"Сатиры и лирика" Саши Черного как метажанр тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Афанасьева, Елена Анатольевна

  • Афанасьева, Елена Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 281
Афанасьева, Елена Анатольевна. "Сатиры и лирика" Саши Черного как метажанр: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Оренбург. 2013. 281 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Афанасьева, Елена Анатольевна

Введение.

1 «Сатиры и лирика» Саши Черного в контексте проблемы метажанра.

1.1 Вводные замечания.

1.2 «Сатиры и лирика» как предмет рефлексии Саши Черного.

1.3 «Сатиры и лирика»: жанровый состав.

1.4 Зримые приметы метажанра «сатиры и лирика».

1.4.1 Густая населенность художественного мира Саши Черного как индивидуальный признак метажанра «сатиры и лирика».

1.4.2 Вставные конструкции как стилевая примета метажанра

Саши Черного.

1.4.2.1 Частота употребления вставных конструкций.

1.4.2.2 Структура вставных конструкций.

1.4.2.3 Функции вставных конструкций.

1.4.3 Славянизмы в контексте прозаизмов. Уход славянизмов из метажанра.

1.5 Выводы.

2 Традиционные и нетрадиционные жанры в структуре метажанра.

2.1 Вводные замечания.

2.2 Модификация традиционных жанров.

2.2.1 Песни Саши Черного: приемы деформации фольклорного жанра.

2.2.2 «Послания» в контексте жанровой традиции.

2.2.3 «Послания» в контексте проблемы циклизации.

2.2.4 Эпиграммы Саши Черного: «память» архаического жанра и пути ее преодоления.

2.3 Нетрадиционные жанры как авторская установка на новые жанровые формы.

2.3.1 Альбомная лирика как малый метажанр в структуре метажанра «сатиры и лирика».

2.3.2 Акварели Саши Черного. Прецедент создания полижанрового стихотворения.

2.4 Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Сатиры и лирика" Саши Черного как метажанр»

Разделение русской литературы XX века на литературу советскую и литературу русского зарубежья привело к тому, что для отечественного литературоведения на несколько десятилетий были закрыты писатели, эмигрировавшие после октябрьской революции 1917 года. В числе этих писателей оказался и Саша Черный, известный русский сатирик начала XX века, публиковавшийся в журналах «Зритель», «Стрекоза», «Сатирикон», чье творчество, как неоднократно отмечалось, оказало влияние на В.В. Маяковского.

Возвращение» читателю забытого автора состоялось в 60-е годы XX столетия, во времена хрущевской «оттепели», когда в рамках издания «Библиотека поэта» вышла книга «Стихотворения» (1960) Саши Черного под общей редакцией К.И. Чуковского [Черный, 1960]1. Эта книга вызвала интерес к творчеству Саши Черного", выразившийся в появлении литературоведческих работ К.И. Чуковского [Чуковский, 1960], Л.А. Евстигнеевой [Евстигнеева, 1960 а; 1968], З.С. Паперного [Паперный, 1960], Э.М. Шнейдермана [Шнейдерман, 1966], Н.И. Харджиева и В.В. Тренина [Харджиев, 1970], Л.А. Спиридоновой [Спиридонова, 1977], оценивающих освещение поэтом различных сфер политической, общественной и частной жизни царской России начала XX века. Вопросам поэтики Саши Черного была посвящена вышедшая позднее работа М.М. Павловой [Павлова, 1984], представляющая фундаментальное исследование стихосложения поэта.

1 В настоящем исследовании отсылки делаются сокращенно: автор, год издания, том (если есть), страница (при цитировании). В тех случаях, когда упоминается несколько работ одного автора, датируемых одним годом, будут использоваться литеры «а», «б» и т.д.

2 Об этом интересе, в частности, в кругах музыкальной интеллигенции, свидетельствует тот факт, что в 1960 году Д.Д. Шостакович создал цикл «Сатиры» и пять романсов на стихи Саши Черного. Этот цикл композитор посвятил Г.П. Вишневской, которая включила «Сатиры» в свою концертную программу.

Новый всплеск интереса к фигуре Саши Черного выразился в издании в 90-е годы XX века пятитомного собрания сочинений поэта с обстоятельными комментариями A.C. Иванова (Черный, С. Собрание сочинений в 5 томах / [Сост., подгот. текста и коммент. A.C. Иванова]. - М.: Эллис Лак, 1996). Если в работах 1960-х годов преобладал социально-политический анализ, то в конце XX века акцент делался на общечеловеческие ценности поэта. Обоснованность характера интереса к творчеству Саши Черного удачно сформулировал A.C. Иванов: «Велик соблазн прочтения Саши Черного в контексте сегодняшнего, переживаемого нами исторического момента. <.> Но подобный «прикладной» подход к поэзии - занятие неблагодарное - слишком стремительно меняется в последние годы политическая и экономическая ситуация» [Иванов, 1996 а, с. 5]. В литературоведческих работах 90-х годов, которые представляли собой, как правило, вступительные статьи и послесловия к многочисленным научным и массовым изданиям Саши Черного [Усенко, 1990; Иванов, 1991; 1996 а, 1996 б, 1996 в, 1996 г, 1996 д; Кривин, 1991; Урбан, 1991; Приходько, 1992; Левинг, 1999], давались общие оценки манеры поэта - «ярко выраженная литературная повадка» [Иванов, 1996 а, с. 11]. Кроме того, были актуализированы наблюдения над поэтикой Саши Черного первых рецензентов - современо ников поэта : назывались такие черты, как маска [Урбан, 1991; Иванов, 1991; 1996 а], сочетание сатиры и лирики [Урбан, 1991; Приходько, 1992; Иванов, 1996 а], отсутствие любовной лирики [Приходько, 1992], «близкие, чуть не закадычные взаимоотношения с читателем» [Иванов, 1996 а], столкновение высокого и низкого [Урбан, 1991; Иванов, 1996 а], антиэстетизм [Урбан, 1991; Иванов, 1996 б,], изобилие интонаций разговорной речи [Урбан, 1991].

В 2000-х годах новым импульсом к изучению поэта стал выход в рамках проекта «Антология сатиры и юмора России XX века» специального тома, 5

Первые особенности поэтики Саши Черного были отмечены еще его современниками: маска (К.И. Чуковский, A.B. Амфитеатров), сочетание сатиры и лирики (A.B. Амфитеатров, Е.А. Колтоновская), интонация разговорной речи (U.C. Гумилев), антиэстетизм (В.В. Маяковский). посвященного Саше Черному [Антология, 2004]. Можно утверждать, что в последнее десятилетие началось интенсивное исследование поэтики этого автора. В частности, разрабатываются такие вопросы, как метафора и другие средства выражения иронической оценки в идиостиле Саши Черного [Рыбальченко, 2004; 2006; 2007], образы и реалии в его поэтическом сознании [Жиркова, 2005 а; 2005 б; 2006; 2007], мотивная структура лирики Саши Черного [Тиботкина, 2009; 2010], феномен сочетания лирического и комического в произведениях поэта [Айрапетова, 2011].

Занимаясь разработкой вопросов поэтики Саши Черного, мы обратили внимание на сочетание сатиры и лирики у поэта. Об этом уже упоминали исследователи его творчества, не выявляя механизмов соединения этих начал. На наш взгляд, эти механизмы могут быть исследованы при рассмотрении конкретных жанров поэта, которые он сам включил в стихотворные книги «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

Жанровая система Саши Черного, насколько нам известно, не была предметом специального исследования. О ее недостаточной изученности свидетельствуют, в частности, многочисленные факты неоднозначной интерпретации жанрового содержания ряда стихотворений поэта («Единственному в своем роде», «По мытарствам», «Песня сотрудников сатирического журнала», «Сироп-чик», «Корней Белинский», «Молитва», «Баллада», «Экспромт» и др.), что является результатом необоснованного смешения понятий сатиры и в широком, и в узком (жанровом) смысле слова4, а также различного толкования жанровых разновидностей сатиры5.

4 Так, стихотворение «По мытарствам» - и «злой политический шарж» [Евстигнеева, i960 а, с. 63], и сатира [Ее же, 1960 б, с. 550]; «Единственному в своем роде» - и бурлеск [Иванов, 1996 е, с. 408], и сатира [Евстигнеева, 1960 б, с. 550].

5 Например, стихотворение «Сиропчик» определяется и как карикатура [Приходько, 1992, с. 17], и как эпиграмма [Иванов, 1996 е, с. 408; Русская эпиграмма, 1975, с. 570; Русская эпиграмма, 1988, с. 499]. Стихотворение с авторской жанровой номинацией «Баллада» включено в антологии «Русская эпиграмма» [Русская эпиграмма, 1975, с. 571; Русская эпиграмма, 1988, с. 500; Русская эпиграмма, 2000, с. 254].

Наше наблюдение над жанрами стихотворных книг «Сатиры» и «Сатиры и лирика» привело к мысли, что многочисленные жанры этих книг объединяются в целое по ряду повторяющихся признаков и, следовательно, могут быть интерпретированы как метажанр, который, по мнению многих исследователей, определяется как «крупная форма, существующая над обычными жанрами и объединяющая их по какому-то общему признаку» [Википедия].

Анализ метажанра «сатиры и лирика», на наш взгляд, является перспективным путем изучения поэтики Саши Черного. Нами использован плодотворный опыт исследования сатирических жанров и сатирического метажанра в Оренбургском государственном университете, результатом которого явилась диссертация О.С. Кудрявцевой «Жанры и метажанр сатиры (на материале 16-й полосы «Литературной газеты»)», защищенная в Самарском государственном университете в 2005 году и имеющая в настоящее время высокий индекс цитирования.

Актуальность диссертации обусловливается следующими факторами: 1) все возрастающим читательским и научным интересом к поэзии Саши Черного; 2) малоизученностыо поэтики Саши Черного; 3) неослабевающим вниманием современных литературоведов к проблемам жанра и метажанра.

Цель диссертации - исследовать «сатиры и лирику» Саши Черного как метажанр. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть «сатиры и лирику» в контексте современной проблемы метажанра и показать индивидуальные черты метажанра Саши Черного; 2) описать жанровый состав метажанра «сатиры и лирика»; 3) рассмотреть структуру традиционных жанров (песни, послания, эпиграммы); 4) исследовать «Послания» в контексте проблемы циклизации; 5) описать структуру нетрадиционных жанров (альбомной поэзии, акварели); 6) выявить механизмы объединения сатиры и лирики в метажанр; 7) наполнить конкретным содержанием категории иронии, антиэстетизма, маски; 8) через призму анализа жанров и метажанра установить новые линии преемственных связей Саши Черного с русской и мировой литературой.

Исследование выполнено на материале стихотворений из пятитомного собрания сочинений Саши Черного (1996), а также стихотворений поэта, включенных составителями в корпус текстов антологий «Русская эпиграмма» (1975, 1988, 2000).

По необходимости в зависимости от объекта исследования эпизодически привлекались произведения Горация, Буало, М.В. Ломоносова, В.К. Тре-диаковского, А.П. Сумарокова, Ф.И. Дмитриева-Мамонова, H.H. Поповского, A.B. Нарышкина, A.A. Ржевского, И.И. Хемницера, Ф.Я. Козельского, Е.И. Ко-строва, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, Е.Р. Дашковой, П.А. Словцова, А.И. Клушина, Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, И.А. Крылова,

A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Майкова, H.A. Некрасова,

B.C. Курочкина, Д.Д. Минаева, В.П. Буренина, A.A. Блока.

Объектом исследования послужили 690 стихотворений Саши Черного за период с 1905 по 1932 год. Предметом исследования является метажанр «сатиры и лирика».

Методологической основой диссертации послужили работы по теории жанра: М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, М.Л. Гаспарова, Л.В. Чернец, В.Е. Ха-лизева, Д.М. Магомедовой, Н.Д. Тамарченко, Н.Т. Рымаря, О.Б. Лебедевой, H.H. Вертянкиной; по теории метажанра: Н.Л. Лейдермана, P.C. Спивак, Е.Л. Бурлиной, Е.Л. Кирилловой, Ю.С. Подлубновой, С.А. Матяш, О.С. Кудрявцевой; по сатире: М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, И.Л. Поповой, Ю.В. Стенника, Ю.Б. Борева, Ю.К. Щеглова; по лирике: Л.Я. Гинзбург,

C.Н. Бройтмана, В.Д. Сквозникова, М.Л. Гаспарова, В.И. Тюпы, О.В. Зырянова; по иронии: Г.В.Ф. Гегеля, Н.Я. Берковского, П.И. Шпагина; по теории комического: В.Я. Проппа, Б. Дземидока, С.А. Голубкова; по циклизации: Л.К. Долгополова, В.А. Сапогова, Л.Е. Ляпиной, И.В. Фоменко, М.Н. Дарвина, Е.А. Семеновой; по субъектному строю: Б.О. Кормана, Ю.И. Левина,

В.П. Скобелева, Т.Т. Савченко; по стихосложению: М.Л. Гаспарова, В.Е. Хол-шевникова, М.М. Павловой, С.А. Матяш.

Методы, применяемые в настоящем исследовании: 1) структурно-описательный, 2) структурно-типологический; 3) историко-типологический; 4)статистический.

Научная новизна определяется следующим:

- книги стихов «Сатиры» и «Сатиры и лирика» впервые интерпретируются как метажанр;

- устанавливаются константные черты метажанра «сатиры и лирика» (полижанровость, авторская рефлексия), ставящие его в ряд других метажанров русской и мировой литературы, и индивидуальные черты метажанра (густая населенность художественного мира, вставные конструкции и др.);

- анализируется жанровый состав стихотворных книг «Сатиры» и «Сатиры и лирика»;

- рассматривается структура традиционных жанров (песня, послание, эпиграмма) и нетрадиционных жанров (альбомная поэзия, акварель);

- выявляются механизмы объединения сатиры и лирики.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть учтены литературоведами при дальнейшем изучении теории и истории метажанра, традиционных и нетрадиционных жанров.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материалы диссертации в преподавании общих и специальных курсов по теории и истории литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рассмотрение стихотворных книг Саши Черного в контексте проблемы метажанра позволяет интерпретировать их сверхжанровое единство как метажанр.

2. «Сатиры и лирика» Саши Черного как тип метажанра имеют два константных признака: авторская рефлексия и полижанровость (43 жанра, маркированных самим автором в заголовочном комплексе).

3. Саша Черный создает новый тип метажанра, обладающий рядом индивидуальных признаков (густая населенность художественного мира, вставные конструкции, игра с маской, ирония и самоирония, антиэстетизм, тяготение к образованию малых сверхжанровых единств в составе метажанра, ирония и сарказм как комические средства сатиры).

4. В дореволюционной лирике обнаружены 2015 персонажей: вымышленные персонажи (конкретные и обобщенные), исторические лица, литературные герои и др. С помощью персонажей Саша Черный характеризует различные области жизни (политическую, идеологическую, культурную, бытовую и т.д.), представляет все слои населения (крестьяне, духовенство, дворяне, аристократия), создавая своеобразную энциклопедию дореволюционной России. Мир персонажей Саши Черного чрезвычайно подвижен, являет собой «роевую» картину.

5. Анализ структуры традиционных жанров (песни, послания, эпиграммы) показал, что Саша Черный учитывает «память жанра». В то же время, используя традиционные жанровые модели, поэт создает свой вариант известного жанра, при этом фактически переосмысливая его. Трансформация проходит на разных уровнях структуры: композиции (в эпиграммах), стихотворной формы (в посланиях и эпиграммах), языковом уровне (во всех рассмотренных жанрах).

6. Большое количество (13) нетрадиционных жанров (альбом, акварель, пастель, офорты, полька и др.) является свидетельством поисков Сашей Черным новых форм, призванных активизировать у читателя ассоциации с разными видами искусства. Нетрадиционные жанры, свободные от «памяти жанра», в большей степени сохраняют инвариант Саши Черного и максимально отражают черты метажанра (ирония и самоирония, антиэстетизм, густая населенность художественного мира и т.д.).

7. Анализ традиционных и нетрадиционных жанров показывает, что тенденции эпохи выразились у Саши Черного в процессах жанровой диффузии и в тяготении к циклизации.

8. Исследование рефлексии сатиры и лирики Саши Черного, а также мирообразов традиционных и нетрадиционных жанров позволяет увидеть поэта в большом контексте русской и мировой литературы.

Апробация работы. Исследование проводилось нами в течение 9 лет (2004-2013 гг.). Его результаты были представлены на Международной научно-практической конференции «Филологические чтения» (Оренбург, 2007; 2012), на V Международной научно-практической конференции «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, 2009), на XIII Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки» (Оренбург, 2009), на межрегиональной научно-практической конференции «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Оренбург, 2006), региональной научно-практической конференции «Кирилло-мефодиевские традиции славянской письменности и культуры» (Оренбург, 2007), на ежегодных конференциях молодых ученых и специалистов Оренбургской области (2009, 2010). Отдельные положения диссертации отражены в 15 работах общим объемом 2,5 п.л. Материалы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах по теории и истории литературы в Оренбургском государственном университете и были применены в ходе преподавания «Истории отечественной литературы» в ОГУ.

Поставленные цель и задачи, характер материала и полученные результаты определили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, двух разделов, Заключения, списка использованных источников и литературы (всего 241 наименование) и Приложения, включающего полную классификацию пер

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Афанасьева, Елена Анатольевна

2.4 Выводы

Анализ произведений с авторской жанровой номинацией позволяет сделать следующие выводы:

I. Обозначенные в первом разделе настоящего исследования приметы метажанра «сатиры и лирика» (полижанровость, авторская рефлексия, зримые приметы: густая населенность художественного мира, вставные конструкции, славянизмы в контексте прозаизмов с их последующим уходом из метажанра) находят подтверждение при анализе традиционных жанров (песня, послание, эпиграмма) и нетрадиционных жанров (альбомная поэзия, акварель). Помимо этих примет, были обнаружены дополнительные черты, характерные для метажанра «сатиры и лирика»: игра с маской (амбивалентность авторского присутствия; разнообразные соотношения сатирических персонажей с ролевым героем и лирическим субъектом, близким к биографическому автору); ирония и самоирония; антиэстетизм; тяготение к образованию сверхжанровых единств (циклизация, малый метажанр, полижанровое стихотворение).

И. В процессе анализа были выявлены разные комические средства сатиры: сарказм (в эпиграммах «Демьян Бедный», «А. Белый»), ирония и самоирония (во всех рассматриваемых жанрах), гротеск (при изображении персонажей).

III. Исследование жанров показало диффузное проникновение сатиры и лирики. Характер этого проникновения в разных жанрах различный. Постоянным приемом проникновения сатирического начала в лирическое является внедрение сатирических персонажей в произведение.

IV. Анализ традиционных жанров показал, что Саша Черный учитывает «память жанра». Об этом свидетельствует, помимо жанровой номинации, сама структура жанров. В то же время, используя традиционные жанровые модели, поэт создает свой вариант известного жанра, при этом фактически переосмысливая его. Трансформация проходит на разных уровнях структуры: композиции (в эпиграммах), стихотворной формы (в посланиях и эпиграммах), языковом уровне (во всех рассмотренных жанрах). Размывание жанровых границ происходит за счет приемов, характерных для манеры Саши Черного (вставных конструкций, сатирических персонажей, явных и скрытых объектов сатиры, а также расшатывания стихотворных размеров - и классических, и неклассических).

V. Деформация жанровой модели традиционных жанров в творчестве Саши Черного отражает общие тенденции времени (в частности, тенденцию к стиранию жанровых границ).

VI. Большое количество нетрадиционных жанров (13) является свидетельством поисков Саши Черного новых форм, призванных активизировать у читателя ассоциации с другими видами искусства. Нетрадиционные жанры, свободные от «памяти жанра», в большей степени сохраняют инвариант Саши Черного и максимально отражают черты метажанра (ирония и самоирония, антиэстетизм, густая населенность персонажей и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ставя задачей исследовать поэтику Саши Черного, мы пришли к необходимости рассмотреть «сатиры и лирику» как сверхжанровое единство, именуемое в современном литературоведении метажанром. Обобщая работы Н.Л. Лейдермана, P.C. Спивак, Е.Л. Бурлиной, О.В. Зырянова, Ю.С. Подлубно-вой, О.С. Кудрявцевой и др. по проблеме метажанра и собственный анализ 690 стихотворений Саши Черного, мы пришли к следующим выводам.

Метажанр «сатиры и лирика» Саши Черного представляет собой сознательное жанровое образование, о чем свидетельствует, прежде всего, то, что он является объектом рефлексии автора. Авторская рефлексия метажанра осуществляется, во-первых, вербальным способом. Следами вербально оформленной рефлексии является присутствие концептов «сатира», «лирика» в заголовочном комплексе (книга стихов «Сатиры и лирика», цикл «Лирические сатиры») и в ткани текстов. Оформляя рифму-антитезу в ткани текста, эти концепты выражают в сознании автора две ипостаси его отношения к миру: «Катарный сатирик, / Истомный и хлипкий, как лирик <.>» («Бронхитный исправник. .») [Черный, I, с. 140]; «Щиплю в раздумье струны лиры /И никну скорбно головой. / Ах, дайте тему для сатиры /Цензурной, новой и живой!.» («Безвременье») [Черный, I, с. 332-333].

Во-вторых, рефлексия осуществляется через осмысление Сашей Черным разноплановых художественных образов, которые представлены именами известных сатириков и героев сатирических произведений мировой литературы. Привлекая в качестве персонажей стихотворений известных сатириков (Юве-нала, Горация, И.А. Крылова, А.П. Чехова, Л. Фульда), Саша Черный, с одной стороны, считает их своими предшественниками и свое творчество осмысляет в рамках мировой сатирической традиции, с другой стороны, он оригинально подчиняет эту традицию условиям современности и заявляет о создании нового метажанра - сплава сатиры и лирики. Связь творчества Саши Черного с сатирической традицией подчеркивают также и многочисленные персонажи из произведений его предшественников, которых поэт переносит в современную ему действительность: Дон Кихот («Безглазые глаза надменных дураков», 1922); герои произведений Н.В. Гоголя («Смех сквозь слезы», 1909).

Саша Черный создает метажанр «сатиры и лирика» как полижанровое единство. Только в заголовочном комплексе поэтом упоминается 43 жанра. Авторская жанровая номинация в заголовочном комплексе (всего 87 жанровых дефиниций) существует на всех уровнях: книга стихов, цикл, микроцикл, отдельное стихотворение. В связи с тем, что жанровая номинация является самым показательным для Саши Черного признаком жанра, «сатиры и лирика» предстают метажанром, включающим многочисленные жанры: традиционные (баллада, басня, ода, пародия, песня, послание, сатира, серенада, сонет, элегия, эпиграмма и др.) и нетрадиционные (акварель, колыбельная, объявления, офорты, пастель, полька и др.). Данные жанровые номинации функционируют на протяжении всего творчества поэта, особенно в его дореволюционный период.

Анализ поэтики Саши Черного позволяет нам утверждать, что, помимо полижанровости и рефлексии, метажанр «сатиры и лирика» обладает рядом индивидуальных (зримых) примет. В качестве таких примет выступают густая населенность художественного мира, вставные конструкции и славянизмы в контексте прозаизмов.

Персонажи представлены чрезвычайно широко: в 374 дореволюционных стихотворениях нами были обнаружены 2015 упоминаемых лиц, что составляет в среднем 5,4 персонажей на одно произведение. При их рассмотрении была дана классификация, имеющая следующие рубрики: вымышленные персонажи (конкретные: генерал, помещик, кухарка, нищий, поэт, дантист-иноверец, художница Ванда, проститутка, прыщавый декадентский щеголь и др. и обобщенные: киты редакции, гурьба учащихся ослов, Дума, народ, немцы, зал, прислуга, галерка и др.), исторические личности (Грозный, Петр Великий, император Франц-Иосиф, Нерон, Трепов, Витте, Плеве, Петр Первый и др.), литературные герои (Харон, Патрокл, Мафусаил, Соломон, Суламифъ, Панург, Гамлет, Тиль-Тиль, Павлуша Чичиков, Ноздрев, Поручик Пирогов и др.), животные и растения (кот, кактус, чижик, тараканы, грандиознейшие мопсы, флиртующие кошки, зачарованный петух, влюбленные мухи, голуби, рыбка-умница, слоновые кони, клопенки, спелые груши, лесные анемоны, яблоня-растрепа и др.). Классификация показывает, что персонажи Саши Черного характеризуют различные области жизни (политическую, идеологическую, культурную, бытовую и т.д.), представляют все слои населения (крестьяне, духовенство, дворяне, аристократия), создавая своеобразную энциклопедию дореволюционной России. Мир персонажей Саши Черного чрезвычайно подвижен, представляет собой роевую картину.

Следующей приметой метажанра «сатиры и лирика» Саши Черного являются вставные конструкции. Улавливая тенденции времени, нашедшие отражение, в частности, у A.A. Блока, и подключаясь к традиции H.A. Некрасова и поэтов некрасовской школы, Саша Черный не только воспроизводит используемый ими прием (вставные конструкции), но и утрирует его, делая зримой приметой своего метажанра. Анализ вставных конструкций с точки зрения структуры позволяет увидеть их разнообразие по формам включения в текст. Через вставные конструкции просматривается взаимосвязь многих компонентов структуры: рифмы, ритма, образной системы. Анализ функций вставных конструкций позволил установить их общие и частные функции. В числе общих функций выделяется функция создания и усиления иронии. Ирония особенно проявляется в отношении автора к многочисленным персонажам произведений и, как следствие, к окружающему его миру в целом. Результатом анализа структуры и функций вставных конструкций является утверждение, что они могут быть рассмотрены как механизм объединения сатиры и лирики.

Функционирование славянизмов в контексте прозаизмов можно интерпретировать как поиски создания сверхжанрового единства, объединяющего сатирические и лирические произведения. Выявленный факт отсутствия славянизмов в позднем творчестве поэта позволяет интерпретировать уход славянизмов как зримую примету метажанра «сатиры и лирика».

При анализе конкретных традиционных и нетрадиционных жанров были выявлены дополнительные черты, характерные для метажанра «сатиры и лирика». Во-первых, это игра с маской: амбивалентность авторского присутствия («Тифлисская песня», «Эмигрантская песня», «Песня о поле»); разнообразные соотношения сатирических персонажей, ролевого героя и лирического субъекта, близкого к биографическому автору (цикл «Послания»). Во-вторых, ирония и самоирония: одна из общих функций вставных конструкций - создание иронического эффекта; организация параллелизма песни в том числе и за счет чередования лирических и иронических частей; ирония в комплиментарной части эпиграммы; ирония и самоирония Саши Черного по отношению к лирическому субъекту, создаваемые за счет самоуничижительной характеристики (поэт заржавленный), использования отрицательных образов (вурдалак смягчился б сердцем), преувеличения («Я б надевал, влезая в лодку / Под шубу пиджаков штук с пять!.»), вопросительных предложений («Зачем и я, мол, не с хвостом?») и др. В-третьих, антиэстетизм (контраст славянизмов и прозаизмов; натуралистические подробности в речи ролевого героя - войны: «брызги мозгов», «младенцев о камень» и др.; гротескные персонажи супруга-глыба, отжившее мясо, груда дряблых эюенских тел, старухи отвисло-утробные, курсистка с кожей шагреневой). В-четвертых, тяготение к образованию сверхжанровых единств в рамках метажанра «сатиры и лирика» («Послания» как цикл, альбомная лирика как малый метажанр, акварель «Хохлушка» как полижанровое стихотворение).

Проведенное исследование позволило увидеть разноплановое понимание Сашей Черным категории «сатира» (и как отрицательное отношение к предмету изображения, и как сатирический жанр). В процессе анализа были выявлены разные комические средства сатиры: сарказм (в эпиграммах

Демьян Бедный», «А. Белый»), ирония и самоирония (во всех рассматриваемых жанрах), гротеск (при изображении персонажей).

Анализ традиционных жанров показал, что Саша Черный учитывает «память жанра». Об этом свидетельствует, помимо жанровой номинации, сама структура таких жанров, как песня, послание, эпиграмма. В то же время, используя традиционные жанровые модели, поэт создает свой вариант известного жанра, при этом фактически переосмысливая его. Трансформация проходит на разных уровнях структуры: композиции (в эпиграммах), стихотворной формы (в посланиях и эпиграммах), языковом уровне (во всех рассмотренных жанрах). Размывание жанровых границ происходит за счет приемов, характерных для манеры Саши Черного (вставных конструкций, сатирических персонажей, явных и скрытых объектов сатиры, а также расшатывания стихотворных размеров - и классических, и неклассических).

Большое количество нетрадиционных жанров (13) является свидетельством поисков Сашей Черным новых форм, призванных активизировать у читателя ассоциации с разными видами искусства. Нетрадиционные жанры, свободные от «памяти жанра», в большей степени сохраняют инвариант Саши Черного и максимально отражают черты метажанра (ирония и самоирония, антиэстетизм, густая населенность персонажей и т.д.).

Исследование жанров показало диффузное проникновение сатиры и лирики. Характер этого проникновения в разных жанрах различный. Постоянным приемом проникновения сатирического начала в лирическое является внедрение сатирических персонажей в произведение: «Бросаю тарелку, томлюсь и завидую, / Одеваю ишяпу и галстук сиреневый / И иду в курзал на свидание с Лидою, / Худосочной курсисткой с кожей шагреневой. // Навстречу старухи, мордатые, злобные, / Волочат в песке одеянья суконные, / Отвратительно-старые и отвисло-утробные, / Ползут и ползут, словно оводы сонные» («Послание второе») [Черный, I, с. 133].

Если предшественниками Саши Черного назывались И.А. Крылов, A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, H.A. Некрасов, поэты-искровцы, то наше исследование помогло установить механизмы взаимосвязи с вышеназванными авторами и расширить контекст. Проведенный нами анализ рефлексии сатиры и лирики Саши Черного и мирообразов традиционных и нетрадиционных жанров поэта позволяет увидеть Сашу Черного в большом контексте русской и мировой литературы.

Предпринятое исследование, сделанные наблюдения и выводы показали правомерность нашего предположения, что сверхжанровое единство «сатиры и лирика» - это новый тип метажанра, который имеет два константных признака (полижанровость и авторскую рефлексию) и ряд индивидуальных признаков. Константные признаки сближают метажанр Саши Черного с другими метажан-рами, уже описанными литературоведами (фантастика, мениппея, антиутопия, авторская песня, мемуаристика и др.). Своим метажанром поэт обогащает палитру метажанров.

В заключение отметим, что наша диссертация не исчерпывает всей проблематики, возникающей при анализе метажанра Саши Черного. Однако надеемся, что она намечает пути его исследования. Дальнейшее решение вопросов, поставленных в настоящей работе, очевидно, потребует расширения круга системно анализируемых жанров, традиционных и нетрадиционных.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Афанасьева, Елена Анатольевна, 2013 год

1. Материалы исследования

2. Блок, А. А. Собрание сочинений : в 8 т. / Александр Александрович Блок ; под общ. ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского. -М.-Л. : Гос. изд-во худож. лит., 1960. Т. 3: Стихотворения и поэмы. 1907-1921.-714 с.

3. Гоголь, Н. В. Собрание художественных произведений : в 5 т. / Николай Васильевич Гоголь. М. : Изд-во АН СССР, 1960. - Т. 3: Повести. - 503 с.

4. Гораций, К. Ф. Оды, эподы, сатиры, послания / К. Ф. Гораций ; ред. пер., вступ. ст. и коммент. M. JI. Гаспарова. М. : Худож. лит., 1970. -С. 5-38.

5. Державин, Г. Р. Стихотворения / Г. Р. Державин ; вступ. ст., подгот. текста и общ. ред. Д. Д. Благого; примеч. В. А. Западова. J1. : Сов. писатель, 1957. - 472 с.

6. Княжнин, Я. Б. Избранные произведения / Я. Б. Княжнин ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л. И. Кулаковой. Л. : Сов. писатель, 1961. -770 с.

7. Крылов, И. А. Стихотворения / И. А. Крылов ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. Могилянского. Л. : Сов. писатель, 1954. - 678 с.

8. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения и поэмы / М. Ю. Лермонтов ; вступ. ст., ред. и примеч. Б. М. Эйхенбаума. Л. : Сов. писатель, 1937. — 502 с.

9. Ломоносов, М. В. Избранные произведения / М. В. Ломоносов; вступ. ст. и сост. А. А. Морозова; примеч. М. П. Лепехина. Л. : Сов. писатель, 1990.-464 с.

10. Майков, А. Н. Избранные произведения / А. Н. Майков ; сост., подгот. текста и примеч. Л. С. Гейро; вступ. ст. Ф. Я. Приймы. Л. : Сов. писатель, 1977.-912 с.

11. Некрасов, Н. А. Полное собрание сочинений и писем : в 15 т. / Николай Алексеевич Некрасов. Л. : Наука, 1981-1982. - Т. 1: Стихотворения 1838-1855 гг. - 720 с. ; Т. 2: Стихотворения 1855-1866 гг. - 448 с. ; Т. 3: Стихотворения 1866-1877 гг. - 512 с.

12. Поэты XVIII века : сб. в 2 т. / Биографич. справки И. 3. Сермана; сост. Г. П. Макогоненко и И. 3. Сермана; подгот. текста и примеч. Г. С. Татищевой. Л. : Сов. писатель, 1972. - Т. 1. - 486 с. ; Т. 2. - 590 с.

13. Поэты «Искры» : сб. в 2 т. / Вступ. заметки, сост., подгот. текста и примеч. И. Г. Ямпольского. JI. : Сов. писатель, 1987. - Т. 1. - 384 с. ; Т. 2. - 464 с.

14. Пушкин, А. С. Собрание сочинений : в Ют. / Александр Сергеевич Пушкин. М. : Худож. лит., 1959-1962. - Т. 1: Стихотворения 18141822. - 644 с. ; Т. 2: Стихотворения 1823-1836. - 800 с. ; Т. 4: Евгений Онегин. Драматические произведения. - 599 с.

15. Сумароков, А. П. Избранные произведения / А. П. Сумароков ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. П. Н. Беркова. JT. : Сов. писатель, 1957.-608 с.

16. Тредиаковский, В. К. Избранные произведения / В. К. Тредиаковский ; вступ. ст. и подгот. текста JI. И. Тимофеева ; примеч. Я. М. Строчко-ва. JI.: Сов. писатель, 1963. - 578 с.1.I. Справочная литература

17. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17000 слов. -М. : ООО «Русские словари» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство ACT», 2003. 957 с.

18. Грамматика русского языка / Институт русского языка (Москва) ; ред. коллегия: акад. В. В. Виноградов, чл.-кор. АН СССР Е. С. Истрина. -М. : Изд-во АН СССР, 1960. Т. 2: Синтаксис, ч. 2. - 440 с.

19. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / Владимир Иванович Даль ; под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. -М. : ТЕРРА Кн. клуб, 1998. - Т. 1. - 912 с. ; Т. 2. - 1024 с. ; Т. 3. - 912 с.; Т. 4. - 864 с.

20. Западное литературоведение XX века : энциклопедия. М. : Intrada, 2004. - 559 с.

21. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. М. : Сов. энциклопедия, 1966. - 375 с.

22. Квятковский, А. П. Школьный поэтический словарь / А. П. Квятков-ский. М.: Дрофа, 1998. - 464 с.

23. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 709 с.

24. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Ни-колюкина. М. : НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

25. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.

26. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : АЗЪ, 1996. - 928 с.

27. Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Редкол. : В. М. Полевой и др.. М. : Сов. энциклопедия, 1986. - Кн. 1. - 447 с.

28. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. -М. : Изд-во Кулагиной ; Intrada, 2008. 358 с.

29. Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 2015 с.

30. Русская грамматика : в 2 т. / Институт русского языка (Москва) ; редкол. : Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др. М. : Наука, 1980. - Т. 2: Синтаксис. — 710 с.

31. Русский язык : энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М. : Сов. энциклопедия, 1979.-432 с.

32. Русский язык : энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 704 с.

33. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова ; сост. Г. О. Винокур, В. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков. М. : Сов. энциклопедия, 1935-1940. 4 т.

34. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева ; под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. -М. : Прогресс, 1964-1973. -4 т.

35. Языкознание : большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 682 с.1.. Цитируемая и упоминаемая литература

36. Абашеева, М. П. Литература в поисках лица: русская проза в конце XX в.: становление авторской идентичности / М. П. Абашеева. -Пермь : Изд-во Пермского университета, 2001. 320 с.

37. Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С. С. Аверинцев. М. : Языки русской культуры, 1996. - С. 101114.

38. Айрапетова, Э. Г. Феномен сочетания лирического и комического в поэтических произведениях Саши Черного / Э. Г. Айрапетова // Университетские чтения-2011. Пятигорск, 2011. - С. 110-114.

39. Антология сатиры и юмора России XX века. М. : ЭКСМО, 2004. -Т. 30: Саша Черный. - 704 с.

40. Арапова, Н. С. Славянизмы / Н. С. Арапова // Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 459-460.

41. Ар. Гр. Послание / Гр. Ар. // Энциклопедический словарь. Репринт, воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона 1890 г. — М. : Тер-ра, 1990.-Т. 48.-С. 678-679.

42. Афанасьева, Е. А. Метрические особенности цикла «Послания» Саши Черного / Е. А. Афанасьева, С. А. Матяш // Проблемы поэтики и стиховедения : материалы V Международной научно-практической конференции. Алматы, 2009. - С. 343-348.

43. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М. : Худож. лит, 1975. - С. 447-483.

44. Бахтин, М. М. Сатира / М. М. Бахтин // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. : НПК «Интелвак», 2001. - Стб. 935-950.

45. Берков, П. Н. Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова / П. Н. Берков // Сумароков А. П. Избранные произведения. Л. : Сов. писатель, 1957. - С. 5-46.

46. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. СПб. : Азбука-классика, 2001. - С. 7-144.

47. Боковня, А. Р. Поэтическая рефлексия П. А. Вяземского : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Боковня Анна Рейнгольдовна. -СПб., 2007.-21 с.

48. Борев, Ю. Б. Сатира / Ю. Б. Борев // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М. : Наука, 1964. -С. 363-407.

49. Бройтман, С. Н. Историческая поэтика : учеб. пособие / С. Н. Бройт-ман. М.: РГТУ, 2001. - 320 с.

50. Бройтман, С. Н. Лирический субъект / С. Н. Бройтман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М. : Изд-во Кулагиной ; 1п1тас1а, 2008.-С. 112-114.

51. Бурлина, Е. Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанро-образования и жанрового синтеза / Е. Я. Бурлина. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1987. - 165 с.

52. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учеб. для вузов по филол. направлениям и специальностям / Н. С. Валгина. М. : Логос, 2001. -527 с.

53. Введение в литературоведение : учеб. пособие / Л. В. Чернец и др.. -М. : Высш. шк., 2004. 680 с.

54. Вертянкина, Н. Н. Категория жанра как теоретико-литературная проблема : учебно-методическое пособие / Н. Н. Вертянкина. Самара : Изд-во СГПУ, 2003. - 162 с.

55. Виноградов, В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. / В. В. Виноградов. М.: Высш. шк., 1982. - 528 с.

56. Винокур, Г. О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. -М. : Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959. — С. 443-459.

57. Винокур, Г. О. О языке художественной литературы / Г. О. Винокур. — М.: Высш. шк., 1991.-448 с.

58. Власова, 3. И. Частушка и песня / 3. И. Власова // Из истории русской народной поэзии. Русский фольклор. Л. : Наука, 1971. - Т. 12. -С. 102-122.

59. Гаркави, А. М. Композиция стихотворных циклов H.A. Некрасова / А. М. Гаркави // Жанр и композиция литературного произведения. -Калининград, 1980. Вып. 5. - С. 37-50.

60. Гаспаров, М. Л. Введение / М. Л. Гаспаров // Лирика: генезис и эволюция. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2007.-С. 7-12.

61. Гаспаров, М. Л. Избранные труды / М. Л. Гаспаров. М. : Языки русской культуры, 1997. - Т. II: О стихах. - С. 383-415.

62. Гаспаров, М. Л. Овидий в изгнании / М. Л. Гаспаров // Овидий П. Н. Скорбные элегии. Письма с Понта. М.: Наука, 1978. - С. 189-224.

63. Гаспаров, М. Л. Эпиграмма / М. Л. Гаспаров // Краткая литературная энциклопедия. -М. : Сов. энциклопедия, 1975.-Т. 8.-Стб. 913-915.

64. Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык / А. Н. Гвоздев. М. : Просвещение, 1973. - Ч. II: Синтаксис. - 350 с.

65. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика : в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. СПб. : Наука, 1998. - Т. 1 : Лекции по эстетике. - 622 с.

66. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. М. : Интрада, 1997. - 416 с.

67. Голубков, С. А. Гармония смеха: комическое в прозе А. Н. Толстого : очерки / С. А. Голубков. Самара : Кн. изд-во, 1993. - 184 с.

68. Голубков, С. А. Мозаика смеха: поэтика комического в литературном произведении : учеб. пособие к спецкурсу / С. А. Голубков. Самара : Изд-во «Самарский университет», 2004. - 135 с.

69. Горшков, А. И. Славянизм / А. И. Горшков // Русский язык : энциклопедия. -М. : Сов. энциклопедия, 1979. С. 297.

70. Грехнев, В. А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров / В. А. Грехнев. -Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. 239 с.

71. Гудошников, Я. И. Очерки истории русской литературной песни XVIII-XIX вв. / Я. И. Гудошников. Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1972. - 171 с.

72. Гумилев, Н. С. Сочинения : в 3 т. / Николай Степанович Гумилев. М. : Худож. лит., 1991. - Т. 3: Письма о русской поэзии. - С. 33-168.

73. Даниленко, И. И. Диалог в эпиграмме и басне XVIII первой половины

74. XIX века : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.08 / Даниленко Ирина Ивановна. Алматы, 1995. - 26 с.

75. Дарвин, М. Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории / М. Н. Дарвин. Красноярск : Изд-во Красноярского университета, 1988.- 137 с.

76. Дземидок, Б. О комическом / Б. Дземидок. М. : Прогресс, 1974. -223 с.

77. Дмитриев, Е. В. Фактор адресации в русской поэзии XVIII начала XX вв. : автореф. дис. . д. филол. наук : 10.01.01 / Дмитриев Евгений Владимирович. - М., 2003. - 38 с.

78. Долгополов, Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала

79. XX веков / Л. К. Долгополов. М. ; Л. : Наука, 1964. - 189 с.

80. Евстигнеева, JT. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы / Л. А. Евстигнеева. М. : Наука, 1968. - 455 с.

81. Еремина, В. И. Повтор как основа построения лирической песни /

82. B. И. Еремина // Исследования по поэтике и стилистике. Л. : Наука, 1972.-С. 37-65.

83. Ершов, Л. Ф. О русской эпиграмме / Л. Ф. Ершов // Русская эпиграмма второй половины XVII начала XX в. - Л. : Сов. писатель, 1975. - С. 556.

84. И 5) Жиркова, М. А. Маленький шедевр любовной лирики Саши Черного (Стихотворение «Мой роман») / М. А. Жиркова // Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте. Иваново, 2006. - С. 155-165.

85. Жиркова, М. А. Образ провинциального городка в поэтическом цикле Саши Черного «Провинция» / М. А. Жиркова // Проблемы науки и практики.-Луга, 2007.-T. 1.-С. 180-191.

86. Замкова, В. В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII в. / В. В. Замкова. Л. : Наука, 1975. - 223 с.

87. Зелянская, Н. Л. Принципы событийности в повести Ф. М. Достоевского «Двойник» / Н. Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. - № 11. - С. 16-20.

88. Зырянов, О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект / О. В. Зырянов. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2003. - 548 с.

89. Зырянов, О. В. Эпиграмма / О. В. Зырянов // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М. : Изд-во Кулагиной ; 1п1хас1а, 2008. -С. 305-306.

90. Иванов, В. В. Языкознание / В. В. Иванов // Краткая литературная энциклопедия. М. : Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 8. - Стб. 1054-1062.

91. Ильин, И. П. Метарассказ / И. П. Ильин // Западное литературоведение XX века : энциклопедия. М. : Intrada, 2004. - С. 251-253.

92. Квятковский, А. П. Альбомная лирика // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. - С. 22-23.

93. Квятковский, А. П. Эпиграмма // Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 1998. - С. 415-417.

94. Кириллова, Е. Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (на материале прозы русского зарубежья первой волны) : авто-реф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Кириллова Екатерина Леонидовна. Владивосток, 2004. - 24 с.

95. Киселев, В. С. Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.01.01 / Киселев Виталий Сергеевич. - Томск, 2006. -48 с.

96. Кихней, Л. Г. Стихотворное послание в русской поэзии начала XX века (Развитие жанра в символистской и пролетарской поэзии) : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.02 / Кихней Любовь Геннадьевна. -М., 1985.-17 с.

97. Колпакова, Н. П. Русская народная бытовая песня / Н. П. Колпакова. -М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. 284 с.

98. Колтоновская, Е. А. Новая сатира / Е. А. Колтоновская // Сибирская жизнь. Томск. -1910.-29 августа. - С. 3.

99. Копорская, Е. С. Славянизмы / Е. С. Копорская // Русский язык : энциклопедия. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 487-489.

100. Корман, Б. О. Лирика Н. А. Некрасова / Б. О. Корман. Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1964. - 390 с.

101. Краснова, И. Л. Проблема сатирического стихотворного стиля (на материале поэзии «Искры») : дис. . канд. филол. наук : 10.01.08 / Краснова Ирина Леонидовна. Караганда, 1997. - 275 с.

102. Краснова, И. Л. Славянизмы в пародиях «Искры» / И. Л. Краснова // Развитие славянской письменности и культуры : материалы межвузовской научно-практической конференции. Караганда : Изд-во КарГУ, 1995.-С. 79-87.

103. Кривин, Ф. Саша Черный / Ф. Кривин // Черный С. Стихотворения. -М.: Худож. лит., 1991. С. 3-20.

104. Кудрявцева, О. С. Жанры и метажанр сатиры (на примере 16-й полосы «Литературной газеты») : дис. . канд. филол. наук : 10.01.08 / Кудрявцева Ольга Сергеевна. Оренбург, 2005. - 214 с.

105. Лазарчук, Р. М. Дружеское письмо второй половины XVIII века как явление литературы : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10640 / Лазарчук Римма Михайловна. Л., 1972. - 19 с.

106. Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора / С. Г. Лазутин. М. : Высш. шк., 1981.-221с.

107. Лаптева, О. А. Разговорная речь / О. А. Лаптева // Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 407-408.

108. Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века : учебник / О. Б. Лебедева. М. : Высш. шк. ; Изд центр «Академия», 2000. - 415 с.

109. Левин, Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семантика / Ю. И. Левин. -М.: Языки русской культуры, 1998. С. 465-480.

110. Левинг, Ю. Владимир Набоков и Саша Черный / Ю. Левинг // Лит. обозрение. -М., 1999. -№ 2. С. 52-57.

111. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы / Н. Л. Лейдерман. Свердловск : Сред.-Уральское кн. изд-во, 1982. — 254 с.

112. Лепехин, М. П. Примечания / М. П. Лепехин // Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1990. - С. 421-451.

113. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение / Д. С. Лихачев. СПб.: Алатейя, 1997. - 423 с.

114. Ломакина, Е. В. Жанровое своеобразие сборника Елены Гуро «Небесные верблюжата» : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Ломакина Екатерина Владимировна. Самара, 2009. - 19 с.

115. Лотман, Ю. М. Поэзия Карамзина / Ю. М. Лотман // Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений. М. ; Л. : Сов. писатель, 1966. — С. 552.

116. Лотман, Ю. М. Поэзия 1790 1810-х годов / Ю. М. Лотман // Поэты 1790- 1810-х годов. - Л. : Сов. писатель, 1971. - С. 5-62.

117. Ляпина, Л. Е. Версификация как предмет поэтической рефлексии в русской лирике XIX века / Л. Е. Ляпина // Онтология стиха : сборник статей памяти В. Е. Холшевникова. СПб. : Филол. ф-т СПбГУ, 2000. -С. 79-96.

118. Ляпина, Л. Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-х 1860-х годов : автореф. дис. .канд. филол. наук : 10.01.01 / Ляпина Лариса Евгеньевна. - Л., 1977. - 12 с.

119. Ляпина, Л. Е. Циклизация в русской лирике XIX века / Л. Е. Ляпина. -СПб. : НИИ химии СПбГУ, 1999. 281 с.

120. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д. М. Магомедова. М. : Академия, 2004. - С. 114-125.

121. Матяш, С. А. Вольный ямб русской поэзии ХУШ-Х1Х вв.: жанр, стиль, стих / С. А. Матяш. СПб. : СПбГУ, 2011. - 496 с.

122. Матяш, С. А. Вопросы поэтики русской эпиграммы : учеб. пособие / С. А. Матяш. Караганда : КарГУ, 1991. - 112 с.

123. Меднис, Н. Е. Слово в скобках в романе «Евгений Онегин» / Н. Е. Меднис // Болдинские чтения. Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1979.-С. 82-94.

124. Мулина, Т. Система жанров и композиция поэтического раздела «Соревнователя просвещения и благотворения» / Т. Мулина // Quinquage-папо : сборник статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1972. - С. 122-132.

125. Павлова, М. М. Метрический и строфический репертуар Саши Черного / М. М. Павлова // Проблемы теории стиха. Л., 1984. - С. 193-207.

126. Паперный, 3. С. Смех Саши Черного / 3. С. Паперный // Новый мир. -1960. -№9. -С. 258-261.

127. Пепеляева, Е. В. Исследовательская циклизация лирики как теоретическая проблема / Е. В. Пепеляева // Вестник Пермского университета. — 2012.-Вып. 2 (18).-С. 174-180.

128. Песков, А. М. Буало в русской литературе XVIII первой трети XIX века / А. М. Песков. - М. : Изд-во Московского университета, 1989. — 176 с.

129. Петров, В. М. Рефлексия в истории художественной культуры. Ее роль и перспективы развития / В. М. Петров // Исследования проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983. С. 313.

130. Подлубнова, Ю. С. Метажанры в русской литературе 1920 начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория) : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Подлубнова Юлия Сергеевна. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.

131. Польшикова, Л. Д. Персонаж / Л. Д. Полыпикова // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М. : Изд-во Кулагиной ; Мгас1а, 2008.-С. 163-164.

132. Поплавская, И. А. Жанр послания в русской литературе первой трети XIX века : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Поплавская Ирина Анатольевна. Томск, 1987. - 23 с.

133. Попова, И. JL Сатира / И. JL Попова // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. : НПК «Интелвак», 2001. - Стб. 950-955.

134. Поспелов, Г. Н. Лирика / Г. Н. Поспелов. М. : Изд-во Московского университета, 1976. - 208 с.

135. Практикум по жанровому анализу литературного произведения / Н.Л. Лейдерман и др.. Екатеринбург : Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 1997. - 48 с.

136. Приходько, В. А. Что осчастливит паяца: О Саше Черном / В. А. При-ходько // Черный С. Несерьезные рассказы. М. : Рус. кн., 1992. - С. 526.

137. Прияткина, А. Ф. Русский язык: синтаксис осложненного предложения : учеб. пособие для филол. спец. вузов / А. Ф. Прияткина. М. : Высш. шк., 1990.- 175 с.

138. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. -М. : Искусство, 1974.-183 с.

139. Руднев, А. Г. Синтаксис осложненного предложения / А. Г. Руднев. -М. : Учпедгиз, 1959. 198 с.

140. Руднев, П. А. Из истории метрического репертуара русских поэтов 19 — начала 20 вв. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок) / П. А. Руднев // Теория стиха. Л. : Наука, 1968. - С. 107-144.

141. Руднев, П. А. Метрический репертуар Блока / П. А. Руднев // Блоков-ский сборник II. Тарту : Тартуский государственный университет, 1972.-С. 218-267.

142. Румянцева, В. Н. Поэтика послания в структуре стихотворного фельетона середины XIX века (к проблеме специфики жанра стихотворного фельетона) / В. Н. Румянцева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. - № 11. - С. 22-26.

143. Румянцева, В. Н. Стихотворный фельетон середины XIX века (Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев) : дис. . канд. филол.наук : 10.01.01 / Румянцева Виктория Николаевна. Оренбург, 2007. -217 с.

144. Рыбальченко, О. И. Лексико-стилистические средства выражения оценки в идиостиле Саши Черного (Александра Гликберга) : учеб. пособие / О. И. Рыбальченко. Мичуринск : Мичуринский государственный педагогический институт, 2006. - 65 с.

145. Рыбальченко, О. И. Метафора как средство выражения иронической оценки в идиостиле Саши Черного / О. И. Рыбальченко // Проблемы моделирования в развивающихся образовательных системах. Мичуринск, 2004. - С. 293-295.

146. Рыбальченко, О. И. Метафоры в моделировании художественной картины мира: на материале произведений Саши Черного / О. И. Рыбальченко // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное. М., 2007. - С. 339-343.

147. Рымарь, Н. Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. Воронеж : ЛОГОС-ТРАСТ, 1994.-263 с.

148. Савельева, В. В. Художественная антропология : монография / В. В. Савельева. Алматы : АГУ им. Абая, 1999. - 281 с.

149. Савченко, Т. Т. Субъектный строй русской лирики (на материале поэзии XVII-первой трети XIX веков) : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.01.01 / Савченко Таисия Тимофеевна. Томск, 2001. - 47 с.

150. Саморукова, И. В. Дискурс художественное высказывание - литературное произведение : Типология и структура эстетической деятельности / И. В. Саморукова. - Самара : Изд-во «Самарский университет», 2002. - 204 с.

151. Сапогов, В. А. Цикл / В. А. Сапогов // Краткая литературная энциклопедия. М. : Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 8. - Стб. 398-399.

152. Сафарова, Т. В. Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Сафарова Татьяна Викторовна. Владивосток, 2002. - 26 с.

153. Сегал, Д. М. Литература как охранная грамота / Д. М. Сегал. М. : Водолей Publishers, 2006. - 976 с.

154. Семенов, П. А. Проблема классификации стилистических функций славянизмов (диахронический аспект) / П. А. Семенов // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 1998.-№ 4. - С. 134-138.

155. Семенова, Е. А. Циклизация / Е. А. Семенова // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. : НПК «Интелвак», 2001. - Стб. 11891190.

156. Сидельников, В. М. Поэтика русской народной лирики / В. М. Сидель-ников. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959.-312 с.

157. Сквозников, В. Д. Лирика / В. Д. Сквозников // Теория литературы : Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М. : Наука, 1964.-С. 173-23 7.

158. Скобелев, В. П. Системно-субъектный метод в трудах Б. О. Кормана : учеб. пособие / В. П. Скобелев. Ижевск : Изд. дом «Удмуртский университет», 2003. - 135 с.

159. Слонь, О. В. Жанр сценки в ролевой лирике Н. А. Некрасова и его композиционные особенности / О. В. Слонь // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. - № 11. - С. 51 -56.

160. Слонь, О. В. Композиция традиционных и нетрадиционных жанров русской лирики середины XIX века (На материале поэзии Н. А. Некрасова) : дис. . канд. филол. наук : 10.01.08 / Слонь Ольга Васильевна. -Оренбург, 2007. 245 с.

161. Спивак, Р. С. Русская философская лирика: проблемы типологии жанров / Р. С. Спивак. Красноярск : Изд-во Красноярского университета, 1985.- 140 с.

162. Спиридонова, Л. А. Русская сатирическая литература начала XX века / Л. А. Спиридонова (Евстигнеева). М. : Наука, 1977. - С. 170-178.

163. Спроге, Л. В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Спроге Людмила Васильевна. Рига, 1988.-23 с.

164. Стенник, Ю. В. Русская сатира XVIII века / Ю. В. Стенник. — Л. : Наука, 1985.-С. 54-130.

165. Строчков, Я. М. Примечания / Я. М. Строчков // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. Л. : Сов. писатель, 1963. - С. 467-541.

166. Тамарченко, Н. Д. Жанр / Н. Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М. : Изд-во Кулагиной ; Intrada, 2008. -С. 69-71.

167. Тиботкина, Н. А. Мотивная структура лирики Саши Черного : дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Тиботкина Наталья Александровна. -Тверь, 2010.-168 с.

168. Тиботкина, Н. А. Мотивы света и тьмы в книге Саши Черного «Сатиры» / Н. А. Тиботкина // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2009. - № 43, вып. 39. -С. 134-137.

169. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский. М. : Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

170. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М. : Наука, 1977. - 574 с.

171. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для вузов / В. И. Тюпа. М. : Academia, 2006. - 336 с.

172. Тюпа, В. И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики / В. И. Тюпа, Д. П. Бак. Кемерово : КемГУ, 1988. -С. 4-15.

173. Урбан, А. А. Книги печального смеха (Саша Черный: сатиры и лирика) / А. А. Урбан // Черный С. Избранные сатиры и лирика. JI. : Дет. лит., 1991.-С. 5-20.

174. Усенко, Л. В. Улыбка Саши Черного / J1. В. Усенко // Черный С. Стихи и проза. Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1990. - С. 5-14.

175. Уэллек, Р. Теория литературы / Р. Уэллек, О. Уоррен. М. : Прогресс, 1978.-325 с.

176. Фарыно, Е. Введение в литературоведение / Е. Фарыно. Ч. 3. - Katowice : Universytet Slaski, 1980. - 286 с.

177. Фоменко, И. В. О поэтике лирического цикла : учеб. пособие / И. В. Фоменко. Калинин : Изд-во КГУ, 1984. - 79 с.

178. Фоменко, И. В. Поэтика лирического цикла : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.01.08 / Фоменко Игорь Владимирович. М., 1990.-31 с.

179. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М. : Высш. шк., 2000. - Изд. 2-е. - С. 319-344.

180. Ханзен-Лёве, Ore А. Русский формализм : методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / Ore А. Ханзен-Лёве ; пер. с нем. С. А. Ромашко. М. : Языки русской культуры, 2001. -672 с.

181. Харджиев, Н. И. Поэтическая культура Маяковского / Н. И. Харджиев, В. В. Тренин. М. : Искусство, 1970. - С. 73-95.

182. Харитонова, Л. М. Книга стихов: проблема жанровой целостности : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.08 / Харитонова Лариса Михайловна. Алматы, 2004. - 27 с.

183. Хатямова, М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века / М. А. Хатямова. М. : Языки славянских культур, 2008. - 328 с.

184. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение / В. Е. Холшевников. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 169 с.

185. Чеканова, А. В. Современный девичий альбом (проблемы бытования) / А. В. Чеканова // Традиционная культура : научный альманах. М.,2004.-№1.-С. 79-85.

186. Чернец, Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л. В.Чернец. М.: Изд-во Московского университета, 1982. - 192 с.

187. Чуковский, К. И. Саша Черный / К. И. Чуковский // Черный С. Стихотворения. -Л. : Сов. писатель, 1960. С. 5-22.

188. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка / Н. М. Шанский. -М. : Просвещение, 1972. С. 87-95.

189. Шапиро, А. Б. Основы русской пунктуации / А. Б. Шапиро. М. : Изд-во АН СССР, 1955.-394 с.

190. Шварцкопф, Б. С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование / Б. С. Шварцкопф. М.: Наука, 1988. - 190 с.

191. Шкловский, В. Б. Гамбургский счет : статьи воспоминания - эссе (1914-1933) / В. Б. Шкловский. - М. : Сов. писатель, 1990. - 544 с.

192. Шкловский, В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М. : Сов. писатель, 1983.-383 с.

193. Шнейдерман, Э. М. Новое о Саше Черном / Э. М. Шнейдерман // Русская литература. 1966. -№ 3. - С. 169-172.

194. Шпагин, П. И. Ирония / П. И. Шпагин // Краткая литературная энциклопедия. М. : Сов. энциклопедия, 1966. - Т. 3. - Стб. 179-182.

195. Щеглов, Ю. К. Антиох Кантемир и стихотворная сатира / Ю. К. Щеглов. СПб. : Гиперион, 2004. - 720 с.

196. Википедия Электронный ресурс. Режим доступа: ЬИр ://ш. ш 1 кл ресН а. ога/удкл/М етажан р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.