Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Желондиевская, Лариса Владиславовна

  • Желондиевская, Лариса Владиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 156
Желондиевская, Лариса Владиславовна. Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Желондиевская, Лариса Владиславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 Научно - теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся старшего школьного возраста.

1.1.Психологические характеристики развития творческих способностей личности средствами декоративного искусства .14-1.2. Возрастные особенности физиологического развития старших школьников.

1.3. Методические основы обучения старших школьников декоративному искусству ( на примере художественных ремесел)

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2 Ручное ткачество - как средство развития творческих способностей личности.

2.1. Из истории методов обучения ручному ткачеству.

2.2. Анализ современного состояния учебно - воспитательного процесса по ручному ткачеству.

2.3. Научно - теоретическое обоснование экспериментальных программ по ручному ткачеству.

2.4. Анализ и обообщение данных экспериментальной работы. а) В системе дополнительного образования. б) В начальной профессиональной подготовке.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству»

Новая общественно - политическая ситуация, возникшая в последнее десятилетие в России, повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Проблема формирования личности, способной к продуктивной, созидательной деятельности в новых социальных условиях встала перед педагогикой, решение которой потребовало поиска новых путей ее реализации.

Основными принципами для педагогической науки на современном этапе стали:

-демократизация системы образования, предпологающая социализацию личности, активизацию ее политической активности;

-поиск новых методов и форм обучения, путем анализа и сравнения различных общеобразовательных систем их концепций;

-гуманизация образования;

-субъективно - личностная направленность обучения;

-развитие креативности мышления;

-непрерывность образования;

-возрождение духовных ценностей.

Современная педагогика предпологает всестороннее раскрытие потенциальных возможностей личности, анализа ее индивидуальных особенностей. Пристальное внимание к проблемам личности обусловлено направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для преобразования общества необходима социально активная личность, как основная движущая сила общественного прогресса.

Готовность к самостоятельному мышлению, творческому подходу необходимо формировать в процессе обучения, особенно в старшем школьном возрасте.

Система образования опирающаяся на научно -теоретическую базу формирования личности широко использует различные средства и формы, среди которых художественное образование , играет особое значение.

Декоративная деятельность, рассматриваемая в исследовании, дает широкие возможности для раскрытия индивидуальности. Основанная на многовековом народном опыте, она развивает творческие способности, духовно обогащает личность, несет в себе знания и умения многих поколений.

В целом, воздействуя на личность, декоративно - прикладное искусство обогащает не только эмоционально - чувственную сферу, но способствует приобретению необходимых практических умений , накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами, в том числе и текстильной пластикой.

В процессе обучения художественному ремеслу развивается психика, формируется интеллектуальный потенциал, развиваются творческая активность, инициатива, воспитываются усидчивость, трудолюбие и многое другое.

Данный вид деятельности доступен каждому учащемуся, техническое обеспечение не требует особых затрат, что немаловажно в нынешних экономических условиях.

Таким образом, рассматриваемая в данном исследовании проблема развития творческих способностей старших школьников средствами декоративно - прикладного искусства, на примере ручного ткачества, приобретает актуальность.

Проблема развития личности средствами декоративного искусства рассматривалась многократно в различных исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предпологает изучение специальной литературы в различных областях знания -это и проблемы психологии, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности средствами художественного образования и др.

Важное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческих способностей, для данного исследования, имели работы А.Д.Алехина, Н.С.Боголюбова, Е.С.Громова, Е.И.Игнатьева, В.В.Корешкова, B.C.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпика-ловой.

В теории учебно - воспитательного процесса мы опирались на труды О.А.Абдуллиной, Ю.К.Бабанского, Е.С.Громова, В.А.Онищук, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина.

Особенности возрастной и педагогической психологии старшего школьного возраста были рассмотрены нами в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, В.Л.Дранко-ва, Л.В.Занкова, В.С.Конна, В.А.Крутецкого, Б.С.Мейлаха, Р.С.Немова, А.В.Петровского и других авторов.

Исследованию народного искусства, его значения, посвящены работы В.М.Василенко, Л.Н.Дороговой, А.С.Канцедикаса, В.Ф.Максимовича, А.И.Некрасова, М.А.Некрасовой, Г.В.Яко-венко , где дан анализ народного искусства с точки зрения исторической, этнографической, эстетической, социальной, педагогической, которые стали для нашего исследования основопологающими.

Изучение традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области ручного ткачества, одна из задач исследования. Литература на эту тему имела особое значение. Труды Г.Баландиной, Л.Березиной, М.Болдыревой, И.А.Дворки-ной, Н.П.Кану нниковой, Л.А.Кожевниковой, были важны для нашей работы.

Гобелен, являясь составной частью декоративного творчества, наиболее выразительной и интересной для изучения областью ручного ткачества, рассматривается в данной работе как средство развития творческих способностей в старшем школьном возрасте. Исследование опиралось на труды русских авторов, таких как Н.Ю.Бирюкова,Т.Т.Коршунова, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, В.Д.Уваров, а также зарубежных Бэтти Фил-липс, Уильяма Морриса, М.Н.Вэллса.

Проведенный анализ научно - методической литературы на тему развитие личности средствами декоративного искусства на примере ручного ткачества, показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы. Появилось несколько исследований, анализирующих влияние национального ручного ткачества на развитие личности. Это работы Алиева Кюбра Мухтар кызы, С.М.Гаджи-муратова, П.Н.Магомедовой, О.Н.Поповой опирающиеся на традиции Дагестана, Азербайджана, Казахстана, где авторы делают следующий вывод:- изучение традиционных видов художественного ремесла, в данном случае ковроткачества, обогащают духовно и развивают эстетически личность.

Исследования Е.Г.Болотских и И.В.Марченко в качестве объекта выбрали процесс обучения студентов ХГФ педвузов, где достаточно внимательно рассмотрены технологии ткачества , применительно к гобеленовой технике.

Декоративная деятельность, связанная с художественной обработкой волокнистых материалов рассмотрена в работах Н.В.Ефремичевой, Д.А.Хворостова, где даны методические основы для обучения школьников текстильным художественным ремеслам, таким как вышивка, ручное ткачество, аппликация, макраме, авторы ставили целью разнообразие развивающих средств, не углубляясь в детальный разбор каждого.

Рассмотренные выше научные труды решают проблему развития способностей средствами текстильной пластики, но ни одно из них не использует в арсенале развивающих средств русское народное ткачество- Причем, при исследовании традиционных видов ткачества народов Востока, авторы подчеркивали, наряду с другим, развитие национального самосознания в процессе обучения этим ремеслам. Русское народное ткачество в этом направлении не изучено, нет современных методик преподавания, оно не входит даже составной частью в специальную литературу по этому профилю. В учебниках по художественным ремеслам, вышедшим 20-30 лет назад присутствует раздел народного ткачества, но сложность технического обеспечения учебной деятельности не дает возможности их полноценному практическому применению сегодня.

Нет исследований в области ручного ткачества, для старшего школьного возраста, считающегося сложным и переломным моментом в формировании личности. Привлечение внимания старших школьников к русскому искусству, культуре способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине

Все вышеизложенное убедило нас в своевременности и актуальности данной работы.

Проблема данного исследования заключается в поиске эффективных способов обучения, форм организации занятий по ручному ткачеству, с целью наиболее полной реализации творческого) потенциала и развития способностей учащихся.

Цель исследования - научное обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка системы дидактических средств, форм и методов развития творческих способностей личности на занятиях по ручному ткачеству.

Объект исследования - творческая деятельность учащихся старшего школьного возраста на занятиях по ручному ткачеству.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей, методические условия, педагогические приемы, средства и формы учебно-воспитательной работы на занятиях ручным ткачеством в старшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования - развитие творческих способностей старших школьников в процессе ручного ткачества будет наиболее успешным, если:

- предлагаемый объем знаний, формы и методы ведения занятий, опирающиеся на современную научно - теоретическую базу, будут внедрены в систему начального профессионального и дополнительного образования;

- структура содержания существует как динамичная система, адекватная конкретным условиям педагогического процесса ;

- система заданий адаптирована для разного уровня сложности и степени подготовленности учащихся ( индивидуальный подход);

-теоретическое обучение неразрывно связано с конкретной практической деятельностью учащихся;

- обучение ориентировано на национальные традиции.

Задачи исследования:

- изучить научно-теоретические основы развития творческих способностей в процессе занятий ручным ткачеством;

- проанализировать психофизиологические и педагогические основы развития творческих способностей;

- рассмотреть исторически сложившиеся методы обучения ручному ткачеству ;

- изучить современную систему обучения и выявить возможности успешной учебно-воспитательной работы в области художественных ремесел;

- разработать структуру и содержание занятий по ручному ткачеству для старшего школьного возраста; выявить возможности диагностики и критерии оценки уровней творческих способностей личности;

- экспериментально апробировать разработанную систему обучения с комплексом учебных заданий различной сложности;

- разработать экспериментальную программу занятий, адаптированную на различные системы обучения.

Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научно-методической, педагогической, методологической и специальной литературы по теме данного исследования, в том числе перевод с иностранных изданий и периодической печати;

-анализ существующих учебных программ для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования

- наблюдение за познавательной и творческой деятельностью учащихся на занятиях ручным ткачеством;

- проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приемам обучения с целью проверки эффективности разработанных новаций;

- статистический анализ и проверка полученных результатов .

Этапы исследования

На первом этапе исследования (1987-1995 гг) с 1987 по 1993 год изучалась специальная литература по ручному ткачеству, с точки зрения истории развития, форм существования, технологий ткачества. Отрабатывались практически примы ткачества, его различные техники в рамках Комбината прикладного искусства города Москвы. С 1993 по 1995 год была изучена литература по общей и возрастной психологии, педагогике, по проблемам природы творчества, развития творческих способностей. Осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью учащихся старшего школьного возраста, проводились контрольные исследования уровня творческого развития по результатам деятельности, анализ выполненных работ. Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методического обоснования проходил на базе ПТУ№111, в двух направлениях: в группе обучающейся по специальности «Ткач г ручного ткачества», и в кружке «Текстильный дизайн», преподаватель Желондиевская JI.B. По результатам анализа учебных программ «Ткач ручного ткачества», «Ковровщица», «Реставратор тканей, гобеленов и ковров», а также программ дополнительного образования, была составлена экспериментальная программа по курсу ручное ткачество, ориентированная на старший школьный возраст, с учетом основных положений развития творческих способностей.

Второй этап (1995-1998 гг) включал в себя обучающий эксперимент, который проходил в ПТУ№111, на специальности «Ткач ручного ткачества», преподаватели Л.В.Желондиев-ская, Е. В. Пермякова , Н.А.Коршунова, Л.В.Кочнова,- кружке «Текстильный дизайн», руководитель Л.В.Желондиевская на базе того же учебного заведения, охватывающем учащихся других специальностей, той же возрастной группы.

Третий этап (1998 - 2000 гг) - контрольный эксперимент, проходил на базе ПТУ № 111, и в институте «Современного искусства», для учащихся подготовительного отделения спецкурс с практической деятельностью - «Текстильный дизайн», руководитель Л.В.Желондиевская. Его целью было проверить практически эффективность разработанной программы, направленной на развитие творческих способностей учащихся средствами ручного ткачества. Был проведен статистический анализ результатов работы, по каждому учебному заданию в рамках курса обучения, также складывались общие выводы по методике преподавания. Основные выводы и результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ.

Научная новизна исследования:

- разработана педагогически обоснованная система развития творческих способностей средствами декоративного искусства на примере ручного ткачества;

- определена образовательная, воспитательная и развивающая роль декоративной деятельности учащихся, на примере ручного ткачества, ее влияние на формирование их личностных качеств;

- выявлена возможность использования занятий ручным ткачеством, .для изучения национальной художественной культуры ;

Практическая и теоретическая значимость определяется тем, что:

- разработана структура, содержание, формы и методы организации занятий по ручному ткачеству с учетом психолого - педагогического подхода к старшему школьному возрасту;

- разработана универсальная программа по курсу «Ручное ткачество», пригодная как для профессиональной подготовки специалистов данного профиля, так и для системы дополнительного образования, направленная на развитие творческих способностей учащихся;

- русское народное ткачество адаптировано технически и может быть использовано в практической работе на простейшем оборудовании.

Достоверность исследования обусловлена

-опорой на базовые положения в научно - теоретическом плане в области психологии, педагогики, искусствознания, культурологии и вопросам художественно-творческого развития личности;

-опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики изменений развития творческих способностей старших школьников.

Апробация результатов

Экспериментальная работа проводилась с 1995 по 2000 год в условиях педагогического процесса с привлечением педагогов, как основного, так и дополнительного образования, базой для исследования было ПТУ№111, также Институт Современного Искусства. Выводы по результатам научно-практической деятельности обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ, на научных сессиях, конференциях МПГУ. Разработанная программа с методическими рекомендациями была опубликована в серии статей в журнале Международного профессионального союза работников культуры и просвещения «Клуб», № 1,2,3,4,5,7,8,9,11 за 1987 год.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Желондиевская, Лариса Владиславовна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Проведенное теоретическое и экспериментальное исследования убеждают в том, что:

-обучение художественным ремеслам (на примере ручного ткачества) в старшем школьном возрасте необходимо и возможно, успешность его зависит от ряда факторов : научно -методического обеспечения учебного процесса, материально -технического оснащения занятий и высокой квалификации преподавателя;

-предлагаемое к изучению содержание образования ,его формы и методы, опирающиеся на современную научно - теоретическую базу могут быть применены в системе дополнительного и начального профессионального образования;

-динамичность и гибкость программы обеспечиваются применением в процессе обучения учебно - творческих заданий разного уровня сложности, системой обучения, адекватной конкретным условиям педагогического процесса;

-педагогическая деятельность предусматривает индивидуальные возможности, уровень подготовки, интересы учащихся, на деле осуществляя личностный подход;

-методическое объединение теоретического, художественно графического обучения и практической деятельности в учебном процессе оправдано и дает хорошие результаты;

-декоративная деятельность, рассмотренная в исследовании, является активным средством включения учащихся в процесс художественного творчества, она развивает способности, раскрывает возможности для самовыражения, воспитывает нравственно, эстетически, формирует практические навыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное экспериментальное исследование и анализ специальной литературы позволили определить, что система педагогических условий, предусматривающая единство и непрерывность педагогического воздействия на личность, включающая комплексность, многообразие и вариативность, прием-ственность, доступность и интегрированность с использованием активных форм, методов и средств обучения позволяют повысить уровень развития творческих способностей учащихся, их познавательную активность, готовность к социально -значимой деятельности. разработанные учебные задания разного уровня сложности, включающие несколько видов деятельности, каждый из которых несет элементы творчества способствуют самостоятельному мышлению, формируют элементы самообразования, расширяют диапазон мыслительной деятельности.

Анализ современного состояния декоративно - творческой деятельности в системах дополнительного и начального профессионального образования показал, что разработанная система обучения отвечает необходимым требованиям, подобное обучение возможно, так как оно органично дополняет общий учебно - воспитательный процесс. Эксперимент показал заинтересованность старших школьников ручным ткачеством. Их включение в социально значимую художественно - творческую деятельность позволило повысить образовательный уровень, воздействовать на духовную, нравственную, эстетическую стороны развития, сформировать их личностные качества.

Предлагаемая концепция обучения ручному художественному ткачеству старших школьников опирается на положения и выводы, сделанные в результате анализа научно - теоретической и методической литературы по теме исследования и практической экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы. В итоге проделанной работы можно заключить, что развитие творческих способностей учащихся осуществляется успешнее, когда:

- новые знания, формы и методы педагогической деятельности основаны на современном подходе, прочной научно -теоретической базе;

- разработанная структура содержания существует как динамичная система, отвечающая новым принципам педагогической направленности;

- сочетание в программе основных видов деятельности -теоретического , художественно - графического обучения , практической деятельности скоординировано и подчинено единой системе заданий;

- учебная деятельность, задействуя все анализаторы ( наружные и внутренние) повышает качество знаний, развивающих аналитические способности мозга, то есть творческий мыслительный потенциал;

- занятия организованы таким образом, что осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход, предполога-ющий учет личностных качеств, степени развития специальных способностей, уровня подготовки, сформированности навыков и т.д.;

- предлагаемая структура художественно - творческой деятельности базируется на физиологических возможностях старшего школьного возраста, учитывая его особенности и интересы.

Данная работа не претендует на завершенное и исчерпывающее решение поставленной проблемы, развития творческих способностей старших школьников средствами ручного ткачества. Однако, она может быть использована при организации занятий по декоративно - прикладному искусству различных направлений и при решении задач определенных в настоящем исследровании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Желондиевская, Лариса Владиславовна, 2000 год

1. 1-Абдуллина О.А. Дидактика./ учебно - методические материалы по курсу/ М. : Прометей, МГПУ им. В.И.Ленина, 1992. 247 с.

2. Аксенова Ю. Левидова М. Цвет и линия. М. : Советский художник, 1986. - 326 е.: ил.

3. Алехин А. Д. Изобразительное искусство : Художник Педагог Школа. М.: Просвещение, 1984. - 160 е.: ил.

4. Алехин А. Д. Когда начинается художник. М. Просвещение, Владос, 1994 160 с : ил

5. Анри де Моран История декоративно прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М. : Искусство, 1982. - 577 е.: ил.

6. Арватов Б.И. Искусство и классы. М-П.: ГОИЗ, 1923. -218 с.

7. Бабанский Ю.К. Педагогика. М, Просвещение, 1988 474с.

8. Бахрушин С.В. Ремесленные ученики в 17 веке. Труды исторического музея. Выпуск III. Раздел общий исторический. М, 1926 86 с.

9. Баландина Г.М., Володина И. А., Кирякина Б.К., Рожков С.С. Рукоделие. М. :А.О Асцендент, 1994. 235 с. : ил.

10. Березина Л., Болдырева М. Русское ручное ткачество. М. Всесоюзное кооперативное издательство, 1959 110 с: ил

11. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. "15 начало 16 века. - Прага - Ленинград, 1965. - 40 с.128 с.:ил

12. Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры конца 15 начала20 веков в собрании Эрмитажа. JI. : Аврора, 1974. - 171 с. : ил

13. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве.// Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник МПГУ. - М. 1990. С 3 - 12.

14. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений художественно-графических факультетов педагогических институтов. Дис. канд. пед. наук.- М, 1985 167 с.

15. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. -Прага .: 1980. 480 е.: ил.

16. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников. Л 1970. - 260 с.

17. Вейер П.П. Убранство Гатчинского дворца.// Старые годы. 1914. - июль - сентябрь. С 33 - 75.

18. Вестфолен Э.Х. Путеводитель по первому филиалу. ( б. Музей Штиглица). Л., 1929. - 76 с.

19. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. -М.: Просвещение, 1982.- 144 е.: ил.

20. Волков С.А. Возле монастырских стен. М. : Издательство гуманитарной литературы, 2000. - 608 с. с илл.

21. Возрастная и педагогическая психология./ учебн. пособ. для студ. пед. ин-тов. Под ред. А.В.Петровского./-М.: 1973. 288 с.

22. Выготский Л.С. Психология искусства. М: Педагогика, 1987 345 с.

23. Выготский JI.С. Педагогическая психология./ под редакцией Давыдова В.В./ М. : Педагогика, 1991. 479 с.

24. Гаджимурадов С.М. Научно методические основы профессиональной подготовки школьников по профилю «ручное ткачество» ( по материалам народных художественных промыслов Дагестана): Дис. канд. пед. наук. - М.:1990. -184 с.

25. Гальперин П.Я. Запорожец А.В. Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. /Материалы по курсу лекций/ М. : МГПУ, 1978. - 118 с.2 6 . Гальперин П. Я. Введение в психологию. М. : МГУ, 1976. - 149 с.

26. Ганова Т. В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально -маскарадного костюма. Автореф. дис канд. пед. наук. М. , 1996. - 16 с.

27. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. М. : Дет лит., 1980. - 143 с.

28. Герчук Ю.А. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. -М: Учебная литература, 1998 208 с. с ил.

29. Гончар А.В., Лебедева Е.И., Боленко К.Г. Зачем и как человек одевается . М. : Лайда, 1994. - 82 с. : ил.

30. Грановский Т.О. Строение и анализ ткани. М. : Легпромиздат, 1985. - 152 с.

31. ГромовЕ.С. Природа художественного творчества. М. : Просвещение, 1986.- 238 с.

32. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, Пеленг, 1995 142 с.

33. Давыдов В.В. Психология обучения. М. 1978 67 с.

34. Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. М.: Культура и традиции, 1998. 184 е.: ил.

35. Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания./ Межвуз. сб. науч. трудов./- М.: Прометей. МГПУ им В.И.Ленина, 1990.-168с.

36. Детская энциклопедия. Искусство. / под редакцией Артоболевского И.И. 3 е изд/ М : Педагогика, 1977, - 576 с.: ил.

37. Дидактика изобразительного искусства./ сборник/ Прага.: 1987. 313 с.

38. Доливо Добровольские В.А. и А.Г. Альбом ткацких узововъ. С.П. тип Киршбаума, 1912 - 85 с: ил

39. Доливо Добровольские В.А. и А.Г. Руководство къ ручному ткачеству и производству ковровъ. С. П. тип Киршбаума, 1909 - 134 с: ил

40. Дорогова Л.Н. Декоративно прикладное искусство. -М.: Знание, 1970. - 125 е.: ил.

41. Дранков В.Л. Психология. Л.1960 65 с.

42. Елатомцева И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск : Народная асвета, 1965. 55 с.

43. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников по художественной обработке волокнистых материалов. Дис. канд. пед. наук.-М. : 1995.-177 с. , прил. 40 с.

44. Забелин И. Домашний быт русских царей в 16 17 столетиях: Книга 1: Государев двор или дворец. - М: Книга, 1990 - 312 с.

45. Забелина Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся. ( на факультативных занятиях по изобразительному искусству) . Автореф. дис канд. пед. наук. М., 2000. - 15 с.

46. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1967. 178 с.

47. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М. : Учпедгиз, 1961. - 223с.

48. Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 8 классы. М.: Просвещение, 1990. - 143 с.

49. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М. : Архимед, 1992. 107 с.

50. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М. : Знание, 1986. - 218 с.

51. Киселева О. И. Возрождение искусства шпалеры во Франции, в первой половине 2 0 века и творчество Жана Люрса. Дис. канд. иск. наук. С-П.:1995.- 250с.: прил 2 том. ил.

52. Ковешникова Е.В. Изучение видов гобеленовых переплетений на ХГФ пединститутов.// Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник МПГУ. М. 1990 - с 32 -34.

53. Ковры и гобелены в собрании Государственного исторического музея. М. б.г. - 47 с, ил.

54. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебн. для ВУЗов. М, Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 с. : ил.

55. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : Просвещение, 1979. - 173 с.

56. Кондаков Н. Указатель отделения Средних веков и эпохи Возрождения. СПб., 1891.

57. Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно эстетической организации среды. дисер. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. - м., 1994. - 371 с.

58. Корешков В. В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности / / В сборнике научных трудов: Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. М.: Прометей, МПГУ им В.И.Ленина, 1995. - с.З - 5.

59. Королева Н.С. Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. М.: Легкая индустрия, 1970. - 158 е.: ил.

60. Коршунова Т. Т. Создатели петербургских шпалер.// Памятники культуры. Новые открытия.: Ежегодник, 1975 М. . 1976. - с. 262 - 277 : ил.

61. Коршунова Т.Т., Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л. :Художник РСФСР, 1975. - 270 с. : ил.

62. Крутецкий В. А. Психология. : учебник для пед. училищ. М. : Просвещение, 1980. - 352 с.

63. Кузин B.C. Психология./ 3-е изд. перераб. и доп./ М.: Агар, 1997. 3 04 е.: ил.

64. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. -2-е издание. М.: Просвещение, 1977. - 208с.: ил.

65. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М. : Дет лит., 1985. - 207 с.

66. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им В.И.Мухиной. Методические материалы. М: ВНИИТЭ, 1990. - с 100.

67. Литовский гобелен. Альбом. Составители: Д. Рякяртайте Начулене, С.Тялингене. - Вильнюс, 1983. 238.

68. Лунд Иверсен В. Ткацкие переплетения. М.: Легпромиздат, 1997. - 107 е.: ил.

69. Магомедова Патимат Набиевна. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно графических факультетах пед. институтов. Дис.канд. пед. наук. М.-1994.-136 е.: ил.

70. Максимович В.Ф. Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области художественных промыслов. М.: Знание, 1989 171с.

71. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВПХУ (б Строгановское) . Методические материалы. М: ВНИИТЭ, 1991, - 180 с :ил.

72. Некрасов А. И. Русское народное искусство. МГОИЗ, 1924. 164 с.

73. Некрасова М.А. Народное искусство, как часть культуры. Теория и практика. М. : Изобразительное искусство, 1983. - 343 е.: ил.

74. Некрасова М.А. За ученичество и наглядность в обучении. /Декоративное искусство СССР, 1979, № 8.

75. Немов Р.С. Психология, т. 1, М.: Владос, 1998. 686с.

76. Неменский Б.М. Мудрость красоты. / изд 2-е доп и перераб/ М. : Просвещение, 1987. - 255 е.: ил.

77. Онищук В. А. Дидактика современной школы. Киев.: Радяньска школа, 1987.- 350 с.

78. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Под редакцией Бородулиной В.А., Танкус О.В. М : Просвещение, 1978. - 255 е.: ил.

79. Педагогическая энциклопедия./ под редакцией Каирова И.А./ М.: Советская энциклопедия, 1968. 602

80. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5 11 кл. - М.: Просвещение , 1992 . - 161 с.

81. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Дис. Канд. пед. наук. М. 1995. 218 с.

82. Полная энциклопедия женских рукоделий. Вып 1 -4. -М.: Московский рабочий, 1993.

83. Психология процессов художественного творчества. /сборник / Л.: Наука, 1980. 284 с.

84. Разгон М. Возрождение ремесла.// Декоративное искусство СССР 1969. - № 2. -с 36 -42.

85. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М: Просвещение 197 5 -96 с

86. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.

87. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М. : Просвещение, 1982. - 240 с.: ил.

88. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок.: Учеб. для студентов худож.- граф. фак. пединститутов. 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, Владос, 1995. - 239 е.: ил.

89. Саляева Т.В. Развитие творческих способностей школьников ( 5 -11 класс) на занятиях художественной керамикой. Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 16 с.

90. Савицкая В.И. Современный советский гобелен. М. : Искусство, 1979, 168 е.: ил.9 5 . Савицкая В. И. Превращения шпалеры. М.: Галарт, 1995. - 86 с. : ил.

91. Русское народное искусство. // Сообщения 199 6. М. : Издательский дом «Подкова», 1998. - 220 с.

92. Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., - 1994. - 16 с.

93. Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.:Просвещение, 1981.- 168

94. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. : Педагогика, 1980. - 96 с.

95. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л. Академия, 1934. 386с.-ил.

96. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.: учебник для учащихся 5-8 классов. В 4 ч. Обнинск : Титул, 1997.

97. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск : Титул, 1998. - 80 е.: ил.

98. СоколовМ.В. Развитие художественно творческих потребностей школьников - на занятиях по, художественной обработке металла. Автореф. канд. пед. наук. - М. , 1993. - 16 с.

99. Сластенин В.А. Педагогика. М, Школа Пресс, 1997- 511 с.

100. Сюзи О Рейли Плетение. С-П.: Полигон, 1998.- 32 с.: ил.

101. Уваров В.Д. Принципы построения текстильных изделий на основе образно пластических приемов изобразительного искусства. М.: МТА, 1993 - 167 с.

102. Художественные сокровища России. Т.1. СПб: 1901 Т 4 СПб

103. Художественный текстиль 90. Выставка московских художников. Каталог. М. : Советский художник, 1991. - 95 с . : ил.

104. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно прикладного искусства. М. : изд. Академии художеств СССР, 1962. 68 с.

105. Школа изобразительного искусства. / под редакцией Угарова B.C. 3 е изд доп. и перераб. в 10 томах/ М. : Изобразительное искусство, 1986.

106. Шорохов Е. В. Композиция./ 2 -е изд. доб. и перераб./ М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил

107. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -2-е изд. перераб. и доб. М : Просвещение, 1979. - 111 е.: ил.

108. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обновление системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. д-ра пед. наук. М: 1988.-406 е., прил. 30 с.

109. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. - 64 с.1. ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

110. Batty Philips. Tapestry. London. : Phaidon Press Limited, 1994. - p. 240. : p.

111. Eesti noukogude vaip. Tallin. : 1988. - p. 24. : p.

112. Wells N. M. William Morris. : Brockhampton Press, 1996. - p. 88.: p.

113. Susie O'Reilly. Weaving. Wayland Ltd., 1998. -p. 31. : p.

114. Ladislav Sasky, Ladislav Borodac. Hero A Leandros.- PALLAS, 1976. p. 80. : p.

115. Tepestry // 5000 years of Textiles. London.: British Museum. Press, 1999. - p.188-199.: p.

116. Joubert Fabienne. La tapisserie medievale au Musee de Cluny. Paris, 1994. - p. 223.; p.

117. Hulst R. Tapisseries Flamandes du 14 au 18 siecles. Bruxelles, 1960. p. 168.: p.

118. Jarry M. La Tapisserie. Art du 20 siecle. Fribourg, 1974. p. 187.: p.12 6. Kuenzi A. La Nouvelle Tapisserie. Paris Lausanne, 1981. p. 234.: p.

119. Lurcat J. Tapisserie Francaise. Paris, 1947. p. 118.: p.

120. Thomson W.G. A History of Tapestry. London, 1973.- p. 160.: p.

121. Verlet P., Florisoone M., Hoffmeister A., Tabard F. Great Tapestries. Lausanne, 1965. - p. 217.: p.130, Weigert R.-A. La tapisserie et le tapis de France. Paris, 1964. p.278.: p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.