Ранние годы молдавского кино тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Андон, Виктор Данилович

  • Андон, Виктор Данилович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 173
Андон, Виктор Данилович. Ранние годы молдавского кино: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 1984. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Андон, Виктор Данилович

ВВЕДЕНИЕ. I

ГЛАВА I. КИНО МОЛДАВИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КРАЕ.

1. Первые киносеансы в Кишиневе.

2. Национализация кинодела в крае. Кинематограф в годы гражданской войны и первые годы восстановления народного хозяйства.

3. Развитие кино & Молдавии после образования МАССР.

4. Подготовка кадров для молдавского кино.

ГЛАВА П. ЗАРОЖДЕНИЕ КИНОПРОИЗВОДСТВА В МОЛДАВИИ

1. Первый кинокорреспондентский пункт по МАССР.

2. Экранная кинолетопись республики.

3. Начало молдавского игрового кино.

4. Буржуазная печать Бессарабии о советском кино

5. Молдавское кино второй половины 30-х годов. Работа молдавских кинематографистов на киностудиях страны.

ГЛАВА Ш. КИНО МОЛДАВИИ ПОСЛЕ ОСВОБОВДЕНИЯ БЕССАРАБИИ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1. Год, равный десятилетиям.

2. В годы Великой Отечественной.

ГЛАВА 1У.НА ПУТИ К КИНОСТУДИИ. 1945-1952.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ранние годы молдавского кино»

История многих национальных кинематографий советских республик нашей страны уже написана. Книги о других находятся в стадии издания, о третьих - еще только пишутся.

К третьим относится и одна из самых молодых советских кинематографий - молдавская.

Поначалу все здесь казалось просто: в 1952 году организована Кишиневская киностудия хроникально-документальных фильмов, следовательно, с этой даты и начинается история молдавского кино. В опубликованных за последние годы первых исследованиях по истории молдавского кино* поначалу так и делалось. Иногда, в порядке описания предыстории молдавской кинематографии, приводились данные о существовании на территории республики кинокорреспондентских пунктов, занимающихся выпуском киножурнала "Советская Молдавия", что несомненно имеет прямое отношение к зарождению и началу становления кинопроизводства в республике.

До недавнего времени было опубликовано лишь несколько статей по методологии и методике изучения истории Многонациональна ной советской кинематографии. Особенно мало подобных исследований по начальному периоду развития советских кинематографий. Андон В. Путешествие на "Молдова-филм". - Кишинев.; Картя мол-•• довеняскэ, 1968. - 144 е., ил.; Гиб¥ Н. Заметки о молдавском кино. - Кишинев.:Реклама, 1968. - 122 е., ил.; Йорданов И. Кино советской Молдавии. - Кишинев.:Литература артистикэ,1968.

- 176 е., ил. р

Зоркая Н., Козлов Л. 1925 - 1930: к методологии изучения периода. . В сб.: Вопросы киноискусства, вып.8.-М.: Наука,1964, с. 211-235.; Дробашенко С., Ханютин Ю. Сороковые: к методологии изучения периода . В сб.: Вопросы киноискусства, вып.II.

- М.: Наука, 1968, с. 131-150.

Все это в значительной степени затрудняло выбор самого принципа подхода к исследованию истории строительства национальных кинематографий советских республик.

В октябре 1982 года Отдел этнографии и искусствоведения Академии наук Молдавской ССР, совместно с научно-исследовательским институтом киноискусства Госкино СССР, НИИ искусствознания Министерства культуры и Академии наук СССР, Ленинградским государственным институтом театра, музыки и кино, при поддержке Министерства культуры и Госкино республики, провели в Кишиневе Всесоюзную научно-теоретическую конференцию "Методология и методика изучения истории советского театра и кино" /на материале республик страны/. В конференции приняли участие многие ведущие театроведы и киноведы Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Молдавии, чьи доклады и сообщения, в определенной степени, осветили часть этого вопроса.1

Весомый вклад в теорию вопроса методологии и методики построения истории советского многонационального киноискусства внесла статья профессора Р.Н.Юренева "Методологические проблемы иср тории советского кино , оказавшая большую помощь автору в написании данной диссертации.

Собранный в течение длительного времени материал по истории молдавского кино систематизировался и выстраивался с учетом изложенных в названных работах методологических принципов. Вопросы методологии и методики изучения истории советского те-•■ атра и кино: материалы конференции . - Кишинев.:Штиинца,1983. - 216 с. р Юренев Р.Н. Методологические проблемы истории советского кино. В сб.: Кино и время, вып.5. - М.: Искусство,1983, с.119-147.

История развития искусств той или иной республики самым тесным образом связана с историей строительства там национальной советской государственности. Это тем более важно для такого искусства,как кино, которое на национальных окраинах появилось практически только с установлением в этих республиках советской власти. На это обстоятельство обратил внимание писатель Чингиз Айтматов:

Многим национальностям, - пишет он, - пришлось миновать трудные переходы от устно-фольклорных сказаний к многоплановому социальному роману, от импровизаций певцов к опере, от народной музыки к симфонической. И уж совершенно новым явлением в жизни национальных республик было возникновение и развитие киноискусства."*

Кинематограф пришел сюда раньше театра, а подчас и раньше, чем была создана национальная письменность, - словно продолжает мысль Айтматова историк кино В.Листов. - Немое искусство экрана было по самому своему существу интернациональным, дос-р тупным всем."

Начавшаяся в 1918 году национализация кинопредприятий, в советских республиках завершилась в 1921 году. И все же одна лишь национализация старых, дореволюционных кинопредприятий и прокатных контор была недостаточной. Даже в таких крупных центрах кинопроизводства,как Петроград, Москва, Одесса,почти нечего было национализировать. Аппаратуру и фильмы старые хозяева этих предприятий в большинстве своем успели спрятать или увезти.

На бывших окраинах царской России практически были национализированы лишь ветхие здания тех немногочисленных кинотеатров,, Айтматов Ч. Национальное и интернациональное. В сб.: Вопросы киноискусства, вып. II. - М.: Наука, 1968, с.35. Листов В. История смотрит в объектив. - М.* Искусство, 1974, с.29-30. которые сохранились с дореволюционных времен, да считанное количество потрепанных фильмокопий старого производства. Поэтому строительство молодых национальных кинематографий повсеместно приходилось начинать практически с нуля.

Сравнительная таблица развития национальных кинематографий в СССР, составленная нами, позволяет в какой-то мере проследить динамику их роста, сопоставить данные о возникновении первых киноорганизаций, о создании первых документальных и игровых лент на национальном материале.1

Наиболее сложным в этом сравнительном анализе оказался вопрос; что считать началом кинопроизводства в той или иной республике? Какие критерии брать за основу? Возникновение государственной киноорганизации? Выпуск первого фильма на национальном материале /пусть даже, как это было в большинстве случаев^ руками приезжих кинематографистов/ или обязательно национальными творческими силами?

Прямого ответа на этот вопрос в кинолитературе найти не удалось. Пришлось обращаться к аналогиям в практике развития киноискусства советских республик. Естественно, что в России, на Украине, в республиках Закавказья, где художественные традиции были наиболее устойчивыми, и где кинопроизводство зародилось еще в дореволюционные годы, раньше возникли и советские киноорганизации.

В среднеазиатских республиках, до их национального размежевания в 1924 году, существовала единая советская киноорганизация "Туркгоскино", основанная в марте 1923 года, а также кинотоварищество "Бухкино" /апрель-октябрь 1924/. С 1925 по 1930 год происходит перестройка работы киноорганизаций во всех республи

1 См. Приложение № I. кох Средней Азии. В 1925 году организуется "Узбектшно", в 1926 году - "Туркменфильм11, в 1930 - трест "Таджиккино".

Из Закавказских республик позже других государственная киноорганизация возникает в Армении /1923/, а из советских республик Европейской части страны - в Белоруссии /1924/. Одной из причин такого явления автор "Введения" к 1-му тому четырехтомной "Истории советского кино" видит в том, что "экономика этих двух республик была подорвана, в одном случае, господством дашнаков, в другом - немецкой, а затем белопольской оккупацией".-1

Еще более длительным и сложным был процесс зарождения и развития кинематографий в республиках советской Прибалтики и Молдавии. Причем, если в Латвии, Литве, Эстонии после их освобождения в 1940 году была хоть какая-то съемочная база, сохранившаяся от буржуазных времен, то на территории освобожденной Бессарабии вообще никакого кинопроизводства не было. Поэтому с началом зарождения молдавской кинематографии дело обстояло еще сложнее.

Молдавская советская государственность получила свое организационное оформление 12 октября 1924 года. Именно тогда в составе Украинской ССР была образована Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика. И лишь 2 августа 1940 года, после освобождения Бессарабии и восстановления в этой части Молдавии Советской власти, была образована Союзная Молдавская Советская Социалистическая Республика. Процесс "инкубационного" периода развития молдавского кино в силу этого растянулся на долгие годы. Оккупация Бессарабии боярской Румынией в 1918 году, разобщенность духовных сил молдавского народа, разрозненность творческой интеллигенции, представители которой оказались История советского кино: в 4-х томах . Т.I:/1917-1931/. - М.!

Искусство, 1969. - с.9. . на разных берегах Днестра, мешали полнокровному, естественному развитию литературы и искусства в крае.

В республике уже . официально отмечалось 25-летие и

30-летие киностудии "Молдова-филы" /в 1977 и 1982 гг/. Однако историю киностудии не следует отождествлять с историей кино той или иной республики. Не случайно в четырехтомной "Истории советского кино", включающей очерки развития кинематографии всех союзных республик, много внимания уделяется и вопросам кинофикации и функционированию первых киноорганизаций, подготовивших базу для развития кинопроизводства в том или ином регионе страны.

Ряд кинематографий, не имевших на первых порах собственной технической базы, пользовались услугами, а часто и творческими кадрами других киностудий страны. Известно, например, что вплоть до 1939 года белорусские кинематографисты пользовались производственной базой, расположенной в Ленинграде, а некоторые среднеазиатские республики в течение ряда лет обслуживались "Севзап-кино". Это не означает, что до 1939 года белорусского кино не было.

Если брать за основу дату рождения молдавского кино 1952 год - время образования киностудии - изложение его истории"чрезвычайно упрощается. Однако тогда за рамками исследования останутся многие документальные и игровые фильмы, снятые в республике с участием местных творческих кадров до этого периода, останется неисследованным огромный временной пласт, без анализа которого немыслимо представить себе пути дальнейшего развития молдавского кино.

В суровые годы гражданской войны, когда большинства национальных кинематографий в нашей стране еще не существовало, а кинооператоры-репортеры Э.Тиссэ, Г.Гибер, А.Левицкий, П.Ермолов,

А.Лемберг, ЮЛелябужский, Н.Козловский, П.Новицкий, Г .Дробин и другие снимали фронтовую хронику и агитфильмы, советское кино можно рассматривать как единое целое, независимо от того, где, в каких городах, на каких фронтах или какими агитпараходами или поездами создавались эти фильмы.

Так киноведы республик Средней Азии ведут летопись кинохроники Советского Туркестана с момента прибытия сюда в 1820 году агитпоезда ВЦИКа "Красный Восток", кинооператоры которого "сделали первые после революции хроникальные съемки края".1

Из кинолент, снятых в 1918-1919 гг в Молдавии /Тирасполь, Бендеры, Кишинев/ к этому периоду" можно отнести документальный фильм "Вступление Красной Армии в Бессарабию" /"На Бессарабском фронте"/, смонтированном из фронтовой кинохроники в мае 1919 года. Снятый предположительно оператором Г.Дробиным, фильм этот в р ноябре 1981 года обнаружен нами в киноархиве ВНР в Будапеште.

Роль русской художественной традиции, - пишет Р.Юренев, -а также конкретная деятельность русских мастеров, не только поставивших первые национальные фильмы в республиках, но и воспитавших повсюду художников всех киноспециальностей, долнна быть отмечена особо. Особо именно потому, что это была деятельность не захожих гастролеров, не "варягов", а художников интернационалистов, глубоко изучающих культуру, нравы, обычаи братских народов, создающих фильмы, опираясь на национальные традиции, и укрепляющих связи между народами.

И эти связи настолько крепки, что нет возможности разделить истории национальных кинематографий. Куда отнести "Богатую

1 История советского кино: в 4-х томах . Т. I /1917-1931/.

• М.: Искусство, 1969, с. 699. Андон В. История одного поиска. - Искусство кино, 1982, № 4. с. 115-122. невесту" столь ярко выраженного русского Пырьева, снятую на Украине? А "Аэроград" и "Мичурин" украинца Довженко, снятые в России? А фильмы Лукова, Райзмана, Строевой, Иванова, созданные для Прибалтийских республик, или фильмы грузина Чиаурели, азербайджанца Ибрагимова, литовца Жалакявичуса, снятые на "Мосфильме"?"1

Список имен, приведенных Р.Юренезым можно было бы продолжить, включив сюда молдаванина Э.Лотяну, грузина Г.Данелия, таджика Э.Уразбаева и многих других режиссеров, работающих ныне и у себя на родине, и в русском кино. Не случайно Р.Юренев делает из своих наблюдений такой важный вывод:

Советское кино нельзя рассматривать как пучок параллель^ но движущихся кинематографий, а только как единое многонациональное кино."2

С первых же шагов своего существования, молдавское кино наиболее тесно связано творческими узами с кинематографией Украины. Это обусловлено и общностью давних культурных связей, и тем, что с 1924 по 1940 год Молдавия, как автономная Советская республика,входила в состав Украинской ССР.

В первый же год существования МАССР здесь приступают к подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства и культуры. В Одесском Государственном техникуме кинематографии учатся выходцы из Молдавии - будущие операторы, режиссеры, актеры.

Еще со студенческой скамьи они активно включаются в творческую жизнь, участвуют в создании первых произведений экрана на молдавском национальном материале.

Юренев Р. Методологические проблемы истории советского кино. В -кн.: Кино и время, вып.5. - М.: Искусство, 1983, с.131.

2 Там же. - с. 131. ■■ •

Какую же дату можно взять для определения начала кинопроизводства в Молдавии?

Здесь не лишним, как нам кажется, будет объяснить что мы понимаем под термином "начало кинопроизводства".

Как показала практика строительства национальных кинематографий в нашей стране, началом кинопроизводства в той или иной республике, регионе принято считать устойчивый, регулярный выпуск киножурналов, документальных и игровых фильмов на материале данной республики, региона силами местных творческих работников или, на первых порах, с привлечением для этой работы профессиональных кинематографистов братских республик.

В начальном периоде кинопроизводство может быть налажено не обязательно на базе собственной киностудии. Как уже говорилось, до 1939 года съемочной базой белорусских кинематографистов была студия "Белгоснино", находившаяся в Ленинграде, но воспитавшая не только технические, но и творческие кадры.

Кинопроизводство в Молдавии с самого начала развивалось в благоприятных творческо-производственных условиях, благодаря территориальной близости к молодой республике в то время крупнейшей на Украине Одесской киностудии, а также тем, чт.о в Одессе, всего в ста километрах от Тирасполя, находился Государственный техникум кинематографии ВУФКУ, где готовились кадры кинематографистов /в том числе и выходцы из Молдавии/ по всем ведущим специальностям.

Организованная при техникуме кинематографии хроникальная группа, официально с января 1928 года выполняет функции кинокорреспондентского пункта ВУФКУ по Одесскому округу и МАССР.*

1 ГАОО УССР, ф. 3870, оп. I, д.38, л.29.

Именно с января 1928 года в периодическом журнале ВУФКУ "К1нонед1ля" начинается постоянное, регулярное освещение жизни молодой национальной республики в рамках специально выделенной рубрики: "В АМССР". Первым сюжетом, который сняла студенческая киногруппа, был "Митинг протеста: "Помни о Бессарабии!", состоявшийся в Одессе в январе 1928 года в связи р с десятилетием оккупации края румынскими боярами. В этом журнале смонтирован еще один сюжет: "В советской Бессарабии - АМССР трудящиеся строят новую жизнь", который на контрасте с первым сюжетом, показывал ростки новой жизни в молодой республике.

Всего в МАССР только силами хроникальной группы Одесского Q

ГТК в 1928 г. было снято несколько сюжетов общим объемом 220 м.

В том же 1928 году полнометражный документальный фильм "Бессарабская сельскохозяйственная коммуна" снимает выпускник Одесского кинотехникума Г.Александров. В картине рассказывалось о коммунарах-бессарабцах, демобилизованных из кавалерийского корпуса Г.И.Котовского, основавших на левобережья Днестра в 1924 году образцовую сельскохозяйственную коммуну, ставшую маяком" коллективизации для многих тружеников Украины и Молдавии.

Эту дату - 1928 год, когда был образован кинокорреспондентский пункт Одесского госкинотехникума по МАССР, сняты первые сюжеты о нашей республике и полнометражный документальный фильм "Бессарабская сельскохозяйственная коммуна", можно считать началом кинопроизводства в Молдавии.

Важно отметить, что с этого времени производство фильмов на молдавском материале приобрело регулярный характер. В 1929

2 К1нонед1ля, 1928, № 7/50.

3 ГАОО УССР, ф.3870, оп.1, д.83, л.II. году силами хроникальной группы ГТК был снят документальный фильм в 3-х частях "5 лет АМССР", посвященный юбилею республики.

Поскольку в то время в Молдавии еще не было официальной государственной организации для руководства кинематографией, съемочной группой "5 лет АМССР" занимался непосредственно аппарат Совнаркома республики. Руководство Совнаркома рассматривало сценарный план фильма, оказывало группе всяческое содействие в съемках и даже обеспечивало ее своим транспортом.* Прием законченного производством фильма также осуществляло руководство Совнаркома МАССР.

К 1928 году Одесский кинотехникум окончили два кинооператора молдаванина - В.Ф.Горицын /Горица/ из Кишинева и измаилец Г.М.Химченко, начавшие самостоятельную работу на Одесской кинофабрике ВУФКУ.

Творческие взгляды этих людей и тех выходцев из Молдавии, которые еще продолжали учебу в стенах техникума / Т.Бучушкану, Е.Викол, А.Жумати, И.Шерстюков/, формировались под воздействием, вышедших в то время на экраны "Броненосца "Потемкина" и "Октября" С.Эйзенштейна, "Матери" и "Конца Санкт-Петербурга" В.Пудовкина, "Звенигоры" и "Арсенала" А.Довженко.

Окончившие кинотехникум уроженцы Молдавии зачисляются в штат Одесской киностудии.2 Многие из них принимают затем активное участие в создании игровых фильмов на молдавском материале: "Все спокойно" /1930/, "Праздник Унири" /1932/, закладывая первые камни в фундамент молдавского кино.

Фильм "Все спокойно", созданный на Одесской кинофабрике ВУФКУ можно считать этапным в этом отношении. Вся съемочная груп

1 ГА00 УССР, ф. 3870, оп.1, д.38, л.65.

2 ЦГАОР УССР, ф. 1238, д.1, ед. яр. 199, лл. I0I-II2. па - сценарист В.Березинский, режиссер К.Томский, оператор В.Го-рицын, исполнители главных ролей Г.Асланов и К.Домбровская были выходцами из Молдавии. В основу сюжета В.Березинский положил события, происшедшего осенью 1924 года восстания татарбунарских крестьян на юге Бессарабии.*

Эту картину с полным основанием можно считать первым произведением молдавской игровой кинематографии, хотя в титрах фильма и значится марка Одесской киностудии. В данном случае молдавские кинематографисты, как уже не раз бывало в практике других национальных кинематографий страны, использовали для создания фильма производственную базу братской украинской киностудии.

Литовские киноведы, например, справедливо считают одним из первых и наиболее значительных произведений национальной кинематографии фильм "Марите", снятый режиссером В.Отроевой на киностудии "Мосфильм"• Главным и определяющим доводом в пользу этого был тот факт, что картина "Марите" создавалась на национальном литовском материале по произведению национального драматурга, съемочная группа в своем большинстве состояла из литовр ских творческих работников, а натура снималась в Литве.

Если обратиться к методологическим принципам построения истории советского кино, которые предлагает Р.Юренев, то здесь можно согласиться с ним в том плане, что единицей исследования в кино является не художник /как в музыке, живописи, литературе/, а фильм /как плод труда целого коллектива авторов/. "Именно фильм /а не его авторы/ обуславливает построение истории ки

1 Красная Бессарабия, 1939, № 10, с. 19. Мальцене -М. Кино советской Литвы. - Л.: Искусство, 1980., с. 26-29. нематографического процесса."*

Исходя из этого методологического принципа - фильм- единица исследования - мы попытаемся проследить историю молдавского кино на раннем этапе его развития, прибегая к анализу тех лент, которые были сняты на молдавском материале до официального образования Кишиневской киностудии в 1952 году.

Начавшаяся в середине 20-х годов подготовка кадров для молдавского кино в Одесском ГТК, продолжается в киновузах отра-ны и в 30-е годы. По путевкам Молдавского обкома комсомола в 1930 году в Ленинград уезжают на учебу-Ф.Печул и Е.Учитель. Окончив в 1935 году операторский факультет ЛИКИ, они оба получают дипломы кинооператора. В 1938 году режиссерский факультет ВГИК /типа академии/ оканчивает уроженец Молдавии П.Вершигора.

Процесс совершенствования звеньев руководства молдавским кино, подготовки кадров для кинематографии республики, создание документальных и игровых фильмов этими творческими работниками на киностудиях Одессы, Киева и Ленинграда продолжается вплоть до 1940 года.2 П.Вершигора, как сценарист и режиссер участвует в создании полнометражного фильма "Советская Молдавия" /1938/, в котором снимаются актеры молдавского театра - его воспйтаники по Одесскому театральному училищу. Ф.Печул и Е.Учитель участвуют в съемках фильма "Линия Маннергейма" /1940/, за что Ф.Печул в марте 1941 года удостаивается звания Лауреата Государственной премии СССР. Этот период, длившийся двенадцать лет, можно назвать периодом накопления творческих сил^и его мы будем рассматривать отдельно.

Именно в эти двенадцать лет в республике происходило ин Юренев Р. Методологические проблемы истории советского кино. В сб.: Кино и время, вып. 5. -М.: Искусство, 1983, с. 128.

В 1930 г. создается Молдавский отдел "Украинфильма", в 1934 -"Молдкинофототрест", в 1936 - Упр. кинофикации при СНК МАССР. тенсивное формирование литературы, театра, живописи, музыки, без чего не могло успешно развиваться молдавское профессиональное киноискусство.

В рамках диссертации, в отдельный период следует выделить год, когда произошло освобождение Бессарабии от румыно-боярской оккупации и была образована Молдавская ССР /июнь 1940 - июль 1941/. В этот короткий срок был сделан значительный шаг в развитии культуры и искусства в этом крае.Год этот с полным основанием можно назвать историческим, когда была совершена подлинная революция в материальной и духовной жизни молдавского народа.

Только за один этот год в правобережных районах Молдавии было сделано в области культурного строительства больше, чем за все двадцать два года боярского господства. Осуществлена почти полная кинофикация края; началось дублирование кинофильмов на молдавский язык; в Кишиневе образовано Отделение "Укркинохрони-ки"; начата подготовка к съемкам художественного фильма "Котов-ский"; снят полнометражный документальный фильм "На Дунае"; начата работа над художественно-документальной лентой "Земля бессарабская" /сценарий Вс.Вишневского, режиссер Э.Шуб, оператор Э.Тиссэ/.1

Отдельным параграфом в диссертации будет выделен и период Великой Отечественной войны.

Основной отличительной чертой этого периода в методологическом плане С.Дробашенко и Ю.Ханютин считают, что ".во время войны многонациональная советская кинематография выступает едир но, как общесоюзная кинематография."^

1 Шуб Э. Крупным планом. - М.: Искусство, 1959, с. 171

2 Дробашенко С., Ханютин Ю. Сороковые: к методологии периода . В сб.: Вопросы киноискусства, вып. II. - М.: Наука, 1968, с. 131;

На Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате, в Ташкенте, Баку и Тбилиси плечом к плечу работают кинематографисты Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, среднеазиатских республик, Закавказья."Школа ведущих советских мастеров, пройденная в эти годы молодыми художниками национальных республик, оказала большое влияние на их творчество в последующие годы."*

К этому следует добавить, что работа над фильмом о молдавском национальном герое "Котовский", начавшаяся в 1941 году в Кишиневе, была завершена в 1942 году в Алма-Ате, куда были эвакуированы все центральные киностудии.

Рецензируя картину "Котовский" в газете "Молдова социалиста" , молдавский писатель Д.Ветров отмечал злободневность картины в условиях продолжающейся войны с немецко-фашистскими Захватчиками, ее связь с молдавскими преданиями о гайдуках, народность образа Котовского.^

В первые месяцы Великой Отечественной войны и в 1944 году, когда Молдавия была освобождена из под ярма оккупации, события на территории республики снимали многие фронтовые кинооператоры. Часть этих съемок была включена в картину "Победа на юге", повествующую о Нсско-Кишиневской операции, в отдельные номера киножурналов и спецвыпуски. Другая часть осела в архивах кинолетописи. Эти бесценные кадры, запечатлевшие великий подвиг народов нашей страны в их борьбе с фашизмом, оказали огромное влияние на формирование молдавского документального кино послевоенных лет.

Вторая половина сороковых и начало пятидесятых годов названа историками восстановительным периодом. Таким он был и для всего советского кино. В киноведении его часто еще называют пе Дробашенко С.Данютин Ю. Сороковые. - с. 131. о

Молдова социалиста, 1943, 15 януарие. риодом "малокартинья", связанным с резким сокращением кинопроизводства. На состоянии малых кинематографий это отразилось особенно болезненно. В ряде республик в течение многих лет не производилось ни одного игрового фильма.

В молдавском кино период "малокартинья" проявился не столь резко по той простой причине, что киностудии, как таковой в республике еще не было. Но именно в силу этого явления Кишиневская киностудия была организована не в 1945, а лишь в 1952 году.

На базе Киевской студии кинохроники /1945-1947/ и Черноморской кинофабрики в Одессе /1948-1952/ выпускались лишь киножурналы "Молдова советикэ" и полнометражные киноежегодники: "Советская Молдавия" /1948/, "Равная среди равных" /1949/, "Советская Молдавия" /1950/ и "Советская Молдавия" /1951/.

Положительным моментом в создании этих лент"было то, что в процессе их съемок заметно укрепилась техническая и производственная база Кишиневского филиала Черноморской кинофабрики. К созданию фильмов привлекалось все больше новых творческих сил: писатель Ем.Буков, режиссер О.Улицкая, операторы И.Грязнов, Л.Проскуров, И.Шерстюков, композиторы Е.Кока, Ш.Няга, С.Златов, певица Тамара Чебан. Участие актеров Молдавского музыкально-драматического театра в дублировании фильмов на молдавский язык также приближало их к кинопроизводству, подготавливало к будущим съемкам в игровых фильмах, создаваемых в Молдавии.

Накапливалось все больше предпосылок для организации в республике собственной киностудии.

В ноябре 1950 года первый секретарь ЦК КП/б/ Молдавии

Л.И.Брежнев обратился с письмом в ЦК ВКП/б/ с просьбой о создат нии в Кишиневе студии кинохроники уже в 1951 году.

1 Архив ИИП КП Молдавии, ф. 51, оп.9, кор.1, ед. хр. 2.

Принципиальное согласие на создание студии в Молдавии вскоре было получено. 26 апреля 1952 г. Министр кинематографии СССР И.Г.Большаков подписывает приказ об образовании в Кишиневе киностудии хроникально-документальных фильмов.

С этой даты начинается новый этап в развитии молдавского кино, который станет основой для очередного исследования. Здесь se коротко отметим, что завершившийся к середине 50-х годов период "малокартинья" внес заметное оживление в деятельность киностудий страны. Вместо девяти фильмов в 1951 году, в стране в 1956 году производится уже 98 полнометражных игровых фильмов. Буквально на глазах оживают республиканские студии. К работе в кино привлекаются десятки новых сценаристов, режиссеров, операторов.

Значительно расширяется жанровый и тематический диапазон выпускаемых лент. Все это вместе взятое делает возможным создание в Молдавии собственной киностудии по выпуску художественных фильмов. Укрепившаяся материальная база, накопленный опыт, рост творческих кадров, способных участвовать в съемках игровых лент, надежда на пополнение молодежи из ВГИКа, вплотную приблизили решение этого вопроса.

24 января 1957 г. Совет Министров Молдавской ССР принимает Постановление""О реорганизации Кишиневской студии хроникально-документальных фильмов в киностудию художественных и хроникальных фильмов "Молдова-филм".

Резюмируем еще раз периодизацию молдавского кино в рамках нашего исследования.

1897-1927 гг. Съемки на территории края носят случайный характёр. В левобережной части Молдавии - 1МССР - происходит национализация кинодела и кинофикация городов и сел. Начинается подготовка кадров для молдавского кино.

1928-1940 гг. В условиях интенсивного развития в МАССР всех смежных искусств /литературы, театра, живописи, музыки/ здесь начинает налаживаться регулярное кинопроизводство документальных и игровых кинолент на национальном материале и с привлечением местных творческих кадров. Подготовка их для молдавского кино в этот период усиливается.

I94Q-I94I гг. С освобождением Бессарабии, происходит консолидация творческих сил в рамках единой Союзной республики -МССР. Готовится база кинопроизводства в Кишиневе и на ее основе ведутся интенсивные съемки кинопериодики и документальных лент. Начинается дублирование фильмов на молдавский язык.

I94I-I944 гг. В начале Великой Отечественной войны и в период'освобождения Молдавской ССР от фашистских захватчиков фронтовые кинооператоры ведут съемки боевых действий на территории республики. Молдавские кинематографисты участвуют во всех звеньях всесоюзного кинопроцесса.

1945-1952 гг. В республике ведется подготовительная работа по организации киностудии. На базе Кишиневского филиала Черноморской кинофабрики начинается регулярный выпуск киножурнала "Молдова советикэ", производство документальных лент и дублирование фильмов на молдавский язык. Создается устойчивое ядро творческих кадров, включая представителей художественной интеллигенции республики. Все это делает возможным открытие в 1952 году в г.Кишиневе собственной киностудии.

Этими рамками, на данном этапе, и завершится наше исследование "Ранние годы молдавского кино".

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Андон, Виктор Данилович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертация "Ранние годы молдавского кино" охватывает временной пласт почти в 35 лет /с 1918 по 1952 год/. Из них около четверти века приходится на период активного строительства молдавской кинематографии - от первого кинокорреспондентского пункта при Одесском государственном техникуме кинематографии /1928/ до образования в Кишиневе в 1952 году киностудии хроникально-документальных фильмов.

Период этот наименее исследован в молдавском киноведении. Практически его изучением, кроме автора этих строк, никто не занимался. Он является наиболее сложным для исследователя, поскол1г-ку большинство фильмов и киножурналов этого времени безвозвратно утеряны. Во многом утрачены в годы Великой Отечественной войны и архивные материалы, касающиеся освещения строительства молдавской кинематографии, а те что сохранились, находятся за пределами республики, главным образом, в Одессе, Киеве, Москве.

Материалы для диссертации собирались автором по крупицам в течение более двадцати лет, начиная с 1962 года, когда скромно отмечалось первое десятилетие со дня образования Кишиневской киностудии хроникально-документальных фильмов и кончая 1983 годом, когда в Госкинофотоархив МССР был доставлен, разысканный нами в киноархиве Венгерской Народной Республики советский фильм 1919 года "Вступление Красной Армии в Бессарабию".

В поисках материалов по истории молдавского кино работа нами велась сразу по нескольким направлениям.

I. Поиск самих фильмов. Работа эта началась в 1966 году и продолжается по настоящее время. За этот период обнаружены в Государственном кинофотоархиве УССР в Киеве и Госкинофотоархиве СССР в Красногорске кинокадры, показывающие момент провозглашения МАССР 12 октября 1924 года, кинохроника, отражающая социалистическое строительство в МАССР с 1924 по 1940 год.

На втором этапе велся поиск кинохроники1 1940-1941 гг., связанной с периодом освобождения Бессарабии от 22-х летней румыно-боярской оккупации. На третьем этапе - кинолетопись Великой Отечественной войны /материалы, связанные с Молдавией/, и на четвертом этапе - кинохроника первых послевоенных лет.

По мере выявления этой хроники, составлялась ее детальная фильмографическая опись /монтажные листы/, подробное аннотирование после чего списки найденных киносюжетов и киноматериалов передавались в Госкинофотоархив МССР для последующего копирования и пополнения его фондов.

Параллельно велась работа по созданию на базе найденной кинохроники документальных лент по истории нашей республики. Так, в связи с 50-летием провозглашения Советской власти в Молдавии, на киностудии "Молдова-филм" создан киноочерк в 2-х частях "Рожденная революцией" /сценарий В.Андона, режиссер Й.Сырбу/, построенный целиком на материалах архивной хроники, найденной в киноархивах страны. В 1969 году, на материалах кинолетописи Великой Отечественной войны создана полнометражная документальная лента "Самый жаркий август" /сценарий В.Андона, М.Гаспаса, режиссер М.Израилев, оператор В.Чуря/. Для того, чтобы отобрать хронику для этой ленты нами было просмотрено более 50 тысяч метров материала из кинолетописи Великой Отечественной.

К 50-летию СССР студией "Телефилм-Кишинэу" Гостелерадио МССР, на основе архивных киноматериалов был создан полнометражный телефильм "Озаренная Октябрем"/сценарий В.Андона, режиссер

Г.Симинел/. Целиком на материалах киноархивов построен и полнометражный документальный фильм "Равная среди равных" /1974/, смонтированный на киностудии "Молдова-филм" к 50-летию МССР.

С помощью обнаруженных за последние годы киноматериалов из архивов, на молдавской студии созданы короткометражные документальные ленты "Яркая короткая жизнь /1981, о кинооператоре Ф.Пе-чуле/ и "Рукопожатие через годы" /1983, на материалах хроники 1919 года, обнаруженной нами в Венгерском киноархиве.

Таким образом, в результате киноведческих исследований по раннему периоду истории молдавского кино, из материалов кинохроники, найденной нами в киноархивах СССР и ВНР создано 6 документальных кинолент. В научный оборот введено несколько тысяч метров ранее неизвестного исследователям и практикам кино архивного киноматериала довоенных, военных и первых послевоенных лет.

2. Поиск архивных материалов и литературных первоисточников по молдавскому кино. Эта работа также велась в течение 20 лет, начиная с изучения материалов кабинета истории советского кино во ВГИКе, а также архивов ЦГАЛИ в Москве, ЦГАОР УССР в Киеве, ГАОО УССР в Одессе и кончая молдавскими архивами.

Большую помощь в деле изучения исследуемого периода автору оказал редколлектив 4-х томной "Истории советского кино", в составе которого нам довелось работать в течение почти 15 лет над главами о молдавском кино. Общение с коллегами-киноведами из союзных республик, участие в заседаниях редакционной коллегии 4-х томного труда по истории советского кино помогало нам как в плане методологическом, так и в плане практической работы над темой.

Несколько лет работой диссертанта руководил видный советский киновед, доктор искусствоведения, профессор Н.А.Лебедев, а после его кончины - доктор искусствоведения, профессор Р.Н.Юренев.

Изданная за последние два десятилетия киноведческая литература в центральных издательствах и в союзных республиках, мемуары деятелей кино, также оказали большую помощь диссертанту в его работе. Многие даты и факты приходилось восстанавливать по материалам периодической печати.

3. Письма и воспоминания деятелей советского кино. В последнее десятилетие недостающие звенья кинематографического процесса, а также ряд деталей, не отраженных в документах, приходилось восстанавливать, обращаясь непосредственно к живым участникам событий, причастных к развитию кино в Молдавии.

В течение ряда лет нами велась переписка со многими ветеранами советского кино, снимавших в Молдавии, записывать их воспоминания. Много лет нами ведется переписка с оператором игрового фильма "Все спокойно" В.Ф.Горицыным. Несмотря на свои 84 года профессор Горицын продолжает активную творческую деятельность, издавая новые книги по вопросам операторского мастерства. Он накопил ценнейшие сведения о воспитаниках Одесского ГТК. Дополненные данными из архивов, эти сведения значительно обогащают картину творческой жизни студентов ГТК второй половины &0-х годов.

Общение с Народным артистом СССР ЕЛО.Учителем, позволило открыть немало ярких страниц в биографии первого молдаванина, -лауреата Государственной премии СССР кинооператора Ф.И.Печула.

Беседы с кинооператорами А.Кричевским, Г.Харысовым, С.Коганом, А.Лавриком, Г.Александровым, А.Щекутьевым, А.Лебедевым, А.Козаковым, В.Ешуриным, В.Кацнельсоном, Й.Грязновым, И.Шерстю-ковым, Л.Проскуровым, режиссерами О.Улицкой, Л.Кристи, актерами Д.Дариенко, К.Константиновым, К.Штирбу, В.Кокоцем, редакторами А.Борщем, В.Фартучным, Е.Оноприенко и многими другими ветеранами кино, знакомство с их письменными воспоминаниями, во многом способствовало воссозданию того трудного и прекрасного времени, когда благодаря огромной помощи братских кинематографий нашей страны рождалось молдавское советское кино.

От первых газетных статей и фильмографических описаний, опубликованных еще в начале 60-х годов,* с постепенным накоплением материала диссертант переходил к написанию более крупных о статей научного характера, а затем и к более развернутым работам по истории молдавского кино.^ В последние годы ряд статей по теме настоящего исследования опубликованы диссертантом в академических сборниках, вышедших в издательстве "Штиинца".^

Основной же целью диссертации является попытка убедить научные круги, что кино в Молдавии начало развиваться гораздо раньше тех сроков, о которых до сих пор было известно из опубликованной киноведческой литературы. Киноискусство Молдавии является полноправным ровестником молдавской советской литературы, театра, музыки, живописи. Все это еще раз подтверждает незыблемый тезис о том, что развитию "важнейшего из искусств" /Ленин/ коммунистическая партия нашей страны всегда уделяла и продолжает уделять самое серьезное внимание.

1 "Молдова-филм" /1952-1962/: фильмография. - Кишинев.: 1962, 30 е.; Первое десятилетие, Советская Молдавия, 1962, 27 сентября.

2 Первые шаги молдавского кино /1944-1957/: Известия Ш МССР,серия обществ, наук. - Кишинев.: 1965., № I, с.56-66; I истоков молдавского кино, Советская Молдавия, 19ь7, 3 марта. Путешествие на "Молдова-йилм". - Кишинев.: Картя молд., 1968, 144 с. ил.; Зарождение кинопроизводства в Молдавии. В кн.: История советского кино, в 4-х т. - Т.З. - с.298-306.; Молдавское кино. В кн.: История советского кино в 4-х т.-Т.4.- с.305. Страницы кинематографического братства. В кн.: Интернациональные связи искусства МССР с художеств, культурами братских республик. - Кишинев.: Штиинца, 1982, с.149-160.; Обращаясь к истокам: некоторые вопросы периодизации.молдавского кино. В кн.: Вопросы методологии и методики изучения истории советского театра и кино: материалы конференции. - Кишинев.:Штиинца, 1983, с.124-131.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Андон, Виктор Данилович, 1984 год

1. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. материалов и документов. Изд. 2-е, доп. М.: Искусство, I973.-244 с.

2. Советское кино /1917-1978/.Решения партии и правительства о кино. Сб. документов в 3-х т. T.I /1917-1936/. - М.: НИИТЛК,1979,164 е.; Т.2 /1937-1961/. :М.: ШИТИК* X979.-I98 с.

3. Луначарский о кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы-М.: Искусство, 1965.-368 е., ил.

4. Октябрь и мировое кино. Сб. М.: Искусство, I969.-396 е.,ил.

5. Баскаков В. Экран и время. М.: Искусство, I974.-232 е.,ил.

6. Громов Е. Духовность экрана. М.: Искусство, 1976-255 с.

7. Очерки истории советского кино, в 3-х т. М.: Искусство,1956-1961. - T.I /1917-1934/. - 1L: I956.-256 е., ил.; Т.2 /1935 -Х945/. - M-¿: 1959.-869 е., ил.; Т.З /1946-1956/. - М.: 1961.-778 е., ил.

8. История советского кино /1917-1967/:в 4-х т. М.: Искусство, 1969-1978. - T.I /1917-1931/. - М.: 1969 -756 е., ил.; Т. 21931-1941/. М.: • 1973.-512 с ил.; Т.З /1941-1952/. - М.: 1975,319 е., ил.; Т.4 /1952-1967/. - М.: 1978 - 485 е., ил.

9. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Изд. 2-е /1896-1935/. -М.: Искусство, I965.-583 е., ил.

10. Корниенко И. Киноискусство советской Украины. ¡M.: Искусство, 1975.-240 е., ил.

11. Кино советской Белоруссии. Сб. Ы.: Искусство,1975.-320 а>ил.

12. Мальцене М. Кино советской Литвы. Л.Искусство,1980г248 а,ил.

13. Шимон А. Страницы биографии украинского кино. Киев,:М1стец-тво, I974.-I52 е.,ил.

14. Ахроров А. Таджикское кино /1929-1969/. Душанбе,1971,-230 с.

15. Ашимов К. Рождение киргизского кино. Фрунзе,1969. 131 с. ил.

16. Репин И., Айзенберг Я. Молодость искусства. Очерк истории туркменского кино. Ашхабад,: 1965.-200 с. ил.

17. Айтматов Ч. Национальное и интернациональное. В сб.: Вопросы киноискусства, вып II. М.: Искусство, 1968, с. 35-58.

18. Зоркая Н., Козлов Л. 1925 1930 : к методологии изучения периода. В сб.: Вопросы киноискусства, вып. 8. - М.: Наука, 1964, с. 211-235.

19. Дробашенко С., Ханютин Ю. Сороковые: к методологии изучения периода. В сб.: Вопросы киноискусства, вып. II, М.: Искусство, 1968, с. 131-139.

20. Тренев Р. Методологические проблемы истории советского кино, в сб. :Кино и время, вып.5. М. :Искуство, 1988, с.119-146.

21. Юренев Р. Краткая история советского кино. М.: Изд. БПК, 1979, 232 с. ил.

22. Листов В. История смотрит в объектив. М.: Искусство, 1973, 224 с. ил.

23. Их оружие кинокамера. Сборник. М.: Искусство,1970,-288 с.ил.

24. Вайсфельд И. Завтра и сегодня. М.¡Искусство, 1968 г214 с.ил.

25. Шуб Э. Крупным планом. М.: Искусство, Í959.-289 с. ил.

26. Ландесман М. Так починалось к1но. Ки1в, Жстецтво, 1972.

27. Садуль 1. Всеобщая история кино;в 6 т. T.I. - М.; Искусство, 1958.-609 с.

28. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963.-404 с. ил.

29. Болтянский Г. Русская дореволюционная кинохроника /рукопись/. ДШИ, ф. 2057, оп.1, ед. хр. 65.

30. Немешкюрти И. История венгерского кино. М.: Искусство,1969.-256 с. ил.

31. История МССР, в 2-х т. Т.2. - Кишинев.: Картя молдовеняска, 1968.-815 с. ил.

32. Борьба трудящихся Молдавии против интервентов и внутренней контрреволюции. Сб. документов и материалов. Кишинев, Картя молдовеняска, 1967.

33. Культура Молдавии за годы советской власти. Сб. документов в 4-х т. T.I /4.1-2/. - Кишинев.: Картя Молдовеняскэ, 19751976. - Т. I. - /чЛ/. - 476 е.; T.I /4.2/. - 508 с.

34. Кр1зь об'ектив часу. Сб. Ки1в,: Жстецтво, 1970.

35. Лебедев Н. Внимание, кинематограф! М.: Искусство, 1974.

36. Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т. Т.6. - М.: Искусство, 1971.

37. Копанский й. Интернациональная солидарность с борьбой трудящихся Бессарабии за воссоединение с Советской Родиной. Кишинев.: Картя молдовеняскэ, 1974.

38. Вторая слава котовцев. Сб., изд. 2-е. Кишинев, Картя молдовеняскэ, 1965.

39. Маматова Л. Многонациональное советское киноискусство. М.: Знание, 1982.

40. Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. М.: Искусство, 1975.

41. Клобуцкий В. Роль печати „МАССР в формировании молдавской социалистической нации. Кишинев.:Картя молдовеняскэ, 1976.

42. Трояновский М. Я хотел написать книгу. М. -.Искусство, 1972.

43. Небылицкий Б. Репортаж о кинорепортаже. М.'.Искусство ,1962.

44. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Сб. документов и материалов, в 2-х т. Кишинев.: Картя молдовеняскэ, 1975-1976. - Т. 2. - Кишинев, 1976.

45. Мордвинов Н. дневники /1938-1966/. „Москва.: Изд.ВТО, 1976.

46. Советские художественные фильмн. Аннотированный каталог. Т. 1-5. Т.1. - М.: Искусство, 1960. - Т.2. - М.: 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.