Проблемы детского чтения в наследии Л.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Тюриков, Игорь Петрович

  • Тюриков, Игорь Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 198
Тюриков, Игорь Петрович. Проблемы детского чтения в наследии Л.Н. Толстого: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ленинград. 1984. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тюриков, Игорь Петрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТШ-ЧИТАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА

ВЗГЛЯДОВ Л.Н.ТОЛСТОГО НА ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ .II

1.1. Методы изучения Толстым детей-читателей . II

1.2. Толстой о специфике детского восприятия

ГЛАВА П. САМОАНАЛИЗ ТОЛСТОГО-ЧИТАТЕЛЯ

ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.

П.1. Толстой-читатель

П.2. Взаимодействие читательского опыта Толстого и детского читательского восприятия - условие формирования общепедагогических и методических взглядов писателя-педагога на детскую литературу

ГЛАВА Ш. Л.Н.ТОЛСТОЙ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ.IOI

Ш.1. Толстой о критериях отбора произведений для детей.

Ш.2. Связь читаемых произведений с обстоятельствами жизни детей.

Ш.З. Роль эмоционального фактора в произведениях для детей.

Ш.4. Толстой о путях стимулирования интереса к чтению.

Ш.5. Толстой о роли литературы в развитии творческих сил детей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы детского чтения в наследии Л.Н. Толстого»

Актуальность исследования. Требование усилить роль уроков литературы в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, ввдвинутое в документах ,!0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы" (1984, с.68), актуализирует задачи изучения литературы, выдвигая на первый план совершенствование методики преподавания этого важного предмета.

Качественный сдвиг в этой области возможен только на пути творческого осмысления накопленного опыта и теоретических исследований. В свое время М.А.Рыбникова призывала к изучению опыта "дворянских и буржуазных педагогов, рассуждающих на интересующие нас. теш" (1958, с.531).

Обращение к наследию известных педагогов, методистов прошлого раздвигает горизонты нашего видения, дает богатый материал для сопоставлений, ярче обозначает тенденции развития методической мысли, способствует поискам новых подходов к решению современных проблем литературного образования.

Среди имен выдающихся педагогов и писателей, внесших значительный вклад в художественное развитие человечества, шля Л.Н.Толстого занимает особое место.

В 60-е - 70-е годы интерес к его педагогическому наследию значительно усилился, о чем свидетельствуют публикации как отдельных работ (Бондаревский В,Б., Воронкова Л.Ф., Долин-ская И.О., Петров А.К., Соловейчик С.Л., Ярин B.C.), так и целых : сборников (Л.Н.Толстой как педагог. - Тула, 1966; Л.Н.Толстой как педагог. - Тула, 1969; Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. - Тула, 1975).

Характерной особенностью этих публикаций является то, что они посвящены преимущественно исследованию дидактической системы Толстого и лишь некоторые из них - вопросам эстетического воспитания, формирования духовных потребностей и развития творческих возможностей школьников (Болыпуков Я.В., Жук И.Г., Жуков Е.А., Радина К.Д. и Мальковская Т.Н., Полетаева В.А.). Причем в работах, посвященных педагогике Толстого, в очень незначительной степени использовано эпистолярное наследие писателя и мемуарная литература. Следует также отметить, что многие глубокие суждения писателя об образовании и воспитаний, содержащиеся в его письмах, зафиксированные современниками, не вошли в фундаментальный сборник "Л.Н.Толстой. Педагогические сочинения" (1953 г.), не говоря уже о вузовских хрестоматиях по педагогике, куда не включены даже некоторые значительные статьи Толстого. В этой связи справедливо звучит замечание исследовательницы творчества писателя Т.М.Афанасьевой: "В учебнике по истории педагогики, предназначенном для студентов педвузов, рассказу о вкладе Л.Н.Толстого в эту науку отведено несколько страниц. А проблемами воспитания и образования Толстой, по сути, занимался всю жизнь. Размышлениями об этом предмете пронизаны его художественные произведения, его философско-религиозные трактаты, его публицистические выступления" (1978, с.69). Что же касается деятельности Толстого в области преподавания словесности, его взглядов на проблемы детского чтения (в широком возрастном аспекте), суждений о специфике детской литературы, то эта сторона творчества писателя и педагога, по существу, не исследовалась. В работах известных методистов Голубкова В.В., Никольского В.А., Ротковича Я.А., Рыбниковой М.А. мы найдем лишь отдельные упоминания о вкладе Л.Н.Толстого в методику цреподавания литературы. А в вузовском учебнике по методике преподавания литературы и в хрестоматии имя Толстого даже не упоминается.

Б последнее время в изучении и освоении методического наследия Л.Н.Толстого сделаны лишь первые шаги. Интерес в этом плане представляют работы Баланюк Г.И., Романовской З.И., То-дорова Л.В. Особо следует отметить опыт Амонашвили Ш.А., который в работе с детьми руководствуется методическими законами Толстого.

Отдельные аспекты рассматриваемой в диссертации проблемы получили в современном толстоведении достаточно глубокое и всестороннее исследование.

Эстетике Л.Н.Толстого посвящены фундаментальные работы Бабаева Э.Г., Ищука Г.Н., Купреяновой Е.Н., Ломунова К.Н. Творческие взаимосвязи Толстого-художника с читателем обобщены в работах Ищука Г.Н. Большой материал по теме "Толстой-читатель" систематизирован в работах Бабаева Э.Г. и Ломунова К.Н., а также в ряде статей различных исследователей, посвященных творческим связям Толстого с русской и зарубежной классикой.

Тема "Толстой - детский писатель" имеет обширную библиографию. Среди наиболее значительных следует назвать работы Афанасьевой Т.М., Зайденшнур Э.Е., Каштановой И.А., Лебедевой В.А.

Б современных исследованиях в области методики преподавания литературы ведущее место занимает проблема восприятия художественных произведений. Значительный вклад в ее разработку внесли Брандесов Р.Ф., Жабицкая Л.Г., Качурин М.Г., Маранц-ман В.Г., Молдавская Н.Д., Никифорова О.И. и другие ученые.

Толстой на протяжении почти всей своей жизни пристально

- - 6 изучал детское восприятие произведений литературы и искусства, однако исследований, обобщающих взгляды писателя в этой области, нет. Поэтому обращение к методическому наследию Толстого, тем более в таком широком его аспекте, как проблемы детского чтения, представляется сегодня весьма актуальным. Выявление положительного опыта Толстого в этой области, несомненно, обогатит современную методическую мысль и, наверное, даст определенные ориентиры в разработке новой программы по литературе для средней школы.

Исходя из сказанного, проблема исследования формулируется следующим образом: выявить в наследии Толстого теоретические взгляды на проблемы детского чтения, проанализировать его опыт приобщения детей к словесности в свете современных требований преподавания литературы в школе.

Цель исследования: раскрыть методы изучения Толстым особенностей детского восприятия, его взгляды на принципы подбора художественных произведений для чтения, пути и формы стимулирования интереса к литературе и вовлечения в художественное творчество.

Предмет исследования - наследие Л.Н.Толстого в методическом аспекте: взгляды писателя-педагога на школу, на процесс взаимоотношений учителя и ученика, его опыт приобщения школьников к литературе и искусству, определение на этой основе критериев произведений для детей и способов активизации детского восприятия.

Гипотеза. Основные взгляды Толстого на процесс приобщения детей к словесности, к искусству не устарели и поныне, они чрезвычайно актуальны, но до сих пор не выявлены полностью и в значительной мере не реализованы в практике преподавания. Их реализация может способствовать обогащению форм общения учителя и учеников на уроке литературы, усилению интереса к предмету, а также явиться важным фактором повышения роли литературы в жизни современных школьников.

Задачи исследования:

- проанализировать взгляды Толстого на сущность, цель и пути преподавания словесности и руководство детским чтением;

- обобщить методы изучения Толстим восцрпятишгдетьми искусства и окружающей действительности;

- выявить взгляды Толстого на значение жизненного опыта детей в постижении произведений искусства;

- изучить суждения Толстого о взаимодействии эмоционального и рационального в процессе освоения школьниками литературных произведений.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское учение о роли литературы и искусства в жизни человека и общества, статьи В.И.Ленина о Толстом, документы КПСС и Советского правительства по вопросам образования и воспитания; в обосновании основных положений диссертации мы опирались на труды Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, на высказывания известных критиков, писателей, на современные работы в области литературоведения и методики преподавания литературы. В качестве основного метода исследования был использован метод теоретического анализа.

Положения, выносимые на защиту:

- имя Л.Н.Толстого, внесшего значительный вклад в разработку проблем детского чтения, создавшего непревзойденные произведения для детей, в которых он воплотил свои общепедаготические и методические принципы, должно занять определенное место в истории методики преподавания литературы;

- суждения Толстого по проблемам преподавания словесности и детского чтения относятся не только к начальной школе, как это принято считать, но имеют более широкий возрастной диапазон;

- Толстой не идеализировал потенциальные творческие возможности ребенка, а тщательно изучал их, максимально выявляя и помогал им развиться;

- взгляды Толстого на роль литературы и искусства в становлении личности ребенка, его опыт воздействия средствами искусства на крестьянских детей в условиях, способствующих полному выявлению их индивидуальности, имеют непреходящую ценность.

Новизна проведенного исследования заключается в том, что

- в исследование вовлекается более широкий круг источников, в которых Толстой излагал свои взгляды на проблемы детского чтения и пути приобщения детей к искусству;

- дан научный анализ взглядов Толстого на такие вопросы, как восприятие детьми произведений искусства, соотношение читательского и жизненного опыта детей; взаимодействие ученического и учительского восприятия произведений литературы;

- систематизированы требования, которые предъявлял Толстой к произведениям, адресованным детям; определены способы, пути стимулирования интереса к литературе, активизации процесса постижения действительности и искусства и вовлечения детей в художественное творчество;

- с точки зрения современных требований к литературному образованию выделены наиболее актуальные взгляды Толстого на роль художественной литературы в жизни человека и общества;

- сделана попытка рассмотреть проблемы детского чтения в единстве педагогической и художественной деятельности Толстого и определить своеобразие его взглядов на детскую литературу.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методы, применяемые Толстым при изучении читательского восприятия, обогащают теорию и практику современных исследований в этой области.

Выводы, сделанные из анализа взглядов Толстого на детское чтение, открывают ранее не использованные возможности для совершенствования преподавания литературы в современной школе и улучшения руководства детским чтением. Большое практическое значение имеет опыт Толстого, связанный с пробуждением и стимулированием интереса детей к словесности и искусству.

Материал проведенного исследования может быть использован учителями начальных классов и словесниками средней школы, работниками детских и юношеских библиотек, в вузовских курсах методики преподавания литературы (лекциях, практических занятиях) .

Взгляды Толстого на главные проблемы детского чтения, реализованные в его педагогической и художественной практике, открывают новые возможности для более полного осуществления одного из ведущих принципов - принципа связи обучения с жизнью.

В порядке апробации основные положения диссертации были изложены в выступлениях на Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А.И.Герцена (1982, 1983 гг.), на Толстовских чтениях (Тула, 1983 г.; Ясная Поляна, 1983 г.) и на научной конференции Карельского педагогического института (Петрозаводск, 1984 г.).

В течение пяти лет в профориентационном лагере "Юный педагог" при Карельском педагогическом институте автором диссертации использовались методы Толстого по изучению восприятия школьников, приобщению их к литературе и художественному творчеству.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

1. К вопросу об изучении "Азбуки" Л.Н.Толстого. - Учен, зап.Петрозаводского гос.ун-та, 1970, вып.З. Петрозаводск, 1972.

2. Библиотека Льва Николаевича Толстого. Библиографическое описание. Книги на русском языке. T.I. Ч.2-я. - М.:Кни-га, 1975.

3. То же. Периодические издания на русском языке. Т.2. - М.: Книга, 1978.

4. Проблемы эстетического воспитания в педагогике и творчестве Л.Н.Толстого. - Тезисы докладов межвузовской научной конференции: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. -Петрозаводск, 1981.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Тюриков, Игорь Петрович

Выводы Толстого о роли учителя, об атмосфере общения с учениками, о духе школы, определяющем успех обучения, еще не оценены в достаточной степени нашей педагогикой и требуют внимательного и всестороннего изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обширном наследии Толстого проблемы детского чтения занимают значительное место. Будучи писателем, педагогом, психологом, философом, теоретиком искусства, он рассматривал их глубоко и многоаспектно в контексте общей проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. Его взгляд проникал и в далекое прошлое, охватывал современность и широкие горизонты будущего.

Положив в основу своей деятельности практику, он из нее 1 делал теоретические выводы, которые вновь и вновь проверял на практике.

В решении вопросов детского чтения Толстой осуществлял целостный, комплексный подход как в изучении положения дел, общественного мнения, так и в использовании средств и методов, стимулирующих приобщение детей к книге, к искусству, способствующих вовлечению их в художественное творчество. Его опыт в этом отношений уникален и созвучен с требованиями, которые выдвигаются сегодня перед научными учреждениями, причастными к осуществлению реформы школы. В статье "Восхождение к качеству" Ю.К.Бабанский пишет: ".Предполагается усилить комплексный характер всех особо важных исследований, объединив усилия педагогов, психологов, философов, социологов. изучение и учет данных общественного мнения по вопросам школьного дела" (Правда, 20 января, 1984).

- 171

В центре педагогической системы* Толстого находится крестьянский ребенок, которого он рассматривает не только как объект воспитания, но прежде всего как предает глубокого и всестороннего изучения во всем многообразии его внутренней жизни и разносторонних связей с окружающей действительностью.

Открытия Толстого в области детской психологии имеют свою непреходящую ценность. Об этом хорошо сказал современник писателя П.В.Анненков.

Ни общество, ни литература наша, конечно, никогда не забудут великих педагогических заслуг Толстого по открытию целого мира богатой внутренней жизни детей - мира, существование которого только предчувствовалось до него немногими. Он Относительно педагогической системы Толстого существуют весьма противоречивые взгляды. Профессор Вейкшан В.А. в предисловии к сборнику: "Л.Н.Толстой. Педагогические сочинения" на странице 29 пишет: ".педагогическое наследие Толстого не представляет собой стройной системы взглядов". На странице 42 читаем следующее: "Л.Н.Толстой. создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогативших педагогическую науку новым подходом к решению важнейших проблем образования и обучения детей". Не проясняют этот вопрос и теоретические статьи, помещенные в сборнике: "Л.Н.Толстой как педагог". Тула, 1966 год. Арискин И.Г. на странице 51 пишет: ".Он не смог в силу противоречивости в своем мировоззрении создать стройную научную систему дидактических взглядов". Другой автор,Бондаревский,со всей категоричностью утверждает о наличии педагогической системы у Толстого (с. 62 и 64). проник в саше скрытые уголки этого мира, и, вероятно, не один раз придется всякому учителю и наставнику, понимающему свое призвание, справляться с открытиями Толстого и уяснять многие загадочные проявления детской воли и души" (Гусев, 1957, с.556).

Толстой видел в ребенке средоточие первобытной природной гармонии и чистоты, которую он ревностно оберегал от тлетворного влияния враждебной человеку действительности, буржуазной цивилизации, стараясь сохранить, продлить детство, прежде всего как внутренний душевный феномен, который он очень ценил во всех людях?.

В статьях, письмах, художественных произведениях Толстой дает удивительные по глубине и тонкости наблюдения характеристики детей, которые представляют уникальный образец писательской и педагогической прозорливости: наблюдая жизнь собственных малолетних детей, Толстой во многом предугадал их будущую судьбу; через сорок шесть лет после первой педагогической практики, давая отзыв на рассказ В.С.Морозова, он повторил ту же характеристику, какую дал, когда тот был ребенком, учеником его школы, просто Федькой - персонажем его педагогических статей (37, 148).

Эти факты дают основание полагать, что, когда Толстой говорил, что он хочет в своих учениках спасти будущих Пушки В этом отношении интересно суждение К.Паустовского, "Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель" (1982, с.181). ных, Ломоносовых, Остроградских (62, 130), это не было преувеличением, во всяком случае он не ошибался в главном - в их талантливости, в их огромных творческих возможностях.

Необходимо подчеркнуть, что при всей любви к детям и своему педагогическому труду (что несомненно накладывает отпечаток на пафос статей Толстого), он реально и трезво смотрит на своих учеников, отмечая в их характерах как положительные, так и отрицательные качества (8, 31, 35, 37, 38, 45, 79, 80, 82). И в этой связи многочисленные утверждения, ставшие общим местом, о том, что Толстой идеализирует своих учеников, требуют существенного уточнения. Б подобных суждениях о Толстом сказалась, наверное, недооценка таланта Толстого-педагога, влияния его художественного гения и той атмосферы, в которой жили дети, в которой неизбежно и ярко проявлялись их способности и дарования. Этот последний момент отмечает В.Белов в очерках "Лад". "Крестьянская бытовая среда, - пишет он, - позволяла еще в детстве выявлять художественные наклонности, хотя в последующие периоды жизни она далеко:.не всегда развивала и закрепляла их" (1984, с.308). Многочисленные реалистические зарисовки, данные Толстым в его педагогических статьях и В.С.Морозовым в его воспоминаниях, являются подтверждением этой мысли В.Белова.

Б настоящее время всякие попытки повторить опыт Толстого,; описанный им в статье "Кому у кого учиться писать.", когда дети вместе с учителем создавали произведения на пословицу, с самого начала обречены на неудачу.

Сегодня невозможно соблюсти чистоту эксперимента, потому что навсегда и безвозвратно отошли в прошлое тот быт, где дети с раннего возраста трудились, та среда, где они были близки с природой и народным искусством, - вся та обстановка, которая сформировала духовный мир Федьки и Семки.

У современных детей пословица, рожденная крестьянским бытом, не вызывает конкретных жизненных ассоциаций, не трансформируется в зримые художественные образы, потому что то, что у крестьянских детей было повседневностью их бытия, для наших детей стало далекой историей.

Но такие опыты проводятся. И на их основе делаются выводы о том, что Толстой идеализировал крестьянских детей, и более того, что его суждения "о подлинной поэтичности" произведений школьников являются иллюзией (Берхин, 1972, с .127131). Для того, чтобы более или менее объективно взглянуть на оценку Толстым детей и созданных ими произведений, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, по свидетельству современников, Федька и Семка были действительно талантливыми детьми, во-вторых, судя по педагогическим статьям Толстого и сохранившимся записям "Дневника Яснополянской школы", можно сделать вывод, что под руководством такого художника, как Толстой, они приобрели хорошие навыки в писании сочинений на различные темы1*.

И, наконец, творческий гений Толстого создавал такую атмосферу подъема, одухотворенности, в которой личности детей проявлялись так непосредственно и ярко, творчество их было так вдохновенно, что образы, созданные ими, поразили вообрат

Известный советский психолог Л.С.Выготский писал: "Облучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содейстовать его образованию и появлению" (1968, с.327). жение писателя^.

В столь высокой оценке способностей детей Толстой не одинок. Об этогл в свое время писал В.Г.Белинский и Н.Г.Чернышевский, позже К.И.Чуковский, Б.С.Житков, М.Ильин и другие художники, критики, педагоги .

Но если даже Толстой допускал "грех" идеализации, то это как раз та идеализация, которая бы была на великую пользу нашей школе. Ведь оценка детей у Толстого основывалась на огромной вере в гигантские силы человека из народа. И если Толстой в своих учениках видел будущих великих поэтов и ученых и пытался понять,кому что нужно и подвигнуть их к этому идеалу, то подобной веры и подобной деятельности как раз не хватает многим наших педагогам. В беседе с учителями в 1909 г. Толстой подчеркнул главную для него мысль: "Еще важно, чтобы у учителя не было отношения сверху вниз к тому материалу, над которым он работает, - к детям. Если он сам понимает, что он т

Е.Л.Марков, в статье "Живая душа в школе" писал: ".я никогда, ни прежде, ни после, не встречал человека, который бы был способен так могуче зажигать в другом человеке внутренний пламень его духа. От духовного соприкосновения с ним, точно влетали в меня, в самую глубь души моей, какие-то невидимые электрические искры, порождавшие во мне целые потоки мыслей, намерений, решений" (Вестник Европы, 1900, № 2, с.583). "Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум непроницателен; о нет, напротив, он только неопытен, но поверьте, очень остер и проницателен" (Черныпевский, 1947, т.З, с.625).

- 176 слаб, он лучше поймет детей, а если он думает: какие дети дрянные, а я вот какой хороший - это ук последнее дело" (Гольденвейзер, 1959, с.336). О том же писал Ф.М.Достоевский в "Дневнике писателя". "Слушайте: мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу уже одним только своим появлением мевду нами" (1981, с.68).

Лейтмотивом всего педагогического и художественного творчества Толстого для детей могут служить его слова, записанные Д.П.Маковицким в 1905 году: ".Надо уважать душу ребенка, так как это будущая могучая сила" (1979, кн.1, с.123).

В наследии великого художника и педагога сегодня особое внимание привлекают страницы, раскрывающие методы изучения личности ребенка. Своеобразие методики Толстого состоит в том, что, познав тайны "человеческого духа в самом себе", воссоздав психологию ребенка в "Детстве" и "Отрочестве", он в своей педагогической деятельности выступает не столько как педагог-экспериментатор,, сколько как художник, который целостно воспринимает ребенка в его многочисленных связях с действительI ностью, в многоплановом проявлении его внутренней жизни .

Это многостороннее и целостное изучение личности обусловило комплексное использование многообразных методов, среди которых наиболее элективными он считал те, посредством кото По мнению А.П.Бабушкиной,Толстой "органически слил.две отрасли человеческой культуры - литературу и педагогику." (1948, с.396). рых проявлялись творческие возможности детей. Такими методами были прежде всего: пересказывание прочитанного, написание сочинений, иногда писем к учителю, творческие игры. Накопленный материал дал возможность Толстому создать своеобразную модель детского восприятия, сообразуясь с которой,он разрабатывает теорию и практику детского чтения.

Ориентируясь презде всего на читательское восприятие крестьянских детей, он в процессе чтения и пересказа ими произведений устного народного творчества и произведений классической литературы приходит к выводу, что фольклор, который дети приняли, и классику, которая не уложилась в их сознании, разделяет бездна. Это открытие побудило писателя к напряженной творческой деятельности, в результате которой была создана замечательная литература для детей.

Обобщая свою художественную и педагогическую практику, постоянно размышляя над проблемами детского чтения, Толстой отмечает те черты, которые в большей степени, чем всей литературе, должны быть присущи произведениям, адресованным детям.

Взгляды Толстого на детскую литературу во многом перекликаются с суждениями многих советских писателей, с выводами некоторых современных исследователей. Толстой видит особенность детской литературы в ее адресованности детям, в ее способности постепенно раскрывать существо окружающей их жизни, но так, чтобы ребенку всё было понятно.

Современный исследователь А.А.Нуйкин в статье "К вопросу о специфике искусства для детей" пишет: "Смысл подлинной возрастной специализации в том, что ее "облегчения" нацелены не на изоляцию детей от жизни общества, а в том, чтобы подвести их к пониманию ее самых трудных и сложных проблем путем предельно естественным, органичным, поэтапным. Духовные нагрузки должны, как и ф!зические, быть опережающими, стимулирующими развитие, но посильными. Здесь, пожалуй, важнее не что, а как" (1981, с.286).

Б ряду требований, которые Толстой предъявляет к произведениям для детей, он на одно из первых мест выдвигает требования к языку. По-разному выраженные в статьях, письмах, в разговорах с современниками, эти требования представляют собой свод правил, которым неукоснительно должен следовать любой автор, берущийся за написание детского рассказа или школьного учебника.

Произведения для детей, созданные Толстым, до сих пор служат непревзойденным образцом художественности, доступнос ти и простоты, которых автор достиг неимоверно напряженной ! работой над языком. Потомки по достоинству оценили этот труд. ; Известный советский детский писатель С.Я.Маршак в книге "Воспитание словом" пишет: "Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы" (1964, с.572-573).

Адресуя произведения детям, писатель почти каждое из них проверял их восприятием, часто делая соавторами своих маленьких читателей. Этот факт поучителен во всех отношениях: и проявлением глубочайшего доверия к детям, и отрешением разбудить их творческие силы, и желанием проверить их восприятием добротность духовной пищи, и желанием не только учить, но и учиться у них языку"*" и отношению к окружающему миру.

Деятельность Толстого в области теории и практики детского чтения показывает,сколь сложно определить круг детского чтения, как трудно порой решить вопрос, ■■•почему дети не читают того, что они должны читать по мнению взрослых, как нелегко, хотя бы в общих чертах,обозначить критерии, которым должны отвечать детские книги.

Опыт Толстого учит, что нужно не только всесторонне и глубоко изучать особенности восприятия ребенка, его вкусы, эстетические потребности, но и микро- и макро-среду во всей сложности их взаимодействия, то окружение, которое формирует личность ребенка, где помимо сознательно направленных средств действуют и стихийные силы.

Рассматривая вопросы образования и воспитания, Толстой всегда на первое место ввдвигал жизнь, как самого первого и мудрого учителя. В статье "Об общественной деятельности на поприще народного образования" он писал: "Ежели оставалось что-нибудь из выученного наизусть, то только потому, что мы узнавали человеческое слово, которому мы научились из жизни. Ежели помнишь что из истории, то только потому, что узнал из жизни - что такое царь, что такое народ, что такое война. .Жизнь бессознательным путем дает понятия, школа сознательным путем приводит их в гармонию и систему" (8, 269). Ребенок "сознает законы образования слов лучше нас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов как дети" (8, 70). Н.Н.Гусев приводит пример, когда выражение из рассказа "Солдаткино житье", написанного школьником Федькой, Толстой употребляет во "Власти тьмы" (1957, с.544).

• - 180

В статьях и письмах он неоднократно подчеркивал, что физический труд, которым занимаются дети, является не помехой, а верным помощником в учебе. Особый смысл сегодня приобретают суждения Толстого о том, чтобы школа была тесно связана с жизнью, чтобы она отвечала на поставленные жизнью вопросы; чтобы книга, которую берут в руки дети, отражала, ярко и верно, действительность, с которой они соприкасаются, чтобы маленький читатель в книге обязательно узнавал окружающий мир и себя в этом мире.

Однако, если мировосприятие ребенка, изучаемого Толстил, ограничивалось в основном сферой крестьянского быта и природы, то у современного школьника оно расширилось до колоссальных размеров. Огромные перемены в жизни наложили отпечаток на психологию детей, существенно дифференцировали возрастные особенности восприятия. Поэтому, опираясь на опыт Толстого, извлекая из него самое плодотворное, нужно вносить в него соответствующие поправки, связанные с учетом особенностей современной эпохи.

В решении проблем детского чтения Толстой сегодня выступает нашим верным помощником. Его глубокие суждения об эмоциональном и нравственном существе искусства, о человечески страстном воздействии на ребенка примером, устным словом, художественным произведением звучат особенно актуально.

В сборнике "Воспитание творческого читателя" Т.Д.Полоао-ва по этому поводу пишет следующее:"Мысль о пробуждении и постоянной тренировке переживания, вызываемого художественным произведением, о необходимости воспитания в читателях с малых лет культуры чувств - одна из главных в теоретических взглядах Н.К.Крупской. Речь идет об особом содержательном чувстве, об эмоционально-эстетической основе подлинной нравственности. Суждения Н.К.Крупской близки взглядам А.Б.Луначарского на социальную и воспитательную роль литературы. Корнями исследование этой проблемы уходит в эстетику и педагогику Л.Н.Толстого" (1981, с.32).

Особенно следует подчеркнуть, что в самый начальный и--""] самый ответственный период приобщения ребенка к чтению Тол- I стой огромное значение придавал выразительному чтению, уст- j ному художественному рассказу, что с большим успехом осущест- I влял в своей педагогической практике, заражая детей искусством звучащего слова, побуждая в них потребность высказаться. ,

Об этом не раз говорил и замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский. В книге "Сердце отдаю детямV он пишет: "До того как прочитать первое слово, ребенок должен услышать чтение учителя, матери, отца, почувствовать красоту художественных образов. Сила и красота слова раскрывается в его звучании, поэтому очень важно, чтобы переживание эмоциональной окраски слова шло от восприятия на слух - от выразительного чтения" (1979, с.192).

О важной стороне выразительного чтения, его необходимости говорит Б.П.Астафьев: "У нас сейчас очень много прозы "глухой", составленной из слов, будто печь или стена из кирпичей. Но настоящая русская проза и даже критика (Писарев, Белинский, Добролюбов) имели и имеют свой "звук". Я думаю, что лучшей проверкой достоинства того или иного произведения была бы его проверка "на слух", то есть чтение перед читательской аудиторией" (1980, с.159-160). Из сказанного следует, как важно, чтобы учитель, а учитель-словесник непременно, владел навыками, а лучше - искусством выразительного чтения,

- 182 как важно, чтобы кавдый ученик умел выразительно читать, потому что это - и сотворчество с автором, и выражение себя, и установление связей с аудиторией, и многое другое, что дает возможность выявить творческие силы наиболее полно. Но самое, пожалуй, главное состоит в том, что при работе над выразительным чтением художественное произведение входит в духовный мир полно и надолго, а, может быть, навсегда.

К сожалению, задача, связанная с приобщением детей к искусству выразительного чтения не решена не только в школе, но и в педагогическом вузе.

А между тем, в практике Толстого выразительное чтение было одним из важных стимулов пробуждения интереса к книге, к искусству, к художественному творчеству.

И если методы, стимулирующие чтение, которые использовал Толстой, для нас,в общем-то,не новы, то наше внимание сегодня должно привлечь то, что, во-: первых, эти методы не были заимствованы и тем более выдуманы, а подсказаны жизнью, практикой преподавания, и, во-вторых, в атмосфере "свободного порядка", духа Яснополянской школы они приобрели особую действенность, сложились в стройную систему стимулирования творчества.

Главную цель, которую Толстой ставил перед школой, это научить детей самостоятельно мыслить, собственным трудом добывать знания. Много глубоких сувдений высказал Толстой по этому поводу, но особенно злободневно звучит запись в дневнике от 9 ноября 1906 года: "Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший в своей душе: мысль же чужая, воспринятая только умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками" (55, 269).

Сегодня, когда особенно острой становится проблема идеологического воздействия на подрастающее поколение и прежде всего средствами искусства?, когда со всей остротой встают вопросы детского чтения, обращение к опыту великих художников, педагогов, деятелей культуры диктуется самой жизнью, становится необходимым. Наследие таких гениев, как Толстой, всегда аккумулирует опыт веков и просвечивает пути в будущее. Проникнутое гравданской страстью и мучительными поисками истины на пути к гармонии человеческих отношений, оно является непреходящей ценностью и источником мудрости для многих поколений2 .

Не случайно В.И.Ленин, давая оценку творчества Толстого, сказал, что он "сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой хут

Искусство есть колоссальной силы воспитательное средство. Это есть, может быть, самая могучая форма агитации, какая когда-либо существовала. искусство есть заражение определенным циклом чувства тех, кто является потребителями этого искусства" (Луначарский, 1967, с.524).

2 Об огромном значении воспитания Толстой в 1901 году пишет своему единомышленнику Е.И.Попову: "Не смотрите легко на воспитание хотя бы одного человека. Это важное дело. Все наши усилия пропадут, если молодые поколения не будут готовы принять истину, будут закупорены от нее. Все усилия наши должны быть направлены на торжество истины, когда нас не будет" (73, 58-59).

- - 184 жественной литературе" (т.20, с.19). Отмечая противоречивость взглядов и творчества Толстого, В.И.Ленин писал, что в "его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему" (Там же, с.23).

Из того, что устремлено в будущее, мы должны взять как можно больше, чтобы использовать в целях сегодняшнего духовного созидания. А потенциал нравственного, эстетического, возвышающего человека воздействия у Толстого необычайно огромен. Его забота о детском, народном чтении - одна из главных, но не единственных забот; его вклад в развитие детской литературы огромен, но незначителен в объеме общего вклада; его открытия в педагогике ценны и оригинальны, но не настолько, чтобы выделяться среди других выдающихся его открытий. У Толстого при всей его противоречивости всё целостно и органически слито. Всё в нем отмечено печатью гения и детскости, того душевного творческого феномена, который требует специального изучения.

Выявить и понять любую проблему в многогранном творчестве Толстого можно только в лабиринте многочисленных сцеплений, образующих его духовное единство. Такой подход, наверное, наиболее плодотворен, и его мы стремились, насколько это возможно, осуществить в данной работе.

Из приведенного исследования можно сделать следующие общие выводы:

I. Взгляды Л.Н.Толстого на проблемы детского чтения представляют оригинальную методическую систему,включающую: изучение восприятия детей; обучение их чтению, пониманию фольклорных и литературных произведений; разработку критериев, которым должны отвечать произведения, адресованные детям и созда

- 185 ние на этой основе художественных произведений для детей; поиски методов приобщения детей к словесности и путей стимулирования их восприятия и художественного творчества. Эта система вырабатывалась на основе опыта и осуществлялась в единстве педагогической и художественной деятельности, направленной на воспитание гармонически развитой, творческой личности.

2. Л.Н.Толстой один из первых педагогов второй половины XIX столетия обратился к изучению детского восприятия, рассматривая процесс постижения художественных произведений в неразрывной связи с жизненным и эстетическим опытом детей, в диалектическом единстве эмоционального и рационального отношения к воспринимаемым произведениям искусства.

3. На основе глубокого знания детской психологии Толстой постоянно и последовательно осуществлял индивидуальный подход к детям, внимательно и бережно относился ко всякому проявлению их психики, творчески применял разнообразные методы, направленные на выявление способностей детей и развитие их творческих сил.

В преподавании языка и литературы он широко использовал: -эстетическое чтение - способ освоения фольклорного и литературного произведения как творения искусства;

- творческую интерпретацию художественного произведения (выразительное чтение, инсценирование, "устное словесное рисование") ;

- литературное творчество - создание художественных произведений: рассказов, очерков, стихотворений. (Методы, которыми пользовался Толстой, даются по классификации, предложенной М.Г.Качуриным. Рукописные материалы кафедры методики пре-подания литературы ЛГПИ им. А.И.Герцена).

- 186

4. Принципиально важным в методике Толстого является то, что ее содержание и направленность в значительной степени определялись глубочайшей верой писателя-педагога в огромные творческие возможности детей. Эта вера составляла пафос всей его педагогической деятельности, она определяла стиль взаимоотношений учителя с учениками, способствовала созданию благотворной, возвышающей личность ребенка атмосферы, побуждала школьников к учебе и творчеству.

Обучая и воспитывая детей, Толстой сам учился у них, постоянно совершенствуя свое мастерство педагога и художника.

5. Вклад Толстого в развитие методической мысли является несомненным и значительным, что ставит его в один ряд с такими методистами-словесниками, как Д.П.Балталон, В.И .Водовозов, В.П.Острогорский, В.Я.Стоюнин и другие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тюриков, Игорь Петрович, 1984 год

1. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции, - Полн.собр.соч., т.17, с.206-213. (Произведения В.И.Ленина указаны по 5-му полному собранию сочинений).

2. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Там же, т.20, с.19-24.

3. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Там же, с.100104.

4. Ленин В.И. Толстой и пролетарская борьба. Там же, с.70-71.

5. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение. Там же, с.38-41.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов. М.: Политиздат, 1984. - 112 с.

8. Алексеев Б.И. Из воспоминаний. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.253-264.

9. Алчевская Х.Д. Передуманное и пережитое. М., 1912, с.103-117.

10. Альтман М.С. Читая Толстого. Тула: Приок.кн. изд-во, 1966, с.21, 34-40.

11. Альмединген Н. Два дня в Ясной Поляне. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М. ,1978, т.2, с.414-425.

12. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

13. Амонашвили Ш.А. Человек создатель человека. - Работница, 1980, №4, с.14-15.

14. Арискин И.Т. Вопросы дидактики в творчестве Л.Н.Толстого. В кн.: Л.Н.Толстой как педагог. Тула, 1967 /Обл. 1966/, с.31-51.

15. Астафьев В. Посох памяти. М.: Современник, 1980.- 307 с.

16. Афанасьева Т.М. Толстой и детство. М.: Знание, 1978. - 95 с.

17. Бабаев Э.Г. Л.Н.Толстой и книга. М.: Книга, 1979.- 262 с.

18. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого. М.: МГУ, 1981. - 198 с.

19. Бабанский Ю. Восхождение к качеству. Правда, 1984, 20 января.

20. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. -М.: Учпедгиз, 1948. 480 с.

21. Баланюк Г.И. Вопросы прочного овладения знаниями в дидактических взглядах и педагогической практике Л.Н.Толстого. В кн.: Выдающиеся педагоги о прочном усвоении знаний. Тула, 1973, с.64-79.

22. Барто А.Л. Немного о себе. В кн.: Вслух про себя. М., 1975, кн.1, с.22-33.

23. Бегак Б. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1961. - 94 с.

24. Беленькая Л.И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы. В кн. -.Социально-психологические проблемы чтения. М., 1977. Вып.З, с.5-38.

25. Беленькая I.И. Ребенок и книга. М.: Книга, 1969. - 167 с.

26. Белинский В.Г. Илиада Гомера, переведенная Н.Гнеди-чем. Собр.соч.: Б 9-ти т. М., 1977, т.2, с.494-495.

27. Белинский Б.Г. О детских книгах. Подарок на Новей год. Детские сказки дедушки Еренея. Там же, М., 1978, т.З, с.38-77.

28. Белинский В.Г. Новая библиотека для воспитания, издаваемая Петром Редкиным. Две книжки. Там же, М., 1982, т.8, с.543-551.

29. Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии. Там же, М., 1979, т.4, с.125-145.

30. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. Избран, произв.: В 3-х т. М., 1984, т.З, с.7-326.

31. Берхин Б.Б. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. Вопросы психологии, 1972, J& 4, с .127-131.

32. Берс С.А. Воспоминания о графе Л.Н.Толстом. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.174-193.

33. Бианки В.В. Детям доброе. В кн.: Вслух про себя. М., 1975, кн.1, с.48-49.

34. Болыпунов Я.В. Проблемы психологического развития детей в педагогических произведениях Л.Н.Толстого. В кн.: Л.Н.Толстой. Материалы межвуз.науч.конференции. Кустанай, 1961, с.235-243.

35. Бондаревский В.Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого. В кн.: Л.Н.Толстой как педагог. Вып.2. Тула, 1969, с.67-85.

36. Бондаревский В.Б. Л.Н.Толстой о внимании к личности школьника. В кн.: Л.Н.Толстой как педагог. Тула, 1967 /Обл.1966/, с.52-65.

37. Буайе П. Три дня в Ясной Поляне. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.2, с.266-270.

38. Булгаков В.Ф. Лев Толстой, его друзья и близкие. Воспоминания и рассказы. Тула: Приок.кн.изд-во, 1970. -342 с.

39. Бурсов Б.И. Избранные работы: В 2-х т. М., 1982, т.1, с.258-605.

40. Вейкшан В.А. Лев Толстой как педагог. В кн.: Л.Н.Толстой. Педагогические сочинения. - 2-е изд. доп. М., 1953, с.3-49.

41. Вересаев В.В. Собр. соч.: Б 5-ти т. М., 1961, т.З, с.386-389.

42. Воронкова Л.Ф. Необыкновенный учитель.- В кн.: Л.Н.Толстой. Для детей. М., 1968, с.З-ТО.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. испр. и доп. М., 1968. - 576 с.

44. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М.: Наука, 1971, с.3-41.

45. Голубков В.Б. Методика преподавания литературы. -М.: Учпедгиз, 1962, с.61-95.

46. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М.: ГИХЛД959. - 487 с.

47. Горький М. Речь на публичном заседании Лиги социального воспитания. В кн.: М.Горький о детской литературе. М., 1958, с.76-85.- 191

48. Горький М. Литературу детям. - Там же, с.126-130.

49. Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым. М.:: Худож.лит., 1973. - 463 с.

50. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -915 с.

51. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1963.694 с.

52. Данилевский Г.П. Поездка в Ясную Поляну. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.346-355.

53. Достоевский Ф.М. ,г(евник писателя за 1876 г. Полн. собр.соч.: В 30-ти т. Л., 1981, т.22, с.68.

54. Кабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штиинца, 1974. - 134 с.

55. Жиркевич А.В. Встречи с Толстым. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.2, с.7-21.

56. Жук И.Г. Проблемы формирования эстетических потребностей в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого. -Науч.труды Новосиб.Гос.пед.ин-та. Вып.81. Новосибирск, 1973, с.59-67.

57. Куков Е.А. К вопросу о соотношении художественного творчества и художественного восприятия. Творческие поиски Л.Н.Толстого в I847-1854 гг. Науч.труды Свердл.Гос.пед. ин-та. Сб.213. Свердловск, 1973, с.59-67.

58. Зайденшнур Э.Е. "Азбука" Толстого и многонациональная детская литература в СССР. В кн.: Яснополянский сбор- 192 -ник. Тула, 1974, с.27-42.

59. Зайденшнур Э.Е. Произведения народного творчества в педагогике Л.Н.Толстого. В кн.: Яснополянский сборник. Тула, 1955, с.137-153.

60. Зайденшнур Э.Е. Как Лев Толстой искал книги для детского чтения. Литература в школе, 1972, В 3, с.65-69.

61. Залыгин С.П. Толстой это сама жизнь. - В кн.: Литературные заботы. - 2-е испр. и доп. изд. М., 1979, с.230-244.

62. Зябрев А.Т. Воспоминания. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.316-319.

63. Иванов Н.Н. У Л.Н.Толстого в Москве в 1886 году. -В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.381-398.

64. Ивакин И.М. Из "Воспоминаний о Ясной Поляне 18801885". Там же, с.327-345.

65. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. - 112 с.

66. Ильин М. Автобиография. В кн.: Вслух про себя. М., 1975, кн.1, с.93-102.

67. Ищук Г.Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. М.: Книга, 1984. - 191 с.

68. Ищук Г.Н. Л.Н.Толстой и И.А.Крылов. В кн.: Иван Андреевич Крылов. Калинин, 1971, с.58-75.

69. Ищук Г.Н. Проблема читателя в творческом сознании Л.Н.Толстого. Калинин: КГУ, 1975. - 119 с.

70. Ищук Г.Н. Проблемы эстетики позднего Л.Н.Толстого. Ростов н/Д.: Кн.изд-во, 1967. - 208 с.

71. Ищук Г.Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л.Н.Толстого. Калинин, 1972. 237 с.

72. Каштанова И.А. Л.Н.Толстой о детях и для детей. -Тула: Приок.кн.изд-во, 1971. 128 с.

73. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 1У класса. В кн.: Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., 1974, с.134-137.

74. Кольцов А.В. Сочинения: В 2-х т. М., 1961, т.1. -359 с.

75. Крупская Н.К. Лев Толстой в оценке французского педагога. В кн.: Педагогические соч.: В 10-ти т. М., 1957, т.1, с.196-200.

76. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания.- Там же, М., 1959, т.З, с.313-317.

77. Лазурский В.Ф. Дневник. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.2, с.49-90.

78. Лебедева В.А. Толстой и дети. Тула: Приок.кн. изд-во, 1966. - 48 с.

79. Леонов Л.М. Слово о Толстом. В кн.: Литература и время. М., 1983, с.260-281.

80. Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. М.: Худож.лит., 1981. - 255 с.

81. Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. М.: Современник, 1972. - 479 с.

82. Луначарский А.В. Перспективы советского искусства.- Собр.соч.: В 8-ми т. М., 1967, т.7, с.519-537.

83. Макаренко А.С. Стиль детской литературы. В кн.: О литературе. М., 1956, с.223-232.-194

84. Маковицкий Д.П. У Толстого. I904-I9I0 "Яснополянские записки" Д.П.Маковицкого: В 4-х кн. М.: Наука, 1979.

85. Маравщман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГШ, 1974. -175 с.

86. Марков Е.Л. Живая душа в школе. Вестник Европы, 1900, № 2, с.565-587.

87. Марков Е.Л. Теория и практика Яснополянской школы. В кн.: Собр.соч. Спб., 1877, т.2, с.337-389.

88. Маршак С.Я. Литература школе. - В кн.: Воспитание словом. М., 1964, с.567-582.

89. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1976. 224 с.

90. Морозов B.C. Воспоминания о Л.Н.Толстом ученика Яснополянской школы. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.141-152.

91. Морозов П.В. Воспоминания. Там же, с.108-113.

92. Нагибин Ю.М. Изучение без чтения? В кн.: Нечужое ремесло. М., 1983, с.101-107.

93. Наживин И.Ф. О Льве Николаевиче. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.2, с.384-396.

94. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.

95. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.

96. Нуйкин А.А. К вопросу о специфике искусства для детей. В кн.: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. • М., 1981, с.258-288.

97. Паустовский К.Г. Золотая роза. Собр.соч.: В 9-ти т. М., 1982, т.З, с.164-382.

98. Переписка Л.Н.Толстого с Н.Н.Страховым 1870-1894. Толстовский музей. СПб.: Изд. Толстовского музея, 1914. -478 с.

99. Петров К.А. Л.Н.Толстой теоретик и практик опытной педагогики. - Советская педагогика, 1968, Is 12, с.106-116.

100. Полетаева В.А. Л.Н.Толстой и развитие духовных потребностей школьников.- Науч.труды Новосиб.Гос.пед.ин-та, 1970, вып.47, с.231-242.

101. Полозова Т.Д. Воспитательный потенциал советской литературы для детей и подростков. В кн.: Воспитание творческого читателя. М., 1981, с.21-44.

102. Пушкин А.С. Полн.собр.соч.: В 10-ти т. 4-е изд. Л., 1978, т.6, с.81-87.

103. Радина К.Д., Мальковская Т.Н. Развитие творческой личности ребенка в педагогической системе Л.Н.Толстого. -Учен.зап.Ленингр.Гос.пед.ин-та им. А.И.Герцена, т.377. Л., 1970, с.316-327.

104. Раевская Е.И. Лев Николаевич среди голодающих. В кн.: Летописи гос.лит.музея. Кн.2. М., 1938, с.371-437.

105. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1982. - 129 с.

106. Роллан Р. Ответ Азии Толстому. Собр.соч.: В 20-ти т. Л., 1933, Т.Х1У, с.328-329.

107. Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. I883-I90I гг. Воронеж: Центр-Чернозем, кн.изд—во, 1972. - 280 с.

108. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во Акад.196 -наук РСФСР, 1958. - 611 с.

109. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы. Историко-литературные очерки. М.: Педагогика, 1959. - 357 с.

110. ПО. Сергеенко А.П. Рассказы о Л.Н.Толстом: Из воспоминаний. М.: Сов.писатель, 1978. - 264 с.

111. Сергеенко П.Д. Как живет и работает гр. Л.Н.Толстой. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.2, с.137-152.

112. Соболев Л.И. Всё начинается с урока. М.: Знание, 1980. - 95 с.

113. Соловейчик С.Л. Час ученичества. 2-е изд. доп. М., 1972, с.120-129.

114. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М., 1979, т.1, с.25-266.

115. Сухотин М.С. Из записей в дневнике. 1907 В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.2, с.364-383.

116. Тимковский Н.И. Мое личное знакомство с Л.Н.Толстым. Там же, т.1, с.429-439.

117. Тодоров Л.В. Л.Н.Толстой о руководстве детским чтением и творчеством. Советская педагогика, 1975, В 10, с.ПЗ-121.

118. Толстая С.А. Дневники: В 2-х т. М.: Худож.лит.,1978.

119. Толстой А.Н. Книга для детей. Полн.собр.соч. -М., 1950, т.14, с.348-355.

120. Толстой И. Л. Мои воспоминания. -М.: Худож.лит., 1969. 455 с.

121. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.: В 90 т. (Юб.изд.).1. М.: ГИХЛ, 1928-1958.

122. Толстой С. Л. Мой отец в семидесятых годах выскаtзывания его о литературе и писателях. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.206-225.

123. Толстой С.Л. Очерки былого. Тула: Приок.кн.изд-во, 19?5. - 472 с.

124. Шацкий С.Т. Толстой-педагог. Педагогические соч.: В 4-х т. М., 1964, т.З, с.215-241.

125. Шифман А. В.В.Стасов и Л.Н.Толстой. Новый мир, 1957, № 4, с.275-276.

126. Штётцер Ю. Урок в веймарской школе. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях' современников: В 2-х т. М., т.1, 1978, с.119-121.

127. Чернышевский Н.Г. Заметки о журналах. (Из $ I "Современника", 1857) .Рассказы графа Л.Н.Толстого. Полн. собр.соч.: В 15-ти т. М., 1948, т.4, с.641-685.

128. Чернышевский Н.Г. Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический, издаваемый гр. Л.Н.Толстым. Москва, 1862. Ясная Поляна. Книжки для детей. Книжка 1-2. Там же, т.10, с.503-517.

129. Чернявская И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклассного чтения в нач.школе. -М.: Просвещение, 1982. 112 с.

130. Черткова А.К. Из воспоминаний о Л.Н.Толстом. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.409-428.

131. Черткова А.К. Мои первые воспоминания о Л.Н.Толстом. В кн.: Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник /Собрал и- 198 редактировал Н.Н.Гусев. М.-Л., 1928, с.145-179.

132. Чертков В.Г. Записи. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.2, с.119-129.

133. Чехов А.П. Собр.соч.: В 12-ти т. М., 1964, т.12, с.353.

134. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.: Сов. писатель, I960. - 295 с.

135. Эрленвейн А.А. Отрывки из воспоминаний о Ясной Поляне, I86I-I863. В кн.: Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1978, т.1, с.127-140.

136. Ярин B.C. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого. -В кн.: Л.Н.Толстой: Учебно-методическое пособие. Арзамас, 1961, с.39-53.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.