Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Девина, Ирина Викторовна

  • Девина, Ирина Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 187
Девина, Ирина Викторовна. Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1984. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Девина, Ирина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДВИЖЕНИЯ СВОБОДОМЫСЛЯЩИХ В США.

§ I. Исторические корни и идейные предпосылки современного движения свободомыслящих в США.

§ 2. Основные направления, формы и идеологические условия развития движения свободомыслящих в США

Глава П. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА ВОКРУГ ПРОБЛЕМ ГУМАНИЗМА.

§ I. Критический анализ решения проблем гуманизма в концепциях представителей современного движения свободомыслящих в США.

§ 2. Обоснование свободомыслящими и атеистами несостоятельности религиозного истолкования морали •

§ 3. Общедемократические задачи борьбы за мир, социальный прогресс и их отражение в движении свободомыслящих

Глава Ш. ОСОБЕННОСТИ КРИТИКИ РЕЛИГИИ С ПОЗИЦИЙ НАУКИ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДВИЖЕНИИ СВОБОДОМЫСЛЯЩ! В США. III

§ I. Американские свободомыслящие об условиях существования религии и причинах религиозности- •• III

§ 2. Место и роль научных знаний в борьбе против религиозного обскурантизма.

§ 3. Вопросы демократизации и светского содержания образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США»

В условиях резкого обострения идеологической борьбы в современный исторический период возрастает значение марксистско-ленинского анализа идеологии и социально-политической ориентации организаций, стремящихся к объединению прогрессивных сил для предотвращения ядерной катастрофы, а также выступающих с критикой клерикализма, попыткой разработки альтернативы религиозной идеологии в условиях современного буржуазного общества.

Идеологи империализма стараются активно использовать религию и церковь в борьбе против марксизма-лленинизма, против идей социализма и коммунизма.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко отметил, что "многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов"*}

Использование религии в целях антикоммунизма является крайним проявлением кризиса религии в современном капиталистическом обществе. Это обусловлено общим кризисом буржуазной идеологии, ростом влияния марксистско-ленинской идеологии. Во все большей степени проявляется реакционная социальная роль религиозной идеологии, отвлекающая широкие массы трудящихся капиталистических стран от сознательной борьбы за мир и социальный прогресс, против порождаемой империализмом политической реакции. В такой ситуации в буржуазном обществе ощутимо проявляется исторически сложившаяся противоположность религиозной идеологии гуманистическим принципам, традициям просветительства, распространению знаний, научного образования. Использование религии в реакци

I) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.60. онных политических целях обостряет конфликт религии и науки -двух непримиримых антиподов современной духовной жизни.

В условиях капиталистического общества наряду с последовательной пропагандой научного, марксистско-ленинского мировоззрения, осуществляемой коммунистическими партиями, определенную роль в разоблачении антинаучной идеологии религиозного обскурантизма и клерикализма играют и различные организации движения свободомыслящих. Это движение основывает свою деятельность на традициях просветительства и гуманистического рационализма. Это - чрезвычайно разнородные по своему социальному составу и разнообразные по своим философским установкам национальные организации свободомыслящих капиталистических стран, ориентирующиеся в своей деятельности на идеологию и практику Всемирного союза свободомыслящих (основан в 1880 г. в Брюсселе) и Международного гуманистического и этического союза (основан в 1952 г. в Амстердаме). Ряд подобных организаций свободомыслящих существует и в США.

В условиях капиталистического общества, где клерикализм, религиозный обскурантизм используется политической реакцией для защиты эксплуататорских основ общества, деятельность наиболее передовых представителей организаций свободомыслящих связана с демократической альтернативой реакции в социально-политической жизни. Слабостью этого движения в целом является его неоднородность, в него входят группы и союзы различной политической ориентации, резко расходящиеся и в своей критической оценке реакционной сущности религии. В публикациях организаций свободомыслящих отражается пестрая картина различных философских концепций. В целом это движение развивается в рамках буржуазного атеизма. Особое значение в этой ситуации имеет деятельность радикального крыла движения свободомыслящих, преодолевающего ограниченные рамки буржуазного атеизма. Хотя в движении свободомыслящих сильна буржуазно-либеральная струя, распространены во многих группах предубеждения против марксистского научного атеизма и чисто просветительский подход, в его радикальном крыле складывается тенденция понимания связи существующих капиталистических общественных отношений с исторически отжившим религиозным мировоззрением, критического осмысления социальных порядков.

Трудность оценки движения свободомыслящих в капиталистических странах, и, в частности, в США, вытекает из отсутствия общецринятой терминологии для его характеристики. Необходимость уточнения позиций тех или иных групп, действующих в рамках движения свободомыслящих, диктуется не только научными соображениями, но и задачами, связанными с идеологической и политической борьбой на мировой арене. Это требует учета ряда важных моментов, освещенных в работах И.М.Кичановой, З.А.Тажуризиной и других исследователей, где на основе критического философского анализа идеологии, социальных и классовых позиций различных организаций атеистов и свободомыслящих, ориентирующихся на Всемирный союз свободомыслящих, был сделан вывод о том, что большинство организаций свободомыслящих в капиталистическом обществе, выступающих с критикой и отрицанием религии, по своим философским, этическим, антиклерикальным установкам представляют собой определенную модификацию буржуазного атеизма, включающую в себя и менее последовательные формы критики религии, такие как скептицизм, нигилизм, индифферентизм^. Движение свободомыслящих в США рассматривается в указанном контексте.

I) См.: Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма. М., 1976; Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма, М., 1979.

Актуальность темы» Изучение свободомыслия и атеизма в США -ведущей страны капиталистического мира - имеет не только актуальную научную значимость в плане разработки недостаточно исследованных проблем истории и теории научного атеизма, но также и для характеристики социально-политической и мировоззренческой ориентации движения свободомыслящих, его противоречий и места в идейной борьбе в США.

Изучение идеологии, философской программы деятельности современных свободомыслящих, их контактов с другими организациями и группами актуально в том плане, что данный вопрос можно рассматривать как анализ возможностей воздействия на их политические позиции прежде всего в вопросах единения всех прогрессивных сил для предотвращения атомной катастрофы, а также воздействия на их мировоззренческие установки (в плане усиления борьбы против реакционного клерикализма, реакционных мистических идей и т.п.).

Актуальное значение приобретает марксистско-ленинский анализ теоретической и практической деятельности организаций, выступающих в США с критикой религии и стремящихся выработать альтернативу религии в современном буржуазном обществе.

Многие идеи свободомыслящих в США являются отражением процесса секуляризации, который в условиях капиталистического общества носит стихийный, противоречивый характер. Идеология и программы свободомыслящих включают как философско-идеологичес-кое обоснование секуляризации различных сторон жизни буржуазного общества, так и деятельность по ее практическому осуществлению (борьба за светскую школу, против церковной цензуры и налогов, за равные права верующих и атеистов, за светское образование и т.д.).

Анализ деятельности американских свободомыслящих служит задаче более точной ориентации в идейных течениях и духовной жизни в США, что, в свою очередь, имеет немаловажное значение в решении задач контрпропагандистского характера. Рассмотрение различных аспектов критики религии, изучение конкретных проблем ее преодоления в различных социально-исторических условиях может послужить дальнейшему повышению эффективности форм и методов научно-атеистической работы, направленной на разоблачение буржуазных фальсификаций гуманистического характера марксистско-ленинского атеизма.

Состояние исследования проблемы. Движение свободомыслящих в капиталистических странах на современном этапе, его роль в общественно-политической и духовной жизни лвдей, характерные для него идеологические цроцессы, их позиция в отношении религии и церкви явились предметом 1фитического анализа в ряде исследований советских ученых^. Имеются работы, посвященные критике буржуазного гуманизма и анализу марксистско-ленинского гуманизма, обладающего огромной притягательной силой для трудящихся капиталистических стран. В ряде исследований подвергается критическому анализу деятельность немарксистских организа

I) См.: Гольдберг Н.М. Свободомыслие и атеизм в США (ХЖ-ХГХ вв.). - М.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1965; Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980; Карим-ский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии, - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978; Кислова А.А. Социальное христианство в США: из истории общественной мысли. -М.: Наука, 1974; Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма: Критика религии, обоснование светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе. - М.: Мысль, 1976; Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. - М.: Знание, 1984; Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. - М.: Изд-во МГУ, 1979; Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. - М.: Наука, 1981; Юлина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США. - М.: Наука, 1971. ций в США, дается оценка позиций подобных организаций, их места и роли в условиях современной идеологической борьбы^.

В то же время в трудах, посвященных развитию философской мысли в США специальному анализу не подвергается антиклерикальная и атеистическая деятельность наиболее прогрессивных представителей движения свободомыслящих в США, позиция которых по проблемам гуманизма и критики религии является объектом острой идейной борьбы.

Существует необходимость в более подробном изучении вопроса о месте и роли современных организаций свободомыслящих в США в общем движении свободомыслящих в капиталистических странах, характера их теоретической и црактической, пропагандистской деятельности. Актуальным является дальнейший анализ позиций наиболее прогрессивных представителей этого движения по проблемам морали и образования, их отношения к современным достижениям науки и общедемократическим задачам борьбы за мир. Более полного освещения требует критика религиозного истолкования проблем человека различными группами свободомыслящих.

Данное исследование, с одной стороны, продолжает исследование советских ученых, прежде всего А.М.Каримского, И.М.Кича-новой, З.А.Тажуризиной, Д.Е.Фурмана, Н.С.Юлиной, которые дали общую оценку движению свободомыслящих в капиталистических странах как течению, развивающемуся в русле прогрессивных тенденций, имеющему свою историю, традиции, идейных противников, специфи

I) См.: Великович Л.Н. Религия и церковь в США. - М.: Наука, 1978; Кувакин В. А. Марксистская философская мысль в США. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980; Митрохин Л.Н. Антикоммунизм в США. - М.: Знание, 1968; Никифорова Б.З. Особенности кризиса религии в США и нетрадиционные формы религиозности. Авто-реф.дис. . канд.филос.наук.-М., 1977; Современная буржуазная философия и религия/ Под ред. Богомолова А. С. - М.: Политиздат, 1977 и др. ческие черты гуманистической критики религии, занимающее определенное место среди других идейных течений. С другой стороны, в данной работе ставится новая, актуальная задача - дать детальный анализ современного движения свободомыслящих в США как заметного явления в идейной и духовной жизни Америки. В связи с этим рассматриваемую тему можно отнести к проблемам, исследованным в советской литературе еще в недостаточной мере.

Дель исследования состоит в выявлении и анализе мировоззренческих и социально-классовых основ и принципов организаций свободомыслящих в США, позволяющих оцределить место и роль современного движения свободомыслящих среди других идейных течений.

В рамках указанной цели решаются следующие задачи:

- провести марксистско-ленинский анализ теоретической и практической деятельности организаций свободомыслящих в США; направленной на объединение црогрессивных сил в капиталистическом мире, противодействующих гонке вооружений, ядерной катастрофе, выступающих за мир;

- с позиции марксизма цроанализировать противоречивость и социально-классовую ограниченность различных концепций современных представителей движения свободомыслящих в США;

- дать научную оценку программ, которые выдвигают свободомыслящие в качестве альтернативы религии в вопросах морали и образования;

- выявить те прогрессивные тенденции в движении свободомыслящих в США, которые способствуют утверждению позиций материализма и атеизма в условиях современного буржуазного общества;

- проанализировать исторические корни и идейные истоки современного движения свободомыслящих в США;

- с марксистско-лениниских позиций охарактеризовать в целом идейную борьбу вокруг проблем гуманизма, выявить непоследовательность и мировоззренческую слабость отдельных групп свободомыслящих в истолковании проблем человека;

- рассмотреть специфические особенности естественнонаучной критики религии, позиций рационализма, с которых выступают свободомыслящие в критике религиозного обскурантизма применительно к различным сферам общественной и культурной жизни в США;

- выработать рекомендации для научной и пропагандистской работы; раскрыть на конкретном материале темы нецримиримость научного и религиозного подхода к решению актуальных социальных проблем.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- на основе марксистско-^лениниского подхода к явлениям общественной жизни в диссертации дается обобщенный анализ новейших концепций представителей движения свободомыслящих в США, раскрывается социально-политическая обусловленность современного этапа этого движения в условиях США, критически рассматриваются позиции конкретных представителей движения свободомыслящих в их отношении к религии;

- в работе предлагается периодизация истории движения свободомыслящих в США, которая связывается с социальными процессами, характерными для каждого этапа становления движения свободомыслящих в этой стране;

- в диссертации предлагается авторская классификация типологии организаций свободомыслящих, проводится сопоставительный анализ их деятельности, анализируются теоретические основы и практическая деятельность, программы, характерные для свободомыслящих в их критике религии;

- в работе дается анализ разных типов публикаций, органов периодической печати США, отражающих позицию различных групп свободомыслящих, позволяющий выявить основные тенденции современного движения свободомыслящих в США, вычленить его как специфическое идейное течение общественных отношений и духовной жизни во всей его противоречивости и неоднородности, что позволяет дать решительный отпор как представителям "религиозного гуманизма", стремящихся принизить значение материализма, извратить его содержание, смазать принципиальную несовместимость между материализмом и идеализмом, так и антикоммунистически настроенным буржуазным критикам религии, ряд которых, провозглашая "свободомыслие без границ", дискриминируют, наряду с религиозными доктринами, марксистское учение о религии и путях ее преодоления;

- в диссертации вводится в научный оборот и подвергается критическому философскому анализу ряд новых материалов и источников.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования, сформулированные в ней выводы, могут быть использованы при разработке научных проблем теории и истории атеизма, рассмотрении особенностей духовной жизни в развитых капиталистических странах и прежде всего в США, в пропагандистской деятельности партийных и общественных организаций, идеологических учреждений, средств массовой информации, включены в курс лекций по научному атеизму, использованы в целенаправленном отборе и информационной обработке современной зарубежной литературы.

Материалы диссертации могут служить для ориентации в сложных мировоззренческих процессах, происходящих в духовной жизни в США.

Теоретические основы и источники исследования. Теоретическим фундаментом данного исследования является методология научного анализа и критики буржуазных и ревизионистских концепций, разработанная в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, теоретические положения классиков марксизма-ленинизма о диалектике общественного развития, взаимосвязи и взаимодействия общественного бытия и общественного сознания, социальной сущности и роли религии, путей ее преодоления.

В своей работе автор руководствовался требованиями классового, партийного подхода при рассмотрении общественных явлений, опираясь на материалы ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, материалы июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", материалы совещаний и конференций международного рабочего и коммунистического движения. В работе использована советская и зарубежная марксистская философская и историческая литература.

Теоретические концепции представителей современного движения свободомыслящих в США исследованы на основе изучения периодических изданий и программных документов международных организаций свободомыслящих и гуманистов-*- \ национальных организаций движения свободомыслящих в США и других капиталистических стран, материалов периодической печати организаций "религиозных гуманистов"^ . Подвергнуты критическому анализу работы наиболее вид

1) "International humanist", Utrecht; "Humanist manifesto (1933)" - In: Kurtz P. American philosophy in the 20th century, N.Y., 1967, p.368-371; "Humanist manifesto II". - Humanist, Buffalo (N.Y.), 1973, vol.33, N 5, p.4-Ю; The 39th Intern.cong-ress of V/orld Union of freethinkers in Lousanna, Switzerland 23-25 oct. 1981. - American atheist, San Pransisco, 1981,

N 15; World atheist conference in Ulndia. - Amer. rationalist, St.Louis, 1980, vol.25, N 1, p.3.

2) "American rationalist", St.Louis; "American atheist", Austin (Texas); "Progressive world", Oakland (Ca.); "Humanist", Buffalo (N.Y.); Freethinker", L.; "Religious humanism", Yellow Springs. ных представителей этого движения в СШаР. В своей работе над темой автор обращался к переведенным в нашей стране работам зарубежных атеистов и свободомыслящих2 ^.

1) Brown M.G., Stein G. Freethought in the United States.- West-port (Conn.); London: Greenwood press, 1978; Lamont C. The philosophy of humanism, N.Y., 1961; Humanist ethics: dialogue on basics /Ed.by Storer M.B., Buffalo (N.Y. ); 1980; Tonne H.A. The human dilemma, Buffalo (N.Y.), 1980; Moral problems in contemporary sociery /Ed.by Kurtz P., Englewood press (N.J.), 1969; Kurtz P. The fullness of life, N.Y., 1974.

2) Пейн Т. Век разума. - Избр.соч., М., 1959; Ламонт К. Иллнъ зия бессмертия. М., 1984; Данэм Б. Гигант в цепях. М., 1958; Селларз Г. Марксизм и мораль. М., 1962.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Девина, Ирина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное движение свободомыслящих в США, как показывает их теоретическая, издательская и организационная деятельность, ныне занимает заметное место в духовной жизни США. Социально-политическая и мировоззренческая ориентация этого течения дает основания рассматривать его как одну из возможных форм перехода демократически настроенных слоев буржуазной интеллигенции на путь критического осмысления господствующей религиозной идеологии и связанных с нею социальных порядков, путь осознания связи существующих общественных отношений с исторически отжившим мировоззрением. Передовые представители движения свободомыслящих активно противопоставляют свои гуманистические установки, рационалистические взгляды распространяемому церковной пропагандой религиозному истолкованию гуманизма, настойчиво проводят принципы противодействия религиозной идеологии, дегуманизи-рующим факторам религиозности и признают тот факт, что оптимистическая философия человека возможна лишь на базе отрицания религии.

Место и роль американского свободомыслия среди других социальных движений, его антиклерикальная направленность позволяют охарактеризовать его как специфическое течение в идейной жизни США, имеющее определенные социально-классовые позиции и принципы организации.

Современное американское свободомыслие ныне - широко распространенное явление, которому дана положительная оценка со стороны Коммунистической партии США, поскольку свободомыслящие, как и коммунисты, в философском отношении имеют общую цель -развенчание идеологических претензий религии и предоставление всем гражданам США полной свободы совести. В этом направлении лозунги и программы свободомыслящих объективно оказываются в русле прогрессивных общедемократических движений.

Анализ программ, установок, теоретической и практической деятельности групп и союзов, входящих в состав движения свободомыслящих, показывает, что оно реально способствует усилению позиций материализма и атеизма в современной борьбе идей, в идеологическом противоборстве между социализмом и капитализмом. Пропагандистская деятельность его наиболее прогрессивных представителей помогает разоблачать взгляды спекулирующих на религиозной проблематике советологов. Учет результатов исследования современного американского свободомыслия также позволяет усилить и разнообразить аргументацию несостоятельности различных современных версий защитников и модернизаторов религии и буржуазной религиозной пропаганды.

Деятельность американских свободомыслящих происходит в условиях кризиса религии, характерного для духовной жизни США. Наряду с падением престижа традиционных религий и церквей в Америке имеет место бурный рост колоссального количества религиозно-мистических организаций; имеет место засилье всевозможных христианских фундаменталистских и экстремистских групп; наряду с развитием науки, имеет место возврат к креационистским доктринам, идет борьба за внедрение религиозного курса в колледжи, школы и университеты США и т.п. Поддержка господствующими империалистическими кругами религии, рост клерикализма создает очень сложные условия для развития движения свободомыслящих, вызывает разброд и шатания среди его представителей, является наиболее общей причиной нечеткости организационных принципов самого движения, идейного плюрализма, ослабляющего влияние движения в целом.

Несмотря на неблагоприятные социальные условия, движение свободомыслящих оказывает позитивное воздействие на формирование у людей рационалистических взглядов, открывает возможность для определенного круга людей отойти от религии, понять несостоятельность религиозной морали и, главное, найти обоснованные аргументы такого отхода, осознать тот факт, что религия не способствует, а препятствует разрешению насущных социальных проблем современности. Положительным моментом современного свободомыслия является наличие в нем "атеистического ядра", т.е. тех представителей групп и союзов, которые основную задачу видят в разъяснении позитивного характера атеизма в жизни общества, стремятся к анализу социальной природы атеизма. Подобная позиция прогрессивных представителей современного движения свободомыслящих в США позволяет говорить о том, что это течение в определенной мере отражает реальные интересы трудящихся, отстаивает атеистические ценности, которые все более прочно занимают место в духовной жизни современного человека и его практической деятельности.

Теоретики современного свободомыслия опираются в своей деятельности на рационалистические и атеистические идеи философов-материалистов эпохи Просвещения. Классическое наследие французских материалистов, принципы секуляризации, выдвинутые американскими просветителями, их трактовка проблем религии с материалистических позиций и т.п. представляют собой ту идейную основу, на которой развивается современное американское свободомыслие, поскольку ряд проблем, поставленных в ХУП-ХУШ вв., остались нерешенными в настоящее время. Обращение к прогрессивному идейному наследию своих предшественников, высокая оценка современными свободомыслящими этого наследия позволяет сделать вывод о том, что представители этого течения стремятся обогатить достижения атеистической мысли прошлого новым идейным содержанием применительно к современным условиям.

Современное движение свободомыслящих в США многолико. Оно представлено гуманистическими союзами, рационалистическими группами, атеистическими, секуляристскими объединениями и т.п., которые в своей первоначальной форме представляли атеистическое ядро своего течения, а впоследствие стали наиболее прогрессивными и последовательными выразителями антиклерикальных идей.

Движение свободомыслящих включает в себя организации и группы, выступающие с защитой идей атеизма и материализма, с программой секуляризации, посвящают свою деятельность борьбе за светскую школу, за равные права верующих и атеистов, против церковной цензуры и т.п. Как первостепенную проблему американские свободомыслящие выдвигают борьбу против клерикализма, использования религии в реакционных политических целях. В этой связи они выступают против религиозной догматики и морали, за рациональное обоснование норм поведения человека; против традиционного взгляда на то, что религия необходима для удовлетворения насущных нужд человека, за полное и окончательное отделение церкви от государства, за свободу совести; против извращения роли науки в религиозном понимании сущности, идей человеческого познания, а также современных богословских попыток примирения естествознания и религии; за пропаганду научных достижений, против религиозных уз, сковывающих свободу, творческую активность личности. Смысл подобных стремлений свободомыслящие видят в наиболее полном и гармоничном развитии человека, в свободе его действий, что неосуществимо в мире, где доминирует мысль о существовании сверхъестественных сил и "функционирования" бога в социальной и духово о ^ нои жизни людей, ограничивающая их возможности. В этом состоит вполне очевидная заслуга свободомыслящих, выступающих с отрицанием иррационального. Однако сама их деятельность и пропаганда узко ограничена рамками современного буржуазного общества, не позволяющего порой подняться до последовательной критики его социально-экономических основ.

Позитивной оценки заслуживает обращение свободомыслящих и атеистов к социальным причинам живучести религиозных пережитков. К подобным причинам они относят ухудшающееся качество жизни, безработицу, политическую коррупцию и т.п. Актуальным аспектом деятельности свободомыслящих является борьба за мир, буржуазно-демократические свободы.

Однако марксистско-ленинский анализ теоретической и практической деятельности свободомыслящих, социальных основ принципа организации подтверждает тезис о том, что их характеризует неоднородность буржуазно-либеральных течений, и при рассмотрении их деятельности следует учитывать дифференциацию в рядах самих своб одомыслящих.

Движение представлено в настоящее время многочисленными союзами, часть из которых испытывает на себе влияние марксистского атеизма. К свободомыслящим относятся и представители, которые далеки от осознания марксизма, а наоборот стремятся принизить его значение, извратить его содержание, затуманить принципиальную несовместимость, противоположность материализма и идеализма, подлинного гуманизма, имеющего атеистическую основу, и религиозного псевдогуманизма. Все это позволяет охарактеризовать современное движение свободомыслящих в США как пестрое, разношерстное, раздробленное идейное течение, слабость которого заключается в том, что в нем объединяются, уживаются и действуют, порой, совершенно противоречивые тенденции. Нечеткость идейной платформы определяет и такой важный момент, что сами представители этого движения считают вполне нормальным явлением существование в своих рядах и т.п. "религиозных гуманистов", среди которых немало религиозных модернистов, которые вносят разногласия и в без того слабое движение свободомыслящих США, создают в нем атмосферу конфликта и столкновении среди его представителей, уводят течение свободомыслящих от основной проблематики, ослабляют его изнутри, подрывают авторитет и ценность задач, стоящих в центре внимания этого направления.

Сторонники "религиозного гуманизма" ищут компромисса с религией, предлагают модернизацию религиозных институтов, провозглашают "новый гуманистический путь в религии", выступают за "синтез религии и гуманизма", т.е. отстаивают те положение, которые якобы помогают найти "новые пути в рационализме и гуманизме", а на самом деле они стремятся "протащить" религию в гуманистические концепции свободомыслящих. Такая ситуация оборачивается тем, что в среде свободомыслящих усиливается борьба за чистку своих рядов от теистического влияния, поскольку игнорирование опасности завуалированных, рафинированных религиозных концепций ведет к объединению всех "рационалистов" и "гуманистов", включая и представителей религиозно-идеалистических направлений. Это в целом дает основание и ряду представителей свободомыслия говорить о том, что гуманизм снимает все ограничения, в частности, ограничение "отрицать атеизм".

Однако "рецепты" религиозных гуманистов и модернистов не только подвергаются критике со стороны наиболее прогрессивных представителей движения свободомыслящих, но им противопоставляется определенного рода конструктивная программа вытеснения религии из духовной и социальной сфер жизни лвдей, которая показывает несостоятельность искейпистских настроений религиозных модернистов, способствует развенчанию насаждаемого ими рафинированного религиозно-идеалистического мировоззрения.

Противоречивость и непоследовательность выводов в объяснении многих представителей движения свободомыслящих объясняется узостью их классовой позиции, раздробленностью и аморфностью в организационном плане движения в целом, что приводит к пестроте и обилию различных мнений, концепций и убеждений, затрудняющих выработку единой четкой и действенной рационалистической программы. Подобные слабости движения свободомыслящих оставляют его в русле просветительских течений, способствующих защите атеизма в условиях религиозного бума в США, но не выступающих с требованиями революционного преобразования общества для достижения гуманистических целей.

Об отсутствии четких классовых позиций говорят и те классификации, критерии и типология свободомыслия, которые приводят сами представители этого движения в США. В основу главного критерия принадлежности к свободомыслию они относят антиклерикальную направленность своей деятельности, которая трактуется различными представителями этого течения по-разному. Борьба против клерикализма не связывается у свободомыслящих с борьбой за свержение того общественного строя, который его порождает. Влиятельность и значимость организаций определяется представителями этого течения по численности, массовости, участию в международных форумах, количеству выпускаемых периодических изданий и т.п. На наш взгляд, влиятельность и значимость организаций свободомыслящих должны быть определены по принципу ориентации на последовательный атеизм, материализм, осознанное проведение связи гуманистических принципов с решением демократических задач, по связи с прогрессивными социальными течениями современности. Типология союзов и групп свободомыслящих рассматривается ими лишь по уровню организации: местные, национальные; по характеру деятельности: теоретические, практические; по активности: популярные, пассивные и т.п. Было бы ошибкой согласиться с подобной трактовкой проблемы, поскольку типологию организаций свободомыслящих можно проводить на основе тенденций, укрепляющих позиции материализма и атеизма в условиях современного буржуазного общества, а организации свободомыслящих рассматривать как носителей этих тенденций.

Современное движение свободомыслящих в США является составной частью общего движения свободомыслящих в капиталистических странах. Американские свободомыслящие активизировали свою деятельность в международных объединениях - Всемирном союзе свободомыслящих (ВСС) и Международном гуманистическом и этическом союзе (МГЭС), что помогает им в решении задач борьбы за мир и демократию, способствует сплочению прогрессивных сил в борьбе с религией, клерикализмом, а также содействует установлению контактов представителей этого движения в разных странах мира. На национальном уровне - группы и союзы проводят ежегодные конференции, выпускают периодические издания, где освещаются вопросы сплоченности рядов свободомыслящих, укрепления и укрупнения организаций, усиления влияния рационализма и атеизма на массы.

Исследование современного американского движения свободомыслящих позволяет по-новому раскрыть дифференциацию этого движения в США, а также внутри международных организаций атеистов и свободомыслящих в современном буржуазном обществе.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Теоретическая и практическая деятельность наиболее прогрессивных организаций движения свободомыслящих в США способствует единению прогрессивных сил в капиталистических странах, противостоящих ядерной катастрофе, гонке вооружений, выступающих в борьбе за мир.

Движение свободомыслящих в США является выражением одной из тенденций процесса секуляризации в капиталистических странах во всей его противоречивости и неоднородности.

В современном движении свободомыслящих в США можно выделить как сильные, так и слабые стороны деятельности. Изучение социально-философского содержания, идеологии и деятельности организаций свободомыслящих в США позволяет определить объективную роль и место этих организаций в социальной и духовной жизни Америки.

Марксистско-ленинский анализ идеологии, программ деятельности радикального крыла движения свободомыслящих позволяет сделать вывод о том, что оно в лице наиболее последовательных своих представителей реально способствует усилению позиций материализма и атеизма в современной борьбе идей; в то же время нельзя не видеть и наличие реакционных элементов в рамках этой современной модификации современного буржуазного атеизма.

Философский анализ различных концепций представителей свободомыслящих в США показывает, что в них присутствует попытка разработать некую позитивную альтернативу религии в вопросах морали, образования.

В целом, движению свободомыслящих в США присуща классовая ограниченность, непоследовательность в решении актуальных проблем социального развития; раздробленность, аморфность самого движения.

Изучение движения свободомыслящих в США служит задаче более точной ориентации в идейных течениях и сложных мировоззренческих процессах, происходящих в духовной жизни в США, что, в свою очередь, способствует решению задач контрпропагандистского характера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Девина, Ирина Викторовна, 1984 год

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Марко К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

2. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.

3. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-82.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

6. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.18, с.510-517.

7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343-628.

8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21,с.269-317.

9. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.294-320.

10. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т.II, с.1-131.

11. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т.12, с.142-147.

12. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн.собр.соч., т.17, с.415-426.

13. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч., т.17, с.429-438.

14. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.

15. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн.собр.соч., т.45, с.23-33.

16. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

17. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978.-256с.

18. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. -223 с.

19. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочеред.седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978. - 61 с.

20. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969. Документы и материалы. 5-17 июня 1969.- М.: Политиздат, 1969.

21. Английские материалисты ХУШ в. Собрание произведений в 3-х т. (Пер. с англ. Под общей ред. и с примеч. Мееровского Б.В.). Т.1-3. - М.: Мысль, 1967-1968 (АН СССР. Ин-т философии. Филос.наследие).

22. Андреев М.В. Марксисты и христиане: диалог. М.: Политиздат, 1983. - 64 с. - (Б-ка атеиста).

23. Антонович И.И. Социальное кредо буржуазного гуманизма. Минск: Вышэйш.школа, 1976. - 215 с.

24. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.

25. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. Учеб.пособие по спецкурсу для студентов высш.учеб. заведений. М.: Высш.школа, 1974. - 318 с.

26. Атеизм, религия, нравственность / Ред. коллегия: В.И. Гараджа (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1972. - 207 с. (Акад.об-ществ.наук при ЦК КПСС. Ин-т науч.атеизма).

27. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. М.: Наука, 1978. - 151 с.

28. Белов А.В., Карпов Д.А. Мистика на службе антикоммунизма. М.: Знание, 1978. - 63 с.

29. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. -М.: Высш.школа, 1981. III с.

30. Бережной Н.М. Действенность социалистического гуманизма. М.: Мысль, 1979. - 140 с.

31. Богданов Р.Г., Хозин Г.С. США на пороге 80-х годов. -М.: Знание, 1978. 63 с.

32. Боголюбова Е.В., Тажуризина З.А. Буржуазный гуманизм: иллюзии и действительность. М.: Знание, 1975. - 64 с.

33. Быкова С.Н. Проблемы взаимодействия социальной структуры и образования в американской буржуазной социологии. Авто-реф. дис. . канд. филос.наук. М., 1977. 24 с. (Ин-т социол. исследований АН СССР).

34. Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978. - 143 с.

35. Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. М.: Политиздат, 1984.

36. Вопросы научного атеизма. Вып.22-31. М.: Мысль, 19751983.

37. Габинский Г.А. Наука и религиозный модернизм. М.: Знание, 1970. - 43 с.

38. Габинский Г.А. Теология и чудо: Критика богосл. концепций. М.: Мысль, 1978. - 279 с.

39. Галочка М.П. Материализм против фидеизма: Ленинские принципы критики фидеизма и современность. М.: Политиздат, 1980. - 190 с.

40. Гараджа В.И. Научная и христианская интерпретация истории. М.: Знание, 1980. - 64 с.

41. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски "новой теологии". М.: Знание, 1973. - 64 с.

42. Гольбах П. Важный вопрос: нужна ли религия для морали и полезна ли она в политике? Наука и религия, М., 1965, № 12, с.80-84.

43. Гольдберг Н.М. Американские просветители. Избр.произведения. В 2-х т. / Пер. с англ. Вступит, статья проф. Быхов-ского Б.Э., с.5-65. т. I. - М.: Мысль, 196847. Гольдберг Н.М. Томас Пейн. - М.: Мысль, 1969. - 196 с.

44. Гольдберг Н.М. Свободомыслие и атеизм в США (ХУШ-ХЕХ вв.). М.-Л.: Наука /Ленингр. отд-ние, 1965. - 300 с.

45. Григорьян Т.Г. Противоположность религиозного и научного мировоззрения: Учеб.-метод, пособие. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1973. - 100 с.

46. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины". Очерки о культах и суевериях соврем, капиталистич.мира. М.: Политиздат, 1983. - 303 с., илл.

47. Грюнвальд Л. 0 Всемирном союзе свободомыслящих. Вопр. науч. атеизма, 1967. с вып.З.

48. Гуманизм и религия: Сб. тр. /Редкол.: Рашкова Р.Т. (отв. ред.) и др. Л.: Гос.музей истории религии и атеизма (ГМИРиА), 1980. - 154 с.

49. Гуманизм, атеизм, религия: Сб. статей /Отв.ред. Куроч-кин А., Мизов Н. М.: Политиздат, 1978. - 135 с.

50. Гуманизм марксистско-ленинского атеизма. / Сост. Салу-нова К. М.: Знание, 1981. - 64 с.

51. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980. - 367 с.

52. Гурко Л. Кризис американского духа. Сокр. пер. с англ. Тихомировой И.С. М.: Изд. иностр. лит., 1958. - 309 с.

53. Диалоги: Полем, статьи и возмож. последствиях развития соврем, науки / Сост. Лепихов A.M., Мороз О.П.; Под общ. ред. Кедрова Б.М. М.: Политиздат, 1979. - 397 с.

54. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 248 с.

55. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 333 с.

56. Дробницкий О.Г. Критика современных буржуазных этических концепций. М.: Высш. школа, 1967. - 383 с.

57. Ефимов В.Т., Косолапов С.М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания. - М.: Мысль, 1977. - 166 с.

58. Залманович А.В. Французские материалисты ХУШ в. об аморальности религии. Тула, 1970. - 160 с.

59. Зоц В.А. Культура, религия, атеизм. М.: Политиздат, 1982. - 158 с.

60. Кант еров И. Я. Клерикальный антикоммунизм. М.: Наука, 1979. - 144 с.

61. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 204 с.

62. Карцева Е.Н. Массовая культура в США и проблема личности. М.: Наука, 1974. - 192 с.

63. Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в ХУ1-XX вв.: Документы и материалы. Отв. ред. Григулевич И.Р.; АН СССР. Ин-т этнографии ш.Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1980.- 296 с.

64. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый: Проблемы гуманизма в борьбе идеологий. М.: Политиздат, 1973. -208 с.

65. Кислова А.А. Социальное христианство в США: из истории общественной мысли. 90-е гг. ХЕХ в. 30-е гг. XX в. - М.: Наука, 1974. - 207 с.

66. Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма. (Критика религии, обоснование светской морали свободомыслящимии атеистами в соврем, буржуазном о-ве).-М.: Мысль, 1976. 180с.

67. Ковалев С.М. Реальный гуманизм и его противники. М.: Мысль, 1975. - 112 с.

68. Коломиец Т.А. Концепция человека во французском материализме ХУШ в. Киев: Наук.думка, 1978. - 138 с.

69. Кон И. С. Мораль коммунистическая и мораль буржуазная.- М.: Госполитиздат, I960. 72 с.

70. Коник В.В. Тайны религиозных миссий. М.: Мол. гвардия, 1980. - 143 с.

71. Коновалова Л.В. Мораль и познание: Критика гносеол. основ соврем, буржуазной этики. М.: Мысль, 1975. - 165 с.

72. Критика современных религиозно-идеалистических концепций: Сб.науч.тр. /Редкол. Плехов В.И. (отв.ред.) и др.; Моск. обл. пед. ин-т им.Н.К.Крупской. М., 1979. - III с.

73. Критика религиозного модернизма: Сб. науч. тр. /Науч. ред. Гордиенко Н.С. Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1978. - 61 с.

74. Крутлов А.А. Основы научного атеизма. Минск: Беларусь, 1983. - 319 с.

75. Крутов Н.Н. Мораль в действии (0 закономерностях влияния морали на поведение личности). М.: Политиздат, 1977. -255 с.

76. Крывелев И.А. Критика религиозной концепции нравственного достоинства человека. М.: Знание, 1977. - 63 с.

77. Крывелев И.А. Библия: Ист.крит. анализ. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

78. Кузнецов В.Н. Французский материализм ХУШ века. М.: Мысль, 1981. - 303 с.

79. Кузнецов В.Н. Актуальность атеистического наследия французских материалистов. М.: Знание, 1979. - 63 с.

80. Кувакин В.А. Марксистская философская мысль в США: (70-е годы XX в). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 168 с.

81. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М.: Политиздат, 1982. - 263 с.

82. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. Пер. с англ. Старостина А.В. Ред. Леонтьев В.М. М.: Изд-во иностр. лит., 1961. -290 с.

83. Ламонт К. Свобода должна быть свободной на деле. Пер. с англ. Мачавариани В.Н. (и др.). Под ред. и с предисл. канд. юрид. наук Морозова Т.И. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. -334 с.

84. Лившиц Г.М. Французские просветители ХЖ века о религии и церкви. Минск: Вышэйш. школа, 1976. - 304 с.

85. Лившиц Г.М. Свободомыслие и атеизм в древности и средние века. Минск: Вышэйш. школа, 1973. - 510 с.

86. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1975. - 316с.

87. Луканов Д.М. В тупике неразрешимых противоречий: Крит, очерк буржуаз. философии США XX в. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. - 176 с.

88. Маслова А.Г. Гуманизм атеизма. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.

89. Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. -Минск: Изд-во ЕГУ им.В.И.Ленина, 1983. 166 с.

90. Миловидов В.Ф. Новые религиозно-мистические культы. -В кн.: Молодежь. Религия. Атеизм. М.: Мол.гвардия, 1984, с.148-165.

91. Митрохин Л.Н. Антикоммунизм в США (Идеология правого экстремизма). М.: Знание, 1968. - 48 с.

92. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. - 272 с.

93. Наука и теология в XX веке (Критика теологических концепций науки). Под ред. Гараджи В.И., Сухова А.Д. М.: Мысль, 1972. - 213 с.

94. Научный атеизм: проблемы теории и практики. Сб. / Под ред. Гапочки М.П., Филимонова Э.Г. М.: Мысль, 1979. - 158 с.

95. Никифорова Б.З. Особенности кризиса религии в США и нетрадиционные формы религиозности. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1977. 24 с. (Моск. гос. ун-т им.М.В.Ломоносова. Филос. фак.).

96. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. -М.: Знание, 1982. 63 с.

97. Нравственное воспитание в условиях развитого социализма/ Бабосов Е.М. и др., Под ред. Бабосова Е.М., Евменова Л.Ф. Минск: Вышэйш. школа, 1981. - 174 с.

98. Общепартийное, общепролетарское дело / Сост. Марьянов Б.М. М.: Сов. Россия, 1983. - 125 с.

99. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия /Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. М.: Мысль, 1982.- 191 с.

100. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы соврем, буржуазного гуманизма и свободомыслия). Сборник. Ред. коллегия: Кичанова И.М. и др. М.: Мысль, 1969. - 303 с.

101. Пищик Ю.Б. Марксизм об исторической природе религии.- Киев: Вшца шк., 1983. 104 с. (Атеист, б-ка студента).

102. Попов С.И. Проблема "качества жизни" в современной идеологической борьбе. М.: Политиздат, 1977. - 279 с.

103. Проблема окружающей среды в мировой экономике и международных отношениях / Авт.: Новиков Р.А., Маркушина В.И., Маклярский Б.М. и др. Отв. ред. Новиков Р.А. М.: Мысль, 1976.- 359 с.

104. Прогрессивные деятели США в борьбе за передовую идеологию. Сборник переводов. Общая ред. Васильева Н.М.: Изд. иностр. лит., 1955. 399 с.

105. Прядилова Е.К. Критика идеологии современного религиозного и молодежного движения в США (Конец 1960-х гг.). Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1979. - В надзагл.: ЛГУ им.А.А.1данова.

106. Пухликов В.К. Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: МГУ, 1964. - 19 с. (Филос. фак.).

107. Религии мира: история и современность. Ежегодник /Ред-кол.: Григулевич И.Р. (председатель) и др.; Ж СССР. Ин-т востоковедения. М.: Наука-, 1982.

108. Тувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 184 с.

109. Сетунский Н.К. США: инакомыслие под прицелом: 0-во попр. прав. М.: Политиздат, 1981. - 334 с.

110. Скворцов Л.В. Развитие марксистской мысли в США (19191939). Тбилиси: Изд. Тбилис. ун-та, I960. - 39 с.

111. Скворцов Л.В. Социальный прогресс и свобода: К анализу теорет. истоков кризиса буржуазного сознания. М.: Политиздат, 1979. - 190 с.

112. Скибицкий М.М. Современная теология и естествознание: миф о союзе и действительность. М.: Знание, 1983. -64 с.

113. Современная буржуазная философия и религия /Богомолов А. С., Гараджа В. И., Каримский A.M., Кузнецов В.Н.; Под ред. Богомолова А.С. М.: Политиздат, 1977. - 376 с.

114. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 208 с.

115. Тимофеев В.Д. Религия, верующие, жизнь. М.: Политиздат, 1974. - 62 с.

116. Тимофеев В.Д. Марксистско-ленинское учение о свободе совести. М.: Знание, 1983. - 64 с.

117. Трофимова З.П. Критика религиозной идеологии марксистами и прогрессивными философами США и Великобритании. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1977. - 20 с. (Моск. гос.ун-т им.М.В.Ломоносова. Филос. фак.).

118. Угринович Д.М. Общий кризис капитализма и религия. -М.: Знание, 1979. 64 с.

119. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк).- М.: Политиздат, 1982. 287 е., ил.

120. Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М.: Знание, 1983. - 63 с.

121. Филимонов Э.Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы. Киев: Политиздат Украины, 1981. - 183 с.

122. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР: Ленингр. отд-ние, 1959. - 574 с.

123. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. -М.: Наука, 1981. 256 с. - В надзагл.: АН СССР. Ин-т США и Канады.

124. Фуров В.Г. буржуазные конституции и свобода совести.- М.: Политиздат, 1983. 95 с. - (Б-ка атеиста).

125. Холл Г. Меняющийся образ жизни. США. Экономика, политика, идеология, М., 1970, I.

126. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века. Критич. очерк эмпирико-позитивистских течений. -М.: Наука, 1978. 296 с.

127. Юлина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США. Проблемы и противоречия "америк. сознания". М.: Наука, 1971. - 136 с.

128. American atheists. Amer. atheist, Austin (Texas), 1982, vol.24, N 3, p.1.

129. American philosophy in 20th century: A sourcebook from pragmatism to philosophical analysis /Ed. with an introd. survey, notes and bibliogr. by Kurtz P. N.Y.: Macmillan; London: Collier-Macmillan, 1967. - 573 p.

130. Angeles P.A. Critique of god. Buffalo (N.Y.): Prometheus book, 1976. - 356 p.

131. Arisian K. Is religious humanism the American democratic faith? Religious humanism, Yellow Springs, 1980, vol. 14, N 1, p.2-13.

132. Atheism as the enemy. Amer. atheist, Austin, 1982, vol.24, U 4, p.26.

133. Atheists in Australia and New Zealand. Ibid., p.3-14.

134. Bahm A, J. Ecumenical humanism. Religious humanism, Yellow Springs (Ohio), 1981, vol.15, N3, p.137-141.

135. Beck M., Fraker S., Shannon E. The world of cults. -Newsweek, N.Y., 1978, 4 dec., p.40.

136. Beckwith B.P. The decline in the American religious faith since 1913. Humanist, Buffalo (N.Y.), 1981, vol.41,1. N 2, p.13-18.

137. Borchardt J.W. Fundamentalist creationism.-Amer. rationalist, 1981, St.Louis, vol.25, N 6, p.91-94.

138. Brown M.G, A descriptive bibliography of freethought in the United States (3rd installment). Ibid., 1975, vol.20, N 3, p.10-15.

139. Budd D, Humanism or theism: A moot point. Religious humanism, 1981, vol.15, N 1, p.14-17.

140. Carlson A.J. The scientists social responsibility. -Progressive world, Oakland (Ca.), 1981, vol.38, N 4, p.42-47.

141. A catholic/humanist dialogue: humanists and Roman catholics in a common world /Ed.by Kurtz P., Dondeyne A. L. ; Pemberton press; Buffalo: Prometheus books, 1972. - 117 p.

142. A challenging new journal. Humanist, 1981, vol.41, N 1, p.66.

143. Collins A. Discoirse on freethinking. L., 1713.

144. Court allows religious fanatics to evict wildshire farmer. Freethinker, L., 1974, vol.97, N 7, p.97-99.

145. Darwin in court. America, N.Y., 1981, vol.144, N 12, p.239-240.

146. Day M.S. A funny thing happened in the way to a college education, Humanist, 1977, vol.37, N 4, p.23.

147. Dulles J.F. Containment or liberation? Amer.atheist, 1982, vol.24, N 4, p.26-27.

148. Edwards C. Do fundamentalists really trust god? -Progressive world, 1981, vol.14, N 2, p.26-29.

149. Edwards C. Why blame god for it? Ibid., p.35-40.

150. Ellis A. Religious belief in the United States today. Humanist, 1977, vol.37, N 2, p.39-42.

151. Ericson E.L. A dynamic religious diversity. Ibid., N 1, p.39.

152. Fields E.F. Atheism: an affirmative view. Amer. rationalist, 1981, vol.26, N 2, p. 19-22.

153. Fleck P.G. Theism, humanism and the split-brain sty-dies. Religious humanism, 1981, vol.15, N 2, p.80-86.

154. Gault E.E. Is the theist-humanist controversy out of date? Religious humanism, 1981, vol.15, N 3, p.119-126.

155. Goeringer C. Roots of atheism. Amer. atheist, 1982, vol.24, N 3, p.3-14.

156. Green R. Moral Majority misconceptions of humanism. -Religious humanism, 1982, vol.16, N 1, p.2-8.

157. Green R.M. Religious reason: The rational and moral basis of religious belief. N.Y. : Oxford iniv. press, 1978. -IX, 303 p.

158. Hall G. Ecology: can we survive under capitalism? -N.Y.: Intern.publ., 1974, p.1-96.

159. Hall M.A. A defeat for California's fundamentalists. Humanist, 1970, vol.30, N 2, p.5-8, 41.

160. Hammond H. Controversy: the humanist/christian encounter. L: Pemberton books, 1971, - 258 p.

161. Helt H. Why doesn't someone speak out. Progressive world, 1981, vol.38, N 2, p.3.

162. Helt J, What rationalist are fighting? Progressive world, vol.38, 1981, N 2, p.6.

163. Helt J. Jerry Falwell calls for clerical fascism. -Ibid., 1980, vol.37, N 5, p.3-6.

164. Hemstreet R. On being religious, humanistically. -Teligious humanism, 1981, vol.15, N 1, p.24-32.

165. Hubbell C.L. Non-theism in a nutshell. Amer. rationalist. 1976, vol.21, N 1, p.4.

166. Hubbell C.L. God language and world trickery. Ibid., N 4, p.9-Ю.

167. Hubbell C.L. The "justice" of the christian god. -Amer. rationalist, 1981, vol.25, N 6, p.94-98.

168. Hubbell C.L. The inevitable advance and the finak triumph of rationalism. Ibid., 1978, vol.23, N 3, p.7-11.

169. Hudson Y. The future of religion. Religious humanism, 1980, vol.14, N 2, p.52-57.

170. Humanism and America: Essays on the outlook of modem civilization /Ed. by Foerster M. Port Wash. (N.Y.): Kennika press, 1967. - XIX, 294 p.

171. A Humanist Manifesto (1933). In: Kurtz P. American philosophy in the 20th century. - N.Y.; L., 1967, p.366-371.

172. Humanist Manifesto II. Humanist, 1973, vol.33, N 5, p.4-Ю.

173. The IHEU and the international community, Intern, humanist, Utrecht, 1981, N 4, p.7.

174. IHEU: what it is and what it does and what it can mean to you. Intern humanist, 1981, N 4» p.3-6.

175. The International freethought congress in Germany. -Freethinker, L., 1963, vol.83, N33, p.259-262.

176. Kaufmann W. Criticizing religious beliefs. Humanist, 1977, vol37, N 2, p.43-45.

177. Knowlton C.H. Do we need religion? Amer.rationalist,1976, vol.20, N 6, p.5.

178. Kennedy B.E. Foundations for the future. Religi^is humanism, 1981, vol.15, N 4, p.161-163.

179. Kurtz P. Is secular humanism a positive alternative? Humanist, 1978, vol.38, N 6, p.53-56.

180. Kurtz P. The future of University. Humanist, 1970, vol.30, N 5, p.5-Ю.

181. Kurtz P. Growing impact of the Committee for the scientific investigation of claims of the paranormal. Humanist,1977, vo.37, N 5, p.47-49.

182. Kurtz P. The new cults: a critique. Ibid., 1974, vol. 34, N 5, p.4-6.

183. Kurtz P. Shouting when the world is deaf: the disse-dence factor. Amer. rationalist, 1979, vol.24, N 2, p.20-25.

184. Kurtz P. The fullness of life. N.Y. : Horizon press, 1974. - 216 p.

185. Kurtz P. The exuberance: a philosophy of happiness. -Buffalo (N.Y.): Prometheus books, 1977. 178 p.

186. Lamont C. How I became a humanist. Humanist, 1977, vol.37, N 4, p.34-37.

187. Lamont C. Adventures in civil liberties. Ibid., 1976, vol.36, N 5, p.24.

188. Lamont C. Answering the Moral Majority. Ibid., 1981, vol.41, N 4, p.19-21.

189. Lamont C. Yes to life: memoirs. N.Y.: Horizon press, 1981. - 220 p.

190. Lamont C. The philosophy of humanism. L.: Vision, 1962. - XI, 243 p.

191. Lee A.M. Humanist strength: reality. Ibid., 1980, Humanist, vol.40, N 1, p.5.

192. Lewis A.M. The antagonists: religion and science. -Progressive world, 1981, vol.38, N 2, p.32-40.

193. Mackinnon J. The humanist way. Intern, humanist, 1981, N 1, p.9-11.

194. Marty M,R. The infidel: freethought and American religion. Cleveland, 1961. - 184 p.

195. Marty M.E. The "pro" and "con" book of religious America: a bicentennial argument "pro". Waco (Texas): Word books, 1975. - 143 p.

196. Massen J.B. An atheist's view of the arms race and nuclear power and war. Amer. atheist, 1982, vol.24, N 5, p.20-23.

197. Mathison R.R. Faiths, cults and sects in America. From atheism to Zen. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1960. -384 p.

198. Molnar Th. Theists and atheists: a typology of non-belief. The Hague ets.: Mouton, 1980. - 219 p.

199. Morain L.L. Humanist conference: San Diego Style. -Humanist, 1981, vol.41, N 4, p.34-37.

200. Moral problems in contemporary society: Essays in humanist ethics /Ed. by Kurtz P. Englewood Cliffs (N.Y. ): Prentice Hall, 1969. - IX, 301 p.

201. Murray J.G. Evolution /Creation in Arkansas. Amer. atheist, 1982, vo!24, N 5, p.1-10.

202. Murray J.G. Editorial: culture shock. Ibid., N 4»p.2,

203. Murray J.G. "PhD" in ignorance? Ibid., N 5, p.12.

204. Murray J.G. What keeps people out of church? Progres' xive world, 1981, vol.38, N 2, p.21-27.

205. Negri M. The Moral Majority vs Humanism. Humanist, 1981, vol.41, N 2, p.5.

206. A new definition of freethought. Amer. rationalist, 1979, vol.23, N 5, p.5.

207. Nielsen K, Religiousity and powerlessness. Humanist, 1977, vol.37, N 3, p.45-50.

208. Nielsen K. An introduction to the philosophy of religion, London; Basingstoke: Macmillan, 1982. - XII, 218 p.

209. Norbeck E. Religion in human life: Anthropological views. N.Y. e.a. : Halt, 1974. - VI, 74 p.

210. Notuzen zum 39 Kongress der Weltunion der Freidenker: Atmosphere der Gesemeinsamkeit. Freidenker, Dortmund, 1981, Jg 64, N 12, p.89-91.

211. Orr H.R. Natural vs. supernatural providence. Progressive world, 1981, vol.38, Ы 1, p.19-23.

212. Orvvell G. Jerry Falwell»s creed. Ibid., N 2, p.4*

213. Our policy. Ibid., vol.37, 1980, N 5, p.1.

214. Our rationalist heritage: An anthropology for freethinkers /Ed. by Hoops W. Chicago (111.), 1971. - 112 p.

215. Praag J.P. van. On humanism» Intern, humanist, 1981, Ы 1, p.4-8.

216. The purpose of the rationalist magazine. Amer. ra~ tionakist, 1975, vol.20, N 4, p.2-4.

217. Reese C.W. Social action and liberal religious organizations. Religious humanism, 1982, vol.16, N 1, p.35-37.

218. The resurgence of fundamentalism: a symposium. Humanist, 1977, vol.37, N 1, p.36.

219. Religion: an integral part of public education /Ed. by Krahn J.H. N.Y. : Clering House, 1974. - 356 p.

220. Religion and morality: a collection of essays /Ed.by Outka G., Reeder J.P. jr. Garden City (N.Y.); Anchor press Doubleday, 1973. - VIII, 448 p.

221. Religion in public education: problems /Ed.by Engel D.R. N. Y. e.a., 1974. - 278 p.

222. Religion in America /Ed. by Marx H.L. : Wilson company, vol49, N 6, p.131-149.

223. Religious conflict in America /Ed. by Raab E. N.Y., 1964. - 316 p.

224. Religious cults: newest magnet for youth. U.S.news and world report, 1980, vol.52, N 4, p.4-19.

225. Review of 1980 ARF convention. American rationalist, 1980, vol.25, N 3, p.43-44.

226. Reyka L. Training for humanist leaders. Religious humanism, 1981, vol.15, N 4, p.186-188.

227. Roane S. Byezboznik. Progressive world, 1981, vol. 14, N 2, p.29-35.

228. A secular humanist declaration /Ed. by Kurtz P. -International humanist, Utrecht, 1981, N 1, p.12-15.

229. Sellars R.W. The humanist outlook. In: Humanist ethics, Buffalo (N.Y.), 1973, p.147-173.

230. Shuler N. jr. New right attacks humanism. Humanist, 1980, vol.40, N 5, p.38-41.

231. Smith W.A. Are you a humanist?: some authors answer.- Humanist, 1981, vol.41, N 2, p.11-15.

232. Stahl A. Let's blame the rationalists? American rationalist, 1979, vol.24, N 4, p.51.

233. Stein G. Arguments creationists use against evolution: are they valid? American rationalist, 1980, vol.25, N 2, p. 3335.

234. Stein G. Where are the atheists? American rationalist, 1980, vol.24, N 5, p.67.

235. Stein G. "Why I am not an atheist?" examined. Ibid., vol,25, N 3, P.48.

236. Stein G. Reasons for nonbelief. American rationalist, 1980, vol.25, N 1, p.2-3.

237. Stein G. The "battle" with the fundamentalists. -Ibid., N 4, p.67-69.

238. Stein G. More goodies from Gallup. American rationalist, 1981, vol.26, N 2, p.18-19.

239. Stein G. Evolution on trial. Ibid., N 6, p.90.

240. Stein G. A theist's misrepresentations. Ibid., N 5,p.78.

241. The 39th International congress of World Union of freethinkers in Lousanna, Switzerland 23-25 oct. 1981. American atheist, San Fransisco, 1981, N 12, p.11-12.

242. Tonne H.A. Tolerance and understanding among humanists. Humanist, 1964, vol.24, N 4, p.97-99.

243. Tonne H.A. The human dilemma: finding meaning in life.- Buffalo (N.Y. ): Prometheus books, 1980. VI, 237 p.

244. Vandermeer Ph.R. Religion, society and politics: a classification of American religious groups. Social science history, Pittsburgh, 1981, vol.5, N 1, p.3-62.

245. Wilson J. Religion in American society: the effective presence. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1978. -XVII, 492 p.

246. Woodworth F. What the religious want. American atheist, 1982, vol.24, N 2, p.12-13.

247. World atheist conference in India. American rationalist, 1980, vol.25, N 1, p.3.

248. Wine S.T., Beattie P.H., Ericson E.L. et al. Symposium on educating humanist leaders. Religious humanism, 1981, vol.15, N 4, p.171-189.

249. Zimmermann M. Aren't humanists really atheists? -In: The humanist alternative: some definitions of humanism/Ed. by Kurtz P. Buffalo (N.Y.): Prometheus books, 1973.

250. Zimmermann M. Subjective thinking. Humanist, 1976, vol.36, N 4, p.33-37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.