Рецепция европейского теизма и спиритуализма XIX века в русской религиозной философии XIX - первой половины ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Эзри Григорий Константинович

  • Эзри Григорий Константинович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 238
Эзри Григорий Константинович. Рецепция европейского теизма и спиритуализма XIX века в русской религиозной философии XIX - первой половины ХХ века: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». 2023. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Эзри Григорий Константинович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕИЗМ И СПИРИТУАЛИЗМ XIX ВЕКА И 21 РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА

1.1 Место европейского теизма и спиритуализма в философии XIX 21 века

1.2 Философские основания европейского теизма и спиритуализма 27 XIX века их отражение в русской религиозной философии

1.3 Персоналистические основания европейского теизма и 38 спиритуализма XIX века и русской религиозной философии XIX

первой половины XX века

1.4 Субстанция как онтологическое основание личности

1.5 Персонализм и проблема межличностной коммуникации

1.5.1 Онтологическое и психологическое в человеке и статус 60 философской психологии

1.5.2 Диалог «Я» и «Ты» и проблема индивидуации личности

1.5.3 Обоснование персонализма через диалог «Я» и «Ты» и 74 антропологизм философской мысли XX века

Выводы к первой главе

ГЛАВА 2. БАЗОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ 78 ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕИЗМА XIX ВЕКА И ИХ РЕЦЕПЦИЯ В РОССИЙСКОМ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕИЗМЕ XIX ВЕКА

2.1 Психологическое основание европейского теизма и спиритуализма

XIX века

2.1.1 Психологизм и европейский теизм и спиритуализм XIX века: 78 рефлексия «Я»

2.1.2 Психологизм и европейский теизм XIX века: построение 83 онтологии на психологической базе

2.2 Персоналистическое основание европейского теизма и

спиритуализма XIX века

2.2.1 Критика психологизма в интерпретации субстанциальной 90 природы личности

2.2.2 Личность как индивидуальная субстанция и экзистенция

2.2.3 Метафизическая ценность личности и проблема диалога

2.3 Диалектико-критическое основание европейского теизма и

спиритуализма XIX века

2.3.1 Различие философских направлений в Германии в XIX веке

2.3.2 Монизм и плюрализм отологии в контексте проблемы личности

2.3.3 Религиозно-философское измерение: между пантеизмом и 109 теизмом

2.3.4 Критика и рецепция философии Г. Гегеля в европейском теизме 113 и спиритуализме XIX века

2.4 Мистическое основание европейского теизма и спиритуализма XIX 120 века

2.4.1 Мистика в европейском теизме и спиритуализме XIX века

2.4.2 «Я» человека и мистика

2.4.3 Мистика и познание Совершенного Существа

2.5 Моральное основание европейского теизма и спиритуализма XIX

века

2.5.1 Понимание природы морали

2.5.2 Взаимосвязь и соотношение морального и мистического как 147 проблема в европейском теизме и спиритуализме XIX века

2.5.3 Мораль и ценности

2.5.4 Мораль и личность

Выводы ко второй главе

ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕИЗМ ИСПИРИТУАЛИЗМ XIX ВЕКА И

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

3.1 Влияние европейского теизма и спиритуализма XIX века на 155 европейский персонализм XX века

3.1.1 Европейский теизм и спиритуализм XIX века и диалогическая 157 интенция в европейской персоналистической философии XX века

3.1.2 Субъекты и объекты диалога в европейском персонализме XX 163 века

3.2 Влияние европейского теизма и спиритуализма XIX века на русский религиозно-философский персонализм начала XX века

3.2.1 Немецкий постгегелевский теизм и проблема личности и 168 диалога в русском религиозно-философском персонализме

3.2.2 Аксиологическая сторона межличностной коммуникации, 174 диалога «Я» и «Ты»

3.2.3 Субъекты и объекты межличностного взаимодействия в 177 русском религиозно-философском персонализме

3.3 Абсолют в европейском теизме и спиритуализма XIX века и

европейской религиозной философии XX века

3.4 Европейский теизм и спиритуализм XIX века и религиозно-

философская мысль XIX и XX веков

Выводы к третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция европейского теизма и спиритуализма XIX века в русской религиозной философии XIX - первой половины ХХ века»

Актуальность темы исследования

Историко-философское исследование представляет собой изучение эволюции человеческого мышления, убеждений и идей, осознания своего положения в мире и своей сущности. Отсутствие четкой мировоззренческой позиции и отсутствие рефлексии по данной проблеме способно привести к моральному кризису в сознании человека и общества. Религиозные, философско-теистические системы - один из способов определения человеком своего положения в мире, решения своих экзистенциальных проблем. Определение сущности человека и мира в рамках синтеза мифа, религии и философии зародилось вместе с зарождением человеческого сознания и мышления.

Исследование данной темы способствует решению локальной задачи выявления генетических связей европейской философии XX века и русской религиозной философии с европейским теизмом и спиритуализмом XIX века, тем самым показывая непрерывность, поступательность и диалектичность развития философской в частности и человеческой мысли в целом. Понимание сущности европейского теизма и спиритуализма XIX века и русской религиозной философии позволяет на локальном уровне показать специфику религиозно-философских систем, что помогает формированию научного и диалектического мировоззрения.

В конце XX - начале XXI века в России возрос интерес к европейской философии XIX - XX вв. в целом, французскому спиритуализму и немецкому постгегелевскому теизму в частности, а также русской религиозной и дореволюционной философии в целом. Это определяется тем, что данный период явился переломным в политической и философской истории. После распада СССР естественным образом вырос интерес к различным теистическим и религиозно-философским системам в целом. Кроме того, Россия и другие

5

постсоветские и постсоциалистические страны вошли в число государств с развивающимся информационным обществом и усиливающимися глобализационными тенденциями. В конце XX - начале XXI века, как и в XIX веке, увеличился интерес части интеллектуалов к религии, религиозно-философскому фактору. Это объясняется тем, что современное европейское и российское общественное сознание находятся в поиске мировоззренческих альтернатив.

Во многом изыскания европейских теистов XIX века, русских религиозных философов и европейских философов XX века носили философско-антропологический характер, ими исследовались проблемы, связанные с человеком и человеческой личностью, персоной. Данное явление связано с антропологическим поворотом, свершимся на рубеже XIX и XX вв.

Степень разработанности темы

В историко-философской науке есть работы, в которых анализируются вопросы, связанные с европейским философским теизмом и спиритуализмом XIX века и его рецепцией в русской религиозной философии.

К отечественным исследователям дореволюционного периода, изучавшим отдельные аспекты истории европейского теизма и спиритуализма XIX века, можно отнести следующих авторов: Е.А. Бобров1, Т.И. Буткевич2, А.Ф. Гусев3, А.А. Козлов4, Я.Ф. Озе5, В.С. Шилкарский6. Также можно

1 Бобров Е.А. Из истории критического индивидуализма. Казань: Типография Императорского университета, 1898. 51 с. Бобров Е.А. О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А.А. Козлова. Казань: Типография Императорского университета, 1898. 76 с.

2 Буткевич Т.И. Религия, ее сущность и происхождение. (Обзор философских гипотез). В 2-х кн. Кн. 2. Харьков: Типография губернского правления, 1904. 463 с.

3 Гусев А.Ф. Теистическая тенденция в психологии Фихте-младшего и Ульрице. Киев: Типография С.Т. Еремеева, 1874. 98 с.

4 Козлов А. А. Густав Тейхмюллер // Вопросы философии и психологии. М., 1894. Год V, кн.

4 (24). С. 523-536; окончание М., 1894. Год V кн. 5 (25). С. 661-681. Козлов А. А. Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера // Вопросы философии и психологии. М., 1985. Год VI, кн. 2 (27). С. 178-189.

5 Озе Я.Ф. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. Юрьев, 1896. 476 с.

6 Шилкарский В.С. Проблема сущего. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1917. 342 с.

6

7 8 9

отметить Д.П. Миртова, М. Владиславлева, М.И. Каринского , А.И. Введенского10, Ал. Мудрого, И. Орлова, В. Чебышева, С. Успенского, В.В.

11 19

Соколова , В.Д. Кудрявцева-Платонова , В. Лотоцкого, Ф. Виноградова, И. Туренского, Е. Гравина. После революции, в эмиграции, творчеством Г. Лотце

13

интересовался Г.В. Флоровский . Данные авторы уделили внимание отдельным проблемам европейского теизма XIX века, либо исследовали философские воззрения одного философа-теиста (И.Г. Фихте-младшего, Г. Лотце и Г. Тейхмюллера), не ставя себе задачу комплексного исследования феномена европейского теизма и спиритуализма XIX века.

Отдельного внимания заслуживает исследование русской философии, выполненное в середине XX века В.В. Зеньковским14 В нем исследователь рассмотрел влияние и рецепцию философии Г. Фехнера, Г. Лотце, Г. Тейхмюллера, И.Г. Фихте-младшего, А. Бергсона в творчестве отечественных духовно-академических теистов, неолейбницианцев и других русских религиозных философов.

В настоящее время европейский теизм и спиритуализм XIX века, а также отдельные проблемы его рецепции в русской религиозной философии XIX-первой половины XX века исследуются в работах С.В. Пишуна15, В.Ю.

7 Миртов Д.П. Учение Лотце о духе человеческом и Абсолютном (изистории борьбы с материализмом и опытов примирения веры и знания в XIX в.). СПб, Тип. В.Д.Смирнова, 1914. 518 с.

8 Владиславлев М. Современные направления в науке о душе. СПб, 1866.

9 Каринский М.И. Критический обзор последнего периода германской философии. СПб, 1873.

10 Введенский А.И. Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Пос., 1894. Введенский. А.И. Очерк современной французской философии // Вера и разум, 1893. Отд. филос. №17, с. 198-217. №18.С. 237-257. №19. С. 307-318. №24. С. 521-557.

11 Соколов В.В. Религиозная вера и религиозная философия. Критический обзор религиозной философии Лотце/ / Христианское чтение. 1904. № 1..

12 Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т.2. Вып. 3. Сергиев Посад, 1892.

13 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.

14 Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с.

15 Пишун С.В. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века: дисс. ... док. филос. н. М., 1996. 336 с.

Пинчук16 и В.Е. Луценко17. Они не только рассматривали вопросы, связанные с влиянием европейского теизма и спиритуализма XIX века на русский духовно-академический теизм, но и исследовали философские воззрения европейских теистов и спиритуалистов XIX века. Последнее особенно характерно для кандидатской диссертации В.Е. Луценко.

Кроме того, И.И. Блауберг исследовала проблематику рецепции идей неоспиритуалиста А. Бергсона18 в русской религиозной философии19. Интерес представляет и работа под ред. К.М. Антонова, посвященная психологии религии20, в которой он в т.ч. показывает влияние немецкого университетского теизма и неолейбницианства середины XIXвека (И.Г. Фихте-младший, Г. Теъймюллер, Г. Лотце) и отечественного спиритуализма (Л.М. Лопатин, А.А. Козлов, П.Е. Астафьев, «дерптская школа») на исследование религиозной жизни и ее психологических основ в контексте изучения различных вопросов бытия человеческой личности в дореволюционный период.

Также отдельные проблемы европейского теизма и спиритуализма XIX

21

века рассмотрены в кандидатской диссертации А.Ю. Бердниковой , где исследованы воззрения представителей т.н. Юрьевской школы, а также философия ее основателя Г. Тейхмюллера. В данной работе показано влияние философии Г. Тейхмюллера на воззрения его последователей. К работам по философии т.н. Юрьевской школы можно отнести статьи М.И. Ивлевой, в

16 Пинчук В.Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века: дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 2003 169 с.

17 Луценко В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века: дисс. ... канд. филос. наук: Уссурийск, 2008. 166 с.

18 Философия А. Бергсона напрямую не относится к европейскому теизму и спиритуализму

XIX века (более того, основная часть его творческого пути пришлась на первую половину

XX века), но имеет с ним точки пересечения: неоспиритуалистические воззрения А. Бергсона являются частичным продолжением французского спиритуализма XIX века Мен де Бирана и его последователей. Так, например, А. Бергсон, как и французские спиритуалисты XIX века, в процессе рефлексии Я и познания внутреннего мира человека опирался на внутренний опыт и проявлял интерес к психологии при исследовании философских проблем.

19 Блауберг И.И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-традиция, 2003. 672 с.

20 Антонов К.М. Психология религии в России XIX - начала XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 536 с.

21 Бердникова А. Ю. Неолейбницианство в России. Историко-философский анализ: дисс. ... канд. филос. наук. Москва, 2016. 167 с.

которых она показала влияние Г. Тейхмюллера на онтологию и гносеологию его российских последователей22.

23 24

А.А. Кротов и Ю.В. Шапошникова рассмотрели взгляды одного из философов - Мен де Бирана и Г. Лотце, не ставя перед собой задачи по анализу всей проблематики европейского теизма и спиритуализма XIX века в целом.

Среди зарубежных мыслителей конца XIX - начала XX века, обращавшихся к философскому наследию европейского теизма и спиритуализма XIX века можно отметить М. Венчер25, Э. фон Гартмана26, Л.

27 28 29 30 31

Джасси и Д. Жанико , М. Кроненберг , Р. Пестер , Э. Пфляйдерера , Ф.

32 33 34 35

Челиуса , Дж. Сантаяны , Ф. Фостера , О. Фроммеля . Данные авторы

22 Ивлева М.И. Концепция онтологического статуса субъекта в университетской философии России конца XIX - начале XX века // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ontologicheskogo-statusa-subekta-v-universitetskoy-filosofii-v-rossii-v-kontse-xix-nachale-xx-v (дата обращения: 15.03.19). Ивлева М.И. Проблемы гносеологии в творчестве Г. Тейхмюллера // Вестник Академии. 2011. № 3. С. 112-115.

23 Кротов А.А. Философия Мен де Бирана. М.: Изд-во МГУ, 2000. 104 с.

24 Шапошникова Ю.В. Философская антропология Г. Лотце в контексте новоевропейской метафизики: дисс. ... канд. филос. н. СПб., 2005. 170 с.

25 Wentscher M. H.Lotze. Lotzes Leben und Werke (Жизнь и творчество Лотце). Bd. 1. Heidelberg, 1913. Wentscher M. Lotze's Gottesbegriff (Концепция Бога Лотце). Diss. 1893.

26 Hartmann E. Lotzes Philosophie (Философия Г.Лотце). Lpz., 1888.

27 Giassi L. Psychologie, éclectisme et spiritualisme: Maine de Biran, Victor Cousin et Félix Ravaisson (Психология, эклектика и спиритуализм: Мэн де Биран, Виктор Кузен и Феликс Равессон) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://philopsis.fr/archives-themes/lesprit/psychologie-eclectisme-et-spiritualisme-maine-de-biran-victor-cousin-et-felix-ravaisson/.

28 Janicaud D. Ravaisson et la métaphysique: une généalogie du spiritualisme français (Равессон и метафизика: генеалогия французского спиритуализма). Raris: Librairie pholosophique, 1997. 276 p.

29 Kronenberg M. Lotze's Weltanschauung und Geistesart (Мировоззрение и духовный тип Г.Лотце) // Beilage zur. 1892.

30 Pester R. Hermann Lotze — Wege seines Denkens und Forschens (Герман Лотце — пути его мысли и исследования). Würzburg, 1997.

31 Pfleiderer E. Lotzes philosophische Weltanschauung nach ihren Grundzügen (Философское мировоззрение Лотце и его основания). Berlin, 1882.

32 Chelius F. Lotzes Wertlehre (Учение Лотце о ценностях). Erlangen, 1904.

33 Santayana G. Lotze's System of Philosophy (Система фшософии Лотце). Diss./ Harvard (1899), ed. with introduction and bibliography by P.Kuntz. Bloomington, Ind. 1971.

34 Foster F.H. The Doctrine of the transcendent use of the principle of causalityin Kant, Herbart and Lotze (Учение о трансцендентальном использовании принципа причинности в философии Канта, Гербарта и Лотце). Leipzig, 1882.

провели обзор содержания творческого наследия отдельных представителей французского спиритуализма XIX века. Кроме того, интерес представляет работа Т.Е. Миллер36, в которой автор сосредоточился на философии религии немецкого теиста Г. Лотце.

Проблематика европейского теизма и спиритуализма XIX века вызывает интерес зарубежных философов также и в XX - начале XXI века. В этой связи

37 38

можно отметить следующих авторов: З. Амброзевич , Е.Г. Баллард , Г. Габриель39, М. Гейдельберг40, Б. Кеттерн41, Дж. Кляйн42, М. Неугебауэр43, Дж. Пассмор44, Р. Шешт45, Б. Фредрик46, Дж.Н. Хауфсслер47, Х. Швенке48, А.

35 Frommel O. Das Verhältnis von mechanischer und teleologischer Naturerklarung Bei Kant Und Lotze (Отношение механического и телеологического способов объяснения природных явлений у Канта и Лотце). 1898.

36 Miller T. E. Thesis The theism of German Lotze (Теизм Германа Лотце) submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Master of Arts. Boston: Boston University, 1941. 264 p.

37 Ambrozewicz Z. Josiah Royce for the Twenty-first Century: Historical, Ethical, and Religious Interpretations Hardcover . Lexington Books, 2012. 308 p.

38 Ballard E.G. The philosophy of Jules Lachelier (Философия Жюля Лашелье). The Hague: SPRINGER-SCIENCE+BUSINESS MEDIA, B.V., 1960. 140 p.

39 Gabriel G. Begriffsschrift, in: Joachim Ritter: Historisches Wörterbuch der Philosophie, Band 1, Schwabe Verlag, Basel 1971.

40 Heidelberger M. Nature From Within: Gustav Theodor Fechner And His Psychophysical Worldview Hardcover. University of Pittsburgh Press, 2004. 456 p.

41 Kettern B. Lotze, Rudolf Hermann. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 5, Bautz, Herzberg 1993. S. 270-277.

42 Klein J. Der Strukturbegriff bei Rudolf Hermann Lotze (1817-1881). In: LUDUS LINGUARUM. Festschrift für Leonhard Alfes. Siegen, 1980. S. 141-155.

43 Neugebauer M. Lotze und Ritschl. Reich-Gottes-Theologie zwischen nachidealistischer Philosophie und neuzeitlichem Positivismus. Peter Lang, Frankfurt am Main u. a. 2002.

44 Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 496 с.

45 Peste R. Hermann Lotze. Wege seines Denkens und Forschens. Ein Kapitel deutscher Philosophie- und Wissenschaftsgeschichte im 19. Jahrhundert. Königshausen & Neumann, Würzburg, 1997.

46 Frederick B. Late German Idealism: Trendelenburg and Lotze. Oxford University Press, 2013. URL:

https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780199682959.001.0001/a cprof-9780199682959

47 Häußler J.N. Lotze, Hermann. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 15, Duncker & Humblot, Berlin 1987.

48 Швенке Х. Теория познания как онтология. Новый взгляд на философию Густава Тейхмюллера // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2006—2007 гг. М.: Модест Колеров, 2009. С. 211—239. Швенке Х. Интернациональный философ: О научном

10

Шнайдер49. Данные мыслители тоже не ставили себе задачу систематически исследовать европейский теизм и спиритуализм XIX века, но глубоко рассмотрели учения Х. Вейссе, Ж. Лашелье, Г. Лотце, Г. Тейхмюллера, А. Тренделенбурга, Г. Фехнера, И.Г. Фихте-младшего.

Также отдельный интерес представляет работа Ф. Нэтеркотт, посвященная рецепции А. Бергсона в русской философии50, в которой исследователь подробно рассмотрела особенности русской философии перед Первой мировой войной и нюансы восприятия идей французского неоспиритуалиста в ней. Особое внимание она уделили рецепции А. Бергсона в русской религиозной философии.

Итак, в настоящее время существует значительное количество исследований, в которых рассматриваются отдельные вопросы европейской теистической и спиритуалистической философии XIX века, воззрения отдельных его представителей, а также проблемы рецепции данного философского направления в русской религиозной философии XIX - первой половины XX века. Однако нет работ, в которых европейский теизм и спиритуализм XIX века исследуется комплексно, систематически как историко-философский феномен в контексте антропологического поворота и его рецепции в русской религиозной философии XIX - первой половины XX века. Этим обстоятельством определяются объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.

Объектом исследования является западноевропейский и русский философский теизм и спиритуализм XIX - XX века, а также персоналистическая и диалогическая философия на всех этапах ее исторического развития в рамках континентальной философии.

архиве Густава Тейхмюллера (1832—1888) в Базеле // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2006—2007 гг. М.: Модест Колеров, 2009.

49 Schneider А. Personalität und Wirklichkeit: Nachidealistische Schellingrezeption bei Immanuel Hermann Fichte und Christian Weisse (Epistemata - Würzburger wissenschaftliche Schriften. Reihe Philosophie). Königshausen u. Neumann, 2001. 348 s.

50 Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907-1917). М.: Модест Колеров, 2008. 432 с.

Предметом исследования является теоантропологическая модель человеческой личности, обоснованная и исследованная в рамках европейского теизма и спиритуализма XIX века, и ее рецепция в русской религиозной философии XIX - первой половине XX века в контексте влияния антропологического поворота на становление данной модели.

Цель исследования - рассмотрение учения об Абсолюте и человеке европейской теистической и спиритуалистической философии XIX века в контексте антропологического поворота, а также влияние данной философской системы на соответствующие разделы европейской философии XX века и русской религиозной философии. Она может быть достигнута путём решения следующих задач:

- эксплицировать философские основания европейского теизма и спиритуализма XIX века в контексте их отражения в русской религиозной философии;

- выявить значение европейской теистической и спиритуалистической философии XIX века и русской религиозной философии в истории персоналистической философии и оценить вклад европейского теизма и спиритуализма XIX века в изучение ключевых философских проблем, включая исследования вопроса об онтологических основаниях личности;

- изучить представления о личности в европейском теизме и спиритуализме XIX века и русской религиозной философии в контексте обоснования персонализма, религиозно-философского диалогизма и антропологического поворота;

- исследовать базовые основания европейского теизма и спиритуализма XIX века и выделить основные направления данной философской мысли в контексте их рецепции в российском духовно-академическом теизме;

- сравнить европейский теизм и спиритуализм XIX века с европейской персоналистической (и близкой ей) философией XX века и русским персонализмом и интуитивизмом и исследовать ее влияние на данные философские системы;

- показать близость проблематики, исследуемой в европейском теизме и спиритуализме XIX века и русской религиозной философии XIX - первой половины XX века;

- рассмотреть критику европейского теизма XIX века в связи с учением об Абсолюте, человеке и личности в (нео)томистской и протестанской философии XIX и XX веков.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в рамках данной работы эксплицирована историко-философская сущность и онто-антропологические основания европейского теизма и спиритуализма XIX века, а также его рецепция в русской религиозной философии: европейский теизм и спиритуализм рассмотрены как ключевые направления религиозно-философской мысли XIX века и определены их основания, показана связь с психологией и теологией;

- европейский теизм и спиритуализм XIX века рассмотрены в контексте антропологического поворота: на примере европейского теизма и спиритуализма XIX века показан переход от онтологизма к антропологизму, исследование психологической стороны человеческого «Я», усиление влияния естественных наук и психологии на философию;

- осмыслено значение европейского теизма и спиритуализма XIX века и русской религиозной философии в истории персоналистической философии: показана эволюция концепта «личность» в персоналистической философии, а также его спиритуалистические и теистические импликации, сделан вывод о возвращении к онтологическому определению личности на антропологическом уровне;

- выделены и обоснованы основные черты и направления европейского теизма и спиритуализма XIX века, что позволило классифицировать учения мыслителей данного философского направления, а также унифицировать базовые основания их философии, кроме того исследована рецепция оснований и направлений в русской религиозной философии;

- исследовано влияние европейского теизма и спиритуализма XIX на континентальную философию и русский персонализм и интуитивизм: показаны сходство и различие данных философских направлений, близость их историко -философской базы.

Теоретико-методологические основания исследования Теоретической основой исследования выступили труды таких отечественных и зарубежных философов как К.М. Антонов, В.П. Визгин, В.С. Горский, Б.В. Емельянов, Е.В. Золотухина, З.А. Каменский, В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, М.А. Маслин, Л.А. Микешина, С.А. Нижников, В.В. Соколов, С.Е. Ячин.

В качестве теоретико-концептуальной основы настоящего исследования можно обозначить ряд методов.

Метод историко-философской реконструкции позволил содержательно рассмотреть европейский теизм и спиритуализм XIX века и воззрения философов-теистов как системы идей. Для этого сначала произведена редукция исследованного материала, а, затем, реконструкция внешней и внутренней системы идей. Данный метод явился основным в настоящей диссертации, благодаря нему был получен материал, который далее был рассмотрен с помощью следующих методов.

Диалектический метод позволил рассмотреть историю европейской и отечественной философской мысли во взаимосвязи и развитии, выявить влияние европейского теизма XIX века на европейскую философию XX века и русскую религиозную философию, исследовать значение европейского теизма XIX века в истории персоналистической философии.

С помощью ретроспективного метода эксплицированы философские основания европейского теизма и спиритуализма XIX века, изучена история персоналистической философии.

Компаративистский метод позволил выявить черты сходства и различия в философских системах европейской теистической и спиритуалистической

философии XIX века и европейской философии XX века, европейского теизма XIX века и русской религиозной философии.

Герменевтический метод использован для анализа философских текстов авторов, труды которых подверглись анализу в настоящей работы.

С помощью системно-структурного метода исследуемые в настоящей работе философские системы рассмотрены как целостности, состоящие из ряда взаимосвязанных частей, имеющее свой историко-философский генезис, причем каждая такая целостность взаимодействует с другими такими же системами.

Общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение) применялись на всех этапах историко-философского исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Роль европейского теизма и спиритуализма XIX века в реальной истории человеческой мысли была значительно больше, чем традиционно принято считать в историко-философской науке. В XIX веке данное направление было ведущим в университетской и академической среде многих европейских стран. Неокантианство, позитивизм и т.д. имели существенно меньшее значение. Европейский теизм и спиритуализм XIX века оказали значительное влияние на персоналистическую, диалогическую, теистическую философию XX века, а также частично на становление феноменологии и философско-религиозной антропологии XX века.

2. Теоретический вклад европейского теизма и спиритуализма XIX века заключался в обосновании теоантропологической модели человеческой личности. В рамках данного направления исследовано онтологическое взаимодействие Абсолюта и человека в контексте рефлексии «Я», особенностей такой рефлексии, ценностей, диалога между Абсолютом и человеком, человеческими личностями.

3. В рамках содержания концепций европейского теизма и спиритуализма

XIX века и их рецепции в русской религиозной философии были исследованы

пять различных учений (моделей, типов) о личности. Во-первых, подобие

15

монады без «окон» с экзистенциальной интенцией. Во-вторых, личность, описанная в категориях духа, сознания и длительности. В-третьих, индивидуально-субстанциальное Я, ценность личностности, диалогизм. В-четвертых, индивидуально-субстанциальное Я как результат связи реального, идеального, субстанциального Я посредством соотносительных точек. В-пятых, субстанциальное Я, морально-метафизическая ценностность «лица», личность -синоним человеческого Я.

4. Для европейского теизма и спиритуализма XIX века и русской религиозной философии была характерна персоналистическая тенденция, происходило усиление антропологизма. В рамках данной философской системы имплицитно произошло возвращение к онтологическому определению личности на антропологическом уровне, а также личность была частично наполнена психологическим содержанием, имплицитно сформированы три критерии индивидуации (индивидуация на уровне тела, монады и субстанции).

5. Обоснование и исследование теоантропологической модели человеческой личности в европейском теизме и спиритуализме XIX века подтверждает идею М. Хайдеггера об антропологическом повороте: в рамках данного философского направления происходили переход к индивидуально-субстанциальному Я, усиление влияние психологии и естественных наук на философские построения, диалогизация бытия, аксиологизация бытия и человеческой личности.

6. В европейском теизме и спиритуализме XIX века в контексте его рецепции в русской религиозной философии можно выделить пять взаимосвязанных базовых оснований (психологическая, персоналистическая, диалектико-критическая, мистическая, моральная), а также четыре направления (психологическое, персоналистическое, диалектико-критическое, мистическое). Моральное основание было присуще всем теистам и спиритуалистам XIX века в равной степени.

7. «Православная персонология» российского духовно-академического

теизма XIX века как учение о человеческой личности (исследовано С.В.

16

Пишуном) является составной частью теоантропологической модели человеческой личности европейского теизма и спиритуализма XIX века. Также, для православной персонологии характерны психологизм, персонализм, критика панлогизма, мистицизм и морализм, в ее рамках происходило противостояние психологизма и онтологизма (предфеноменологии).

8. В русской религиозной философии решение проблемы человеческой личности происходило на основе теоантропологической модели, выработанной в европейском теизме и спиритуализме XIX века. Личностный статус человека и Совершенного Существа западноевропейскими и русскими религиозными философами определялся онтологическими, аксиологическими и психологическими категориями. Данные вопросы являлись общими для данных направлений философской мысли.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Эзри Григорий Константинович, 2023 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов А.И. Антоний. // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH754eb06445942b5d08 0а75(дата обращения: 05.08.2019).

2. Аверинцев С.С. Мистика // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc976b6654a17740258 b2c9

3. Аверинцев А.А. Теизм // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s:// iphlib.ru/ greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01169b4 8a469a83c6b8d4d16 (дата обращения: 05.08.2018).

4. Автономова Н.С. Бессознательное // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0163c5e 8001 b7f22d8c 1 e763 (дата обращения: 15.03.19).

5. Алексеев С. Тейхмюллер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXXIIa. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org /шкЮСБЕ/Тейхмюллер,_Густав-Август (дата обращения: 15.03.19).

6. Алексеев С. Фихте // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXXVI. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Фихте,_Иммануил-Герман (дата обращения: 15.03.19).

7. Алфеев И. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М.: Издательский дом Познание: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. 448 с.

8. Аляев Г.Е. Панентеизм С.Л. Франка: соотношение Бога, человека и природы // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир8://суЬег1ешпка.т/аШс1е/Прапеп1е12т-8-:(тапка-sootnoshenie-boga-che1oveka-i-prirody (дата обращения: 15.03.19).

9. Ан С.А., Белинова О.А. Концептуализация ценности как философской категории. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/v/kontseptua1izatsiya-tsennosti-kak-fi1osofskoy-kategorii (дата обращения: 15.03.19).

10. Ан С.А., Пасечник В.В. Пантеизм как парадигма русской религиозной философии // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/v/panenteizm-kak-paradigma-russkoy-re1igioznoy-fi1osofii (дата обращения: 15.03.19).

11. Антонов К.М. Психология религии в России XIX - начала XX века: Коллективная монография. М.: изд-во ПСТГУ, 2019. 536 с.

12. Артемкин Д. Кудрявцев-Платонов // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/2462183.htm1 (дата обращения: 15.03.19).

13. Баллаев А.Б. Маркс // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iph1ib.ru/greenstone3/1ibrary/co11ection/newphi1enc/document/HЛSH8353a6df 7d30ffc7402683 (дата обращения: 15.03.19).

14. Бальтазар фон Х.У. Достойна веры лишь любовь. М.: Истина и Жизнь, 1997. 124 с.

15. Бальтазар фон Х.У. Истина симфонична. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 152 с.

16. Баранов В.Е. Философия личности Л.П. Карсавина // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/filosofiya-lichnosti-l-p-karsavina (дата обращения: 15.03.19).

17. Барт К. Церковная догматика. Т.1. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 560 с.

18. Барт К. Церковная догматика. Т.2. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. 712 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

445 с.

20. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: «Канон», 1994.

384 с.

21. Бергсон А. Длительность и одновременность. М.: Добросвет, Изд-во КДУ, 2013. 160 с.

22. Бердникова А. Ю. Неолейбницианство в России. Историко-философский анализ: дисс. ... канд. филос. наук : Москва, 2016. 167 с.

23. Бердяев Н.А. Два понимания христианства (к спорам о старом и новом в христианстве). Журнал "Путь" №36. // Электронная библиотека Одинцовского благочестия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/path/36/2 (дата обращения: 15.03.19).

24. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Электронная библиотека Одинцовского благочестия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/duh_i_realnost/ (дата обращения: 15.03.19).

25. Бердяев Н.А. О назначении человека // Электронная библиотека Одинцовского благочестия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka/ (дата обращения: 15.03.19).

26. Бердяев Н.А. Основная идея философии Льва Шестова // По ком звонит колокол. Сетевой миссионерско-просветительский журнал.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mgarsky-

monastery.org/kolokol.php?id=1998 (дата обращения: 15.03.19).

27. Бердяев Н.А. Судьба России // Медиатека Предание.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://predanie.ru/book/69716-sudba-rossii/ (дата обращения: 15.03.19).

28. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики [Электронный ресурс] // http://www.odinblago.ru/tvorch_i_obiektiv/ (дата обращения: 05.08.2018 г.).

29. Бердяев Н.А. Философия свободного духа // Электронная библиотека Одинцовского благочестия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/filosofia_sv_duha/ (дата обращения: 15.03.19).

30. Бердяев Н.А. Философия свободы // Электронная библиотека Одинцовского благочестия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/filosofia_svobodi (дата обращения: 15.03.19).

31. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во Правда, 1989. 608 с.

32. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Электронная библиотека Одинцовского благочестия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_n_ekzistencialn/ (дата обращения: 15.03.19).

33. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж: YMCA PRESS, 1934. 191 c.

34. Блауберг И.И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-традиция, 2003. 672 с.

35. Блауберг И.И. Бергсон // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01f00c0d 0290b9bf2ef2ffef (дата обращения: 1.02.2019).

36. Блауберг И.И. Жуффруа // Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ZHUFFRUA_TEODO R_SIMON.html (дата обращения: 1.02.2019).

37. Блауберг И.И. Истоки бергсонизма. Философия Феликса Равессона. М.: ИФРАН, 2014. 187 c.

38. Блауберг И.И. Лашелье Жуль // Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/LASHELE_ZHYUL.ht ml (дата обращения: 1.02.2019).

39. Блауберг И.И. Мен де Биран // Энциклопедия «Кругосвет».. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/MEN_DE_BIRAN_M ARI_FRANSUA_PER.html (дата обращения: 1.02.2019).

40. Блауберг И.И. Равессон-Мольен // Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/RAVESSON-MOLEN_ZHAN_GASPAR_FELIKS.html (дата обращения: 1.02.2019).

41. Блауберг И. Ренувье // Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/RENUVE_SHARL_BE RNAR.html (дата обращения: 10.03.2020).

42. Бобров Е.А. Из истории критического индивидуализма. Казань: Типография Императорского университета, 1898. 51 с.

43. Бобров Е.А. О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А.А. Козлова. Казань: Типография Императорского университета, 1898. 76 с.

44. Бондаренко В.В. Психологические пролегиомоны к «естествознательной онтологии» Германа Ульрици (по материалам Казанской духовной академии) // Вестник Мосвовского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. №3. С. 99-113.

217

45. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

46. Булгаков С.Н. Собр. соч. Т.1. Философия хозяйства. Трагедия философии. М.: Наука, 1993. 613 с.

47. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. Философия имени. Икона и иконопочитание. М: Искусство; СПб: Инапресс, 1999. 448 с.

48. Буткевич Т.И. Религия, ее сущность и происхождение. (Обзор философских гипотез). В 2-х кн. Кн. 2. Харьков: Типография губернского правления, 1904. 463 с.

49. Бычков В.В. Символическая эстетика Дионисия Ареопагита. М.: ИФРАН, 2015. 143 с.

50. Вальверде К. Философская антропология. Приближение к определению. URL: http://society.polbu.ru/valverde_antropology/ch08_ii.html (дата обращения: 1.02.2019).

51. Введенский. А.И. Очерк современной французской философии // Вера и разум, 1893. Отд. филос. №17, с. 198-217. №18.С. 237-257. №19. С. 307318. №24. С. 521-557.

52. Введенский А.И. Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Посад, 1894.

53. Вдовина И.С. Мунье Эммануэль // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHec883f1d 9e418912e4f8ec (дата обращения: 15.03.19).

54. Вейсе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. Va. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/Вейсе,_Хрис тиан-Герман.

55. Визгин В.П. Лица и сюжеты русской мысли. М.: Фонд Развития фундаментальных лингвистических исследований, 2016. 360 с.

56. Визгин В.П. Французская философская традиция: значение для

России // Лица и сюжеты русской мысли. [Электронный ресурс]. - Режим

218

доступа:

https://books.google.ru/books?id=9SsqDwAAQBAJ&pg=PT231 &^=РТ231 =onepage&q&f=false (дата обращения: 15.03.19).

57. Визгин В.П. Экзистенциальные мотивы в «Дневнике» Мен де Бирана // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-motivy-у^пеутке-теп^е-Ыгапа (дата обращения: 15.03.19).

58. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. Т.2: от Канта до Ницше. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. 512 с.

59. Виноградов Ф. Ульрици, как защитник теизма (канд. дисс.). СПб,

1884.

60. Владиславлев М. Современные направления в науке о душе. СПб,

1866.

61. Вышегородцева О.В. Пантеизм // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01fe0f10 8а5аа0Ь1а52Ь^ (дата обращения: 18.11.2018).

62. Гаврилов С. А. Проблема человека в западной философии конца XIX - начала ХХ века // Молодой ученый. 2018. №11. С. 284-285. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/197/48790/.

63. Гагарин А.С. Философская антропология Макса Шелера: проблема интенциональности // Экзистенциальная и гуманистическая психология. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x3265.htm.

64. Гайденко П.П. Субстанция // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH9f5facd6 7eb2c0adb05e9f. (дата обращения: 1.02.2019).

65. Гайденко П.П. Человечество и человек в учении В.С. Соловьева // Русский филологический портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2/gaydenko-94.htm (дата обращения: 15.03.19).

66. Гайденко П.П. Шеллинг // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s ://iphlib.ru/ greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH4b339ed 57a317c085fb64 (дата обращения: 15.03.19).

67. Гартман // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01ccfa7c 463c8fae2066b9cc (дата обращения: 15.03.19).

68. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.3. Философия духа. Пер. Б.А. Фохта. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. 372 с.

69. Гилева В.В. Влияние немецкого философского идеализма XVIII -начала XIX веков на русский духовно-академический теизм: дисс. ... канд. филос. наук. Благовещенск, 2009. 171 с. // dissertCat - электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vliyanie-nemetskogo-filosofskogo-idealizma-xviii-nachala-xix-vekov-na-russkii-dukhovno-akade (дата обращения: 15.03.19).

70. Глазков А.П. Одиночество Dasein в «Бытии и времени» М. Хайдеггера: дисс. ... канд. филос. наук. М., 1998. // Человек и наука. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/odinochestvo-dasein-v-bytii-i-vremeni-m-haydeggera (дата обращения: 15.03.19).

71. Горнфельд А. Шатобриан // ЭСБЭ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Шатобриан,_Франсуа-Огюст (дата обращения: 15.03.19).

72. Гоготишвили Л.А. Бахтин // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH2f2b9cce78adb929ef7 e2f дата обращения: 15.03.19).

73. Гоян И.Н., Аляев Г.Е. Идея одушевленной Вселенной в эмпирической метафизике XIX века (Густав Теодор Фехнер) // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-odushevleniya-vselennoy-v-empiricheskoy-metafizike-hih-veka-gustav-teodor-fehner/viewer (дата обращения: 15.03.19).

74. Гравин Е. Взгляды новой философии на целесообразное в бытии (канд. дисс.). СПб, 1882.

75. Губман Б.Л. Символ веры Ж. Маритена // Библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yakov.works/library/13_m/ar/iten_09.htm (дата обращения: 15.03.19).

76. Гура ВА., Пазухина О.Р. Возникновение феномена личности в античной философии, религии, культуре // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.гu/article/v/vozniknovenie-fenomena-lichnosti-v-antichnoy-filosofii-religii-kulture (дата обращения: 18.11.2018).

77. Гусев А.Ф. Теистическая тенденция в психологии Фихте-младшего и Ульрице. Киев: Типография С.Т. Еремеева, 1874. 98 ^

78. Гутнер Г.Б. Конт // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHf38bcadf 8333fd4f0106f3 (дата обращения: 15.03.19).

79. Гутова С.Г. Личность и мир в философии всеединства Л.П. Карсавина // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnost-i-mir-v-filosofii-vseedinstva-l-p-karsavina (дата обращения: 15.03.19).

80. Гутова С.Г. Личность и мир в философии всеединства Л.П. Карсавина // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnost-i-mir-v-

filosofii-vseedinstva-l-p-karsavina (дата обращения: 28.07.2018).

221

81. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М: издательство Логос, 1997. 264 с.

82. Деррида Ж. Диссеминация. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 608 с.

83. Дильтей В. Собрание соч. в 6 т. Т.4: Герменевтика и теория культуры. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 522 с.

84. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 464 с.

85. Дильтей В. Сущность философии. Москва: Интрада, 2001 г. 154 с.

86. Другой и желание // Психоанализ и психотерапия. Материалы по психоаналитике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pcytherapy.ru/psy_31 (дата обращения: 15.03.19).

87. Дьяконов Г.В. Концепция диалога М.М. Бахтина - основа экзистенциально-онтологической психологии. URL: http://hpsy.ru/public/x2780.htm (дата обращения: 15.03.19).

88. Ермишин О.Т. Философия религии: Концепции религии в зарубежной и русской философии. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. 224 с.

89. Жане П. Конечные причины и целесообразный порядок вещей. Киев: типография В. Давиденко, 1898. 531 с.

90. Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 496 с.

91. Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. 196 с.

92. Задорнов А. Голубинский // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/165319.html (дата обращения: 15.03.19).

93. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с.

94. Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М.: издательство Юрист, 1996. 671 с.

95. Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: издательство Юрист, 1996. 596 с. С. 529, 555.

96. Зиммель Георг // Электронная еврейская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eleven.co.il/jews-in-world/spiritual-life/11627/ (дата обращения: 15.03.19).

97. Золотухин В.В. Две основные проблемы и два этапа немецкого спекулятивного идеализма // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.гu/article/n/dve-osnovnye-problemy-i-dva-etapa-nemetskogo-spekulyativnogo-idealizma/viewer (дата обращения: 15.03.19).

98. Золотухин В.В. Забытая страница немецкого идеализма: философская теология Иммануила Германа Фихте // Вопросы философии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vphil.m/index.php?option=com_content&task=view&id=1187&Item id=52 (дата обращения: 15.03.19).

99. Золотухин В.В. Философия религии В. де Ветте: религиозное чувство и пути его постижения // Вестник ПСТГ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 86. С. 65-80.

100. Золотухин В.В. Философия религии Якоба Фриза // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14., вып. 2. С. 184-194.

101. Зыкова А.Б. Концепция «Жизненного разума» Х. Ортеги-и-Гассета // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В. А. Подорога, А. Б. Зыкова, И. С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. 256 с. С. 32-44.

102. Зыкова А.Б. Ортега-и-Гассет // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/2694836 (дата обращения: 15.03.19).

103. Зыкова А.Б. Унамуно // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH603e2a1f2908e4bab3 е060 (дата обращения: 15.03.19).

104. Ивлева М.И. Онтологический статус субъекта в философии В. Шилкарского. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ontologicheskiy-status-subekta-v-filosofii-v-shilkarskogo (дата обращения: 15.03.19).

105. Ивлева М.И. Концепция онтологического статуса субъекта в университетской философии России конца XIX - начале XX века // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ontologicheskogo-statusa-subekta-v-universitetskoy-filosofii-v-rossii-v-kontse-xix-nachale-xx-v (дата обращения: 15.03.19).

106. Ивлева М.И. Проблемы гносеологии в творчестве Г. Тейхмюллера // Вестник Академии. 2011. № 3. С. 112-115.

107. Ильин А.Н. Субъект в пространстве постмодернизма // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/1/Ilyin_Subject/ (дата обращения: 15.03.19).

108. Карпов В.Н. Ввведение в философию. СПб: типография И. Глазунова и Ко, 1840. 148 с.

109. Каринский М.И. Критический обзор последнего периода германской философии. СПб, 1873.

110. Исаев С.А. Кьеркегор // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHec88471 d9e418512e4f8ec (дата обращения: 15.03.19).

111. Карпов В.Н. Введение в философию. Спб: типография И. Глазунова и Ко, 1840. 148 с.

112. Керн К. Антропология свт. Григория Паламы // Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/1 _2_8 (дата обращения: 18.11.2018).

113. Кириленко Г.Г., Швецов, Е.В. Монада // Понятия и категории. Вспомогательный проект ХРОНОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/5869 (дата обращения: 15.03.19).

114. Козлов А. А. Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера // Вопросы философии и психологии. М., 1985. Год VI, кн. 2 (27). С. 178-189.

115. Козлов А.А. Густав Тейхмюллер // Вопросы философии и психологии. М., 1894. Год V, кн. 4 (24). С. 523-536; окончание М., 1894. Год V кн. 5 (25). С. 661-681.

116. Козлов А.А. Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Часть I // Вопросы философии и психологии. Кн. 29. М., 1895. Кн. 29. С. 445-460.

117. Козлов А.А. Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Часть II // Вопросы философии и психологии. Кн. 30. М., 1895. С. 558-567.

118. Кравец С.В. Кризис - понятие и феномен: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2001. 171 с. // dissertCat - электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/krizis-ponyatie-i-fenomen (дата обращения: 15.03.19).

119. Кротикова Т.И. Философская антропология Иммануила Канта и Макса Шелера // Форум молодых кантоведов (По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта). М.: ИФ РАН, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphras.ru/page50379379.htm (дата обращения: 15.03.19).

120. Кротов А.А. Метафизика Поля Жане // Официальный сайт Института философии РАН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/hp/hp20/46-62.pdf.

121. Кротов А.А. Философия Мен де Бирана. М.: Изд-во МГУ, 2000. 104

с.

122. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т.2 Вып. 3. Сергиев Посад,

1892.

123. Кузен Виктор // Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/psihologiya-i-pedagogika/kuzen-viktor (дата обращения: 15.03.19).

124. Кузен (Виктор Cousin) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. XVIa. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Кузен,_Виктор (дата обращения: 15.03.19).

125. Кузьменко Г.Н. Анализ религиозно-этической концепции С. Кьеркегора: дисс. ... канд. филос. наук. М., 1999. 129 с. // dissertCat -электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/analiz-religiozno-eticheskoi-kontseptsii-s-kerkegora (дата обращения: 15.03.19).

126. Кураев А. Ответ 31// Ответы молодым [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.rU/Content/Books/171/31 .html (дата обращения: 18.11.2018).

127. Лакруа Ж. Избранное: персонализм. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 608 c.

128. Лапшин И. Тренделенбург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXXIIIa. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/Тренделенбу рг,_Адольф.

129. Леонов В. Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» // Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: https://azbyka.ru/vzaimosvyaz-ponyatij-lichnost-i-obraz-bozhij (дата обращения: 18.11.2018).

130. Литвиновская М.Л. Истоки теории монадологического сообщества Э. Гуссерля. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.гu/article/n/istoki-teorii-monadicheskogo-soobschestva-e-gusserlya (дата обращения: 15.03.19).

131. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера М.: Институт философии РАН, 1999. 133 с.

132. Лопатин Л.М. К вопросу о бессознательной душевной жизни // Вопросы философии и психологии. М., 1900. Кн. 54. С. 741-757.

133. Лопатин Л.М. Параллелистическая теория душевной жизни // Вопросы философии и психологии. М., 1895. Кн. 28. С. 358-389.

134. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время // Медиатека Предание.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://predanie.ru/losev-aleksey-fedorovich/book/122092-vladimir-solovev-i-ego-vremya/#/toc13 (дата обращения: 28.07.2018).

135. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-chelovecheskoj-lichnosti (дата обращения: 15.03.19).

136. Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. Пг.: Учитель, 1922. 109 с.

137. Лосский Н.О. Избранное. М.: изд-во Правда, 1991. 627 с.

138. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж: YMCA-PRESS, 1931. 135 ^

139. Лотоцкий В. Учение Фихте (младшего о бессмертии человеческой души (канд. дисс). Киев, 1884.

140. Луценко В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века: автореф. дисс. ... канд. филос. наук: Уссурийск, 2008. 22 с.

141. Луценко В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века: дисс. ... канд. филос. наук: Уссурийск, 2008. 166 с.

142. Лысенко В.В. Философское учение В.В. Розанова о браке и семье. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Благовещенск, 2009. 30 с.

143. Малышева Д.С. Имманентное сознанию время (ZEГГBEWШTSEIN) в феноменологии Эдмунда Гуссерля и некоторые его аспекты в историко-философском контексте // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/immanentnoe-soznaniyu-vremya-zeitbewu-tsein-v-fenomenologii-edmunda-gusserlya-i-nekotorye-ego-aspekty-v-istoriko-filosofskom-kontekste (дата обращения: 15.03.19).

144. Мальченкова В.А. Философия любви М.М. Бахтина // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/filosofiya-lyubvi-m-m-bahtina (дата обращения: 15.03.19).

145. Маритен Ж. Знание и мудрость. М.: Научный мир, 1999. 244 с.

146. Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 216 с.

147. Марков Б.В. Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера. // ^е^кафедра философской антропологии. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/markov-bv/cennosti-i-bytie-v-filosofskoy-antropologii-maksa-shelera (дата обращения: 15.03.19).

148. Махлак К.А. Жильсон Этьен. Дух средневековой философии. Гиффордовские лекции (университет Абердина) // Слово богослова. Богословие, философия и культура сегодня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovo-bogoslova.ru/nachalo/zhilson-yeten-dukh-srednevekovoy-filo/ (дата обращения: 15.03.19).

149. Мезенцев И.В. Католическая философии в интерпретации духовна академического теизма кон. XIX - нач. XX вв.: дисс. ... канд. филос. наук. Владивосток, 2016. 189 с.

150. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-Традиция, Дом интеллектуальной книги, 1999. 284 с.

151. Михайлов И.А. Шелер // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s:// iphlib.ru/ greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH016ac3 6 6b96e2b7906ddf56a (дата обращения: 1.02.2019).

152. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. 143 с.

153. Мудров Ал. Поль Жанэ, как философ, апологет, моралист (канд. дисс.). СПб, 1894.

154. Мудров Ал. Рецензия на сочинение П. Жанэ «Нравственное единство рода человеческого» // Православное обозрение. 1869. № 6. С. 853871.

155. Немыченков В. О сострадании Бога человеку // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/o-sostradanii-boga-cheloveku (дата обращения: 15.03.19).

156. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907-1917) / Перевод и предисловие И. Блауберг. М.: Модест Колеров, 2008. 432 с.

157. Озе Я.Ф. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. Юрьев, 1896. 476 с.

158. Ойзерман Т.И. Я и не-Я // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6bb6e 580347f882096bb (дата обращения: 1.02.2019).

159. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Klex.ru - книжный архив. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klex.ru/28g (дата обращения: 15.03.19).

160. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 591 с.

161. Орлов И. Анализ учения Лотце о природе человека и Верховном Существе (канд. дисс.). СПб. 1880.

162. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 496

с.

163. Петракова И.Н. Проблема пола в философии В.В. Розанова: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2008. 25 с.

164. Пинчук В.Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века : дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 2003 169 ^

165. Пишун С.В. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века: автореф. дисс. ... док. филос. н. М., 1996. 40 с.

166. Пишун С.В. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века: дисс. ... док. филос. н. М., 1996. 336 с.

167. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 368 с.

168. Подорога В.А. Ницше // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01Ю08110290bbbd2e f2ffef (дата обращения: 15.03.19).

169. Радлов Э.Р. Панентеизм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki//ЭСБЕ/Панентеизм (дата обращения: 15.03.19).

170. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. С-Пб.: Пневма, 2003. 880 с.

171. Ренувье // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0147b3dcec87b73fee 5^47 (дата обращения: 15.03.19).

172. Синеокая Ю.В. Шопенгауэр // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH8a532e9 9622576075c348a (дата обращения: 15.03.19).

173. Слинин Я.А. Э. Гуссерль и его Картезианские размышления // Библиотека по философии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000061/index.shtml (дата обращения: 15.03.19).

174. Слинин Я.А. Трансцендентальный солипсизм // Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.гu/article/v/transtsendentalnyy-solipsizm (дата обращения: 15.03.19).

175. Смирнов С.А. Антропологический поворот: его смыслы и уроки // Философия и культура. №2(110). 2017. С. 23-35.

176. Соколов В.В. Религиозная вера и религиозная философия: критической обзор религиозной философии Лотце // Христианское чтение. № 1. 1904. С. 122-142.

177. Ставцева О.И. Очерк хайдеггеровской философии // ^е^кафедра философской антропологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/гu/text/stavceva-oi/ocherk-haydeggerovskoy-filosofii#ss3-dasein-i-vremennost (дата обращения: 15.03.19).

178. Стойчев С. Жизнь и богословие Михаила Тареева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/zhizn-i-bogoslovie-mihaila-tareeva/ (дата обращения: 15.03.19).

179. Столяров А.А. Логико-гносеологическая школа в Санкт-Петербургской духовной академии (середина XIX - начало XX вв.): дисс. ... канд. филос. н. Владивосток, 2019. 194 с.

180. Столяров А.А. Философия Фомы Аквинского // Библиотека по философии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000004/st126.shtml (дата обращения: 15.03.19).

181. Субири Х. О сущности. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 456 с.

182. Субири Х. Пять лекций о философии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. 200 с.

183. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.

184. Триодин И. Профессор Петр Иванович Линицкий (12 июня 1906 года). Некролог // Труды Киевской Духовной Академии. Киев: Киевская Духовная Академия, 1906. С. 737-775.

185. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. Критика идеализма // Вопросы философии и психологии. Кн. 3. 1890. 359 с.

186. Туренский И. Связь между основными понятиями религии, нравственности и науки (преимущественно по Ульрици (канд. дисс.). СПб, 1893.

187. Ульрицы Г. Тело и душа. Основания психологии человека. СПб: типография А.М. Котомина, 1869. 778 с.

188. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. К.: Символ, 1996. 416 с.

189. Успенский С. Учение Лотце о микрокосме с философской точки зрения (канд. дисс.). СПб. 1891.

190. Федорова М.М. Бутру // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHde8344ae66a4b6a2ac dcde (дата обращения: 15.03.19).

191. Феноменологической Ego // Понятия и категории. Вспомогательный проект ХРОНОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/867 (дата обращения: 15.03.19).

192. Фехнер // Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/FEHN ER_GUSTAV_TEODOR.html.

193. Филиппович А.В., Шпарага О.Н. Феноменология // Понятия и категории. Вспомогательный проект ХРОНОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/8657 (дата обращения: 15.03.19).

194. Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы. СПб.: Алетейя, 2011. 568 с.

195. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 479 с.

196. Флоренский П.А. Собр. соч. Т.1. М.: Мысль, 1994. 806 с. С.

197. Флоренский П.А. Собр. соч. Т.3. Ч.2. М.: Мысль, 2000. 622 с.

198. Флоренский П.А. Собр. соч. Философия культа. Опыт православной антроподицеи. М.: Мысль, 2004. 685 с.

199. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.

200. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Современные проблемы», 1925. 112 с.

201. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

202. Хайдеггер М. Что такое метафизика? М.: Академический проспект, 2013. 288 с.

203. Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Карсавин С.С. Религиозно-философские чсочинения. Т. 1. М.: Изд-во «Ренессанс», 1992. 325 с.

204. Храповицкий А. Диссертация: Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности // Полное собрание сочинений. Т.3. Казань: типография импататорского университета, 1900. 646 с.

233

205. Цвык И.В. Проблема сущности души и ее бессмертия в русской духовно-академической традиции философии XIX в. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-suschnosti-dushi-i-ee-bessmertiya-v-russkoy-duhovno-akademicheskoy-traditsii-filosofii-xix-v (дата обращения: 15.03.19).

206. Чебышев В. Философия Лотце в вопросах, соприкасающихся с религиозным миросозерцанием (канд. дисс.). СПб. 1884.

207. Чупров А.С. Человек в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. 298 с.

208. Чупров А.С. Человек как вещь среди вещей // Социум и власть. 2017. №3(65). С. 118-123.

209. Шапошникова Ю.В. Философская антропология Г. Лотце в контексте новоевропейской метафизики: дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2005. 170 ^

210. Швенке Х. Интернациональный философ: О научном архиве Густава Тейхмюллера (1832—1888) в Базеле // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2006—2007 гг. М.: Модест Колеров, 2009.

211. Швенке Х. Теория познания как онтология. Новый взгляд на философию Густава Тейхмюллера // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2006—2007 гг. М.: Модест Колеров, 2009. С. 211—239.

212. Шилкарский В.С. Основные решения проблемы сущего. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1917. 80 с.

213. Шилкарский В.С. Проблема сущего. [Юрьев: Типография К. Маттисена, 1917. 342 с.

214. Шохин А. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravmir.ru/klassicheskaya-filosofiya-tsennostey/ (дата обращения: 15.03.19).

215. Шлет Г. Г. Философские этюды. М.: издательская группа Прогресс», 1994. 376 с.

216. Шумейко М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Благовещенск, 2006. 28 с.

217. Эрн В. Розмини и его теория знания. Исследование по истории итальянской философии XIX столетия. М.: типография А.И. Мамонтова, 1914. 304 с.

218. Эрн В. Философия Джоберти. М.: типография А. Снегиревой, 1916.

357 с.

219. Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного // Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия / Сост. В.М. Лейбин. СПб.: Питер, 2001. 512 с.

220. Юнг. К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-центр, 2010. 352 с.

221. Яннулатос А. Мистицизм // Сайт о святой горе, мудрости и святости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pemptousia.ru/2012/11/%d0%bc%d0%b8%d1 %81 %d1 %82%d0%b8%d 1%86%d0%b8%d0%b7%d0%bc/ (дата обращения: 15.03.19).

222. Ярошевский М.Г. Фехнер // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e1ff0a7f5920f0c8b ae3e1 (дата обращения: 15.03.19).

223. Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк. М.: ИНФРА-М, 2014. 217 с.

224. Ambrozewicz Z. Josiah Royce for the Twenty-first Century: Historical, Ethical, and Religious Interpretations Hardcover . Lexington Books, 2012. 308 p.

225. Ballard E.G. The philosophy of Jules Lachelier. The Hague: SPRINGER-SCIENCE+BUSINESS MEDIA, B.V., 1960. 140 p.

226. Boutroux É. Notice sur Paul Janet // l'Annuaire de l'Association des anciens élèves de l'École Normale pour 1900. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fr.wikisource.org/wiki/Notice_sur_Paul_Janet (дата обращения: 05.08.2018 г.).

227. Beiser C.F. Late German Idealism: Trendelenburg and Lotze [Электронный ресурс] // https://oxford.universitypressscholarship.eom/view/10.1093/acprof:oso/97801996829 59.001.0001/acprof-9780199682959 (дата обращения: 05.08.2018).

228. Chelius F. Lotzes Wertlehre. Erlangen, 1904.

229. Fisette D.Carl Stumpf // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plato. stanford.edu/ archives/spr2019/entries/stumpf/.

230. Foster F.H. The Doctrine of the transcendent use of the principle of causalityin Kant, Herbart and Lotze. Leipzig, 1882.

231. Frederick B. Late German Idealism: Trendelenburg and Lotze. Oxford University Press, 2013. URL: https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/97801996829 59.001.0001/acprof-9780199682959 (дата обращения: 05.08.2018).

232. Frommel O. Das Verhältnis von mechanischer und teleologischer Naturerklarung Bei Kant Und Lotze. 1898.

233. Gabriel G. Begriffsschrift, in: Joachim Ritter: Historisches Wörterbuch der Philosophie, Band 1, Schwabe Verlag, Basel 1971.

234. Giassi L. Psychologie, éclectisme et spiritualisme: Maine de Biran, Victor Cousin et Félix Ravaisson [Электронный ресурс] // https://philopsis.fr/archives-themes/lesprit/psychologie-eclectisme-et-spiritualisme-maine-de-biran-victor-cousin-et-felix-ravaisson/ (дата обращения: 05.08.2018).

235. Häußler J.N. Lotze, Hermann. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 15, Duncker & Humblot, Berlin 1987.

236. Hartmann E. Lotzes Philosophie. Lpz., 1888.

237. Heidelberger M. Nature From Within: Gustav Theodor Fechner And His Psychophysical Worldview Hardcover. University of Pittsburgh Press, 2004. 456 p.

238. Janicaud D. Ravaisson et la métaphysique: une généalogie du spiritualisme français. Raris: Librairie pholosophique, 1997.

239. Kettern B. Lotze, Rudolf Hermann. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 5, Bautz, Herzberg 1993. S. 270-277.

240. Klein J. Der Strukturbegriff bei Rudolf Hermann Lotze (18171881). In: LUDUS LINGUARUM. Festschrift für Leonhard Alfes. Siegen, 1980. S. 141 -155.

241. Kronenberg M. Lotze's Weltanschauung und Geistesart // Beilage zur.

1892.

242. Milkov N. Rudolf Hermann Lotze // Internet Encyclopedia of Philosophy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iep.utm.edu/lotze/ (дата обращения: 05.08.2018).

243. Miller T.E. Thesis The theism of German Lotze submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Master of Arts. Boston: Boston University, 1941. 264 p.

244. Neugebauer M. Lotze und Ritschl. Reich-Gottes-Theologie zwischen nachidealistischer Philosophie und neuzeitlichem Positivismus. Peter Lang, Frankfurt am Main u. a. 2002.

245. Pester R. Hermann Lotze. Wege seines Denkens und Forschens. Ein Kapitel deutscher Philosophie- und Wissenschaftsgeschichte im 19. Jahrhundert. Königshausen & Neumann, Würzburg, 1997.

246. Pfleiderer E. Lotzes philosophische Weltanschauung nach ihren Grundzügen. Berlin, 1882.

247. Santayana G. Lotze's System of Philosophy. Diss./ Harvard (1899), ed. with introduction and bibliography by P.Kuntz. Bloomington, Ind. 1971.

248. Schneider А. Personalität und Wirklichkeit: Nachidealistische Schellingrezeption bei Immanuel Hermann Fichte und Christian Weisse (Epistemata -

Würzburger wissenschaftliche Schriften. Reihe Philosophie). Königshausen u. Neumann, 2001. 348 s.

249. Wentscher M. Lotze's Gottesbegriff. Diss. 1893.

250. Wentscher M. H.Lotze. Lotzes Leben und Werke. Bd. 1. Heidelberg,

1913.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.