Ротондальные храмы Урала тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Терёшина, Ольга Борисовна

  • Терёшина, Ольга Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 179
Терёшина, Ольга Борисовна. Ротондальные храмы Урала: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Екатеринбург. 2010. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Терёшина, Ольга Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОТОНДАЛЬ

НЫХ ХРАМОВ.

1.1. Развитие ротондальных форм в мировой архитектуре.

1.2. Развитие ротондальных храмов в русском зодчестве.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РОТОНДАЛЬНЫХ

ХРАМОВ УРАЛА.

2.1. Ротондальные храмы с трехчастно-осевой композицией «кораблем».

2.2. Ротондальные храмы с симметрично-осевой композицией.

2.3. Ротондальные храмы с композицией «скрытая ротонда».

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ротондальные храмы Урала»

Актуальность исследования. Неоднократно отмечено - главным сооружением любого поселения, в том числе в России, многие века оставался храм. Именно храм являлся бесспорной архитектурной доминантой в силуэте города и определял его своеобразие, красоту и выразительность. В силу идеологических причин в послереволюционной России не уделялось должного внимая изучению и сохранению памятников культового зодчества. Многие церкви были разрушены, другие до сих пор не поставлены на государственную охрану и находятся в руинированном состоянии, безвозвратно утеряны ценные исторические документы об их строительстве. Наши предки, жившие в XIX в., понимали необходимость охраны и реставрации памятников архитектуры. В 1826 г. вышел указ Николая I «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении разрушать оныя». Аналогичные указы вышли в 1838 и 1839 годах. Подтвердив возложение ответственности за хранение древностей на местные власти - на губернаторов, указ 1839 г. «предписывал нечто до сих пор невиданное: ремонт древних, имеющих историко-художественную ценность зданий разрешалось проводить лишь при условии сохранения в неприкосновенности их первоначального облика.» [51, с.57]1

Особое место среди памятников культового зодчества занимает ротондальный храм - редкий, хотя и известный уже с античных времен, тип сооружения. Под ротондальным сооружением будем понимать частный случай центрического сооружения, план которого в своей основной части имеет форму круга или правильного многоугольника, перекрытого сомкнутым сводом или куполом, опирающимся непосредственно на наружные стены или внутренние опоры без применения дополнительных

1 В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в списке использованной литературы. Первая цифра в скобках означает номер, вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. конструктивных элементов (например, парусов или тромпов). Своеобразна география русских храмов-ротонд. Основная их масса (около пятидесяти) расположена в Москве и Подмосковье, не более пяти - в Санкт-Петербурге и его окрестностях, известно по одной ротондальной церкви на русском Севере и в Сибири. Единственным, кроме столичных, очагом культового ротондального строительства на всей территории России стал Урал, традиционно считающийся провинцией по отношению к историческим художественным центрам страны. При этом уральские храмы-ротонды, построенные в короткий период конца XVIII - первой трети XIX вв., вызывают большой интерес. Профессиональный почерк, высокие художественные достоинства и интересные объемно-планировочные решения ставят их в один ряд со столичными постройками.

Среди обширных трудов, посвященных истории русской архитектуры, не удается выявить исследований ротондальных храмов как особой типологической группы. «Что же касается русских ротондальных храмов, то при всем обилии сведений фактологического плана, их классификация отсутствует, все они рассматриваются как единый тип «ротондального храма». Объясняется это, по-видимому, их малым количеством, отсутствием среди них больших сооружений или связанных с какими-либо важными для российской истории событиями. И, естественно, относительной молодостью на нашей почве этих форм.» [87, с. 12] Несмотря на отсутствие специальных исследований, достаточно хорошо изучено ротондальное культовое зодчество российских «столиц» Москвы и Санкт-Петербурга, их пригородов. При изучении архитектурного наследия Урала, исторически являющегося промышленным регионом России, наибольшее внимание уделялось промышленному зодчеству и вопросам градостроительства. Уральские храмы-ротонды остались практически без внимания. В большинстве случаев нет сведений об архитекторах, не удается найти авторских чертежей, присутствует и непонимание историко-художественной ценности этих архитектурных произведений. Из семи выявленных уральских ротондальных церквей одна была снесена, три реставрированы и используют по первоначальному назначению. Вызывает тревогу состояние остальных церквей, одна из которых не поставлена на государственную охрану.

Настоящее исследование призвано определить типологические характеристики, возможность атрибуции уральских ротондальных церквей на примере аналогичных памятников культового зодчества и их место в архитектурном наследии России. Успешное решение этих задач невозможно без анализа пространственно-планировочной основы всего спектра ротондальных храмов.

Степень научной разработанности проблемы. При изучении библиографических источников не выявлено комплексных исследований, посвященных ротондальным культовым сооружениям. Эту тему затрагивают отдельные статьи, главным образом, описательного характера. Наряду с другими, ротондальные сооружения описываются в курсах истории искусств и истории архитектуры, в каталогах памятников архитектуры. Однако, при отсутствии специальных исследований храмов-ротонд, отечественная историко-архитектурная наука располагает значительным опытом анализа культового зодчества.

Фундаментальной работой в области теории и истории архитектуры является труд авторитетной группы авторов «Всеобщая история архитектуры» в 12 томах, вышедший в 1966-1975 гг. [21-29]. Изложенные там сведения о наиболее значимых мировых памятниках архитектуры дают возможность составить список большинства ротондальных храмов, построенных за обозримую историю, их хронологическую и типологическую классификацию, т.е. провести «инвентаризацию» ротонд. Получить дополнительные сведения об отдельных ротондальных сооружениях, дополнить список храмов-ротонд помогли исследования, посвященные архитектуре различных исторических эпох и стран. Это труды по античной архитектуре Н.И. Брунова, архитектуре Средневековья A.JI. Якобсона и эпохи Возрождения В.Г. Лисовского [13; 111; 54]. В труде В.Коха по европейскому зодчеству от античности до модерна культовая архитектура выделена в отдельный богато иллюстрированный раздел [53]. В очерках памятников христианской архитектуры доктора церковной истории Н.В.Покровского (1848-1917) интересен анализ появления центрической формы плана в христианском зодчестве, который можно кратко представить следующим образом: надгробные монументальные сооружения - круглые здания греко-римского мира - круглые гробничные храмы христиан -крещальни и храмы обычного назначения [81].

Закономерности развития архитектурной теории и практики в России второй половины XVIII - начала XIX вв., истоки интереса и пути обращения к ротондальному культовому зодчеству, творческие методы архитекторов русского классицизма представлены в работах Ю.Я. Герчука, Н.Ф. Гуляницкого, Н.А. Евсиной, В.В. Кириллова, М.Б. Михайловой [49; 37; 39; 40; 60]. Основной объем фактологической информации о российских храмах-ротондах содержится в каталогах памятников архитектуры Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и его пригородов [71; 72; 74; 75; 78; 79]. Ценная работа по сбору информации и паспортизации была проведена авторским коллективом каталога «Памятники архитектуры Московской области». Изданный в 1975 г., этот каталог содержит помимо исторических сведений и краткого описания каждого памятника, также планы сооружений.

Архитектура отдельных усадебных храмов-ротонд Подмосковья была рассмотрена во многих источниках, посвященных как российской архитектуре эпохи классицизма, так и отдельным памятникам или архитекторам. Среди путеводителей по Московской области необходимо назвать книги историка архитектуры М.А. Ильина, много лет отдавшего изучению подмосковных памятников зодчества. Кроме путеводителей М.А. Ильину принадлежит много книг, посвященных архитектуре и великим зодчим эпохи классицизма, вводятся в научный обиход не упоминавшиеся до того памятники архитектуры, описаны некоторые храмы-ротонды [43; 44]. Ряд интересных наблюдений о специфике храмового зодчества эпохи классицизма в Подмосковье, его связях с древнерусскими и западноевропейскими традициями, содержат книги Н.Я. Тихомирова, B.C. Турчина, В.И. Шередеги [97; 99]. Вопросы атрибуции отдельных храмов-ротонд рассматривает Т.П. Каждан в статье «Новые данные о Баженове», где она привлекает при сравнительном анализе многие прежде мало известные церкви Москвы и Подмосковья [34].

Поскольку нас интересует связь уральских ротондальных церквей со столичными архитектурными школами, были изучены монографии об архитекторах эпохи классицизма, внесших заметный вклад в разработку типа храма-ротонды, В.И. Баженове, М.Ф. Казакове, H.A. Львове. Эти источники дали возможность более полно определить круг ротондальных сооружений каждого зодчего и познакомиться с их особенностями, сопоставить ротондальные церкви, построенные в Москве и Подмосковье, с ротондальными церквями Санкт-Петербурга и его окрестностей. Монографии об известном архитекторе московской школы периода классицизма В.И. Баженове указывают на характерную черту его творчества - обилие круглых и полукруглых комнат, круглых купольных залов [16; 34].^ К сожалению практически не сохранились архивы Баженова, поэтому до сих пор вызывают споры вопросы атрибуции многих зданий, построенных в Москве и Подмосковье во второй половине XVIII в., его роль в формировании типов ротондальных храмов России. А.И. Власюк, А.И. Каплун и A.A. Кипарисова являются авторами самого большого монографического исследования, посвященного творчеству М.Ф. Казакова [20]. Из этого и других трудов видна выдающаяся роль Казакова в становлении ротондального культового зодчества в России [12; 43]. На разносторонние интересы и дарования архитектора, теоретика и историка искусств H.A. Львова указывают исследователи его творчества. В виде ротонды решены многие его здания: церкви, особняки с круглым центральным залом, близкие виллам Палладио, хозяйственные постройки [14; 66]. Обобщая творческую практику названных архитекторов, авторы монографий оценивают их вклад в становление и t развитие архитектуры русского классицизма вообще и в разработку типа купольной ротонды в частности.

Здесь же необходимо отметить литературу, освещающую творческий путь следующего поколения столичных архитекторов, продолживших линию развития классицизма в России и использовавших в своем творчестве ротондальные купольные формы. З.К. Покровская посвятила несколько работ известному московскому архитектору О.И. Бове, внесшему большой вклад в развитие ротондального храма, ротонды-мавзолея и применявшего ротонду в общественных зданиях [80]. Е.А. Белецкая и З.К. Покровская, авторы монографии о Д.И. Жилярди, отмечают, что тема ротонды интересовала Жилярди на протяжении всего его творчества, однако культовые сооружения не занимали в нем большого места [10; И]. О неосуществленных проектах храмов-ротонд архитектора А.Н. Воронихина, чье творчество связано главным образом с Петербургом, можно узнать из трудов Г.Г. Гримма и A.C. Терехина [35; 94]. Объемно-пространственные формы храмов-ротонд получили в творчестве этих архитекторов свою дальнейшую разработку на следующем этапе развития стиля классицизм.

Следует отметить, что перечисленные выше работы дают достаточно информации для выявления группы ротондальных храмов, построенных в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В них содержатся отдельные исторические сведения (время, место, заказчики строительства), приведены планы храмов, имеется описание их композиционных и конструктивных особенностей. При достаточно полной каталогизации памятников, не во всех случаях решен вопрос авторства, нет анализа развития композиции и стиля, типологически ротондальные церкви выделены в одну группу без анализа различий в объемно-планировочных построениях. Наиболее полно анализ особенностей развития усадебной храмовой архитектуры Подмосковья в эпоху классицизма, основные типы и стилевые характеристики этих храмов приведены в диссертации И.Е. Путятина, выполненной в 1998 г. под руководством д. иск., проф. Д.О. Швидковского [84]. Это исследование содержит типологические характеристики храмов Подмосковья на основе выявленных отдельных пространственных единиц сооружений, их композиций и взаимного расположения главных частей. Однако и в этой работе исследование ротондальных храмом не носит целевого характера, упомянуты лишь некоторые из них.

Поиск первоначальной информации собственно об уральских ротондальных храмах был начат с исторической и краеведческой литературы. Из справочных книг, сборников статистических сведений губерний, епархиальных ведомостей, краеведческих трудов конца XIX -начала XX вв. удалось наметить пути поиска интересующих нас исторических и фактологических сведений [1; 2; 31; 68]. Следует отметить, что исследуемые уральские церкви относились к разным губерниям и епархиям, границы которых в течение исследуемого периода менялись. Изменения в административном делении России ХУШ-Х1Х вв. создавали дополнительные трудности в поиске материала. Большую помощь в работе оказала энциклопедия «Челябинская область» [103-107]. Было установлено, что интересующие нас церкви располагались на территории Пермской, Оренбургской, Уфимской губерний и Симского горного округа, который вошел в 1865 г. в состав Уфимской губернии (1796 г. - созданы Пермская и Оренбургская губернии, 1802г. - г.Уфа назначен губернским городом вместо г. Оренбурга, 1865 г. - создана Уфимская губерния). На территории этих административных единиц были созданы: 1781 г. - Пермское наместничество, затем в 1800 г. - Пермская епархия, 1799 г. - Оренбургская епархия, из которой в 1859 г. были выделены Уфимская и Оренбургская епархии, 1885 г. - Екатеринбургская епархия.

В литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. исторические сведения о памятниках публиковались в краеведческих и церковно-исторических исследованиях. В справочно-статистической литературе приведены обзорные сведения: указаны даты строительства церквей, храмоздатели, число престолов, а также церковный капитал, величина прихода и количество земли при церкви.

Исторические сведения о ротондальных храмах Урала дают издания конца XIX - начала XX вв.: «Уфимская епархия. Географический, этнографический и статистический очерк» И. Златоверховникова, «Уфимские епархиальные ведомости», «Екатеринбургские епархиальные ведомости», труды Оренбургской ученой архивной комиссии [41; 98]. Первые краеведческие труды, достаточно полно освещающие вопросы топографии, истории, экономики, архитектуры Урала, появляются с конца XIX в. Наиболее известны краеведческие работы В.А. Весновского, Ф.П. Доброхотова, Д. Смышляева [17; 18; 38; 92]. Их дополняют сведения о владельцах заводов, опубликованные в «Сборнике статистических сведений по Уфимской губернии» и сборнике «Горные заводы, рудники и месторождения полезных ископаемых в Уфимской губернии» [91; 33].

История возникновения и развития многих уральских городов связана с добычей и переработкой полезных ископаемых. Поэтому строительство большинства исследуемых церквей тесным образом связано с развитием горных заводов и меценатской деятельностью их владельцев. Существует достаточно большой круг краеведческой и исследовательской литературы, посвященной этой теме [36; 46; 67; 69; 109; 110]. Источники содержат сведения об истории и владельцах городов-заводов, их градостроительной деятельности, описание главных архитектурных памятников, иногда есть информация и об архитекторах. Н.С. Алферов посвятил заводскому строительству на Урале ряд капитальных исследований [3]. Градостроительные и архитектурные аспекты развития Урала XVIII-XIX вв., творчество отдельных мастеров Урала получили описание в научных работах А.Ю. Каптикова, P.M. Лотаревой, Е.В. Пономаренко, A.A. Старикова, A.C. Терехина [47; 48; 56; 82; 83; 93; 95; 96]. Исследованию южноуральского зодчества и проблемам сохранения архитектурных памятников посвящены работы М.П. Мочаловой - прежде всего это книга «На полуденную сторону» [61]. В указанной книге есть упоминание и приведены авторские рисунки и фотографии двух уральских ротондальных церквей. Исследованию архитектуры классицизма на Урале, в том числе уральским храмам-ротондам посвящены научные работы A.M. Раскина [85-89].

Вся представленная литература дает общее представление о ротондальных церквях как своеобразном звене в истории русского храмового строительства. Наиболее широко представлены ротондальные церкви Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, ротонды Урала практически не изучены. Не выявлены причины появления этого типа храма на Урале, не установлено авторство. Эти вопросы и будут решаться в данной работе.

Объектом исследования являются ротондальные храмы Урала.

Предметом исследования являются композиционные особенности уральских ротондальных храмов, вопросы их атрибуции.

Границы исследования определены хронологическими и региональными рамками. Период строительства ротондальных храмов на Урале: конец XVIII - первая половина XIX вв., региональные границы -территория Урала (северного, среднего и южного).

Цель исследования заключается в выявлении особенностей архитектуры ротондальных храмов Урала, их значения в истории отечественной культовой архитектуры.

Задачи исследования:

1. Определение исторических условий и общих закономерностей развития архитектуры ротондальных храмов в мировой и российской практике.

2. Составление хронологии и типологии ротондальных храмов.

3. Выявление и атрибуция уральских ротондальных храмов.

Источниковую базу исследования составили труды по теории и истории архитектуры; историко-краеведческие материалы; текстовые документы, графические и фотоматериалы из государственных архивов, научно-производственных центров по охране и использованию памятников истории и культуры, фондов краеведческих музеев, частных собраний, архитектурно-строительная документация по ряду исследуемых объектов.

Методологической основой исследования являются методы универсального системно-структурного и традиционного искусствоведческого формально-стилистического анализа, графоаналитический метод. Графический и фактологический материал для исследования был получен с помощью натурного изучения с фотофиксацией исследуемых объектов и анализа исторических документов. Системно-структурный анализ был использован при разработке типологии ротондальных храмов, созданных за период VI в. до н.э. -первой половины XIX в. На ее основе с помощью графоаналитического метода были выявлены композиционно-планировочные характеристики и типологические особенности исследуемых сооружений. Формально-стилистический анализ архитектуры уральских ротондальных храмов стал основным методом решения вопросов их атрибуции при практически полном отсутствии документов, подтверждающих авторство.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа мирового и российского опыта строительства ротондальных храмов, комплексного исследования аналогичных памятников архитектуры Урала, в работе впервые выявлены география, планировочные и композиционные особенности уральских ротондальных храмов, проведена их атрибуция.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Хронология и типология ротондальных храмов на основе анализа истории мирового и российского культового зодчества.

2. Типологическая принадлежность, общие закономерности и особенности планировочной и композиционной организации уральских ротондальных храмов.

3. Их атрибуция, стилистическая связь с архитектурными школами Москвы и Санкт-Петербурга.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные на основе этого исследования данные позволяют уточнить авторство проектов уральских ротондальных храмов, список памятников архитектуры Урала. Материал диссертации может быть использован при определении статуса и постановки на государственный учет и охрану памятников архитектуры, при разработке проектов их реставрации. Работа дополняет и расширяет представления о развитии ротондальной культовой архитектуры и может быть использована при подготовке современного издания истории отечественного зодчества, региональных образовательных программ.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое отражение в докладах на научных конференциях архитектурного факультета ЮУрГУ: 60-я юбилейная конференция (Челябинск, 2008), 61-я конференция (Челябинск, 2009), 62-я конференция (Челябинск, 2010). По теме диссертации опубликовано 6 работ. Материалы диссертации использованы в учебной и научно-исследовательской работе кафедры дизайна и изобразительных искусств и кафедры архитектуры Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), кафедры истории искусств Уральского государственного университета им. A.M. Горького (Екатеринбург).

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 179 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Фотографии, графоаналитические схемы и таблицы представлены в тексте диссертации и приложениях (46 страниц). Список использованной литературы включает 111 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Терёшина, Ольга Борисовна

Выводы по 2 главе

В соответствии с целью и задачами исследования на основе анализа собранного графического и фактологического материала была проведена атрибуция, выявлены исторические условия строительства и типологические особенности уральских ротондальных храмов:

1. Появление ротондальных храмов на Урале связано в первую очередь с личностью заказчиков строительства - в большинстве случаев крупных заводо-или землевладельцев. Они принадлежали к тем редким на Урале ХУШ-Х1Х вв. заказчикам, кто мог позволить себе обратиться к столичным архитекторам.

2. Первые уральские ротондальные храмы строятся уже после Отечественной войны 1812 г. и по своей композиции относятся к трехчастно-осевым ротондам (схема плана - «кораблем»). Это заводские церкви: Преображенская В ерхне-У фал ейского завода М. Губина (1816-1819), Введенская Миньярского (1797-1819) и повторяющая ее основные черты Сретенская Илекского (1817-1820) заводов И.Бекетовой, расположенные в настоящее время на территории Челябинской области. По объемно-планировочному решению эти три ротонды сходны между собой и относятся к так называемой «казаковской» группе церквей.

3. Несколько позднее, географически гораздо севернее (на территории современных Свердловской и Пермской областей) строятся три ротондальных храма с симметрично-осевой композицией: Никольская церковь в Усолье (1813-1820), Никольская же в Кленовском (1822-1842) и Всехсвятская в Перми (1832-1837, арх. И.И. Свиязев). От аналогичных подмосковных церквей казаковской школы они отличаются наличием колокольни над равновеликим в плане алтарной апсиде западным притвором. Церкви в Усолье и Кленовском построены практически по сходным планам и имеют существенные композиционные и конструктивные особенности, указывающие на авторство уральского зодчего И.М. Подъячева. Усольская -самая северная из уральских (хотя и «скрытых») ротонд.

4. Крестовоздвиженская церковь с. Звериноголовское, построенная до 1826 г., относится по объемно-планировочному решению к типу «скрытая ротонда». Двухбашенная, с «зажатой» между прямоугольными помещениями притвора, приделов и алтаря ротондой она принадлежит к «баженовскому» кругу церквей. Это самая юго-восточная из уральских ротондальных церквей, расположенная на территории Курганской области.

-116-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ротондальные храмы не только в России, но и во всем мире - уже достояние истории. XIX век стал завершающим на долгом пути формирования храмов подобного типа. В российском зодчестве этот финал проявился наиболее ярко и многообразно, а заключительные аккорды прозвучали именно на Урале. Удаленность Урала от столиц на долгие годы оставила его зодчество без внимания историков архитектуры, даже тех, кто изучал архитектуру российской провинции. Между тем, ротондальные храмы этого региона - одна из ярких страниц культового зодчества, без которой архитектурная картина мира не может быть сколько-нибудь полной. Поэтому, подводя итоги работы, не только сформулируем основные результаты и выводы исследования, но и наметим перспективные направления работы:

1. Урал - уникальный регион, удаленный от главного очага ротондальных храмов России - Москвы и Подмосковья, где в первой половине XIX в. сформировался своеобразный очаг культового ротондального зодчества, ставший самым крупным, кроме столичного, на всей территории России. Архитектура уральских ротондальных храмов носит не провинциальный характер, а обладает чертами, присущими архитектуре исторически сложившихся культурных центров страны. Они имеют интересные объемно-планировочные решения и обладают высокими художественными достоинствами.

2. Наиболее востребованной на Урале стала преобладающая в Москве и Подмосковье трехчастно-осевая композиция храма-ротонды «кораблем», включающая «нанизанные» на одну ось колокольню, трапезную и основной объем-ротонду. Под влиянием этой композиционной схемы оказались также уральские храмы-ротонды, относящиеся по планировочному решению к группам симметрично-осевой и «скрытой» ротонд. Эти ротондальные церкви лишены трапезных, а их колокольни устроены над западным притвором.

Одна из «скрытых» ротондальных церквей обладает двухбашенной композицией. Выявленные композиционные особенности уральских ротондальных церквей указывают не на прямое заимствование, а на продолжение и развитие указанных типов храмов-ротонд, сложившихся в столичной архитектурной школе.

3. Архитекторы, строившие на Урале, находились под влиянием московской архитектурной школы и академической школы Санкт-Петербурга, наиболее ярко отразившейся в пермской церкви. В горной части Урала доминирующим оказалось воздействие московской архитектурной школы М.Ф. Казакова, последователя В.И. Баженова. В заводских церквях отчетливо проявилось характерное для московского зодчества своеобразное нарушение нормативности классицизма, которого избегали петербургские мастера: отступление от принятой системы пропорций, последовательности и чистоты ордерных форм, большая декоративность. Московская школа отчетливо проявилась и в планах уральских храмов-ротонд. В целом уральские ротондальные церкви отличаются композиционной строгостью архитектурного образа, характерной для зрелого классицизма.

4. Необходимо продолжить исследование ротондальных храмов Урала на основе расширенной источниковой базы (личной переписки заводо- и землевладельцев); провести исследование всех периферийных храмов-ротонд, в том числе церкви Казанской иконы Божией матери в п. Тельма Иркутской области - выдающегося произведения классицизма, о котором в этой работе вынужденно лишь упоминается. Это позволит дополнить типологию российских ротондальных храмов новыми группами памятников. Необходимо и углубленное исследование архитектурного наследия ч

И.М. Подъячева - уральского зодчего, уровень проектов и построек которого очень высок, на уровне лучших столичных образцов. г

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Терёшина, Ольга Борисовна, 2010 год

1. Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912 год Текст. Оренбург, 1912. - 133 с.

2. Алекторов, А. Е. История Оренбургской губернии Текст. / А. Е. Алекторов. Оренбург : Изд-во Оренбург, губерн. стат. ком., 1883. - 234 с.

3. Алферов, Н. С. Зодчие старого Урала Текст. / Н. С. Алферов. -Свердловск : Свердловск, кн. изд-во, 1960. 216 с.

4. Альбомы партикулярных строений. Жилые здания Москвы 18 века Текст. / подгот. к изд., ст. и коммент. Е. А. Белецкой ; Акад. архитектуры СССР, Музей архитектуры. М. : Госстройиздат, 1956. - 327 с.

5. Базиянц, А. П. Над архивом Лазаревых Текст. : очерки / А. П. Базиянц. М. : Наука, 1982. - 160 с.

6. Батурина, Л. В. Ротондальная церковь в селе Кленовское Текст. : дипломная работа / Л. В. Батурина. Екатеринбург : УрГУ, 1996. - 107 с.

7. Белехов, Н. Н. Иван Старов : материалы к изучению творчества Текст. / Н. Н. Белехов, А. Н. Петров. М. : Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950.- 180 с.

8. Бондаренко, И. Е. Архитектор Матвей Федорович Казаков. 1738 -1813 Текст. / И. Е. Бондаренко. М. : Изд-во Всесоюз. Акад. архитектуры, 1938.-56 с.

9. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры Текст. / Н. И. Брунов.- М.: Центрополиграф, 2003. Т. 2. - 39 1. с. : ил.

10. Будылина, М. В. Архитектор Н. А. Львов Текст. / М. В. Будылина, О. И. Брайцева, А. М. Харламова. М.: Гос. изд-во по стр-ву, архитектуре и строит, материалам, 1961. - 184 с.

11. Бусев-Давыдов, И. Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII века Текст. / И. Л. Бусев-Давыдов // Архитектурное наследство / под ред. О. X. Халпахчьяна ; ЦНИИ теории и истории архитектуры. М, 1995. -Вып. 38.- С. 265-281.

12. Василий Иванович Баженов : Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биогр. документы Текст. / сост., вступ. ст. Ю. Я. Герчука. М. : Искусство, 2001. - 304 с. - (Мир художника).

13. Весновский, В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу Текст. / Виктор Весновский. 1-е изд. — Екатеринбург : Тип. «Уральской жизни», 1904.-442 с. : ил.

14. Весновский, В. А. Спутник туриста по Уралу. Города, заводы, села, достопримечательности Текст. / В. А. Весновский. Екатеринбург : Тип. «Уральской жизни», 1902. - 89 с.

15. Гоголицын, Ю. М. Памятники архитектуры Ленинградской области Текст. / Ю. М. Гоголицын, Т. М. Гоголицына. — Л. : Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1987. 303 с. : ил.

16. Горные заводы, рудники и месторождения полезных ископаемых в Уфимской губернии Текст. Уфа : Уфимск. губерн. земская управа, 1898. -259 с.

17. Грабарь, И. Э. Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова Текст. : сб. ст. и материалов / И. Э. Грабарь, Т. П. Каждан, Г. И. Гунькин. М. : Изд-во АН СССР, 1951. - 291 с.

18. Гримм, Г. Г. Архитектор Воронихин Текст. / Г. Г. Гримм ; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л. ; М. : Госстройиздат, 1963. - 170 с. : ил.

19. Гудков, Г. Ф. Из истории южноуральских горных заводов XVIIT-XIX веков Текст. : ист.-краевед, очерки. Ч. 1. / Г. Ф. Гудков, 3. И. Гудкова.'- Уфа : Башк. кн. изд-во, 1985. 423 с.

20. Доброхотов, Ф. П. Урал северный, средний, южный Текст. / Ф. П. Доброхотов. — Петроград : Изд-во Б. В.Суворина, 1917. 704 с.

21. Златоверховников, И. Уфимская епархия Текст. : геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк / И. Златоверховников. Уфа : Уфим. епарх. братство воскресения Христова, 1899. - 332 с.

22. Ильин, М. А. Казаков Текст. : цикл лекций / М. А. Ильин. М.: Госстройиздат, 1955. - 48 с. - (Мастера русского зодчества).

23. Ильин, М. А. Москва и Подмосковье Текст. : Справочник-путеводитель. М.; Лейпциг : Искусство ; Эдицион, 1979. - 520 с. : ил.

24. История русского искусства : искусство второй половины XVIII в. Текст. / под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева. М. : Изд-во АН СССР, 1961. - Т. 6. - 496 с.

25. История Урала с древнейших времен до 1861 г. / А. В. Бакунин, А. А. Преображенский, А. С. Черкасова и др. ; отв. ред. А. А. Преображенский ; АН СССР, Урал, отд-ние, Ин-т истории и археологии. М. : Наука, 1989. - 604 с.

26. Каптиков, А. Ю. Архитектура Урала (XVII первая половина XIX века) Текст. / А. Ю. Каптиков ; под ред. Н. А. Миненко. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. - 88 с.: ил. - (Очерки истории Урала. Вып. 5).

27. Каптиков, А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала ХУШ в. : проблема региональных школ Текст. / А. Ю. Каптиков. -Свердловск : Издательство Уральского университета, 1990 . 184 с.: ил.

28. Кириллов, В. В. Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века Текст. / В. В. Кириллов, Ю. Я. Герчук. - М. : Изобр. искусство, 1994.-223 с.

29. Косточкин, В. В. Чердынь. Соликамск. Усолье Текст. / В. В. Косточкин. М. : Стройиздат, 1988. - 178 с. : ил.

30. Кох, В. Энциклопедия архитектурных стилей : классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности Текст. / В. Кох ; пер. с нем. JI. И. Кныш ; ред. А. Г. Максимович. М. : БММ АО, 2005. -528 с. : ил.

31. Лисовский, В. Г. Архитектура эпохи Возрождения : Италия Текст. / В. Г. Лисовский. СПб. : Азбука-классика, 2007. - 616 с. : ил.

32. Лотарева, Р. М. Города-заводы России XVIII первой половины XIX вв. Текст. / Р. М. Лотарева. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, Урал, арх.-худ. ин-та, 1993. - 216 с.

33. Макаревич, Г. В. Памятники архитектуры Москвы Текст. / Г. В. Макаревич. М. : Искусство, 1998. - 423 с. : ил.

34. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область Текст. : сб. науч. тр. / [сост. и науч. ред. Л. С. Рафиенко] ; Науч. исслед. ин-т культуры. - М. : Изд-во НИИК, 1986. - 151с.

35. Михайлов, А. И. Архитектор Ухтомский и его школа Текст. / А. И. Михайлов. М. : Гос. изд. лит. по строительству и архитектуре, 1954. - 372 с.

36. М. : Стройиздат, 1978. Вып. 26 : Традиции и новаторство в зодчестве народов СССР. - С. 3-12.

37. Мочалова, М. П. На полуденную сторону : о нар. традициях в южноурал. зодчестве Текст. / М. П. Мочалова. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978.- 193 с.

38. Наумова, Г. М. Ротондальные церкви Южного Урала Текст. : дипломная работа / Г. М. Наумова. Свердловск: УрГУ, 1984. - 58 с.

39. Низовский, А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России Текст. / А. Ю. Низовский. М. : Вече, 2001. - 463 с. : ил.

40. Низовский, А. Ю. Самые знаменитые усадьбы России Текст. / А. Ю. Низовский. М. : Вече, 2000. - 411 е.: ил.

41. Никулина, Н. И. Львов Николай Текст. / Н. И. Никулина. Л. : Лениздат, 1971. - 132 с. : ил. - (Зодчие нашего города).

42. Новокрещенных, Н. Н. Чермозский завод, его прошлое, настоящее и летопись событий Текст. / Н. Н. Новокрещенных. СПб. : типо-лит. Р. Голике, 1889. - 164 с. - (Материалы к изучению Пермского края).

43. Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 года Текст. Вып. XXVIII / ред. В. Зверинский ; Центр.стат. ком. Мин-ва внутренних дел. Санкт-Петербург : Типография К. Вульфа, 1871.

44. Павленко, Н. И. История металлургии в России XVIII века. Заводы и заводовладельцы Текст. / Н. И. Павленко ; Акад. наук СССР, Ин-т истории. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 566 с.

45. Павлов, А. П. Храмы Санкт-Петербурга Текст. / А. П. Павлов. -СПб.: Лениздат, 1999. 333, 1. с.

46. Памятники архитектуры Московской области Текст. : каталог : в 2-х т. / под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской ; Упр. культуры Исполкома

47. Мособлсовета, Всесоюз. произ. науч.-реставрац. комбинат М-ва культуры СССР. М. : Искусство, 1975. - Т. 1. - 383 с. : ил.

48. Памятники архитектуры Московской области Текст. : каталог : в 2-х т. / под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской ; Упр. культуры Исполкома Мособлсовета, Всесоюз. произ. науч.-реставрац. комбинат М-ва культуры СССР. М. : Искусство, 1975. - Т. 2. - 375 с. : ил.

49. Памятники истории и культуры Пермской области Текст. / сост. JI. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. - Пермь : Перм. кн. изд-во, 1976. - 219 с. : ил.

50. Петров, А. Н. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда Текст. = Architectural monumen ts of Leningrad suburbs / A. H. Петров ; науч. ред. И. А. Бартенев ; введ. Г. Н. Булдакова. Л. : Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1983. - 615 с. : ил.

51. Подольский, Р. П. Новый Иерусалим на Истре Текст. / Р. П. Подольский // Архитектура СССР. 1942. - Сб. 1. - С. 9-16.

52. Покровская, 3. К. Бове Осип Текст. / 3. К. Покровская. М. : Стройиздат, 1999. - 349, [2] с. : ил. - (Мастера архитектуры).

53. Покровский, Н. В. Очерки памятников христианского искусства Текст. / Н. В. Покровский. 2-е изд. - СПб.: Лига-Плюс, 2000. - 411, [2] с.: ил.

54. Раскин, А. М. Архитектор Иван Подъячев Текст. / А. М. Раскин // Художественная культура Пермского края и ее связи : материалы науч. конф., 21-24 февр. 1989 г. Пермь : Перм. кн., 1992. - С. 94-97.

55. Раскин, А. М. Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области Текст. / А. М. Раскин. Екатеринбург : НИИМК, 2007. - 160 с.

56. Раскин, А. М. О школе М. Ф. Казакова в архитектуре Урала Текст. / А. М. Раскин // Из истории художественной культуры Урала : сб. науч. тр. -Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1988. С. 47-56.

57. Россия : Москва. Подмосковье. Золотое кольцо Электронный ресурс. = Russia : photo collection : фотоколлекция : [3500 фото] М. : Новый Диск, 2004. - 2 электрон, опт. диска (CD-ROM).

58. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии Текст. Т. X. Ч. 2 : Заводы, фабрики и промышленные заведения Уфимской губернии. -Уфа : Уфим. губерн. земская управа, 1911. — 537 с.

59. Смышляев, Д. Сборник статей о Пермской губернии Текст. / Д. Смышляев. Пермь : изд. авт, 1891. - 300 с.

60. Терехин, А. С. Архитектор Андрей Воронихин Текст. / А. С. Терехин. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1968. - 66 с. : ил. - (Замечательные люди Прикамья).

61. Терехин, А. С. Крепостные архитекторы Прикамья Текст. / А. С. Терехин // Художественная культура Пермского края и ее связи : материалы науч. конф., 21-24 февр. 1989 г. Пермь : Перм. кн., 1992. - С. 91-93.

62. Терехин, А. С. Пермь Текст. : очерк архитектуры / А. С. Терехин ; под ред. Б. И. Пилявского. — Пермь : Перм. кн. изд-во, 1980. 120 с.-12997. Тихомиров, Н. Я. Архитектура подмосковных усадеб Текст. / Н. Я. Тихомиров. М. : Госстройиздат, 1955. - 352 с.

63. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии Текст. Вып. VII. = Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем : исслед. Николая Чернавского. Вып. 1. Оренбург : Тип. Оренбург, духов, консистории, 1900. -352 с.

64. Турчин, В. С. «.в окрестностях Москвы» : из истории русской усадебной культуры XVTI XIX веков Текст. / В. С. Турчин, В. И. Шередега. - М. : Искусство, 1979. - 398 с.

65. ЮО.Уральская историческая энциклопедия Текст. / гл. ред. В. В. Алексеев. Екатеринбург : УрО РАН; Изд-во «Екатеринбург», 1998. -624 с.: ил.

66. Челябинская область Текст. : Энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев.- Челябинск : Камен. пояс, 2003. Т. 1 : А-Г. - 850 с.: ил.

67. Челябинская область Текст. : Энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев.- Челябинск : Камен. пояс, 2004. Т. 2 : Д-И. - 672с. : ил.

68. Челябинская область Текст. : Энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев.- Челябинск : Камен. пояс, 2003. Т. 4 : - М-О. - 832с. : ил.

69. Челябинская область Текст. : Энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск : Камен. пояс, 2006. - Т. 5 : - П-Се. - 880с. : ил.

70. Челябинская область Текст. : Энциклопедия / гл. ред. К.Н.Бочкарев. -Челябинск: Камен. пояс, 2006. Т. 7 : - X—Я. Приложения. -736с. : ил.

71. Ю9.Черных, В. А. Завод на речке Уфалей : время, жизнь Текст. : В 2 ч. Ч. 1. 1751—1917 / Валентина Черных. Челябинск : Книга, 2006. - 368 с.

72. Ю.Чернявская, Т. А. Горнозаводское хозяйство Лазаревых в крепостную эпоху (конец XVIII первая половина XIX) Текст. : автореф. дис. . канд. ист. наук / Т. А. Чернявская ; Урал. гос. ун-т. - Свердловск, 1968. - 21 с.

73. Ш.Якобсон, А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры 9-15 веков : Византия. Греция. Южнославянские страны. Русь. Закавказье Текст. / АН СССР, Ин-т археологии. Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1987.-234, [2] с. : ил.-131 -ПУБЛИКАЦИИ

74. Статья, опубликованная в ведущем рецензируемом научном эюурнале, определенном ВАК:

75. Терёшина, О. Б. Уральский очаг ротондальных храмов Текст. / О. Б. Терёшина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2009. - № 4 (66). - С. 208-221. - 1,1 п.л.

76. Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

77. Терёшина, О. Б. Развитие ротондальных форм в мировой архитектуре Текст. / О. Б. Терёшина // Наука ЮУрГУ : материалы 60-й юбилейной научной конференции. Секции технических наук. Челябинск- : Изд-во ЮУрГУ, 2008. - Т. 1. - С. 76-79. - 0,25 п.л.

78. ГАОО Государственный архив Оренбургской области.

79. ГАЛО Государственный архив Пермской области.

80. ГАСО Государственный архив Свердловской области.

81. РГАДА Российский государственный архив древних актов (г.Москва).

82. РГИА Российский государственный исторический архив (г.Санкт1. Петербург).

83. ЦИАМ Центральный исторический архив Москвы. Центры по охране памятников

84. КЦОП Краевой научно-производственный центр по охране ииспользованию памятников истории и культуры Пермского края.

85. ЦОНЧ Государственный научно-производственный центр по охранеисторического и культурного наследия Челябинской области.

86. ЦОПК Научно-производственный центр по охране и использованиюпамятников истории и культуры Курганской области.

87. ЦОПС Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области.1. Музеи

88. КОКМ Курганский областной краеведческий музей. УГИКМ - Уфалейский городской историко-краеведческий музей. ЧОКМ - Челябинский областной краеведческий музей.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.