Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Иванов, Алексей Александрович

  • Иванов, Алексей Александрович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Элиста
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 183
Иванов, Алексей Александрович. Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Элиста. 2003. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Иванов, Алексей Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В КАЛМЫКИИ.

§1. Особенности кинофикации Республики в 1920 - 1943 гг.

Гф §2. Функционирование республиканской киносети в 1957 - 1991 гг.

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ.

§1. Развитие документального кино в 1920-1991 гг.

§2. Документальное кино на республиканском телевидении в 1967-1991 г.

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ В КАЛМЫКИИ

§1. Формирование калмыцкого художественного кинематографа в 1920-е-1930-е гг.

§2. Участие калмыцкой творческой интеллигенции в российском кинопроцессе.

§3. Национальные фильмы на российском экране в 1950-е - 1991 гг.

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ МАССОВОГО НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА В КАЛМЫКИИ В 1960-е - 1991-е гг.

§1. Деятельность самодеятельных киностудий.

§2. Работа детских фото и киностудий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия, 1920-1991 гг.»

Актуальность темы исследования. Индустриализация России в XX в. сопровождалась глубокими изменениями в культурной сфере жизни общества. Эти изменения затронули самые отдаленные и отсталые национальные окраины страны, в том числе и Калмыкию.

Одним из самых мощных источников культурных преобразований в стране стал кинематограф. В СССР кино в силу массовости своего распространения, наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационно-пропагандистской мощи стало, по известной формулировке В.И.Ленина «важнейшим из искусств». Партийно-государственное руководство страны, оценив возможности кинематографа, поставило это искусство на службу коммунистической идеологии.

В этом контексте автор видит актуальность своего исследования, касающегося истории развития кинематографа Калмыкии в общероссийском кинопроцессе. В работе дается подробный анализ всесторонней роли кинематографа в области культуры и просвещения населения республики в период 1918-1991 гг. При этом автор связал каждый этап в развитии республиканского кинематографа с общим ходом развития кинематографа страны.

Деятельность республиканских органов власти по созданию и расширению киносети, участие калмыцких артистов в художественных фильмах, развитие непрофессиональной кинематографии, строилась, прежде всего, в рамках реализации государственной поддержки национальных республик. Поэтому логично, что автор рассматривает основные этапы развития калмыцкого кинематографа связывая их с общим ходом развития Калмыкии в исследуемый период.

Историография темы. Имеющуюся в распоряжении историков литературу по исследуемой проблеме можно разделить условно на три группы: 1) общетеоретические работы; 2) общие работы о развитии национального кинематографа; 3) исследования по отдельным проблемам кинематографистов-практиков.

Общетеоретические работы посвящены истории мирового кинематографа. В работах зарубежных и отечественных авторов описывались зарождение, развитие й современное состояние киноискусства в Европе, США и в странах Востока, оценивались его классовое содержание, идеологическая направленность, общественная функция. Анализируется опыт зарубежного кино в сопоставлении с опытом советского и российского экрана.1

Во вторую группу общих работ по данной проблеме входит литература по исследованию кинематографии в национальных республиках, даются концепции развития современного многонационального кино в связи с историей России.2 Киноведы занялись изучением истории создания и развития кино в республиках, отдельных периодов и их аспектов, изучением взаимодействия национальных кинематографов.

Третью группу составляют работы кинематографистов: брошюры, статьи и интервью с элементами исторических, критических, фильмографических исследований по проблемам развития как мирового, так и национального кинематографа. В мемуарах кинематографисты рассказывают о своём жизненном и творческом пути и при этом освещают широкий круг общественно-культурных явлений3. Надо отметить, что в некоторых работах известных мастеров советского кинематографа приводятся данные, рассказывающие о творческих успе

1 Иезуитов Н.М. Кино как источник заводов // История заводов. М., 1934. Выпуск 7; Блейман М.Ю. Кино-свидетельские показания. М., 1973; Лебедев Н.А. Внимание: кинематограф! М. 1974; Дубровин А.Г. Жизнь-кинообраз-жизнь. М., 1980.

2 Кимягаров Б.А. Дорога уходит в горы. М., 1970; Айманов Ш.К. О себе, о своем искусстве. М.,1974; Ашимов К.А. Экран Киргизии рассказывает. М., 1976; Полюхова М.П. Киноискусство советской Молдавии. М., 1981; Кино Эстонии. М., 1981; Тешебаев Д. Узбекское кино: поиски и надежды. М., 1976.

3 Нечаев М.А. Владимир Шнейдеров. М., 1965; Прозоровский Н.В. В объективе жизнь//Жизнь кино. М., 1986; Дзиган E.J1. Жизнь и фильмы. М., 1981; Высторобец А.Б. Евгений Андриканис. М., 1981; Кимягаров Б.А. Дорога уходит в горы: Рассказ о творческом пути. М.: Союзинформкино, 1970; Им делать кино в 21 веке. М.: Союзинформкино, 1987; Медовой Б.А. Рассказы о сценаристах. М.: Союзинформико, 1981; Листов В.Б. История смотри в объектив. М.: Искусство, 1974. хах артистов Калмыкии, снявшихся в популярных фильмах. Так, режиссер В.А.Шнейдеров и оператор Н.Л.Прозоровский рассказали об участии калмыцких артистов Э.Манджиева, Б.Толгаева, Б.Морчукова в фильме «Гай-чи»(1938г.); режиссер Е.Л.Дзиган и оператор Е.Н.Андриканис в своих книгах поделились воспоминаниями о работе над фильмом «Первая Конная» (1941 г.), где снимался первый калмыцкий киноартист Зула Нохашкиевич Нохашкиев в роли Оки Ивановича Городовикова; режиссёр Б.А.Кимягаров поведал историю создания фильма «Минарет смерти» (1925 г.) и привёл эпизоды работы в картине калмыцкой актрисы Бовы Колпаковой; киновед Б.А.Медовой рассказал о молодом кинодраматурге Олеге Манджиеве, а В.Б.Листов опубликовал фотографические отпечатки с киноленты времён гражданской войны с изображением бойцов-калмыков Первой Конной армии.4

Развитие кинематографии в Калмыкии не нашло освещения в отечественной общероссийской историографии, хотя отдельные аспекты проблемы затрагивались в отдельных республиканских изданиях, в которых государственные деятели и ученые Калмыкии в своих выступлениях, наряду с традиционными видами искусства, рассматривали и вопросы кино в республике.5

В книгах Б.Б.Городовикова «Орденоносная Калмыкия» (1972 г.), «Советская Калмыкия на подъеме» (1984 г.) рассказывается о развитии экономики и культуры республики. В основном правильное руководство экономикой области, квалифицированная помощь в организации досуга тружеников степи, материальная помощь со стороны государства в строительстве клубов, библиотек, кинотеатров способствовало повышению уровня национальной культуры и искусства. Называя основные этапы развития Калмыкии, автор дает исходные точки для более глубокого анализа и раскрытия той или иной темы, в частности, о создании и развитии киносети.

4 Шенкман А. Что? Где? Когда?//Экран-информ. 1994. 11 июля.

5 Сухин Г. Объект «особой ценности» // Экран-информ. 1994. 14 июля.

Книги «Культура Советской Калмыкии на подъеме» (1972 г.) И.Ё.Намсйнова и «На благо народа» (1982 г.) М.Э.Дорджиева дополняются новыми данными о развитии кино в республике. Авторы отмечают, что успехи социалистических преобразований в Калмыкии стала регулярно снимать Центральная (Московская) студия кинохроники, эти фильмы показывались в кинотеатрах Советского Союза. В Элисте открылся кинокорреспондентский пункт от Саратовской студии кинохроники, вступила в строй Калмыцкая студия телевидения. Шёл широкий показ созидательной жизни аграрно-индустриальной республики в составе братских республик Страны Советов.

Впервые о новых видах кинематографа в республике - художественном и самодеятельном кино рассказывается в книгах Б.О.Джимбинова «Советская Калмыкия» (1960 г.) и Д.Ц.-Д.Номинханова «Очерки истории культуры калмыцкого народа» (1969 г.). Авторы отмечают, что республика, расположенная на границе Азии и Европы, всегда привлекала кинематографистов России и других национальных республик. На её территории производились и производятся съёмки эпизодов различных художественных картин, а артисты Калмыцкого драматического театра охотно привлекаются к работе в фильмах. Часто после этого их приглашают на главные роли в фильмах национальных студий. Большое количество доступной по цене фото- и киноаппаратуры, материалов и химикатов, использование кинолент в телевидении привело к широкому развитию в республике непрофессиональных студий и кружков в школах, заводах, в селе, в семьях. Такие фильмы демонстрировались в клубах, по республиканскому телевидению.

Таким образом, анализ литературы по интересующей теме позволил автору прийти к выводу, что представленная в исследовании проблема представляет особый научный интерес.

С учетом этого диссертант избрал в качестве цели исследования изучение становление и развитие кинематографа в Республике Калмыкия в 1920

1991 гг. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) Определить научные основы исследования проблемы становления и развития кинематографа в Республике Калмыкия в хронологических рамках 1920-1991 гг.

2) Через совокупность разнообразных форм и жанров показать становление и развитие калмыцкого кинематографа в контексте общероссийского многонационального кинопроцесса.

3) Выявить особенности развития национального кинематографа, продемонстрировать его связь с лучшими традициями национальной культуры;

4) На примере творческих портретов известных калмыцких артистов показать участие калмыцкой творческой интеллигенции в российском кинематографическом процессе.

5) Обобщить материал о развитии непрофессионального (любительского) кинематографа в Калмыкии как одной из форм самодеятельного художественного творчества.

Источниковая база исследования. Поставленные в исследовании задачи решались на основе широкого круга источников: опубликованных в разное время законодательных актов, распоряжений и решений правительства по вопросам кинематографии; делопроизводственной документации; статистических источников, справочных изданий, документов личного происхождения (устных опросов деятелей культуры, частной переписки).

К первой группе источников относятся материалы из фондов государственных архивов, научных библиотек.

В Национальном архиве РК были изучены материалы фонда Калмыцкого Центрального исполнительного комитета (Ф-3), Калмыцкого кинопроката за 1957-1968 гг. (Ф-296), Управления кинофикации при Совете Министров КАССР за 1954-1976 гг. (Ф-212).

В Российском государственном историческом архиве г.Санкт-Петербурга просмотрены фонды Ленинградского восточного института (Ф.7222.0п.30.д.1803) и выявлены документы студента З.Н.Нохашкиева, будущего профессионального киноартиста; в архиве (информационно-методическое бюро) студии «Ленфильм» документально подтвердили участие З.Нохашкиева в фильмах студии и предоставили ряд фотокадров из картин с участием артиста.

Также было подтверждено в ведомственном архиве студии «Мосфильм» участие других калмыцких артистов в фильмах студии.

Эта группа источников подтверждает общий путь развития кинематографии в разных странах как технически, так и творчески в зависимости от экономического развития государств, социальных и политических отношений.

Использование многочисленной исторической литературы и источников позволило автору с определенной полнотой показать развитие калмыцкого кино в разные периоды истории России.

Во второй группе источников по изучаемой теме сосредоточены делопроизводственные материалы: приказы, заявления, монтажные листы к кинокартинам, сценарии фильмов, подготовительные материалы к производству фильмов, в которых находятся интересные сведения и факты. Большое количество справочной литературы по истории кинематографии позволило подтвердить факты давно прошедших лет, уточнить даты создания кинообществ, совещаний, фамилии деятелей, стоявших у истоков кинематографии Калмыкии.6

Изучению кинопроцесса в целом во многом помогают опубликованные документы государственных и партийных органов: стенографические отчеты съездов Коммунистической партии, решения ЦК КПСС по вопросам развития литературы и искусства; Ведомости Верховных Советов СССР и РСФСР, пра

6 Народное хозяйство КАССР в 10 пятилетке (1976-1980гг.): Статистический сборник. Элиста, 1981. С.117; Текущий архив Калмыцкой республиканской конторы кинопроката. Справка. 1984. 19 августа. вительства Российской Федерации.7 В этих документах отражены общегосударственные решения, влияющие на ход истории кино через декреты, указы, непосредственную помощь техникой, материалами, творческими кадрами.

К третьей группе источников относятся документы личного происхождения, собранные автором диссертации в процессе общения с ветеранами, деятелями культуры. В работе использованы устные истории, записи на магнитофонную, кино- и видеопленку, частная переписка известных калмыцких кинематографистов и артистов.

К четвёртой группе источников по данной теме прежде всего относится периодическая печать, которая дает возможность проследить процесс развития кино в Калмыкии с 1920 по 1991 годы.

В профессиональных киноизданиях, таких как «Киноэкран», «Киногазета», «Тео-печать», «Искусство кино», «Техника кино и телевидения», «Видео-Асс», систематически публикуются репортажи с мест съемок фильмов, рассказывается о творческом и техническом персонале, об актерах, сюжетах картин. Работать калмыцким актерам приходится на многих национальных студиях, поэтому информация об их творчестве, опубликованная в центральных газетах («Комсомольская правда», «Труд», «Известия», «Правда»), использована в работе, в основном публиковались критические материалы на тот или иной фильм.

Практически все, что связывает Калмыкию с кино, освещалось и освещается на страницах республиканских газет: «Красная степь» (1926-1929 гг.), «Улан Хальмг» (1924,1936 гг.), «Тангчин Зянг» (1931-1933 гг.), «Ленинский

7 О некоторых вопросах пропаганды печати и агитации. Резолюция XII съезда РКП(б) от 25 апреля 1923 г.// Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т.2; О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии. Постановление ЦК КПСС от 2 августа 1972 Г.//КПСС в резолюциях. М., 1978. Т. 11; О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 мая 1984 г.//Комсомольская правда. 1984. 15 мая. путь» (1930-1943 гг.), «Советская Калмыкия» (1957-1996 гг.), «Известия Калмыкии» (1991-2000 гг.), «Элистинские новости» (1989-2000 гг.).

Для изучения истории кино Калмыкии стало необходимым привлечение такого оригинального источника, как кинофильмы. Наша задача - нарисовать кинематографическую картину развития Республики Калмыкия во времени, по возможности подробную, с привлечением большого количества источников. Поэтому к пятой группе источников источников относятся документальные и художественные фильмы, имеющие отношение к истории Калмыкии и хранящиеся в архивах Республики Калмыкия и Российской Федерации.

Так, в подмосковном городе Красногорске располагается Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). По систематическим каталогам РГАКФД автор выявил и возвратил в республику около тридцати кинороликов о Калмыкии.

В подмосковном городе Белые Столбы находится Государственный фильмофонд Российской Федерации (Госфильмофонд РФ) - один из самых крупных в мире по коллекции художественных, научно-популярных и мультипликационных фильмов, архивных киноматериалов.

Возвращенные в республику киноматериалы хранятся в Национальном архиве Республики Калмыкия, в кинопрокате Калмыцкого республиканского кинофонда и киноархиве Калмыцкого телевидения.

В целом, использованные документы и источники позволили более полно и объективно представить процессы становления и развития кинематографа в Калмыкии.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, основанный на объективном и научно достоверном подходе к анализу событий t в их диалектическом развитии на базе использования архивных и других источников, монографических изданий, научных статей и публикаций, раскрывающих историю кино Калмыкии в контексте развития российского кино.

Хронологические рамки диссертации охватывают 70-летний отрезок времени с 1920 по 1991 годы. Исходный хронологический рубеж связан с началом государственного строительства Калмыцкой Автономной области (4 ноября 1920 года). Образование государственности подвело итоги борьбы в Калмыцкой степи против контрреволюции и установление Советской власти, а также положило начало восстановлению и развитию промышленности, сельского хозяйства. С этого времени начался учёт киноустановок в области и дальнейшего развйтия кино как средства образования, политики и просвещения.

Верхние границы исследования доходят до 1991 г. - года распада Советского Союза, обусловившего и распад единого кинематографического пространства. После 1991 года начинается новый, рыночный этап в экономике России и Калмыкии, и роль кинематографа становится качественно другой. Таким образом, хронологические рамки исследования охватывают весь период истории нашей страны, с начала становления Советского государства и до его распада.

Научная новизна диссертации заключается в современном научном анализе процесса становления и развития кинематографа в Калмыкии в 1920-1991 гг. Предлагаемая работа - первое специальное историческое исследование по развитию кинематографа в Республике Калмыкия.

Через совокупность разнообразных форм кинематографической жизни Калмыкии автор данного исследования впервые показывает, как республика, подпитываемая разнообразными элементами национальной культуры, участвовала в многонациональной кинематографии России. В то же время в исследовании подчеркивается, что национальный кинематограф в свою очередь стал мощным фактором влияния на развитие культуры калмыцкого народа.

Опираясь на собранный материал в исследовании дается оценка вклада калмыцких артистов в развитие российского художественного кинематографа кинематографов союзных республик. В диссертации впервые прослеживается творческий путь целого ряда известных калмыцких артистов, в том числе приводится жизненный и творческий портрет первого профессионального калмыцкого киноартиста Зулы Нохашкиева. Эти изыскания позволили опубликовать о нём отдельный биографический очерк, рассказать о людях, которые с ним встречались, работали, брали с него пример и выбрали свой путь в кинематографии8.

Автор впервые на русском языке приводит выдержки из иностранных публикаций в которых есть упоминания о калмыках, снимавшихся в кино, например в книге «Французский стиль» П.Жака (Париж, 2000 г.) о французских спортсменах, в том числе о Искя Бурхинове.

Автор провел большую работу по составлению фильмографии калмыцкого кино. Через справочную литературу, прессу, каталоги фильмов им уточнялись названия картин, год выпуска, название студии.

Автору удалось выявить ряд картин, не вошедших в сборники по фильмографии. Эти фильмы делались в союзных республиках, отсняты они были для служебного пользования или являлись рекламными или учебными работами, например: «Тулуп-Тюльпан» - рекламный фильм для показа за границей и т.д.

В работе впервые обобщен обширный материал о непрофессиональном кинематографе республики, который был и есть очень популярным занятием в школах, клубах, семьях. Сейчас практически в каждом доме есть видеокассеты с хроникой. Это ёмкий материал для дальнейших исследований современной истории Калмыкии.

Научная и практическая значимость диссертации. Исследование позволяет полноценно представить историю становления и развития кинематографа в Республике Калмыкия. Автор исходит из того, что кинематограф с одной стороны впитал в себя многие черты национальной культуры, с другой стороны сам стал важным фактором ее дальнейшего развития в XX в. В этом

8 Иванов А. Киноартист Зула Нохашкиев: Жизнь и творчество (1900-1943 гг.). Элиста, 2000. смысле, многие выводы диссертационного исследования содержат ответы на актуальные вопросы о роле и месте кинематографа в современной жизни Калмыкии.

Помимо вышесказанного, полученные результаты могут быть использованы для разработки обобщающих исследований, посвященных по проблемам развития национальной культуры в Республике Калмыкия.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях, тезисах выступлений и других научных публикациях автора. Диссертант принимал участие в республиканских и межвузовских конференциях, на которых выступал с докладами по проблемам развития кинематографа в Калмыкии.

Структура диссертации. Соответствует цели и задачам исследования и включает в себя введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы трех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Иванов, Алексей Александрович

Выводы по главе: в результате проведённого анализа истории непрофессионального кинематографа Калмыкии можно с уверенностью утверждать, что самодеятельный кинематограф - это искусство, которое помогает проявить себя каждому, кто стремится к дальнейшему творческому развитию личности. В самодея

289 Иванов А. А. Вновь заалело знамя 110-й ОККД // Элистинские новости. 1995. 7мая. тельной студии за кинокамеру берется и делающий свои первые самостоятельные шаги школьник, и седой ветеран, потому что фильм - это коллективное творчество, и во время работы над фильмом участники становятся режиссерами, операторами, актерами, монтажерами - являются соавторами произведения.

Кинолюбители, с одной стороны, лишены широких технических и материальных возможностей, которые есть в распоряжении профессиональных кинематографистов; с другой - их творческая инициатива не стеснена сроками исполнения, вопросами окупаемости. Иные условия творческого труда порождают особенные, своеобразные методы и художественные приемы работы над фильмами.

Опыт работы ведущих киноколлективов Калмыкии помог определить основные жанры любительских кинолент. Это кинолетопись, киножурнал, кинопортрет; видовые и краеведческие ленты, фольклорные и этнографические фильмы. Многообразие видов и жанров любительского кино, их социальная значимость дают возможность использовать их в ходе проведения фестивалей, конкурсов и смотров любительских фильмов, в тематических кинопоказах, в клубных мероприятиях, на занятиях в школах. Например, в домашних фильмотеках собраны разнообразные сюжеты из жизни семьи, что бесценно для создания творческого портрета героя на протяжении всей его жизни.

Дальнейшее развитие непрофессионального кинематографа получило в связи с распространением видеозаписи. Теперь телевидение проводит множество передач с использованием любительских съемок, например, в популярных передачах: «Вы - очевидец», «Сам себе режиссер» по Центральному телевидению; «Старое кино», конкурс «Песнь о Калмыкии» по Калмыцкому телевидению.

Таким образом, непрофессиональный кинематограф постоянно развивается и совершенствуется. Используя новые системы кино и звукозаписи, любительские киностудии Калмыкии вносят свой вклад в освещение жизни родного края, тем самым запечатлевая важнейшие моменты в новейшей истории России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кино как наиболее массовый и действенный вид искусства занимает в нашем обществе особое место.

Предлагаемая работа - первое исследование по данной проблематике в целом и по отдельным этапам развития национального кино в одной из ранее отсталых окраин России - Калмыкии.

Процесс постановки исследовательской задачи, над которой автор работает на протяжении многих лет, в меняющейся ситуации потребовал выявления возможно более широкой историко-информационной базы, различных методов изучения проблемы.

На различных этапах развития кино выполняло важные социальные задачи:

1) Предоставление широчайшим массам отдыха и развлечения как одного из средств использования свободного времени.

2) Идейно-эстетическое воспитание.

3) Пропаганда научных знаний и просвещение.

Для большего охвата населения фильмами кино проникает в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты - на высокогорные пастбища, пограничные заставы, рыболовецкие суда.

На современном этапе общества возникла необходимость пропаганды незаслуженно забытых произведений, творчества деятелей кино, изучения отдельных направлений и профессий. В данной диссертации сделана попытка всесторонне осветить исторический процесс в национальном кино на примере Калмыкии.

Развитие кино в Калмыкии, благодаря технической и творческой помощи российских кинематографистов, совпадает с периодами развития кино в России (за исключением фильмопроизводящей технологии - киностудии). Калмыкия получила технику и киноспециалистов, возможность обучения национальных кадров в российских учебных заведениях.

Анализ собранного автором диссертации материала позволяет сделать вывод, что развитие кино в Республике Калмыкия соответствует пяти периодам: 1) 1920-193Огг.; 2) 1931-1943гг.; 3) 1944-1956гг.; 4) 1957-1970гг.; 5) 19711991 гг.; 6) современный период с 1991г.

В первый период (1920-1930гг.) первостепенное значение имела кинофикация, созданию и развитию которой уделялось большое внимание в период культурного строительства в Калмыцкой области в 20-е годы. В это время киноустановки работали в поселках Яшалта, Калмыцкий Базар, санатории «Тина-ки» и с. Ремонтное, потом приобрели аппаратуру различные профессиональные объединения, такие как союзы строительных рабочих, сельскохозяйственных рабочих, рабземлеса. Десять стационарных киноустановок и пять кинопередвижек обслуживали жителей Калмыцкой степи. На первый план вышла просветительская миссия кинофикации, на второй - развлекательная.

Республиканская база кинопроката служила в различные годы опорным пунктом киногруппам, приезжающим для съемок фильмов о Калмыкии, но съемки велись эпизодически. Сохранились уникальные кинокадры 20-х-40-х годов, где отражены труд, быт, досуг трудящихся степного края: «Волга и Ма-риинская система» (1924 г.), «Знойное море» (1929 г.), «Золото Каспия» (1930 г.), «Песнь степи» (1930 г.).

Кроме документальных лент, на союзном киноэкране появились художественные фильмы, где в эпизодических ролях снимались калмыцкие актеры. Это были студенты Восточного института Ленинграда Б.Колпакова и З.Нохашкиев. Актеры внесли яркие образы в строй картины, роли у них были «экзотического» характера - «восточные и северные» типажи, слуги, охранники. Универсальность калмыцких артистов позволила режиссерам создать с ними запоминающиеся кадры. Поэтому фильм «Князь Церен» (1929г.), созданный на национальном материале и сыгранный калмыцкими актерами, успешно демонстрировался на экранах СССР. Сценарий фильма написан по мотивам повести «Мудрешкин сын» классика калмыцкой литературы Антона Мудренови-ча Амур-Санана.

Во второй период (1931-1943гг.) степные поселки Калмыкии были полностью охвачены киноустановками, работали 21 стационарный кинотеатр и 39 кинопередвижек. Для обслуживания техники готовились местные специалисты в городах Саратове, Горьком и Ростове-на-Дону. Так в Калмыкии появилась новая профессия - киномеханик. Приводилась в порядок и сама система кинопоказа, для чего был организован единый центр управления кино «Калмкино» (1935 г.). Это позволило улучшить культурное обслуживание кинозрителей, повысить качество кинопоказа, кроме того, появился выбор кинокартин, установилась доступная цена на билеты для основной массы народа, стала печататься кинореклама в газетах. Использовались разнообразные формы и методы культурно-воспитательной работы, досуга и развлечений средствами кино.

С 1935 года жизнь республики стали систематически показывать на экранах СССР кинематографисты Нижне-Волжской (Саратовской) студии кинохроники. В истории кино Калмыкии останутся имена кинооператоров, работавших в республике. Среди них А.Софьин, Д.Ибрагимов, А.Булдаков и их фильмы: «Молодая республика» (1936 г.), «Юбилей «Джангара» (1940 г.). Жители республики видели достижения Калмыкии на фоне трудовых свершений России и Советского Союза.

За этот период на всесоюзный экран вышли две художественные кинокартины «Очир» (1933г.) и «Гайчи» (1938г.). Сценарий фильма «Очир» был написан по мотивам повести «Аранзал» А.Амур-Санана. С экранизации этих произведений началась творческая биография и первого национального киноартиста Зулы Нохашкиевича Нохашкиева, весь жизненный путь которого был посвящен совершенствованию актерского мастерства в создании запоминающихся образов в кино: пастух Наран, табунщик Очир, рабочий Гомбосурен, старик-нанаец, сержант-кавалерист, комдив О.И.Городовиков. Благодаря своему мастерству З.Н.Нохашкиев достойно представлял Калмыкию на всесоюзном экране.

Новая, молодая интеллигенция участвовала в создании фильма «Гайчи», где снимались студенты театрального института Эрдни Гаря-Цеденович Манд-жиев, Борис Толгаев, Басан Морчуков. Под руководством талантливого режиссера Владимира Адольфовича Шнейдерова молодые актеры успешно справились с своими ролями. (Фильм по настоящее время находится в российском прокате как приключенческая лента для детей и юношества).

В период Великой Отечественной войны калмыцкой киносети был нанесен большой урон - разрушены многие здания кинотеатров и клубов, разбита аппаратура. Кинохроника о Калмыкии не снималась, за исключением выхода на экран союзного киножурнала «Союзкиножурнал №5», с сюжетом об Элисте 1943 года, после освобождения её от гитлеровских захватчиков, сюжет был снят фронтовым кинооператором Борисом Вакаром. В этом же году на экраны страны вышел художественный кинофильм «Его зовут Сухэ-Батор» с участием калмыцкого киноартиста З.Н.Нохашкиева. Война унесла жизнь этого замечательного человека.

Трагическим для калмыцкого народа стал 1943 г., когда произошла депортация его в Сибирь.

В третий период (1944-1956гг.) целая республика, как и ряд других, вычеркнута из истории страны на 13 лет и 13 дней. На территории Калмыцкой АССР, ставшей Степновским районом Ставрополья, восстанавливались хозяйства, заселялись пустующие деревни и села приехавшими осваивать целину выходцами из России. Развивалась инфраструктура - электрификация, восстановление работы киносети, геологические изыскания полезных ископаемых.

За пределами бывшей Калмыцкой республики жил и трудился калмыцкий народ, вносил свой вклад в восстановление Страны Советов, в том числе и в кинематограф: передовиков награждали, хотя и крайне ограниченно, медалями, снимали в документальном кино, приглашали участвовать в художественных картинах («Дочь степей», «Рыбаки Арала»). Но это в виде исключения.

Четвёртый период (1957- 1970гг.) стал колоссальным рывком республики в восстановлении своей государственности и главного богатства степи — животноводства. Завершилась полная кинофикация всех населенных пунктов, в учебных заведениях России обучались молодые киноспециалисты, школы республики оборудовались 16-мм кинопроекторами типа «Украина».

На экранах Союза появились фильмы, рассказывающие о преобразованиях в Калмыкии: документальный - «В степях Калмыкии» и художественный — «Млечный путь».

Этот период характеризуется техническим переоборудованием киноустановок, что привело к качественному улучшению кинообслуживания зрителей. В республике работали 181 киноустановка, 37 кинопередвижек. В фондах республиканского кинопроката насчитывалось 2684 копии художественных кинофильмов и 5418 копий документальных научно-популярных фильмов.

При кинотеатрах, школах стали образовываться кружки по изучению кино СССР и проекционного дела. Это способствовало развитию в республике непрофессионального кинематографа - самодеятельных кружков и студий по съемке фильмов на 16-мм кинопленке на местные темы: В.Буланов (колхоз «Новый мир» Яшалтинского района), А.Жирноклеев (колхоз имени Ильича Малодербетовского района), М.Остапенко (педагогическое училище имени Х.Б.Канукова).

В 1967 году заработала Элистинская студия телевидения, использовавшая киносюжеты, снятые местными кинолюбителями: М.Остапенко, А.Вутеро, А.Задорожным.

В этом же году в Элисте открылся постоянно действующий кинокорреспондентский пункт Саратовской кинохроники, основной задачей которого была съемка сюжетов для киножурнала «Нижнее Поволжье». Правительство республики направило на учебу в театральные институты Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону талантливую калмыцкую молодежь. Все это способствовало дальнейшему плодотворному развитию культуры и искусства в Калмыкии.

Это наглядно подтверждается в пятом периоде (1971-1991 гг.) развития кино республики. К государственной киносети прибавилось 255 ведомственных установок, принадлежащих различным учреждениям, например, республиканской больнице, Дому правительства, воинской части. В системе киносети и кинопроката трудились 500 специалистов. Многие кинофикаторы удостоены государственных наград за заслуги в области культуры и искусства.

На экранах России в киножурнале «Нижнее Поволжье» в каждом выпуске - один-два сюжета о Калмыкии. Операторы кинокорреспондентского пункта Саратовской кинохроники успешно отражали на пленке важнейшие события в жизни республики, запечатлевали строительство промышленных предприятий, мелиоративных сооружений, новых школ, клубов, шоссейных и железной дороги.

По наиболее значимым документальным лентам автор составил фильмо-графию хроникально-документальных фильмов. (Приложение №1)

На республиканской студии телевидения произведения, созданные творческим коллективом, с успехом демонстрируются по Центральному телевидению, в обменных передачах с республиками Северного Кавказа, используются в программах зарубежного телевидения Японии, Бельгии, США. Жители республики в курсе событий мирового масштаба.

Большой интерес в республике вызывает участие калмыцких актеров в художественных фильмах национальных студий. Это послужило причиной подготовки Калмыкией своих специалистов по кино в российских учебных заведениях: режиссеров, операторов, драматургов. На киностудиях России работают наши земляки, среди них режиссеры К.Чимидов, Р.Онкаева, видеорежиссер Д.Иванов, кинооператор Д.Ермаков, на Центральном телевидении (г.Москва) - диктором А.Буратаева, оператором — Ю.Дорджин.

Возможность полного раскрытия актерских способностей современные калмыцкие артисты получили как на театральных сценах, так и на съемочных площадках национальных студий от фильмов приключенческого жанра до мелодрамы.

Ведущие калмыцкие актеры создали на российском и международном экранах запоминающиеся образы, среди них исторический деятель, башкирский полководец К.Арсланов (артист Ю.Ильянов), старый нивх Орнан (А.Сасыков), современная девушка Амуланга (И.Орусова), мудрая мать (В.Якугинова). Международная общественность по достоинству оценила талант калмыцких артистов. Так, на 1-м Международном фестивале (1990 г., Канны) за исполнение главной роли в фильме «Гадание на бараньей лопатке» Ц.Цатхланов отмечен дипломом; на 10-м Международном кинофестивале (1991 г., Венесуэлла) А.Сасыкову вручен диплом за исполнение главной роли в фильме «Пегий пес, бегущий краем моря».

Автор диссертации систематизировал выявленные художественные фильмы, в которых принимали участие калмыцкие артисты, и составил филь-мографию художественных фильмов. (Приложение №2)

За последние годы стало популярным среди широкой аудитории кинозрителей России и стран СНГ имя калмыцкого писателя Олега Манджиева, произведения которого экранизируются в России, Узбекистане, Казахстане, Туркменистане.

Называя имена профессиональных работников кино, зная их биографии, мы находим у них одно общее начало: еще в школьные годы они увлекались фото - и киноделом. И это увлечение стало их профессией.

Однако есть ряд людей, совмещающих свою основную профессию с увлеченностью кинематографом, это кинолюбители. В республике широкое распространение получили непрофессиональные киностудии. <

Эти студии ведут активную работу со школьниками и молодежью города, фотографируют, снимают фильмы, участвуют во всех республиканских смотрах-конкурсах. Часть студийцев впоследствии становится профессиональными специалистами и работает в системах Госкино и Гостелерадио.

На примере студии «ФОКИСТ» можно проследить развитие детского самодеятельного киноискусства республики. Работа студии отмечена за 25 лет многими дипломами и грамотами за фильмы и фотоработы; двое студийцев Т.Даныцикова и М.Очиров награждены медалями ВЦСПС, а руководителю студии А.Иванову присвоены звания и «Заслуженный работник культуры Республики Калмыкия» «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Автор систематизировал выявленные самодеятельные ленты и составил фильмографию фильмов-лауреатов всесоюзных и всероссийских фестивалей любительских фильмов. (Приложение №3)

Проведенные автором исследования в области кинематографии Калмыкии позволяют сделать следующие выводы по изучению культурного наследия калмыцкого народа:

Впервые на основе анализа совокупности новых архивных документов и публикаций дается цельная и систематизированная картина калмыцкого кино с 1920-х по 1991-е годы, определяется его место и роль в культурном развитии России. При этом необходимо отметить, что автор связал каждый этап в развитии республиканского кинематографа с общим ходом развития кинематографа страны.

Выявлены кинокартины, созданные на основе национальных произведений, где в главных ролях снимались калмыцкие артисты. Это - пример творческого потенциала нашей интеллигенции, пример освоения новых творческих профессий, которые становятся востребованными для решения задач дальнейшего развития культуры в республике. Национальные кадры Калмыкии известны на многих студиях России и стран ближнего зарубежья.

Определен вклад калмыцких актеров в художественное кино национальных республик. Высокая культура поведения, интеллигентность, универ-. сальность внешних данных, привлекают режиссёров к калмыцким артистам для решения творческих постановок в кинофильмах. Создан творческий портрет целого ряда известных калмыцких киноартистов, в частности Зулы Нохашкиевича Нохашкиева. Это один из ярких примеров вклада калмыцких артистов в кинематограф, общемировой творческий процесс.

Разыскана и возвращена в республику часть киноматериалов, связанных с историей Калмыкии.

Впервые обобщен материал о непрофессиональном кинематографе республики, который показал, что, наряду с официальной кинохроникой, в республике работают местные кино- и телевизионные студии. Энтузиасты кино снимают будни села, работу и праздники сельчан и буквально на следующий день, а то и вечером в клубе идёт просмотр этих сюжетов.

Настоящая диссертация является первым исследованием в Калмыкии, посвященное развитию кинематографа в республике. В последние годы выявляются все новые источники и факты, касающиеся истории развития кинематографии в республике в целом, систематизируются отдельные уточнения, дополнения, касающиеся жизни и творчества калмыцких артистов, сценаристов, режиссеров, операторов. И этот материал с каждым годом пополняется. Все это требует систематизации, обобщения и глубокого анализа, т.е. дальнейших серьезных исследований по вопросам истории и современного состояния кино Республики Калмыкия.

Нет сомнения, что исследователи этой темы, обобщая и анализируя дополнительный материал, напишут новые страницы истории развития кино в Калмыкии - одного из видов современного экранного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Иванов, Алексей Александрович, 2003 год

1. ИСТОЧНИКИ1. Кинофотодокументы

2. Российский государственный фонд кинофильмов Российской Федерации «Госфильмофонд России» (РГФК-РФ): Фильмотека.

3. Российский государственный архив кинофотодокументов Российской Федерации (РГАКФД РФ): Фильмотека.

4. Российское объединение «Росинформкино» Госкино Российской Федерации: Систематический каталог.

5. Российский научно-исследовательский институт киноискусства Госкино Российской Федерации: Систематический каталог.

6. Ростовская-на-Дону кинохроника Госкино Российской Федерации: Фильмотека.

7. Киностудия «Казахфильм»: Информационно-методический центр: фильмотека.

8. Киностудия «Мосфильм»: Информационно-методический центр: фильмотека.

9. Киностудия «Ленфильм»: Ведомственный музей: фильмотека.

10. Нижне-Волжская студия кинохроники: Информационно-методический центр: фильмотека.1.. Сборники документов111. 10 лет Калмыцкой автономной области (1920-1930гг.) Астрахань: Калмоблисполком, 1931. 134С.

11. Делегату IV съезда работников культуры и искусства КАССР. Культура и искусство Калмыкии: цифры и факты. Элиста, 1976. 32С.

12. Заслуженный работник культуры Калмыцкой АССР. Указ Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР от 27 сентября 1990 г.//Советская Калмыкия. 1990. 3 октября.

13. Из истории кино: Сборник документов и материалов. М.: Искусство, 1965. Выпуск 6. 232С.

14. Из истории кино: Сборник документов и материалов. М.: Искусство, 1971. Выпуск 8. 232С.

15. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945гг: Сборник документов и материалов. Элиста, 1966. 552С.

16. Калмыцкая АССР за 50 лет Советской власти: Статистический сборник. Элиста, 1967. 200С.

17. Калмыцкая АССР в цифрах за годы IX-й пятилетки (1971-1975гг.): Статистический сборник. Элиста, 1976. 108С.

18. I. Документы личных архивов

19. I. 1. Папки с документами (40 штук): справки, письма, фотографии.

20. I.2. Журналы полевых материалов (4 штуки): магнитофонные записи Годжурова А.Б. (1984 г.), Дейнега В.А. (1984 г.), Жирноклеева A.M. (1980 г.),

21. Национальный архив Республики Калмыкия:

22. Фонд-3.Центральный исполком Калмыцкой области (1920-1935 гг.)

23. V.I. Дела: Опись I. Д. 16. Л.43 Протокол Президиума Облисполкома КАО от 4 января 1935 г.;

24. V.2. Оп.2. Д. 149. Л.39 Выписка из Постановления Калмыцкого областного комитета РКП(б) от 13 сентября 1923 г.;

25. V.3. Д. 1202. Л.60 Гладкова С. Телефонограмма от 31 июля 1928 г.;

26. V.4. Д. 1204. Л.564 Письмо в адрес ОИК КАО от культодела Нижкрай-потребсоюза «Об открытии кинотеатра в Элисте» от 14 ноября 1929 г.;

27. V.5. Д. 1335. J1.43 Циркулярное письмо ОИК КАО «Всем уисполкомам» от 22 марта 1929 г.;

28. V.6. Д.1518. J1.12 Протокол IV пленума ОИК КАО от 27 января 1930 г.;

29. V.8. Оп.5. Д. 13. Л.6 Об организации областного треста «Калмкино». Протокол Президиума Облисполкома КАО от 4 января 1935 г.;

30. V.9. Д.42. Л.6 Протокол Президиума Облисполкома КАО от 4 января 1935 г.;

31. Фонд-90.Госплан при Совнаркоме КАССР (1936-1941гг.)

32. V.10. Оп.1. Д.335. Л.760 Каталог фильмов на калмыцком языке на 1937 г.;

33. Фонд-212: Управление кинофикации при Совете Министров КАССР195 6-195 8гг.)

34. V.11. Оп.1. Д.5. Л.166 Отчёт Степновского отдела культуры по киносети за IV квартал 1956 года;

35. Фонд-296: Калмыцкая контора кинопроката (1957-1968гг.)

36. V.12. Оп.1. Д.1. Л.1 Постановление Совета Министров КАССР от 30 августа 1963 года;

37. V.13. Д.8. Л.2 Приказ по.Ставропольской краевой конторе кинопроката от 29 ноября 1958 года.

38. Санкт-Петербургский государственный архив:

39. Фонд-7222.Ленинградский восточный институт (1923-1928гг.)

40. V.14. Оп.ЗО. Д. 1803. Л.Л.4.51 Нохашкиев 3. Заявление от 25 мая 1928 года; Матрикул №201 от 21 ноября 1923 г.

41. Центральный государственный архив министерства обороны Российской Федерации:

42. V.15. Оп.742 Д.2465. JI.9 Учёт безвозвратных потерь сержантов и солдат Красной Армии за август 1943 г.1. ЛИТЕРАТУРА

43. Агарков Б.А. Династия Скляр овых//Э л иста, 1986 30 С.

44. Александров Г.В. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983. 336С.

45. Андриканис Е.Н. О Пресне, о Париже, о кино: Воспоминания кинематографиста. М.: Искусство, 1988. 258С.

46. Ашимов К.А. Экран Киргизии рассказывает. М.: Союзинформкино, 1976. 69С.

47. Блейман М.Ю. О кино свидетельские показания. М.: Искусство, 1973.202С.

48. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 12. С. 119-120.

49. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1977. Т.27. С.427-428.

50. Братолюбов С.К. На заре советской кинематографии. Из истории киноорганизаций Петрограда-Ленинграда (1918-1925гг.). Л.: Искусство, 1976. 168С.

51. Виноградов И.В. Свобода или предопределенность // Дружба народов. 1990. N 7. С.15-19.

52. Вопросы киноискусства. Ежегодный историко-теоретический сборник. Выпуск 20. М.: Наука, 1974. 328 С.

53. Высторобец А.Б. Евгений Андриканис. М.: Искусство, 1981. 248С.

54. Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. 503С.

55. Головня А.Д. Экран моя палитра. М.: Искусство. 1971. 120С.

56. Городовиков Б.Б. Орденоносная Калмыкия. Элиста, 1972. 164С.

57. Городовиков Б.Б. Советская Калмыкия на подъеме. М.: Советская Россия, 1984. 224С.

58. Грабовой Д.А. Живым словом: Совершенствование форм и массово-политическая работа. Элиста, 1968. 128С.

59. Джимбинов Б.О. Советская Калмыкия. М.: Советская Россия, 1960.144С.

60. Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М.; Искусство, 1976.278С.

61. Дзиган E.JL Жизнь и фильмы. М.: Искусство, 1981. 250С.

62. Для тружеников республики//Комплексный план культурного обслуживания районов Калмыцкой АССР (1985-1990гг.). Элиста, 1984. 15 С.

63. Дорджиев М.Э. На благо народа. Элиста, 1982. 76С.

64. Дубровин А.Г. Жизнь кинообраз - жизнь. М.: Искусство, 1980. 145С.

65. Ерымовский К.И. Степные были. Элиста, 1960. 256С.

66. Ерымовский К.И. Огонь жизни. Элиста, 1978. 192С.

67. Жизнь в кино: Ветераны о себе и своих товарищах. М.: Искусство, 1986. 334С.

68. Жорж Садуль. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1982. Т.1528С.

69. Иванов А.А. Кинолента памяти. Элиста, 1989. 88С.

70. Им делать кино в XXI веке. М.: Союзинформкино, 1987. 32С.

71. История советского кино (1917-1931гг.). М.: Искусство, 1969. Т.1 -756С. , ■

72. История советского кино (1931-1941гг.). М.: Искусство, 1973. Т.2512С.

73. История советского кино (1941-1952гг.). М.: Искусство, 1975. Т.З320С.

74. История советского кино (1952-1967гг.). М.: Искусство, 1978. Т.4 -487С. .

75. Их оружие кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров. М.: Искусство, 1984. 280С.

76. Калмыцкая республиканская контора кинопроката. Справки 19581988 гг.

77. Каталог документальных фильмов СССР. М.: Союзинформкино, 1990. 400 С.

78. Каталог фильмов ВГИКа. М.: ВГИК, 1992. 12С.

79. Кармен P.JI. По странам трех континентов. М.: Молодая гвардия, 1962. 143 С.

80. Кимягаров Б.А. Дорога уходит в горы. Рассказ о творческом пути. М.: Союзинформкино, 1970. 55С.

81. Кино Эстонии. М.: Союзинформкино, 1981. 32С.

82. Кино Франции. М.: Искусство, 1980. 384С.

83. Кинословарь. М.: Киноискусство, 1969. 400С.

84. Киностудия «Мосфильм». М.: Союзинформкино Госкино СССР, 1982.64С.

85. Киностудия «Лёнфильм». М.: Союзинформкино Госкино СССР, 1982.64С.

86. Кино и время. М.: Искусство, 1979. Вып.2 256С.

87. Кино и время. М.: Искусство, 1981. Вып.4 280С.

88. Киноэнциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.640С.

89. Клер Рене. Кино вчера, кино сегодня. М.: Прогресс, 1981. 359С.

90. Кракауэр 3. Природа фильма. М.: Искусство, 1974. 350С.

91. Лебедев Н.А. Внимание кинематограф! (О кино и киноведении. Статьи, исследования, выступления). М.: Искусство, 1974. 439С.

92. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР (Немое кино). М.: Искусство, 1965. 583С.

93. Левин Е.В. О художественном единстве фильма. М.: Искусство, 1985.415С.

94. Лиджиев Н.С. Современный калмыцкий театр. Элиста, 1975. 112С.

95. Листов В.Б. История смотрит в объектив. М.: Искусство, 1974. 224С.

96. Лихачев Б.А. Кино в России: Материалы к истории русского кино (1896-1926гг.). М.: Теокинопечать, 1927. 41 80С.

97. Мазин Л.В. Свет волшебного экрана: Об опыте кинофикаторов Калмыкии. Элиста, 1973. 104С.

98. Мак-Кан Р.Д. Фильм: монтаж из статей. Нью-Йорк: Е.П.Дюттон и Ко., 1966. 384С.

99. Медовой Б.А. Рассказы о сценаристах. М.: Союзинформкино, 1982.105С.

100. Народ и партия едины. Кинематография СССР за 60 лет. М.: Союзинформкино Госкино СССР, 1981. 16С.

101. Над фильмом работали: Рассказы о донском документальном кино. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1988. 141С.

102. Намсинов И.Е. Культура Советской Калмыкии на подъеме. Элиста, 1972. 208С.

103. Нечаев М.Б. Владимир Шнейдеров. М.: Искусство, 1965. 320С.

104. Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста, 1969. 140С.

105. Новые фильмы. Каталог. М.: Союзинформкино, 1991. №10 40С.

106. Очерки истории Калмыцкой АССР: Эпоха социализма. М.: Наука, 1970. 432С.

107. Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980. 456С.

108. Палажченко А.Е. Незабываемый Вакар//Их оружие кинокамера. М., 1984. С.130-131.

109. Писаревский Д.С. Братья Васильевы. М.: Искусство, 1981. 320 С.

110. Полюхова М.П. Киноискусство Советской Молдавии. М.: Союзин-формкино, 1981. 64 С.

111. Прозоровский Н.В объективе жизнь//Жизнь в кино. М.: Искусство, 1986. Вып.З. С.260-281.

112. Республиканская фильмотека Министерства образования КАССР. Справки 1968-1990 гг.

113. Рубайло А.И. Партийное руководство развитием киноискусства (19281937 гг.). М.: Издательство московского университета, 1976. 199 С.

114. Соболев Р.И. Самодеятельное кино. М.: Искусство, 1960. 198 С.

115. Тешебаев Д. Узбекское кино: поиск и надежды. М.: Союзинформкино, 1976. 78 С.

116. Толчан Я.М. Кинолюбители. Кто они? М.: Искусство, 1982. 200 С.

117. Хейфиц И.Е. О кино. Л.: Искусство, 231 С.

118. Херсонский А. Агитпароход «Красная Звезда»//Шаги Советов: Кинокамера пишет историю (1917 1936 гг.). М., 1979. T.V.

119. Фильмография художественных фильмов Республики Калмыкия (1925-1993 гг.). Элиста: Калмыцкое кинообъединение, 1994. 20 С.

120. Фильмография хроникально-документальных фильмов Республики Калмыкия (1918-1994 гг.). Элиста: Калмыцкое кинообъединение, 1995. 50 С.

121. Фотокинотехника: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. 448 С.

122. Шаги Советов: Кинокамера пишет историю (1917-1936 гг.) М.: Искусство, 1978. Т. 1 900 С.

123. Шаги Советов: Кинокамера пишет историю (1937-1957 гг.). М.: Искусство, 1979. Т.2 900 С.

124. Шипулинский Ф.И. История кино на Западе. М.: Теокинопечать, 1933. 4.1 320 С.

125. Шкловский В.Б. За 60 лет: Работа в кино. М.: Искусство, 1985. 573 С.

126. Шуб Э.И. Жизнь моя кинематограф. М.: Искусство, 1972. 472 С.

127. Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. М.: Союзинформкино, 1970. 280 С.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.