Проблемы соотношения этики и психологии в культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Варава, Светлана Владимировна

  • Варава, Светлана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 165
Варава, Светлана Владимировна. Проблемы соотношения этики и психологии в культуре: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Тула. 2011. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Варава, Светлана Владимировна

Введение.

Глава I. Психологизация современной этики и культуры

1.1. Феномен «массовой психологической культуры»

1.2. Редукция этического в научной и религиозной психологии

Глава II. Диалог этики и психологии в контексте современной гуманитарной культуры

2.1. Этико-философские истоки психологии.

2.2. Внеэтичность психологии и антипсихологичность этики.

2.3. Перспективы «нравственной психологии».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы соотношения этики и психологии в культуре»

Актуальность темы исследования. Исследовательское пространство данного исследования сформировалось на стыке трех взаимосвязанных проблем, характеризующих, с одной стороны, особенности этико-философского процесса в современной России, а с другой, выявляющих уровень нравственной культуры в современном обществе. Эти проблемы таковы: появление феномена «массовой психологической культуры»; определение междисциплинарного взаимодействия этики и психологии на категориальном и онтологическом уровне; анализ современных проектов «этизации психологии».

Взаимоотношение этики и психологии - проблема, которая отражает острые вопросы в современной философии и культуре. Это обуславливается, с одной стороны, «подавляющим господством психологии» (М. Хайдеггер), которое проявляется в интенсивно растущем влиянии психологии в обществе; с другой стороны, резким снижением уровня этического образования и нравственного мировосприятия в жизни. Сознание современного человека находится под идеологическим влиянием многих политических, религиозных и психологических мифов. Оставляя в стороне политические и религиозные мифы, мы склонны полагать, что гипертрофия психологических мифов является одним из серьезных факторов нравственной деформации сознания современного человека.

Это демонстрирует процесс «сведения нравственности к психологии» (В. Соловьев), ведь духовная реальность такова, что под властью массового «психологического гипноза» находятся не только обыватели, но и «профессионалы». Ситуация отчасти объясняется тем, что «наивный позитивизм», рассматривающий человеческое бытие вне его духовно-нравственной и метафизической глубины, приводит к «психологической транскрипции» (М.М. Бахтин), к редуцированию этической сущности человека до его психологического образа.

Ситуация усугубляется тем, что сама психология, ставшая «властителем дум» современного человека, переживает далеко не лучшие времена. В недавней работе «Психология на перепутье (виртуальный диалог психолога с методологом)» В.М. Розин показывает, что психология переживает очередной кризис, заставляющий заново осмыслять основные психологические идеи и подходы. Он пишет: «Мне кажется, психология стоит на пороге принципиально нового этапа своего развития; психологию сейчас характеризуют ориентация на несколько разных идеалов научного познания, общий сдвиг познания в область идеалов гуманитарной и социальной наук, создание и обособление разных психологических практик. Одни программы построения психологии исчерпали себя, другие только складываются. Во всех случаях современное психологическое знание и познание должны быть методологически оснащенными, диалогичными, отзываться на живые проблемы времени, способствовать духовному росту человека, лучшему пониманию им самого себя»1.

Распространение «массовой психологической культуры» свидетельствует об утрате некоторых фундаментальных этических принципов и ценностей, проявляющихся в способности критически оценивать идеи, снижающие порог нравственной чувствительности человека. Если человек не просто верит, но и стремится с помощью психологии решить свои «духовные проблемы», это является показателем «забвения абсолютов» или утраты культурой (и соответственно человеком) своего этического ядра (А. Швейцер). Таким образом, этика перестает быть тем живым центром нравственной рефлексии, посредством которого решаются главные вопросы человеческого существования, что выражает реальный духовный кризис современного человека. Приобщиться к высоким образцам нравственной культуры, сделать их практическим средством при решении конкретных проблем человека - одна из важнейших задач современной, в том числе и теоретической этики.

1 Розин В.М. Психология на перепутье (виртуальный диалог психолога с методологом) // Вопросы философии. 2010. № 11. С. 101.

Против тенденции натурализации и психологизации этики выступают современные исследователи. Нравственность - «душа самого бытия» (В.Н. Назаров), что подчеркивает «уникальность нравственной формы духа, не сводимой к натуралистическим и психологическим константам». Многие психологические теории традиционно обосновывают редуцированный образ человека, возникающий вне этики и философии. Все это дает основание проанализировать ряд онтологических, гносеологических и аксиологических аспектов проблемы, способствующих, на наш взгляд, выработке более адекватной методологии междисциплинарного взаимодействия этики и психологии.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время тенденция обращения психологии к этике является достаточно актуальной. В этом контексте принципиально значимой является мысль выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, свидетельствующая о необходимости эти-зации психологии: «Человек - это большая тема мировоззренческого плана и, прежде всего, этического порядка. проблема этического - проблема самой сущности человека в его отношении к другим людям)» . Это подтверждается рядом исследований в психологии: «нравственная психология» (Б.С. Бра-тусь) и «этическая психология личности» (Л.М. Попов, О.Ю. Голубева, П.Н. Устин). Мотивация этой тенденции заключена в том, что научная психология «с ее углубленным вниманием к отдельным способностям, качествам, элементам личностного, деятельного поведения» не в состоянии ответить «на возникающие вопросы экзистенциального звучания: в чем смысл жизни?»4.

2 Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. - Спб., 2003. - С. 268.

3 Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. - Самара: БАХРАХ, 1999. - С. 29-49.

4 Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 9. Можно отметить современный исследовательский интерес психологов к этической проблематике в различных аспектах. См. напр.: Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011; Булгакова Е.А. Совершенствование психологической диагностики представлений молодежи о современной морали: ав-тореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2011; Церковная И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности : автореферат дис. канд. психол. наук; - Екатеринбург, 2005 и др.

Именно поэтому возникает необходимость рассмотреть различные уровни взаимодействия этики и психологии.

В диссертационном исследовании данная проблема была проанализирована в историко-философской проекции с позиций: этико-фшософского ге-неза психологии. Выделена позиция Э. Фромма, считавшего, что отпадение психологии от этики произошло сравнительно недавно. В диссертационном исследовании показано развитие этой тенденции, от Аристотеля, выделившего психологию как учение о «душе», до М.М. Бахтина и М.Хайдеггера, предложивших онтологическую трактовку человека, что явилось наиболее важным источником для концептуальных построений различных школ и направлений в психологии.

В диссертационном исследовании подчеркивается развитие этой тенденции в истории философии: от классификации человеческих пороков в «Характерах» Феофраста, этики достижения счастливой жизни (стоики), духовно-нравственного анализа самосознания Августина, психофизического параллелизма Р. Декарта, этической аналитики страстей Б. Спинозы, душа как tabula rasa Д. Локка, эмпирической трактовки сознания Д. Юма, ressentiment Ф. Ницше, «высоты ангельские и глубины сатанинские» Ф.М. Достоевского, Dasain M. Хайдеггера, «сверхъестественность» человека М.К. Мамар-дашвили. Подчеркнуто также, что с момента выделения В. Вундтом психологии в самостоятельную область исследования, она никогда не теряла связь с этикой, что подтверждает наличие этико-философского субстрата в «психологическом дискурсе» в процессе анализа теоретических построений и психотерапевтических практик В. Дильтея, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла, JL Бинсвангера и др.

В ходе исследования были проанализированы идеи русской философии о соотношении этики и психологии. Подчеркнуто, что важной вехой в истории отечественной философской культуры является издание журнала «Вопросы философии и психологии» (1889-1918 гг.), где H .Я. Грот в первой программной статье журнала «О задачах журнала» сформулировал нравственный смысл и назначение русской философии как «философии спасения мира от зла, его нравственного совершенствования».

В диссертационном исследовании соотношение этики и психологии проанализировано в контексте современной гуманитарной науки. Нами выделены словосочетания «этика и психология», «этико-психологические основания», которые приобрели клишированный характер и активно используются в качестве сформированной педагогической единицы для обозначения таких различных направлений как, например, «этика и психология семейных отношений», «психология и этика делового общения» «этика и психология профессиональной деятельности юриста» и т.д.5

Одна из наиболее распространенных точек соприкосновения этики и психологии проходит по линии психологии морали, являющейся предметом исследования как философов, так и психологов, среди которых Ф. Ницше, Ф.М. Достоевский, Ч. Ломброзо, Г. Спенсер, 3. Фрейд, Р.У. Эмерсон, А. Бергсон, Ф. Брентано, Э. Фромм, Э. Нойман, М. Шелер, Т. Адорно, Д. Гильдебранд и др.

Психологическим вопросам морали, в целом взаимоотношению этики и психологии, посвящены работы отечественных философов и философов-этиков JI.M. Архангельского, Р.Г. Апресяна, A.A. Гусейнова, Ю.Н. Давыдова, О.Г. Дробницкого, Е.А. Зимбули, В.Н. Назарова, В.М. Розина, А.П. Скрипни-ка, В.П. Фетисова, А.Ф. Шишкина и др.

Кроме вышеперечисленных «точек» соприкосновения и взаимодействия этики и психологии это пересечение имеет место в психоанализе, социальной психологии, экзистенциальной психиатрии, в вопросах нравственного вос

5 См.: Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений: учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1988; Преподавание этики и психологии семейной жизни в школе. Из опыта работы / М.И. Верти-ховская [и др.] - Минск: Нар. асвета, 1990; Этика и психология семейной жизни : Кн. для учителя / [Н. Г. Юркевич и др.]. - Минск: Нар. асвета, 1989; Психология и этика делового общения : Учебник для студ. вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003; Психология и этика делового общения : учебное пособие для студентов вузов / Юж. отд-ние Рос. акад. образования; авт.-сост. М.А. Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006; Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пособие / О.В. Афанасьева, A.B. Пищелко. - М.: Мастерство; Академия, 2001; Щавелёв С.П. Этика и психология науки. -Курск, 2010 и др. питания личности. Современные авторы работают в пограничных областях, в том числе на стыке философии и психиатрии для расширения представлений о человеческом бытии. В этом плане интересна «метаонтика» - теоретическая система, исследовательское поле которой образуют поиски онтологических оснований человеческого бытия, основанные на феноменологической психиатрии и экзистенциальном анализе6.

Все это области глубокого междисциплинарного взаимодействия этики и психологии, возможно благодаря тому, что общим «предметом» исследования является человек. Человек - это то, что наиболее сильно объединяет этику и психологию, но вместе с тем, это то, что их наиболее сильно разъединяет, разводя, выражаясь образно, по разные стороны «антропологических баррикад». В этом контексте необходимо целостное исследование междисциплинарных границ этики и психологии, которое может раскрыть горизонты для их продуктивного взаимодействия.

Объект исследования: взаимоотношение этики и психологии

Предмет исследования: нравственная культура общества

Цель исследования заключается в целостном анализе соотношения этики и психологии в культуре, выявлении их основных характеристик и особенностей.

Задачи исследования:

• раскрыть этические основы феномена современной «массовой психологической культуры»;

• реконструировать антропологическое, космологическое и метафизическое понимание психологии у Ф. Ницше и М. Хайдеггера;

• проанализировать феномен «редукции этического» в психологии;

• исследовать этико-философские истоки психологии;

6 См.: Власова O.A. Рецепция феноменологии в психиатрии: между онтологией и онтикой. (ВФ. -2010. - №2.) Соотношение этики и психологии рассматривается в психоэтике, в сфере профессиональной этики психолога (этика психологического эксперимента). Возникающая этическая проблематика именно в психологическом эксперименте особенно важна, поскольку здесь испытуемым является сам человек, и вопросы травмирования психики и возможного унижения человеческого достоинства являются вопросами этического порядка.

• показать междисциплинарный статус этики и психологии;

• определить сходства и различия психологии личности и философии человека;

• рассмотреть перспективы этизации психологии.

Методологическая основа исследования.

В диссертационном исследовании мы опирались на труды отечественных и зарубежных философов в различных областях философского знания, прежде всего, этике, нравственной философии, философской антропологии, психологии морали, религиоведении, а также на работы широкого круга психологов, педагогов, антропологов, литературоведов, писателей, историков философии. Методологической основой исследования являются принципы междисциплинарного компаративного анализа антропологических парадигм этики и психологии, методы этико-философского анализа, этико-философская критика культуры, а также общенаучные методы и принципы познания. Эти методы позволили выявить эмпирическую сущность психологии и метаэмпирическую сущность этики, которые задают соответствующую «антропологическую оптику» в постижении человека.

Новизна исследования заключается в целостном этико-философском анализе современных психологических концепций, в ходе которого определен критерий выявления редуцированных антропологических представлений о человеке, имеющих место в современной психологии и в духовной культуре, что стало возможным в результате новационной методологии, предполагающей синтез междисциплинарного компаративного анализа антропологических моделей этики и психологии в их историко-философском и теоретическом аспектах.

Положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании определено, что среди современных антропологических моделей бесспорное лидерство принадлежит психологии, в современной культуре имеет место явление, которое можно назвать психологическим детерминизмом, в основании которого лежат редуцированные образы человека. Это значит, что иные, прежде всего традиционные духовные знания о человеке, накопленные в недрах мировой и отечественной философской культуры, оказываются вынесенными на периферию современного этико-философского процесса. Особенно страдает в этой ситуации этика, которая сегодня занимается по-преимуществу прикладными, а не фундаментальными вопросами. Если принять во внимание известную метафору о том, что «психология - младшая сестра этики», то сегодняшнее положение дел в человековедении нельзя считать нормальным, потому что именно этика потеряла приоритетное значение в истолковании сущности и смысла человеческого бытия.

2. Определено, что в результате анализа соотношения этики и психологии, установлены их особенности и различия, что дало возможность выделить продуктивные возможности их междисциплинарного диалога. Точка максимального схождения этики и психологии - метафизическая, космологическая психология (Ницше, Достоевский, Хайдеггер); антропологическая психология - точка максимального расхождения этики и психологии; нравственная психология - точка наиболее продуктивного междисциплинарного взаимодействия этики и психологии, что дает методологическое основание для типологии существующих психологических направлений (научная психология, народная психология, метафизическая психология).

3. В диссертационном исследовании выявлено, что проблема редукции человека - одна из острых и болезненных в современной философии и культуре, что наиболее акцентировано в психологии, где многомерная целостность человеческого бытия сводится к какому-либо одному его измерению (воля, мышление, память, эмоции, мотивы и т. д.). В результате происходит подмена человека одним из его «психологических образов», что существенным образом искажает подлинность человеческого бытия.

4. В ходе диссертационного исследования установлено, что от «корифеев психологии» Аристотеля и Августина до Ницше, Бахтина и Хайдеггера философская мысль есть методологический источник для создания различных моделей в психологии. Философская этика - фундаментальный базис для всех психологических концепций, существовавших в истории европейской духовной культуры. Автономизация научной психологии внутри общефилософского этического дискурса рассматривается как аномальный процесс дифференциации человека, приводящий к утрате его целостности.

5. Компаративный анализ антропологических моделей позволил выявить внутридисциплинарное различие этики и психологии, через несовпадение сущего и должного, в противопоставлении психологии личности и философии человека. Это находит выражение в дихотомии «внеэтичности психологии и антипсихологичности этики». В связи с этим проанализирована концепция «нравственной психологии» (Б. С. Братусь), в которой проводится идея разведения понятий «личность» и «человек». В этой концепции проблема соотношения сущего и должного, которая в традиционной эмпирической психологии решалась в пользу сущего, а в традиционной метафизической этике в пользу должного, в нравственной психологии может приобрести вид преображения наличного эмпирического сущего идеальными устремлениями должного. Тем самым, и этика, и психология, могут вступить в продуктивный диалог и сотрудничество, которое будет способствовать не только теоретическому постижению человека, но и его нравственному совершенствованию.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется расширением существующего антропологического дискурса за счет раскрытия междисциплинарных методологических и онтологических границ этики и психологии. Это дает возможность более глубокого постижения человека, достигаемого в контексте продуктивного диалога этики и психологии.

Практический аспект заключается в способствовании становлению целостного образа человека, что может найти применение в образовательно-воспитательном процессе (обогащение базовых лекционных курсов по этике, философии, психологии, разработка спецкурсов, создание программ нравственного воспитания, выработка рекомендаций для практических психологов).

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Варава, Светлана Владимировна

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ

В данной главе мы рассмотрели перспективы этизации современной психологии. Для этого мы проанализировали этико-философский исток психологии, в ходе чего мы установили непосредственную взаимосвязь философии (прежде всего, этики) и психологии, рассмотрев воззрения значительного числа исследователей, среди которых С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс,

195 Попов JIM., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Там же. С. 8.

196 Арсеньев A.C. Указ. соч. С. 362.

Л. Бинсвангер, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.Г. Ярошевский, Дж. Наэм, Т. Лихи, Э. Фромм и др.

Историко-философская реконструкция взглядов Аристотеля, Феофраста, Эпикура, Сенеки, Августина, Декарта, Спинозы, Ницше, Дильтея, Фромма, Ноймана, Юнга, Адлера и других показала, что между эволюцией этики и эволюцией сознания существует тесная взаимосвязь. При этом мы выявили внутридисциплинарное несходство этики и психологии, которое проходит по линии несовпадения сущего и должного, а также в контексте противопоставления психологии личности и философии человека.

Рассмотрев взгляды Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдера, которые утверждают идею «внеэтичности психологии и антипсихологичности этики», мы вышли на разносторонний и богатый материал относительно проблемы, которая назрела давно в современной гуманитарной науке и культуре - взаимоотношение этики и психологии. Идея о том, что этике по-преимуществу принадлежит сфера должного, а психологии - сфера сущего, разделяется достаточно большим количеством философов, среди которых такие крупные мыслители как В. Виндельбанд, М.М. Бахтин, М. К. Мамарда-швили и др.

Особенно значимой в этом контексте является мысль М.М. Бахтина о «психологической транскрипции», с помощью которой разъясняется онтологическое несходство этического и психологического. Мыслитель показывает необоснованность претензий психологии на знание о человеке как этическом субъекте. Особое место в творчестве Бахтина занимает учение о личности, которое структурировано в контекст философии поступка, и связано с такими фундаментальными этическими категориями, как ответственность и вина.

Это приводит к раскрытию сущностных несовпадений психологии личности и философии человека. В данной главе было показано, что в отечественной гуманитарной науке в последней четверти XX столетия вопрос о личности поместился в центр гуманитарных исследований, прежде всего, психологии, философии и социологии. В дискуссии о личности приняли участие такие видные философы и психологи как Ф.Т. Михайлов, Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, A.C. Арсеньев, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, Б.С. Бра-тусь, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк и др. При этом важным является тот факт, что большинство исследователей отмечают, что еще не создана адекватная теория личности. С этой целью в данной главе была проанализирована дискуссия среди видных отечественных психологов и философов, которая была отражена в сборнике «Психология и этика: опыт построения дискуссии». Особый интерес вызвала концепция «нравственной психологии» Б.С. Брату-ся, в которой последовательно проводится идея разведения понятий «личность» и «человек».

Если тезисно охарактеризовать главные сущностные отличия понимания личности и человека, сформировавшиеся, соответственно, в психологии и философии, то картина будет такой. В философии человек рассматривается целостно как бытийная проблема, в которой главенствующую роль имеют этические представления, поскольку они являются доминирующими в структуре личности. В психологии принят редуцированный взгляд на человека, которому соответствует различные его образы. В психологии, в отличие от философии, человек не является проблемой с точки зрения бытия; есть «психологические проблемы личности», которые психология решает с помощью различных психотехник.

В контексте недостаточной изученности психологией личности философско-религиозных источников, на которые указали сами представители психологии, были рассмотрены некоторые важные идеи С. Кьеркегора, касающиеся этико-философских вопросов личности, нашедших отражение в трактате «Или - или» в разделе «Равновесие между эстетическим и этическим в развитии личности». Этическое для Кьеркегора - онтологическая категория, это бытийный центр человека, посредством которого он самоопределяется в вечности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель нашей работы - исследовать проблемы взаимоотношения этики и психологии в контексте нравственной философии привела к постановке и последовательному решению трех взаимосвязанных задач:

1) дать этический (критический) анализ феномену современной «массовой психологической культуры»;

2) определить методологическую и онтологическую область междисциплинарного взаимодействия этики и психологии;

3) рассмотреть современные перспективы этизации психологии, в том числе и таких ее направлений как «нравственная психология» и «этическая психология личности».

В ходе решения этих задач, мы пришли к следующим выводам.

1. Бытие психологии как гуманитарной науки, а также место психологии в современной культуре представляет огромный теоретический и практический интерес для этики. Масштабы распространения психологического влияния в современном обществе чрезвычайно велики. Многообразие различных видов психологических услуг, консультаций и служб говорит о том, что мы имеем дело с новым социальным мифом. И это не преувеличение; современная психология претендует на тотальное объяснение, обоснование и оправдание человеческого существования как такового. Этот феномен уже получил в исследовательской среде название «массовая психологическая культура». Сложившееся положение вещей в сфере массового распространения психологии в общественном сознании должно стать предметом пристального интереса со стороны этики.

В обыденном словоупотреблении «психологический» синоним глубокого знания человека, парадоксов и нюансов его характера, души; иными словами, «психолог» означает мастерское знание человека, его потаенных мотивов, скрытых черт и качеств его натуры. В таком смысле психологом часто называют Ф. М. Достоевского и многих других глубоких представителей культуры.

Однако в контексте современной культуры произошла трансформация многих смыслов духовной культуры, произошла переоценка ценностей, в результате которой психологическое истолкование сущности человека и практические психологические рекомендации на этой основе приобрели весьма распространенный и популярный характер. Психология стала замещать традиционные представления о человеке, накопленные в недрах этики, философии, теологии. Иными словами, психология стала антропологией с весьма «облегченными» в нравственном и онтологическом плане смыслами, что привело к появлению феномена «массовой психологической культуры».

Весьма глубоко и основательно раскрывает сущность этого процесса М. Хайдеггер, анализируя базовые концепты философии Ф. Ницше, проливающие свет на специфику ницшеанского понимания психологии. Это один из важнейших вопросов исследования - определение особенностей терминов «психология» и «психологический» в контексте метафизики Ф. Ницше. Так, рассматривая волю к власти и нигилизм как судьбу западной метафизики, Хайдеггер раскрывает смысл крушения космологических ценностей, которое Ницше называет психологическим состоянием. В таком контексте психологическое у Ницше приобретает метафизическое значение в смысле судьбы европейской культуры и, таким образом, становится близкородственным всечеловеческим нравственным интенциям Ф.М. Достоевского.

Толкование М. Хайдеггером психологии в смысле Ницше крайне важно для понимания дальнейшего этического, и соответственно, критического восприятия психологии как антропологии, и в целом европейской культуры, из которой ушло подлинно философское начало, что означает ситуацию «забвения Бытия». В этом смысле уместно обращение к идеям А. Швейцера, которые подтверждают общую тенденцию к умалению этических смыслов культуры, которое приводит к появлению редуцированных антропологических моделей, сформированных в недрах научной психологии.

Тождество этики и культуры, утвержденное А. Швейцером и рядом других мыслителей, позволяет понять, каким образом феномен «массовой психологической культуры» выполняет сегодня этическую функцию. В результате анализа современной психологической культуры, мы пришли к выводу, что сегодня психология выполняет и мировоззренческие, смысложизненные функции, что сказывается на появлении многочисленных психологических служб и консультаций. Продемонстрировав свои успехи в социальном конструировании реальности, психология в условиях современной массовой коммерческой культуры стала одной из главных форм массового сознания. Эта ситуация требует, прежде всего, этического осмысления, которое показывает неправомерность перенесения функций этики на психологию.

2. В работе был поставлено вопрос о междисциплинарном диалоге этики и психологии, что потребовало рассмотреть следующие аспекты в исследуемой теме:

- выявить этико-философский исток психологии;

- разграничить сферы сущего и должного в этике и психологии;

- определить несовпадения психологии личности и философии человека.

В ходе исследования выяснилось, что от Аристотеля, «корифея психологии» по словам В. Ф. Асмуса, до Ницше философская мысль была, есть и будет главным смысловым источником для построения различных моделей в психологии. Именно в философии (а в философии, прежде всего, в этике) разработан фундаментальный базис, который является основой для практически всех психологических концепций, когда-либо существовавших в истории европейской духовной культуры. Так, в учение о «душе» самого Аристотеля выявлены общие философские понятия, которые являются также основным предметом научного психологического исследования вплоть до нынешнего времени; «Характеры» Феофраста заложили основы для типологии личности и психологии морали; учение Августина о внутреннем «Я» стало бесценным кладезем для всех вариантов интроспективной психологии; психофизический дуализм Декарта стал основой для когнитивной психологии, и вообще для становления научной психологии; ressentiment Ницше, являющийся фундаментальной категорией морали, во многом объясняющий ее сущность и происхождение («генеалогия морали»), повлиял самым решительным образом на развитие глубинной психологии и психологии морали. Отмечается влияние философии Аристотеля на христианскую антропологию, в том числе на два важнейших труда: «Об устроении человека» свт. Григория Нисского и «О природе человека» Немесия Эмесского.

Философские построения Спинозы, Дильтея, Достоевского, Бахтина, Мамардашвили и многих других представителей философской мысли, это то, без чего психология не может состояться в качестве самостоятельной науки. Это очень глубоко понимал С. JI. Рубинштейн, ставя главный вопрос психологии о человеческом общении в разряд этических вопросов.

Кроме С. JI. Рубинштейна к глубинным вопросам этики и философии обращались такие крупный психологи XIX-XX столетия как У. Джемс, В. Штерн, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл, JI. Бинсвангер, К-Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Нойман и др. Многие принципиальные построения современной психологии (например, гуманистической психологии), строятся, прежде всего, на данных этической теории.

Постановка вышеуказанных задач повлекла за собой рассмотрение центрального тезиса всей работы, который формулируется как внеэтичностъ психологии и антипсихологичность этики. Для этого пришлось рассмотреть целый пласт фундаментальных теорий, в которых затрагивался проблема психологии личности и философии человека.

В контексте нахождения междисциплинарных связей этики и психологии одна из задач исследования заключалась в том, чтобы определить область психологической автономии, которая соответствовала бы действительной антропологической реальности, т. е. не была бы ни завышена, ни занижена, и не переходила бы на территорию других областей (областей других наук). Необходимо было также преодолеть семантическую раздробленность человека, проявившуюся в психологической терминологии («индивид», личность», «индивидуальность», «личность человека», «индивидные свойства человека», «индивидуальность личности» и т.д.), не способствующей созданию целостного образа человека.

В ходе философского анализа, мы пришли к заключению о том, что проблемно говорить о личности и индивидууме в онтологическом и антропологическом смысле. С точки зрения нравственной философии происходит редукция человека к личности. Личность не онтологическая и этическая субстанция, но моральный атрибут. Личность - это моральная характеристика человека и в этом плане соотносится к акциденциальным свойствам человека, в то время как сам человек есть субстанция, в которой онтологическое и этическое находятся на уровне глубинной взаимосвязи. Некорректно в субстанциональном плане заменять человека личностью, можно говорить лишь о личностных характеристиках человека.

Важным в нашем исследовании было обращение к С. Кьеркегору, к его идеям о равновесии между эстетическим и этическим в развитии личности. Акцентировка на отологическом смысле этического начала в человеке философски решает проблему этической и онтологической демаркации понятий «личность» и «человек». По сути дела у датского философа мы находим предварение дальнейшей критики психологии личности с позиций нравственной философии.

В современной психологии возникла идея десубстантивировать личность, что возможно в контексте «нравственной психологии, которую разрабатывает Б.С. Братусь. Это соответствует целям этизации психологии и культуры, в результате чего произойдет не утрата психологией своего автономного статуса, но обретение смыслового наполнения за счет приобщения к фундаментальным смыслам и заданиям этики.

В этом контексте, проблема соотношения сущего и должного, которая в традиционной эмпирической психологии решалась в пользу сущего, а в традиционной метафизической этике в пользу должного, в нравственной психологии может приобрести вид преображения наличного эмпирического сущего идеальными устремлениями должного. Тем самым, и этика, и психология, не ущемляя друг друга, могут вступить в продуктивный диалог и сотрудничество.

В свете результатов диссертационного исследования возможна дальнейшая работа в следующих направлениях:

• более детальный и углубленный критический анализ таких феноменов современной массовой психологической культуры как виртуальный характер телесно-ориентированной психологии и гедонистического характера танато-терапии;

• раскрытие моралистической сущности религиозной психологии;

• рассмотрение вопроса о соотношении нравственности и религии в традициях отечественной умозрительной психологии;

• дальнейшая работа по созданию адекватного этико-психологического инструментария постижения иррациональных глубин человека;

• дифференциация метафизического учения о душе в когнитивной психологии и этического учения о человеке в нравственной психологии;

• разработка этико-психологической методологии практического решения таких патологических вопросов современности как перверсивные изменения личности, индивидуальные и коллективные деструктивные проявления, повышение суицидальных влечений, экзистенциальный вакуум и но-огенный невроз (особенно у молодежи), подмена реальных сложностей жизни радикально гедонистическим смыслом жизни и т. д.

• компаративный анализ неосмысленных этико-психологических идей Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского как предтеч современной философии человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Варава, Светлана Владимировна, 2011 год

1. Августин Аврелий. Исповедь / Августин. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. - С. 8-224.

2. Абульханова-Славская. К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1977.-224 с.

3. Абульханова-Славская. К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 335 с.

4. Агацци Э. Эпистемология и социальное: петля обратной связи / Э. Агац-ци // Вопросы философии. 2010. - № 7. - С. 58-67.

5. Адлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова. СПб.; М.: Университетская книга; ACT, 1997. - 385 с.

6. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и его врачевание от древности и до наших дней / Ф. Алекспндер, Ш. Селесник. М. : Прогресс- Культура, 1995. - 608 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб. : Питер, 2010.-282 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-271 с.

9. Андреев И.Л., Березанцев А.Ю. Взаимосвязь психического и соматического здоровья человека / И.Л. Андреев, А.Ю. Березанцев // Человек. 2010.- №2. С. 135-143.

10. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. в 4-х т.- М. : Мысль, 1975. -Т. 1. С. 63-369.

11. Аристотель. О душе / Аристотель // Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1975. - Т. 1.-С. 369-451.

12. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Соч. : в 4-х т. М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 53-295.

13. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности / A.C. Ар-сеньев. М.: Академия, 2001. - 592 с.

14. Архангельский JI.M. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления / JI.M. Архангельский. М.: Мысль, 1985. - 239 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001. - 416 с.

16. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста : учебное пособие / О. В. Афанасьева. М.: Академия, 2001. - 219 с.

17. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты / В.И. Бакштановский. Томск : Изд-во Томск, ун-та, 1977. - 200 с.

18. Басин Е.Я. Искусство и воображение / Е.Я. Басин. М., 2011. - 357 с.

19. Баскаков В.Ю. Терапия Танатоса / В.Ю. Баскаков // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT, 2007. - С. 486-507.

20. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. С.Петербург : РХГИ, 1997. - 464 с.

21. Бахтин М.М. Работы 20-х годов / М.М. Бахтин. Киев : «Next», 1994. -284 с.

22. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М. : Канон, 1994.-382 с.

23. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства : в 2-х т. М. : Искусство, 1994. - Т. 2. - С. 7-151.

24. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства : в 2-х т. М. : Искусство, 1994. - Т. 2. - С. 151-176.

25. Бинсвангер JI. Бытие-в мире / JI. Бинсвангер. «КПС+» М.; «Ювента», СПб., 1999.-300 с.

26. Блоштейн Е.А. Этика и психология книготоргового предпринимательства Электронный ресурс. / Е.А. Блоштейн, Э.Э. Линчевский, P.A. Симонов. -М.: Центр дистанционного образования МГУП, 2007.

27. Болховитинов Евгений митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви / митр. Евгений Болховитинов. М.: «Русский двор», 1995. - 416 с.

28. Бонецкая H.K. "Homo faber" и "homo liturgus" (философская антропология П. Флоренского) / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии. 2010. - №3. -С. 90-110.

29. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания / Ф.О. Брентано. СПб. : Лаб. метафиз. исслед. при филос. фак. СПбГУ : Алетейя, 2000. - 185 с.

30. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М. : Мысль, 1988. -304 с.

31. Братусь Б.С. Нравственная психология возможна / Б.С. Братусь // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 29-49.

32. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / Б.С. Братусь // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М. : Смысл, 1997. - С. 67-92.

33. Брушлинский A.B. Призыв к прочному союзу психологии и этики весьма актуален / A.B. Брушлинский // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 78-84.

34. Булавка Л.А. Ренессанс и Советская культура / Л.А. Булавка // Вопросы философии. 2006. -№ 12. - С. 35-51.

35. Булгакова Е.А. Совершенствование психологической диагностики представлений молодежи о современной морали : автореферат дис. канд. психол. Наук / Е.А. Булгакова. М., 2011. - 26 с.

36. Бэкхерст Д. Еще раз о «Загадке человеческого я» / Д. Бэкхерст // Вопросы философии. 2010. - № 8. - С. 88-97.

37. Вересов H.H. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии / H.H. Вересов // Вопросы философии. №12. - 2000. - С. 74-88.

38. Виндельбанд В. Прелюдии / В. Виндельбанд. М. : Гиперборея, 2007. -400 с.

39. Винокурова С.П. Личность в системе нравственных отношений / С.П. Винокурова. Минск : Наука и техника, 1988. - 107 с.

40. Власова O.A. Рецепция феноменологии в психиатрии: между онтологией и онтикой / O.A. Власова // Вопросы философии. 2010. - № 2. - С. 152161.

41. Водолагин A.B. Тусклый свет экзистенции (Dasein-анализ в работах Г. Гегеля и М. Хайдеггера) / A.B. Водолагин // Вопросы философии. 2010. -№4.-С. 144-152.

42. Воробьев С.Л. Личность не отчуждена от сущности человека / С.Л. Воробьев // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХ-РАХ, 1999.-С. 87-94.

43. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. - 1134 с.

44. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.

45. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. -М.: Республика, 1994. 368 с.

46. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство / Н.К. Гаврюшин // Русская религиозная антропология. Т.1. : Антология / сост. Н.К. Гаврюшин. М. : Моск. филос. фонд, Московская духовная академия, 1997. - 528 с.

47. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е.Э. Газаро-ва // Психология телесности между душой и телом. М. : ACT, 2007. - С. 558-574.

48. Галич А. Картина человека / А. Галич // Русская религиозная антропология. Т.1.: Антология / сост. Н.К. Гаврюшин. М.: Моск. филос. фонд, Московская духовная академия, 1997.-С. 121-162.

49. Голик Н.В. Этическое в культуре / Н.В. Голик. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - 256 с.

50. Гоноцкая Н.В. Я и время. Основания темпоральной концепции Я / Н.В. Гоноцкая // Вопросы философии. 2010. - № 2 - С. 73-84.

51. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / свт. Григорий Нисский // О человеке: Сб. трактатов. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. - С. 23-143.

52. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека / Б.Т. Григорьян. М. : Политиздат, 1973. - 319 с.

53. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа / П. С. Гуревич // Проблема человека в западной философии. М. : Прогресс, 1988.-С. 504-517.

54. Гуревич П.С. Философия человека / П.С. Гуревич. М. : ИФ РАН, 1999. - 206 с.

55. Гусейнов A.A. Философия между наукой и религией / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 2010. - № 8 - С. 4-11.

56. Гусейнов A.A. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней / A.A. Гусейнов. М.: Вече, 2009. - 496 с.

57. Давыдов В.В. Психология должна быть связана с этикой / В.В. Давыдов // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999.-С. 58-62.

58. Декарт Р. Страсти души / Р. Декарт // Соч.: в 2-х т. М.: Мысль, 1989. -Т. 1.-С. 471-583.

59. Демин. М.В. Проблемы теории личности: (социально-филос. аспект) / М.В. Демин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 240 с.

60. Джемс У. Научные основы психологии / У. Джемс. М. : Харвест, 2003. -528 с.

61. Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей // История психологии (10-е 30-е гг). Период открытого кризиса: Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 365 с.

62. Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 9 т. М.: Астрель, 2007. - Т. 9, Кн. 1. - 844 с.

63. Достоевский Ф.М. О русской литературе / Ф М. Достоевский. М. : Современник, 1987. - 339 с.

64. Дробницкий О.Г. Моральная философия : Избранные труды / О.Г. Дроб-ницкий. М.: Гардарики, 2002. - 520 с.

65. Дружинин В.Н. Варианты жизни : очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2010.-154 с.

66. Жане П. Психологическая эволюция личности / П. Жане. М. : Академический проект, 2010. - 398 с.

67. Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность : социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США / Ю. А. Замошкин. М.: Наука, 1966. - 325 с.

68. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский // Соч. в 4-х т. JI.: «Эго», 1991. - Т. 1. - 222с.

69. Зинченко В.П. Тело как слово, образ и действие / В.П. Зинченко // Человек. 2010. - №2. - С. 34-48.

70. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом / В.П. Зинченко // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT, 2007. - С. 10-53.

71. Зинченко В.П. Надо ли умножать сущности? / В.П. Зинченко // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 6778.

72. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт // Собрание соч. в 3 т. Спб. : Владимир Даль, 2005. - Т. 1. - 638 с.

73. Иванов Д.В. Сознание как объект метафизических исследований / Д.В. Иванов // Вопросы философии. 2009. - №2. - С. 86-97.

74. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М. : Политиздат, 1991.-464 с.

75. Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Э.В. Ильенков // С чего начинается личность / под общ. ред. Р.И. Косолапова. М. Политиздат, 1983. - С. 319-358.

76. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия / 3. М. Какабадзе. — Тбилиси : Мецниереба, 1985. 309 с.

77. Калитин П.В. Краеугольный камень православной исторической науки / П.В. Калитин // Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. -М.: «Русский двор», 1995. 459 с.

78. Кантемир А. Письма о природе и человеке / А. Кантемир // Русская религиозная антропология. : Антология в 2-х т. / сост. Н.К. Гаврюшин. М. : Моск. филос. фонд, Московская духовная академия, 1997. - Т.1 - С. 48-69.

79. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В.А. Капранов. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1975. - 259 с.

80. Касавин И.Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии / И.Т. Касавин // Вопросы философии. 2010. - №4. - С. 61-74.

81. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии. М. : Прогресс, 1988.-С. 3-31.

82. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл / В.Е. Кемеров. М.: Политиздат, 1977. - 255 с.

83. Керн К. Тема о человеке и современность / К. Керн // Русская религиозная антропология : Антология в 2-х т. / сост. Н.К. Гаврюшин. М. : Моск. филос. фонд, Московская духовная академия, 1997. - Т.2 - С. 417-471.

84. Комарова А.И. Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта : автореферат дис. канд. психол. наук /А.И. Комарова. Саратов, 2011. - 25 с.

85. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. М. : Политиздат, 1967. -383 с.

86. Кьеркегор С. Или или. Фрагмент из жизни : в 2 ч. / С. Кьеркегор. -СПб.: Амфора, 2011. - 823 с.

87. Леви-Стросс К. Социальные науки это гуманизм / К. Леви-Стросс // Вопросы философии. - 2010. - № 8. - С. 108-115.

88. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

89. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - С. 19-30.

90. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. - 679 с.

91. Лихи Т. История современной психологи / Т.Лихи. — СПб. : Питер, 2003. -448 с.

92. Малахов В. Три этики: к типологии этического сознания / В. Малахов // Виктор Малахов / Уязвимость любви. К. : ДУХ I Л1ТЕРА, 2005. - С. 121129.

93. Маркузе Г. Эрос си цивилизация / Г. Маркузе. М.: АСТ, 2003. - 312 с.

94. Мамардашвили М.К. Ведение в философию / М.К. Мамардашвили // Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. - 400 с.

95. Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека / Л.А Маркова // Вопросы философии. 2010.-№3.-С. 161-172.

96. Материалы работы секции «Христианская антропология и современная психология» Ежегодной Богословской конференции Свято-Тихоновского Богословского института // Вопросы психологии. 2001. - № 2. - С. 147-150.

97. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права / Н.И. Матузов. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1972. -292 с.

98. Маховская О.И. Коммуникативный опыт личности / О.И. Маховская -М.: Ин-т психологии РАН, 2010. 255 с.

99. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я / Ф.Т. Михайлов. М. : Политиздат, 1976.-287 с.

100. Москаленко А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов ; Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние. Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1989.-202 с.

101. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания / А.Г. Мысливченко. М.: Мысль, 1972. - 190 с.

102. Мур Дж. Природа моральной философии / Дж. Мур. М. : Республика, 1999. - 349 с.

103. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Есть ли у психологии точки соприкосновения с этикой? / Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 4954.

104. Мэй Р. Открытие Бытия. Очерки экзистенциальной психологии / Р. Мэй. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с.

105. Надточий И.О. Современная философская этика: основания и критерии / И.О. Надточий. Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. - 282 с.

106. Назаров В.Н. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории и культуре / В.Н. Назаров. Тула : ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1993. - 332 с.

107. Назаров В.Н. Прикладная этика / В.Н. Назаров. М. : Гардарики, 2005. -302 с.

108. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США / Дж. Наэм. М. : Прогресс, 1984.-302 с.

109. Немесий, еп. Эмесский. О природе человека / Немесий. Еп. Эмесский // О человеке: Сб. трактатов. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. - С. 243-331.

110. Несмелов В. Наука о человеке // Русская религиозная антропология. : Антология в 2-х т. / сост. Н.К. Гаврюшин. М. : Моск. филос. фонд, Московская духовная академия, 1997. - Т.2 - С. 10-223.

111. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. - Т. 2. - С.238-407.

112. Ницше Ф. Сумерки идолов / Ф. Ницше // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990.- Т. 2.-С. 556-631.

113. Ницше Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 407-525.

114. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика / Э. Нойман. СПб. : Азбука-классика, 2008. - 256 с.

115. Нравственная культура личности: условия формирования / под ред. A.C. Лаптенка. Минск : НПО, 2001.-180 с.

116. О человеке: Сб. трактатов. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. - 352 с.

117. О человеческом в человеке / под общ. ред. И.Т. Фролова. М. Политиздат, 1991.-384 с.

118. Пахотина Е.А. Соционическая культура личности: философско-культурологический анализ : автореф. дис. канд. филос. н. / Е.А. Пахотина -Тюмень, 2011.-25 с.

119. Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания / В.Ф. Петренко // Вопросы философии.-2010.-№ 11.-С. 57-75.

120. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосеманитическая парадигма / В.Ф. Петренко. М.: Новый хронограф, 2010. - 437 с.

121. Петровский В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. М. : Смысл, 2010.-559 с.

122. Платонов Ю.П. Социальная психология власти / Ю.В. Платонов. -СПб. .-Речь, 2010.- 573 с.

123. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добор и зло в этической психологии личности / Л.М. Попов. М. : Институт психологии РАН, 2008. -240 с.

124. Преподавание этики и психологии семейной жизни в школе. Из опыта работы / М.И. Вертиховская и др. ; сост. A.C. Красовский. Минск : Нар. асвета, 1990.-127 с.

125. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.

126. Психология телесности между душой и телом. М. : ACT, 2007. -732 с.

127. Психология и этика: опыт построения дискуссии / под. ред. Б.С. Брату-ся. Самара: БАХРАХ, 1999. -128 с.

128. Психология и этика делового общения : Учебник для студ. вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. В.Н. Лавриненко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.

129. Психология и этика делового общения : учебное пособие для студентов вузов / Юж. отд-ние Рос. акад. образования; авт.-сост. М.А. Поваляева. Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 346 с.

130. Развитие личности в межкультурном социуме : материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов. -Тамбов : Изд-во ТГУ, 2010. 216 с.

131. Разин A.B. Нравственный мир человека / A.B. Разин. М. : Академический Проект, 2003. - 425 с .

132. Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) / Е.Б. Рашковский // Вопросы философии. 2010. - №10. - С. 27-37.

133. Роджерс К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии (30-60- гг. XX в.). Тексты. М.: МГУ, 1986. - С. 200-232.

134. Розин В.М. Психология на перепутье (виртуальный диалог психолога с методологом) / В.М. Розин // Вопросы философии. 2010. - № 11. - С. 92105.

135. Розин В.М. Личность и ее изучение / В.М. Розин. М. : Едиториал УРСС, 2004.-232 с.

136. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. / С.Л. Рубинштейн.- Спб.: Питер, 2003. 512 с.

137. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007. 713 с.

138. Рябов П.В. Проблема личности в философии анархизма / П.В. Рябов // Вопросы философии. 2010. - № 5. - С. 47-57.

139. Свасьян К.А. Prooemium / К.А. Свасьян // Вопросы философии. 2010.- № 2. С. 3-13.

140. Сенека. О счастливой жизни / Сенека // Римские стоики: Сенека, Эпик-тет. Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - 463 с.

141. Слободчиков В.И. «Психология человека» только начинает складываться / В.И. Слободчиков // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 62-67.

142. Советское прошлое и культура настоящего: монография. В 2 т. / Отв. ред. H.A. Купина, O.A. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009. Т. 1.-244 с. Т. 2.-396 с.

143. Соловьев B.C. Сочинения : в 2-х т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева, A.B. Гулыги. -М.: Мысль, 1990.

144. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза // Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М. : Гос. Изд-во полит, лит., 1957. - 632 с.

145. Степанова М.А. Психологическая наука и философия в сфере образования: современное состояние и актуальные задачи / М.А. Степанова // Вопросы философии. 2010. - № 6. - С. 67-80.

146. Стратановский Г.А. Феофраст и его «Характеры» / Г.А. Стратановский // Феофраст. Характеры. СПб.: Азбука-классика, 2010. - С. 67-106.

147. С чего начинается личность / под общ. ред. Р.И. Косолапова. М. : Политиздат, 1983. - 360 с.

148. Субботский Е.В. Генезис личности: Теория и эксперимент / Е.В. Суб-ботский. М. : Смысл, 2010. - 407 с.

149. Тарасов Б.Н. "Закон Я" и "закон любви" (Нравственная философия Достоевского) / Б.Н. Тарасов. М. : Знание, 1991. - 62 с.

150. Толстых A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности /

151. A.B. Толстых. СПб. : Алетейя, 2000. - 288 с.

152. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений : учебное пособие / Т.М. Трапезникова. JI. : ЛГУ, 1988. - 80 с.

153. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. 2010. - № 2 - С. 13-23.

154. Тугаринов В.П. Теория сознания, ценностей и личности / В.П. Тугаринов // Избранные философские труды. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1988. - 343 с.

155. Уколова В.И. Тайны психики и ее врачевания в зеркале истории / В.И. Уколова // Ф. Александер, Ш. Селесник. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М. : Прогресс - Культура, 1995. -608 с.

156. Умрихин В.В. Психология неотделима от этики / В.В. Умрихин // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 84-87.

157. Успенский Б.А. Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта / Б.А. Успенский // Этюды о русской истории. СПб. : Азбука, 2002-480 с.

158. Фаулз Д. Аристос / Д. Аристос. М. : ACT, 2008. - 347 с.

159. Феофраст. Характеры / Феофраст. СПб. : Азбука-классика, 2010. -160 с.

160. Фетисов В.П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии /

161. B.П. Фетисов. Воронеж: ВГЛТА, 2011. - 518 с.

162. Флоровский Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. -Вильнюс, 1991. 600 с.

163. Франк С. JI. Свет во тьме : Опыт христианской этики и соц. философии / СЛ. Франк. М. : Факториал, 1998. - 255 с.

164. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме : Работы разных лет / И. Т. Фролов. М. : Политиздат, 1989. - 558 с.

165. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э Фромм. М. Республика, 1993. -415 с.

166. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М.Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. - С. 63-177.

167. Хайдеггер М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. - С. 41-63.

168. Хайдеггер М. Гегель и греки / М.Хайдеггер // Время и бытия: Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. - С. 381-391.

169. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл. Спб. : Питер, 2007. -607 с.

170. Церковная И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности : автореф. дис. канд. психол. наук / И.А. Церковная. Екатеринбург, 2005. - 20 с.

171. Человек и его бытие как проблема современной философии : Критический анализ некоторых буржуазных концепций. М. : Наука, 1978.-280 с.

172. Шамшикова Е.О. Нарциссические корреляты психологического пространства личности : автореферат дис. канд. психологических наук / Е.О. Шамшикова. Новосибирск, 2010. - 24 с.

173. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М. Прогресс, 1992.-576 с.

174. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. СПб. : Наука: Унив. кн., 1999. - 230 с.

175. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994. - С.129-195.

176. Шердаков В.Н. Добро истина - красота / В.Н.т Шердаков. - М. : Знание, 1983.-62 с.

177. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность: Историко-критический очерк / А.Ф. Шишкин. М.: Мысль, 1979. - 268 с.

178. Штерн В. Персоналистическая психология / В. Штерн // История зарубежной психологии (30-60 гг. XX в.). М.: МГУ, 1986. - С. 186-200.

179. Щавелёв С.П. Этика и психология науки / С.П. Щавелев. Курск, 2010. -312 с.

180. Эмерсон Р.У. Нравственная философия / Р.У. Эмерсон. Минск; М. : Харвест: ACT, 2000. - 382 с.

181. Эрн В.Ф. Природа философского сомнения / В.Ф. Эрн // Сочинения. -М.: Правда, 1991.-С. 55-71.

182. Этика и психология семейной жизни : Кн. для учителя / Н. Г. Юркевич и др.; Под ред. Н. Г. Юркевича. Минск : Нар. асвета, 1989. - 284 с.

183. Этика и психология менеджмента : Учебное пособие / В.Б. Шапарь, В.Н. Мирошниченко ; Ростов н/Д : Феникс, 2002. 382 с.

184. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики / В.П. Эфроимсон. М. : Тайдекс Ко, 2004. - 302 с.

185. Юдин Б.Г. «Возможна ли нравственная психология?» проблема шире названия / Б.Г. Юдин // Психология и этика: опыт построения дискуссии. -Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 94-102.

186. Юлина Н.С. Эмерджентизм: сознание, редукция, каузальность / Н.С. Юлина // Вопросы философии. 2010. - № 11. - С. 127-144.

187. Юнг К.Г. Предисловие / К.Г. Юнг // Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб.: Азбука-классика, 2008. - С. 12-23.

188. Ярошевский М.Г. Неправомерно мнение о несовместимости естественнонаучного образа мысли с ценностно-нравственным воззрением на сущность человека / М.Г. Ярошевский // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара : БАХРАХ, 1999. - С. 54-58.

189. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. М. : Мысль, 1985.-575 с.

190. Ярошевский Т. Личность и общество / Т. Ярошевский. М.: Прогресс, 1973.-544 с.

191. Beck U. The normal chaos of love / Ulrich Beck and Elisabeth BeckGernsheim. Cambridge : Polity Press, 2004. - VI, 231 p.

192. Handbook for social justice in counseling psychology : leadership, vision, and action / ed. by Rebecca L. Toporek. Thousand Oaks, CA ; London ; New Delhi: Sage, 2006. - XI, 617 p.

193. Nykanen H. The "I", the "You" and the soul : An ethics of conscience. -Abo : Abo Akademi University Press, 2002. VIII, 476 p.

194. Pink T. Free will : a very short introduction. Oxford University Press, 2004.-X, 132 p.

195. Wolfe A. Moral freedom : the impossible idea that defines the way we live now. New York; London : Norton, 2001. - 256 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.