Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ерофеева, Ирина Викторовна

  • Ерофеева, Ирина Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 156
Ерофеева, Ирина Викторовна. Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чита. 2003. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ерофеева, Ирина Викторовна

Введение 3

1. Теоретико-методологические вопросы исследования проблемы трансформации российской духовности в виртуальном пространстве СМИ

§ 1. Виртуальность российской 13журналистики: от объективности к артефактам ирреального мира

§ 2. Виртуальное пространство СМИ в 23постмодернистской парадигме

§ 3. Ритуал в контексте современного дискурса 38средств массовой информации

§ 4. Особенности аксиологии массового человека 64

2. Трансформация российской системы ценностей в современных СМИ и поиск «новых» духовных приоритетов

§ 1. Российская духовная система ценностей: 75понятие, содержание и специфика воспроизведения в СМИ

§ 2. Трансформация концептуальных основ 89российской аксиологии в пространстве современных СМИ

§ 3. Причины духовной трансформации и 126роль современных СМИ в деле Возрождения России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности»

Актуальность темы исследования. Тотальная информатизация - всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» в информационном обществе становится все более актуальным. В эпоху глобализации победы и поражения свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В данной ситуации роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации - важная часть духовного производства. Это «комплекс институтов и учреждений общества, которые порождают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение»1.

Достаточно разнообразное функциональное поле журналистики, аккумулируется вокруг двух основных задач: социально-организующей роли и ценностно-ориентирующей функции. СМИ не просто сообщают факты, а оказывают глубокое воздействие на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на национальное самосознание людей, их идеалы и стремления. Данный процесс имеет свои объективные основания. Журналистика - необходимый компонент индивидуального бытия. Печатное и устное слово, телевизионное изображение обладают всепроникающей силой и способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду. В информационном диалоге последнее слово всегда остается за СМИ. Необходимо также отметить, что информация -соединение рациональных, эмоциональных, психологических начал, и это, чаще всего, принуждающее средство аргументации какой-либо идеи. Иными словами, воздействие - результат любого информирования. Поэтому вопрос о влиянии СМИ на массовое сознание вечен. Проблема в том: каким оно должно быть и ради чего. В

1 Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. - Екатеринбург: Банк культ. Информации, 1998 -С 98. контексте сказанного очевидна необходимость социально-философского осмысления деятельности СМИ как одного из наиболее существенных факторов (среди других общественных институтов: церковь, школа) формирования современного российского сознания.

В условиях перехода к новому типу общественных отношений остро стоит проблема трансформации духовной (ценностно-смысловой) сферы жизни российского общества, во многом обусловленная и деятельностью средств информации. Логика подобных изменений отчасти оправдана динамикой человеческого развития. Но очевидным является и то, что преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии создают особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование российской духовной системы ценностей. И это дает возможность утверждать, что сфера указанной проблемы представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Состояние и степень научной разработки темы. В целом исследованию деятельности СМИ по воздействию на сознание людей посвящено множество работ в различных сферах науки: общей и социальной философии, социологии, политологии, психологии. Акцентируя внимание на богатом спектре проблем, вызванных широкими возможностями СМИ, ученые однозначно говорят о необходимости изучения механизмов функционирования средств информации, их развития и эффективности влияния. Учитывая междисциплинарность поставленной проблемы, перечень источников условно можно разделить группы.

Во-первых - это литература преимущественно социально-философского характера, концентрирующая внимание на понятиях духовность, российская духовная система ценностей, национальное самосознание, менталитет нации. Особенно актуальными для российского информационного пространства становятся идеи, преобладающие сегодня в сфере социальной философии и политики, подчеркивающие необходимость выявить начала, сплачивающие все российское общество, найти ценности, аккумулирующиеся в общественный дух России, объединяющие людей одной державы, но различных вероисповеданий, этнических воззрений и политических установок. Данные позиции, достаточно неоднозначные (а, порой, и разнополярные) в толковании общественного идеала, российской духовности, дальнейших путей развития России явились основополагающими для работ современных исследователей А.С. Ахиезера, B.C. Барулина, В.В. Ильина, В.А. Кобылянского, Н.Г. Козина, В.В. Крамника, В.И. Мильдона, А С. Панарина, Ю.В. Олейникова, Г.В. Осипова, М.М. Решетникова, П.А. Рачкова, В Н. Сагатовского, П.И. Смирнова, В.А. Тонких, Е С. Троицкого, А.И. Яковлева, Ю Л. Ярецкого, а также классиков философии НА. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, Г.В. Флоровского, С .Л.Франка и др. Пророческие идеи русской философии помогают воспроизвести картину духовной жизни современной России, во многом обусловленную информационной политикой СМИ, показать первопричину узловых вопросов современного общества.

Наиболее перспективным в понимании ментальных особенностей является ценностный подход. Этого утверждения придерживаются А.О. Бороноев, П.И. Смирнов, Г.П. Выжлецов и др. Ценностным основаниям духовной жизни общества, а также проблемам социокультурной мобильности посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, Г.П. Выжледова, Н. Гартмана, М.С. Кагана, Х.М. Казанова, В.В. Кортавы, B.C. Костелова, В.В. Крамника, Н.И. Лапина, А.Н. Максимова, Н.П. Медведева, Ю.И. Мирошникова, С.В. Моложановой, Н.С. Розова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, А.К. Уледова, Ю.А. Шрейдера и др. В современных исследованиях категория «духовность» осмысляется на религиозном и светском уровнях. Объединяющим моментом становится восприятие духовности как возможности выйти за пределы узкоэгоистического бытия в служении общему благу (О.Н.Козлова, В.А.Кутырев, Г.П.Меньчиков, Б.П.Шулындин и др.). Стоит отметить преобладающую тенденцию утверждения духовных ценностей как неотъемлемой части менталитета нации. «Высокая нравственная духовность, - отмечает С.Ф. Анисимов, - является главным необходимым условием длительного благополучного существования этноса, государства, империи, цивилизации».1

Определить ценностные приоритеты в деятельности СМИ невозможно без учета феномена виртуального мира, разработка которого представлена в работах А.И. Воронова, С.Э. Ермакова, М.Б. Игнатьевой, И.Г. Корсунцева, С.Д. Лобанова, Н.А. Носова, М.Ю. Опенкова, В.И. Фалько, Г.П. Меньчикова, С В. Моложановой, Е.А. Шаповаловой, В.И. Шапиро, С.С. Хоружего и др. Трактовка виртуальности осуществлялась в онтологическом и культурологическом аспектах, через призму философии, психологизма и даже мистицизма. Сама же виртуалистика, по мнению исследователей, не является наукой. Это подход (который может быть использован в любой научной дисциплине), он основан на признании полионтичности реальности (существование нескольких реальностей, не сводимых к друг другу). В современных условиях нарастающих темпов умножения информации и представления ее через посредников утверждение виртуальной реальности как доминанты коммуникативной сферы резко ослабляет контакт с подлинной реальностью, ибо утрачиваются критерии различения реального от нереального, ценности от ее суррогата.

Еще одна группа источников - литература общефилософского, социально-философского и социально-психологического характера, затрагивающая проблемы массовых информационных процессов, всестороннего и глубокого воздействия СМИ на сознание людей. Это исследования Ю.П. Буданцева, В В. Ворошилова, И. Дзялошинского, Л.Г. Кайда, С.Г. Корконосенко, В.И. Кузина, Г.М. Мануйлова, Б.В. Потятыных, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, С.К. Рощи-на, М.И. Скуленко, П. Таранова, А.А. Тертычныго, А.К. Уледова, А.В. Шустова и др. Работы данных авторов опровергают распространенный миф о широких возможностях личного выбора человека в демократическом государстве. В информационном обществе массовый человек как никогда зависим от искусных в технологии воздействия на массовое сознание средств информации. Анисимов С.Ф О первоцениости морали в структуре человеческой духовности Н Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2001. 1. - С. 3.

Проблемы сущности, закономерности и последствий такой формы духовного насилия как манипулирование находят свое отражение в отечественных и зарубежных монографиях В.М. Бехтерева, JL Войтасика, Г. Грачева, П.С. Гу-ревича, ЕЛ. До цен ко, Ю.А. Ермакова, Г.С. Мельника, Р. Харриса, Г. Шиллера, Э. Шострома и др. Манипуляция определяется как вид психологического воздействия, изменяющий духовный мир, национальное сознание человека, ведущий к скрытому возбуждению намерений, не совпадающих с актуально существующими желаниями.' Иными словами, объект манипулирования считает, что действует на основе свободного решения, но это иллюзия. Вирус информационно-психологической войны заставляет идти против своих, в том числе национальных, интересов. Вопросы информационных и информационно-психологических войн стали объектом рассмотрения в трудах А. Грешневико-ва, С.Г. Кара-Мурзы, В.Г. Крысько, В.А. Лисичкина и JI.A. Шелепина, И.А. Михальченко, Г.Г. Почепцова, С.П. Расторгуева. Однако, на сегодняшний день почти нет работ, в которых были бы указаны все известные технологии «захвата аудитории», в отдельных монографиях содержится перечень тех или иных приемов.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых отражены проблемы психологии толпы, вопросы формирования массового сознания и массового человека (Г. Блуммер, Г.Г. Дилигенский, Э. Канетти, С.А. Маничев, Г. Маркузе, Н.К. Михайловский, С. Московичи, Г. Лебон, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, П А. Сергиенко, Г. Хард, 3. Фрейд, М.А. Хевелли, К Г. Юнг и др.). В работах отечественных авторов (Б.А. Грушин, ДБ. Ольшанский, А.К. Уледов, Б.А. Чагин и др.) внимание уделяется рассмотрению таких проявлений массового сознания, как общественное мнение, массовые настроения, действия масс. Данные исследования позволяют реализовать одну из задач данной

Об этом подробнее см.: Грачев Г., Мслышк И. Манипулирование личностью: организация, фоомы. способы F технология информшщошо-психологического воздействия. - М.; ИФРАН, 1999. - С.56; Доценко ЕЛ, Психология манипуляции. - М. МГУ, 2000. - С.51-59; Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия - Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1995. -С, 16-17; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - С.55; Лнмнатнс Н.Г. Манипулирование сознанием как этико-фшюсофская проблема; Автореф. дне. канд. философ, наук- М., 1995. - С. 17. диссертации: сформулировать аксиологические особенности современной «массовой души», воспитанной институтом российских СМИ.

Названные исследования изучают либо кратковременные эффекты воздействия СМИ на сознание людей, не затрагивая в должной мере сферу духовной трансформации, ограничиваясь социальными и политическими изменениями, либо не структурируют данную тематику, не очерчивают содержательный и формальный спектр вопросов, оставляя проблему целостного воздействия журналистики на менталитет нации открытой.

В качестве объекта исследования выступает деятельность современных средств массовой информации.

Предметом исследования является процесс трансформации российской духовности, обусловленный деятельностью СМИ.

Цель исследования заключается в социально-философском осмыслении роли современных СМИ в трансформации российской духовности. Реализация поставленной цели возможна при разрешении следующих задач:

- выработать основные подходы к исследованию проблемы трансформации российской духовности в СМИ;

- осуществить комплексный анализ виртуального пространства СМИ как средства формирования массового человека;

- установить основные закономерности структурно-содержательного поля трансформации в виртуальной сфере СМИ;

- произвести категориальный анализ основополагающих концептов России, представленных в средствах массовой информации;

- определить роль общественного идеала в разрешении проблемы гуманизации СМИ;

- установить причины сознательной или объективной трансформации российской духовности;

- наметить и раскрыть возможные пути разрешения духовно-нравственных проблем СМИ, неразрывно связанных с актуальными вопросами модернизации современного российского общества. ь*

Гипотеза. В рамках виртуального пространства современных россииских СМИ осуществляется комплексный процесс трансформации традиционных ценностей России.

Методологические и теоретические основы исследования:

Учитывая многоуровневое содержание поставленной проблемы, исследование, будучи социально-философским по сути, базируется на междисциплинарном подходе и системно-интегративном мышлении, синтезирующем знания различных наук (социальная философия, социальная психология, филология, этика, журналистика). Методологической основой исследования является дискурсивный метод, направленный на философское осмысление контекстов коммуникации СМИ. При изучении виртуальной аксиологической системы средств информации, определении ее жанровых и содержательных компонентов использовался функциональный и структурный анализ. Исследование ценностных составляющих российского сознания осуществлялось с позиций герменевтического подхода и концептного анализа, нацеленного на выявление базовых когнитивных, смысловых схем (концептов) информационного пространства. В целом, при работе над диссертацией использовался диалектический метод и общенаучные принципы познания: объективности, системности, восхождения от абстрактному к конкретному.

Теоретической основой исследования стали социально-философские концепции, теоретические положения отечественных и зарубежных философов, представителей других наук, деятелей культуры и политики. Диссертант опирался на труды классиков мировой науки и философии: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К Н. Леонтьева, Н О. Лосского, Д.С. Мережковского, X. Ортега-и-Гассета, П. Сорокина, С.Л. Франка, Э.Фромма, Й. Хейзинга, К. Юнга и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

1) на основании системного подхода к проблеме представлена общая картина неоднозначного воздействия СМИ на менталитет российской аудитории;

2) предлагается аксиологическая характеристика массового человека, воспитанного институтом средств информации;

3) выявлены структурные (мифо-ритуальные) и жанровые (постмодерные) компоненты процесса трансформации;

4) дается авторское определение понятию «ценностное пространство средств массовой информации»;

5) осуществлен анализ причин трансформации российской духовности;

6) предлагается возможная программа выхода из сложившихся духовно-нравственных коллизий современного общества, обусловленных деятельностью СМИ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современные СМИ создают благоприятные условия для формирования массовой (вненациональной) души. Данный процесс имеет свою предысторию, причины появления и закономерности существования.

2. Виртуальное пространство СМИ, сконструированное по законам постмодерна, функционирует как эффективное средство привнесения в духовную жизнь России того, что не характерно внутренней природе российского менталитета.

3. Мифоритуальный характер современных средств массовой информации прерывает историческую традицию, провоцирует духовную и национальную дезориентацию российского человека.

4. На виртуальной территории СМИ осуществляется процесс трансформации российской духовной системы ценностей, разрушается основа, на которой выстроены культурные структуры нации, ее представления о концептуальных основах человеческого бытия.

5. Причинами трансформации ценностных оснований российской духовности являются; объективный процесс глобализации, корпоративные интересы рыночной журналистики, проблема формализации современной культуры.

6. Духовное производство СМИ должно быть ориентировано на продуманную систему защиты национальных святынь и базовых ценностей России.

Обращение журналистов к общественному идеалу, к созидающим ресурсам российской аксиологии - важный шаг в деле Возрождения страны.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения диссертации и представленный спектр многочисленных проблем виртуального мира могли бы стать основой для последующих исследований информационного воздействия на духовную сферу человека. Итоги данного диссертационного исследования возможно использовать для подготовки специализированных и общетеоретических курсов по социальной философии; социологи; теории и психологии журналистики, они могут быть также интересными и востребованными в рамках актуального на сегодняшний день обсуждения единой национальной информационной политики России.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре кафедры философии и на заседаниях кафедры журналистики ЗабГПУ (Чита). Результаты исследования были апробированы на международной конференции «Социальный кризис и социальная катастрофа» (Санкт-Петербург,, 2000г.), на общероссийской научно-практической конференции «СМИ в современном мире» (Санкт-Петербург, 2000г.), на второй региональной научно-практической конференции «Сибирь - Америка: этносы и культуры в полиэтнических регионах» (Чита, 2000г.), на ежегодной региональной конференции «Славянская культура: традиции и современность» (Чита, 1999г., 2000г., 2001г.), на ежегодной научно-теоретической конференции «Ин-нокентъевские чтения» (Чита, 1999г., 2000 г., 2001г., 2002г.). Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

1) Духовно-нравственные аспекты журналистики // Роль интеллигенции в духовном развитии общества / Чита, 1999. - С. 88-92.

2) Мифы и реальность на страницах забайкальской прессы // Славянская культура: традиции и современность / Материалы 5 региональной научно-практической конференции. - Чита, 2000. - С. 85-89.

3) Православное сознание А.С.Пушкина как источник «смысловой сферы» журналиста // Третьи Иннокентьевские чтения. - Чита, 2000. - С. 137143.

4) «Ревизор» Н.В.Гоголя и современные СМИ: структурно-содержательные совпадения К Славянская культура: традиции и современность / Материалы 6 региональной научно-практической конференции. - Чита, 2001. - С. 18-24.

5) Грех как элемент игры в виртуальной реальности СМИ It Четвертые Иннокентьевские чтения. - Чита, 2001. - С. 151-157.

6) Журналистика как разновидность виртуальной драматургии // Средства массовой информации в современном мире / Тезисы научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: СПбГ'У, 2001, 41. - С. 137-139.

7) Разрушение русской системы ценностей в журналистике // Православие на рубеже тысячелетий / Сборник статей. - Чита: Поиск, 2001. - С. 81-93.

8) Ментально-мировоззренческая структура смысловой сферы журналиста в творческом сознании А.С.Пушкина // А.С.Пушкин на рубеже тысячелетий/ Материалы региональной научно-практической конференции. - Чита, 2002.-С. 113-118.

9) Ритуал в пространстве современных СМИ // Пятые Иннокентьевские чтения. - Чита, 2002. - С. 176-181.

10) Философия постмодерна в контексте современных СМИ // Славянская культура: традиции и современность / Материалы 7 региональной научно-практической конференции. - Чита, 2002. - С. 30-35.

На основе диссертационного материала был разработан и прочитан элективный курс (12 ч.).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ерофеева, Ирина Викторовна

Заключение

Информационное общество - своеобразный, новый этап социальной эволюции. В эпоху тотальной информатизации журналистика становится мощной силой в системе культуры как по своему удельному весу, влиянию на массовое сознание, так и по своему воздействию на экономические, политические и социальные процессы, практически на все области культуры («четвертая власть»).

Анализ информационного пространства СМИ, осуществленный в рамках данного диссертационного исследования, позволяет сформулировать ряд важных обобщений. Деятельность средств массовой информации по сути идеоло-гична, она направлена на распространение определенной системы взглядов на мир в целом, на коренные цели и интересы российского общества. Социально-философские размышления в работе основываются на изначальном тезисе: несмотря на утвердившуюся мифологическую претензию большинства журналистов на объективность, мир, воссозданный в информационном пространстве, объективно и логично виртуален (искусственен). Существует множество причин, указанных в диссертации, создающих из информационного пространства территорию ирреальных фактов.

Современный инструментарий массовых коммуникаций разрушает в человеке знания, полученные историческим опытом, заменяя их искусственно сконструированными. Именно поэтому введенное в исследование понятие ценностное пространство (аксиосфера) СМИ подразумевает относительно самостоятельную виртуальную территорию, аккумулирующую искусственно сформулированные духовные ценности. По мнению автора, данное пространство имеет свои формальные и семантические составляющие. Это основные части общего журналистского текста, тесно связанные между собой и взаимовытекающие. Поэтому проблемы содержания текста, включающие вопросы трансформации основных духовных концептов российского сознания в СМИ, непосредственно связаны с жанровыми (постмодерными) особенностями существования духовной сферы, с ее структурными (ритуальными) компонентами организации, а также с технологическим инструментарием воздействия.

Итак, бытие ценностной сферы СМИ поддерживается жанровыми ресурсами популярного ныне во всех сферах жизни - постмодернизма. Несомненно, данное направление - знамение начавшейся информационной эпохи, тех существенных преобразований в системе культуры, которые были вызваны бурным развитием информационных технологий и разнообразных средств массовых коммуникаций. Основные интенции постмодерна (критика традиционных ценностей, рационализма, радикальное неприятие современной социальной самоорганизации, отрицание возможностей отдельной личности быть ответственной за свои решения и действия, ее способности противостоять могуществу надличностных структур (социально-политических, идеологических и т.д.)) явились своеобразными катализаторами процесса духовной трансформации.

Содержательный (ценностно-смысловой) аспект аксиосферы логично структурирован ресурсами ритуального искусства, оформляющими аксиологические смысловые схемы как востребованную, целостную систему. Мифориту-альный характер СМИ так же способствует процессу духовной модернизации, изменяя пространственно-временные отношения, традиционный мир языка и мир образов.

Осуществленный в рамках исследования социально-философский анализ ценностного пространства СМИ дает основание говорить о проблеме трансформации и российской духовной системы ценностей. Такие концепты (константы) как; духовность, добро, соборность, свобода, нестяжательство, аскетизм, любовь, труд, слава, искренность, семья, российская земля, правитель-государство, дети - претерпевают значительные изменения. Современные СМИ тяготеют к распространению западноевропейских ценностей «разумного эгоизма». Иными словами, виртуальное пространство средств информации есть эффективное средство привнесения в духовную реальность России того, что не свойственно внутренней природе духовной реальности российского человека.

Яркое противопоставление российской и западной модели жизни с преимуществом последней, дает основание говорить о проблеме манипулирования со стороны СМИ, изменяющего духовный мир человека, и о успешной реализации информационно-психологической войны, основная черта которой - борьба имиджей. Это война разрушительная, использующая способы и средства воздействия на души и национальное сознание людей (об этом подробнее см.: 96//140), это попытка лишить народ его исторической памяти.

Данная ситуация усугубляется отчасти объективным, но имеющим все условия для существования в виртуальном пространстве, процессом создания массового человека. Если учесть, что духовность традиционно в отечественной философии воспринимается как попытка выйти за пределы узкоэгоистического бытия, как великое дело служения общему благу, что дает ей основание быть основным компонентом интеграции и сохранения нации, то формирование институтом СМИ массовой (вненациональной) души есть нивелирование российской духовности.

Необходимо отметить, что данная ситуация не является сугубо корпоративной. В отношении духовности, отмечает современная философия, ключевой проблемой становится ее утрата. Не просто на уровне индивида, личности, а как социальное явление, как определенный этап в развитии современной цивилизации. Сегодня духовность постепенно вырождается в этику (бизнеса, управления, науки и т.д. как набор правил соблюдения игры). Творчество журналистов превращается в абстрактное, концептуальное и, наконец, вытесняется «игрой ума», прикладной науко-техникой. С утратой стремления к другому, Высшему ломается стержень культуры. В экономическом обществе традиции, привычки, ритуалы, идеи и ценности, не сопрягающиеся с выгодой и эффективностью, теряют свое значение. Бездуховность экономического общества не отклонение или какая-то ущербность в организации и структуре. Она вытекает из его сути как выражение преобразовательно-потребительского отношения к миРУ

В диссертационном исследовании указаны предполагаемые причины духовно-нравственных проблем СМИ и общества, даны возможные пути выхода из сложившегося постмодерного мира виртуального пространства, подчеркивающие идею гуманизации информационных технологий. Основная цель массовых информационных процессов - сохранение богатого генофонда страны, формирование конкретного общественного идеала, пополняемого ресурсами российской аксиологии. Рассматривая понятие «возрождение» на основе принципа преемственности нового со старым, роль современных СМИ в деле Возрождения страны видится, прежде всего, в сохранении духовных ценностей России, в обращении к созидающим традициям на пути построения сильного государства. С точки зрения новой науки ноокоммуникологии, мы не должны допустить прекращение антропотекстовой коммуникации, когда погибает весть от нации к субъекту, исчезает человек как часть более общего родового текста.

Итоги работы и предложенные в диссертации практические рекомендации не являются бесспорными. Данная диссертация - искренняя попытка автора попытаться внести свою посильную лепту в деле разрешения основных духовных коллизий российских СМИ, с которыми непосредственно связаны проблемы здоровья нации и Возрождения государства. Предлагаемый материал, возможно, использовать как необходимую теоретическую базу для подготовки лекционно-практических курсов по социальной философии; социологии, теории и психологии журналистки, а также для дальнейшего изучения специфики ценностного пространства средств массовой информации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ерофеева, Ирина Викторовна, 2003 год

1. Абульханова К.А. Российский менталитет. М.: Институт психологии, 1996. -132 с.

2. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. -Екатеринбург: Банк культ. Информации, 1998. 116 с.

3. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия; духовность, философия любви. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1999. - 176с.

4. Андрианова Т. Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии. М.: ИНИОН РАН, 1996. - 50 с.

5. Андрусенко В.А. Социальный страх. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. - 172 с.

6. Анисимов С.Ф. Моральные ценности и личность.-М.: МГУ, 1994. 175 с.

7. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). В 3 т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997 -Т.1.-808 с.

8. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность // Т.2. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. - 368 с.

9. Барулин B.C. Российский человек в 20 веке. Потери и обретения себя. -СПб.: Алетейя, 2000. 432 с.

10. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.

11. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли X1X в. и н.ХХ в. М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1997. - 541 с.

12. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.

13. Борев Ю. Постмодернизм: человек не выдерживает давление мира и становится постчеловеком / Ю.Борев. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. - С. 366-387.

14. Бороноев А О., Смирнов П.И. Российский менталитет и реформы. // Общество и политика: современные исследования. СРб.: СПГУ, 2000. -С. 274-302.

15. Брушлинская Н.В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации // Проблемы медиапсихологии: Сборник / Сост. Пронина Е.Е. М: МГУ/ РИП-холдинг, 2002. - С. 72-87.

16. Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии (массовая коммуникация в ноосфере). М.: МНЭПУ, 1995. - 180 с.

17. Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов. СПб.: РХГИ, 1997. - 589 с.

18. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Споры о судьбах России. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. 350 с.

19. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 69- 75.

20. Василенко И.В. Социокультурная мобильность как философская проблема: Автореф. дис. канд. фил ос. наук. Волгоград, 1995. - 21 с.21 .Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

21. Владимиров А.И. О национальной государственной идее России: Стратегические этюды. М.: ЮКЭА, 2000. - 288 с.

22. Войтасик JI. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.-278 с.

23. Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. М. РОССПЭН, 1998. - 325 с.

24. Воробьев A.M. СМИ как фактор формирования гражданского общества: прогресс, тенденции, противоречия. Екатеринбург: УрЮИ, 1998. - 183с.

25. Воронов А.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: Диссертация канд. философ, науки и техники. СПб., 1999. - 197 с.

26. Вундг В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. - 160 с.

27. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. - 152 с.

28. Гаспарянц В.А. Формирование и развитие идеологических основ массового сознания: Автореф. дис. канд. философ, наук. Минск, 1990. -18 с.

29. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. М.: Раритет, 1997. - 680 с.

30. Гачев Г.Д. Национальные образы мира / Курс лекций. М.: ACADEMIA, 1998.-430 с.

31. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности: Диссертация канд. философ, наук. СПб., 2000. -156 с.

32. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: Опыт экспертного исследования российских и американских менталитетов. -М.: Флинта. 1999. - 564 с.

33. Горбунов АС. Насильственное воздействие наличность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ: Автореф. канд. философ, наук. М., 2000. - 22 с.

34. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, формы, способы и технология информационно-психологического воздействия. М.: ИФРАН, 1999. - 235 с.

35. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб.: Наука, 1994. - 80 с.

36. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 308 с.

37. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). М.: Молодая гвардия, 1989. - 317 с.

38. Дзялошинский И. Российский журналист в постготалитарную эпоху. -М.: Восток, 1996. -302 с.

39. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 с.41 .Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: социо-политический анализ. -М.: РОССПЭН, 2000. 328 с.

40. Добротолюбие: Сб. тр. / Т. 1. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.-638 с.

41. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. М.: Современник, 1989. - 557 с.

42. Доценко E.JI. Психология манипуляции. М: МГУ, 2000. - 344 с.

43. Дугин И.М. Духовность и нравственность: основные формы связи: Автореф. дне. канд. философ, наук. СПб., 1996. - 21 с.

44. Дуденок В.И. Ценностные основания духовности: Автореф. канд. философ, наук. Харьков, 1992. - 19 с.

45. Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии (научно-аналитический обзор): Сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН, 1996. -56 с.

46. Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей (в 2-х ч.): Тез. докл. Республиканской коф. Гродно: ГТУ, 1992. - 4.1 (270 с.) - 4.2 (165 е.).

47. Духовные ценности как предмет философского анализа. М.: МГУ, 1985.-144 с.

48. Ениколопов С.Н. Средства массовой коммуникации и насилие, if Проблемы медиапсихологии. Сборник / Сост. Пронина Е.Е. М.: РИП-холдинг, 2002. - С. 87-104.

49. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. 208 с.

50. Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Монографический сборник статей / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 2001. -189 с.

51. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1995. -317 с.

52. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999. - 352 с.

53. Зобов Г.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания. СПб.: Языковой центр, 1995. - 88 с.

54. Игрицкий Ю.И. Россия и Запад И Свободная мысль XXI. - 2000. - № 5. -С. 72-83.

55. Идея смерти в российском менталитете: Сб. науч. тр. СПб.: РХГИ, 1999.-304 с.

56. Ильин В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.: МГУ, 1994.-231 с.

57. Ильин В В., Панарин А.С. Философия политики. М.: Издательство МГУ, 1994. - 283 с.

58. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / в 2-х т. М.: ТОО «РАРОГЪ», 1993. - 447 с.

59. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России / в 2-х т. Т. 1.-М.: МП «РАРОГЪ», 1992. 344 с.

60. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России / в 2-х т. Т.2. М.: МП «РАРОГЪ», 1992. - 272 с.

61. Ильин И.А. О России. -М.: ТРИТЭ, Российский архив, 1991.-32 с.

62. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

63. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М.: Интрада, 1998. -255 с.

64. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. М.: Интрада, 1996. - 225 с.

65. Истины и ценности на рубеже XX XXI вв.: материалы симпозиума. -М.: Гуманитарный центр РАН, 1992. -- 248 с.68. прп. Иустин (Попович). Тайна России и славянства. СПб.: СПбГУ, 1997. - 39 с.

66. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997 -204 с.

67. Казанов Х.М. О главных ценностях. Нальчик: Эльбрус, 1992. - 164 с,

68. Кара-Мурза С. В зоне реформ.-М.: Советская Россия, 1996 62 с.

69. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. - 736 с.

70. Кара-Мурза С. После перестройки. Интеллигенция на пепелище родной страны. М.: Былина, 1995, - 132 с.

71. Катастрофическое сознание в современном мире: по материалам международных исследований / Московский общ. науч. фонд, Институт социологии РАН, Университет штата Мичиган. М.: Моск. общ. науч. фонд, 1999.-347 с.

72. Кобылянский В.А Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. - № 5.

73. Кобылянский В.А. Русская идея и Возрождение России. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1997. 164 с.

74. Кожинов В. Победы и беды России. М.: Алгоритм, 2000. - 448 с. - 59

75. Кожинов В. СудьбаРоссии: вчера, сегодня, завтра. -М.:Воениздат, 1997. -399 с.

76. Козловский В.В. Социальные ценности: анализ оснований российской модернизации: Автореф. дис. доктора философ, наук. СПб., 1995. - 23 с.

77. Корниенко А.В. Ценностные приоритеты современной российской прессы и их смысловые доминанты // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Монографический сборник статей / Ред.-сост.

78. С .Г .Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 2001. - С. 72-85.

79. КоргаваВ.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси: Мецниереба, 1987. -61 с.

80. Коргунов В.В. Философия денег. М.: Моск. общ. научный фонд, 1997. -173 с.

81. Костелов B.C. В мире человеческих ценностей. М.: МЭИ, 1997. - 73 с.

82. Крамник В.В. Власть и мы: ментальность российской власти традиции и новации // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ю.Большакова. - Спб.: СПбГУ, 2000. - С. 90-144.

83. Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб.: СПбУЭФ, 1995. - 118 с.

84. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. М.: РоссПЭН,1998. 263 с.

85. Красильщиков В. А. Превращения доктора Фауста. М.: Таурус, 1994. -240 с.

86. Кулакова Т.А. Противоречия массового политического сознания населения современной России; Автореф. дне. канд. социологич. наук. СПб., 1995.-22с.

87. Кучерова Г.Э. Теория журналистики в свете методологии постмодернизма и постструктурализма // СМИ в современном мире: тез. докл. науч. практ. коф. (в 2-х ч.). СПб.: СПбГУ, 2001. - 4.1. - С. 73-75.

88. Лапин Н И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 21-32.

89. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии.- 2000. № 6. - С. 22 - 30.

90. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. М.: Республика, 1996. - 800 с.

91. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. М.: Молодая гвардия, 1992 - 318с.

92. Лимнатис Н.Г. Манипулирование сознанием как этико-философская проблема: Автореф. ди. канд. философ- наук.- М., 1995. 22с.

93. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Россия во лжи. М.: Институт соц.-полит. Тсследований АСН, 1999. - 80 с.

94. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: Институт соц.-психол. Исследований АСН,1999. 304 с.

95. Личность и власть: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.И. Коваль. М.: Северо-Принт, 2000. - 76 с.

96. Личность, культура этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А.Белика. М.: Смысл, 2001. - 560 с.

97. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. - 919 с.

98. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.- 368 с.

99. Лотман Ю.М. Избранные статьи (в 3-х т.) //Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин; Александра, 1992. - 268 с.

100. Максимов А.Н. Философия ценностей. — М.: Высшая школа, 1997.- 174 с.

101. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. -400 с.

102. Маничев С.А. Мифология в политических технологиях // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ю.Большакова. Спб.: СПбГУ, 2000. - С. 144-192.

103. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. СПб.: Алетейя, 1999. - 339 с.

104. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Нонпарель, 1995. 104 с.

105. Мельник Г.С. Мае-медиа: психологические процессы и эффекты. -СПб.: СПбГУ, 1996. 160 с.

106. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 272 с.

107. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. - С. 522- 550.

108. Миронова Т. Как из нас делают быдло. // Советская Россия. 2000. -№31(16марта).-С. 6.

109. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX в. // Вопросы философии. -1996.-Jfe3.-C. 46-57.

110. Мирошников Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург: Межвуз. центр пробл. непрерыв. гум. образ, при Уральском университете. - 113 с.

111. Михальченко И.А. Методы ведения информационной войны // Информационное общество. Некоторые аспекты. СПб.: СПбГУ, 1999. -С.23- 45.

112. Модернизация в России и конфликт ценностей: Сб. науч. тр. М.: ИФРАН, 1994. - 250 с.

113. Моложанова С.В. Гуманизм к новой системе ценностей. Минск: Белорусская навука, 1998. - 143 с.

114. Моральные ценности в технологический век: Ежегодные чтения. -М.:ИНИОН, 1990.-30 с.

115. Моральные ценности и личность: Сб. науч. тр. /Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. М.: МГУ, 1994. - 176 с.

116. Ненасилие. Философия. Этика. Политика: Сб. науч. тр. / Авт.-сост. АА.Гусейнов, B.C. Степин, Ж.Госе и др. М.: Наука, 1993. - 188 с.

117. Николаева О. Современная культура и Православие. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. - 288 с.

118. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. -573 с.

119. Носов Н.А. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства: Научные труды центра РАН.- М.: Магистр, 1997. -192 с.

120. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

121. Османова A.M. Роль СМИ в пропаганде новой обрядовости. -Душанбе: Донши, 1981. 24 с.

122. Орлов Ю.М. Психология ненасилия. М.: Имлринт-I ольфстрим, 1997.-40 с.

123. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.

124. Панарин А.С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы- If Цивилизации и культуры. Научный альманах. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994. - С. 83-95.

125. Панарин А.С. Глобальное политическое пронозирование в условиях стратегической нестабильности. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 272 с.

126. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис: Автореф. дис. докг. философ, наук. СПб., 1994. - 25 с.

127. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995. - 320 с.

128. Платонов О.А. Русский труд. М.: Современник, 1991. - 335 с.

129. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995.- 224 с.

130. Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа XX в. (в 2-х т.). Т. 1. М.: Родник, 1997. - 896 с.

131. Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа XX в. (в 2-х т.). Т.2. М.: Родник, 1997. - 1040 с.

132. Плотникова Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1993. - 21 с.

133. Подберезкин А. И. Русский путь. М.: РАУ - Университет, 1999. -592 с.

134. Подберезкин А.И., Макаров В.В. Стратегия для будущего президента России. М.: РАУ - Университет, 1999. - 168 с.

135. Подберезкин А.И., Янин ИХ Искусство жить в России. М.: РАУ -Университет, 1997. - 82 с.

136. Попов Г.Х. Будет ли у России второе тысячелетие. М.: Экономика, 1998. - 302 с.

137. Постмодернизм: Словарь терминов / Сост. И.П. Ильин. М.: Интрада, 2001. -384 с.

138. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл - бук, К.: Ваклер, 2000. - 576 с.

139. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл -бук, К.: Ваклер, 2000. - 624 с.

140. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования: Тез. докл. научн. коф. Волгоград: Перемена, 1995. - 166с.

141. Прохоров ММ. В поисках нового мировоззрения Нижний Новгород: НГУ, 1992. - 143 с.

142. Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его понятия и ценности// Вестник Московского университета. Философия. Серия 7.1995,-№2.-С. 19-36.

143. Реклама, Внушение и манипуляция: сб. науч. тр. Самара: Бахрах -М„ 2001.-752 с.

144. Решетников М.М. Современная российская ментальность. М.: Российские вести, СПбП,: Восточно-Европейский институт психоанализа,1996. 84 с.

145. Ритуальное пространство культуры: материалы международного форума. СПб.: СПб филос. общ., 2001.- 453 с.

146. Розенбергс Р.Л. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе (к проблеме социального согласия): автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1995. - 21 с.

147. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 1998. - 291 с.

148. Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления: Сб. науч. тр. / Институт психологии РАН,-М.: Институт психологии, 1996. 132 с.

149. Российское общество. Становление демократических ценностей: Сб. науч. тр./ РАН. М.: Гендальф, 1999. - 239 с.

150. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. - № 6. - С. 3-50.

151. Россия: риски и опасности «переходного общества»: Сб. науч. тр. / Институт социологии РАН. М.: Институт социологии, 2000. - 238 с.

152. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации: материалы круглогостола / Под ред С.Е. Кургиняна, А.П. Ситникова. М: Имидж - Контакт, 2001.-25 с.

153. Русская идеология. Православие. Самодержавие. Народность: сб. статей. М.: Лествица, 2000. - 432 с.

154. Русская идея: демократическое развитие России: сб. науч. тр. / РАН. М.: Российский научный фонд, 1996. - 50 с.

155. Русская идея: тез. докл. Всероссийской научной конференции (в 2-х ч ). Хабаровск: ХГПУ, 1995. - (Ч. 1) 152 с. - (4.2.) 122с.

156. Сагатовский В Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. -Спб.: Петрополис, 1994. 217 с.

157. Сагатовский В Н. Философия развивающейся гармонии / Ч.З. Антропология. СПб.: Петрополис, 1999. - 288 с.

158. Сергиенко П.А. Массовое сознание: сущность, проблемы, противоречия формирования и развития. Киев: КГУ, 1988. - 36 с.

159. Скуленко М.И. Журналистика и пропаганда. Киев: Вища шк., 1987. - 160 с.

160. Славяне и Русь. Проблемы и идеи: Сб. нуч. тр. М.: Флинта, Наука, 1999.-488 с.

161. СМИ в современном мире: тез. докл. науч. практ. коф. (в 2-х ч ). -СПб.: СПбГУ, 2001. -4.2. -213с.

162. Смирнов П.И. Ценностные основания общества (концепция исследования): дис. док. философ, наук. СПб., 1994. - 300 с.

163. Сознание личности в кризисном обществе: сб. науч. тр. / Институт психологии РАН. М.: Институт психологии, 1995. - 193 с.

164. Соловьев B.C. Смысл любви, ft В.С.Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. - С. 99-161.

165. Сорокин П. Человек Цивилизация - Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

166. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.

167. Столович JT.H. Категория прекрасного и общественный идеал. Историко-проблемные очерки. М.: Искусство, 1969. - 352 с.

168. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 463 с.

169. Страда В. В свете конца, в предвестии начала // Континент. 1992. -№ 72. - С 200-215.

170. Таранов П. Приемы влияния на людей. М.: Фаир, 1997. - 608 с.

171. Тонких В.А., Ярецкий Ю Л. Российская цивилизация: общество и личность. Воронеж: Истоки, 1999. - 104 с.

172. Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи: Социально-философские очерки / Всемирный семинар «Русская идея и Возрождение России». М.: Русло, 1991. - 224 с.

173. Троицкий Е.С. О Русской идее: Очерк теории возрождения нации. -М : Русло, 1994-313 с.

174. Троицкий Е.С. Соборная сила многонациональной России. М: Русло, 1996. - 36 с.

175. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность. М.: Русло, 1993. -107 с.

176. Тузов Н.В. Философия теории единой идеи. М.: Мысль, 1994. -253 с.

177. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. - 271 с.

178. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333 с.

179. Уледов А.К. Общественное мнение и пропаганда. -М.: Мысль, 1980.-270 с.

180. Философия ценностей: Тез. докл. рос. коф. Курган: КГУ, 1998.- 225 с.

181. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992.-510 с.

182. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 447 с.

183. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск; Поппури,2000. 672 с.

184. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, 1991.-600 с.

185. Хевелли М.А. Политика и психология масс. //Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 7-20.

186. Хейзинг Й. Homo Ludens (Человек играющий). М: ЭКСМО-Пресс,2001.-352 с.

187. Хомяков А.С. Сочинения (в 2-х т.). Т. 1- М.: Медиум, 1994. 590 с.

188. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке. // Вопросы философии. 1994. - № II. С. 52-63.

189. Худякова Г.П. Мировоззренческий рационализм игтн гттмировоззренческим нигилизм: пути их преодоления. Тюмень: Тюм ГНГУ, 1999.-68 с.

190. Цимбаев Н.И. До горизонта земля! (К пониманию истории России)// Вопросы философии. - 1997. - № 1. - С. 39-47.

191. Чагин Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. -Ленинград: Наука, 1982. 314 с.

192. Человек и духовные ценности: Тез. докл. науч. практ. коф. -Кишинев: Знание, 1990. 191 с.

193. Чубайс И.Б. Генезис и трансформация российской системы ценностей (социально-философский анализ новой российской идентичности): дис. доклад докг. фил ос. наук. М.-СПб., 1999. - 47 с.

194. Шамбаров В. Русь: дорога из глубины тысячелетий. М.: Алгоритм, 2000. - 416 с.

195. Шафаревич И.Р. Сочинения в 3 т. Том 1. М.: Феникс, 1994. -448 с.

196. Шафаревич И.Р. Сочинения в 3 т. Том 2.1. М.: Феникс, 1994. 512 с.

197. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. - 326 с.

198. Шостром Э. Анти Карнеги или человек - манипулятор. - Минск: Полифакт, 1992. - 128 с.

199. ШпетГ.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Алетейя, 1996. -154 с.

200. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-208 с.

201. Шулындин Б.П. О понятиях «дух» и духовность». // Вестник российского философского общества. М., 2000. - № 2 (14). - С. 89-94.

202. Юречко О.Н. Мир ценностей как фактор социализации человека: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1995. - 22 с.

203. Яковлев А.И. Нужен общественный идеал. // Вестник российского философского общества. М.: Рос. философ, общ., 2002. - № 2 (22). - С. 81-87.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.