Социально-философские идеи и воззрения в отечественном богоискательстве XIX и XX столетий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Михайлова, Татьяна Викторовна

  • Михайлова, Татьяна Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 360
Михайлова, Татьяна Викторовна. Социально-философские идеи и воззрения в отечественном богоискательстве XIX и XX столетий: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2003. 360 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Михайлова, Татьяна Викторовна

Введение.3

Глава 1 Базовые социально-философские идеи и проблемы в миропонимании предтеч богоискательства на русской почве в XIX веке.11

1.1. Богоискательские тенденции в социально-философских воззрениях П. Я. Чаадаева.11

1.2. Социально-философские идеи славянофилов как предпосылки социальных воззрений отечественных богоискателей рубежа XIX и XX веков.51ф 1.3. Богоискательско-богоборческая сущность социальнофилософских идей в творчестве Ф. М. Достоевского.86

1.4. Социально-философские идеи Вл. С. Соловьева как основополагающие в отечественном богоискании концаXIX-первой половины XX вв.131

Глава 2 Социальная философия богоискательства в

России конца XIX - первой половины XX столетий.191

2.1. Исходные социально-философские проблемы богоискательства на русской почве рубежа XIX-XX столетий.191

2.2. Ключевые социально-философские идеи в богоискательстве В. В. Розанова.203

2.3. Социально-философский смысл богоискательских идей Д. С. Мережковского.232

2.4. Богоискательство Н. А. Бердяева как сущностная форма проявления его социально-философских воззрений.268

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские идеи и воззрения в отечественном богоискательстве XIX и XX столетий»

Актуальность темы. За последние почти три десятилетия современная историко-философская отрасль знания осуществила основательный прорыв в деле фундаментального освещения социально-философской, общественно-политической, историософской, этической, религиозной и т. п. мысли на русской почве, объективно и всесторонне отражая, без приукрашиваний и тенденциозно-односторонних штампов, все богатство российского интеллектуального потенциала многих минувших столетий. Однако, располагая глубоким и оригинальным отечественным философским арсеналом, а в его недрах социально значимой философией богоискательства, исследователи по сию пору сталкиваются со скептическим отношением к ее идеям, выводам и обобщениям, суть которого однажды сформулировал Вл. Соловьев, заметивший, что в русских трудах по философии всё философское вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на философию, а иногда и совсем ни на что не похоже. Упорное нежелание признать самобытность, своеобразие и специфику того стиля философствования, который сложился в России на протяжении двух последних веков, к сожалению, разделяют многие современные критики и комментаторы. Поэтому-то до сего времени по ряду параметров отсутствует должное понимание русской философской традиции, особенно русской религиозной философии, соотнесенной с богоискательством.

Анализ положения дел с богоискательством убеждает в том, что о нем едва ли следует говорить только в прошедшем времени. Оно и в прошлом, и в настоящем. Отзвук религиозно-философского течения конца XIX — первой половины XX века проявляет себя и в наше время. Отдельные богоискательские воззрения в "снятом" виде наличествуют не только в трудах современных теологов; они замечены и в некоторых художественных и публицистических произведениях, в выступлениях отдельных философствующих литераторов и деятелей культуры.

Выбор и актуальность темы диссертации возможно отчасти объяснить неистребимостью богоискательских настроений и проявлений и их повторяемостью в главном и существенном.

Актуальность диссертации следует связать и с тем, что переход от крайностей и издержек атеистического влияния на общество в недавнем прошлом ознаменован активным богоисканием с повсеместным расширением религиозной пропаганды всеми возможными и доступными средствами.

Актуальность работы состоит и в том, что современные российские государственные деятели, политики, чиновничество, в популистских целях отвергнув законодательно декретированную свободу совести - этого продукта цивилизованных обществ - и настояв на учреждении закона о вероисповеданиях, прилюдно становятся, вероятно, вопреки своей воли, на путь откровенного богоискания, в основании своем преследующего намерение в обновленных вариантах обострить интерес к активизирующейся в новых условиях религии и, деликатно обговорив и обозначив некоторый спрос на нее, породить успокоительно-умиротворяющее настроение очередных утопий, направленных острием ортодоксально-христианской духовности как бы на "решение" острейших социальных проблем нашего времени.

Как показывает опыт отечественной истории, богоискание нередко сопутствует некоторым переломным периодам в жизни общества с явно развитыми его социально-значимыми ориентирами, когда наряду с тягой к религии и возрастанием интереса к ней, складываются хорошо рекламируемые массовые увлечения оккультно-мистическими учениями, теософией, антропософией и многим другим. Поэтому для богоискателей всегда было и сохраняется стремление абсолютизировать мистико-иррационалистическую тенденцию, выдать свои собственные религиозно-мистические настроения за некое "глубинное свойство", за "коренную" особенность русской души ("пронизанной мистическими токами"), полагая, будто в русском национальном духе заложены неистребимые задатки сверхрационализма, сверхразумности, мистической интуиции и т. п.

Степень разработанности проблемы. Понятие "богоискательство" в русской религиозной и светской философии обладает богатым смысловым наполнением, включая в себя широкий спектр представлений и идей: социально-философских, религиозно-этических, историософских, богословских и др.

О богоискательстве на протяжении XX века было написано множество книг, брошюр, статей, которые в большинстве своем преследовали цель раскрыть, а по сути преодолеть сугубо религиозную сущность этого изначально непопулярного и весьма ограниченного в своих возможностях самопопуляризации течения. Из поля зрения исследователей богоискательства постоянно "выпадали" социально-философские воззрения и идеи его представителей.

В подавляющем большинстве публикаций до начала 80-х годов минувшего века, посвященных богоискательству, преобладала стандартная и весьма употребительная формула, в которой преимущественный акцент делался на том, что данное "реакционное религиозно-философское течение, возникшее в годы столыпинской реакции в среде русской либерально-буржуазной и контрреволюционной интеллигенции, проповедовало обновленное христианство". Исследованием богоискательства занимались преимущественно сторонники марксизма и атеизма, исследуя по минимуму только религиозную сущность этого направления и не оставляя возможности для фундаментального светского социально-философского анализа. Преобладали ярлыки, односторонность с ярко выраженной тенденцией, нигилизм и многое другое. Такой подход не представлял сколько-нибудь исследовательского интереса и научной ценности, оставляя многие проблемы названного течения за пределами их возможного скрупулезного изучения историками отечественной философии и религиоведами.

Положение в деле основательного исследования богоискательства на русской почве стало меняться в позитивном плане с появлением обстоятельных работ таких известных историков отечественной философской мысли, как Галактионов А. А. и Никандров П. Ф., Ермичев А. А., Замалеев А. Ф., Кожурин Я. Я. и Савельев С. Н., Кувакин В. А., Курганская В. Д., Ласковая М. П., Левин Ш. М., Лукашевский Е. С., Малинин В. А., Маслин М. А.,Нагорная Л. К., Семенкин Н. С., Сербиненко В. В. Ролдугин О. Ю., Шкоринов В. П. и др. В своей диссертации автор опирается на труды многих из поименованных исследователей русской философии, чаще всего выражая свою солидарность с теми выводами и обобщениями, которые представлены в их публикациях.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является реконструкция социально-философских идей и воззрений таких мыслителей XIX века, как П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, логико-системный анализ ключевых понятий их миросозерцания в связях с богоискательскими тенденциями в трактовках современных им общественных процессов. Кроме того, целью работы стало проявление преемственности социально-значимых идей мыслителей XIX столетия представителями реального богоискания в XX веке (В. В. Розановым, Д. С. Мережковским, Н. А. Бердяевым). В соответствии с этим ставятся следующие задачи:

- Обосновать и раскрыть положение о том, что богоискательство — это специфический религиозно-философский продукт переломных эпох с периодически повторяющимися попытками ставить и обсуждать с позиций теологии, светского обществознания социально-острые и злободневные проблемы исторического развития.

- Раскрыть особенности богоискательских умонастроений на протяжении XIX и XX столетий, как нетрадиционных и постоянно обновляющихся форм восприятия религиозной ортодоксии.

- Выявить в философских трудах мыслителей XIX века через обращение к персоналиям (П. Я. Чаадаеву, славянофилам, Ф. М. Достоевскому, Вл. С. Соловьеву) богоискательские мотивы и откровения, которые попытаться осмыслить в связях и отношениях с их социально-философскими идеями и воззрениями.

- Показать, какие наиболее значимые социально-философские разработки мыслителей XIX века в преобразованном виде стали основополагающими в реальном богоискательстве конца XIX и XX столетий (у В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева).

- Обратить внимание на то, что проявлявшиеся богоискательские тенденции в России XIX века возможно объяснить отчасти тем, что православная церковь и церковный клир мало занимались делами светского общества, поддерживая нередко все антигуманное и социально-консервативное.

- Определить место и оценить значение "богоискательского вклада" в развитии отечественной общественно-политической, социальной и историко-философской мысли, актуализировав такие понятия как соборность, софия, всеединство, богочеловечество и т. п.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- Показано, что богоискательство для России, издавна исповедовавшей православие, явление не новое, хотя, как сложившееся немногочисленное течение в начале XX века, оно в некотором смысле явилось продуктом кризисно-переломных процессов в стране.

- Обосновано положение, что истоки богоискательства XX столетия с его основательными социально-философскими построениями следует искать в трудах ряда религиозных мыслителей XIX века. Сделан акцент на оригинальности и самобытности социально-философских идей Чаадаева, славянофилов, Достоевского, Вл. С. Соловьева в их потенциальных связях с реальным богоискательством XX века.

- Определено устойчиво общее и специфическое во взглядах предтеч богоискательства XIX века на общество (идеализм в понимании сущности исторического развития, игнорирование общественной закономерности, преувеличение роли личности в истории, отрицание тенденций социальных изменений, их результативности). Проанализировано богоискательское понимание оснований общественного бытия, побудительных и движущих сил развития общества, а также направленности и целей исторического движения.

- Акцентировано внимание на том, что богоискатели, проявляя чисто познавательный интерес к экономическим, социальным, политическим и историософским проблемам, не выходили в большинстве своих умозаключений за рамки абсолютизируемой ими сферы духовного, выводя весь сущий смысл общественного бытия из бытия духа, идеи, разума и т. п.

- Отмечено нигилистическое по сути отношение богоискателей к материалистическому пониманию исторического процесса и выявлена теоретическая непродуктивность их альтернативных подходов к объяснению сущности общественной жизни.

- Отражены и прокомментированы богоискательские подходы в трактовках сущности таких социально-философски значимых категорий, как причина и следствие, свобода и необходимость, содержание и форма, историческое время, закон, миф, утопия и т. п.

- Установлено, что богоискательство было формальным поводом от имени "обновляющейся" религии отвергнуть анимию, авитализм и асоциальность исторического христианства и обратиться к насущным проблемам общественного бытия (классы и классовые отношения, государство, революция, демократия, социализм, социальный прогресс и т. д.).

- Выявлено, что суждения богоискателей (Розанова, Мережковского, Бердяева) о "русской идее", "русском духе", "русской душе", хотя и обладают некоторой привлекательностью и восприемством, тем не менее сильно преувеличены в своей общезначимости, а в главном грешат многосмысленностью и неопределенностью в трактовках.

Методологические основания исследования. Диссертационная работа базируется на сравнительном историко-философском методе исследования, методе текстологического анализа, методе герменевтических реконструкций идей и воззрений мыслителей-богоискателей XIX и XX столетий, позволивших основательнее выявить и осмыслить истоки и содержание их социально-философских построений в системном историко-философском обосновании, глубже постигнуть то, в чем уже проявлен определенный смысл, расширить и актуализировать тот поистине обширный материал, который в силу своей огромности все еще ждет своих исследователей.

Источники исследования. В диссертации использованы труды П. Я Чаадаева, славянофилов, Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева, в которых отражены социально-философские идеи и взгляды названных мыслителей в связях и отношениях к богоискательству, а также многочисленные работы исследовательского профиля, посвященные анализу теоретического наследия указанных философов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации ориентированы на то, чтобы способствовать формированию более фундаментального представления о русской религиозной философии и месте в ней социально значимых идей отечественного богоискательства, отношение к которому остается и по сию пору крайне противоречивым. Результаты исследования могут быть востребованы при чтении курсов по истории русской философии, культурологии и религиоведения.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения, материалы, идеи и выводы диссертации отражены в 8 публикациях автора (см. список опубликованных работ в конце автореферата), доложены на ежегодных научных чтениях Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в апреле 2002 года. Диссертация обсуждена на кафедре философии факультета социологии, экономики и права МПГУ и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы (включающей 287 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Михайлова, Татьяна Викторовна

Заключение

Подводя итог проведенному диссертационному исследованию, отметим, что истоки социально-философских построений реального богоискательства XX столетия, вне сомнения, следует видеть в трудах ряда видных религиозных мыслителей XIX века - П. Я. Чаадаева, основоположников славянофильства, Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева и др., богоискательские настроения которых могли проявляться отчасти по причине того, что на Руси издавна в массе народной отношение к религии, церкви и церковному клиру было неровным, подчеркнуто отчужденным, а порой и откровенно нигилистическим. Названные философы настаивали на том, что современная религия есть вещь очень жалкая и что религии как господствующего начала в жизни общества, как центра духовного тяготения, нет совсем, а есть вместо этого всего лишь так называемая религиозность, как личное настроение, личный вкус. Кроме того, они отмечали некий архаизм исторического христианства в новой истории и намекали на необходимости его частичной модернизации и актуализации по части доктрины, а в ряде случаев даже замены его новой разновидностью - "истинной религией", "религией творчества", религией "нового средневековья" и т. п. Им казалось, что неминуемо должен осуществиться поворот в сторону основополагающего начала христианства, который предположительно мог бы явить в новом блеске и с новой силой "высший восторженный подъем религиозного чувства", что в свою очередь вызвало бы стремление искать и обрести обновленное божество. Отчетливо вырисовывалось намерение сделать религию более жизненной, а жизнь более религиозной.

Автор диссертации, не вдаваясь в теологические тонкости богоискательства в его различных вариациях и не прибегая к раскрытию деталей его религиозной составляющей, акцентировала внимание на социально-философских идеях и воззрениях блистательных мыслителей XIX и XX вв., ставивших и обсуждавших общественно-значимые проблемы с позиций и светского, и религиозного миропонимания.

В учениях о бытии религиозные философы XIX и XX столетий чаще всего апеллировали в различных вариантах к примату Верховного Божества, идеальному побудительному первоначалу, Мировому Разуму и т. п., выводя из этих мысленно конструируемых основ весь сущий мир в его беспредельной данности.

Базовой идеей философских построений потенциальных (XIX век) и реальных (XX век) богоискателей была и оставалась идея соединения науки и философии с религией, с неколебимой верой в Бога, пронизывающей все их религиозно-идеалистические воззрения. В теоретико-познавательном плане перед ними неизменно вставал вопрос о соотношении веры и знания, решение которого нередко сводилось к богопознанию, в котором религия понималась как постижение Бога в Его сущности, а наука - как познание Бога в Его деяниях. В итоге и религия, и наука с необходимостью должны как бы приводить к основательному пониманию сущности божества.

Мыслители XIX века в традициях старых философско-идеалистических учений об обществе особый смысл и значение в понимании сути социального бытия придавали превалирующей роли идей в историческом движении. Им было присуще убеждение в том, что общество, как некий "организм", не есть завершенное в своих формах бытие, а есть нечто сложное, изменчивое, нескончаемое, только делающееся или осуществляемое, живущее и развивающееся в направлении каких-то благих общечеловеческих целей и побуждений.

Воззрения философов XIX века на социальные процессы в основе своей провиденциалистичны, суть которых сводилась к тому, что движением и изменением сообщества людей, исторического бытия каждого народа и отдельно рассматриваемого человека управляет божественный промысел.

Квинтэссенцией истории человечества в их понимании являлась история религии.

Обращаясь к отдельным отечественным мыслителям XIX и XX столетий, диссертант исследовала постановку и решение ими проблем человека, личности и общества, морали, свободы и необходимости, негативного отношения к самодержавному началу (этой "гнилой тирании") в жизни российского общества, критики капитализма и частной собственности, судьбы России. Автор предметно и достаточно основательно отразила в работе устойчивый интерес философов-богоискателей к реальным и актуальным проблемам социальной структуры общества, государства, права, войн, социальных революций, социализма, либерализма, демократии и др., в исследовании которых показаны рациональный и негативный смысл их трактовок этих социально значимых общественных явлений.

Диссертант стремилась всеми возможными средствами убедить читателя в том, что многие творения Чаадаева, Хомякова, Киреевского, Достоевского, Вл. Соловьева, Розанова, Мережковского, Бердяева весьма полезно изучать, перечитывать в контексте новейших споров по самым различным вопросам философии и религии, культуры и политики, русской государственности и межнациональных отношений, историософии, этики и эстетики, отвлекаясь, бесспорно, от их богоискательских проявлений, к которым они сами нередко относились предельно скептически.

Богоискательство на русской почве, проявлявшееся в XIX и особенно в XX столетиях, не было бесплодным, религиозно-мистические интуиции сочетались в нем с интересными наблюдениями о природе человека, о мотивах его поведения, о противоречиях в развитии культуры, о разноплановом (неординарном) влиянии общества на индивида и т. п.

В начале XX века богоискатели предчувствовали трагичность, катастрофичность и недолговечность позитивных завоеваний этого столетия, хотя и в мистической форме, но они предсказывали истребительные войны, тотально-авторитарные и даже тиранические режимы, необратимые разрушения среды обитания, исчерпаемость природных ресурсов, планетарный голод огромных масс людей, вспышки всеуничтожающих эпидемий, превалирование смертности над рождаемостью и многое другое.

Отбор представленных в работе персоналий ни в коей мере не умаляет "богоискательского вклада" в разработке социально-философских идей и концепций такими отечественными мыслителями, как С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др., что предоставляет автору возможность продолжить в будущем более углубленное исследование избранной темы, расширив ее рамки и введя в научный оборот теоретически значимые разработки многих из тех отечественных философов, чьи социально-философские взгляды, идеи, убеждения пока остались за рамками настоящей диссертации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михайлова, Татьяна Викторовна, 2003 год

1. Аксаков К. С. Полн. собр. соч. в 3-х тт. М., 1860-1880.

2. Аксаков К. С. Теория государства у славянофилов. Сб. статей. СПб., 1898.

3. Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М., 1995.

4. Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. М., 1999.

5. Бердяев Н. A. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906). М., 2002.

6. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.

7. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.

8. Бердяев Н. А. Философия свободы. // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

9. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996.

10. Ю.Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В. 2-х тт. М., 1994. Т. 1.

11. П.Бердяев Н. А. Судьба России. М. 1990.

12. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М., 1994. Т. 2.

13. З.Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. М., 1990.

14. Н.Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. // Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье. М., 2002.

15. Бердяев Н. А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. // Там же.

16. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. М., 1994.

17. Бердяев Н. А. Марксизм и религия. (Религия как орудие господства и эксплуатации). Варшава, 1929.

18. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993.

19. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.

20. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. // Там же.

21. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. // Там же.

22. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

23. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // Вопросы философии, 1990, № 1,2.

24. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

25. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.

26. Бердяев Н. А. Автобиография. // Философские науки. 1991, № 2.

27. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

28. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

29. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

30. Бердяев Н. А. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.

31. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. // Вехи. Из глубины. М.,1991.

32. Достоевский Ф. М. Записки из Мёртвого дома. // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Л., 1972-1990. Т. 4.

33. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях. // Там же. Т. 5.

34. Достоевский Ф. М. Записки из подполья. // Там же.

35. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. // Там же. Тт. 6-7.

36. Достоевский Ф. М. Идиот. // Там же. Тт. 8-9.

37. Достоевский Ф. М. Бесы. // Там же. Тт. 10-11.

38. Достоевский Ф. М. Подросток. // Там же. Тт. 13, 16-17.

39. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. // Там же. Тт. 14-15.

40. Достоевский Ф. М. Ряд статей о русской литературе. // Там же. Тт. 18-19.

41. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. // Там же. Тт. 21-27.

42. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради. 1860-1881 гг. // Литературное наследство. Т. 83. М., 1971.

43. Достоевский Ф. М. Новые материалы и исследования. // Там же. Т. 86. М., 1973.

44. Из глубины. Сборник статей о русской революции. // Вехи. Из глубины. М., 1991.

45. Киреевский И. В. Полн. собр. соч. В 2-х тт. М., 1911.

46. Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984.

47. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893.

48. Мережковский Д. С. Мистическое движение нашего века. // Труд. 1893, №4.

49. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. (Т. I. Жизнь и творчество. Т. II. религия). М., 1997.

50. Мережковский Д. С. Л. Толстой и русская церковь. // Новый путь. 1093, кн. II. (Записки Религиозно-Философских собраний).51 .Мережковский Д. С. О новом религиозном действии. (Открытое письмо Бердяеву). // Вопросы жизни. 1905, кн. X-XI.

51. Мережковский Д. С. Грядущий Хам. Чехов и Горький. СПб., 1906.

52. Мережковский Д. С. Пророк русской революции. К юбилею Достоевского. СПб., 1906.

53. Мережковский Д. С. Больная Россия. Гоголь. // Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. В 24-х тт. М., 1914. Т. 15. (То же. Л., 1991).

54. Мережковский Д. С. . Не мир, но меч. К будущей критике христианства. Статьи. СПб., 1908.

55. Мережковский Д. С. В тихом омуте. М. Ю. Лермонтов. СПб., 1908. (То же. М., 1991).

56. Мережковский Д. С. Стихотворения. 1883-1910. // Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. В 24-х тт. М., 1914. Т. 22.

57. Мережковский Д. С. Было и будет. Дневник. 1910-1914. Пг., 1915.

58. Мережковский Д. С. Завет Белинского. М., 1915.

59. Мережковский Д. С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев. Пг., 1915.

60. Мережковский Д. С. Зачем воскрес? религиозная личность и общественность. Пг., 1916.

61. Мережковский Д. С. Невоенный дневник. 1914-1916. (От войны к революции). Дневник 1914-1917. Сб. статей. Пг., 1917.

62. Мережковский Д. С. Царство Антихриста. Сб. воспоминаний и статей. Мюнхен, 1921.

63. Мережковский Д. С. Иисус Неизвестный. В 2-х тт. Белград, 1932. (То же. М. 1996).

64. Мережковский Д. С. Царство Божие. // Современные записки. Париж, 1933. Кн. 52.

65. Православие и культура. Сб. религиозно-философских статей. Берлин, 1923.

66. Проблемы идеализма. Сб. статей. М., 1902.

67. Проблемы русского религиозного сознания. Сб. статей. Берлин, 1924.

68. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. // Розанов В. В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. М., 1996.

69. Розанов В. В. Литературные очерки. // Там же.

70. Розанов В. В. Религия и культура. Сб. статей. // Розанов В. В. Соч. в 2-х тт. М, 1990. Т. 1.

71. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.

72. Розанов В. В. Природа и история. Сб. статей. СПб., 1900.

73. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. // Розанов В. В. Собр. соч. В мире неясного и нерешенного. М., 1995.

74. Розанов В. В. Русская церковь и другие статьи. // Розанов В. В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М., 1994.

75. Розанов В. В. Около церковных стен. // Розанов В. В. Собр. соч. Около церковных стен. М., 1995.

76. Розанов В. В. О "новом религиозном сознании": Мережковский и Бердяев. М., 1918.

77. Розанов В. В. Уединенное. // Розанов В. В. Соч. в 2-х тт. М., 1990. Т. 2.

78. Розанов В. В. Опавшие листья. Короб первый и короб второй. // Там же.

79. Розанов В. В. Мимолетное. 1915 год. // Розанов В. В. Собр. соч. Мимолетное. М., 1994.

80. Розанов В. В. Черный огонь. 1917 год. // Там же.

81. Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. // Там же.

82. Самарин А. Ф. Соч. В 12-ти тт. М., 1877-1911. Т. 6.

83. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал. // Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. М., 1988. Т. 1.

84. Соловьев В. С. Теоретическая философия. // Там же.

85. Соловьев В. С. Кризис западной философии (против позитивистов). // Там же. Т. 2.

86. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского. // Там же.

87. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. // Там же.

88. Соловьев В. С. Три силы. // Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. М., 1989. Т. 1.

89. Соловьев В. С. Чтение о богочеловечестве. // Там же. Т. 2.

90. Соловьев В. С. Русская идея. // Там же.

91. Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь. // М., 1911.

92. Хомяков А. С. Полн. собр. соч. В 8-ти тт. М., 1911. Т. 1, 2, 3, 6.

93. Хомяков А. С. Соч. в 2-х тт. М., 1994.

94. Чаадаев П. Я. Философические письма. // Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избранные письма. В 2-х тт. М. 1991. Т. 1.

95. Чаадаев П. Я. Отрывки и разные мысли. // Там же.

96. Чаадаев П. Я. Записка графу Бенкендорфу. // Там же.

97. Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего. // Там же.

98. Чаадаев П. Я. Письмо из Ардатова в Париж. // Там же.

99. Чаадаев П. Я. Проект прокламации к крестьянам. // Там же.

100. Чаадаев П. Я. Воскресная беседа сельского священника Пермской губернии, села Новых Рудников. // Там же.

101. Чаадаев П. Я. "1851". // Там же.

102. Чаадаев П. Я. "L'Univers" 15 января 1854. // Там же.

103. Чаадаев П. Я. Письма (и комментарии к ним). // Там же. Т. 2.1. Б. ИССЛЕДОВАНИЯ:

104. Абрамович Н. Я. Христос Достоевского. М., 1914.

105. Адамович Г. В. Мережковский. // Адамович Г. В. Одиночество и свобода. М., 1996.

106. Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. М., 2002.

107. Аллен Л. Достоевский и Бог. СПб., 1993.

108. Антонов Н. Р. Русские светские богословы и их религиозно общественное миросозерцание. Т. 1. СПб., 1912.

109. Арсеньев Н. С. Религиозный смысл творчества Достоевского. // Из истории духа. Варшава, 1935.

110. Арсеньев Н. С. Алексей Хомяков. Нью-Йорк, 1955.

111. Асмус В. Ф. Философия и эстетика русского символизма. // Литературное наследие. Тт. 27-28. М., 1937.

112. Афанасьев М. К. Общественно-политические взгляды П. Я. Чаадаева. // Труды Воронежского гос. ун-та. Т. XIV. Вып. 1-2. Воронеж, 1946.

113. Базаров В. А. Богоискательство и "богостроительство". // Вершины. СПб., 1909. Кн. I.

114. Бердяев Н. A.: pro et contra. Кн. I. СПб., 1994.

115. Белая С. Н. Идея человека в философии Д. С. Мережковского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (Кубанский гос. ун-т). Краснодар, 2000.

116. Благова Т. И. О философском наследии А. С. Хомякова. // Философские науки, 1991, № 11.

117. Благова Т. И. Родоначальники славянофильства: А. Хомяков и И. Киреевский. М., 1995.

118. Берелевич Ф. И. Чаадаев и Сен-Симон. // Научные труды Тюменского гос. н-та. Сб. 8. Тюмень, 1975.

119. Бобров Е. А. Шеллинг и Чаадаев. // Бобров Е. А. Философия в России. Вып. IV. Казань, 1901.

120. Бондарев Я. В. Христианское содержание философии Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. филос. канд. наук (МГУ). М., 1998.

121. Боцяновский В. Ф. Богоискатели. СПб., 1910.

122. Бочкарев Н. И. Экзистенциализм и "эсхатологическое" христианство Н. Бердяева. // Философские науки. 1971, № 4.

123. Васильев А. В. Русское миросозерцание. Задачи и стремления славянофильства. СПб., 1904.

124. Вологин Е. А. Экзистенциально-гуманистическая антропология Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 2003.

125. Волынский A. JI. Достоевский. СПб., 1909.

126. Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1922.

127. Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева. // Вопросы философии, 1994, № 6.

128. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли. // Вопросы философии, 1966, №6.

129. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX веков. Изд. 2-е, исправл. и дополн. JL, 1989.

130. Гараева Г. Ф. Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии (Соловьев В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н.). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 2000.

131. Гершензон М. О. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908.

132. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989.

133. Гиппиус 3. Н. Дмитрий Мережковский. Воспоминания. Париж, 1951.

134. Голлербах Э. Ф. В. В. Розанов: жизнь и творчество. Пг., 1922.

135. Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом "Братья Карамазовы" и трактатом Канта "Критика чистого разума". М., 1963.

136. Григорьян М. М. Чаадаев и его философская система. // Из истории философии. Вып. 2. М., 1958.

137. Григорьян М. М. К характеристике религиозно-философской концепции славянофильства. // Вопросы научного атеизма. Вып. 10. М., 1970.

138. Грифцов Б. А. Три мыслителя: В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911.

139. Гроссман Л. П. Достоевский. М., 1962.

140. Гус М. С. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., 1971.

141. Дмитриев С. С. Славянофилы и славянофильство. // Историк-марксист. 1941, № 1.

142. Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа. (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.

143. Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1971.

144. Достоевский и его время. Сб. статей. Л., 1971.

145. Достоевский художник и мыслитель. Сб. статей. М., 1972.

146. Дробжев М. И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. Тамбов, 2000.

147. Дружинин Н. М. П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма. // Коммунист, 1966, № 12.

148. Дудзинская А. А. Идейно-теоретические позиции славянофилов накануне крестьянской реформы. // История СССР. 1972, № 5.

149. Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1976.

150. Завитневич В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Т. 1. Киев, 1902-1913.

151. Зайцев В. В. Философская антропология Н. А. Бердяева и современность. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1998.

152. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. СПб., 1999.

153. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х тт., 4-х книгах. Л., 1991.155.3ернов Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.

154. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX века. 5-е изд. В 8-ми частях. Пг., 1918.

155. Иовчук М. Т. Философские и социально-политические взгляды П. Я. Чаадаева. // Фронт науки и техники, 1938, № 4.

156. История философии в СССР. В 5-ти тт. М., 1968-1988.

157. Каменский 3. А. Чаадаев. // Философская энциклопедия. В 5-ти тт. М., 1960-1970. Т. 5.

158. Каменский 3. А. Парадоксы Чаадаева. // Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избранные письма. В 2-х тт. М., 1991. Т. 1.

159. Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

160. Каталог библиотеки П. Я. Чаадаева. М., 2000.

161. Киреев А. А. Краткое изложение славянофильского учения. СПб., 1896.

162. Кирпотин В. Я. Достоевский художник. Этюды и исследования. М., 1972.

163. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

164. Кожурин Я. Я., Савельев С. Н. Богоискательство и православный модернизм. // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1987.

165. Колюпанов. Очерк философской системы славянофилов. // Русское обозрение, 1894, № 5.

166. Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков. Жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. М., 2000.

167. Крянев Ю. В. Христианский социализм Ф. М. Достоевского. // Крянев Ю. В. Противоположность христианской идеологии и научного коммунизма. М., 1961.

168. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. М., 1980.

169. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.

170. Кувакин В. А. Василий Васильевич Розанов. "Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти". // Вестник МГУ. Философия. 1989, № 3.

171. Кудрявцев Ю. Г. Критика капитализма Ф. М. Достоевским. // Вестник МГУ. Философия. 1967, № 6

172. Кудрявцев Ю. Г. Проблема "личность и общество" в мировоззрении Ф. М. Достоевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1968.

173. Кудрявцев Ю. Г. Бунт или религия (о мировоззрении Достоевского Ф. М.). М., 1969.

174. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. (Событийное. Социальное. Философское). М., 1979.

175. Курганская В. Д. Методологические основы "новой" философии русского богоискательства (начало XX века). // История отечественной философии: традиции и современность. М., 1988. (Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР).

176. Лапшин И. И. Метафизика Достоевского. // Воля России. Прага, 1931, № 1-2.

177. Ласковая М. П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1972.

178. Латынина А. Н. Критика экзистенциалистской интерпретации Достоевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1969.

179. Лебедев А. Чаадаев. М., 1965. (Из серии ЖЗЛ).

180. Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли (вторая половина XIX начало XX в.). Л., 1974.

181. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990.

182. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев. 2-е изд., дополн. М., 1994.

183. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

184. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

185. Лукашевский Е. С. Основные направления в русском богоискательстве в начале XX в. // Атеизм, религия, современность. М., 1973.

186. Лушников А. Г. И. В. Киреевский: очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. Казань, 1918.

187. Лятский М. А. Дмитрий Сергеевич Мережковский. Критико-биографический очерк. // Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. В 17-ти гг. СПб.- М., 1911-1914. Т. 15.

188. Макимов А. Учение первых славянофилов. Киев, 1904.

189. Максимов М. В. Владимир Соловьев и запад: невидимый континент. М., 1998.

190. Максимов М. В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной философской мысли XX века. Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 1999.

191. Малинин В. А. Русская философия первой половины XIX века и ее буржуазная интерпретация. // Философские науки. 1958, № 3.

192. Малинин В. А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии. М., 1963.

193. Малинин В. А. О социальных и теоретических истоках славянофильства. // Философские науки. 1967, № 1.

194. Малинин В. А. Социализм и философия истории П. Я. Чаадаева. // Вестник МГУ. Философия. 1968, № 3.

195. Малинин В. А. История русского утопического социализма. М., 1977.

196. Мальцев К. Г. "Эсхатология власти" Н. А. Бердяева. М., 2000.

197. Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1898. Т. 1.

198. Миндлин И. Вера или неверие? Заметки о Достоевском. // Наука и религия. 1966, №5.

199. Михайлов В. В. Философия Достоевского и современность. Автореферат дисс. канд. филос. наук. (МГУ). М., 1973.

200. Михайлова И. М. Философские идеи в творчестве Ф. М. Достоевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1961.

201. Мочульский К. В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1936.

202. Мочульский К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947.

203. Нагорная Л. К. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX вв.). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 1995.

204. Назиров Р. Г. О противоречиях в отношении Ф. М. Достоевского к социализму. // Народ и революция в литературе и устном творчестве. Уфа, 1967.

205. Ненашев М. И. Петр Чаадаев: учение о свободе воли и смысле истории. Киров, 1999.

206. Ненашев М. И. Концепция свободы в философии Соловьева. Киров, 1999.

207. Ненашев М. И. Проблема свободы в русской философии XIX века (П.Я. Чаадаев, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 2000.

208. Нечкина М. В. Чаадаев и его "Философические письма". // История СССР. М., 1940. Т. 2.

209. Николюкин А. Н. Василий Васильевич Розанов. (Писатель нетрадиционного мышления). М., 1990.

210. О великом инквизиторе Достоевского и последующие (Леонтьев, Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк). М., 1991.

211. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

212. Осипова Е. В., Пустарнаков В. Ф. Исследование русского славянофильства. // Вопросы философии, 1968, № 7.

213. Панов И. Славянофильство как философское учение. Историко-философский очерк. // Журнал Министерства народного просвещения. 1880, ноябрь.

214. Парамонов Б. Н. Славянофильство и кризис русской религиозной философии. Автореферат дисс. канд. филос. наук (ЛГУ). Л., 1971.

215. Пишун С. В. Социально-философские и мифологические основания "религии жизни" В. В. Розанова (опыт интерпретации). Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1993.

216. Пишун С. В. Социальная философия В. В. Розанова. Владивосток, 1993.

217. Пишун В. К., Пишун С. В. "Религия жизни" В. Розанова. Владивосток, 1994.

218. Плеханов Г. В. Пессимизм как отражение экономической действительности (пессимизм П. Я. Чаадаева). // Плеханов Г. В. Соч. М.-Л., 1925. Т. X.

219. Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России. // Плеханов Г. В. Избр. философские произведения. В 5-ти тт. М., 19561958. Т. 3.

220. Плеханов Г. В. П. Я. Чаадаев (рецензия на книгу М. Гершензона. Жизнь и мышление. СПб., 1908). // Плеханов Г. В. Избр. философские произведения. В 5-ти тт. М., 1956-1958. Т. 4.

221. Погодин И. В. Христианская историософия Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 2001.

222. Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии, 1992, №2.

223. Попов П. С. Атеистические идеи в творчестве Достоевского. // Материализм и религия. М., 1958.

224. Пруцков Н. И. Социально-этическая утопия Достоевского. // Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969.

225. Пузанов Н. П. Я. Чаадаев и его миросозерцание. Киев, 1906.

226. Пчелкина О. В. Цивилизация и духовная культура в философии Д. С. Мережковского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 2003.

227. Равицкий А. Д. Соотношение человека и космоса в философской системе Вл. С. Соловьева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1999.

228. Радлов Э. Л. Вл. Соловьев. Жизнь и труды. СПб., 1913.

229. Разумовский И. С. Философский язык И. В. Киреевского: описание, анализ, интерпретация. Автореферат дисс. канд. филос. наук (РГГУ). М., 2002.

230. Рашковский Е. Б. Вл. Соловьев о судьбах и смысле философии. // Вопросы философии, 1988, 3 6.

231. Рашковский Е. Б., Хорос В. Г. Проблема "Запад-Россия-Восток" в философском наследии П. Я. Чаадаева. // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 3. М., 1988.

232. Розанов В. В.: pro et contra. Кн. 1-2. СПб., 1995.

233. Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского. М., 1981.

234. Ролдугин О. Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философской мысли последней четверти XIX первой половины XX века (Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев). // Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1998.

235. Рудаков В. К. К биографии П. Я Чаадаева. // Исторический вестник, 1907, ноябрь.

236. Рудаков Л. И. Проблема времени в философии истории Чаадаева. // Философские аспекты проблемы времени. Л., 1980.

237. Русская философия: Словарь. М., 1995.

238. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

239. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.

240. Сапов В. В. Социология П. Я Чаадаева и ее проблематика. // Философская думка, 1987, № 2.

241. Селезнев Ю. И. Достоевский. М., 1981.

242. Семенкин Н. С. Философия богоискательства. (Критика религиозно-философских идей софиологов). М., 1986.

243. Сербиненко В. В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1996.

244. Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. М., 1996.

245. Сидненко Т. И. Концепция революции 1917 года в творческом наследии Н. А. Бердяева. СПб., 2000.

246. Скороходова С. И. Историософия И. В. Киреевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1996.

247. Скородумов С. В. Философско-религиозные изыскания В. В. Розанова. (Эволюция представлений философа о религии, морали и государстве). Автореферат дисс. канд. филос. наук (РГПУ). СПб., 2002.

248. Славянофильство и современность. Сб. статей. М., 1994.

249. Смирнова 3. В. П. Я. Чаадаев и русская общественная мысль первой половины XIX века. // Вопросы философии, 1968, № 1.

250. Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977.

251. Соловьевские исследования. Периодический научный сборник. Вып. 15. (издание продолжается). Иваново, 2001 .

252. Стасов В. В. П. Я. Чаадаев (биографический очерк). // Русская старина, 1908, №1-2.

253. София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Сб. статей. Берлин, 1923.

254. Спекторский Е. В. К характеристике Чаадаева. // Сб. русского института в Праге. Прага, 1929.

255. Тарасов Б. Н. Молодой Чаадаев: книги и учителя. // Альманах библиофила, 1985. Вып. 18.

256. Тарасов Б. Н. Чаадаев. М., 1986.

257. Тарасов Б. Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М., 2000.

258. Тареев М. М. Ф. М. Достоевский. // Тареев М. М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Изд. 2-е. Сергиев-Посад, 1908.

259. Таубе М. Ф. Познаниеведение по любомудрию соборного восточного просвещения славянофилов. СПб., 1912.

260. Таубе М. Ф. Гносеология по учению славянофилов. СПб., 1912.

261. Твардовская В. А. Достоевский в общественной жизни России. М., 1990.

262. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. В 2-х тт. М., 1995.

263. Туган-Барановский М. И. Нравственное учение Достоевского. (Посмертная статья). // Воля России. Прага, 1923, № 14.

264. Урханов Р. А. Проблема "иррационального" в философии Н. Бердяева. // Из истории религиозной философии XIX начало XX в. М., 1990.

265. Уткина Н. Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева. // Вопросы философии, 1989, № 6.

266. Федотова И. А. Философско-богословские взгляды А. С. Хомякова и современное православие. Автореферат дисс. канд. филос. наук (РГПУ). СПб., 1995.

267. Федотова JI. Г. Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1998.

268. Филимонов Г. Г. Проблемы неохристианской антропологии в религиозно-философской концепции Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1995.

269. Филиппов J1. А. Религиозная система П. Я. Чаадаева и опыт ее истолкования. (История. Современность). Автореферат дисс. канд. истории, наук. М., 1969.

270. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991.

271. Франк С. JT. Достоевский и кризис гуманизма. // Путь. 1931, № 27.

272. Франк С. JT. Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. Антология. Нью-Йорк, 1965.

273. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. M-JL, 1964.

274. Хмылев Л. Н., Синяков С. В. Концепция историзма Н. А. Бердяева. // Методологические вопросы наук об обществе. Томск, 1976.

275. Цимбаев Н. И. Славянофильство. (Из истории русской общественно-политической мысли XIX века). М., 1986.

276. Чаадаев П. Я.: pro et contra. СПб., 1998.

277. Черепанов Л. Соотношение истины и нравственности в "Философических письмах" Чаадаева. // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 4. М., 1977.

278. Черепнин Л. В. Историческое мировоззрение Ф. М. Достоевского. // Че-репнин Л. В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968.

279. Чернышевский Н. Г. Апология сумасшедшего. // Чернышевский Н. Г. Избр. философские сочинения. В 3-х тт. М., 1951. Т. 3.

280. Шаховской Д. И. Чаадаев. // Энциклопедический словарь Гранат. Т. 45, ч.З.

281. Шкоринов В. П. Этический иррационализм Н. А. Бердяева. // Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.

282. Шкуринов П. С. П. Я. Чаадаев. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М., 1960.

283. Штейнберг А. 3. Система свободы Ф. М. Достоевского. Берлин, 1923.

284. Щеглова JI. В. Судьбы российского самосознания. (П. Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь). Волгоград, 2000.

285. Щеглова Л. В. Проблемы самопознания и культурной идентичности в русской философии 30-40-х годов XIX века. (П. Я. Чаадаев и Н. В. Гоголь). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.