Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хазратова, Фируза Вакильевна

  • Хазратова, Фируза Вакильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 207
Хазратова, Фируза Вакильевна. Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2006. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хазратова, Фируза Вакильевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ТАТАРСКИМИ ПРОСВЕТИТЕЛЯМИ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX В.

1.1. Социально-педагогические предпосылки становления гуманистической педагогической мысли в конце XVIII - начале XIX века.

1.2. Просветительская деятельность татарских мыслителей конца XVIII - начала XIX века и их роль в развитии гуманистической педагогической мысли.

1.3. Влияние Востока и ислама на гуманистическую педагогическую мысль просветителей конца XVIII - начала XIX в.

Выводы по главе

Глава 2. РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА Г.УТЫЗ-ИМЯНИ.

2.1. Гуманистические просветительские взгляды Г.Утыз-Имяни в художественно-дидактических произведениях

2.2. Представления Г.Утыз-Имяни о гуманизме личности

2.3. Критика человеческих пороков в произведениях татарского просветителя Г.Утыз-Имяни.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века»

Сколько б не пролетело лет, Жизнь мне никогда не надоест. На волю ненасытную алчность Не смог я никогда отпустить.

Г. Утыз-Имяни аль-Булгари)

Татарская гуманистическая педагогическая мысль, как и другие области научного познания, имеет длительный период развития. За тысячелетнюю историю в тюрко-татарской письменной культуре сконцентрирована прогрессивная гуманистическая педагогическая мысль. Она включает в себя педагогические, философские, социальные, правовые, этические, эстетические представления, идеи и концепции, составляющие внутренний духовный мир тюрко-татарского народа. За этот период народ прошел сложный и разнообразный по условиям общественной жизни, формам государственности и этногенезу исторический путь. Многообразие этнокультурных, этнополитиче-ских, этнолингвистических и этнопедагогических факторов становления и развития тюрко-татарского народа порождает различные концептуальные подходы в изучении его истории в целом и педагогической мысли в частности.

Естественно, для педагога-исследователя круг интересов представляет проблема становления и развития системы образования и педагогической мысли тюрко-татарского народа, сохраненные в различных письменных первоисточниках. Систематическое изучение этой части духовного наследия народа по различным историческим периодам даст возможность целостно и комплексно представить, но и комплексно представить, восстановить, а также применить на практике забытые в пучинах исторических событий, неизученные до сих пор и нереализованные концептуальные идеи, имевшие место в истории образования и педагогической мысли тюрко-татарского народа. Систематический и комплексный подходы к изучению истории татарской педагогической мысли остаются до сих пор нереализованными. Тем не менее, современная педагогическая наука находится на таком уровне, когда ощущается потребность в исследовании отдельных периодов становления и развития тюрко-татарской педагогической мысли и системы образования, что привело бы в конечном результате к разработке целостной концепции истории татарской педагогики. Стремление восстановить утраченного педагогического опыта татар объясняется возросшей в посттоталитарный период интересом народа к своему прошлому, связанным с ростом национального самосознания, консолидацией, возрождением национальной государственности.

В течение почти целого века татарскому народу, как и другим народам России, пришлось преодолевать духовный застой и идеологическую унификацию, поэтому национально ориентированная интеллигенция, а также разрабатываемая ею наука стремится сегодня найти и соединить с современностью незримые нити, веками связавшие десятки поколений предков в единую цепь. Стремление отыскать национального духовного стержня в области обучения и воспитания является нравственным императивом современной педагогической науки, который является важнейшим фактором научных поисков в области истории национального образования и педагогической мысли.

История развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли конца XVIII - начала XIX века, синтезирующая в себе мировоззренческие, идеологические и образовательные аспекты национально-культурного наследия, внесет существенный вклад в решение задачи целостного представления педагогической культуры народа. Лежащие в основе национальной педагогической культуры гуманистические идеалы, духовные ценности и традиции воспитания являются наиболее устойчивыми к внешним воздействиям и социальным катаклизмам элементами истории педагогической мысли и образовательной практики, которые составляют глубинную и нерушимую педагогическую константу. Как отмечают обществоведы, «интеллектуальная история народа обладает гораздо большей автономностью, нежели его этнополитическая, гражданская история, ибо она развивается на основе преемственности идейных и культурных традиций, идущих из глубины веков, изменить которую гораздо сложнее, нежели общественные условия жизни носителя этих традиций» (Очерки истории татарской., 2000, 5).

В истории образования татар гуманистическая педагогическая мысль представляет собой целостную систему, объединяющую религиозные, философские, научные, эстетические представления на той или иной стадии общественно-экономического, культурно-просветительского развития. Несмотря на воздействие материальных и политических условий, гуманистическая педагогическая мысль сохраняет свои основные черты, о чем свидетельствует преемственность в развитии татарской гуманистической педагогической мысли последнего тысячелетия. Эта преемственность обеспечивает связь современного татарского народа со многими предшествующими поколениями в единую историко-культурную и духовную целостность. Чтобы научно исследовать гуманистическую парадигму разных народов в сравнительном плане, необходимо сначала выявить развитие гуманистической педагогической мысли татарского народа на разных этапах общественно-экономической формации. И с этой точки зрения исследование заявленной темы имеет весьма актуальное историко-педагогическое значение.

Официальное принятие ислама в X в. в Волго-Уральском регионе в качестве государственной религии, соответственно идеологии, а также основой мировоззрения явилось культурно-историческим событием, и с тех пор мусульманство влияло на все явления общественной жизни в целом, на педагогические взгляды в частности. С этого времени идеология и культура на почве ислама становятся стержневыми духовно-культурными факторами национальной истории при всей многоликости и драматических переломах ее этнических и социально-политических аспектов. Как отмечают обществоведы, при этом под воздействием доисламских тюркских традиций общественной жизни и геополитического положения, складывавшихся на стыке разных культур и конфессий мусульманской государственности в Волго-Камском регионе, находит благоприятную почву ханафитская правовая школа ислама, терпимая к инакомыслию, отличающаяся способностью адаптировать местные обычаи и верования. Еще одна отличительная черта ханафит-ского мазхаба - защита концепции иджтихада (творческой самодеятельности личности в поисках истины) в противовес практике догматизации канонов ислама - стала отправной точкой формирования реформаторско-просветительской идеологии среди татар в конце XVIII - XIX века (Очерки истории татарской., 2000, 7).

Разграничение нашего исследования рамками конца XVIII - начала XIX века объясняется тем, что многие историки, обществоведы, философы и филологи (Я.Г. Абдуллин. А.Н. Юзеев, A.M. Шарипов и др.) выделяют этот период предметом отдельного изучения. Кроме того, это время характеризуется деятельностью и творчеством крупнейшего татарского поэта, мыслителя, общественного деятеля, философа, теоретика ислама и мусульманина-практика, педагога и просветителя Габд-рахима Утыз-Имяни аль-Булгари (1756-1834 гг.), который оставил богатейшее поэтико-дидактическое наследие. Его соратниками и современниками явились Габдессялям, Тажетдин Ял-чыгул (1768-1838 гг.), А.Курсави (1776-1812 гг.) - не менее известные просветители своего времени, дидактическое наследие которых сохранилось, к сожалению, не в полном объеме.

Актуальность нашего исследования определяется и поставленными татароведами перед гуманитарными науками задачами, которые сводятся к тому, что «история общественной мысли тюрко-мусульман Волго-Уралья содержит гораздо больше вопросов, нежели ответов, как по отдельным этапам, так и по ее ключевым проблемам. Особенно много белых пятен содержит история философской и общественной мысли средневековья, охватывающая период со времен Волжско-Камской Булгарии до рубежа XVIII-XIX вв. Период XIX - XX вв., считающийся сравнительно изученным, также нуждается в методологически современном осмыслении своей новаторской социально-философской роли в духовной жизни татарского народа» (Очерки истории татарской., 2000, 8-9).

Необходимость отдельного изучения просветительской мысли данного периода диктуется и тем, что основная особенность татарской философской мысли конца XVIII - начала XIX века состоит в том, что она развивалась в форме религиозного реформаторства, частью которого была религиозная философия (метафизический аспект), и в форме просветительства. В татарской религиозно-философской мысли рассматриваемого периода выделяются два течения: критика калама - спекулятивной теологии (А.Курсави) и теологическая мысль с морально-этическими нормами суфизма (Г.Утыз-Имяни) (Очерки истории татарской., 2000, 92-93).

Тоталитарная идеология недавнего времени исключала возможность объективного и всестороннего изучения огромных пластов религиозно-просветительской, художественно-дидактической литературы, отнесенных к разряду мистической, реакционной и буржуазно-националистической. Двойная смена письменности в 20-30-х годах XX века, исчезнувшая к началу этого же века национальная система образования и ряд других причин создали непреодолимые барьеры на пути исследования учеными тюрко-татарского культурно-просветительского наследия. Лишь в 90-е годы появилась возможность для новых педагогических исследований, связанных с возрождением национальной просветительской мысли, расширилась база первоисточников.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, системном и концептуальном аспекте. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между: требованиями общества, предъявляемыми к образованию в целом, и истории педагогической мысли в частности, и отсутствием исследований становления и развития образования и педагогической мысли татар в различные эпохи; потребностями в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении содержания национально-регионального компонента высшего гуманитарно-педагогического образования и наличием пробелов в целостной цепи истории образования и педагогической мысли из-за неизученности гуманистической педагогической мысли татар в отдельные периоды развития общества; в теоретическом обосновании становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли в определенные периоды и отсутствием исследований проблемы на рубеже XVIII - XIX веков.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы направления развития гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII — начала XIX века».

Объектом исследования является художественно-дидактическое наследие татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века.

Предмет исследования: процесс развития гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца

XVIII - начала XIX века.

Цель исследования: на основе педагогического анализа художественно-дидактических произведений поэтов и писателей конца XVIII - начала XIX века выявить направления развития гуманистической педагогической мысли.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть историко-политические и социально-педагогические предпосылки развития гуманистической педагогической мысли конца XVIII — начала XIX века.

2. Определить основные направления гуманистической педагогической мысли конца XVIII - начала XIX века.

3. Раскрыть гуманистический воспитательный потенциал педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала

XIX века, ведущим среди которых является Г.Утыз-Имяни.

4. Разработать содержание спецкурса по национально-региональному компоненту, изучаемого студентами гуманитарно-педагогических вузов.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, что — главным или второстепенным; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий поли ноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания; исторический подход, требующий конкретности и доказательств.

Методологической и теоретической основой исследования развития гуманистической педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала XIX века явились теории лично-стно деятельностного подхода к воспитанию (М.А. Викулина, В.Г. Закирова, А.Г. Козлова, Л.Ю. Сироткин, В.А. Сластенин, Р.А. Фахрутдинова, И.Ф. Харламов, А.Н. Хузиахметов, Н.Е. Щуркова), воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, Т.В. Цырлина и др.), дидактические концепции формирования личности (Н.М. Борытко, Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхаков, И.Т. Гайсин, Е.Н. Дмитриева, Е.М. Ибрагимова, А.А. Кирсанов, С.М. Маркова, М.И. Махмутов, И.В. Павлов, М.Н. Скаткин, Ч.М. Харисова, Ф.Ф. Харисов, А.А. Червова и др.), формирования гуманистического мировоззрения (В.И. Баймурзина, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова и др.).

В освещении проблемы использовались также концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский, Г.А. Петрова, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, Д.И. Ла-тышина, Я.И. Ханбиков).

Исследование развития гуманистической педагогической мысли просветителями конца XVIII - начала XIX века выполнялось с опорой на теоретические разработки по истории, педагогики, филологии и философии таких ученых, как Р.Ш. Маликов, Х.Ю. Миннегулов, М.А. Усманов, A.M. Шарипов, А.Н. Юзеев и др.

Источниковедческой базой исследования послужили прежде всего художественно-дидактические сочинения татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века; материалы татарского устного народного творчества; отечественная и зарубежная художественно-дидактическая, педагогическая, философская, историческая литература по исследуемой проблеме; материалы педагогической и общественной периодики.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: исторический, который позволил проследить тенденции развития татарской гуманистической педагогической мысли исследуемого периода; теоретический анализ и синтез; индукции и дедукции', изучение литературы: трудов по вопросам развития общественной мысли в целом и гуманистической педагогической - в частности, общих и специальных работ по философии, филологии, истории, педагогики, а также историко-педагогических работ и документов и др.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, философской, социологической, исторической литературы, идей национального образования и татарской гуманистической педагогической мысли, а также содержания национально-регионального компонента образования в гуманитарно-педагогических вузах Республики Татарстан.

Второй этап (2002-2003 гг.) состоял в сущностном изучении процесса становления и развития образования и педагогической мысли татар в целом, гуманистической педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала XIX века в частности.

Третий этап (2004-2005 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты и обоснованы историко-политические и социально-педагогические предпосылки и условия развития гуманистической педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала XIX века, важнейшими среди которых являются переход от феодальных отношений к капиталистическому способу производства, что потребовало роста грамотности населения; колониальная политика царского правительства по отношению к нерусскому населению Российского государства, которая способствовала большему сплочению мусульман вокруг идей ислама; разрешение на строительство мечетей в Казанском крае в конце XIX века в целях погашения все больше усиливающихся народных волнений, что дало повод для открытия медресе и школ, в теории и практике которых зарождалась гуманистическая педагогическая мысль и др.

2. Определены основные направления гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII -начала XIX века, в частности, наиболее крупного поэта Г.Утыз-Имяни, главными среди которых являются призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике; развитие ума; совершенствование нравственности с опорой на учения ислама, соблюдение которых устранит имеющиеся многочисленные человеческие пороки, что приведет к оздоровлению общества; признание величия и мощи женщины в обществе и семье и т.д.

3. Разработан научный прогноз возможностей использования гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века в педагогической практике современных образовательных учреждений, в частности, в процессе гуманизации и демократизации содержания образования и межличностных взаимоотношений, основанные на законности, гласности и открытости системы образования; комплексного воспитания в личности гуманных качеств, совершенствования ее нравственности; патриотического, интернационального и толерантного воспитания молодого поколения; уважительного отношения и любви к историческому прошлому своего народа, его духовным ценностям; активного внедрения этнопедагогики, прогрессивных гуманистических идей ислама в учебно-воспитательный процесс; повышения роли семьи и родителей в гуманистическом воспитании молодежи.

Теоретическое значение исследования заключаются в том, что:

• обоснована обусловленность гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века историко-политическими и социально-педагогическими условиями своей эпохи;

• определены роль и место Востока и ислама в развитии гуманистической педагогической мысли просветителями исследуемого периода;

• выдвинуто положение о том, что в современном учебно-воспитательном процессе необходимо использовать гуманистическую педагогическую мысль татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века в комплексе с передовыми положительными воспитательными идеями ислама.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработан один из разделов содержания спецкурса по национально-региональному компоненту, который изучается студентами гуманитарно-педагогических вузов; качественно обогащено содержание курса «История образования и педагогической мысли» материалом национально-регионального содержания; результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла с целью организации воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях передовой педагогической мысли просветителей конца XVIII — начала XIX века.

На защиту выносятся:

1. Обусловленность развития гуманистической педагогической мысли татарских просветителей историко-политическими предпосылками и социально-педагогическими условиями конца XVIII - начала XIX века.

2. Анализ содержания и направления гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII — начала XIX века.

3.Научный прогноз возможностей использования гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века в педагогической практике современных образовательных учреждений .

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения философских, историко-педагогических, литературоведческих исследований, целенаправленным анализом гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII — начала XIX века, научной апробацией основных идей и полученных результатов на практике вузовского преподавания, использованием их в научных трудах автора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе пропаганды разработанных теоретических положений и практических рекомендаций, анализа и обсуждения результатов исследования в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по истории образования и педагогической мысли студентам Набережночелнинского государственного педагогического института, а также в группах дистанционного обучения в городах Нижнекамск, Ленино-горск, Бугульма, Чистополь, Мензелинск. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на итоговых научных конференциях аспирантов, молодых ученых и профессорско-преподавательского состава Набережночелнинского государственного педагогического института (1999— 2005 гг.). Основные положения исследования получили отражение в методических пособиях, статьях, опубликованных в межвузовских сборниках научных трудов в гг. Москваi

Чебоксары, Нижний Новгород, Казань, а также материалах Всероссийской научно-практической конференции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хазратова, Фируза Вакильевна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Обобщая, следует отметить, что главным идеалом поэта Г.Утыз-Имяни является ученый, знающий и просвещенный человек. Понятие «гыйлем» («знание») он понимает двойственно. С одной стороны, знание он рассматривает как основу жизни, помогающую побеждать бытовые неурядицы, и как сильнейшее средство, раскрывающее таинства человеческого существа. Поэт-просветитель знание ставит превыше всего, в том числе богатства и даже внешней красоты человека. Золото, серебро, красоту лица он считает временным, земным явлением, со временем они уменьшаются, убывают, тускнеют, а знания, наоборот, с течением времени прибавляются и закрепляются. Кроме того, если материальное богатство могут украсть воры, а знание отобрать не сможет никто, и оно остается всегда при человеке, поэтому является светом души («куцел нуры»).

Понятие «знание» поэт-просветитель связывает с жизненными проблемами и бытом народа, которое способствует приобретению ремесла и профессию. У кого нет знаний, тот не владеет ремеслом, считает поэт.

С другой стороны, Г.Утыз-Имяни понятию «знание» придает религиозное значение. По его мнению, знания послужат и в мирской и потусторонней жизни, в которых за знания будут уважать, а знания, в свою очередь, приведут к благам. В просвещении просветитель видит свои религиозные идеалы, а знания являются одними из средств в достижении этого идеала. Овладение религиозными знаниями и руководствоваться ими в повседневности привели бы, по мнению просветителя, к оздоровлению общества, что способствовало бы всеобщему благоденствию и счастью.

Идеальной личностью, по представлениям поэта, является ученый. Понятие «ученый» также многогранное. Во-первых, это человек, который, не заботясь о своем богатстве и покое, размышляет о просвещении народа, посвящает свою жизнь во благо счастья других. Во-вторых, идеальная личность глубоко религиозный человек, который является примером для подражания других. Лишь тот, который отвечает этим двум требованиям, может претендовать на право называться «ученым» и оставить после себя славное имя.

Поэт-просветитель ищет вокруг себя идеальных личностей-ученых, но никак не может обнаружить. Тогда он обращается к истории религии и там находит ученых-богословов, которые разработали исламские каноны или законы шариата, и которых считает настоящими учеными, а тех, кто к ним лишь примыкает, он считает псевдо учеными. Соратников Г.Утыз-Имяни призывает придерживаться наставлений настоящих ученых, уважать их и не сопротивляться им. Духовному наследию настоящих ученых просветитель придает огромное значение и сравнивает его с жемчугом, которого следует беречь.

Что касается реальности, то здесь нет настоящих ученых, и из тех, которые называют себя учеными, многие являются или невеждами, или занимаются выдвижением незначимых для населения мелких проблем, не занимаются просвещением народа, а озабочены лишь улучшением своих жизненных условий, накапливанием материального богатства. Такие «ученые» вызывают недовольство и не по нраву поэту-просветителю, поэтому он подвергает их сильной критике. Мотивы критики невежественных, нечестных и не чистых на руку религиозных деятелей затем прослеживаются вплоть до творчества Г.Тукая, в произведениях которого они становятся объектом юмора и сатиры.

Обращение к законам шариата и, вообще, к религии объясняется поисками поэта-просветителя справедливости в существующем обществе. Г.Утыз-Имяни, будучи приверженцем исламской педагогики, с сожалением отмечает, что в его эпоху народ отходит от религиозных предписаний. Избавиться от несправедливостей и построить красивую жизнь он пытается путем точного и правильного соблюдения исламских канонов. Таким образом, получается, что общество должно подчиняться законам шариата и жизнь должна вестись по его предписаниям. В связи с этим поэт поднимает довольно зрелые для своего времени актуальные проблемы, существующие в обществе и государстве. Путем разрешения этих проблем пытается построить достойную жизнь, справедливое и совершенное общество. Законы шариата, к сожалению, не всегда дают возможность разрешить возникшие проблемы, поэтому желания и стремления просветителя сталкиваются с суровыми объективными реалиями жизни, которые заставляют запутаться поэта в огромных пучинах нерешенных задач. Поэтому отношение поэта-просветителя к одной и той же проблеме противоречивое, и в ходе доказательства своей правоты он обращается к слишком незначимым и мелким в жизни общества вопросам.

Убедившись в невозможности разрешения всех жизненных проблем законами шариата, просветитель Г.Утыз-Имяни предлагает реформировать ислам, то есть максимально приспособить к реалиям общества и изменить сами религиозные каноны. Как отмечают исследователи литературного творчества и философской мысли поэта (A.M. Шарипов, А.Н. Юзеев), в этом направлении поэт является первопроходцем и сделал огромный шаг в реформировании религиозных устоев своего времени. Его учения в этом направлении сильно отличаются от других богословов, и он заложил свое направление в религиозном реформировании, которое в последующем называлось в народе «направлением Утыз-Имяни» («Утыз Имэни мэслэге»). Подобное построение «своего направления» присуще многим деятелям XVIII - XIX веков, что объясняется недовольством прогрессивных мыслителей устоями феодального общества и желанием внести изменения в существующие порядки.

Существенным в просветительских мыслях Г.Утыз-Имяни является предложение не придерживаться слепо мыслям предыдущих ученых и требование свободомыслия, что дало повод большим спорам в исламском мире. Одни предлагали законы шариата считать неприкосновенными и отрицали всякие нововведения, а другие требовали творческого подхода и вольнодумия в противовес схоластическому подходу к старым канонам ислама. Среди последних оказался и Г.Утыз-Имяни, поэтому он смог высказать свое твердое слово по отношению важных вопросов общественной жизни и решительно действовал в данном направлении.

В основной поэме «Дары эпохи» Г.Утыз-Имяни выражает свои религиозно-дидактические взгляды. В ней он делит ученых по степени образованности и учености на семь уровней. Первых пятерых называет муджтахидами, то есть первопроходчиками в разработке законов шариата, лишь которые могут выносить самостоятельные суждения, мыслить по-новому. А представителей двух других разрядов он называет слепоподражателями своим предшественникам.

Г.Утыз-Имяни идеализирует муджтахидов. Он их возвеличивает и выступает за то, чтобы мусульмане придерживались их мнениям, суждениям, сохраняли их наследие. А в реальной жизни, по мнению просветителя, основная масса образованных людей, хотя они сами себя и считают грамотными, на самом деле далека от истинных ученых, то есть стремится лишь к обогащению, удовлетворению своих потребностей. Осознав, что нормы шариата не дают желаемого, ученый приходит к мысли о необходимости реформ законов шариата (Юзеев, 2001, 95-96).

Одним из прогрессивных гуманистических просветительских мыслей поэта является требование преподавания в учебных заведениях предметов, в последующем полезных в практической жизни ребенка. Фактически такое требование в научной педагогике было сформировано как один из принципов обучения. Г.Утыз-Имяни выступил против схоластического метода обучения в медресе не пригодным в последующей жизни ребенка абстрактным знаниям. Особо отрицает такие устарелые предметы, как идеалистическую философию и формальную логику. Вместо них предлагает обучать исламской юриспруденции и хадисам, так как они более или менее близки практическим потребностям, народа и способствуют наведению порядка между людьми, налаживанию мирного сосуществования. В этом отражаются и религиозные идеалы поэта-просветителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Татарская гуманистическая педагогическая мысль конца XVIII - начала XIX века, будучи органически связанной с предыдущими этапами своего развития, продолжает развивать их гуманистические традиции. Это наследие стало переходной ступенью в развитии татарской гуманистической педагогической мысли от средневекового традиционализма в общественной жизни и способа мышления к новым реформаторским и просветительским идеям, востребованным изменившимися историческими и политическими условиями, а также задачами преодоления отсталости, застоя и колониальной зависимости. Как и предшествующие передовые мыслители, просветители конца XVIII - начала XIX века призывали прогрессивную часть общества к овладению светскими знаниями, практическими науками, рядом языков, в том числе и русским языком. В отличие от предыдущих просветителей, мыслители этого периода по-новому подходят к трактовке исламских канонов и используют их в гуманистических целях и во благо человечества.

Обогащая предшествующую гуманистическую педагогическую мысль, просветители конца XVIII - начала XIX в. основу социальных преобразований связывали не только с реформированием морального облика личности и глубиной ее религиозных убеждений, но и опору преобразований в мусульманском обществе видели во вновь возрождающейся национальной буржуазии, то есть в социальной прослойке торговцев, предпринимателей, ремесленников. Прогрессивная новаторская гуманистическая педагогическая мысль, намеченная в художественно-дидактическом наследии просветителей, постепенно становится доминантой этого и последующего периодов.

Суфийская дидактика в конце XVIII - начале XIX в., как и в предыдущие века, становится опорой в деле сохранения исторической и духовной самобытности татарского народа, оставшегося без государственности и подвергавшегося идеологической агрессии. Если суфизм как народный вариант религии прежде выполнял общественную и нормативную функцию в противовес официальному исламу и его идеологическим нормам, то после уничтожения мусульманской государственности функционирует как единственная идеологически организованная сила в исламском мире, противостоящая христианскому миссионерству. Такое положение способствовало росту его роли и влияния на мусульман. В творчестве просветителей конца XVIII - начала XIX в. особое внимание уделяется суфийским идеям, что лишний раз доказывает расширение его общественных функций в жизни мусульман. Суфизм заполняет духовный вакуум вслед разрушенной исламской идеологии прежней государственности. Суфизм, будучи народной идеологией, не мог получить государственного и доктринального статуса, но, существуя на уровне эмоций и чувств, отражаясь на национальных традициях и культуре, все глубже проникал в мусульманский мир, становился неотъемлемой чертой общественного сознания и мировоззрения личности.

Многие тезисы, выдвинутые в художественных произведениях просветителей конца XVIII - начала XIX века, были связаны с исламскими канонами и их соответствием общественной жизни своего времени, но законы шариата не дали возможность положительно решить все проблемы реальной действительности. Тем не менее, просветительская и гуманистическая педагогическая мысль данного периода стали свежим веянием и новостью в развитии передовой общественной мысли. Представители гуманистической педагогической мысли поднимали вопросы не только религиозного просвещения народа, но и многие проблемы, связанные с преподаванием предметов, связанных с социализацией личности; знаний, в последующем полезных для практической жизни ребенка. Они требовали свободомыслия для каждого просвещенного, протестовали против слепого следования каждой прочитанной мысли, которые и явились новыми и прогрессивными для своего времени.

Проявление недовольства схоластическим и догматическим толкованием положений ислама, высказывание своего мнения и заложение своего направления в гуманистической педагогической мысли стали надежным фундаментом просветительского движения в последующие периоды развития общественной жизни.

Одной из центральной гуманистической педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала XIX века является воспитание у людей комплекса положительных нравственных качеств. В нравственных качествах они рассматривают путь оздоровления общества и устранения многих несправедливостей, имеющих место в этот период развития общества. Этим проблемам, например, Г.Утыз-Имяни посвятил целые поэмы. В них излагаются наставления просветителя о том, как следует поступить в тех или иных жизненных ситуациях, как вести себя по отношению ко многим явлениям коллективной жизни и быта, характерным и актуальным для татарского общества того времени. В связи с этим поэмы этого периода следует рассматривать не только как художественные произведения, но и как энциклопедические трактаты, освещающие разные проблемы общественной жизни, в том числе образовательные и воспитательные. Именно поэтому произведения этого периода во многих исследованиях отмечаются как художественно-дидактические, то есть как нацеленные на просвещение читателя, а, как известно, читателями наряду с взрослым населением, прежде всего, явились и дети, то есть шакирды (учащиеся) медресе и школ.

Авторы дидактических произведений, будучи ведущими просветителями своего времени, призывают соратников как джигиты служить своей родине, овладевать знаниями и просвещаться, быть нравственно здоровыми, что означает уважать взрослых и детей, проявлять внимательность по отношению к ним, снисходительно относиться к неимущим и обделенным, жить в мире и согласии, не проявлять агрессивность и хитрость, проявлять терпение при невзгодах, быть справедливым в делах торговли и т.д.

Вопросы нравственности у просветителей конца XVIII -начала XIX века связаны со знаниями. По их мнению, нравственными качествами может обладать лишь просвещенный, знающий человек, чего невозможно сказать о невежде, который из-за своего незнания не обладает нравственностью. Наставления о получении знаний и быть просвещенным в этом аспекте более доказательны и составляют еще одну особенность рационализма просветителей конца XVIII - начала XIX века.

Просветители рассматриваемого периода подвергают сильной критике различные человеческие пороки, среди которых расточительство и неумение тратить, коварство и хитрость, бестолковость и бездарность, вредительство и доносительство, месть и ревность, ложь и обман, испорченность и совершение греховных действий, заговор и разврат, алчность и ненасытность, пьянство и алкоголизм, беспечность и хвастовство, глупость и невежество, несправедливость и двуличие. По их мнению, эти отрицательные качества людей мешают строить взаимоотношения между ними на доверительной и бескорыстной основе, что, в свою очередь, влияет на морально-психологическую атмосферу общества.

В творчестве просветителей конца XVIII - начала XIX века отражаются наиболее злободневные проблемы своего времени. Одной из таких проблем является воспитание уважительного отношения к женщине. В то время, когда ислам имел сильное влияние на многие стороны общественной жизни татар, в том числе и на положение женщины в обществе и семье, описание ее в качестве близкого и равнозначного друга, любимой женщины и хорошей матери имело колоссальное общенациональное значение. Такое возвышение женщины встречается в творчестве Г.Утыз-Имяни, который в 1798 году написал два стихотворения по поводу кончины любимой жены Хамиды. Будучи религиозным деятелем, он представляет свою жену перед читателем красивой, умной, умелой, верной, ласковой, в то же время и скромной женой, а также любящей своих детей, заботливой матерью с широкой душой. В других стихотворениях поэт поднимает злободневный для своего времени проблему просвещения женского населения татарского общества. Проявление такого уважительного отношения к матери и жене в художественном произведении встречается впервые, и эти стихотворения Г.Утыз-Имяни заложили основу для дальнейшего развития данной тематики в татарской литературе XIX - XX веков.

Во всех работах Г.Утыз-Имяни проводится мысль о бесспорных достоинствах знания, необходимости стремиться к наукам, умственному и духовному совершенству, об обязанности человека быть честным, благочестивым, верным своему долгу, как перед обществом, так и перед Всевышним. Что касается отношений между людьми, то они должны быть, по мнению просветителя, справедливыми. Касаясь морально-этических проблем, мыслитель сумел усмотреть в их основе социальные первопричины - стремление людей эксплуатировать других, что было исключительно ценным наблюдением. По мнению просветителя, все злодеяния и непристойные действия власть имущих, куда он относит ложь, коварство, алчность, скупость, жестокость, стремление держать простой народ в невежестве и суеверии, сводятся, прежде всего, к личному обогащению, стяжательству. Выражение протеста против невежества, лжи, неблагочестивости оборачивается, в конечном счете, протестом против социальной несправедливости, против эксплуатации человека человеком. Таким образом, извечная тема восточной средневековой гуманистической литературы о необходимости справедливых взаимоотношений между людьми приобретает у Г.Утыз-Имяни новые оттенки - ярко выраженное социальное содержание. Это и есть то новое, что было привнесено поэтом не только в татарскую литературу, но и в гуманистическую педагогическую мысль конца XVIII - начала XIX века.

Будучи религиозным деятелем, Г.Утыз-Имяни на все имеющиеся проблемы в обществе смотрел через призму искренне верующего человека в интересах духовного воспитания подрастающего поколения. Критикуя существующую социальную несправедливость, его морально-этические и религиозные установки наполнились светским содержанием. Его дидактические наставления направлены на воспитание духовности, очищение души, изучение наук, приобретение знаний, которые должны способствовать установлению справедливых взаимоотношений между членами общества. Таким образом, во главе нравственно-этических и религиозно-дидактических представлений просветителя четко замечается светское начало. К такому результату поэт приходит не проторенной предшественниками дорогой, а сам, пробиваясь через темноту общества, религиозный фанатизм, прокладывал дорогу новому направлению в разрешении педагогической мысли средневековых гуманистов-утопистов.

Будучи энциклопедическими учеными своего времени, просветители конца XVIII - начала XIX века поднимали проблему получения знания на родном языке, тогда как в обществе существовало мнение о том, что татарский язык является уличным и небогатым, а использовать его в качестве языка науки вообще невозможно. Просветители не согласились с таким положением, защищали свой родной язык и считали, что его можно использовать для объяснения даже очень сложных проблем, наставляли внимательно изучать тюркский язык и использовать его во всех нужных случаях. Следует учитывать, что такое мнение просветители осмелели высказать в то время, когда языком литературы, науки и официальной переписки являлись арабский и персидский, а общетюркский и татарский служили лишь языком общения.

Поднятая поэтами конца XVIII - начала XIX века передовая гуманистическая педагогическая мысль заложила основу для дальнейшего их развития просветителями середины и конца XIX, а также начала XX века. У них гуманистическая педагогическая мысль переходит на качественно новый уровень, подкрепляется действиями, внедряется в практику общественной жизни, используется в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хазратова, Фируза Вакильевна, 2006 год

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль-Казань: Тат. кн. изд-во, 1976.-319 с.

2. Алексеев В.М. Наука о Востоке М.: Наука, 1982274 с.

3. Али Аль-Хашими М. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне М.: Российский фонд «Ибрагим Бин Аб-дулазиз Аль Ибрагим», 2001.-414 с.

4. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1995 160 с.

5. Аль-Маудуди Абу Аль-Аля. Основы Ислама М.: ПК «Сантлада», 1993 - 128 с.

6. Аль-Фараби. Логические трактаты- Алма-Ата: Гы-лым, 1975 372 с.

7. Аль-Холи Амин. Связи между Нилом и Волгой в XIII— XIV вв.- М.: Восточ. лит., 1962 40 с.

8. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья (XIII середина XVI вв.).- Казань, 1993 .Кн. 1.-124 е.-Кн. 2,- 111с.

9. Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР.-Казань: КГУ, 1990.- 184 с.

10. Анисимов О.С. Основы методологического мышления.- М.: Наука, 1989.-412 с.

11. Антология татарской поэзии Казань: Тат. кн. изд-во, 1957.-606 с.

12. Арабская средневековая культура и литература: Сб. ст. зарубежных ученых М.: Наука, 1978.-216 с.

13. Аристотель. Поэтика М.: Наука, 1957 - 483 с.

14. Н.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление-М.: Политиздат, 1981.-432 с.

15. Бабанов Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса-М.: Просвещение, 1982— 196 с.

16. Бакиров М.Х. Закономерности тюркского и татарского стихосложения в свете экспериментальных исследований: Автореф. дис. канд. филол. наук Казань, 1972 - 74 с.

17. Баласагуни Ю. Благодатное знание- JL: Сов. писатель, 1990.-555 с.

18. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры-М.: Наука, 1969.-294 с.

19. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь М.: Русский язык, 1977.-944 с.

20. Бартольд В.В. Сочинения- М.: Изд-во вост.лит., 1963- T.I.- 760 е.; T.II, часть I.- 1020 е.; 1968.- T.V.- 757 с.

21. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. Изд. второе М.: Высшая школа, 1969.-383 с.

22. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения.- М.: Наука, 1979 279 с.

23. Баттал Г. История татар- Изд. IV Казань, 1916-110с- На татар, яз.

24. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет.-М.: Худож. литература, 1975.- 502 с.

25. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье.- М.: Наука, 1966 — 286 с.

26. Бертельс Е.Э. Абу-л-Касим Фирдоуси и его творчество.- М.-Л.: Наука, 1935.- 378 с.

27. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Низами и Физули-М.: Наука, 1962.-496 с.

28. Бертельс Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература М.: Наука, 1965 - 524 с.

29. Бертельс Е.Э. Низами.- М.: Наука, 1956 537 с.

30. Бертельс Е.Э. Персидская поэзия в Бухаре. X век — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1935.- 457 с.

31. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода М.: Наука, 1973 - 270 с.

32. Блюмкин В.А. и др. Нравственное воспитание. Фило-софско-этические основы- Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1990.- 143 с.

33. Богоутдинов A.M. Очерки истории таджикской философии- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961.-332 с.

34. Борев Ю.Б. Категории эстетики М.: Наука, 1959237 с.

35. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век).- М.: Наука, 1991- 214 с.

36. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии М.: Наука, 1956 - 482 с.

37. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения- М.: Наука, 1974.-494 с.

38. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. Уильям К.Читтик- М.: Ладомир, 1995.-544 с.

39. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1969 110 с.

40. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века Казань: КГПУ, 1996.-172 с.

41. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар Казань: Иман, 1998 - 159 с.

42. Васильев J1.C. История религий Востока М.: Наука, 1983.-395 с.

43. Вейман Р. История литературы и мифология— М.: Наука, 1975.-284 с.

44. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана М.: Наука, 1974.-234 с.

45. Взаимодействие культур Востока и Запада — М.: Наука, 1987.-200 с.

46. Взаимодействие наук при изучении литературы / Под ред. А.С.Бушмина-Д.: Наука, 1981.-227 с.

47. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза Казань: Тат. кн. изд-во, 1975- 160 с.

48. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. пос.- Казань: КГПУ, 1994.- 141 с.

49. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учеб. пос. для ст-ов пед. ин-та— Казань: КГПИ, 1992.-108 с.

50. Внедрение достижений педагогики в практику школы-М.: Педагогика, 1981 145 с.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений.-М.: Академия, 1999 — 168 с.

52. Волович J1.A. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы.-Казань: ИССО РАО, 1997 — 102 с.

53. Волович JT.A. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе Казань: ИССО РАО, 1997,- 36 с.

54. Волович JT.A. Система эстетического воспитания подрастающего поколения (Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной шко-ле).-Казань: КГУ, 1976.-222 с.

55. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья-Казань: Тат. кн. изд-во, 1971.-261 с.

56. Восточная Европа в древности и средневековье: Сборник статей М.: Наука, 1978 - 367 с.

57. Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы М.: Наука, 1964 - 304 с.

58. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления-Казань: Тат. кн. изд-во, 1990.-206 с.

59. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века Казань: Тат. кн. изд-во, 1966 - 436 с.

60. Гайнуллин М. Татарская литература XIX в.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1975 457 с.

61. Гайнутдин М.В. На пути истины (Литературная критика).-Казань: Татар, кн. изд-во, 2001.-319 с.

62. Гали Кул. Сказание о Йусуфе Казань: Тат. кн. изд-во, 1985.-232 с.

63. Ганива Р.К. Восточный ренессанс и поэт Кул Гали — Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1988 172 с.

64. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке).-М.: Мысль, 1985.-215 с.

65. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию-М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.

66. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики-СПб.: Наука, 1992.-288 с.

67. Гордлевский В.А. Государство сельджукидов Малой Азии.-М.-Л.: Наука, 1941.-294 с.

68. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья Казань: Таткнигоиздат, 1941.-260 с.

69. Госман X. Голоса из далеких веков// Казан утлары.-1966-№12 С. 125-131.

70. Греков Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.).- М.: Наука, 1975.-519 с.

71. Греков Б., Якубовский А. Золотая Орда (Очерк истории Улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII-XIV вв.).-Л.: Гос. изд-во, 1941.-207 с.

72. Греков Б., Якубовский А. Золотая Орда и ее падение-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1951.- 479 с.

73. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока-М.: Наука, 1966 352 с.

74. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры-М.: Наука, 1981.-368 с.

75. Гумилев Л.Н. Древние тюрки- М.: Наука, 1967504с.

76. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь- М.: Мысль, 1992.-781 с.

77. Гумилев Л.Н. Люди и природа Великой степи (опыт объяснения некоторых деталей истории кочевников) // Вопросы истории.- 1987 №11- С. 67-77.

78. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии (историко-географи-ческий этюд).-М.: Наука, 1966 191 с.

79. Гумилев JI.H. Поиски вымышленного царства.- М.: Наука, 1970.-431 с.

80. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры — М.: Искусство, 1972 318с.

81. Давлетшин К.С. Творчество татарского поэта XVII века Мавля Колыя: Автореф. канд.филол.наук- Казань, 1971.-20 с.

82. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность- Баку: ЭЛМ, 1976.-228 с.

83. Джами М.: Худож. литература, 1955 - 482 с.

84. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики-М.: Форум, 1997.-268 с.

85. Джуринский А.Н. История педагогики. Учеб.пос. для студ.педвузов М.: Владос, 1999 - 432 с.

86. Древнетюркский словарь Л.: Наука, 1969 - 568 с.

87. Древняя татарская литература Казань: Тат. кн. изд-во, 1963- 576 е.- На татар, яз.

88. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.- М.: Наука, 1985.- 245 с.

89. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад Л.: Наука, 1979 - 493 с.

90. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос.- Л.: Наука, 1974.-483 с.

91. Журавский А.В. Христианство и ислам М.: Наука, 1990.-128 с.

92. Загвязинский В.И. Метология и методика социально-педагогического исследования-Тюмень, 1995- 85 с.

93. Загидуллина Д.Ф. Литературные законы время Казань: Татар, кн. изд-во, 2000 - 271 с.

94. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике-М.: Издат.дом Ореол-Лайн, 1998 192 с.

95. Закиев М.З. О периодизации истории тюркских письменных литературных языков // Советская тюркология Баку, 1975-№ 5-С. 36—45.

96. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII-XIV вв.).- М.: Наука, 1966.- 160 с.

97. Зарубежная тюркология: Древние тюркские языки и литературы М.: Наука, 1986 - Вып.1.- 384 с.

98. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Булгары, мадъяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне -М.: Наука, 1967-Т.1.-212 с.

99. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов М.: Знание, 1977 - 64 с.

100. Ибрагим Т. Философия калама (VIII-XV вв.): Авто-реф.дис. д-ра филос.н М., 1984 - 36 с.

101. Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история: От Адама до Иисуса Москва: Ладомир, 1996 - 177 с.

102. Ибрагимов Г. Древняя исламская культура- Уфа-Оренбург, 1909 139 с. - На татар, яз.

103. Из истории татарской общественной мысли- Казань, 1979 169 с.

104. Из истории формирования и развития свободомыслия в дореволюционной Татарии-Казань, 1987 121 с.

105. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XVI в.- М.: Наука, 1961 594 с.

106. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки: Гносеологический анализ-М.: Высшая школа, 1985 -230 с.

107. Исанбет Н. Детский фольклор Казань: Тат. кн. издво, 1984 488 с - На татар, яз.

108. Ислам. Словарь-справочник / Сост. З.Шафиги Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.- 191 с.

109. Исламов Ф.Ф. Изучение произведений устного народного творчества на уроках татарской литературы Казань: Тат. кн. изд-во, 1988.- 96 е.- На татар, яз.

110. Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения-М.: Наука, 1974.-274 с.

111. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения- М.: Наука, 1986.-336 с.

112. История всемирной литературы. Т.2.- М.: Наука, 1984.-348 с.

113. История Казани- Казань: Тат. кн. изд-во, 1988-Книга 1.-352 с.

114. История литературы Средней Азии и Казахстана-М.: Худож. литература, 1960.-437 с.

115. История педагогики татар. Программа и методические рекомендации / Автор-составитель Р.Ш.Маликов Казань, 2003 .-29 с.

116. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Уч. пос. для пед. ун-тов / Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова — М.: ТЦ «Сфера», 1998.- 192 с. Часть 2. С XVII в. до середины XX вв.-304 с.

117. История средних веков / Под ред. Н.Ф. Колесницко-го.- М.: Наука, 1986.- 538 с.

118. История татарского просветительства и педагогической мысли. Программа и методические рекомендации по спецкурсу / Автор-состав. Р.Ш. Маликов Казан, 2003- 26 е.1. На татар, яз.

119. История татарской литературы. В шести томах — Казань: Тат. кн. изд-во, 1984.-Т. 1- 541 е.; Т.2.- 539 е.; 1986-Т.З.- 556 е.; 1989.-Т.4.- 567 е.; Т.5.- 543 с.

120. Источники древней тюркской и татарской литературы/ Сост. Х.Гусман.- Казань: Изд-во КГУ, 1981 246 с.

121. Казанская история-M.-JI.: Наука, 1954 -472 с.

122. Казанский университет. 1804-1979 (Очерки истории).-Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1979.- 304.

123. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы М.: Педагогика, 1980.-158 с.

124. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги Казань: Тат. кн. изд-во, 1971.-224 с.

125. Карлов Н.В. Путь познания- М.: Воскресенье, 1998.-256 с.

126. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского востока —М.: «Дружбы народов», 1987.- 176 с.

127. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: КГУ, 1982 224 с.

128. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников Казань: Тат. кн. изд-во, 1980 - 207 с.

129. Кирсанов А.А. Индивидуальный подход у учащимся в обучении: Учеб. пос-Казань: КГПИ, 1978.- 113 с.

130. Климович Л.И. Ислам в царской России.- М.: Гос. антирелиг. изд-во, 1936.-408 с.

131. Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос.-М.-Л.: Худож. литература, 1962 537 с.

132. Ковалев А.Г. Психология личности М.: Просвещение, 1970.-391 с.

133. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.- Харьков, 1956 258 с.

134. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.— М.: Наука, 1975.-720 с.

135. Конрад Н.И. Запад и Восток М.: Наука, 1972 - 256с.

136. Конратбаев А. Древнетюркская поэзия и казахский фольклор: Автореф. докт. филол. наук Алма-Ата, 1971- 38 с.

137. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студ. пед. ин-тов М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

138. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки М.: Мысль, 1974 - 568 с.

139. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского М.: МНПП «Буква», 1991.-528 с.

140. Коран / Перевод смыслов и комментарии В.Пороховой-Дамаск-Москва: Аль-Фуркан, 1996.-815 с.

141. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие-М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994 140 с.

142. Короглы Х.Г. Огузский героический эпос.- М.: Наука, 1976.-236 с.

143. Короглы Х.Г. Туркменская литературы М.: Наука, 1972.-376 с.

144. Краевский В.В. Методология педагогического исследования-Самара: Изд-во Самар.ГПИ, 1994 164 с.

145. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается?- Волгоград: Перемена, 1996-86 с.

146. Краткая литературная энциклопедия М.: Сов. энциклопедия, 1975.-Т.8 - 1078 с.

147. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина VIII-XI век).- М.: Наука, 1983- 276 с.

148. Кул Гали. Сказание о Иусуфе / Пер. С.Иванова.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1985.- 256 с.

149. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае М.: Наука, 1985 - 384 с.

150. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX в.): Учебное пособиеМ.: Форум, 1998.-584 с.

151. Левишин Л.А. Когда слово воспитывает,- М.: Политиздат, 1970 112 с.

152. Леднев B.C., Краевский В.В., Полонский В.М., Штульман Э.А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам.- М.: ВАК, 1990.- 20 с.

153. Литература Востока в средние века. Ч. И М.: Изд-во Москов.ун-та, 1970.-464 с.

154. Литература древняя и Средних веков: Программа / Сост. X. Миннегулов Казань: Изд-во КГУ, 1973- 16 с.

155. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников-М.: Просвещение, 1979- 168 с.

156. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций М.: Прометей, 1992.- 528 с.

157. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы-М.: Наука, 1967.-358 с.

158. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили Л.: Наука, 1973— 254 с.

159. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения- М.: Наука, 1982.- 697 с.

160. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий-М.: Наука, 1965.-375 с.

161. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос- М.: Наука, 1973.- 279 с.

162. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества М.: Наука и техника, 1993- 256 с.

163. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика М.: Мысль, 1979 - 431 с.

164. Макаренко А.С. Воспитание гражданина М.: Просвещение, 1968.-373 с.

165. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности-М.: Педагогика, 1972.-334 с.

166. Максимова В. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения-М.: Просвещение, 1984 143 с.

167. Маликов Р.Ш. Гуманистическая педагогика Мухам-медьяра: Монография- Казань: Изд-во Казан.гос.пед.ун-та, 1999.-99 с.

168. Маликов Р.Ш. Детская литература и воспитание: Монография-Казань: Изд-во «Форт-Диалог», 1996.-94 с.

169. Маликов Р.Ш. Педагогическая мысль Ю. Баласагу-ни: Монография Казань: Изд-во Казан.гос.пед.ун-та, 199980 с.

170. Маликов Р.Ш. Педагогические идеи булгарского поэта Кул Гали: Монография.- Казань: Изд-во Казан.гос.пед.ун-та, 1999.-112 с.

171. Маликов Р.Ш. Тюрко-татарская гуманистическаяпедагогическая мысль средневековья: Монография- Казань: Тат. кн. изд-во, 1999 304 с.

172. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков МЛ.: Наука, 1952.- 127 с.

173. Малявин В.В. Гибель древней империи М.: Наука, 1983.-367 с.

174. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель Казань: Тат. кн. изд-во, 1990 - 192 с.

175. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры Ереван: АН Арм.ССР, 1969.- 228 с.

176. Маудуди. Мы и западная цивилизация М.: Твис, 1993.-176 с.

177. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории М.: Педагогика, 1975 - 367 с.

178. Махмутов X. Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки-Казань: Тат. кн. изд-во, 1987 179 с.

179. Методологические и теоретические проблемы формирования мировоззрения школьников / Под ред. Э.И. Моно-сзона и др.- М.: Педагогика, 1984 240 с.

180. Методологические основы научного познания: учеб. пос. для ст-ов вузов / Под ред. П.В.Попова.- М.: Высшая школа, 1972,-272 с.

181. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Арутова и др.- М.: Педагогика, 1985.-240 с.

182. Методы педагогических исследований / Под ред. А. Пискунова и Г. Воробьева М.: Педагогика, 1979 - 255 с.

183. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой-Л.: ЛГУ, 1980 172 с.

184. Мец А. Мусульманский Ренессанс— М.: Наука, 1973.-284 с.

185. Минегулов Х.Ю. Вслушиваясь в голоса веков.— Казань: Магариф, 2003- 335 с.

186. Миннегулов Х.Ю. Есть что сказать.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1999.-336 с.

187. Миннегулов Х.Ю. Книга, призывающая к духовной чистоте//Мирас, 1998-№ 10.-С. 5-13.

188. Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и восточная классика Казань: КГУ, 1993 - 384 с.

189. Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа: Казань: КГПУ, 1998.-488 с.

190. Мифтахов 3.3., Мухаммадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа. Часть 1- Казань: Kazan, 1993 159 с.

191. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861).- Казань: КГУ, 1972.-227 с.

192. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика-М.: Педагогика, 1981 144 с.

193. Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая Казань: Тат.кн.изд-во, 1991 - 240 с.

194. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа Казань: Тан-Заря, 1994 - 114 с.

195. Мухаметшин А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VIII-XIV вв.): Дисс. канд. пед. наук-Казань, 1995 184 с.

196. Мухаммедьяр. Нур-и содур. Поэмы, стихи Казань: Тат. кн. изд-во, 1997 - 336 е.- На тат. яз.

197. Наджип Э.Н. Исследования по истории тюркских языков XI-XIV в.-М.: Наука, 1989.-283 с.

198. Народное просвещение у татар в дооктябрьский период-Казань, 1992 148 с.

199. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли- Казань: КГУ, 1964.-446 с.

200. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб. Пособие М.: Высш. шк., 2004 - 400 с.

201. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала-Казань: КГУ, 1970 183 с.

202. Никифоров В.И. Восток и всемирная история М.: Наука, 1977.-273 с.

203. Новые пласты литературного наследия (текстологический аспект).-Казань, 1990.- 118 с.

204. Нугаев P.M. Ислам и наука // Татарстан 1994 - № 7-8.-С. 130-137.

205. Очаги просвещения Казань: Тат. кн. изд-во, 1992.— 238 с - На татар, яз.206.0черки истории татарской общественной мысли-Казань: Татар, кн. изд-во, 2000 191 с.

206. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока- М.: Изд. АПН СССР, 1988.-198 с.

207. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого М.: Рос. пед. агент-во, 1996 - 602 с.

208. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского М.: Просвещение, 1983.-608.

209. Педагогический словарь. В 2-х т.- М.: АПН Т. 1160.- 774 е.- Т. 2.- I960.-11 в с.

210. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы- М.: МГУ, 1990.-118 с.

211. Петрова Г.А. Вопросы учителя- Казань: КГУ, 1976.-200 с.

212. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов Казань: КГУ, 1973.-69 с.

213. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья: Поиски исторических закономерностей-М.: Наука, 1982 188 с.

214. Подласый И.П. Педагогика- М.: Просвещение, 1996.-432 с.

215. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований-М.: Педагогика, 1987 144 с.

216. Поэзия народов СССР. IV-XVIII веков М.: Худож. лит-ра, 1972 - 862 с.

217. Проблема преемственности в татарской общественной мысли Казань, 1985 - 163 с.

218. Происхождение казанских татар- Казань, 1848160 с.

219. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли М.: Новая школа, 1994.- 96 с.

220. Пути анализа литературного произведения- М.: Просвещение, 1981- 222 с.

221. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход-М.: Политиздат, 1982 -302 с.

222. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки М.: Высшая школа, 1971.- 178 с.

223. Рамиев И.Г., Даутов Р.Н. Литературный словарь-Казань: Татар, кн. изд-во, 2001 399 с.

224. Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн-Новосибирск: Изд-во ун-та, 1994-Кн. 1.-461 с.

225. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.-355 с.

226. Русско-арабский учебный словарь/ Составитель Г.Ш. Шарбатов.-М.: Сов. энциклопедия, 1964 1196 с.

227. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна).- М.: Наука, 1985.-176 с.

228. Сагъди Г. История татарской литературы Казань: Тат. гос. изд-во, 1926 - 300 с.

229. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века,и в эпоху Возрождения М.: Мысль, 1986 - 285 с.

230. Сибгатуллина А.Т. В поисках человека. Концепция личности в татарской поэзии XIX в.- Елабуга, 2001 143 с.

231. Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа: Ч. 2 (вторая половина XVI-XVIII вв.).- Казань: Магариф, 1995.-175 с.

232. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости-Казань: КГУ, 1992 176 с.

233. Сластенин В.А, Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие М.: Школа-Пресс, 1977 - 512 с.

234. Слово о Тукае. Писатели и ученые о татарском народном поэте-Казань: Тат. кн. изд-во, 1986.-431 с.

235. Смирнов А.Ф. Великий шейх суфизма М.: Наука, 1993.-328 с.

236. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVTI вв.

237. М.: Высшая школа, 1996.-400 с.

238. Средневековый Восток: История. Культура. Источниковедение.- М.: Наука, 1980 286 с.

239. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период М.: Наука, 1976.-214 с.

240. Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке.- М.: Наука, 1971.- 298 с.

241. Степанянц М.Т. Религия Востока и современность // Философия и религия на зарубежном Востоке М.: Наука, 1985.-С. 43-71.

242. Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1985.-270 с.

243. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина М.: Молодая гвардия, 1979 - 335 с.

244. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям- Киев: Рад. школа, 1981.-382 с.

245. Тагирзянов Г. Из истории к литературе - Казань: Тат. кн. изд-во, 1979 - 167 с.

246. Татарская поэзия и фольклор в детском саду Казань: Тат. кн. изд-во, 1982 - 63 с.

247. Татарские интеллектуалы. Исторические портреты / Сост. P.M. Мухаметшин-Казань: Магариф 208 с.

248. Татарские народные загадки Казань: Тат.кн.изд-во, 1970.-340 с.

249. Татарские народные песенно-плясовые игры. Вступ. слово И.Надиров Казань: Тат. кн. изд-во, 1997 - 156 е.- На татар, яз.

250. Татарские пословицы- М.: Худож. литература,1971.-10 с.

251. Татарский детский фольклор / Сост. Р.Ягфаров Казань: Раннур, 1999.-352 с.

252. Татарское народное творчество: Детский фольклор-Казань: Тат.кн.изд-во, 1993.-335 с.

253. Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки- Казань: Тат. кн. изд-во, 1993 592 е.- На татар, яз.

254. Татарско-русский словарь: Ок. 25000 слов / И.А. Аб-дуллин, Ф.А. Ганиев и др.-Казань: Тат.кн.изд-во, 1988.-462 с.

255. Творчество в научном познании.- М.: Наука и техника, 1976.-232 с.

256. Теория жанров литератур Востока- М.: Наука, 1985.-263 с.

257. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада-М.: Наука, 1974 575 с.

258. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии-Казань: Тат. кн. изд-во, 1975.- 204 с.

259. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV-XVIII вв.-Казань: Изд-во КГУ, 1979.-318 с.

260. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова-Казань: Тат. кн. изд-во, 1980.-222 с.

261. Усманов М.А. Из прошлого к будущему Казань: Тат. кн. изд-во, 1990 - 472 е.- На татар, яз.

262. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв.- Казань: Изд-во КГУ, 1972.- 222 с.

263. Усманов X. Древние истоки тюркского стиха Казань: Изд-во КГУ, 1984.- 148 с.

264. Усманов X. Тюркский стих в средние века Казань: Изд-во КГУ, 1987.-144 с.

265. Утыз-Имяни аль-Булгари Г. Стихи и поэмы / Сост. А. Шарипов-Казань: Тат. кн. изд-во, 1986 397 с.

266. Файербенд П. Избранные труды по методологии науки-М.: Прогресс, 1986 -542 с.

267. Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли Казань: Таткнигоиздат, 1955 - 279 с.

268. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана: Древность и Средневековье- Казань: Магариф, 1995.-255 с.

269. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов М.: Изд-во Москов. ун-та, 1966.-274 с.

270. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды.-М.: Изд-во Москов. ун-та, 1973- 180 с.

271. Философия и история образования: Программа и методические рекомендации- Казань: КГПУ, 1997 28 с.

272. Философия и методология науки: Учеб. пос. для ст-ов высш. учеб. заведений М.: Аспект пресс, 1996.- 551 с.

273. Философский словарь-М.: Политиздат, 1972.-495 с.

274. Философский энциклопедический словарь М.: Сов. энциклопедия, 1988 - 840 с.

275. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1981176 с.

276. Филыитинский И.М. Арабская литература в средние века. VIII-IX вв.- М.: Наука, 1978,- 256 с.

277. Филыитинский И.М. История арабской литературы-М.: Наука, 1985.-297 с.

278. Фролова Е.А. История средневековой арабомусульманской философии М.: ЦОА ин-та философии РАН, 1995.- 176 с.

279. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях-Казань: Тип. ун-та, 1844 131 с.

280. Хайдеггер М. Время и бытие- М.: Республика, 1993.-448 с.

281. Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби- М.: Наука, 1982.-296 с.

282. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья-Казань: Тат. кн. изд-во, 1978 160 с.

283. Халикова Е.А. Мусульманские некрологи Волжской Булгарии X начала XIII вв.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1986.-159 с.

284. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа.^ Казань: Тат. кн. изд-во, 1967 157 с.

285. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пос. для ст-ов и аспир-ов Казань: КГПУ, 1975.- 162 с.

286. Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа-Казань: КГПИ, 1968.- 136 с.

287. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие- М.: Высшая школа, 1990 576 с.

288. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства.- Казань: Госиздат, 1923- 304 с.

289. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника Казань, 1998- 287 с.

290. Ценностные аспекты развития науки М.: Наука, 1990.-294 с.

291. Чалоян В.К. Восток Запад (преемственность в философии античного и средневекового общества).- М.: Наука, 1979.-213 с.

292. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция —М.: Наука, 1979.-152 с.

293. Шарафутдинов З.Т. История и педагогические традиции Казанской лингвистической школы — Набережные Челны, 1991-94 с.

294. Шарафутдинов З.Т. Педагогические традиции Казанской лингвистической школы- Казань: Тат. кн. изд-во, 1984.-103 с.

295. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана.- Казань, 1998 306 с.

296. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия.-Л.: Наука, 1971.-240 с.

297. Юзеев А. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв.-Казань: Иман, 1998- Кн. 1.- 137 с.-Кн.2.- 123 с.

298. Ялчыгул Т. Рисалаи Газиза // Мирас, 1998 № 10-С. 14-23.

299. Яхин Ф.З. Средневековая татарская литература. Религиозная мистика и мифология в татарской поэзии Казань: Раннур, 2003.-416 с.

300. Brands G.V. Zeitsrchift der Deutschen Morgenlandischen Geselischaft Band 119, Heft 2 Wiesbaden, 1970.- S. 258-260.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.