Социальная трансформация отношений отца и сына в европейской истории тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мареева, Надежда Сергеевна

  • Мареева, Надежда Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 153
Мареева, Надежда Сергеевна. Социальная трансформация отношений отца и сына в европейской истории: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2010. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мареева, Надежда Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ СЕМЬИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ.

1.1. Семейные отношения, отраженные в мифологии древних греков и римлян как предпосылка к традиционному пониманию этики отца и сына.

1.2. Противостояние древних греков и римлян в вопросе морального первенства в мире.

1.3. Характерные различия в национальном самосознании граждан

Древней Греции и Рима.

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ОТЦОВ И СЫНОВЕЙ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ.

2.1. Взаимодействие поколений в классическую эпоху.

2.2. Исторические и литературные герои античности в домашней обстановке

2.3. Римская идея Patria potestas в действии.

ГЛАВА 3. ПЕРЕМЕНЫ В ОТНОШЕНИИЯХ ОТЦОВ И СЫНОВЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИХОДОМ ХРИСТИАНСТВА.

3.1. Новое слово о духовном родстве в Священном Писании и предании.

3.2. Формирование отношений духовного отца и сына в истории раннего христианства.

3.3. Расцвет и закат традиции родства по духу.

ГЛАВА 4. НОВОЕ ВРЕМЯ И ВЕХИ РАСПАДА ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ.

4.1. Положение «третьего сына» в феодальном укладе Европы.

4.2. Культ героя-одиночки, характерный для европейской литературной и фольклорной традиции романтизма.

4.3 Духовная эмансипация сыновей среднего класса Европы в конце XIX — начале XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная трансформация отношений отца и сына в европейской истории»

Актуальность темы исследования. Главной задачей данной работы являются отношения отцов и сыновей, а не отцов и детей, или родителей и детей, поскольку понятие отцовства перестает быть для общества социально значимым, что в свою очередь порождает весьма наглядные сложности на пути взаимодействия и диалога различных поколений. Это касается не только отношения родных по крови людей, но и тех видов общения, которые можно элементарно определить как отношения учителя и ученика, казалось бы, всегда органично присущие человеческому обществу. Несмотря на то, что проблема утраченного диалога между разными поколениями отмечается и переживается многими, причины проблемы на научном уровне внятно не указываются, или не упоминаются вообще. В виде некоторого утешения принято говорить о «вечной проблеме отцов и детей». Но, как показывает социально-философский анализ, она далеко не вечна и отнюдь не универсальна: достаточно взглянуть на страны Востока, - мы увидим там отношения поколений вполне гармоничными, при весьма редких исключениях. Так что проблема родилась на Западе и естественным образом перетекла в Россию, поскольку Россия в своих как социальных, так и нравственных вопросах вольно или невольно идентифицировала себя с Западом. В традиционном обществе духовное, равно как и кровное родство воспринимались как нечто неотъемлемое в определении человека, причем в любом сословии. Современные условия изменили эту установку. На глазах утрачивается преемственность в отношениях поколений, что негативно отражается во всех областях жизни - культуре, экономике, государственном устройстве. Деформация этих отношений приводит, в частности к тому, что интеллигенция, как носитель духовной традиции, теряет способность к самовоспоизводетву1, не только в странах с низким уровнем жизни, к каковым в

1 Степанова O.K. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени. // Социологические исследования, 2003, № 1, С. 46-52 настоящее время, к сожалению, относится и Россия, но и там, где экономические проблемы общества по видимости уже разрешены.

Степень разработанности проблемы. Отношения отца и сына - одна из ключевых тем как в отдельной человеческой судьбе, так и в жизни общества в целом, поскольку в природном мире аналога этим отношениям не существует. В природе не существует отцовства в том виде, каким его создало общество. Это свойство только человеческого рода. И поскольку в его исторической фазе оно возникает не сразу, а лишь в определенных исторических условиях, значит, при изменении этих условий оно вполне может трансформироваться, или вовсе отмереть.

Здесь вполне закономерно возникает вопрос развития и многообразия семейных отношений как таковых.

Длительное время (примерно до середины XIX века) в европейской философии семья воспринималась как неотъемлемо существующая универсальная моногамная ячейка общества, а само общество - как разросшаяся семья, берущая свое начало от Адама и Евы. «Рассматривая общество как разросшуюся семью, философы и историки вплоть до Руссо, Кондорсе, Гердера, Фюстель де Куланжа и в какой-то мере даже Гегеля и Конта были склонны выводить социальные отношения из семейных отношений»2.

В 1861 г. швейцарский историк права И .Я. Бахофен издал книгу «Материнское право» (Das Mutterreht), став первым, кто вполне обоснованно выдвинул гипотезу о том, что в древнейшую эпоху моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату -экономическое и нравственное главенство женщин в жизни рода и семьи. Параллельно с Бахофеном, к таким же выводам пришел шотландский ученый Мак-Леннан в книге «Первобытный брак», изданной в Эдинбурге в 1865 году. В

2 Философская энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1962, Т.4, С. 578 полемику с ними вступили защитники теории изначального патриархата, такие как Э.Тайлор, К.Штарке, Э. Вестермарк, В.Шмидт и другие.

Многолетняя дискуссия, куда позднее включились основоположники марксизма, заставила ученых по-новому взглянуть на жизнь и деятельность семьи в различных социальных условиях и признать многообразие исторических форм брачно-семейных отношений и их зависимость от конкретноз исторических условии .

Самое важное открытие состояло в том, что семейные отношения меняются в зависимости от отношений собственности. Отношения собственности это общественные отношения. Поэтому и семейные отношения, поскольку они являются производными от общественных отношений, сами являются общественными, а не природными. То, что семейно-брачные отношения меняются исторически, как раз является подтверждением того, что они являются общественными отношениями: в живой природе этих перемен не происходит, и воспроизводство вида всегда осуществляется неизменным способом, свойственным данному виду.

Наиболее детально эта точка зрения была раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она представляла собой положительный отзыв на вышедшую в 1877 году книгу американского этнографа и историка Льюиса Генри Моргана (1818-1881). Полное название его книги звучало так: «Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Позитивной с точки зрения Энгельса была уже сама предложенная Морганом периодизация человеческой истории (дикость, варварство, цивилизация - с дальнейшей разбивкой этих периодов на отдельные ступени), основанная на развитии отдельных элементов материальной культуры. «Морган был первый, кто со

3 Там же, С. 579 знанием дела попытался внести в предысторию человечества определенную систему, и до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения, предложенная им периодизация несомненно останется в силе»4.

Итак, в эти периоды, обозначенные Морганом, семья трансформировалась и меняла не только форму, но и назначение. Единобрачие, возникает на конечном этапе развития первобытно-общинной формации, когда главной целью брачного союза становится умножение и накопление частной собственности и обеспечение условий ее законного наследования. Самым важным из условий являлась бесспорность происхождения наследника от определенного отца, т.е. хозяина собственности. С той отдаленной поры и практически до середины XX века этот принцип не менялся, за исключением тех модификаций, которые вносило в европейскую цивилизацию сначала распространение христианства, а затем постепенный отказ от него.

Таким образом, на протяжении веков не только средства производства и доставляемая ими собственность, но и вся полнота опыта одного поколения передавалась другому в мужском кругу: правила экономического производства и военного дела, коммерческие и промышленные секреты, все, так называемое тайное знание (сокровенные мистические учения), а затем, в более позднюю эпоху - научный и философский материал, нормы идеологии и религии. Понятно, что на элементарном уровне этот опыт передавался от отца к сыну еще в семье в процессе воспитания.

Поскольку во многом определяющим в зарождении этих отношений послужил фактор возникновения и развития частной собственности, следует представить, как именно это могло происходить.

4 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., Изд-во политической литературы, 1982, С. 23

Начнем с того, что собственность на обозримом историческом пространстве проходит свою эволюцию. На ранних этапах развития общества частного владения на средства производства не существует, все жизненно необходимое добывается сообща и распределяется поровну. Так еще в начале двадцатого века русские миссионеры на Камчатке отмечали весьма непривычные для них обычаи коренных жителей тех мест - камчадалов и коряков - в дележе охотничьей добычи или улова: вдова соплеменника получала ровно такую же часть, как если бы ее муж был жив и вместе со всеми участвовал в охоте или рыбной ловле. Но эти племена в тот момент находились как раз на том историческом этапе, который народами южных широт был пройден двумя или тремя тысячелетиями ранее -этапе бесклассового первобытно-общинного общества.

Труды ученых в области древней истории подробно указывают регионы (Месопотамия, Средиземноморье, Древняя Индия и Китай) и примерные даты (начиная с 40-го века до н.э.), где и когда благодаря развитию производства, связанного по преимуществу с агрикультурой и скотоводством, создается определенный излишек производимого продукта. На него немедленно заявляют свое право сильнейшие (родовитые, заслуженные, уважаемые) члены племени, в числе которых неизменно оказываются вождь и его окружение - военный предводитель или верховный жрец. Остальные добровольно или нет, соглашаются с этим, и здесь незамедлительно наступает конец первобытной социальной справедливости.

С того момента вслед за производством (равно как и добычей чего-либо) немедленно следует апроприация - т.е. присвоение объектов, ранее не принадлежавших частным лицам (скота, земли, дома или домов, орудий труда или охоты, наконец, рабов, добытых на войне). Правящая верхушка получает лучшую долю, остальное делится между низшими представителями племени. Теперь они тоже становятся собственниками - хотя бы малого участка земли и двух или трех рабов. Тогда-то и возникает пресловутый субъективный фактор — отношение человека к предмету обладания, главным проявлением которого является желание никогда не расставаться с тем, что было осознанно названо своим. Но поскольку землю или скот было невозможно взять с собой в загробный мир, они доставались наследнику.

Теперь наличие сына стало существенной жизненной ценностью, ибо то, что дорого, каждый человек естественно желает оставить тому, кто ему дорог хотя бы потому, что тот является частью его самого.

Следует отметить, что вместе с собственностью на средства производства именно тогда, в период разложения родоплеменного строя, постепенно начинает наследоваться и власть над теми, кто их обслуживает, власть, которая неизбежно влечет за собой ответственность. Она не передается биологически, ей принято учить, и теперь уже не просто рожденный и вскормленный, но и подготовленный, воспитанный в должном духе наследник мог обеспечить отцу спокойствие за все, что было объектом его забот, трудов и, возможно, любви на протяжении целой жизни.

Мы уже говорили, что наследственная собственность послужила выделению парной семьи и возникновению реальных отношений между отцом и сыном. Но это не следует понимать чересчур утилитарно, поскольку собственность, и в первую очередь земля в, ту отдаленную пору неизменно была освящена особым, далеко не утилитарным восприятием, порожденным сложной системой верований, обрядов и традиций.

Пока собственность, равно как и традиционная семья считались неотъемлемыми атрибутами человека вообще, в любом рассуждении об отце и сыне на всех этапах европейской культуры картина была практически идентична: признавалось как аксиома, что отец должен быть ответственным и заботливым, а сын - послушным и любящим. Вся дидактическая литература от античных авторов до просветителей включительно полна назидательных сентенций о том, как следует воспитывать детей, чтобы иметь в них отраду и защиту от бедствий, доставляемых старостью.

В литературной традиции раннего Возрождения существует «Письмо к сыну Филиппо» некоего Аламанно Ринуччини, политического деятеля Флоренции второй половины XV в., где излагается весьма обстоятельная программа обучения сына латинской грамматике, и другим необходимым наукам, а в конце присовокупляется такое замечание: «Все это является обязанностью наставника и родителей, которые должны быть более усердными в воспитании сыновей, чего, как я замечаю, многие не делают. Куда усерднее они воспитывают собак, лошадей и птиц, чем сыновей, и думают, что достаточно обеспечить сыновей одеждой и пищей, хотя больше нужно заботиться об их нравах и изучении ими наук»5. Это явно перекликается с «Исповедью» Блаженного Августина в его сожалениях о том, что его собственный отец, совершенно пренебрег его нравственным воспитанием в юные годы, и дурные (греховные, говоря его языком) навыки, приобретенные им в ту пору, потребовали долгих и мучительных лет борьбы и преодоления 6.

Так что теория и практика воспитания в европейской традиции чаще всего шли различными путями. И если в древности реально существовал исключительно позитивный опыт отношений отца и сына, то его процент по отношению к отрицательному опыту в целом был ненамного выше современного и в древнейшие времена отцы имели не меньше поводов для скорби, чем их современные товарищи по несчастью. Другой вопрос, что само общество относилось к этому совершенно иначе, чем теперь. При более пристальном рассмотрении двух частей античного мира — Древней Греции и Рима, мы увидим,

5 Ринуччини А. Письмо к сыну Филиппо // Человек в культуре Возрождения. М., Наука, 2001, С. 250

6 Августин. Исповедь. //Августин. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., Республика, 1992, С. 23-24 что одно из их коренных отличий состояло именно в том, насколько твердо общество защищало авторитет и власть отцов. Во второй главе нашей работы мы подробно исследуем это различие путем сопоставительного анализа и увидим, что конечная победа римлян над греками была едва ли не напрямую связана с их беспримерным культом отцовства.

В последующей европейской истории линию тех мыслителей и ученых, кто считал и считает главенствующим семейное воспитание, можно именовать традиционной, а противоположную, включающую, в частности, Ж.-Ж. Руссо и его последователей (весьма и весьма многочисленных) - нетрадиционной, или даже антитрадиционной, поскольку в ней воплотилось самое решительное отрицание как классической греко-римской, так и христианской традиции семейного, или домашнего воспитания.

Представители традиционной линии в Европе опирались на авторитет Священного Писания, жития святых, а также книжное наследие античности. При этом создается впечатление, что века, разделявшие античную классику и средневековый мир Европы, долгое время никого не смущали. Было справедливо отмечено, что «под покровом образов греко-римской мифологии, примеров из древней истории и доводов, заимствованных у античных мыслителей, очень часто билась сугубо средневековая морализирующая мысль. Так, например, Кристина Пизанская, писательница конца XIV - начала XV вв., в своем труде "Согрэ <1е роНсге" объясняет обильное заимствование исторических примеров у Валерия Максима тем, что «славная» его книга о деяниях римлян дала ей возможность надежнее осуществить ее намерение - побудить сердца государей, рыцарей, знатных особ и простого люда к добру и добродетельной жизни»7.

Характерно, что последующие века европейского Ренессанса и труды гуманистов практически ничего здесь не изменили, и граф Ф.Честерфилд английский писатель и дипломат начала XVIII века, в одном из писем сыну говорит с полной убежденностью: «В истории Рима мы находим больше примеров благородства и великодушия, иначе говоря - величия души, чем в истории какой-либо другой страны»8.

Такой параллелизм морали объясняется тем, что рабовладельческая и феодальная формации мало отличались в надстройке. В обоих вариантах мы видим незыблемую социальную структуру, где границы между классами и сословиями охранялись столь же истово как государственные границы. Для каждой из форм общественного существования, будь то сообщество крупных землевладельцев, городских ремесленников, торговцев или крестьян, существуют особые условия и формы жизни, определяющей среди которых остается форма собственности. Аристократия владеет землей и руководит политической жизнью. Она же является в определенном смысле носителем национальной культуры, поскольку все, что связано с этой областью, создается по ее заказу и на ее средства. В системе аристократических ценностей главнейшим на протяжении веков остается кровно-родственный принцип наследования имени, титула, земли и привилегий, передаваемых по отцовской линии, а поскольку то, чем жила элита, так или иначе проецировалось на все общество, то в каждом сословии тот же принцип соблюдался на своем уровне.

К традиционной линии вполне правомерно отнести Джона Локка и его мало известные и столь же мало оцененные «Мысли о воспитании», изданные в 1670 году. В частности им предложен весьма необычный метод построения отношений отца сына, в котором осуществляется постепенный переход от авторитарной строгости в раннем возрасте ребенка к смягчению и потеплению по мере его взросления: «Если вы хотите, чтобы ваш сын питал к вам почтительный

7 Малинин Ю.Ф. Общественная мысль во Франции XV века и античная культура. // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука, 1984, С. 133

8 Честерфилд Ф. Письма к сыну. // Сенека Честерфилд Моруа. Если хочешь быть свободным. М., Изд-во политической литературы, 1992, С. 114 страх, запечатлейте в нем это чувство уже в детстве; а по мере того, как он будет становится старше, позволяйте ему сближаться с вами; при этом условии вы будете иметь в нем послушного подданного (как оно и должно быть) в детстве и преданного друга, когда он вырастет»9.

Этот идеал не менялся довольно долгое время, пока первая мировая война в двадцатом веке (когда в колоссальной и бессмысленной бойне гибла по преимуществу молодежь), не перечеркнула для младшего поколения европейцев непогрешимость и мудрость старшего. А еще раньше был осуществлен длительный и не всегда заметный процесс изменения тех основ, что традиционно объединяли отцов и сыновей.

Христианство в реальности отнюдь не ломало общественных барьеров, это сделала эпоха Просвещения, обретшего свою силу уже на излете влияния христианства - где-то к середине XVIII века. Наверное, в наше время трудно оценить тот исключительный резонанс, который вызвали в ту пору у читающей и мыслящей части европейского общества строки американской Декларации независимости 1776 года: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди созданы равными.»10. Это означало, что наследственные права и особое положение дворянства, а также святость и незыблемость монархии - фикция. И что не только наследственный аристократ имеет право носить шелковый камзол и шпагу, владеть землей, обучать детей в привилегированных школах, иметь офицерский чин в армии или место в государственных органах управления. На все это, как и на многое другое имеет право каждый человек. Единственное, что не было сказано, но в принципе подразумевалось: «.имеет право каждый человек, у которого есть деньги».

9 Локк Дж. Мысли о воспитании // Сочинения в 3-х тт. М., Мысль, 1988, Т.З, С. 439

10 Цит. по кн. Степанова О.Л. Четвертое июля 1776 года. М., Молодая гвардия, 1776, С. 70-72

С той поры в итоге ряда буржуазных революций, как насильственных, так и мирных, стало возможным купить за деньги и землю, и дворянский титул, и офицерский патент, точно так же как ранее стала реальной покупка отпущения грехов. Но одновременно выяснялось, что все это, будучи купленным, а не унаследованным или заслуженным, как прежде, немедленно теряет свою невидимую, но весьма существенную органическую связь между предметом владения и его владельцем, ибо, образно говоря, то, что имеет денежную цену, по сути, не имеет никакой ценности. Когда собственность изменила свою природу, она стала буржуазной, на нее перестали смотреть как на дар неба или судьбы, превратив в товар. А то, что отец передавал отныне сыну, обрело весьма обезличенный характер, и всегда могло быть переведено в денежный эквивалент. Одновременно стала постепенно исчезать духовная составляющая этих отношений, поскольку никакой позитивный смысл не зиждется на пустоте и голом чистогане. Красноречивей всего это выглядит в истории Давида Сешара и его отца в «Утраченных иллюзиях» Бальзака - гениальном романе, изданном в 1843 году. Владелец частной типографии в провинциальном городке желает с выгодой для себя продать сыну устаревшее оборудование. «Выгода отца не была выгодой сына. Но в делах для старика не существовало ни сына, ни отца. Если прежде он смотрел на Давида как на единственного своего ребенка, позже сын стал для него просто покупателем, интересы которого были противоположны его интересам: он хотел дорого продать, Давид должен был стремиться дешево купить; стало быть, сын превращался в противника, которого надо было победить»11. Это стремление отца победить сына на финансовом поприще приводит последнего в долговую тюрьму, выйти из которой он смог, лишь предав конкурентам открытый им секрет производства дешевой бумаги. Отец, главный виновник несчастья, не сделал ничего, чтобы выручить сына или материально помочь его жене, вынужденной бедствовать, пока муж находился в заключении.

11 Бальзак О. Утраченные иллюзии. М., Художественная литература, 1973, С. 31

С конца XIX века, с вступлением капиталистического общества в империалистическую стадию отношения отца и сына постепенно теряют их многовековую общественную ценность, одновременно с религиозной подоплекой, присущей им на протяжении веков. Здесь, как и повсеместно, в обществе, отчуждение дает свои плоды. Отчуждение, как показал Маркс, возвращает человека в его животное состояние12. Совместный труд, как это было в традиционной семье, уже не сближает поколения и не является формой воспитания и социализации. Антропологический подход к проблеме ничего не решает, как не решила в свое время проблему антропологическая философия любви Л. Фейербаха. Здесь совершенно необходим исторический подход. Один из замыслов предлагаемой работы - продемонстрировать преимущества такого подхода при анализе исторически меняющегося характера отношений отцов и сыновей в европейской истории.

В современную лексику вошло новое понятие, звучащее несколько абсурдно, а именно - биологический отец. Оно призвано определять человека, причастного к рождению ребенка, но не участвующего в его воспитании, хотя, казалось бы, именно это долгое время являлось неотъемлемой функцией отца, как такового. Более того, вырастить и воспитать нового человека, издавна считалось более важной целью и более существенной функцией, чем просто произвести его на свет. Джон Локк, величайший мастер обоснований, оставляет без доказательства и комментариев такое из своих утверждений: «Питание и образование детей являются настолько обязательными для родителей ради блага

1 о их детей, что ничто не может освободить их заботиться об этом» .

Кант в первой части «Метафизики нравов» также говорит об этом вполне определенно: «Необходима идея рассматривать совокупление как такой акт, при

12 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд-во политической литературы, М., 1974, Т. 42, С. 137-149

13 Локк Дж. Два трактата о правлении. // Сочинения в 3-х тт. М., Мысль, 1988, Т.З, С. 300 помощи которого мы порождаем и производим на свет и некое лицо самовольно, без его согласия; за это действие на родителей возлагается обязанность сделать так, насколько это в их силах, чтобы это лицо было довольно своим состоянием. -Они не могут уничтожить своего ребенка, словно изделие (ведь изделие не может быть существом, наделенным свободой) и свою собственность, или предоставить его на волю случая, так как не просто обитателя мира, а гражданина мира привели они в его лице в состояние, которое и с точки зрения правовых понятий не может им быть безразличным»14.

В настоящее время этот аспект стал детально разрабатываться и освящаться в российских научных журналах, таких как «Социальная педагогика», «Психологическая наука и образование», «Социологические исследования» и др. Авторы статей, как правило, психологи, педагоги, социологи, реже - философы, активно рассматривают новую для нас проблему, а именно социальное сиротство (Е.Б. Бреева, H.H. Гасанов, И.Ф. Дементьева, К.Я. Зачесов, В.К. Кантор, JI.A. Солдатова, Н. Целищева и др.). Все их исследования, несмотря на разнообразие тематики, можно свести к тому выводу, что без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школьные реформы и усилия теоретической педагогики. Т.е. традиционная линия все еще преобладает по числу сторонников в научной среде, хотя каких-либо научно-философских обоснований ее реальной перспективы не представляется в наглядном виде.

Таким образом, при детальной разработке темы происхождения и структурных изменений семьи как таковой, проблема отношений отца и сына, остается все еще недостаточно освященной в социально-философском плане.

Проблема данного исследования - изменение форм взаимодействия отца и сына в зависимости от внешних условий (экономических, политических и

14 Кант И. Основоположения метафизики нравов // Собрание сочинений в 8-ми тт. М.: Изд-во

Чоро», т. 4, С. 309 относящихся к духовной сфере), а также вопрос постепенного исчезновения исторически сложившейся формы семьи, когда старшинство по возрасту непосредственно предполагало власть и авторитет по отношению к младшему поколению.

Объект исследования - историческое пространство Европы, предоставляющее богатый фактический и текстовой материал, раскрывающий развитие и трансформацию реально меняющихся отношений: сын - отец.

Предмет исследования - анализ развития отношений отца и сына от античной классики до начала XX века.

Цель диссертационного исследования - выяснить, как именно преломлялись отношения отца и сына на протяжении обозначенного исторического периода.

В связи с поставленной целью, решаются следующие исследовательские задачи:

1. Исследовать переход и трансформацию трех различных типов отношений отца и сына в европейской истории.

2. Сопоставить отношения отцов и сыновей в Древней Греции и Риме как один из ключевых моментов в различии двух основных типов античной цивилизации.

3. Рассмотреть переход и трансформацию античного типа отношений отца и сына в практику христианского духовничества в эпоху раннего христианства (V — XI в. н.э.).

4. Показать изменение традиционного для европейской цивилизации взгляда на иерархию отца и сына, произошедшее в начале XX века.

Теоретико-методологические основы исследования:

В анализе проблемы предпочтение отдается социально-историческому подходу, предполагающему рассмотрение проблемы в историко-философском и историко-культурном контексте на основе материалистического понимания истории. Кроме того, в отдельных главах используется метод сравнительного анализа, а также формально-логический индуктивный метод, следуя которому подбор и систематизация частных фактов позволяет делать гипотетический вывод об общих правилах, объединяющих эти факты.

Рабочая гипотеза состоит в том, что отношения отца и сына могут служить микромоделью всей общественной структуры, в которую включается семья, и предположительно отражают:

- экономический уклад как целого народа, так и отдельного класса внутри его;

- идейные и религиозные убеждения этого народа на том или ином историческом этапе, что в свою очередь определяет его национальное своеобразие и особенности той или иной исторической эпохи, ее неповторимый колорит.

Таким образом, рассматривая общество через призму отношений отца и сына, можно внести определенные коррективы в историко-философский метод понимания общего через частное, а сами отношения отцов и сыновей могут служить малой схемой всей общественной структуры, в которую включается семья.

Научная новизна результатов исследования:

- впервые на обширном историческом материале (литературном и источниковом) наглядно показана зависимость форм взаимодействия отцов и сыновей от экономической, политической и духовной составляющих общества на различных исторических этапах;

- дан принципиально новый сравнительный анализ положения отца и сына в Древней Греции и Риме;

- представлен редкий материал по истории духовничества в монастырях Восточной Европы;

- показана взаимосвязь античной этики кровнородственных отношений отца и сына и христианской практики духовного отцовства в средние века;

- предложено рассматривать проявление относительно древней европейской традиции в современном мире, например в факторе патернализма, характерного для западноевропейской политической культуры.

Теоретическая значимость работы: рассмотрение поставленной проблемы в историко-философском и историко-культурном контексте на основе материалистического понимания истории позволяет сделать объективный вывод о том, что отношения отца и сына изменяются в зависимости от форм собственности и власти в различных исторических формах общества.

Полученные результаты могут стать теоретической основой для исследований отношений отца и сына в современных условиях и в этой связи дают возможность делать прогноз относительно дальнейшего развития затронутых в диссертации проблем.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретических предпосылок решения некоторых вопросов социальной философии: политики государства в области семейных отношений, демографических и педагогических проблем. Также они могут быть использованы для решения определенных проблем культурологи, например, культуры отношений отца и сына в современных условиях.

Результаты исследования могут стать частью лекционных курсов по социальной философии, культурологи и педагогики.

Апробация диссертационного исследования. Автор выступала с докладами на тему диссертации на заседаниях методологического семинара Современной гуманитарной академии; на XI Международной конференции «Ильенковские чтения» в 2009 году с докладом на тему «Социальная философия и материалистическое понимание истории как методология исторического исследования: отец и сын в Древнем Риме»; на конференции «Ильенков и позитивизм» в феврале 2010 года с докладом на тему «Проблема отношений между поколениями в позитивистской социологии XIX века». Материалы диссертационного исследования послужили основой спецкурса «Западноевропейские и российские культурные традиции», прочитанного студентам историко-философского факультета УРАО в 2008 году.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сравнительный анализ отношений отца и сына в Древней Греции и Древнем Риме показывает их существенное различие, что вполне может быть одной из причин, объясняющих их исторические судьбы.

2. Принципиальная консервативность римской семейной этики, и гражданского права, и сила абсолютной отцовской власти (Patria Potestas), ставшие ведущей идеологией Рима, обеспечили не только долговечность римского государства, но и его способность качественно трансформироваться в эпоху христианства, изменив содержание, но сохранив традиционную форму семьи и общественного уклада.

3. Внешние формы отношений духовного отца и сына в христианской церкви с незначительными различиями повторяли нормы, порядок и уклад кровно-родственных отношений классической римской семьи и поддерживались до тех пор, пока в обществе сохранялся приоритет и память древней традиции.

4. Перемены, внесенные в общество капиталистическим укладом, изменив отношение к собственности и власти, привели в конечном итоге к отчуждению в семье и коренной ломке отношений отца и сына.

Основные результаты диссертационного исследования представлены в следующих публикациях:

В изданиях, рецензируемых ВАК:

1. Мареева, Н.С. Непрерывность и дискретность в истории [Текст] /Н.С.Мареева // Вестник Мурманского технологического университета. 2008. Т. 11, № 4, стр. 647-656.

2. Мареева, Н.С. Гражданское воспитание древних римлян [Текст] /Н.С.Мареева // Социология образования. 2008, № 12, стр. 98-104.

В других изданиях:

3. Мареева, Н.С. Взаимодействие поколений в античную эпоху [Текст] /Н.С.Мареева // Научные труды МАЭП (Московской Академии Экономики и Права). 2009. № 24, С. 40-58.

4. Мареева, Н.С. О соотношении западноевропейских и российских культурных традиций [Текст] /Н.С.Мареева // Диалог культур в современном мире. Сборник статей (по материалам круглого стола). МГУКИ, 2009. стр. 69-73.

I. ВОСПРИЯТИЕ СЕМЬИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мареева, Надежда Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для западноевропейского общественного сознания в настоящее время отчуждение родителей и детей стало столь же объективной данностью человеческой жизни как старение и смерть. Каждый призван переживать их в одиночестве, а философствующие писатели, наподобие Альбера Камю или Анри де Монтерлана, вытеснившие из читательской сферы философов как таковых, бесстрастно уверяют, что так было всегда.

Между тем, как можно убедиться на конкретном материале, европейскому прошлому (как античному, так и феодальному) принадлежали цельность и полнота, порожденные как материальной, так и духовной сторонами жизни. Там, где общество выступало как целостная система, отдельные проблемы, возникавшие между ее частями, в том числе сыном и отцом, нейтрализовывались внешней средой.

Проведенный сравнительный анализ отношений отца и сына в Древней Греции и Риме показывает их существенное различие в этом вопросе, которое послужило одной из субъективных, но немаловажных причин, объясняющих противоположность их исторических судеб. Принципиальная консервативность римской семейной этики и сила абсолютной отцовской власти (Patria Potestas), ставшая ведущей идеологией Рима, обеспечила не только долговечность римского государства, но и его способность качественно трансформироваться в эпоху христианства, изменив содержание, но сохранив- традиционную форму семьи и общественного уклада. Внешние формы отношений духовного отца и сына в христианской церкви с незначительными различиями повторяли нормы, порядок и уклад кровнородственных отношений классической римской семьи и поддерживались до тех пор, пока в общественном сознании сохранялся приоритет и память древней традиции.

Это доказывает, что общество в состоянии регулировать отношения родителей и детей, если оно в том заинтересовано и имеет необходимые для этого институты, такие как экономическое и юридическое право, религиозные установки или другую более или менее общую для всех систему ценностей.

Открытым остается вопрос о том, был ли реальный прогресс в эмансипации семьи от общества, а затем и отдельных членов семьи друг от друга. С одной стороны процесс разложения целого на части с философской точки зрения можно рассматривать как объективно необходимый, и значит правомерный. Но его итогом может стать гибель целого. Перемены, внесенные в общество капиталистическим укладом, изменив отношение к собственности и власти, привели в конечном итоге к отчуждению в семье и коренной ломке отношений отца и сына, сложившихся в течение веков.

Современный человек свободен во всем, что касается его личной жизни, и вряд ли возможно массовое желание вернуться к тому положению, когда внешний мир регулировал его в таких вопросах, как создание семьи, рождение и воспитание детей, и само его отношение к ним. Но когда в случае серьезной проблемы с ребенком, его отец (правда, теперь все чаще мать) по старой памяти обращается за помощью к обществу (учителям, профессиональным психологам, юристам и т.д.), оно оказывается не в состоянии помочь. Думается, это происходит в силу исследованных нами причин: семья - первая и последняя ячейка общества, она возникает прежде государства, и гибнет уже после того, как государство потеряло свою силу и власть над отдельным человеком, став ему чужим.

Здесь открывается перспектива для дальнейшего исследования уже современной реальности, применительно к России. Отталкиваясь от намеченной схемы, на основе материалистического понимания истории можно проследить пути перехода общества от традиционного уклада к его современному состоянию, выявить как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса и, возможно, открыть тем самым новые философские дискуссии с участием представителей различных специальностей — истории, социологии, педагогики и права.

Можно заранее предположить, по какой линии произойдет расхождение во взглядах. Одна сторона согласится, что фактор кровного родства отнюдь не универсален, и если традиционная семья не имеет будущего, то из этого вовсе не следует, что общество не в состоянии найти другие формы воспроизводства новых поколений, в том числе и в плане духовного развития.

Если подобный опыт был вполне удачно осуществлен христианской церковью, поставившей духовное родство выше кровного, то не исключено возникновение новой общественной структуры или даже нескольких структур, способных осуществлять воспитание новых поколений вне семьи. Опыт Древней Спарты, английских закрытых школ, военных школ Европы и царской России, здесь может быть реально использован. Но здесь все «за» и «против» находятся в положении равновесия, где на каждый плюс может быть найден ответный минус. Например, в «золотую» эпоху первого российского кадетского корпуса, - в екатерининский век, воспитанники поступали в него с четырехлетнего возраста, выпускались в двадцать один. За время учебы они ни разу не покидали его ограды и часто не видели родителей до самого выпуска, так что система, провозглашенная Руссо, торжествовала как нигде. Но по здравом размышлении начальство вскоре стало применять практику размещения семейных офицеров-воспитателей на территории корпуса в отдельных благоустроенных квартирах. В их обязанности входило по одному приглашать мальчиков-кадет к себе в гости, чтобы те реально приобщались к семейной обстановке и домашнему быту, как будущие мужья и отцы. Это лишний раз доказывает: как бы хорошо ни была устроена система общественного или государственного воспитания, без семьи в том или ином виде ей все-таки не обойтись.

Именно поэтому число сторонников традиционной линии, отстаивающих приоритет семейных ценностей, не уменьшится еще очень долгое время, хотя будущее самой семьи в ее историческом виде в свете современных реалий по-прежнему весьма туманно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мареева, Надежда Сергеевна, 2010 год

1. Августин. Исповедь Текст. /Аврелий Августин // Исповедь. Сост. и вступительная статья В.Л. Рабиновича. М.: Республика, 1992. 334 с.

2. Азимов, А. Римская империя / А.Азимов / М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2004. - 351 с.

3. Альфьери, В. Брут Второй Текст. / В. Альфьери // Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. Альфьери В. Трагедии. М.: Художественная литература, 1971. 800 с.

4. Амирханов, Х.А. История первобытного общества Текст. / X.А.Амирханов / М.: Изд-во УРАО, 2000. - 64 с.

5. Арган, Дж.-К. История итальянского искусства в 2-х т. Текст. /Дж.-К. Арган/ Под научн. ред. В.Д. Дажиной. Т.1 М.: Радуга, 1990. - 319 с.

6. Аристотель. Большая этика Текст. / Аристотель // Сочинения в 4-х тт.

7. М.: Мысль, Т.4, 1984. с. 830 с.

8. Аристотель и античная литература Текст. М.: Наука, 1978. - 232 с.

9. Аристофан. Облака Текст. / Аристофан // Античная драма. М., Художественная литература, 1970. -768 с.

10. Асмус, В.Ф. История античной философии Текст. / В.Ф. Асмус / М.: Высшая школа, 1965. 320 с.

11. Бальзак, О. Утраченные иллюзии Текст. /О. Бальзак / М.: Художественная литература, 1973.-608 с.

12. Библ1я или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета врусском переводе Текст. С-Пб.: Синодальная типография, 1911. 932 с.

13. Блэк, Дж. История британских островов Текст. / Дж. Блэк / пер. с англ. C.B. Иванова СПб., Евразия, 2008. - 540 с.

14. Брентано, К. Фрагмент об идеальном периоде в истории государств Текст. / К. Брентано // Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1986. 736 с.

15. Брянчанинов, И. Приношение современному монашеству Текст.

16. Игнатий Брянчанинов // Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, Т.5, 1998.-480 с.

17. Вдовина, М.В. Регулирование межпоколенческого конфликта в семье Текст. / М.В. Вдовина // Вестник МГУ, серия 18 Социология и политология. - 2008, № 4. - С. 70-82

18. Вебер, М. Социальные причины падения античной культуры Текст.

19. М. Вебер // Избранное. Образ общества.: пер. с нем. М. Юрист, 1994. -704 с.

20. Вергилий. Энеида Текст. / П. Вергилий // Буколики. Георгики. Энеида. М.: Художественная литература, 1971. -418 с.

21. Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций Текст.

22. Дж. Вико / (пер с итал. и коммент. A.A. Губера), Москва Киев "REFL -book" «ИСА», 1994. - 618 с.

23. Гаспаров, M.JI. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческойкультуре Текст. /М.Л. Гаспаров/ М.: Новое литературное обозрение, 2006. 432 с.

24. Гегель, Г.-В.-Ф. Различие между греческой религией фантазии и христианской позитивной религией Текст. / Гегель Г.-В.-Ф. // Эстетка, Т. 4, М.: Искусство, 1973. 676 с.

25. Гегель, Г.-В. Философия права Текст. /Г.-В. Гегель/ пер. Б. Столпнера М. СОЦЭКГИЗ, 1934. - 380 с.

26. Геродот. История Текст. / Геродот /пер. и прим. Г.А. Стратанавского, М.: АКТ МОСКВА, 2006. 672 с.

27. Гесиод. Теогония Текст. / Гесиод // Теогония Гесиода и Прометей (разбор сказаний). С-Пб., 1897. 478 с.

28. Гесиод. Труды и дни Текст. / Гесиод // Греческая литература в Избранных переводах. М., Советский писатель, 1939. 562 с.

29. Гиро, П. Быт и нравы древних римлян Текст. / П. Гиро /- СПб., 1913. -532 с.

30. Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков Текст. / П. Гиро / -СПб., 1897.-116 с.

31. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств Текст. / П.П. Гнедич / М.: Современник, 1996. - 494 с.

32. Гомер. Илиада Текст. / Гомер // Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Художественная литература, 1971. 768 с.

33. Гомер. Одиссея Текст. / Гомер // Гомер. Илиада. Одиссея.

34. М.: Художественная литература, 1971. 768 с.

35. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н.Я. Данилевский / Сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. - 574 с.

36. Данченко, В. Калашников, Г. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты Текст. /В. Данченко, Г. Калашников / М.: ЗАО ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2007. - 463 с.

37. Диоген Синопский. Гномы и апофтегмы Текст. /Диоген Синопский // Антология кинизма. М., Наука, /Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. A.A. Тахо-Годи, пред. И.М. Нахова /1996. 335 с.

38. Добротолюбие в русском переводе, Т. 5 Текст. М. Типо-Литография И. Ефимова, 1900. 488 с.

39. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы Текст. /Ф.М. Достоевский / -М.: Художественная литература, 1973. — 816 с.

40. Дю Гар, Р.-М. Семья Тибо Текст. /Р.-М. Дю Гар / Т.1, М.: Художественная литература, 1972. - 800 с.

41. Еврипид. Ипполит Текст. / Еврипид // Античная драма. М.: Художественная литература, 1970. 678 с.

42. Жития Святых, кн. 1 Текст. М.: Синодальная типография, 1903. 432 с.

43. Жития Святых, кн. 5 Текст. М.: Синодальная типография, 1904. 646 с.

44. Жития Святых, кн.9 Текст. М.: Синодальная типография, 1904. — 524 с.

45. Зелинский, Ф.Ф. Сказочная древность Текст. /Ф.Ф. Зелинский / М.: Культура, 1994. - 368 с.

46. Зедергольм, К. О жизни и сочинениях Катона Старшего Текст. / К. Зедергольм / М.: 1857. 87 с.

47. Иоанн Лествичник. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы Лествица в русском переводе Текст. / Иоанн Златоуст / Сергиев Посад, 1908. 92 с.

48. История Древней Греции Текст. / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко,

49. B.И. Кузищин, Л.П. Маринович / под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2000. - 399 с.

50. Кант, И. Основоположения метафизики нравов Текст. / И. Кант // Собрание сочинений в 8-ми тт. М.: Изд-во «Чоро», т. 4, 1994. 630 с.

51. Капица, С.П. Население земли и предвидимое будущее цивилизации Текст. / С.П. Капица // Социологические исследования. — 2003. № 1. —1. C. 7-15

52. Кнабе, Г.С. Античный тип культуры и Древний Рим Текст.

53. Г.С. Кнабе // Избранные труды. СПб.: Летний сад, М.: РООССПЭН, 2006. 1200 с.

54. Клумпт, М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа Текст. / М.А. Клумпт // Социологические исследования. — 2003. № 12. -С. 108-117

55. Ковалев, С.И. История Рима Текст. / С.И. Ковалев / под общей ред. проф. Э.Д. Фролова. Изд. новое, испр. и доп. - М.: ACT; СПб.: Полигон, 2006. - 864 с

56. Конт, О. Дух позитивной философии Текст. / О. Конт / — Санкт-Петербургское филос. общество, 2001. — 157 с.

57. Корнель, П. Сид. Трагедия в пяти действиях Текст. / П. Корнель

58. Театр Французского классицизма, М.: Художественная литература, 1970. -608 с.

59. Коуэл, Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура Текст. / Ф. Коуэл / пер. с англ. O.A. Сидоровой. М.: ЗАО Центрополиграф, 2006. -255 с.

60. Лебедева, Е. Разрушение социальных структур России Текст. / Е. Лебедева // Социальная педагогика. — 2008. № 1. — С. 83-88

61. Лисий. Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена Текст. / Лисий // Речи. пер., статья, коммент. С.И.Соболевского; предисл. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М.: ЛАДОМИР, 1994. - 373 с.

62. Лисий. Надгробное слово в честь афинян, павших при защите

63. Коринфа Текст. / Лисий // Речи. пер., статья, коммент. С.И.Соболевского; предисл. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М.: ЛАДОМИР, 1994. -373 с.

64. Локк, Дж. Два трактата о правлении Текст. /Дж. Локк // Сочинения в Зт. пер. с англ. и лат. Т.З, ред. и сост., авт. примеч. А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988.-668 с.

65. Локк, Дж. Мысли о воспитании Текст. / Дж. Локк // Сочинения в Зт.- пер. с англ. и лат. Т.З, ред. и сост., авт. примеч. А.Л. Субботин. М.: Мысль, 1988.-668 с.

66. Лосев, А.Ф. Античная философия истории Текст. / А.Ф. Лосев / М.: Наука, 1977. 208 с.

67. Лосев, А.Ф. Типы античного мышления Текст. / Лосев А.Ф. // Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.

68. Малинин, Ю.Ф. Общественная мысль во Франции XV века и античная культура Текст. /Ю.Ф. Малинин // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука, 1984. 288 с.

69. Манн, Т. Иосиф и его братья. Т 2 Текст. / Т.Манн / пер. с нем. С. Апта.- М.: Правда, 1991.-750 с.

70. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Текст. / К. Маркс и Ф. Энгельс // Сочинения. М.: Изд-во политической литературы, Т. 42, 1974. с. 535 с.

71. Махлаюк, A.B. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность Текст. / A.B. Махлаюк / СПб., Филологический факультет СПб. Гос. Ун-та, 2006. - 440 с.

72. Милль, Д.-С. Опост Конт и позитивизм Текст. /Д.-С. Милль / М.: URSS, 2007. - 171 с.

73. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Текст. М.: Советская энциклопедия, 1992 - Т.2, 719 с.

74. Моммзен, Т. История Рима Текст. / Т. Моммзен / М., ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, Т.З., 1941. - 553 с.

75. Моммзен, Т. История Рима. Краткое изложение Текст. / Т. Моммзен / -СПб.: Лениздат, 1993.-269 с.

76. Немировский, А.И. Ильинский A.C. Уколова В.И. Античность: История и культура, Т. 1 Текст. / А.И. Немировский, A.C. Ильинский, В.И. Уколова / М.: АО АСПЕКТ ПРЕСС, 1992, 448 с.

77. Остерман, Л. Римская история в лицах Текст. /Л. Остерман М.: «О.Г.И.», 1997.-624 с.

78. Паллад. Грекам Текст. / Паллад // Античная лирика. М.: Художественная литература, 1968. 624 с.

79. Петроний, Г. Сатирикон Текст. / Г. Петроний // Ахилл Татий. Левкипа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1969. 592 с.

80. Платон. Государство Текст. / Платон // Диалоги [пер. с древнегреч.] Платон. М.; ACT; Харьков: Фолио, 2005. - 381 с.

81. Платон. Критон Текст. / Платон // Сочинения в 4-х т., Т. 1, М.: Мысль, 1994.-862 с.

82. Платон. Пир Текст. / Платон // Диалоги. Т. 1, М. ЭКСМО, 2007.- 1232 с.

83. Плотникова, Н.Ю., Филиппова Е.В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений Текст. / Н.Ю. Плотникова, Е.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. - С. 71-80

84. Плутарх. Избранные жизнеописания в двух томах. Т. I Текст.

85. Плутарх / Сост., вступ. ст. М. Томашевской. М.: Правда, 1990. - 592 с.

86. Письма Плиния Младшего Текст. / Плиний Младший / М.: Наука, 1984.- 408 с.

87. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах Текст. / Полибий /М., 1890, Т. 1,С. 558

88. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения Текст. / Авва Дорофей /Сергиев Посад, 1900. 268 с.

89. Религия и община в древнем Риме Текст. М., Изд-во РАН, Институт всеобщей истории, 1994. — 214 с.

90. Ремарк, Э.-М. Возвращение Текст. / Э.-М. Ремарк // Избранные произведения. М.: РИПОЛ, 2004. 864 с.

91. Ринуччини, А. Письмо к сыну Филиппо Текст. / А. Ринуччини // Человек в Культуре Возрождения. М.: Наука, 2001. — 262 с

92. Робер, Ж.-Н. Рим Текст. / Ж.-Н. Робер / М.: Вече, 2006. - 384 с.

93. Романсы о Сиде Текст. // Песнь о Роланде. Нимская телега. Песнь омоем Сиде. Романсеро. М.: Художественная литература, 1976. 657 с.

94. Роулинг, М. Европа в средние века. Быт. Религия. Культура Текст. / М. Роулинг / пер. с английского JI.A. Калашниковой. М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. - 223 с.

95. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании Текст. /Ж.-Ж. Руссо / СПб., 1915.-491 с.

96. Саллюстий Крисп. Сочинения Текст. / Г. Саллюстий Крисп / М.: Наука, 1981.-224 с.

97. Самохина, Г.С. Древний Рим: основные аспекты политико-правового развития Текст. / Г.С. Самохина / Петрозаводск, 2004. - 195 с.

98. Светоний, Г. О жизни цезарей Текст. /Г. Светоний /СПб.: Вита Нова, 2008.-168 с.

99. Сергеенко, М.Е. Жизнь древнего Рима: очерки быта Текст.

100. М.Е. Сергеенко / — М., Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1964. 336

101. Словарь античности Текст. пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.

102. Современная буржуазная философия и религия Текст. Под ред. А.С. Богомолова. М.: Политиздат, 1977. - 376 с.

103. Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое Текст. / Г. Спенсер / пер. с англ.; сост. и отв. ред. Г.Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 288 с.

104. Степанова, O.K. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени Текст. / С.К. Степанова // Социологическиеисследования, № 1, 2003, С. 46-52.

105. Степанова, O.JI. Четвертое июля 1776 года Текст. / O.JI. Степанова / М.: Молодая гвардия, 1976. - 192 с.

106. Суриков, И.Е. Архаическая и классическая Греция. Проблемы истории и источниковедения Текст. /И.Е. Суриков / М., Книжный дом, 2007. -236 с.

107. Тертуллиан. Избранные сочинения Текст. /К.-С. Тертуллиан / Общ. ред. и сост. A.A. Столярова. М.: Прогресс, 1994. — 448 с.

108. Толстой, JI.H. Отец Сергий Текст. / JI.H. Толстой // Повести. М.: Правда, 1983.-432 с.

109. Утченко, C.JI. Цицерон и его время Текст. / С.Л. Утченко / М.: Мысль, 1973.-454 с.

110. Ушакин, С. «Человек рода он»: футляры мужественности Текст. / С. Ушакин // Вопросы философии. 2005. № 7. - С. 34-56

111. Философская энциклопедия Текст. Гл. ред. Ф.В. Константинов. «Советская энциклопедия», 1967. (Науч. совет изд-ва «Советская энциклопедия», Ин-т философии АН СССР). Т. 4. 592 с.

112. Фицджеральд, Ф.-С. Ночь нежна: Роман Текст. / Ф.-С. Фицджеральд / пер. с англ. Е. Калашниковой. М.: ООО «Издательство ACT»; ООО «Транзиткнига», 2004. - 413 с.

113. Фролов, Э.Д. Рождение греческого полиса Текст. / Э.Д. Фролов / — Ленинград, Изд-во ЛГУ, 1988. 230 с.

114. Фюстель де Куланж. Гражданская община древнего мира Текст. /Фюстель де Куланж / М., 1891. 327 с.

115. Ходжес, Г.-Э. Франко Текст. / Г.-Э. Ходжес / пер. с англ. Г.М. Цареградского. М.: ACT Ермак, 2003. - 382 с.

116. Хеннингсен, Ю. Автобиография и педагогика Текст. / Ю. Хеннингсен / пер. с нем. В.А. Волкова; под общей редакцией В.Г. Безрогова. — М.: Изд-во УРАО, 2000. 184 с.

117. Цицерон, М.-Т. Тускуланские беседы Текст. / М.-Т. Цицерон // Избранные сочинения сост. и ред. М. Гаспарова, О. Ошерова, В. Смирина, вступ. ст. Г. Кнабе - М., Художественная литература, 1975. - 454 с.

118. Честертон, Г.-К. Вечный человек Текст. / Г.-К. Честертон / пер. с английского. М.: Изд-во Эксмо, СПб.: Мидград, 2004. - 704 с.

119. Честерфилд, Ф.-Д.- С. Письма к сыну Текст. / Ф.-Д.- С. Честерфилд // Если хочешь быть свободным М.: Политиздат, 1992. — 381 с.

120. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.

121. Гёштальт и действительность Текст. / О. Шпенглер / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

122. Энгельс, Ф. Проект Коммунистического символа веры Текст. / К. Маркс и Ф. Энгельс / Сочинения, т. 42, 1974. с. 535 с.

123. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана Текст. / Ф. Энгельс /- М.: Политиздат, 1982. 238 с.

124. Эриксон, К. Елизавета II. Биография Текст. / К. Эриксон / пер. с англ. М. Ланиной. СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2008. - 398 с.1. Иностранная литература:

125. Dunbabin T.J. The Western Greeks // The history of

126. Sicily and South Italy from the foundation of the Greek colonies to 480 b. c. By T.J. Dunbabin, Oxford, The Clarendon press. 1948. 497 p.

127. Durant W. The life of Greece (1939), p. 90-112 // The Story of Civilization" 11 vols. New York, Simon & Schuster, 1937-1963 Volume 2 . 775 p.

128. Edel W. Defenders of faith. Religion and politics from Pilgrim Fathers to Reagan. N.Y., Praeger, 1987. - 268 p.

129. Kristeller P.O. Augustine and the early Renaissance. // Kristeller P.O. Studies in Renaissance Thought and Letters. Roma, 1956. — 238 p.

130. Moore S., Lare J., Wagner K. The child"s political. A longitudal Perspective. N.Y., 1985. - 279 p.

131. Sailer R.P. Personal Patronage the Early Empire. Cambridge, Camb. univ. press, 1982.-223 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.