Проблемы формирования культуры пришлого населения Тюменского Севера: Период с 1960-2003 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Цылина, Ирина Томовна

  • Цылина, Ирина Томовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 157
Цылина, Ирина Томовна. Проблемы формирования культуры пришлого населения Тюменского Севера: Период с 1960-2003 гг.: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тюмень. 2004. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Цылина, Ирина Томовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО СЕВЕРА.

1.1. Пришлое население (период 1960-2003 гг.): сущность, источники формирования, география расселения.

1.2. Методологические подходы к анализу культуры пришлого населения региона.

1.3. Взаимодействие культуры аборигенного и пришлого населения

Тюменского Севера.

ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ НА

ЭТАПЕ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

2.1. Общая характеристика социально-экономической ситуации в местах проживания «новых автохтонов».

2.2. Формирование методики для исследования культуры пришлого населения Тюменского Севера.

2.3 Сравнительный анализ социокультурной ситуации в местах проживания аборигенного и пришлого населения Тюменского Севера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы формирования культуры пришлого населения Тюменского Севера: Период с 1960-2003 гг.»

Интенсивное развитие добывающей промышленности на Тюменском Севере за последние четыре десятилетия привело к стремительному росту пришлого населения, масштабным миграционным процессам, появлению больших городов, строительству многочисленных индустриальных объектов, что сопровождалось обострением этнических, экологических, социальных, экономических и культурных проблем. Резкий скачок в индустриальном развитии Тюменского Севера стал одновременно и «культурной революцией», изменившей весь традиционный образ жизни и базовую систему ценностей как коренного населения, так и небольших сообществ украинцев, татар, азербайджанцев, башкир, белорусов и др., уступив место индустриальному, урбанистическому жизненному укладу, имеющему совершенно иные ориентиры. В условиях поступательного развития общества этнокультурное многообразие способствует взаимообогащению отдельных этнокультур с одновременным движением их к единству. В кризисные периоды развитие и взаимодействие этнокультурных организмов приобретает противоречивый характер. Причем особую значимость имеет культурная интеграция аборигенного и пришлого населения, у которого сформировались свои ценностные ориентации, своеобразная субкультура за годы долгого пребывания в суровых географических и социально-экономических условиях.

Выдвигая в диссертационной работе в качестве объекта исследования определенное локальное сообщество, следует отметить, что в центре внимания оказываются не просто механические конгломераты отдельных индивидов, не абстрактное население, послушно воспринимающее навязываемые ему массовым обществом стереотипы поведения, а напротив, живые сообщества, обладающие известной степенью независимости от некого «большого сообщества» и способные противостоять изменениям социальной среды, активно адаптируясь к ним. Культура пришлого населения тоже имеет право на внимание и уважение. Она сложилась из этнических, региональных, локальных культур, претерпела изменения в соответствии с новыми задачами и социокультурным пространством. Она имеет собственную историю и традиции. Можно с уверенностью утверждать, что это своеобразное полиэтничное сообщество.

Изучая культуру населения, прожившего в условиях Тюменского Севера более сорока лет, сравнивая ее с культурой коренных народов, автор предполагает иную модальность в отношении к культуре, основанной на объективном и аналитическом взгляде на культурную жизнь социальной общности. В первую очередь это освоение движущих мотивов реального поведения индивидов и групп, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления социальной значимости культурных явлений в их взаимодействии с другими сферами социальной жизнедеятельности, а также изучения процессов и событий, происходящих в обществе, социологическими методами. Таким образом, культура пришлого населения рассматривается как соотношение духовных факторов (нормы, ценности, смыслы и идеи) с социальной регуляцией и социальным действием данных субъектов, которые оказывают воздействие на социокультурные процессы. Это предусматривает диагностику тех фактов жизнедеятельности, в которых не только происходит создание материальных и духовных, но и возникают застои, срывы, конфликты. Особое значение приобретает знание процессов формирования практической культуры, обеспечивающей устойчивую регуляцию социального бытия, накапливание и сохранение тех элементов, без которых эфемерными оказываются и высокие духовные ценности. Проводимое исследование актуально тем, что в регионе со своей особой социально-экономической и культурной средой на первый план выходят проблемы поиска факторов, которые могут стать инструментом преобразований, выявления особых механизмов воздействия социального развития на развитие региона в целом.

Состояние научной разработанности проблемы.

Исследуя ценности пришлых народов Севера, автор опирался на работы Н.А.Бердяева, В.Виндельбанда, Н.Гартмана, Э.Дюркгейма, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, В.П.Коблякова, Н.Ф.Наумовой, Б.В.Орлова, Р.Б.Пьерри, Г.Риккерта, Э.В.Соколова, В.С.Соловьева, П.А.Сорокина, В.Н.Шердакова и других. Важное методологическое значение для данного исследования имели работы классиков философско-социологической мысли: М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Т.Парсонса, П.Сорокина, У.Томаса и других, анализировавших социальные функции ценностей и ценностных ориентации личности.

Поскольку ценности являются фундаментом культуры, автор посчитал необходимыми в качестве методологической основы исследовать труды И.Г.Гердера, Н.Я.Данилевского, П.Н.Милюкова, П.А.Сорокина, А.Тойнби, О.Шпенглера. Значительный вклад в развитие теории культуры внесли С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, Н.Бердяев, Л.Н.Гумилев, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, А.И.Шендрик и др.

В начале XX века получило развитие новое научное направление -социология культуры, исследующее процессы духовной жизни, функционирование культуры в обществе, особенности социокультурного развития различных социальных групп, в том числе и Пришлого населения. Важное методологическое значение для авторского исследования имели работы в области социологии культуры М.Вебера, Б.А.Грушина, Ю.Н.Давыдова, Б.С.Ерасова, Г.Зиммеля, Л.Г.Ионина, Л.Когана, К.Манхейма, А.Моля, Ч.Миллса, Т.Парсонса, С.Н.Плотникова. Особое значение имели работы М.Вебера, который определил культуру как ценность, подчеркнул ведущую роль религии в качестве экономического потенциала любого общества, исследовал особенности хозяйственной культуры в добуржуазных обществах.

Процессам межэтнической интеграции, межэтнических взаимодействий как факторам этнокультурной ситуации посвящены работы

С.А.Арутюнова, Е.Е.Байленова, С.Н.Еремина, А.В.Ивкина, С.Т.Калтахчяна,

B.Е.Кемерова, В.И.Козлова, Г.Г.Котожекова, Ю.Л.Красина, С.Г.Ларчепко, Ю.М.Лотмана, Е.С.Ляховича, Н.Р.Маликовой, М.В.Петрова, А.А.Сусоколова,

C.А.Токарева и др. Проблемы социального взаимодействия исследованы А.Н.Аверьяновым, В.Г.Афанасьевым, И.И.Жбанковой, Р.О.Курбановым, С.Н.Смирновым, П.А.Сорокиным, Д.В.Ушаковым, В.П.Фофановым,

A.Г.Чусовитиным.

Изучению социально-экономических, миграционных процессов, социально-профессиональной структуры и мобильности народов Севера посвятили свои работы В.И.Бойко, Н.В.Васильев, Н.В.Исакова, Д.Л.Константиновский, В.Г.Костюк, Ю.В.Попков, М.М.Траскунова, и другие. Вклад в изучение семейно-брачных отношений, межэтнических браков внесли Н.А.Абрамов, Ю.В.Бромлей, В.И.Васильева, И.С.Гурвич, В.В.Мархинин, Н.В.Прыткова, М.А.Сергеев, З.П.Соколова, И.В.Удалова, Л.В.Хомич.

Современным социокультурным процессам посвящены работы

B.И.Бакштановского, КТ.Барбаковой, М.Л.Белоножко, Ю.М.Беспаловой, В.И.Бойко, В.В.Гаврилюк, З.Т.Голенковой, В.А.Давыденко, Н.И.Дряхлова, С.Н.Еремина, Т.И.Заславской, Н.Д.Зотова-Матвеева, Г.Ф.Шафранова-Куцева, В.Т.Лисовского, В.А.Мансурова, В.В.Мархинина, Ю.В.Попкова, И.В.Романовского, Л.Л.Рыбаковского, А.Н.Силина, С.Г.Симонова, З.П.Соколовой, Н.М.Токарской, Р.Г.Яновского и других.

В то же время, необходимо констатировать, что в работах вышеизложенных авторов раскрыта значительная часть вопросов, затрагивающая различные аспекты социокультурного развития, но проблемы взаимодействия культуры пришлого и аборигенного населения не были предметом исследования данных ученых. Этим обусловлен выбор диссертантом темы исследования.

Объект исследования - пришлое население Тюменского Севера (период с 1960 по 2003 гг.).

Предмет исследования - культура пришлого населения Тюменского Севера.

Цель исследования - выявление тенденций формирования культуры пришлого населения Тюменской области и механизма ее взаимодействия с культурой аборигенного населения региона.

Для достижения поставленной цели с учетом степени разработанности отдельных вопросов были определены следующие задачи:

1) уточнить понятия «пришлое население», «старожилы», «аборигены», «автохтоны»;

2) исследовать межэтнические отношения, выявить основные черты межэтнических взаимодействий и определить группы причин, вызывающие напряженность в отношениях между аборигенным и пришлым населением региона;

3) изучить взаимовлияние культур аборигенного и пришлого населения Тюменского Севера;

4) определить состояние основных элементов социальной инфраструктуры в районах проживания аборигенных народов Севера и представителей пришлого населения, выявить недостатки их функционирования;

5) провести сравнительный анализ социокультурной ситуации в местах проживания аборигенного и пришлого населения региона;

6) разработать систему мониторинга социокультурной ситуации в местах проживания пришлого населения Тюменского Севера, определить используемые индикаторы для ее измерения.

Особенность исследовательского подхода к решению поставленных задач состоит в стремлении выявить объективные тенденции динамики социальных структур, а также субъектное содержание этих процессов. Специфика авторского подхода обусловлена особенностью предмета исследования. Использование теоретико-прикладного аспекта исследования дало возможность применения социологического инструментария для выявления тенденций формирования культуры пришлого населения Тюменского Севера.

Гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках исследования:

1. Культура пришлого населения представляет собой такой тип межкультурного взаимодействия, при котором вошедшие в контакт элементы культур пришлых народов уже соединены внутренней связью, существуют в пространственно-временных границах и обусловливают возникновение нового культурного качества (феномена культуры пришлого населения Тюменского Севера).

2. Несмотря на то, что при взаимодействии культур пришлого населения и аборигенных народов Тюменского Севера каждый из участников межкультурного контакта остается самим собой, происходят ассимиляционные процессы, ведущие от ознакомления с культурным наследием и культурными ценностями к их усвоению и передаче (присвоению).

3. Представители пришлого населения Тюменского севера являются маргинальной общностью.

4. Трансформация социальной структуры в условиях системного кризиса способствует социокультурной деформации представителей пришлого населения.

5. При взаимодействии культур пришлого населения и аборигенных народов Тюменского Севера происходят, с одной стороны, ассимиляционные процессы, а, с другой стороны, процессы межкультурной интеграции.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Выбор методологии обусловлен рядом намеченных задач и поставленной диссертантом целью. Наиболее эффективным для подобного рода исследования представляется системный подход, позволяющий рассматривать культуру пришлого населения как комплекс взаимосвязанных элементов, функциональные отношения между которыми помогает выявить метод структурного анализа.

Основу исследования составили философские, социологические и культурологические труды отечественных и зарубежных ученых, обосновавших наиболее общие закономерности культурных процессов, их историческую обусловленность, зависимость от географических, природно-климатических * особенностей среды, региональных, этнических, религиозных и других особенностей этносов.

Эмпирическая база и методы исследования. Эмпирическую базу работы составили:

1) данные государственного комитета по статистике Тюменской области по социально-экономическому развитию региона;

2) законодательные акты Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, обеспечивающие правовые основы этнокультурного и социально-экономического развития округа;

3) вторичный анализ материалов исследований социологов по изучаемой проблеме;

4) материалы Тюменского областного центра документации новейшей истории и Государственного архива Российской Федерации;

4 5) результаты социологических исследований представителей пришлого населения, проведенных автором.

В 2001-2002 гг. был проведен социологический опрос представителей пришлого населения северных городов Тюменской области: Ханты-Мансийска, Нефтеюганска, Нижневартовска и Мегиона. В опросе приняли участие 5 83 респондента, достигших 18 лет по репрезентативной выборке, отражающей структуру населения указанных городов по возрасту, виду деятельности, образованию и сроку проживания на Севере Тюменской области.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. выявлены тенденции формирования культуры пришлого населения Тюменского Севера.

2. Обосновано, что процесс формирования культуры пришлого населения имеет , двойственную природу: с одной стороны, он представляет собой культурный синтез как результат взаимодействия культур пришлых народов Тюменского Севера, существующего в пространственно-временных границах и обусловливающего возникновение нового культурного класса (феномена), с другой стороны, он есть культурный симбиоз как итог контакта культур аборигенных народов, старожильческого и пришлого населения северного региона, ведущего от ознакомления с культурным наследием, культурными ценностями и традициями к их усвоению и передаче (присвоению);

3. определена степень удовлетворенности пришлого населения элементами социокультурных институтов в местах их проживания;

4. разработана система мониторинга для диагностики этнокультурной ситуации в местах проживания пришлого населения Тюменского Севера.

Теоретическая значимость логически следует из новизны исследования и заключается:

- в получении данных для развития таких перспективных научных направлений, как социология духовной жизни, социальная культурология, региональная социология и этносоциология;

- в определении индикаторов диагностики этнокультурной и социально-экономической ситуации, которые явились бы отправной точкой в дальнейших исследованиях культуры пришлого населения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов при разработке региональных программ этнокультурного и социально-экономического развития пришлого населения и аборигенных народов Севера.

Положения, выносимые на защиту:

1. Территориальные перемещения больших масс населения (русских, украинцев, латышей, азербайджанцев, башкир, татар и др.) в районы нового промышленного освоения способствовали формированию маргинальной прослойки населения, так называемого пришлого населения периода 1960-2003 гг.

2. В результате межкультурного взаимодействия аборигенного и пришлого населения сложилась своеобразная субкультура.

3. Сформировавшаяся культура пришлого населения, взаимодействуя с культурами аборигенных народов и старожильческого населения, оставляет каждого из участников межкультурного контакта самим собой. Подобный культурный симбиоз стимулирует ассимиляционные процессы, способствующие не только ознакомлению с культурным наследием и культурными ценностями, но и их усвоению и передаче различными народами, заселяющими Тюменский Север.

4. Возможности исследования тенденций формирования этнокультурной ситуации, сложившейся в местах проживания представителей пришлого населения Тюменского Севера, связаны с формированием системы социологического мониторинга, содержание которой отражает не только общее, но и поэтапное формирование нового социокультурного пространства.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Ход и результаты исследования на различных его этапах сообщались и обсуждались в Тюменском государственном нефтегазовом университете, на региональных и международной конференциях:

1. Региональной межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы региона: опыт десятилетия» (Тюмень, 2002. г.);

2. Межвузовской конференции «Современные проблемы Российского предпринимательства» (Тюмень, 2002 г.);

3. Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы социально-экономического развития стран постсоветского пространства» (Тюмень, 2003 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание работы изложено на 160 страницах, некоторые результаты представлены в виде таблиц и графиков. Библиография содержит 159 наименований источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Цылина, Ирина Томовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. Пришлое население рассматривается в диссертации как интегральный показатель, включающий в себя переселенцев так называемой первой и второй волны. Под переселенцами автор понимает тех людей, которые переселились или были переселены на новое место.

Термин «автохтоны» пришло в социологическую науку из биологии, означал виды организмов, которые со времени своего становления обитают в данной местности. В социологии, автохтоны определяются как аборигены, коренные жители, исконное, первоначальное население данной местности

Территориальные перемещения больших масс многонационального населения в районы нового промышленного освоения Западной Сибири, смена ряда поколений переселенцев «первой» и «второй» волны, проживающих на Тюменском Севере постоянно и компактно, позволяют автору сделать вывод о возникновении феномена пришлого населения. Перманентное воспроизводство ударной общности всей системы социально-экономических отношений обусловило формирование культуры пришлого населения Тюменского Севера.

2. Основными причинами межэтнической напряженности, связанными с трудовой занятостью, являются факторы, так или иначе несущие в себе угрозу сокращения возможностей для северных этносов ведения традиционного хозяйствования. Среди них: вытеснение пришлым населением коренного из традиционных промыслов, разногласия по поводу родовых угодий, отрицательные последствия деятельности нефтяников.

Русские же основными факторами межэтнической напряженности, связанными с трудовой деятельностью, в равной степени считают разногласия между людьми разных национальностей по вопросу о родовых угодьях и ухудшение экологической ситуации. Далее идут такие факторы, как отрицательные последствия деятельности нефтяников и вытеснение пришлым населением коренного из традиционных промыслов.

3. Сформировавшаяся культура пришлого населения, взаимодействуя с культурами аборигенных народов и старожильческого населения, оставляет каждого из участников межкультурного контакта самим собой. Подобный культурный симбиоз стимулирует ассимиляционные процессы, способствующие не только ознакомлению с культурным наследием и культурными ценностями, но и их усвоению и передаче различными народами, заселяющими Тюменский Север.

В результате межэтнических взаимодействий на Тюменском Севере автором выявлены следующие показатели современного этнокультурного развития коренных народов и представителей пришлого населения:

1) переход большей части коренного населения на другой язык (русский или окружающего большинства);

2) увеличение числа смешанных семей, рост количества браков коренного населения с представителями пришлого населения;

3) появление на фоне двуязычия и смешанно-национального состава семей случаев двойственности индивидуального самосознания при устойчивости чувства национальной принадлежности у большинства коренного населения.

4. В результате анализа состояния элементов социальной инфраструктуры в районах проживания аборигенного и пришлого населения, автор выявил недостатки их функционирования.

5. Проведенный автором сравнительный анализ социокультурной ситуации в местах проживания аборигенного и пришлого населения Тюменского Севера показывает, что социальные институты в местах проживания пришлого населения более развиты и функционируют эффективнее.

6. Проведенный анализ позволил автору предложить набор индикаторов, которые вошли в систему социологического мониторинга.

Удельный вес лиц, планирующих сменить место жительства. Удельный вес лиц, соблюдающие обычаи своего народа. Уровень (степень) владения родным языком. Уровень межнациональной напряженности. Уровень социального пессимизма.

Уровень удовлетворенности элементами социальной инфраструктуры. Удельный вес лиц, удовлетворенных проведением свободного времени. Состояние здоровья (уровень потребления традиционной пищи, алкогольных напитков, возможности отдыха).

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Цылина, Ирина Томовна, 2004 год

1. Аверин А.Н., Антропов Е.П. Западная Сибирь: социальная инфраструктура районов освоения. - М.: Наука, 1988. - 236 с.

2. Аверин А.Н., Силин А.Н., Субботин С.Я. Социально-экономические проблемы освоения Тюменского Севера в девяностые годы. Тюмень: Фил. изд-ва «Тюменская правда», 1989. - 42 с.

3. Антология исследований культуры. Т 1. Интерпретация культуры. -СПб.:Университетская книга, 1997. 728 с.

4. Алексеев В.В., Логунов Е.В., Шабанов П.И. Опыт решения кадровых проблем в нефтегазовом строительстве Сибири. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. -216 с.

5. Арктическая политика: человеческое измерение (Материалы экспертного опроса к международной конференции) /Под ред. В.И.Бакштановского /АНСССР. Сибирское отд-ние. Ин-т проблем освоения Севера. Тюмень: ИПОС, 1990.-1 14с.

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие /Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983. - 243 с.

7. Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. - 256с.

8. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России //Политические исследования. 1991. - №5. - С. 51-65.

9. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю. Конфликт инновации и традиции: дилеммы, ценностные суждения, выбор: По материалам экспертных исследований в Тюм. регионе. Тюмень, 1990. - 98 с.

10. Ю.Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю., Чурилов В.А. Общественное мнение о судьбах народов Севера: Поиск справедливого политического решения.

11. Препринт. Тюмень; Ханты-Мансийск, 1989. - 66 с.

12. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Особенности социальных перемещений в регионах нового освоения //Региональные проблемы социальной мобильности. -М.: Наука, 1991.-С. 115-124.

13. Белоножко M.JI. Аграрные реформы в Тюменском регионе: современность и прогноз. Тюмень: Вектор Бук, 1998. - 186 с.

14. Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации в культуре западносибирского предпринимательства второй половины XIX начала XX вв. Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. - 200 с.

15. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987. - 214 с.16Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991. 412 с.

16. Бромлей Ю.В Этнические процессы в современном мире. М.: Наука. -1987.- 286 с.

17. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с.

18. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

19. Верховский И.А. Мистико-националистические мифологемы в современном консциентальном пространстве: Обско-У горский прецедент //Северный регион: наука и социокультурная динамика: Тез. докл. Всерос. науч. конф. Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. - 250 с.

20. Гаврилова Н.Ю. Разработка социальной программы развития нефтегазодобывающих районов Западной Сибири в 60-80-е годы. //Известия высших учебных заведений. Нефть и газ 2001. - №5.

21. Гаврилова Н.Ю. Развитие социальной сферы районов нового промышленного освоения Севера Западной Сибири //Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 200. - №4. - С. 108-115.

22. Гаврилова Н.Ю. Социальное развитие нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. - 283 с.

23. Гаврилова Н.Ю., Карпов В.П. Жилищно-гражданское строительство в районах нового промышленного освоения Севера Западной Сибири (1964-1985 гг.) //Налоги, инвестиции, капитал. 2002. - №1-2. - С. 238-244.

24. Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона: Монография. -Тюмень: Изд-во Тюм. государственного ун-та, 1998. 240 с.

25. Гарантии и компенсации населению Севера России. М.: Полиграфобъединение, 1993. - 86 с.

26. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России //Социологические исследования. 1998. -№ 10. - С. 77-85.

27. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Ур ОРАН, 1995. 606 с.

28. Гумилев J1.H. География этноса в исторический период /АН СССР, Геогр. об-во СССР. Л.: Наука, 1990. -278 с.

29. ЗОДряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра //Социологические исследования. 1997. - №7. - С. 143-150.31 .Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север: Этнографический очерк местных инородцев. Тобольск, 1911. - 140 с.

30. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах //Этнографическое обозрение. -1995 .-№7.-С. 88-92.

31. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предмет познания. М.: Канон, 1999. - 352с.

32. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 591 с.

33. Ерохина Е.А. К изучению межэтнических взаимодействий:исследовательские подходы //Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 3. -Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. С. 27-31.

34. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL: Лениздат, 1987. - 203 с.

35. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462с.

36. Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистического анализа. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, Институт социологии РАН, 1996. - 346 с.

37. Иовчук М.Т., Коган JT.H. Советская социалистическая культура: Ист. опыт и соврем, пробл. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.

38. Иорданский В. Глобальный этнический кризис, или сумерки разобщенности //Мировая экономика и международные отношения. 1993. -№ 12.-С. 81-93.

39. Исакова Н.В. Культура народов Севера: Филос.-социол. анализ /Отв. ред. В.И.Бойко. Новосибирск: Наука, 1988. - 206 с.

40. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.:1. Политиздат, 1974. 328 с.

41. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 512 с.

42. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

43. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80-е -90-е годы) //Социологические исследования. 1995. - № 1. - С. 59-72.

44. Коган М.Э. Роль межличностных коммуникаций и национальных ориентации при передаче этнической культуры. М.: Наука, 1980. - 180 с.

45. Концепция развития профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе /Под научной редакцией акад. Н.Н.Карнаухова, Г.С.Корепанова. Тюмень: Вектор Бук, 1997. - 24 с.

46. Костюк В.Г., Траскунова М.М., Константиновский Д.Л. Молодежь Сибири: Образование и выбор профессии. Новосибирск: Наука, 1980. - 193 с.

47. Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука. 1986. 286 с.

48. Куриков В.М. Российский Север: Проблемы, вопросы, решения. Краткий социально-экономический очерк. СПб.: ТОО "Алфавит", 1996. 104с.

49. Логунов Е.В. Развитие социальной инфраструктуры городов северных районов Западно-Сибирского нефтегазодобывающего комплекса (1979-1985 гг.) //Урбанизация Советской Сибири. Тюмень, 1987. - С. 184-210.

50. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 270 с.

51. Малахов С.П. Безработные Югры: социальный портрет. Сургут: Информационно-издательский концерн "Северный дом", социологический центр администрации Ханты-Мансийского автономного округа, 1995. - 130 с.

52. Малинин Е.Д., Ушаков А К Население Сибири. М. Наука, 1976.216с.

53. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

54. Мархинин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего: по материалам социологического исследования образа жизни хантов, ненцев, манси Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа. Новосибирск: Наука, 1993. 203 с.

55. Межуев В.М. Как возможна философия культуры? //Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 10. М.: Наука, 2000. - С. 11-27.

56. Мисевич К.Н., Чуднова В.И. Население районов современного промышленного освоения Севера Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1973. - 248 с.

57. Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса //Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. - 286 с.

58. Нефть и газ Тюмени в документах. Свердловск, 1971. - Т.1.

59. Панарин С.И. Улучшение жилищно-бытовых условий важнейший фактор стабилизации трудовых коллективов //Нефть и газ Западной Сибири. -Тюмень, 1987. - С. 112-114.

60. Парсаданова B.C. Депортация населения на Западной Украине и Западной Белоруссии в 1939-1941 гг. //Новая и новейшая история. 1989. -№ 2. - С. 32-48.

61. Пахомов В.П., Кужелева О.Б. Недропользование на Аляске. Екатеринбург: УрО РАН, 1994. 159 с.

62. Пика А.И., Богоявленский Д. Д., Терентьева Л.П. Динамика насильственной смертности у народов Севера как индикатор их социальной дезадаптации //Этика Севера: Экспертный потенциал. Тюмень: ИПОС, 1991.-71 с.

63. Пиманов А.С. Этническая ссылка в Тюменской области (1940-1953 гг.) //Вестник Тюменского государственного университета. 1998. - № 1. - С. 63.

64. Положение о статусе родовых угодий в Ханты-Мансийскомавтономном округе //Югра. 1992. - №3. - С. 2-9.

65. Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука, 1990. - 200 с.

66. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

67. Проблемы современного социального развития народностей Севера: Сб. ст. /Под ред. В.И. Бойко и др. Новосибирск: Наука, 1987. - 254 с.

68. Региональные проблемы социальной мобильности /Отв. ред. Ф.Р.Филиппов. М.: Наука, 1991. - 143 с.

69. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998. - 413 с.

70. Романовский Н.В. Историческое содержание в структуре социального знания //Социологические исследования. 2001. - № 6. - С. 10-20.

71. Серазетдинов Б.У. Спецпоселенцы в годы Великой Отечественной войны в Ханты-Мансийском округе //Северный регион: наука и социокультурная динамика: Тез. докл. Всерос. науч. конф. Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. - 250 с.

72. Силин А.Н. К концепции освоения Севера //Известия СО АН СССР, Серия региона: экономика и социология. Вып. 1. 1990. - С. 40-53.

73. Силин А.Н. Тюменский Север не колония //ЭКО. - 1989. - № 7. - С.69.76.

74. Силин А.Н. Социокультурное развитие Тюменской области: особенности северного региона //Вестник СОАНВШ. 1997.-№ 2. - С. 21-30.

75. Симонов С.Г. Экономические ритмы жизнедеятельности занятого населения крупного промышленного региона. Тюмень: Изд-во Тюм. международного института экономики и права, 1996. - 130 с.

76. Симонов С.Г., Михеева Е.М. Человек общество и рынок труда //Учебное пособие. - Тюмень: Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 150 с.

77. Славин С.В. Освоение Севера. М.: Наука, 1975. - 198 с.

78. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с.

79. ЮО.Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.432 с.

80. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. /Вступ. ст. А.В.Липского. -М.: Наука, 1993.-447 с.

81. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост. И предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

82. Социально-экономические отношения и соционормативная культура /Отв. ред. А.И. Першиц, Д.Трайде. М.: Наука, 1986. - 237 с.

83. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1992. - 736 с. Юб.Тощенко Ж.Т. Метаморфозы общественного сознания: методологическиеосновы социологического анализа//Социологические исследования. 2001. - № 6.-С. 3-16.

84. Ю7.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 511 с.

85. Ю8.Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. - 800 с. 109Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: «Российскаяполитическая энциклопедия», 1997. 440 с.

86. Ю.Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа: Изд-во Башкир, гос. ун-та, 1997. - 258 с.

87. Тюменская область в цифрах. 1976-1980 гг.: Стат.сб. Свердловск: Сред.-Урал кн. изд-во, 1981.

88. Удалова И.В., Гражданников Е.Д. Измерение социальной мобильности: (На примере коренных народов Сибири). Новосибирск: Наука, 1988. - 112 с.

89. П.Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. - 271 с.

90. Н.Устинова М.Я. Опыт фиксации элементов материальной культуры в этносоциологическом исследовании //Полевые исследования Института этнографии. 1976. М.: Наука, 1978. - 248 с.

91. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2000. - Кн. 3: Антропологическая историософия. - 714 с.

92. Нб.Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.

93. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448с.

94. Фофанов. В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение /Отв. ред. В.В.Целищева. Новосибирск: Наука, 1986. - 187 с.

95. Фофанов. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981.-304 с.

96. Фракфорт Г. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. Пер. с англ. М.: Наука, 1984. - 236 с.

97. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.

98. Хайруллина Н.Г. Взаимоотношения аборигенного населения Тюменского Севера с участниками нефтегазового освоения //Нефть и газ. 1998. -№ 1. - С. 116-123.

99. Хайруллина Н.Г. Динамика этносоциальных процессов на Тюменском

100. Севере //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник /Под ред. Ю.В.Попкова. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. - С. 97-101.

101. Хайруллина Н.Г. Роль национальной интеллигенции в возрождении аборигенных народов Тюменского Севера //Материалы международной конференции "Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты". Улан Уде, 1997. - С. 96-99.

102. Хайруллина Н.Г. Современные проблемы оптимизации традиционного хозяйства коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа //Социологические исследования. 1994. - № 7. - С. 150-153.

103. Хайруллина Н.Г. Состояние этнических процессов в Ханты-Мансийском автономном округе (мнения участников экспертного опроса) //Нефть и газ. -1998.-№5.-С. 119-126.

104. ПО.Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. ~ 466 с.

105. Хайруллина Н.Г. Социально-политические инновации и массовоесознание: изменения в оценках и мнениях аборигенного населения /Под научн. ред. А.Н.Силина. Тюмень: Вектор Бук, 1997. - 132 с.

106. Хайруллина Н.Г. Этническая идентификация аборигенных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) //Нефть и газ. -2000.-№3.-С. 117-125.

107. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. - 325 с.

108. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Изучение социально-этнической ситуации Ханты-Мансийского автономного округа как этап разработки социологического мониторинга. Тюмень, Ханты-Мансийск, 1995. - 48 с.

109. Харамзин ТТ., Хайруллина Н.Г. Социально-экономическое развитие обских угров на этапе перехода к рыночным отношениям (По материалам социологических исследований). Ханты-Мансийск: ГУИГШ Полиграфист, 1998. 194 с.

110. Хомич J1.B. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М. - Л.: Наука, 1966. - 329с.

111. Хомич Л.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976. - 189 с.

112. Чавчанадзе Н.Э. Культурные ценности //Вопросы философии. 1981. -№5. - С. 59-69.

113. Чеснов Я.В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов //Советская этнография. 1970. -№6.-С. 15-27.

114. Чешко С.В. Человек и этничность //Этнографическое обозрение. 1994.6. С. 35-49.

115. Численность и миграция населения Российской Федерации в 1999 году: Статистический бюллетень. М.: Госкомстат России, 2000.

116. Чусовитин А.Г. Диалектика взаимодействия и отражения /Отв. ред. А.Т. Москаленко, О.С. Разумовский. Новосибирск: Наука, 1985. - 176 с.

117. Чусовитин А.Г. Концепция взаимодействия: Историко-методологический анализ. Новосибирск: Наука, 1993.

118. Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. Кн. 1. Становление и развитие идеи культуры в западной общественной мысли от античности до конца XX века. М.: СОЦИУМ, 1999. - 227 с.

119. Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. Кн. 2. Развитие идеи культуры в западной и отечественной общественной мысли XX века. М.: СОЦИУМ, 1999. - 235 с.

120. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

121. Шпет Г.Г. Психология этнического бытия. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 492 с.

122. Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и районов проживания народностей Севера: Статистический сборник. Тюмень: Госкомстат РСФСР. Тюм. обл. управление статистики, 1990. - 218 с.

123. Этнические процессы в современном мире /Отв. ред. Ю.В. Бромлей. -М.: Наука, 1987. 446 с.

124. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины.

125. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988. - 222 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.