Скептицизм Д. Юма и современное буржуазное свободомыслие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Рубцова, Татьяна Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат философских наук Рубцова, Татьяна Николаевна
ВВЕДЕНИЕ . .3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКЕПТИЦИЗМА Д.ЮМА. . . . 10
§ I. Особенность буржуазного свободомыслия нового Бремени . 10
§ 2. Скептицизм Юма как одна из форм буржуазного свободомыслия .31
§ 3. Философские основы критики религии
Юмом.42
Глава П. КРИТИКА РЕЛИГИИ ЮМОМ . 67
§ I. Специфика анализа Юмом религиознофилософских учений.67
§ 2. Некоторые особенности критики Юмом религии .88
Глава ш. традиции юмовсяой критики религии в
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .109
§ I. Свободомыслие эпохи империализма . 109
§ 2. Критика религии в рамках философско-идеалистических учений /неопозитивизм и Б.Рассел/ . .128
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Юм как предшественник позитивизма1986 год, кандидат философских наук Телебаев, Газиз Турысбекович
К критической оценке действительного исторического значения философских взглядов Давида Юма1958 год, Михаленко, Ю.
Oрганизации свободомыслящих в Германии конца XX – начала XXI веков2016 год, кандидат наук Коростиченко Екатерина Игоревна
Эстетические взгляды Д. Юма1984 год, кандидат философских наук Захарова, Ия Германовна
Свободомыслие в духовной культуре халифата (VIII-IX вв.)1984 год, кандидат философских наук Хамруни, Слахеддин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Скептицизм Д. Юма и современное буржуазное свободомыслие»
Углубление и расширение общего кризиса капитализма, характерного для настоящего времени, находит свое отражение в кризисе современной буржуазной идеологии. Одной из сторон данного кризиса является все углубляющийся и расширяющийся кризис религиозного мировоззрения*
Кризис религиозного мировоззрения влияет на особенности свободомыслия современного буржуазного общества, на процесс дифференциации внутри его. Специфика современного буржуазного свободомыслия заключается в том, что по сравнению с эпохий классического капитализма изменилась социальная база данного течения. Религия превратилась в составную часть буржуазной идеологии, способствующую затушевыванию реальных социальных противоречий и духовному закрепощению масс. Это вызывает переоценку соотношения религии и философии, которая осуществляется в настоящее время в рамках современной буржуазной философии, например, в неопозитивизме, который приходит к оправданию религиозного мировоззрения и тем самым способствует сближению религии и философии.
Чтобы понять особенность современного буржуазного свободомыслия и его роль в духовной жизни общества необходимо обратиться к исследованию его теоретических истоков, анализу учений непосредственных философских предшественников, которые в значительной степени повлияли на его формирование. Одним из таких теоретических источников является концепция английского философа ХЛ1 века Давида Юма.
В диссертации делается попытка проследить те внутренние изменения в неопозитивистском варианте современного буржуазного свободомыслия, которые приводят его на позиции оправдания и поддержки религии, и показать, что опираясь на философские идеалистические учения, свооодомыслие современного буржуазного общества утрачивает свои атеистические позиции.
Свободомыслие включает в себя различные степени отрицательного отношения к центральному моменту всех религиозных систем -к сверхъестественному. Это связано с прогрессом в духовной жизни общества, осуществляющегося на основе развития общественного производства и общественной практики, с помощью которой люди познают основные законы развития природы и общества и начинают использовать их в собственных интересах.
Свободомыслие колеблется от сомнения и стихийного противодействия религиозным представлениям, базирующимся на наивно-реалистическом отношении к миру, до убеждений, опирающихся на материалистическое учение и данные естественных наук. В различные исторические эпохи свободомыслие, в зависимости от степени освобождения сознания от религиозного мировоззрения, принимало такие, например, формы как скептицизм, антиклерикализм, деизм, панте изм.
Проблеме свободомыслия уделено достаточно большое внимание в советской литературе. Вопрос о свободомыслии вообще и его соотношении с атеизмом поднимается в работах таких авторов как Кича-нова И.М., Мчедлов М., Тажуризина З.А.*. Особенности и формы свободомыслия нового времени исследуются Богуславским В.Й., Лифшицеы Г.М., Мееровским Б.В., в книге "Из истории атеизма и свободомыс
См.Кичанова И. Противоречия буржуазного свободомыслия. -"Наука и религия", 1972, й 8: Кичанова й. О понятии "буржуазный атеизм". - Наука и религия, 1975, № 4; Мчедлов М. Судьбы свободо мыслия в буржуазных странах. - Наука и религия, 1974, 5: в прошлом и настоящем, й., I ч , . У, 1977, № 6 и^ишмиа н ииихи/ициш. И|. , проблем истории атеизма в СССР лия в Европе11* и др. Свободомыслие современного буржуазного общества анализирую? Кичанова Й.М., Мчедлов м., Гараджа В.Vi., Тар журизина З.А., Колесников A.c. . О неопозитивистском варианте современного буржуазного свободомыслия говорится в работах Колесникова a.C., Михаленко Ю.П., Быховского Б.Э., Кузнецова В.П., Журавлева л.А.,в книге "Современная буржуазная философия и реQ лигия»0.
Особое место в свободомыслии нового времени занимает Давид Юм, который является значительной фигурой в западно-европейской мысли того времени. Рассмотрена его учения посвящено огромаое т х См.Богуславский в.М. У истоков французского атеизма и свободомыслия. М.,1964; Богуславский В.М. Скептицизм возрождения и диалектика. - Вопросы философии, 1965, №3; Лифшиц Г.М.Свободомыслие и материалистическая философия в западной Жвропе (Вторая пол. ХУ11 в.) Минск, 1975; Мееровский Б.В. У истоков английского деизма ^Герберт Чербери и его религиозно-философская концепция)« -Вопросы научного атеизма, 1971, вып.12; мееровский Б.В.Свободомыслие английских деистов-материалистов ХУШ века. - Вопросы научного атеизма, 1972, вып.13; Мееровский Б.В.Английский деизм и Джон Локк. - Философские науки/1972, й 4; из истории атеизма и свободомыслия в Квропе, м.,1966; Яи Й.й. жан Малье и французский атеизм ХУш века, и.,1979.
См.Кичанова М.М.Английские свободомыслящие. -Наука и религия, 1971, Ш 9; Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма. М.,1976; Мчедлов М. Судьбы свободомыслия в буржуазных странах. - Наука и религия, 1974, ш 5: Тажуризина 3.А.Буржуазный атеизм в прошлом и настоящем. М.,1976; Колесников А.С.Свободомыслие и атеизм Б.Рассела. - Вестник ЛГУ, 1972.'К 5; Колесников д.с. свободомыслие Бертрана Рассела. М., 1978. з
Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела; Михаленко Ю.П. Об отноиении современного позитивизма к религии. - В сб. Философия марксизма и неопозитивизм. М.,1963; Михаленко JU.il. Современные позитивисты в роли проповедников фадеизма - В кн. Современные религиозно-философские течения в капиталистических странах. М.,1962; Михаленко Ю.П.Философия Д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX века. М.,1962; Быховский Б.Э., Мееровский Б.В* Атеизм Б.Рассела. - В сб.От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М.,1969; Кузнецов В.й. Современная буржуазная философия и религия. м.,197§; Журавлев Л.А. неопозитивизм на службе религии. В.,1962; Современная буржуазная философия и религия, М.,1977. количество литераторы как зарубежной, хек русской и советской. Ив зарубежной литературы о Юме автор выделяет работы, касашщит вся юмовского анализа религии . Исследования учения Юма в русской и советской литературе касаются в основном его философской проблематики2, а отношению Юма к религии уделялось до сих пор нез достаточное внимание . Поэтому пытаясь восполнить данный пробел, диссертант отводит основное место в своей работе вопросу об отношении Юма к религии,
Юмовские работы по вопросу религии оказали существленное влияние на развитие свободомыслия в Европе, способствуя разрушению феодально-религиозного мировоззрения. Заслуга Юма заключается в том, что он раскрыл психологические корни воявления и существова
1 //и s/i«// k, U, Ни »иг-, УыЬи q«(A Не df'b/f* ччри»-({»toSh, Hwtfuti RJ. ihiWfiiMtf lisbtffie $//сОец.
ЧУ-mt) basth Ji P Q, hm/U eAiJtbus of^&fM,— оц Ыъе inif^y e{}Utcs>oj,kу /f^c^hj fl-enefsJ' <f. W, l^vU^ h 'V
РМеЪо^ку ofrffoy/icJ HuniS, HZS) a' A«^ /¿илм"
Ои £>ioQ£fof*4.l9(£ и jp
2 Виноградов Н.Д., Философия Д.Юма,ч.1-2,М.,1905-1911; Д.Юм, его жизнь и философия, 1902; Сабанина М. Д.Юм, его жизнь и философская деятельность. Сиб. 1893; Реговин С.Деизм и Давид ЮМ. М.,1908: Селитренников A.M. О скептицизме Юма. Харьков. I9II, т.1; Шпетт т. Скептицизм и догматизм Юма. - Вопросы философии и психологии, М., I9IT, кн.1 /102/, Шпетт Г. Проблема причинности у Юма и Канта. Киев, 1907; Нарекий И.С. Философия Давида Юма; Михаленко Ю.П. Философия д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма; Вильчинский В.Ф.Этика Юма, ее генезис и интер-претазия в неопозитивистской философии морали. Автореф. Кад. дисс. М.,1972. 3
Реговин С. Деизм и Давид Юм. а., 1908: Виноградов Н.Д. философия Д.Юма, ч.2, М.,1911; Михаленко Ю.П. Философия Д.Юма -теоретическая основа английского позитивизма, М., 1962; Мееровский Б.В.Д.Юм и Шарль де Бросс. - Философские на^к, 1965; № 6; Нарский И.С. Философия Давида Юма. М., 1967; Нарский М.С. Давид Юм. М., 1973; Нарский И.С. Западно-европейская философия ХУШ в., М., 1973. аия религии не ограничился критикой существующих традиционных религий и убедительно показал слабость таких форм современного ему свободомыслия, как деизм.
Задача диссертации - на примере Д.Юма и на основе анализа неопозитивизма проследить взаимосвязь между критикой религии и ее философской основой, показать, каким образом агностические установки в теории познания влияют на данную критику и не позволяют ци ей выйти за рамки скептизма и перейти на позиции атеизма.
Скептико-агностическая критика религии Юма имела для своего времени определенное положительное значение, способствовала развитию науки и естествознания и была своеобразной формой скрытого материализма. Но в то же время подрыв религии означал и разрушение идейных основ защиты сложившихся классовых отношений, в данном случае защиты сложившегося класса буржуазии, который, придя к господству, понял необходимость сохранения религии как средства регулирования социальных отношений. Поэтому агностицизм, подрывающий возможности разума объяснить мир и ответить на основной вопрос философии, явился необходимым для буржуазии средством уйти от однозначного ответа на вопрос о соотношении религии и науки, веры и разума. То есть, невозможность ни доказать, ни опровергнуть существование бога обесценивало основывающийся на материализме атеизм как новую форму мировоззрения. Следовательно, критика религии с позиций агностицизма не может никогда превратиться в атеистическую критику. Отвергая одни средства защиты религии, исторически изжившие себя, агностицизм предлагает взамен более тонкие, поскольку аппелирует к иррациональным основам защиты религии. Таким образом, агностицизм связан с фидеизмом1. Как это происходит в современных условиях, достаточно хорошо видно на примере позитивистской критики религии.
1 Ленин В.Й.Полн.собр.соч. ,тЛ8, с.99,359. f
В последние годы современному буржуазному свободомыслию в ' его неопозитивистском варианте уделено определенное внимание.
Отношение неопозитивизма к религии отражено, например, в работах таких советских авторов как Михаленко Ю.П., Кузнецов В.Н., Колесников А.и., Экмалян A.M. и др.1 Кроме того, некоторый аспект данной проблемы затрагивается и в историко-философских исследованиях Нарского И.U., Богомолова А.С., в книге "Современная буржуазная философия2 и др.
Неопозитивистская концепция является современной разновидностью агностицизма. На примере эволюции неопозитивистского отношения к религии в диссертации показывается несостоятельность критики религии наданной основе и неизбежность в связи с этим сближения теоретических выводов неопозитивистов с фидеизмом, что в конечном счете приводит к открытой защите религиозной веры.
Определение цели и задач исследования влияет на структуру работы. Диссертация включает в себя три главы. Первая посвящена свободомыслию нового времени и философскому учению Юма и состоит из трех параграфов. В первом рассматриваются особенности свободомыслия нового времени и деизма, второй параграф касается скептической формы свободомыслия и в связи с этим скептицизма Юма. Параграф третий посвящен обзору философского учения шма, основное внимание уделяется здесь проблеме причинности и субстанции, которые являются теоретическими основами скептического отношения Юма
1 Михаленко В.П.Философия Д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма¡Кузнецов В.Н. Современная буржуазная философия и религия? Колесников А.С.Свободомыслие Бертрана Рассела; Экмалян A.M. Агностицизм и проблема знания и веры в буржуазной философии. Ереван, 1964.
2 Нарский И.С. Очерки по истории неопозитивизма. М., I960; Нарский и.С. Философия Давида юна: Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в, м., 1973; Современная буржуазная философия и религия, й., 1977; Современная буржуазная философия. М., 1978.
-А к религиозным проблемам* Вторая глава включает два параграфа, в которых выделяются особенности юмовского свободомыслия, рассматривается критика Юмом религии в связи с его отношением к так называемой "естественной религии", которой придерживались деисты, к традиционным религиозным и религиозно-философским учениям. Третья глава посвящена неопозитивистскому варианту современного буржуазного свободомыслия, поскольку представители неопозитивизма являются непосредственными идейными наследниками юмизма. В параграфе первом третьей главы дается характеристика современного буржуазного свободомыслия и определяется место, которое занимает в нем философско-идеалнстическая концепция неопозитивизма. Параграф второй представляет собой анализ эволюции критики религии, осуществляемой представителями данного учения. В качестве примеров взяты взгляды таких философов как Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Г.Прайс, Т.Макферсон, А.Флю, Г.Льюис, Д.Уиодом и др.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Формирование толерантности в религии и художественной культуре западноевропейского Просвещения и Романтизма: XVIII - нач. XIX вв.2006 год, кандидат культурологии Аскерова, Людмила Викторовна
Этика Д. Юма, ее генезис и интерпретация в неопозитивистской философии морали1972 год, Вильчинский, В. Я.
"Новый атеизм" как феномен современного западного свободомыслия2016 год, кандидат наук Слепцова Валерия Валерьевна
Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США1984 год, кандидат философских наук Девина, Ирина Викторовна
Критический анализ философии религии Иммануила Канта1984 год, кандидат философских наук Мамедов, Агамали Кулам оглы
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.