Роман Энн Бронте "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" как женский текст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Рябков, Максим Николаевич

  • Рябков, Максим Николаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 250
Рябков, Максим Николаевич. Роман Энн Бронте "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" как женский текст: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Екатеринбург. 2004. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рябков, Максим Николаевич

Введение

Глава 1. Женская литературная традиция и специфические характеристики женского текста

1.1. Женская английская литература XIX века.

1.2. Краткое изложение сюжета романа Энн Бронте

Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»

1.3. Женская литературная традиция и специфические характеристики женского текста

Глава 2. Специфика воплощения женской проблематики в романе Энн

Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»

2.1. Субъектная организация романа. Героиня как субъект оценки

2.2. Становление женской субъективности в обществе. Деобъективация героини в процессе воспитания

2.3. Проблема пишущей женщины в культуре и обществе. Специфика женского дневникового письма

Глава 3. Авторские стратегии письма как реализация женской позиции в тексте

3.1. Специфика бытования слова и смысла в женском тексте

3.2. Особенности воплощения феномена «Другого» в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»

3.3. Прием речевой провокации как элемент повествовательной стратегии автора в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» 174 Заключение 193 Библиографический список 199 Приложение 1 215 Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Энн Бронте "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" как женский текст»

Основные тенденции современного литературоведения определяются синтезом разнообразных методик, направленных на рассмотрение проблем создания, конструирования текста, и, следовательно, порождения смыслов.

Актуальным аспектом анализа литературного текста является, на наш взгляд, проблема определения «текстового тендера» на нескольких уровнях: на повествовательном уровне (содержание, темы, проблемы, образы, ситуации, характерные для женской литературы и женского текста), а также на уровне авторских текстуальных стратегий, которые присущи позиции женского субъективного начала в тексте. Именно особенности женской текстовой позиции обусловливают специфику порождения смысла и бытования слова в тексте.

Исследования женской литературы и женских текстовых стратегий прежде всего должны иметь четкую терминологическую базу и понятийный аппарат. Проблема выработки критериев, связанных с вопросами женского текста и женской литературы, оказалась в поле интереса и внимания теоретиков литературы относительно недавно. Связано это с активным развитием в 1970-е годы феминистского движения, одним из направлений которого стала феминистская литературная критика (feminist literary criticism). Для того чтобы понять специфику женской позиции в тексте, первоочередной задачей исследователей стала попытка определения позиции женщины в культуре и обществе, а также особенностей самоосознания женщины в рамках данной культуры и данного общества, то есть особенностей женской субъективности. Следующим этапом стала разработка теории письма, посвященной способу самовыражения, самопроговаривания, самописания. Основной научно-теоретической базой при этом стали работы Р.Барта (в частности, его концепция соотношения письма и авторства) и Ж.Деррида (теория письма как манипуляции материальными и культурными знаками).

В результате появилась возможность определения того, как реализует себя женская субъективность посредством письма и каковы в связи с этим критерии женской литературы и женского текста. Большой вклад в разработку теории женской литературы и женского текста внесли такие исследователи как Элен Сиксу (Helene Cixous), Элейн Шоуолтер (Elaine Showalter), Юлия Кристева, Люси Иригарэ (Lucy Irigaray), Эллен Моерс (Ellen Moers), Сандра Гилберт (Sandra Gilbert), Сьюзан Губар (Susan Gubar), Тереза де Лауретис (Teresa de Lauretis), Ирина Савкина и другие.

Терминологическая база, используемая в данном исследовании, представлена в приложении 2.

Новизна и актуальность нашего исследования заключается, помимо выбора объекта (малоизученного произведения Энн Бронте), в выборе подхода к анализу материала. Рассмотрение романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» с целью выявления тендерной природы текста потребовало включения в структуру анализа некоторых вопросов тендерной теории. В сферу нашего внимания входят аспекты психологии героев и мотивации их поступков. Положения тендерных исследований являются важной составляющей теоретической базы нашего исследования, так как они помогают определить культурный и социальный background, особенности среды, в которой происходит действие романа, и которая оказывает влияние на его героев. Также для нашей работы большое значение имеют исследования теоретиков феминистской литературной критики, посвященные вопросам изучения тендерной природы текста, художественных стратегий ее воплощения и особенностей бытования слова и появления смысла в гендерно маркированном тексте.

С точки зрения истории литературы, актуальность данного исследования заключается также и в том, что имя Энн Бронте не очень широко известно в нашей стране. Пожалуй, еще менее известны названия ее произведений, ни одно из которых не входит в образовательные программы по изучению зарубежной литературы. Этим объясняется тот факт, что отечественная литературная критика не уделяет творчеству этой женщины-автора значительного внимания. В нашей стране на сегодняшний день еще не проводились исследования романов Энн Бронте. Более того, «Литературный энциклопедический словарь» (1987) в «Аннотированном указателе авторов художественных произведений» имени Энн Бронте не упоминает вовсе. Чаще всего об этой писательнице упоминают лишь как о младшей сестре Шарлотты Бронте, и информация о ее самостоятельном литературном опыте оказывается крайне сжатой.

До недавнего времени единственным материалом на русском языке, посвященным творчеству Энн Бронте, являлась вступительная статья к изданию ее романов в 1990 году, написанная Н.П.Михальской. И лишь совсем недавно имя Энн Бронте оказалось включено в библиографический словарь «Зарубежные писатели», выпущенный в 1997 году. Но сам жанр данного издания позволяет Н.П.Михальской включить в статью о Бронте лишь основные сведения о биографии писательницы и общие замечания о ее творчестве, носящие справочный, а не исследовательский характер. В то же время интерес к фигуре Энн Бронте в западном литературоведении довольно велик, существует ряд интересных исследований по различным аспектам творчества этой писательницы, поклонники ее творчества открывают специальные сайты в интернете, размещая на них разнообразную информацию об Энн Бронте и высказывая свои суждения по поводу ее произведений. Все это говорит о востребованности романов Энн Бронте со стороны современных читателей. Данные причины делают фигуру Энн Бронте и ее роман «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» очень интересным объектом исследования, обосновывая наше стремление посредством данного исследования привлечь внимание к личности и творчеству этого автора.

Материалом исследования является текст романа Энн Бронте (Anne Bronte) «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» ("The Tenant of Wildfell Hall").

Объектом данного исследования является роман, написанный автором-женщиной.

Предметом исследования является тендерная маркированность текста, конструируемая с помощью различных текстовых стратегий и художественных приемов.

Цель данной работы - доказать тендерную маркированность текста романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла».

Основными задачами работы являются исследование романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» как женского текста путем применения критериев, выработанных феминистской литературной критикой, изучение особенностей их реализации в данном тексте на примере конкретных образов и художественных стратегий.

Анализ романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» (1848) в аспекте тендерной принадлежности текста производится для того, чтобы установить факт существования в эпоху раннего Викторианства женского текста, отвечающего критериям современной теории.

В нашем исследовании используются структурный, лингвистический, психоаналитический, исторический методы анализа художественного произведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном рассмотрении критериев и принципов, выработанных теорией литературы и феминистской литературной критики, и в применении данной совокупности критериев к тексту романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». При этом особенно важным является тот факт, что Синтез разнообразных частных теорий и подходов в одном исследовании позволяет нам исследовать тендерную природу текста не на одном, а на нескольких уровнях, сделать анализ многоаспектным.

С опорой на выявленные теоретиками феминистской литературной критики принципы женского письма становится возможным применение данных характеристик к роману «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». То есть, мы получаем возможность прочтения романа как женского текста, обладающего набором специфических признаков.

В качестве одного из самых явных принципов женского текста теоретиками феминистского направления была определена постановка в центр повествования героини-женщины. В связи с этим автором в пространстве художественного повествования моделируется специфически женское отношение к реальности, положение женщины в культуре и самоосознание ею своей роли в обществе. Становится возможным говорить об особой женской проблематике. Наша задача состоит в том, чтобы доказать, что в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» автор моделирует такие самоощущение и самоидентификацию героини в культуре и обществе, которые на основании работ теоретиков тендера характеризуются как специфически женские: героиня осознает себя в культуре в качестве объекта, который не является самодостаточным и может быть определен, маркирован и значим лишь по отношению ко всем проявлениям мужского начала. Попытка обретения героиней статуса субъекта раскрывается на примере процесса воспитания, традиционно представляющего женщину в качестве объекта будущей сделки (брака).

Проблема самовыражения женской субъективности, попытка закрепиться в культуре в качестве личности, обладающей голосом, в качестве говорящего «я», в романе решается характерным для женского сознания и для женской литературы способом — обретением субъектности через письмо. Героиня романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Хелен представлена как пишущая женщина, тем самым данный образ становится олицетворением, с одной стороны, проблемы положения женщины в культуре, при котором женская субъективность может состояться как самостоятельная лишь в процессе письма; а с другой - самой проблемы закономерности существования женского письма и текста как особого, значимого в культуре и обладающего специфическим набором качеств. В связи с этим жанр письма, в котором воплощается субъективность героини - это жанр, определяемый как традиционно женский [58], - дневник. Мы должны доказать, что специфика дневникового письма как способа самосубъективации, как способа обретения самостоятельного голоса моделируется автором особым образом: сам метод воплощения героини в письме обладает всеми характеристиками женской субъективности и сознания, женского отношения к реальности и женского способа интерпретации культуры.

Женское субъективное начало порождает в тексте особый тип значений и смыслов, характеризующийся подвижностью, гибкостью и амбивалентностью. Отрицание застывших заданностей как таковых, отрицание любых клише по причине их фиксированности в культуре приводит к смещению оценок, децентрации смысловых акцентов. При этом амбивалентность как признак женского письма, выделяемый теоретиками феминистской литературной критики, частично перекликается с теорией амбивалентности романного слова М.М.Бахтина. В соответствии с этой теорией слово в романе является цитатным, диалоговым, так как оно возникает на основе уже существующих текстов, в том числе и текста реальности, и обращено ко всем последующим. Романное слово представляет собой также не отдельный смысл, а точку стяжения множества смыслов: смыслов, задаваемых автором, и смыслов, привносимых в текст читателем. В женском тексте цитатность слова всегда осуществляется как отрицание: женщина-автор обращается к другим текстам, чтобы опровергнуть их. Женское слово - это всегда отказ и деконструкция слова мужского. В женском тексте наиболее полно реализуется бахтинская концепция пародии и иронии как совмещения двух смысловых систем, так как именно эти приемы являются одной из ведущих характеристик женского текста.

Мы должны проверить гипотезу о том, что смысловая амбивалентность пронизывает роман Э.Бронте как на уровне бытования слова (примером чему является часто используемый прием речевой игры), так и на уровне авторской позиции в целом, которая выражается в противонаправленных тенденциях в отношении тендерной нормы - отрицание одновременно с утверждением.

Определяющим для женской стратегии письма становится отношение к тендеру, а именно - способ, которым отвергаются или же принимаются гендерные стереотипы и который маркирует позицию автора как «женскую» или как «мужскую». При этом женщина-героиня, как и женщина-автор, являются прежде всего читательницами текста культуры, однако в процессе чтения женщина может вырабатывать свой собственный текст. Маркирующим становится сам способ «чтения» тендерного текста. Женский способ «чтения» характеризуется прежде всего тенденцией, деконструирующей тендер. В романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» гендерные стереотипы существуют как предмет деконструкции, отрицания, речевыми воплощениями которых являются приемы иронии и пародии. Одновременно с этим женское нивелирующее письмо не может существовать вне доминирующего типа дискурса, который традиционно определяется как мужской. Поэтому ирония становится специфически женским приемом языкового самовыражения, так как используется доминирующий тип дискурса, но с помощью иронии демонстрируется подавление женского в нем. Прием иронии, пародийного освещения тендерных стереотипов, речевых провокаций по отношению к представителям традиционалистской культуры маркирует тендерную позицию автора в тексте.

В текстах, обладающих характеристиками тендерной маркированности, актуализируется момент чтения и сопереживания читателя. Именно женский текст построен с установкой на максимальное сближение с читателем, на стирание всякой дистанции между ним и текстом. Женское письмо порождает особый способ «женского чтения», когда читатель должен пережить события произведения как свои собственные, даже если при этом читатель на самом деле является мужчиной. В женском письме наблюдается уход от какой-либо закрепленности авторского смысла, в связи с чем ведущая роль в процессе смыслопорождения отводится читателю. При этом самим способом построения произведения читателю навязывается именно такой, «женский» тип чтения. Интимизация письма, а следовательно, и чтения отличает и роман «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Автор самим способом построения текста стремится привлечь читателя к максимальному сближению с текстом, самоустраняясь, тем самым избавляя текст от морализаторства и надзирающей фигуры автора в тексте, что порождает такие характеристики текста, как субъектный хронотоп и личностно окрашенное слово.

Следующим важным признаком феминности текста является экспликация феномена «друговости» и «другого». При этом «другим» для женской субъективности становится мужское начало. В тексте романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» специфика обрисовки мужских образов и мужского поведения отличается от изображения женских персонажей. В тексте эксплицируется оппозиция «свое-чужое», так как женские образы поданы автором в статике, завершены (за исключением образа Хелен), тогда как мужские образы раскрываются на протяжении всего текста, они не познаны до конца и не завершены. Проверке подлежит тезис о том, что специфика авторской стратегии в изображении проявлений мужской и женской субъективности отчетливо маркирует мужское начало как «другое».

Еще одним, требующим доказательства, тезисом является определение присутствия и функциональной нагрузки приема речевой провокации. Феномен провокации представляет собой элемент женского отношения к реальности. В романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» нам необходимо выявить специфику речевой провокации как структурной составляющей речевого поведения персонажей и собственно способ организации текста как свидетельство-провокационной активности автора.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и два приложения.

Первая глава содержит теоретический и историко-литературный обзор, посвященный проблеме феномена женской литературы и определения критериев женского текста.

Принципы исследования художественного текста с целью выявления его тендерной природы объединены в два блока в связи с тем, что специфика женского текста складывается из особых авторских стратегий, проявляющихся на разных уровнях.

Первый блок, который содержит изучение женского текста на уровне проблематики и содержания, представляет собой содержание второй главы данной работы. В центре внимания оказываются образ главной героини романа, моделирование автором специфично женской проблематики на примере изображения процесса воспитания, освещение проблемы пишущей женщины в культуре и обществе.

Третья глава содержит в себе признаки второго блока, характеризующие собственно авторский уровень как набор технологий и стратегий письма, манипуляций с текстовыми и культурными конструктами и значениями. Акцент исследования в данной части работы делается на проблеме специфики проявления женского субъективного начала в тексте и связанного с этим

СL/ особого тип^значений и смыслов. В связи с этим анализируется значение феномена «Другого» в тексте и рассматриваются авторские стратегии, направленные на формирование особого читательского восприятия.

В приложении 1 представлен русский перевод цитат из романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», использованных в данном исследовании.

Приложение 2 представляет собой словарь терминов, применяемых в данной работе.

Практическая ценность. Материалы данного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по истории английской литературы XIX века, при проведении спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам женской литературы, а также проблемам изучения творчества Энн Бронте.

Апробация. Основные положения данного исследования обсуждались на научных конференциях: «Пуришевские чтения» (МГПИ им. В.И.Ленина, Москва, 2001), «Состояние и пути совершенствования преподавания литературы в вузе» (СурГПИ, Сургут, 2001), «Дергачевские чтения» (УрГУ им. А.М.Горького, Екатеринбург, 2002).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Рябков, Максим Николаевич

Заключение

Данное исследование было направлено на решение поставленных в начале работы задач по применению критериев тендерной маркированности художественного текста, выработанных теоретиками феминистской литературной критики, по выявлению их наличия и определению особенностей их воплощения и реализации в тексте романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». В результате анализа текста произведения мы пришли к следующим выводам.

Анализ текстовой структуры романа произведен на нескольких уровнях: на уровне специфично женской тематики и проблематики произведения и на уровне собственно авторских стратегий письма как манипуляции культурными и текстовыми знаками.

1. Говоря о первом уровне, мы должны прежде всего отметить, что в позиции единственного субъекта, свободного от овнешняющих, завершающих и опредмечивающих оценок, в романе выступает героиня-женщина. Она не только не становится объектом внешней оценки, но, напротив, сама обретает статус оценивающего субъекта.

2. Постановка именно женщины в позицию единственного субъекта вскрывает моделируемую автором специфично женскую проблематику - в центре авторского внимания оказывается оппозиция «объект-субъект» в обществе и культуре, причем принципиальным в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» является то, что подобная специфично женская проблематика выражается в адекватных речевых формах, то есть не только в содержательном, но и в формальном аспекте.

Автор романа выстраивает в тексте путь становления личности, демонстрирует изменения в сознании героини. Она начинает эволюцию от статуса объекта, приходя к позиции субъекта самовоспитания, и в результате обретает статус воспитывающего субъекта.

Таким образом, автор на содержательном уровне преодолевает нормативно закрепленное в культуре представление о пассивно-транслирующей роли женщины в процессе воспитания и её тотально объектном положении в обществе.

3. Творческое отношение к тендерной норме реализовано автором и в решении актуальной проблемы «пишущей женщины». Принципиальным является тот факт, что героиня романа выступает в роли как раз такой «пишущей женщины», создающей свой собственный текст, хотя он и относится к интимной, частной сфере, и не предназначен для публичного восприятия. Именно пишущая женщина представляет собой воплощенное опровержение тендерных ролевых установок, согласно которым ей отводится исключительно функция читателя нормы, закрепленной в ее сознании мужской культурой.

Писание себя в дневнике, помещенном в структуру романа, имеет несколько особенностей: во-первых, это - обретение собственного «Я», закрепление себя в качестве субъекта, обладающего творческой волей и активностью. Однако дневниковое проговаривание себя как субъекта в романе неизменно строится с опорой на цензурирующее авторитетное начало, имеющее мужскую природу.

Образ пишущей женщины в романе является своеобразной антинормой по отношению к доминирующим культурным установкам. В романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» происходит отказ от традиционно предписанной женщине тендерной роли, выраженный уже самим процессом женского письма.

При этом проблема «пишущей женщины» в романе существует в двух измерениях: в художественной реальности героини и в реальности автора Энн Броннте, которая представляет собой разрушение нормы фактом своего письма. Таким образом, отношения автор-герой в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» выстроены особым образом: автор самим фактом своего творчества создает в реальности ту ситуацию, которая является предметом описания в романе и одновременно становится прототипом своей героини. Следовательно, одновременно с проблемой «пишущей женщины» как ф своеобразной культурной антинормы в новом аспекте предстает и проблема взаимоотношений автор-герой.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что женское письмо изначально создается как письмо-разрушение нормы, письмо-опровержение, письмо-отрицание.

На уровне авторских текстовых стратегий нами были выявлены особые методы манипуляций с текстовыми и культурными знаками и присвоения им особого типа значения, определяемого теорией феминистской литературной критики как «женское».

1. Тендерная маркированность авторской позиции обнаруживается в специфике воплощения тендерной нормы в тексте романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Показательным в данном случае является принцип амбивалентности как синтеза противонаправленных авторских установок:

Ф тендерная норма существует в двух противоположных авторских интенциях — отрицании и утверждении. Отрицая отдельные аспекты нормы, творчески их перерабатывая, героиня романа, а вместе с ней и автор, в то- же время утверждают ценность ее основных постулатов.

2. Собственно авторская культурная и текстовая позиция также оказывается гендерно маркированной, так как, в соответствии с положениями теории, она определяется прежде всего как деконструирующая по отношению к тендерной реальности. При этом деконструкция как специфично женская позиция в культуре и тексте направлена на тендерные нормы и стереотипы именно в связи с их закрепленностью и заданностью в обществе.

3. Разрушение любых застывших идеологий и норм воплощается в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» также и на речевом уровне при помощи приемов иронии и пародирования. Эти приемы с одной стороны

W позволяют женщине присвоить реальность, сделать ее объектом оценки, препарировать ее законы и нормы, а с другой стороны они выступают в качестве инструмента отстранения, так как иронизириующий, пародирующий субъект занимает по отношению к объекту иронии и пародии доминирующую позицию.

4. Для романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» как женского текста характерны авторские установки на так называемое интимизированное чтение: нивелирование дистанции между читателем и текстом, установка на читательское сопереживание текстового события как своего собственного. Подобная установка реализуется в принципе формальной авторской самонейтрализации в тексте, вследствие чего характерными чертами текста становятся: субъектный хронотоп - все события происходят в пределах личностной сферы персонажа, внешнее вмешательство автора отсутствует, в связи с чем каждое слово становится личностно окрашенным. Также по причине особенностей субъектной организации, при которой слово и воля автора являются в тексте формально невыраженными и существует только речевое поле говорящих персонажей, слово в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» приобретает особый статус - оно приравнивается к поступку, а произнесение слова приравнивается к акту действия. В связи с тем, что женское сознание обладает такими характеристиками как «дефицит сверх-Я» [81; 58] и постоянная нехватка оценки, это прослеживается в романе как в авторских принципах создания образа героини, так и во взаимоотношениях автор-читатель. Автор моделирует и раскрывает эту черту в образе Хелен, обнажая структуру её сознания посредством дневникового письма, где роль оценивающего и цензурирующего сверх-Я играет авторитетная инстанция, имеющая характеристики мужского начала. Для автора роль такого оценивающего голоса играет читатель в самой структуре текста. Таким образом, в самом принципе построения текста обнаруживается нехватка авторитетной инстанции оценки, которая должна заполняться читательской субъективностью, что позволяет характеризовать сознание автора текста как несамостоятельное, испытывающее потребность в текстовом сверх-Я а также и возросшую роль читателя в женском тексте.

Ф> 5. Тендерная маркированность авторской позиции проявляется и в присутствии в тексте характерного для женского текста феномена «друговости», который реализуется в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» в специфике обрисовки женских и мужских образов. При этом женщины показаны автором как статичные, завершенные характеры, не претерпевающие эволюции. Это связано с тем, что женщина в данном произведении (за исключением главной героини Хелен) предстает в качестве готового продукта, сформированного мужской культурой. Мужские же образы раскрываются и усложняются на всем протяжении действия романа, они находятся в постоянном процессе развития, не поддаются завершению. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что мужчина в тексте романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» никогда не познан до конца и представляет собой в оппозиции «свое»-«чужое» именно второй полюс, «другой» по

Ш отношению к полюсу женскому.

6. Одной из особых черт женской культурной и текстовой позиции, отношения к реальности, является элемент провокации. В исследуемом произведении прием провокации представлен, во-первых, на уровне речевого поведения персонажей. Использование приема речевой провокации говорит о стремлении автора избежать использования законченных, готовых формулировок, об изменчивости, гибкости и подвижности смысла, а также о наличии в тексте множественных примеров языковой игры. Во-вторых, провокационная активность автора проявляется в самом способе организации текста: постановка женщины в позицию субъекта, что является откровенным противоречием культурной и литературной норме; постановка проблемы пишущей женщины, обладающей творческой активностью, преобразующей норму, которая освещается как на уровне героини, так и на уровне собственно авторской позиции.

На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что текст романа ранневикторианского периода «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» соответствует критериям, позволяющим определить тендерную природу текста как «женскую» и на уровне содержания, и на уровне авторских стратегий письма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рябков, Максим Николаевич, 2004 год

1. Bronte A. The Tenant of Wildfell-Hall. London: Penguin Books, 1994. -378 p.

2. Андреева В.А. Структура и формы внутреннего диалога в художественном тексте//Междисциплинарная интерпретация художественного текста. СПб., 1995. - С.6-16.

3. Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.

4. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Перволичная повествовательная форма в художественной прозе//Всесоюзный симпозиум по вторичным моделирующим системам 1(5). Тарту. 1974. Материалы. Тарту, 1974. -С.216-223.

5. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе//Известия АН СССР. Сер. лит. и яз.- 1976. Т.35, вып.4. - С.343-356.

6. Барахов B.C. Искусство литературного портрета. М., 1976.

7. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 333 с.

8. Бахтин М.М. Время и пространство в романе//Вопросы литературы.- 1974. № 3. - С.133-179.

9. Бахтин М.М. К философии поступка//Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев: Next, 1994.

10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Л., 1979.

11. Бахтин М.М. Слово в романе//Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

12. БернШ. Тендерная психология. СПб.-М., 2001.

13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.-М., 1996.

14. Бовуар, де С. Второй пол. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя,

15. Брандт Г. А. Природа женщины. Екатеринбург: Урал НАУКА, 1999.

16. Бронте Э. Агнес Грей. Незнакомка из Уайлдфелл-Холла. Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1990. 527 с.

17. Вольф К. Истоки одной повести: Кассандра. Франкфуртские лекции//Вольф К. От первого лица. М., 1990.

18. Вулф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал»//Эти загадочные англичанки. М., 1992. - С.489-495.

19. Гаибова М.Т. Пути и способы выявления образа автора во внутренней речи персонажа. Баку: Азерб. гос. ун-т, 1984. - 147 с.

20. Галанов Б.Е. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь. М.: Советский писатель, 1972. - 184 с.

21. Тендерный фактор в языке и коммуникации: Сб. науч. тр. -М.: Моск. гос. лингвист, ун-т, 1999. Вып.446. - 136 с.

22. Гениева Е. Обаяние простоты//Дж.Остен Собрание сочинений в 3 т. М.: Художественная литература, 1988. — Т.1. — С.5-34.

23. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. JL: Советский писатель, 1979. - 222 с.

24. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. - 443 с.

25. Голубева Т.И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний: (На материале англ. и амер. авторов XIX-XX веков): Автореф. дис. канд. филол. наук. /Моск. гос. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза. Специализир. совет К-053.17.01. -М.: 1989.-22 с.

26. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор — персонаж в художественном тексте. Томск, 1984. - 149 с.

27. Горошко Е., Кирилина А. Тендерные исследования в лингвистике сегодня//Гендерные исследования. — Харьков, 1999. № 2.

28. Гражданская 3. Роман Шарлотты Бронте «Джен Эйр»//Ш.Бронте Джен Эйр. М.: Правда, 1989. - С.5-12.

29. Добнн Е.С. Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель, 1975. - 192 с.

30. Дьяконова Н.Я. Английская литература и викторианский компромисс/ЯТроблемы истории зарубежной литературы. Л., 1983. -Вып.2. - С.122-132.

31. Елизаветина Г.Г. Становление жанра автобиографии и мемуаров//Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М.: Наука, 1982. - С.235-263.

32. Ешмамбетова З.Б. Соотношение авторской речи и речи персонажа как лингвопоэтическая проблема: (На материале англ. яз.): Автореф. дис. канд. филол. наук. /МГУ им М.В.Ломоносова. Филол.фак. Каф. англ.яз. М.: 1984. - 34 с.

33. Жеребкина И. Прочти мое желание. Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000. - 251 с.

34. Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XIX века. Киев: Выща школа, 1988. - 159 с.

35. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория//Женщина.Гендер.Культура. М., 1999.

36. Зельцер Л.З. Символ инструмент анализа художественного произведения. - Владивосток, 1990. - 160 с.

37. Ивашева В.В. Затворница Хоуорта//Ивашева В.В. Век нынешний и век минувший: Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1990. - С.250-302.

38. Ивашева В.В. Несравненная Джейн//Ивашева В.В. Век нынешний и век минувший: Английский реалистический роман XIX века вего современном звучании. М.: Художественная литература, 1990. - С.50-74.

39. Ивашева В.В. У истоков английского натурализма//Ивашева

40. B.В. Век нынешний и век минувший: Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1990. - С.341-394.

41. Ионкис Г. Магическое искусство Эмили Бронте//Э.Бронте Грозовой перевал. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1990.1. C.5-18.

42. Кант И. Антропология с прагматичной точки зрения. М., 1966. Соч. в 6 т. Т.6.

43. Кант И. Наблюдение над чувствами прекрасного и возвышенного. М., 1964. Соч. в 6 т. Т.2.

44. Карельский А.В. От героя к человеку: Развитие реалистического психологизма в европейском романе 30-60-х годов XIX века//Вопросы литературы. М. - 1983. - № 9. - С.81-122.

45. Квадратура смысла. М.: Прогресс, 1999.

46. Кирилина А.В. Тендер: лингвистические аспекты. М., 1999. -189 с.

47. Ковалевская Е.Г. Речь персонажей и речевая характеристика героев//Ученые записки Ленинградского пед. института. 1971. - Т.451. -С.168-187.

48. Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию//Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.

49. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман//Вестник МГУ. -Сер.9. Филология. 1995. - № 1. - С.97-123.

50. Лауретис, де Т. Риторика насилия//Антология тендерной теории. — Минск: Пропилеи, 2000.

51. Лихачева Л.Н. Повествовательная точка зрения как художественный прием и его языковая характеристика: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1976. - 20 с.

52. Мартысюк Н.П. Стратегии речевого поведения как отражение тендерных социальных ролей (в ситуации конфликта): Автореф. дис. канд. филол. наук. Минск: Минский гос. лингвистический университет, 2001. -19 с.

53. Михальская Н.П. Бронте//Зарубежные писатели. Библиографический словарь в 2 ч. /Под ред. Н.П.Михальской/. — М.: Просвещение, 1997. Ч. 1. - С.98-104.

54. Михальская Н.П. Остин//Зарубежные писатели. Библиографический словарь в 2 ч. /Под ред. Н.П.Михальской/. М.: Просвещение, 1997. - 4.2. - С. 127-129.

55. Михальская Н.П. Третья сестра Бронте//Бронте Э. Агнес Грей. Незнакомка из Уайлдфелл-Холла. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1990. - С.5-16.

56. Мудуре М. Существует ли женская традиция?//Гендерные исследования. Харьков, 1999. - № 2. - С. 171-178.

57. Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений//Гендерные исследования. Харьков, 2000. - № 5. -С.115-131.

58. Наумова О.А. Автобиографический роман воспитания в творчестве .Ч.Диккенса и Ш.Бронте: Автореф. дис. канд. филол. наук. /МГПИ. Специализир. Совет Д 113.08.08./- М., 1990. 16 с.

59. Никанорова Т.М. Творчество сестер Бронте в русской и советской критике//Типологические схождения и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе XIX-XX вв. Красноярск, 1987. - С.11-27.

60. Никонова А.Ф. Взаимоотношение авторской речи и речи персонажа в английской художественной прозе XVIII-XIX веков: Автореф.дис. канд. филол. наук. М.: МГПИ иностр. языков им. М.Тореза, 1975. - 35 с.

61. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. М.: Наука, 1973. - 104 с.

62. Петровский В.В. Тип рассказчика в произведениях автобиографического характера//Вопросы русской литературы». Львов. -1974. - Вып.2. - С.52-56.

63. Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб.науч. тр. /Ред.-сост.: Черашняя Д.И., Чулков В.И./ /Удм. гос. ун-т/. -Ижевск. 1998. - Вып. 11. - 354 с.

64. Проблемы психологизма в художественной литературе: Сб. статей. /Ред. Кузнецова М.В./. — Томск, 1980. 142 с.

65. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. Джордж Элиот (1819-1880)//История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. М.: Флинта, Наука, 1998. - С.289-343.

66. Пьянова М.В. Идиоматика речевого портрета литературного персонажа: (На материале англ. худож. лит.): Автореф. дис. канд. филол. наук. /МГУ им М.В.Ломоносова/. М., 1997. - 21 с.

67. Рюткенен М. Тендер и литература: Проблема «женского письма» и «женского чтения»//Филологические науки, 2000. №3.

68. Савкина И. Пишу себя. Тампере, 2001.

69. Санд Ж. Собрание сочинений: В 9 т. Л., 1973. - Т.6.

70. Сергеева Ю.М. Внутренний диалог как языковое явление и как литературно-художественный прием: Автореф. дис. канд. филол. наук. /МПГУ им В.И.Ленина/. М., 1996. - 16 с.

71. Соколова Н.И. Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве: Автореф. дис. канд. филол. наук. / МГПИ. Специализир. Совет Д 113.08.08. М., 1990. - 16 с.

72. Сомова Е.В. Лингвопоэтические средства выражения авторского отношения к персонажу: (На материале англ. худож. прозы): Автореф. дис. канд. филол. наук. /МГУ им М.В.Ломоносова. Филол.фак./. -М., 1989.-24 с.

73. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1973. - 57 с.

74. Трофимова Е.И. Терминологические вопросы в тендерных исследованиях//ОНС. 2002. - № 6. - С.178-189.

75. Урбан А. Автодокументальная проза//Звезда, 1970. № 10. -С.4-77.

76. Урбан А. Художественная автобиография и документ//Звезда, 1977. № 2. - С. 192-208.

77. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. —348 с.

78. Федоров В.В. Диалог в роман. Структура и функции: Автореф. дис. канд. филол. наук. Донецк: Донецкий гос. университет, 1975.-20 с.

79. Черноиваненко Е.М. Автор и герой: Проблема автобиографичности в прозаическом произведении: Автореф. дис. канд.филол. наук. АН УССР. Ин-т лит. им. Т.Г.Шевченко. - Киев, 1983. - 24 с.•

80. Шанина А.Л. Лингвостилистические средства выражения образа автора в тексте воспоминаний: Автореф. дис. канд. филол. наук. /Моск. гос. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза. Специализир. совет К-053.17.01./-М., 1988.-22 с.

81. Шикин В.Н. Дневник//Литературный энциклопедический словарь (под общей редакцией В.М.Кожевникова и П.А.Николаева). М.: Советская энциклопедия, 1987.

82. Эрих-Хэфели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе 18 века: психоисторическаязначимость героини Ж.-Ж.Руссо Софи//Пол. Тендер. Культура. М.: РГТУ, 1999.

83. Alexander С., Sellars J. The art of the Brontes. Cambridge, 1995.-XXXVI, 484 p.

84. Ardholm H.M. The emblem and the emblematic habit of mind in "Jane Eyre" and "Wuthering Heights". Goteborg: Acta University Gothoburgensis, 1999. - 166 p.

85. Argyle G. Gender and generic mixing in Charlotte Bronte's "Shirley'V/Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1995. - Vol.35. -№ 4. - P.742-756.

86. Autobiography: Essays theoretical and critical /Ed. by J.Olney/. -Princeton, 1980.

87. Baneijee J. Girl's education and the crisis of the heroine in Victorian fiction//English studies. Lisse, 1994. - Vol. 75. - № 1. - P.34-45.

88. Banks L.R. Dark quartet. The story of the Brontes. L., 1976.374 p.

89. Bentley P. The Brontes and their world. L., 1974. - 144 p.

90. British women writers: A critical reference guide /Ed. by J.Todd/. -NY, 1989.-XVIII, 762p.

91. Bunkers S.L. Midwestern Diaries & Journals: What Women Were (Not) Saying in the Late 1800-s//Studies in Autobiography. /Ed. By James Olney/. NY, Oxford: Oxford Un.Press, 1988.

92. Carnell R.K. Feminism and the public sphere in Anne Bronte's "The tenant of Wildfell-Hall'V/Nineteenth century literature. Berkeley, 1998. -Vol. 53. -№ 1. - P.l-24.

93. Childers J.W. Novel possibilities: fiction and the formation of early Victorian culture. Philadelphia, 1995. - VIII, 218 p.

94. Childers J.W. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1998. - Vol.38. - № 4. - P.761-811.

95. Chitham E. A life of Anne Bronte. Oxford, Cambridge, 1991. -VII, 216 p.

96. Cixous H. The Laugh of Medusa. 1972.

97. Corbett M.J. Representing femininity: Middle-class subjectivity in Victorian and Edwardian women's autobiographies. NY; Oxford, 1992. - VI, 240 p.

98. Craft-Fairchild C. Masquerade and gender. Disguise and female identity in eighteenth-century fictions by women. University Park, 1993. - X, 190 p.

99. Craik W.A. The Bronte novels. L., 1968. - 266 p.

100. Crosby C. The ends of history: Victorians and "the woman question".-NY; L., 1991.-X, 186 p.

101. Culley M. Introduction to A Day at a Time: Diary Literature of American Women from 1764 to 1985//Women, Autobiography, Theory: A Reader. /Ed. By Sidonie Smith & Julia Watson/. Madison: Wisconsin Un.Press, 1998.

102. Dillon C. The archaelogy of Victorian literature//Modern language quaterly. Seattle. - 1993. - Vol. 54. - № 2. - P.237-261.

103. Dolin T. Fictional territory and a woman's place: Regional and sexual difference in "Shirley'V/English literary history. Baltimore. - 1995. - Vol. 62. -№ 1. - P.197-215.

104. Duthie E.L. The Brontes and nature. L., 1986. - 273 p.

105. Eagleton T. Myths of power: A marxist study of the Brontes. L., 1975.- 148 p.

106. Ermarth E.D. The English novel history, 1840-1895. L., 1997. -X, 246 p.

107. Ewbank I.-S. Their proper sphere. A study of the Bronte sisters as Early-Victorian female novelists. L., 1966. - 222 p.

108. Field Т. Form and function in the diary-novel. L.: Macmillan, 1989.-XII, 198 p.p 108. Frawley M.H. Anne Bronte. NY: Twayne, 1996. - XIV, 171 p.

109. Freud S. Papers on Technique: Observation on Transference Love. Further Recommendation on the Technique of Psychoanalysis//The Standard Edition of the Complete Psychological Works /Strachey J. (ed.). L.: Hogarth Press, 1958. - Vol.12. - Pp.72-86.

110. Galperin W. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1997. - Vol.37. - № 4. - P.877-964.

111. Gender and psychology /Ed. by K.Trew and J.Kremer/. Arnold,1998.

112. Gerin W. Anne Bronte. L., 1959. - 368 p.

113. Gezari J. Charlotte Bronte and defensive conduct: The author and the body at risk. Philadelphia, 1992. - 201 p.

114. Gilbert S., Gubar S. The Madwoman in the Attic. The woman writer and the nineteenth-century literary imagination. New Haven, London: Yale University press, 1980. - 719 p.

115. Halperin J., Kunert J. Plots and characters in the fiction of Jane Austen, the Brontes and George Eliot. Hamden, 1976. - 282 p.

116. Hanson L., Hanson E. The four Brontes. The lives and woks of. -Hamden, 1967.-414 p.

117. Harrison A., Stanford D. Anne Bronte. Her life and work. L., 1959. -252 p.

118. Harrison G.E. The clue to the Brontes. L., 1948. - 222 p.

119. Jelinek E. The tradition of women's autobiography: From antiquity to the present. Boston, 1986.

120. Kahane C. Passions of the voice: Hysteria, narrative and the figure of the speaking woman, 1850-1915. Baltimore. - 1995. - XVIII, 196 p.

121. Karl F.R. The Brontes: the self-defined, redefined, and refined//The Victorian experience: the novelists. Athens, 1976. - P. 121-150. ф 122. Kelly G. Women, writing, and revolution, 1790-1827. - Oxford,1993.-328 p.

122. Kelly M.A. Paralysis and the circular nature of memory in "Villette'V/Journal of English and Germanic philology». Champaign. - 1991. -Vol. 90. - № 3. - P.342-360.

123. Kimberley R., Humble N. Victorian heroines: Representation of femininity in nineteenth-century literature and art. NY, 1993. - X, 195 p.

124. Kinsley E.E. Pattern for genius. A story of Branwell Bronte and his three sisters . largerly told in their own words. NY, 1939. - 384 p.

125. Kucich J. The power of lies: Transgression in Victorian fiction. -Ithaca, NY, 1994. XII, 289 p.

126. Lane M. The Bronte story. L., 1953.

127. Langland E. Nobody's angels: Middle-class women and domestic ideology in Victorian culture. Ithaca: Cornell University press, 1995. - XI, 268 p.

128. Lawson K. The dissenting voice: Shirley's vision of women and Christianity//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1989. -Vol.29. -№ 4. -P.729-743.

129. Leeming G. Who's who in Jane Austen and the Brontes. -Hamilton, 1974. 178 p.

130. Levy A. "Jane Eyre", the woman writer, and the history of experience//Modern language quaterly. Seattle. - 1995. - Vol. 56. - № 1. - P.77-95.

131. Leyland F.A. The Bronte family. With special reference to Patrick Branwell Bronte. Manchester, 1973. - Vol.1. - 312 p.

132. Leyland F.A. The Bronte family. With special reference to Patrick ^ Branwell Bronte. Manchester, 1973. - Vol.2. - 302 p.

133. Life/Lines: Theorizing women's autobiography /Ed. by B/Brodzki and C.Schenck/. Ithaca, 1988.

134. Lionnet F. Autobiographical voices: race, gender, self-portraiture. -L., 1989.

135. Loesberg J. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1994. - Vol.34. - № 4. - P.877-932.

136. London B. The pleasures of submission: "Jane Eyre" and the production of text//English literary history. Baltimore. - 1991. - Vol.58. - № 1. -P.195-213.

137. Maserfield M. The lives of the Bronte sisters//Maserfield M. Women novelists from Fanny Burney to George Eliot. Freeport, 1967. - P.95-160.

138. Matus J.L. Unstable bodies: Victorian representations of sexuality and maternity. Manchester, 1995. - VIII, 280 p.

139. Meel, van J.M. Representing emotions in literature and paintings: A comparative analysis//Poetics. Amsterdam. - 1995. - Vol. 23. - № 1 / 2. -P.159-176.

140. Meyer S. Imperialism at home: Race and Victorian women's fiction. Ithaca: Cornell University press, 1996. - X, 220 p.

141. Michie E.B. Outside the pale: cultural exclusion, gender difference, and the Victorian woman writer. Ithaca, NY, L., 1993. - VII, 190 p.

142. Michie H. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1992. - Vol.32. - № 4. - P.665-687.

143. Moers E. Literary women: The great writers. Garden City, NY,1976.

144. Nelson B.A. The graying of "Jane Eyre": Margaret Drabble's "The Waterfall" as revision//Michigan academician. Ann Arbor. - 1997. - Vol. 29. -№ 1. - P.99-107.

145. Newman В. "The situation of the looker-on": Gender, narration, and the gaze in "Wuthering Heights'V/Publishing of the modern language association of America. NY. - 1990. - Vol. 105. - № 5. - P.1029-1041.

146. Peltason T. The way we read and write now: The rhetoric of experience in Victorian literature and contemporary criticism//English literary history. Baltimore. - 1999. - Vol. 66. - № 4. - P.985-1014.

147. Peters M. An enigma of Brontes. NY, 1975. - 191 p.

148. Pimon F.B. A Bronte comparison. Literary assessment, background, and reference. L., 1975. - 394 p.

149. Poole R. Cultural reformation and cultural reproduction in Anne Bronte's "The tenant of Wildfell-Hall'V/Studies in English literature, 1500-1900. -Houston, 1993. Vol.33. - № 4. - P.859-873.

150. Poovey M. Making a social body: British cultural formation, 1830-1864.-Chicago, 1995.

151. Quennell P. The Brontes// Quennell P. Casanova in London and other essays. L., 1970. - P.81-95.

152. Rajan T. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1993. - Vol.33. - № 4. - P.875-925.

153. Raymond E. In the steps of the Brontes. L., 1952. - 323 p.

154. Roston M. Victorian contexts: Literature and visual arts. NY, 1996. -X, 246 p.

155. Roy P. Unaccomodated women and the poetics of property in "Jane Eyre'V/Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1989. -Vol.29.-№ 4.-P.713-727.

156. Ryals C.L. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1996. - Vol.36. - № 4. - P.935-980.

157. Schaght P. Jane Eyre and the history of self-respect//Modern language quaterly. Seattle, 1991. - Vol. 52. - № 4. p.423-453.

158. Shaw M.L. Narrative surveillance and social control in "Villette'V/Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1994. - Vol.34. -№ 4. - P.813-833.

159. Shorter C. The Brontes life and letters. L., 1908.

160. Showalter E. A Literature of Their Own. The British Women Novelists from Bronte to Lessing. Princeton, 1977.

161. Showalter E. Toward a Feminist Poetics//The Critical Tradition: Classic Texts and Contemporary Trends. /Ed. David H. Richter/. 2nd ed. Boston: Bedford, 1998. - Pp. 1375-86.

162. Shuttleworth S. Charlotte Bronte and Victorian psychology. -Cambridge, 1996. XIV, 289 p.

163. Simpson D. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1990. - Vol.30. - № 4. - P.715-738.

164. Sinclair M. The three Brontes. L., 1912. - 257 p.

165. Smith S. A poetics of women's autobiography: marginality and the fictions of self-representation. Indianapolis, 1987.

166. Stanton D. C. Autobiography: Is the Subject Different?//The Female Autograph: Theory and Practice of Autobiography from the tenth to the twentieth Century. /Ed. By D. C. Stanton/. Chicago, London: Chicago Un.Press, 1987.

167. Stewart G. Dear reader. The conscripted audience in nineteenth-century British fiction. Baltimore, 1996. - VIII, 454 p.

168. Stirling N. The Brontes//Stirling N. Who wrote the classics?. -NY, 1965.-P.117-141.

169. Sutherland J. Can Jane Eyre be happy? More puzzles in classic fiction. NY, 1997.

170. Sutherland J. Victorian fiction: Writers, publishers, readers. L.: Macmillan.

171. Swinburne A.C. The Brontes//Swinburne A.C. Swinburne as critic. L., 1972. - P.l 87-200.

172. The Bronte letters /Ed. by M.Spark/. L.; NY, 1954. - 208 p.

173. The literary portrayal of passion through the ages: An interdisciplinary view /Ed. by K.Cameron/. Lewiston etc.: Mellen, 1996. - VIII, 133 p.

174. The private self: theory and practice of women's autobiographical writings /Ed. by S.Benstock/. L., 1988.

175. Thormalen M. The Bronte pseudonyms//English studies. Lisse. -1994. Vol. 75. - № 3. - P.246-255.

176. Thormalen M. The villain of Wildfell-Hall: Aspects and prospects of Arthur Huntingdon//Modern language revue. L. - 1993. - Vol. 88. - Pt.4. -P.831-841.

177. Thorslev P.L. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1989. - Vol.29. - № 4. - P.763-806.

178. Vallone L. Disciplines of virtue: Girls' culture in the 18th and 19th centuries. New Haven: Yale University press, 1995. - X, 230 p.

179. Voicing Gender /Ed. by Y.Hyrynen/. Tampere, 1996.

180. Warhol R.R. Double gender in "Jane Eyre" and "Villette'V/Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1996. - Vol.36. - № 4. - P.857-875.

181. White W.B. The miracle of Haworth. A Bronte study. NY, 1939. -374 p.

182. Willis I.C. The Brontes. L., 1957. - 143 p.

183. Wilt J. Recent studies in the nineteenth century//Studies in English literature, 1500-1900. Houston. - 1995. - Vol.35. - № 4. - P.807-850.

184. Winnifrith T. The Brontes. L., 1977. - 181 p.

185. Wise T.J., Symington J.A. The Brontes: Their lives, friendships and correspondence. Oxford, 1932.

186. Woolf V. Professions for women//The death of the Moth and other essays. New York, 1942. - Pp.236-238.

187. Yablon G.A., Turner J.R. A BrontS biography. L., 1978. - 151 p.

188. Zlotnick S. Luddism, medievalism and women's history in "Shirley": Charlotte Bronte's revisionist tactics//Novel. Providence. - 1991. -Vol. 24. - № 3. - P.282-295.

189. Zonana J. The sultan and the slave: Feminist orientalism and the structure of "Jane Eyre'V/Signs. Chicago. - 1993. - Vol. 18. - № 3. - P.592-617.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.