Религиозно-политическая ситуация на Северном Кавказе и ее учет в политике Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Игнатов, Алексей Владимирович

  • Игнатов, Алексей Владимирович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 183
Игнатов, Алексей Владимирович. Религиозно-политическая ситуация на Северном Кавказе и ее учет в политике Российской Федерации: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2004. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Игнатов, Алексей Владимирович

Введение 2

Глава I. Разные подходы к религии и религиозно-политическим ситуациям в современной политологии и обоснование необходимости их учета в политике Российской Федерации на Северном Кавказе 13

§ 1.1. .Позитивистское и историко-материалистическое понимание сущности религии . 14

§ 1.2. Религиозно-политическая ситуация: сущность и содержание.36-

§ 1.3. Специфика современной религиозно-политической ситуации на

Северном Кавказе, противоречия и тенденции ее развития.56

§ 1.4. Факторы, влияющие на религиозно-политическую ситуацию и политику Российской Федерации на Северном Кавказе. 78

Выводы по главе.98

Глава II. Основные направления и пути совершенствования политики Российской Федерации с учетом современной религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе . 102

§ 2.1. Современная политика Российской Федерации на Северном Кавказе в отношениях с разными религиозными конфессиями- основные направления.103

§ 2.2. Пути устранения причин межнациональных противоречий и ослабления их влияния на религиозно-политическую обстановку на Северном Кавказе 122

§ 2.3. Совершенствование программы социально-экономического развития региона как основы ослабления религиозно-политической напряженности на Северном Кавказе .141

§ 2.4. Совершенствование духовных и социокультурных основ в отношениях Российской Федерации с религиозными конфессиями на Северном

Кавказе.150

§ 2.5. Совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации по развитию отношений с религиозными конфессиями на Северном

Кавказе.160

Выводы по главе. 166

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-политическая ситуация на Северном Кавказе и ее учет в политике Российской Федерации»

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, местом и ролью Северного Кавказа в истории России, его объективно обусловленным значительным влиянием на российскую и мировую политику. Кавказский регион всегда представлял и представляет собой крайне важный политический, религиозный и военно-стратегический узел. Без больших натяжек можно утверждать, что тот, кто обладает влиянием в этом регионе, в той или иной мере влияет на значительную часть евроазиатского континента. Поэтому в мире более чем достаточно сил, заинтересованных в расшатывании стабильности, в дестабилизации ситуации в Северо-Кавказском регеоне России. Нет сомнений, что одной из важнейших причин дестабилизации обстановки на Кавказе является стремление ряда зарубежных государств закрепить здесь свою политику. При этом во многих работах, вышедших в России в последние годы, исследовались главным образом религиозные и религиозно-политические процессы, отождествленные с национальными отношениями и национальным вопросом на основе идейных течений позитивизма и исторического материализма.

Во-вторых, местом и ролью религии в целом и конкретной религиозно-политической ситуации, сложившейся в частности в Северо-Кавказском регеоне России исследовано еще недостаточно полно и прежде всего - из-за нечетких представлений об их сущности, политических аспектах и последствиях, проявляющихся прежде всего в сфере внутренней политики Российской Федерации.

В современных условиях так называемых «рыночных реформ», влияние религии на политическую и духовную жизнь Российского общества ф значительно усилилось. Изменения в деятельности религиозных организаций существенно влияют на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации. В свою очередь, отдельные политики стремятся влиять на религиозную деятельность, использовать её в интересах завоевания власти.

Обращают на себя внимание и целенаправленные политические устремления зарубежных религиозных центров по усилению своего влияния и на российский Северный Кавказ. Опираясь прежде всего на социально-экономические трудности населения юга России, они стремятся придать сознанию и поведению населения северокавказского региона устойчивую антиправославную, а в конечном итоге — антирусскую и антироссийскую направленность. Что касается ислама, то здесь налицо раскол в мусульманской умме* на сторонников традиционного народного ислама (тарикатистов) и последователей мазхаба ханбалитов, а точнее, его реакционного крыла (ваххабитов или салафитов). Противниками современной России активно решаются задачи по религиозной и политической дестабилизации обстановки в стране в целом и в Северо-Кавказском регионе в особенности.

К тому же, в этой части РФ четко наметились тенденции к интеграции населения по конфессиональным признакам. Этому способствуют политические, социально-экономические и религиозные интересы определённых этносов, исповедующих разные религии. УММА (араб.:- народ, нация) - мусульманская община, общность всех мусульман.

В-третьих, расширением спектра угроз национальной безопасности России на южном стратегическом направлении со стороны исламских государств Ближнего и Среднего Востока в силу обострения межконфессиональных противоречий прежде всего на Северном Кавказе.

Более 1400 - лет распространятся ислам на территории России. При этом его распространение нередко сопровождалось войнами между радикально настроенными мусульманскими деятелями и политикой православной России на Северном Кавказе. Боевые действия на территории Чечни и Дагестана ф показали всю серьёзность намерений отдельных мусульманских религиозных и политических сил, в том числе, международных, создать единое исламское государство на юге России - от Каспийского до Чёрного морей. Экстремисты и их зарубежные покровители уже не скрывают, что до 2015 года должны завершить исламизацию горских республик и создать на Северном Кавказе независимое исламское государство. Это подтверждается и их действиями. Например, международная террористическая организация «Аль-Каида» («Надежная основа») Усамы бен Ладена оказала мощную финансовую поддержку исламским экстремистам для борьбы против православных людей в ф Чечне и Дагестане. Есть сведения, что Бен Ладен передал 25 млн. долл. чеченским моджахедам1.

В-четвёртых, практической потребностью выработки научно-обоснованных направлений учета религиозно-политической ситуации в политике Российской Федерации на Северном Кавказе, в интересах минимизации негативных противоречий в политических, конфессиональных и военных процессах.

Наконец, в пятых, отсутствием однозначного понимания сущности религии, религиозных и религиозно-политических ситуаций и политики государства в разных направлениях современной политологии и, прежде всего, в историко-материалистической и позитивисткой ее разновидностях.

1 См.: Polkovnikov. P. All-Kaide in Caucasus. - Washington: Washington Pro File. 2003.

Так, в отечественной и зарубежной литературе имеются научные труды и разработки по религиозной проблематике, в той или иной мере освещающие проблему взаимоотношений религиозных организаций и государственной власти в Северо-Кавказском. Регеоне России. Диссертантом выделены три группы авторов, исследующих проблемы, близские к теме данной диссертации.

Первую группу образуют авторы,исследующие актуальные методологические проблемы теории наций и национальных отношений, как многогранной комплексной системе знаний, в которых полно и всесторонне освещены проблемы национальной политики государства. Многие принципиальные положения данного исследования обоснованы в трудах Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, А.П. Бутенко, JI.H. Гумилева, М.С. Джунусова, Б.Б. Жамсуева, П. Иванчишина, В.Н. Иванова, В.И. Козлова, М.И., Кулиниченко, Н.В. Миронова, Н.И. Никулина, Э.А. Позднякова, В.П. Суставова, Г.Т. Тавадова, Э.Ю. Юсупова1 и др. Работы этих авторов отражают главным образом политические аспекты национальных отношений внутри бывшего Советского Союза и на международной арене (Р.Г.Абдулатипов, Г.Т. Тавадов, Ю.В. Арутюнян, В.П. Суставов).

Вторая группа авторов, среди которых можно выделить Н.П.Андрианова, Б.А.Лобовика, И.Н. Яковлева и др., выясняет место религии в структуре общественного сознания, многоаспектность религиозного сознания,

1 См.: Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М., 1991; Национальный вопрос и власть. Народ, Депутат.

1992. № 3: Принципы национально политики, - М., 1994; Алексеев С. Место этнических традиций в цивилизационном процессе. - М., 1999; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.И. Русские в распадающемся Союзе //Отечественная история, 1992, № 3; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы в СССР. - М., 1986; Бутенко Л.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления. Соц.-полит. журнал, 1994, № 11-12; Васильева О. Мараев Т. Северный Кавказ. - М. 1994; Галиев Г. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонии межнациональных отношений. - Уфа. 1997; Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. -Л., 1990; Суверенитет: терминологизация и детерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. - М., 1997; Жамсуев Б.Б. Национальная политика современной России: становление и перспективы. - Дис. канд. политол. наук. - М., 1999; Иорданский В. Этнос и нация //МЭ и МО, 1992; Иванов В.Н, Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы. Соц.-полит журнал № 4,

1993.; Козлов В.И. Сложный национальный вопрос в России вчера и сегодня //Этнополис, 1992, № 2; Клёнов И. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования, М., 1996; Кулиниченко М.И. Нация и социальный прогресс, М.: Мысль, 1953. его возрастающее значение в современных условиях. Изучение этих работ показывает, что они сохраняют свое значение для современности, так как в них заложены теоретические основы исследования религиозного сознания.

Третья группа учёных рассматривает взаимосвязь и взаимодействие политики и религии, государства и церкви, а также факторы, влияющие на политизацию религиозных организаций и движений3. Авторы этих работ показывают механизм слияния религии и политики, что помогает сегодня прогнозировать религиозно-политическую ситуацию.

Четвертую группу составляют в основном зарубежные авторы, ииседующие как прошлое, так и настоящее религиозной ситуации на Северном Кавказе. В эту группу входят как западные( Бэдли, Д.Лэнга, Э.Фуллера и др) 4,так и восточные ученые, причем последние представляют для диссертанта наибольший интерес, так как они изучают вакхабизм «изнутри», с момента его зарождения.

Но, при внимательном изучении данной проблемы, в работах

Всех четырех групп авторов можно найти определенные недостатки:

2 См.: Андрианов Н.П. Современное религиозное сознание/Структура. Динамика изменения. Проблемы преодоления: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - Л.: ЛГУ, 1975; Борунков Ю.Ф. - Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971; Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий/Истоки, сущность. Влияние на молодежь Запада/ - М.: МГУ, 1984; Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. - М.: Политиздат, 1984; Каверин Б. И. Формы общественного сознания и их взаимосвязь. - М.: ВПА, 1979; Общественное сознание и его формы / Общ. ред. Толстых В. И. - М.: Политиздат, 1986; Лобовик Б. А. Гносеологический анализ обыденного религиозного сознания: Автор. Дис. д-ра филос. наук. - Киев: Объединенный совет института философии, государства и права, 1974; Писманник М.Г. Индивидуальная религиозность и её преодоление. - М.: Мысль, 1984; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М.: Мысль, 1985; Уледов А.К. Структура общественного сознания,- М.: Мысль, 1968; Юдина Н.С. Теология и философия религиозной мысли США 20-го века. - М.: Наука, 1986; Яковлев И.Н. Религия в Америке 80-х: Заметки американиста. - М.: Политиздат, 1987.

3 См.: Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.: Политиздат, 1985; Бровко Л.Н. Церковь и "третий рейх"/1933-1945 гг. /Новая и новейшая история. -1991, №4. -С.44-62; Гараджа В. Политика и религия. - М.: Наука и религия,.№3,1991. - С.2-3, №5. -С.2-3; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М.:Наука, 1985; Ковальский И.А. Империализм. Религия. Церковь. - М.: Политиздат, 1986; Куроедов B.A. Религия и церковь в советском обществе. - М.: Политиздат, 1984; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М.: Наука, 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. - М.: Свободная мысль №5,1993. -С.52-62.

4 См.: Parenti М. Elhnic politise and the persislence of ethnic idei. II The American science review, 1957; Роеке1 R. Ethnonationalism in ihe Soviet Union. New York, 1981; Kole D// Nationalism: A comp.irailve Sludy Cape Town, 1981 и др., а также Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа (The RusMan conquest in Caucasus. - London, 1908); Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии, (laris). The lasi years of the Ciorgian monarche. New York. 1957; Фуллер Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР/ Россия и современный мир. - М.: ИНИОП, 1995. -Вып.2. и др.

1. Так у авторов первой группы многие работы написаны с позиций решения национального вопроса, но не касаются реальных проблем религиозной политики, тем более на Северном Кавказе РФ.

2. Авторы второй группы не исследуют вопросы взаимосвязи политики с религиозным сознанием вообще и религиозной ситуацией на Северном Кавказе РФ в частности.

3. Авторы третьей группы недостаточно раскрывают специфику взаимосвязи политики и религии в Северо-Кавказском регионе.

4. В работах авторов четвертой группы не исследуется взаимоотношения ваххабизма и православия в данном регионе5.

Кроме того, целый ряд ответов для понимания религиозной войны между исламом и православием на Северном Кавказе и её перспективах, нужно искать в вероучении ханбалитов, которое легло в основу движения ваххабитов. Поэтому обращение к данной теме представляет интерес не только с чисто богословской стороны,но и в социально-политическом аспекте: чьи интересы он выражает, кому служит, какова его миссия в исламском мире вообще и в Северо-Кавказском регионе в частности.

Все это вместе взятое и убедило диссертанта, с одной стороны, в высокой актуальности предлагаемой темы исследования, а с другой - в необходимости четкого определения объекта, предмета, цели и задач этого диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является Северный Кавказ как регион, в котором рассматриваемый феномен религиозно-политической ситуации проявляется наиболее ярко.

Предметом исследования выступает сущность и содержание религиозно-политической ситуации, сложившейся на Северном Кавказе в последние десять лет, а также закономерности ее развития и пути преодоления.

Целью исследования является политологический анализ религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе и ее влияние на политику Российской Федерации, выработка практических рекомендаций, способствующих стабилизации политической обстановки и снятию религиозно-политической напряженности в данном регионе страны.

Для достижения этих целей в диссертации ставятся следующие задачи.

Во-первых, проанализировать разные подходы в современной политологии к пониманию религии и «религиозной ситуации» и выработать более реалистичное прдставление о них;

Во-вторых, раскрыть специфику современной религиозной ситуации в Северо-Кавказском регионе РФ и проблемы учета ее в политике РФ;

В-третьих, произвести системный анализ особенностей, целей, принципов и содержания внутренней и внешней политики российского государства в современных условиях и раскрыть её зависимость от состояния религиозной ситуации в регионе.

В-четвертых, выявить приоритетные направления и условия реализации политики России в Северо-Кавказском регионе, в интересах минимизации негативных проявлений политических отношений между государственной властью и религиозными конфессиями в данном регионе.

В-пятых, обосновать первоочередные задачи и меры по обеспечению мира и религиозно-политической стабильности на Северном Кавказе.

Границы исследования определяются, во-первых, пространственно-временными характеристиками, а именно, 90-ми годами XX века и начавшимися годами XXI века в Северо-Кавказском регионе; во-вторых, содержательными рамками исследования, включающими сферу религиозных отношений на Северном Кавказе, во взаимосвязи с проводимой политикой России в этом регионе.

При этом, под политикой Российской Федерации в отношении к религиозным конфессиям Северо-Кавказского региона автором понимается конфессий вся совокупная деятельность Российского государства и религиозных данного региона по поводу власти.

Под Северным Кавказом в данном исследовании понимается территория Российской Федерации, включающая в себя республики Адыгею, Дагестан,

5 См.: Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Жизненная миссия пророка. Ислам сегодня. Житие пророка Мухаммеда. -ПК «Савтлада», Москва, 1992; Сайд Муджтаба Рунни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами

Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию-Аланию, Чеченскую Республику, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют историко-материалистические положения теории религии, религиозной и религиозно-политической ситуации, общей теории политики и права, конфликтологии и теории безопасности страны. При этом в основу исследования положен метод сравнительного анализа общественных явлений и политических процессов в сочетании с общенаучными и социологическими методами: анализа и синтеза, аналогий и сравнения, индукции и дедукций, а также конкретно-исторического и системного подходов, обобщения статистических материалов и документов, моделирования.

Исходным методологическим принципом данного исследования является единство исторического и логического, положение о том, что религия не случайное явление в истории человечества, а причинно-обусловленный феномен, закономерно занимающий разное место и играющий разную роль в разные периоды развития общества и государства. В современной религии сохраняется многое из того, что связано с её ролью в царской России. Этим обусловлено применение в исследовании современной религиозной и религиозно-политической ситуации конкретно-исторического подхода. Отсутствие исторического отношения к социальным вопросам и особенно к положительным фактам их решения в советской России лишает политиков различного ранга возможности правильно объяснять сущность современных фактов и явлений. Диалектический метод познания исходит из того, что прошлое, настоящее и будущее в явлениях всегда диалектически взаимосвязаны: из прошлого вытекает настоящее, которое так или иначе детерминируется им и является тем, из чего появляется будущее. мусульманина.- Баку, 1992. и

Суть системного подхода, использованного в исследовании, состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, то есть комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведёт к изменению других элементов и всей системы в целом.

Эмпирической базой диссертации являются: тексты законов, постановлений, указов исполнительной и законодательной власти, решений религиозных конфессий по вопросам политики и религии; материалы конференций, съездов, других форумов, рассматривающих пути решения как религиозных, так и религиозно-политических вопросов; факты, фиксирующие религиозно-политические, экономические и военные реалии, сложившиеся на Северном Кавказе; результаты анализа периодических изданий.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Историко-материалистическое понимание сущности религии в целом и религиозно-политической ситуации в СевероКавказском регионе РФ, в частности, в соответствии с которой, религиозные организации являются одним из особых объектов в политике государства, на которые следует обращать внимание в процессе всей совокупной деятельности государства, в особенности при обострении религиозно-политической ситуации.

2. Специфика современных религиозных и религиозно-политических процессов, происходящих и проявляющихся в конкретных религиозных и религиозно-политических ситуациях в отношениях православной и мусульманской конфессий с российским государством и, прежде всего, в их стремлении активно участвовать в политике и выступать самостоятельными политическими силами вопреки «светской» сущности российского государства, закрепленной в Конституции Российской Федерации 1993 года.

3. Сущность, цели и принципы политики Российской Федерации по отношению к религии в целом и религиозно-политической ситуации, сложившейся в Северо-Кавказском регионе в современных условиях.

4. Историко-материалистическое обоснование основных направлений и путей совершенствования политики Российской Федерации, с учетом современной религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе, в интересах устранения военно-политической напряженности и укрепления безопасности РФ в экономической, политической, правовой, религиозной и других сферах общественной жизни.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют, по мнению диссертанта, повысить эффективность деятельности различных ветвей государственной власти в разрешении межконфессиональных противоречий при реализации политики Российской Федерации на Северном Кавказе с учетом исторического и современного опыта.

Фактический, документальный материал может служить основой для обновления учебных программ и тематических планов, разработки лекций, специальных курсов, методических рекомендаций по религиозным вопросам в рамках теории безопасности государства в политологии и социальной философии, а также использован во внешней политике российского государства.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. «Патриотизм и национализм в этнополитических конфликтах». - М., Аспирант и соискатель, 2003. - 1,0 п.л.

2. «Религиозная ситуация: сущность, структура и разновидности». - М., аспирант и соискатель, 2003. - 0,7 п.л.

Общий объём публикаций по теме исследования составляет - 1,7 печатных листов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Игнатов, Алексей Владимирович

Выводы по главе

Завершая рассмотрение направлений и путей совершенствования политики Российской Федерации с учетом современной религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе, необходимо чтобы российское государство прежде всего четко определило свою позицию в этом вопросе. Автор считает, что на сегодняшнем этапе руководству России необходимо открыто и ясно заявить всему миру о том, что Северный Кавказ и объективно-исторически, и согласно статьи 65, п. 1 Конституции Российской Федерации192 является российским. Необходимо отстаивать точку зрения о том, что Россия для обеспечения своей безопасности «обречена» на цивилизованную стратегию, а не посредством военной защиты своих позиций в СевероКавказском регионе от претендующих на власть по всем направлениям и рассчитанную на длительный срок. Иными словами Российское государство должно мирным путем разрешать вопросы отношений с общественными организациями, значит и законотворческий процесс в сфере политики Российской Федерации по отношению к разным религиозным конфессиям должен быть направлен на совершенствование прежде всего существующей нормативно-правовой базы.

Подобная политическая стратегия должна быть закреплена законодательно, что позволит в перспективе решить вопрос обеспечения межконфессиональной стабильности не только на Северном Кавказе, но и в целом в России.

Ключевую роль приобретает решение проблем сепаратизма, «разделенных народов», этнических беженцев, вынужденных переселенцев и репатриантов, русского населения в регионах, где большинство составляют коренные народы, в т.ч. и казачество, преодоления последствий осетино-ингушского конфликта, урегулирования ситуации в Чеченской республике и т.п. Скорейшее экономическое возрождение субъектов Северного Кавказа -важнейшая политическая задача федеральных и региональных органов власти.

Усилия в экономической, социальной и других сферах должны быть подкреплены активной деятельностью в социокультурной и духовной сферах политики государства.

Заключение

Итак, исследование показало, что согласно исторического материализма, религия в классовом обществе представляет собой социальный феномен, внешним и принудительным образом отражающий господство над людьми их собственных общественных отношений. Она является надстройкой над порождающим ее экономическим базисом, основанном на неравных отношениях к средствам производства, и производным от него. Религии присуща историческая природа. В антагонистических формациях она является порождением не вечных, а преходящих социальных условий, основу которых составляет система неравного присвоения производимого обществом продукта труда и социальное неравенство, суть которого в том, что свобода одних предполагает и означает порабощение других. Именно этим прежде всего, по мнению автора, вызываются социальные антагонизмы, классовая борьба, порождающие и религиозно-политические процессы и религиозно-политические ситуации.

Позитивистское» понимание религии имеет смысл лишь как часть более общего понятия религии, а именно, лишь как человеческий феномен, который хотя и стремится объединять в себе культурную, социальную и личностную системы в некое значимое, смысловое целое, но на деле, наоборот, разъединяет и разрушает эти системы.

Религия как в прошлых, так и современных эксплуататорских государствах находится в зависимости от конкретных социальных отношений и меняется с их изменением. Данное обстоятельство наглядно проявляется и в современной РФ. Если в СССР и Советской России не возникало серьезных, антагонистических противоречий между религией и государством, ибо согласно конституционному принципу «свободы совести» церковь была отделена от государства, то в современной России положение о «светском государстве» толкуется многими крайне нечетко, абстрактно. А это способствует борьбе религии за власть и обострению антагонистических противоречий между государством и религией в целом, конкретными религиозными образованиями, в частности.

Специфика современной религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе и тенденции её развития являются тому подтверждением. С одной стороны, продолжается рост числа верующих и растет влияние религии на все стороны общественно-политической жизни, о чем свидетельствует растущее количество церквей и мечетей, открытие учебных заведений, увеличение количества служителей культа, религиозных организаций, политических партий с религиозной окраской и т.п.

С другой стороны, количественное увеличение религиозных конфессий не даёт заметного прогресса в нравственной, духовной жизни верующих, т.е. религия не стала фактором консолидации верующих. Усиливаются разногласия среди духовенства и прихожан, которые в отдельных случаях приняли крайне агрессивный характер, выливающийся в военные действия (Северный Кавказ).

Вопреки религиозным канонам, духовенство не смогло преодолеть национальной розни. Оно принимает участие в деятельности национальных движений, участвует в работе их съездов, а национальные движения на практике по многим вопросам противостоят друг другу. Хотя по нормам «светского» государства религиозные организации должны быть, все без исключения, в общем ряду общественных организаций, создающихся по интересам граждан, т.к. все они должны быть на практике «отделены от государства и равны перед законом»193. с .

К расколу по национальному признаку в последнее время прибавился раскол верующих на разные религиозные течения. Это характерно не только для последователей ислама, но получило распространение и в христианской среде.

Раскол мусульманской уммы Северного Кавказа на сторонников «народного» ислама и «ваххабитов», стремящихся создать мусульманское государство «от Чёрного моря до Каспия», привёл к тому, что религия внесла элемент напряжённости в религиозно-политическую ситуацию региона. Идеи объединения на почве религии остаются теологическими декларациями, они отступают перед узконациональными интересами духовенства и корыстными интересами политических элит Северо-Кавказского региона.

Сравнительный анализ экономических, политических, этнических и конфессиональных факторов, влияющих на религиозно-политическую ситуацию и политику России на Северном Кавказе показывает, что во всех w случаях столкновение интересов происходит вокруг вполне определенного центрального вопроса, а именно — по поводу власти. Если рассматривать религиозно-политическую ситуацию, как основу для классификации социально-политических и религиозно-политических процессов на Северном Кавказе, то можно выделить такие процессы: 1) по поводу исторически спорных территорий, которые каждая из сторон считает частью своей исторической родины; 2) процессы, порождённые стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение и вступающие в щ антагонизм с государством, которое конституционно не закрепило этого права;

3) процессы, связанные с противостоянием «арабского» ислама с «народным» исламом («северокавказским»); 4) процессы, вызываемые противоположностями самих религий и прежде всего ислама и православия.

Таким образом, выделяя условия, влияющие на политику России на Северном Кавказе с учетом религиозно-политической ситуации, сложившейся здесь, в качестве самостоятельного фактора общественно-политической жизни, автор считает, что российское государство не может его рассматривать без учета других обстоятельств, равно как и местной специфики. Ф Многогранность проявления исламского феномена в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни, в данном случае республик Северного Кавказа, во многом обусловлена и взаимосвязана с другими факторами, которым ислам придает весьма своеобразную специфику. А учет подобной специфики для северокавказского региона необходим, хотя бы в силу того, что значительный процент его граждан исповедует ислам. И тем не менее, современные национальные республики Северного Кавказа в составе Российской Федерации нельзя называть «исламскими республиками», прежде всего потому, что согласно Конституции 1993 года РФ — в «светском государстве», каждый гражданин волен исповедовать любую религию или не т исповедовать никакой. Более того, Россия в целом и Северный Кавказ, в том числе - многонациональное образование и для целого ряда этносов исторически характерно тяготение к той или иной религии. К тому же, большинство этносов имеют свои национально-территориальные образования, представители которых заседают в Федеральном Собрании, т.е. в Парламенте РФ. Значит, исповедуя ту или иную религию, представители разных этносов Северного Кавказа имеют возможность сохранить национальную самобытность и избежать ассимиляции.

Следует также отметить тот факт, что мусульманские и православные народы Северного Кавказа имеют довольно высокую самоорганизацию и способны последовательно отстаивать свои интересы на всех этажах власти, в том числе на самом высоком уровне. Их представители находятся во всех звеньях государственного аппарата, и влияние, оказываемое ими на происходящие в России политические и религиозные процессы, более чем значительно. Вот почему и нужно равное отношение как между религиями, так и между государством и конфессиями!

Политические и религиозные проблемы, стоящие перед жителями Северо-Кавказского региона, во многом схожи с теми, что стоят и перед любыми гражданами, однако религиозная принадлежность часто придает этим проблемам некоторую остроту. В целом религиозные вопросы требуют чрезвычайно чуткого к себе отношения, тем более, что порой нечаянное слово, бестактность могут привести к серьезным осложнениям. Поэтому каждый исследователь, работая в этой области, должен, прежде всего, руководствоваться принципом «не навреди». Сейчас, после десятилетия развала Советского Союза в процессе так называемых «реформ» и криминальной вакханалии в России, в стране не ведется активный диалог между религиями, который должен выражаться прежде в сотрудничестве между религиозными конфессиями и государством, между самими религиозными конфессиями, между православным, мусульманским и другим духовенством. Поэтому, привлечение внимания, прежде всего государственной власти в РФ, к проблеме учета религиозно-политической ситуации в политике государств является своевременным.

Итак, проведенный анализ разных подходов к религии и религиозно-политическим ситуациям в современной политологии и обоснование необходимости их учета в политике Российской Федерации на Северном Кавказе выявил многообразие форм, уровней и степеней остроты религиозного и политического противостояния.

Для того, чтобы стабилизировать религиозно-политическую ситуацию необходимо исходить из того, что противоречия в самой религии и в отношениях между государством и любыми религиозными организациями страны невозможно разрешить изолированно от общей социально-политической ситуации в регионе. В то же время - это область со своей спецификой и, безусловно, требует адекватных путей и методов решения. Северный Кавказ является неповторимым регионом, где проживают сотни народов, различающиеся по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности.

При этом Северный Кавказ всегда являлся и является зоной геополитических и внешнеэкономических интересов крупных держав - Турции, Ирана, Великобритании, Германии, а в наши дни - США.

Основными причинами социально-политических, этно-политических и религиозно-политических конфликтов в XIX и начале XX века, а теперь и в постсоветский период на Северном Кавказе является во-первых, экономический интерес на землю как объект хозяйствования и экономической власти, в связи с законодательством о частной собственности на землю и ее недра, во-вторых, стремление к политическому господству над этим регионом, т.е. к политической власти над «полисами», населением этого региона, над умами и сердцами людей, к которым можно дойти и посредством религий.

На эти причины накладывают отпечаток противоречия между мировыми религиями (исламом, христианством, буддизмом) и местными верованиями и обычаями, а также сохранение остатков древних религиозных традиций, (кровной мести, например) и стремление духовенства играть роль в политической жизни, в том числе и посредством права. Но религия, как и любая общественная организация, не должна иметь права создавать право ибо право может создавать только государство.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на указанные проблемы, в России сохраняется генетическая и историческая приверженность народов региона к жизни в условиях многоконфессиональности. В этой связи, политика Российской Федерации на Северном Кавказе по отношению к различным религиозным конфессиям должна взять все лучшее, накопленное при Советской власти в политике государства по отношению к религиозным объединениям в целом и Северо-Кавказском регионе, в частности.

Структура религиозных и религиозно-политических отношений Северного Кавказа исторически представляет собой противоречивую многомерную систему, требующую управления в рамках единой государственной политики в регионе. Однако, необходимо подчеркнуть, что значительная часть противоречий порождена субъективизмом, т.е. непрофессионализмом, непоследовательностью и безответственностью некоторой части политиков, в том числе и «всенародно избранных», их неспособностью учитывать имеющийся опыт проведения грамотной политики в отношениях с религиями.

Стратегия развития российского федерализма, упрочения мира и гражданского согласия должна быть, как свидетельствует исторический и современный опыт, направлена на обеспечение единства действий федеральных органов власти и органов власти субъектов Северного Кавказа. Она должна предусматривать преодоление сложной религиозно-политической ситуации в регионе, развитие федеративных и конфессиональных отношений с учетом традиций и местных национальных, конфессиональных, правовых и других особенностей, а также имеющегося огромного практического опыта.

В связи с указанными обстоятельствами, следует активизировать научное осмысление религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе, что позволит прогнозировать развитие религиозных и религиозно-политических отношений в регионе, осуществлять оперативный учет новых обстоятельств в законотворческом процессе и реформе всей политики Российской Федерации.

Несомненно, что при проведении политики современным Российским государством на Северном Кавказе по отношению к разным религиозным конфессиям, должно быть обеспечено не только выполнение требований Конституции Российской Федерации, провозглашающей приоритет конституционных прав и свобод личности, независимо от ее национальности и вероисповедания, но и внесение изменений в Конституцию и другие законы РФ, уточняющих и закрепляющих статус о «свободе совести» и статус религиозных объединений как общественных организаций.

Осуществленный в диссертации анализ позволил сформулировать ряд приоритетных задач политики Российской Федерации на Северном Кавказе:

- дальнейшее совершенствование модели федеративного устройства государства, прежде всего как федерации наций, отвечающей современным социально-экономическим и религиозно-политическим реалиям, историческому опыту России и направленной на сохранение территориальной целостности страны;

- общие правила, установленные федеральными законами должны конкретизироваться применительно к конфессиональным, национальным, культурным и иным особенностям региона; б) в области устранения причин и факторов обострения военно-политической обстановки в регионе необходимо найти решение проблем сепаратизма, «разделенных народов», этнических беженцев, вынужденных переселенцев и репатриантов, проблемы русского населения в национальных республиках, преодоление последствий осетино-ингушского конфликта, урегулирование ситуации в Чеченской республике, недопущение деятельности коалиций антироссийской и антирусской направленности. в) в области социально-экономического развития региона необходимо разработать и обнародовать комплексную программу выхода из кризиса южного региона России. При этом, экономическая политика СевероКавказского региона должна строиться на основе строгого учета интересов всех народов, в том числе и местных религиозных особенностей в практике хозяйственного строительства, а именно: восстановление государственных предприятий, простаивающих без государственных заказов, возврат государственной задолженности по пенсиям, заработной плате, стипендиям, льготам; вместе с тем, требуется обеспечить высокий уровень занятости экономически активного населения, создать новые рабочие места, необходима организация бесплатного профессионального обучения (первичного и повторного); организовать социальную защиту беднейших слоев, многодетных семей и женщин, как наиболее эксплуатируемых в данном регионе; г) в области совершенствования духовных и социокультурных основ в отношениях Российской Федерации с религиозными конфессиями на Северном Кавказе предлагаются следующие направления деятельности государства:

- совершенствование государственной и региональной политики в области культуры на равных, т.е. без выделения «особой роли» той или иной религиозной конфессии;

- сохранение и развитие единства национальных культур, приобщение подрастающего поколения к историческому наследию, традиционным духовно-нравственным ценностям, созданным в разных религиях;

- сохранение единого культурного пространства на Северном Кавказе, обеспечение условий интеграции культур народов Северного Кавказа в единую российскую цивилизацию, при сохранении религиозной специфики, но на равных; д) в области совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации по развитию отношений с религиозными конфессиями на Северном Кавказе необходимо, чтобы:

- законотворческий процесс был направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Северного Кавказа, при этом приоритет в этой сфере должен быть отдан совершенствованию нормативной правовой базы по отношению к религиозным организациям;

- новая нормативно правовая база включала в себя, с одной стороны, создание равных отношений к средствам производства, а с другой - механизм «раннего предупреждения» религиозных и религиозно-политических конфликтов, создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения религиозных интересов всех народов Северного Кавказа, т.е. на равных;

- в новой нормативной правовой базе по развитию отношений Российской Федерации с религиозными конфессиями не употреблять понятий «государственная религия» и «традиционная» или «нетрадиционная» религиозная организации;

- на законодательном уровне должно быть закреплено, что все религиозные организации по своему существу являются общественными организациями, создающимися как общественные объединения граждан, верующих в некое божество;

- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не противоречил Конституции РФ, а именно статье 14, которая гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед

194 законом» ;

- государственные деятели Российской Федерации прекратили популистские заявления о предпочтении РПЦ или другим религиозным конфессиям.

Все это вместе взятое и будет способствовать, по мнению диссертанта, снятию остроты в религиозно-политической сфере и развитию отношений между народами Северного Кавказа и государственной властью РФ на прочной мирной основе. т

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Игнатов, Алексей Владимирович, 2004 год

1. ЛИТЕРАТУРЫ1. Документальные источники:

2. Конституция Российской Федерации. М.: Политическая литература, 1993;

3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» №125-ФЗ от 26.09.1997. М. «Проспект», 1997;

4. Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», Махачкала.: Дагестанская правда, 24.06.1999;

5. Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», -Махачкала, Дагестанская правда, 16.09.1999;

6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 сентября 1998 г. № 2907-П ГД "О ситуации, сложившейся в Республике Дагестан";

7. Постановление Правительства РФ от 19 января 2000 г. . № 45 "Об утверждении Положения о Министерстве по делам федерации и национальностей Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 марта 2000 г.);

8. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1448 "О Комиссии по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике";

9. Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 г. . № 345 "О реализации решений Всероссийского совещания по вопросам развития федеративных отношений";

10. Постановление Правительства РФ от 22 июля 1998/г. . № 816 "О совершенствовании порядка реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации";

11. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1194 "О составе Национального организационного комитета по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира";

12. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. . № 217 "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 июля 1998 г.);

13. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. . № 535 "Об образовании Фонда национально-культурного возрождения народов России" (с изм. и доп. от 25 мая 1996 г., 14 марта 1998 г.);

14. Постановление Правительства Москвы от 25 августа 1998 г. № 646 "Об утверждении Программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы";

15. Распоряжение Мэра Москвы от 1 октября 1998 г. № 994-РМ "О создании государственного учреждения "Московский дом национальностей" (с изм. и доп. от 25 марта 1999 г.);

16. Распоряжение Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1810-р «Об образовании Комиссии по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 10 июля 2000 г.);

17. Совместное заявление Председателя Правительства Российской Федерации и Президента Чеченской Республики от 29 октября 1998 г;

18. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации";

19. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1379 "О Комиссии по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-черкесской Республике";

20. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации";

21. Федеральный закон «О национально-культурной автономии». Научная и учебно-методическая литература:

22. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991 г.;

23. Абдулатипов Р.Г. Принципы национальной политики. М., 1994 г;

24. Алексеев С. Место этнических традиций в цивилизационном процессе. -М., 1996;

25. Алексий II. Патриарх Московский и всея Руси. Россия: духовное возрождение. М., 1999;

26. Баташев А.Г. Россия и исламский фактор. М., 2003;

27. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство. М., 1999;

28. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. Спб. 1869;

29. Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа. Лондон, 1908;

30. Бочарников И.В. Военно-политические интересы России в Закавказье: исторический опыт и современность. Дисс. Канд. полит, наук. М.: ВУ., 1996.;

31. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ). //Избранное: Образ общества. — М., 1994;

32. Васильева О., Мурзаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М., 1994.;

33. Гаджиев Б. Шамиль. От Гимр до Медины. Махачкала, 1992.;

34. Галиев Г. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонии межнациональных отношений. -Уфа, 1997.;

35. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.;

36. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС РФ (философско-политологический анализ)». Дисс. .канд. филос. наук. - М.: АФПС РФ, 2000;

37. Горобцов Г.А. Социальный потенциал оборонной мощи соц. общества. -М., 1989.;

38. Гацко М.В. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения. Дисс. .канд. филос. наук. М.: ВА им. Дзержинского, 1996.;

39. Гареев М.А. Национальная безопасность России как теория и практика национальной и международной безопасности /Безопасность. Информационный сборник, 1993.;

40. Денисенко П.Л. Религиозная ситуация в РФ и её ВС: основные противоречия и тенденции развития. Дисс. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1997;

41. Дубровин Н.Ф. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней.-Спб. 1885-1898;221 .Джунусов М.С. Суверенитет: терминологизация идетерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. М., 1997.;

42. Даниленко И.С. Межнациональные отношения и Армия //Военная мысль, 1988.-№ 12.;

43. Дзидзоев В. Д. Национальная политика СССР, межнациональные отношения и национальные движения на Северном Кавказе: Дис.д-ра. ист. наук. Спб., 1992. -446 е.;

44. Жамсуев Б.Б. Национальная политика современной России: становление и перспективы. Дис.канд. политол. наук. - М., 1999 - 176с.;

45. Иорданский В. Этнос и нация //МЭ и МО., 1992 № 3.;

46. Иванчишин П. Общество. Государство. Власть. М., 1994.;

47. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Соц-полит. журнал № 4, 1993.;

48. Иванов П.М. Партия войны Северный Кавказ. - Нальчик, 2000 г.;

49. Козлов В.И. Главный национальный вопрос в России вчера и сегодня //Этнополис, 1992, № 2.;

50. Конт О. Курс позитивной философии. Родоначальники позитивизма. -Спб., вып. 4. 1912.;

51. Клёнов И. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования. М., 1996.;

52. Кулиниченко М.И. Нация и социальный прогресс. М.: Мысль, 1983.;

53. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., Политиздат, 1973.;

54. Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии 1658-1832. Нью-Йорк, 1957;

55. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения, 2 издание. — М., Политиздат, 1975;

56. Марков Н.Н. Государственная национальная политика Российской Федеарции на Северном Кавказе. Дисс. канд. полит, наук. М.: АФПС, 2001;

57. Малашенко А. Исламское возрождение в России. Моск. Центр Карнеги. -М., 1998.;

58. Мнацаканян М.О. Национальная психология и национализм. М., 1996;

59. Потто В.А. Кавказская война. Ставрополь: «Кавказский край», 1993

60. Ремарчук В.И. Межнациональные конфликты и их влияние на ВС. -М., 1994.;

61. Родачин В.М. К вопросу о понятии, системном характере и системе национальных интересов России /в кн.: Анализ систем на пороге XXI века: материалы Международной конференции, том 4/. М.: Интеллект, 1998;

62. Родачин В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве /в кн. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках Пограничной службы России: Учебник в 2-х томах/. М.: АФПС, 2000, т.1., ч.2., гл.6. - С. 255-272;

63. Суставов В.П. Национальный вопрос в оборонном строительстве государства и коалиций государств. М.: ГА ВС, 1992.;

64. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в ХУ 1-ХIX веках. М Соцэкгиз, 1958

65. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997;

66. Тагаев М. Наша борьба или повстанческая армия имама. Киев, изд. «Наука», 1997;

67. Фадеев Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860;

68. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. М.: изд. А СССР, 1960;

69. Фуллер Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР, / Россия и современный мир. М.: ИНИОН. - 1995. - Вып.2.

70. Шевцов В.М. Национальные отношения и их влияние на военньи потенциал государства (на примере России). Дисс. .доктора филос наук.-М.:ВУ, 1997;

71. Хочба Б.А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе. Журнал «Социально-политический». №3, 1995;

72. Юсупов Э.Ю. Национальные процессы в СССР. М.: Наука, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.