Психологические особенности труда резчика по кости тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.03, кандидат психологических наук Губарев, Андрей Николаевич

  • Губарев, Андрей Николаевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.03
  • Количество страниц 181
Губарев, Андрей Николаевич. Психологические особенности труда резчика по кости: дис. кандидат психологических наук: 19.00.03 - Психология труда. Инженерная психология, эргономика.. Москва. 2001. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Губарев, Андрей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБРАЗ И ДВИЖЕНИЯ В ТРУДЕ РЕЗЧИКА ПО КОСТИ.

1.1. Образ мира резчика по кости.

1.1.1. Образ изделия у резчика по кости как образ результата трудовой деятельности.

1.1.2. Художественный образ.

1.1.3. Технический образ.

1.2. Действие как единица психологического анализа труда резчика по кости.

1.2.1. Понятие профессионализма в труде резчика по кости.

1.2.2. Профессиональная дифференциация в среде резчиков по кости (творческие мастера — ремесленники).

1.2.3. Функциональная структура деятельности резчиков по кости.

1.2.4. Резчик по кости как субъект трудовой деятельности.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У РЕЗЧИКА ПО КОСТИ.

2.1. Психофизиологические особенности построения трудовых движений резчика по кости.

2.1.1. Рабочие движения резчика при манипуляциях наконечником бормашины.

2.1.2. Биодинамическая ткань рабочих движений резчика по кости.

Ф 2.1.3. Кольцевой принцип механизмов двигательной координации.

2.1.4. Классификация рабочих движений резчика по кости.

2.2. Система обучения косторезному делу в г.Магадане.

2.2.1. Формирование навыка рабочего движения наконечником бормашины у резчика по кости.

2.2.2. Психологические причины производственных страхов у учеников косторезов.

2.2.3. Сопоставление рабочих движений ученика и опытного мастера.

2.2.4. Особенности внимания резчика по кости.

2.2.5. Особенности стиля деятельности у резчиков по кости.

2.3. Методика последовательного обучения работе с бормашиной г (формирование двигательных навыков).

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТРУДА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ.

3.1. Исторические предпосылки возникновения резьбы по кости.

3.1.1. Психологические особенности ремесленной организации труда косторезов

3.1.2. Древнее косторезное производство на крайнем Северо-Востоке России.

3.2. Технология: ретроспективный взгляд и современное состояние.

3.2.1. Психологические особенности использования сырьевого костного

Ш материала в современном косторезном производстве.

3.2.2. Классификация художественных изделий из кости.

3.2.3. Техники художественной резьбы по кости.

3.2.4. Категории специализации резчиков по технике резьбы.

3.3. Описание рабочего места резчика по кости.

3.3.1. Основные средства труда резчика по кости и особенности их использования в труде.

3.3.2. Механическое оборудование косторезной мастерской.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности труда резчика по кости»

Актуальность темы исследования

Художественная резьба по кости является ручной трудовой деятельностью, в процессе которой резчик воплощает в материале идеальную пространственную модель будущего изделия (пространственный образ изделия). Наиболее сложным аспектом в процессе изготовления изделия следует считать адекватность пространственной конфигурации готового изделия мысленному образу будущего изделия. В труде резчика результат во многом определяется степенью овладения им специфическим электромеханическим инструментом (бормашиной), являющимся основным средством труда и средством воплощения образа в будущем изделии. Современная психология позволяет анализировать процессы построения образа на основе существующего категориального аппарата (Леонтьев, 1977; Смирнов, 1985; Зинченко, 1988, и другие), однако в психологии остаются недостаточно разработанными механизмы описания пространственного образа (Грегори, 1972). Изучение (на примере труда косторезов) процессов создания и воплощения в материале пространственного образа позволяет подойти к построению модели описания ручного труда резчика. Представляется актуальным на основе теоретических разработок и обобщения опыта профессиональных резчиков создание методики, которая позволила бы эффективно формировать особую "сенсорную культуру" (Климов, 1996) у ученика резчика в процессе овладения профессией, а также предупреждать формирование производственных страхов, связанных с освоением бормашины и препятствующих развитию профессионального мастерства. Практическая актуальность исследования определяется социальным запросом. В сложной ситуации переходного периода в развитии Российского общества чрезвычайную важность имеет вопрос трудовой занятости таких социально незащищенных групп населения как молодежь, инвалиды, представители малочисленных народов. Особенно остро этот вопрос стоит перед регионами Сибири и Дальнего Востока, где возможно его реальное разрешение через освоение традиционных народных промыслов, в том числе и резьбы по кости.

Объект исследования

Трудовая деятельность резчиков по кости. Предмет исследования

Пространственно-временные аспекты трудовой деятельности резчика по кости, построение произвольных инструментальных движений в ходе воплощения образа в изделии, изменение образа изделия. Цель

Изучение психологической составляющей трудовой деятельности резчика по кости. Гипотеза

Психологический анализ трудового процесса, проводимый с опорой на технические операции с учетом их качественного своеобразия и пространственно-временной структуры, позволяет рассматривать техническую и психологическую стороны труда резчика по кости как взаимосвязанные.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Провести анализ образной сферы в ручном труде резчика по кости. Показать изменение образа изделия в процессе воплощения его в материале.

2. Проанализировать рабочие движения резчика с позиции психологических и психофизиологических теорий формирования и построения движения. Описать психологические особенности применения основных средств труда резчика по кости.

3. Построить классификацию рабочих движений в труде резчика по кости.

4. Выделить и описать специфические пространственно-временные формы трудового процесса резчика по кости.

5. Выявить и описать производственные страхи и способы их преодоления.

6. Разработать и описать методику формирования двигательных навыков у ученика костореза при работе с электромеханическим инструментом (бормашиной). Методологической основой работы является общепсихологическая теория деятельности, а так же разработанные на ее основе категории образа (Леонтьев, 1977, 1983; Смирнов, 1985), образа мира профессионала (Климов, 1995), методологические и теоретические основания анализа трудовой деятельности (Климов, 1988,1996; Иванова, 1987,1992), а так же разработанные отечественными авторами теории построения движения и исполнительного действия (Бернштейн, 1966, 1991, 1997;

Геллерштейн, 1943; Запорожец, 1960; Ломов, 1966; Платонов, 1970; Зинченко, 1982; Гордеева,1995), подход к анализу пространственно - временных аспектов в профессиональной деятельности (Стрелков, 2001). Методыисследования

В соответствии с поставленными задачами в работе в качестве основного метода научного исследования применен метод наблюдения; базовое значение имеет трудовой метод; метод исторического исследования; широко применялся метод беседы; метод обучения оказался возможным благодаря работе автора в качестве наставника учеников-косторезов при Центре детского творчества. Апробация результатов исследования

1. Материалы и результаты данного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ в 1996, 1999, 2000 годах, кафедры психологии Северного международного университета (г.Магадан) в 1995, 1996, 1998 годах. 2. По материалам исследования были сделаны доклады и опубликованы тезисы на 1 Международной научно-практической конференции студентов и молодых исследователей, Магадан, 1995; региональной научно-практической конференции "Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее", Магадан, 1998; 5-ой научной конференции аспирантов, соискателей и молодых исследователей "Идеи, гипотезы, поиск", Магадан, 1998; 2 конгрессе российских психологов, Ярославль, 1998. 3. Материалы исследования используются в преподавании курса "Психология труда", спецкурса "Психология искусства и творчества" в Северном международном университете (г.Магадан). 4. Методика обучения косторезному делу, разработанная в результате исследования, применяется на практике преподавателем кружка художественного творчества и декоративно — прикладного искусства при Центре детского творчества (г.Магадан).

Научная новизна и теоретическая значимость

В диссертации впервые:

1) построено психологическое описание ручного труда резчика по кости;

2) выявлены психологические аспекты процесса разработки и воплощения резчиком в материале пространственного образа изделия;

3) показан процесс изменения образа изделия в ходе работы резчика по его воплощению;

4) построена классификация ручных инструментальных движений, применяемых резчиком в процессе обработки материала;

5) определена временная форма трудового процесса, характеризующаяся длительностью и характером инструментального воздействия на материал;

6) установлены факты производственных страхов у учеников косторезов и способы их преодоления;

7) разработаны методические рекомендации, обеспечивающие эффективное формирование двигательных навыков у ученика костореза при работе с электромеханическим инструментом (бормашиной).

Практическая значимость исследования

1. Результаты настоящего исследования (выводы, методические рекомендации) могут быть использованы: при разработке учебных программ по профессиональному обучению специалистов ручных ремесел — резчиков по кости, камню, дереву. при работе в группах социальной реабилитации и профессиональной переподготовки инвалидов.

Положения, выносимые на защиту

1. Рабочее пространство резчика по кости характеризуется множественностью систем отсчета, являющихся средством построения и воплощения образа изделия. Ориентация в рабочем пространстве определяется наличием трех доминирующих профессионально важных составляющих: собственной системой координат изделия; системой координат поверхности рабочего стола; схемой тела самого резчика.

2. Временная форма технологического процесса резьбы по кости, обусловленная функциональными характеристиками специального электромеханического инструмента (бормашины), определяет длительность и характер силового воздействия этим инструментом на поверхность обрабатываемого изделия. Использование знания о специфике временной формы позволяет подойти к анализу трудового процесса и изучению профессионального опыта резчиков.

3. Образ будущего изделия, технология трудового процесса резчика подвержены влиянию качественного состояния материала, используемого в косторезном деле. Это влияние определяется целым рядом особенностей материала: пространственной ограниченностью объема исходного сырья, спецификой физических характеристик, обусловленных видовой принадлежностью материала, различной сортностью, внутренней структурной неоднородностью, оптическими характеристиками.

4. Комплекс последовательных учебных действий, осуществляемых на основе оригинальной методики обучения косторезному делу, разработанной автором, обеспечивает эффективное освоение учеником-косторезом специфического электромеханического инструмента (бормашины). Применение методики облегчает овладение особой динамикой трудового процесса и временными режимами резания, как непременным условием адекватного воплощения образа в изделии. Предупреждение формирования производственных страхов у учеников основывается на способах их информирования о технологическом процессе.

Структура работы

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 211 источников, из них 13 на иностранных языках, приложений. Основная часть работы составляет 133 машинописных страницы. В текст включены 5 рисунков, 2 таблицы. Общий объем работы 181 машинописная страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», Губарев, Андрей Николаевич

Общие выводы по работе

Проведение в ходе нашего исследования опросов в среде опытных резчиков, бесед с учениками резчиков, изученние косторезного дела позволили сделать следующие выводы:

1. Рабочее пространство резчика по кости является средством построения и воплощения образа изделия и характеризуется множественностью систем отсчета. Ориентация резчика в рабочем пространстве определяется наличием следующих доминирующих профессионально важных составляющих: собственной системой координат заготовки или изделия; системой координат поверхности рабочего стола; схемой тела самого резчика.

2. Специфика временной формы технологического процесса обусловлена функциональными характеристиками применяемого в косторезном производстве электромеханического инструмента (бормашины). Временная форма процесса обработки материала определяет дозирование силового воздействия этим инструментом на обрабатываемую поверхность заготовки.

3. Образ будущего изделия не является константным и может изменяться в процессе его воплощения в материале. Изменения, вплоть до полного переосмысления образа, с последующими его пространственными коррекциями определяются следующими внешними факторами: формой поверхности заготовки, находящейся на промежуточной технологической стадии изготовления изделия; физическими характеристиками материала (пространственной ограниченностью объема материала, его внутренней структурной неоднородностью, различной сортностью, оптическими (цветовыми) характеристиками).

4. Разработана и описана методика обучения двигательным навыкам при работе с электромеханическим инструментом (бормашиной). Данная методика представлена комплексом последовательных учебных действий, освоение которых облегчает и ускоряет овладение особой динамикой трудового процесса и временными режимами резания, являющимися непременным условием адекватности воплощения образа замысла в изделии.

5. На основании опросов и бесед у учеников резчиков выявлено наличие производственных страхов, являющихся серьезным препятствием в формировании правильных двигательных навыков при работе с наконечником бормашины. Выделены две основные группы страхов: боязнь электромеханического инструмента и боязнь порчи материала. Эффективное предупреждение формирования производственных страхов, основывается на способах информирования учеников о технологическом процессе и демонстрациях возможных инцидентов с электромеханическим инструментом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Губарев, Андрей Николаевич, 2001 год

1. Абросимова A.A., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости, рогу: Учеб. пособие для средн. ПТУ. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1984.— 159 с.

2. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. 5-е изд., испр. — М.: Высш.шк., 1999. — 235 с.

3. Анохин П.К. Проблема компенсации нарушенных функций и ее значение для клинической медицины // Хирургия. — 1954. — № 10, 12.

4. Антропова В.В. Культура и быт коряков. — Л.: Наука, 1971. — 213 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974. — С.5.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.

7. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. Автореферат дисс. . докт. психол. н. — М., 1986. — 32 с.

8. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. — М.: МГУ, 1980.М — С.108-110.

9. Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. (Уэленский могильник). — М.: Наука, 1969. — 206 с.

10. Ю.Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этнической истории Берингоморья. (Эквенский могильник). — М.: Наука, 1975. — 284 с.

11. И.Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. Лекция по курсу "Психология" для студентов художественных специализаций институтов культуры.— М., 1991.— 52 с.

12. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. Товароведение и организация торговли. — М.: Высшая школа, 1977. — 312 с.

13. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Литературно-критические статьи. — М„ 1986. — С.3-4.

14. Бердяев H.A. Смысл творчества. — М., 1989. — С.402-404.

15. Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений. — М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. — 608 с.

16. Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.

17. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. —С.168-277.

18. Бирштейн В .Я. О строении и химическом составе поделочной кости, слоновых бивней и клыков моржа // Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация. (ВНИИР) 1 (31). — М., 1975. — С. 63-73.

19. Боголепов Н.К. Компенсация нарушений моторики у больных с синдромом торзионной дистонии // Журнал невропатологии и психиатрии им.Корсакова. — т.58, — Вып.4. — 1958.

20. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей: Авторизир. пер. с англ. — М.: Наука, 1991. —222 с.

21. Большой Энциклопедический Словарь. Т.1, 2. Под ред. Прохорова A.M. М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

22. Бонч-Осмоловский Г.А. О нарезках на палеолитических костях // Сообщ. ГАИМК. — №8.— 1931.— С.21.

23. Боруцкий В. Кустарные промыслы по обработке рогов и костей // Кустарная промышленность России. Разные промыслы. Т.Н. — СПб., 1913.

24. Бурмистров J1.C., Решетова З.А. Обучение учащихся профессионально-технических училищ по предмету "Техническая механика" с использованием программированных материалов. — М., 1969. — 63 с.

25. Бучило Н.Ф. Восприятие искусства. — М., 1990. — 176 с.

26. Валов A.A. Тобольская резная кость. — Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1987. — 78 с.

27. Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве 10-20 веков. — М.: Советский художник, 1974. — 294 с.

28. Василенко В.М. Северная резная кость. Холмогоры, Тобольск, Чукотка. — М., 1947. — 98 с.

29. Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. — М. Л.: Наука, 1965. — 403 с.

30. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987. — С.270-274.

31. Вигдорчик H.A. Компенсаторное профессиональное приспособление. — Л., 1934.

32. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1985. — 288 с.

33. Выготский JI.C. Лекции по психологии. — Собр. соч.: в 6-ти т. — Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. — М,: Педагогика, 1982. — 504 с.

34. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. — Собр. соч.: в 6-ти т. — Т.З. / Под ред. А.М.Матюшкина. — М,: Педагогика, 1983. — 368 с.

35. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.

36. Габай Т.В. Педагогическая психология. — М.: МГУ, 1995. — 160 с.

37. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Решетова З.А. Психолого педагогические проблемы профессионального обучения. — М.: МГУ, 1979. — 208 с.

38. Гегель Т.В.Ф. Эстетика. Т.I. — М., 1968. — С.ЗОЗ.

39. Геллерштейн С.Г. Восстановительная трудовая терапия в системе работ эвакогоспиталей. — М.: Медгиз Наркомздрава СССР, 1943. 228 с.

40. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. — М., 1958 г. — С.59-72.

41. Герасимов М. М. Обработка кости на палеолитической стоянке Мальта // Материалы и исследования по археологии СССР. — М., 1941. — №2. С.70.

42. Геродот. II. 167. История. Перевод Стратановского. —Л., 1972. — С. 132.

43. ГетеИ.-В. Статьи и мысли об искусстве. —Л.; М., 1936. —С. 147.

44. Гладков А. Мейерхольд говорит // Новый мир. — 1961. — №8. — С. 213.

45. Глазычев В. Искусство как профессия // Декоративное искусство СССР. 1974. -№6. —С.28.

46. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. — М.: Тривола, 1995. — 324 с.

47. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. — М., 1982.

48. Грегори Р. Разумный глаз. — М.: Мир, 1972. — 209 с.

49. Гроссе Э. Происхождение искусства. Пер. с нем. А.Е.Грузинский. — М.: Сабашниковы, 1899. 293 с.

50. Гущин A.C. Памятники художественного ремесла древней Руси Х-ХШ вв. — М.-Л.: Госсоцэкониздат, Ленингр. отд., 1936. — 82 с.

51. Гущин A.C. Происхождение искусства. — M.-JL: "Искусство", 1937. — 112 с.

52. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Т.З. — М., 1955.

53. Девишвили В.М. Методы изучения движений человека. — М.: МГУ, 1979. — 57 с.

54. Диков Е.Е. Древние костры Камчатки и Чукотки. 15 тысяч лет истории. — Магадан: Кн. изд-во, 1969. — 255 с.

55. Диков H.H. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. ч.1. Азия на стыке с Америкой в древности. — Магадан: Кн. изд-во, 1977. — 390 с.

56. Диков H.H. Древние культуры Северо-Восточной Азии. ч.2. Азия на стыке с Америкой в древности. — Магадан: Кн. изд-во, 1979. — 352 с.

57. Дмитриева М.В. Психологический анализ системы "Человек Профессиональная Среда"//Вестник Ленингр. ун-та. — Серия 6. —1990.— Вып. 1 (№6). — С.82-91.

58. Дмитриева М.А., Крылов A.A., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. — Л., 1979.

59. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. Изд. 2-е, перераб. и испр. — М.: Тривола, 1999. — 336 с.

60. Дорфман Л .Я. Метаиндивидуальный мир. — М., 1993. — 456 с.

61. Евсевичева И.В. Функционально-структурная перестройка сенсомоторного действия при вариативности коэффициента передачи. — Автореф. дисс. . к. психол. н. — М., 1990. — 23 с.

62. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. — М., 1980. — 277 с.

63. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986.

64. Завгородняя Е.В. Психология формирования художественного замысла (на материале изобразительной деятельности). — Автореф. дисс. . канд. психол. н. — Киев, 1992.-24 с.

65. Записки Чукотского краеведческого музея. — Выпуск VI. — Магадан, 1973. — 47 с.

66. Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. Автореф. дисс. . д. пед. наук, — М., 1958.— 37 с.

67. Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. — М., 1960. — 429 с.

68. Запорожец A.B., Завалишин A.B., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. — М., 1967.

69. Зинченко В.П. Введение в эргономику.— М., 1974. — 352 с.

70. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

71. Зинченко В.П. Проблема "образующих" сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1988. — №3. — С.25-34.

72. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М., 1979.

73. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. — М.: МГУ, 1969. — 106 с.

74. Зубакин Б. Холмогорская резьба по кости. История и техника производства / Под ред. Н.Ульянова. — Архангельск, 1931. — 112 с.

75. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 207 с.

76. Иванова Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 93 с.

77. Иохельсон В. Коряки. — Пер. с англ. / Отв. ред. Ч.М.Таксами; РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: Наука, 1997.— 237 с.

78. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. докт. психол. наук Я.А.Пономарев. — М.: Наука, 1983. — 336 с.

79. История и культура народов Севера Дальнего Востока / Под ред. Н.А.Шило. — М.: Наука, 1967. — 216 с.

80. Каверин С.Б. Мотивация труда. — М.: ИПРАН, 1998.

81. Калита В.В., Серкин В.П. Применение функционального анализа деятельности в изучении феномена экологичности // Тезисы 1 международной научно-практической конференции студентов и молодых исследователей. — Магадан, 1995.— С.61-63.

82. Каменский А. Беседы о профессионализме // Декоративное искусство СССР. — 1974.— №6. — С.21.

83. Канцедикас А. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства). — М.: Изобр. иск-во, 1977. — 120 с.

84. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1980. — 125 с.

85. Каплан Н. И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. пособие для сред, проф.-техн.учеб. заведений. — М.: Высш. школа. 1980. — 176 с.

86. Климов Е. А. Гипотеза "метелок" и развитие профессии психолога // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1992. — №3. — С.3-12.

87. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998. — С.172-174.

88. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.-С.223.

89. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. — 400 с.

90. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996. — 57 с.

91. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993. 57 с.

92. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 221 с.

93. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. — С.248

94. Ковда Д.И. Роль творческой индивидуальности художника в образном отражении мира. — Автореф. дисс. канд. филос. н. — Тбилиси, 1982. — 24 с.

95. Ковригина В. М. Экономика народных художественных промыслов. — М.: Экономика, 1973,— 215 с.

96. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. — М., 1986.

97. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. — Л.: Наука, 1989. — 198 с.

98. Красковский В.И. Древнее орудие труда. Замысел и воплощение. — Минск: Изд. Минск, ун-та, 1989.

99. Кривцун O.A. Личность художника как предмет психологического анализаЛ Психологический журнал. — Том 17. — №2. — 1996. — С.99-110.

100. Кругликова И.Т. Изделия из кости и рога, найденные при раскопках Пантикапея в 1945-49 гг. // Материалы и исследования по археологии СССР. — М.-Л., 1957. — №56.— С. 175.

101. Крыжановская М.Я. Романская пластика из кости и некоторые проблемы ее развития. — Дисс. . канд. искусствоведения. — Л., 1969. — 268 с.

102. Крюкова И.А. Тобольская миниатюра из кости. — Дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1955. — 159 с.

103. Кузьмичев И. К. Введение в эстетику художественного сознания: Лекции.— Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та им. Н.И.Лобачевского, 1995. — 287 с.

104. Лебедев В.А. Пластика малых форм: современные проблемы. — Дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1989. — 176 с.

105. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Пер. с франц. под ред. проф.

106. B.К.Никольского и А.В.Киссина. М., Атеист, гос.тип.им.Евг.Соколовой. — в Лгр. [1930]— 337 с.

107. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Первобытная мифология. Мифич. мир австралийцев и папуасов. Пер. с фр. Б.Шаревской. — М.: Гаиз, тип. им.Сталина, 1937. — 518 с.

108. Леонова А.Б., Чернышёва О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. — М., 1995. —1. C.117-135.

109. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977.— 304 с.

110. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. В 2-х тт. — Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — С. 168.

111. Леонтьев В. В. Юному косторезу. — Магадан, 1959. — 47 с.

112. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1988. — №2.

113. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. — М.: МГУ, 1998. — 111 с.

114. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.—443 с.

115. Ломов Б.Ф. Человек и техника. — М., 1966. — С.14-63.

116. Матейко А. Условия творческого труда. — М.: Мир, 1970. — 303 с.

117. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.

118. Мигунов A.C. Художественный образ: эстетический анализ. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

119. Мильман Э.В. Компоненты и уровни функциональной структуры деятельности // Вопросы психологии. — 1991. —№1. — С.71-80.

120. Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. — М.: Искусство; Dresden: VEB, Verlag der Kunst, 1973. — 319 c.

121. Митлянская Т.Б. Искусство резьбы и гравировки по кости береговых чукчей и азиатских эскимосов (советский период). — Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1974. Т.1.— 232 с.

122. Митлянская Т.Б. (сост.) Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.

123. Некрасова М.А. Народное искусств как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизны // Проблемы народного искусства: Сб. статей. — М.: Изобр. иск., 1982. — 137 с.

124. Новая жизнь древних легенд Чукотки: О творчестве В.Эмку ль, Г.Тынатваль, Е.Янку, В. Емрыкаина, М. Гемауге. — Магадан, 1987. — 202 с.

125. Носкова О.Г. Психологические знания о труде и трудящемся в России конца 19 -начала 20 века. — Автореф. дисс. к.психол.н. — М., 1986. — 21 с.

126. Окладников А. П. Утро искусства. — Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1967. — 135 с.

127. Орлова Е.П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость.— Новгород, 1964.

128. Осборн Г. Ф. Человек древнего каменного века. Среда, жизнь, искусство. — Л., Изд-во "Путь к знанию", 1924. — 527 с.

129. Павлинов П. Борьба с графической неграмотностью // Фронт науки и техники. — 1933. —№12.

130. Петере Б.Г. Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья. —М.: Наука, 1986.— 188 с.

131. Петренко В.Ф. Лекции по психосемантике. — Самара, 1996.

132. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1984. — №4.

133. Петухов В.В. О сравнительном описании качественно разных видов мышления // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1990. — №3.

134. Пименов Ю.И. Необыкновенность обыкновенного. — М., 1964. — С.12.

135. Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство). — Новосибирск : Наука, 1983. — 183 с.

136. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970. С.87.

137. Полякова Н.И. Скульптура и пространство. — М.: Сов. художник, 1982. -С.14-23.

138. Придо Т. Кроманьонский человек. — М.: Мир, 1979. — 159 с.

139. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1989. — С.94.

140. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. ~ М.: Сов. художник, 1985.— 192 с.

141. Рейнак С. История искусств. — М.-Л.: Госстройиздат, 1938. — 366 с.

142. Рехачев М.В. Холмогорская резьба по кости. — Архангельск, 1946. — С.8-31.

143. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М., 1980 г.

144. Решетова З.А., Калошина И.П. Психологические условия политехнического метода обучения // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. Сб. статей / Под ред. П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной. — М.: Изд-во МГУ, 1968. — С.3-17.

145. Роганов Г. Техника резьбы по дереву и кости. — М., 1941. — С.4-28.

146. Родина О.Н. О понятии "успешность трудовой деятельности" // Вестн. Моск. унта.— Серия 14. Психология.— 1996.- №3. С.60-65.

147. Руденко С. И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема. — М.-Л., 1947. — С.90.

148. Рыбаков Б.А. Ремёсла древней Руси. — М., 1948. — 505 с.

149. Рындина A.B. Древнерусская мелкая пластика. — М.: Наука, 1978. — 190 с.

150. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. (Введение в область мегаэстетики) / Отв. ред. д.ф.н. Долгов K.M. — М.: Наука, 1990. — 176 с.

151. Свионтковская-Воронова А. Резьба по кости / Под ред. В.В.Никольского. Серия "Русское декоративное искусство".— М., 1924.

152. Семенов С. А. Первобытная техника. — М.-Л.: АН СССР, 1957. — №54. 240 с.

153. Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке. — Л.: Наука, 1968. — 359 с.

154. Семенов С. А. Техника обработки кости в палеолите//Труды комиссии по изучению четвертичного периода АН СССР.— М., 1957.— №13.— С.366-373.

155. Семенов С.А., Коробкова Г.Ф. Технология древнейших производств. — Л.: Наука, 1983. — 255 с.

156. Серкин В.П. Функциональная структура деятельности как схема рефлексивной работы // Тезисы 1 международной научно-практической конференции студентов и молодых исследователей. — Магадан, 1995. — С.55-56.

157. Славская A.B. Наглядный образ в структуре познания. — М., 1971.

158. Смирнов А. П. Скифы. — М., 1966. — С.130-131.

159. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1981. — №2. — С.15-29.

160. Смирнов С.Д. Понятие "образ мира" и его значение для психологии познавательных процессов // А.Н.Леонтьев и современная психология. — М., 1983. —С.149-155.

161. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.

162. Смирнова Л.И. Косторезное ремесло средневекового Новгорода. — Дисс. . канд. ист. наук. —М., 1998. — 152 с.

163. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. — М., 1985.

164. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта//Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1990.— №3.

165. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. — М.: Российское психологическое общество, 1999. 196 с.

166. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации. — Автореф. дисс. . доктора психол. н. — М., 1992.

167. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001. - 356 с.

168. Творчество народов Крайнего Севера. — Магадан, 1958. — 204 с.

169. Темерин С.М. Резьба по кости // Русское декоративное искусство. Т.1. — М., 1962. — 148 с.

170. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. — М., 1985.

171. Тимашева Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость. — Магадан. 1967. — 22 с.

172. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов // Вестник Моск. ун-та. — Серия 14. Психология. — 1996. —№3.— С.51-60.

173. Тюрин П.Т. Интеллектуальная активность в изобразительном творчестве. — Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — М., 1987. — 22 с.

174. Успенский А. Резьба по кости //Золотое Руно. — 1908. — №11-12. — С.25.

175. Уханова И.Н. Художественная резьба по кости Северо-русских мастеров XVIII -XIX вв. — Дисс. канд. искусствоведения. — Л., 1962. — 168 с.

176. Федоров П. А. Выделка роговых и костяных изделий. — СПб., 1903. — С.6.

177. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.

178. Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. — М.: Наука, 1980.— 136 с.

179. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М.: Прогресс, 1993. — С.55-59.

180. Фрадхин И.Е. Полиэйконическая скульптура из верхнепалеолитической стоянки Костенки 1 // Советская этнография. — 1969. — №1. — С.63-69.

181. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 288 с.

182. Фролов Б. А. О чем рассказала сибирская мадонна. — М.:3нание, 1981. — С.64-87.

183. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1990. — №3. — С.42-50.

184. Ханина Т.М. Модель мира в художественной культуре (Неолит Приамурья). — Дисс. канд. искусствоведения. — СПб., 1994.

185. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. — С.225-242.

186. Чадаева А. К югу от северного сияния: очерки об искусстве народов Севера. — Хабаровск, 1982. — 104 с.

187. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. — Автореф. дисс. . д. психол. наук. — М., 1972. — 36 с.

188. Чернышева О.Н. Психологический анализ предметно-пространственной структуры рабочего места и особенностей рабочих движений. — Дисс. . к. психол. н. — М., 1987. — 173 с.

189. Чернышева О.Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест. — М.: МГУ, 1983,— 87 с.

190. Чуйков С.А. Заметки художника. — М., 1967. — С.8-13.

191. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. — 320 с.

192. Шерстобитов В. У истоков искусства. — М.: Искусство, 1971. — 200 с.

193. Энгельман А. История о мамонтах или Как две тонны бивней спасли город Эрбах // Deutschland. — №2. — Апрель 1996. — С. 36-3 7.

194. Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 1991. — С.212-275.

195. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся.— М., 1989. -- 137 с.

196. Якиманская И.С., Зархин В.Г., Хадаяс Х.-М.Х. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения // Вопросы психологии. — 1991. — №1. — С.128-134.

197. Якунина Л.И. Якутская резная кость. — Якутск, 1957.

198. Alaska Native Arts and Crafts //Alaska Geographic Magazine. — 1985.— Vol.12. — Number 3.

199. Beecroft, Glynis. Carving techniques. Watson-Guptill Publications, 1974. — 142 p.

200. Bone and Horn Carving. A Pictorial History. Carson I.A.Ritchie. South Brunswickand N.Y., 1975. — 166 p.

201. Carpenter E. Man and Art in the Arctic. Browning, 1964. — 18 p.

202. Dawson, Robert. Practical carving in wood, stone, plastic, and other materials. Watson-Guptill Publications, 1972. — 95 p.

203. Engnath, Bob. The Second Scrimshaw Connection. The House of Muzzle Loading, Glendale, Ca., 1985.— 241 p.

204. Ivory Carvings in Early Medieval England 700-1200. London, 1974.

205. Kessler, Dale. Eskimo carvers of the Bering Sea: walrus ivory carvings by Alaska's finest. 1st ed.,A&J Printing Co., 1994.— 100 p.

206. Lastufka-Taylor, Francine. Alaskan Eskimo sculpture. Anchorage Community College, 1975.— 40 p.

207. Les Ivoires. Evolution decorative du Ier siecle a nos jours, par Tardy. 1966. — 368 p.

208. O'Connor T.P. On the structure, chemistry and decay of bone, antler and ivory // K.Starling, D.Watkinson. Archaeological Bone, Antler and Ivory. UKIC. Occasional Papers 5, London, 1987.

209. The Peopling of the Earth. An Ice Age Ancestor? by A.Marshak // National Geographic Magazine. — October 1988. — pp. 478-481.21 l.Wittkower, Rudolf. Sculpture: process and principles. Harper and Raw, 1977. — 288 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.