Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.19.04, кандидат технических наук Черняева, Алеся Александровна

  • Черняева, Алеся Александровна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2013, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ05.19.04
  • Количество страниц 263
Черняева, Алеся Александровна. Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды: дис. кандидат технических наук: 05.19.04 - Технология швейных изделий. Москва. 2013. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Черняева, Алеся Александровна

Оглавление

Введение

1. Факторы, влияющие на силуэт изделия при проектировании одежды

1.1 Анализ особенностей внешнего облика человека, влияющих на создание силуэтной формы изделия

1.2 Формализованное описание формы туловища человека

1.3 Анализ вопросов архитектоники и тектоники при проектировании моделей одежды на индивидуальные фигуры

1.4 Анализ способов адаптации художественных эскизов при проектировании моделей одежды на индивидуальные фигуры потребителей

1.5 Конструктивные средства, используемые для образования силуэтной формы моделей одежды

1.6 Исследование и анализ формообразующих свойств тканей, влияющих на силуэтную форму изделия

Выводы по первой главе

2. Аспекты гармонизации силуэтных форм

2.1 Концептуальная модель процесса проектирования силуэтной формы моделей одежды с учетом комплекса влияющих факторов

2.2 Формализованное описание силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм»

2.3 Формирование предпочтительных силуэтных форм моделей одежды на типовые и индивидуальные фигуры потребителей

2.4 Разработка способа адаптации силуэтных контуров художественных эскизов на типовые и нетиповые фигуры потребителей в инженерном проектировании

2.5 Предпосылки для совершенствования бесконтактного метода определения размерных характеристик сложного объекта

2.6 Разработка информационного обеспечения для программного комплекса измерения параметров тела человека, модели одежды и системы «человек -костюм» по фотографическим изображениям

Выводы по второй главе

3. Разработка основ тектоники моделей одежды с учетом пакета материалов

3.1 Разработка программы эксперимента по выявлению влияния компонентов тектоники на пространственную ориентацию силуэта изделия

3.2 Маркетинговое исследование для обоснования выбора конструктивных решений и элементов структуры пакета материалов женских жакетов

3.3 Разработка системы классификации и кодирования структуры плечевого изделия и пакета материалов

3.4 Исследование влияния модификаций модельных конструкций и формообразующих свойств тканей верха на силуэтную форму модели одежды97

3.5 Установление влияния свойств и структуры пакета материалов на пространственную взаимосвязь изделия с фигурой

3.6 Установление количественных взаимосвязей между параметрами компонентов тектоники моделей одежды с учетом пакета материалов

Выводы по третьей главе

4. Разработка методики комплексного проектирования моделей одежды заданной силуэтной формы

4.1 Алгоритм реализации метода проектирования моделей одежды заданной пространственной формы

4.2 Программный модуль измерения параметров системы «человек - костюм»

4.3 Автоматизированный способ пространственной адаптации силуэтных форм художественных эскизов моделей одежды на типовые и нетиповые фигуры

потребителей

4.3 Апробация методики проектирования моделей одежды заданной пространственной формы

4.5 Промышленная апробация методики комплексного проектирования силуэтной формы моделей женской одежды

Выводы по четвертой главе

Общие выводы по работе

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Сокращения

БД - база данных

БК - базовая конструкция

ВО - внешний облик

ГИ - графическое изображение

ГМ - графическая модель

ГО - графический образ

ГСФ - графическая силуэтная форма

ДСМ - древнерусская система мер

МГУДТ - Московский государственный университет дизайна и технологии

МК - модельная конструкция

ИМ - исходная модель

ИМК - исходная модельная конструкция

КДЭ - конструктивно декоративные элементы

КМ - конструктивное моделирование

КП - конструктивный параметр

ММ — математическая модель

МО - модель одежды

РП - размерный признак

ТЭ - технический эскиз

УПФ - условно-пропорциональная фигура

ФС - формообразующие свойства

ФЭ - формообразующие элементы

ХКП - художественно-конструктивный признак

ЦНИИШП - Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Технология швейных изделий», 05.19.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды»

Введение

С переходом современного общества к новым экономическим отношениям, ориентированным на свободный рынок, произошли значительные изменения в социально-экономических условиях функционирования предприятий швейной промышленности и отношении потребителей к качеству выпускаемых изделий [1, 2, 3]. В период насыщения рынка сбыта одеждой, наряду с обеспечением эстетических и эргономических показателей, предъявляются требования к возможности формирования гармоничного внешнего облика средствами костюма [4].

Важным условием гармонизации визуального образа потребителей является всесторонний учет объективной и точной информации о их внешнем облике. Персонифицированный подход к его созданию, с максимальным учетом морфологических особенностей внешней формы фигур, а также использования средств художественного и конструктивного формообразования, возможен на базе метода визуализации системы «человек-костюм» в рамках общей методологии процесса адресного проектирования одежды [4, 5, 6, 7].

Существующие методы традиционного проектирования моделей изделий, а также методы, реализованные в 2Б [8, 9, 10, 11, 12, 13] или ЗЭ САПР [14, 15, 16, 17] одежды, направлены на воплощение в готовом изделии дизайнерской идеи, заложенной в художественном эскизе, главным образом, с точки зрения эстетики восприятия проектируемой внешней формы. На основе принципов архитектоники, определяющей организационную взаимосвязь внешней формы модели и ее внутреннего содержания, решаются вопросы, связанные с пропорциональной адаптацией исходных стилизованных эскизов с учетом основных габаритов фигур индивидуальных потребителей. При этом задачам эстетичности пространственной организации силуэтных форм моделей, на уровне конфигурации очертаний их контуров, и ориентации относительно поверхности фигур с различными морфологическими особенностями, не уделяется должного внимания. Однако, с точки зрения эстетики восприятия проектируемого визуального образа человека,

необходимо осуществлять адаптацию структурных составляющих целой формы не только по гармонизации пропорциональных уровней, но и с учетом ориента-ционной связи в системе «человек - костюм».

Для обеспечения точного соответствия заданной силуэтной формы готовому изделию требуются знания закономерностей тектоники моделей одежды, определяющей переход к вещественной структуре формы на уровне ее физических характеристик. Современные исследования, связанные с конструктивным формообразованием в одежде, посвящены вопросам создания различных пространственных геометрических форм в однослойных изделиях, а также степени их объемности с учетом формообразующих свойств тканей [5, 6, 18]. Недостаточный учет формообразующих свойств тканей верха, возможностей модификации (согласно заданному эскизу) формообразующих элементов модельных конструкций, а также влияния структуры и свойств пакета материалов на образование силуэтной формы изделия и ее ориентации относительно поверхности фигуры приводит к необходимости проведения дополнительных примерок для уточнения очертаний проектируемой формы модели в соответствии с исходным замыслом и, как следствие, увеличивает трудоемкость ее разработки.

Вследствие многообразия факторов, влияющих на формирование силуэтной формы новой модели на различных этапах ее проектирования, и отсутствия закономерностей взаимосвязи тектонических компонентов: формы, конструкции и материала, - процесс разработки изделий, включающих пакет материалов, опирается на накопленный опыт конструирования и осуществляется в значительной степени субъективно.

Чтобы получить объективный инструментарий обеспечения корректности заданной силуэтной формы, адекватной как замыслу дизайнера, так и морфологическим особенностям внешнего облика индивидуальных потребителей, необходимо разработать комплексный метод, учитывающий принципы архитектоники и закономерности тектоники в их взаимосвязи и взаимовлиянии, что позволит осуществлять прогноз итоговых параметров силуэтной формы на стадии эскизного проектирования.

Поэтому исследование и выявление закономерностей, поэтапно определяющих гармонизацию проектируемой силуэтной формы и ее воплощение в модельной конструкции с учетом структуры и свойств пакета материалов и возможности контроля пространственной ориентации, является актуальным.

Целью работы является разработка метода комплексного проектирования модельных конструкций одежды в соответствии с художественным эскизом и заданной пространственной ориентацией изделия относительно поверхности фигуры человека.

Объектом исследования является процесс проектирования женских плечевых изделий костюмного ассортимента. Основные этапы работы:

• исследование существующих методов проектирования силуэтной формы моделей одежды и способов адаптации художественных эскизов на индивидуальные фигуры потребителей;

• выявление комплекса факторов, влияющих на образование силуэтной формы моделей одежды и ее ориентацию относительно поверхности фигуры человека; •разработка концептуальной модели процесса комплексного проектирования силуэтной формы изделия в соответствии с эскизом;

• разработка формализованного представления силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм», классификации и структуры кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

• разработка способа формирования гармоничных силуэтных контуров моделей одежды на типовые и индивидуальные фигуры потребителей;

• исследование способности тканей огибать поверхность фигуры для установления наиболее значимых формообразующих свойств, влияющих на пространственную ориентацию изделия;

• выявление влияния структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию силуэтной формы изделия;

• установление закономерностей расчета величин объемных прибавок и их распределения между формообразующими элементами изделия с учетом вида,

количества, местоположения и параметров формообразующих элементов модельных конструкций;

• разработка комплексного метода проектирования силуэтной формы модели одежды, соответствующей исходному прообразу с учетом модельных особенностей, структуры пакета материалов и формообразующих свойств тканей;

• разработка метода прогнозирования параметров отдельных компонентов тектоники с учетом пакета материалов плечевых изделий;

• апробация результатов исследования и определение экономической эффективности.

В работе использовались следующие методы исследования: логический, системно-структурный и графический анализ, визуализации субъекта и объекта проектирования, экспертных оценок, бесконтактные фотограмметрические методы измерения объектов, планирования эксперимента, математического моделирования и обработки экспериментальных данных, методы классификации, алгоритмизации и программирования.

Использованы программные продукты операционной среды Windows: Microsoft Word, Microsoft Excel, СУБД Microsoft Access, универсальная графическая система проектирования AutoCAD, графические редакторы Corel Draw, Photoshop, Illustrator, специализированные программы: САПР Julivi, Eleandr CAD, прикладной пакет Visual View.

Достоверность полученных в работе результатов подтверждена согласованностью теоретических и экспериментальных исследований, а также их апробацией и положительной оценкой в промышленности. Научная новизна работы заключается в:

• выявлении комплекса факторов, влияющих на силуэтную форму модели одежды на различных стадиях процесса проектирования;

• установлении количественных значений параметров силуэтной формы моделей одежды, гармонизирующих внешний облик индивидуальных потребителей;

• разработке способа проектирования предпочтительных силуэтных контуров моделей одежды по параметрам типовых и нетиповых фигур потребителей;

• установлении закономерностей влияния структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию силуэтной формы изделия;

• разработке метода проектирования модельных конструкций женской одежды на основе комплексного учета факторов, влияющих на формообразование, который позволяет обеспечить заданную в эскизе силуэтную форму изделия.

Практическая значимость работы заключается в:

• разработке формализованного представления силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм», классификации и системы кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

• разработке метода пространственной адаптации силуэтных контуров художественных эскизов, включающего графический и математический способы расчета на основе параметров типовых и нетиповых фигур;

• разработке рекомендаций для создания гармоничных силуэтных решений моделей одежды на основе параметров внешней формы фигур;

• разработке информационного обеспечения для программного комплекса измерения параметров системы «человек - костюм» по фотографическим изображениям;

• разработке метода расчета конструктивных параметров формообразующих элементов модельных конструкций, позволяющего, с учетом комплексного влияния факторов, обеспечить соответствие пространственной формы готового изделия исходному прообразу.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и получили положительную оценку на: научно-практической конференции молодых ученых «Фестиваль науки» V Московского фестиваля науки (2010г.); Korean-Russian International Fashion Conference «Grand Fashion» (2011, 2012 гг.); 61-й и 63-й научной конференции студентов и аспирантов «Молодые ученые - XXI веку» (2009 и 2011гг.).

Результаты работы апробированы и внедрены в производство на предприятиях ЗАО «Шестидесятые», а также в учебный процесс МГУДТ при проведении лабораторных работ по дисциплинам «Проблемы и методы проектирования

швейных изделий из тканей», «Инновационные технологии в дизайне» и выполнении задач курсового и дипломного проектирования.

Публикации. Основные результаты диссертационной работы отражены в восьми печатных работах, три из них опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по каждой главе и работе, списка литературы и 6 приложений. Объем диссертации составляет: 263 страницы печатного текста, включая 50 иллюстрации и 38 таблиц. Библиографический список содержит 120 источников.

1. Факторы, влияющие на силуэт изделия при проектировании одежды

1.1 Анализ особенностей внешнего облика человека, влияющих на создание силуэтной формы изделия

Для целей проектирования одежды внешний облик человека, при визуальном восприятии, представляет собой совокупность индивидуально-различных особенностей по антропоморфологическим признакам тела (размеры и форма фигуры с учетом верхних и нижних конечностей), антропоскопическим признакам внешности (размеры и форма лица и шеи), а также цветотипу (цвет кожи, волос и глаз) (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Особенности внешнего облика человека

При проектировании новых моделей одежды авторами [19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31] установлено, что наиболее значимое влияние на силуэтную форму изделия оказывают антропоморфологические признаки фигуры че-

ловека, поскольку визуально воспринимаемые размеры и форма лица и шеи могут быть изменены видом прически или использованием аксессуаров, головных уборов.

Антропометрические признаки представлены в стандартах тремя ведущими размерными признаками (РП) - рост Т1, обхват груди третий Т16, обхват бедер с учетом выступа живота Т19 и подчиненными, которые характеризуют, главным образом, размеры фигур. Морфологические признаки описывают внешнюю форму тела человека, характеризуя особенности осанки, пропорций, телосложения.

В работе [6] осуществлен анализ классификационных схем, дающих оценку фигур женщин по антропометрическим и морфологическим признакам, который показал, что большинство современных классификаций представляют характеристику внешней формы женских фигур по комплексу единичных показателей. Комбинаторные сочетания их вариаций описывают бесчисленное разнообразие индивидуальных фигур [37].

Количественная информация для описания антропоморфологических признаков женских фигур содержится в классификации, разработанной автором [4]. Данная комплексная классификация, обобщая опыт предыдущих исследователей, дает всестороннюю характеристику внешней формы фигуры. Она базируется на данных размерной типологии населения 2003г. и позволяет производить количественную оценку внешней формы тела.

Классификационная схема представлена девятью классами признаков (рисунок 1.2). Каждый класс включает в себя от 1-го до 4-х морфологических показателей, значения которых определяют принадлежность фигуры к определённому типу.

1-й класс представлен ведущими РП фигуры (рост, обхват груди третий, полнотная группа).

2-й класс содержит показатели, определяющую осанку по положению корпуса и высоте плеч.

3-й класс характеризует продольные и поперечные пропорции фигуры.

1. Ведущие размерные признаки

2. Осанка

3. Характеристика пропорций

4. Тип телосложения

5. Характеристика плеч, пояса и верхних конечностей

6. Характеристика переднего контура туловища

7. Характеристика спинного контура туловища

8. Характеристика бокового контура туловища

9. Характеристика комплекции фигуры

Рисунок 1.2 - Структурная схема классификации женских фигур [21]

4-й класс отражает типы телосложения (равновесный, верхний, нижний) во фронтальной и профильной проекциях, а также дополнительные типы телосложения в сагиттальной плоскости, определяющие выступание отдельных частей фигуры.

5-й класс характеризует плечевой пояс (по развороту и ширине плеч) и положение рук.

6,7,8-й классы содержат наиболее информативные показатели для описания индивидуальной конфигурации переднего, заднего и бокового контуров туловища, отображая положение наиболее рельефных участков туловища (по высоте и выступанию относительно линии талии).

9-й класс включает характеристику комплекции фигуры (общую степень её полноты, полноту рук и степень развития грудных желез).

По каждому показателю в классификации представлены числовые интервалы условно-нормальных значений размерных признаков. Если каждому РП, включенному в классификацию присвоить только три варианта числовых значений: в пределах интервала условно- нормальных величин и за его пределами в меньшую и большую сторону, - получится количество вариантов Зп, где п - количество РП, принятых для варьирования. Поскольку величины отклонений ан-

тропоморфологических признаков конкретных фигур от типовых могут иметь различные числовые значения, это приводит к бесчисленному разнообразию вариантов их внешней формы.

На основе указанной классификации по программе идентификации [4, 37, 21] можно установить информационный портрет фигуры по всей совокупности признаков, включенных в ее структуру. Однако информация по морфологическим особенностям фигур наиболее часто встречающихся типов может быть собрана лишь методом накапливания статистики в базе данных.

Как отмечают исследователи [4, 6, 12,32, 33, 34, 35, 36], женские фигуры с сочетанием определенных антропоморфологических признаков имеют наибольшую распространенность.

В работе автора [6] введен термин «типаж фигуры» - совокупность характерных морфологических признаков, определяющих ее отличительные особенности, по сравнению с типовой или условно-пропорциональной фигурой, узнаваемые даже при зрительном восприятии.

На основе анализа различных походов для выделения типажей женских фигур (в котором оценивались наличие и характер словесного описания типажа, наличие видов графического отображения типажей фигур в фас и профиль, способы акцентирования отличительных особенностей внешней формы фигур, перечень основных морфологических характеристик, определяющих типаж), разработана комплексная усовершенствованная классификация, в которой представлено 11 типажей женских фигур [6] (рисунок 1.3).

Классификация отличается полным структурированным описанием внешней формы типажа фигуры, информативным графическим представлением (относительно соответствующей УПФ в фас и профиль), что позволяет, опираясь на количественные данные классификации [4], однозначно идентифицировать типаж любой индивидуальной фигуры [36, 37].

В целом типаж фигуры оценивается по комплексу морфологических характеристик: общая комплекция фигуры, осанка, продольные и поперечные пропорции, форма торса и конфигурация контуров туловища. Указанные морфо-

(

л

Х- V\ г''4

( \ /! 1 >tr\\ fpi '/ri ¡7/ % iH\ (itm!; jr^r

Q 0 Q Q Q О О Q

Ы \ул\ fit Ы M uJ %

\ f/\ 1L.V1 о I E/f-41, «У

0 vT7 1Ш1 ql О^ТД) сач ^ О

i \ I / V \ I / \ \ V '.I i ' / \

П Ж \ Hn n Hi <T

I \ I n mvrnJxiu Я J / \ ! , 1 I

V-I

к

•J

атлетическая

ш

\¡с круглыми \ ] Iмужепо-j / ^ _ ¡'верхнего / ' бедрйетй - ■ <—> -

добнш£^-

/

_ввальиаа'

типа

К- \ J

- I

S У '1 , XI '"/

Г--1 '(/

' 11 „'

I сутуловатая

Я Й

Похожие диссертационные работы по специальности «Технология швейных изделий», 05.19.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Технология швейных изделий», Черняева, Алеся Александровна

Общие выводы по работе

1. На основе анализа современных подходов в процессе проектирования силуэтной формы моделей одежды определено, что существующие методы не обеспечивают объективность разработки и контроль заданной в эскизе пространственной организаций изделия, что сопровождается необходимостью уточнения силуэтных контуров в процессе примерок.

2. На основе системно-структурного анализа разработана концептуальная модель процесса комплексного проектирования силуэтной формы моделей одежды, с учетом большого числа факторов, влияющих процесс формирования силуэта изделия на различных этапах проектирования: морфологических особенностей внешнего облика индивидуальных потребителей, визуальных параметров гармонизации силуэтной формы и ее пространственной связи с поверхностью типовых и нетиповых фигур, особенностей проектирования формообразующих элементов модельных конструкций, обеспечивающих заданную силуэтную форму с учетом структуры и свойств пакета материалов.

3. Разработано формализованное описание силуэтной формы в системе «человек-костюм» для формирования силуэтных форм моделей одежды в технических эскизах и контроля их пространственной ориентации изделий относительно поверхности фигуры. На основе системного подхода разработаны математическая модель, классификация и система кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов.

4. На основе экспертного опроса высококвалифицированных специалистов в области дизайна и конструктивного моделирования одежды, разработаны рекомендации по формированию гармоничной силуэтной формы для наиболее часто встречающихся типажей женских фигур.

5. Разработаны графический и математический способы определения предпочтительных силуэтных контуров моделей одежды по параметрам индивидуальных фигур, реализованные в автоматизированном режиме. Получен патент РФ № 2426485 на изобретение указанного способа.

6. Разработан программный модуль измерения параметров системы «человек - костюм», на базе усовершенствованного в настоящей работе бесконтактного фотограмметрического способа измерения сложных объектов.

7. Разработана структурная схема процесса исследования основных элементов, определяющих тектонику (взаимосвязь формы, конструкции, материала) моделей одежды с учетом пакета материалов. Проведено маркетинговое исследование с целью объективного выбора исходных данных для проведения эксперимента.

8. Проведен трехэтапный эксперимент по установлению новых зависимостей и установлению закономерностей влияния визуальных параметров модельных особенностей, конструктивных факторов, а также структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию силуэтной формы изделия.

9. В процессе эксперимента разработано, изготовлено и исследовано 104 варианта макетов и готовых женских жакетов. На основе установленных графических зависимостей определены количественные закономерности между основными параметрами компонентов тектоники (формы, конструкции и материала) для объективного проектирования модельных конструкций, обеспечивающих, с учетом структуры и свойств пакета материалов, в готовом изделии силуэтную форму, адекватную исходному эскизу.

10. Разработан метод прогнозирования параметров основных элементов, определяющих компоненты тектоники для проектирования новых моделей одежды, базирующийся на основе выявленных математических и графических зависимостей системы «форма - конструкция - материал». Подана заявка №2011115709 на патент на изобретение указанного метода.

11. Разработан метод комплексного проектирования силуэтных форм моделей одежды, нацелен на гармонизацию художественных эскизов с учетом морфологических особенностей индивидуальных фигур потребителей и повышения

157 объективности при обеспечении в готовом изделии заданной силуэтной формы модели одежды с контролем ее пространственной ориентации. Разработаны локальные проектные решения для реализации указанной метода в режиме автоматизированного проектирования.

12. Промышленная апробация основных результатов диссертационной работы в ЗАО «Шестидесятые», внедрение в учебный процесс МГУДТ подтверждает их актуальность и практическую значимость. Установлено, что результаты выполненного исследования имеют экономический и социальный эффект.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Черняева, Алеся Александровна, 2013 год

Список литературы

1 Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности России в 2011 г // «Швейная промышленность» - 2012. №2. - С. 7-13.

2 Жуков Ю.В. Финансовые результаты (средних и крупных предприятий) // «Швейная промышленность» - 2012. №3. - С. 6-7.

3 Кокеткин П.П. Проблемы развития производства одежды в условиях рынка и конкуренции // «Швейная промышленность» - 2005. №1. - С. 6-7.

4 Кривобородова Е.Ю. Разработка методологии адресного проектирования одежды с использованием новых информационных технологий: Дисс. ... докт. техн. наук. М., 2005. -358с.

5 Акимочкина И.М. Разработка метода автоматизированного проектирования разверток объемно-пространственных форм моделей одежды с учетом адресных принципов: Дисс. ... канд. техн. наук. М.,2007. -279с.

6 Хабирова K.M. Разработка метода адресного автоматизированного проектирования моделей одежды сложных пространственных форм: Дисс. ... канд. техн. наук, M., 2011.- 179 с.

7 Коблякова Е.Б., Кривобородова Е.Ю. Принципы адресной ориентации при автоматизированном проектировании одежды //Директор, ЛегПром-Бизнес. - 2004, №9.-С. 11-13.

8 А.И. Мартынова, Е.Г. Андреева Конструктивное моделирование одежды - М.: МГУДТ, 2002.-216 с.

9 Шершнева Л.П. Конструирование женского платья. Легпромбытиздат, М., 1991.-256с.

10 Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 120 с.

11 Куренова C.B., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды: Учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

12 Медведева T.B. Художественное конструирование одежды: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 480с.

13 Коблякова Е.Б., Мартынова А.И., Иевлева Г.С. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР / Учебное пособие для вузов. Легпромбытиздат, М., 1992. - 320с.

14 Раздомахин H.H., Басуев А.Г., Сурженко Е.Я. Трехмерное моделирование одежды // В мире оборудования, ЛегПромБизнес. - 2003, №3. - С. 42-43.

15 Струневич Е. Ю. Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды: Дисс... канд. техн. наук, М., 2008.- 240 с.

16 Гальцова Л.О. Разработка метода трехмерного проектирования одежды на типовые и индивидуальные фигуры: Дисс. ... канд. техн. наук. М.,2012. - 245с.

17 C.H.M.Hardaker,G.J.W.Fozzard Трехмерные компьютерные оболочки для проектирования одежды//В мире оборудования, ЛегПромБизнес. -2001,№2.-С. 16-17

18 Ло Юнь Проектирование виртуальных систем "женская фигура-одежда" с разной объемно-силуэтной формой: Дисс канд. техн. наук. Иванова, 2004. - 215с.

19 Единый метод конструирования женской одежды, изготовленной по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Часть 1. -М.: ЦБНТИ, 1989.- 189с

20 Дунаевская Т.Н.,Коблякова Е.Б. и др Основы прикладной антропологии и биомеханики: Учебник для вузов. - СПб.: МГУДТ, 2005. - 280 с.

21 Яковлева Е.Я Разработка метода проектирования конструкций женского платья гладкой формы в системе 3-CAD: Дисс... канд. техн. наук. М., 1996. - 203с.

22 Рымар Е.В., Нагорная З.Е. Оптимизация процедуры приема индивидуальных заказов на пошив одежды // Швейная промышленность. - 2007. №4. - С. 50-51.

23 Тихонова Т.П. Разработка технологии унификации элементов конструкции опорной поверхности женской плечевой одежды: Дисс... канд. техн. наук, М., 1989.-279с.

24 Коблякова Е.Б. Разработка основ проектирования рациональных размеров и формы одежды: Дис. ... докт. техн .наук. М., - 541 с.

25 Коблякова Е., Кривобородова Е. Принципы адресной ориентации // В мире оборудования. - 2005. №1. - С. 26-27.

26 Фот Ж.А. Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры: Дисс. ... канд. техн. наук. Омск, 2008. - 161 с.

27 Бескоровайная Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды: Дисс. ... докт. техн. наук. М., 2004. - 413 с.

28 Ло, Ю. В.Е. Кузьмичев Конструктивное обоснование получения объемно-пространственной формы одежды // Швейная промышленность.-2010.№ 4-С.40-43.

29 Шершнева Л. П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды, выполняемой по индивидуальным заказам: Дисс. ... докт. техн. наук. М., 1991.-322 с.

30 Медведева Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды: Автореферат дис. ... докт. техн. наук. М., 2004. - 47 с.

31 Савельева Н.Ю. Совершенствование методов автоматизированного проектирования на индивидуального потребителя: Дисс. ... канд. техн. наук, Шахты, 1996.- 182 с.

32 Иевлева Р.В., Рогожин А.Ю., Кривобородова Е.Ю. и др. Практикум по антропологии и биомеханике. М.:ИИЦМГУДТ, 2010. ...с.

33 Шершнева Л.П., ЛарькинаЛ.В. Теория и практика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА, 2006. - 288 с.

34 Бочкарева В.Е. Шьем для женщин. Любые выкройки на любую фигуру. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 608 с.

35 Красникова-Аксенова Л.Я. Крой без тайн любой одежды методом «ЛЮ-БАК'С». - М.: «Авторская школа «ЛЮБАК^С», 2000. - 530с.

36 Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. Способ построение условно-пропорциональных женских фигур на основе закономерностей древнерусских саженей // Известия вузов. Технология легкой промышленности. - 2010, №4. - с. 59-бЗс.

37 Кривобородова Е.Ю. Адресное проектирование одежды с применением IT -технологий / Кривобородова Е.Ю.: Учебное пособие для студентов вузов М.: РИО МГУДТ, 2011. - 126 С.

38 Дунаевская Т.Н., Куршакова Ю.С., Смирнова Н.С., Шагурина (Чижикова) Т.П. Сравнительное исследование изменчивости морфологических признаков у мужчин и женщин // Вопросы физической антропологии женщин. Тарту. ТГУ. 1980. С.47-49.

39 Черняева A.A., Кривобородова Е.Ю. Проектирование предпочтительных силуэтных решений моделей одежды для женских фигур // Технология легкой промышленности. - 2011, №4. - с. 95-98с.

40 Кривобородова Е.Ю., Гетманцева В.В. Создание электронных эскизов моделей одежды (с учетов внешнего облика индивидуальных потребителей): методические указания к выполнению лабораторных, курсовых и дипломных работ. -М.: ИИЦ МГУДТ, 2007 - 36 с.

41 Акимочкина И.М., Кривобородова Е.Ю. Экспертная система выбора предпочтительных моделей одежды для формирования гармоничного внешнего образа индивидуальных потребителей // Швейная промышленность.-2007,№ 2.-С.35-38.

42 Черняева A.A. Исследование и разработка метода адекватного проектирования моделей одежды на основе визуализации системы «человек-одежда»: Дипломная работа, М., 2009. - 90 с.

43 Кривобородова Е.Ю., Хабирова K.M., Черняева A.A. Инновационные технологии в дизайне одежды: Учебное пособие. - М.: РИО МГУДТ, 2012-64 стр.

44 Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1987 - 288 с.

45 Баушев В.Н. Зубакова A.B. Психология восприятия зрительной информации / Учебное пособие. Ленинград: МИПК ЛИТМО, 1990. - 80с.

46 Беляева-Экземплярская С.H. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М.,1993. - 138с.

47 Петушкова Г.И. Архитектоника в костюме: Учебно-методическая разработка. -РИО МТИ., 1980 г. 91с.

48 Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Основы моделирования и художественного оформления одежды. - М.: Легкая индустрия, 1979.

49 Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 183с.

50 Кравков C.B. Глаз и его работа. М., 1995.

51 Кириченко О.В. Зрительный образ и его роль в европейской культуре. Автореферат дисс... канд.фил.наук., Воронеж. 2000. - 22с.

52 Петрова Л.Ф. Зрительное восприятие изображений / Методическое пособие. Ленинград: ГОИ им. Вавилова, 1990. - 45с.

53 Пономарев В.А. Архитектурное конструирование : учеб./ В. А. Пономарев. -М. : Архитектура-С, 2008. - 736 с. : ил.

54 Степанов A.B. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов. / A.B. Степанов, В.И.Малыгин, Г.И.Иванова и др. - М.: Архитектура-С,. 2004. - 256 с.

55 Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина A.A. Архитектоника объемных форм: учеб. пособие - Владивосток: ИИЦ ВГУЭС, 2005. - 100 с.

56 Афанасьева Н.В. Разработка информационного обеспечения визуальных образов систем "женская фигура-модель пальто": Автореферат дис. ... канд. техн. наук. Иваново, 2007. - 19 с.

57 Агапова Ю.И. Совершенствование эскизного проектирования одежды на основе адресного подхода к потребителям / Ю.И.Агапова, Е.Ю.Кривобородова // Швейная промышленность.- 2005.- №6.- С. 30-32.

58 Овсепян Г. С. Разработка особенностей дизайна женской одежды на полную фигуру: Автореферат дис. ... канд. техн. наук. МГУДТ, 2012. - 25 с.

59 Кривобородова Е.Ю., Хабирова K.M., Валынкина Е.А., Моисеева Ю.С. Гармонизация пропорций фигуры человека и одежды средствами древнерусской

системы мер // Техника и Технология. - 2010, №3. - С. 91-93. 0,25 п.л. (лично автором - 0,09 п.л.).

60 Медведева Т.В., Таран А.Н. Способ Медведевой-Таран разработки предпочтительных модельных конструкций женской одежды. - Патент РФ №2225698 С1., 2002.-20 с.

61 Гусева М. А. Совершенствование метода трехмерного проектирования элементов конструкции плечевой одежды : диссертация ... кандидата технических наук : Дисс... канд. техн. наук, М., 2007. - 235с.

62 Струневич Е.Ю. Формализация творческих этапов процесса трехмерного проектирования одежды // «Дизайн и технологии». - 2010. №1 - 42-49с.

63 Единый метод конструирования женской одежды, изготовленной по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Часть 2. - М.: ЦБНТИ, 1989. - 189 с.

64 Журнал «Ателье» 10/2006 раздел «Техника кроя», статья «Классические женские жакеты для фигур различного телосложения». - М., 2006. - 29с.

65 До Юнь, Кузьмичев В.Е. Конструктивное обоснование получения объемно-пространственной формы одежды // Швейная промышленность-2010, №4. - с. 39-43.

66 Андреева Е.Г., Волкова Е.К., Черемесина Т.А. Использование проекционных прибавок при проектировании мужской одежды // Швейная промышленность. -2008, №1. - 54-56с.

67 Третьякова Л.Н. Разработка методов адаптации модных форм одежды для создания промышленных коллекций: Дисс... канд. техн. наук, М., 1988. - 203с.

68 Сырейщикова O.A. Разработка принципов проектирования женского платья с элементами ломаных форм: Дисс... канд. техн. наук, М., 1996. - 255с.

69 Тамаркина М.А. Образование формы одежды с учетом драпируемости ткани и основных конструктивных форм изделий: Дисс...канд.тех.наук. М., 1970. - 226с.

70 Беляева С.А. Совершенствование проектирования изделий, исследование свойств материалов. Легпромбытиздат, М., 1990. - 40с.

71 Немирова Л.Ф. Разработка метода автоматизированного подбора материалов для одежды: Автореферат дисс ... канд. техн. наук. М., 1993. - 40с.

72 Смирнов A.B. Новые методы исследования драпируемости на примере льняных тканей: Дисс... канд. техн. наук. Кастрома, 2001. - 196с.

73 Бузов Б.А., Жихарев А.Н., Немирова Л.Ф. Разработка системы автоматизированного выбора материалов для швейных изделий // «Швейная промышленность». - 1992. № 6. - С. 24 - 25.

74 Алыменкова Н.Д. Ассортимент плательных материалов / Учебное пособие. М., 2002. -48с.

75 Юферова Л.В. Разработка методов оценки, исследование и прогнозирование формуемости и формоустойчивости камвольных эластичных тканей: Автореферат дисс. канд.техн.наук. - Кострома: 2005.-26С.

76 Патент РФ на изобретение №2267784 от 10.01.2006 г. Способ определения релаксационных свойств материалов при изгибе / Смирнова H.A., Лапшин В.В., Козловский Д.А., Замышляева В.В, Хохлова Е.Е.

77 Петрова Е.А, Коробцева H.A. Презентация внешности или фигура в одежде и без / Сестры Сорины. - М.: Гном-Пресс. 1998. - 219 с.

78 Савостицкий H.A., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства / Учебное пособие. Академия, М., 2001. - 240с.

79 ГОСТ 10550-93. Материалы для одежды. Методы определения жесткости при изгибе. — Взамен ГОСТ 10550-63; введ. 01.01.77.—М.:Изд-во стандартов, 1976.

80 Смирнова H.A. Козловский Д.А. Лапшин В.В. Усовершенствованный метод определения жесткости материалов при изгибе // «Научный вестник КГТУ» (Сетевой журнал). Кострома.

81 Алыменкова Н.Д. Эстетические свойства материалов для одежды / Учебное пособие. М., 2000. - 35с.

82 Киселева М.В. Разработка параметрического метода 3-D моделирования женских поясных изделий: Дисс... канд. техн. наук, М., 2011. - 232с.

83 Черемесина Т.А. Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции: Дисс... канд. техн. наук, М., 2008. - 229с.

84 Кривобородова Е.Ю., Акимочкина И.М., Гетманцева В.В. Экспертная система выбора предпочтительных моделей одежды (с учетом внешнего облика индивидуальных потребителей) / Методические указания. - М.: МГУДТ, 2006. - 22 с.

85 Акимочкина И.М., Коблякова Е.Б., Почучева К.А. Выбор способа создания объемной формы изделий и адекватного метода проектирования одежды / Тезисы дклада 53-й научн.-техн. конф.«Молодые ученые XXI веку».М.:МГУДТ, 2002.

86 Петушкова Г.И. Архитектоника объемных форм / Конспект лекций. - М.: МТИ, 1983.-48 с.

87 Пармон Ф.М. Композиция костюма / Учебник для вузов. - М., «Триада плюс», 2002.-312 с.

88 Черняева A.A., Кривобородова Е.Ю. Комплексное проектирование силуэтной формы моделей одежды//«Текстильная промышленность».-2012.№3.- С. 53 - 55.

89 Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. Учет внешнего облика потребителей при создании сложных форм моделей одежды. Инновации и перспективы сервиса. Сборник научных статей У1 международной научно-технической конференции. -Уфа.: ИИЦ УГАЭС, 2009. - С. 227-230.

90 Estimation of proportions of clothes patterns. Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. // Grand fashion: Сборник докладов международной Корейско-Российской конференции.-M.:KF&CDA.-2011. -С. 112-113. 0,2 п.л.

91 Волкова Е.К.Исследование и разработка методики построения интегрированной системы «адресного» автоматизированного проектирования одежды: Дисс... канд. техн. наук, М., 1998.- 291 с.

92 Киселева А.Н. Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учетом законов зрительного восприятия: Автореферат дисс. канд.техн.наук. — М.:МТИ, 1991.-23С.

93 Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. Оценка гармоничности моделей одежды сложных форм с учетом принципов архитектоники // Научный журнал «Дизайн и технологии». - М: Изд-во ИИЦ МГУДТ . - № 23, 2011. - С. 63-68.

94 Солонникова P.E., Кривобородова Е.Ю., Хабирова K.M.. Исследование композиционной структуры моделей одежды сложных пространственных форм // Сборник тезисов докладов 61 научной конференции студентов «Молодые ученые XXI веку». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2009. - С. 157-158

95 Маркелова И.Д. Пространственно-геометрическое формообразование в костюме: Автореферат дисс. канд.техн.наук. М., 2005.-16с.

96 Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

97 Черемисина Т.А., Волкова Е.К. Совершенствование способов переноса графической информации с эскиза в конструкцию модели // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Материалы международной научно-технической конференции «ПРОГРЕСС - 2006»), Иваново, 2006.

98 Замятина Е.А., Черняева A.A., Кривобородова Е.Ю. Изменение силуэтной формы модели учетом свойств материалов // Сборник тезисов докладов 63 научной конференции студентов «Молодые ученые XXI веку». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2011. -С. 127

99 Рогожин А.Ю., Иевлева Р.В., Кривобородова Е.Ю., Гусева М.А., Петросова И.А.. Практикум по размерной антропологии и биомеханике / Учебное пособие для вузов - М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. - 159 с.

100 Кривобородова Е.Ю., Агапова Ю.И. Идентификация фигур заказчика // В мире оборудования, ЛегПромБизнес. - 2003, № 7. - С. 17-18.

101 Афанасьева Н.В. Разработка информационного обеспечения визуальных образов систем "женская фигура-модель пальто": Автореферат дис. ... канд. техн. наук. Иваново, 2007. — 19 с.

102 Агапова Ю.И., Кривобородова Е.Ю. Создание эскизов женской одежды в соответствии с законами художественного проектирования // В мире оборудования, ЛегПромБизнес. - 2004, № 10. - С. 12-14.

103 Хабирова K.M., Кривобородова Е.Ю. Способ построения условно-пропорциональных женских фигур на основе закономерностей древнерусских саженей // Научный журнал «Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности». - 2010. № 4, том 10. - С. 59-63

104 Медведев В.Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий - произведений дизайна. СПб., 2001. - 50с.

105 Тартаковский Д.Ф., Ястребов A.C. Метрология, стандартизация и технические средства измерений. Высшая школа, М., 2002. - 205с.

106 Заявка на патент РФ №2426485 от 20.09.2011г. Кривобородова Е.Ю., Черняева A.A. Способ проектирования силуэтных решений женской плечевой одежды.

107 Петросова И. А.. Разработка бесконтактных методов исследования поверхности фигуры для проектирования одежды:Дисс. канд.техн.наук.М.,2007. - 171 с.

108 Покровская О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика: Дисс. канд. техн. наук. М., 2003. - 223 с.

109 Куршакова Ю.С., Зенкевич П.И., Дунаевская Т.Н.и др. Размерная типология населения стран членов СЭВ. - М.: Легкая индустрия, 1974. - 440 с.

110 Кривобородова Е.Ю., Ткачева A.C. Идентификация фигуры индивидуального потребителя / Методическое пособие - М., РИО МГУДТ, 2007. - 31 с.

111 Бузов Б. А. Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский. -М.: Издательский центр «Академия»,2003.-416 с.

112 Бузов Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 448 с.

113 Давыдов А.Ф. Текстильное материаловедение / Учебное пособие. - М.: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, 1997. - 168 с.

114 Мальцев С.А. Влияние свойств ткани на выбор конструкции изделия // «Швейная промышленность». - 2000. № 4. - С. 18 - 20.

115 Горелова А.Е. Совершенствование способов формообразования и формозак-репления деталей стана плечевых швейных изделий: Автореферат дис. канд. техн. наук: Иваново, 2006. - 20с.

116 Беляева С.А. Совершенствование проектирования изделий, исследование свойств материалов. Легпромбытиздат, М., 1990. - 40с.

117 Новикова A.B. Совершенствование процесса проектирования плотнообле-гающей одежды на основе исследования свойств высокоэластичных материалов: автореферат дис. канд. техн. наук: С-Пб, 2009, 18 с.

118 Черняева A.A., Кривобородова Е.Ю. Исследование взаимосвязей объемных и проекционных прибавок с формообразующими элементами на линии талии в женских жакетах // Сборник тезисов докладов 61 научной конференции студентов «Молодые ученые XXI веку». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2009. - С. 157-158

119 Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам / Учеб. пособие. -М.: ИРПО: Издательский центр "Академия", 2002. - 528 с.

120 Старик Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов / Учеб пособие. - М. ЗАО "Финстатинформ", 2001. - 131с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.