Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Орбодоева, Марина Валерьевна

  • Орбодоева, Марина Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 152
Орбодоева, Марина Валерьевна. Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Улан-Удэ. 2017. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Орбодоева, Марина Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ОБСТАНОВКА КИТАЯ ЭПОХИ ВЭЙ И ДВУХ ЦЗИНЬ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ БУДДИЗМА 1.1 Социально-экономическая и политическая обстановка в Китае

периода правления династий Вэй и двух Цзинь_17

1.2. Духовная культура Китая в период Вэй и двух Цзинь_33

ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ И БУДДИЗМ В ПЕРИОД ВЭЙ И ДВУХ ЦЗИНЬ

2.1. Отношение правителей династий Вэй и двух Цзинь к буддизму_52

2.2. Становление буддийской сангхи в контексте её противостояния с имперской бюрократией в период двух Цзинь_64

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДОКТРИНАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ БУДДИЗМА В КИТАЕ В ПЕРИОД ВЭЙ И ДВУХ ЦЗИНЬ.

3.1. Становление переводческой и письменной традиции_86

3.2.Становление религиозно-философских принципов буддизма в контексте его взаимоотношения с конфуцианством и даосизмом_110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_137

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что рассматриваемый период истории Китая эпох Вэй (220-265 гг.) и двух Цзинь (265-420 гг.) представляет собой важнейший этап в истории Китая и является качественно новым этапом развития буддизма на Дальнем Востоке. Это была историческая веха, когда разрушилась империя Хань, начался распад единой китайской государственности, растянувшийся на долгие века. Распад единой государственности обусловил глубокий кризис как в социально-экономической, так и в духовной сферах, характеризующийся падением прежних ценностей в нравственной, культурной, социальной сфере. Утрата прежних ценностей способствовала возникновению благоприятных условий для проникновения в китайское социокультурное пространство новых идей и ценностей. Так, в Китай стал проникать буддизм, основные идеи и ценности которого постепенно были восприняты в обществе. В истории Китая проникновение буддизма стало новым явлением, поскольку до этого времени для культуры Китая характерно было неприятие и отторжение всего чужеземного. Во многом оказывая свое культурное влияние на соседние страны, Китай взамен не воспринимал практически ничего нового, что обусловило огромные трудности в становлении буддизма в этой стране. Эпоха династий Вэй и двух Цзинь явилась переломным периодом в истории политического, социального и культурного развития Китая, не только в связи с кризисом прежних ценностей ханьской эпохи, но и с распространением нового для Китая религиозного учения. Она стала переломной и для буддизма, не встречавшегося до этого с равными, по-своему уровню культурного развития, цивилизациями.

Поэтому исследование истории Китая периода Вэй и двух Цзинь в контексте распространения и становления буддизма имеет исключительную важность и научную значимость. Большую значимость

имеет комплексное рассмотрение политических, социальных и духовных аспектов распространения и становления буддизма в этой стране. Между тем, в отечественной литературе отсутствует комплексное исследование, непосредственно относящееся к истории распространения и становления буддизма, которое касается царств У, Шу, Вэй, империй Западной и Восточной Цзинь, относящихся к указанному периоду. Исследование данного вопроса поможет более полно воссоздать историю Китая эпохи раннего средневековья.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование истории Китая периода Вэй и двух Цзинь в отечественной литературе отражено, главным образом, в литературе, посвященной общей истории Китая. Специальных исследований этой эпохи нет, за исключением работы, написанной Крюковым М.В., Малявиным В.В. и Софроновым М.В. «Китайский этнос на пороге средних веков» (М., 1979), а также переводов династийных хроник «Цзинь шу», переведенных А. А. Бокщанином и Лин Кюнъи.

Работа Крюкова М.В., Малявина В.В. и Софронова М.В «Китайский этнос на пороге средних веков» посвящена важному этапу этнической истории китайцев, когда в III—VI вв., на грани древности и средневековья, в культуре и самосознании древнекитайского этноса произошли коренные изменения. В ней отражены все аспекты духовной и материальной культуры китайского этноса, описаны его история и основные внешние и внутренние факторы, влиявшие на его формирование в указанное время. Из числа литературы, в которой излагается история периодов Вэй и Цзинь в контексте общей истории Китая следует назвать: «История Китая с древнейших времён до начала XXI века» в 10 т. Т. III. Троецарствие, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907) (М., 2014), «История Востока», в 6 т. Т. 2. Восток в средние века (М., 2002), «История Китая» (М., 2002) и др. Отдельные аспекты, касающиеся административно-бюрократических принципов

императорского Китая освещены в диссертационном исследовании Мазур Т.Г. «Конфуцианство как идеология служивого сословия в сочинениях Хань Юя»1 (Улан-Удэ, 2003).

Становление буддизма в рассматриваемый период получило отражение в трудах отечественных ученых Алексеева В.М., Мартынова А.С., Торчинова Е.А., Чебунина А.В., Малявина В.В., Янгутова Л.Е., Ермакова М.Е., Абаева Н.В., Хабдаевой А.К.

В фундаментальном труде Алексеева В.М. «Китайская народная картина» (М.,1966) подробно рассматривается взаимоотношение буддизма с конфуцианством, описывается как конфуцианство враждебно отнеслось к буддизму. Он полагал, что конфуцианство явилось «главным препятствием» для проникновения буддизма в Китай, вместе с тем оно немало и позаимствовало от него2. Взаимоотношение буддизма с государством в рассматриваемый период затрагивает Мартынов А.С. в предисловии к сборнику статей «Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии» (М., 1982). Этот же вопрос он поднимает в статье «Учения и религии в Восточной Азии в период средневековья», написанной в соавторстве с Е.Б. Поршневой . В этих работах буддизм рассматривается в контексте политической культуры императорского Китая. Проблема распространения буддизма в Китае, в том числе и в периоды Вэй и двух Цзинь анализируются Е.А. Торчиновым4 и А.В. Чебуниным 5 . В статье «Даосско-буддийское взаимодействие» Торчинов Е.А. анализирует взаимоотношение даосского и буддийского учений6. О проблемах китаизации буддизма говорится в статьях Малявина В.В.: «О месте буддизма в китайской культуре» (Общество и государство в Китае. М., 1980). К вопросу о взаимодействии буддизма с китайской традицией (Тезисы Всесоюзной Буддологической конференции. М., 1987). Он критически оценивает предыдущие суждения о китаизации, предлагает рассмотреть её как «заполнения пустот, оставленных древнекитайской мудростью».

Другими словами, Малявин считает, что успех распространения буддизма в Китае заключается не в том, что он приспособился к местным традициям, а в том, что он привнес в неё нечто новое. Проблема становления буддизма в период Вэй и двух Цзинь, а также взаимоотношению буддизма с конфуцианством и даосизмом рассматриваются в монографиях Янгутова Л.Е. «Традиции Праджняпарамиты в Китае» (Улан-Удэ, 2007); «Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма» (Новосибирск 1995); «Китайский буддизм тексты, исследования, словарь» (Улан-Удэ, 1998), а также в его статьях7.

История династий Вэй и двух Цзинь в китайской литературе получила освещение в таких трудах, как династийные хроники Фан Сюаньлиня «Цзинь шу» (История династии Цзинь. Пекин, 1958.), также в работах Ван Чжу-ло «Вэй Цзинь Наньбэйчао Суй чу Тан ши» (История Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, Суй и начала Тан) (Шанхай, 1961), Тан Чан-жу «Вэй Цзинь нань бэй ши луньцун» (Сборник статей по истории Вэй, Цзинь Южных и Северных династий) (Пекин,1955), Шан Юэ «Чжунго лиши ганъяо» (Очерки истории Китая) (Пекин, 1954).

Большое внимание буддизму периода Вэй и двух Цзинь уделяется в работах китайских ученых. Здесь в первую очередь необходимо назвать имена Тан Юнтуна, Фан Литяня, Жэнь Цзиюя, Хун Сюпина, Сюй Лихэ, Люй Чэна. В фундаментальном труде Тан Юнтуна «Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяо ши» (^ШЩЩШ^ШШШ, История буддизма в период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств (Пекин. 1963. Т. 1, 2.) дается детальный анализ переводческой деятельности в период Вэй и Двух Цзинь, включая и период Южных и Северных царств. В другой его монографии «Вэй Цзинь сюаньсюэ лунь гао» (

Сюаньсюэ эпохи Вэй - Цзинь) (Пекин, 1957) рассматривается становление и развитие школы сюаньсюэ, её влияния на становление буддизма. Буддизм рассматриваемых периодов

исследуется в работах известных китайских ученых Фан Литяня «Вэй Цзинь Наньбэйчао фоцзяо луньцун», (Исследования

китайского буддизма периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных царств), (Пекин, 1982) и Жэнь Цзиюя «Чжунго чжэ сюэ ши лунь (Очерки истории китайской философии) (Шанхай, 1981), а также в сборнике его статей «Хань-Тан Чжунго фоцзяо сысяи луньцзи» (Сборник статей об идеологии китайского буддизма с эпохи Хань до эпохи Тан), (Пекин, 1981). В этих работах большое внимание уделяется формированию сотериологической и философской стратегии китайского буддизма. В статье Хун Сюпина «Синтез сюаньсюэ и буддизма, Шесть школ и семь направлений и вклад сочинения Сэн Чжао «Чжаолунь»» рассмотрен процесс китаизации буддизма, рассматривается влияние учения сюаньсюэ на становление школы люцзяцицзун, роли и месте метода «гэ-и» в переводческой деятельности ранних буддистов, критическое отношение к учению шести школ и семи направлений выдающегося буддийского религиозного деятеля эпохи Восточная Цзинь Сэн Чжао (Вестник БНЦ, 2016). Здесь мы также отметим работы Сюй Лихэ. Фоцзяо чжэнфу Чжунго (Покорение Китая буддизмом), (Пекин, 1998); и Янь Яочжун. «Фо цзяо цзелюй юй Чжунго шэху» (Буддийские заповеди и китайское общество) (Шанхай, 2007). В последней работе рассматривается становление буддийской монастырской системы. Среди работ китайских исследователей следует особо выделить фундаментальные исследования «Чжунго фоцзяо» ФШШ^ (Китайский буддизм) (Шанхай, 1996) и «Чжунго фоцзяо тунши» ФШШ^Ж^. (Всеобщая история китайского буддизма) (Цзянсу, 2010).

В западной литературе этой проблеме посвящены следующие работы: Ch'en K.K.S. Buddhism in China: A historical Survey. Princeton, 1964; Ch'en K.K.S. The Chinese transformation of Buddhism. Princeton, 1973; Zurcher E. The Buddhist Conquest of China: The spread and adaptation

of Buddhism in early medieval China. Leiden, 1959; Wright A.F. Buddhism in Chinese History. L., 1959., Reichelt Karl L. Truth and tradition in Chinese Buddhism / Reichelt Karl L. - Pasadena CA: The Oriental Book Store, 1990., W.E. Soothill. The three religions of China: the interrelationship between Confucianism, Buddhism and Taoism / W.E. Soothill - Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press International, Incorporated, 1973. и другие.

Вместе с тем, в указанных работах, как было отмечено выше, проблема комплексного рассмотрения политических, социально-экономических и духовных аспектов распространения и становления буддизма, непосредственно касающегося истории Китая периода Вэй и двух Цзинь не получила должного освещения. Не получило освещение в отечественной литературе развитие буддизма непосредственно в царствах Вэй, У, Шу, империях Западной и Восточной Цзинь.

Целью диссертационной работы выявление политических, социально-экономических и духовных аспектов распространения и становления буддизма в истории Китае периода правления династий Вэй и двух Цзинь.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть причины кризиса Ханьской империи и формирования царств Вэй, Шу и У, дать характеристику социально-политической и экономической обстановки Китая в период правления династий Вэй и двух Цзинь как предпосылке распространения и становления буддизма;

- представить духовную культуру Китая периода Вэй и двух Цзинь в контексте мировоззренческих оснований распространения и становления буддизма в Китае;

- дать оценку взаимоотношениям государственной власти и представителей буддийского монашества;

- выявить основные этапы становления буддийской сангхи в контексте её, во-первых, адаптации к социокультурным условиям Китая и, во-вторых, противостояния имперской бюрократии;

- охарактеризовать становление переводческой традиции в Китае в период становления буддизма, сыгравшей важнейшую роль в создании свода буддийских сочинений на китайском языке;

- выявить условия становления собственно китайских принципов буддизма в контексте его взаимодействия с конфуцианством и даосизмом.

Объектом исследования является буддизм в Китае периода правления династий Вэй (220-265 гг.) и двух Цзинь (265-420гг).

Предметом исследования является всесторонний комплексный анализ распространения и становления буддизма в Китае в период правления династий Вэй и двух Цзинь.

Территориальные и хронологические рамки исследования ограничены территорией Китая эпохи Вэй и двух Цзинь (Ш^ вв.) и охватывают период с конца правления империи Хань (220 г.) и до конца правления династии Цзинь (420 г.).

Источниковую базу исследования составляют династийные хроники Поздней Хань (Хоу Хань шу, ^ХХ^), Троецарствия (Сань го чжи НШ^) и Цзинь (Цзинь шу, В «Хоу Хань шу» ()

подробно описывается социально-экономическая обстановка в Китае в последние годы правления империи Хань и причины ее распада. Наше внимание уделено цзюаням 8,9, 79, в которых рассказывается об обстановке в Китае во время правления императора Лин-ди и после его смерти, о последних годах империи, когда правил император Сянь-ди, о начавшихся набегах соседних племен и, в целом, нестабильной ситуации в стране. В «Саньго чжи» (НШ^) описываются взаимоотношения трех царств, борьба между царствами за власть, внутриполитическая и экономическая ситуация в каждом из трех царств (Вэй, Шу, У). «Цзинь шу» посвящена эпохе правления династий Цзинь, в ней также рассматриваются экономические, социальные и политические аспекты.

Особое внимание мы уделили разделу «Записи о продовольствии и ценностях», где развернуто показана экономическая ситуация в период правления династии Цзинь.

Нами уделено большое внимание работам китайских авторов, основанным на оригинальных китайских источниках, таким как «Общая история китайской идеологии» ( Ф Ш ® Ш Ж ), «Всеобщая история китайского буддизма» (ФШШ^Ж^.), работе известного китайского ученого Тан Юнтуна «История буддизма в период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств» ( которая

посвящена изучению буддизма в период его становления и распространения в Китае.

Методология и методы исследования. Работа представляет собой комплексное исследование, проведенное с помощью сравнительно-исторического метода. Также в работе был использован метод терминологического анализа, с помощью которого мы даем определении терминам, а также ретроспективный метод, позволивший нам рассмотреть изучаемую тему в развитии. В центре внимания исследования — распространение и становление буддизма в эпоху Вэй и Цзинь. Основная проблема данной диссертации анализируется в историческом, религиоведческом и историко-философском аспектах. В работе используется системный подход, способствующий раскрытию истории буддизма Китая. Методологической базой при написании диссертации послужили также исследования китаеведов, как в сфере истории, так и в религиоведении и философии. Научная новизна исследования состоит в следующем: - в диссертационном исследовании впервые изучены становление и развитие буддизма в царствах Вэй, Шу, У, империях Западная и Восточная Цзинь в условиях многообразия и взаимозависимости социально-исторических, экономических, политических,

идеологических и философских аспектов истории Китая в III-V вв.. Выявлено, что экономическое и социальное положение в Китае периода династий Вэй и Западная Цзинь подготовило условия для социальной востребованности буддизма, обусловившей его внедрение в широкие слои населения, однако это еще не означало его окончательное становления в Китае. Буддизм окончательно утвердился в Китае лишь тогда, когда его социальная значимость была дополнена политической востребованностью в нем, произошедшей в период Восточной Цзинь;

- обосновано, что процессы изменения в духовной культуре Китая в период династий Вэй и двух Цзинь стали отражением тех процессов, которые происходили в послеханьский период разброда и шатаний, с другой стороны, послужили подготовительной почвой для внедрения нового, иноземного учения в социокультурное пространство Китая, отвергавшего до этого все некитайское;

- определено, что отношение власти к буддизму в период его распространения и становления в Китае претерпело эволюцию от равнодушия и настороженности к буддизму в период Вэй и начальный период Западной Цзинь к все более возрастающему интересу к нему и противостоянию с ним в период Западной Цзинь и в начале Восточной Цзинь и, наконец, полное его принятие, поддержка и использование в политических целях в период Восточной Цзинь;

- установлено, что буддийская сангха в период своих неокрепших и слабых позиций в Китае, в условиях противостояния с бюрократической властью империи Западной Цзинь, продолжала сохранять свой независимый от государства статус, однако по мере укрепления и окончательного утверждения буддизма в Китае и поддержки её со стороны правящих кругов Восточной Цзинь, постепенно стала утрачивать свою независимость и постепенно подчиняться государственной власти;

- обосновано, что специфические особенности китайского языка и

традиционной менталитет китайцев обусловили тот факт, что распространение в Китае буддизма началось не с устных проповедей буддийскими миссионерами их идей и ценностей, как это было в других странах, а, непосредственно, с переводов буддийской литературы на китайский язык;

- определено, что в период Восточной Цзинь буддизм претерпел качественно новый этап в своем развитии, связанный со становлением в Китае собственно китайских философских и сотериологических принципов, обусловленных рядом причин: успехами китайских буддистов в переводческой деятельности, богатыми философскими традициями Китая; специфическими особенностями религиозных верований Китая, которым характерна прагматическая направленность и отсутствие идеи спасения; конфуцианским менталитетом китайцев; схожестью идей даосской философии и, в первую очередь, идей школы сюаньсюэ с праджняпарамитскими; консерватизмом китайского менталитета; и наконец, политической культурой Китая, основанной на почитании государственной власти.

Положения, выносимые на защиту:

1. Период правления династий Вэй и двух Цзинь характеризуется глубоким кризисом, как в социально-экономической, так и в духовной сфере, связанным с падением империи Хань. В условиях становления в Китае новых философско-мировоззренческих ценностей, новых социально-политических устоев и формирования новой государственности, новых отношений, характерных для раннесредневекового общества, его богатейшее культурное наследие перестало отвечать их социальным и политическим запросам. Оно стало недостаточным и в духовной сфере, что неизбежно приводило к поиску новых ценностей и ориентиров, что создавало условия для проникновения буддизма в Китай.

2. В период правления династий Вэй и двух Цзинь происходят большие

изменения в духовной жизни Китая. Изменился статус конфуцианства, которое было официальной идеологической доктриной империи Хань. Сохраняя свои позиции в административно-бюрократической сфере, оно постепенно теряло свои позиции в духовной и философско-мировоззренческой сферах. Происходило переосмысление конфуцианских ценностей. Даосизм после восстания «желтых повязок» также претерпевал критическое переосмысление. Сложившаяся обстановка нестабильности, постоянных внутренних войн и набегов способствовала росту популярности отшельничества, бегства от суетности общественной и политической жизни, большую популярность приобретала медитация. Это был период поисков новых идей, нового отношения к традиционной философии.

3. Период эпох Вэй и двух Цзинь стал ключевым в истории становления буддизма в Китае, именно в этот период решался вопрос быть или не быть буддизму в Китае. Судьба буддизма в Китае зависела от многих факторов, в том числе от отношения власти к нему. Отношение власти к буддизму в царствах Вэй, Шу, У было неоднозначным. В царстве Вэй власть относилась к распространению буддизма на своей территории нейтрально и сдержанно, в Царствах У и Шу правители проявляли настороженное отношение и определенный интерес. В период Западной Цзинь постепенно проявилось внимание и заинтересованность в нем, а в период Восточной Цзинь - полное принятие и поддержка. Поддержка буддизма со стороны власти была продиктована тем фактом, что в период Восточной Цзинь социальная значимость буддизма в Китае была дополнена его политической востребованностью, что обеспечило ему полный успех.

4. Строительство монастырей обусловило новое явление в социокультурной жизни Китая - формирование монашества с его иерархической структурой. Оно происходило в условиях противостояния с государственной властью, начавшегося в период

Западной Цзинь и обострившегося в период Восточной Цзинь. Суть противостояния заключалась в вопросе о статусе буддийской сангхи в Китае - быть ли ей независимой от государственной власти или подчиниться ей. В эпоху Восточной Цзинь сангха была полностью подчинена государственной власти, что, в свою очередь, сказалось на укреплении позиций буддизма, он стал важным фактором социальной и политической жизни Китая.

5. Распространение буддизма в Китае тесно связано с переводами буддийской литературы с санскрита на китайский язык. Поэтому важнейшим фактором распространения буддизма в Китае стала переводческая деятельность буддийских миссионеров. Именно с переводов сложной буддийской литературы на труднодоступный, одноморфемный китайский язык, имеющий иероглифическую письменность, началась «китаизация» буддизма. В «китаизации» буддизма можно выделить следующие основные этапы: перевод буддийских ценностей с использованием метода «гэ-и»; формирование школы сюаньсюэ как результата критического переосмысления философско-мировоззренческих ценностей конфуцианства и даосизма; влияние сюаньсюэ на становление «шести школ и семи направлений», выдвижение Дао Шэном тезиса «Дунь у чэн фо» («Внезапное достижение состояния Будды»), отражающий менталитет китайцев, основанный на прагматизме.

6. Период Вэй и двух Цзинь характеризуется началом широкого внедрения буддизма в Китай и приспособления его к китайской культурной почве; установлением монастырской системы, активной переводческой деятельностью буддийских миссионеров. В период Восточной Цзинь социальная востребованность в буддизме была дополнена политической востребованностью в нем. Этот период характеризуется участием буддийских деятелей в политических процессах, использованием буддийской теории и деятельности сангхи в

государственной политике империи, как внутри страны, так и во внешних связях, формированием собственно китайских религиозно-философских принципов буддизма в контексте его взаимоотношения с местной традицией.

Теоретическая и научно-практическая значимость. Основные положения данной диссертации могут быть востребованы для дальнейшего теоретического исследования истории, культуры и религии Китая эпохи Вэй и Цзинь. Материалы диссертации по истории буддизма Китая эпохи Вэй и Цзинь могут применяться в разработке отдельных аспектов истории, религии и культуры Китая. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории и религии Китая.

Апробация результатов исследования. По материалам диссертации написаны 5 статей, из них 4 ВАК. Материалы диссертации апробированы в виде выступлений на конференциях «Буддизм в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2014); Международный семинар Ч.1. «Буддизм в Тибете, Монголии и Бурятии: проблемы и перспективы исследования». Улан-Удэ. Июль. 2015. «Буддизм и трансформация традиционных мировоззрений народов России, Внутренней и Восточной Азии» посвященный 80-летию его святейшества Далай Ламы. Улан-Удэ, 2014.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, каждая включает в себя по 2 параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ОБСТАНОВКА КИТАЯ ЭПОХИ ВЭЙ И ДВУХ ЦЗИНЬ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ БУДДИЗМА 1.1. Социально-экономическая и политическая обстановка в Китае периода правления династий Вэй и двух Цзинь.

Послеханьский период в истории Китая характеризуется, главным образом, политической и социальной неустойчивостью, междоусобными войнами, а также нестабильностью в экономической сфере.

Империя Хань - могущественная и процветающая, была основана Лю Баном в 206 году до н.э. Но империя пала по ряду причин, основной причиной стало ослабление централизованной власти, раздел власти, междоусобные войны и нашествие кочевников. Власть не справлялась с проблемами, возникшими в этот период. И переломным моментом стало восстание «желтых повязок». Оно было весьма знаковым явлением в истории Китая. Это восстание явилось свидетельством кризиса ханьского правления и, как его следствие, - кризиса его официальной идеологии -конфуцианства, поскольку идеологами восстания явились даосы, находившиеся в оппозиции к конфуцианству. Возможность самого восстания была обусловлена возросшей популярностью даосской философии. В известной хронике «Хоу-Хань шу» («», «История поздней династии Хань»), составленной Фань Е, говорится: «Весной первого года [правления под девизом] Чжун-пин (184 г.), во втором лунном месяце Чжан Цзюэ, уроженец Цзюйлу назвал себя «Желтым Небом». У него было 36 десятитысячных отрядов [приверженцев], и все они носили на голове желтые повязки. Они выступили в один и тот же день. Население [княжеств] Аньпин и Ганьлин, откликнувшись [на их призывы], захватило своих ванов. Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что Цжан Цзюэ собрал под свое начало «36 десятитысячных отрядов [приверженцев]». Восстание под руководством даоса Чжан Цзюэ говорит о широкой популярности даосских идей, противопоставленных

17

официальному конфуцианству. «Желтое Небо», о котором говорит Фань Е - это, провозглашенная Чжан Цзюэ, новая эра, которая принесет миру радость, равенство, счастье и навсегда покончит с эрой «Синего Неба», ставшего символом зла и несправедливости ханьского времени. В знак приверженности новым идеям повстанцы повязывали на голову желтые повязки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Орбодоева, Марина Валерьевна, 2017 год

Список литературы.

Источники.

1. Вэй Шу ( Ш ^ ) [электронный ресурс] режим доступа: http: //guoxue.lishichunqiu.com/shibu/weishu

2. Саньго-чжи ( Н jj М ) [электроный ресурс] режим доступа: http: //www.guoxue.com/shibu/24 shi/sangzz/sgzzml .htm

3. Цзинь шу ( Щ ^ ) [электронный ресурс] режим доступа: http: //guoxue.lishichunqiu.com/shibu/j inshu

На русском языке.

1. Абаев Н.В. Чань буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н.В. Абаев. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. - 125 с.

2. Абрамова Н.А. Конфуцианство в духовной культуре Китая: социально- политические традиции и современность / Н.А. Абрамова. -Чита: ЧитГУ, 2001. - 123 с.

3. Абрамова Н.А. Политическая культура Китая: Традиции и современность / Н.А. Абрамова. - М.: Муравей, 2001. - 318 с.

4. Алексеев В.М. Китайская литература // Избранные труды. М., 1978.594 с.

5. Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях / В.М. Алексеев. - М.: Наука, 1966. - 260 с.

6. Баяртуева Е.Ж. Становление письменной традиции Праджняпарамиты в Китае (IV-VI вв. н.э.). / Е.Ж.Баяртуева. Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ. — 2007. — 120 с.

7. Буддизм и государство на Дальнем Востоке./ Сборник статей.// Отв.редактор Л.П.Делюсин. М. «Наука». 1987г. - 232 с.

8. Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии // Отв. ред. Р.Е. Пубаев. Новосибирск, 1985. - 127 с.

9. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии // Отв. ред. К.М. Герасимова. Новосибирск, 1980. - 176 с.

10. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии // Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин. М., 1982. - 320 с.

11. Буддизм. Словарь. // Под ред. Жуковской Н.Л., Игнатовича А.Н., Корнева В.И. М., 1992. - 288 с.

12. Буров В.Г. Современная китайская философия, М., 1980. - 311 с.

13. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае / Ф.С. Быков. - М.: Наука, 1966. - 242 с.

14. Васильев В.П. Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм. / В.П. Васильев - Спб.,1873. - 185 с.

15. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. -М .: Наука, 1970. - 484 с.

16. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства / Л.С. Васильев - М .: Наука, 1983. —327 с.

17. Введение в буддизм. / Под ред. В.И.Рудого. - СПб ., 1999. - 185 с.

18. Гране М. Китайская мысль / Пер. с фр. В.Б.Иорданского;Общ. ред. И.И. Семененко.М.: Республика, 2004. - 526 с.

19. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры./ А.Я. Гуревич - М., 1984. - 350 с.

20. Гуревич И.О. Очерк грамматики китайского языка. III—V вв./ И.О. Гуревич - М., 1974. - 264 с.

21. Древнекитайская философия. / ред. Ян Хин- Шун. Т. 2. - М ., 1972. -384 с.

22. Древнекитайская философия. / ред. Ян Хин- Шун.Т. 1. - М ., 1972. -363 с;

23. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. - 523 с.

24. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М.В. Крюков,

142

Л.С. Переломов, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров - М.: Наука, 1983. - 416 с.

25. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит.,2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. М. - 2006. -727 с.

26. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. // Пер. с англ. А. М. Кабанова. — СПб.: ОРИС, ЯНА-ПРИНТ, 1994. — 336 с.

27. Елисеефф В. Цивилизация классического Китая / В. Елисеев. - 2007. - 104 с.

28. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма / М.Е. Ермаков - СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.

29. Ермакова Т.В. Классическая буддийская философия / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская, В.И. Рудой. СПб.: Лань. - 1999. - 544 с.

30. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии: сб. ст. / под ред. Л.Е. Янгутова. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. - 1995. - 143 с.

31. Избранные сутры китайского буддизма / отв. ред. Е.А. Торчинов -СПб.: Наука. - 1999. - 464 с.

32. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др.; [Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян]. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. - 1995. - 716 с.

33. История династии Цзинь («Цзинь шу») (пер. А. А. Бокщанина и Лин Кюнъи) Текст воспроизведен по изданию: Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье. М. Наука. - 1980.

34. История древнего востока. // Под ред. В.И.Кузищина. Издательство «Высшая школа» - 1979 . - 456 с.

35. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века / Гл. редкол. : И90 Р.Б. Рыбаков (пред.) и др.; [Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян]. — М.: Вост. лит. - 2002. — 716 с.

36. История китайской философии / Пер с кит. В. С. Таскина; Ред. М.Л. Титаренко-М.:Прогресс. - 1989. - 551 с.

37. История Китая с древнейших времён до начала XXI века. В 10 т. Т. III. Троецарствие, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907). Отв. редакторы —д.и.н. И.Ф. Попова, д.ф.н. М.Е.Кравцова (Ин-т восточных рукописей РАН, г.Санкт-Петербург).// М.: «Восточная литература». - 2014.

- 992 а

38. История Китая./ Под ред. Меликсетова А.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.

- 2002. - 736 с.

39.К. Эрикер. Буддизм / Эрикер К.; пер. с англ. Л. Бесковой. - М.: Фаир-Пресс. - 1999. - 304 с.

40. Китайская философия. Энциклопедический словарь./ под ред. М.Л. Титаренко - М . - 1994 - 652 с.

41. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М.,«Художественная литература», 1972. — 925 с.

42. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова СПб.: Лань, 1999. - 416 с.

43. Крюгер Р. Китай. История страны. /Пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдберга; предисл. К. Королёва. М.: Эксмо - 2008. - 549 с.

44. Лукьянов А.Е. .Лао цзы и Конфуций. Философия Дао. / А.Е. Лукьянов. М . - 2000. - 384 с.

45. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. / А.Е. Лукьянов. М . -1989. - 188 с.

46. Мазур Т.Г. Конфуцианство как идеология служивого сословия в сочинениях Хань Юя: автореф. дисс... канд. филос. наук: 09.00.11 /Т.Г. Мазур. Улан-Удэ - 2003. - 21 с.

47. Малявин В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография». - 2001. - 632 с.: илл., карт

48. Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока / Отв. ред. М.Т. Степанянц, ред.-сост. Г.Б. Шаймухамбетова. М. - 1986. Ч. 1, 2.

49. Методологические проблемы изучения истории философии Зарубежного Востока /Отв. ред. М.Т. Степанянц, Г.Б. Шаймухамбетова. М.

- 1987.

50. Мифы народов мира. Энциклопедия. / гл.ред С.А. Токарев М. - 1991. —Т.2 - 719 с.

51. Мифы народов мира. Энциклопедия. М. - 1991. — Т.1 - 671с.

52. Народы и религии мира. Энциклопедия. / гл.ред. В.А Тишков М. -

1998. - 928 с.

53. Поршнева Е.Б. Учение "Белого Лотоса" — идеология народного восстания. 1796—1804 гг. / Е.Б. Поршнева. М. -1971. - 194 с.

54. Розенберг О.О. Труды по буддизму / О.О. Розенберг. М.: Наука -1991. - 295 с.

55. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае./ В.А. Рубин. М. -

1999. - 384 с.

56. Симоновская Л.В., Юрьев М.Ф. История Китая с древнейших времен до наших дней / Л.В. Симоновская. М.: Наука -1974. - 534 с.

57. Степанянц М.Т. О некоторых общих проблемах изучения истории философии Зарубежного Востока / М.Т. Степанянц // Методологические проблемы изучения истории философии Зарубежного Востока. М. - 1987.

- 184 с.

58. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций / Е.А. Торчинов. СПб.: С.-Петерб. Философ. о-во. - 2000. - 304 с.

59. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны./ Е.А. Торчинов — СПб. «Петербургское Востоковедение». - 2002 — 320 с.

60. Философия китайского буддизма / пер. Е.А. Торчинов// СПб. - 2001.

- 256 с.

61. Хабдаева А.К. Концепция Абхидхармы в китайско-буддийской культурной традиции // автореф. дисс... канд. истор. наук: 024.00.01. /А.К. Хабдаева. - Улан-Удэ, 2001. - 25 с.

62. Халтаева О.Р. Религиозные верования и учения в системе государственного управления Древнего и Средневекового Китая/ О.Р. Халтаева // дисс.на соискание ученой степени кандидата наук, Чита, 2016 г.- 126 с.

63. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / пер. с китайского, исслед., коммент. и указатели М.Е. Ермакова: в 3-х т. Т. I (Раздел 1: Переводчики) / отв. ред. Л.Н. Меньшиков. М.: Наука. ГРВЛ -1991. - 251 с.

64. Чебунин А.В. История проникновения и становления буддизма в Китае / А.В. Чебунин. Улан-Удэ - 2009. - 278 с.

65. Чебунин А.В. Социально-антропологический аспект в древней и средневековой китайской философии (до X в.): автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.В. Чебунин. Улан-Удэ: Изд-во БГУ. - 2001. - 24 с.

66. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. Ф.И. Щербатской. М. - 1988. - 426 с.

67. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. / Ф.И. Щербатской. - Пг., 1919. - 48 с.

68. Этика и ритуал в традиционном Китае: сб. ст. М.: Наука, - 1988. - 331 с.

69.Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае / Ян Хиншун. М.: Наука - 1984. - 181с.

70.Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии / Ян Юнго. - М.: Мысль, 1957. - 321 с.

71. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. / Л.Е. Янгутов. Новосибирск. - 1995. - 224с.

72. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: Тексты, исследования, словарь./ Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ - 1998. - 160с.

73. Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. /Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ - 2007. - 272с.

74. Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь / отв. ред. Н.П. Аникеев / Л.Е. Янгутов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е - 1982. - 142 с.

75. Янгутов Л.Е.. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь / Л.Е. Янгутов - Улан-Удэ: Изд-во БГУ - 1998. - 160 с.

76. Янгутов Л.Е., Хабдаева А.К. Традиции абхидхармы в Китае / Л.Е. Янгутов, А.К. Хабдаева. Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ. - 2010. - 276 с.

На английском языке

77. Ch'en K.K. The Chinese transformation of Buddism. / Ch'en K.K. Princeton. - 1973. - 345 р.

78. Rhie Marylin M. Early Buddhist art of China and central Asia. Handbuch der Orientalistik Series / Rhie Marylin M. - Boston: Brill Academic Publishers, 1999. - 962 p.

79. Robinson Richard H. Early Madhyamika in India and China / Robinson Richard H. - Reprint. - Livingston, NJ: Orient Book Distributors, 1976.

80. Wright Arthur F. Buddhism in Chinese history / Wright Arthur F. -Stanford, CA: Stanford University Press, 1959. - 144 р.

81. Wright Arthur F. Studies in Chinese Buddhism / Wright Arthur F. - New Haven, CT: Yale University Press, 1990.

На китайском языке:

82. Го Можо. Философы древнего Китая. М. 1961;

83. Жэнь Цзиюй. Чжунго чжэ сюэ ши лунь (Очерки истории китайской философии). Шанхай, 1981.

84. Лян Цичао. Фоцзинчжи чу чуанжу (Первоначальная история проникновении буддийских сутр). Пекин. 1995.

85. Сюй Лихэ. Фоцзяо чжэнфу Чжунго (Покорение Китая буддизмом). Пекин. 1998

86. Сюй Лихэ. Фоцзяо чжэнфу Чжунго (Покорение Китая буддизмом. Пекин. 1998

87. Тан Юнтун. Вэй Цзинь сюаньсюэ лунь чао (О сюаньсюэ эпохи Вэй -Цзинь). Пекин, 1957.

88. Тан Юнтун. Вэй Цзинь сюаньсюэ лунь чао (О сюаньсюэ эпохи Вэй -Цзинь). Пекин, 1957.

89. Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяо ши (История буддизма в период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств). Пекин. 1963. Т. 1, 2.

90. Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяо ши (История буддизма в период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств). Пекин. 1963. Т. 1, 2.

91. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998;

92. Чжунго фоцзяо (ФШ1Ш / ФШШШЫ&Ш). -1996, 4 Щ. - Китайский буддизм: в 4 т.

93. Чжунго фоцзяо тунши (ФШШ^Ж^. Всеобщая история китайского буддизма) Т 1. Цзянсу, 2010 г.- 621 с.

94. Фань Е «Хоу-Хань шу» («^Й^», «История поздней династии Хань») Т. 1-12. Пекин, 1982.

95. Янь Яочжун. Фо цзяо цзелюй юй Чжунго шэхуй (Буддийские заповеди и китайское общество) /Ян Яочжун.- Шанхай, 2007. - 453 с. Статьи:

96. А.К. Хабдаева. Буддизм и конфуцианство в духовной культуре Китая: проблемы диалога двух традиций Вестник Бурятского государственного университета, - 2013,№6.- С. 142-146.

97. Зайцев В.В. Представления о человеке в средневековой китайской мысли / в.В. Зайцев // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. М., 1986. Ч. 2.

98. Кобзев А.И. Методологическая специфика традиционной китайской философии / А.И.Кобзев // Методологические проблемы изучения истории Зарубежного Востока. М., 1987. - с. 43-73.

99. Кобзев А.И. О роли филологического анализа в историко-философском исследовании / А.И. Кобзев // Народы Азии и Африки. 1978.

- №5. - с. 81-93.

100. Кобзев А.И. Формирование основ китайской философии/А.И. Кобзев // Общество и государство в Китае. М., 1987. - Ч .1. - с. 24-32.

101. Комиссарова Т.Г. Монах не должен быть почтителен к императору. Из буддийской полемики в 1У-У вв. / Т.Г. Комиссарова// Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М. 1987. - С. 40-53.

102. Кравцова М.Е. Храмовое строительство в древнем и раннесредневековом Китае: факты и легенды (к социально-политической истории китайского буддизма) // Восток: философия, религия, культура. Религиоведение и востоковедение. - СПб., 2001. - С. 145-174.

103. Кучера С. Падение Восточной династии Хань в освещении Хоу-Хань шу.//Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. - М.: Вост. лит., 2002.

- С. 57-77.

104. Лукьянов А.Е. Философская и религиозная разработка понятий "ди" и "шэнь" ("предок" и "дух") в мировоззрении древних китайцев // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. М.,1986.Ч.1.

105. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция / В.В. Малявин // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - с. 256-274.

106. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция: (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае) // Этика и ритуал в традиционном Китае: сб. ст. - М., 1988. - С. 256-273.

107. Малявин В.В. О месте буддизма в китайской культуре / В.В. Малявин //Общество и государство в Китае. М., 1980. Ч. 1.

108. Мартынов А.С. О некоторых особенностях духовной культуры императорского Китая / А.С. Мартынов// Общество и государство в Китае. М., 1985. Ч. 1.

109. Мартынов А.С. Предисловие к сборнику статей "Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века". М., 1982; Мартынов А.С., Поршнева Е,Б. "Учения" и религии в Восточной Азии в период средневековья // Народы Азии и Африки. 1986. № 1.

110. Мартынов А.С., Поршнева Е,Б. "Учения" и религии в Восточной Азии в период средневековья/ А.С. Мартынов, Е.Б. Поршнева // Народы Азии и Африки. 1986. № 1.

111. Меньшиков Л.Н. Изучение древнекитайских письменных памятников / Л.Н. Меньшиков// Вестник АН СССР, 1967.- №5. - с. 59-62.

112. Торчинов Е.А. Даосизм и китайская культура: проблема взаимодействия / Е.А. Торчинов // Народы Азии и Африки, 1982, № 2. - с. 155—168.

113. Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие: Теоретико-методо логические проблемы исследований / Е.А. Торчинов // Общество и государство в Китае М., 1988. № 2. - С. 45-54.

114. Торчинов Е.А. Рационализм в раннесредневековой мысли Китая: философия сюань сюэ / Е.А. Торчинов // Рационалистические традиции и современность. Китай. Москва. 1993. - с.66-86.

115. Хун Сюпин «Синтез сюаньсюэ и буддизма, Шесть школ и семь направлений и вклад сочинения Сэн Чжао «Чжаолунь»» (

№Ш)/ Хун Сюпин // Вестник БНЦ,2016. - № 3. - с.68-77.

116. Янгутов Л.Е О роли шести школ и семи направлений (, люцзяцицзун) в становлении философских принципов буддизма в Китае./ Л.Е. Янгутов // Вестник БНЦ СО РАН - 2011 - №4.- C .141-144.

117. Янгутов Л.Е. Дао Ань в истории становления буддизма в Китае /Л.Е.Янгутов // Вестник БГУ, сер. Востоковедение.- 2006. - вып. 2. С. 306310.

118. Янгутов Л.Е. О школах средневекового китайского буддизма/ Л.Е. Янгутов // Вестник Бурятского государственного университета - 2011. -Вып.8. - С.19-28

119. Янгутов Л.Е., Цыренов Ч.Ц. О взаимоотношении буддизма с конфуцианством в период его становления в Китае в эпохи Вэй (220-265 гг. Н. Э. ), двух Цзинь (265-410 гг. Н. Э. ), южных и Северных царств (420-589 гг. Н. Э. ) (по материалам сочинений средневековых мыслителей)/ Л.Е. Янгутов, Ч.Ц. Цыренов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа, № 4 (63) - 2015. - С.61- 70.

120. Янгутов Л.Е., Чанкова И.С. Значение и роль Кумарадживы и его учеников в становлении буддизма в Китае/ Л.Е. Янгутов, И.С. Чанкова // Вестник БГУ. - 2007. - С.60- 67.

Электронные ресурсы:

121. Чжунго фоцзяо (ФШШ^«История китайского буддизма») режим доступа: cul.shangdu.com у^ШМШ [электронный ресурс]

122. http://anashina.com/fengliu/ Анашина М. Фэн лю - стиль жизни и мышления [электронный ресурс]

123. Wang Kefei, Shouyi Fan. Translations in China: a motivating force // Meta: Translators' Journal, vol. 44, N 1, 1999, p. 7-26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: www//erudite.org

124. «Завоевание царства Шу царством Вэй» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https:// ru.wikipedia.org/wiki

125. Ольга Судникович. Великая Эпоха (The Epoch Times). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/79618/34/

126. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии.

[электронный pесурс]. Режим доступа:

http://royallib.com/read/avtorov kollektiv/klassicheskaya poeziya indii kitaya _korei_vetnama_yaponii.html#821640

127. Какхун Жизнеописаия достойных монахов страны, что к востоку от моря. [электронный pесурс]. Режим доступа:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XШ/Kakchun_3/frametext.htm Перевод Ю.В. Болтач

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.