Проблемы и направления формирования толерантности в системе общего образования: на примере школ московского мегаполиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Илюхина, Галина Егоровна

  • Илюхина, Галина Егоровна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 168
Илюхина, Галина Егоровна. Проблемы и направления формирования толерантности в системе общего образования: на примере школ московского мегаполиса: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Москва. 2009. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Илюхина, Галина Егоровна

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования толерантности.

1.1. Теоретические основы исследования.

1.2. Сущность и принципы толерантности.

1.3. Основные показатели толерантности. Условия ее становления в современной России.

Глава II. Проблемы толерантности в общеобразовательной школе.

2.1. Характер отношений школьников в образовательно-воспитательном процессе школы.

2.2. Анализ состояния гражданского и морально-нравственного климата в школьной среде.

2.3. Обоснование деятельности по формированию толерантных отношений в общеобразовательной школе (по результатам социологического исследования). 113 Заключение 129 Литература 138 Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы и направления формирования толерантности в системе общего образования: на примере школ московского мегаполиса»

Сегодня в нашем обществе распространены проявления агрессивности граждан, безнравственность, безответственность и безразличие к судьбам своих сограждан. Интолерантность, конфликтность в обществе имеет глубокие социальные корни. Их исток - резкие социально-экономические различия (большой разрыв между богатыми и бедными, сложность достойно содержать семьи, рост безработицы и др.). Конфликтность, нетерпимость людей друг к другу, равнодушие проникают и в школьную среду. Хотя школа - тот социальный институт, где в соответствии с ее задачами должны царить доброжелательность, внимание и понимание, забота- и любовь. Отсюда вытекает актуальность исследования данного состояния в школьном образовании.

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, тем, что сегодня растет социальная и профессиональная мобильность населения, меняется структура общества, формируется новый образ жизни людей, изменяются их нравы, поведение, привычки, потребности. Перемены ведут к углублению социального неравенства в обществе как между людьми внутри отдельных стран, так и между странами, обостряются проблемы бедности и безработицы, растет отчуждение, равнодушие и непонимание, цинизм, конфликтность и агрессия между людьми. Толерантные взаимоотношения между людьми жизненно необходимы, важны для стабильности человечества, для его выживания. Нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению прав человека.

Генеральная конференция ЮНЕСКО на своей двадцать восьмой сессии в Париже (1995г.) приняла Декларацию принципов толерантности1 и провозгласила 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности". Разработан и утвержден международный

1 Декларация принципов толерантностн. Утверждена резолюцией 5.61.генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. - М.: РАН, 1999.

2 Резолюция ООН по объявлению Международного Дня толерантности. Сеул, 1995. документ, защищающий права человека 1 . ООН провозгласила первое десятилетие XXI-го века «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». В связи с этим ведущими задачами воспитания и образования стали утверждение и развитие культуры мира и ненасилия, развитие толерантности.

Во-вторых, возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, требуют формирования современного толерантного мышления у подрастающего поколения". И еще более актуально решение этой проблемы для российской молодежи, оказавшейся в стране, где идет сложнейший процесс перехода от традиционного общества к гражданскому обществу.

В-третьих, актуальность исследования обусловлена динамикой развития российского общества. Сегодня дальнейшее становление России, стремящейся занять достойное место среди развитых стран мира, стабильность ее экономики, политической и общественной жизни становятся невозможными без формирования толерантных отношений. Учитывая, что личность гражданина формируется и, прежде всего, в школьном возрасте, актуально рассмотреть возможности общеобразовательной школы в развитии толерантного сознания у подрастающего поколения.

Средние школы в России сегодня нуждаются в новом содержании образования, отражающем знание и понимание других народов, их культур и истории, проблемы толерантности, человечности и доброжелательности. В жизни человека играют важную роль не только знания и способности, профессионализм и талант, но и фундамент личности, ее гражданская ответственность, которая включает сегодня ориентацию на толерантность, закладываемую в семье и продолжая в общеобразовательной школе. В ежегодном «Послании Президента РФ Федеральному Собранию» 5 ноября 2008 года затронуты вопросы о положении дел в системе образования.

1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод. - М., 1996.

2 Образовательная политика зарубежных стран. Материалы Гос. Совета Рос Фед. - М., 2005. - С. 3.

Основной акцент сделан на школьном образовании как решающем для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Особо обращено внимание на то, что в российской школе ребенку должно быть комфортно и психологически, и физически. 1 сентября 2008 года в школах Москвы День знаний начался с урока толерантности, который проходил под девизом «Мы разные — и в этом наше богатство, мы вместе — и в этом наша сила».

Однако проблема формирования толерантности школьников еще мало изучена, в особенности современные формы социализации, сущностные основы и условия, воздействующие на эффективность формирования и развития межличностной толерантности в системе общего образования. В научной литературе сегодня распространено как узкое, так и широкое объяснение понятия толерантность. Одни исследователи преподносят толерантность как национальную, культурную или религиозную терпимость. Другие - связывают толерантность только с психологией. Мы считаем, что толерантность - явление более высокое и сложное, особенно в системе общего образования. Острота проблемы и недостаточная ее изученность вызывают необходимость исследования вопроса толерантности на основе использования социологических методик и подходов.

Разработанность темы исследования.

Проблемы толерантности освещены как в отечественной, так и в зарубежной научной и публицистической литературе. Различные аспекты данной проблематики рассматриваются многими науками.

Идеи толерантности проходят через всю российскую философию, художественную литературу. Они звучат в произведениях B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Толерантность выступает как склонность к принятию точек зрения, способов действия и чувств, отличных от наших. В частности, религиозная толерантность допускает свободу совести. Нетерпимость же влечет за собой инквизицию или подавление религиозных меньшинств в той или иной стране. В философии толерантность - признание принципа равенства между людьми вне зависимости от расы, религии, страны и т.д.; ее задача -установить отношения диалога, ее цель — всегда понимать точку зрения другого.

Обогащают и углубляют исследование проблемы толерантности

1 9 философские подходы Н.А. Бердяева и B.C. Соловьева" положением, что человек, человеческое достоинство являются верховной ценностью.

Философы мира, мыслители разных эпох отстаивали толерантность как добродетель, как социальное благо и апеллировали к нравственным аргументам. Толерантность предполагает благожелательность, точнее «великодушие», ведь только оно может оживить собой истинную симпатию о

Р. Декарт) . Осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего было характерно для духовных исканий немецкого реформатора Мартина Лютера. Отказ от насилия, акцент на искренность убеждений — вот два основных аргумента в пользу толерантности, которые провозглашали нидерландский философ Бенедикт Спиноза 4 и английский философ, государствовед и педагог Джон Локк5.

В своем знаменитом труде «Письма о толерантности» (1683 г.) Джон Локк указывал на то, что все люди имеют фундаментальные права, которые государство призвано защищать: жизнь, собственность и свободу, включая право на свободное выражение религии. Мыслитель эпохи Просвещения Жан Жак Руссо6 рассматривал толерантность как средство избежания большого зла - социальной'нестабильности. Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит именно эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова.

1 Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

2 Соловьев B.C. Оправдание добра. - М„ 1996.

3 Философский словарь. Дидье Жюлиа. - М.: «Международные отношения», 2000 (перевод с французского на русский язык Н.В. Андреевой). - С. 453.

4 Бенедикт Спиноза. Избранные произведения. Т.1. - М.: Государственное Издательство политической литературы. 1957.

5 Локк Джон. Собр. соч. в 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988.

6 Руссо Жан Жак. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под. ред. Г. H. Джибладзе; Сост.А.Н. Джуринский, -М.: Педагогика, 1981.

Безусловно, методологическое значение для более глубокого понимания идей и проблем толерантности имеют взгляды И. Канта1, Э. Дюркгейма2, М. Вебера3, А. Швейцера4, М.М. Ковалевского5, П.А. Сорокина6 и др.

Патриарх русской социологии М.М. Ковалевский выдвинул идею о всечеловеке, брате не по Христу и не по Магомету, а по принадлежности к числу мыслящих и чувствующих существ. Автор концепции альтруизма Питирим Сорокин призывал к человеколюбию.

Особое значение имеют положения Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма об образовании. Где они обсуждают проблемы отношений учителя и ученика, педагогического авторитета и педагогической веры, взаимоотношений в педагогическом коллективе. Причем моральные аспекты взаимоотношений учителя и ученика как будто взяты из сегодняшнего дня, сегодняшней школы. Дюркгейм считал, что единицей системного анализа в социологии образования выступает образовательная цель, которая оформляется и задается через соответствующий образовательный нормативный идеал. В образовательных целях содержится та совокупность реальных общественных потребностей, которая обеспечивает единство образовательных систем. Связка «потребность - цель - идеал» содержит в себе то ключевое внутреннее противоречие, которое лежит в основе драмы развития образовательных систем.

Актуальным сегодня представляется положение Дюркгейма о сути и механизмах реализации реформ в образовании. Дюркгейм утверждал, что

1 Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. Т. 4(1).- М., 1965.

2 Дюркгейм Эмиль. Социология образования: Пер. с фр. Т.Г.Астаховой. Научн. ред. B.C. Собкин, В Л. Нечаев. - М.: ИНТОР, 1996.

3 Вебер Макс. Избранные произведения. - М., 1990.

4 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992.

5 Ковалевский М.М. Сочинения 2-х томах - Т. 1. - СПб.: "Алетсйя", 1997; Ковалевский М.М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности. - М., 2002.

6 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. преобразования общества требуют и преобразований в образовании, а реализовать реформы может только учительство, понимающее и принимающее цели реформирования; необходимым условием реформирования образования является развитие педагогической культуры. Трудно не согласиться с предостережением П.А. Сорокина, заключающегося в том, что если нравственные ценности разрушаются, то общество распадается, даже если им руководят гениальные экономисты и политики. Законодателю необходимо относиться с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этим пренебрегают, и самый государственный строй терпит ущерб (Аристотель)1.

Толерантность широко рассматривают авторы, которые исследуют межнациональные проблемы. Так ряд положений об этнической толерантности JI.M. Дробижевой2, Э.А. Баграмова3, В.К. Мальковой4, Г.Т. Тавадова 5 , В.А. Тишкова 6 и др. являются на наш взгляд наиболее интересными. Например, Г.Т. Тавадов определяет толерантность как жизненно-психологическую установку зрелой личности и одним из основных критериев зрелости человека выделяет его высокий уровень культуры. Одним из направлений деятельности по предотвращению межэтнических конфликтов в обществе является система образования, считает Э.А. Баграмов.

1 Аристотель. Соч. в 4-х томах. - М., 1973. Дробижева JI.M. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. - М., 1998.

3 Баграмов Э.А. и др. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. - М.: Политиздат, 1988; Баграмов Эдуард. Межэтнические отношения и проблема толерантности. // Наука, политика, предпринимательство, 2004. № 2; Баграмов Э.А. Межэтнические отношения и проблемы толерантности. В сборнике материалов по итогам научно-практических конференций: Культура мира - объединяющий фактор развития общества» (г. Москва, 13 апреля 2004).

4 Мапькова В.К. Москва многонациональная: конфликт или согласие? Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» Института этнологии и антропологии РАН. Документ № 142. - М., 2001;

3 Тавадов Г.Т. (рук. авторского коллектива) Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М.: Луч, 1995; Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь - справочник. - М: Социально - политический журнал, 1998.

6 Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласования. -М., 1994.

В.К. Малькова убеждена, что остановить распространение интолерантности и экстремизма только силовыми, запретительными мерами нельзя, и выступает за необходимость вести просветительскую работу по воспитанию толерантности.

Интересны элементы поликультурного образования (Т.Д. Дмитриев1, О.В. Аракелян" и др.), положения о том, что толерантность является нравственным ключевым принципом гражданского общества (А.А. Гусейнов3, А.В. Назарчук4, Ж.Т. Тощенко5 и др.). Мы разделяем мнение ученых, что одним из условий выживания человечества является осознание того, что человечество как единое целое нуждается в выработке нормативных оснований взаимодействия обществ.

В научных разработках по межкультурной коммуникации уделяется немаловажное внимание вопросам толерантности. Известный специалист в этой области Ричард Льюис6 утверждает, что многие конфликты являются результатом коммуникативного непонимания между сторонами. Утверждение несколько одностороннее, но, тем не менее, один из моментов п интолерантности выявлен автором верно. С. Тер-Минасова , автор работы «Язык и межкультурная коммуникация», выводит формулу межкультурной коммуникации через три «Т»:

- Терпение «Т» - Терпимость

- Толерантность

Позиции толерантности раскрываются полнее через анализ педагогических исследований В.А. Сухомлинского8, Ш.А. Амонашвили1 и

1 Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. Народное образование. - М., 1999.

2 Аракелян О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Часть 1. Ред.- изд. центр. - М., 2007.

3 Гусейнов А.А.Философия, мораль, политика. - М., 2002.

4 Назарчук А.В.Этика глобализирующегося общества. - М., 2002.

5 Тощенко Ж.Т. Три особенных лика власти: Социологические заметки. - М.: Российск. Гос. гуманит. ун-т, 2002.

6 Ричард Д. Льюис. Веление культур. - М., 2001.

7 Тер - Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000. s Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1989. др., где сущность толерантности выражается во взаимном уважении и сотрудничестве. Мы уверены, что постулат В.А. Сухомлинского о том, что человек с достоинством всегда толерантен, он никогда не унизит другого человека, должен войти в теорию социализации учащихся. Ядром социализации может быть утверждение педагога-исследователя: «.мастерство воспитания в том и состоит, чтобы на всей долгой дороге человеческого утверждения воспитанник никогда не испытывал оскорбления человеческого достоинства, чтобы стремление утвердить собственную честь и достоинство было важнейшим стимулом к нравственному самосовершенствованию»2.

Позиция Ш.А. Амонашвили заключается в том, что гуманизм является необходимым условием становления толерантности, а сущность гуманного педагогического процесса, его сердцевину, составляет глубинное воспитание. Гуманизм в концепции Ш.А. Амонашвили имеет мировоззренческо-философскую природу и выходит на уровень планетарного, универсального подхода к ребенку. Гуманизм призван стать внутренней, нравственной позицией учителя, его верой, идеалом, убежденностью и образом мышления. Гуманным должно стать само мировоззрение педагога, считает Ш.А. Амонашвили.

В нашей работе мы опирались на научные труды Б.Н. Бессонова , И.А. Бирич4, Ю.А. Огородникова5, В.В. Рябова6 и др., которые, исследуя теорию и методы современного образования и воспитания, уделяют особое внимание проблеме толерантности. Положение Б.Н. Бессонова, что толерантность не должна восприниматься лишь как принцип: «Я проявляю терпимость»,

1 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

2 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1989 - С. 37.

3 Бессонов Б.Н., Дубицкии В.В. Гражданское общество и духовное развитие личности - Омск, 2002.

4 Бирич И А. Человек — образование - общество. - М., 2005. д 5 Огородников Ю.А. Проблемы управления образованием в России. // Мир образования - образование в мире. - M., 2002. - №1

6 Рябов В.В. Общество и молодежь: историческое наследие, политика, гражданственность, патриотизм. - М., 2008. подлинная толерантность базируется на принципе: «Я уважаю»1, легло в-основу нашего исследования.

Проблему становления толерантности у современных школьников исследует А.Г. Асмолов " - руководитель Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Трудно не согласиться с его утверждением, что если бы не существовало толерантности как универсальной нормы сосуществования различных форм эволюционного развития, то волны агрессии, конфликтов, нетерпимости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, этнофобии, человекофобии давно бы стерли любое проявление разнообразия на Земле. Но использование автором термина «установка» нам не кажется подходящим для использования в исследовании толерантности. Автор теории установки, создатель грузинской о психологической школы, психолог и философ Д.Н. Узнадзе , понимал под установкой целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка, считал автор, возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения -с другой.

Особое значение в исследовании толерантности имеют научные подходы психологов C.JI. Братченко4, Ю.В. Кузнецовой5, Л.И. Рюмшиной6, К. Роджерс7 и др. В положениях C.JL Братченко толерантность выступает как осмысленная жизненная позиция. У Л.И. Рюмшиной толерантность предстает как мотивационно-регулирующий механизм, определяющий

1 Бессонов Б.Н.Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. - М.: Норма, 2006. - С. 291.

2 Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. - М., 2000

3 Узнадзе Д.Н.Общее учение об установке. // Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.

4 Братченко С .Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. // Век толерантности. 2001. - № 1.

5 Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношенском возрасте: дис. канд. психол. наук. - Астрахань, 2007.

6 РюмшинаЛ.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002. -№2.

7 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: "Прогресс", 1994. поведение человека. К. Роджерс связывает уровень толерантности с уровнем самоуважения и самопринятия.

Вопрос о границах толерантности, о мерах толерантности, о роли и месте толерантности в общественной жизни и современной культуре нами рассматривался через положения, раскрытые в работах М. Уолцера1, В.М. Золотухина2 и др.

Фундаментом нашего социологического исследования явились о данные социологических исследований , проводимых Научно-исследовательским институтом столичного образования ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Лабораторией психолого-педагогического и социального мониторинга, ныне лаборатория мониторинговых исследований в системе образования, возглавляемой Л.Ф. Холодновой.

Анализ современных научных работ показал, что в нашей стране только за период с 2003 по 2007 годы молодыми учеными были проведены 24 исследования по теме, посвященной проблемам толерантности. 8 из них составляли диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; 5 - кандидата социологических наук; 4 - кандидата психологических наук; 3 — кандидата политических наук; 3 - кандидата философских наук; 1 — кандидата юридических наук. Анализ данных исследований подтверждает наше положение о том, что толерантность должна стать сознательным убеждением личности, начинать формировать которую надо с раннего детства. Молодые ученые Н.В. Недорезова, Г.Г. Овчинников, В.И. Павлов, С.Н. Хамова и др. доказывают необходимость

1 Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

2 Золотухин В.М. .Две концепции толерантности. - Кемерово, 1999.

3 Рябов В.В., Холоднова Л.Ф., Васильев И.А., Москалев Г.Г., Захарова И.Н. Современное состояние воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях города Москвы (мониторинговое исследование). - М.: МГПУ, 2008; Рябов В.В., Акимова Л.В., Васильев И.А., Демидов Е.А., Захарова И.Н., Москалев Г.Г., Холоднова Л.Ф. Социологический анализ состояния и тенденций гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи города Москвы. Этап I, II. - M., 2008; Рябов В.В., Пишулин Н.П., Холоднова Л.Ф. и др. Актуальные аспекты современного состояния дошкольного образования в Московском мегаполисе (мониторинговое исследование). — M.: МГПУ, 2008; Рябов В.В., Пищулин Н.П., Огородников Ю. А., Холоднова Л.Ф., Москалев Г.Г. Педагогическое сообщество о воспитании учащейся молодежи. - М.: МГПУ, 2001. возрождения в обществе и в мире толерантных взаимоотношений между людьми. Н.В. Недорезова1 рассматривает природу феномена «толерантность школьников» в контексте межличностного общения. Г.Г. Овчинников2 доказывает, что толерантность не развивается в тоталитарном обществе. Средой ее подлинного формирования может быть только гражданское общество, основанное на принципах демократии и правового государства. Его суждение является элементом в разработке интегрального понимания толерантности. Принцип толерантности как один из важнейших принципов правового воспитания и утверждения гражданственности во взаимоотношениях между людьми современного общества рассматривает о

В.И. Павлов . Нам близко положение автора о том, что толерантность, не может быть абсолютно свободной и неограниченной, ибо она в этом случае способна перерасти в экстремизм или попустительство. Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи широко раскрыты С.Н. Хамовой4. Мы согласны с автором в том, что необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по формированию толерантности, используя эффективные факторы управления процессом. Молодые исследователи внесли важный вклад в развитие теории формирования толерантного сознания в современной России. Однако, по нашему мнению, это лишь начало исследования проблемы. В обществе растет конфликтность, равнодушие, интолерантность. Ведущие ученые: этнологи, социологи, политологи, - не один год исследующие проблемы толерантности в обществе, свидетельствуют о том, что ни глобальный, ни региональный уровень толерантности не изменился в сторону ее повышения. Анализ материалов исследований по проблеме толерантности позволяет говорить о том, что философский, этический, психологический,

1 Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников.- М., 2004.

2 Овчинников Г.Г.Толерантность как фактор мирового политического процесса. - М., 2003.

3 Павлов В.И. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества. - М., 2005.

4 Хамова С.Н. Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи. - М., 2005. педагогический, социокультурный аспекты толерантности* являются более изученными по сравнению с ее социологическими аспектами. Возникает необходимость изучения состояния толерантности и выявления условий, воздействующих на формирование и развитие толерантности в школьной среде. В связи с этим мы выбрали для исследования такой аспект проблемы, как «Проблемы и направления формирования толерантности в системе общего образования» (на примере школ московского мегаполиса)».

Проблема диссертационного исследования возникает из противоречия между необходимостью толерантных отношений в обществе и недостаточно развитой толерантностью в системе социальных межличностных взаимоотношений. При этом школа, как социальный институт, еще не стала важным звеном в создании условий для формирования и развития толерантности и гражданской ответственности индивида.

Гипотеза исследования - формирование и развитие межличностной толерантности у школьников может быть успешным при реализации условий в комплексе. Это — политика правительства направленная на верховную ценность человека; улучшение качества жизни населения страны; повышение культуры, гуманности членов общества в целом; участие СМИ в формировании толерантного сознания и гражданской ответственности индивидов; развитие педагогической культуры; повышение педагогического авторитета; акценты образования и воспитания всей системы института образования направленные на формирование родовых качеств человека.

Цель диссертационного исследования - выявить состояние толерантности школьников (на примере учебных заведений московского мегаполиса), научно обосновать условия эффективного формирования и развития толерантности, разработать предложения для создания этих условий в системе общего образования.

Объектом исследования являются взаимоотношения школьников подросткового возраста общеобразовательных учреждений московского мегаполиса.

Предмет исследования - состояние толерантности школьников и ее формирование в системе общего образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и эмпирические задачи:

• Обобщить и систематизировать научные изыскания понятия «толерантность».

• Выявить и научно обосновать условия формирования толерантности. Проанализировать влияние социальных отношений в современной России на становление толерантности в межличностных отношениях в школьных коллективах.

• На основе имеющихся научных исследований разработать методику социологического исследования, выводы которого дадут качественную характеристику состояния толерантности школьников.

• Провести мониторинговое исследование состояния толерантности в общеобразовательных школах.

• На основе материалов исследования состояния толерантности в московских школах раскрыть закономерности взаимоотношений школьников подросткового возраста в образовательно-воспитательной среде мегаполиса. По итогам анализа дать теоретическое обоснование общих показателей сформировавшейся толерантности у современных школьников.

• Обосновать рекомендации по созданию условий для эффективного развития и формирования толерантности в системе общего образования.

Теоретическую основу и базу исследования составляют философские и социологические теории; научные разработки ведущих ученых -социологов, философов, политологов, психологов, педагогов России и зарубежных стран в области социальных отношений и процессов, современные теории образования; положения о сущности образования, выдвинутые учеными МГПУ; принцип целостности в образовании; идеи, сформулированные в трудах таких авторов, как Н.А. Бердяев, М. Вебер, Э. Дюркгейм, И.А. Ильин, И. Кант, Джон Локк, К. Маркс, B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Э.А. Баграмов, Б.Н. Бессонов, СЛ. Братченко, А.А. Гусейнов, Т.Д. Дмитриев, JI.M. Дробижева, Я. Корчак, В.К. Малькова, Ю.А. Огородников, Г.Т. Тавадов, В.А. Тишков, М. Уолцер и др.

Методологической основой исследования являются: диалектический подход, обусловивший рассмотрение исследуемых явлений в единстве противоположных тенденций; исторический подход; системный, рассматривающий институт образования как подсистему социума; концепция демократизации и гуманизации образования; ценностный подход к процессу социализации учащихся.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнительный и исторический методы; эмпирические методы - анкетный опрос, наблюдение, контен-анализ документов, данных социологических исследований, социально-психологическое тестирование, построение графиков и диаграмм, обобщение результатов эмпирических исследований автора.

Эмпирической основой являются: - данные, полученные в результате самостоятельно проведенных автором социологических исследований «Состояние толерантности школьников подросткового возраста» в шести общеобразовательных учреждениях города Москвы: ГОУ СОШ № 267, ГОУ СОШ № 745, ГОУ СОШ №952, ГОУ СОШ №959, ГОУ СОШ № 962, ГОУ гимназия № 1565 «Свиблово». Было опрошено 720 школьников возраста 12 — 17 лет. Из них: 360 человек опрошено в 2006 году и 360 человек - в 2008 году.

Кроме того, с целью сопоставления некоторых характеристик состояния толерантности включены данные исследований, проводимых автором самостоятельно ранее. 2004 год - «Некоторые аспекты социальной ориентации выпускников, школы - 2004» в городе Чебоксары с участием 90 учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений: ГОУ гимназия №1, ГОУ лицей № 3, ГОУ СОШ № 54; а также данные социологического исследования 2005 года «Уровень толерантности старшеклассников», проведенного в общеобразовательных учреждениях (негосударственной - НОУ СОШ «Эрудит» и муниципальной школы - ГОУ СОШ № 396) с участием 60 респондентов.

Источником также послужили: материалы конкретных мониторинговых и социологических исследований, проведенных Научно-исследовательским институтом столичного образования при ГОУ ВПО МГПУ, МССО МГПУ, Федеральной Миграционной Службой, Государственным учреждением «Московский дом национальностей», Институтом социологии РАН, Институтом этнологии и антропологии РАН по тем аспектам, которые имеют непосредственное отношение к нашей работе; социологические исследования образовательных учреждений московского мегаполиса, в том числе с участием автора 1 ; системы нормативно-правовых актов по проблемам образования, принятых на международном, федеральном и городском уровнях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1 Практико-ориентированнып исследовательский проект «Общественная мониторинговая оценка деятельности образовательных учреждений и учебных округов Москвы: критерии, методики и результаты. МССО МГПУ, 2007; Окружная целевая программа развития образования в Северо-Восточном административном округе города Москвы «Столичное образование - 4» на 2005-2007 годы. МССО МГПУ, 2006; Мониторинговое исследование: «Участники образовательного процесса о качестве образования в образовательных учреждениях Северо-Западного административного округа города Москвы». МССО МГПУ, 2006; Москва и рабочие места. Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. - М., МГПУ, 2006; Оценка горожанами качества дошкольного образования. - M.: МССО МГПУ, 2006; Оценка горожанами качества среднего образования. - M.: МССО МГПУ, 2006; Мнение москвичей о миграционной ситуации и деятельности Правительства Москвы п органов исполнительной власти всех уровнен по ее оперативному регулированию. - М., 2006; Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве: проблемы образования и воспнтання. МГПУ, 2006; Состояние и динамика развития миграционной ситуации в Москве. Первая полнкультурная школа № 1650. - М., 2006; Оценка качества образовательных услуг в образовательных учреждениях Центрального административного округа (мониторинговое исследование). - М.: МССО, НИИСО МГПУ, 2005; Культура мира в системе образования, воспитания и социализации. Московский дом национальностей. - М., 2005; Оценка качества образовательных услуг.-Королев, 2005;0кружная целевая программа развития образования в Зеленоградском административном округе Москвы «Столичное образование - 4» на 2005-2007 годы. МССО МГПУ, 2005; Галерея портретов школ Москвы. Социологический портрет школ: № 308, № 412, № 608. - М.: МССО НИИСО МГПУ, 2004.

1. Предложено новое по содержанию понятие толерантности, определены новые аспекты, указаны социальные истоки явления, выдвинуто положение, что толерантность является показателем целостного социального взаимодействия членов общества, всей суммы отношений в обществе, показатель характера самого общества. Из многообразия рассмотренных аспектов толерантности автором выделены основные показатели определения ее сформированности. Разработана методика выявления состояния сформированности толерантности.

2. Теоретически определена и эмпирически подтверждена взаимосвязь процесса формирования толерантности с социальными процессами в обществе.

3. Доказано, что проблема формирования толерантности непосредственно связана с развитием гражданского сознания личности.

4. На основе выделенных показателей толерантности, изучено состояние толерантности школьников московского мегаполиса и на основе выводов из социологических исследований показано, что в общеобразовательных учреждениях сегодня существуют условия не только для формирования толерантности, но и для развития интолерантности.

5. Исходя из выявленного состояния толерантности в отдельно взятых общеобразовательных школах, показана необходимость перестройки акцентов образования и усиления внимания к решению задач по формированию социально значимых ценностей, норм поведения и культуры межличностных отношений в образовательных учреждениях всех типов и видов.

6. Эмпирически выявлен и научно обоснован комплекс условий для развития толерантности, среди которых главным является формирование и развитие морально-нравственных норм в окружающем индивида социуме: семье, школе, обществе в целом. Обоснована ведущая роль учителя в обеспечении эффективного процесса формирования толерантности школьников. Показана необходимость усиления веса в учебных планах «человекообразующих» дисциплин, прежде всего, гуманитарных.

4 Теоретическая значимость исследования состоит в том, что диссертационное исследование расширяет и развивает основные положения социологии образования, культуры и воспитания; выводы и результаты исследования могут применяться при исследовании различных проблем социальных структур, социальных институтов и процессов; данные эмпирического материала могут стать базой для последующих сравнительных исследований.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования разработанных методик социологического исследования, ее теоретических и практических положений, выводов и предложений в направлении эффективной деятельности по формированию толерантного сознания; в- практике совершенствования социального управления образовательными процессами; в том числе на уровне государственного планирования перспектив развития общеобразовательной школы.

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике формирования профессиональной личности педагога, найти практическое применение при подготовке лекций и семинаров по курсу «Социология», «Социология образования», «Социология воспитания», «Социология молодежи» и др., при создании спецкурсов для студентов вузов социально-гуманитарного профиля, а также системы педагогического образования.

Положения, выносимые на защиту: • Проблема толерантности сегодня является одним из определяющих факторов стабильности и безопасности, устойчивости и развития общества, отдельного государства и мира в целом. Мы выводим понятие толерантности из сущности общества, она выступает как интегрирующее 4 основание всех видов толерантности. Человек по своей природе социальное существо, то есть индивид, способный к взаимодействию с другими людьми для обеспечения жизнедеятельности общества и его граждан. Эффективное взаимодействие требует взаимопонимания и доброжелательности к другим индивидам. Поскольку взаимодействие вытекает из сущности общества, то толерантность является одной из форм общественных отношений.

Толерантность - это не только терпимость, а целостный, многосторонний и много факторный способ взаимоотношений в обществе, показатель характера самого общества в целом, всех форм его отношений, показатель уровня развития общества. Решение проблемы толерантности в обществе непосредственно зависит от развития родовых человеческих свойств в данное историческое время. Развитые .родовые человеческие свойства у индивида являются важнейшим условием формирования толерантности, а недостаточное их развитие ведет к интолерантности, нетерпимости, агрессии.

Состояние толерантности в школах непосредственно связано с социально-экономическими отношениями в стране и с гражданским состоянием общества. Как известно, последнее только еще формируется в России, что затрудняет становление толерантности в школах. Целый ряд социальных факторов: либеральный рынок, раскол общества, проявления несправедливости - также отрицательно влияет на состояние толерантности в школе.

Исследование показало, что такие социальные институты, как семья и школа, сегодня не справляются с воспитанием гражданина в духе толерантности. Выявлено, что сегодня остроактуальной проблемой является дефицит уважительных человеческих отношений в школьной среде как результат такого недостатка в обществе в целом. Согласно данным исследований, в школах московского мегаполиса не созданы достаточные условия, воздействующие на формирование и развитие толерантности в межличностных отношениях, педагоги еще не прониклись исключительной важностью проблемы толерантности, не перестроили процесс образования и воспитания в аспекте решения задач по формированию и развитию высоких человеческих качеств и духовно-нравственных ценностей. В школьной среде растет конфликтность, наблюдаются проявления агрессивности. Равнодушие к недостойному поведению, безответственность и безразличие, отсутствие сострадания и великодушия входит в норму жизни. В качестве характеристики взаимоотношений в школе учащиеся указывают на конфликтность (35%) и равнодушие (31%). Лишь каждый третий из участников опроса чувствует себя в стенах своего учебного заведения комфортно. Исследование выявило, что значительное большинство (90%) современных школьников Москвы в той или иной степени ежедневно находятся в конфликтной ситуации. Конфликтная атмосфера негативно сказывается на воспитательном и образовательном уровне подрастающей молодежи, на процессе становления личности и ее толерантности. Конфликтность как индикатор толерантности в системе общего образования преимущественно не связана с национальными и религиозными различиями учащихся. К человеку иной веры относятся положительно 35% опрошенных школьников, отрицательно — 1%. Конфликты и интолерантность имеют более глубокий социальный источник - систему отношений в обществе в целом. Национальная нетерпимость возникает, очевидно, у индивидов при выходе из системы общего образования непосредственно в социальную среду, особенности которой приводят к нетерпимости в ее разных формах, в том числе встречающаяся нередко нетерпимость к представителям других наций. Рост интолерантности в школе, в соответствии с нашими методологическими предпосылками, вытекает также из того, что уровень нравственности у современных школьников невысок. Как показали данные опроса, значительное число молодых людей полагают, что богатство, высокий уровень благосостояния можно и нужно достигать нечестным' путем. Так, каждый третий из участников опроса двенадцати-тринадцати лет4 (36%) и почти каждый второй старшеклассник (43%) могут простить человека, нечестно добывающего материальные ценности. Это не аморально, считают они. У школьников наблюдается рост безответственности, отсутствие благородной мечты и высоких целей, надежда на легкие пути добывания денег, отсюда происходит рост малолетней преступности. Показателем низкого уровня толерантности у большинства школьников является несформированность таких качеств, как чувство уважения к человеку, личное достоинство, культура взаимоотношений. Конфликты с одноклассниками усугубляются отсутствием личного опыта уважительных межличностных отношений (детей не учат сегодня этому) и положительного примера со стороны взрослых. Для характеристики взаимоотношений показательно, что лишь 15% учащихся используют слово «уважение», «терпимость» -19%. • Поскольку толерантность непосредственно зависит от развития родовых человеческих свойств у индивида, то для становления толерантности у школьников, формирования ее как глубинного свойства личности в системе образования необходимо поставить главной целью педагогического процесса развитие индивида как человека во всей полноте родовых человеческих свойств на предельном современном уровне. В центре всего воспитательного процесса и всей организации школьной жизни должен находиться современный нравственный принцип высшей ценности всего живого, в первую очередь человека. Он должен пронизывать все моменты обучения, воспитания и реального взаимодействия субъектов педагогического процесса. Таковы главные условия развития толерантности у подростков, выступающей как глубинное свойство личности.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования представлены автором в докладах и выступлениях на семинарах-практикумах: «Культура мира и ненасилия в сфере образования», «Основы толерантности в сфере общественных отношений», «Толерантные межнациональные отношения», «Нормативно-правовая база культуры мира и толерантности» (Москва, Московский дом национальностей, 2004-2005 гг.); на международной научной конференции «МГПУ в московском и российском образовательном пространстве» (Москва, МГПУ, 2005 г.); на заседании круглого стола «Состояние и динамика развития миграционной ситуации в Москве» (Москва, Первая поликультурная школа № 1650, 2006 г.); на городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодые ученые -московскому образованию» (Москва, МГПУ, 2007 г.); на заседании круглого стола «Ребенок - Семья — Общество: проблемы толерантных взаимоотношений» (Москва, ГОУ СОШ № 1972, 2008 г.); на научно -практических конференциях «Современное общество и образование в социальном и политическом пространстве г. Москвы» (Москва, МГПУ, 2009 г.), «Вклад аспирантов, московского городского педагогического университета в реализацию городских целевых программ» (Москва, МГПУ, 2009 г.).

По результатам исследования опубликовано 10 печатных работ общим объемом 6,21 пл., включая 2 работы общим объемом 1,36 п.л. в ведущих рецензируемых научных журналах рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем диссертации.

Диссертация объемом 168 страниц состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и Интернет-ресурсов (174 наименования), приложения. Текст диссертации содержит 14 таблиц, 1 схему, 1 рисунок, 3 диаграммы, 6 гистограмм.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Илюхина, Галина Егоровна

Результаты исследования показали, что современная школа еще не стала важным звеном в создании условий для формирования и развития высоких человеческих качеств и, соответственно, толерантности в межличностных взаимоотношениях, становления толерантности в широком и глубоком понимании, гражданской ответственности индивида. Общеобразовательная школа как социальный институт сегодня не справляется с задачей воспитания гражданина общества. В общеобразовательных учреждениях Москвы сегодня не присутствуют в должной мере необходимые условия для формирования и развития толерантности у школьников. В отношениях между школьниками, между учащимися и учителями, между детьми и их родителями весьма часто имеет место- конфликтность, наблюдается проявление агрессии со стороны» учителей и учащихся, большинство школьников испытывают страх и неуверенность, перед своим будущим. Почти каждый второй опрошенный проявляет ежедневно > безразличие и равнодушие к своим близким, к окружающим людям, к событиям, происходящим в стране и в мире. Чрезмерное равнодушие взрослых стало нормой жизни и у школьника. Каждый третий участник опроса расположен в повседневной жизни осуждать и обсуждать, а не одобрять, сопереживать и заботиться. Детей не учат быть внимательными, ответственными, честными и благородными, проявлять уважение и заботу. В» школах все меньше радости. Дети не рады учителям, учителя не рады детям, родителей не радуют ни те, ни другие. Хотя подростки испытывают потребность в добрых, справедливых, уважительных отношениях, тянутся к взаимопониманию со стороны сверстников, учителей, родителей. Например, основными мотивами выбора друга (подруги) участники опроса выделяют взаимопонимание, общие интересы и взаимную симпатию. Но в своей практике школьники не следуют своим же представлениям, так как они недостаточно подкреплены специальными знаниями, примером и личным опытом соответствующих отношений в семье, в школе, в социуме.

Научные исследования в области социальной психологии доказывают, что конфликтность и агрессия вызываются страхом, неуверенностью в будущем, тревожностью. Вместе с тем, развитый внутренний мир индивида позволяет избежать этих отрицательных явлений в социальных условиях. Устойчивость в жизни, в обществе обеспечивает, прежде всего, прочное мировоззрение, благополучие, безопасность. Наши школьные учебные дисциплины сегодня ограничиваются знакомством учащихся с современными научными представлениями о мире, обществе, человеке и не ведут к формированию мировоззрения (поскольку такая задача не ставится перед обществом, перед школой) и, как следствие, не формируют у школьников толерантного сознания. Учебные планы, взаимодействие учителей и учеников, организация образовательного процесса не направлены на главный итог обучения и воспитания в школе: развитое сознание, ядром которого является мировоззрение. В итоге растет конфликтность в школьной среде и в обществе в целом.

В процессе анализа толерантности (интолерантности) современных школьников мегаполиса раскрыты общие закономерности взаимоотношений в образовательной среде, на основании которых выявлен комплекс условий формирования и развития толерантности межличностных отношений в системе взаимоотношений «ученик-учитель-родитель».

Исходя из особенностей современного социального состояния России, школа как социальный институт, являющаяся одним из важнейших каналов формирования нравственности, установок толерантности, ведет работу в этом направлении не на должном уровне.

Подобно тому, как в средней школе осуществляется целенаправленная социализация индивида, необходимо целенаправленно вести работу по развитию духовности, нравственности, формированию и развитию толерантности.

Для успешной работы по формированию и развитию толерантности в школьной среде выносятся следующие рекомендации:

• руководителям образования проникнуться исключительной важностью проблемы толерантности, перестроить цели и задачи образования в аспекте формирования духовно-нравственного идеала личности, гражданской морали, межкультурной коммуникации;

• при разработке образовательных и воспитательных программ необходимо учитывать, что в обществе по мере утверждения противоречивых рыночных отношений растет конфликтность, цинизм и равнодушие, а потому корректировать воспитательные и образовательные задачи;

• работникам образования необходимо сделать все от них зависящее, чтобы школа стала, важным звеном в создании условий для формирования и развития установок толерантности и гражданской ответственности индивида;

• разработать новые подходы к решению проблемы создания условий для становления толерантности в практике функционирования современных общеобразовательных учреждений;

• внедрять комплекс педагогических, психологических, социологических, коммуникативных, мультимедийных технологий по созданию эффективных условий, обеспечивающих формирование толерантности;

• развивать компетентность и повышать профессионализм педагогов, родителей и администрации по созданию толерантной среды образовательного процесса таюке посредством инновационных методов, способов и приемов.

Один из этапов развития компетентности и повышения профессионализма педагогических кадров в системе общего образования включает совершенствование личных морально-нравственных качеств ^ каждого работника в системе образования; образовательный процесс, построенный на принципах гуманной педагогики; повышение психологической и коммуникативной культуры; предотвращение источников, способствующих провоцированию ребенка и взрослого на асоциальные проявления. Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях взрослых, среди которых находится и живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждение, несправедливость по отношению к нему.

Данное исследование не решает всего комплекса проблем, касающихся формирования установок толерантности в системе взаимоотношений «ученик-учитель-родитель». Перспективным, на наш взгляд, является изучение роли толерантности1 в судьбе человека и страны. Наше диссертационное исследование посвящено всем, кто занимается воспитанием и образованием детей. Мы рассмотрели и наглядно доказали то, что условием! успешности наших детей, счастья в личной и профессиональной жизни является умение гармонично взаимодействовать с окружающими его людьми.

Практические предложения для системы управления образованием:

• Управленцам в области образования необходимо изменить характер образовательного процесса в школе. Учитывая сегодняшние задачи построения гражданского общества в нашей стране, государству, управленцам системы образования, учителям и преподавателям необходимо усилить внимание к формированию и развитию социально значимых ценностей в образовательных учреждениях всех типов и видов, чтобы в должной мере начали действовать социально-культурные и морально-нравственные нормы поведения, прекратился рост конфликтности и напряженности во взаимоотношениях в школе и в обществе.

• Создавать необходимые условия для становления толерантного сознания школьников, как в самом образовательном учреждении, так и в его окружении и в обществе в целом.

• Усилить работу по формированию чувства справедливости, уважения и самоуважения, благородства, достоинства, терпимости, культуры взаимоотношений и коммуникации.

• Повышать компетентность, профессионализм педагогов и руководителей образовательного процесса и воспитательной деятельности.

• Необходимо вести работу с детьми, параллельно с учителями и родителями, со всеми взрослыми, окружающими детей, по развитию равнодостойного отношения друг к другу (независимо от пола, возраста, национальности и др.). В школьной среде не должно быть места проявлению равнодушия, несправедливости, безразличия, грубости и конфликтности со стороны взрослых, а также непосредственно со стороны учителей.

Надежда на осознание людьми угрозы, нависшей над всем человечеством, на их стремление к высоким ценностям бытия довольно слаба, полагает Б.Н. Бессонов1, но все же призывает нас быть оптимистами, так как оптимист преображает мир больше, чем пессимист.

1 Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. - М.: Норма, 2006. - С. 68.

137

Заключение

Цель нашего исследования заключалась в изучении состояния толерантности в современных общеобразовательных учреждениях, в выявлении и научном обосновании условий, задач и способов формирования и развития толерантности в системе общего образования.

Автор поставил перед собой задачи: обобщить и скорректировать понятие «толерантность»; обосновать методологические подходы к проблеме исследования; выявить и научно обосновать условия для формирования толерантности; изучить степень толерантности (интолерантности) современных школьников отдельных образовательных учреждений столичного мегаполиса; разработать и апробировать методику определения толерантности у школьников; на основе социологического исследования дать анализ состояния толерантности в школьной среде; выявить комплекс условий для формирования и развития толерантности у школьников; разработать рекомендации по развертыванию эффективной деятельности в области формирования и развитию толерантности.

Взаимоотношения между субъектами образования в школьной среде приобрели на современном этапе развитая человечества чрезвычайно злободневное звучание. Противоречия, многоликие и непредвиденные процессы, происходящие в современных обществах, самым причудливым образом повлияли на облик, характер и сущностные основы отношений между субъектами образовательного процесса, породив новые, неведомые ранее явления. К появившимся сегодня формам отношений мы относим, прежде всего, конфликтность, даже агрессию, повышенную тревожность, равнодушие к близким и окружающим людям, происходящим событиям в мире, стране, в обществе, в семье, пессимизм, страх и неуверенность в завтрашнем дне, потерю доверия к органам власти. На наш взгляд, к этим недостаточно исследованным или вновь возникшим ликам отношений и взаимоотношений стоит более внимательно присмотреться. Наше исследование посвящено изучению вышеназванных проблем, и отражает путь выхода из сложившейся ситуации в школе.

В результате исследования мы пришли к нижеследующим выводам.

Толерантность — целостный, многосторонний и многофакторный способ взаимоотношений в обществе. Между тем она не является терпимостью по отношению к злу. Толерантность - это показатель характера самого общества в целом, всех форм его отношений. Толерантность — одно из важнейших социальных взаимодействий, функцией которой является регулирование и организация совместной жизнедеятельности в обществе на всех социальных уровнях. Толерантность можно считать основой социального порядка, важнейшим условием стабильности общества. Толерантность — основа разрешения социальных и межличностных конфликтов.

Толерантность - не пассивное, не естественное следование мнению, взглядам и действию других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды, во имя достойных, уважительных и позитивных межличностных отношений.

Толерантность - не просто сумма знаний или поведенческих умений, а личностная позиция, личностная основа. В качестве своего истока она имеет толерантное, то есть уважительное, принимающее отношение к самому себе. Толерантность означает еще и такое важное качество, как способность человека не переводить в межличностный конфликт расхождение с собеседником во мнениях, позициях и т.д. Духовность, нравственность, достоинство, мораль содействуют превращению установок толерантности в норму жизни. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы: они актуализируются не только при определенных условиях, но и при соответствующих усилиях самого человека. На толерантности основывается гражданская мораль и межкультурная коммуникация. «Ядро» толерантности - это отношения граждан друг к другу, их взаимодействие друг с другом на основе уважения, доброжелательности и заботы, отношение государства к своим гражданам.

Толерантность — одно из важнейших социальных взаимодействий, функцией которого является регулирование и организация совместной жизнедеятельности в обществе на всех социальных уровнях. Свобода, справедливость, достоинство и ответственность индивида - все это условия конструктивного социально действия. Они же являются условием становления толерантного сознания граждан общества.

Толерантность - качество индивида, относящееся к родовым сущностным свойствам человека, коренящееся, прежде'всего, в духовности и целостном развитии родовых свойств, что является' основной- задачей образования. Таким образом, формирование и развитие толерантности школьников может быть успешным при1 условии; что государство, управленцы в области образования, руководители образовательного процесса перестроят акценты образования, усилят внимание на развитие и формирование социально значимых ценностей во всех образовательных учреждениях, в должной мере начнут действовать социально-культурные и морально-нравственные нормы поведения учащихся в школе и взаимоотношения членов общества в целом.

Обобщая исследование понятия «толерантность», мы приходим к выводу, что толерантность — это многозначное понятие. В него входят: терпение как одна из граней толерантности; социально-психологическая адаптация, где толерантность является и условием и формой ее успешности; устойчивость к неопределенности, стрессу и конфликту: признание самого факта многообразия, принятия и понимания других людей, мнений. Только толерантность, понимаемая в широком смысле, обеспечивает создание гражданского общества, сплоченность общества, что, в свою очередь, необходимо для успешного социально-экономического развития страны. Основа общественных отношений закладывается в детском и юношеском возрасте, то есть в семье и во всех образовательных учреждениях, начиная с дошкольных.

Работа по формированию и развитию толерантности в школьной среде начинается с компетентности, образованности и воспитанности учителя. Педагог «работает» своей личностью, значит, в первую очередь, ему необходимо самому развивать в себе толерантность, прилагать все усилия для становления ее у ученика, формировать личностные качества ребенка, активизировать противостояние индивидов отрицательным тенденциям в социуме. Но решить эту задачу с помощью бесед, отдельных уроков, викторин, деловых игр и т.д. невозможно. Ключевыми условиями для этого являются не сами по себе методы или тематика обучения, а ценности, которые актуализируются в обществе.

В процессе решения задач исследования была разработана и апробирована методика определения у школьников толерантности межличностных отношений в системе «ученик-учитель-родитель» в школах московского мегаполиса.

Анализ данных мониторингового исследования показал, что сегодня лишь каждый второй школьник из участников опроса наблюдает к себе со стороны учителей проявление внимания, доброжелательности и уважения личного достоинства. Одноклассники проявляют эти качества друг к другу еще реже (показатель ниже на 20%). На полное отсутствие уважительного отношения со стороны родителей указали 5% школьников, со стороны учителей — 23%, со стороны одноклассников — 19%. Равнодушие, отсутствие сострадания стало нормой в современном обществе. Около 90% школьников Москвы в той или иной степени ежедневно находятся в конфликтной ситуации. На систематический характер конфликтов между сверстниками, между школьниками и учителями указали соответственно 16% и 24% опрошенных. Не указывают на конфликты только 7% подростков. Атмосфера постоянного конфликта негативно сказывается на формировании личности, воспитательном и образовательном уровне подрастающего поколения1 столицы, на процессе становления* толерантности в межличностных взаимоотношениях в системе общего- образования. Лишь 1/3 опрошенных чувствует себя в стенах школы уютно и комфортно, что свидетельствует о неблагоприятном микроклимате в сегодняшней школе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Илюхина, Галина Егоровна, 2009 год

1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. М.: РАН, 1999.

2. Декларация о культуре мира. М.: РАН, 1999.

3. Резолюция ООН по объявлению Международного Года Толерантности. Сеул, 1995.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М., 1996.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК И ПРО, 2002.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 12 от 13.01.1996.

7. Закон РФ «О развитии образования».- М., 1996.

8. Закон РФ «Об общем образовании». М., 1997.

9. Образовательная политика зарубежных стран. Материалы Гос. Совета Рос. Фед. М., 2005.

10. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование 4» на 2005 - 2007 гг. - М., 2004.

11. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование 5» на 2009 - 2011 гг. - М., 2008.

12. Авилов Г.М. Психологические факторы, определяющие значимость терпимости в системе ценностных ориентаций личности. М.: Аспект Пресс, 2003.

13. Адорно Т. Исследования авторитарной личности. М., 200Г.

14. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: Дисс. кан. психол. наук. СПб., 2002.

15. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1996.

16. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 1998.

17. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Влияние родительской семьи на содержание представлений о толерантности у старшеклассников. // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 2.

18. Аракелян О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Часть 1. Ред.- изд. центр. М., 2007.

19. Аракелян О.В. Роль поликультурного образования в полиэтнической России в современных условиях. М., 2003.

20. Аракелян О.В. Поликультурное образование как путь формирования толерантной личности и преодоления межнациональныхконфликтов. / Этнокультурное (национальное образование) в Москве. В. 8. -М., 2002.

21. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1973.

22. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. М., 1999.

23. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.

24. Баграмов Э.А. Межэтнические отношения и проблемы толерантности. В книге: Культура мира объединяющий фактор развития общества. Отв. ред. Н.П.Пищулин. - М.: МГПУ, 2004.

25. Баграмов Э.А. Российская Федерация: национальная политика и национальная психолгия. Центр «Этносфера». М., 1999.

26. Баграмов Э.А. и др. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Политиздат, 1988.

27. Баграмов Эдуард. Межэтнические отношения и проблема толерантности. // Наука, политика, предпринимательство. 2004. № 2.

28. Байбаков A.M. Введение в педагогическую толерантность. -Волгоград, 2002.

29. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум, 2003.

30. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: АПО, 2002.

31. Бенедикт Спиноза. Избранные произведения. Т. 1. - М.: Государственное Издательство политической литературы, 1957.

32. Бердяев Н.'А. О назначении человека. М., 1993.

33. Бессонов Б.Н., Бирич И.А., Огородников Ю.А. Философские основы образования и воспитания. М.: МГПУ, 2007.

34. Бессонов Б.Н., Дубицкий В.В. Гражданское общество и духовное развитие личности. Омск, 2002.

35. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М.: Норма, 2006.

36. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность дорога к миру. - М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

37. Бирич И.А. Философская антропология и образование. М.: Жизнь и мысль, 2003.

38. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования. // Педагогика, 1999. № 2.

39. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. // www.hpsy.ru / Публикации/./ Декларация принципов толерантности. // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. - № 1.

40. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема. / Дис. канд. филос. наук. М., 1997.

41. Васюков В.А. Толерантность и универсализм. Философский журнал, 2009. -№ 1.

42. Вебер Макс. Избранное. Образ общества. М., 1994.

43. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

44. Вебер Макс. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М., 1990.

45. Власов В.В. Интерактивно-рациональное управление развитием социальной системы российского образования. Автореф. докт. социолог, наук. М., 2007.

46. Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2.

47. Гегель. Соч. Т. 4. - М., 1959.

48. Герасимова Э.П. Толерантность. Йошкар-Ола, 2005.

49. Герценовские чтения. 1997. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998.

50. Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO Intellegens. // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.

51. Гликман И.З. О воспитании в свете «национального проекта». // Образование в современной школе, 2006. № 7.

52. Гликман И.З. Помощь школьнику в самовоспитании. // Воспитательная работа в школе, 2005. № 1.

53. Головинская Е.В. Воспитание толерантного мировоззрения на. основах идей гуманистической педагогики. СПб.: Verba Magistri, 2002.

54. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.

55. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1990.

56. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. М., 2002.

57. Давыдов Г.И. Современные проблемы правового воспитания школьников. М., 2001.

58. Дармодехина В.Н. Воспитание будущих специалистов московской системы образования в МГПУ / В.Н.Дармодехина // Воспитание школьников, 2005. № 6.

59. Дергач А.А. Толерантность личности. М., 2003.

60. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование.- М.: Народное образование, 1999.

61. Дмитриев А.В, Жуков В.И., Пядухов Г.А. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество. М.: РГСУ, 2009.

62. Дробижева JI.M. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М., 1998.

63. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т.Г.Астаховой. Научн. ред. В.С.Собкин, В.Я.Нечаев. М.: ИНТОР, 1996.

64. Дюркгейм Эмиль. Социология. Ее предмет, метод и назначение. М., 1995.

65. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово, 1999.

66. Золотухин В.М. «Терпимость» как общечеловеческая ценность. // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

67. Золотухин В.М. Толерантность как элемент адаптации человека в культуре. // Дефиниции культуры. Вып. 3. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.

68. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993 (Сер. «Мыслители XX века»).

69. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. Т. 4(1).- М.,1965.

70. Ковалевский М.М. Сочинения 2-х томах. Т. 1. - СПб.: "Алетейя", 1997.

71. Ковалевский М.М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности. М., 2002.

72. Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. Институт социологии РАН. Центр общечеловеческих ценностей. Исследовательский центр Демоскоп М.: 2002.

73. Кольцова Е.Ю., Таратута Е.Е. Измерение толерантности. // Журнал социологии, социальной антропологии, 2003. Том IV. - № 4.

74. Конфуций. Беседы и суждения. СПб.: Кристалл, 2001.

75. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1979.

76. Краевский В.В.' Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки. // Мир образования образование в мире, 2001.- №2.

77. Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношенском возрасте: дис. . канд. психол. наук; 19.00.13. Астрахань: РГБ, 2007.

78. Кукушкин B.C. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002.

79. Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России. // Социологические исследования. 2006. № 1.

80. Леднев B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6.

81. Лекторский В.А. О толерантности. // Философские науки, 1997.

82. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. // Вопросы философии. 1995. № 2.

83. Лихачев Д.С. Философия воспитания. М., 1995.

84. Лихачев Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. Авторский сборник. М.: Российский Фонд Культуры, 2006.

85. Локк Д. Письма о веротерпимости. // Собр. соч. в 3 т. Т.З. - М: Мысль, 1988.

86. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

87. Макс Вебер за 90 минут / сост. Д. Митюрин. М.: ACT; СПб.: Сова, 2006.

88. Малькова В.К. Москва многонациональная: конфликт или согласие? Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» Института этнологии и антропологии РАН. Документ № 142. М., 2001.

89. Малькова В.К. Остановитесь! Оглянитесь! К вопросу об этнической толерантности и конфликтности в российской прессе. М.: ИЭА РАН, 2002.

90. Малькова В.К. // Проблемы мультикультурализма в российской столице и городская пресса: болевые точки и поиски решений. // Ethnic conflict, Multicultural politics and Local Governance Project, Будапешт. 1999.

91. Макаренко A.C. Педагог, соч. в 8 т. М., 1967.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Пол. собр. соч. Т.1.- М., 1967.

93. Маркузе Герберт. Одномерный человек. М., 2003.

94. Мартин Лютер. 95 тезисов. / Сост. вступ.ст., примеч. и коммент. И. Фокина. СПб.: Роза мира, 2002.

95. Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве: Проблемы образования и воспитания: / Материалы межвузовской научно-практической конференции 13 декабря 2006 г. М.: МГПУ, 2007.

96. Мирзаянов А.А. Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики (из опыта Республики Татарстан): автореф. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола. 2006.

97. Молодежь в жизни города / По материалам соц. исследования проведенного под рук. д.ф.н., проф. Н.П. Пищулина. М.: МГПУ, 2006.

98. Назарчук А.В.Этика глобализирующегося общества. М., 2002.

99. Найденова Е.А. Детский коллектив и проблемы толерантности. Межкультурный диалог. М., 2003.

100. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников.- М., 2004.

101. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. -М., Алгоритм, 2002.

102. Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое. М.: Олма -Пресс, 2001.

103. Новая философская энциклопедия: В 4т. / Институт философии РАН, Нац. общ,- науч. фонд; Научно ред. Совет: преде.: B.C. Степин, заместители преде.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. -М.; Мысль, 2001.

104. Овчинников Г.Г. Толерантность как фактор мирового политического процесса.- М., 2003.

105. Огородников Ю.А., Пищулин Н.П. Философия образования. М.: Жизнь и мысль, 2003.

106. Огородников Ю.А. Проблемы управления образованием в России. // Мир образования образование в мире, 2002. - № 1.

107. Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. -М., 1992.

108. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 слов, С.И. Ожегов: Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд. исп. М., 2004.

109. Ортега-и-Гассет. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

110. Осипов Г.В. Российская социология на рубеже веков. // Социологические исследования, 2004. № 2.

111. Осипов Г.В. Три встречи с Питиримом Сорокиным // Социологические исследования. 2004. № 5.

112. Павлов В.И. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества.- М., 2005.

113. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. // Социология сегодня. М., 1965.

114. Пищулин Н.П. Теория и концепция толерантности и культуры мира сквозь призму образования. М.: МГПУ, 2004.

115. Пищулин С.Н. Перспективы формирования толерантного сознания в многонациональном столичном мегаполисе в зеркале социологии.

116. В книге: Толерантность основа взаимопонимания. Отв. ред. Н.П. Пищулин. - М., 2004.

117. Платон. Соч. в 3-х томах. Т.З. - М., 1971.

118. Победа Н.А. Толерантность: Содержательные смыслы и социологическая интерпретация. // Социологические исследования СОЦИС. -М., 2007.-№ 6.

119. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

120. Проблема толерантности в подростковой субкультуре. / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003.

121. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2006.

122. Ричард Д. Льюис. Веление культур. М., 2001.

123. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994.

124. Ролз Д. Теория справедливости. М., 1995.

125. Рубцов А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования. // Человек, 1995. № 2-4.

126. Руссо Жан Жак. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе. Сост. А.Н. Джурийский. М.: Педагогика, 1981.

127. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии, 2002. № 2.

128. Рябов В.В. Макс Вебер — знакомый и незнакомый. Сборник научных трудов МГПУ «Уроки Макса Вебера», М., 1995.

129. Сафьянов В.И. Этика общения. М.: Изд.-во МГУП «Мир книги»,1998.

130. Семенов B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке. // Вопросы философии, 2007. № 4.

131. Современное состояние воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях города Москвы (мониторинговоеисследование). Авт. кол. Рябов В.В., Холоднова Л.Ф., Васильев И.А., Москалев Г.Г., Захарова И.Н. М.: МГПУ, 2008.

132. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996.

133. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

134. Социологический анализ состояния и тенденций гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи города Москвы. Этап I. Авт. кол. Рябов В.В., Акимова Л.В., Васильев И.А., Демидов Е.А., Захарова И.Н., Москалев Г.Г., Холоднова Л.Ф. М., 2008.

135. Социологический анализ состояния и тенденций гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи города Москвы. Этап II. Авт. кол. Рябов В.В., Акимова Л.В., Васильев И.А., Демидов Е.А., Захарова И.Н., Москалев Г.Г., Холоднова Л.Ф. М., 2008.

136. Социологический словарь. / Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.-М.

137. Социология в России. / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. -М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.

138. Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.- Мн.: Книжный дом, 2003.

139. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать. // Народное образование, 2001. № 6.

140. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.,1989.

141. Тавадов Г.Т. (рук. авторского коллектива) Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.: Луч, 1995.

142. Тавадов Г.Т. Интернациональное единство советского народа (теоретические и методологические проблемы). Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1985.

143. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь справочник. М: Социально-политический журнал, 1998.

144. Тер Минасова С. «Язык и межкультурная коммуникация». - М.: Слово, 2000.

145. Тишков В.А. Мировые мегаполисы и проблемы межэтнического согласия. В кн. «Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности / Под. ред. М.Ю. Мартыновой и Н.М.Лебедевой. М.: РУДН, 2007.

146. Толерантность. Часть 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантности (в таблицах и схемах). Оренбург, ОПК, 2004. - № 1.

147. Тощенко Ж.Т. Три особенных лика власти: Социологические заметки. М.: Российск. Гос. гуманит. ун-т, 2002.

148. Турбовской Я.С. Толерантность духовно-нравственная основа развития единого образовательного пространства. // Известия Академии педагогических и социальных наук. В. 7. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

149. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. // Психологические исследования. М.: Наука, 1966.1571 Уолцер М. О терпимости. / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000.

150. Уроки Макса Вебера. Сборник научных трудов. МГПУ. Исторический факультет. М., 1995.

151. Фурсенко А.А. Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации и мерах по ее реализации. // Народное образование. 2006. N: 4, 04. 2006.

152. Хамова С.Н. Культура мира в системе образования. Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск XXII. М.: МГПУ, 2006.

153. Хамова С.Н. Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи. Авореф. диссер. канд. соц. наук. М., 2005.

154. Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность. // Журнал социологии, социальной антропологии, 2003. Том IV. - № 4.

155. Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. М.: Медиум, 1997.

156. Шаймарданов Р.Х. Технология личностно-ориентированного педагогического процесса. Сургут, 2002.

157. Шапиро В.Д., Герасимова М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков / Россия реформирующаяся. Ежегодник // Отв. Ред. М.К. Горшков. Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008.

158. Шапиро В.Д., Герасимова М.Г., Епихина Ю.Б., Сьянова Н.Б. ИНАБ. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений.- М.: Институт социологии РАН, 2007. •

159. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

160. Этика ненасилия: Материалы международной конференции. / Общ. ред. А.А. Гусейнов. Отв. ред. Р.Г. Асперян. М.: Философское общество СССР, 1991.

161. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М.Липмана. // Философия для детей. М., 1996.

162. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М., 1997.

163. Янкина Н.В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации. Вестник ОГУ № 1 / январь 2006. - Том 1. Гуманитарные науки.172. Сайт: www.iph.ras.ru173. Сайт: www.kremlin.ru174. Сайт: www.POLIT.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.