Проза А. Грина: музыка в художественном сознании писателя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Максимова, Ольга Леонидовна

  • Максимова, Ольга Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Сыктывкар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 208
Максимова, Ольга Леонидовна. Проза А. Грина: музыка в художественном сознании писателя: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Сыктывкар. 2004. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Максимова, Ольга Леонидовна

Введение

Содержание

Глава 1. Музыка как средство социально-философского изображения

1.1. Музыка в творчестве писателя: от отрицания к признанию

1.2. А.Грин и К.Жаков: лимитизм как способ осмысления мира

1.3. Музыка как средство социального анализа

Глава 2. Музыка в художественном произведении

2.1. Музыкальные темы, образы и мотивы

2.2. Роль музыки в композиционном строении произведений А.Грина

2.3. Функции музыкального ритма в художественных произведениях А.Грина

Глава 3. А.Грин и музыкальная культура XX века

3.1. Музыка в художественной литературе: продолжение традиций А.Грина в творчестве К.Г.Паустовского

3.2. Произведения А. Грина в кинематографе и музыке XX века 169 Заключение 188 Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза А. Грина: музыка в художественном сознании писателя»

Александр Степанович Грин принадлежит к плеяде писателей, выходцев из провинции, синкретическое мировоззрение которых привнесло в литературный процесс XX века определенную новизну.

Каждый исторический период предполагает свою трактовку художественного наследия А. Грина, при этом выявляются новые аспекты изучения творчества писателя. Так, в дореволюционной критике на фоне негативных отзывов о невыраженности национального начала и аполитичности авторской позиции выделяются менее категоричные статьи Л.Войтовского, А.Горнфельда, М.К-ова, Б.Савинич1 и др. Попытки объективно оценить творчество А. Грина были предприняты только после смерти писателя. В 1930-е годы появляются статьи К.Зелинского, М.Шагинян, Ц.Вольпе, К.Паустовского, А.Роскина, М.Слонимского, И.Сергиевского и др. о

В послевоенные годы, во времена борьбы с космополитизмом,

A.Грин был в списке запрещенных писателей. И только с конца 1950-х в связи со снятием запрета на его произведения появляется ряд работ, реабилитирующих имя писателя: статьи М.Щеглова, В.Россельса,

B.Вихрова, А.Хайлова, В.Сандлера4, монографии В.Ковского, Н.Кобзева, Л.Михайловой, И.Дунаевской и др.

Несмотря на работы ведущих литературоведов, поэтика А. Грина не исследована в полной мере. Так, например, до сих пор не утихают споры по поводу творческого метода писателя, при этом гриноведы едины во мнении, что творческий метод писателя не умещается в рамках реалистического и романтического. Наряду с традиционным взглядом появляются и новые

1 Войтовский Л. Летучие наброски // Киевская мысль. 1914. 3 мая.№120; Войтовский Л. Литературные силуэты. А. Грин // Киевская мысль. 1910. 24 июня; Горнфельд А. A.C. Грин. Рассказы // Русское богатство. 1910. №З.С.145 - 147; К-ов М. Александр Грин. Позорный столб // Утро России. 1914. №32. 8 февраля; Савинич Б. Литературные течения. А. Грин // Утро России. 1915. №112. и др.

2 Шагинян М. А. С. Грин // Красная новь. 1933. №5.С.171-173; Паустовский К. Г. А. Грин // Год двадцать второй. Альманах 15. М., 1939.; Зелинский К. Грин // Красная новь. 1934. №4. С. 199 - 206 и др.

3 См.: Важдаев В. Проповедник космополитизма // Новый мир. 1950. №1. С.257-272.

4Щеглов М. Корабли А. Грина // Новый мир. 1956. №10. С.220-223; точки зрения, например, Е.Н.Иваницкая считает, что творческий метод А.Грина связан с модернизмом1, А.О.Лопуха и Э.Н.Шевякова говорят об А.Грине как о неоромантике2, В.Е.Ковский отмечает, что в творчестве писателя ощущается влияние импрессионизма3 и пр. Изучение роли музыки в художественном сознании позволяет выявить как частные особенности творчества писателя, так и фундаментальные (например, художественный метод).

А.Грин жил в эпоху бурного расцвета всех видов искусств и процесса их синтеза. Например, отношения между музыкой и литературой, по сравнению с предыдущими веками, вышли на качественно иной уровень: синтез двух видов искусств рождает новые художественные формы, оригинальную технику исполнения, своеобразный интонационный строй. Так, А.Белый отмечает, что музыка является основополагающим элементом будущих видов искусств: «История мира искусства есть метаморфоза моментов, сбрасывающих одеяния косного мира: грубейшее вещество, краску, слово; в музыке. зерна грядущих искусств, переносящих центр тяжести форм к самой жизни».4

Следует отметить, что в понимании роли музыки в мировой жизни писатель близок позиции символистов, в частности, А.Белого, который писал: «Содержание искусства - познание идей. Временные формы искусства дают существеннейшее познание. Вот почему музыкальные идеи-существенные символы. В музыке наибольшее приближение глубин духа к поверхности сознания. Не событиями захвачено все существо человека, а символом иного. Музыка идеально выражает символ. Символ поэтому всегда музыкален. Из символа брызжет музыка. Она минует сознание.

1 Иваницкая Е. Н. Мир и человек в творчестве А. С. Грина. Ростов-на-Дону: Кн. из-во,1993 и др.

2 См.: Лопуха А. О. О неоромантизме А. С. Грина // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы: Межвузовский сб. Петрозаводск, 1991.С. 147-152 и др.

3 См.: Ковский В. Фантазия требует строгости. // Литературная учеба. 1980. №4. С.89-99.

4 Белый А. Формы искусства // Мир искусства. 1902. №12.

Символ побуждает музыку души. Усилившееся до непомерного музыкальное звучание души - вот магия. В музыке чары».1 Мы можем с уверенностью сказать, что на А.Грина повлияло творчество символистов, с некоторыми из которых писатель был лично знаком, например, с В.Брюсовым он состоял в личной переписке, а влияние Ф.Сологуба проявилось в рассказе «Остров Рено»2. Как отмечает Л.Михайлова, «Грин любил символы и учился насыщать подробности многозначительным смыслом».3

В то же время на уникальность гриновского метода во многом повлияла и эстетика немецких романтиков, в творчестве которых важное место уделялось категории красоты. Например, Ф.Шиллер отмечает: «Красота восстанавливает в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном энергию и таким путем, сообразно природе красоты, приводит ограниченное состояние к безусловному и делает человека законченным в себе целым».4 Воплощением же красоты считалась музыка, наиболее приближенная из всех видов искусств к миру чувств и эмоций.

Нельзя обойти вниманием и повлиявшие на мировоззрение А.Грина философские работы И.Канта, Т.Рибо, К.Жакова и др. - мыслителей, придававших большое значение искусству как сфере, в которой наиболее ярко выражаются сущностные силы человека.

Следовательно, мир музыки привлекал А.Грина как писателя, в творчестве которого сильны тенденции романтизма и символизма, велика роль бессознательного.

А.Грин нередко обращается к миру музыки за наиболее точно передающими мысли эпитетами и сравнениями. Писателя привлекает непознаваемость, загадочность музыкальных гармоний и образов, а самое главное - способность музыки воздействовать на психику человека. При

1 Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 246.

2 См.: Калицкая В. П. Первый рассказ. Первая книга «Остров Рено». ФЛММГ. КП 4580/Д 1644.

3 Михайлова Л. Александр Грин. Жизнь, личность, творчество. М.: Худож. лит., 1980. С.21.

4 Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.;Л., 1935. С.449. помощи описания музыкальных звучаний А.Грин передает неуловимые движения души, испытываемые героем эмоции и чувства. Ряд рассказов писатель озаглавил в соответствии с названиями музыкальных произведений - романсов «Черный алмаз» и «Воздушный корабль», танца «Фанданго», «Рапсодия», «Реквием»

Анализ научных работ, посвященных изучению творчества А.Грина, показал, что одной из неисследованных областей поэтики является музыка, ее функционирование в ткани художественного текста писателя. Литературоведы, отмечая особую музыкальность писательского стиля (например, музыкальность имен собственных рассматривают В. Ковский, В. Калинкин1 и др.) останавливаются на проблеме значения искусства в прозе писателя (В.Ковский, Л.Михайлова, И.Дунаевская, Л.Мельникова и др.), но самостоятельных работ, посвященных музыке, не существует. При этом важно, что круг музыкальных образов в художественных произведениях А.Грина достаточно широк и что отношение писателя к разным видам искусства было неодинаково.

Следует упомянуть о предпринимавшихся попытках исследования музыки в художественном творчестве А.Грина, но они носили случайный и бессистемный характер. В архивах Дома-музея А.Грина находятся две неопубликованные статьи: Ю.Ковтун «Рыцарь мечты и музыки» и Е.Кунина «Музыка в мире Грина», но представленные работы носят больше эмоционально-описательный характер, не претендуя на научное исследование. При этом не проанализировано влияние творчества А.Грина на музыкальную культуру XX века.

В этой связи изучение роли музыки в художественном сознании А.Грина предполагает новый угол осмысления творчества писателя и представляется актуальным для литературоведения по ряду причин. Во-первых, исследование предполагает применение междисциплинарного

1 См.: Ковский В. Романтический мир Александра Грина.С.248-249; Калинкин В. М. Собственные имена как стилистическое средство поэтики А. С. Грина. ФЛММГ. н/в 5246. метода, поскольку начало XX века характеризуется взаимопроникновением и смешением разных видов искусств, крушением многих канонов. Художественный мир А.Грина базируется на синкретическом мышлении, осуществляющем синтез не только разных видов искусств (литературы, музыки, архитектуры, кино и др.), но и искусства с наукой, в том числе с философской и теологической мыслью.

Во-вторых, подобный аспект исследования позволяет отойти от вызывавшего в литературоведении споры деления творчества писателя на реалистическое и романтическое.

В-третьих, рассмотрение эстетики музыкально-художественного мира писателя выявляет ряд философских концепций, повлиявших на мировоззрение А.Грина (например, философия лимитизма К.Жакова).

В-четвертых, изучение художественного наследия А.Грина на стыке литературы и музыки позволяет рассмотреть влияние художественного творчества писателя на музыкальную культуру XX века.

Материалом нашего исследования послужила проза А.Грина, вошедшая в собрания сочинений 1965, 1980, 1991 годов в ряде других изданий, а также неизданные произведения, хранящиеся в архивах «Дома-музея А. Грина» (г. Феодосия), при этом акцент сделан на наиболее значимых для диссертационной работы художественных произведениях: романах «Дорога никуда», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», а также рассказах «Фанданго», «Крысолов», «Черный алмаз», «Воздушный корабль», «Кирпич и музыка», «Приключение Гинча», «Зеленая портьера» и др.

Предметом диссертационной работы является роль музыки в художественном сознании А.Грина. Определение предмета исследования связано с рядом трудностей, так как значение термина «музыка» понимается в научной литературе очень широко. Нельзя не согласиться с Дж.Михайловым, поднимающим вопрос о единой и универсальной терминологии в музыке: «Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без ставшего столь привычным термина «музыка»: постоянно расширяются границы его применения, как территориальные и исторические, так и понятийные и функциональные. Возникла ситуация, когда этот термин стал столь же расплывчатым, как и термин «культура».1

В традиционном понимании музыкой считается вид искусства, который, в свою очередь, включает в себя определенный комплекс явлений-это и собственно музыкальные произведения, это и специалисты (композиторы, исполнители, музыкальные критики), это и специфические формы и жанры музыкального искусства, это и музыкальные инструменты, это и научная литература и т. д. Более того, в связи с тем, что основу музыки составляют такие фундаментальные явления, как ритм и гармония, она является неким образом мироустройства, отраженного как в функционировании природы и общества, так и человека. Это еще более расширяет значение понятия.

В диссертационной работе используется подобное широкое понимание музыки; оно представлено понятием «чувство музыки»: имеются в виду как врожденные, так и приобретенные способности человека ощущать музыкальность мира, например, чувство ритма; музыкальный слух, позволяющий идентифицировать различного рода звуки, различать тембр, улавливать сходство интонаций (музыкальной, разговорной, поэтической.), ощущать мелодику слова; вокальные данные и так далее. Во-вторых, в работе представлено понимание музыки как вида искусства в совокупности ее специфических свойств. В творчестве А.Грина функционируют оба значения.

Музыка является предметом исследования ряда наук, как гуманитарного, так и естественного направления: теории музыки, теории культуры, эстетики, философии, психологии, физики и др., каждая из

1 Михайлов Дж. О возможностях и необходимости универсальной терминологии в музыке // Вопр. философии. 1999. №9. С.110. которых исследует различные аспекты. В связи с этим при анализе функций музыки в ткани художественного текста следует осуществлять комплексный подход: в работе использованы историко-литературный, сравнительно-исторический, структурный методы с выходом в междисциплинарное исследование.

Цель диссертационной работы - исследование различных аспектов взаимодействия литературы и музыки в художественном сознании А. Грина и в функционировании его художественного творчества в музыкальной культуре XX века.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач 1 Исследование эволюции в воззрениях А. Грина на музыку; 2)представление музыкального компонента художественного произведения как средства философского и социально-психологического осмысления мира; 3)выявление музыкальных тем, образов и мотивов в текстах художественных произведений; 4)изучение роли музыки в композиционном строении художественных произведений; 5)выявление характерных особенностей музыкального ритма в ткани художественного текста; 6) исследование роли А.Грина в музыкальной культуре и литературе XX века.

Научная новизна состоит в том, что, во-первых, диссертационная работа представляет собой первое монографическое исследование, посвященное изучению роли музыки в художественном сознании А.Грина. Во-вторых, для наиболее целостного изображения картины художественно-музыкального мира, представленной в произведениях писателя, проанализирован масштабный материал, включающий и неопубликованные произведения. В-третьих, впервые проведен анализ собранных воедино музыкальных произведений, написанных по мотивам художественного творчества А.Грина, что подтверждает значимое влияние писателя на культуру XX века. В-четвертых, проанализировано влияние философии лимитизма К.Ф.Жакова на творчество А.Грина.

Несмотря на то, что взаимодействие литературы и музыки имеют давние традиции, теоретические исследования, разрабатывающие данную проблему, появляются лишь в XX веке, что обусловлено новым витком синкретического сознания, а также возросшим интересом к психологии и философии искусства. Методологическую основу диссертационного исследования составляют историко-теоретические труды, посвященные изучению взаимодействия литературы и музыки, Н.Ворониной,

A.Гозенпуда, Т.Ливановой, Б.Главацкого, И.Ямпольского, Л.Рапацкой,

B.Яковлева, Г.Тюменевой, А.Сохора, А.Иванова, А.Крюкова, Н.Гусева, А.Гольденвейзера, Е.Орловой, Т.Хопровой, Ц.Рацкой и других.

Многие исследователи рассматривают историю взаимоотношений двух видов искусства, начиная с древности, когда культура человеческого общества представляла собой единый синкретический комплекс: «В глубокой древности музыка развивалась в тесном союзе с другими видами искусства. Художественная культура в те незапамятные времена была синкретичной. Взаимное притяжение разных искусств - закон развития художественной культуры, ее «вечный двигатель». Человечество было неисчерпаемо изобретательно, создавая новые «модели» синтеза музыки, поэзии, театра, живописи. Родилась опера, балет, а уже почти в наше время мюзикл, киномузыка, цветомузыка. причем каждая историческая эпоха вырабатывала свой особый взгляд на музыку как неотъемлемую часть художественного целого.».1 При этом работы, посвященные изучению музыки в художественном творчестве писателей (М.В.Ломоносова, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Горького, А.Блока и других), с одной стороны, анализируют музыку как важный художественный образ, с другой стороны,

1 Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение: Владос, 1995. С.З. рассматривают влияние художественного творчества писателей на музыкальную культуру.

Художественный синтез начала XX века был подготовлен предыдущими столетиями. Так, в творчестве поэтов XVIII века, в частности, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, прослеживается связь поэзии и музыки, что продиктовано жанром кантов и церковных песнопений -псалмов. Как отмечает Т. Ливанова, «стихи Тредиаковского были широко распространены как песни, любовно записывались и переписывались вместе с музыкой в сборниках кантов, бытуя без имени автора, во всевозможных разночтениях и вариантах».1 Канты и псалмы М.Ломоносова также были очень популярны, хотя сам он в жизни мало соприкасался с музыкой, считая ее «низким» искусством, поэтому в его творчестве редки музыкальные образы.

В отличие от М.Ломоносова, поэтические интересы А.П.Сумарокова нередко соприкасались с музыкой в драматургии и любовной лирике: «Сумароков одним из первых ввел «язык любви в искусство «высокого штиля», вступив в творческий спор с Ломоносовым. Он считал, что песня принадлежит к жанру высокой поэзии и ее сочинение требует знания

•у строгих правил стихосложения». В творчестве Сумарокова «нов тип поэзии, нов строй образов, нова система стихосложения одновременно: это дает стилевую основу для переходного типа вокальной лирики раннего i романса-песни». Свои поэтические произведения А.П.Сумароков публиковал вместе с музыкой: «Легкие, непринужденные стихи, без витиеватости и нарочитости, словно просились на музыку. Кажется, что сам Сумароков, сочиняя, слышал их музыкальное оформление».1 Таким образом, с появлением в XVIII веке нового типа лирики в музыкальном искусстве возникает новый жанр - романс, который в последующие

1 Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром, бытом. М.: Музгиз, 1952. Т.1.С. 47.

2 Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. С.42.

3 Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром, бытом.С.68. столетия становится одним из ведущих музыкальных жанров, что, несомненно, отразилось и в художественном творчестве писателей. Не обойден вниманием романс и в произведениях А. Грина.

Возвращаясь к творчеству писателей XVIII века, следует отметить ведущую роль литераторов в создании русских опер и балетов, в частности, первые попытки создания национальных музыкально-драматических представлений принадлежат А. П. Сумарокову. В то же время к 80-м годам XVIII века в России зарождается новая комическая опера. Этому во многом способствовала группа поэтов: М.М.Херсаков, Б.Я.Княжин, И.Ф.Богданович, творчество которых подготовило почву для расцвета таланта И.А.Крылова.

Значению музыки в жизни и творчестве И. А. Крылова посвящена работа И. М. Ямпольского, в которой он замечает: «Музыка занимала большое место в жизни и творчестве Крылова. Богато одаренный Крылов профессионально владел скрипкой, страстно увлекался оперой, выступал как либреттист и критик. Из русских литераторов немногие так тесно были связаны с музыкальным искусством».2 Имя Крылова ассоциируется в музыке с новым направлением оперы: «По ранним операм Крылова в их связи со всей его литературной деятельностью того периода (как социальной сатирой вообще, так и с борьбой за определенные позиции русского искусства) мы находим возможным обозначить наиболее прогрессивную, тяготеющую к сатире ветвь ранней русской оперы как «крыловское направление».3

Несмотря на значимость музыки в жизни И.А.Крылова, в его художественном творчестве «музыкальные мотивы встречаются отнюдь не часто. Иногда связи с музыкой появляются в его стихотворениях по-иному. . Крылов мыслит свое стихотворение «на музыке», следуя оперным

1 Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. С.42.

2 Ямпольский И. M. Крылов и музыка. M.: Музыка, 1970. С.5.

3 Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром, бытом. С. 219. традициям Сумарокова или музыкально-драматическим традициям его школы».1

Своеобразным итогом «музыкального» завоевания литературы XVIII века является творчество Г.Р. Державина, который воплотил в музыкальных образах намеченное писателями ранее. Таким образом, XVIII век подготовил плодотворную почву для дальнейшего укрепления позиций музыки в художественном сознании писателей.

В музыкально-художественном мире А. Грина ощущается влияние XIX века, который вывел на новый уровень отношения музыки и литературы: музыка по-новому «зазвучала» на страницах художественных произведений писателей. Большую роль отводит музыке Н.Огарев, в творчестве которого, как и в произведениях А.Грина, музыкальные образы «разнообразны и многогранны по эмоциональной окраске. Ведущее место среди них отводится песне, вокальному началу как самой доступной форме выражения человеческих чувств».2

Литературоведческие исследования, посвященные изучению роли музыки в художественном сознании, традиционно включают в себя анализ музыкальных произведений, написанных по мотивам творчества писателей, поскольку изучение отражения художественного наследия в музыкальном искусстве способствует более глубокому пониманию художественного творчества, акцентируя внимание на наиболее значимых его моментах. Так, в XIX веке главное место по музыкальности художественного творчества критики отводят А.С.Пушкину и М.Ю.Лермонтову. Наиболее интересны в аспекте данного исследования труды А.Гозенпуда, В.Яковлева, Б.Гловацкого.

Разрабатывая тему «Пушкин и музыка» и опираясь на обширные факты, В.Яковлев отмечает, «одно перечисление опер на сюжеты Пушкина,

1 Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром, бытом. С. 104.

2 Воронина Н. И. Огарев и музыка. Саранск: Мордовское книжн. изд-во, 1981. С. 107. вошедших в русскую классику, дает в итоге около половины того, что создано композиторами. Количество романсов в дореволюционное время было более 500. Едва ли будет преувеличением сказать, что Пушкина в его лирике в настоящее время можно «спеть» почти всего».1 А.А.Гозенпуд, развивая тему далее, пишет: «История русской классической оперы неотделима от творчества Пушкина, определившего не только темы великих созданий Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, но, что более существенно, самый путь развития национального музыкального театра и утверждения в нем реализма».2

В работе, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова, Б.Гловацкий отмечает: «Музыкой проникнуто все творчество поэта. Лермонтов оставил нам редкие в мировой литературе образцы того, как следует говорить о музыке, как воспроизводить в словесной форме поэтическими средствами своеобразие и глубину музыкальных впечатлений».3 Вдохновение из творчества М. Ю. Лермонтова черпали многие композиторы - М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский,

С.В.Рахманинов, С. Прокофьев, А. Хачатурян и другие.

Новые темы и образы привнесли в музыкальные жанры художественные произведения Н. В. Гоголя, который «указал одно из средств овладения новой тематикой - обращение к народному песнетворчеству. Проникновение в жизнь народа через народную песню -таков эстетический канон русской реалистической оперы».4 Н.В. Гоголю «принадлежит ряд интересных мыслей и рассуждений о музыке, очень ценных критических замечаний, высказанных писателем в разное время».5 На произведения Н.Гоголя писали музыку П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, Н.Лысенко и другие.

1 Яковлев В. В. Пушкин и музыка. М.: Музгиз, 1957. С. 5.

2 Гозенпуд А. А. Избранные статьи. Л.;М.: Сов. композитор, 1971. С.5.

3 Гловацкий Б. Лермонтов и музыка. М.; Л.: Музыка, 1964.С.20.

4 Гозенпуд А. А. Избранные статьи. .С.29.

5 Тюменева Г. А. Гоголь и музыка. М.: Музыка, 1966.С.41.

Сопоставительный анализ творчества А.Грина с писателями XIX показывает, что его музыкально-художественный мир близок миру Ф.М.Достоевского. На первый взгляд оба писателя, не имеющие музыкального образования, далеки от музыки: «Мировая литература насчитывает немало писателей, для которых музыка была мощным и действенным импульсом творчества. Однако, кажется, что понятие музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. У него нет музыкальных образов и сцен, подобных.ночной импровизации Лемма в «Дворянском гнезде»1, - пишет А.А.Гозенпуд в работе «Достоевский и музыка». Однако «исследования творчества Достоевского неоднократно указывали на то, что структура и принципы построения действия в его романах внутренне музыкальны».2 Те же самые принципы музыкального строения встречаются и в творчестве А.Грина, в произведениях которого, как и «в произведениях Достоевского, музыка никогда не выполняет декоративной функции, она органически входит в изображаемую писателем трудную и горькую жизнь».3

Музыкально-художественный мир А.Грина, как и мир Достоевского, далек от музыкальности тургеневского творчества, в котором «не много произведений, герои которых не поют, не музицируют, не говорят о музыке, не посещают концертов. Число, место, масштабы музыкальных эпизодов, наконец, авторское отношение к ним свидетельствуют о важности возложенных на них задач».4 Но при этом в художественной прозе А.Грина, как и у И.Тургенева, музыка - существенное средство характеристики героев.

Конец XIX - начало XX веков характеризуется философским осмыслением музыки. Так, Л.Н.Толстой считал музыку «высшим в мире искусством»: «Глубочайшим образом переживая музыкальные впечатления,

1 Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. Л.: Музыка,1971. С.5

2Там же, с. 133.

3 Там же, с.92.

4 Крюков А. Тургенев и музыка. Л.: Музгиз, 1963. С.5

Толстой всю жизнь стремился к тому, чтобы философски определить сущность музыки. Одна из первых хронологически рукописей, оставшаяся после Толстого, относится к 1850 году и носит название «Основные начала музыки и правила к изучению оной».1 У Толстого был свой круг любимых композиторов - Моцарт, Гайдн, Вебер, особенно Шопен. Известно, «что Толстой, как и А. С. Пушкин, любил цыганское пение». Любовь к музыке не могла не повлиять на литературное творчество: музыка звучит во многих художественных произведениях Л. Толстого.

XX век представляет для нас наибольший интерес, поскольку это время качественно нового этапа взаимоотношения литературы и музыки. Начало XX века - переломный этап в истории России, что, несомненно, сказалось и на искусстве. «В такие периоды, - пишет Е. Орлова, - особенно интенсивно видоизменяются функции жанров и форм искусства, создается новый строй интонаций, рождаются новые виды народного творчества, переосмысляются творческие связи с другими национальными культурами». А.Гозенпуд, характеризуя искусство начала XX века, пишет: «Предреволюционные годы - пора нового расцвета русской литературы и искусства, связанного с творчеством старших мастеров, завершавших свой путь. И представителей молодого поколения».4

Велика роль музыки в творчестве А.Блока: «Музыка мира» раскрывается в поэзии . чрезвычайно многогранно. Видное место занимают образы, связанные с музыкой, с музыкальными явлениями -событиями жизни. Кроме того, поэт часто стремится воспроизвести различные звучания, встречающиеся в природе, быту».5

Процесс взаимодействия литературы и музыки был двусторонним: новые направления и течения в литературе заставляли композиторов искать

1 Гусев Н., Гольденвейзер А. Л.Толстой и музыка. М.: Музгиз,1953.С.5.

2 Там же, с. 15.

3 Орлова Е. Новаторские тенденции в тематике музыкального искусства начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л.: Музыка, 1966. С.З.

4 Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. Л.: Музыка, 1975, С.6-7.

5 Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Л.: Музыка,1974. С.134. и новые средства выразительности и изобразительности в музыке, а в область литературы переносились принципы музыкальных жанров. Так, «гипноз поэтического слова, небывалая ранее степень подчиненности музыки стихотворному тексту, приведшая к рождению специфического жанра «стихотворению с музыкой», - характернейшая черта русской вокальной лирики XX века».1 Большую роль в этом играла поэзия символистов, которые (А.Белый, В.Брюсов, В.Иванов, Ф.Сологуб, З.Гиппиус и др.) «в звуковой организации стиха . опирались на музыкальную основу».2 Закономерные тенденции начала XX века четко прослеживаются в творчестве А.Грина. Как отмечает В.Калинкин, «характерное для первой четверти XX века усиление интереса к проблемам звукосимволизма в русской литературе (.К.Бальмонта «Поэзия как волшебство» и «Глоссалолию» А.Белого) не было чуждо и А.Грину, что нашло отражение в собственных именах его произведений».3

Композиторы, ощутив влияние слова, используют новые ритмы, темпы, изгибы мелодических линий, гармонии, динамики. Богатым материалом для композиторов стало литературное наследие М.Горького, В.Маяковского, А.Блока, А.Грина и т. д.

В то же время литераторы пересматривают функции музыки, например, как отмечает А.Сохор, «музыка в понимании Маяковского была не забавой, не средством услаждать слух, развлекать ум или щекотать нервы, оружием».4 Музыка становится структурным элементом для художественных произведений. А.Белый строит свои «Симфонии» по принципу музыкального жанра.

Следует отметить, что в XX веке возникают более тесные связи между народной песней и литературой, что было обусловлено социальным происхождением многих молодых писателей того времени. Например,

1 Левая Т. Русская музыка начала XX века. .С.42.

2 Там же, с.42.

3 Калинкин В. М. Собственные имена как стилистическое средство поэтики А.С.Грина. ФЛММГ. Н/В5246.

4 Сохор А. Н. Маяковский и музыка. М.: Музыка, 1965. С.6. большое влияние русская народная песня оказала на творчество М.Горького. Этот аспект исследует в работе «Музыка в произведениях М.Горького» Т.Ливанова: «Народное музыкально-поэтическое искусство во всех жанрах - от былины, исторической песни, от обрядовых песен, до частушек и городского романса, вообще бытовая музыка в различных ее формах., отчасти русская классическая и зарубежная музыка, церковное пение, оперетта, эстрадные куплеты, даже музыка джаза - все это по-своему входит в мир образов Горького».1 Несмотря на то, что А.Грин воспитывался демократической средой, влияние народного творчества не ощущается в произведениях писателя.

Таким образом, литература и музыка прошли сложный путь от древнего синкретизма через вычленение самостоятельных видов искусства до художественного синтеза XX века. XVIII век в России - переходный этап в формировании словесного и музыкального искусств, именно в это время зарождаются самостоятельные музыкальные жанры. Активное участие в этом процессе принимали писатели. В XIX веке произошло четкое разграничение функций музыки и литературы. Влияние литературы на музыку, в отличие от предыдущего столетия, приобретает несколько иной характер.

Музыкальное искусство вдохновляет писателей на создание ярких поэтических образов, а также становится одним из средств художественной выразительности. При этом в творчестве разных писателей музыка звучит по-разному: от самостоятельного поэтического образа до изображения психологического состояния человека и мира. Роль писателей в процессе взаимодействия двух видов искусств охарактеризовала Н.Воронина: «Писатели не только горячо любили и тонко понимали музыку, но и сыграли определенную роль в воспитании музыкальных вкусов передовой русской интеллигенции. Тем не менее, степень их увлеченности

1 Ливанова Т. Музыка в произведениях М. Горького. М.: Акад. Наук СССР, 1957.С.5. неодинакова. Для одних - приятное развлечение, для других -художественное обогащение стиля, а для некоторых - и равнозначное преданности занятие».1

XX век - переломный этап в жизни России, следовательно, взаимоотношения литературы и музыки выходят на качественно новый уровень: не только видоизменяются функции музыки, но и музыкальное искусство начинает занимать главенствующие позиции в художественном творчестве писателей. Важно отметить, что музыка философски осмысляется писателями XX века, в связи с этим в работах, посвященных изучению роли музыки в художественном сознании писателей, исследователи определяют музыку гораздо шире, чем вид искусства, вводят такие термины, как «музыка мира», «музыка природы» и т. д.

Структура диссертации предопределена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, состоящего из 307 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Максимова, Ольга Леонидовна

Заключение

I. В творчестве А.Грина выявляется эволюция в понимании писателем роли музыки в художественном произведении от отрицания до признания необходимости этого; приобщиться к миру музыкального искусства помогло врожденное чувство музыки. У А.Грина было развито чувство ритма жизни, он ощущал музыку природы, тонко улавливал сходство между музыкальной и разговорной интонацией, чувствовал музыку слова, выявлял тембровое сходство голосов и музыкальных инструментов. В творчестве писателя широко представлены музыкальные темы и образы, они многофункциональны, что свидетельствует о глубокой интеграции музыки в художественную прозу А.Грина.

II. Музыкальный мир писателя отражает такую особенность искусства XX века, как условность традиционных для XIX века антиномий, в данном случае таких важных, как массовое и элитарное искусство, что проявляется в отборе А. Грином музыкальных произведений. Их анализ показывает, что это, с одной стороны, круг произведений зарубежных классиков, а с другой-испанские и итальянские народные песни, обладающие ярким ритмом, интересной мелодической линией, отличительным тембровым набором музыкальных инструментов, а также произведения массовой музыкальной культуры XX века. А.Грин не всегда уточняет название и авторов музыкального произведения, так как для него важно выявление особенностей психологического восприятия музыки, бессознательного чувства прекрасного или безобразного, сферы аффектов, желаний или страстей, что характеризует А. Грина как художника, высоко ценящего роль бессознательного в поведении человека.

III. Музыкальный аспект художественных произведений А.Грина, зачастую отражающий массовое, а нередко и примитивное искусство, за упрощенной формой обнаруживает многоплановую, философски содержательную картину мира. В связи с этим, во-первых, одним из способов толкования мира стала философия лимитизма, созданная К.Ф.Жаковым и предполагающая рассмотрение мира и человека с точки зрения синтеза науки, философии и религии.

Во-вторых, чувство музыки писателя можно определить как космологическое: музыка (в том числе и музыка-искусство), по мнению писателя, является проводником между космосом и человеком. При этом важную роль играет ритм, которому писатель придает универсальный смысл, считая его основой существования мироздания.

В-третьих, музыка в творчестве А.Грина выполняет роль средства социального анализа. Она предстает как мир уподоблений, в котором человек сопоставляется с музыкальным инструментом, а общество - с оркестром, звучание которого зависит от слаженной игры отдельных музыкальных инструментов, камертонами же в этом мире являются истинные гриновские герои - богочеловеки (человек - творец), которым известны тайны мироздания. Наивысшим предназначением человека А.Грин считает творчество, он пытается решить вопросы, связанные с областью гениальных способностей и их реализации в человеческой среде.

IV. Музыка в творчестве А.Грина выполняет важную структурообразующую функцию, при этом художественные произведения писатель организует с учетом особенностей музыкальных форм и жанров, в частности, использует метод симфонического нарастания, законы развития музыкальной формы вариаций, а также принципы строения трехчастной музыкальной формы.

V. Творчество А.Грина оказало значимое влияние на развитие литературы и музыкальной культуры XX века, например, на творчество К.Паустовского. Проза А.Грина отражена в большом количестве музыкальных жанров (балеты, рок-опера, сюиты, музыкальные спектакли, песни), а также в кинематографе как синкретическом виде искусства, в котором музыка исполняет одну из ведущих ролей. Музыкальное воплощение произведений А.Грина расширило представление художественном методе писателя, акцентировав элементы, связанные современными художественными поисками.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Максимова, Ольга Леонидовна, 2004 год

1. Грин A.C. Собр. соч.: В 6 т./ Под общ. ред. В. Россельса. М.: Правда, 1965.

2. Грин A.C. Собр. соч.: В 6 т./ Под общ. ред. В. Россельса. М.: Правда, 1980.

3. Грин A.C. Собр. соч.: В 5 т./ Сост. В. Ковский. М.: Худож. лит., 1991.

4. Грин A.C. Король мух. Рукопись / Феодосийский литературно мемориальный музей А.Грина (ФЛММГ). КП 5093 / Д 1904.

5. Паустовский К.Г. Собр. соч.: В 9 т./ М.: Худож. лит., 1982.

6. Авраамов В. В дебрях эстетики // Скифы. 1917.№1.

7. Алексанян Е.А. К.Паустовский новеллист. М.: Наука, 1969.

8. Алиев Э.А. Проблема героя в послеоктябрьском творчестве А.С.Грина.

9. Автореф. дисс. на соиск.уч. ст. к.ф.н. Баку, 1968.

10. Алые паруса у Карадага // Сов. культура. 1960.№126. 22 октября.

11. Амлинский В. В тени парусов // Новый мир. 1980. №10. С.238-249.

12. Анчаров М. Добрые чудеса // Сов. экран. 1961.№15. С.8-9.

13. Анчаров М. Мысли вслух об авторской песне // Неделя. 1988. №24.1. С.16.

14. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс,1970.

15. Асафьев Б.В. Григ. М.; Л.: МУЗГИЗ, 1948.

16. Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982.

17. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.; Л.: Музыка, 1965.

18. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1968.

19. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени. М.: Наука, 1982.

20. Ачкасова Л.С. Гуманизм в творчестве К.Г. Паустовского. Казань: Из-во1. Казанского ун-та., 1972.20.21,22,23.26,27,2829,3033

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.