Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Дьяченко, Елена Евгеньевна

  • Дьяченко, Елена Евгеньевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 246
Дьяченко, Елена Евгеньевна. Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 2004. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дьяченко, Елена Евгеньевна

Введение.

ГЛАВА I. Становление и развитие социально-культурной деятельности на основе православных традиций.

1.1. Актуальные проблемы социально-культурной работы с военнослужащими в условиях военной реформы.

1.2. Исторические традиции воспитания воинов Российской армии в контексте православной культуры.

1.3. Роль православной культуры в социально-культурной деятельности в современной воинской части.

ГЛАВА II. Методические основы социально-культурной деятельности в воинских частях на материале православной культуры.

2.1. Социально-культурные условия воспитания военнослужащих на основе православного искусства.

2.2. Педагогическая модель организации социально-культурной деятельности в воинских частях на основе традиций православной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций»

Актуальность исследования определяется острой необходимостью в ускорении духовно-нравственного и социально-культурного наполнения проводимой военной реформы; возросшими потребностями Российской Армии в методологическом и технологическом обеспечении воспитательной работы среди офицеров, прапорщиков, солдат срочной службы и контрактников. Развернувшаяся в настоящее время дискуссия о месте православия в процессе воспитания воинов достигла небывалой полемической остроты.

С крушением воеппо-педагогической парадигмы, основанной на коммунистической идеологии, образовался вакуум педагогических целей и идеалов, элементов технологии педагогического процесса. Пробелы в педагогической теории усугубляются серьезными ошибками в организации и содержании воспитательной работы, отсутствием достаточной па методическом и операциональном уровнях подготовки кадровых офицеров к ведению педагогической деятельности. Поиск путей преодоления подобных негативных тенденций теоретики и практики военной педагогики начали осуществлять, возрождая традиции армейского воспитания, сложившиеся в докоммунистический период. Эти традиции отражают многовековой опыт осуществления воспитательного воздействия в русской армии, однако далеко не все содержательные компоненты, методы, средства и формы русской военной педагогики могут быть подвергнуты подобной реставрации. Это относится к широко возрождаемым в Вооруженных Силах традициям воспитательной работы Православной церкви. Решение проблемы взаимодействия армии и церкви оказалось в центре внимания научной общественности, средств массовой коммуникации, руководителей военного ведомства. Не случайно на базе Рязанской дивизии воздушно-десантных войск в июне 2003 г. было проведено специальное совещание армейских священников, которое констатировало активизацию работы священников в воинских частях, сталкивающуюся с множеством противоречий, важнейшими из которых являются отсутствие юридического статуса подобной деятельности, пепроработанность содержания, методов и форм религиозно-воспитательной работы в Вооруженных Силах. Сейчас в Российской Армии функционирует свыше 250 храмов и часовен. Ми церковь, пи воинские части не имеют финансовых ресурсов для их строительства, поэтому создание их происходит исключительно по доброй воле и па пожертвования самих военнослужащих. Многочисленные положительные отзывы о подобной работе, популярность в войсках пасторского слова не прибавляют легитимности этой деятельности, поскольку согласно конституции Российской Федерации каждому военнослужащему гарантируется свобода совести. Закон же о статусе военнослужащего, напротив, никак пе гарантирует отправление религиозных обрядов, поскольку церковь официально отделена от государства, и в частности такого важнейшего института государственности, каким является армия. В религиозной работе в армии нерешенными остаются и некоторые межконфессиопаль-ные противоречия. Чаще всего к активной работе в войсках допускается Православная церковь. Мо среди военнослужащих есть немало представителей иных конфессий. Так, мусульман в России официально 10 млн., однако муфтиев в армии работает крайне мало.

Признавая равные права всех без исключения религиозных конфессий и организаций в обогащении культурного наследия России, невозможно не отметить приоритетную роль в сохранении национальных традиций и исконно российских святынь именно Русской Православной церкви, являющейся духовным стержнем народа России.

В отечественной педагогической практике осуществлено немало проектов и программ, в структуре которых присутствуют концепции святоотеческой педагогики. Они касаются не только методических наработок в области общего, дополнительного и профессионального образования, но и собственно военной педагогики. Широкую известность приобрели педагогические проекты, осуществленные в подразделениях Уральского округа внутренних войск, на православном факультете Военной академии им. Дзержинского, в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД (факультатив "Русь Державная") и т.д. Но внедрение программ данного содержания постоянно наталкивается на дискуссии ученых и общественности о возможности и особенностях воспитательной работы церкви в государственных институтах вообще.

Эти и другие противоречия могут быть разрешены через разработку и реализацию специальных программ воспитательного воздействия, в основу которых положены традиционные духовно-нравственные и эстетические ценности, свойственные национальной культуре, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. К таким эталонам, бесспорно, можно отнести образцы религиозного искусства, отражающие этнические традиции и идеалы, воссоздающие в художественно-образной форме высшие общечеловеческие ценности. Религиозное искусство, являясь частью художественной культуры общества, способно формировать социально-значимые качества личности, не требуя при этом обязательного религиозного или, напротив, атеистического отношения.

Степень научной разработанности проблемы. Диализ литературных источников и диссертационных исследований показал, что при всей актуальности разработки педагогических моделей, ориентированных на организацию социально-культурной деятельности, содержательно основанной на религиозном искусстве на методологическом и технологическом уровнях применительно к сфере воспитательной работы в Российской Армии пока не проводилось. Частично данная проблематика затрагивалась в работах различных авторов.

Так, теоретико-методологическую ценность представляют педагогические исследования философии современного образования (Б.С. Гершунский, В.М. Меньшиков, Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, Д.Б. Резвецова), формирования нравственной (Л.И. Рувинский, Л.Ф. Спирин, Д.И. Фельдштейн, И.С. Мари-енко, Ю.М. Бородай, Ф.А. Гайлен, H.A. Корниенко, А.П. Орлова) и эстетической

С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, СЛ. Соловейчик, Б.М. Неменский, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев, В.Г. Александрова, Т.В. Фуртаева) культуры личности.

Социально-педагогические проблемы формирования личности в условиях переходного периода социально-экономического развития России нашли отражение в работах B.C. Садовской, Л.С. Зориловой, Р.Г. Яновского, IO. В. Савина.

Современными исследователями особое внимание уделяется изучению места и роли культуры в жизни военнослужащего. Подобная проблематика нашла отражение в работах A.C. Бычкова, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Б.Ф. Сафронова, Т.Н. Табунова.

В последнее время появились работы, исследующие характер и специфику духовной жизни российских воинов, се противоречивые тенденции, факторы, воздействующие на нее. Это работы А.И. Анцышкина, И.В. Демидова, В.Н. Иванова, В.Н. Ксенофонтова, Г.В. Осипова, В.А. Ремизова, О.Х.-А. Рахимова и др.

Различные аспекты содержания и методологических основ армейского воспитания находим в работах В.Н. Иванова, И.В. Демидова.

Также есть публикации, посвященные проблеме содержания, специфики и тенденций религиозного сознания в духовной жизни общества и армии. К ним можно отнести работы Т.А. Божана, Л.Н. Митрохина, М.Н. Мчедлова, A.B. Павлова, Е.В. Рязановой, Б.В. Раушенбаха, К.И. Никонова.

Проблему соотношения нравственного и религиозного сознания в духовной жизни общества, а также роль православия в развитии русской культуры исследуют в своих работах В.И. Гидринский, Г.В. Осипов, И.Н. Романов и др.

Широкий спектр историко-культурных и историко-педагогических исследований взаимоотношений армии и религиозных организаций представлен работами В.Н. Осташкина, К.А. Паюсова, Д.И. Сидорова, В.А. Суглобова, Я.Н. Щапова и др. Так, в последние годы появились ряд диссертационных исследований, монографий и иных публикаций по проблемам истории взаимодействия церкви и армии. Достаточный интерес в контексте избранной темы представляют работы, посвященные православной антропологии и православной педагогике как особой воспитательной системы (H.A. Белканов, O.A. Гармаев, О.В. Долженко, A.B. Кураев, А.И. Осипов, В.А. Разумный, И.М. Сулима).

Проблемы воспитания воинского долга рассматриваются в работах A.A. Аронова, II.И. Киряшова, Д.А. Волкогопова, A.M. Григорьева и др.

Различные аспекты нравственного воспитания военнослужащих анализируются в публикациях А.Г. Трофимчука и A.B. Костепевского.

Проблематика исследования в значительной степени нашла отражение в работах, посвященных теории и технологии этнохудожественного образования, развития духовно-нравственной культуры личности на основе отечественных художественных традиций (Т.Н. Бакланова, Н.М. Сокольникова, М.С. Жиров, И.Ю. Костикова, Т.К. Рулииа). Духовно-нравственное совершенствование юношества средствами традиционной культуры рассматривается в исследованиях А.Р. Ба-тыршиной, З.Н. Ивановой, Т.А. Крючковой, A.C. Метелягина, И.В. Бурцевой, Г.С. Тараскиной, Л.Н. Темниковой.

Теория и практика социально-кулыурного воспитания, а так же его инновационные технологии нашли отражение в работах Т.Г. Киселёвой, А.Д. Жаркова,

B.М. Чижикова, H.H. Ярошенко, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.К. Баклановой.

Социально-педагогические особенности художественного образования на основе традиций народной культуры отражены в научных трудах JI.A. Рапацкой,

C.А. Ермоловой, A.A. Жолтаевой, H.H. Жуковой и др. Музыкально-педагогический аспект православной культуры рассмотрен в работах Л. Кик-надзе, В. Медушевского, Т. Стуловой, Г.М. Цыпииа.

Однако целостного рассмотрения процессов организации социально-культурной деятельности в воинской части средствами православного искусства не проводилось.

Поэтому основной проблемой нашего исследования является противоречие между уникальным педагогическим потенциалом православного искусства и недостаточной представленностью данного феномена в содержании, средствах, формах и методах социально-культурной деятельности в Российской Армии.

Объект исследования - социалыю-культуриая деятельность в воинской части Российской Армии.

Предмет исследования - педагогический потенциал православного искусства в организации социально-культурной деятельности в воинской части.

Цель исследования - разработать организационно-методические основы социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций.

Задачи исследования:

- Выявить особенности социально-культурной работы с военнослужащими в условиях военной реформы.

- Обобщить историко- и социально-педагогические традиции воспитания воинов Российской Армии в контексте православной культуры.

- Конкретизировать особенности теории и методики художественного воспитания в контексте православной педагогики.

- Определить педагогические условия повышения эффективности социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций.

- Разработать и апробировать образовательную программу "Формирование основ художественно-эстетической культуры военнослужащего средствами православного искусства"

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогический потенциал православного искусства оказывается практически невостребованным в современной практике социально-культурной деятельности в воинской части. Для повышения роли православного искусства в процессе формирования основ духовной культуры военнослужащего необходимы разработка и реализация профильных образовательно-воспитательных моделей и программ, ориентированных на развитие высших духовно-нравственных и эстетических ценностей.

Эффективность педагогического процесса при этом будет обусловлена:

- уточнением и корректировкой содержания культурно-досуговой деятельности в воинской части на основе целостного отражения социально-педагогического и эстетического потенциала православного искусства;

- комплексным информационно-методическим и технологическим обеспечением социально-культурной деятельности;

- использованием личностно-ориентированного подхода, учитывающего воздействие социально-психологических и психолого-педагогических факторов воинского коллектива, семьи и ближайшего окружения военнослужащего.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции ведущих представителей отечественной и зарубежной науки. При рассмотрении вопросов духовно-нравственного и эстетического развития личности под воздействием религиозного искусства отправными положениями служат работы русских философов ГТ.А. Флоренского, H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина. Методы исследования: Теоретические:

- анализ литературных источников по проблемам социологии, психологии, педагогики, культурологии, социально-культурной деятельности и этноху-дожественного образования;

- анализ архивных материалов, отражающих развитие социально-культурной деятельности в российской армии;

- сравнительный анализ методических материалов и документации по организации воспитательной работы в воинской части.

Эмпирические:

- наблюдение;

- анкетный опрос офицерского состава и военнослужащих срочной службы;

- интервьюирование священнослужителей;

- формирующий педагогический эксперимент, в рамках которого активно использовались методы структурализованного наблюдения и тестирования.

Организация исследования.

I этап (1998-2000 гг.) - анализ литературных источников. Определение баз исследования. Анализ архивных материалов и ретроспективный анализ материалов периодической печати. Подготовка инструментария исследования, программы эксперимента, текстов опросных листов и стандартизированного интервью, программ и методик формирующего эксперимента.

II этап (2000-2002 гг.) - проведение констатирующего социологического эксперимента. Распространение анкет и сбор первичной информации. Уточнение программы и координация технологий формирующего эксперимента. Осуществление пилотажных исследований. Дальнейший анализ литературных источников и методической документации.

III этап (2000-2002 гг.) - проведение формирующего эксперимента. Внедрение в-воспитательный процесс в/ч № 71432 окспериментальнойтехнологии, осуществление процедур наблюдения, тестирования, экспертного анализа результатов педагогического эксперимента.

IV этап (2002-2003 гг.) - проведение заключительных этапов констатирующего и формирующего экспериментов. Обработка и анализ результатов социально-педагогического эксперимента и данных социологического исследования. Подведение итогов эмпирических и теоретических исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены особенности социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций, заключающиеся в интеграции досугового военно-патриотического воспитания, этнохудожественного образования, активного функционирования инициативных групп, творческих коллективов и любительских объединений этнокультурной направленности, а также целенаправленной реабилитационной и психокоррекционной работы.

2. Дана авторская периодизация процесса взаимодействия армии и церкви в социально-культурном воспитании военнослужащего. Ретроспективный анализ выявил три этапа, первый из которых (от принятия христианства до середины XVII века) характеризовался внешним духовным воздействием православия на армию; утверждением идеи общинного соборного единения воинов и формированием социально-значимых личностных качеств и мотивации к активному участию в жизни общества и государства. Второй этап (середина XVII -1917 г.) - характеризуется активной культурно-просветительной работой православной церкви в армии и на флоте, включавшей организацию начального образования, создание православных библиотек, храмовых музеев воинской славы,-проведение народных чтений,-благотворительных акций и сбор материалов о ратных подвигах воинов. Третий этап (с конца 90-х годов XX века) -связан с активным участием церкви в воспитании военнослужащих, осуществлением психокоррекционной и реабилитационной работы среди молодого пополнения и военнослужащих, участвовавших в боевых операциях, оказанием помощи в проведении торжественных мероприятий и Дней воинской славы и т. п.

3. Раскрыта специфика художественного воспитания воинов в процессе социально-культурной деятельности в контексте православных традиций, которая проявляется в стремлении к максимальной реализации творческого потенциала личности; взаимодействии эстетических и этических содержательных компонентов, опоре в воспитании и обучении на такие особенности православного искусства, как просветленность, одухотворенность, соборность и обращенность к высшим духовным ценностям .

4. Установлены основные социально-педагогические условия, влияющие на успешность социально-культурной деятельности в армии, предполагающие целостное отражение социально-педагогического и эстетического потенциала православного искусства; комплексное информационно-методическое обеспечение воспитательной работы и использование личиостно-ориентированного подхода, учитывающего воздействие социально-психологических факторов воинского коллектива, семьи и ближайшего окружения воинов.

5. Конкретизированы данные социологических исследований, отражающие отношения военнослужащих к православной культуре и условиям развертывания воспитания военнослужащих на основе традиций православного искусства.

6. Разработана и апробирована образовательная программа "Формирование основ художественно-эстетической культуры военнослужащего средствами православного искусства", ориентированная на создание у военнослужащих це-" лостного представления об эстетических особенностях, образной сфере и психолого-педагогических аспектах воздействия культового искусства на зрителя и слушателя, а также художественно-эстетических особенностях храмового зодчества, русской иконописи, духовной музыки и декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности в Российской Армии систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях педагогического взаимодействия армии и Православной церкви на различных исторических отрезках; о специфике социально-культурного воспитания на основе традиций православного искусства; о психолого-педагогических условиях развертывания социально-культурной деятельности на основе православного искусства. Материалы исследования могут стать теоретической основой разработки перспективных моделей художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы отражены в содержании спецкурса "Формирование основ художественно-эстетической культуры военнослужащего средствами православного искусства" для военнослужащих срочной службы, внедренного в социально-культурную деятельность ряда воинских частей, дислоцированных в Саратовской области. Отдельные положения настоящего исследования внедрены в учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Тамбовского колледжа искусств на специальностях 053000 - Народное художественное творчество, 053100 - Социально-культурная деятельность и 051800 - Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество. . .

В перспективе результаты исследования могут быть внедрены в содержание среднего и высшего социально-культурного и военно-педагогического образования, в систему переподготовки и повышения квалификации кадров военнослужащих, а также работников культуры и образования.

Апробация работы

Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях "Державинские чтения" (Тамбов, 2000 г.; 2003 г.); "Педагогическое моделирование этнохудожественного образования: региональный аспект" (Тамбов, 2003 г.); "Современная индустрия туризма: опыт, проблемы, инновации" (Тамбов, 2003); Науки о культуре: современный статус (Москва, 2003); Молодежь и будущая Россия (Москва, 2003).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием разнообразных источников информации; выбором комплекса методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам; репрезентативностью выборки участников педагогических экспериментов; длительностью опытно-экспериментального изучения; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту;

1. Теоретико-методические подходы к организации социально-культурного воспитания военнослужащих средствами православного искусства предполагают осуществление комплексного педагогического и психокоррекци-онного воздействия, ориентированного на адаптацию, реабилитацию и творческую самореализацию личности.

2. Без учета историко- и социально-педагогических аспектов взаимодействия православной и военной педагогики невозможна организация эффективной культурпо-досуговой деятельности в Российской Армии.

3. Педагогические условия разработки и реализации программ организации социально-культурной деятельности в воинской части на основе традиций православного искусства предусматривают:

- включение в структуру воспитательного процесса воинской части специальных социально-культурных программ и учебных курсов, связанных с освоением православной художественной культуры,

- организацию системы взаимодействия воинской части с семьей и ближайшим окружением военнослужащего;

- осуществление духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в контексте адаптационной, реабилитационной и психокоррекци-онной работы с участием военных воспитателей и представителей религиозной общины;

- создание условий для максимальной самореализации и самоактуализации творческих способностей и инициативььвоина;

- внесение дополнений в содержание подготовки офицерских кадров за счет усиления их профессиональной и мотивационной направленности на осуществление разносторонней воспитательной работы с подчиненными;

- формирование у военнослужащих педагогически ценных личностных качеств, в том числе: активности, целеустремленности, самостоятельности, инициативности, проявляющихся в социальной и творческой деятельности;

- проведение систематического мониторинга процесса развития духовно-нравственной, когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер личности военнослужащего.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Дьяченко, Елена Евгеньевна

Результаты исследования позволили также сделать вывод о том, что важнейшим компонентом воспитательной работы в армии в наши дни стала психическая адаптация личности, особую роль в которой могут сыграть произведения религиозного искусства. Важнейшим условием подобного духовного возвышения должно стать общение военнослужащих с лучшими образцами отечественной литературы и искусства, которые тесно связаны с православием. Изучая национальную культуру, постигая духовный опыт предков, молодые воины обогащает мир своей души светлыми, возвышенными чувствами глубокой любви к Родине, ответственности за судьбу национально-исторического наследия.

Социально-культурный аспект взаимодействия религиозной и военной педагогики был рассмотрен сквозь призму досуговых технологий. В результате исследования установлено, что специфика организации религиозного воспитания определяется такими позициями сферы досуга военнослужащего, как:

- четкое разграничение досугового и служебного времени;

- ограниченность свободного (личного) времени одними и теми же рамками;

- ограниченность посещаемости военнослужащими учреждений культуры из-за относительно закрытого образа жизни в военной части.

В ходе исследования были определены особенности теории и методики художественного воспитания в контексте православной педагогики Христианство совершенно изменило систему ценностей, обратившись от плотского к духовному, перевернуло понимание человеком мироустройства и провозгласило новую цель воспитания - спасение души, Богоуподобление. Православное воспитание ориентированное на развитие духовности, восстанавливает подлинную иерархию ценностей, упрочивает внутренний нравственный стержень. Сущность и цель воспитания Русская православная церковь связывает с процессом богопознания и совершенствования человека. Педагогическим идеалом здесь служат общечеловеческие ценности познания истины, добра и красоты.

Христиански-ориентированное воспитание воспринимает фундаментальные положения светской педагогики. Вместе с тем оно опирается на систему религиозных ценностей. В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне церкви, вне церковной жизни, невозможно достичь цели воспитания. Анализ работы отечественных философов и педагогов конца XIX века позволил установить, что православное художественное воспитание ориентировано на приоритетное раскрытие в душе воспитанника образа Божия через постоянное творчество. Кроме того, важно создание духовно-обновляющей и преображающей личность культурно-образовательной среды. Компонентами этой среды являются семья, церковь и воинская часть. Важнейшим содержательным компонентом православного художественного воспитания является религиозное искусство, которое само по себе является носителем значительного педагогического потенциала.

Анализ искусствоведческих исследований показал, что, все искусства, связанные с религиозным культом были ориентированы на создание особого мира, уникальной духовно-материальной среды, попадая в которую человек реально приобщался к миру Высшей духовности.

Храмовые искусства крайне синтетичны. Для них характерно взаимопроникновение взаимодействие жанров в комплексном пространственно-временном зрелище. Причем каждый из жанров не теряет своей самостоятельности, а лишь ярче высвечивает наиболее ценные и значимые особенности педагогического потенциала. Православное искусство обладает особой возвышенностью, сдержанностью образно-эмоционального строя, одухотворенностью. Особый внутренний покой, созерцательность способствует гармоничному восприятию мира, призывает человека к творению добра, к чистоте и красоте своих мыслей и поступков. Поэтому, кроме эстетической функции, православному искусству свойственен столь глубокий нравственно-воспитательный смысл.

С целью выявления социально-культурных условий духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания военнослужащих на основе православного искусства был осуществлен констатирующий эксперимент, ориентиром которого являлось определение социальных, социально-педагогических и социальнопсихологические факторов, обусловливающих организацию и содержание воспитательной работы в армии.

В ходе эксперимента был применен комплекс опросных методов, позволивший провести анкетирование офицерского и рядового состава, а также интервьюирование экспертной группы священнослужителей.

Исследование проводилось в воинских частях, дислоцированных в Саратовской области, а также среди священнослужителей Саратовской и Тамбовской епархий. Выборочная совокупность исследования составила 560 человек.

Одним из аспектов изучения стали особенности воспитательной работы в современной армии. В частности, было выявлено немало проблем, связанных с психолого-педагогической подготовкой офицерского состава: только половина кадровых военных ощущают себя профессионально подготовленными к воспитанию защитника Отечества, более трети офицерского состава испытывают острую потребность повышения своей квалификации в сфере психолого-педагогической практики. Половина участников опроса из числа офицеров указали, что им требуется психолого-педагогическая помощь в работе с солдатами срочной службы. Сходные результаты были получены и при опросе солдат. Их ответы на вопрос о степени подготовленности офицера к ведению воспитательной работы также свидетельствуют о важности этой проблемы: только 32% ответили, что офицер вполне подготовлен, 33% — указали, что не подготовлен, еще 28% - затруднились ответить на данный вопрос. Есть признаки недостаточной мотивации офицеров к ведению воспитательной работы в армии. Чуть менее половины участников опроса (44,4%) смогли положительно ответить на вопрос о знании событий личной жизни подчиненных. Стараются эмоционально поддержать настрой своих подчиненных только 70,7% офицерского состава,

Большинство респондентов твердо уверены в том, что современного юношу следует специально готовить к службе в армии. Подобным образом высказались 73% участников опроса.

Достаточный разброс мнений продемонстрировал вопрос об идеальных личностных качествах офицера. В рейтинге предпочтений оказались такие качества командира, как всесторонняя развитость (солдаты хотят видеть в офицере человека осведомленного не только в сфере военной профессии, но и имеющего общекультурное развитие) физическая выносливость и способность показать личный пример при выполнении воинского долга, солдаты хотят видеть в нем духовного лидера.

Важным аспектом изучения явилось отношение к православию и православной культуре.

В целом религиозность характерна для половины военнослужащих. Примерно 49% офицеров и солдат признались, что верят в бога. Причем религиозные чувства более характерны для молодежи.

Более половины респондентов считают важным знакомство с Библией, треть военнослужащих считают для себя необходимым посещение церкви. Чуть больше половины военнослужащих отметили важность строительства на территории воинских частей церквей и часовен. Большинство военнослужащих хотели бы посетить святые места России.

Вместе с тем опрос показал, что ксенофобия является достаточно существенной проблемой не только для общества, но и для армии. Каждый восьмой военнослужащий указал, что вероисповедание является серьезным барьером для общения.

Свыше 60% офицеров уверены в необходимости возрождения утраченных традиций русской армии. Однако знаний об этих традициях, и в частности, взаимодействии русской армии с Церковью в вопросах воспитательной работы, явно недостаточно. Лишь каждый четвертый кадровый военный указал, что так или иначе знакомился с православной культурой в том учреждении, которое он окончил. Вместе с тем, более половины участников опроса (52%) считают необходимым изучение православной культуры в учебных заведениях.

Заявили о важности консультаций со священником накануне экстремальной ситуации, связанной с выполнением воинского долга 38% участников опроса. 40% участников опроса полагают, что приобщение к православной культуре во многом оптимизирует воспитание защитника отечества. В солдатской среде поддержка освоения православной культуры менее выражена. Свыше 30% участников опроса ответили, что это нужно и важно; 38; опрошенных указали, что этого делать не следует.

Экспертный опрос выявил единодушное мнение священнослужителей о том, что работа священнослужителя в воинских частях в современных условиях крайне необходима. Абсолютно все эксперты убеждены в том, что в воинских частях следует вести религиозное просвещение и изучать православную литературу. Также эксперты единодушны во мнении о том, что в воинских частях должны существовать православный храм или часовня, а также действовать хор духовной музыки. Столь же позитивно отнеслись эксперты и к идее воспитания военнослужащих на основе православной художественной культуры. Практически все убеждены в важности возрождения ее традиций. Эксперты высказалось за организацию и проведение в воинских частях православных праздников и торжеств. Каждый восьмой участник опроса предложил регулярное посещение военнослужащими концертов духовной музыки. Каждый седьмой респондент полагает, что нужно максимально способствовать посещению храмов военнослужащими. Абсолютное большинство экспертов (97%) уверены в том, что знание христианства и истории нашего государства послужит нравственному совершенствованию и возрождению российского общества.

Опрос выявил достаточно устойчивый интерес к православному искусству у офицерского корпуса и солдат срочной службы. На вопрос об отношении к православному искусству 46% военнослужащих дали положительный ответ. Более 40% из опрошенных заявили об особой важности создания в воинских частях хоров, исполняющих духовную и патриотическую музыку. Преобладающими эмоциями, которые вызывает духовная музыка у солдат, являются радость (48%) умиротворение (83%) и сострадание (80%) Офицеры самой преобладающей реакцией на культовые произведения искусства считают умиротворение (39%), сострадания (24%) грусти

48%). Негативную реакцию отвращения церковное искусство вызывает у 21% офицеров

57% респондентов уверены в том, что православная культура во многом обогащает духовно-нравственный потенциал современного солдата.

Таким образом, опрос показал крайнюю актуальность резкого повышения качества социально-культурного воспитания в армии. Это может быть достигнуто через профильную подготовку офицерского состава, повышение психолого-педагогической компетентности, развитие у кадровых офицеров мотивации к осуществлению воспитательной деятельности. Активную помощь армии в воспитательной работе готова оказать православная церковь. Военнослужащие в целом одобряют воспитательное воздействие церкви и положительно относятся к развитию в воинских частях программ воспитания на основе православного искусства.

Осуществленная экспериментальная апробация педагогической модели социально-культурной деятельности в армии на основе художественно-эстетического и духовно-нравственного развития воинов явилась частью более крупного педагогического проекта, осуществляемого в в/ч 71 432 Саратовской области. В основе концепции данного всестороннее развитие личности молодого воина средствами православия. Воинская часть тесно сотрудничает с православной церковью, на ее территории открыт храм, регулярно проводятся богослужения. Технология духовно-нравственного просвещения в части соединяет в себе элементы патриотического православного и художественно-эстетического воспитания. Соблюдая закон о свободе совести и вероисповедания, религиозное просвещение носит исключительно ознакомительный характер. Педагогическая среда данного проекта стала основой для реализации авторского педагогического субпроекта, направленного на художественно-эстетическое и духовно-нравственное совершенствование личности воинов средствами православного искусства.

Целью эксперимента являлось выявление технологических условий развития духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания военнослужащих в досуговой сфере и на материале православной художественной культуры. В ходе эксперимента апробирована авторская программа духовно-нравственного и художественно-эстетического развития военнослужащих на основе православного искусства. В ходе эксперимента удалось выявить параметры воздействия православного искусства на психолого-педагогический и социально-психологический климат в коллективе солдат-срочников, а также проследить динамику эмоциональных, ценностных и мотивационных компонентов личности военнослужащего под воздействием художественно-творческой деятельности.

Внедренная в качестве экспериментальной программа «Формирование основ художественно-эстетической культуры военнослужащего средствами православного искусства» реапизовывапась на основе углубленных по содержанию занятий и имела целью формирование у военнослужащих целостного представления об эстетических особенностях, образной сфере и психолого-педагогических аспектах воздействия культового искусства на зрителя и слушателя.

Работа в рамках курса способствовала максимальной активизации творческого потенциала солдата, в ее методике были широко использованы активные методы обучения.

Внедрение программы сопровождалось систематическими тестовыми замерами, позволившими выявить важные психолого-педагогические параметры духовно-нравственного и художественно-эстетического развития личности, включавшие когнитивные, аксиологические, эмоциональные и мотивационные компоненты.

Заключительный этап эксперимента, основанный на сравнительной диагностике психолого-педагогических параметров в контрольной и экспериментальной группах выявил существенные различия в количественных характеристиках уровня развития познавательных способностей, мотивационных предпочтений и ценностных отношений у членов экспериментальной и контрольной группы. Средние показатели оценок в экспериментальной группе на 1-4 балла превосходят аналогичные количественные результаты в контрольной группе. Большинство участников экспериментальной группы были отнесены к высокому и среднему уровню, характеризующему развитие педагогически ценных качеств. В то же время подавляющее большинство членов контрольной группы оказались в категории лиц, обладающих средним уровнем развития заданных экспериментом педагогических качеств. Тем самым, была подтверждена эффективность предложенной экспериментальной модели, выявлены позитивные и негативные тенденции педагогического процесса, требующие развития или корректировки.

Тем самым материалы исследования позволили дополнить теорию социально-культурной деятельности обоснованием и апробацией экспериментальной модели основанной на педагогическом взаимодействии армии и Православной церкви в воспитании военнослужащих на основе традиций православного искусства. Определены также психолого-педагогические условия развертывания социально-культурной деятельности в воинской части, содержательно связанной с православным искусством. Поэтому материалы данного исследования могут стать основой дальнейшей разработки теоретических основ и перспективных моделей художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих в условиях свободного времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были теоретически обоснованы и практически апробированы механизмы организации и методики социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций

В частности, систематизированы положения о том, что социально-культурная деятельность современных Вооруженных Сил представляет собой лишь относительно самостоятельную сферу, тесно связанную со сложными и противоречивыми процессами, происходящими в российском обществе и непосредственно влияющими на армию. Она фактически становится компонентом системы жизнедеятельности армии, поскольку любая деятельность воина опирается на духовные мотивы, стимулы и интересы и характеризуется постоянно возрастающей интеллектуализацией воинского труда.

Особенностью социально-культурной современного воина является укрепление позиций политического сознания, связанного с формированием четких политических, идеологических и нравственных ориентиров. Духовная жизнь современной армии характеризуется возрастанием регулирующей функции гуманистических идеалов и ценностных ориентаций. Вместе с тем, социально-культурное воспитание в армии является сложной, динамичной, многовекторной и многоуровневой системой, интегрирующей организацию деятельности воинов по созданию и освоению духовных ценностей.

Исходя из того, что идея преемственности культурно-исторических и педагогических традиций является доминирующей в военной педагогике, она развивается во взаимодействии с идеей гармоничного развития личности. Постижение исторического опыта предков поможет молодым воинам обрести устойчивые идеалы, веру в неисчерпаемые возможности своего народа, разбудит в них потребность к творческому, коллективному труду, чувство духовной преемственности и сыновней верности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дьяченко, Елена Евгеньевна, 2004 год

1. Абрамович С.С. Взаимосвязь нравственного и эстетического сознания в духовной жизни российских воинов. Дисс. канд. филос. наук. М., 2000. 203 с.

2. Акишин В.М. Психолого-педагогические условия сплочения воинского коллектива. Дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2000. 177 с.

3. Акулич A.JI. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл деятельности офицера Дисс. канд. психологических наук. М., 1996.215 с.

4. Андрощук В.М. Воспитание воинского долга у курсантов ВУЗов в современных условиях (исследование на материалах ВУЗов Войск связи). Дисс. канд. пед наук. М., 2000. 259 с.

5. Аношкин А.Ю. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности курсантов военных авиационных вузов. Дисс. канд. пед. наук., Саратов, 2001.

6. Аристотель. Соч.: в 4-х тт. Т.4. М., 1984. 860 с.

7. Армия и религия (информационное пособие-справочник). М., 1994. С. 139140.

8. Армия и Церковь: новый взгляд на старые традиции. // Ориентир, 1994. № 5.С. 3-8.

9. Аронов A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников. Дисс. доктора пед. наук. М., 1990. 374 с.

10. Байдаков A.B. Словарь-справочник православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX начало XX в.). М.: ГАВС, 1994.

11. Барсов Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Спб., 1893.

12. Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879.

13. Белявский С. С моряком-христианином беседы пастыря о спасении. СПб. 1894.

14. Бердяев Н. Дух и реальность. Париж, 1938. С.11.

15. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1994. 542 с.

16. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (Париж, 1952). Мир философии. 4.2. Человек. Общество. Культура. М.,1991. С. 48-56.

17. Бирюкова М.В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Серпухов, 2000. 219 с.

18. Броневицкий Г.А. Основы военно-морской психологии. М.: Воениздат, 1977. 339 с.

19. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983. С. 176-180.

20. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Тер-ра, 1991.315 с.

21. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. 415 с.

22. Булик Л.А., Калашников И.А. Во имя победы над врагом: Армия, общество, церковь. // Военно-исторический журнал.994. № 8.С. 82-87.

23. Бутовский Н.Д. О казарменной нравственности и внутреннем порядке в войсках. // Военный сборник, 1883. №1. С. 125-127.

24. Бутовский Н.Д. Прежняя служба и настоящая. // Военный сборник, 1889. № 4. С.235.

25. Бутовский Н.Д. Упражнения и занятия, имеющие отношение к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах. СПб., 1899. 36 с.

26. Бутовский НД. Проект инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах. СПб., 1889. 11 с.

27. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика Х1-ХУН в. М.: Мысль, 1995. 637 с.

28. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики. В 4-х т. Н.Новгород: Изд-во им. Св. князя Александра Невского, 1998.

29. Василенко В. Офицеры в рясах. М.-Л.: Госиздат, 1930.

30. Вестник военного духовенства. 1991 .№ 1. С. 51.

31. Военная энциклопедия. СПб., 1912.-Т.9.-С. 24

32. Военно-учебные заведения 1700-1800 гг. СПБ., 1880. С. 70.

33. Военный журнал. СПб., 1831. С.4.

34. Володина Е.Е. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях (на материале преподавания музыкально-теоретических дисциплин). Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. 171 с.

35. Воронин В. На плечах погоны Бог в душе: «Религия и воинская служба (христианство, ислам, буддизм о войне и воинском долге)» // Аргумент. 1993. №4. С. 23-25.

36. Второй Всемирный Русский собор. Второй этап: Через духовное обновление к национальному возрождению (1-3 февраля 1995). М., 1995. 80 с.

37. Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на I Всероссийской конференции «Православие и российская армия»// Ориентир, 1995. №1.С.10.

38. Гаврищук В.П. Профессионально-личностное становление будущего офицера-ракетчика. Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 214 с.

39. Горячев В.С. Слово о Русской школе //Русский дом. 1998.№9.С.9-10.

40. Грязнова Т.М. Духовная музыка и ее нравственно-эстетические функции ( на материале русского православия). Дисс. канд искусствоведения. Саранск, 1999. 141 с.

41. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

42. Турина Т. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект. //- Магистр, 1996. №2. С 58.

43. Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российское воинство. М.: ВВИА им. Жуковского, 1994.

44. Доценко В.Д. История российского флота // Морской альманах. 1992. №1. С.48.

45. Дьяченко Г. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 498 с.

46. Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. 226 с. (С. 167-168).

47. Жомини Г. Очерки военного искусства. Т.1. М.: Воениздат, 1939. С.79.

48. Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М., 1999.-С. 48-49.

49. Зиновьев В. Исторические сведения о церковном пении. М., 1916., 415 с.

50. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии, 1991. №1. С. 308

51. Златоуст И. Для чего употребляется Церковное пение. М.: Талан, 1997. 160 с.

52. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования. Дисс. докт. пед. наук. М., 1999. 559 с.

53. Иванов А.В. Педагогическая система Святителя Тихона Задонского. Дисс. канд. пед. наук. Елец. 2000. 134 с.

54. Иванов В.И. Две стихии в современном символизме // Русские философы (конец XIX середина XX в.) Антология. Вып. 1. М.: Изд-во «Книжная палата», 1992. 517 с.

55. Иконописные формы как формы синтеза. Богословские труды. М. 1926. С. 9.

56. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 510 с.

57. Ильин И.А. Собрание сочинений. М., 193. Т.1. С. 239.

58. Ильин И.А. Творческая идея будущего: Об основах духовного характера. Новороссийск: Русский архив, 1991. С.30.

59. Ильичев Л.Ф. Философия и научный прогресс. М., 1977. 256 с.

60. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1908. 114 с.

61. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1981ю335 с. (С.87).

62. Калашников И. Времена меняются, вера остается. // Вестник ПВО. 1993. №9. С. 33-34.

63. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания). Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. 112 с.

64. Кликунова Е.В. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 классов посредством приобщения к русскому религиозному искусству. Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. 239 с.

65. Ключаров Н.Н. Религия в духовной жизни российского офицера. // Военная мысль. М. 1994. №1. С. 56-59.

66. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. М., 1987.

67. Ковалевский Н.А. Империализм. Религия. Церковь. М.: Политиздат, 1986.

68. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов: Изд-во Тамб. Унта. 1996. 153 с.

69. Колтунов А.С. Формирование тактического мышления курсантов ВУЗов ВВМВД России в процессе изучения военных дисциплин Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2000. 176 с.

70. Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина российской армии. Дисс. канд. философских наук. М., 1997. 240 с.

71. Кузнецов A.M. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII начало XX века) Дисс. канд. исторических наук. М., 2000. 224 с.

72. Культурно-просветительная работа в армии и на флоте. М: Воениздат, 1977.320 с.

73. Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800-1900 гг.). СПб., 1900. С. 153.

74. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Симферополь: Таврия, 1990. С. 141.

75. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. 407 с.

76. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989.366 с. С. 302.

77. Лосский Н.О. Богослужебные основы церковного пения. М., 1913. 203 с.

78. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. Посев, 1957. С. 48

79. Лукьянчиков В.И. Концепция церковного искусства в религиозно-эстетических воззрениях П.А.Флоренского. Дисс. канд. филос. наук. Липецк, 1999.113 с.

80. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М.: Московская духовная академия, 1987. 196 с.

81. Медведева Н.А. Формирование ценностных ориентаций учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования средствами православного просвещения. Дисс. канд. пед. наук. Курган, 2000. 184 с.

82. Никольский В. Христианство, патриотизм и война. Казань, 1904. 98 с.

83. О церковном пении. М.: Талан, 1997. 160 с.

84. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. 461 с.

85. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви : проблемы освоения наследия: В 2-х кн. Новосибирск, 1996. 401 с.

86. Описание изданий гражданской печати. 1708-1725 гг. М.-Л., 1955. С. 516523.

87. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. М.: Педагогика, 1991. 448 с.

88. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. С. 34-58.

89. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. 6. №3759. С. 370-371.

90. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. 6. № 3485. С. 42-48.

91. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. СПб., 1894. 23 с.

92. Приказ Министерства обороны РФ № 235 от 17.06.97 г. «О Домах офицеров, офицерских клубах и клубах воинских частей вооруженных сил Российской Федерации».

93. Протоиерей А.Смирнов. Назначение священнослужителей во флот в царствование Петра I. // Вестник военного и морского духовенства, 1914. № 21.

94. Псалтырь на всякую потребу. М.: Синтагма, 1997. 208 с.

95. Пэскел Д. Духовное и моральное развитие: рабочие материалы для дискуссии // Магистр, 1994. №2. С. 42.

96. РГА ВМФ, ф. 224. Оп. 1,д.18,л. 118-325.

97. РГА ВМФ, ф. 417. Оп.2, д.2532, л. 7-8.

98. РГВИА, ф. 1, on. 1, т 1, д. 332, л. 17.

99. РГВИА, ф. 29, оп. 1/153, д. 136, л. 3-5.

100. Романов Л.И. Музыкальное искусство и православие. JL, 1996. 165 с.

101. Романов И.Н. Крещение феномен русской культуры. Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. МГУК - М., 1998. №3-4, 165-174 с.

102. Руководство по профессиональному психологическому отбору и рациональному распределению призывников, военнослужащих срочной службыи кандидатов на обучение военным специальностям в ВС СССР (приказ МО СССР № 162 1986 г.) М.: Воениздат, 1986. 258 с.

103. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995, 615 с.

104. Сергий Радонежский: Сборник. / Сост. В.А. Десятников М. 1991. С. 44-45, 80, 84.

105. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. 339 с.

106. Соловьев B.C. Собр. соч в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990.

107. Соловьев B.C. Собр. соч в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1998.

108. Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 483.

109. Степанчук O.A. Эстетическое воспитание курсантов военно-физкультурного вуза. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1996, 173 с.

110. Тарский Ю.И. Социально-культурные аспекты функционирования военного училища: деятельность субъектов образовательного процесса. Дисс. докт. соц. наук. Саратов., 1997. 448 с.

111. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. T. V. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1999. 345 с.

112. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. T. IV. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1999. 387 с.

113. ИЗ. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. T. I. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1999. 244 с.

114. Тимофеев В. Религиозные убеждения и военная служба. // Советская юстиция. 1991. №4. С. 19-20.

115. Ткалич А.И. Просветительская деятельность русской православной церкви на крайнем северо-востоке в досоветский период. Дисс. канд. ист. наук. 1999. 181 с.

116. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. // Русское религиозное искусство. М., 1993. 400с. (с. 17).

117. Федько И.Ю. Педагогическое творчество Н.Д. Бутовского в контексте военно-политических реалий пореформенной России. Дисс. канд.пед.наук. Ставрополь, 1988. 165 с.

118. Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие». 1996. 228 с.

119. Философский словарь. М., 1991. С. 131.

120. Флоренский П. Обратная перспектива. // Русское религиозное искусство,. М., 1993.400с.

121. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. 254 с.

122. Флоренский П.А. Имеславие как философская предпосылка. // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Собр.соч. в 2-х т. Т. 2 М.: Правда, 1990. С. 281-321.

123. Флоренский П.А. Философская антропология. // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Собр.соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1990. С. 34-39.

124. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. // Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. 822 с. С.369-382.

125. Франк СЛ. Русское мировоззрение. СПб., 1996. 193 с.

126. Франк СЛ. Смысл жизни. //Вопросы философии, 1990. №6. С. 120.

127. Фрунзе М.В. Избранные произведения. Т. 4. М.: Воениздат, 1957. С. 143.

128. Хомяков A.C. Церковь одна. // Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь», 1979. №1. 36с.

129. Чимаров С.Ю. Русская православная церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота (1800-1917). Дисс. докт ист. наук. СПб, 1999. 497 с.

130. Чубуков А.Ф. Ценностные ориентации курсантов военного училища в современных условиях. Дисс. канд. соц. наук. Саратов., 1998. 146 с.

131. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики. Дис. канд. пед. наук. Елец, 2001. 149 с.

132. Шарухин А.П. Нормативно-уставное регулирование процесса воспитания в вооруженных силах Российской Федерации. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1998.645 с.

133. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Самара, 1998. С. 491-492.

134. Ядыкин И. Современная армия и литература. Круглый стол. // Красная звезда, 10 февраля 1999 г.

135. Яковлев П.П. Влияние Веры на военное дело. М., 1900. С36-40.

136. Sorokin P.A. The Crisis of our Age. N.Y., 1941. P. 13.

137. АНКЕТА (для рядового состава)1. VI Ваше образование1 среднее2 средне-специальное3 высшее4 иное

138. У2 Каков срок службы в Армии?1 6 месяцев2 1 год3 1,5 года4 другой срок

139. УЗ Считаете ли Вы, что современному человеку надо знать свою родословную?1 да, необходимо2 не считаю это важным3 затр. отв.1. У4 Верите ли Вы в Бога?1 да2 нет3 затр. отв.

140. У5 Является ли для Вас барьером в общении вероисповедание?1 да, является2 скорее всего да3 скорее всего нет4 не является5 затр. отв.6 иное мнение

141. У6 Посещаете ли Вы церковь?1 да, для меня это необходимо2 не считаю это важным3 затр. отв.

142. У7 Как Вы относитесь к православному искусству (культовой музыке, храмовой архитектуре, иконописи, церковной утвари)1 положительно2 отрицательно3 мне это не интересно4 затр. отв.

143. У8 Хотели бы Вы побывать в святых местах России?1 да2 нет3 не считаю нужным4 затр. отв.5 не думал об этом

144. У9 Как Вы относитесь к созданию в в/частях хоров, исполняющих духовную музыку и патриотическую?1 это очень важно2 не считаю важным3 затр. отв.4 иное мнение

145. VIO Какие чувства вызывают у Вас произведения духовной музыки? (ответьте в каждой строке)

146. Эмоции Постоянно Часто Иногда Никогда1. Отвращение 1. Радость 1. Умиротворение 1. Грусть 1. Возбужденность 1. Гнев 1. Сострадание 1. Страх 1. Ничего

147. VII В экстремальных ситуациях (выполнение военного долга) важно ли для Васвстреча со священником?1 да, это необходимо2 не считаю это важным3 затр. отв.4 иное мнение

148. V12 Нужно ли возрождать утраченные традиции русской армии, связанные с православной культурой?1 да2 нет3 это очень важно4 затр. отв.5 иное мнение

149. V13 Как Вы считаете: приобщение солдата к православной культуре помогает ли воспитывать Защитника Отечества?1 да2 нет3 затр. отв.4 иное мнение

150. VI4 Считаете ли Вы, что современного юношу следует готовить к службе в Армии?1 да, это важно2 нет3 необязательно4 затр. отв.5 иное мнение

151. V15 Как Вы относитесь к строительству церквей , часовен на территории в/частей?1 это очень важно2 не имеет значения3 затр. отв.4 иное мнение

152. У16 Чтобы Вы хотели изменить в солдатском быту?1 ничего2 режим дня3 проведение свободного времени4 затр. отв.5 иное мнение

153. V17 Как Вы считаете: подготовлен ли современный офицер к воспитанию защитника Родины?1 да2 нет3 затр. отв.4 иное мнение

154. V18 Какого воспитателя в лице офицера Вы хотели бы видеть?1 морально устойчивого2 физически развитого3 всесторонне развитого4 верующего в Бога5 затр. отв.6 иное мнение

155. АНКЕТА (для офицерского состава)1. VI Ваше образование?1 среднее2 средне-специальное3 высшее4 иное

156. У2 Сколько лет служите в Армии?1 от 1 -3 лет2 до 5 лет3 до 10 лет4 иное

157. УЗ Как Вы относитесь к православному искусству?1 положительно2 отрицательно3 мне это не интересно4 затрудняюсь ответить

158. У4 Насколько Вы чувствуете себя подготовленным к воспитанию защитника Отечества?1 подготовлен2 не готов3 надо еще учиться4 затрудняюсь ответить5 иное мнение

159. У5 Требуется ли Вам психолого-педагогическая помощь в работе с личным составом?1 да2 нет3 затрудняюсь ответить4 иное мнение

160. У6 Нужно ли возрождать утраченные традиции русской Армии?1 да2 нет3 это важно4 затрудняюсь ответить5 иное мнение

161. У7 Преподавали ли Вам православную культуру в учебном заведении, которое Вы закончили?1 да2 нет3 да, немного

162. У8 Считаете ли Вы необходимым изучение православной культуры в учебных заве^ дениях?1 да, это важно2 нет3 затрудняюсь ответить4 иное мнение

163. У9 Как Вы относитесь к участию церкви в воспитательной работе в Армии?1 положительно2 отрицательно3 затрудняюсь ответить4 иное мнение1. VIO Верите ли вы в Бога?1 да2 нет3 затрудняюсь ответить4 иное мнение

164. VII К какой конфессии Вы относитесь?1 католик2 протестант3 атеист4 православный5 мусульманин6 затрудняюсь ответить7 иное

165. V12 Как Вы относитесь к созданию в в/частях хора, исполняющего духовную и патриотическую музыку?1 это очень важно2 не считаю важным3 затрудняюсь ответить4 иное мнение

166. V13 Что бы Вы хотели изменить в армейском быту?1 нормированный рабочий день2 благоустроенный быт3 проведение досуга4 твердый отпускной график5 заработную плату6 затрудняюсь ответить7 иное мнение

167. V14 Хотели бы Вы побывать в святых местах России?1 да2 нет3 не считаю нужным4 затрудняюсь ответить5 другое мнение6 не думал об этом

168. У15 Как Вы относитесь к строительству церквей, часовен на территории в/частей?1 да, это важно2 не имеет значения3 отрицательно4 затрудняюсь ответить5 другое мнение

169. VI6 Считаете ли Вы, что современного юношу следует готовить к службе в Армии?1 да, это необходимо2 нет3 не обязательно4 затрудняюсь ответить5 иное мнение

170. У17 Считаете ли Вы, что православная культура обогащает духовно нравственно со временного солдата?1 да2 нет3 затрудняюсь ответить4 другое мнение

171. V18 Какие чувства вызывают у Вас произведения духовной музыки? (ответьте в каждой строке)

172. Эмоции Постоянно Часто Иногда Никогда1. Отвращение 1. Радость 1. Умиротворение 1. Грусть 1. Возбужденность 1. Гнев 1. Сострадание 1. Страх

173. V19 Считаете ли Вы знакомство с Библией важным?1 да2 нет3 это важно4 затрудняюсь ответить5 иное мнение

174. V20 Трудно ли Вам соблюдать заповеди?1 да2 нет3 с трудом4 другое мнение5 затрудняюсь ответить

175. V21 Знаете ли Вы события личной жизни Ваших подчиненных?1 да2 нет3 мало4 не интересуюсь5 это не надо знать6 другое мнение

176. Как относитесь к службе в Армии?1. считаю это важным гражданским долгом2. нужна альтернативная служба3. затрудняюсь ответить4. иное мнение

177. Как относитесь к священнослужителю в в/частях?1. это необходимо в современных условиях жизни2. желательно, чтобы священнослужители были в каждой в/части3. иное мнение

178. Надо ли изучать религиозную литературу в в/частях?1. да, очень важно2. нет3. иное мнение

179. Должно ли быть: церковь, часовня, православный хор в в/частях? Ь Да2. Нет3. Иное мнение

180. Как Вы относитесь к воспитанию военнослужащих на основе традиционной право славной культуры?1. положительно2. отрицательно3. не считаю это необходимостью4. иное мнение

181. АНКЕТА (для священнослужителей)

182. Когда возникло желание посвятить себя служению Богу?

183. Как Вы считаете, знание христианства, и истории нашего государства улучшит ли наше общество нравственно?1. да2. нет3. затрудняюсь ответить4. иное мнение

184. Какие вопросы ставит перед собой священнослужитель для духовного возрождения народа?1. Тестдля солдат срочной службы

185. При заполнении теста рекомендуем отметить цифру, обозначающую тот вариант суждений,который наиболее соответствует Вашему мнению:1 Полностью согласен2 Скорее всего, да3 Согласен не совсем4 Скорее нет, чем да5 Не согласен6 Затрудняюсь ответить

186. Я считаю, что для современной молодежи очень важно участво- 1 2 3 4 5 6 вать в мероприятиях, связанных с возрождением православнойкультуры

187. Православная культура воспитывает только лучшие качества лич- 1 2 3 4 5 6 ности.

188. Я очень сожалею о том, что многие сокровища православного ис- 1 2 3 4 5 6 кусства безвозвратно утрачены

189. Я испытываю настоящее удовольствие, когда общаюсь с произве- 1 2 3 4 5 6 дениями православного искусства

190. Произведения церковного искусства оказывают на человека очень 1 2 3 4 5 6 сильное возвышающее воздействие.

191. Очень важна программа возрождения православных традиций в 1 2 3 4 5 6 русской армии

192. Я хотел бы участвовать в художественно-массовом мероприятии, 1 2 3 4 5 6 связанном с возрождением православной культуры

193. В дальнейшем я хотел бы рассказать своим друзьям о сокровищах 1 2 3 4 5 6 православного искусства

194. Я смогу оказать помощь тем, кто заинтересуется православным 1 2 3 4 5 6 искусством

195. В будущем в личной жизни и профессиональной деятельности я 1 2 3 4 5 6 обязательно буду обращаться к информации, полученной на занятиях по православной культуре.

196. Я с удовольствием и гордостью воспринимаю произведения пра- 1 2 3 4 5 6 вославного искусства

197. Мне бы хотелось участвовать в педагогическом проекте, связан- 1 2 3 4 5 6 ном с возрождением православных художественных традиций

198. Я обязательно буду заниматься благотворительностью и помогать 1 2 3 4 5 6 тем, кто попал в трудную ситуацию

199. В своей будущей гражданской жизни я обязательно буду опирать- 1 2 3 4 5 6 ся на высшие духовные идеалы

200. Я смог бы вести воспитательную работу с трудными подростками 1 2 3 4 5 6

201. В армии я получил хороший опыт освоения духовно- 1 2 3 4 5 6 нравственных и художественных ценностей православной культуры1. Тестдля солдат срочной службы

202. При заполнении теста рекомендуем отметить цифру, обозначающую тот вариант суждений, который наиболее соответствует Вашему мнению:1 Полностью согласен2 Скорее всего, да3 Согласен не совсем4 Скорее нет, чем да5 Не согласен6 Затрудняюсь ответить1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.