Социально-философские аспекты отношений государства и религиозных объединений в постсоветский период: на материалах Владимирской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Февралева, Лилия Анатольевна

  • Февралева, Лилия Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 214
Февралева, Лилия Анатольевна. Социально-философские аспекты отношений государства и религиозных объединений в постсоветский период: на материалах Владимирской области: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Архангельск. 2009. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Февралева, Лилия Анатольевна

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 14 ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1. Отношения государства и религиозных объединений как объект 14 социально-философского анализа: проблемы категориального аппарата

1.2. Методологические принципы типологизации и классификации 44 отношений государства и религиозных объединений

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ 63 ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

2.1. Модели государственно-конфессиональных отношений и 63 вероисповедной политики в практике современной России

2.2. Состояние и тенденции развития государственно- 85 конфессиональных отношений

ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ 118 РЕЛИГИОЗНОЙ ДИНАМИКИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Специфика религиозной ситуации в регионе

3.2. Становление и развитие региональных моделей политики в сфере 144 свободы совести

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские аспекты отношений государства и религиозных объединений в постсоветский период: на материалах Владимирской области»

Актуальность темы исследования.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью социально-философского осмысления кардинальных перемен в сфере отношений государства и религиозного сообщества в современной России. Их причиной явились политические реформы конца XX - начала XXI веков, изменившие как систему государственного устройства страны, так и структуру управления.

Демократическое решение религиозного вопроса в начале 90-х годов прошлого века, выразившееся в юридическом закреплении либерально-демократической модели государственно-конфессиональных отношений, открыло перед гражданами Российской Федерации возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения. Был ликвидирован советский регулятивный механизм, обеспечивавший отношения государства и религиозных объединений, основанный на концепции «отмирания религии». В результате сложилась новая религиозная ситуация, принципиальная особенность которой состоит в том, что при сохранении светского типа государства его атеистическая форма была замена внеконфессиональной. Конституционно закрепленное дистанцирование государства от какого-либо регулирования деятельности религиозных объединений сопровождалось рядом негативных явлений, потребовавших социально-философского осмысления: усилением межконфессионального соперничества, расколом и дроблением традиционных российских конфессий, клерикализацией некоторых слоев общества и властных институтов, политизацией отдельных религиозных объединений.

В конце XX века в российской религиозной ситуации обозначилась тенденция на восстановление авторитета традиционных ценностей и организаций, сформировался феномен «проправославного консенсуса». л

Массовый; рост интереса к религии как социальному и культурному явлению, переоценка ее исторической и социальной роли, повлекли за собой рост престижа и влиятельности религиозных объединений, уровня доверия к ним со стороны общества. На-всех государственной: уровнях власти: стали возникать , новые формы- взаимодействия г и . сотрудничества , в различных: сферах общественной жизнщ начались; процессы учреждения органов по ' взаимодействию с религиозными объединениями. Это позволяет обсуждать и решать как. старые; так и появляющиеся новые сложности и противоречия в религиозной жизни современного российского общества.

Отмеченные общероссийские тенденции в полной мере проявляются в религиозных .процессах во Владимирской области. Историко-культурные особенностифегиона^. связанные с укорененностью православных.традиций; и приоритетом^ православия- дополняются, политикой; па поддержание культуры веротерпимостш населения, воспитания уважения к мировоззренческому выбору граждан в современном поликонфессиоиальном обществе. ■ . . - ; " ; '

Реалии и проблемы отношений государства и религиозного сообщества : как одной из сфер социального бытия сегодня выходят далеко за рамки собственно, институционально-юридических аспектов, выявляя; свой универсальный социокультурный характер, сопряженный с. фундаментальными, мировоззренческими и ценностно-смысловыми ' вопросами. Таким; образом; возникает методологическая необходимость их исследования, именно на социально-философском: уровне: Многоплановый и полиатрибутивный анализ обозначенного социального феномена позволяет не только обобщить опыт, отдельных социальных наук: (социологии, . . религиоведения; психологии, культурологии; политологии и; др.), но . и создать целостную систему понимания сущности и базовых принципов взаимодействия;:ГОсударства;.,религии и общества в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы.

Рассматриваемая тема является предметом комплексного междисциплинарного исследования социальной философии, религиоведения, истории, правоведения, социологии, политологии, психологии, этнологии и культурологии, изучающих отношения государства, общества и религии в том или ином аспекте. В широком многообразии научной литературы, связанной с разработкой темы диссертации, следуя предметно-проблемному принципу, можно выделить следующие группы работ.

В социальной философии сложилась традиция исследования религии и религиозности, представленная трудами классиков: П. Бергера, Н.А. Бердяева, А.Г. Булгакова, М. Вебера, Г.Ф. Гегеля, И.А. Ильина, И. Канта, Л.П. Карсавина, Т. Лукмана, Н. Лумана, Б. Рассела, П.А. Сорокина, С.Л. Франка, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Ясперса и др.

В рамках отечественного религиоведения значительный вклад в разработку методологии исследования отношений государства с религиозными объединениями внесли ведущие ученые: Е.И. Аринин, Ю.А. Бабинов, А.Ю. Григоренко, С.И. Иваненко, И.Я. Кантеров, А.А. Красиков, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, М.П. Новиков, А.А. Нуруллаев, Ф.Г. Овсиенко, М.И.Одинцов, М.Г. Писманик, В.Н. Порус, Н.А. Трофимчук, Д.М. Угринович, М.О. Шахов, И.Н. Яблоков- и др. Среди зарубежных авторов, обращающихся к теоретико-методологическим аспектам государственно-конфессиональных отношений, можно выделить таких как: И. Барбур, А. Баркер, Р.Н. Белла, В. Джемс, Д. Дейвис, К. Дурэм, Г. Моран, Б. Паскаль, Э. Сьюэлл, С. Феррари, М. Элиаде и др.

Правовым аспектам государственно-конфессиональных отношений посвящены работы С.П. Бокарева, С.А. Бурьянова, Н.В. Володиной, П.Н. Дозорцева, А.Г. Залужного, В.И. Королева, А.И. Кудрявцева, И.А Куницына, С.В. Медведко, Р.А. Подопригоры, И.В. Понкина., А.Е. Пьянкова, В.В. Себенцова, С.Ю. Симорота, и др. В публикациях Ф.М. Бурлацкого, А. М. ч

Верховского, К. Каневского, О.Р. Квирквелии, А.Г. Клочкова, Г.А. Крыловой, JI. Левинсона, Р.Н. Лункина, Е.Н. Мельниковой, А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского, Ю.В. Тихонравова, Г.Г. Черемных и др. предметом исследования являются проблемы соблюдения неотчуждаемого права человека на свободу совести.

С 90-х годов XX века результаты активно проводимых социологических исследований религиозных процессов стали находить отражение в исследованиях В.И. Гараджи, Ю.П. Зуева, К. Каариайнена, И.Г. Каргиной, С.Д. Лебедева, Ю.А. Левады, Р.А. Лопаткина, М.П. Мчедлова, В.Г. Пивоварова, Л.С. Рязановой, И.Н. Рындиной, Э.П. Филимонова, Д.Е. Фурмана, Е.С. Элбакян и др.

Соотношение религиозной и политической сфер в современной общественной жизни, их взаимовлияние, проблемы места религии в глобализующемся мире освещены в трудах Л.А. Андреевой, О.Ю. Васильевой, К.С. Гаджиева, С.В. Джораевой, В. Еленского, А.В. Журавского, В.И. Зоркальцева, А.Б. Зубова, А.А. Игнатенко, Г.С. Киселева, Н.А. Ковальского, А.Н. Красникова, Н.В. Кривельской, Т.А. Кудриной, А.И. Кырлежева, Е.М. Мирошниковой, Г.А. Михайлова, А. Морозова, А.С. Панарина, В.К. Пинкевича, Д.В. Поспеловского, Ю.А. Розенбаума, Е.Н. Салыгина, С.Г. Сафронова, Ю.А. Сибирцевой, Ж.Т. Тощенко, Т.А. Чумаченко, М.Л. Шевченко, А.В. Щипкова и др.

Большое количество диссертационных работ посвящено проблемам отношений государства и религиозных объединений в регионах, например, исследования Н.С. Волкова, Г.А. Выдриной, С.И. Ильинского, В.В. Кулакова, Л.Г. Рагозиной, Е.С. Сусловой, С.С. Черняк и др. Во Владимирской области региональный аспект этих отношений является предметом научного анализа в работах Е.И. Аринина, Н.С. Андреева, Т.А. Ионовой, В.Н. Константинова, А.В. Маковецкого, П.Е. Матвеева, С.Н. Минина, О.А. Семеновой, А.С.

Тимощука, А.К. Тихонова, А.В. Торопова, Е.А. Плеханова, И.Н. Федотовой и др.

Таким образом, в каждом из предметных блоков вопросы отношений государства и религиозных объединений получили достаточно широкое научное освещение. Вместе с тем, современный уровень методологических исследований требует уточнения и обоснования категориального аппарата, применяемого при анализе социальной действительности, в результате специального комплексного изучения проблематики. Кроме того, проведенный обзор научно-исследовательской литературы свидетельствует об отсутствии специальных монографий и диссертационных работ, в которых отношения государства п религиозного сообщества постсоветского периода являлись бы предметом социально-философского анализа.

Цель работы - разработка и социально-философское обоснование оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений на основе исследования динамики и современного состояния отношений государства и религиозных объединении.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить особенности социально-философского категориального аппарата, применяемого для анализа отношений государства и религиозных объединений; исследовать методологические основания типологизации и классификации отношений государства и религиозных объединений на основе приоритета конституционных прав человека; . осуществить анализ моделей вероисповедной политики в постсоветской России; выявить основные модели государственно-конфессиональных отношений постсоветского периода, определить пути их гармонизации; рассмотреть социально-философские аспекты состояния и проблем религиозного сообщества Владимирской области в постсоветский период;

• описать перспективную модель региональной политики органов власти и местного самоуправления Владимирской области в сфере свободы совести.

Объектом исследования выступают отношения государства и религиозных объединений в России.

Предметом исследования являются социально-философские аспекты отношений органов власти, местного самоуправления и религиозного сообщества Владимирской-области в 90-е годы XX и начале XXI веков.

Научная новизна диссертационной работы: . Обоснована дифференциация двух понятий: «модель отношений государства и религиозных объединений» и «модель политики государства в сфере свободы-совести и вероисповедания», как общего и частного, что позволило провести классификацию и социально-философский анализ многообразных видов взаимосвязей государства и религиозных сообществ на основе выбранных типологических (сущностных) признаков, а также использовать при описании религиозной ситуации постсоветского периода.

• Сформулировано определение понятия «модель отношений государства и религиозных объединений» как абстрактно-символической, системы, избирательно и целенаправленно описывающей место и роль религии в обществе в контексте институциональных взаимосвязей граждан, государства, религиозных объединений и других субъектов отношений по уровню, глубине, характеру, формам и иным значимым критериям. Установлено, что легитимированная в постсоветский период либерально-демократическая модель государственно-конфессиональных отношений, реализовывалась соответственно в двух моделях вероисповедной политики: дистанктивной и регулятивной. Выявлены тенденции развития государственно-конфессиональных отношений, развивающихся от диалога, к сотрудничеству и к высшей ступени взаимодействия, характеризующей развитое демократическое общество, — социальному партнерству, что дает возможность прогнозировать перспективы развития отношений государства и религиозных объединений. • Выделены семь основных аспектов субъектных связей по степени включенности человека в социально-религиозные отношения (двигаясь от наиболее общих социальных условий к индивидуально-мировоззренческим) и пути их гармонизации. . Осуществлен многофакторный анализ состояния и основных 1енденций развития государственно-конфессиональных отношений в субъекте Российской Федерации (Владимирской области постсоветского периода).

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Под «моделью отношений государства и религиозных объединений» следует понимать абстрактно-символическую систему, избирательно и целенаправленно описывающую место и роль религии в обществе в контексте институциональных взаимосвязей государства, религиозных образований, других субъектов отношений по уровню, глубине, характеру, формам и иным значимым критериям.

2. В результате «перестройки» в рамках советской модели отношений государства и религиозных объединений начала развиваться ликвидационная тенденция (1990 — 1993 гг.) в вероисповедной политике, способствовавшая легитимизации либерально-демократической модели (1993 — по н/в) государственно-конфессиональных отношений, реализовавшейся последовательно в двух моделях государственной политики в сфере свободы совести: «дистанктивной» (1993 — 1997 гг.) и «регулятивной» (1997 — по н/в).

3. Основными социальными проблемами современной религиозной жизни являются противоречия, вытекающие из несоответствия между юридически закрепленной либерально-демократической моделью государственно-конфессиональных отношений и вероисповедной политикой, подверженной влиянию «проправославного консенсуса».

4. Специфика функционирования религии во Владимирской области состоит в исторически обусловленной укорененности православных традиций в регионе, сохранении культуры веротерпимости у населения в условиях современной поликонфессиональности и роста миграционных потоков, сочетаемых с достаточно высоким уровнем потенциальной конфликтогенности в сфере зтноконфессиональных отношений.

5. Работа Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области, созданного с целью координации деятельности органов власти и общественности по реализации прав граждан на свободу совести, показала эффективность данной институциональной формы регулятивного механизма, позволяющего реализовывать региональную вероисповедную политику в рамках либерально-демократической модели отношений государства и религиозных объединений в России.

Методологическая и теоретическая основа исследования обусловлена целью и задачами диссертации, особенностями анализируемого материала. Основу исследования составляет междисциплинарный системный подход, рассматривающий отношения государства, верующих и религиозных объединений через призму семи аспектов (измерений), позволяющих синтезировать на основе конституционно утвержденного приоритета прав граждан на свободу совести и вероисповедания исторические, социологические, культурологические, политологические и юридические методы рассмотрения проблемы. Важное значение имеют аксиологический (ценности прав человека и толерантности) и праксиологический практически-преобразующий) подходы к проблемам взаимодействия религиозных объединений и светского государства. Решение задач исследования обеспечивается использованием следующих методов: социально-философского анализа применяемых понятий «религия», «религиозность», «религиозное объединение», «светское государство», позволяющего выявить логическую и контекстуальную нагрузку этих понятий, их структуру и взаимосвязь; историко-философского анализа, позволяющего проследить генезис и эволюцию исследуемых социальных явлений, развитие их роли на объективно-событийном и мировоззренческом уровнях; сравнительного анализа, позволяющего сопоставить явления разных социально-исторических и мировоззренческих уровней; герменевтического анализа источников.

Теоретической: базой данного исследования явились работы российских и зарубежных философов, социологов, религиоведов, социальных антропологов, , политологов, эмпирической - материалы российских и региональных социологических исследовании.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы определяется его актуальностью, научной новизной и выводами прикладного характера. Данная диссертационная работа является специальным исследованием, посвященным отношениям государства и религиозных объединений в постсоветский период. Расширяя имеющиеся научные представления относительно- методологических возможностей концепций социального статуса религии (П. Бергера, Н. Лумана), позволяет по-новому взглянуть на проблему региональных отношений государственных органов власти, местного самоуправления и религиозного сообщества. Полученные результаты могут быть применимы в исследовании проблем социальной философии и религиоведения.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в воспитательной, просветительской и образовательной деятельности для разработки и чтения лекций по курсам философии, социальной философии, религиоведению, государственно-церковным отношениям и политологии; при организации социологической практики и подготовке дипломных проектов студентов ВлГУ специальностей «Религиоведение» и «Социология»; при издании учебных пособий, методических рекомендаций для специалистов по работе с общественными объединениями и религиозными организациями; при организации социологических исследований по мониторингу проблем межконфессиональных отношений; разработке системы интерактивного общения, включающей веб-страницу "Этно-конфессиональное взаимодействие" на официальном сайте администрации области; в ходе организации и проведения научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров для руководителей религиозных и национальных объединений, представителей органов местного самоуправления и государственной власти; для обоснования способов дальнейшего совершенствования региональной модели вероисповедной политики и деятельности Совета по вопросам религиозных и национальных объединении при администрации Владимирской области; при определении основных механизмов и принципов принятия управленческих решений, способствующих гармоническому развитию этноконфессиональной сферы.

Апробация диссертационного исследования. Результаты исследования изложены соискателем в 15 научных публикациях общим объемом 8,4 пл., в том числе в двух реферируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования п науки РФ для публикации основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций.

Основные положения диссертации излагались в выступлениях и обсуждались в ходе научных дискуссий на международных, всероссийских и межрегиональных научных конференциях: «Толерантность в религии и культуре» (г. Владимир, ВлГУ, 2002); «Религия и наука» (г. Владимир, ВлГУ, 2003); «О совершенствовании и развитии государственно-церковных отношений» (г. Москва, РАГС, 2004); «Наука и религия в диалоге» (г. Владимир, ВлГУ, 2004); «Государственно-конфессиональные отношения в регионах России: опыт социального партнерства и профилактики религиозно-политического экстремизма» (г. Москва, Министерство регионального развития, 2008) и др.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (по два параграфа каждая), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Февралева, Лилия Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возрастание роли религии как духовного фактора, обусловленное кардинальными переменами, произошедшими в России в конце XX - начале XXI вв., предопределили актуальность выбора объекта исследования.

В диссертационной работе представлен социально-философский анализ отношений государства и религиозных объединений в постсоветское время на материалах Владимирской области. В ходе исследования решены следующие поставленные задачи:

• определены особенности социально-философского категориального аппарата, применяемого при анализе отношений государства и религиозных объединений;

• исследованы методологические основания типологизации и классификации отношений государства и религиозных объединений на основе приоритета конституционных прав человека;

• осуществлен анализ моделей вероисповедной политики в постсоветской России;

• выявлены основные модели государственно-конфессиональных отношений. постсоветского периода и определены пути их гармонизации;

• изучены социально-философские аспекты состояния и проблем религиозного сообщества Владимирской области в постсоветский период;

• описана перспективная модель региональной политики органов власти и местного самоуправления Владимирской области в сфере свободы совести.

Результаты проведенного исследования позволяют представить ряд выводов: 1. Природа объекта исследования, неразрывно связанная с такими сферами человеческого бытия как общество, государство, религия, предопределяет необходимость прибегать для его изучения к междисциплинарному подходу с привлечением данных из разных областей гуманитарного знания и различных методов исследования, применяемых как в религиоведении, так и в других научных дисциплинах; Сложность развития категориально-понятийного аппарата состоит в том, что такие основополагающие для философского осмысления объекта исследования понятия как «религия», «религиозность», «религиозные объединения» не поддаются однозначной трактовке. Введение диссертантом теоретической конструкции «модель отношений государства и религиозных объединений» позволяет четко дифференцировать ее и понятие «модель государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания» как общее и частное;

2. После 1988 года в рамках советской модели отношений государства и религиозных объединений начала развиваться ликвидационная тенденция (1990-1993 гг) в вероисповедной политике, способствовавшая легитимизации либерально-демократической модели (1993 — по н/в) государственно-конфессиональных отношений, реализовавшейся последовательно в двух моделях государственной политики в сфере свободы совести: «дистанктивной» (1993 - 1997гг.) и «регулятивной (1997 — по н/в).

3. Основными социальными проблемами современной религиозной жизни являются противоречия, вытекающие из несоответствия между юридически закрепленной либерально-демократической моделью государственно-конфессиональных отношений и вероисповедной политикой, подверженной влиянию «проправославного консенсуса».

4. Специфика функционирования религии во Владимирской области состоит в исторически обусловленной укорененности православных традиций в регионе, сохранении культуры веротерпимости у населения в условиях современной поликонфессиональности и роста миграционных потоков, сочетаемых с достаточно высоким уровнем потенциальной конфликтогенности в сфере этноконфессиональных отношений.

5. Работа Совета по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области, созданного с целью координации деятельности органов власти и общественности по реализации прав граждан на свободу совести, показала эффективность данной институциональной формы, позволяющей реализовывать региональную вероисповедную политику в рамках либерально-демократической модели отношений государства и религиозных объединений в России.

Идет постоянный поиск оптимальных путей реализации конкретных форм вероисповедной и национальной политики в регионе, которая направлена на выстраивание четкой вертикали взаимодействия с органами местного самоуправления и развитие системы социального партнерства со всем мировоззренчески многообразным сообществом, позитивно мотивированным на решение социально значимых задач.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Февралева, Лилия Анатольевна, 2009 год

1. Агапов, А. Б. Церковь и исполнительная власть / А.Б. Агапов // Государство и право. 1998. - № 4. - С. 19 - 25.

2. Аксючиц, В. Проект "Русский путь". Государство и религия: от фобии к реальности Электронный ресурс./ В. Аксючиц // Режим AocTyna:http://www.polemics.ru/articles/? articleID=3546&hideText=0&itemPage=l.

3. Андрякова, Т.В. Мировоззрение молодежи в современной России (религиозный аспект) дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Т.В. Андрякова. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2004. - 195 с.

4. Антоний. О встрече / Митрополит Сурожский Антоний. Клин:

5. Христианская жизнь, 1999. 107 с.

6. Аринин, Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: монография. / Е.И. Аринин. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1998.-297 с.

7. Аринин, Е.И. Наука и религия в поисках критериев религиозной идентичности / Е.И. Аринин // Наука и религия. Волгоград: Изд-во В олгГУ, 2008.-С. 3- 12.

8. Арсенина, О.В. Проблема религиозной идентичности и религиозности в интерпретации старообрядчества (социально-философские аспекты): дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / О.В. Арсенина. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2006. - 204 с.

9. Арсенова, М. Церковь и власть готовят празднества / М. Арсенова // Трибуна. -2002. 2 мая. - С. 4 - 6.

10. Атаманчук, Г.В. Управление: всегда есть варианты / Г.В. Атаманчук. М.: Изд-во РАГС, 1999. - 375 с.

11. Атлас современной религиозной жизни России: в 3 т. / Кестонский институт. М.; СПб.: Летний сад. - 2005. - Т. 1/ отв. ред.: М. Бурдо, С. Филатов. - 2005. - 620 с.

12. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.

13. Бабинов, Ю. А. Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ.: дис. . д-ра филос. наук: 09.00.10 / Ю.А. Бабинов. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова , 1993.-291 с.

14. Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / Е.Г. Балагушкин. М.: ИФРАН. - Ч. 1. 1999.-324 с.

15. Балодис, Р. Религиозные организации и латвийское государство / Р. Балодис // Религия и право. 2000. - №6. - С. 13 - 15.

16. Баранова, В. Дьявольщина в Суздале / В. Баранова II Хронометр-Владимир. 2003. - 19 ноября. — С. 3.

17. Барбур, Иен. Религия и наука. История и современность / Иен Барбур / пер. с англ. А. Федорчука; под ред. А. Бодрова и А. Киселева. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000.-430с.

18. Баркер, Айлин. Новые религиозные движения. Практическое введение / Айлин Баркер. СПб.: Русский христианский гуманитарный университет, 1997. - 277 с.

19. Белла, Р.Н. Социология религии / Р.Н. Белла // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / пер. с англ. В.В. Воронина и Е.В. Зиньковского; ред. и вступ. ст. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. - 379 с.

20. Беляев, А. Дианетика учение о разуме или путь в преисподнюю? / А.Беляев // Московский комсомолец во Владимире. — 1999. - 2 декабря. — С. 3 - 5.

21. Бергер, П. Секуляризация и проблемы убедительности Электронный ресурс. / П. Бергер / пер. с англ. М. Сокольская // Неприкосновенный запас. 2003. -№ 32 // Режим доступа: http://www.nuntiare.org/librory/nz22.htm.

22. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман / пер. с англ. Е. Руткевич. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.

23. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н. Бердяев. М.: Изд-во ACT, 2004. -334 с.

24. Битва за Суздаль Электронный ресурс. // Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/?act=topic&id=574.

25. Боа, К. Лабиринты веры / К. Боа. -М.: Знание, 1992 217 с.

26. Бокарев, С. П. Государственно-церковные отношения в России: Философско-правовой аспект: дис. . канд. филос. наук: 09.00.10 / С.П. Бокарев. М.: Академ. Управ. МВД РФ , 1999. - 195 с.

27. Болотин, П. «Братство» возвращается? / П. Болотин // Молва. — 2000,- 26 сентября. С. 2.

28. Борщев, В. В. Дискуссии / В.В. Боршев // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы международной конференции (Москва, 23 24 марта 1999г.). - М.: Изд-во РАГС, 2000,-С.59- 63.

29. Булгаков, А.Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 года / А.Г. Булгаков. М., 2001. - 240 с.

30. Булгаков, С.Н. Православие / С.Н. Буглаков. М.: Изд-во ACT. 2003.-365 с.

31. Бурлацкий, Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России. (1970-80-е и начало 90-х годов) / Ф.М. Бурлацкий. М.: Научнаякнига, 1999. -С.279.

32. Бурьянов, С. Государственно-церковные отношения против свободы совести и правового государства / С. Бурьянов // Отечественные записки. 2002. - № 7. - С. 11 - 29.

33. Бызов, Л.Г. Особенности жизненных ценностей и устремлений россиян, демократические ценности в структуре массового сознания россиян / Л.Г. Бызов // Российская идентичность в социологическом измерении. Полис. 2008. - № 2. - С. 96.

34. Вахитов, Р. Монах Андроник (А.Ф. Лосев): богослов, философ, ученый Электронный ресурс. / Р. Вахитов // Режим доступа: http://losevaf.narod.ru/vachit.htm.

35. Вахотина, П. Океан нектара на Николо-Галейской / П. Вахотина // Вечерний Владимир. 1998. - №1 (12). - С.5.

36. Вера, этнос, нация. Религиозный компонент этнического сознания / под ред. М.П. Мчедлова. М.: Культурная революция, 2007. - 367 с.

37. Вероисповедная политика Российского государства / отв ред. М.О. Шахов. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 207 с.

38. Верховский, A.M. Беспокойное соседство: Русская Православная Церковь и путинское государство / А. М. Верховский // Россия Путина. Пристрастный взгляд: сборник статей / А. Верховский, Е. Михайловская, В. Прибыловский. М., 2003. - 211 с.

39. Верховский, A.M. Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995 2001 гг.: монография / А. М. Верховский. - М.: Информ.-аналит. Центр «Сова», 2003.-316 с.

40. Визгин, В.П. На пути к другому: От школы подозрения кфилософии доверия / В.П. Визгин. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 778 с.

41. Владимир и область в черной паутине сект // Трибуна. 1997. - 25 сентября — 1 октября. - С. 7 - 8.

42. Владимиро-Суздальская епархия совместно с антинаркотическоп службой проводит месячник по борьбе с наркоманией Электронный ресурс. // Режим доступа: http: www. sedmitza.ru/news/3 0623 3 .html.

43. Владимирскую мечеть подожгли в праздничную ночь // Комсомольская правда. Владимир. - 2006. - 24 октября. - С.6.

44. Во Владимирском централе открылось отделение Православной миссии тюремного служения России Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.eparhia.ru/pnews/?ID=488.

45. Во время семинара в СПЦ эксперты обсудили будущее Закона о свободе совести // Религия и право. 2007. - № 4. - С. 39.

46. Возможна ли во Владимире «Кондопога»? // Молва. 2007. - 30 января. - С.2.

47. Возможна ли Кондопога во Владимире? // Хронометр-Владимир. -2007. 31 января.-С.6.

48. Возрождение свободы совести и ее защита. М: Московская Хельсинская Группа, 1999. - 57 с.

49. Возьмитель, А.А. Миссионерское поле: актуальные вопросы изучения и анализа / А.А. Возьмитель // Миссионерское обозрение. 2003. - № 3. - С. 7 - 9.

50. Выдрина, Г.А. Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (на материалах Ханты Мансийского автономного округа: дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 / Г. А. Выдрина. - М.:1. РАГС, 2004.-131 с.

51. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2000. - 544 с.

52. Гаккель, М., протоиерей. Патриархальные порядки в Русской православной, церкви / Протоиерей М. Гаккель // Вестник РХД, № 181.-С. 242-243.

53. Гараджа, В.И. Религиеведение / В.И. Гараджа. М.: Аспект Пресс, 1995.-351 с.

54. Гараджа, В. И. Социология религии / В.И. Гараджа. М.: Аспект Пресс, 1995.-239 с.

55. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. М.: Мысль, Т. 1. 1976. - 532с.

56. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / под ред.: Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцова, Н.А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 271 с.

57. Давыдов, А. Обман. Осторожно, секта / А. Давыдов // Новая жизнь. 1998.-6 февраля.-С.7-9.

58. Данные последней Всероссийской переписи населения // Владимирские ведомости. 2005. - 23 декабря. — С. 5.

59. Детская душа — поле битвы? // Радуга-информ. 1998. - 9 июня (№ 10).-С. 5.

60. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта: пер. с англ. / Уильям Джемс. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 418 с.

61. Джораева, С. В. Государственно-церковные отношения в России: Опыт философско исторического анализа: дис. . канд. филос. наук: 09.00.06./ С.В. Джораева. -М.: РАГС, 1997. - 139 с.

62. Дробижева, JI. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / JI.M. Дробижева; Российская академ. наук, Ин-т социологии. М.: Центр общечеловеч. ценностей, 2003. — 373 с.

63. Дудко, Д. Он был верующим Электронный ресурс. / Дмитрий Дудко, // Режим доступа:http://www.geocities.com/CapitolHill/Parliament/7231/dudko2.htm.

64. Дурэм, Коул. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ / Коул Дурэм. М.: Институт религии и права, 1999. - 64 с.

65. Дурэм, Коул. Свобода религии или убеждений: законы, влияющие на структуризацию религиозных общин / Коул Дурэм. Варшава, 1999.-68 с.

66. Еленский, В. Религия после коммунизма: векторы изменений / В. Еленский // Диа-Логос: религия и общество: альманах. 2001. - С. 15-29.

67. Ерофеев, К.Б. Закон о свободе совести 1997 года: особенности применения / К.Б. Ерофеев // Религия и право. — 2007. № 4. - С. 20 -22.

68. Журавский, А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога Электронный ресурс. / А.В. Журавский // Режим доступа: http://www.sfi.ru/lib.asp?rubrid=808.

69. Закон СССР от 01.10.1990 «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и

70. Верховного Совета СССР. 1990. - №41. - Ст. 813.

71. Закон РСФСР от 25,10.1990 «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. - №21. - Ст.240.

72. Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / сост. А.В. Пчелинцев- М.: Институт религии и права, 2000. 64 с.

73. Зуев, Ю.П. Динамика религиозности в России в 20-м веке и её социологическое изучение / Ю.П. Зуев // Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 194 - 211.

74. Изд-во РАГС, 2000. С. 99 - 106.

75. Идеологи грядущей "русистской православной революции" переиздали "Просветителя" преподобного Иосифа Волоцкого Электронный ресурс. // Режим доступа: http ://www. bib le. с от. иа/news/r/25929.

76. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. / И.А. Ильин. — М., 1993. Т.1.-234 с.

77. Ильинский, С. И. Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской республике: опыт вероисповедной политики в регионе: 1991-2002 гг.: дис. . канд. ист. наук: 09.00.13. / С. И. Ильинский. -М.: РАГС, 2003.-211 с.

78. Интервью: Суздальцы не намерены молчать. Епископ Андрей (Маклаков), управляющий приходами РПАЦ в США, о восприятии суздальской «битвы за храмы» в Америке Электронный ресурс. //

79. Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=69025&topic=574.

80. Каариайнен, К. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) / К. Каариайнен, Д. Фурман // Вопросы философии. 1997.-№6.-С. 35"-52.

81. Каариайнен, К. Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / под. ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана / К. Каариайнен, Д. Фурман. М.; СПб.: Летний сад, 2007. - 400 с.

82. Кант, Иммануил. Трактаты / Иммануил Кант. СПб.: Петрополис, 1996.-452 с.

83. Кантеров, И. Я. Новые религии в России и молодежь / И.Я. Кантеров // Свеча 97: сб. методологических и методических материалов по религиоведению и культурологии / ред.-сост. Е.И. Аринин. - Архангельск: Изд-во ПТУ, 1997. - С. 49 - 57.

84. Кантеров, И.Я. Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики / И.Я. Кантеров // Религия и право. -2004,-№ 1.-С.7.

85. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ) / И.Я. Кантеров. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 472 с.

86. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины) / И.Я. Кантеров. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006. - 386 с.

87. Карсавин, Л.П. Католичество / Л.П. Карсавин. Томск: Полиграфия, 1997.- 171 с.

88. Карсавин, Л.П. Путь православия / Л.П. Карсавин / сост. и вступ.ст. П.О. Николова. М.: Изд-во ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 557 с. - (Philosophy).

89. Квирквелия, О.Р. Неведомый Бог новой Европы (Евросоюз не слишком считается с мнением Церкви / О.Р. Квирквелия // Независимая газета Религии. - 2003. - 19 марта. - С. 12.

90. Квирквелия, О.Р. Смесь страны и нации. Кто будет защищать интересы неправославных граждан России? / О.Р. Квирквелия // Независимая газета-Религии. — 2004. 4 августа. - С. 10.

91. Кильдяшова Т.А. Социально-философские аспекты религиозности в современном фундаментализме (методологический и региональный контекст) / Т.А. Кильдяшова. Архангельск: Изд-во ПТУ, 2005.-213 с.

92. Кириллова, В. Наш маленький Ватикан / В. Кирилллова // Комсомольская правда Владимир. — 1998. - 11 сентября. - С.5.

93. Колесников, Л. Ф. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации / Л.Ф. Колесников И Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно аналитический бюллетень РАГС. -М.: Изд-во РАГС, 2000. - №1. - С.83 - 97.

94. Кондратьев, А. Немецкий путь в Гималаи / А. Кондратьев // Васильченко А.В. Тибетская экспедиция СС. М.: Вече, 2009. - С. 21-67.

95. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1996. 63 с.

96. Косцова, Т. Еще раз о спасении наших душ от «ловцов» / Т. Косцова // Всполье. 1998. - 4 февраля. — С. 5.

97. Крапивина, Т. Апологетика иеговизма / Т. Крапивина // Московский комсомолец во Владимире. 2000. - 1 июня. - С. 6.

98. Красиков, А.А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: исторический аспект / А.А. Красиков. М.: XXI век -Согласие, - 2000. - 134 с.

99. Красников, А. Н. Дискуссия. / А.Н. Красников // Философско-методологические проблемы изучения религии: материалы конференции (Москва, 28 29 октября 2003г.). - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.48 - 52.

100. Кривельская, Н.В. Религиозная экспансия против России / Н.В. Кривельская. М.: Благовест, 1999. - 230 с.

101. Кривова, Н.А. Власть и Церковь в 1922 1925 гг. / Н.А. Кривова // Международный исторический журнал. - 2002.- № 20. - С.З.

102. Криминологический портрет субъекта Российской Федерации. Владимирская области: монография / под общ. ред. В.В.

103. Меркурьева. Владимир: Посад, 2006. - 188 с.

104. Кротов, Я. О религиозности. С христианской точки зрения. 05.03.2000 Электронный ресурс. / Я. Кротов // Режим доступа: http://wwv\'.svoboda.org/programs/Christ/2000/Christ.030500.asp.

105. Круг, П. Дело о виньетках. Почему в селе Боголюбово отказываются от российских паспортов? / П. Круг // Независимая газета Религии. — 2007. - 4 апреля. - С. 10.

106. Крылова, Г.А. Свобода совести на весах правосудия / Г.А. Крылова. -М.: Олимп, 1998.-320 с.

107. Кудрина Т.А., Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века / Т.А. Кудрина, В.К. Пинкевич. М.: Изд-во РАГС, 2003.-198 с.

108. Кудрявцев, А. И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века: конституционно-правовой аспект: дис. . канд. ист. наук: 09.00.06 / А.И. Кудрявцев. -М.: РАГС, 1999.- 173 с.

109. Кудрявцев, А.И. Диалог власти и религиозных объединений / А.И. Кудрявцев // Религия и право. — 2007. № 2. - С. 16.

110. Кудряшова, М.С. Терпимость как норма морали, или как наладитьдиалог между цивилизациями / М.С. Кудряшова // Независимая газета Религии. — 2004. - 4 августа. - С.9 - 10.

111. Кулаков, В. В. Религиозный фактор и национальная безопасность России (на материалах Южного федерального округа): дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 / В. В. Кулаков. М.: РАГС, 2006. - 148 с.

112. Куницын, И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы / И.А. Куницын. М.: Отчий дом, 2000. - 464 с.

113. Куницын, И.А. Федеральный закон и национальный интерес / И.А. Куницын // Независимая газета Религии. - 2004. - 4 августа. - С. 9.

114. Кураев, А.: Пасха- путь из ада Электронный ресурс. /Андрей Кураев // Режим доступа: http://www.pravkniga.ru/news/3038.

115. Кураев, А. Все ли равно, как верить? / А. Кураев // Сборник статей по сравнительному богословию. Клин: Братство свт. Тихона, -1994,- 174 с.

116. Кутузов, А. Какому богу молитесь? / А. Кутузов // Призыв. 2000. -2 марта. - С. 5.

117. Кучеренко, Н. Не пей, Иванушка, из этого «Истока», сайентологом станешь! / Н. Кучеренко // Молва. 2000. - 22 января. - С. 6.

118. Кушнарева, Н. «Нам ента хабарда ни к чаму»? / Н. Кушнарева // Аргументы и факты Владимир- Иваново. - 2001. - № 42. - С. 4.

119. Кырлежев, А. И. Религиозность в ситуации постмодерна / А.И. Кырлежев // Классификация религий и типология религиозных организаций. М.: АТИСО, 2008. - С. 149 - 156.

120. Кырлежев, А. Регулирование государственно-церковных отношений. К симфонии через партнерство Электронный ресурс. / А.Кырлежев // Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал. — 2002. // Режим доступа: http://www.religare.ru/articlel67.htm.

121. Лаврентьева, А.Ю. Специфика религиозного и религиоведческого образования (социально-философский аспект): дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / А.Ю. Лаврентьева. Архангельск: ПГУ, 2007. - 218 с.

122. Левада, Ю. Общественное мнение в год кризисного перелома: смена парадигмы / Ю. Левада // Сегодня. 1994. - 17 мая. - С. 7.

123. Левинсон, Л. Региональное законодательство и религиозная свобода / Л. Левинсон // Религия и право. 1997. - №1. - С.4 - 8.

124. Леонид Симонович: Еретиков сжигать не можем, а книги будем Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.blagovest-info.tu/index.php?ss=2&s=3&id=7751.

125. Локтев, С. «АУМ синрикё» отсиживается в снегах владимирщины /

126. С. Локтев // Молва. 2000. - 26 февраля. - С. 5.

127. Лопаткин, Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. / Р.А. Лопаткин. М.: Изд-во РАГС, 2001. - 128 с.

128. Лопаткин, Р. А. Процессы в религиозной сфере жизни современного российского общества / Р. А. Лопаткин // Вероисповедная политика Российского государства. М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 58 - 76.

129. Лукин, В. Омбудсмен уполномочен заявить / В. Лукин // Независимая газета- Религии. 2008. - 4 июня. - С. 12.

130. Луман, Н. Дифференциация: пер.с нем. / Николас Луман.- М.: Логос, 2006. 279 с.

131. Лункин, Р. Религиоведение об НДР: путь от секты к церкви / Р. Лункин // Религия и право. 2007. - № 1. - С.50.

132. Лучицкая, С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов / С.И. Лучицкая. СПб.: Алетейя, 2001. - 217с.

133. Львова, А. Под крыльями «черного ангела» пустота / А. Львова // Муромский край. - 1998. - 4 апреля. - С. 4.

134. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. - 433 с.

135. Межконфессиональные отношения в г. Москве: диагностика ситуации // Власть. 2006. - № 9. - С.38 - 50.

136. Мещеряков, А. Четверо молодых суздальцев покончили с собой / А. Мещеряков // Комсомольская правда Владимир. - 2003. - 12 ноября. - С.8.

137. Минин, С. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?.» / С. Минин // Призыв. 1995.-21 июля. - С.З.

138. Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность / под. ред. В.Н. Константинова -Владимир: Маркарт, 2003. 116 с.

139. Мирошникова, Е. М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ / Е.М.

140. Мирошникова // Мировой опыт государственно-церковных отношений/ под ред. Н.А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1999. - С. 80 - 95.

141. Мирошникова, Е. М. Типологизация религиозных организаций в зарубежных странах / Е.М. Мирошникова // Классификация религий и типология религиозных организаций. — М.: АТИСО, 2008.-С.106- 128.

142. Митрохин, Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия) / Л.Н. Митрохин. М.: Республика, 1993. - 416 с.

143. Митрохин, Л. Н. Религия и политика в российской исторической традиции / Л.Н. Митрохин // Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Знание, 1994. - 227 с.

144. Митрохин, Л.Н. Христианство и политика / Л.Н. Митрохин. М.: Изд-во РАГС, 2003. - 168 с.

145. Митрохин, Л. Н. От «научного атеизма» к наукам о религии XXI века / Л.Н. Митрохин // Философско-методологические проблемы изучения религии: материалы конференции (Москва, 28 29 октября 2003г.). - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.5 - 15.

146. Михайлов, В. В нашей области не наблюдается религиозной розни / В. Михайлов // Владимирские ведомости. 2006. - 18 июля. - С. 6.

147. Михайлов, В. От сектантства до основ православной культуры / В.

148. Михайлов // Владимирские ведомости. 2006. - 19 декабря. - С. 6.

149. Михайлов, Г. А. Особенности религиозной ситуации в России / Г.А. Михайлов // Религия и право. 1999. - № 1. - С. 3.

150. Мониторинг СМИ: Омбудсмен уполномочен заявить. Государство не должно повторять практики гонений на инаковерующих и инакомыслящих, считает Владимир Лукин Электронный ресурс. И Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/? act=news&id=63161&type=view.

151. Морозов, А. Религия и политическая модернизация России. Серия "Библиотека "Новая Политика" / А. Морозов. М.: Ключ-С, 2004, -119 с.

152. Морозова, Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л.А. Морозова // Государство и право. 1995. -№3. - С.86 - 96.

153. Морозова, Н. Религиозные споры в областной администрации / Н. Морозова // Томике. 2003. - 4 - 10 июля. - С. 5.

154. Мукомель, В.И. Своими ксенофобиями мы лишь усугубляемпроблемы / В.И. Мукомель // Независимая газета. 2004. - № 214. -С. 2.

155. Мчедлов, М. П. Состоялся ли в России религиозный ренессанс? / М.П. Мчедлов // Изменяющаяся Россия в зеркале социологии / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой.- М.: Летний сад. 2004. -221.

156. Мчедлов, М. П. О понятийном аппарате развивающегося религиоведения / М.П. Мчедлов // Философско-методологические проблемы изучения религии: материалы конференции (Москва, 28 -29 октября 2003г.). М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 54 - 61.

157. Мчедлов, М.П. Религиоведческие очерки. / М.П. Мчедлов. М.: Научная книга, 2005. — 321 с.

158. Назаретян, А. Лучшее средство от терроризма атеистическое воспитание / А. Назаретян // Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал - 2004 // Режим доступа: http:// www.religare.ru/article8332.htm.

159. Национальный проект "Святая Русь Россия: духовность, державность, народность" Электронный ресурс. // Режим доступа: http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php47idH 9.

160. Николаев, С. Супруги, шутя, вступают в «Альянс чистой любви», а оказываются в секте / С. Николаев // Молва. — 1997. 16 сентября. — С.5.

161. Николаева, Т. Нетрадиционные религии имеют много общего / Т. Николаева // Молва. 2001. - 22 марта. - С.2.

162. Обращение Государственной Думы ФС РФ к Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России // Собрание законодательства РФ. 1997. - №1. - С.52.

163. Обращение Государственной Думы ФС РФ к Председателю Правительства РФ B.C. Черномырдину // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 52. - С.5894.

164. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало -М, 2001. T.I. - 528 с.

165. Одинцов, М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом / М.И. Одинцов. -М.: ЦИНО, 2002.-312 с.

166. Одинцов, М.И. Вероисповедные реформы в России. 1985 1997 гг. / М.И.Одинцов // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сб. статей. Вып. 3. — М: Российское объединение исследователей религии, 2006. - С.400 - 454.

167. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М.: Отдел внешних церковных связей, 2001. 128 с.

168. Отец Стефано Каприо стал невъездным в Россию // Молва. 2002. - 11 апреля. - С. 5.

169. Открытое обращение архипастырям и пастырям Русской Православной Церкви // Владимирский край. — 2005. 15 - 21 декабря. - С. 4.

170. Панарин, А. С. Россия в социокультурном пространстве «Запад-Восток» / А,С. Панарин // Человек и современный мир. М., 2002. -С. 85 - 127.

171. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 492 с.

172. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал не доверять борцам за "чистоту" веры, лозунг которых "Православие или смерть! "Электронный ресурс. // Режим доступа: http ://www.interfax-religion.ru/?act=news&di v=29163.

173. Перепелкин, JT.C. Межэтнические конфликты: причина возникновения и механизмы предупреждения / Л.С. Перепелкин // Конфликт-диалог-сотрудничество. Бюллетень № 1 (сентябрь-ноябрь). Этнопо-литическая ситуация на Северном Кавказе. М., 1999. - 115 с.

174. Петухов, В.В. Новые поля социальной напряженности / В.В. Петухов // СОЦИС. 2004. - № 3. - С. 31 - 35.

175. Пейкова, 3. Отношение российского населения к православию в конце XX века (по материалам социологических исследований) / 3. Пейкова // Миссионерское обозрение. 2001. - № 3. - С. 7 - 11.

176. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон; пер. с древнегреч.; общ.ред. А.Ф.Лосева, В.Ф. Асмуса и др. — М : Наука, 1994, Т.З. -477 с.

177. Подопригора, Р.А. Государство и религиозные организацииадминистративно-правовые вопросы) / Р. А. Подопригора. -Алматы: Аркаим, 2002. 324 с.

178. Понкин, И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин. М.: Про- Пресс, 2003. - 416 с.

179. Порус, В.Н. О перспективах религиоведения / В.Н. Порус // Философско-методологические проблемы изучения религии: материалы конференции (Москва, 28 29 октября 2003г.). - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 67 - 78.

180. Поспеловский, Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке / Д.В. Поспеловский. М.: Республика, 1995. - 509 с.

181. Поспеловский, Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание: Монография / Д. В. Поспеловский. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. - 631 с.

182. Постановление главы администрации Владимирской области от0502.1999 № 62 «Об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы» //Владимирские ведомости. 1999. - 12 февраля. - С. 11.

183. Постановление главы администрации области от 22.12.2000 № 855

184. Постановление главы администрации Владимирской области: от 26.09.2001 № 521 «О проведении ежегодных совместных церковно- гражданских торжеств» // Владимирские ведомости. 2001.- 17 октября. - С. 7.

185. Постановление СМ РСФСР от 24 августа 1990 «Об упразднении Совета по делам религий при СМ РСФСР» // Собрание постановлений РСФСР. -1990. №20. - С. 162.

186. Потребина, JL Рубим сук добрососедства? / Л. Потребина // Молва.- 2004. 30 сентября. - С. 4.

187. Почему порядок в мире должен быть Русским?Электронный ресурс. // Режим доступа: http://me-e.narod.ru/26.html.

188. Почепцов, Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года Электронный ресурс. / Г.Г. Почепцов // Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article87.php.

189. Пчелинцев, А.В. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации: защита чести, достоинства и деловой репутации / А.В. Пчелинцев. М., 1998. - 64 с.

190. Пчелинцев, А.В. Законная охота на ведьм / А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский // Независимая газета Религии. - 2004. - 4 августа. - С. 9.

191. Пчелинцев, А.В. Веротерпимость под угрозой: уважение к Конституции и религиозные права / А.В. Пчелинцев // Религия и право. 2007. - № 4. - С.З - 5.

192. Пчелинцев, А.В. «Старая вера» в новой России / А.В. Пчелинцев // Религия и право. 2007. - № 3. - С. 53.

193. Пчелинцев, А.В. Свобода религии и права верующих в современной России / А.В. Пчелинцев. М.: Юриспруденция, 2007. - 392 с.

194. Рагозина, Л. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: организационно-управленческий аспект взаимоотношений: дис. .канд. филос. наук: 09.00.06. / Л.Г. Рагозина. М.: РАГС, 1999. -161 с.

195. Распоряжение Президента РФ от 17.03.2001 № 133-РП «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - №13. - ст. 1234.

196. Раша и Медведев. Кто есть кто в свите третьего президента // «Московский комсомолец» во Владимире. 2008. — 30 июля - 6 августа. - С. 8.

197. Рейнак, С. Орфей. Всеобщая история религий / Соломон Рейнак;авториз. пер. под ред. гр. Ив.Ив. Толстого. СПб: Хронос., 1913. -211 с.

198. Религиозные объединения Владимирской области. Религиозные организации: информационный справочник / под ред. В. Н Константинова, О. А Семеновой, JI. А Февралевой. — Владимир: Транзит X, 2001.- 118 с.

199. Религия в истории и культуре / под ред. проф. М.Г. Писманика. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. 591 с.

200. Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах: монография / М.П. Мчедлов и др.; отв. ред. М.П. Мчедлов; Российская акад. наук, Ин-т социологии. -М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 413 с.

201. Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций // сост. А.О. Протопопов. М.: Паллада, 1996. - 128 с.

202. Религия и трансформационные процессы в украинской экономике Электронный ресурс. 2004 // Режим доступа: http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENTID=l 0971.

203. Розенбаум, Ю.А. Советское государство и церковь / Ю.А. Розенбаум. М.: Наука, 1985. - 175 с.

204. Романова, О. Мы открыты для общения / О. Романова // Владимирские ведомости. 2003. - 10 июля. — С. 6.

205. Рябых, Г. Русская Православная Церковь в системе современных международных отношений / Г. Рябых // Полис. 2008. - № 2. - С. 34.

206. Ряховский, В.В. Гражданское общество — это уважение к вере другого / В.В. Ряховский // Религия и право. 2007. - № 2. - С. 17.

207. Салыгин, Е. Каким быть государственно-церковным отношениям в России / Е. Салыгин // Российская юстиция. 1998. - № 2. - С. 25.

208. Салыгин, Е.Н. Теократическое государство: монография / Е.Н. Салыгин. М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1999. - 227 с.

209. Сараскина, Л. Happy and со свечой / Л. Сараскина // Московские новости. -1991. 17 февраля. - С. 10.

210. Сафронов, С.Г. Русская православная церковь в конце XX в.: территориальный аспект / С.Г. Сафронов. М.: Московский центр Карнеги, 2001.- 100 с.

211. Себенцов, А. Е. Типологизация религиозных объединений в контексте государственно-конфессиональных отношений / А.Е. Себенцов // Классификация религий и типологизация религиозных организаций. М.: АТИСО, 2008. - С. 20 - 32.

212. Селиверстов, М. Полифония веры и разума Электронный ресурс. / М. Селиверстов // Режим доступа: http://religion.ng.ru/printing/2006-12-06/7poliphony .html.

213. Семенова, О. А. Некоторые аспекты религиозной динамики во Владимирской области / О.А. Семенова // Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность. Владимир: Маркарт, 2003. - С. 48 - 52.

214. Семенова, О. А. Подросток и религия: социологический аспект / О.А. Семенова // Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность. — Владимир: Маркарт, 2003. С. 52 - 57.

215. Семенова, О. А. Религия в системе гражданских отношений и ценностей / О.А. Семенова // Формирование установок толерантного сознания и проблемы межконфессионального диалога. Владимир: Агентство дизайна и рекламных технологий, 2007.-С. 22-29.

216. Симорот, С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации: дис. .канд. юрид. наук: 12.00.02/ С. Ю. Симорот. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. унта, 2000. —215 с.

217. Синелина, Ю.Ю. О критериях определения религиозностинаселения / Ю.Ю. Синелина // Социологические исследования. -2001. № 7. - С.40 - 43.

218. Снегирев, И. Адепты святого Иммануила хотят потеснить владимирцев с их земли / И. Снегирев // Призыв. 2001. - 19 сентября. - С. 5 - 6.

219. Собрание законодательства РФ. 1997. №39. С. 4465.

220. Солдатов, А. Священный «капитал» и его «олигархи» / А. Солдатов // Отечественные записки. 2001. - № 1. - С. 18-33.

221. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. -М.: Знание, 1997. -224с.

222. Среди делегатов на Поместный Собор РПЦ МП граждане России, вероятно, составят меньше половины, сообщил протоиерей Всеволод Чаплин Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.bible.com.Ua/news/r/44776.

223. Суслова, Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: дис. . канд. филос. наук: 09.00.13/ Е.С. Суслова. -М., 2004.- 152 с.

224. Сьюэлл, Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций / Э.Сьюэлл // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / сост. А.

225. Верховский. М.: Центр «Сова», 2005. - С. 44 - 57.

226. Тараканова, К. Есть много желающих лечить наркоманов / К. Тараканова // Молва. 2000. - 21 марта. - С. 2.

227. Тихонравов, Ю.В. Судебное религиоведение / Ю.В.Тихо нравов. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998, 272 с.

228. Толерантность/ под ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416 с.

229. Толерантность против ксенофобий (зарубежный и российский опыт) / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Ин-т социологии РАН, «Academia», 2007. - 188 с.

230. Трофимчук, Н. А. Поможет ли американский закон предотвратить нарушения религиозной свободы? / Н.А. Трофимчук // Религия и право. 1998. - № 4 - 5 (7 - 8). -С. 33.

231. Тумановская, А. Во Владимире незаконно строят мечеть / А. Тумановская // Призыв. 2004. - 15 сентября. - С. 4 - 5.

232. Февралева, Л.А. Плодотворное взаимодействие религиозныхконфессий / JI.А. Февралева // Владимирские ведомости. 2003. - 1 июля. - С. 2.

233. Февралева, Л. А. Современные верующие через призму социологии / Л.А. Февралева // Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность. — Владимир: Маркарт, 2003. С. 33 - 48.

234. Февралева, Л.А. Протестантские организации Владимирской области в социальной структуре общественной жизни / Л.А. Февралева // Информационно-методический бюллетень администрации Владимирской области. Владимир: Посад, 2004. -№3 (38). - С.118 - 122.

235. Февралева, Л. А. Социальные аспекты трансформации религиозности россиян на рубеже 3-го тысячелетия / Л.А. Февралева // Учёные записки. Т.З. Вып.З. Религиоведение / под общ. ред. Т. Г. Человепко. — Орёл: Изд-во ОГУ, 2005. С. 117 -129.

236. Февралева, Л.А. Актуальные проблемы этнокультурного развития региона / Л.А. Февралева // Информационно-методический бюллетень администрации Владимирской области. Владимир: Посад, 2007. - №3 (53). - С.84 - 88.

237. Федеральный закон от 19.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. -1997.-№39.-С. 4465.

238. Ферарри, С. Церковь и государство в Западной Европе: итальянская модель / С. Ферарри // Мировой опыт государственно-церковных отношений / под ред. Н. А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1999. -С. 110- 130.

239. Филь, М. «Исламский фактор» в областях Центральной России: взгляд чиновников / М. Филь // Власть. 2005. - № 11. - С. 55 - 63.

240. Фирсов, С.Л. Свободная церковь в свободном государстве / СЛ. Фирсов // Независимая газета Религии. - 2003. - 19 марта. — С. 9 -10.

241. Фоменко, Г. «У меня нет своего ума, совести, воли.» / Г. Фоменко // Всполье. 1997. - 17 декабря. - С. 5.

242. Формирование установок толерантного сознания и проблемы межконфессионального диалога / под ред. В. Н. Константинова -Владимир: Агентство дизайна и рекламных технологий, 2007. 160 с.

243. Франк, С. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С. Духовные основы общества / С. Франк. -М.: Республика, 1992. 511 с.

244. Фромм, Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм. М.: Прогресс, 1990.-327с.

245. Фурман, Д. Е. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России / Д. Е. Фурман, К. Каариайнен // Свободная мысль- XXI. 2003. - № 7. - С. 19 - 31.

246. Фуров, В.Г. Буржуазные конституции и свобода совести. / В.Г. Фуров. М.: Политиздат, 1983.- 117с.

247. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; пер.с англ. Т.Велимеева, Ю.Новикова. М.: Изд-во ACT, 2003. - 349 с.

248. Хилл, Кент. От преследований к дискриминации / Кент Хилл // Независимая газета Религии. - 2003. - 15 января. - С. 6 - 7.

249. Холмогоров, Е. Политическое православие Электронный ресурс. / Е. Холмогоров // Режим доступа: http://www.katehon.ru/html/top/idea/politpravoslavie.htm.

250. Церковь и государство Электронный ресурс.: тезисы учебной группы русских православных теологов, представлены Г. Федотовым. // Режим доступа: http://www.archipelag.ru/rumir/religio/titul/theory/church-state/.

251. Цицерон, М.Т. О природе богов / Марк Цицерон //Философские трактаты / пер. с латин.и коммент. М.И. Рижского, отв. ред., сост. и авт. вст. ст. Г.Г. Майоров; Рос. Акад. наук, Ин-т философии. М.: Наука, 1997.-С.61 - 124.

252. Черемных, Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации / Г.Г.

253. Черемных. М.: Просвещение, 1996. - 237 с.

254. Чиркин, В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2001. - 416 с.

255. Шадрина, О.Н. Социально-философский анализ феномена целостности мировоззрения (на материале творчества И.-В.Гете): дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / О.Н. Шадрина. Архангельск: ПТУ, 2007.- 221 с.

256. Шахов, М.О. Новый Закон с точки зрения старообрядцев / М.О. Шахов // Религия и право. 1998. - № 3 (6). - С.8 - 9.

257. Шахов, М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция / М.О. Шахов. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 153 с.

258. Шахов, М. О. Механизм формирования и реализации государственной вероисповедной политики / М.О. Шахов // Вероисповедная политика Российского государства. М.: Изд-во РАГС, 2003.-С. 146- 159.

259. Шепоткова, И. Чужие боги у наших ворот / И. Шепоткова // Московский комсомолец во Владимире. 2000. - 2 - 9 марта. - С.4.4 308. Шибакова, Т. Свобода совести в рамках учета и контроля / Т. Шибакова//Молва. 1999. - 11 февраля. - С. 3.

260. Шкаровский, М.В. Русская православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в ССССР в 1939 -1964 годах) / М.В. Шкаровский. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. 2005. - 424 с.

261. Шмелев, А. Церковь, общество, государство: диалог и стратегии Электронный ресурс. / А. Шмелев // Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал. — 2003// Режим доступа: http:// www.religare.ru/print 1588 .htm.

262. Шутова, О.С. Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в XX веке Электронный ресурс. / О.С. Шутова. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001 // Режим доступа: http ://rchgi .spb.ru/Pr/bchm00/shutova.htm.

263. Шутова, О. С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями: дис. .канд. филос. наук: 09.00.13/ О.С. Шутова. М.: РАГС, 2004. - 244 с.

264. Щипков, А.В. Во что верит Россия / А.В. Щипков. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998. - 312 с.

265. Щипков, А. Регулирование государственно-церковных отношений. К симфонии через партнерство Электронный ресурс. / А. Щипков // Религия и СМИ: справочно-информационный интернет-портал. 2002. // Режим доступа: http ://www.rel igare.ru/articl е 167. htm.

266. Этно-конфессиональное взаимодействие Электронный ресурс. —

267. Владимир, Б.г .// Режим доступа: . http://u-ossmi.avo.ru/index.php? option=comcontent&task=view&id=21 &Itemid=25/

268. Яблоков, И. Н. Некоторые дискуссионные вопросы методологии религиоведения / И.Н. Яблоков //Философско-методологические проблемы изучения религии: материалы конференции (Москва, 28 -29 октября 2003г.). М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.62 - 66.

269. Яблоков, И.Н. Некоторые методологические принципы конструирования типов религиозных групп, организаций, объединений / И.Н. Яблоков // Классификация религий и типология религиозных организаций. М.: АТИСО, 2008. - С. 47 - 61.

270. Академ1чне релнтэзнавство. За науковою редакщэю проф. А.Колодного. К. Четверта хвиля, 2000. 602 с.

271. Beyer, P. Religion and Globalization. L. / P. Beyer. New Delhi, 1994.

272. Ernan, McMullin "A Case for Scientific Realism", in Scientific Realism, ed. Leplin/ McMullin Ernan. P.39.

273. Misztal В., Shupe A. Religion , Mobilization and Social Action / B. Misztal, A. Shupe. Westport, Ct.1998. - P.5.

274. Huntington, S. The Clash of Civilization and the Remaking of World Order / S.Huntington. N.Y., 1996. - P.58.

275. Smith W.C. The Meaning and End of Religion. L., 1978. P.28; The Oxford English Dictionary. 2-nd ed., Oxford, 1989. V.8. - P.568-569; Jackson R. Religious Education. An Interpretative Approach. L., 1997. -P.51.

276. The Wordsworth Dictionary of Beliefs & Religions. Ed. By Rosemary Goring, Edinburgh, 1995. p. 468.

277. Статистические сведения о религиозных объединениях (по состоянию на 01 января 2009г.)п/п Название конфессии Количество организаций

278. Русская православная церковь 276

279. Российская православная автономная церковь 15

280. Русская православная старообрядческая церковь 5

281. Римско-католическая церковь 1

282. Армянская апостольская церковь 16. Ислам п

283. Иудаизм (ортодоксальный) 2

284. Евангельские христиане-баптисты 119. Евангельские христиане 4

285. Христиане веры евангельской пятидесятники 15

286. Христиане веры евангельской (харизматы) 5

287. Адвентисты седьмого дня 12

288. Евангелическо-лютеранская церковь 114. Свидетели Иеговы 2

289. Сознание Кришны (вайшнавы) 116. Иные вероисповедания 11. ИТОГО: 354

290. Динамика численности религиозных организаций за 2000-2008 гг.

291. Название религиозной организации 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

292. Русская Православная церковь (Московский Патриархат) 247 241 244 25 б 256 261 265 270 276

293. Российская православная автономная церковь 20 19 18 17 17 15 15 15 ' 15

294. Русская православная старообрядческая церковь 5 5 5 5 5 5 б б 5

295. Римско-католическая церковь 1 1 1 1 1 1 1 1 11. Ислам 4 1 1 1 1 1 1 2 2

296. Иудаизм (ортодоксальный) 1 1 2 2 1 1 2 2 2

297. Евангельские христиане-баптисты 14 12 10 10 10 10 10 10 11

298. Евангельские христиане 5 5 6 б б б 5 5 4

299. Христиане веры евангельской-пятидесятники 8 9 10 10 10 9 10 8 15

300. Харизматические церкви 8 7 б 6 б 8 б 1 5

301. Адвентисты Седьмого Дня б 7 10 9 9 10 11 12 12

302. Евангелическо- лютеранская церковь 1 1 1 1 1 1 1 1 1

303. Свидетели Иеговы 1 1 2 2 2 2 2 2 2

304. Сознание Кришны (Вайшнавы) 1 1 1 1 1 1 1 1 1

305. Армянская Апостольская Церковь - - - 1 1 1 1 1

306. Другие конфессии 2 4 4 4 2 2 5 11 1

307. Итого 324 316 321 331 329 334 342 349 354

308. Основные вопросы, рассмотренные на заседаниях Совета по вопросам религиозных н национальных объединенийпри администрации области

309. Об организации деятельности общественной приемной комиссии по рассмотрению заявлений, писем и жалоб религиозных организаций, граждан. О фактах нарушения законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания в области.

310. О подготовке к празднованию в области 2000-летия Христианства. О результатах социологического исследования во Владимирском государственном педагогическом институте «Студент через призму социологии».

311. О благотворительной программе «2000 лет Рождества Христова». О благотворительной акции Владимирской Епархии РПЦ (МП) и Прихода Святого Розария пресвятой Девы Марии.

312. О деятельности нетрадиционных религиозных культов на территории области. О практике взаимодействия администрации г. Владимира с религиозными -организациями.

313. О религиозной ситуации в Судогодском районе и результатах работы областной межведомственной комиссии.

314. О практике преподавания религиоведческих дисциплин в учебных заведениях области.

315. Этапы социологического проекта «Динамика религиозности во Владимирской области»1.этап Нетрадиционные религии во Владимирской области 2000 г.1. этап Подростковая религиозность во Владимирской области 2001 г.

316. I этап Социальные аспекты религиозности во Владимирской области 2002 г.1. этап Нетрадиционные религии во Владимирской области — 2 2003 г.

317. V этап Демографические аспекты религиозности во Владимирской области 2004 г.

318. VI этап Экспертный опрос «лидеров мнений» 2005 г.

319. VII этап Социальные аспекты религиозности во Владимирской области 2 2006 г.

320. VIII этап Межнациональные отношения и проблемы этнокультурной жизни во Владимирском крае 2007 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.