Символ, симулякр и виртуальная реальность как категории философии культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Сухович, Елена Владимировна

  • Сухович, Елена Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 153
Сухович, Елена Владимировна. Символ, симулякр и виртуальная реальность как категории философии культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Волгоград. 2013. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сухович, Елена Владимировна

Содержание

Введение

Глава 1. Символ и симулякр: исторический аспект

§1. Представление о символе в философии классического периода

§2. Приоритет категории знака в неклассическом периоде философии..31 §3. Редукция категории «символ» к категории «симулякр» в постнеклассике

Глава 2. Симулякр и виртуальная реальность: философско-культурный анализ

§1. Реальность и виртуальность культуры

§2. Категория «симулякр» в анализе феномена виртуальной реальности

§3. Сеть и симуляция в современной культуре

§4. Альтернативы симуляции в культуре и их перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Символ, симулякр и виртуальная реальность как категории философии культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одной из основных характеристик культуры является ее символический аспект, образующий смысловое поле культуры и обусловливающий ее целостность. Символическая среда культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков трансформируется порой до неузнаваемости, что выявляет определенные сложности в ее обнаружении. Данные метаморфозы приводят, кроме того, к трудности вычленения ключевых символов культуры, которые выступают в качестве некоторых опорных точек, определяющих физиогномику той или иной культуры.

Помимо этого, указанные ключевые символы служат ориентиром для деятельности всех членов социума. Невозможность их обнаружения, в том числе и вследствие все более усиливающихся информационных потоков, приводит к дезориентации общества и нарушению социокультуриой целостности. Деформации социокультурной целостности, приводящие также к распаду социальной идентичности человека, тесно связаны с кризисным состоянием культуры.

В этих условиях все более прочные позиции в современной культуре завоевывает феномен, обозначенный в современной философии с помощью категории «симулякр». Являясь, по сути, пустой формой, знаком без содержания, симулякр тем не менее встраивается в структуру культуры и начинает оказывать определяющее воздействие на многие процессы функционирования культуры и общества. И хотя данный феномен видоизменяет современную культуру, превращая многие ее сегменты в симуляционные, однозначных оценок характеру его воздействия до сих пор не существует.

Категорию «симулякр» можно определить как «ускользающую» от ясного и однозначного толкования. Поэтому ее тщательное исследование, а также изучение изменений в культуре, происходящих под воздействием

процессов симуляции, становится важной теоретической задачей, имеющей мировоззренческое и методологическое значение. Выявление непреходящей ценности классической культуры, претерпевающей определенные трудности в связи с процессами симуляции, виртуализации, сетевизации в условиях постоянной социокультурной модернизации, также приобретает особую актуальность.

Изучение отношения категории симулякра к символическому аспекту культуры поможет обозначить особенности содержания данной категории, природу и механизмы функционирования феномена симуляции, а также адекватно оценить его воздействие на культуру. Исследование категории симулякра в его взаимосвязи с категорией символа и категорией виртуальной реальности позволит глубже осмыслить существование возможных альтернатив симуляционной культуре.

Степень разработанности проблемы. В классическом периоде развития истории философии категория символа в культуре получила широкое освещение с различных сторон. Учение о символе связано с именами ведущих мыслителей, таких, как Платон, Аристотель, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин Блаженный, Пьер Абеляр, И. Кант, Ф. Шлегель, Ф.В.Й. Шеллинг, Ф. Шиллер, И.В. Гете, Г.В.Ф. Гегель1.

Период неклассической философии в данном диссертационном исследовании рассматривается как особый период в культуре, который связан с некоторыми метаморфозами категории символа. В этом периоде категория символа замещается категорией знака, обладающей специфической функциональностью и операциональностыо. В связи с этим особый интерес представляют работы, посвященные непосредственно

1 Платон. Государство / Платон. - СПб.: Наука, 2005; Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 5 / И. Кант. - М. : Мысль, 1966; Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т. 1 / Ф. Шлегель - М. : Искусство, 1983; Шеллинг,

Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. - М.: Мысль, 1966; Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании / Ф. Шиллер // Шиллер, Ф. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6 : Статьи но эстетике. - М., 1957. - С. 251-359; Гете, И. В. Избранные философские произведения / И. В. Гете. - М. : Наука, 1964; leí ель Г. В. Ф. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1997; Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Наука, - 1997; Эс1егика. В 4 т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1969.

разработке теории знака (труды Ч.С. Пирса, Ф. де Соссюра, Р. Барта, 3. Фрейда, А. Бергсона, Э. Кассирера, М. Хайдеггера)".

Фундаментальные исследования категории символа в период пеклассики носят очаговый характер и появляются преимущественно в среде философии иррационализма. Сюда относятся учение о «прасимволе» О. Шпенглера и учение о «коллективном бессознательном» К.Г. Юнга3.

Постнеклассический период, пришедший во второй половине XX века на смену неклассическому периоду науки и философии, связан в некотором роде с «забвением» категории символа. И хотя публикации на тему символа продолжают появляться в достаточном количестве и в современной науке, исследование проблемы еще далеко от завершения.

В этом периоде исследуются в основном природа символа и проблема его исторического становления (А.Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, A.A. Тахо-Годи, М. Элиаде, А .Я. Гуревич, К.А. Свасьян) проблема классификации символа (Цв. Тодоров, К. Ясперс, Ю.В. Шатин, Ю.Г1. Тен, И.Е. Фадеева, Е.М. Коваленко, В. Бурлачук, В. Танчер) 3 и вопрос о роли

" Пирс, Ч. С. Как сделать наши идеи ясными / 4. С. Пирс // Пирс, Ч, С. Избранные философские произведения. - М., 2000. - С. 266-295; Что такое знак? / Ч. С. Пирс // Вестник Томского тсударственнот университета. Философия. Социология. Политология. - 2009. - № 3 (7). - С. 88-95; Соссюр, Ф. Курс общей лиш вистики / Ф. Соссюр. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1999; Барт, I5. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : сб. статей / Ролан Барт. - М. : Прогресс, 1994; Мифологии / Р. Барт. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996; Фрейд, 3. Тотем и табу / 3. Фрейд. - СПб. : Азбука-классика, 2005; Введение в психоанализ : лекции / 3. Фрейд. - М. : Наука, 1991; Недовольство культурой / 3. Фрейд // Фрейд, 3. Психоанализ. Религия Культура. -М., 1992. - С.65-134; Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд ; пер. В. В. Бибихин // Вопросы философии. - 1988. -№ 8. - С. 132-160; Бергсон, А. Творческая эволюция : материя и память / Анри Бергсон. - Минск : Харвест, 1999; Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. - М. : Гардарика, 1998; Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - СПб. : Наука, 2002; Европейский нигилизм / М. Хайдепер // Хайдеггер, М. Время и бытие. - М. : Республика, 1993. - С. 63-176; Онто-тео-логическое строение метафизики / М. Хайдеггер // Хайдеггер, М. Тождество и различие. - М., 1997. - С. 29-59.

'Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т. 1: Образ и действительность. Новосибирск: Наука, 1993; Юнг, К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997.

4 Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / 2-е изд., испр. - М. : Искусство, 1995; История античной эстетики : итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. - М. : Искусство, 1994; Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. - М.: Ладомир, 2000; Тахо-Годи, А. А. Термин «символ» в древнегреческой литературе // Вопросы классической филолопш. - 1980. -Вып. 7; Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984; Свасьян, К. А. Философское мировоззрение Гете. - М. : Evidentis, 2001.; Символ в свете учения Гете о первофено.мене//11роблема символа в современной философии. - Ереван: Изд-во АН Ар.мССР, 1980; Мамардашвили, М.К., Пятигорский, A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - M.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

5 Тодоров, Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. - М. : Дом интеллектуальной книги, 1998; Ясперс, К. Обшая психопатология. - М. : Практика, 1997; Шатин Ю.В. Миф и символ как семиотические категории // Сборник. Язык и культура. - Новосибирск, 2003; Тен, Ю.П. Символ в межкульгурной коммуникации. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007; . Фадеева, И. Е. Теория и культурно-историческая феноменология символа :

символа в искусстве (Н.Б. Маньковская, В.В. Бычков, Р. Дж. Коллингвуд)6. Кроме того, немало научной литературы посвящено исследованию фундаментальной роли символа, которую он играет в работах вышеназванных авторов неклассического периода.

Рассмотрение категории «симулякр» в XX-XXI веке:

1) разработка концепции симулякра. Сюда относятся исследования, принадлежащие перу французских мыслителей и связанные с разработкой общего представления о концепте «симулякр» (Ж. Бодрийяр, А. Кожев, П. Клоссовски, Ж. Батай, Ж. Делез, Ж.Ф. Лиотар)7;

2) критика концепции симулякра. Здесь выделяются работы таких авторов, как A.C. Панарин, A.A. Калмыков, С.А. Корпев, В.А. Емелин, А.Г. Дугин8.

Стоит отметить, что если сам факт существования симулякров не отрицается, то мало исследованными до сих пор остаются вопросы их возникновения, природы, механизмов их функционирования. Расходятся мнения представителей научного сообщества и в оценке места и роли симулякра в культуре. Если его воздействие на культуру определяется как

автореферат дне. ... доктора культурологи / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2004; Коваленко, Е. М. Культура как символическое выражение действительности в философии культуры Э. Кассирера и А. Ф. Лосева // Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 1; Бурлачук, В. Символ и симулякр. Концепция символа в социологии постмодерна / В. Бурлачук, В. Танчер // Социология: теория, методы, маркетинг. -2004. -Ха 1.-С. 15-29.

6 Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб. : Алетейя, 2000; Бычков, В. В. Эстетика. - М. : Проект, 2003; Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики // Вопросы философии. - 2011. - Ло4; Коллингвуд, Р. Дж. Принципы искусства. - М.: «Языки русской культуры», 1999.

7 Бодрийяр, Ж. Символический обмен п смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет : КДУ, 2000; Система пешей / Ж. Бодрийяр. - М. : Рудомино, 2001; К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М. : Библион-Рус. кн., 2003; Пароли. От фрагмента к фрагменту / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006; Клоссовски, П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая / П. Клоссовски // Комментарии. - 1994. - № 3. - С. 78-87; Батай, Ж. Проклятая доля / Ж. Батай. - М. : Гнозис, 2003; Теория религии. Литература и зло / Ж. Батай. - Минск. : 2000; Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. - М. : Академия, 1998; Тысяча плато: капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари, - Екатеринбург : У-Фактория ; М. : Астрель, 2010; Марсель Прусг и знаки / Ж. Делез. - СПб. : Алетейя, 1999; Платон и симулякр / Ж. Делез // Новое литературное обозрение. -1993. - № 5. - С. 45-56; Лиотар, Ж.-Фр. Состояние постмодерна / Ж.-Фр. Лиотар ; пер. с фр. Н. А. Шмагко. -СПб. : Алетейя, 1998.

8 Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. - М. : Алгоритм, 2002; Дугин, А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли / А. Г. Дугин. - М. : Евразийское движение, 2009; Сетецентрпчные войны [Электронный ресурс] / Александр Дугин // Евразия : информационно-аналитический портал. - Режим доступа: 1шр://еуга-ла.ог^тойи1ез.рЬр?пате=Ке\\г5&51с1=2893; Калмыков, А. Симулятивная коммуникация - феномен информационного общества [Электронный ресурс] / А. Калмыков. -Режим доступа: www.relga.ru; Корпев, С. 'Грансгрессоры против симулякров [Электронный ресурс] / С. Корпев. - Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/transgr.html; Емелин, В. А. Виртуальная реальность и симулякры [Электронный ресурс] / Емелин В. А. - Режим доступа: http://emeline.narod.ru/virtual.htm.

положительное (а именно эта идея фигурирует в работах большинства теоретиков постмодернизма) 9, то не указывается, в чем конкретно состоят преимущества его использования, а лишь обозначены некие общие формулировки, что симулякр - это новые возможности для творчества. При отрицательных отзывах о симулятивных процессах не предлагаются и не разрабатываются какие-либо альтернативы, которые можно было бы противопоставить функционированию симулякра.

Помимо данных работ, особый интерес для нашего исследования представляют также работы, посвященные анализу взаимосвязи симуляционных процессов с культурой. Среди таких работ можно выделить труды, посвященные анализу виртуальных процессов в современной культуре - работы М. Кастельса, Э. Кастронова, О.О. Андронова, Д.В. Иванов, В.Ф. Паульман и др10.

Особый аспект проблемы виртуализации затрагивается авторами, предметом работ которых является становление информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, Ф. Уэбстер, П. Дракер, 3. Бзежински, И.С. Мелюхин)11.

Категория симулякра также тесно связана с категорией виртуальной реальности, на что указывают фрагментарные попытки исследования данных феноменов в их совокупности. Однако ответа на вопрос, в чем

9 Сюда можно отнести не только всех теоретиков постмодернизма во Франции, которых иногда называют «классиками», таких как Ж.Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ж. Лакан, П. Ююссовски, но и всех их последующих приверженцев. Например, теоретиков американского деконсгруктивизма, наиболее известными из которых являются представители Йельской школы: собственно Ж. Деррида, II. де Ман, X. Блум, Дж. Хартман и Дж. X. Миллер. Также особую популярность имеют Ю. Кристева («феминистская критика») и Ф. Джемисон («левый деконструктивизм»).

10 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М. : ГУ ВШЭ, 2000; Кастронова, Э. Бегство в виртуальный мир. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010; Иванов, Д. В. Виртуализация общества. -СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000; Паульман, В. Ф. Виртуальная экономика и глобальный капитализм [Электронный ресурс] - Режим доступа, http://lit.lib.ni/p/paulxman_w_f7lext_0230.shtml; Андронова, О.О. Будет ли Интернет в кризис или «Рунет для россиян» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ci.ru/inform08-09_09/p_22.htm.

11 Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М. : Академия, 1999; Тоффлер, Э. Третья волна. - М. : ACT, 2004; Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер ; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной ; под ред. Е. Л. Вартановой. - М. : Аспект Пресс, 2004; Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелехин. - М. : Изд-во МГУ, 1999; Brzezinski, Z. Between two ages: America's role in the technetronic era. - New York : Viking Press, [1970]; Drucker, P. Post-capitalist society. - New York : HarperBusiness, cl993; 11 Touraine, A. The waning sociological image of social life // International journal of comparative sociology. - 1984. - Vol. 25, № 1. - P. 33-44.

именно проявляется эта взаимосвязь и каковы альтернативы виртуальной реальности по замещению реальности актуальной, исходя из явления симуляции, пока не найдено.

Большое значение для нашего исследования имеет литература, предлагающая сетевую концепцию рассмотрения культуры. В диссертационной работе выделяются два уровня рассмотрения понятия «сеть» применительно к культуре - это социокультурный и онтологический уровни. Сеть на социокультурном уровне рассматривается такими мыслителями, как Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари,

I")

М. Кастельс \ Онтологический уровень рассмотрения сети представляют такие авторы, как Г. Бейтсон, У.Р. Матурана, Ф.Х. Варелла, Ф. Капра, А.И. Пигалев13.

Объект исследования - концепции философии культуры, в основе которых лежат категории символа, симулякра и виртуальной реальности.

Предмет исследования - категории «символ», «симулякр» и «виртуальная реальность» в составе концепций философии культуры.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является анализ соотношения категорий символа, симулякра и виртуальной реальности в структуре концепций философии культуры, а также выявление эвристического потенциала категории «симулякр» для философского исследования современной культуры.

12 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура; Деррида, Ж. О граммоголопш. - М. : Ad Marginem, 2000; Делез, Ж. Гваттари, Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения. - Екатеринбург : У-Фактория ; М. : Астрель, 2010; Лакан, Ж. Реальное 1ь и фантазм [Электронный ресурс] / Режим доступа http://prev.lacan.ru/articles/reality_and_fatuasm.html.

п Пигалев, А.И. Фетишизм и наглядность невидимого / Волюград: Изд-во Волгогр. roc. ун-та, 2003; Поюк желания и сеть реальности / Вестник ВолГУ. - Серия 7. - Вып. 3. - 2003-2004.; Глобализационные процессы в свете новых подходов к анализу культуры / Весгник ВолГУ. - Серия 7. - Вып. 6. - 2007; Сетевая парадигма в философии культуры // Философская теория и социальная практика : сборник статей - Волгофад, 2005, Ьог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона // Вопросы философии. - 2004. - Л» 6; Бей icon, Г. Природа и разум: необходимое единство. - Новосибирск.: Институт семейной терапии., 2005; Бейтсон, Г., Бейтсон, М. К. Ангелы страшатся. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994; Капра, Ф. Паупша жизни. Новое научное понимание живых систем . - Киев : София ; М. : Гелиос, 2002; Варела, Ф.Х., Матурана, У.Р. Древо познания: (Биологические корни человеческого понимания). Пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция,2001; Maturana, H. R. Reality : The search for objectivity or the quest for a compelling argument // The Irish journal of psychology. - 1988. - Vol. 9, № 1.

Поставленная цель выявляет необходимость решения следующих исследовательских задач:

- выявление основных подходов к исследованию категории символа и их отличительных особенностей;

- определение этапов эволюции представлений о символе, соответствующих историческим этапам эволюции философской и научной мысли;

- поиск логических оснований взаимосвязи симулякра и виртуальной реальности в качестве категорий философии культуры;

- анализ теоретически возможных альтернатив на индивидуальном, социокультурном и онтологическом уровнях для концепции симуляции.

Методологической и теоретической основой исследования

являются исторический, компаративный и герменевтический методы, междисциплинарный, социально-критический и системный подходы к культуре, интерпретативный анализ.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что:

- выявлено наличие двух возможных подходов к исследованию категории «символ» и феномена символизации, а также влияние последнего на культурные процессы;

- выделено три этапа эволюции представлений о символе в философии и науке, которые были соотнесены с этапами эволюции представлений о культуре;

- найдены логические основания взаимосвязи симулякра и виртуальной реальности в качестве категорий философии культуры;

- сетевая парадигма культуры и понятие трансгрессора проанализированы и проинтерпретированы в качестве альтернативных концепции симуляции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Подходы к исследованию категории символа, существующие в философии культуры, сводятся к двум основным: первый предлагает рассмотрение онтологической сущности символа, второй - изучение его практической социокультурной применимости. В рамках «онтологического подхода» символ рассматривается как субстанция, обладающая самостоятельной природой и участвующая в обмене смыслом с «высшей, незнаковой сущностью» - бытием. С точки зрения «социокультурного подхода» символ - это функция; символы постоянно участвуют в процессах обмена. Из такого беспрерывного функционирования символов и складываются социокультурные условия человеческого существования.

2. Исторически эволюция понимания символа соответствует таким этапам развития науки и философии, как классика-неклассика-постнеклассика. Развитие представлений о символе идет по пути его отождествления в содержательном плане сначала с категорией знака в неклассическом периоде, а затем к замене данной категории категорией симулякра в культуре постнеклассики. Смысловое наполнение, содержание категории символа в культуре классического периода многозначно и не имеет четких границ. Категория знака характеризуется однозначным, четко очерченным содержанием. Категория симулякра не обладает содержанием вообще. Все это свидетельствует о постепенном выхолащивании содержания из категории «символ» и соответственно, о нарушении обменных процессов между формой и содержанием данной категории. Проецируя данные трансформации на социокультурный и онтологический уровни осмысления культурных процессов, можно сделать вывод о том, что определяющая роль символа, знака или симулякра на выбранных исторических этапах играет решающую роль в формировании представлений о том или ином типе культуры. Культура классики - это культура символа, обладающая онтологической и социокультурной целостностью. Культура неклассики предстает в качестве культуры знака. Символический обмен заменяется обменными процессами материального характера (знаковый, товарно-

денежный). Механизмом функционирования культуры постнеклассики становится симуляционный обмен, поэтому культура на данном этапе трансформируется в пустую бессодержательную форму, иллюзорную и виртуальную.

3. Категории симуляции и виртуальной реальности в содержательном плане основаны на одном и том же принципе имитации. Поэтому данные категории зачастую используются в философии культуры для характеристики одних и тех же процессов. Они взаимозависимы. Феномен виртуальной реальности является следствием функционирования процессов симуляции в современной культуре и его наглядным воплощением. Виртуальная реальность не может стать альтернативной внешней реальностью для жизнедеятельности человека, поскольку нуждается в постоянном контроле со стороны человеческого сознания. В отличие от подлинной реальности, виртуальная реальность не может стать для человека средой обитания.

4. В качестве позитивной альтернативы симуляционным процессам, возможной на социокультурном уровне, предлагается трансгрессивная практика, то есть практика по созданию и внедрению трансгрессоров или антисимулякров. Трансгрессор, являющийся на практике в некотором роде тождественным символу, всегда обладает содержанием и указывает на более глубокие уровни бесконечной реальности. На онтологическом уровне такой альтернативой может служить сетевая парадигма. Наличие петель обратной связи, а по сути наличие символического обмена в сетевой парадигме, составляет ее преимущество как в сравнении с центрированными иерархическими системами и моделью виртуальной реальности на онтологическом уровне рассмотрения, так и в сопоставлении с сетевыми концепциями, такими как «ризома» и концепция информационного общества, представленными на социокультурном уровне рассмотрения.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении ряда аспектов нового подхода к анализу категории символа, в

рамках которого можно не только уточнить существующие классификации символа, но и выдвинуть новые методологические подходы для исследования сложных процессов функционирования культуры. Кроме того, представленные теоретические альтернативы современной культуре симулякра могут стать руководством для дальнейшей разработки данных альтернатив не только в теории, но и на практике. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке вопросов философских и общественных наук, а также при чтении курсов по современной философии культуры и культурологии.

Апробация работы. Отдельные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях, общим объемом 1,7 п.л. Основные идеи диссертационного исследования обсуждались в рамках научных конференций международного (г. Симферополь), всероссийского (г. Санкт-Петербург) и регионального уровня (г. Волгоград).

Автор имеет две публикации в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией («Известия Волгоградского государственного педагогического университета», «Вестник Волгоградского государственного университета»).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 230 источников, в том числе 28 на иностранном языке. Общий объем диссертационного исследования - 153 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Сухович, Елена Владимировна

Заключение.

Исследование содержит авторский подход к проблеме исторической эволюции представлений о символе и связанных с ней трансформаций в культуре. Было убедительно продемонстрировано, что все исследования символа в качестве культурного образования могут быть сведены к двум основным подходам. В рамках первого подхода категория символа исследуется на онтологическом уровне, в рамках второго - на социокультурном.

На онтологическом уровне символ рассматривается как субстанция, обладающая самостоятельной природой и участвующая в обмене смыслом с «высшей, незнаковой сущностью» - бытием. Символы здесь трактуются как образы, для интерпретации которых необходимы интуиция или прозрение. Это некие проявления, «просветы» бытия в истории и культуре человечества.

На социокультурном же уровне символ - это функция, символы постоянно обмениваются друг на друга, обмен носит информационный характер и из такого беспрерывного функционирования символов и складываются социокультурные условия человеческого существования. Здесь символ выступает как знак, значением которого является некоторый знак другого рода или другого языка. Символы трактуются как конвенциональные знаки, значение которых может быть легко представлено и узнаваемо.

При рассмотрении категории символа на онтологическом уровне, как можно судить уже по названию, исследуются отношения мира человеческой культуры с бытием в целом. Представление о символах онтологического уровня свидетельствует о существовании ситуации удвоения реальности, а также о наличии некой внечеловеческой сущности, или боге. Отсюда возникает проблема поиска этой непроявленной реальности и проявлений присутствия бога, который может стать главным или выделенным символом онтологического уровня. Таким образом, символы онтологического уровня способны фиксировать некие реперные точки бытия и тем самым не только указывать на возможное существование бога, но и строить определенное представление об истинной реальности для мира культуры человека. Другими словами, символы онтологического уровня выражают присутствие бога в человеческом мире.

В социокультурных же системах ключевые символы определяют отношение и функционирование всех остальных элементов системы. Становясь выделенным центром определенной системы социокультурной целостности, такой символ задает параметры человеческого поведения в данной системе. При этом спор о ключевых символах социокультурного уровня может быть воспринят как спор о преимуществах той или иной модели социокультурной целостности.

Исследуя взаимосвязь символа и культуры, было четко представлено, что архитектоника любой полноценной культуры в обязательном порядке содержит ключевые символы обоих уровней. А основным механизмом, поддерживающим социокультурное целое, выступает символический обмен, который господствует в сфере как материального (экономического), так и духовного (символического) капитала. То есть в процессе символического обмена взаимодействуют не только и не столько вещи, сколько смыслы обмениваемых объектов.

В исследовании особо подчеркивается, что символический обмен проистекает из самой природы символа. То есть природа символа в классическом его понимании такова, что принцип обмена уже изначально заложен в ней. Посредством символа происходит обмен смыслами различных планов бытия. Именно такая природа символа, основанная на принципе обмена, как представляется, явилась предпосылкой того, что сам символический обмен стал активно изучаться во второй половине XX века в качестве основы для обоснования эволюции культуры.

Временные характеристики эволюции представлений о категории символа представлены такими этапами исторического развития науки и философии, как классика-неклассика-постнеклассика. Именно данная трехступенчатая схема развития науки и философии во времени выглядит наиболее удачной конструкцией в эвристическом плане для применения ее к нашему исследованию эволюции знаний о символе и его месте в культуре.

Исследование бытования категории символа в классическом историческом периоде показало, что на данном этапе она рассматривается преимущественно с позиций онтологического подхода. Следовательно, помимо наглядной реальности (сущего) предполагается наличие непроявленной реальности или бытия, которое существует объективно, независимо от человека, механизмы функционирования которого недоступны человеку.

Наличие выделенных символов онтологического и социокультурного уровней обеспечивает наличие центрированной иерархической социокультурной целостности. Отношения элементов в системе классической социокультурной целостности регулируются посредством символического обмена. Отсюда делается вывод, что культура классики - это культура символа, обладающая онтологической и социокультурной целостностью.

Метаморфозы категории символа неклассического периода заключаются в сведении категории символа социокультурного уровня посредством механизма операциональной редукции к категории знака, а также в игнорировании символов онтологического уровня. Ключевые символы онтологического уровня перестают оказывать какое бы то ни было влияние на социокультурный уровень, в теоретическом плане они признаются несущественными, а потому несуществующими. Лишь в рамках маргинальных тенденций науки иррационалистического характера появляются отдельные концепции, рассматривающие онтологический уровень символа.

Культура неклассики предстает, следовательно, как культура знака. Ключевые символы, регулирующие отношения людей на социокультурном уровне, меняются. Символический обмен заменяется обменными процессами материального характера (знаковый, товарно-денежный).

В постнеклассическом периоде категория символа претерпевает еще одну метаморфозу - ее редукция к категории знака превращается в некоторую редукцию к категории симулякра. Симулякр не имеет уже никакого отношения к реальности вообще, это пустой знак, форма без содержания. Категория симулякра в социокультурных и философских работах постнеклассического периода заменяет собой категорию символа обоих уровней. Основным механизмом функционирования культуры постнеклассики становится симуляционный обмен, поэтому культура на данном этапе трансформируется в пустую бессодержательную форму, иллюзорную и виртуальную.

Бурное развитие техники и технологии, а также механизмов процесса симуляции, в постнеклассическом периоде приводит к образованию новой реальности - виртуальной. В исследовании была рассмотрена категория виртуальной реальности в аналитических трудах теоретиков XX века. Выяснилось, что виртуальная реальность не является реальностью в полном смысле слова и представляет собой разновидность симуляции. Претендуя на роль новой реальности онтологического статуса, виртуальная реальность не обладает самостоятельностью и действует по тем же законам, что и наша наличная реальность. Более того, она является результатом симуляции наличной человеческой реальности, порожденной ею моделью, следовательно, она меньше по содержательному объему в эвристическом плане. Таким образом, в виртуальной реальности нет ничего, чего бы не было (даже потенциально) в реальности актуальной. Виртуальная реальность ограничена пределами человеческого разума. Ее воздействие на человека приводит к негативным психологическим и культурным последствиям.

Организация социокультурного уровня в культуре постнеклассики стремится перейти от центрированных систем к системам, построенным по принципу сетевой организации. В качестве таких систем в диссертации были исследованы концепты информационного общества и ризомы. Анализ указанных концептов показал, что они онтологически не укоренены и в качестве основного механизма функционирования также используют симуляционный обмен. Попытка реализовать данные концепты на практике, помимо прочего, приводит к появлению такого крайне отрицательного феномена, как сетецентричная война.

В данном исследовании были изучены наиболее приемлемые альтернативы применительно к различным уровням культуры. Па индивидуальном уровне мы рассмотрели предложенную Ж. Бодрийяром альтернативу - самоубийство и терроризм.

В качестве детально не разработанной позитивной альтернативы социокультурного уровня рассматриваются возможности трансгрессивной практики, то есть практики по созданию и внедрению так называемых трансгрессоров или антисимулякров. Трансгрессор, являющийся на практике в некотором роде тождественным символу, всегда обладает содержанием и указывает на более глубокие уровни бесконечной реальности. Наиболее простым и действенным трансгрессором являются символы классического периода, имеющие свою актуальность и в наши дни. Например, это икона в храме или концепт традиционного общества Р. Генона.

На онтологическом уровне в качестве альтернативы в диссертации рассматривается сетевая парадигма. Были исследованы основные особенности сетевой парадигмы и ее отличие от концептов информационного общества и ризомы. Наличие петель обратной связи, а по сути - наличие символического обмена в сетевой парадигме, представляет ее в наиболее выгодном свете как перед центрированными иерархическими системами на онтологическом уровне рассмотрения, так и перед сетевыми концепциями на социокультурном уровне рассмотрения.

Таким образом, исследование ведущих особенностей культуры каждого отдельного исторического периода стоит начинать, прежде всего, с рассмотрения того, какое именно представление о категории символа или его трансформации лежит в основе данной культуры. Особенности категории символа и специфика процессов ее воплощения в реальности накладывают существенный отпечаток на соответствующие свойства культуры. Детализация рассмотренных процессов - задача будущего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сухович, Елена Владимировна, 2013 год

Библиографический список.

1. Августин Блаженный. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия / Августин Блаженный. - СПб. : Библиополис, 2006. - 512 с.

2. Автономова, Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н. С. Автономова. - М. : Наука, 1977. - 271 с.

3. Азарова, Ю. О. Концепт «след» в философии Ж. Деррида [Электронный ресурс] / Ю. О. Азарова. - Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/natural/VKhNU/Tk/2010_900.../20.html. - Заглавие с экрана.

4. Алпатов, В. М. История лингвистических учений / В. М. Алпатов. -М. : Языки русской культуры, 1998. - 368 с.

5. Андронова, О. Будет ли Интернет в кризис или «Рунет для россиян» [Электронный ресурс] / О. Андронова. - Режим доступа: http://www.ci.ru/inform08-09_09/p_22.htm. - Заглавие с экрана.

6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1974.-392 с.

7. Барлоу, Дж. П. Декларация независимости киберпространства [Электронный ресурс] / Джон Перри Барлоу. - Режим доступа: http://www.average.org/freespeech. - Заглавие с экрана.

8. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : сб. статей / Ролан Барт. - М. : Прогресс, 1994. - 616 с.

9. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. -312с.

10. Бархударов, А. Свобода слова в интернете [Электронный ресурс] / Александр Бархударов. - Режим доступа: http://pr-net.com.ua/archives/28792. -Заглавие с экрана.

11. Батай, Ж. Проклятая доля / Ж. Батай. - М. : Гнозис, 2003. - 208 с.

12. Батай, Ж. Теория религии. Литература и зло / Ж. Батай. - Минск. : 2000.-352 с.

13. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. - М. : Логос, 2002.-390 с.

14. Бейтсон, Г. Ангелы страшатся / Г. Бейтсон, М. Бейтсон. - М. : Технологическая школа бизнеса, 1994. - 216 с.

15. Бейтсон, Г. Природа и разум: необходимое единство / Г. Бейтсон. -Новосибирск : Институт семейной терапии, 2005. - 188 с.

16. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М. : Академия, 1999.-949 с.

17. Бергсон, А. Творческая эволюция : материя и память / Анри Бергсон. -Минск : Харвест, 1999. - 1408 с.

18. Бицилли, П. М. Избранные труды по средневековой истории : Россия и Запад / П. М. Бицилли. - М. : Языки славянской культуры, 2006 . - 808 с.

19. Бланшо, М. Опыт-предел / М. Бланшо // Танатография Эроса : Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб, 1994. - С. 63-77.

20. Бодрийар, Ж. Забыть Фуко / Ж. Бодрийар. - СПб. : Владимир Даль, 2000. - 92 с.

21. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр.

- М. : Библион-Рус. кн., 2003. - 272 с.

22. Бодрийяр, Ж. Насилие глобализации / Ж. Бодрийяр // Логос. - 2003. -№ 1. - С. 20-23.

23. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Ж. Бодрийяр. -Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 200 с.

24. Бодрийяр, Ж. Порнография войны. Низость и гнусность американского могущества [Электронный ресурс] / Жан Бодрийар // ЦентрАзия. - Режим доступа: http://centrasia.org/newsA.php4?st=l 085377260.

- Заглавие с экрана.

25. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр : пер. Л. Любарской, Е. Марковской. - М. : Добросвет, 2000. - 217 с.

26. Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа. / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика : альманах Российско-французского центра социологии и

философии Института социологии Российской Академии наук. - М., 1999. -С. 193-226.

27. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет : КДУ, 2000. - 389 с.

28. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М. : Рудомино, 2001. -240 с.

29. Бодрийяр, Ж. Эстетика утраты иллюзий [Электронный ресурс] / Жан Бодрийар // Либрусек. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/l 53756. - Заглавие с экрана.

30. Брент, Д. Чарльз Сандерс Пирс: жизнь / Д. Брент //Логос. - 2004. - № 3/4.-С. 231-278.

31. Булавка, Л. А. Культура как рынок: кризис симулятивного бытия : (философский дискурс) [Электронный ресурс] / Л. А. Булавка // Альтернативы. - Режим доступа: http://www.alternativy.ru/ru/node/1175. -Заглавие с экрана - Источник: Мировые кризисы 21-го века: причины, природа, альтернативы преодоления. - М., 2009.

32. Булычев, И. И. Симулякр как специфическая черта виртуальности / И. И. Булычев // Вестник РФО. - 2010. - Вып. 3. - С. 100-103.

33. Бурлачук, В. Символ и симулякр. Концепция символа в социологии постмодерна / В. Бурлачук, В. Танчер // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - № 1. - С. 15-29.

34. Бычков, В. В. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. - 2011. - №4. - С. 62-73.

35. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М. : Проект, 2003. - 384 с.

36. Вайнштейн, О. Интервью с Жаком Деррида / О. Вайнштейн // Мировое древо. - 1992. - Вып. 1. - С. 73-80.

37. Введение в философию : учебное пособие для вузов / [Фролов И. Т. и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2003. - 623 с.

38. Вебер, А. Избранное : кризис европейской культуры / А. Вебер. - СПб. : Университетская книга, 1999. - 540 с.

39. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. - М., 2000. - С. 100-131.

40. Володина, Н. А.Основные этапы и направления развития философии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Володина, Е. А. Макеева. -Режим доступа: http://filosok.narod.ru/index.html. - Заглавие с экрана.

41. Вольф, Ж.-К. Прагматизм с методом или без такового? Рорти versus Дыои / Ж.-К. Вольф ; пер. Ю. Хубер и Р. Хестанова // Логос. - 1996. -№ 8. -С. 190-205.

42. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. - М. : Искусство, 1991. - 367 с.

43. Гараджа, А. В. Бодрийяр / А. В. Гараджа // Современная западная философия : словарь. -М., 1991 .- С. 44-45.

44. Гараджа, А. В. Критика метафизики в неоструктурализме : (по работам Ж. Дерриды 80-х годов) / А. В. Гараджа. - М. : ИНИОН, 1989. - 49, [1] с.

45. Гараджа, А. После времени: французские философы постсовременности / А. Гараджа // Иностранная литература. - 1994. - № 1. -С. 54-66.

46. Гарькуша, М. С. Новые функции денег в виртуальной экономике / М. С. Гарькуша // Креативная экономика. - 2009. - № 10 (34). - С. 102-107.

47. Гегель Г. В. Ф. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1997. -471 с. - (Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук ; т. 3).

48. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - СПб. : Наука, - 1997. - 800 с.

49. Гегель, Г. Ф. В. Эстетика. В 4 т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Искусство, 1969.-325 с.

50. Гете, И. В. Избранные философские произведения / И. В. Гете. - М. : Наука, 1964.-519с.

51. Гиренок, Ф. И. Симуляция и символ : вокруг Ж. Делеза / Ф. И. Гиренок //Социо-логос постмодернизма : альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. -М., 1996. - С. 215-234.

52. Гоббс, Т. Левиафан / Томас Гоббс. - М. : Мысль, 2001. - 478 с.

53. Григорьева, И. Н. Имиджы и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации: автореф.... канд. филос. наук: 09.00.11 / Наталья Игоревна Григорьева; Нижегород. гос. линг. ун-т. -Н. Новгород, 2010.-30 с.

54. Губман, Б. Л, Современная философия культуры / Б. Л. Губман. - М. : РОССПЭН, 2005. - 536 с.

55. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М. : Искусство, 1984. - 350 с.

56. Гуревич, П. С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса : (вступительная статья) / П. С. Гуревич // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - С. 5-29.

57. Гурко, Е. Тексты деконструкции / Е. Гурко. - Томск : Водолей, 1999. -160 с.

58. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. - М. : Известия, 2003. - 605 с.

59. Дарвин, Ч. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь / Ч. Дарвин-Москва : Изд-во АН СССР, 1939. - 832 с. - (Дарвин, Ч. Сочинения ; т .3)

60. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. - М. : Академия, 1998. - 300 с.

61. Делез, Ж. Марсель Пруст и знаки / Ж. Делез. - СПб. : Алетейя, 1999. -190 с.

62. Делез, Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез // Новое литературное обозрение. - 1993. -№ 5. - С. 45-56.

63. Делез, Ж. Тысяча плато: капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург : У-Фактория ; М. : Астрель, 2010. - 895 с.

64. Деррида, Ж. Наконец-то учиться жить (последнее интервью) / Ж. Деррида // Вопросы философии. - 2005. - № 4. - С. 133-144.

65. Деррида, Ж. О граммотологии / Ж. Деррида. - М. : Аё Маг§тет, 2000. -512с.

66. Достов, В. Электронные наличные в новом веке / В. Достов. - М. : Инфо-бизнес, 2002. - 350 с.

67. Драч, Г. В. Культурология / Г. В. Драч. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 604 с.

68. Дугин, А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли / А. Г. Дугин. - М. : Евразийское движение, 2009. - 687 с.

69. Дугин, А. Сетецентричные войны [Электронный ресурс] / Александр Дугин // Евразия : информационно-аналитический портал. - Режим доступа: Ьир://еуга21а.ог§/тоёи1ез.рЬр?пате=Меш5&81ё=2893. - Заглавие с экрана.

70. Дьяков, А. В. Философия и эстетика эпохи постмодерна [Электронный ресурс] / А. В. Дьяков. - Режим доступа: http://ihtik.lib.ru.html. - Заглавие с экрана.

71. Евзлин, М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. - М. : Радикс, 1993. -344 с.

72. Емелин, В. А. Виртуальная реальность и симулякры [Электронный ресурс] / Емелин В. А. - Режим доступа: http://emeline.narod.ru/virtual.htm. -Заглавие с экрана.

73. Жижек, С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия / С. Жижек // Искусство кино. - 1998. - № 1.-С. 119-128 ; № 2. - С. 119-128.

74. Жижек, С. Хрупкий Абсолют или почему стоит бороться за христианское наследие / С. Жижек. - М. : Художественный журнал, 2003. -178 с.

75. Зарубина, Н. Н. Влияние денег на социальное конструирование времени: динамика нелинейности / Н. Н. Зарубина // Социологические исследования. - 2007. - № 10. - С. 51 -61.

76. Землянова, Л. М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура / Л. М. Землянова // Вестник Московского государственного университета, Сер. 10, Журналистика. - 1999. - № 2. - С. 58-69.

77. Зенкин, С. Н. От мифа к симулякру : [вступительная статья] / С. Н. Зенкин // Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрияр. - М. : Добросвет, 2000. - С. 5-48.

78. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с.

79. Ильин, В. М. Новейшие технологии в борьбе за души людей [Электронный ресурс] / В. М. Ильин. - Режим доступа: http://www.kongord.iTi/Index/Screst/skl30-25.htm. - Заглавие с экрана.

80. Ильин, И. П. Постструктурализм / И. П. Ильин // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины : энциклопедический справочник. —М., 1996. -С. 106-114.

81. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 4 : Философия XX в. -М. : Греко-Латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. - 448 с.

82. Каку, М. Физика невозможного / М. Каку. - М. : Альпина нон-фикшн, 2009.-456 с.

83. Калмыков, А. Симулятивная коммуникация - феномен информационного общества [Электронный ресурс] / А. Калмыков. - Режим доступа: www.relga.ru. - Заглавие с экрана.

84. Кальной, И. И Философия для аспирантов / И. И. Кальной, Ю. А. Сандулов. - 3-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2003. - 512 с.

85. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 5 / И. Кант. - М. : Мысль, 1966. - 564 с.

86. Капра, Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Фритьоф Капра. - Киев : София ; М. : Гелиос, 2002. - 334, [1] с.

87. Касперски, К. Техника и философия хакерских атак / К. Касперски. -М. :СОЛОН-Р, 1999.-272 с.

88. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. - М. : Гардарика, 1998.-784 с.

89. Кастельс, М. Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс ; пер. с англ. А. Матвеева ; под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург : У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 608 с.

90. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 458 с.

91. Кастронова, Э. Бегство в виртуальный мир / Э. Кастронова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 214 с.

92. Кемеров, В. Е. Классическое. Неклассическое. Постклассическое [Электронный ресурс] / В. Е. Кемеров. - Режим доступа: www.philosophydic.ru. - Заглавие с экрана.

93. Клоссовски, П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая / П. Клоссовски // Комментарии. - 1994. - № 3. - С. 78-87.

94. Коваленко, Е. М. Культура как символическое выражение действительности в философии культуры Э. Кассирера и А. Ф. Лосева / Е. М. Коваленко // Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 1. - С. 17-23.

95. Копылов, А. В. К вопросу о критике концепции «сетецентрических войн» (операций) в американских СМИ [Электронный ресурс] / А. В. Копылов. - Режим доступа: http://www.milresource.ru/Kop-NCW.html. -Заглавие с экрана.

96. Корнев, С. Трансгрессоры против симулякров [Электронный ресурс] / С. Корнев. - Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/transgr.html. - Заглавие с экрана.

97. Кошелева, В. JL Мартин Хайдеггер / В. Л. Кошелева // Культурология XX век. Энциклопедия. - СПб., 1998. - Т. 2 : М-Я. - С. 129-331.

98. Кралечкин, Д. Две или три вещи, которые я знаю о симулякрах / Д. Кралечкин // Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М., 2003. - С. 240-251.

99. Кузнецов, М. М. Виртуальная реальность - техногенный артефакт или сетевой феномен? / М. М. Кузнецов // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира. - М., 2004. - Вып. 3. : Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI века. - С. 65134.

100. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Изд-во ACT, 2001.-608 с.

101. Кутырев, В. А. Крик против небытия / В. А. Кутырев// Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С. 60-82.

102. Кутырев, В. А. Философский образ нашего времени / В. А. Кутырев. -Смоленск : Изд-во СГУ, 2006. - 301 с.

103. Лакан, Ж. Реальность и фантазм [Электронный ресурс] / Ж. Лакан. -Режим доступа: http://prev.lacan.ru/articles/reality_and_fantasm.html. - Заглавие с экрана.

104. Лакан, Ж. Семинары. Кн. 1 : Работы Фрейда по технике психоанализа / Ж. Лакан. - М. : Гнозис, 1998. - 432 с.

105. Лангер, С. Философия в новом ключе : исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер. - М. : Республика, 2000. - 287 с.

106. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века / Жак Ле Гофф. - СПб. : ИДСПбГУ, 2003.-160 с.

107. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого / Жак Ле Гофф. - М. : Прогресс. 2001.-440 с.

108. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994. - Ч. 1. -С. 7-372.

109. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем. - М. : ACT, 2012. - 630 с.

110. Лиотар, Ж.-Фр. Состояние постмодерна / Ж.-Фр. Лиотар ; пер. с фр. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя, 1998. - 160с.

111. Лосев, А. Ф. История античной эстетики : итоги тысячелетнего развития. Кн. 2 / А. Ф. Лосев. - М. : Искусство, 1994. - 604 с.

112. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - 2-е изд., испр. - М. : Искусство, 1995. - 320 с.

113. Лосев, А. Ф. Философская проза неоплатонизма / А. Ф. Лосев // История греческой литературы. - М., 1960. - Т. 3. - С. 379-398.

114. Малинин, С. Сетевая война и бархатные революции [Электронный ресурс] / Сергей Малинин // Pravda.ru. - Режим доступа: http://www.pravda.rU/politics/2005/l/5/398/19953_swarmingfour.html. - Заглавие с экрана.

115. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / И. Б. Маньковская. -СПб. : Алетейя, 2000. - 347с.

116. Маркс, К. Капитал / К. Маркс // Маркс, К. Избранные сочинения : в 9 т. / Карл Маркс, Фридрих Энгельс. - М., 1987. - Т. 7.

117. Маслов, О. Ю. Прудник, А. В. Символы и знаки XXI века. [Электронный ресурс] / О. Ю. Маслов. А. В. Прудник. - Режим доступа: www.polit.nnov.ru//2006/10/19/symbolone/ - Заглавие с экрана.

118. Меллер, К. Справочник по свободе массовой информации в Интернете / К. Меллер. - Вена : ОБСЕ, 2004. - 282 с.

119. Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелехин. - М. : Изд-во МГУ, 1999. - 208 с.

120. Можейко, М. А. Классика - неклассика - постнеклассика / М. А. Можейко // История философии : энциклопедия. - Минск : Интерпрессервис, 2002.-С. 459-463.

121. Можейко, М. А. Симуляция [Электронный ресурс] / М. А. Можейко // Infolio : университетская электронная библиотека. - Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/simulatia.html. - Заглавие с экрана. -

Источник: Постмодернизм : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко.

122. Монахов, В. Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации / В. Н. Монахов. - М. : Галерия, 2005. - 416 с.

123. Мосс, М. Очерк о даре / М. Мосс // Мосс, М. Общества. Обмен. Личность : труды по социальной антропологии. - М., 1996. - С. 134-155.

124. Назарчук, В. А. Сетевое общество и его философское осмысление / В. А. Назарчук // Вопросы философии. - 2008. - № 7. - С. 61-75.

125. Найман, Е. «Сцена письма» и «метаморфоза истины»: Ж. Деррида -Ж. Делез / Е. Найман // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. - Томск : «Водолей», 1998. - С. 205-217.

126. Носов, Н. А. Манифест виртуалистики / Н. А. Носов. - М. : Путь, 2001.- 17 с.

127. Носов, Н. А. Психологические виртуальные реальности / Н. А. Носов. - М. : Ин-т человека РАН, 1994. - 196 с.

128. О Даре : дискуссия между Жаком Деррида и Жан-Люком Марионом // Логос.-2011.-№3,-С. 144-171.

129. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. - СПб. : Питер, 2009. -192 с.

130. Панарин, А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств [Электронный ресурс] / А. С. Панарин. - Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/. - Заглавие с экрана.

131. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. - М. : Алгоритм, 2002. - 494 с.

132. Пантин, И. К. Марксизм: историческое самопознание / Вопросы философии. -2009. - № 7. С. 12-24.

133. Паркинс, Д. Исповедь экономического убийцы / Д. Паркинс. - М. : Pretext.-2005.-319 с.

134. Паульман, В. Ф. Виртуальная экономика и глобальный капитализм [Электронный ресурс] / Паульман Валерий Федорович. - Режим доступа. http://lit.lib.rU/p/paulxman_w_f/text_0230.shtml. - Заглавие с экрана.

135. Петров, 10. В. Заметки о понятии «философская классика» [Электронный ресурс] / Ю. В. Петров. - Режим доступа: www.library.by. -Заглавие с экрана.

136. Пигалев, А. И. Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона / А. И. Пигалев // Вопросы философии. - 2004. - № 6. - С. 148-159.

137. Пигалев, А. И. Глобализационные процессы в свете новых подходов к анализу культуры / А. И. Пигалев / Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - Вып. 6. - С. 58-68.

138. Пигалев, А. И. Культура как целостность : (методологические аспекты) / А. И. Пигалев. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2001. -463 с.

139. Пигалев, А. И. Культурология : учебник для студентов вузов / А. И. Пигалев. - Волгоград : Либрис, 2004. - 420 с.

140. Пигалев, А. И. Магия осознанного намерения в современных стратегиях управления реальностью / А. И. Пигалев // Вопросы философии. -2010.-№5.-С. 36-46.

141. Пигалев, А. И. Постмодернистская апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта / А. И. Пигалев // Вопросы философии. - 2011. - № 5. - С. 30-40.

142. Пигалев, А. И. Поток желания и сеть реальности / А. И. Пигалев // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2004. - Вып. 3. - С. 77-86.

143. Пигалев, А. И. Призрачная реальность культуры. Фетишизм и наглядность невидимого / А. И. Пигалев. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003.-354 с.

144. Пигалев, А. И. Сетевая парадигма в философии культуры / А. И. Пигалев. // Философская теория и социальная практика : сборник статей. -Волгоград, 2005.-С. 120-141.

145. Пигалев, А. И. Центризм / А. И. Пигалев // Постмодернизм : энциклопедия. - Минск, 2001. - С. 953-957.

146. Пирс, Ч. С. Как сделать наши идеи ясными / Ч. С. Пирс // Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения. - М., 2000. - С. 266-295.

147. Пирс, Ч. С. Письма к леди Уэлби / Ч. С. Пирс // Начала прагматизма. -СПб., 2000.-352 с.

148. Пирс, Ч. С. Что такое знак? / Ч. С. Пирс // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. -2009. -№3 (7). -С. 88-95.

149. Платон. Государство / Платон. - СПб.: Наука, 2005. - 569 с.

150. Плужникова, Н. Н. Тело и среда управления / Н. Н. Плужникова // Среды : очерки по теории солидарности : монография. - Волгоград, 2008. -Гл. 6.-С. 94-106.

151. Посадский, А. В. Два образа просвещения: христианское просвещение versus языческий интеллектуализм эпохи Модерна [Электронный ресурс] / Посадский А. В., Посадский С. В. // Покров : межвузовская ассоциация. -Режим доступа: http://www.pkrov-forum.ru/science/prav_phil_kult/statia/modem.php. - Заглавие с экрана.

152. Пригожин, И. Р. Сетевое общество / И. Р. Пригожин // Социологические исследования. - 2008. - № 1. - С. 24-27.

153. Ракитов, А. И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России / А. И. Ракитов // Вопросы философии. -2009. -№ 10. С. 60-69.

154. Романовская, Т. Б. Границы физики в конце XX века [Электронный ресурс] / Т. Б. Романовская // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: http://fllosof.historic.ru^ooks/item/ГО0/s00/z0000239/index.shtml. Заглавие с экрана.

155. Россохин, А. В. Личность в измененных состояниях сознания / А. В. Россохин, В. Л. Измагурова. - М. : Смысл, 2004. - 544 с.

156. Савельева, Е. А. Симулякр как новое социокультурное понятие в теории Жана Бодрийяра / Е. А. Савельева // Научный потенциал студенчества в XXI веке: материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Ставрополь, 2010. - С. 378-379.

157. Сандул, Г. Борьба за корневые DNS сервера. Хорошие парни побеждают? [Электронный ресурс] / Г. Сандул. - Режим доступа: http://www.securitylab.ru/contest/355930.php. - Заглавие с экрана.

158. Свасьян, К. А. Символ в свете учения Гете о первофеномене / К. А. Свасьян // Проблема символа в современной философии. - М.: Академический проект, 2010. - С. 146-174.

159. Свасьян, К. А. Философское мировоззрение Гете / К. А. Свасьян. - М. : Evidentis, 2001.-221 с.

160. Скородумова, О. Б. Виртуальная личность и свобода / О. Б. Скородумова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - № 2.-2004.-С. 75-96.

161. Случаи судебного преследования блоггеров в России и мире [Электронный ресурс] // Риановости. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20070914/78733193.html. - Заглавие с экрана.

162. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1999. - 432 с.

163. Стародымов, А. Блоггер значит? В наручниках не попишешь [Электронный ресурс] / А. Стародымов. - Режим доступа: http://www.computerra.ru/vision/425243/. - Заглавие с экрана.

164. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

165. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. - М.

I

: Гардарики, 2006. - 384 с.

166. Тахо-Годи, А. А. Термин «символ» в древнегреческой литературе / А. А. Тахо-Годи // Вопросы классической филологии. - 1980. - Вып. 7. - С. 1657.

167. Тен, Ю. П. Символ в межкультурной коммуникации / Ю. П. Тен. -Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2007. - 333 с.

168. Тимофеева, М. К. Язык с позиций философии, психологии, математики / М. К. Тимофеева. - М. : Флинта, 2009. - 176 с.

169. Тодоров, Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. - М. : Дом интеллектуальной книги, 1998. -408 с.

170. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 2004. - 776 с.

171. Усманова, А. Р. Ризома / А. Р. Усманова // Постмодернизм : энциклопедия. - Минск, 2001. - С. 660-667.

172. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер ; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной ; под ред. Е. JI. Вартановой. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 349 с.

173. Фадеева, И. Е. Теория и культурно-историческая феноменология символа : автореферат дис. ... доктора культурологи / Фадеева Ирина Евгеньевна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2004. - 46 с.

174. Фергюсон, Н. Воцарение денег. Финансовая история мира / Н. Фергюсон. - М. : Астрель, 2010. - 431 с.

175. Филиппов, JI. И. Грамматология Жака Деррида / J1. И. Филиппов // Вопросы философии. - 1978. -№ 1. - С. 157-164.

176. Философия : учебно-практическое пособие / под ред. М. Ф. Пахомкиной. - Хабаровск : ХГТУ, 2003. - 249 с.

177. Фокин, С. JI. Жорж Батай в 30-е гг. : Философия. Политика. Религия /С. Л. Фокин. - СПб. : Изд-во СПбГУ ЭиФ, 1998. - 130 с.

178. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд ; пер. В. В. Бибихин // Вопросы философии. - 1988. -№ 8. - С. 132-160.

179. Фрейд, 3. Введение в психоанализ : лекции / 3. Фрейд. - М. : Наука, 1991.-456 с.

180. Фрейд, 3. Недовольство культурой / 3. Фрейд // Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1992. -С.65-134.

181. Фрейд, 3. Тотем и табу / 3. Фрейд. - СПб. : Азбука-классика, 2005. -256 с.

182. Фрейденберг, О. M Миф и литература древности / О. М. Фрейндберг. -М. : Наука, 1978.-605 с.

183. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Дж. Фрэзер ; пер. с англ. М. К. Рыклина. - М. : Политиздат, 1980. - 831 с.

184. Фуко, М. О трансгрессии / М. Фуко // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб., 1994. - С. 111-131.

185. Фуре, В. В. Симулякры и симуляция - сочинение Бодрийяра («Simulacres et simulation». Paris, 1981) [Электронный ресурс] / В. В. Фуре. -Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/PostModem/_73.php. - Заглавие с экрана. - Источник: Постмодернизм : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко.

186. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект / 10. Хабермас // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 40-52.

187. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - СПб. : Наука, 2002. -450 с.

188. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие. -М. : Республика, 1993. - С. 63-176.

189. Хайдеггер, М. Онто-тео-логическое строение метафизики / М. Хайдеггер // Хайдеггер, М. Тождество и различие. - М., 1997. - С. 29-59.

190. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Майкл Хайм. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos/chrest/gl2/hiem_m.html. - Заглавие с экрана. - Источник: Возможные миры и виртуальная реальность. Серия: Аналитическая философия в культуре XX века: исследования по философии

современного понимания мира / сост. В. Я. Друк и В. П. Руднев. М., 1995. Вып 1.

191. Шатин, Ю. В. Миф и символ как семиотические категории / Ю. В. Шатин // Сборник. Язык и культура. - Новосибирск, 2003. - С. 7-10.

192. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. - М. : Мысль, 1966. - 496 с.

193. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании / Ф. Шиллер // Шиллер, Ф. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6 : Статьи по эстетике. - М., 1957. -С. 251-359.

194. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т. 1 / Ф. Шлегель -М. : Искусство, 1983. - 479 с.

195. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т. 1 : Образ и действительность / Освальд Шпенглер. - Новосибирск : Наука, 1993.-592 с.

196. Штепа, В. В. Пирамида и Сеть (Модерн и Постмодерн) : тезисы доклада, прочитанного на Международной конференции «Модели человека в современной философии и психологии» (Новосибирск, Академгородок, 18-19 мая 2005). [Электронный ресурс] / В. В. Штепа. - Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/netantrop.html. - Заглавие с экрана.

197. Шугуров, М. В. Масскультурный лик России / М. В. Шугуров // Российская массовая культура конца XX века : материалы круглого стола, 4 декабря 2001 г. - СПб., 2001.-С. 216-221.

198. Элиаде, М. Избранные сочинения / М. Элиаде. — М. : Ладомир, 2000. -414с.

199. Эфендиева, М. Свобода слова в Интернете: за и против [Электронный ресурс] / Марина Эфендиева // Соединяю : интернет-журнал. - Режим доступа:

http://www.soedin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id==l 082:201 1 -11 -03-19-48-12&catid=96:2010-10-23-12-47-55&Itemid=l 50. - Заглавие с экрана.

200. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. - М. : Серебряные нити, 1997.-368 с.

201. Янг, К. С. Диагноз - интернет-зависимость [Электронный ресурс] / Кимберли С. Янг. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html. - Заглавие с экрана.

202. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс. - М. : Практика, 1997. -288 с.

203. Arquilla, J., Ronfeldt, D. Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy / by J. Arquilla and D. Ronfeldt - RAND: Santa Monica, CA, 2001.-380 p.

204. Baudrillard, J. Simulacra and Simulation / by Jean Baudrillard ; translated by Sheila Faria Glaser. - Michigan: University of Michigan. 1994. - 164 p.

205. Being and believing: ethics of virtual reality // The Lancet. - 1991. - № 338.-P. 283-284.

206. Brumfiel, G. Higgs hunt enters endgame. [Электронный ресурс] / G. Brumfiel. - Режим доступа: www.nature.com/news/higgs-hunt-enters-endgame-1.9399.

207. Brzezinski, Z. Between two ages: America's role in the technetronic era / Zbigniew Brzezinski. - New York : Viking Press, [1970]. - 334 p.

208. Burdea, G. Virtual Reality Technology / Grigore Burdea, Philippe Coiffet. - New York : Wiley, cl 994. - xvi, 400, [8] p.

209. Denton, N. Virtual world's supposed economy is a «pyramid scheme» [Электронный ресурс] / By Nick Denton. - Режим доступа: http://valleywag.com/230813/virtual-worlds-supposed-economy-is-a-pyramid-scheme?tag=techsecondlife. - Заглавие с экрана.

210. Drucker, P. Post-capitalist society / Peter F. Drucker. - New York : HarperBusiness, cl993. -232 p.

211. Eppright, Т., Allwood, M., Stem, В., Theiss, T. Internet addiction: a new type of addiction? / T. Eppright, M. Allwood, B. Stern, T. Theiss // Modern medicine. - 1999. - Vol. 96, № 4. - Pp. 133-136.

212. Gillespie, R. Manufacturing knowledge : a history of the Hawthorne experiments / Richard Gillespie. - Cambridge [England] ; New York : Cambridge University Press, 1991. - x, 282 p.

213. Haack, S. Vulgar Rortyism / Susan ITaack // The New Criterion. - 1997. -Vol. 16, № 3. - P. 67.

214. History of Western philosophy [Электронный ресурс] // Wikipedia : The Free Encyclopedia. - Режим доступа: www.en.wikipedia.org. - Заглавие с экрана.

215. Internet addiction: a new type of addiction? / Eppright T. [et al.] // Modern medicine. - 1999.-Vol. 96, №4.-P. 133-136.

216. Jacoby M. The Analytical Psychology of C.G. Jung and the problem of Literary Evaluation // Jungian Literary Criticism. Ed. R.P.Sugg. Evanston, 1992. P. 59-74.

217. Jeremiah, R. G. The Use of Symbols in Heidegger, Rahner, and Weiss [Электронный ресурс] / Jeremiah R. Grosse. - Режим доступа: http://www.lifeissues.net/writers/gro/gro_050symbols.html. - Заглавие с экрана.

218. Katsur, I. Davos Disputation between Ernst Cassirer and Martin Heidegger [Электронный ресурс] / Irit Katsur. - Режим доступа: http://www.cgs.huji.ac.il/davos%20dispute.pdf. - Заглавие с экрана.

219. Kenny, A. A new history of Western philosophy : in four parts. Part 3 / Anthony Kenny. - Oxford ; New York : Clarendon Press/Oxford University Press, 2010.-xvii, 1058 p.

220. Kleinfeld, J. S. Could it be a big world after all? The «six degrees of separation» myth / Judith S. Kleinfeld // Forthcoming. Society. - 2002. - P. 61-66.

221. Kroker, A. Data trash. The theory of the virtual class / Arthur Kroker, Michael A. - Weinstein. New York : St. Martin's Press, 1994. - 165 p.

222. Macgregor, J. Wise Exploring Technology and Social Space / J. Macgregor Wise. - Thousand Oaks, Calif. : Sage Publications, с 1997. - xvii, 211 p.

223. Massumi, B. Realer then real. The Simulacrum According to Deleuze and Guattari / Brian Massumi. - Originally published in Copyright no. 1, 1987. Pp. 9097.

224. Maturana, H. R. Reality : The search for objectivity or the quest for a compelling argument / Humberto R. Maturana // The Irish journal of psychology. -1988.-Vol. 9, № 1. - P. 25-82.

225. Mulgan, G. J. Communication and control : networks and the new economies of communication / G. J. Mulgan. - Oxford : Polity, 1991. - 302 p.

226. Pawlet, W. Against Banality - The Object System, the Sign System and the Consumption System / William Pawlett // International Journal of Baudrillard Studies. - 2008. - Vol. 5, № 1.

227. Praterelli, M. E. Internet addiction: a factor analytic approach / Praterelli M. E., Browne B. L., Johnson K. // Behavior research methods. - 1999. - Vol. 31. -P. 305-314.

228. Touraine, A. The waning sociological image of social life / Alain Touraine // International journal of comparative sociology. - 1984. - Vol. 25, № 1. - P. 3344.

229. Tourane, A. Modernity and Cultural Specifitties / A. Tourane // International Social Science Journal. - 1998. - № 118.

230. Virtual reality : scientific and technological challenges / Nathaniel I. Durlach and Anne S. Mavor, editors. - Washington, D.C. : National Academy Press, 1995.-xi, 542 p.

J

/O

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.