Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Подколзина, Ольга Васильевна

  • Подколзина, Ольга Васильевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 172
Подколзина, Ольга Васильевна. Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2010. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Подколзина, Ольга Васильевна

Введение.

Глава I. Скрипичные концерты Моцарта: об истоках и бытовании жанра

• Происхождение жанра.

• Классический концерт: типология, становление жанра.

• Бытование концерта.

• Сколько скрипичных концертов написал Моцарт?.

• Как и для кого создавались скрипичные концерты?.

Глава II. Композиционные особенности концертов

• Строение цикла.

• Концерт и ария.

• Первый самостоятельный опыт в жанре концерта.

• Путь ко Второму скрипичному концерту.

• Расцвет скрипичного концерта в творчестве

Моцарта.

• О соотношении оркестровой и сольной партий.

• Последние концертные сочинения для скрипки.

Глава III. Исполнительская интерпретация: путь к исторической достоверности

• Моцарт-скрипач.

• Скрипичная школа

Л. Моцарта.

• О выборе каденций.

• Современные исполнительские интерпретации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации»

Концерты В.А. Моцарта занимают особое место в современном скрипичном репертуаре, они пользуются неизменной популярностью, как у исполнителей, так и у педагогов, входят в репертуар ведущих скрипачей мира, в требования известнейших международных конкурсов, без них не мыслимы учебные программы училищ и вузов. Мелодическое богатство сочетается в них с совершенством формы и изобретательностью композиционных решений — чертами, типичными для моцартовского стиля.

Однако, несмотря на широкую исполнительскую востребованность, моцартовские концерты до сих пор мало исследованы в музыковедческой литературе. В отечественном музыкознании наиболее объемной работой, посвященной им, является диссертация Д.П. Колбина1. С момента ее написания прошло более тридцати лет. За это время моцартоведение сделало огромный шаг вперед. Современные тенденции в исследовании творчества композитора связаны, в первую очередь, с расцветом документалистики. Основные издания этого направления - это собрание документов о жизни Моцарта2 и полное собрание переписки Моцарта и его семьи3. Революционным шагом на пути изучения, творчества композитора стали исследования его почерка, предпринятые Вольфгангом Платом (1960-1970 гг.)4, и бумаги автографов, произведенные Аланом Тайсоном;(1980-1990 гг.)5, которые позволили установить более точные датировки и хронологию возникновения произведений композитора. В* 2006 г. вышло Новое издание полного собрания сочинений Моцарта (Neue Mozart Ausgabe - NMA), в котором были заново выверены нотные тексты и введены датировки сочинений в соответствии с последними исследованиями.

1 КолбинД.П. Скрипичные концерты В.А. Моцарта. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1973.

2 Mozart. Die Dokumente seines Lebenes. Ed. Von О. E. Deutch. Kassel, 1961. К ним вышли дополнения Й. X. Айбля (1978) и К. Изена (1991). Далее - DeutchDok, EiblDok, EisenDok.

3 Mozart W. A. Briefe und Aufzeichnungen / Hrsg. Von der Int. Stiftung Mozarteum. Salzburg. Ed. von W. A. Bauer und О. E. Deutch, comment. Von J. H. Bde 1-7. Kassel, 1962-1975. Переизданы в 2005 г. Далее -BriefeGA.

4 Plath W. Beiträge zur Mozart-Autographie I: die Leopold Mozarts. MJb 1960-1961. S. 82-118; Beiträge zur Mozart-Autographie II: Schriftchronologie 1770-1780. MJb 1967-1977. S. 131-73; Mozart-Schriften: ausgewäpfley Aufsätze, ed. M. Danckwardt. Kassel, 1991.

5 Tyson A. Mozart: Studies of the Autograph Scores. Cambridge, 1987. 3

Кроме того, в наше время произведения эпохи венской классики и проблемы их исполнения все чаще рассматриваются с точки зрения теоретических представлений XVTII века. Последнее касается и самих произведений (композиция, понимание процессов формирования жанра), и исполнения. Важную роль в развитии этого направления сыграло появление монографии Леонарда Ратнера6, где автор всесторонне исследовал различные проявления классической музыки - от общих жанровых и стилистических характеристик до анализа мельчайших составляющих музыкального языка (гармония, ритм, мелодия, форма и т. д.) и особенностей ее трактовки. В российском музыковедении на сегодняшний день существует, пожалуй, только одна работа подобного масштаба — это трехтомник Ларисы Валентиновны Кириллиной «Классический стиль»7.

Исследование скрипичных концертов Моцарта сопряжено с рядом проблем. Одна из важнейших - их роль в творчестве композитора. Именно KV 207, его первый самостоятельный концертный опус, оказал серьезное воздействие на дальнейшее развитие жанра. До сих пор • остается нерешенным вопрос, сколько скрипичных концертов написал Моцарт, как их композиционные особенности соотносятся с процессами формообразования и тематического развития в других жанрах, прежде всего — в оперной арии, которая справедливо считается важнейшим источником формирования жанра концерта и концертной формы. Проблему составляет также исполнительская интерпретация концертов: соотношение представлений об артикуляции, темпах и пр., сформированных во второй половине XVIII века и тех, которые утвердились в более позднее время. Все это определяет актуальность данной работы.

Целью диссертации является комплексное рассмотрение скрипичных концертов в единстве историко-культурной, аналитической и исполнительской проблематики. В связи с этим возникает ряд задач:

6 Ratner L. Classic music. Expression, form and style. NY., L. 1980.

7 Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. I-III. М., 1996; 2007. Далее - Кириллина.

• Исследовать исторический контекст, выяснить обстоятельства создания моцартовских скрипичных концертов и особенности их бытования при жизни композитора;

• Провести анализ стилистических и композиционных особенностей концертов, взаимодействия с другими жанрами моцартовского творчества и музыкой его современников;

• Изучить аудиозаписи концертов в сравнении с исполнительскими принципами, изложенными в теоретических трактатах XVIII века (в первую очередь в «Школе скрипичной игры» JI. Моцарта), выявить существующие в исполнительстве XX-XXI веков тенденции и обозначить направления, наиболее адекватные эстетике моцартовского времени.

Объект исследования - концертное скрипичное наследие Моцарта. Предмет исследования — особенности жанра и композиции концертов, их исполнительские трактовки. В связи с этим материалом исследования, помимо скрипичных концертов (KV 207, 211, 216, 218 и 219), двух рондо (KV 269/261а и 373) и адажио KV 261а Моцарта, стали концерты его современников и предшественников, с которыми композитор был или мог быть знаком, а также те, которые определяли развитие этого жанра в XVIII веке (концерты Дж. Тартини, П. Локателли, П. Нардини, Й. Мысливечека, М. Гайдна, Й Гайдна и др.). Кроме этого в материалы исследования вошли некоторые моцартовские произведения смежных жанров (например, серенады с концертными частями), произведения в жанре Sinfonia concertante, концерты для других инструментов (клавира, духовых), частично - его оперное творчество. В рассмотрении исполнительских интерпретаций мы опирались на различные аудиозаписи (С. Стэндаджа, М. Хаггет, А. Грюмьо, И. Перлмана, Д. Ойстраха, О. Кагана и др.). При этом в подборе аудиозаписей нами, прежде всего, руководило стремление наиболее полно и разносторонне отобразить основные тенденции и направления в интерпретации моцартовских концертов.

Задачами диссертации определяются ее методы. Принципиально важным для работы было стремление рассмотреть скрипичные концерты Моцарта с разных точек зрения - как явление, рожденное музыкальной культурой своего времени и включенное в эту культуру. Поэтому одним из ведущих принципов исследования является исторический подход. Это касается и собственно исторических фактов, связанных с бытованием жанра, созданием и традициями исполнения, и теоретического аспекта, когда музыкальное произведение рассматривается как с точки зрения современных теоретических представлений, так и в контексте идей его времени. Основополагающим принципом данного исследования является также компаративный метод, позволяющий наиболее полно и всесторонне отразить суть скрипичных концертов Моцарта через сравнение с его собственными сочинениями других жанров и произведениями композиторов-современников. Используется этот метод также при сопоставлении различных исполнительских интерпретаций. В разборе композиции концертов за основу был взят метод структурно-функционального анализа, традиционного1 для отечественной аналитической' школы (Б. Асафьев, Л. Мазель, В. Протопопов, В. Цуккерман, В. Холопова и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

• Скрипичные концерты Моцарта синтезировали достижения, его предшественников и современников, выводя их на новый художественный уровень. Особое влияние на формирование стиля и музыкального языка концертов оказали итальянская и немецко-австрийская школы.

• Важную роль в формировании моцартовского скрипичного стиля сыграли произведения смежных жанров, особенно Серенады со «вставным скрипичным концертом».

• Большое влияние на стиль, музыкальный язык и форму концертов оказала вокальная музыка композитора. Это проявилось не только в трактовке инструмента, который воспринимался композитором как аналог певческого голоса (отсюда проникновение в музыкальный язык концертов типичных оперных оборотов), но и в форме первых и вторых частей концертов, в которых явно прослеживается связь с модифицированными формами арий da capo.

• Скрипичные концерты Моцарта тесно связаны с композиторскими, исполнительскими и общеэстетическими традициями своей эпохи. В исполнительских интерпретациях выделяются три основные тенденции: 1) «исторически информированная»; 2) «академическая», связанная с достижением стилистической точности при помощи современных приемов и инструментария; 3) «романтическая», которой свойственны свободные в стилистическом плане трактовки, когда исполнитель отражает субъективное отношение к произведению.

Степень изученности темы. В отечественном музыкознании специальному изучению скрипичных концертов Моцарта посвящено всего две работы - это брошюра И. Ямпольского (1961) и диссертация Д. Колбина (1973). Первая из них - компилятивного описательного характера, вторая, несмотря на довольно тщательную проработку материала, во многом устарела. Этот перечень дополняют учебники по истории скрипичного исполнительства JI. Гинзбурга-В. Григорьева и Г. Фельдгуна, включающие главы о концертах Моцарта с общими краткими сведениями. Во всех вышеперечисленных источниках приводится во многом устаревшая датировка сочинений Моцарта8.

В зарубежном музыковедении скрипичные концерты также исследованы мало. Они кратко освещаются в монографиях Г. Аберта, А.

8 Например, первые части в них трактуются исключительно с точки зрения сонатного принципа. В настоящее время доказано, что в своих инструментальных концертах Моцарт опирался на формы вокальных арий (в российском музыковедении об этом пишут П. Луцкер и И. Сусидко, Л. Кириллина и ряд других исследователей).

Эйнштейна, Т. Визева и Ж. де Сен-Фуа, которые дают краткую характеристику концертам, иногда затрагивая вопросы стилистического родства. Так, например, Эйнштейн считал, что медленный эпизод в первой части KV 219 Моцарт мог позаимствовать из клавирного концерта Филиппа Эммануэля Баха, написанного в 1772 году9. Однако, несмотря на некоторые интересные замечания, всестороннее глубокое рассмотрение скрипичных концертов в этих работах отсутствует. Кроме того, в перечисленных монографиях содержится ряд хронологических и фактологических неточностей. Наиболее современная работа, посвященная раннему творчеству Моцарта и опирающаяся на новейшую датировку его произведений, принадлежит Стэнли Сэди10. Ученый не только дает общую характеристику концертов, но, кроме того, кратко обрисовывает исторический контекст, связанный с их написанием и исполнением, точно подмечает стилистическое родство с Серенадами композитора, не вдаваясь в подробный обстоятельный анализ данной проблемы. В русскоязычной литературе последние данные, касающиеся датировки скрипичных сочинений Моцарта, приводятся в монографии современных российских музыковедов П. Луцкера и И. Сусидко, там же поставлен вопрос о связи жанра концерта и серенады (дивертисмента) у Моцарта11, однако скрипичные концерты в целом не получают специального рассмотрения.

Отдельные аспекты, касающиеся моцартовских скрипичных концертов (в основном, связанные с влияниями других композиторов), рассматриваются

1 9 в статьях Э. Чински-Трокслер и Б. Сабольчи , в книгах В. Зигмунда-Шульце, Ж. и Бр. Массена13. Так, Сабольчи предположил, что прообразом «турецкого колорита» в финале концерта KV 219 могла стать одна из тем Пятого

9 Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 2007.

10 Sadie S. Mozart. The early years (1756-1781). Oxford university press, 2006.

11 Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008. Далее - Луцкер, Сусидко.

12 Zschinsky-Troxler Е. М. Mozart Violinconzerte in spieltechnische Vergleich mit denen zeigenössischen italienischen Violincomponisten // Bericht über den internationalen Musicwissenchafffichen Kongress Wien. Mozartjalir 1956. Graz-Köln, 1958; Szabolczy B. Die "Exotismen" Mozarts // Bericht über die Prager Mozartkonferenz 1956. Praha, 1958.

13 Siegmund-Schultze W. Mozarts Melodik und Stil. Leipzig, 1957; Massin J. et Br. W. A. Mozart. Paris,

1959. струнного квартета Es-dur, принадлежавшего перу К. Диттерсдорфа. Ж. и Б. Массен установили сходство темы Andante из концерта KV 211 с французской ариеттой, а Эльза Чински-Трокслер обнаружила воздействия на техническую сторону скрипичной партии, идущие от Пуньяни (KV 207), Тартини (KV 219) и Боккерини (KV 218).

Важный пласт составили работы, в которых отражена теоретическая мысль второй половины XVIII - начала XIX века, затрагивающая, в первую очередь, исполнительско-интепретаторскую проблематику. Здесь можно отметить трактаты, принадлежащие перу музыкантов XVIII столетия (К.Ф.Э. Баха14, JI. Моцарта15), а также работы современных исследователей аутентичной традиции, исполнительства (Р. Донингтона, Р. Стоуэлла, Дж.

1 (л 1 *7

Матли, Р.Д. Левина , Н. Арнонкура, В. Ландовской и др.). Отдельно следует назвать книгу П. и Е. Бадура-Скоды, посвященную детальному разбору всех аспектов интерпретации произведений Моцарта. Кроме-того, ряд статей посвящен отдельным проблемам, связанным с исполнением музыки композитора (К. Мартинсена, В. Вайсмана, А. Меркулова!8 и др.). Кроме того, в определении общего подхода к интерпретациям мы опирались на работы по теории исполнительства Н. Корыхаловой, В. Медушевского19 и ДР

В' диссертации также использованы исследования, посвященные жанру концерта в целом и клавирным концертам, которые имеют много точек пересечения со скрипичным родственником. Здесь следует назвать книгу Дж. Ирвинга, посвященную всестороннему рассмотрению фортепианных

14 Бах К. Опыт истинного искусства клавирной игры. Кн. 1. СПб., 2005.

15 Моцарт Л. Основательное скрипичное училище Г. Моцарта. Спб., 1804.

16 Donington R. The Interpretation of Early music. L., 1963; Stowell R. Performans practice // Mozart compendium. L., 1991; Martly J. Mozarts tempo indications. Early music, 1992. XX; Levin R. D. Improvised embellishments in Mozart's keyboard music. Early music, 1992. XX.

17 Арнонкур H. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. M., 2005; Ландовска В. О некоторых клавирных произведениях Моцарта// Как исполнять Моцарта. М., 2007

18 Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М., 1972; Мартинсеч К., Вайсмаи В. Динамика, украшения, штрихи // Как исполнять Моцарта. М., 2003; Меркулов А. Создавать собственные каденции! // Как исполнять Моцарта. М., 2007.

19 Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки, исполнение в разных стилях. Спб., 2007; Медушевский В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. Трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. концертов Моцарта, Д. Формана, в которой автор сосредоточил свое внимание на форме первых частей фортепианных концертов композитора, а

20 также статью С. Кифа , содержащую комментарии мыслей Коха о классическом концерте XVIII века и ряд других работ.

Так как одной из задач было погружение в эстетику и теорию XVIII века, мы обратились к трудам JI. Ратнера, Ч. Розена, JL Кириллиной, диссертациям Е. Чигаревой и JI. Кальман, указанных в списке литературы. rj 1

Отдельно следует назвать книгу Е. Дукова , в которой концерт рассмотрен как явление европейской музыкальной культуры, прослежены его различные проявления от истоков до наших дней. Определенный интерес представила

99 работа Т. Миллигана , посвященная концерту в контексте музыкальной жизни Лондона XVIII века.

Цели и задачи диссертации обусловливают ее структуру. Введение, три главы, Заключение и список литературы.

Во Введении обоснована тема, ее актуальность, ставятся цели и задачи диссертации, определяется методология, приводится обзор и анализ используемой литературы.

Первая' глава посвящена историческим аспектам, связанным, с возникновением концертов, с истоками жанра и его бытованием, в ней приводится новейшая датировка скрипичных сочинений Моцарта, рассмотрены обстоятельства их сочинения и прижизненных исполнений.

Во^ второй главе дан анализ композиции и тематизма концертов, проведено сравнение с произведениями моцартовских современников, исследованы вопросы, взаимодействия скрипичных концертов и оперных арий Моцарта, рассмотрены особенности оркестровой и скрипичной партий.

Третья глава сосредоточена на проблемах исполнительской интерпретации. В ней по письмам и другим документальным свидетельствам

20 Irving J. Mozart's Piano Concertos. Bodmin, Cornwall, 2003. Forman D. Mozart's concerto form. The first movements of the piano concertos. L., 1971, Keef S. P. Koch's commentary on the late 18th century concerto: dialogue, drama and solo/orchestra relations // ML, 1998, V. 79, No 3.

21 Дуков E. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003.

22 Milligan Th. The concerto and London's musical culture in late 18 century. Michigan, 1983.

10 реконструированы» облик Моцарта-скрипача и его исполнительские идеалы, соотнесенные с идеями и рекомендациями, изложенными в трактате его отца, Леопольда Моцарта. Отдельное внимание уделено важным для интерпретации вопросам темпа и его обозначений, звукоизвлечению, артикуляции и штрихам, орнаментике. Специальный параграф посвящен выбору и исполнению каденций. Кроме того, в этой главе проведено сравнение ряда аудиозаписей концертов, позволяющих выявить основные тенденции в их современной исполнительской интерпретации.

В Заключении подведены итоги и изложены основные выводы работы.

В конце диссертации приводится список литературы. Для удобства ссылки на цитируемую литературу и- комментарии помещены в подстрочные примечания. С этой же целью нотные примеры приведены в основном тексте диссертации.

В примечаниях используется ряд сокращений:

Аберт. — Аберт Г. В.А. Моцарт. - М.: Музыка, 1978-1985. (Номера-томов обозначаются римскими цифрами I и И, нумерация книг внутри томов. — арабскими цифрами).

Кириллина — Кириллина Л. Классический- стиль в музыке XVIII — начала XIX века. - М.: Композитор, 2007. (Части указываются римскими, цифрами).

Луцкер, Сусидко. — Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. -М.: Классика-ХХ1, 2008.

Моцарт Л. - Моцарт Л. Основательное скрипичное училище Г. Моцарта. Пер. Павла Торсона. - СПб.: При Императорской академии наук, 1804.

ПСП - Моцарт В.А. Полное собрание писем. - М.: Международные отношения, 2006:

Эйнштейн — Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. - М.: Классика-ХХ1, 2007.

NGD. — The New Grove Dictionary of Music and Musicians.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Подколзина, Ольга Васильевна

Заключение

Несмотря на достаточно скромное положение скрипичных концертов в обширном творчестве Моцарта, центром которого является клавирная и вокальная музыка, они стали ценным вкладом в развитие жанра, обозначив новую ступень в его развитии. За необыкновенно короткий период работы в этом жанре (1773-1775, а если учитывать не только скрипичные концерты, но и родственные жанры с участием солирующей скрипки, то этот период длился с 1769 по 1781 гг.) Моцарт создал поистине неповторимые по своему совершенству сочинения. Важно отметить, что именно скрипичный концерт КУ 207 стал первым самостоятельным произведением в этом жанре, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие концерта в творчестве композитора (в том числе и на его последующие клавирные концерты).

Моцарт в своих скрипичных концертах синтезировал многие достижения* своих предшественников и современников. Особое влияние на формирование стиля и музыкального языка концертов оказали итальянская и немецко-австрийская традиции. Среди мастеров итальянской школы особо следует отметить Пьетро Нардини и Иозефа Мысливечека, с которыми Моцарт был непосредственно знаком, и многое в их творчестве оказалось близким композитору. В'рамках немецко-австрийской традиции выделяются влияния Михаэля и Йозефа Гайднов, а также Карла Диттерс фон Диттерсдорфа и Иоганна Баптиста Ваньхаля. С каждым из них Моцарта связывали дружеские и творческие отношения и лишнее тому подтверждение - сходство отдельных элементов композиции, обнаруживающееся в его скрипичных концертах. Но Моцарт смог поднять жанр концерта на более высокий художественный уровень, достигнув гармоничного содержания классической симметрии формы и глубокого музыкального содержания.

Немаловажную роль в становлении и развитии скрипичного стиля концертов оказали моцартовские произведения? смежных жанров, особенно серенады со «вставным скрипичным концертом». Сходство трактовки инструмента (концертная виртуозность), отдельных элементов организации формы, общих мелодических и технических приемов - все говорит о родстве этих жанров. Это подтверждают и письма композитора, и документальные источники, в которых содержатся упоминания об отдельном автономном исполнении «концертных» и «симфонических» частей серенад. Однако, несмотря на общность этих жанров, концертные части серенад ни в коей мере нельзя приравнивать к скрипичным концертам композитора. Все, что в серенадах было лишь намеком, эскизом, в концертах раскрылось во всей своей неповторимой красоте и богатстве, проявилось и в более сложной изысканной форме концертов, и в неповторимом тематическом разнообразии.

Другим важным источником для скрипичных концертов Моцарта, как и для жанра классического концерта в целом, была оперная ария. Ее влияние проявилось не только в трактовке инструмента, который воспринимался композитором как аналог певческого голоса (отсюда проникновение в музыкальный язык концертов типичных оперных оборотов), но и в форме первых и вторых частей концертов, в основе которых явно прослеживается связь с модифицированными формами арий da capo.

На примере скрипичных концертов отчетливо прослеживается эволюция жанра концерта в творчестве композитора. Если первые два концерта тяготели, скорее, к «развлекательной» музыке, во многом близкой по содержанию к серенадам, то в последующих трех Моцарт достиг гармоничного сочетания того, что, по его собственному более позднему определению, могло нравиться знатокам и при этом доставлять удовольствие любителям. Мелодическая яркость, жанровая характерность сочетаются в них с оригинальными композиторскими решениями, многие из которых можно считать своеобразными экспериментами.

Тесная связь скрипичных концертов Моцарта с традициями своей эпохи (теоретическими, исполнительскими), а также развившаяся в последнее время в нашей стране тенденция к «исторически информированному исполнительству» позволила выявить интерпретации, наиболее исторически достоверные и близкие исполнительской эстетике

XVIII века. Были выделены три основных направления: «романтическое», «исторически информированное» и «академическое».

Первое связано со свободной в стилистическом отношении трактовкой, когда исполнитель выражает субъективное отношение к произведению, сохраняя свою характерную манеру игры (Хейфец, Франческатти, Крейслер).

Второе ориентировано на исторический подход к интерпретации концертов, который проявляется в максимально возможной на сегодняшний день близости к исполнительским традициям XVIII столетия. Музыканты, стоящие на этой позиции (Эндрю Манце, Симон Стэндадж, Моника Хаггет), не только стараются воскресить инструментарий той эпохи и стилистически верно исполнить концерты, опираясь на трактаты того времени, но и воссоздать соответствующую концертную ситуацию — обстановку камерного, а иногда и салонного, музицирования.

Третье направление также связано с поисками стилистической достоверности, но с помощью современных инструментальных средств и в современной концертной ситуации. К нему принадлежат интерпретации Д. Ойстраха, О. Кагана, В. Спивакова, А. Грюмьо, И. Перлмана. Естественно, что большой зал требует несколько иного звукоизвлечения и подачи. Здесь в силу вступает вкус и исполнительское чутье скрипача, которые, если вспомнить высказывания самого композитора, должны быть неотъемлемой частью хорошего исполнения. Последнее должно распространяться и на выбор каденций к концертам. Наиболее близкими моцартовской эстетике из рассмотренных нами являются каденции Кленгеля к I части и Кубата ко II и III частям концерта КУ 211, первые варианты каденций каденции Ойстраха к концерту КУ 216, а также Иоахима к КУ 218 и КУ 219.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что знание о моцартовской эпохе, о тех условиях, в которых создавались его скрипичные концерты, о музыкально-теоретических представлениях того времени и взглядах самого композитора на исполнительское искусство, позволяют внести в интерпретацию и восприятие моцартовских сочинений новые акценты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Подколзина, Ольга Васильевна, 2010 год

1. АбертГ. В.А. Моцарт. Ч. 1. II. М.: Музыка, 1978-1985.

2. Алексеев А.Д. Моцарт всегда поэт. Об игре Моцарта // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. A.M. Меркулов. М.: Классика-XXI, 2007.

3. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX- первой половины XX века. М.: Композитор, 1995.

4. Антонова Е.Г. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период. Дисс. канд. искусствоведения. Киев, 1989.

5. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. М.: Классика-ХХ1, 2005.

6. Арнонкур Н. Моцарт не был новатором // Сов. Музыка, 1991, №12.

7. Артемова Е.Г. Играем Моцарта // Музыкальная академия, 2007, №1.

8. Асафьев Б.В. Инструментальный концерт // Русская музыка XIX- нач. XX века. Д.: Музыка, 1979.

9. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972.

10. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М., 1967.

11. Биджакова H.JI. Серенада в камерно-инструментальной музыке от Моцарта к творчеству композиторов первой половины XXвека // Моцарт и моцартианство. Сб. ст., сост. А.М. Цукер. М.: Композитор, 2007.

12. Блинова С.В. Иоганн Михаэль Гайдн: забытый зальцбургский мастер // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. науч. тр., вып. 4. Вологда, 2008.

13. Бобровский В.П. Принципы музыкально-тематического мышления Моцарта // Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. М.: Музыка, 1989.

14. Вагнер М. Лицом к лицу с эпохой // Сов. Музыка, 1991, №12.

15. Гервер JT.JI. Легко ли анализировать Моцарта // Сов. Музыка, 1991, №12.

16. Гервер Л. Л. Ars combinatoria в музыке Моцарта // Моцарт. Проблемы стиля. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных, вып 135. М.,1996.

17. Гизекинг В. Фортепианная музыка Моцарта «самая легкая и самая трудная». Пер. с нем. А. Афониной // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. А.М. Меркулов. М.: Классика-ХХ1,'2007.

18. Гинзбург Л. С. Джузеппе Тартини. М.: Музыка, 1969;

19. Гинзбург Л.С., Григорьев В.Ю. История скрипичного искусства. Вып. 1. М.: Музыка, 1990.

20. Гнилое Б.Г. Акмеологический шпиль абсолютной музыки. Классико-романтический фортепианный концерт. М.: ПРЕСТ, 2009.

21. Голубовская Н.И. Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. А.М. Меркулов. М.: Классика-ХХ1, 2007.

22. Гольденвейзер А.Б. О Моцарте и исполнении его фортепианных произведений // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. А.М. Меркулов. М.: Классика-ХХ1, 2007.

23. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-XXI, 2006.27 .Друскин М.С. Фортепианные концерты Моцарта. М.: Музгиз, 1959.

24. Друскин М.С. Фортепианные концерты Бетховена // Друскин М. Избранное. М.: Сов. Композитор, 1981.

25. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-ХХ1, 2003.

26. Есакое В.В. Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации. Дисс. канд. искусствоведения. М., 2008.

27. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып. 2. М.: Музыка, 2008.

28. Кальман JI.JI. О некоторых формах проявления типичного в инструментальной музыке венского классицизма. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1985.

29. Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч I. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Моск. гос. консерватория, 1996.

30. Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. II. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007.

31. Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. III. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007.

32. Кириллина JI.B. Формы некоторых произведений Бетховена в связи с музыкально-теоретическими учениями XVIII в. // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.

33. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.

34. Колбин Д.П. Скрипичные концерты В.А. Моцарта. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1973.

35. Колбин Д.П. К вопросу о подлинности скрипичного концерта (К. 271а) // Музыкальное исполнительство, вып. 7 М., 1972.

36. Конен В. Театр и инструментальная музыка Моцарта // Сов. Музыка, 1956, №7. С. 55-65.

37. Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки, исполнение в разных стилях. СПб.: Композитор, 2007.

38. Кремлев Ю.А. Историческое и эстетическое значение Моцарта // Кремлев Ю. Избранные статьи и выступления. М., 1959.

39. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII-XX веков. М.: ТЦ «Сфера», 1998.

40. Ландовска В. Вольфганг Амадей Моцарт. Фортепианные концерты // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. A.M. Меркулов. М.: Классика-ХХ1, 2007.

41. Ландовска В. О некоторых клавирных произведениях Моцарта // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. A.M. Меркулов. М.: Классика-ХХ1, 2007.

42. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIIIl веков в ряду искусств. — М.: Музыка, 1977.

43. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч. II. Эпоха Метастазио. М.: Классика-ХХ1, 2004.

44. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008.

45. Мартинсен К., Вайсман В. Динамика, украшения, штрихи // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. A.M. Меркулов. М.: Классика-XXI, 2003.

46. Медушевский В.В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. тр., вып. 129. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.

47. Меркулов A.M. Создавать собственные каденции! // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. A.M. Меркулов. М.: Классика-XXI, 2007.

48. Моцарт В.А. Полное собрание писем. М.: Международные отношения, 2006.

49. Моцарт Л. Основательное скрипичное училище Г. Моцарта. Пер. Павла Торсона. СПб.: При Императорской академии наук, 1804.

50. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М.: Музыка, 1971.

51. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003.1. W»

52. Новак Л. Иозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение. М.: Музыка, 1973.

53. Подколзина О.В. Сколько скрипичных концертов написал В.А. Моцарт? // Исследования молодых музыковедов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.

54. Протопопов В.В. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта // В помощь педагогу-музыканту. М.: Музыка, 1978.

55. Рогожникова B.C. Моцарт в зеркале времени: текст в тексте. Дисс. канд. искусствоведения. М., 2008.

56. Рубаха Е.А. Финал инструментального цикла венских классиков как художественное претворение контрданса. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1983.

57. Саква К.К. Заметки о Моцартиане // Сов. Музыка. 1991, №12.

58. Соловцов A.A. Концерт. М.: Музыка, 1963.

59. Сорокина О.В. Скрипичные концерты Моцарта: проблемы каденций // Исследования молодых музыковедов. Сб. трудов по материалам конф. 29 апреля 2008 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.

60. Сорокина О.В. Серенады и скрипичные концерты Моцарта: к вопросу о соотношении жанров // Вопросы музыкознания:

61. Теория. История. Методика. Сб. науч. ст. М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009.

62. Сорокина О.В. В.А. Моцарт и скрипка // Старинная музыка №№ 1-2, 2010.

63. Сусидко И.П. О виртуозности, или Двойные стандарты в музыковедении // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.

64. Сусидко И.П. Аутентичное исполнение: мифы и реальность // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Сб. ст., сост. JI.C. Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2009.

65. Фелъдгун Г.Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века. Новосибирск, 2006.

66. Фишер Э. Моцарт это не слащавость // Как исполнять Моцарта. Сб. ст., сост. A.M. Меркулов. М.: Классика-ХХ1, 2007.

67. Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю.А. Фортунатове. М.: Композитор, 2004.

68. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 1999.

69. Цуккерман В.А. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980.

70. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: рондо в его историческом развитии. Ч. 2. М.: Музыка 1990.

71. Черная М.Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки В. А. Моцарта и традиции XVIII века. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1994.

72. Чигарева Е.И. Организация выразительных средств как основа индивидуальности музыкального произведения. На примеретворчества Моцарта последнего десятилетия. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1975.

73. Чигарева Е.И. Моцарт в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. Дисс. доктора искусствоведения. МД998.

74. Чичерин Г.В. Моцарт. Л.: Музыка, 1970.

75. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-ХХ1, 2004.

76. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М.: Классика-ХХ1, 2007.

77. Ямполъский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М., 1968.

78. Ямполъский КМ. Концерты Моцарта для скрипки с оркестром. М.: Музгиз, 1961.

79. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., 2002.

80. Bachmann W. The history of the bow. The bow in Europe: to 1625 // The New Grove Dictionary of Music and Musicians.

81. Badley A. Jogann Baptist Vanhal (1739-1813). Violin concertos // Booklet Notes to disc Jogann Baptist Vanhal (1739-1813). Three Violin concertos. Naxos Rights International Ltd., 2006.

82. Badura-Skoda E., Jones A. Cadenza. Introduction and early history. The Baroque period // NGD.

83. Badura-Skoda E., Drabkin W. Cadenza. The. Classical period. Beethoveen and the 19th century // NGD.

84. Brook В., Gribenski J. Symphonie concertante //NGD.tVi

85. Barth G. Mozart performance in the 19 century // Early music, 1991. XIX.

86. Beckmann K. Meek, Joseph // NGD.

87. Blazin D. Michael Haydn // NGD.

88. Botstein L. Concerto. The 19th century // NGD.

89. Boy den D., Livoja-Lorius J. The Tourte bow // NGD.

90. Boyden D., Walls P. Violin. History and repertory 1600-1820 // NGD.

91. BrookB., Gribenski J. Symphonie concertante //NGD.

92. Bryan P. Vanhal Johann Baptist // NGD.

93. Clive P. Mozart and his Circle. A Biographical Dictionary. New Haven and L., Yale Univ. Press, 1993.

94. Cooper J., GinterA. Gavinies Pierre//NGD.

95. Croll G., Vossing K. Johann Michael Haydn: Sein Leben sein Schaffen - sein Zeit. - Profil-Verlag Kurt Vössing, Gütersloh, 1987.

96. Dellaborra M. Nardini Pietro // NGD.

97. Deutsch O.E. Mozart. Die Dokumente seines Lebens. Kassel, 1961.

98. Donington R. The Interpretation of Early music. London, 1963.

99. Dunning A. Locatelli, Pietro Antonio // NGD.

100. Eisen C. The Mozart's Salzburg Music Library // Mozart Studies II. Oxford, 1997.

101. Eisen C. Concerto. The classical period // NGD.

102. Eisen C. The old and new Mozart editions // Early music, 1991. XIX.

103. Freeman D. Myslivecek Josef// NGD.

104. Flothuis M. The Neue Mozart Ausgabe a retrospect // Early music, 1991. XIX.

105. Forman D. Mozart's concerto form. The first movements of the piano concertos. London: Rupert Hart-Davis, 1971.

106. Freeman D. Josef Myslivecek and Mozart's Piano Sonatas KV 309 (284b) and 311 (284c) // MJb, 1995.

107. Geiringer K. Haydn. A creative life in music. NY: Garden City, 1963.

108. Grave M„ Lane J. Karl Ditters von Dittersdorf // NGD.

109. Hamilton D. 100 years of Mozart editions // Early music, 1992. XX.

110. Heartz D. Haydn, Mozart and the Viennese School 1740-1780. NY, L., 1995.

111. Hodoson A. The music of Josef Haydn. L.: Ruthergord, 1976.

112. Hollis H. The musical instruments of Josef Haydn. City of Washington, 1977.

113. Hutchings A. Concerto. Origins // NGD.

114. Irving J. Mozart's Piano Concertos. Bodmin, Cornwall: Ashgate Publishing Ltd, 2003.

115. Keef S.P. Koch's commentary on the late 18th century concerto: dialogue, drama and solo/orchestra relations // ML, V-m 79 No 3, August 1998 / Oxford University Press.

116. Konrad U. Wolfgang Amade Mozart. Leben Musik -Werkbestand. Kassel, Basel: Barenreiter, 2006.

117. Kochel L.R. W.A. Mozart. Chronologisch-thematisches Werkverzeichnis. 3. Auflage. Leipzig, 1980.

118. Landon H.C.R. Vivaldi: voice of the baroque. The University of Chicago Press, 1996.

119. Levin R.D. Improvised embellishments in Mozart's keyboard music // Early music, 1992. XX.

120. Lockwood L. Performance and 'authenticity' // Early music, November, 1991.

121. Martly J. Mozart's tempo indications // Early music, 1992; XX.

122. Massin J. et Br. W.A. Mozart. Paris: Fayard, 1959.

123. Maunder R. Introduction to edition. HAY002, lc, 2007.

124. Milligan Th. The concerto and London's musical culture in late 18 century. Michigan, 1983.

125. Mozart W.A. Briefe und Aufzeichnungen // Hrsg. von der Int. Stiftung Mozarteum, Salzburg. Ed. von W.A. Bauer und O.E. Deutsch, komment. von J.H. Eibl. Bde 1-7. Kassel, 1962-1975.

126. Pegg C. Pietro Nardini // NGD.

127. Petrobelli P. Tartini, Giuseppe // NGD.

128. Plath W. Beiträge zur Mozart-Autographie I: die Handschrift Leopold Mozarts, MJb 1960-61, 82-118.

129. Plath W. 'Beiträge zur Mozart-Autographie II: Schriftchronologie 1770-1780', MJb 1976-7, 131-73.

130. Plath W. Mozart-Schriften: ausgewählte Aufsätze, ed. M. Danckwardt. Kassel, 1991.

131. Quantz J.J. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen (1752). 4. Auflage. Bärenzeiter-Verlag, 2004.

132. Ratner L. Ars combinatorial. Chance and Choice in Eighteenth-Century Music // Studies in Eighteenth-Century Music. Ed. Robbins Landon H.C. and Chapman R.L.: George Allen & Unwin, 1970.

133. Ratner L. Classic music. Expression, form and style. NY, L. 1980.

134. Rosen Ch. The classical style. Haydn, Mozart, Beethoven. NY: The viking press, 1971.

135. Ryom P. Vivaldi, Antonio (Lucio) // NGD.

136. Sadie S. Mozart. The Early years (1756-1781). Oxford university press, 2006.

137. Schwarz B. Violinists around' Mozart // Music in the Classic Period. Essays in Honour of Brook B.S. NY.: Pendragon Press, 1985.

138. Seletsky R.E. The history of the bow 1625-1800 // NGD.

139. Siegmund-Schultze W. Mozarts melodic and stil. Leipzig, 1957.

140. Speck C. Luigi (Ridolfo) Boccherini // NGD.

141. Stowell R. Performans practice // Mozart compendium. L., 1991.

142. Szabolczy B. Die "Exotismen" Mozarts // Bericht über die Prager Mozartkonferenz 1956. Praha, 1958.

143. Talbot M. The instrumental concerto: origins to 1750// NGD.

144. Talbot M. The concerto allegro in the early 18th century // ML, Iii (1971).

145. The Mozart Compendium. A Guide to Mozart's Life and Music. Ed. by Robbins Landon H.C. L.: Thames and Hudson, 1990.

146. Tyson A. Mozart: Studies of the Autograph Scores. Cambridge: MA, 1987.

147. Unverricht H. Salomon Johann Peter // NGD.

148. Wasserzeichen-Katalog, Neue Ausgabe sämtlicher Werke, X:33/ii. Kassel, 1992.152. Weber W. Concert // NGD.

149. Wyzewa T. de, Saint-Foix G. de. W.A. Mozart. I-V. Paris: Desclee de Brouwer, 1936.

150. Zaslaw N. Jean-Marie Leclair // NGD.

151. Zaslaw N. Context for Mozart's Piano Concertos // Mozart's Piano Concertos: text, context, interpretation. Ed. By Zaslaw N. Michigan: The Univ. of Michigan Press, 1996.

152. Zaslaw N. Mozart's Symphonies. Context, Performance Pracnice, Reception. Oxford: Clarendon Press, 1989.

153. Zschinsky-Troxler E.M. Mozart Violinconzerte in spieltechnische Vergleich mit denen zeigenössischen italienischen Violincomponisten // Bericht über den internationalen Musikwissenchaftlichen Kongress Wien. Mozartjahr 1956. Graz-Köln, 1958.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.