Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Божков, Юрий Иванович

  • Божков, Юрий Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Божков, Юрий Иванович. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1984. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Божков, Юрий Иванович

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. РОЛЬ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО КИНОТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ КИНООБРАЗОВАНИЯ И КИНОВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 15

§ I. Постановка проблемы. 15

§ 2, Педагогические принципы взаимосвязи практической и теоретической деятельности в процессе занятий самодеятельным кинотворчеством старшеклассников. 27

§ 3, Эстетическое развитие кинолюбителей как необходимая предпосылка самодеятельного кинотворчества .V.;. 47

ГЛАВА П.' ПЕЩАГОГШЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ

КИНОТВОРЧЕСТВОМ В ГРУППЕ тОЛЮБИТЕЛЕЙ ПО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. 72

§ I. Ход и результаты эксперимента . 78

Констатирующая часть

§ 2. Формирующая часть а) организация творческо-пропагандистской работы и обучения кинолюбителей

I этап.V. , 94б) организация работы по художественному восприятию киноискусства в круяке кинолюбителей .; Ю1-Ю в) организация творческо-пропагандистской работы и обучения кинолюбителей

П этап\.109

§ 3." Контрольнаяучасть эксперимента .124

ЗАКШЕНИЕ .136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема»

На современном этапе коммунистического строительства в условиях научно-технической революции советская общеобразовательная школа должна формировать творческую активность, творческое отношение к действительности в процессе обучения, идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Это положение развито и конкретизировано во многих партийных документах последнего времени, посвященных вопросам идеологической работы, политического воспитания масс, повышения культурного уровня трудящихся, народного образования, развития советского киноискусства. Партия подчеркивает, что большая роль в удовлетворении духовных потребностей общества, в формировании коммунистического мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений и общей культуры принадлежит литературе и искусству.

Июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул особую важность школы и ПТУ в деле эстетического воспитания молодежи. Эта установка получила дальнейшее развитие в Постановлении ЦК КПСС и Верховного Совета об "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". В нем говорится: "Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы" (12). Тем самым в современных условиях актуальность исследования педагогических проблем эстетического воспитания выдвигается на уровень важнейшей идеологической работы, от которой зависит формирование подрастающего поколения. Искусство является той духовно-практической деятельностью, в которой происходит становление общественного самосознания, утверждающей общественные эстетические идеалы, нравственные ценности развитого социализма. Искусство оказывает решающее влияние на развитие личности, претворение ею в жизнь эстетических и нравственных идеалов.

В воспитании подрастающего поколения необычно велика роль современного киноискусства. В цринятом ЦК КПСС постановлении "Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков" (9) подчеркивается роль киноискусства в формировании у советских людей активной жизненной позиции. Указанное постановление ставит задачу еще более последовательного и целенаправленного использования киноискусства в коммунистическом воспитании, школьников. Наиболее массовую и активную часть аудитории кинематографа составляют старшеклассники.

В этой связи особую актуальность приобретает исследование проблемы самодеятельного кинотворчества старшеклассников, его роли в разностороннем, комплексном воспитании динамически активной личности, формировании художественных интересов и эстетических потребностей, способности творчески мыслить.

Состояние изученности проблемы. Организация кинотворчества старшеклассников - лишь часть более широкой педагогической проблемы воспитания и формирования творческой активности средствами кино.

Социальную роль киноискусства глубоко определил В.И.Ленин, отмечая, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино" (4,685). Социалистическая действительность подтвердила эту мысль. Советское киноискусство стало верным помощником партии в деле коммунистического воспитания. В партийных документах по вопросам развития советского киноискусства высоко оценивается его педагогическая роль по отношению к подрастающему поколению: "Важнейшая задача кинематографистов - активно влиять на идейно-нравственное становление и всестороннее развитие юных граждан нашей страны, воспитывать у них благородные чувства любви к социалистической

Родине, цреданности коммунистической партии, непримиримости к врагам социализма, силам реакции и агрессии" (7, 551),

Мысль о необходимости использовать воспитательную силу киноискусства в педагогических целях появилась вместе с зарождением кинематографа и была высказана целым рядом выдающихся советских педагогов и общественных деятелей: Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, А.З.Луначарским, Ю.И.Менжинской, в чьих трудах дана методологическая и общепедагогическая оценка художественного кинематографа, определены его потенциальные возможности в нравственном и эстетическом воспитании (138; 157; 160).

Самодеятельное кинотворчество в специфической форме (до появления любительской съемочной техники) используется в кинопедагогической работе 20-30 годов (36; 124; 145);

Но массовым оно становится в 50-60 годы,? С 1959 года регулярно проводятся в стране фестивали любительских фильмов. Появляется большое количество литературы "В помощь кинолюбителю", первые программы кинокружков (105; 210). Они сыграли значительную роль в привлечении к кинолюбительству молодых рабочих, школьников, учащихся ПТУ.; Но у всей этой литературы был один существенный недостаток: в соответствии с методикой 50-х годов самодеятельное кинотворчество рассматривалось как овладение суммой технических приемов киносъемки.

Кроме того, следует отметить, что педагогическая мысль за многие годы пристального внимания к кинематографу ориентировалась главным образом на профессиональное искусство.- В известной мере это характерно и для современной педагогики 70-80 годов.' Работа с фильмом как произведением искусства рассматривается в качестве средства кинематографического, художественного, эстетического воспитания. Изучается роль киноискусства в развитии межпредметных связей (кино, литература; кино и театр)^ Этой проблеме посвящены диссертационные работы Ю.М.Рабиновича, СЛ,Кура.' Большое внимание уделяется формированию кинозрительской культуры подрастающего поколения - работы А.С.Карасик и Н.В.Гончаровой. Изучается роль киноискусства в формировании личности школьника; так, диссертации Г.СЛабковской и З.С.'Малобицкой рассматривают специфику формирования нравственного идеала старших школьников в работе школьных кинотеатров. Исследование С.М.Ивановой посвящено проблеме нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами киноискусства на уроке по развитию речи.- Б работе ШС.Лев-шиной дается теоретическое обоснование системы киновоспитания, рассматривается значение художественного кино для социального формирования личности школьника и т.д.; Самодеятельное кинотворчество рассматривается в этих работах попутно и остается по сути дела вне сферы углубленного научного исследования.

Назревшую необходимость включения самодеятельного кинотворчества - кинолюбительства в систему кинообразования и киновоспитания как эффективной формы художественно-эстетического воспитания учащихся отмечают многие теоретики эстетического воспитания школьников (24; 151; 178; 238). Вместе с тем это существенная и относительно самостоятельная форма работы со школьниками и учащимися ПТУ еще недостаточно изучена современной педагогикой;* Проведенные в этой области исследования носят в основном социологический характер или построены как обобщение опыта обучения техническим приемам киносъемки/

На данном этапе развития школы требования к внеклассной работе, в рамках которой главным образом осуществляется организация самодеятельного кинотворчества, неизмеримо возросли: "Сейчас наряду с решением задач десятилетнего всеобуча с такой же актуальностью и необходимостью перед нами встает задача всеобуча эстетического. Необходимо поднять уровень художественно-эстетической образованности и воспитанности школьников до такой степени, чтобы воздействие искусством было максимально эффективным, помогающим наиболее успешно решать идеологические и воспитательные задачи" (155,16).

Научная новизна работы:- в исследовании осуществлено рассмотрение педагогических аспектов самодеятельного кинотворчества старшеклассников и его роли в эстетическом воспитании школьников средствами киноискусства. Поэтому важно было попытаться обобщить, осмыслить и объяснить круг факторов результатами экспериментальных данных и сделать это в рамках единого подхода, соотносящего эти материалы. Мы считаем, что решение задач киновоспитания и кинообразования в школе заключается не в увеличении объема общеэстетической и специальной информации, а, прежде всего, в пробуждении и развитии потребности самодеятельного творческого подхода ко всякому художественному явлению.

Исследование показало, что оптимальная организация самодеятельного кинотворчества учащихся возможна лишь в единстве формирования кинозрительской культуры и овладения техникой киносъемки, при этом ведущую роль в педагогической работе должно занять формирование кинозрительской культуры в специфических условиях кинокружка .

Для этого необходимо: а) разработать методику коммуникативной и посткоммуникативной работы с фильмов с кинолюбителями (вариант такой методики предложен в диссертации); б) выделить основные критерии для определения степени эстетического развития кинолюбителей, а также фазы и стадии становления уровней кинозрительской культуры и творческого развития кинолюбителей (в диссертации предложен вариант 3-х степеней эстетического развития кинолюбителей); в) обосновать необходимость дифференцированного подхода"к выбору киноматериала с учетом степени эстетического развития учащихся кинолюбителей. (Вариант дифференцированного подхода предложен в диссертации). ■

Объект исследования - эстетическое воспитание учащихся старших классов как составная часть коммунистического воспитания.

Предмет исследования - самодеятельное кинотворчество как фактор эстетического развития старшеклассников средствами киноискусства.

Дель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование оптимальных педагогических условий использования самодеятельного кинотворчества как формы эстетического воспитания старшеклассников. Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические условия' формирования аудиовизуальной грамотности учащихся в процессе занятий самодеятельным кинотворчеством.

2. Установить оптимальные принципы организации самодеятельного кинотворчества учащихся с учетом овладения техникой киносъёмки и формирования кинозрительской культуры: а) разработать и экспериментально доказать эффективность предкоммуникативной и посткоммуникативной работы с фильмом на занятиях с кинолюбителями; б) выделить основные критерии для определения уровней эстетического развития кинолюбителей, а также выявить фазы и стадии становления урошей кинозрительской культуры и творческого развития, их взаимосвязь; в) обосновать необходимость дифференцированного подхода и выбора материала с учетом эстетической культуры кинолюбителей.

3. Теоретически обосновать необходимость специальных методических приемов педагогического руководства для реализации задач эстетического воспитания средствами киноискусства на основе кинотворчества.

Методологической основной исследования является ленинская теория отражения, труды классиков марксизма-ленинизма об основополагающем влиянии искусства на эволюцию художественной культуры в деле воспитания гармоничной личности, а также развития этих положений в материалах партийных документов - решениях съездов КПСС, Постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам идеологической работы, коммунистического воспитания и народного образования, развития культуры, искусства и особенно материалы Июньского Пленума ЦК КПСС (1983г.) и документы об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

В ходе исследования была использована традиционная для советской педагогической науки методика:

1. Изучение основных направлений в психолого-педагогической литературе и современном искусствоведении по вопросам, связанным с исследуемой проблемой; работа над историческими и архивными материалами для осознания роли различных тенденций в период становления кинопедагогики в нашей стране и постановки изучения эстетического воспитания средствами кино; анализ теоретических взглядов и црактической деятельности выдающихся педагогов прошлогр; обобщение передового педагогического опыта.

2. Проведение экспериментального исследования, констатирующего существующий уровень эстетического развития кинолюбителей старшеклассников с использованием анкет, выборочных опросов, анализа их творческих работ, с целью уточнения и подтверждения полученных данных.

3. Целенаправленное наблюдение за работой учащихся в процессе опытной проверки гипотетических положений исследования - формирующий эксперимент, который проходил в условиях внеклассных и факультативных занятий. Контроль осуществлялся методом анкетирования, устных опросов и бесед, анализа творческих работ учащихся.

4. Организация: занятий самодеятельным кинотворчеством была проведена одновременно в двух аспектах: а) в аспекте формирования практических навыков киносъемки; б) в аспекте формирования культуры художественного восприятия киноискусства и связанных с ним моментов мотивавдонной структуры личности.

Идея взаимосвязи этих двух аспектов последовательно проведена на всех этапах эксперимента.

На основе такого подхода:

- изучена специфика самодеятельного кинотворчества старшеклассников, разработана и экспериментально-апробирована программа занятий кинокружка на основе формирования у кинолюбителей аудиовизуальной грамотности;

- теоретически обосновано и использовано в практике занятий кинолюбителей самодеятельное кинотворчество в единстве с их "сотворчеством", т.е. формированием кинозрительской культуры.

Экспериментальным обучением было охвачено 210 человек, из ■ них: 98 учащихся 1Х-Х классов школы и ПТУ № 31 г.Березники, 112 студентов педагогических классов гороно г.Березники. Для: уточнения и подведения полученных данных опыт экспериментальной работы был повторен в студенческой аудитории младших курсов Пермского политехнического института.

В качестве экспериментального материала было просмотрено, собрано и проанализировано около 500 анкет, 35 телепередач, 15 фильмов, созданных кинокружковцами,и более 100 любительских кинофильмов, созданных кинолюбителями - школьниками старших классов.

Весь эксперимент был проведен в соответствии с основной гипотезой исследования: эффективность использования самодеятельного кинотворчества в эстетическом воспитании старшеклассников зависит от организации самодеятельного кинотворчества на основе формирования у старшеклассников аудиовизуальной грамотности: их интеллектуального и эмоционального отношения к художественному образу, понимания ими специфики языка киноискусства, а также умения передать свою мысль в образной форме, т.е. посредством звукозрительных художественно-выразительных средств киноискусства.

Мы предполагаем, что гипотеза оправдает себя, если разработанные на ее основе принципы организации самодеятельного кинотворчества учащихся в процессе занятий кружка окажутся достаточно эффективными и их воздействия,как достоверные и убедительные будут проявляться и в условиях дальнейшего самостоятельного занятия самодеятельным кинотворчеством.

В соответствии с общей целью диссертации и гипотезой исследования были выделены следующие положения, выносимые на защиту:

I. Самодеятельное кинотворчество необходимо рассматривать одновременно в двух аспектах: в аспекте формирования практических и технических навыков киносъемки, и в аспекте формирования культуры эстетического восприятия и связанных с нею моментов мотива-ционной структуры личности (эстетическая потребность, вкус, взгляды и т.д.).

2. Познание учащимися художественно-выразительных средств киноискубства осуществляется на основе осознания их эстетической сущности в педагогическом процессе повышения культуры восприятия художественного фильма и доводится до уровня навыков посредством творческой практики по созданию любительских фильмов.

3. Методика организации и обучения кинолюбителей в условиях школы и ПТУ должна учитывать критерии уровней кинозрительской культуры, типов творческого подхода, эстетического развития. При этом необходим дифференцированный подход преподавателя к учащимся-кинолюбителям.

Практическая значимость работы:

- результаты исследования, в которых отражены этапы становления и уровни сформированное™ аудиовизуальной грамотности у старшеклассников-кинолюбителей, дают возможность прогнозировать процесс киновоспитания и кинообразования всех групп учащихся этого возраста (старших подростков и юношей), целенаправленно влиять на формирование образного мышления школьников во всех звеньях сети кинообразования и киновоспитания;

- основные принципы взаимосвязи самодеятельного кинотворчества и "сотворчества" учащихся, примененные на конкретном материале, могут быть непосредственно использованы преподавателями-руководителями кружков, руководителями факультативов и киноклубов, а также в практике учебного телевидения, которое сегодня получает большое распространение в учебных заведениях как средней, так и высшей школы, в практике преподавания.' курса "Использование ТСО в культурно-просветительной работе" в институтах культуры и других вузах, где изучается курс ТСО, имеются ФОП (факультеты общественных профессий).

Практические рекомендации диссертанта внедрены в практику 2-х ПТУ г .'Березники, где имеются учебные телестудии; в педагогических классах гороно в курсе "ТСО", в Пермском политехническом институте в работе студенческого телевидения и ФОП.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования бшш доложены на I Всесоюзной конференции по кинообразованию и киновоспитанию (г.Курган, 1979 г.), на Всесоюзной научно-практической конференции по эстетическому воспитанию молодежи (г.Ереван, 1978 г.), на научно-методических конференциях слушателей (ИПК) Свердловского университета им. Горького (1981 г.), на научно-технической конференции Пермского политехнического института (1980 г.), Всесоюзной конференции по эстетическому воспитанию (г. Могилев, БССР, 1982 г.") fi НИИ художественного воспитания АШ СССР (19801982 гг.). Основные положения диссертации были изложены в лекциях, прочитанных на курсах повышения квалификации преподавателей при Доме работников просвещения г.Березники, использованы в лекциях для студентов факультета общественных профессий Пермского политехнического института, обсуждались на кафедре этики и эстетики этого же института, а также в лаборатории театра и кино НИИ художественного воспитания АПН СССР (1982 г.). По материалам диссертационного исследования опубликовано три и подготовлено к печати две работы.'

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, в приложении и в тексте имеются графики-таблицы, список литературы на 17 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Божков, Юрий Иванович

127 ВЫВОДЫ

Анализ ответов обучаемых на первый вопрос анкеты показал, что умение видеть скрытое эстетическое содержание в заданном объекте восприятия обнаружили все обучаемые.

Можно допустить, что осознание этого содержания пришло к учащимся не обязательно в момент восприятия указанной сцены. Оно в значительной мере - продукт знаний, полученных учащимися на занятиях ккнокружка, в результате по с ткомг лу! шкативной работы с этим фильмом. Но специального разговора об этой сцене (финальной) на занятиях (это было сделано умышленно) не заводили, поэтому ее можно рассматривать как объект самостоятельного для кружковцев исследования.

Фильм "Иваново детство" смотрели и учащиеся контрольной группы.Перед просмотром они получили определенное задание: обратить внимание на финальную сцену фильма и мысленно спросить себя: "Как я понимаю эту сцену, что хотел сказать ?той сценой автор"?

После просмотра на наш вопрос: "Как же Вы понимаете эту сцену?" - учащиеся контрольной группы высказывали недоумение, отвечали, что "непонятно, почему Иван вдруг показан ожившим, ведь ясно,что он погиб". Были и такие ответы: ".это какая-то фантазия автора", "так в жизни не бывает", "только запутали все таким концом", "наверное, Иван все-таки остался живым,только тогда непонятны предыдущие сцены". И только одна учащаяся сказала, что сцена ей "очень понравилась11 и что она ее поняла, как будто бы это сон Ивана".

Высказывания учащихся 2-й контрольной группы показывают, что образной, поэтической мысли, которую несет финальная сцена фильма, они не поняли, не "увидели".

Учащиеся же экспериментальной и 1-й контрольной групп, как показали их отьеты, воспринимали и оценивали фильм уже на другом уровне, на уровне "аналитическом", некоторые на "синтетическом", которые были, как мы считаем, опосредованы занятиями учащихся по экспериментальной программе.

На второй вопрос анкеты учащимися экспериментальной группы были даны следующие ответы: "С помощью крупных планов мы "читаем" последние мысли раненого Бориса (актер А.Бабалов) перед смертью. Это мысли о свадьбе с Вероникой. Эта сцена выглядит фантастической не только потому, что дана в замедленном движении (рапидом),

О О II но и от того, что она показана одновременно с настоящей сценой" (Галя М.).," и кружатся березы, но они закружились в глазах Бориса. Они сняты в нижнем ракурсе, как бы с точки зрения самого Бориса, который теряет сознание и еидит сбою свадьбу с Вероникой" (Андрей Ш.). "Мы видим, о чем думает Борис с помощью наложения, одного изображения' на другое: Есе движется, кружится, как и в его сознании, Еедь он умирает" (Кра Н.). "Музыка, которая звучит в фильме в этот момент не вяжется с тем, что произошло, значит, она звучит как бы в сознании умирающего Бориса. Свадьбу оператор снимает замедленной. Это тоже подчеркивает ее нереальность, она как бы видится Борису." (Виктор К.). Березы сняты в нижнем ракурсе, как будто их еидит умирающий Борис. И с помощью монтажа чередуются кадры войны,и светлые, радостные - кадры сгадьбы, потом опять кадры войны". Это думает смертельно раненный Борис о СЕадьбе" (Коля М.). "В сцене гибели Бориса мы "читаем" его мысли с помощью замедленной съемки, наложения одного изображения: на другое." (Нина С.).

Анализ ответов на второй вопрос анкеты показал, что умение видеть художественные средства и приёмы, в том числе и незнакоше, в заданном объекте восприятия и объяснить, с какой целью . они были применены авторами фильма, обнаружили почти все обучаемые экспериментальной группы и 1-й контрольной.

Ответы учащихся 2-й контрольной группы на вопросы анкеты содержали много ошибок теоретического характера, неумение увидеть за художественно-выразительными приемами и.средствами кино, раскрываемое ими эстетическое содержание, авторскую позицию^ Много ответов оказалось на уровне констатирующего этапа.' Вот примеры: "Отдельные кадры сняты сверху вниз, некоторые под различными углами (Виктор В.). "На крупном плане лицо героя, а на общем плане изображение леса, в котором он ранен" (Николай В.)."Мне кажется, наиболее художественно-выразительным средством в кино является декорация и обстановка, в которой происходит съемка" (Нина В.). "Порядок монтажа" (Андрей Б.) и т.д. и т.п.' Несколько человек из 2-й контрольной группы совсем не ответили на вопросы анкеты, Но были и такие учащиеся (10,3$ от общего числа), которые,занимаясь по старой программе,все же достигли.определенных результатов, как по развитию творческих возможностей, так и по формированию у них более высокого уровня кинозрительской культуры (таблица 4).

Анализируя ответы на остальные вопросы-задания анкеты, можно было сделать выеод:

В процессе экспериментальных занятий заметно поколебалось лидирующее положение первой группы фильмов (I уровень восприятия). Так,только 20,2$ учащихся экспериментальной группы, 22,8$ учащихся первой контрольной (кинофакультатив) отдали ей первое.место в. школе своих предпочтений,, при 79,8$ во.второй контрольной группе^ Положительное перераспределение .мест произошло, в. экспериментальной и первой контрольной группах,которые по большинству положительных ответов вывели четвертую группу фильмов (4 уровень воеприятия) на I место - 61,8р. Во второй контрольной группе на первом месте оказались фильмы первой и второй групп - 89,8$.

При использовании на занятиях во всех трех группах - экспериментальной и двух контрольных самодеятельного кинотворчества выявились положительные изменения по всем основным показателям творческого подхода: а) в обобщающей характеристике своих чувственно-эстетических рефлекций и роли художественно-выразительных средств кино в их появлении и создании; б) в привлечении учащимися чужих стихов или словесных метафор, в которых бы передавалось обобщение просмотренных фильмов; в) в описании зрительных образных ассоциаций или в рисунке собственного "рекламного плаката" кинофильма как наглядного изображения основной авторской идеи фильма; г) в пробуждении интереса и собственной творческой деятельности (написание сценария, съемки любительского фильма).

В качестве высшего критерия было принято проявление собственного самостоятельного кинотворчества. Положительные сдвиги в изменении "типов творческого подхода" были зафиксированы у учащихся всех групп. Наибольшие положительные изменения произошли в экспериментальной группе - 36 % учащихся составили самый высокий "синтетический" тип творческого подхода. В первой контрольной группе (шшофакультатив) повысился "тип творческого" подхода до "анализирующего" у 81 % учащихся согласно анкетным данным (при начале занятий - 20 % учащихся). Однако только два учащихся этой группы (7 %) проявили способности и интерес к самостоятельному творчеству.

Во второй контрольной (работе) группе на исходном "типе творческого подхода" осталось 73 % учащихся. Эти данные свидетельствуют о том, что принятая наш методика эксперимента оправдала себя и выдвинутая гипотеза подтвердилась. По своим творческим способностям в актуализированной форме группы расположились в следующем ранжированном ряду: (смотри таблицу 4).

Высокие показатели прогрессивного изменения типа творческого подхода и соответственно степени эстетического развития у учащихся экспериментальной и первой контрольной групп объясняются повышенным вниманием старших школьников и углубленному осмыслению психологических состояний личности в период интенсивного становления мировоззрения подростков, их стремлением к осознанию содержательных аспектов профессионального киноискусства и на его основе самодеятельного кинотворчества. Значительные сдвиги в степени эстетического развития учащихся экспериментальной и первой контрольной группах подтверждается также выбором вполне адекватных и достаточных критериев, оказавшихся способными достоверно отразить прогрессирующие сдвиги"уровней восприятия"и "типов творческого подхода" старшеклассников-кинолюбителей.

В итоге можно зафиксировать, что у экспериментальной группы значительно повысился уровень культуры восприятия, соответственно тип творческого подхода и в целом степень эстетического развития. Степень эстетического развития первой контрольной группы также повысился, но в значительной мере лишь за счет повышения кинозрптельской культуры, тип творческого подхода у этой группы можно охарактеризовать как преимущественно анализирующий, но еще в недостаточной мере синтетический. Напомним, что эта группе, не занималась самостоятельным кинотворчеством. У второй контрольной группы заметных сдвигов не обнаружено: почти все учащиеся остались на констатирующем тппе творчекого подхода.

Анализы итоговых творческих работ учащихся контрольных и

Итоги контрольного этапа эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В« сЕоем научном поиске мы исходили из динамическои взаимосвязи творчества и эстетического воспитания. Изучение литературных источников позволило выявить, что в историческом развитии теории вопроса мысль о необходимости использовать воспитательные возможности киноискусства и различные формы кинотворчества для решения этой задачи появились уже в двадцатые годы в статьях общественных деятелей и педагогов тех лет.

Исследование состояния школьной практики киновоспитания свидетельствует, что причинами, которые затрудняют развитие кинотворчества как эффективного фактора эстетического воспитания средствами кино и снижают результат его идейно-эстетического воздействия на старшеклассников, являются:

1. Отсутствие или низкий уровень предкоммуникативной и посткоммуникативной работы с фильмом на занятиях с кинолюбителями.

2. Отсутствие или недостаток дифференцированного подхода к выбору киноматериала с учетом уровня кинозрительской культуры.

3. Недостаточная связь учебного заведения' с кинопрокатом.

4. Слабая подготовка педагогов к руководству процессом киновоспитания.

5. Сведение занятий к информационно-технологической стороне дела.

Исследование показало, что эффективность эстетического воспитания' старших школьников на основе телекинотЕорчестЕа повышается при условии, когда оно рассматривается в диалектическом единстве "сотворчества", т.е. формирования кинозрительской культуры учащихся и самодеятельного творчества.

Источником основных направлений нашего научного поиска была практика эстетического воспитания в условиях кружка кинолюбителей - старшеклассников - учащихся ШУ с учетом специфики внеклассной художественно-образовательной работы.

Учет существующих недостатков и практическая задача их преодоления позволили в нашей научно'-практической работе определить программу научного исследования, включая следующие направления:

1.Изучить особенности руководства процессом эстетического воспитания в условиях занятий кинокружка кинолюбителей-старшеклассников - учащихся ПТУ.

2. Определить оптимальные пути организации кинотворчества, художественно-образовательной работы с учащимися - кинолюбителями по формированию аудиовизуальной грамотности.

3.Определить оптимальные варианты предкошлуникативной и посткоммуникативной работы с фильмом кинолюбителями, исходя из задач эксперимента.

Экспериментальная опытная работа подтвердила высказанные в гипотезе предположения о том, что эффективность воспитания старших школьников средствами киноискусства повышается при использовании в воспитательной работе кинотворчества учащихся при соблюдении определенных педагогических условий в его организации. Нами было определено главное условие эффективности кинотворчества в эстетическом воспитании старшеклассников:

Необходимость организации с амо с т оят ель ной кинотворческой деятельности учащихся на основе формирования у них аудиовизуальной грамотности, что ,как подтвердили результаты эксперимента,делает занятие кинолюбительством действенным фактором эстетического воспитания,так как является необходимой предпосылкой:

1. Повышения кинозрительской культуры учащихся.

2. Уровня развития творческих способностей учащихся-кинолю-бителей,в том числе образного мышления как необходимого условия эстетического развития личности.

Вместе с тем мы исходили из того, что формирование кинолюбителя требует не только повышения аудиовизуальной грамотности, но и развития эстетической культуры, а в частности: а) развитие эстетического вкуса и его ценностных ориентации; б) формирование творческой активности на основе глубокого понимания' языка киноискусства.

Опираясь на опытно-экспериментальную работу по организации кинотворчества и опыт любительских киностудий, мы пришли к выводу, что в работе с учащимися необходимо учитывать: первичную неоднородность состава учащихся, уровня их эстетического воспитания и оценки, тип творческого подхода. Исходя из этого строится: а) организация предкоммуникативной и посткоммуникативной работы с фильмом; б) методика сообщения теоретических и эстетических знаний; в) методика создания учебных телепередач на этапе подготовки к съемке любительского фильма; г) методика киносъемки любительских фильмов.

Необходимость организации телекинотворческой деятельности объясняется следующими причинами:

1. Художественный фильм является основным источником эстетического воздействия киноискусства на учащихся.

2. Анализ состояния школьной практики использования кинотворчества учащихся в киновоспитании показал, что выделенный нами аспект деятельности руководителя кинокружка, педагога либо полностью исключен, либо реализуется стихийно и случайно, что отрицательно сказывается, на реализации поставленных задач.

3. Одновременно для учащихся старших классов процесс потребления художественной киноинформации является насыщенным по частог те и достаточно постоянным по протяженности во времени. Отсюда систематизированная работа с конкретными художественными фильмам! - важное условие киновоспитания старшеклассников. . .

В процессе исследования Еыделены компоненты эстетического воздействия, которые позволяют конкретизировать сам процесс работы с очередным фильмом.

Как известно, эстетическая информация, закодированная в произведении кинематографа, участвует в возникновении художественного образа у воспринимающего только той ее частью, которая декодируется им. В свою очередь процесс декодирования зрителем творчества режиссера и актера зависит от его эстетической культуры. Отсюда важность знания художественно-выразительных средств кино для акта подлинно эстетического восприятия кинопроизведения и для полноценного художественного творчества учащихся. Поэтому предлагаемая нами организация занятий кинотворчеством дает не сумму сведений о киноязыке, а формирует творческое отношение как к киноискусству, так и к созданию любительского фильма. На осноге аудиовизуальной грамотности формируется то, что мы называем эстетической культурой кинозрителя, необходимой сегодня для глубокого понимания киноискусства, в основе которого лежит пространственно-образное мышление, - важный элемент и самодеятельного кинотворчества, рассматриваемого наш не только как цель, но и средство эстетического воспитания.

Формирование аудиовизуальной грамотности совершенствует процесс кинотворчества и развивает способности учащихся критически относиться к различным по идейно-художественному уровню кинолентам, лучше понимать их, правильно оценивать то, что достойно внимания, и отрицать то, что его не заслуживает. Такие занятия с кинолюбителягли-старшеклассниками одновременно решают задачи идеологического воспитания: развитие способности критически относиться к воспринимаемой кинопродугащи, как мы полагаем, является одним из способов уберечь молодого человека от ошибок и заблуждений , нередко порождаемых воздействием произведений кинематографа, особенно-зарубежного.

Научная новизна и практическая ценность проведенного наш исследования заключается, на наш взгляд, в попытке максимально приблизить проблемы кинотворчества к практике работы школы по кинообраз овашпо и киновоспитанию учащихся.

Для этого нами сделано следующее:

1. Теоретически обоснована роль кинотворчества и телетворчества в эстетическом воспитании старшеклассников средствами киноискусства.

2. Кинотворчество рассматривается как духовно-практическая деятельность, специфической особенностью которой является формирование в сознании и чувствах учащихся художественного образа, умение понять и оценить эстетические стороны художественного произведения, а также умение передать свою мысль в образной форме, т.е. посредством звукозрительных художественно-выразительных средств киноискусства.

3. Познание художественно-выразительных средств киноискусства учащимися осуществляется на основе осознания ими эстетической сущности кинопроизведения и доводится до уровня навыков в процессе творческой практики кинолюбительства.

4. Изучена кинозрительская культура и определены уровни киновосприятия юшолюбителей-старшеклассников, а также уровни их творческого развития, установлена их зависимость.

5. Теоретически обоснована необходимость специальных методических приемов педагогического руководства для реализации задач эстетического воспитания средствами киноискусства на основе кинотворчества.

6. Теоретически обоснована и практически осуществлена связь самодеятельного кинотворчества с работой учебной телестудии.

С этой целью уточнены теоретические требования к отдельным методическим приемам работы: лекциям, беседам на материале кино, практическим: занятиям: по съемке любительских фильмов и созданию телепередач по киноискусству.

Предложен вариант руководства эстетическим воспитанием на основе кинотворчества старшеклассников, который исключает стихийность воздействия кинематографа и требует от педагога продуманной, систематической работы по повышению общей эстетической культуры учащихся.

Предложенное фактически является реализацией идеи об учебно-воспитательных комплексах,дающих возможность органически соединить общее образование с музыкальным, художественным развитием, изложенной в документе о реформе общеобразовательной и профессиональной школы.(12 ).

Мы полагаем, что полученные выводы в отношении возможных путей управления и организации самодеятельного кинотворчества послужат определенной основой для дальнейшей работы в этом направлении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Божков, Юрий Иванович, 1984 год

1. Марко К., Энгельс Ф. - Об искусстве. Сб.статей в 2-х т. - М.: Искусство, 1957, т. 2, с. 112-216.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 343-626.

3. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логика". Полн.собр. соч., т. 29, с. 65-218.

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве: сб. М.: Художественная литература, 1973, с. 667-678.

5. Ленин В.И. Самое важное из Есех искусств. Ленин о кино: сб.-М.: Искусство, 1973, с. 98-126.

6. Материалы Ш1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

7. Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии. Сб. М.: Политиздат, 1977, с. 521-525.

8. КПСС о культуре, просвещении, науке. ГЛ.: Политиздат, 1963. -251 с.

9. Постановление ЦК КПСС "Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков". Советская культура, 1981, 7 ноября, с. 1-3.

10. Материалы Пленума Центрального Коште та КПСС, 14-15 июня 1983г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

11. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания: учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду". Преподавание истории в школе, 1978, № 2, с. 2-8.

12. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля:, с. 2-3.

13. АбилоЕа З.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами искусства во внеклассной работе: Аитореф. дисс. на соиск. уч.степ, кацд. пед. наук. Лед. институт, Алма-Ата, 1970. -19 с;

14. Алексеева В.Г. На пороге самостоятельной жизни. М.: Московский рабочий, 1979; - 140 с.

15. Алексеева В.В. Эстетическое и художественно е. воспитание.-6 сб.: Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников; М.: Министерство культуры, 1973, т. I., с;46-64.

16. Айхенвальд Ю.Учить видеть прекрасное. М.: Знание, 1962; -48 с.17." Аристарко Г;3 История теории кино. Перевод с итальянского.'

17. М.: Искусство, 1966.' 352 с.

18. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Перевод с английского. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

19. Арнхейм Р. Кино как искусство. Перевод с английского. М.: Изд-во иностр, литер., i960. - 206 с.20.: Асеев В.Г." Мотивация поведения и формирование личности. -. М.: Мысль, 1976. 156 с,

20. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. Перевод, с немецкого.: М.:. Прогресс, 1968. - 328 с.

21. Баранов O.A. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: .аЕтореф.г дисс/.на соиск." уч. степ. канд. искусств. БЕЖ. М.»1968. - 21 с;!23.' Баранов 0.АКиноклуб-в Калинине. -.М,:.Просвещение,. 1967.

22. Баранов O.A. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979/ - 93 с. .

23. Баранов O.A. Художественный .кинематограф в работе, средней .школы. Учебное пособие. Калинин. Калининской гос.университет, 1977. 80 с.

24. Барабаш 10. Довженко. Некоторые вопросы эстетики и поэтики.- M.: Художественная литература, 1968. .г- 209. с.

25. Багиров Э.Г. .Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. - 150 с.

26. Бегак Б., Громов Ю. Большое искусство для маленьких. М.: Госкиноиздат, 1949. - 232 с.

27. Бедли X. Как монтировать любительский фильм. Перевод с английского? М.: Искусство, 1971. - 188 с.

28. Бедли X. Техника документального кинофильма.' Сокращ. перевод с английского. М. : Искусство, 1972. - 239 с.

29. Белобородова B.ÏÏ. и др.; Музыкальное восприятие школьников.; -М. : Педагогика, 1975. 160 с.32.' Белоусова З.Г.: Актуальные проблемы эстетического воспитания старшеклассников: Автореф.' дисс. на соиск. уч. степ. канд.! пед. наук. Киев, 1972.- 19 с.

30. Белг И. Киноэстетика в венгерской школе. Учительская газета; 1967, 2 декабря. - 3 с.

31. Беспалов В.И. Школьный диафотоклуб. М.: АПН РСФСР, 1959.- 96 с. . .

32. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т. -сМ.: АН СССР, 1953-1959, т. 2, т. 9.

33. Блейман М. О кино свидетельские показания. М.: Искусство, 1973. - 128 с.

34. Блейман М. Правда революций правда искусства. - М.: Искусство, I96I.Î - 64 с.

35. Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976.- 189 с. .39.' Большую кинематографию кдут в школе. Искусство кино, 1964, № 10.

36. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.41,4243,44,4546,47

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.