Роль декоративного материала в системе убранства русского парадного интерьера XVIII века: Природный камень, стекло тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Кальницкая, Елена Яковлевна

  • Кальницкая, Елена Яковлевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2002, Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 240
Кальницкая, Елена Яковлевна. Роль декоративного материала в системе убранства русского парадного интерьера XVIII века: Природный камень, стекло: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2002. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кальницкая, Елена Яковлевна

Введение.

Глава 1. Декорационные возможности природного камня как отделочного материала в русском парадном интерьере XVIII века.

1.1.Традиции каменного убранства европейского интерьера и становление отечественной камнерезной промышленности.

1.2 Художественная природа парадного интерьера эпохи барокко и возможности применения камня в его убранстве.

1.3. Природный камень как средство художественной выразительности интерьера раннего и строгого классицизма.

Глава 2. Декорационные возможности стекла как отделочного материала в русском парадном интерьере XVIII века.

2.1. Исторический обзор применения стекла в европейском интерьере и развитие отечественного стеклоделия.

2.2. Стекло в системе синтеза декоративных материалов в русском парадном интерьере.

2.3. Роль зеркал в организации пространства интерьера барокко и классицизма.

Глава 3. Синтез декоративных материалов в интерьерах Михайловского замка.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль декоративного материала в системе убранства русского парадного интерьера XVIII века: Природный камень, стекло»

Ни один материал не красив сам по себе - они приобретают красоту в результате обработки, и это одушевление материала открывает путь к неограниченному усилению его свойств».

Ван де Вельде «Одушевление материала как принцип красоты»

В последние десятилетия в отечественной искусствоведческой науке достаточно большое внимание уделялось изучению русского интерьера в самых разных аспектах. Понятие "интерьер", включающее в себя архитектурное убранство в комплексе, традиционно рассматривалось с учетом общего планового решения построек любого типа, анализа форм, пропорций и приемов отделки различных элементов - стен, потолков, окон и дверей. Архитектурное убранство петербургских дворцов XVIII столетия органично сочеталось с подобранными в соответствии с ним предметами обстановки. Художественная мебель, осветительные приборы, драпировки, произведения декоративно-прикладного искусства с утилитарными и декоративными функциями входили в обстановочный комплекс каждого помещения и становились составной частью единого дворцового ансамбля.

Оформление интерьера всегда строилось на использовании всевозможных декоративных материалов. Во дворцах Петербурга XVIII столетия они были весьма разнообразны: в отделке участвовали дерево, стекло, ткани, цветной камень и другие материалы, воспринимавшиеся в органичном синтезе. Некоторые из них - ткани, дерево - были традиционны для русского быта и широко применялись в древнерусском зодчестве. Другие - природный и искусственный камень, стекло, зеркала, шпалеры - получили распространение только после преобразований первой четверти XVIII века, став составной частью бытовых нововведений Петра I.

Однако вопросы использования отделочных материалов, всегда игравших весьма существенную роль в формировании пространства, никогда не выделялись в самостоятельную тему, и вплоть до настоящего времени данный аспект изучения русского интерьера оставался в основном вне поля зрения исследователей.

Среди всего многообразия материалов, используемых зодчими XVIII века, нами выбрано два - природный камень и стекло, обладающие лишь им присущими характерными свойствами. Оба они различны по происхождению: камень является природным материалом, стекло получено искусственным путем. Различны и традиции их применения в системе убранства европейского, а позднее - русского интерьера. Объединяет их, на наш взгляд, то обстоятельство, что в исследуемый период именно эти два материала сыграли определяющую роль в оформлении парадных интерьеров Петербурга. Их применение во внутреннем убранстве началось в России только в исследуемый период и на протяжении всего столетия находилось в прямой взаимосвязи с развитием и сменой архитектурных стилей. Зеркала - особый вид декоративного стекла - стали основой композиций ансамблей барокко и рококо, исключительных по своему великолепию и праздничности. Цветной камень способствовал формированию лучших парадных залов Петербурга эпохи раннего и строгого классицизма.

Интерес к названным материалам проявили первые русские путешественники в Европу, глаз которых остро отмечал и фиксировал новые и незнакомые детали в европейской архитектуре. Древнерусскими зодчими в отделке интерьеров эти материалы практически не применялись, войдя в употребление в рассматриваемый период. Приемы их использования трансформировались и совершенствовались на протяжении XVIII столетия.

Историографический обзор

Литература, касающаяся разных аспектов применения исследуемых материалов, рассмотрена нами в соответствии с близостью к теме диссертации. Важнейшими работами, связанными с проблематикой русского интерьера, явились монографии И.А. Бартенева и В.Н. Батажковой, в которых на примере изучения памятников XVIII-XIX века рассмотрена история и эволюция этого специфического вида архитектурной среды1. В понятие "интерьер" исследователями включались как его архитектурное оформление - отделка стен, потолков и полов, отопительные и осветительные приборы, так и меблировка, художественное убранство помещений тканями и разнообразными предметами прикладного искусства: изделиями из фарфора, стекла, камня, металла и т.д. Однако в задачу авторов монографии, построенной по хронологическому и стилистическому принципу, не входили частные вопросы применения декоративных материалов, которые получили освещение только в контексте исследования.

К обобщающим работам, посвященных принципам внутреннего убранства петербургских дворцов, причем, главным образом, XIX столетия, относятся книги Т.М. Соколовой и К.А. Орловой "Глазами современников"2 A.M. Кучумова "Русское декоративно-прикладное искусство XIX века в собрании Павловского дворца-музея"3, Э.Я. Логвинской "Интерьер в русской живописи первой половины XIX века"4, И.А. Прониной "Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамблей интерьера в России конца XVII - первой половины XIX века"5. Авторы этих работ на собранном литературном и изобразительном материале также представляют общую картину развития парадного и жилого интерьера, выделяя лишь основные тенденции его стилевого развития. Художественная природа парадного интерьера рассматривается в синтезе всех составляющих ее компонентов, и вопросы использования декоративных материалов, не являясь предметом исследования, остаются вне сферы внимания авторов.

Значительно больше внимания вопросам отделочных материалов уделили исследователи европейского интерьера. Автор монографий по истории развития европейского интерьера Петер Торнтон (Peter Thornton) включил в их состав специальные разделы, посвященные использованию материалов - стекла, камня, дерева, тканей - в отделке европейских дворцов, созданных крупнейшими декораторами ведущих архитектурных школ6. В его исследованиях дается анализ многочисленных изданных в Европе гравированных альбомов-увражей, попавших в начале XVIII столетия в поле зрения русских архитекторов и применявшихся ими в качестве образцов и аналогов. Многие типовые приемы убранства жилого и парадного интерьера были основаны на использовании модных отделочных материалов.

Особое внимание использованию стекла и зеркал в эпоху барокко и рококо уделено в сочинениях Ф. Кимболла «Развитие рококо»7 и С. Роше «Зеркальные галереи и стеклянные кабинеты»8, где прослеживается история становления и развития зеркальной промышленности европейских стран и специфика интерьеров, построенных за счет использования стекла и эффектов отражения и преломления света в зеркалах. Основной акцент делается на истории создания Зеркальной галереи Версальского дворца, открывшей новое направление в истории интерьера и декоративно-прикладного искусства.

В 1991 году вышла монография исследователя английского интерьера Джеффри Биарда «Художественное ремесло и искусство интерьера в Англии. 1660 -1820»9, которая включила в себя не только ценные сведения по использованию разнообразных декоративных материалов, описание их свойств и технологии их обработки, но и каталог работавших с ними мастеров-декораторов.

На протяжении длительного времени крайне редко в сферу внимания зарубежных исследователей попадала история русского интерьера. Эту устойчивую традицию нарушил Чарльз Мак-Коркодейл в монографии "Убранство жилого интерьера от античности до наших дней"10, переведенной и изданной на русском языке. Автор предпринимает попытку рассмотреть русский интерьер в общем контексте развития европейской архитектуры, отмечая его типические и самобытные черты.

Ряда рассматриваемых в диссертации вопросов не могли не коснуться авторы монографий и статей, посвященных творчеству архитекторов XVIII века - Ф.Б. Растрелли11, М.Г. Земцова12, А. Ринальди13, Дж. Кваренги14, Ч. Камерона15, В. Бренны16 и других. Созданные ими интерьеры исследовались в объединении разных составляющих, участвующих в формировании образа; фиксировался фактический материал, касающийся работы зодчих с декоративными материалами. Однако поставленная проблема никогда не имела принципиального характера для исследователей и ее рассмотрение было лишь косвенным.

Вопросы, связанные с историей создания петербургских интерьеров, затрагивались в исследованиях и исторических справках по отдельным дворцовым сооружениям - Мраморному17 и Строгановскому18 дворцам и другим памятникам. Весьма ценными для изучения Михайловского замка оказались свидетельства современников строительства и короткого существования дворца в качестве императорской резиденции - А. Коцебу и Г. Реймерса19. Впервые собранные и представленные в исследовании «Исторические сведения о первоначальной внутренней отделке Михайловского (Инженерного) замка»20, составленном 1955 -1957 годах Р.Д. Люлиной, в последние годы получили значительные дополнения21.

Однако в искусствоведческих работах, которые в разной степени затрагивали вопросы использования материалов в убранстве интерьеров, стекло, природный камень и его имитация рассматривались изолированно от свойств и характерных особенностей этих материалов, техники их производства или добычи, обработки и транспортировки. Часть сведений об этих вопросах почерпнута из специальной исторической литературы по минералогии и стеклоделию и архивных документов.

Специалистами по минералогии неоднократно поднималась проблема использования камня в качестве строительного и декоративного материала в архитектуре. Основополагающими работами в этом аспекте явились исследования А.Е. Ферсмана «Очерки по истории камня»22 и «Из истории культуры камня в России»23, в которых содержатся богатый материал по истории разработки камня в России и описания каменного убранства пригородных петербургских дворцов. Однако А.Е. Ферсман делал основной акцент на изучении декоративных произведений камнерезного искусства, ограничившись лишь перечислением элементов каменной отделки интерьеров. Исследование A.M. Викторова и J1.A. Викторовой «Природный камень в архитектуре»24 рассматривает проблемы его применения за всю историю мировой культуры в самых общих чертах.

Важными источниками для диссертации стали исторические исследования о развитии основных регионов России, содержащих месторождения цветного камня. Это монографии М.Б. Аринштейна, Е.П. Мельникова и И.М. Шакинко «Цветные камни Урала»25, A.M. Родионова «Колывань камнерезная»26 и П.А. Борисова «Каменные строительные материалы Карелии»27, в которых собраны сведения о разновидностях местного цветного камня и его применении в русской культуре. Изучение убранства интерьера не было целью авторов, и сведения о нем приводятся в контексте исследования.

Весьма ценными являются работы по истории крупнейших отечественных камнеобрабатывающих производств - гранильных фабрик, сформировавшихся к концу XVIII столетии в Петергофе, на Урале и Алтае. Специфика деятельности каждой из них и особенности изготовления архитектурных деталей для петербургских дворцов отражены в исследованиях Н.Г. Шарубина "Культура камней и Петергофская гранильная фабрика"28, А.Е. Ферсмана и Н.И. Влодавца "Государственная Петергофская гранильная фабрика в ее прошлом, настоящем и будущем"29, Б.В. Павловского "Камнерезное искусство Урала"30, Н.С. Гуляева и П.А. Ивачева "Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае"31, Н. Савельева "Алтайские камнерезы" 32 и ряд других. В этих работах содержится ряд малоизвестных историкам архитектуры сведений, почерпнутых из документов ведомственных архивов гранильных фабрик, однако материалы, связанные с работой архитекторов и архитектурная графика, часто содержащая рекомендации по применению камня, авторами исследований не привлекалась.

Значительно больше, чем архитектурным элементам, исследователи уделяли внимание изучению и атрибуции произведений декоративно-прикладного искусства из цветного камня - ваз, столешниц, торшеров и других художественных изделий, которые изготавливались по проектам петербургских архитекторов. Монографии В.К. Макарова «Цветной камень в Эрмитаже"33, каталог выставки «Работы камнерезов Колывани в Эрмитаже», составленный Н.М. Мавродиной и Ю.О. Каган34, диссертации С.М. Буданова «Русское камнерезное искусство на Алтае конца XVIII - начала XIX века»35 и И.В. Телепневой «Камень в парадном интерьере XVIII - первой половины XIX века (анализ художественно-выразительных функций)»36 содержат атрибуции и историю создания декоративных изделий из цветного камня Урала и Алтая. В работе И.В. Телепневой разработаны теоретические положения о способах использования камня Урала в интерьере, однако их художественный анализ и история создания остаются за рамками исследования.

В работе над диссертацией привлекался ряд работ, посвященных отдельным породам цветного камня, сыгравшим наиболее важную роль в формировании русского интерьера. В журнале «Старые годы» в 1910-е годы была опубликована серия статей А.Е. Фалькерзама о применении в искусстве мрамора, лазурита и янтаря, содержащих характеристики свойств и декоративных качеств названных пород и сведения об их употреблении в создании крупнейших памятников европейского и русского искусства37.

Из современных исследований весьма важными представляются монографии «Яшма»38, «Агат»,39 «Селенит»40 и «Малахит»41 В.Б. Семенова и «Родонит» А.И. Голомзика42, объединенные в серию «Камни Урала». На основании изучения архивного материала и минералогических собраний уральских музеев, анализируются специфические особенности этих видов цветного камня и их роль в русской архитектуре. Однако в этих исследованиях также не затрагиваются вопросы создания каменной отделки и архитектурных деталей убранства петербургского парадного интерьера.

Таким образом, в существующей обширной минералогической литературе разного профиля нет работ, отличающихся комплексным подходом к изучению вопросов использования камня в русском интерьере во всей их многогранности.

Аналогичная проблема существует в отношении литературы по использованию стекла в архитектуре, роль которого в интерьере исследована в еще меньшей степени. Основным источником по истории стеклоделия является монография H.H. Качалова «Стекло»,43 которая рассматривает необычные и ценные практические свойства этого материала в изделиях утилитарного характера и произведениях декоративно-прикладного искусства, не делая анализа его роли в оформлении жилого и парадного интерьера. Некоторые фактические сведения об изготовлении деталей из стекла и зеркал для украшения петербургских дворцов почерпнуты из исследований по истории отечественных стеклянных производств.44

Ценным источником явилась монография Е.А. Левинсона, Б.А. Смирнова, Б.А. Шелковникова и Ф.С. Энтелиса «Художественное стекло и

4<5 его применение в архитектуре» , в которой содержатся сведения о свойствах, технологии изготовления и обработки стекла и приводятся примеры его введения в убранство интерьера. Как и в случае с цветным камнем, историю их создания и стилистический анализ авторы оставляют без внимания. Вопросы использования зеркал в качестве отделочного материла в интерьере никогда не затрагивались в искусствоведческой и исторической литературе.

Изучению истории крупнейшего в России стекольного производства посвящена диссертация A.A. Татевосовой «Петербургский стеклянный завод и художественно-декоративное стекло России (последняя четверть XVIII -первая треть XIX века)»46 и монография Н.В. Воронова и М.М. Дубовой «Невский хрусталь»47. Развитие стеклоделия обусловило возможность изготовления цветных смальт, архитектурных элементов из стекла и крупноформатных зеркал, использовавшихся, главным образом, в интерьерах эпохи барокко.

Важным источником стала литература, посвященная деятельности М.В. Ломоносова, с именем которого связаны многие открытиями в области стеклоделия48. Но исследователи этой отрасли, также как в предыдущем случае, затрагивали вопросы изготовления художественных изделий, не привлекая архитектурную графику и архивные материалы, без анализа которых определение роли стекла и зеркал в интерьере невозможно в полной мере.

Таким образом, существующая литература по истории русского интерьера, также как исследования о природе стекла и цветного камня, их свойствах и основных этапах применения, оставили без внимания ряд существенных проблем, связанных с ролью и значением этих материалов, в отличие от более изученных на сегодняшний день дерева и тканей49.

Стало очевидным, что поставленная в диссертации проблема в значительной степени требует нетрадиционного подхода к ее изучению. Цветной камень и стекло, как основные или второстепенные компоненты внутренней отделки, не могут рассматриваться изолированно от истории производства, добычи и обработки этих материалов. Последнее обстоятельство, в свою очередь, влечет за собой изучение вопросов развития промышленности, естествознания, техники и технологий, не попадавших ранее в сферу интересов историков искусства.

Исследователи русского интерьера не делали акцент на специфике работы зодчих XVIII столетия, на которых возлагался широкий спектр задач. Архитекторы являлись не только авторами художественных решений, но и руководили практическим воплощением своих проектов, становясь координаторами действий отдельных мастеров и целых производств, участвующих в работах. Им принадлежало решающее слово в вопросе выбора строительных и декоративных материалов, способных раскрыть творческий замысел автора и удовлетворить вкус заказчика. При рассмотрении интересующего нас вопроса следует отметить, что авторы проектов петербургских дворцов были в курсе всех проблем поиска, добычи, обработки и транспортировки цветного камня и изготовления стекла и зеркал для их строительства и отделки.

Все сказанное позволяет заключить, что поднятый аспект проблемы не может быть полностью освещен при использовании традиционных для искусствоведения методов исследования интерьера - анализа архитектурной графики, архивных документов и литературных источников. В настоящей работе предпринята попытка объединения и комплексного изучения вопросов, связанных с использованием цветного камня и стекла на разных этапах развития интерьера XVIII века, а также истории освоения природных богатств, развития производств, совершенствования технологических процессов.

Вопросы роли и места декоративных материалов в русском интерьере нам представляется необходимым рассмотреть во взаимосвязи с искусством западноевропейского интерьера, особенности которого в интересующем нас аспекте отечественными исследователями не затрагивались. На большом количестве фактических примеров систематизированы и рассмотрены наиболее типичные способы применения декоративных материалов во внутреннем убранстве и проанализирована степень европейского влияния на развитие русского интерьера.

Цель работы - определить специфическое место цветного камня и стекла в системе декоративно-художественного убранства интерьера XVIII века в контексте стилевого развития русской архитектуры и художественной культуры исследуемого периода. Дать анализ приемам их введения в интерьер архитекторами-декораторами, в творчестве которых работа с материалами носила определяющий характер. Рассмотреть историю и особенности создания парадного убранства русского интерьера, обусловленного введением композиционных приемов, построенных на использовании цветного камня и стекла, с присущими им индивидуальными особенностями; показать развитие камнеобрабатывающей и стекольной промышленности во взаимосвязи с архитектурой и декоративным искусством XVIII столетия.

Объектом исследования являются выбранные декоративные материалы с их специфическими декорационными свойствами, определившими художественную природу русского парадного интерьера. Исследование проводилось одновременно по разным направлениям, предполагавшим изучение каждого материала в его двуединой природе -формообразующей и эмоциональной, отвечающей эстетике времени. Камень и стекло, за счет своих специфических качеств, играли роль составляющих элементов, активно участвующих в организации пространственной среды различных типов парадного интерьера. Особенности работы с ними, сложности добычи и изготовления, иногда приводили к превалированию практических возможностей над художественными идеями. В некоторых случаях материал "диктовал" зодчему свои требования, меняя воплощение намеченного замысла на практике.

Кроме самих материалов, объектом исследования являются парадные интерьеры петербургских дворцов XVIII столетия, с характерной для них на протяжении исследуемого периода эволюцией стилистических процессов, определявших потребность в характере отделочных материалах. Поскольку базой для сложного определения в архитектуре интерьера понятия стиля служат материальные условия жизни и эстетические запросы общества, уровень науки и техники и другие компоненты, их изучение также потребовалось для исследования поставленной проблемы.

Отдельный раздел работы содержит анализ роли декоративных материалов в ансамбле интерьеров Михайловского замка - памятника, завершившего творческие искания русских архитекторов целого столетия и воплотившего все лучшие его достижения. Осуществлена попытка теоретической реконструкции убранства его интерьеров при наличии литературных описаний и полном отсутствии иконографии.

В качестве основных источников использованы архивные описи обстановки дворцов, материалы, связанные с внутренней отделкой петербургских дворцов и жилых домов (счета, контракты на подряды, сметы, отчеты, ремонтные дела), материалы по добыче и обработке цветного камня и изготовлений зеркал и стекла. Среди них - хранящиеся в РГИА журналы и протоколы «Конторы от строений е.и.в. домов и садов» (с 1709 по 1723 гг. -«Канцелярии городовых дел», по 1746 - «Канцелярии от строений»), которая ведала всеми подрядами при строительных работах и контролировала их выполнение (Ф.467); документы Кабинета е.и.в., в ведении которого находились гранильные фабрики (Ф.468), Придворной е.и.в. конторы (Ф.469), Гоф-интендантской конторы (Ф.470) и др. Архитектурные описи, отчеты о строительстве и документы по закупке материалов из фондов Гатчинского и Ораниенбаумского дворцовых правлений (Ф. 491,492) и Михайловского замка (РГАДА. Ф.1239) фиксируют разные элементы декоративной отделки. Особенно ценными представляются архитектурные описи Михайловского замка 1802, 1808, 1811 и 1822 годов (РГВИА. Ф.802), которые вместе с литературными описаниями памятника, составленными Августом Коцебу и Генрихом Реймерсом, не только позволяют дать подробную характеристику декоративным материалам в отделке его интерьеров, но и проследить трансформацию приемов их применения.

Важнейшими для изучения поставленной проблемы явились изобразительные источники - европейская архитектурная графика, в основном гравированные чертежи, с проектами деталей интерьера, исполненных крупнейшими архитекторами и декораторами Ш. Давилье, Д. Маро, Ж. Лепотром, Ж. Береном, П. Лепотром и другими. Эти проекты, часть которых явилась исходным материалом для работ петербургских архитекторов начала XVIII века, содержали рекомендации по применению различных декоративных материалов, в том числе исследуемых.

В диссертации дается анализ архитектурной графики с проектами петербургских интерьеров XVIII века из коллекции Государственного Русского музея (ГРМ), Государственного Эрмитажа (ГЭ), ГМЗ «Павловск», Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств (НИИМ PAX), Государственного Музея истории Санкт-Петербурга (ГМИСПб) и других собраний. Проектные чертежи архитекторов и зарисовки внутренней отделки, часть которых была опубликована ранее, в настоящей работе впервые рассматриваются в новом аспекте.

Письменные источники - переписка и мемуары современников, которые также содержат пенные сведения по интересующей нас проблеме, являются менее достоверными, но весьма важными. Мемуары, часто написанные через определенный промежуток времени, доносят общее эмоциональное впечатление, сохранившееся в человеческой памяти, и содержат интересные субъективные оценки живых свидетелей создания произведений русских архитекторов.

Метод исследования. Основой работы является комплексный подход к изучению процессов, происходящих в русской архитектуре, промышленности, естествознании и технике на протяжении XVIII столетия, и конкретных памятников архитектуры.

Метод сравнительного исторического анализа включает в себя отбор и классификацию материала, поиск связи между иконографическими материалами, архивными документами, свидетельствами современников и сохранившимися в натуре фрагментами исторической отделки дворцов, совокупность которых дает необходимые для реставрации сведения.

Выбор конкретного временного отрезка- XVIII век - обусловлен тем, что на протяжении именно этого периода русская архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, испытав на себе сильное влияние культур крупнейших европейских стран, поднялись до их уровня и встали с ними в один ряд. К концу исследуемого периода архитектура русского интерьера обрела специфические самобытные, только ей присущие черты, во многом обусловленные национальной исторической традицией, влиянием древнерусского зодчества и использованием отечественных декоративных материалов. Особенно велик был интерес к тем их разновидностям, которые не имели европейских аналогов. Подтверждением того, что в специфической области создания ансамбля интерьера Россия догнала и превзошла европейские страны, являются созданные на рубеже XIX столетия интерьеры хронологически последнего дворца уходящего века - Михайловского замка.

Изложенная методика определила соответствующую структуру работы. Помимо историографической части, диссертация состоит из трех глав, первые две их которых посвящены соответственно изучению вопросов использования цветного камня и стекла в русском интерьере XVIII века. Каждая глава включает в себя три раздела: в первом прослеживается развитие традиции применения исследуемых материалов в европейском интерьере и анализируется история становления отечественной камнеобрабатывающей и стекольной промышленности в XVIII столетии. Во втором и третьем разделах в поднятом аспекте проводится исследование интерьеров петербургских дворцов барокко и классицизма в хронологической последовательности. Третья глава посвящена вопросам синтеза декоративных материалов в интерьерах Михайловского замка, воплотившего в себе лучшие достижения русской архитектуры исследуемого периода.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы - работа является первой попыткой определения роли и места декоративного материала в структуре русского парадного интерьера. Выявление широкого диапазона художественно-декорационных возможностей выбранных отделочных материалов, новое толкование известных и выявленных текстовых и изобразительных источников, впервые дало возможность определения и систематизации характерных приемов использования цветного камня и стекла во внутреннем убранстве интерьера. Изучение поставленной проблемы позволило сформулировать основные принципы создания архитектурных композиций парадных интерьеров Петербурга, основанных на применении элементов из цветного камня и стекла.

В работе предпринята попытка объединения вопросов истории, архитектуры, естествознания и техники в единую систему. Ряд выявленных архивных материалов позволил ввести в научный оборот некоторые новые факты истории развития камнеобрабатывающей и стекольной промышленности, дополнить и откорректировать известные. Впервые приводятся новые сведения о создании мраморного производства в окрестностях Петербурга на реке Лаве, корректируется история основания Петергофской Гранильной фабрики и деятельности уральской экспедиции Я. И. Данненберга, занимавшейся поставками новых сортов мраморов и яшм для русского двора. Выявлены материалы, связанные с технологией обработки камня и стекла, инструкции для работавших с ними мастеров.

Комплексное исследование проблемы позволило сделать вывод о взаимосвязи методов применения в отделке интерьеров камня и стекла -материалов, весьма разных по природным свойствам и художественным качествам, с процессом стилевых изменений в русской архитектуре на протяжении XVIII столетия.

Практическое значение диссертации состоит в том, что она может оказать существенную реальную помощь в научно-реставрационной практике. Восстановление исторического декора интерьеров является необычайно трудной задачей, даже при наличии авторских чертежей. В первую очередь это обусловлено сложностью воссоздания методики производства работ в XVIII столетии и подбора аналогов историческим декоративным материалам. Для этого необходимо их детальное изучение, которое осложнено отсутствием сведений о подлинных естественных материалах XVIII столетия, а также утратой сведений о технологии производства и методах обработки искусственных, ряд которых выявлен в архивах в ходе данного исследования. В этой связи представляется точным мнение одного из ведущих исследователей Петербурга А.Н. Петрова, который считал, что «для архитекторов, работающих в области реставрации архитектурных памятников, знакомство со свойствами, сортами и происхождением строительных камней, применявшихся зодчими прошлого, необходимо для того, чтобы правильно «прочитать памятник» и, затем, 0 решить реставрационную задачу»

Располагая сведениями о видах декоративного камня XVIII столетия, можно с большей достоверностью производить замену разрушенных или утраченных облицовок и архитектурных деталей, используя мрамор и другие каменные породы исторических каменоломен, а в случае невозможности -точно подбирая ему современные аналоги51. Необходимость изучения вопросов применения декоративных материалов в интерьере подтверждена практической реставрацией одного из самых известных «каменных» интерьеров Петербурга XVIII столетия - парадной лестницы Михайловского

ЗАМ /С А, в которой автор работы принимал непосредственное участие.

Обобщенный в диссертации материал расширяет представления о парадном интерьере Петербурга XVIII века; дает возможность более широкого осмысления основных свойств известных материалов; может быть использован при составлении новых курсов истории русской архитектуры и искусства; в экскурсионной работе во дворцах Петербурга; в конкретной реставрационной практике.

Некоторые положения диссертации опубликованы в работах: Зеркала и их роль в русском интерьере XVIII века. (К вопросу об использовании декоративных материалов в архитектуре). Реферативный журнал "Вестник ЛГУ". Серия "История, язык, литература". Л., 1985 год. - 35с. УДК 413.1. Деп. в ИНИОН АН СССР. №23997 от 4.02. 1986. Природный камень Алтая и его использование в русском интерьере XVIII -XIX веков II Вестник Академии Наук Казахской ССР. Алма-Ата, 1988. С. 71-77. Использование природного камня в архитектуре Петербурга XVIII - первой половины XIX века II Известия Высших Учебных заведений. Серия "Геология и разведка". М., 1988. С. 152-156.

Природный камень в архитектуре Гатчинского дворца. Л., 1989. Историческая справка. Архив ГМЗ "Гатчина".

Михайловский замок: чудо роскоши и вкуса II Наше наследие. 1996. № 38. С. 3-13.

Природный камень в парадном интерьере Михайловского замка II Дворцы Русского музея. Сборник научных трудов. Ред. E.H. Петрова, сост. Е.Я. Кальницкая. СПб., 1999. С. 84-96.

Парадная лестница Михайловского замка (Совместно с Ю.М. Денисовым). Историческая справка. Архив ГРМ. СПб., 2000.

Памятник причудливого вкуса II Михайловский замок. СПб„ 2001. С. 80-124.

По теме исследования были сделаны доклады на конференциях: Влияние французского искусства на формирование ансамбля Михайловского замка. II Искусство Франции и русско-французские художественные связь. Санкт-Петербургский Государственный Университет. СПБ., 1966. С. 36-37;

Документы и архитектурная графика Михайловского замка. Тезисы докладов конференции // Михайловский замок. История. Коллекции. Перспективы музеефикации. Государственный Русский музей. СПб., 1966. С. 3-6.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Кальницкая, Елена Яковлевна

К заключению

1 Цит. по: Искусство ансамбля: художественный предмет, интерьер, архитектурная среда. М., 1988. С.217-218.

2 Краснобаев Б.И. Основные черты русской культуры// Вопросы истории. 1976. №9. С.99.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кальницкая, Елена Яковлевна, 2002 год

1. Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. -- М.: Искусство, 1995. -256 с.

2. Абрамов Л.К. Проблема изучения наследия архитектуры и современные задачи проектно-восстановительных работ по дворцу и паркам Гатчины. Дис. . д-ра архитектуры. Л., 1950. 592 с. ЦГАНТД. Ф.205. Оп.2-4. Д.1.

3. Айрапетов Д.П. Материал и архитектура. -- М.: Стройиздат, 1978. 270 с.

4. Айрапетов Д.П. Архитектурное материаловедение. М.: Стройиздат, 1983. -311 с.

5. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. ~ Л.: Искусство. Лен. отд., 1990.-206 с.

6. Аркин Д.Е. Растрелли. М.: Гос. изд. лит. строительству, 1954. -118 с.

7. Архив князя Ф.А. Куракина / Под ред. М.И.Семевского. СПб.-Саратов, 1890,- Т. I.

8. Архив Министерства императорского двора: Списки и выписки из архивных бумаг. -СПб, 1888,- Т.Н.

9. Архипов Н.И. Сады и фонтаны в Петергофе. Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1930. - 48 с.

10. Асварищ М.Б., Кальницкая Е.Я., Пучков В.В. и др. Михайловский замок. -СПб.: Белое и черное, 2001,- 314с.

11. Афанасьев В. Государственное хозяйство при Петре Великом// Современник. 1847. Т.IV,- С.42.

12. Байер Р. Царица Савская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -317 с.

13. Бакланова H.A. Великое посольство за границей в 1678-1679 гг. (Его жизнь и быт по приходно-расходным книгам посольства)//Петр Великий: Сб. статей/ Под ред. А.И. Андреева. М.;Л.: Изд. АН ССР, 1947. С. 3-63.

14. Барокко в России: Сб. статей /Под ред. А.И.Некрасова. М.: ГАХН, 1926. -142 с.

15. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII- XIX веков.-- Л.: Стройиздат, Лен. отд., 1977. 128 с.

16. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 228 с.

17. Батажкова В.Н. Русский интерьер второй четверти XIX века // Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1973.-21 с.

18. Батажкова В.Н. Русская художественная промышленность в середине XIX века: Изделия из естественного камня. Зеркала. Стекло. Фарфор. Металл. Осветительные приборы //Проблемы развития русского искусства.--Л.: 1971. Вып. I. - С.78-87.

19. Батовский 3. Архитектор Растрелли о своих творениях: Материалы деятельности мастера/Сост. Ю.М. Денисов. ~ СПб.: ООО Студия Александра Зимина, 2000.— 117 с.

20. Башуцкий А.П. Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. — СПб.: Гуттенбергова типография, 1839 155 с.

21. Белехов Н., Петров А. Иван Старов. -- М.: Изд. Акад. Архитектуры СССР, 1950. -178 с.

22. Беляев О.П. Кабинет Петра Великого. СПб.: Императорская тип., 1800.278 с.

23. Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны.- СПб.: Изд. Р.Голике и А.Вильборг, 1911. 262 с.

24. Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 год. 4.1-4.-- М., 1857-1862.

25. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии Л.: Наука, Лен. отд, 1991. -279с.

26. Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. М.:ОГИЗ-СОЦЭГИЗ, 1941. - Т. II. -622 с.

27. Ван де Велде. Одушевление материала как принцип красоты //Декоративное искусство. 1965. - №2. - С.34-36.

28. Васильчиков A.A. Семейство Разумовских. -СПб, 1880. -T.I.

29. Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф. Останкино.- М.: Русская книга, 1994.-318 с.

30. Вейнер П. Убранство Гатчинского дворца // Старые годы. -1914.- Июль-сентябрь.- С.33-83.

31. Вершинина Н.М. Декоративные ткани и вышивки в убранстве императорских дворцов Петербурга и его пригородов в эпоху классицизма // Дис. . канд. искусствоведения. СПб, 1999.- 189 с.

32. Вигель Ф.Ф. Записки,- М.: Захаров, 2000. -590 с.

33. Вильчковский С.Н. Царское Село: Репринт издания 1911 г. СПб.: Титул, 1992.-- 277 с.

34. Витязева В.А. Каменный остров.- Л.: Лениздат, 1991.-- 269 с.

35. ЗЭ.Витязева В.А. Дворец на острове в излучине Невы//Белые ночи. -Л.:

36. Лениздат, 1985,- С.307-328.

37. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978. -118с.

38. Внутренний быт Российского государства с 17-го октября 1740 г. по 25- е ноября 1741 г. по документам, хранящимся в Московском Архиве Министерства юстиции. Кн. I,- М.: Унив. тип., 1886.

39. Воронов М.Г., Кучумов A.M. Янтарная комната. Л.: Художник РСФСР, 1989.-285 с.

40. Воронов М.Г., Ходасевич Г.Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Царском Селе. Л.: Лениздат, 1982. - 99с.

41. Врангель H.H. Винцент Францевич Бренна // Старые Годы. 1908. — Март.-С. 169-173.

42. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах.

43. T.V. Архитектура Западной Европы XV-XVI вв. / Под.ред. А.В.Бунина, и др. М.: Стройиздат, 1967,- 660 е.;

44. T.VII.Западная Европа и Латинская Америка XVII XIX вв./под. ред. В.Ф. Маркузона и др. М.: Стройиздат, 1969. 619 с.

45. Гейрот А. Описание Петергофа: Репринт изд. 1868 г. Л.: Аврора, 1991. -131 с.

46. Геннин В.И. Уральская переписка с Петром I и Екатериной I/ Вст. ст. и коммент М.О. Акишина. Екатеринбург: Банк культ, информ.,1995. -467 с.

47. Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. Репринт изд. 1794г.- СПб.,: Титул, 1996 . 526 с.

48. Глезер E.H. Архитектурный ансамбль Английского парка. — Л.: Стройизат,1979. -128 с.

49. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. М.,1899.

50. Голдовский Г.Н., Знаменов В.В. Дворец Монплезир.~Л.:Лениздат, 1981.86 с.

51. Голиков ИИ. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. 2-е изд. Т. IX. — М„ 1838.

52. Головина В.Н. Записки. 1766-1818 / Ред. Е.С.Шумигорский. СПб.: Тип. А.С.Суворина, 1900.- 278 с.

53. Горяинов С. Художественные впечатления короля Станислава-Августа о своем пребывании в Санкт-Петербурге в 1797 году // Старые годы. 1908.- Октябрь ноябрь.—С.592-595.

54. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура XVIII- XIX веков. СПб.:Санкт-Петербург оркестр, 1995 - 591 с.

55. Гуревич И.М., Знаменов В.В., Мясоедова Е.Г. Большой Петергофский дворец. — Л.: Лениздат, 1979. 165 с.

56. Дворцы Русского музея: Сб. статей / Ред. E.H. Петрова, сост. Е.Я. Кальницкая. СПб.: Palace edition, 1999. - 266 с.

57. Дьяченко Л.И. Таврический дворец. СПб.: ООО Алмаз, 1997. - 159 с.

58. Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., Госстройиздат. Лен. отд.- 1963. - 203 с.

59. Евсина H.A. Архитектурна теория в России XVIII века.- М.: Наука, 1975. -- 262 с.

60. Евсина H.A. Архитектурна теория в России второй половины XVIII -начала XIX века.- М.: Наука, 1985. -255 с.

61. Жаркова Н.Ю. Некоторые принципы организации и декора дворцовых интерьеров в Петербурге первой трети XVIII века// Русская культура первой четверти XVIII века. СПб.: Изд. ГЭ, 1992.—С. 26-35.

62. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века,- М.: Высшая школа, 1999.-399 с.

63. Иогансен M.B. Здание Двенадцати коллегий и его роль в формировании ансамбля на стрелке Васильевского острова в Петербурге (XVIII -первая треть XIX века). Автореф. дис.канд. искусствоведения. Л., 1971.- 20 с.

64. Иогансен М.В. Михаил Земцов. Л.: Лениздат, 1975.- 138 с.

65. Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер -архитектура-Среда/ Сост. и научн. ред. М.А.Некрасова. - М.: Изобраз. искусство, 1988. - 464 с.

66. Итальянские архитекторы в Петербурге: Каталог выставки/Сост. Д. Куппини.- Bologna.: Grafis, 1996. 351 с.

67. Кальницкая Е.Я. Природный камень Алтая и его использование в русском интерьере XVIII XIX веков // Вестник АН Каз. ССР. - Алма-Ата.: Наука, 1987. - Вып.5.- С.71-77.

68. Кальницкая Е.Я. Природный камень в архитектуре Гатчинского дворца/ Рукопись. Л., 1989.-Архив ГМЗ "Гатчина".

69. Кальницкая Е.Я., Денисов Ю.М. Парадная лестница Михайловского замка: Историческая справка. СПб, 2000.- Архив ГРМ.

70. Кальницкая Е.Я., Хайкина Л.В. К истории проектирования Михайловского замка. // Архитектура мира. Вып. 4.- М., 1995.- С.113-119.

71. Калязина Н.В. Архитектор Леблон в России. 1716-1719гг.// От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII первой половины XIX века / Под ред. Т.В.Алексеевой. - М.: Наука, 1984.—С. 94-123.

72. Калязина Н.В. Архитекторы ансамбля дворца Меншикова на Васильевском острове // Русская культура первой четверти XVIII века. Дворец Меншикова.- СПб,: Изд. ГЭ, 1992.—С. 3-25.

73. Калязина Н.В. Интерьер первой четверти XVIII века. Новое в планировке и архитектурно-декоративных решениях // Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1971.- 23 с.

74. Калягина Н.В. О дворце адмирала Ф.М. Апраксина в Петербурге // Труды Государственного Эрмитажа. Л.: Аврора, 1970. - T.XI. - С.131-140.

75. Калязина Н.В., Дорофеева Л.П., Михайлов Г.В. Дворец Меншикова,- М.: Советский художник, 1986. 218 с.

76. Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII века.— М.: Искусство, 1969. -138с.

77. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб.: Изд. А.С.Суворина, 1885.- 330 с.

78. Кваренги Джакомо. Архитектурная графика: Каталог выставки. Гос. Эрмитаж / Вст. ст. М.Ф.Коршунова СПб.: Славия, 1999. - 150 с.

79. ЭО.Кваренги Джакомо. Архитектурная графика. Коллекция ГМИСПб: Научный каталог /Сост. A.M. Павелкина.- СПб.: ООО Русская коллекция, 1998. -153 с.

80. Кириллов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства в каковое назначил, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий. М.: Университетская типография, 1831.- Кн. I.-184 с.

81. Кирхманн П. История общественного и частного быта. -- М.: Общество распространения полезных книг, 1867,- 250 с.

82. ЭЗ.Климентьев В.Г. Китайский дворец в Ораниенбауме. СПб.: БЛИЦ, 1998. -103 с.

83. Козьмян Г.К. Ф.-Б. Растрелли. Л.: Лениздат, 1976. - 197 с.

84. Козьмян Г.К. Чарльз Камерон. -Л.: Лениздат, 1987. 177 с.

85. Констанс К. Версаль. Париж: Editions МАНЕ S.A, 1995. - 103 с.

86. Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. -- Л.: Лениздат, 1977 . 176 с.

87. Коршунова М.Ф. Архитектор Юрий Фельтен: Каталог выставки. Гос. Эрмитаж,-Л.: Изд. ГЭ, 1982.

88. Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л.: Лениздат, 1988. - 139 с.

89. Костомаров Н.И. Очерки торговли Московского государства в XVI -XVIII веке.-СПб., 1862.

90. Коцебу А. Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года // Русский архив. 1870.- №6. -С. 969-998.

91. Краснобаев Б.И. Основные черты русской культуры // Вопросы истории.-1976-№9,- С.95-99.

92. ЮЗ.Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Сабии. М.: Искусство. - 244 с.

93. Ю4.Кропотов В.Н., Мажура Н.В. Отделочные материалы в интерьере. -Киев: Высшая школа, 1981. 167 с.

94. Кузнецова О.Н., Борзин Б.Ф. Летний сад и Летний дворец Петра I. -Л.: Лениздат,1988. -191 с.

95. Юб.Кучумов A.M. Павловск. Дворец и парк. -Л.: Лениздат. 1980. 156 с.

96. Кучумов A.M. Русское декоративно-прикладное искусство XIX века в собрании Павловского дворца-музея. -Л.: Художник РСФСР, 1981. 379 с.

97. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Л.: Стройиздат, 1984. 175 с.

98. ЮЭ.Кючарианц Д.А. Иван Старое. Л., Лениздат, 1882. - 190 с.

99. ИО.Кючарианц Д.А. Художественные памятники города Ломоносова. --Л.:1. Лениздат, 1980.—167 с.

100. Лансере Н.Е. Архитектура и сады Гатчины // Старые годы.- 1914.-Июль-сентябрь.—С.5-32.

101. Лансере Н.Е. Винченцо Бренна. Рукопись. Л., 1938. - Архив семьи автора.

102. ИЗ.Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV ввеков,- Л.: Искусство, Лен. отд. 1986.-308 с.

103. Локтев В.И. Растрелли и проблемы барокко в архитектуре // Барокко в славянских культурах. М.: Наука, 1982. - 350 с.

104. Ломоносов М.В. Избранные произведения / Вступ. ст.и сост. А.А.Морозова, примеч. М.П.Лепехина. Л.: Сов. писатель, 1990. -464 с.

105. Иб.Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века.- М.; Л.: Изд. АН СССР, 1957. 190 с.

106. Люлина Р.Д. Исторические сведения о первоначальной внутренней отделке Михайловского (Инженерного) замка. Часть II. Л ., 1953-1957. -Архив КГИОП. Ф.167. Д. Н-943.

107. Люлина Р.Д. Новые материалы по истории здания Эрмитажного театра // Сообщения ГЭ.- № XVI. Л., 1959.

108. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина,- Л.: Искусство, 1974. 95 с.

109. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней.-М.: Искусство, 1990. 247 с.

110. Михайловский замок. Замысел и воплощение. Архитектурная графика XVIII XIX вв.: Научн. каталог / Сост. Пучков В.В., Хайкина Л.В. -СПб.: Palace Edition, 2000. - 167 с.

111. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства. --М.: Искусство, 1982. 577с.

112. Неверов О.Я. Михайловский замок пластическая аллегория судьбы "русского Гамлета"// Наше наследие. - 1996.- №36.- С. 17-25.

113. Николаев Н. Интерьер русского классицизма // Декоративное искусство СССР.-- 1966.-- №9. С.21-27.125.0всянников Ю.М. Ф.-Б. Растрелли. Л.: Искусство, 1982.-223 с.

114. Опись домов и движимого имущества князя Потемкина-Таврического, купленного у его наследников Екатериной II //Общий архив Министерства Императорского двора: Списки и выписки из архивных бумаг. М., 1892.— Ч.П.

115. Павлова C.B., Матвеев Б.М. Интерьеры Мраморного дворца: Историческая справка. СПб., 1994. - Архив ГРМ.

116. Павлова C.B., Матвеев Б.П. Мраморный дворец. СПб.: Белое и черное, 1996. - 175 с.

117. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, Лен. отд., 1975. -576 с.

118. Папафава Франческо. Ватикан. Ватикан: Monumenti, museum е gallerie pontificie, 1996. - 192 с.

119. Переписка императрицы Екатерины II с бароном Гриммом // Сборник Русского исторического общества. СПб.,1878. - T. XXXIII.

120. Петинова Е.Ф. Б.К. Растрелли. Л.: Лениздат.1979.- 40 с.

121. Петров А.Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л.: Искусство. 1969. - 231 с.

122. Петров П.Н. Краткое описание мозаичного дела, особенно в России. СПб.: Тип. Имп. Академии Наук, 1864.

123. Петров П.Н. Материалы для истории строительной части в России. -СПб.: Тип. Имп. Академии Наук, 1869. 56 с.

124. Пилявский В.И. Зимний дворец. -- Л.: Госстройиздат, 1960. 186 с.

125. Пилявский В.И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. -Л.: Стройиздат, 1981. 212 с.

126. Письма девицы Вильмотт // Русский архив. 1873.- Кн.И. - С. 1862.

127. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве/ Ред., вст. ст. и прим. Б.Б. Кофенгауза. М.: Соцэгиз, 1937.- 351 с.

128. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии Художеств. М.: Изобр. искусство, 1983. - 312 с.

129. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба: Эволюция ансамблей интерьера в России конца XVIII первой половины XIX века. - М.: Рос. Акад. Художеств, НИИ теории и истории изобр. иск-ва,1996. - 181 с.

130. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. ~СПб.:Изд. А.С.Суворина, 1889-550с.

131. Пыляев М.И. Старая Москва. М.: Изд. А.С.Суворина, 1891. - 575 с.

132. Пыляев М.И. Старое житье. Спб.: Изд. A.C. Суворина. 1897. 320 с.

133. Пыляев М.И. Старый Петербург. СПб.: Изд. А.С.Суворина, 1889.-497 с.

134. Раннев В.Р. Интерьер. М.: Высшая школа. 1987. - 233 с.151 .Раскин А.Г. Город Ломоносов: Дворцово-парковые ансамбли XVIII века.--Л.: Искусство. Лен. отд., 1979.—136 с.

135. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцово-парковый ансамбль XVIII века. Л., Искусство, 1975. -147 с.

136. Растрелли Ф.Б. Архитектурные проекты из собрания ГМИСПб: Каталог/ Сост. Васильева Г.Б., Житорчук К.В., Павелкина A.M. -СПб., 2000. 114 с.

137. Реймерс Г. Петербург при императоре Павле Петровиче // Русская старина. 1883,- Т.39,- Кн. IX.- С. 468-474.

138. Россия-Франция. Век просвещения: русско-французские художественные связи в XVIII столетии: Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. Л.: Изд. ГЭ, 1987. - 303 с.

139. Роттермуд А. Королевский замок в Варшаве. Варшава, 1996. - 75 с.

140. Русская архитектура первой половины XVIII века: Исследования и материалы / Под ред. И.Э. Грабаря. — М.: Гос. изд. лит. по строительству и архитектуре, 1954. -417 с.

141. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век: Сборник отрывков из записок, воспоминаний и писем / Сост. П.Е. Мельгунова и др. М.: Задруга, 1914. - 4.1 - 431 с.

142. Рункевич С.П. Александро-Невская Лавра. 1713-1913: Репринт, изд. 1913 г. СПб.: Лига-Плюс, 1997. - 687 с.

143. Русский классицизм второй половины XVIII- начала XIX века/ Отв. ред. Поспелов Г.Г. М.: Изобразительное искуство, 1994. - 336 с.161 .Русское декоративное искусство. В 3 томах / Под ред. А.И.Леонова. М.: Изд. Акад. Художеств, 1962-1965. Т.Н. - 659 с.

144. Саверкина И.В. Быт петербургского общества первой четверти XVIII века (по материалам фонда Ф.М. Апраксина в РГАВМФ )// Петербургские чтения: тез. научн. конф. СПб., 1992.

145. Савин А.Н. Век Людовика XIV. М.: Гос. Издательство, 1930. - 234 с.

146. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом.- Т.Н. М.: Университетская тип., 1872.

147. Семевский М.И. Павловск. Очерк истории и описание. СПб.: Тип. II отд. собств. е.и.в. Канцелярии, 1877.-597 с.

148. Семенов А. Изучение исторических сведений о российском внешней торговле и промышленности с половины XVII столетия по 1858 год. -СПб.: Тип. И.И.Глазунова, 1858.- Ч. 1-И 376 с.

149. Соколова Т.М. Зимний дворец: Краткий историко-архитектурный очерк. -М.: Искусство, 1956. 15 с.

150. Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа. Л.: Аврора, 1973. - 156 с.

151. Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников. Русский интерьер первой трети XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1982. -182 с.

152. Столетие Военного министерства. 1802-1902. Главное инженерное управление: Исторический очерк/ Сост. И.Г.Фабрициус. СПб.: Слово, 1902.—Ч. I. - 314 е., приложения.

153. Столпянский П.Н. В старом Петербурге // Старые годы. 1912. - Июнь.— С. 58-60.

154. Талепоровский В.Н. Чарльз Камерон. М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. - 240 с.

155. Талепоровский В.Н. Кваренги: Материалы к изучению творчества. Л.;М., 1954. 116 с.

156. Терещенко А. Быт русского народа. СПб.: Тип. Военно-учебных заведений, 1848.- 4.I.—507 с.

157. Троицкий С.М. Хозяйство крупного сановника России в первой четверти XVIII века (по архиву князя А.Д. Меншикова)//Россия в период реформ Петра I. М.: Наука, 1973. - С. 215-248.

158. Трубинов Ю. В. Строгановский дворец,- СПб Белое и черное, 1996. -176 с.

159. Уляницкий В.А. Русские консульства за границею в XVIII веке. -Ч.1.-М.: Тип. Г.Лисснера и А.Гешеля, 1899. 678 с.

160. Успенский А.И. Императорские дворцы. М.: Изд. Имп. Моск. Археологич. ин-та, 1913. - Т.I, II. ~339с.

161. Флетчер Дж. О государстве русском. СПб.: 1911.

162. Чулков М. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений и свадебных простонародных обрядов, колдовства, шеманства и прочее. М.: Тип. Ф.Гиппиуса, 1786. — 326 с.

163. Шварц B.C. Павловск. Дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX веков. -Л.: Искусство. Лен. отд., 1980. -134 с.

164. Швидковский Д.О. Архитектор Чарльз Камерон. Новые материалы и исследования // Автореф. дис.канд. искусствоведения. М., 1984. - 24с.

165. Штелин Якоб. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России/ Сост. К.В. Малиновский. T.I.- М.: Искусство, 1990.— 445 с.

166. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России князя Щербатова и путешествие А. Радищева. М.: Наука, 1984.-173 с.

167. Шуйский В.К. Винченцо Бренна. Л.: Лениздат, 1986. - 185 с.

168. Эльмерер Б. Шенбрунн. Вена: Шлосс Шенбрунн Культур, 1993.-62 с.

169. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий/ Под ред. Б.Б. Пиотровского. Л., Стройизат. Лен. отд. , 199о. - 557 с.

170. Яковкин И. История Села Царского в трех частях, составленная из дел архива правления дворцового Села Царского. Т. 1-2. -СПб., 1829. — 164 с.; Т.З.-СПб., 1831. -528 с.

171. Anglini P., Korsunova М., Nepi Scire G. Desegni di Giacomo Quarenghi. Vedute e capricci. Milano: Electa, 1996. 183 c.

172. Ball Victoria Closs. Architecture and Interior Design. N.Y., 1980. - 448 c.

173. Beard Geoffrey. Craftsmen and Interior Decoration in England. 1660-1820. London: Bloomsbury Books, 1986. -- 312 c.

174. Giersberg H.-J. Sanssouci. Schlosser. Garten. Kunstwerke. Potsdam, 1986.- 135 c.

175. Gilbert C., Wells-Cole A. The Fashionable Fire Place. 1660-1840. Leeds: Leeds City Art Galleries, 1985.-82 c.

176. Girouard Mark. Hardwick Hall. — London: National Trust, 1989. 96 p.

177. Jackson-Stops G. Kedleston Hall. Derbshire. London: National Trust. 1988.80 p.

178. Kimball Fiske. The Creation of the Rococo. Philadelphia, 1943.

179. Mansart et Le Brun in the Genesis of Grand Gallerie de Versailles// Art Bulletin. XXII. — 1940.

180. Napoli E. Caserta e la sua Reggia. Elemont Edition Associati,1993 160 c.199.0sborn Harold. The Oxford Companion Dictionary to the Decorative Arts. NY.: Oxford University Press, 1975. 864 c.

181. Parker J., Corbeiller C. A Giude to the Wrightsman Galleries at the Metropolitan Museum of Art. N.-Y.: The Metropolitan Museum of Art, 1979. -128 c.

182. Praz Mario. An Illustrated History of Interior Decoration from Pompeii to Art Nouveau. N.-Y.: Thames and Hudson, 1994. - 388 c.

183. Rosce S. Mirrors galleries et cabinets de glass. Paris. 1956.

184. Thornton Peter. Seventeenth- Century Interior Decoration in England, France and Holland. New Haven - London: Yale University Press, 1983. - 427 c.

185. Thornton Peter. Authentic Decor the Domestic Interior. 1620-1920. N.-Y.-Avenel, New Jersey: Crescent Books, 1993. 406 c.

186. Vliegenthart A.W. Het Loo. Palace and Gardens. Stichting Konings Loo, 1995.-76 p.1. Цветной камень

187. Азанчеев Ю. Каменоломни и разработка простых полезных ископаемых в России. — СПб., 1894. 346 с.

188. Алопеус С. Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии.—СПб., 1787. 86 с.

189. Аринштейн М.Б., Мельников Е. П., Шакинко И.П. Цветные камни Урала. -Свердловск: Средне-Уральское книжн. изд., 1986. 145 с.

190. Ардикуца В.Е. Одна из первых гранильных фабрик в России // Советские архивы. -1970. №4. - С. 108-109.

191. Борисов П.А. Каменные строительные материалы Карелии. Петрозаводск: Карельское кн. изд., 1963.- 367с.

192. Борисов П.А. О чем говорят камни Карелии. Петрозаводск: Карельское кн. изд., 1973. - 135 с.

193. Бронницкий М.Ф. Камень в архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX века: Доклад на конференции Инженерно-технического горного общества. Рукопись. -- Л.,1948. Архив КГИОП. VI-11. № Н-382 . - 37 с.

194. Бронницкий М.Ф. Камень в архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX века: Доклад на заседании сектора художественной промышленности и сектора истории и теории архитектуры. Рукопись.—Л., 1948. Архив КГИОП. VI-11. № Н-383. 36 с.

195. Буданов С.М. Русское камнерезное искусство на Алтае в конце XVIII -первой половине XIX века // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. ~ М„ 1980.-19 с.

196. Ю.Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство центра Ленинграда. -Л.: Изд. Лен. университета, 1987. 198 с.

197. И.Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. СПб.: Сударыня. 1999. -148 с.

198. Валлериус И. Минералогия, или Описание всякого рода руд и ископаемых из земли вещей. СПб., 1763. - 699 с.

199. Васильев А. Путешествие по России. Сердоболь и его окрестности // Иллюстрация. Т.IV. - 1859. - № 87.— С.87-90.

200. Вахрушев В.А. Архитектура и искуство глазами минералога. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1988. 76 с.

201. Викторов A.M., Викторова Л.А. Природный камень в архитектуре. М.: Стройиздат, 1983. 187 с.

202. Викторов A.M., Звягинцев Л.И. Белый камень. М.: Наука, 1981. -121 с.

203. Всероссийский торгово-промышленный мир. -- СПб.: Изд. А.А.Ульман, 1904,— 79 с.

204. Глинка С.Ф. Каменные строительные материалы. СПб.,1891. 221 с.

205. Голомзик А.И. Родонит. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1983159 с.

206. Ефимова Е.М. Русский резной камень в Эрмитаже. Л.: Изд.ГЭ, 1961.-316 с. 23.3вягинцев Л.И., Викторов A.M. Белый камень Подмосковья. М.: Недра,1989.- 116 с.24.3ембницкий Я. Об употреблении гранита в Санкт-Петерурге. СПб.: Тип.

207. Н.Греча, 1834-28 с. 25.3искинд М.С. Декоративно-облицовочные камни. -Л.: Недра, 1989. 254 с.

208. Известия русского географического общества. СПб., 1863.-- Кн. III.

209. Куликов Б.Ф. Словарь камней-самоцветов. -- Л.: Недра, 1982. 158 с.

210. Лебединский В.И. В удивительном мире камня. М.: Недра, 1978 -160 с.

211. Лебединский В.И., Кириченко Л.П. Камень и человек.-М.:Наука,1974.-215 с.

212. Люлина Р.Д. Малахит и его применение в интерьерах архитектурных памятников Ленинграда. Рукопись. Л.,1953. Архив КГИОП. VI-11. № Н-755. - 29 с.

213. Мавродина Н.М., Каган Ю.О. Работы камнерезов Колывани в Эрмитаже: Каталог выставки. Л.: Изд. ГЭ, 1990. 197 с.

214. Макаров В.К. Цветной камень в собрании Эрмитажа. Л.: Гос. Эрмитаж, 1938.- 124 с.

215. Медведев М. Минералогия. СПб., 1863 - 559 с.

216. Мельников М. П. Обработка цветных камней в Екатеринбурге, современное состояние этого промысла и его будущее II Горный журнал. -1885,- Т.Н.-С. 176- 196.

217. Павлова М.А. "Мармулир" И.Х. Ферстер и его работы по отделке дворцовых интерьеров петровсокго времени // Петровское время в лицах. Научн. чтения Гос. Эрмитажа. СПб.: Изд. ГЭ, 1999.—С.50-53.

218. Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердловское кн. изд., 1953. -152 с.

219. Петров А.Н. Естественный строительные камни и их применение в архитектуре Ленинграда в XVIII-XIX вв.: Рукопись Л.,1947. -Архив КГИОП, VI-11, Н-296. - 37 с.

220. Петров А.Н. Ревельский камень и их применение в строительстве Ленинграда: Рукопись,- Л.,1946.-- Архив КГИОП. VI-11. № Н-3430. 18 с.

221. ЗЭ.Петров В.П. Рассказы о драгоценных камнях.- М.: Наука, 1985. 175 с.

222. Петров В.П. Сложные загадки простого строительного камня,- М.: Недра, 1984. 149 с.

223. Природные облицовочные камни Урала. / Сост. Гумеров Л.Г., Шенгелия А.Д., Соколов Е.Ф. и др. М.: Недра, 1981.— 71 с.

224. Пыляев М. Драгоценные камни, их свойства, месторождения и употребления. СПб.: Изд. Минералогического общества, 1896. - 403 с.

225. Родионов А. Колывань камнерезная. Барнаул: Алт.кн.изд., 1986. -296 с.

226. Савельев Н.Я. Алтайские камнерезы. Барнаул: Алт. кн. изд., 1956.- 72 с.

227. Севергин В.М. Опыт минералогического описания Российского государства. СПб, 1809. - 4.I .-262 е.; Ч.Н. - 240 с.

228. Севергин В.М. Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел. В 2-х книгах. -- СПб, 1798.

229. Семенов В.Б. Агат. Свердловск: Средне-Уральское кн.изд., 1982 - 159 с.

230. Семенов В.Б. Малахит. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1987. -Т. I- 239 с. и Т.11-159 с.

231. Семенов В.Б. Селенит. Свердловск: Средне-Уральское кн.изд., 1984,192 с.

232. Семенов В.Б. Яшма.- Свердловск: Средне-Уральское кн.изд., 1979 355 с.

233. Семенов В.Б., Шакинко И.М. Уральские самоцветы. Из истории камнерезного и гранильного дела на Урале. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1982. - 288 с.

234. Смолин А.П. Яшмы Урала и Алтая. М.: Недра. 1968. - 28 с.

235. Сперанский А.Н. Очерки по истории приказа каменных дел Московского государства. М.: Изд. РАНИОН, 1930.-- 222 с.

236. Татищев В.Н. Избранные произведения/ Под общ. ред. С.Н. Валка.- Л.: Наука, 1979.-464 с.

237. Телепнева И.В. Камень в интерьере: Учебное пособие. Екатеринбург, 1966.- 134 с.

238. Телепнева И.В. Камень в парадном интерьере XVIII первой половины XIX века. Анализ художественно-выразительных функций: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1987. - 23 с.

239. Тимофеев В.М. Мраморы Олонецкого края. — Петроград.: Изд. АН СССР, 1920.-91 с.

240. Фалькерзам А. Мрамор и его применение в искусстве // Старые годы. 1916.- Октябрь-декабрь. С. 99 -116.

241. Фалькерзам А. Лазуревый камень и его применение в искусстве // Старые годы. 1913. - Май. - С.22-32.

242. Фалькерзам А. Янтарь и его применение в искусстве // Старые годы.~ 1912. Ноябрь,- С.3-15; Декабрь. - С.72.

243. Ферсман А.Е. Из истории культуры камня в России. М.;Л.: Изд. АН СССР, 1946.-74 с.

244. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. -- М.: Изд. АН СССР. — T.I -1954.-371 е.; T.II 1961. -371 с.

245. Ферсман А.Е., Влодавец Н.И. Государственная Петергофская гранильная фабрика в ее прошлом, настоящем и будущем. — Петроград: Рос. Гос. Акад. типография, 1922. 94 с.

246. Ашарина H.A. Ямбургское стекло // Декоративное искусство СССР. -1974.- №5,- С. 52.

247. Ашарина H.A. Русское художественное стекло конца XVII третьей четверти XVIII века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 1975. -32 с.

248. Бакланова H.A. Стеклянные заводы в Московском государстве в XVII веке // Очерки по истории торговли и промышленности в России в XVII -начале XVIII вв. М.: Гос. Исторический музей, 1928. - С.119-143.

249. Безбородое М.А. М.В. Ломоносов основоположник научного стеклоделия. -- М.: Промстройиздат, 1956. - 115 с.

250. Безбородов М.А. Очерки по истории русского стеклоделия.-- М.: Промстройиздат, 1952. 168 с.

251. Безбородов М.А., Шур М.Ф. Передовые русские стекольные заводы первой половины XVIII века // Стекло и керамика. -1951.- №12. С. 11-12.

252. Большова К.А. Петербургские заводы художественного стекла. Рукопись.—Л., 1941. Архив НИИРАХ. Ф.11. Оп.1. Д. 162.

253. Большова К. А. Стекло в декоративном убранстве зданий // Искусство. 1934.-№4,- С. 174-175.

254. Воронов Н.В., Дубова М.М. Невский хрусталь.- Л.: Художник РСФСР, 1984.-288 с.

255. Ю.Заозерская Е.И. Развитие легкой промышленности в Москве в первой четверти XVIII века. М.: Изд. АН СССР, 1953. - 516 с.

256. И.Злотников М.Ф. Материалы о фабрике Ломоносова в Усть-Рудицах // Ломоносов: Сборник статей и материалов// Под ред А.И. Андреева и Л.М.Модзалевского. М.;Л.: Изд. АН СССР, 1940.-412 с.

257. Качалов H.H. Стекло. М.: Изд. АН СССР, 1959,- 465 с.

258. Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла. -М„ 1972.- 278 с.

259. Левинсон Е.А., Смирнов Б.А., Шелковников Б.А., Энтелис Ф.С. Художественное стекло и его применение в архитектуре. М.;Л.: Гос. изд. поархитект. и градостр., 1953.- 168 с.

260. Малинина Т.А. Тарасова Л.А. Мозаика и цветное стекло в России XVIII века. К 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова: Проспект выставки из фондов ОИРК. Гос. Эрмитажа. Л.: Изд. ГЭ, 1986. - 11 с.

261. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. -М.;Л.: Изд. АН СССР, 1950.-312 с.

262. Павлова Г.Е., Федоров A.C. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Наука, 1986.-461 с.

263. Пеганов А. Стекло в интерьере // Архитектура СССР.-1940.-№7.-С.7-10.

264. Петухов С.Н. Стеклоделие. Спб., 1898.20150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода князя А.Д. Оболенского. СПб., 1914.

265. Соловьев К.А. Русская осветительная арматура. XVIII- XIX вв. М.: Гос. изд. по архитект. и градостр., 1950. 173 с.

266. Соловьев С.П., Динеева Ю.М. Стекло в архитектуре. М.: Стройиздат, 1981.—191 с.

267. Татевосова A.A. Петербургский стеклянный завод и художественно-декоративное стекло России (последняя четверть XVIII первая треть XIX в.)//Автореф. дис. канд. искусствоведения.- Л., 1979. -21 с.

268. Правдивцев В. Магия зеркал //Эхо планеты. 1993. Март.

269. Синкевич В.А. Феномен зеркала в истории культуры. СПб., 2000 // http: //Philosophy/mirror/oglavlenie.htm.

270. Художественное стекло и его применение в архитектуре/ Предисл. И сост. Н.Н. Качалов. М.: Гос. Изд. лит. по архитект. и градостр., 1953. - 168 с.

271. Цейтлин М.А. Казенные (императорские) стеклянный и зеркальный заводы в Санкт-Петербурге // Сборник научных трудов Ленинградского фининсово-экономического института. Л., 1948. - Вып. V.- С. 145-177.

272. Цейтлин М.А. Стекольная промышленность в крепостной России в XVIII веке// Сборник научных трудов Ленинградского фининсово-экономического института. Л., 1947. - Вып. IV.- С. 194-216.

273. Цейтлин М.А. Очерки по истории развития стекольной промышленности в России. М.-Л.: Гизлегпром, 1939. - 191 с.

274. ЗО.Чугунов А. Исследование стекловаренного производства и современное состояние его в России. Казань: Тип.Губернского правления, 1856,- 249 с.

275. Шелковников Б.А. Русское художественное стекло. Л.: Сов. художник, 1969.-206 с.

276. Gload G. Mirror, mirror on the wall. Philadelphia. 1968.

277. McGrath R., Frost A.C. Glass in Architecture and Interior Decoration. N.-Y., 1961.

278. Mansart et Le Brun in the genesis of Grant Galerie de Versailles // Art Bulletin. XXII. 1940.

279. Meyer Daniel. Versailles. Paris, 1994.

280. Polak Ada. Glass, its traditions and its makers. N.-Y., 1975.

281. Roche S. Miroirs, galeries et cabinets de glace. Paris, 1956.

282. Rogers Frances, Beard Alice. 5000 years of Glass. N-Y., 1937,- 308 c.240

283. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

284. ГРМ Государственный Русский музей ГЭ - Государственный Эрмитаж

285. ГМИСПб Государственный музей истории Санкт-Петербурга

286. КГИОП Комитет Государственной инспекции по охране памятниковгорода Санкт-Петербурга.

287. РНБ Российская национальная библиотека ПСЗ - Полное собрание законов российской империи. Сборник РИО - Сборник русского исторического общества ЧОИДР - Чтения в обществе любителей истории

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.