристикой такого общества выступает информация: возрастает роль информации, знаний и информационных технологий в социуме, увеличивается количество людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, создается глобальное информационное пространство, обеспечивающее эффективное информационное взаимодействие между индивидами, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах. Под сетевым обществом, вслед за М. Кастельсом, в данном исследовании понимается формирующийся новый этап развития современного общества, при котором в основу социального устройства кладется не просто информационная составляющая, а функционирование и обновление информационного социального поля. Спецификой такого общества является социальная структура, в которой, благодаря новым технологиям, ведущим источником производства и власти становится генерирование, обработка и передача информации.

Актуальность исследования проблемы трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества вызвана необходимостью дать философское осмысление происходящим процессам в целях дальнейшего изучения не только самого человека, но и общества в целом. Многие исследователи (Ж. Бодрийяр, К. Ясперс, Ж. -Ф. Лиотар, С. Жижек, Ж. Делез, С. Г. Кара-Мурза, 3. Бауман и др.) отмечают, что современный человек нередко оказывается исключенным из структуры социума. Следствием этого является социальная дезориентация и индифферентность индивида по отношению к обществу. Во многом трансформации индивидуальности способствует изменение структуры самого социума, развитие социальной мобильности и общая динамичность окружающего мира.

Формирование индивидуальности — процесс, протекающий исключительно в социальной среде, необходимым условием которого является межличностная коммуникация. С ростом количества сетевых ресурсов этот процесс претерпевает существенные изменения, что не может не отразиться на индивидуальности. Воздействие Интернет-коммуникации на индивидуальность - весьма актуальная тема, поскольку сегодня Интернет находится в стадии становления, следовательно, актуальным оказывается и изучение специфики Интернет-коммуникации, способы и алгоритмы влияния которой на пользователей недостаточно изучены, аргументированы с позиций социальной философии.

Исходя из этого, актуальным оказывается уточнение понятия индивидуальности в процессе ее трансформации. Анализ социально-философских оснований трансформации индивидуальности в среде Интернет-коммуникаций позволит дать оценку неоднозначным процессам, протекающим в обществе в связи с внедрением и распространением Интернета, рассмотреть степень его воздействия на индивидуальность, процессы социализации и коммуникации, охарактеризовать изменения, происходящие в индивидуальности. В контексте происходящих трансформаций, актуальным становится выявление сущностных черт и структуры индивидуальности. Исследование тенденций трансформации находится в неразрывной связи с процессами, протекающими в сетевом обществе.

Проблема исследования

Проблема настоящего исследования может быть сформулирована следующим образом: способствует или препятствует Интернет становлению и развитию индивидуальности, в каком направлении она трансформируется?

Степень изученности проблемы

Философские основания сетевого общества исследуют Р. Ф. Абдеев, Ю. Ф. Абрамова, А. В. Бузгалин, Н. П. Ващекина, Н. В. Громыко, А. В. Дарьин, С. А. Дятлов, Л. В. Зимина, В. Н. Костюк, Н. П. Лукина, В. Мельянцев, Н. Н. Моисеев, М. А. Мутян, В. Г. Наимушин, В. В. Нечаев, Л. В. Нургалеева, М. А. Чешков.

Особенностям функционирования и трансформации сетевого общества посвящены работы М. Бурового, М. С. Вершинина, В. А. Виноградова, Л. М. Земляновой, Л. Е. Климовой, С. Коноплицкого, Л. А. Мясниковой, Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкина,

A. А. Штрика, Ю. В. Яковца.

Методология сетевого мышления рассматривается В. И. Аршиновым, Ю. А. Даниловым, Я. Н. Засурским, А. Ю. Кругловым, А. И. Ракитовым, В. Садковым,

B. В. Тарасенко, А. В. Чугуновым, Г. Щепиловой. Оценке новых сетевых и информационных технологий, их роли в современном обществе и индивидуализации посвящены труды философов-постструктуралистов и постмодернистов: Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Г. Дебора, Ж. Делеза, Д. Дойча, С. Жижека, А. Крокера, Д. Кука, Ж. -Ф. Лиотара, У. Эко.

Отдельно следует отметить отечественных ученых, развивающих социальную теорию Интернета. Философский анализ Интернет-среды дают в своих работах Е. Ю. Журавлева, В. П. Заболотский, А. А. Зубрилин, Д. В. Иванов, В. Л. Иноземцев, Ю. Н. Коломин, И. Г. Корсунцев, А. Н. Кочетов, А. Б. Курицкий, А. И. Левин, И. С. Мелюхин, С. В. Михайлов, И. Г. Опарина, Г. Г. Почепцов, Л. Д. Рейман. Над выделением специфики понятий виртуальность, киберреальность работают В. М. Быченков, В. А. Гуторов, И. Давыдов, В. А. Емелин, Г. П. Меньчиков.

Среди современных зарубежных исследователей Интернета можно выделить работы Дж. Гэлбрейта, У. Дазарда, Э. Дайсона, Р. Джонстона, П. Дракера, Г. Кана, М. Кастельса, Р. Каца, К. Келли, Э. Киселевой, М. Маюпоэна, Дж. Мартина, Й. Масуды, А. Минка, Д. Мичи, С. Нора, М. Паэтау, Ф. Полака, М. Пората, Д. Рисмена, Т. Стоуньера, Д. Тапскотта, Э. Тоффлера, А. Турена, Ф. Уэбстера.

Работы О. Н. Арестовой, В. А. Ачкасова, А. Е. Войскунского, Д. В. Иванова, М. Кастельса, Е. В. Лобзы, М. Маклюэна, А. Михеева, О. В. Смысловой, Э. Тоффлера,

A. В. Чугунова, Ю. В. Яковца посвящены основным видам деятельности в Интернете, рассматривается возможность использования Интернет-коммуникации для взаимодействия между людьми, расширения границ общения.

Теорию коммуникативного действия развивали Ю. Хабермас, Н. Луман. В современной отечественной литературе проблематика воздействия Интернет-коммуникаций на индивидуальность присутствует в основном в социальной психологии, социологии, а анализ социально-философских оснований представлен достаточно слабо, чаще всего с позиций влияния Интернет-среды на общество, человека как члена социальной группы. А. Гулыга, С. Г. Кара-Мурза, А. Климова, В. Русалов рассматривают трансформации индивидуальности с позиций социальной психологии, социологии.

Информационная составляющая жизнедеятельности современного человека является предметом исследования социологов, в их числе: Л. Гринкевич, В. И. Корогодин,

B. Л. Корогодина, А. В. Костина, М. М. Кузнецова, Н. И. Лапина, А. В. Лебедева, А. В. Лоханько, А. Н. Шеремет.

Общефилософским исследованиям человека, понятий личности, индивидуальности посвящены научные труды Д. Зиглера, В. И. Красикова, Ю. В. Петрова, Г. И. Петровой, Л. Хьелла, В. В. Чешева.

Понятие индивидуальность характеризуется в работах современных философов Т. Адорно, Ж. Батая, 3. Баумана, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, П. Вирилио, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ж. Ф. Лиотара, П. де Манна, В. И. Мильдона, П. Рикера, М. Фуко, М. Хоркхаймера, У. Эко. Теоретическому осмыслению индивидуальности посвящены работы ряда современных философов: Р. Барта, Д. Белла, П. Бергера, Ж. Липовецки, М. Маклюена, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса. В условиях сетевого общества человеческая индивидуальность и ее развитие становятся все более значимыми, следовательно, требуется социально-философское постижение данного феномена.

Бытие человека как субъекта социальной жизни рассматривается многими философами как бытие личности и с точки зрения становления личностного бытия. Личностное бытие анализируют такие исследователи, как Р. Барт, Г. Гегель, И. Кант, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, 3. Фрейд, О. Шпенглер. Необходимо отметить религиозный аспект личностного бытия человека, изучаемый в русской религиозной философии Н. Бердяевым, С. Булгаковым, И. Ильиным, Н. Лосским, В. Розановым,

C. Франком, Л. Шестовым. Исследователи подчеркивают, что с развитием массовой культуры в обществе личность становится «одномерной» из-за отсутствия критичности

Г. Маркузе), превращается в массу и теряет свою индивидуальность (X. Ортега-и— Гассет), подавляется идеологией (Р. Барт). Понятие личность в основном приобретает отрицательный модус и рассматривается, скорее, как отсутствие личности и ее низведение до массы и массового человека.

Поскольку проблема формирования индивидуальности лежит на стыке философии и психологии, необходимо отметить также научные труды современных отечественных психологов, раскрывающих тему коммуникации в среде Интернет в неразрывной связи с формированием человеческой индивидуальности. Это работы Б. Г. Ананьева, Ю. Д. Бабаевой, Л. Н. Бабанина, Е. Белинской, В. Беляевой, А. Е. Войскунского, Э. В. Галажинского, Г. В. Грачева, А. Е. Жичкиной, В. Е. Клочко, М. Коула, А Минакова, А. Новикова, Н. А. Носова, В. Нестерова, Е. Нестеровой, И. И. Резвицкого, В. М. Русалова, Л. Тираспольского, И. С. Шевченко.

Среди отечественных ученых, занимающихся интерпретациями проблемы трансформации индивидуальности, обращают на себя внимание научные труды

A. В. Гулыги, Т. Кнабе, С. Г. Кара-Мурзы, Л. Е. Климовой, В. А. Кутырева,

B. М. Русалова, В. Н. Слободчикова, В. С. Степина, А. В. Соколова.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования выступает индивидуальность, направленность ее трансформации в коммуникативном пространстве сетевого общества. Предметом исследования оказывается анализ изменения сущностных черт индивидуальности и ее структуры под воздействием Интернет-коммуникации.

Цель исследования

Выявить и обосновать характер трансформации индивидуальности в Интернет-коммуникациях сетевого общества.

Задачи исследования

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Аргументировать, что в изменившихся условиях сетевого общества создаются предпосылки для трансформации индивидуальности;

2. Показать направленность трансформации индивидуальности в контексте включенности в коммуникативное пространство сетевого общества;

3. Эксплицировать механизмы, влияющие на трансформацию индивидуальности со стороны Интернет-коммуникации;

4. Концептуально обосновать понятие новой индивидуальности, ее сущностные черты и структуру в аксиологическом аспекте.

Теоретико-методологические основания исследования

В соответствии с перечнем сформулированных задач в работе используются сравнительно-исторический, сравнительно-типологический методы при анализе индивидуальности и выявлении ее структуры. Теоретическими основаниями анализа послужили: теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, концепция сетевого общества М. Кастельса, а так же многочисленные теории постиндустриального и информационного общества. Также используются междисциплинарный и диалектический подходы, позволяющие объединить социально-философские, психологические и социологические концепции развития современного общества и трансформации его в сетевое. Теоретической методологией анализа сети Интернет выступает системный анализ, дающий возможность рассматривать Интернет как целостное социальное явление, философски осмыслить его влияние на трансформацию индивидуальности. Важное значение для исследования трансформации индивидуальности имеет метод анализа приемов манипуляции сознанием, примененный С. Г. Кара-Мурзой.

Научная новизна диссертации

1. Аргументировано, что в изменившихся условиях сетевого общества создаются предпосылки для трансформации индивидуальности;

2. Показана направленность трансформации индивидуальности в контексте ее включенности в коммуникативное пространство сетевого общества;

3. Выявлены механизмы, влияющие на трансформацию индивидуальности со стороны Интернет-коммуникации;

4. Концептуально обосновано понятие новой индивидуальности, ее сущностные черты и структура в аксиологическом аспекте.

Положения, выносимые на защиту

1. Сетевое общество, выстроенное по принципам гипертекста и интертекстуальности, погружает человека в новые формы социальности, в результате чего создаются предпосылки для трансформации индивидуальности. Трансформация индивидуальности оформляется как последствия социальной мобильности в результате локализации и глобализации экономики, становления транснациональной фрагментарной и открытой культуры, реформирования политических институтов, структурных изменений пространства и времени.

2. Направленность трансформации индивидуальности в контексте включенности в коммуникативное пространство сетевого общества связана с возрастанием плотности информационных потоков. В сетевом обществе изменяется базовая предпосылка построения индивидуальности: если раньше в основу был положен социальный статус человека, то в процессе трансформации индивидуальности центральной становится идея восприятия и анализа информации, без соотнесения с социумом.

3. Механизмами, влияющими на трансформацию индивидуальности со стороны Интернет-коммуникации оказываются: деформации языка; уменьшение эмоциональной составляющей коммуникации; многократное повторение информации и изъятие ее из контекста; смешение информации и мнения; дробление информации и информационного пространства; активизация стереотипов; некогерентность высказываний.

4. Новая индивидуальность - внутреннее качественное своеобразие человека, базирующееся на его социальной уникальности и неповторимости чувств, переживаний, эмоций, являющееся гипертекстовым, нелинейным, не обусловленным культурными, лингвистическими и географическими особенностями. Сущностные характеристики новой индивидуальности имеют как позитивные, так и негативные коннотации: к позитивным относятся возможность самостоятельного выбора смысла и цели жизни, расширенные пути идентификации; негативными элементами являются допустимость девиантного поведения, отсутствие четких социальных норм, формирование внесоциального человека; амбивалентными характеристиками оказываются наличие эгоистической составляющей в структуре индивидуальности, развитие неонарциссизма. Структура новой индивидуальности содержит следующие базовые элементы: общий уровень восприятия и анализа информации из коммуникативного пространства, производство индивидуально значимых смыслов в условиях возрастания плотности информационных потоков, воспроизводство социальной неповторимости на основе общественной динамики и информационной лабильности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для решения дискуссионных проблем в области современной социальной философии (теории личности, проблемы отчуждения, формирования сетевой культуры, влияния Интернет-коммуникации на человека, личность), для оценки роли и места информационных технологий в современном мире, а также при разработке учебных программ и чтении лекций по проблемам современного общества, гуманитарным проблемам информатики.

Апробация

Основные положения и результаты диссертации обсуждались на научных конференциях: региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук» (Томск, 2001 г.), пятая региональная межвузовская конференция молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук»

Томск, 2003 г.), восьмая городская научно—практическая конференция «Тоталитаризм и тоталитарное сознание» (Томск, 2004 г.), пятая региональная практическая конференция «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2004 г.). Все материалы конференций опубликованы.

Основные положения и результаты исследования были использованы при чтении курсов лекций по философии, конфликтологии и организационной культуре на психологическом факультете Томского государственного университета.

Работа обсуждалась на кафедре онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета Томского государственного университета. Отдельные результаты исследования нашли отражение в докладах на аспирантском семинаре философского факультета Томского государственного университета, а также публикациях диссертанта.

Структура работы

Основной текст исследования включает: введение, три главы (шесть параграфов), заключение и список использованной литературы в количестве 253 источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пудикова, Анна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе аргументировано, что в изменившихся условиях сетевого общества создаются предпосылки для трансформации индивидуальности. Доказано, что сетевое общество, выстроенное по принципам гипертекста и интертекстуальности, погружает человека в новые формы социальности, в результате чего создаются предпосылки для трансформации индивидуальности. Трансформация индивидуальности оформляется как последствия социальной мобильности в результате локализации и глобализации экономики, становления транснациональной фрагментарной и открытой культуры, реформирования политических институтов, структурных изменений пространства и времени. Интертекстуальность является характеристикой нового коммуникативного пространства и определяет следующие параметры сетевого общества: цитатность, децентрированность, безграничность и деперсонализацию субъекта взаимодействия. Современный человек становится проекцией собственных текстов в сети Интернет и представляет собой только план себя будущего.

Показано, что в результате структурных изменений социального пространства под воздействием Интернет—среды ведущей чертой становится размывание социального пространства на основе глобализации и фрагментации одновременно, проявляющихся в способности Интернета сжимать пространство и преодолевать большие расстояния за считанные секунды, в переводе социальных институтов в гиперпространство и формировании виртуального общества. Время в сетевом обществе становится вневременным, обратимым, цикличным, нелинейным, интерактивным, легко изменяемым.

В диссертационном исследовании представлены стадии становления индивидуальности. Выявлено, что этот процесс начинается как реакция на усложнение социальной структуры, дифференциацию социального окружения человека. В средневековье индивидуальное в человеке было неразрывно связано с сословной принадлежностью, предопределено и структурировано социальной группой. В эпоху Возрождения в обществе начинает признаваться право на самореализацию и актуализацию индивидуального начала в человеке, ценность индивидуальности, акцентируются условия ее формирования и развития. В эпоху капитализма постепенно формируется субъективно—личностное мироощущение, происходит выделение человека из социальной группы и самоидентификация через актуализацию индивидуальных особенностей. Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы деиндивидуализацией, явившейся последствием индустриальной революции; становлением массового производства, массовой культуры и человека масс. Одновременно с развитием глобальной цивилизации, в 20—е годы XX в., начинается трансформация индивидуальности.

Обнаружено, что специфика новой онтологии заключается в возможности одновременного взаимодействия неопределенного множества людей, находящихся в географически удаленных местах; в физической непредставленности субъектов коммуникации; эмоциональной обедненности; отсутствии невербальных средств взаимодействия; анонимности общения; увеличении психологического комфорта и защищенности в процессе общения; частичном или полном отсутствии регламентации поведения; возможности самостоятельного изменения и формирования социальной роли и статуса; разнообразии средств общения; добровольности и желаемости коммуникации; отсутствии четкой привязки к определенной социальной группе, общности; возможности прекращения коммуникации в одностороннем порядке; допустимости девиантного поведения без социальных последствий для индивида. Структурной особенностью Интернет—коммуникации выступают такие посредники коммуникации, как компьютер и Интернет, с одной стороны, передающие сообщения от одного субъекта к другому, а с другой стороны, являющиеся самостоятельными элементами коммуникации, способными расширять, круг коммуницирующих субъектов и изменять структуру, направление и результат коммуникации.

Социальная мобильность, становящаяся характеристикой сетевого общества, не предполагает наличия социальных идеалов, на которых базируется личность. Трансформация индивидуальности оформляется как последствие социальной мобильности. Индивидуальность становится симуляцией личности, к личности не отсылая и основываясь только на собственном значении. Одной из базовых характеристик трансформации индивидуальности в сетевом обществе выступает усиление социального эгоизма как равнодушия, проявляющегося в виде безразличия к социальной реальности и окружающим людям.

Выявлено, что направленность трансформации индивидуальности в контексте включенности в коммуникативное пространство сетевого общества связана с возрастанием плотности информационных потоков. В сетевом обществе изменяется базовая предпосылка построения индивидуальности: если раньше в основу был положен, социальный статус человека, то в процессе трансформации' индивидуальности центральной становится идея восприятия и анализа информации, без соотнесения с социумом.

Выявлено, что механизмами, влияющими на трансформацию индивидуальности со стороны Интернет—коммуникации, оказываются: деформации языка; уменьшение эмоциональной составляющей коммуникации; многократное повторение информации и изъятие ее из контекста; смешение информации и мнения; дробление информации и информационного пространства; активизация стереотипов; некогерентность высказываний.

Индивидуальность определяется как внутреннее качественное своеобразие человека, основанное на способности отражать мир уникальным способом. К числу ключевых характеристик индивидуальности относятся свобода, активность, творчество, обособленность, целостность, самобытность, неповторимость. Системообразующими чертами индивидуальности являются следующие элементы: детерминированность социальными принципами, рациональность, познаваемость, формирующиеся и смыслообразующие стремления человека.

Свобода становится определяющей характеристикой при трансформации индивидуалньости, человек ориентируется не на социальные нормы и идеалы, а на собственное представление об идеалах, что приводит его к десоциализации и, как следствие, к отсутствию ориентиров для индивидуальной жизни, вызывает ощущение собственной беспомощности и бессилия, формирует неспособность действовать и принимать решения.

Нарциссизм, усиление социального эгоизма является одним из структурообразующих элементов при трансформации индивидуальности. Использование среды Интернет для построения новой индивидуальности позволяет человеку не только опираться на социально одобряемые авторитеты и ценности, но и самостоятельно формировать их. В результате этого происходит уменьшение значения социальных статусов, ролей, авторитетов, что может стать основой подлинной самореализации в социальной реальности, однако при неумении выстраивать ориентиры и осознавать онтологические предпосылки индивидуального бытия способно привести к информационному хаосу и ценностной дезориентации. Интерактивность в структуре новой индивидуальности вступает в противоречие с эгоистической составляющей индивидуальности, приводя в конечном итоге к внутриличностному конфликту, который может сниматься отказом либо в сторону интерактивной составляющей,, либо в сторону эгоистического начала. Поскольку формирование новой индивидуальности происходит вне культурных и государственных границ, трансформированная индивидуальность становится изменчивой и лабильной.

Новая индивидуальность определяется в диссертации как внутреннее качественное своеобразие человека, базирующееся на его социальной уникальности и неповторимости чувств, переживаний, эмоций, являющееся гипертекстовым, нелинейным, не обусловленным культурными, лингвистическими и географическими особенностями. Сущностные характеристики новой индивидуальности имеют как позитивные, так и негативные коннотации: к позитивным относятся возможность самостоятельного выбора смысла и цели жизни, расширенные пути идентификации; негативными элементами являются допустимость девиантного поведения, отсутствие четких социальных норм, формирование внесоциального человека; амбивалентными характеристиками оказываются наличие эгоистической составляющей в структуре индивидуальности, развитие неонарциссизма.

Традиционно в структуре индивидуальности выделялись следующие базовые элементы: общий, позволяющий человеку идентифицировать себя как члена социума, группы; отделяющий от общества, дающий возможность детерминировать жизнь человека; собственно индивидуализированный, характеризующий его как уникальность. Структура новой индивидуальности складывается под воздействием индивидуальной дифференциации восприятия и анализа информации, производства индивидуально значимых смыслов и воспроизводства социальной уникальности.

В сетевом обществе возрастает значение неустойчивости новой индивидуальности благодаря мобильности социальности, ее динамичности. Формирование социальных предпосылок образования поливариантных векторов поведения и смыслополагания, возможность варьирования жизненной цели в зависимости от изменяющихся условий социального и виртуального окружения выступают принципом построения новой индивидуальности. Процессуальность, положенная в основу трансформации индивидуальности, фундирует смыслообразование.

Поскольку Интернет как коммуникативное пространство находится, по сути, в стадии становления, в настоящее время остается открытым вопрос об устойчивости этого типа индивидуальности как способа социализации человека. В связи с этим указанные направления трансформации индивидуальности представляют собой не завершенный список, который будет дополняться либо сужаться в зависимости от социальной практики функционирования коммуникационной среды Интернет. Одним из векторов развития данной проблематики может являться исследование индивидуализации как способа симуляции индивидуальности и формирования такой социальной структуры, которая основывается на социальном подобии индивидов, отсутствии самосознания и рефлексии в повседневной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пудикова, Анна Александровна, 2009 год

1. .Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: Валдос, 1994 — 336 с.

2. Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение / Ю. Ф. Абрамов, Н. П. Ващекин,— Иркутск, 1990. — 291 с.

3. Абрамов Ю. Ф. Сетевые структуры и формирование информационного общества// Социол. исслед. — 2002. —№ 3. — С. 133—140.

4. Абрамова Н. Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопр. философии. — 1998. —№ 6. — С. 58—65.

5. Американская социологическая мысль: тексты / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. — М.: Изд—во МГУ, 1994. — 496 с.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер,2001. —282 с.

7. Арсланов В. Г. Философия XX века / Арсланов В. Г., Мареев С. Н., Мареева Е. В. — М.: Акад. проспект, 2001. — 464 с.

8. Аршинов В. И. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации/ В. И. Аршинов, Ю. А. Данилов, В. В. Тарасенко // Онтология и эпистемология синергетики. — М, 1997. — С. 101—119.

9. Бабаева Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете. — М, 2000. —С. 11—39.

10. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскуновский // Психол. журн. — 1998. — Т. 19, № 1. — С. 89— 100.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М.: Прогресс, 1989. —615 с.

12. Батищев П. С. Основы Интернет Электронный ресурс. // Программный центр «Помощь образованию». — Электрон, учеб. — Орлов, 2000. — URL: http://psbatishev.narod.ru/internet/index.htm (дата обращения: 01.12.2009).

13. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. — М.: Логос,2002. —324 с.

14. Белинская Е. П. Социальная психология / Е. П. Белинская. — М.: Аспект Пресс, 2001.—299 с.

15. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. —783 с.

16. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. — М, 1986. — С. 330—342.

17. Беляева А. В. Компьютерно—опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития / А. В. Беляева, М. Коул // Психол. журн. — 1991. — Т. 12, №2. —С. 145—152.

18. Бергер П. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе / П. Бергер. — М.: Прогресс, 1994. — 320 с.

19. Бердяев Н. А. Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли / Н. А. Бердяев, С. JI. Франк. — Л.: Лениздат, 1991. — 440 с.

20. Бжезинский 3. Великая шахматная доска / 3. Бжезинский. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 254 с.

21. Бодрийяр Ж. Америка / Ж. Бодрийяр. — СПб. : Владимир Даль, 2000. —203 с.

22. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. — Екатеринбург: Изд—во Уральского ун—та, 2000. — 96 с.

23. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Ж. Бодрийяр. — Екатеринбург: У—Фактория, 2006. — 187 с.

24. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. — М.: Добросвет, 2000. —206 с.

25. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. — М.: Рудомино, 1999. — 218 с.

26. Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. — М.: Вильяме, 2004. — 432 с.

27. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» — тупиковая ветвь социального развития? // Вопр. философии. — 2002. — № 5. — С. 26—49.

28. Быков И. А. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / И. А. Быков // Журн. социологии и социальной антропологии. — М, 2004. — Т. 7, № 4. — С. 213—214.

29. Быченков В. М. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. —М., 2001. — С. 68—75.

30. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. — СПб., 2001. —252 с.

31. Виноградов В. А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопр. философии. — 1983. — № 12. — С. 95—98.

32. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / П. Вирилио. — М.: Гнозис, 2002. — 192 с.

33. Войскунский А. Е. Метафоры Интернета // Вопр. философии. — 2001. — №11. — С. 64—79.

34. Грачев Г. В. Информационно—психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев, — М.: РАГС, 1998. — 125 с.

35. Громов И. А. Западная социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. — СПб.: Ольга, 1997. — 372 с.

36. Громыко Н. В. Интернет и постмодернизм — их значения для современного образования // Вопр. философии. —2002. —№ 2. — С. 175—180.

37. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. — М.: Прогресс, 1969. —480 с.

38. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технологическая волна на Западе. — М., 1996. — С. 343—354.

39. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. / Э. Дайсон. — М.: Бизнес и компьютер, 1998. —400 с.

40. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор. — М.: Логос, 2000. — 183 с.

41. Дойч Д. Структура реальности. Электронный ресурс. / Д: Дойч. — Б. м., б.г.— Электрон, дан. — http://sun. tsu.ru/mminfo/books/000246489/000246489.pdf. — Доступ из локальной сети Науч. б—к и Том. гос. ун—та (дата обращения: 01.12.2009).

42. Долгоруков Ю. М. Развитие образования в условиях информатизации общества // Вестн. Моск. гос. ун—та. Сер. 18. — 1999. — С. 33—50.

43. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. —М.: Academia, 1990. С. 67—100.

44. Емелин В. А. Виртуальная реальность и симулякры Электронный ресурс. // Постмодернизм: Информ. об—во: Информ. технологии. — [Б.м.], 2004. — Электрон дан. — URL: www.emeline.narod.ru (дата обращения: 01.12.2009).

45. Емелин В. А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: дис. . канд. филос. наук / В. А. Емелин. — М., 1999. —164 с.

46. Жижек С. 13 опытов о Ленине / С. Жижек. — М.: Ад Маргинем, 2003. —254 с.

47. Жижек С. Вещь из внутреннего пространства. Электронный ресурс. // Худож. журн. — 2001, № 32. — Электрон, версия печати, публ. — URL: http://www.guelman.ru/xz/362/xx32/xx3225.htm (дата обращения: 01.12.2009).

48. Жижек С. Власть и цинизм Электронный ресурс. // Новое литературное сообщество. — [Б. м.], 2003. — Электрон дан. — URL: http://highbook.narod.nj/philos/gigekpowercinzm.htm (дата обращения: 01.12.2009).

49. Жижек С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. — М.: Худож. журн., 1999. —236 с.

50. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального / С. Жижек. — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.

51. Жижек С. Кант и Сад — Идеальная пара Электронный ресурс. // Web— кафедра философской антропологии. — [Б. м.], 2000. — Электрон дан. — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/translab/texts/zizec/ (дата обращения: 01.12.2009).

52. Жижек С. Когда простота означает странность, а психоз становится нормой Электронный ресурс. // Логос. 2001. — № 4. Электрон, версия печати, публ. — http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2002/200104.htm (дата обращения: 01.12.2009).

53. Жижек С. Лагерная комедия Электронный ресурс. // Логос. — 2002. — № 8. Электрон, версия печати, публ. — http://www. ruthenia.ru/logos/kofr/2002/200208.htm (дата обращения: 01.12.2009).

54. Жижек С. Ленин, Лукач, Сталин Электронный ресурс. // Логос. 2002*. — №11. Электрон. версия печати. публ. — URL: http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2002/2002l l.htm (дата обращения: 01.12.2009).

55. Жижек С. Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие / С. Жижек. — М.: Фонд «Прагматика культуры». — 2003. —182 с.

56. Жижек С. Что может сказать нам Ленин о свободе сегодня Электронный ресурс // Логос. 2002. — № 9. Электрон, версия печати, публ. — URL: http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2002/200209.htm (дата обращения: 01.12.2009)

57. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: дис. . канд. психол. наук / А. Е. Жичкина. — М., 2001. —199 с.

58. Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 72—80.

59. Жичкина А. Е. Социально—психологические аспекты общения в Интернете Электронный ресурс. // Флогистон: психология из первых рук. — Электрон, дан. — [Б. м.], 2003. — URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 01.12.2009).

60. Журавлева Е. Ю. Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет: проблемы становления и развития (социально—философский анализ): дис. . канд. филос. наук / Е. Ю. Журавлева. — Вологда, 2002. — 143 с.

61. Засурский Я. Н. Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. —2001. —Вып. 3. — С. 57—58.

62. Захаров Н. JL Специфика социальной системы России / Н. JI. Захаров. -— Ижевск: Изд—во УдГУ, 2000. — 265 с.

63. Землянова JI. М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестн. Моск. ун—та. — Сер. 10, Журналистика. — 1999. — № 2. — С. 58—69.

64. Землянова JI. М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы / JI. М. Землянова. — М.: МГУ, 1995. — 271 с.

65. Зименкова Т. В. Николас Луман глазами коллег // Журн. социологии и социальной антропологии. — 1999. — Т. 2,№ 1. — С. 148—165.

66. Зимина JI. В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти / JI. В. Зимина. — М.: Наука, 2004. —274 с.

67. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. / Д. В. Иванов. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. — 217 с.

68. Иванов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журн. социологии и социальной антропологии. — 1998. — Т. 1, № 1. — С. 83—93.

69. Иванов Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема // Проблемы теоретической социологии. СПб., 2000. —Вып. 3. — С. 270—299.

70. Иванов Д. В. Эволюция критической теории общества: дис. . канд. социолог, наук. — СПб, 1998. —159 с.

71. Иноземцев В. И. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. И. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. — 302 с.

72. Иноземцев В. Л. Возвращение к истокам или прорыв в будущее? // Социол. исследования. —1998. — № 8. — С. 140—147.

73. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества / В. Л. Иноземцев. — М.: Academia, 1998. — 528 с.

74. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире /

75. B. Л. Иноземцев. — М.: Academia, 1998. — 640 с.

76. Иноземцев В. Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1990.1. C. 465—697.

77. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции / В. JI. Иноземцев. — М.: Academia: Наука, 1999. — 704 с.

78. Иноземцев В. J1. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопр. философии. — 2000. — № 12. — С. 3—13.

79. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. JI. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. — 302 с.

80. Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопр. философии. — 1997. — № 10. — С. 29—44.

81. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. — Томск: Водолей, 1998. — 320 с.

82. История социологии в Западной Европе и США. — М.: Наука, 1993. —424 с.

83. Кант И. Критика практического разума. — Собр. соч.: в 8 т. / И. Кант. — М., 1994. — Т. 4. — С. 373—565.

84. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. — М.: Искусство, 1994. —С. 367.

85. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. — СПб.: Тайм—аут, 1993. —472 с.

86. Кара—Мурза С. Г. Манипуляции сознанием / С. Г. Кара—Мурза. — М.: Эксмо, 2007. — 862 с.

87. Кастельс М. Галактика Интернет / М. Кастельс. — Екатеринбург: У— Фактория, 2004. — 327 с.

88. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 606 с.

89. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. — М., 1990. — С. 292—308.89. • Кастельс М. Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. 2001. — № 1. — С. 16—34.

90. Кастельс М. Россия и сетевое сообщество / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. — 2000. — № 1. — С. 32—51.

91. Кастельс М. Социальные последствия информационных и коммуникационных технологий // Всемирный доклад по социальным наукам. — М., 2002, —С. 242—252.

92. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. — М., 1990. — С. 494—505.

93. Климова JI. Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект: дис. канд. филос. наук / Л. Е. Климова. — Ставрополь, 2005. — 146 с.

94. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. —Томск: Изд. Том. гос. ун—та, 1999. — 153 с.

95. Кнабе Г. Принцип индивидуальности, постмодерн и альтернативный ему образ философии Электронный ресурс. // Русский Журн. — Электрон, журн. — 1999. — URL: http://old.russ.ru/edu/99 —05—24/knabe.htm (дата обращения: 01.12.2009).

96. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.

97. Коноплицкий С. Интернет как предмет социологического анализа // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2005. — № 3. — С. 186—193.

98. Коноплицкий С. Сетевые общества как объект социологического анализа // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2004. — № 3. — С. 167—178.

99. Конт О. Дух позитивной философии: слово о положительном мышлении / О. Конт. — СПб.: Вестник знания, 1910. — 76 с.

100. Корогодин В. И. Информация как основа жизни / В. И. Корогодин, В. Л. Корогодина. —Дубна: Феникс, 2000. —205 с.

101. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. — М.: КомКнига, 2006. — 352 с.

102. Костина А. В. О тенденциях развития культуры / А. В. Костина. Электронный ресурс. // Знание. Понимание. Умение. — Электрон, журн — 2007. — URL: http://www.zpu —journal.ru/articles/detail.php?ID=22 (дата обращения: 01.12.2009).

103. Костюк В. Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе// Общественные науки и современность. — 1996. —№6. — С. 101—110.

104. Красиков В. И. Синдром существования / В. И. Красиков. — Томск, 2002. —256 с.

105. Красиков В. И. Становление «Я»: древневосточный и античный индивидуализм // Человек: феномен субъективности, система сущностных сил: материалы межуниверситетского симпозиума. — Омск, 1994. — С. 101—105.

106. Красиков В. И. Толерантность и формы метафизического самоопределения // Толерантность: сб. ст. —Кемерово, 1995. — С. 46—57.

107. Красиков В. И. Человек на пути встречи с самим собой (проблема метафизической самоидентификации человека) / В. И. Красиков. — Кемерово, 1994. — 174 с.

108. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестн. Моск. ун—та. Сер. 9, Филология. — 1995. — № 1. — С. 97—124.

109. Кристева Ю. Душа и образ // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 253—277.

110. Кристева Ю. Знамение на пути к субъекту // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 289—296.

111. Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики / Ю. Кристева. — М.: Роспэн, 2004. — 652 с.

112. Кристева Ю. Ребенок с невысказанным смыслом // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. —Томск, 1998. — С. 297—306.

113. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / Ю. Кристева. — СПб.: Алетейя, 2003. — 246 с.

114. Кристева Ю. Читая Библию // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. —Томск, 1998. — С. 278—288.

115. Круглов А. Ю. Компьютерно—опосредованное общение как социальное явление: дис. канд. социолог, наук / А. Ю. Круглов. — СПб, 2000. — 194 с.

116. Кузнец А. М. Мусульмане в России: диалог культур // Вопр. философии. — 2003. —№ 10. —С. 167—169.

117. Курицкий А. Б. Интернет: инфраструктура информационного общества / А. Б. Курицкий. — СПб.: Судостроение, 1999. — 230 с.

118. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954—1955) / Ж. Лакан. — М.: Гнозис, Логос, 1999. — 520 с.

119. Лакан Ж. Телевидение / Ж. Лакан. — М.: Гнозис: Логос, 2000. — 160 с.

120. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. — М.: Гнозис, 1995. — 192 с.

121. Лиотар Ж.—Ф. Состояние постмодерна / Ж.—Ф. Лиотар. — М.: Ин—т эксперимент, социол. — СПб.: Алетейя, 1998. —160 с.

122. Липовецки Ж. Третья женщина / Ж. Липовецки. — СПб.: Алетейя, 2003. —512 с.

123. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. — СПб.: Владимир Даль, 2001. — 330 с.

124. Лоханько А. В. Личность в условиях информационного общества: автореф. дис.'. канд. социолог, наук / А. В. Лоханько. — Курск, 2000. 26 с.

125. Лукина Н. П. Идеологические и аксиологические основания информационного общества: учебное пособие / Н. П. Лукина, Л. В. Нургалеева. — Томск: В—Спектр, 2008. — 240 с.

126. Луман Н. Власть / Н. Луман. — М.: Праксис, 2001. — 256 с.

127. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994 — С. 25—42.

128. Луман Н. Реальность Массмедиа / Н. Луман. — М.: Праксис, 2005. — 253 с.

129. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории / Н. Луман. — СПб.: Наука, 2007. — 641 с.

130. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо—Логос. — 1991. — № 1. — С. 194—216.

131. Луман Н. Что такое коммуникация?. // Социологический журн. — 1995. — №3. —С. 114—127.

132. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. — М.: Кучково поле, 2007. — 464 с.

133. Маклюэн Г. М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего / Г. М. Маклюэн. — М.: Академический проспект, 2005. — 495 с.

134. Маркузе Г. К ситуации новых левых Электронный ресурс. // Субкультура. — Электрон, дан. — 2006. — URL.: http://philos.omsk.edu/sub/markuse.html (дата обращения: 01.12.2009).

135. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. — М.: Refl book, 1994. — 340 с.

136. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: философское исследование учения Фрейда / Г. Маркузе. — Киев: Гос. б—ка Украины для юношества, 1995. — 313 с.

137. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — С. 346—348.

138. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. М.: Изд—во МГУ, 1999. — 206 с.

139. Меньчиков Г. П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение // Филос. науки. — 1998. — № 3—4. — С. 170—175.

140. Мильдон В. И. Индивидуализм и эгоизм (введение в современную этику) // Вопр. философии. — 2008. — № 6. — С. 43—55.

141. Михайлов С. В. Интернет как социальное явление: дис. . канд. филос. наук / С. В. Михайлов. — Ульяновск, 2003. — 169 с.

142. Мичи Д. Компьютер — творец / Д. Мичи, Р. Джонстон. — М.: Мир, 1987. —255 с.

143. Моисеев H. Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. — 1993. — № 3. — С. 6—14.

144. Моисеев H. Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия) // Вопр. философии. — 1991. —№ 3. — С. 3—28.

145. Моисеев H. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопр. философии. — 1990.—№6. —С. 32—45.

146. Мунтян М. А. Постиндустриально—информационное общество как концепция новой глобальной цивилизации // Безопасность Евразии. — 2001. — № 2. — С. 429—466.

147. Мясников В. А. СНГ: информационное воздействие в образовании в контексте глобализации // Социально—гуманитарные знания. — 2002. — № 4. — С. 176— 190.

148. Мясникова JT. А. Экономика постмодерна и отношения собственности // Вопр. философии. — 2002. — № 7. — С. 5—16.

149. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопр. философии. — 2008. — № 7. — С. 61—75. .

150. Наймушин В. Г. Постиндустриальная мифология как «заемный текст» // Экон. вестн. Рост. гос. ун-та. — 2007. — Т. 5, № 3. — С. 58—88.

151. Национальные модели информационного общества. — М.: ИКАР, 2004. —412 с.

152. Нисневич Ю. А. Информация и власть / Ю. А. Нисневич. — М.: Мысль, 2000.—275 с.

153. Ницше Ф. Esse Homo. — Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше — М.: Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 693—755.

154. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки ценностей / Ф. Ницше. — М.: Транспорт, 1995. — 301 с.

155. Ницше Ф. К генеалогии морали. — Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше — М. : Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 407—524.

156. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. — Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше — М.: Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 238^05.

157. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. — Сочинения: в 2 т. / Ф.Ницше —М.: Мысль, 1990.—Т. 1. —С. 57—157.

158. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — Избранные произведения: в 3 т. / Ф. Ницше. — М.: Refl—book, 1994. — T. 3. — С. 123—489.

159. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. JI. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — 631 с.

160. Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — 450 с.

161. Носов Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. — М.: Аграф, 2000. —430 с.

162. Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопр. философии. — 1999. — № 9. —С. 152—164.

163. Носов Н. А. Психология виртуальных реальностей // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 91—99.

164. О выборах президента Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 24 дек. 2002 г.: по сост. на 19 июля 2009 г. // Рос. газ. — 2003. — 16 янв.

165. О политических партиях: федер. закон: принят Гос. Думой 21 июня 2001 г.: по сост. на 19 июля 2009 г. // Рос. газ. — 2001. — 14 июля.

166. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 22 мая 2002 г.: по сост. на 19 шоля 2009 г. // Рос. газ. — 2002. — 15 июня.

167. Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. — М.: Традиция, 2001. —280 с.

168. Окинавская хартия глобального информационного общества // Информационное общество. — 2000. — Вып. 4. — С. 53—57.

169. Опарина И. Г. Интернет в современном обществе: социально—философский анализ: дис. канд. филос. наук / И. Г. Опарина — Красноярск, 2005. — 141 с.

170. Петров Ю. В. Антропологический образ философии / Ю. В. Петров. — Томск, 1997.—448 с.

171. Петрова Г. И. Философская антропология и антропологическая проблематика в философии: учеб. пособие / Г. И. Петрова. — Томск: HTJI, 2002. — 157 с.

172. Положение о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденное указом Александра II 1 января 1864 г. Электронный ресурс. // Хронос. — Электрон, дан. — 2000. URL: http://www.hrono.ru/dokum/01011864.html (дата обращения: 01.12.2009).

173. Почепцов Г. Г. Информационные войны / Г. Г. Почепцов. — М.: Рефл—бук,2000, —573 с.

174. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. — М.: Рефл—бук,2001, —651 с.

175. Прозорова Н. Г. Современные тенденции развития системы непрерывного образования во Франции // Материалы III Всерос. науч. конф. молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (3—4 февр. 2006 г.). —Майкоп, 2006. — С. 162—165.

176. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи, истории, информации и культуре: пример России // Вопр. философии. — 1994. — № 4. — С. 14—34.

177. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. — М.: Политиздат, 1991. —287 с.

178. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество / И. И. Резвицкий. — М., 1984. — 141 с.

179. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопр. философии. — 2001. — № 3. — С. 3—9.

180. Решер Н. Озадачивающие явления // Вопр. философии. — 2002. — № 5. — С. 103—111.

181. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопр. философии. — 1989. — №2. —С. 41—50.

182. Робин Ж.—М. Гештальт—терапия / Ж.—М. Робин. — М.: Эйдос, 1996. —64 с.

183. Романов О. В. Онтологические и гносеологические проблемы философии Интернета: дис. . канд. филос. наук/ О. В. Романов. — Иваново, 2003. — 153 с.

184. Российский Интернет накануне больших перемен. — М.: Поматур, 2000. —239 с.

185. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психол. журн. —1986. — Т. 7, № 4. — С. 23—35.

186. Савчук В. Конверсия искусства / В. Савчук. — СПб.: Петрополис, 2001. —288 с.

187. Садков В. Цивилизационно—информационный подход к анализу общественного развития / В. Садков, JI. Гринкевич // Общество и экономика. — 2000. — №4. — С. 158—168.

188. Садриев А. Ш. Компьютерные технологии и виртуальная реальность: опыт философского анализа: дис. . канд. филос. наук / А. Ш. Садриев. — Набережные Челны, 2005. —136 с.

189. Слободчиков В. И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека // Новые ценности образования. — 2004. — Вып. 2. — С. 3—13.

190. Слотердайк П. Сферы. / П. Слоттердайк. — СПб.: Наука, 2005. — Т. 1: Микросферология — 649 с.

191. Смолян Г. JI. Человек и компьютер: социально—философские аспекты автоматизации и обработки информации / Г. JI. Смолян. — М.: Политиздат, 1981. — 192 с.

192. Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации / А. В. Соколов. — СПб: Изд—во РНБ, 2001. — 352 с.

193. Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 474 с.

194. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В. С. Степин. — М., 1996.—174 с.

195. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — С. 396—405.

196. Тапскотт Д. Электронно—цифровое общество / Д. Тапскотт. — М. : Рефл— бук, 1999. —432 с.

197. Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Обществен, науки и современность. — 2000. — № 5. — С. 111—120.

198. Тарасенко В. В. Человек- кликающий: фрактальные метаморфозы // Информационное общество. — 1999. — Вып. 1. — С. 43—46.

199. Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: материалы Всерос. объединен, конф. — С.—П., 20—24 ноября 2000 г. — СПб., 2000.—292 с.

200. Толерантность и коммуникация / под ред. Петровой Г. И. — Томск: Дельтаплан, — 2002. — 177 с.

201. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге 21 века / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2004. — 668 с.

202. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2004. — 784 с.

203. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2003. — 557 с.

204. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Новая технократическая волна на западе. — М., 1986. — С. 229—239.

205. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 398 с.

206. Фахрутдинова А. 3., Петрова Г. И. Коммуникации в образовании и управлении: учеб.—метод, пособие / А. 3. Фахрутдинова, Г. И. Петрова. — Томск: HTJI, 2002.—288 с.

207. Философия как учение о человеке: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. В. Петрова. — Томск: Изд—во Том. ун—та, 1995. — 208 с.

208. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА — М., 1999. —576 с.

209. Франк С. JI. Духовные основы общества / С. JL Франк. — М.: Республика, 1992. —511 с.

210. Фриндте В. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении / В. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета. — М., 2000. — С. 40—54.

211. Фуко М. История сексуальности III: забота о себе / М. Фуко. — М. : Рефл—бук Киев, 1998. —288 с.

212. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук / М. Фуко. — М.: Прогресс, 1977. —488 с.

213. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: лекции и интервью / Ю. Хабермас. — М.: Наука, 1992. — 175 с.

214. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. — СПб.: Наука, 2000. — 377 с.

215. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопр. философии. — 1989. — № 2. — С. 35—40.

216. Хьелл JI. Теории личности: основные положения, исследования и применение / JI. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с.

217. Черная JI. А. Новая философская антропология М. Шелера и история культуры // Вопр. философии. —1999. — № 7. — С. 127—140.

218. Чешев В. В. Модели поведения «понимающей социологии» М. Вебера в свете категорий «поведение» и «деятельность» // Вестн. Том. гос. пед. ун—та. — 2008. — №1. — С. 78—88.

219. Чешев В. В. Понятие «истина» и постнеклассическая наука // Проблема истины в философии и науке: сб. ст. Всероссийского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина. Томск, 2008. - С. 158—160.

220. Чешев В. В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума / В. В. Чешев. Томск: Том. архитектур.—строит, ун—т, 1999.-203 с.

221. Чешков М. А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Обществ, науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 129—139.

222. Чугунов А. В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий: дис. . канд. полит, наук / А. В. Чугунов. — СПб., 2000. — 179 с.

223. Чугунов А. В. Теоретические основания концепции «Информационного общества» / А. В. Чугунов. — СПб, 2000. — 52 с.

224. Шеремет А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ: дис. . канд. социологических наук / А. Н. Шеремет. — Екатеринбург, 2003. — 167 с.

225. Шишков Ю. В. Глобализация экономики — продукт индустриализации и информатизации социума// Обществ, науки и современность. —2002. —№2. — С. 146— 160.

226. Штирнер М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. — СПб: Азбука, 2001.—442 с.

227. Эко У. Маятник Фуко / У. Эко. — СПб.: Симпозиум, 1998. — 759 с.

228. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. — 1998. — № 32. — С. 5—14.

229. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. — СПб.: Петрополис, 1998. —430 с.

230. Элиас Н. Общество индивидов / Н. Элиас. — М.: Праксис, 2001. — 331 с.

231. Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопр. философии. — 1997. —№ 1. — С. 3—18.

232. Ясперс К. Призрак толпы / К. Ясперс. — М.: Алгоритм, 2007. — 269 с.

233. Bell D. The Coming of Post —industrial Society. A Venture in Social Forcasting / D. Bell. — N. Y.: Basic Books Inc., 1973. — 616 p.

234. Berger P. Media Analysis Techniques / P. Berger. — London, 1991. — 359 p.

235. Brzezinski Z. The grand chessboard: Amerikan primacy and its geostrategic impearatives / Z. Brzezinski. — N. Y.: Basic Books, 1997. — 223 p.

236. Brzezinski Z. Out of control: global turmoil on the eve of the twenty—first century / Z. Brzezinski. — N. Y.: Stewart Books, 1993. — 240 p.

237. Bush V. As We may Think // Atlantic Monthly. — 1945 — № 7. — P. 101 —108.

238. Castells M. The information Age: Economy, Society and Culture / M. Castells. — Blackwell, Oxford, 2000. — 418 p.

239. Castells M. The Internet galaxy: reflections on the Internet, business and society / M. Castells. — Oxford; New York: Oxford University press, 2001. — 292 p.

240. Dürkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie / E. Dürkheim. — Paris, 1960. — 512 p.

241. Gerbener G. Mass Communication and Human Communication Theory // Human Communication Theory: Original Essays. —N. Y., 1967. — p. 321—384.

242. Bell D. Die dritte tecnologische Revolution und ihre möglichen socioökonomischen Konsequenzen // Mercur. 1990. - Jg. 44. - H. 1. - P. 28-47.

243. McLuhan G. M. Understanding Media / G. M. McLuan. — N. Y., 1964. — 364 p.

244. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographie Man / G. M. McLuan. — Toronto, 1967. — 293 p.

245. McLuhan M. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects / G. M. McLuan. — N. Y., 1967. —456 p.

246. Popolov D. Visualization of multithreaded conversation for collaborative learning/ D. Popolov, M. Callagan, P. Luker // ED—MEDIA—ED—TELECOM 98/ — Freiburg Germany, June 1998. — S.I., 1998 —p. 1161—1166.

247. Spencer H. First principles / H. Spencer. — N. Y., 1898. — 359 p.

248. Toffler A. The third wave / A: Tofïler. — Totonto a. o.: Bantam books, 1981. —537 p.

249. Toynbee A. J. A Study of History / A. J. Toynbea. — London, 1988. — 381 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.